Краткая история Римской империи. Как жили в Древнем Риме? Почему древнего рима не было? Еще в древнем риме

Одной из величайших цивилизаций Древнего мира по праву считается Великая Римская империя. До ее расцвета и долгое время после краха западный мир не знал более могущественного государства, нежели Древний Рим. За короткий промежуток времени эта держава смогла покорить себе огромные территории, а ее культура продолжает оказывать влияние на человечество и по сей день.

История Древнего Рима

Историй одного из самых влиятельных государств Античности начиналась с небольших поселений, расположенных на холмах вдоль берегов Тибра. В 753 году до н. э. эти поселения объединились в город, получивший название Рим. Он был основан на семи холмах, в болотистой местности, в самом эпицентре постоянно конфликтующих народов - латинов, этрусков и древних греков. С этой даты началось летоисчисление в Древнем Риме.

Согласно древней легенде, основателями Рима были два брата - Ромул и Рем, которые были детьми бога Марса и весталки Реми Сильвии. Оказавшись в центре заговора, они были на волосок от смерти. От верной гибели братьев спасла волчица, которая вскормила их своим молоком. Повзрослев, они основали прекрасный город, который был назван в честь одного из братьев.

Рис. 1. Ромул и Рем.

Со временем из простых земледельцев вышли прекрасно подготовленные воины, которым удалось покорить не только всю Италию, но и многие соседние страны. Система управления, язык, достижения культуры и искусства Рима распространялись далеко за его пределы. Закат Римской империи пришелся на 476 год до н.э.

Периодизация истории Древнего Рима

Становление и развитие Вечного города принято делить на три важнейших периода:

  • Царский . Древнейший период Рима, когда местное население состояло по большей части из беглых преступников. С развитием ремесел и формированием государственного строя Рим начал развиваться быстрыми темпами. В этот период власть в городе принадлежала царям, первым из которых был Ромул, а последний - Луций Тарквиний. Правители получали власть не по наследству, а назначались сенатом. Когда для получения заветного трона начали использовать манипуляции и подкупы, сенат принял решение сменить политическое устройство в Риме и провозгласил республику.

В древнегреческом обществе было широко распространено рабство. Наибольшими привилегиями пользовались рабы, прислуживавшие господам в доме. Тяжелее всего приходилось невольникам, чья деятельность былая связана с изнурительной работой на полях и разработках залежей полезных ископаемых.

  • Республиканский . В этот период вся власть принадлежала Сенату. Границы Древнего Рима начали расширяться за счет завоевания и присоединения земель Италии, Сардинии, Сицилии, Корсики, Македонии, Средиземноморья. Возглавляли Республику представители знати, которые избирались на народном собрании.
  • Римская империя . Власть все еще принадлежала Сенату, однако на политической арене появился единый правитель - Император. На тот отрезок времени Древний Рим настолько увеличил свои территории, что управлять империй становилось все сложнее. Со временем произошел раскол державы на Западную Римскую Империю и Восточную, которая впоследствии переименовалась в Византию.

Градостроительство и архитектура

К строительству городов в Древнем Риме подходили с большой ответственностью. Каждый крупный населенный пункт был построен таким образом, чтобы в его центре пересекались две перпендикулярные друг другу дороги. На их пересечении располагалась центральная площадь, рынок и все самые важные сооружения.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Инженерная мысль в Древнем Риме достигла своего наивысшего расцвета. Предметом особой гордости местных архитекторов стали акведуки – водоводы, по которым в город ежедневно поступал большой объем чистой воды.

Рис. 2. Акведук в Древнем Риме.

Одним из древнейших храмов Древнего Рима был Капитолий, построенный на одном из семи холмов. Капитолийский храм был не только средоточием религии, он имел большое значение в укреплении государства и служил символом силы, власти и могущества Рима.

Многочисленные каналы, фонтаны, прекрасная система канализации, сеть общественных бань (терм) с холодными и горячими бассейнами существенно облегчали городским жителям их жизнь.

Прославился Древний Рим и своими дорогами, которые обеспечивали войскам и почтовой связи быстрое передвижение, способствовали развитой торговли. Их строительством занимались рабы, которые рыли глубокие траншеи, а затем заполняли их гравием и камнем. Римские дороги были настолько добротны, что смогли благополучно пережить не одну сотню лет.

Культура Древнего Рима

Делами, достойными истинного римлянина, были философия, политика, земледелие, война, гражданское право. На этом базировалась ранняя культура Древнего Рима. Особое значение уделялось развитию наук и разного рода исследованиям.

Древнеримское искусство, в частности, живопись и скульптура, имело много общего с искусством Древней Греции. Единая античная культура породила множество прекрасных писателей, поэтов, драматургов.

Римляне очень любили развлечения, среди которых наибольшим спросом пользовались гладиаторские бои, гонки на колесницах и охота на диких зверей. Римские зрелища стали альтернативой невероятно популярным в Древней Греции Олимпийским играм.

Рис. 3. Гладиаторские бои.

Что мы узнали?

При изучении темы «Древний Рим» мы узнали кратко самое главное про Древний Рим: историю его возникновения, особенности становления государства, основные этапы развития. Мы познакомились с древнеримским искусством, культурой, архитектурой.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 1164.

