Определение понятий "объект науки" и "предмет науки". Общая характеристика процесса формирования представлений о "объект науки" и "предмет науки"

Грамотный подход к обозначению ключевых аспектов научной работы во многом определяет её успех. Приступив к написанию научной работы , исследователь часто затрудняется в правильном определении объекта изучения.

Несмотря на то, что определение понятий можно легко отыскать в словаре, трудности с самостоятельным выделением объекта исследования у авторов научных работ возникают довольно часто.

Понятие объекта более широкое, поэтому определить его в своем исследовании обычно бывает проще, чем предмет. Объект имеет множество свойств и сторон для изучения.

Объектом исследования является – явление или предмет, существующий в материальном мире независимо от сознания человека, и на которое направлено его познание или деятельность. Проще говоря, объект – это та часть всего научного познания, с которой работает исследователь.

В научной работе объект тесно связан с темой исследования, но не повторяет ее.

Предмет исследования

Четкое разграничение понятий «объект» и «предмет» в научной работе, их правильная формулировка – критерии компетентности исследователя и грамотности его научной работы.

Предмет исследования – это отдельное свойство объекта, вопрос или проблема, находящаяся в его рамках. Любая научная работа не может охватывать весь объект для изучения. Поэтому необходимо выделить конкретную сторону, на которую будет направлена деятельность исследователя.

При выделении предмета изучения следует ответить на вопрос: «Что конкретно изучается?». Предметом могут быть процессы, явления, отношения, проблемы, закономерности, зависимости и т.д. Другими словами, происходит уточнение объекта или его конкретизация.

Примеры определения объекта и предмета исследования

Для более полного понимания рассматриваемых категорий стоит рассмотреть примеры определения объекта и предмета исследования.

Для того, чтобы правильно определить объект и предмет исследования, нужно выявить область, в рамках которой проходит исследование. Далее следует рассмотреть тот аспект этой области, которую исследователь планирует изучить, исходя из цели работы. Это и будет являться предметом изучения.

Пример 1. Дисциплина «Микроэкономика» имеет объектом изучения экономическую деятельность людей. Предметом изучения могут являться экономическое поведения людей, их экономические взаимоотношения и т.д.

Пример 2. Дисциплина «Микробиология». Объектом изучения микробиологии являются различные микроорганизмы. Предметом изучения могут быть рост, развитие и размножение этих микроорганизмов, их распространение и т.д.

Пример 3. Дисциплина «Микросоциология». Объектом изучения микросоциологии является семья, а предметом – семейное поведение. Объектом изучения информатики являются информационные системы, а предметом могут быть такие аспекты как программное обеспечение, аппаратное обеспечение и др.

Разница между объектом от предметом исследования

Для примера рассмотрим несколько вариантов определения объекта и предмета исследования в различных науках.

Предмет исследования тесно связан с темой научной и работы и, зачастую, повторяет ее в точности. Объект не так связан с темой исследования, поскольку это достаточно широкая сфера, исследовать которую можно с различных сторон.

Следует запомнить , что как более многогранное явление, объект является первичным. Предмет как часть системы, как частный аспект общего явления – вторичен. Формулирование предмета происходит более подробно и расширенно, тогда как при описании объекта можно обойтись двумя-тремя словами.

Объект и предмет исследования – в чём разница? обновлено: Февраль 15, 2019 автором: Научные Статьи.Ру

Приступая к началу какой-либо научной деятельности, первое, что необходимо сделать, – определить предмет и объект исследования. Эти понятия тесно связаны между собой, так как они объединяют непосредственно деятельность и условия, которые для нее созданы или ей сопутствуют. Обычно объект исследования - это небольшие или крупные социальные единицы, а в точности – отношения между участниками процесса изучения. Таким образом, объект исследования представляет собой единство объективного и субъективного.

Важность определения объекта исследования

Ни одна научная работа не имеет права претендовать на звание основательной и законченной, если ее не начали, решив выявить объект и предмет исследования. Этому моменту в исследовательском процессе следует придавать особое значение. Ведь вычленение из всех имеющихся задач единственно верной, нужной и актуальной для работы – есть первый шаг к проделыванию ответственного, обоснованного научного труда.

Характеристики и структура

Все объекты, подвергающиеся процессу исследования, обладают некоторыми характеристиками, как то: месторасположение, демографическо-социальный состав, численность, подразделения, в зависимости от различных факторов (цвет кожи, национальность, гендерный признак).

Каждый объект исследования - это отличная от подобных единица, которая обладает определенным индивидуальным характером взаимодействия с иными социальными группами и единичными объектами, окружающей средой и ее отдельными факторами. Важной чертой являются территориальные характеристики, которые определяются заранее до начала научного процесса.

Не менее важно перед стартом научной работы определить длительность, срок проведения научной работы, цель исследования, объект исследования и предмет.