Древний Рим, прозванный греками “Италия” (“Страна телят”), был расположен на Апеннинском полуострове. К южной оконечности древнего Рима примыкает остров Сицилия. На Апеннинах имеются богатые месторождения полезных ископаемых. Альпийские горы защищают Древний Рим от северных ветров.
В начале I тысячелетия до н.э. среди множества племен и народов на Апеннинах стали выделяться своим развитием этруски. Они жили в свободных городах и имели письменность в десять тысяч знаков.
В центре Апеннинского полуострова, в области Лацио, жило племя латинов, язык которых стал общеиталийским. В 753 году до н.э. в 25 километрах от реки Тибр был основан город Рим. Древнейшие жители древнего Рима называли себя патрициями (pater – отец). Пахотная земля и пастбища находились в их собственности. Люди, переселившиеся в древний Рим из других мест и их потомки, назывались плебеями (простолюдины). Они должны были служить в войске, но не получали земли на общинном поле. Плебеи брали у патрициев землю в аренду и отдавали за это половину урожая.
Старейшины патрициев составляли “совет старейшин” – сенат. Сенаторы древнего Рима из своих рядов выбирали пожизненного царя.
На Капитолийском холме построили крепость, которую во время нападения врагов, население использовало в качестве убежища. Рыночная площадь в древний Риме называлась форум.
Рабский труд использовался на самых тяжелых работах, в ремесле, в сельском хозяйстве, в домашних работах.
В древний Рим 509 году до н.э. римляне ликвидировали царскую власть и установили в стране республику (“общенародное дело”). Ежегодно народное собрание избирало из числа патрициев двух правителей – консулов, которые управляли Римом, были судьями, а в случае войны командовали войском. Сенат пользовался огромной властью: ведал казной, решал вопросы войны и мира, предлагал народному собранию для голосования готовые решения. Установление республики не улучшило положение плебеев, они продолжали оставаться бесправными и угрожали патрициям, что покинут Рим.
Патриции, испугавшись ослабления войска, пошли на уступки плебеям. В древний Рим начале V века до н.э. плебеи получили право ежегодно избирать своих защитников – народных трибунов. Трибун мог отменить распоряжения консулов и сената, касающиеся плебеев. Ему достаточно было произнести слово “вето” (“запрещаю”). Убийство народного трибуна считалось самым тяжким преступлением. Со временем плебеи добились права занимать консульские должности и иметь землю на общинном поле. Было запрещено превращать их в рабов за долги.
244-летняя (509-265 гг. до н.э.) борьба между плебеями и патрициями закончилась в пользу плебеев. С середины III века до н.э. они стали полноправными гражданами. Каждый гражданин древнего Рима мог занять любую должность. Но в отличие от Греции в Риме за работу в должности ничего не платили, а потому у бедняков не было стимула стремиться к должностям.
Опираясь на силу своих легионов, в каждом из которых было 4500 тяжеловооруженных пехотинцев, Рим после более 200-летних непрерывных боев, к первой половине III века до н.э. подчинил себе все народы, проживающие в Италии.
В начале III века до н.э. были захвачены греческие города в Южной Италии. В древнем Риме на основе греческого письма появилась латинская графика. Латинский язык стал государственным языком.
Римляне в политике осуществляли принцип “разделяй и властвуй”. В процессе захвата всей Италии появились две крылатые фразы:
1) “Гуси спасли Рим” (в 390 году до н.э. галлы атаковали Рим ночью. Отчего-то гуси подняли шум и разбудили защитников Рима, атака противника сорвалась);
2) “Пиррова победа” (победа, равноценная поражению. Имеется в виду победа царя Эпира, который пришел на помощь греческим городам на юге Италии и ценой больших потерь победил римлян).
Между древним Римом и расположившимся в Северной Африке Карфагеном, имеющим большое количество колоний на островах и побережье Средиземного моря, развернулась борьба за овладение островом Сицилия. Постепенно отдельные столкновения переросли в Пунические войны, так как Римляне называли карфагенян пунами.
Первая Пуническая война (264-241 гг. до н.э.) завершилась победой римлян, которым и досталась Сицилия. Затем Рим напал на Сардинию и Корсику, а Карфаген в 219 году до н.э. напал на союзника древнего Рима в Испании город Сагунт. Это стало для Рима поводом ко второй Пунической войне (218-201 гг. до н.э.). Карфагенский полководец Ганнибал неожиданно совершил поход из Испании в Италию. В северной Италии, в долине реки По, к нему присоединились племена галлов. Некоторые племена и города поверили обещанию Ганнибала освободить их от власти Рима и также встали на его сторону. В 216 году до н.э. в битве при Каннах карфагеняне использовали свое преимущество в кавалерии и победили. Десятки тысяч римлян погибли или попали в плен. Римляне мобилизовали в армию всех годных мужчин и изменили свою боевую тактику. В 204 году до н.э. римское войско под командованием Сципиона высадилось в Африке. Ганнибал был вынужден покинуть Италию, чтобы защитить Карфаген.


В 202 году до н.э. в битве у города Зама к югу от Карфагена римляне вновь победили. В 201 году до н.э. был заключен мир, по которому Карфаген:

  • сдавал свой военный флот;
  • выплачивал репарации;
  • отказывался от территориальных притязаний вне Африки.

Желая положить конец торговому могуществу Карфагена, римляне начали третью Пуническую войну (149 -146 гг. до н.э.). В результате Карфаген был захвачен и превращен в римскую провинцию. В 190 году до н.э. Древний Рим покорил Сирию и захватил ее земли в Малой Азии. Затем с помощью греков, посулив им независимость, Рим победил Македонию, а в 146 году до н.э. оккупировал и Грецию. Тем самым Древний Рим стал самым сильным государством в акватории Средиземного моря.
По решению сената полководец-победитель удостаивался триумфа. Триумфатор торжественно въезжал в город на повозке, запряженной четверкой белых коней, за ними шли его войска, несли богатую добычу, вели пленных. Захваченные территории становились древно римской провинцией, управляли ими римские наместники.
Многочисленные захватнические войны, а также увеличение численности рабов вели к разорению крестьянства в древнем Риме. В 133 году до н.э. народным трибуном был избран Тиберий Гракх, который осознал опасность обнищания крестьянства для древнего Рима и предложил новый земельный закон, по которому:
1) каждому богатому римлянину полагалось не более 250 гектаров земли; лишняя земля отнималась и раздавалась беднякам;
2) полученную землю запрещалось продавать. Она навечно оставалась в собственности крестьян.
В древний Рим сенат отверг этот законопроект, а народное собрание его приняло. Тогда сенаторы ложно обвинили Тиберия в желании узурпировать власть и убили его.
В 123 году до н.э. брат Тиберия – Гай Гракх также был избран народным трибуном. Он старался продолжить дело своего брата, и десятки тысяч бедняков получили землю. Однако в очередном сражении на улицах Рима Гай Гракх и три тысячи его сторонников были убиты. После этого сенат прекратил раздачу земли и принял закон, разрешающий крестьянам продавать полученную от государства землю.
Богачи вновь стали наращивать свои земельные владения, скупая наделы бедных крестьян.
Грабя завоеванные территории, римляне привозили много добычи и рабов. Самый большой рынок рабов был на острове Делос в Эгейском море. Труд рабов использовался в сельском хозяйстве и строительстве, в усадьбах богачей, а также на серебряных рудниках оккупированной Испании. В древний Риме орудия труда называли “немые” волов – “мычащие”, а рабов “говорящие орудия труда”.
С III века до н.э. в древний Риме стали проводить бои гладиаторов (“гладиус” – меч). Эти жестокие состязания восходили к обычаю этрусков устраивать бои в честь погибших воинов. Сильных и ловких рабов обучали в специальных школах обращаться с оружием и заставляли биться друг с другом. Таких рабов называли “гладиатор”. Для гладиаторских боев построили амфитеатр, в центре которого была устроена покрытая песком площадка – арена. Судьба побежденного гладиатора целиком зависела от зрителей.
В древний Рим 74 году до н.э. в школе гладиаторов в Капуе группа гладиаторов во главе с фракийцем Спартаком восстала и укрылась на горе Везувий. Спартак не позволил соединиться войскам двух посланных против него консулов, и, стремясь уйти из Италии, он с боями вышел на севере к долине реки По. Однако неожиданно Спартак повернул назад и пошел в юго-западную Италию с целью поднять восстание на острове Сицилия. Подрядившиеся перевезти восставших рабов на остров пираты обманули Спартака. Римская армия во главе с Крассом окружила его бойцов. В помощь Крассу поспел и Помпей. Спартак попал в ловушку, среди восставших начался голод. Решив, что “лучше смерть от железа, чем от голода”, Спартак атаковал Красса, но был разбит в 71 году до н.э. и погиб. Отсутствие единства во мнениях, неумение сплотиться для решения общей задачи, плохая вооруженность рабов стали причиной разгрома восстания.
Удачные захватнические войны усилили влияние военачальников в Риме. Солдаты подчинялись только полководцу, который платил им за службу и выделял часть из награбленной добычи. После разгрома Спартака в древний Риме шла борьба за власть между Крассом, Помпеем и Цезарем. Цезарь добился избрания его консулом, а затем был назначен наместником провинции Галлия. Он собрал армию из наемников и в течение 8 лет вел войну с галлами, чтобы завоевать всю их страну. Цезарь умел заигрывать с беднотой. Чтобы стать консулом, он требовал бесплатной раздачи беднякам хлеба, земельных участков, устраивал гладиаторские бои. Так же заигрывал он и с наемниками, увеличив вдвойне зарплату за счет добычи и обещая после войны земельные наделы. После захвата Галлии Цезарь повернул войска на Рим – перешел пограничную реку Рубикон. Это было расценено как мятеж против республики. При переходе через реку Цезарь сказал: “Жребий брошен”. Преодолев сопротивление Помпея, Цезарь в 49 году до н.э. вошел в Рим и захватил всю Италию. Преследуя Помпея, Цезарь победил его и на Балканах. Боевые действия сторонников Цезаря против сторонников Помпея получили название гражданской войны (военные действия между гражданами одной страны). Для укрепления своей власти в Риме Цезарь еще три года вел войны в Азии, Африке и Испании. Сенат провозгласил Цезаря “императором” (“повелитель”). Императору оказывали почести как царю. На монетах чеканили его портрет, его статуи стояли рядом со статуями богов. На должности консулов и народных трибунов избирались только утвержденные им кандидатуры. В 44 году до н.э. часть сенаторов во главе с другом Цезаря – Брутом составила заговор с целью сохранить в Риме аристократическую республику. Цезаря убили в сенате. Убийцы, боясь возмездия, бежали в Македонию. Наследник Цезаря Октавиан и соратник Цезаря Антоний настигли беглецов у города Филиппы и расправились с ними. Победители разделили между собой управление римским государством: Антоний управлял восточными провинциями, Октавиан – западными. Впоследствии Антоний женился на египетской царице Клеопатре.