Недопустимость смешения объекта и предмета исследования

Объект исследования – это тот фактор, выделение которого имеет огромное значение. В первую очередь необходимо уметь верно отличать от него предмет, ведь он является всего лишь составной частью первого. Нужно ответственно относиться к определению той объективной сферы, которая вызывает интерес исследователя, так же как и вычленять ту область, относительно которой ученый планирует получить новые сведения. Путаница в понимании того, что такое объект и предмет исследования способна привести к недостоверности глобальных выводов и подмене результатов исследования предположениями по поводу истин, которые установлены уже давно и не подлежат оспариванию.

Неверным будет определить объект научного исследования как широкую исследовательскую область, а предмет - узкую. Также часто исследователи совершают большую ошибку, считая объектом тех, кто принимает участие в процессе. Это не так. Нужно понять, что конкретно изучается и каким образом раскрываются функции и аспекты изучаемого.

Типичные ошибки в определении объекта исследования. Примеры из области педагогических исследований

Объектом социального научного изыскания в области педагогики наиболее часто выступает воспитательная образовательная деятельность, взаимоотношения между участниками процесса (коллективом и личностью, самообразованием и обучением, самовоспитанием и воспитанием), управление или организация учебно-познавательной деятельностью подростков, учреждением или процессами, происходящими в нем.

Предметом исследования, в отличие от объекта, можно определить цели воспитания и образования, прогнозирование, формы, содержание и методы проведения и организации педагогического процесса в целом. К нему же относят характеристику деятельности учеников и их педагогов, пути совершенствования процессов обучения и воспитания, характер и свойства требований и воздействий педагогов по отношению к своим воспитанникам.

Изучение объекта исследования во время педагогических изысканий происходит путем разбора разнообразных видов конфликтов и ситуаций, отношений между воспитанниками и их взаимодействия в коллективе (коллектив и личность, ученик и его родители, ученик и педагог, семья и школа, школа и ее руководство, общественность и ученики). Важными элементами предмета исследования принято считать процесс самообучения (ребенка и педагога), самопознание, самовоспитание, восприимчивость к советам и стороннему воздействию, воспитание жизненного опыта и его влияние на поступки и поведение.

Целесообразно при старте научно-исследовательского процесса выбрать какой-то один конкретный аспект для изучения, он и будет основным предметом исследования. Остальные объекты и методы будут лишь вспомогательными.

Предмет исследования как естественная неотрывная часть объекта

Предметом исследования являются различные стороны (отношения и свойства) объекта, которые связывают его с изучаемой актуальной проблемой либо определенной ситуацией. Именно на них обычно фокусируется главная задача ученого, проводящего то или иное социологическое исследование. Обычно в суть понятия предмета исследования включены только элементы, отношения и связи объекта, подлежащие исследованию в данном определенном научном труде. Определить предмет исследования – значит установить границы поиска, предположить наиболее существенные в области поставленной задачи связи и проблемы, допустить временные рамки возможного вычленения каждого и собрание всех элементов исследования в единое целое, в систему. Именно в предмете исследования обычно выражены все области и направления, выбранные для изучения, важнейшие цели и задачи, а также возможности предполагаемого их решения, которое предполагало бы соответствующие средства и методы.

Методы исследования

В науке объект исследования - это основное поле деятельности исследовательского процесса. Но в каждом отдельно взятом научном направлении можно выделить ряд объектов для исследования, каждый из которых представляет собой самостоятельную отдельную область, а вместе они являются логически связанным существом и целью исследовательского научного процесса в конкретном научном направлении.

Обычно, избирая такие объекты и методы исследования, решаются на изучение чего-то непознанного, неизученного ранее, либо части некоторого аспекта, который ранее наукой исследован не был. Предварительно перед фактом выделения вычленяются все неизвестные ранее явления в определенной области познания. Этот способ применяется в качестве научного метода при условии, что выделение индивидуального из общего возможно априори.

Значимость логических заключений

Выше описанное деление, производимое, согласно выбранным сферам нескольких наук сразу либо одной определенной научной дисциплины, производится с помощью логических рассуждений и применяется к сфере действия законов, на основании которых существует и функционирует определенная научная дисциплина или ряд научных дисциплин. Выясняется это опытным путем и значительно облегчает процесс изучения, помогая справляться с возникающими во время исследования трудностями.

Метод наблюдения и формирование гипотез

Значение первостепенной важности в вычленении объекта исследования имеет процесс наблюдения, при условии, что он возможен. Следующим важнейшим способом изучения объекта чаще всего называют эксперимент. Произвести связь между наблюдаемыми, ранее известными и вновь выясненными данными, помогает создание особых правил, научной логики и наличие уже известных данных. На основании сделанных после этого выводов, ученые делают предположения или гипотезы, которые, в свою очередь, по сути своей, представляют предсказательный метод исследования.

Нередко в процессе научного исследования, кроме выше перечисленных методов, применяют также дедуктику. Она является ретроспективным и наибольшую популярность имеет в точных науках, таких как математика, криминалистика.