Со временем отношения между Октавианом и Антонием обострились и переросли в войну. В 31 году до н.э. в битве у мыса Акций Антоний потерпел поражение. В 30 году до н.э. войска Октавиана заняли Александрию. Антоний и Клеопатра покончили с собой. Египет был превращен в провинцию Рима. Победой Октавиана над Антонием закончились гражданские войны в Риме. В период правления Октавиана (30 год до н.э. -14 год н.э.) сохранилась форма республиканского управления (сенат, народное собрание, консулы, народные трибуны), но страной единолично правил император Октавиан. Сенат присвоил ему почетное звание “Август” (“священный”). Со времени правления Октавиана Рим стал империей, а правитель – императором.
В I-II веках н.э. древний Рим достиг вершины могущества. Но способ хозяйствования с использованием малопродуктивного рабского труда вел к упадку экономики империи.
Рабский труд был тяжел и нерационален. Рабам не доверяли дорогие орудия труда, таким образом рабовладение тормозило развитие техники.
Для того, чтобы заинтересовать раба в результате его труда, некоторым рабам выделяли надел земли, давали орудия труда, разрешали строить хижины и обзаводиться семьей. Таких рабов называли “рабы с хижинами”. Они отдавали хозяину определенную плату и часть продукта своего труда, а остальное оставляли себе. Владельцы больших имений делили земли на мелкие участки и отдавали в аренду свободным крестьянам. Таких мелких арендаторов называли колонами (“земледелец”). Колон отдавал землевладельцу только арендную плату. Но получив в долг орудия труда, скот и семена, колон становился зависимым от землевладельца. Во II веке до н.э. император Адриан запретил убивать рабов.
В I веке появились предания о том, что в Палестине родился сын бога Иисус Христос – “избранный богом”, записанные о нем сказания назвали “евангелие” (“добрая весть”). По мнению римлян, Иисус являлся смутьяном, желающим сокрушить устои римского правления в Палестине. Вначале христианство восприняли только бедняки и рабы. Постепенно учение о Христе распространилось по всей Римской империи. Затем христианские общины объединились в единую организацию – христианскую церковь. В начале IV века к власти в Риме пришел император Константин, который:
1. в 313 году легализовал христианство и сам принял эту религию. За заслуги перед христианством он был впоследствии канонизирован;
2. в 330 году на месте бывшей греческой колонии Византий заложил город Константинополь (ныне Стамбул) и перенес туда столицу.
В IV веке усилились набеги варваров (“говорящие на непонятном языке”, “чужаки”) на Рим. Среди них выделялись племена готов. Во второй половине IV века они не устояли перед натиском гуннов и вошли в пределы Римской империи. Обязавшись защищать границы империи, готы получили разрешение поселиться в ее обезлюдевших областях. Империя обещала снабжать их продовольствием, но обманула. Голодные готы восстали, войско римлян было разбито и император Валент погиб.
В 395 году император Феодосий I перед смертью разделил Римскую империю между двумя сыновьями, и образовались две империи:
1. Восточная Римская империя (Византия) со столицей в Константинополе (сюда вошли Балканский полуостров, Египет и Малая Азия);
2. Западная Римская империя со столицей в Риме (сюда вошли Италия, Европа и западные провинции в Африке).
В 410 году германские племена готов под руководством Апариха захватили Рим и три дня грабили его. В 451 году войска предводителя гуннов Аттилы и войска Рима встретились недалеко от Орлеана. Через год Аттила подошел к городу Равенна и Папа Римский униженно просил его о мире.
Другое германское племя вандалов совершило поход через Испанию в Африку и образовало там свое королевство. В 455 году вандалы захватили Рим и 14 дней грабили его. После этого события слово “вандал” стало нарицательным (“дикий”, “жестоко разрушающий памятники культуры”).
Наконец, в 476 году германские племена свергли последнего императора Ромула Августула и положили конец Западной Римской империи. Одновременно здесь развалился и рабовладельческий строй. Поэтому 476 год считается концом истории древнего мира.
Древний Рим называли “Вечным золотым городом”. В начале нашей эры здесь проживало более миллиона человек. Чтобы не допустить волнений бедноты, императоры раздавали нищим хлеб и мелкие монеты. По приказу императора строились бани (термы) с холодной и горячей водой. В окрестностях Рима было создано искусственное озеро для демонстрации морских сражений.
На Палатинском холме, вблизи Форума, возвышались дворцы. Среди величественных зданий Рима выделяется Колизей (“великий”) с амфитеатром на 50 тысяч человек. Пантеон считался “храмом всех богов”. На Капитолийском холме возвышался храм бога Юпитера. Во II веке в честь императора Траяна за победу на берегах Дуная воздвигли 40-метровую колонну.
Период с I века до н.э. и до I века н.э. считается “золотым веком” римской поэзии. В это время были написаны “Энеида” Вергилия, “О природе вещей” Лукреция, “Естественная история” Плиния. В 79 году при попытке лучше изучить извержение вулкана Везувий Плиний погиб.
Древние Римляне изобрели бетон. В зодчестве изобиловали триумфальные арки для встречи полководцев-победителей. Латинской графикой римлян сегодня пользуются многие народы. Календарем, составленным еще при Цезаре, с малыми изменениями, пользуются по сей день. Сохранены латинские названия многих месяцев. Июль назван в честь Юлия Цезаря, август – в честь Октавиана Августа.
Древний Рим в последующие эпохи культура античности послужила базой для развития культуры европейских стран.