Мировая научная деятельность с момента своего рождения прошла длинный путь, но до сих пор самым верным способом построить корректную научную теорию считается научный метод.

С точки зрения философии, объектом исследования является...

Философия позволяет провести анализ объекта и предмета исследования, с точки зрения общего и единичного. Как известно, любой процесс, вещь или явление имеют целый ряд свойств, характеристик и особенностей, которые присущи только им. Рассмотрим деревья в качестве примера. Береза, тополь, дуб и сосна имеют свои индивидуальные особенные качества. Это и есть частное или единичное. Как каждое частное является представителем чего-то общего, так и перечисленные выше элементы имеют такие общие характеристики, которые позволяют назвать их не иначе, как «деревья».


Получается, что все, существующее во вселенной, кроме индивидуальных характеристик, обладает характеристиками, свойственными другим процессам, предметам или явлениям. И это способствует выделению определенных групп и общих качеств их компонентов.

Функциональный аспект исследования

Произвести дополнение постигнутого в процессе исследования поможет рассмотрение особенностей реализации объектов во время познавательной деятельности. В данном случае предмет и объект способствуют решению разных задач. Объект занимается фиксацией самого факта наличия процесса или явления, которые подлежат изучению. Он обозначает законы развития, свойства и взаимосвязи функционирования того, что изучается. Предмет же уточняет рамки, ограничивающие область познания объекта. Он направлен на отражение существенных сторон, рассматриваемых с различных точек зрения. Многогранное, детальное отражение всех объективных аспектов знания способствует формированию глубины содержания научного исследования. Предмет фиксирует все законы, свойства и связи, присутствующие в научном знании и сформированные ранее в качестве логических образований.

Примеры объекта и предмета исследования в социологии

В программе каждого социологического исследования, как обязательный компонент, содержатся объекты социального исследования. Обычно они представляют собой некую структуру, состоящую из ряда упорядоченных взаимосвязанных элементов. Например, общество является объектом изучения множества наук: истории, философии, политологии и психологии, то есть его изучают с различных сторон и конкретизируют при помощи предмета исследования, где предметом являются связи, свойства, отношения, которые носят социальный характер. Так, при условии, что цель изучения – выявление причин невысокой успеваемости школьников, определение объекта исследования будет следующим: это социальная группа, часть общества, состоящая из детей школьного возраста.

А предметом научной деятельности в данном случае будут причины, взаимосвязи и характер отношений школьников друг с другом и окружающим миром.

В ходе изложения уже неоднократно употреблялись понятия "объект науки" и "предмет науки" 13, однако при этом не было раскрыто их содержание. Для дальнейшего изложения это необходимо сделать.

Прежде всего следует отметить, что довольно часто понятие "объект науки" и "предмет науки" не разделяют. В этом случае, как правило, под предметом науки понимают часть действительности, которую изучает (исследует) та или иная наука. Нельзя сказать, что такой подход является абсолютно неправильным, однако его не стоит рассматривать как достаточно научный и содержательный. Например, если в рамках этого подхода попытаться определить, что является предметом теории государства и права (далее - ТДП), то ответ будет такой: предметом ТДП государство и право. В определенной степени такой ответ правильный, но поскольку государство и право так или иначе фактически изучается всеми социально-гуманитарными науками (и не только ими), то такое определение предмета ТДП нам ничего не дает.

Конечно, в названии каждой науки в определенной степени обычно присутствует указание (скорее, намек) на то, что является ее предметом, но:

а) не всегда эта связь (связь между названием науки и ее предметом) очевиден и прямо коррелирующие;

б) название науки всегда историческая в том смысле, что она вводится на определенном этапе формирования (выделения) науки в системе научного поля. Поэтому иногда название науки может быть никак не связана с объектом (предметом) ее исследования. В качестве примера приведем термин "метафизика", которым до сих пор иногда называют философию (ее отдельную отрасль). Сам термин можно перевести как "то, что следует за физикой". Можно, исходя из такого названия, определить предмет метафизики (в данном случае термин "метафизика" используется как синоним понятия "философия")? Вряд ли.

Еще более неточным является представление о том, что предмет науки это "определенный круг закономерностей, изучаемых любой сфере человеческой деятельности" 15. Даже если допустить, что эти закономерности существуют, то прежде чем их исследовать наука сначала должна установить их. При этом важно учитывать следующее: процесс установления упомянутых закономерностей и составляет основной массив научной деятельности как во временном, так и в интеллектуально-энергетическом плане.

Поэтому поскольку, как уже отмечалось выше, многие науки изучают одни и те же явления, феномены и т. П. (Указано в основном касается социально-политических и юридических наук), то отсюда всегда возникает вопрос о том, как выделить предмет исследования одной науки от предмета исследования другой в том случае, если круг явлений (феноменов и т. п.), которые изучаются этой наукой совпадают или близки.

Именно для решения проблемы научно обоснованного и четкого разграничения наук в контексте частичного или полного совпадения явлений, ими исследуются, была осуществлена попытка введения в научный оборот, наряду с понятием "предмет науки", также понятие "объект науки".

Упомянутый подход получил достаточно широкое распространение в юридических науках. Его содержание довольно удачно изложил М. Байтин: "Каждая наука имеет свой объект и предмет исследования, которые тесно соотносятся, но не совпадают. Понятие объекта шире, им охватываются явления внешнего мира, на которые распространяется познания и практическое влияние суб " объектов, людей.

Предмет же - это часть, сторона, тот или иной конкретный аспект исследуемого объекта данной наукой; этот круг наиболее существенных вопросов, которые она изучает.

Если объект выступает, как правило, общим для ряда наук, то предмет одной науки не может совпадать с предметом другой. Любая наука имеет характерный только для нее предмет, которым и определяется самостоятельность, уникальность и особенности той или иной науки, ее отличие от других систем знаний "16. Если добавить к указанному выше, что в таком случае предмет науки понимается как" круг вопросов, которые она изучает "17, и таким образом можно получить полное представление об этом подходе.

Идея использовать понятие "объект науки" в контексте определения предмета конкретной науки стала широко использоваться в юридической литературе в середине 70-х годов XX в. Среди ее сторонников можно назвать В. Тенненбаум, А. Васильева, Ф. Фаткуллин, А. стреловых и др.

Более того, некоторые юристы-ученые в своих трудах игнорируют понятие "объект науки", в частности такие ученые, как: стоит абсолютизировать, как это делают некоторые ученые, например, А. Сурилов.

Учитывая это по подхода, рассматривается, есть свои "плюсы", но ему присущи и определенные "минусы". Можно назвать такие методологические (не говоря о других) недалеко использования понятия "объект науки" при определении предмета той или иной науки, как: считая, что объектом (а соответственно, и предметом) науки есть элементы объективной реальности, возникает вопрос: а что делать в случае, если наука исследует феномены, которые не являются ли (извините за тавтологию) явлениями по своей сути, нельзя однозначно утверждать, что исследуемое вообще существует. Например, теология - наука о Боге и Его промысел. Можем ли мы утверждать, что Бог - элемент объективной реальности? Или, например, наиболее распространена точка зрения о предмете ТДП заключается в том, что ТДП изучает

общие и специальные закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, но ответ на вопрос о самой наличие закономерностей как таковых неочевидна, как это может показаться на первый взгляд;

Во многих случаях, особенно на этапе становления (формирования, отделения) конкретной науки, определить разницу между объектом и предметом науки бывает очень проблематично, а иногда и нецелесообразно. Здесь следует учитывать, что проблема определения предмета конкретной науки становится актуальной на заключительном этапе ее выделения в рамках научного поля - когда ее наличие в структуре знания вызывает определенный конфликт, как правило, со смежными науками. Попытки более или менее четко определить свой предмет свидетельствует о достаточно высоком уровне развития той или иной науки и о том, что она уже достигла определенного уровня зрелости;

В отдельных случаях использование понятия "объект науки" в контексте определения предмета науки не позволяет разграничить некоторые науки. Особенно наглядно это проявляется в юридических науках. Например, в чем разница между объектами хозяйственного и гражданского права?! Здесь вызывает определенные сомнения правильность уже приведенной выше тезисы М. Байтина о том, что "каждая наука имеет свой объект и предмет исследования, которые тесно соотносятся, но не совпадают".

На основании изложенного заметим, что для выделения наук в отдельных случаях приемлемо использовать понятие "объект науки" и "предмет науки", поскольку это позволяет достичь ожидаемого эффекта. Однако так бывает не всегда. В некоторых случаях этот подход нецелесообразен, поскольку с его помощью можно решить поставленную задачу. Поэтому абсолютизировать такой подход (как это делает А. Сурилов) вряд ли правильно. К тому же стоит отметить, что в случаях, когда речь идет не о разграничении наук между собой, использование терминов "объект науки" и "предмет науки" вряд ли целесообразно.

Рассматривая вопрос о предмете отдельной науки, следует иметь в виду, что наука в целом и ее отрасли изучают то, что сами определяют как свой предмет (объект). Это в свою очередь связано с осуществлением соответствующих логических и теоретических операций, составляющих процесс выделения предмета (объекта) исследования. Причем подчеркнем, что "выделить, то есть исследовать можно лишь то, что поддается теоретическому анализу исторически данными средствами познания". Иначе говоря, сам предмет (объект) науки - явление, обусловленное историческим этапом развития науки, который с количественной стороны характеризуется накопленным эмпирическим материалом, а с качественной - совокупностью и степенью разработанности теоретических обобщений (теорий, гипотез, концепций и т. Д.) и уровнем развития методологии. А это в свою очередь имманентно уровню интеллектуально-культурного развития того или иного сообщества в частности, цивилизации) на конкретном этапе ее существования. Ядерная физика, как самостоятельная наука, вряд ли могла бы появиться в средневековой Европе или африканских пигмеев сейчас.