Сегодня много кричат о тотальном падении нравов и попирании семейных ценностей. И действительно - звезды порноиндустрии больше не являются персонами нон-грата, а возглавляют автопробеги, педофильские скандалы частотой уже затмили скандалы финансовые. Но те, кто восклицает - «куда катится мир!», даже не подозревают, в каком целомудренном обществе мы на самом деле живем.

Вот во времена античности мир таки падал в тартарары. Что было нормой для древних греков и римлян, повергло бы нас в шок. Итак, экскурс во времена античных нравов.

Пришел, увидел, поимел

Чтобы понять психологию людей того времени, надо ознакомиться с их мифами.

Ибо своих богов греки и римляне писали с себя, так что поведение небожителей - это воплощение сокровенных желаний простых смертных. Греческие мифы - то, что детям до шестнадцати лет читать не рекомендуется. Секса, крови и жестокости там столько, что порнофильмы уровня XXX кажутся невинной передачей «Спокойной ночи, малыши!». Возьмем Зевса (у римлян - Юпитера), повелителя неба, грома, молний, ведающего всем миром. Этот сексуальный террорист изменяет направо и налево своей супруге Гере и руководствуется одним: оплодотворить все, что движется. Ради этого он готов стать хоть тушкой, хоть чучелом. Он одинаково любит женщин и мужчин: в облике змея соблазняет Деметру и Персефону, в шкуре быка - Европу, под видом лебедя - Леду, прикинувшись орлом - прекрасного юношу Ганимеда, в облике муравья - Евримедусу, в качестве голубя - Фтию, в огненном обличье — Эгину, в качестве сатира - Антиопу, под видом облака - Ио, в облике ежика... нет, ежика, кажется, не было. Но даже подземный бункер, куда от этого маньяка спрятали Данаю, для него не преграда. Зевс превращается в золотой дождь, просачивается сквозь потолок и проникает в ее лоно. Ну а что вы хотите? У парня дурная наследственность: папа-богоед. Его отец Кронос глотал своих детей, чтобы не свергли, и Зевс не был переварен лишь потому, что мудрая мама подсунула мужу вместо новорожденного камень, завернутый в пеленки. Впрочем, папа Зевса выкидывал штуки и похлеще. Поскольку его собственный отец Уран плохо обращался с мамой Землей, Кронос однажды сел в засаду у родительской опочивальни и в самый момент папиного оргазма махнул серпом по яйцам, отчекрыжив папаше самое дорогое. Детородный орган отца он бросил в море, благодаря чему на свет появилась прекрасная Афродита.

Да, разочарую прекрасных дам, уверенных, что богиня любви явилась из морской пены, нежной и ароматной, как немецкое средство «Бадусан». Все гораздо брутальнее. Вот что пишет на этот счет исследователь античной культуры Ганс Лихт: «В древнейшем источнике (Гесиод, «Теогония») недвусмысленно сказано следующее: «Долгое время член носился по морю, и вокруг него взбилась белая пена, исходившая из бессмертного члена, и в ней родилась Афродита». То есть детородный орган, отсеченный в момент полового акта, был полон семени, которое извергается теперь наружу, порождая Афродиту, в море и вместе с морем. Здесь нет и намека на морскую пену». А теперь на минуточку представьте, что для людей античного мира все это отнюдь не сказки. Это - история, столь же реальная, как для нас - татаро-монгольское иго. Древние греки не сомневались в подвигах Геракла и равнялись на богов во всем - от поступков до секса.

Никаких секс- меньшинств

Первое, что нас бы поразило в античном обществе, - отсутствие твердой сексуальной ориентации. Греки и римляне не делились на гетеросексуалов, гомосексуалов или бисексуалов - они были всесексуальны. Даже к зоофилии (от ритуальной до бытовой) они относились вполне терпимо, ибо ее не чурались и их сексуально озабоченные боги. Подтверждением чему могут служить мифы о Леде и лебеде, Минотавре, Тритоне, ненасытных козлоногих сатирах, кентаврах и уродливых кинокефалах - людях с собачьими головами. Все это - отголосок сексуальных контактов древних с представителями других биологических видов. Для античных язычников секс не был грехом ни при каких обстоятельствах. Наоборот - это бесценный дар богов. Это они сделали человека сексуально всеядным, и в знаменитом диалоге «Симпосий» Платона сказано, как это было. Зевс при создании человека сразу опирался на три пола: мужчину, женщину и муже-женщину (андрогина). Каждый пол он разделил пополам - вот почему те, кто произошел от изначального мужчины, ищут свою половинку в виде мужчин, кто произошел от изначальной женщины - предпочитают женщин. И лишь от андрогинов повели свой род мужчины, любящие женщин, и женщины, любящие мужчин. Так что любовь к своему полу естественна и богоугодна в Элладе и Древнем Риме. Даже специальных слов, соответствующих нашим «гей» или «лесбиянка», у них не было. А вот личное имя Педофил - было. И древние греки не видели в нем (как и в самом явлении) ничего предосудительного.