Как уже отмечалось, процедура выделения конкретной науки в системе научного знания по своей природе носит субъективный характер. В то же время и в этой процедуре мы встречаемся с саморепрезентации (самоопределением) субъектом познания предмета (объекта), который он исследует в контексте доступной ему (субъекту познания) информации, накопленной в обществе об этом предмете (объект). С этой точки зрения, при осуществлении выделения прежде всего субъект познания, исходит из своих представлений о:

Место и значение той или иной науки в системе устоявшихся научных координат-классификаторе в, которые сформировали существующий на момент распределения отраслевое разделение знаний;

Цели исследования, во многом определяет угол зрения на предмет (объект) исследования. В то же время в процессе выделения определенного

научного знания, как отдельной самостоятельной отрасли науки, имеем дело с екстрадефинитациею (от лат. extra - внешнее, definire - определять), то есть внешней оценкой позиции субъекта познания относительно определения последнее предмета науки, дается субъектами, которым адресована эта позиция (научное сообщество, ученые-коллеги, слушатели и т. д.). При этом екстрадефинитация в большей степени, чем же презентация, зависит от существующих стереотипов, которые циркулируют в научном сообществе.

В внутренне противоречивом единстве формирующих систему отношений, которые складываются между социальными субъектами, с одной стороны, в ходе екстрадефинитации, а с другой, во внутреннем восприятии субъектом познания окружающего мира, как объекта исследования, находит свое выражение в само-презентации, и заложена причина конфликта, который имеет место в науке в процессе возникновения и формирования новых отдельных научных отраслей.

Несмотря на то, что само-репрезентация и екстрадефинитация имеют разное происхождение, они близки по своей субъективной природой, то есть они являются выражением представлений тех или иных субъектов познания на место и степень обособленности какой области исследовательской деятельности в общей (совокупной) системе знания.

Таким образом, предмет (объект) отдельно взятой науки формируется под влиянием как объективных, так и субъективных факторов (где объективное присутствует в осознании наличия внешнего субъекте познания, а субъективное - в само репрезентации и екстрадефинитации, которые происходят в научной среде). При этом введение и / или существование конкретной науки в системе оборота научного знания, как определенной относительно самостоятельной и обособленной части научного поля, зависит от того, признает или нет научное сообщество факт ее существования, то есть зависит от того, получает или нет же-презентация подтверждения (одобрения) в ходе екстрадефинитации.

Кроме того, при исследовании вопроса разграничения наук в контексте проблемы их предмета исследования важно учитывать, что:

Вряд ли можно провести четкую границу между различными науками, особенно социально-политического и правового блока. Поэтому правильной является точка зрения Д. Керимова, который считает, что "невозможно провести абсолютную разграничительную линию между предметами общественных наук, поскольку сами общественные явления и процессы органично связаны между собой, взаимодействуют и взаимопроникают в процессе своего развития". Стоит также признать, что "это утверждение не означает, что исключается возможность определения предмета той или иной науки. Отграничение предмета одной науки от другой должна идти не только по линии расчленения объектов исследования, но и за аспектами, уровнями и целями исследования в случаях совпадения их объектов ";

В ходе исследования того или иного явления (события, факта и т.п.) с практической точки зрения, не имеет значения до объекта (предмета) какой именно конкретной науки в рамках структуризации научного поля принято его относить. В своей исследовательской деятельности субъект познания не должен обращать внимание на условные границы в едином теле науки. Более того, современное развитие науки требует от ученого (исследователя и т.п.), чтобы он выходил за рамки существующих стереотипов, привлекал в свою научную построение неограниченный круг теорий, гипотез, категорий и т.п., независимо от того, в какой науке они возникли, сформировались и распространились. Субъект познания должен смотреть на исследуемую проблему, как правило, широко, разносторонне и системно. Возможно, понимая это, В. Вернадский еще в 1938 писал, что "рост научного знания в XX в. Быстро разрушает границы между отдельными науками. Мы [ученые -AM] все больше специализируемся не по наукам, а по проблемам. Это позволяет, с одной стороны, максимально углубляться в изучаемое явление, а с другой - расширять охват его со стороны всех точек зрения ";

Предмет любой науки носит исторический характер, то есть непосредственно связанным с этапом, на котором находится в конкретный момент времени научное знание в целом и, собственно, его отдельная часть. Трудно не согласиться с Л. Спиридоновым, который пишет, что "сам предмет науки исторический. Он меняется по мере вовлечения в сферу познания все новых и новых качеств и явлений государственной и правовой действительности и исключение из нее всего того, что оказывается призраками, ошибками. Не случайно ученые определяют предмет как выделенную часть объекта изучения: выделить, то есть привлечь в исследования, можно только то, что поддается теоретическому анализу исторически данными средствами познания ";

Необходимость разграничения наук между собой во многом вызвана проблемой передачи научного знания (в том числе необходимостью создания оптимальной и эффективной системы образования). Особо следует подчеркнуть, что независимо от того, хотим мы того или нет, процесс обучения требует определенной догматизации положений, содержащихся в отдельных науках, включая положения, касающиеся разграничения научных дисциплин между собой. Учитывая все вышеизложенное, предоставим такое

определение объекта и предмета отдельной науки:

Объект науки - выделена субъектом познания часть явленного мира, на которую направлено научное познание в рамках конкретной науки;

Предмет науки - круг вопросов, касающихся объекта науки, исследуемого конкретной наукой, непосредственно и целенаправленно изучаются ней (наукой) с четким определением задач и угла зрения такого изучения. Иначе говоря, предмет науки - представление соответствующих субъектов познания о выделенной ими часть явленного мира, изучается (должна изучаться) этой наукой непосредственно и целенаправленно с четким пониманием целей и угла зрения такого изучения.

Предполагая, что основным направлением критики приведенных определений является то, что объект и предмет науки в рамках подобного понимания приобретают субъективного характера, необходимо отметить:

Мы понимаем и сознательно даем именно такие определения объекта и предмета отдельной науки;

Желаем мы того или нет, субъективные стороны объекта и предмета отдельной науки фактически (прямо или косвенно) признает большинство ученых;

Поскольку научная деятельность по своей природе является рефлексивно-познавательной деятельностью социальных субъектов, нет ничего невероятного и неожиданного в том, что эта деятельность имеет субъективную окраску и носит субъективный характер;

В третьем тысячелетии, пожалуй, стоит прекратить пугаться субъективности нашего знания и нашего представления об истинности, ведь все больше и больше данных свидетельствует о значении, роль и место не только сознательного, но и подсознательного (в том числе коллективного), суб " ектного фактора в нашем представлении о мире, о нашем влияние на него и т. п. Особо следует отметить, что понимание

субъективного характера определения предмета отдельной науки дает возможность решить проблему разделения научного поля на отдельные отрасли при сохранении четкого понимания единства научного знания. А это, в свою очередь, позволяет

В полном объеме понять исторический характер предмета отдельной науки;

Решить большое количество теоретических и практических конфликтов, которые возникают между представителями разных наук при разграничении на отдельные науки;

Обосновать и показать условность и вспомогательный характер выделения отдельных наук из общего массива научных знаний;

Решить проблему абсолютизации разделения науки на отрасли;

Более четко определить характер, место и значение критериев, с помощью которых происходит классификация науки на отрасли.

При написании курсовой, дипломной или другой научной работы студент обязательно пишет вступление. При его разработке автор должен подробно описать такие обязательные элементы структуры, как актуальность представленной темы, цели и задачи, а также объект, предмет исследования.

У многих студентов, особенно на первом и втором курсе, возникают трудности с определением этих понятий. Без них структурировать свои знания, как и написать качественную работу, не получится. Позволят понять, что собой представляют объект и примеры и элементов любого научного труда.

Общее определение

В словарях существует четкое определение того, что такое научных работ первокурсников доказывают, что сухих строк, представленных в официальных справочниках, недостаточно, чтобы внести ясность в понимание этих структурных элементов. Однако следует начать именно с определений. Это позволит совместить свои знания с конкретными примерами и вникнуть в суть вещей.

Принято называть явление, процесс, которые порождают проблематику, затронутую в конкретно взятой работе. Это та часть научных знаний, с которой необходимо работать автору.

Предметом же в научной работе называется конкретно взятая составляющая выбранного объекта исследования. Это определенный вопрос, который затрагивается при рассмотрении затронутой проблематики. Это более узкое значение. Чаще всего при постановке темы работы предмет изучения участвует в ее формулировке.

Взаимодействие категорий

Как частная и общая категория соотносятся между собой объект и предмет Примеры этих элементов, взятые из работ студентов, говорят об их структурности. В объекте исследователи выделяют ту часть, которая впоследствии станет предметом исследования. Т. е. это та точка зрения, с которой будет рассмотрена проблематика представленной темы.

Например, если при раскрытии информации объектом было выбрано внедрение проекта, то его предметом могут быть ключевые моменты, ведущие к успеху представленного предприятия.

Следует помнить, те категории, которые являются объектом при раскрытии одной темы, могут оказаться предметом в изучении другой проблематики. Все зависит от точки зрения и подхода к изучению информации.

Объект

В процессе написания темы автор должен четко указать объект, предмет, цель исследования. Примеры позволяют понять, что относится к каждой категории. Объект обычно подразумевает некоторую часть нематериального или материального мира, который нас окружает. Эта реальность существует независимо от того, что мы о ней знаем.

К объектам исследования относятся социальные общности, физические тела или определенные процессы. Это все то, что может явно или скрыто содержать в себе противоречия, порождая определенную проблематику. На этот объект направлена познавательная деятельность исследователя.