Платоническая любовь

Расхожую современную шутку про то, что «педофил отличается от педагога тем, что первый любит детей по-настоящему», древние греки вряд ли бы оценили. Педофилия и педерастия являлись важнейшей частью интеллектуального, духовного и физического становления юноши. Методом воспитания, санкционированным государством. По достижении двенадцатилетнего возраста каждый греческий подросток должен был обзавестись старшим наставником, который оказывал бы ему всяческие знаки внимания, дарил подарки, восхищался его красотой и наставлял во всех мужских доблестях, действуя как опекун, советник, друг, тренер и сексуальный партнер. Младший в таких парах именовался «аитом» - слушателем, а старший - «эйспнэлом», вдохновителем. И для мужчины считалось нарушением долга не привлечь к себе юношу, а для юноши позором - не удостоиться такой дружбы.

Кстати, тем, кто выражение «платоническая любовь» считает синонимом любви без физического контакта, любопытно будет узнать, что как раз по Платону высшее проявление любви - это гармоничное слияние духовного начала и физических тел наставника и ученика. «Платоническая любовь» - это любовь гомосексуальная. Греки считали гомосексуальную любовь более возвышенной и глубокой, нежели расслабляющая и изнеживающая мужчин любовь к женщинам. Мир древней Эллады - это мужской мир. Женщина в нем - существо низшее, неспособное удовлетворить интеллектуальные запросы мужчин. Она пригодна лишь для деторождения и плотских утех. Тогда как юношам открыты высокие помыслы, вот почему лишь с ними возможны высокие отношения. Прекрасный юноша для грека всегда предпочтительней прекрасной женщины. Недаром Платон в «Протагоре» пишет: «Юношеский цвет двенадцатилетнего мальчика приводит меня в радость, но предпочтительнее мальчик лет тринадцати. Тот, кому четырнадцать, - еще более сладостный цветок Эротов, и еще прелестнее тот, кому только исполнилось пятнадцать.

Шестнадцатый год - это возраст богов, а желать семнадцатилетнего - удел не мой, а Зевса...» Ему вторит Стратой: «Меня не прельщают ни роскошь волос, ни курчавые локоны, если они произведены не природой, а усердием искусства. Нет, мне мила густая грязь на мальчике, который только что из палестры, и нежный блеск его тела, увлажненного свежим оливковым маслом. Мне сладостна любовь без прикрас, а искусственная краса - дело женской Киприды». Никто бы не смог переубедить древнего грека в воспитательной пользе педерастии, ибо именно из педерастов, по их мнению, вырастали лучшие защитники отечества. Ведь влюбленный в своего партнера не бежал от врага, а яростно сражался за возлюбленного до самого конца. И это чистая правда. Сформированный в Фивах элитный Священный отряд, состоящий из 150 любовных пар, героически проявил себя на полях сражений и полностью полег в битве при Херонее. Наконец, любой в Элладе знал, что гомосексуализм - полезен для здоровья. Знаменитый Гиппократ был двумя руками за гомосексуальные связи, ибо «взрослым мужчинам они несут молодость и здоровье, а мужественность и другие положительные качества взрослого мужчины через его семя передаются подросткам». Правда, были и ограничения. Гомосексуализм - удел свободных граждан, рабы не имели права вступать в связь со свободнорожденными мальчиками. Не приветствовалась и мужская проституция - считалось, что торгующий собственным телом за деньги легко отречется и от общих интересов государства. Рим, перенявший от эллинов сексуальные обычаи, также был весьма лоялен к гомосексуализму. Эдуард Гиббон, английский историк 18 века, говоря о первых пятнадцати императорах, констатирует, что «Клавдий был единственным, чей вкус в любовных отношениях был полностью естественным». Все остальные сожительствовали с мальчиками. Более того, император Адриан, страстно влюбленный в грека-подростка Антиноя, после того как тот утонул, официально обожествил его и воздвиг ему статуи по всей империи.

Закон суров

И тем не менее ни древних греков, ни древних римлян нельзя назвать адептами свободной любви. У них существовали жесткие правила сексуального поведения.

Римский гражданин мог предаваться любым сексуальным забавам с женщинами, мужчинами и подростками. Но - при соблюдении двух условий. Первое: в интимных отношениях с партнером он всегда должен доминировать. Быть активным, а не пассивным. Пассивная роль в анальном сексе считалась позором, так как гражданин становится «женоподобным» и, утратив свое virtus (мужество, доблесть), оказывается бесполезным в гражданском и военном отношении. В армии пассивный гомосексуализм считался преступлением, уличенного в нем солдата просто забивали палками. На гражданке же тех, кому нравилось исполнять пассивную роль, презрительно именовали «кинедами» или «патикусами», опуская их юридический статус ниже плинтуса. Подобно проституткам, гладиаторам и актерам пассивные гомосексуалисты не имели права голоса на выборах, а также не могли представлять себя в суде. Второе правило: предмет сексуального вожделения гражданина должен стоять на более низкой социальной ступени, чем он. Это диктовалось чисто экономическими причинами: чтобы появление незаконнорожденного сына того же ранга не подвергало опасности наследственные права законного потомства. Если оба правила соблюдались, никто и никогда не укорял римлянина в его сексуальных пристрастиях.

Камасутра для рабов

Сексуальная жизнь семейных пар была в Древнем Риме достаточно пресна. Хотя в римском доме открыто говорят о сексе, ничего не скрывая от подрастающего поколения. Зачастую жена и муж, удалившись в спальню, даже не задергивают полог над кроватью. Все могут видеть акт соития хозяина и хозяйки - вплоть до домашней прислуги, которая продолжает спокойно прибираться до дому. Однако на отношения мужа и жены в постели накладывался ряд ограничений. Жене никогда бы не пришло в голову попросить мужа доставить ей оральные ласки. Равно как об этом не попросил бы ее и муж. На оральный секс между равными в Древнем Риме существовало табу. Скажу больше - за это лишали гражданства. Свободный римлянин мог получать наслаждение, но не доставлять его. Это считалось постыдным и неприличным. Зато на рабов, вольноотпущенников и неграждан это табу не распространялось. А посему древнеримский гражданин, как и древнеримская гражданка, могли получить свое, прибегнув к услугам низших по рангу. Они могли позвать раба или рабыню, отправиться за недоступными ласками в ближайший бордель, но никак не получить их от законного супруга.

Как пишет в свой замечательной книге «Один день в Древнем Риме» археолог и историк Альберто Анджела, «римляне были просто зациклены на рте. Для них рот - нечто благородное, почти священное. Это социальный инструмент, потому что люди говорят, обращаются друг к другу, обмениваются информацией, произносят речи а следовательно, он должен быть чистым и неоскверненным. В сенате же рот вообще становится политическим инструментом. Поэтому (...) обвинить сенатора в том, что он занимался оральным сексом, назвать его Fellator - значит нанести ему тяжкое оскорбление. Это было равноценно обвинению в измене за то, что он осквернил рот, имеющий столь важную функцию на службе обществу». В этом ключе любопытно выглядит скандал Клинтон - Левински, едва не стоивший президенту США его кресла. Наделенный нешуточной властью человек дал себя удовлетворить орально своей подчиненной. Был в своем праве. Живи Клинтон в античное время, ему не пришлось бы ни извиняться перед супругой, ни платить адвокатам. Зато Левински не превратилась бы в знаменитость и миллионершу, а оказалась бы на одной ступени с рабами и проститутками. Двери приличных домов закрылись бы перед ней навсегда...

Ручная работа

Христианские теологи и священники веками пугали рукоблудников дурдомом и кладбищем, утверждая, что онанизм приводит к слабоумию, слепоте, желудочным судорогам, поносу, чахотке и эпилепсии. А греки видели в мастурбации отдушину. Онанизм снижал, по их мнению, количество изнасилований, число незаконнорожденных и самоубийств по поводу неразделенной любви, поэтому дело полезное. Они обожали изображать такие сценки на вазах, а в их языке имелось поразительно много слов для отражения этого понятия, включая поэтичные «петь свадебную песнь рукой» и «сражаться рукой с Афродитой» К слову, руку греки для этой цели предпочитали использовать левую (ближе к сердцу). И не стеснялись делать это на людях. В частности, яркий представитель философской школы киников Диоген Синопский (тот, что жил в бочке, а точнее, в пифосе - здоровенном глиняном сосуде для зерна). Призывая на площади сограждан довольствоваться малым и отрешиться от страстей, дабы вкушать безмятежную радость бытия, он частенько задирал тунику и начинал мастурбировать, сопровождая действо мудрой сентенцией: «О, если бы я мог так же просто, потирая живот, избавиться от голода и нужды». Женщины в этой сфере не отставали от мужчин. В спальне каждой гречанки имелись приспособления, именуемые баубонами или олисбами. Эти фаллоимитаторы изготавливали повсеместно, но лучшими считались самоудовлетворители из города Милет, откуда они шли на экспорт по всей Ойкумене. Ими женщины гордились и частенько обменивались между собой. Так, в шестом мимиямбе Геронда, озаглавленном «Две подруги, или Доверительный разговор», девушка Метро сетует, что у ее подруги Коррито был замечательный олисб, но она, не успев им воспользоваться, передала его своей подруге Евбуле, а та еще кому-то, а жаль - ведь Метро очень хотела бы заполучить этот инструмент, поскольку сделал его искусный мастер.

Верность - понятие относительное

По свидетельству Еврипида, греки первыми из древних народов начали соблюдать принцип единобрачия, полагая, что вводить в дом множество жен - обычай варварский и недостойный благородного эллина. Но при этом супружеская измена во времена античности распространялась лишь на женщин. Измена жены сурово осуждалась, и муж имел полное право убить ее любовника, а иногда и ее саму. На измену мужа и наличие у него множества наложниц общество закрывало глаза.