При проведении научной работы необходимо в итоге получить определенный результат, сделать вывод. Составных частей объекта может быть довольно много. Чтобы сконцентрировать силы в едином направлении, необходимо четко понимать границы, которые определяют эту совокупность. Круг явлений, которые включает в себя объект, необходимо четко понимать при проведении своей работы.

Предмет

Объект, предмет исследования, примеры которых встречаются в различных работах, должны быть четкими, конкретно указанными. Чтобы сложить представление об объекте, выбирается определенный подход, аспект, в рамках которого будет действовать автор.

Чтобы получить определенные новые знания, необходимо выделить ключевой момент в том поле деятельности, в котором происходит исследование. Проблема, затронутая в конкретно обозначенной теме, должна трансформироваться в конкретную формулировку одной из сторон объекта.

Предмет научной работы существует только в сознании автора. Он полностью зависит от знания исследователя. Выделить одну или несколько сторон объекта можно чисто абстрактно. Причем остальные процессы, характеризующие существование объекта, при этом можно учитывать или не принимать во внимание.

Образный пример

У студентов даже после прочтения определений может возникать вопрос о том, как определить объект и предмет исследования. Примеры , представленные образно, могут способствовать осознанию представленных категорий.

Допустим, исследователь - это студент. Он учится, гуляет, обитает в общежитии, каждый день питается в столовой. Это образная модель его сегодняшней жизни. Все, что сейчас происходит со студентом - это объект исследования.

Со временем в его жизни могут произойти перемены. Допустим, студент переехал в другой город. Там также есть университет, который он посещает, другое жилье и общение. Но, тем не менее, он ведет такую же жизнь, как и раньше. Объект исследования не изменился, а только подстроился под сегодняшние реалии.

Предметом в представленном примере могут быть передвижения студента на транспорте, его питание в кафе или посещение лекций. Это одна составляющая его жизни.

Выбор категорий экономической темы

Чтобы перенести представленный пример в плоскость написания научной работы, необходимо рассмотреть на конкретной теме объект и предмет исследования. Примеры по экономике будут одним из лучших способов усвоить новые знания.

Например, студент получил тему «Система управления валютными ресурсами государства». При этом выбор объекта и предмета не имеет четко установленных границ. Поэтому каждый исследователь имеет право выбора при постановке представленных категорий. Преподаватель может советовать, с какой стороны лучше рассмотреть представленную тему, но студент обязательно сам решает, с какой точки зрения исследовать проблематику.

В качестве объекта представленной темы могут служить, например, отношения финансового характера в государстве. Это нечто масштабное. Но постановка темы все же обозначит границы проведения будущих изысканий.

Любая часть найденного объекта может стать предметом исследования. Например, это может быть роль Центрального банка в осуществлении финансовых отношений между субъектами.

Еще несколько примеров

Практически для любой темы несложно будет выбрать объект и предмет исследования. Примеры по праву также довольно информативны. Тема может быть «Семья и брак». Объектом исследования в этом случае могут выступать права и обязанности членов семейных отношений. Предмет исследования - права и обязанности детей.

Если, например, дана тема по информатике «Особенности и принципы работы электронной почты», то объектом будет выступать электронная почта, а предметом - основные принципы ее функционирования.

Ошибки

Руководителями выделяются основные ошибки, которые допускают студенты. Причем типовые несоответствия могут быть, когда автор определяет объект и предмет исследования. Примеры ошибок помогут не допустить их в своей работе.

При обозначении объекта исследования, согласно мнению преподавателей различных учебных и научных учреждений, возможны некоторые отклонения. Типовыми ошибками названы несоответствие категории теме, а также слишком узкие границы. Это не позволяет провести полноценное исследование.

При определении предмета исследования авторы также допускают типовые ошибки. Среди наиболее встречаемых названо несоответствие его выбранному объекту. Иногда предмет выходит за его границы. Также ошибкой может быть определение слишком широких границ исследования. Для полного охвата таких изысканий требуется целая научная группа.

Изучив объект и предмет исследования, примеры обозначения которых были подробно рассмотрены, каждый автор сможет правильно определить эти категории. Это дает возможность структурировать знания студента. При прочтении его работы гораздо проще понять, о чем идет речь.

Определение

С точки зрения восприятия человеком объектом может быть:

    осязаемый и (или) видимый предмет (мяч)

    нечто, воспринимаемое мышлением (алгоритм)

    нечто, на что направлена мысль или действие (время).

С точки зрения ОО подхода объект представляет собой конкретный опознаваемый предмет, единицу или сущность (реальную или абстрактную), имеющую четко определенное функциональное назначение в данной предметной области.

Объект моделирует часть окружающей действительности и таким образом существует во времени и пространстве. Объект может быть определен как нечто, имеющее четко очерченные границы. Существуют такие объекты, для которых определены явные концептуальные границы, но сами объекты представляют собой неосязаемые события или процессы. Например, химический процесс на заводе можно трактовать как объект, так как он имеет четкую концептуальную границу, взаимодействует с другими объектами посредством упорядоченного и распределенного во времени набора операций и проявляет хорошо определенное поведение.

Объект обладает состоянием, поведением и идентичностью; структура и поведение схожих объектов определяет общий для них класс; термины "экземпляр класса" и "объект" взаимозаменяемы.

Состояние

Состояние объекта характеризуется перечнем (обычно статическим) всех свойств данного объекта и текущими (обычно динамическими) значениями каждого из этих свойств.

Все свойства имеют некоторые значения. Эти значения могут быть простыми количественными характеристиками, а могут ссылаться на другой объект. Перечень свойств объекта является, как правило, статическим, поскольку эти свойства составляют неизменяемую основу объекта, но в ряде случаев состав свойств объекта может изменяться. Тот факт, что всякий объект имеет состояние, означает, что всякий объект занимает определенное пространство (физически или в памяти компьютера).

Поведение

Объекты не существуют изолированно, а подвергаются воздействию или сами воздействуют на другие объекты.

Поведение – это то, как объект действует и реагирует.

Поведение объекта определяется выполняемыми над ним операциями и его состоянием, причем некоторые операции имеют побочное действие: они изменяют состояние. Состояние объекта представляет суммарный результат его поведения.

Операцией называется определенное воздействие одного объекта на другой с целью вызвать соответствующую реакцию. Выделяют следующие виды операций:

    Модификатор – операция, которая изменяет состояние объекта;

    Селектор – операция, считывающая состояние объекта, но не меняющая состояния;

    Итератор – операция, позволяющая организовать доступ ко всем частям объекта в строго определенной последовательности;

    Конструктор – операция создания объекта и/или его инициализации;

    Деструктор – операция, освобождающая состояние объекта и/или разрушающая сам объект.

Объекты могут быть активными и пассивными. Активный объект в общем случае автономен, то есть он может проявлять свое поведение без воздействия со стороны других объектов. Пассивный объект, напротив, может изменять свое состояние только под воздействием других объектов.

Идентичность

Идентичность – это такое свойство объекта, которое отличает его от всех других объектов. Идентичность двух объектов означает что это один и тот же объект. Имеет смысл только при сравнении по ссылке. В ООП из идентичности следует невозможность послать сообщение только одному из двух идентичных объектов.

В большинстве языков программирования для различения объектов используют имя, тем самым путая адресуемость и идентичность. Объекты в функцию можно передавать по ссылке и по значению.

Время жизни объектов

Время жизни объекта - время с момента создания объекта (конструкция) до его уничтожения (деструкция).

При создании объекта вызывается конструктор, который инициализирует объект.

Уничтожение объектов может выполняться явно и неявно. В Smalltalk и Java при потере последней ссылки на объект его забирает сборщик мусора. В языках без сборки мусора, типа C++, объекты, созданные в стеке, уничтожаются неявно при выходе из блока, в котором они были определены, но объекты, созданные в "куче" оператором new, продолжают существовать и занимать место в памяти: их необходимо явно уничтожать оператором delete.

В некоторых системах объекты могут быть долгоживущими; под этим понимается, что их время жизни может выходить за время жизни породивших их программ.

Отношения между объектами

Отношения двух любых объектов основываются на предположениях, которыми один обладает относительно другого: об операциях, которые можно выполнять, и об ожидаемом поведении.

Связь – это физическое или концептуальное соединение между объектами. Другими словами, связь – это специфическое сопоставление, через которое клиент запрашивает услугу у объекта-сервера или через которое один объект находит путь к другому. Только вдоль связи один объект может послать сообщение другому. Связь между объектами и передача сообщений обычно односторонняя и инициализируется клиентом, но данные передаются в обоих направлениях.

Участвуя в связи, объект может выполнять одну из следующих трех функций:

    Воздействие. Объект может воздействовать на другие объекты, но сам никогда не подвергается воздействию других объектов; в определенном смысле это соответствует понятию активный объект.

    Исполнение. Объект может только подвергаться воздействию со стороны других объектов, но он никогда не выступает в роли воздействующего объекта.

    Посредничество. Такой объект может выступать как в активной, так и в пассивной роли; как правило, объект-посредник создается для выполнения операций в интересах какого-либо активного объекта или посредника.

В объектно-ориентированном программировании под агрегированием подразумевают методику создания нового класса из уже существующих классов путём включения, называемого также делегированием. Об агрегировании также часто говорят как об «отношении принадлежности» по принципу «у машины есть корпус, колёса и двигатель».

Объект, являющийся частью другого объекта (агрегата), имеет связь со своим агрегатом. Через эту связь агрегат может посылать ему сообщения.

Агрегация иногда предпочтительнее, поскольку позволяет скрыть части в целом. Иногда, наоборот, предпочтительнее связи, поскольку они слабее и менее ограничительны. Принимая решение, надо взвесить все.