Как пишет Ганс Лихт, «греческому общественному мнению были неизвестны доводы, воспользовавшись которыми, можно было бы осуждать мужчину, уставшего от вечного однообразия супружеской жизни и ищущего отдохновения в объятиях умной и очаровательной куртизанки или умеющего скрасить повседневную рутину беседой с хорошеньким юношей». И нельзя не признать, что в этом греки были более нравственны, нежели мы, так как они признавали наличие у мужчины склонности к полигамии и действовали не тайком, а в открытую.

Посему поэтами восхвалялся идеал понимающей женщины, не мешавшей любовным похождениям мужа. К примеру, грек был в полном праве даже завалиться с друзьями в компании девочек к себе домой - супруге в этом случае полагалось проявить скромность, удалиться в женскую часть дома и терпеливо дожидаться окончания пирушки. В Спарте измена фактически приветствовалась. Это небольшое и воинственное государство было кровно заинтересовано в преумножении числа крепких телом и духом воинов. Более того, спартанские мужья в возрасте могли препоручать свои супружеские обязанности выбранным ими мужчинам помоложе, так как каждый из них одинаково распоряжался и своими детьми, и чужими.

В Риме законы Августа предусматривали строгую кару за нарушение супружеской верности, за прелюбодеяние с чужой женой, однако за конкубинат, за связь с наложницей, мужчин не наказывали. Ну и, конечно же, каждый мужчина античного мира имел полное право посещать публичные дома. Ведь связь с проституткой изменой вообще не считалась.

Ночные бабочки

Недостатка в домах терпимости и проститутках не знали ни Древняя Греция, ни Древний Рим. На продажную любовь античный мир смотрел без предрассудков. Дело нужное, полезное, прибыльное. Причем весьма выгодное для госбюджета.

Публичные дома находились в Греции под надзором городских должностных лиц, а содержатели публичных домов обязаны были выплачивать ежегодный налог государству. Римляне к посещению борделей относились примерно так, как мы к посещению общественных уборных. Шел, прижало, зашел, вышел. При этом жена могла запросто подождать мужа в таверне напротив и даже попросить его особо не торопиться. Нам это кажется диким. Для римлян - совершенно нормальным. Ведь прелюбодеяния они в этом не усматривали. Прелюбодеем муж становился только тогда, когда он занимался сексом с равной себе. А остальное - как справить нужду, как почистить зубы. Поэтому римская матрона запросто могла, скучая, грызть персик у себя в комнате, в то время как в соседней ее муж с дикими криками вовсю резвился с рабыней или рабом. И ее совершенно не шокировало, что вечером он отправлялся вместе с приятелями спустить пар в ближайший бордель. Борделей же (они назывались лупанариями) в Вечном городе было как грязи, и все они работали по принципу конвейера, которому позавидовал бы сам Генри Форд. Для ускорения обслуживания клиентов и автоматизации процесса оказания секс-услуг владельцы лупанариев ввели даже специальные жетоны - спинтрии. Они изготавливались из бронзы, реже - из кости, и напоминали монеты. На одной ее стороне изображался половой акт, на другой стояла цифра. Изображенная на спинтрии поза соответствовала оказываемой проституткой услуге за этот жетон, а цифра - то ли цену, то ли номер кабинки. По этому поводу у историков нет единого мнения. При этом цена была смехотворна. В среднем - 2 асса, как бокал дешевого вина. Широко была распространена и детская проституция. В Риме процветали целые фермы тружеников и тружениц секс-индустрии, владельцы которых покупали малолетних рабов и воспитывали детей-сирот для занятий проституцией. Их сексуальное использование было разрешено законом, за что исправно платились налоги в казну. Причем изнасилование сутенером рабыни или раба было ненаказуемо.

В Риме законы августа предусматривали строгие кары за нарушение супружеской верности, но каждый мужчина античного мира имел полное право посещать публичные дома. ведь связь c проституткой изменой вообще не считалась.

Размер имеет значение...

Изображение фаллоса на улицах античных городов встречалось едва ли не чаще, чем в наши дни слово из трех букв на заборе. Фаллос боготворили. Ему поклонялись. Греки ставили перед храмами и домами квадратные колонны с мужской головой и эрегированным половым органом, которые, на их взгляд, охраняли дороги, границы и ворота. Римляне предпочитали огромные каменные члены, которые устанавливались на площадях, улицах, перед входом в дома и таверны. Они вырубались на стенках портиков, на мостовых, висели над детскими колыбелями, печами хлебопеков, были неотъемлемой частью пейзажа садов, полей и огородов. Бронзовые фаллосы (а зачастую целые связки из них) с бубенчиками внутри подвешивались к потолку жилища или у входа. Они назывались «тинтиннабулами» и звенели, если к ним прикасались. А прикасался к ним каждый, кто проходил мимо, ибо в противном случае он рисковал лишиться удачи и здоровья. А все потому, что люди античности верили, что эрегированный член - страшная сила. Он был для них символом процветания, достатка, изобилия, плодовитости и плодородия. Символом победы, богатства и успеха в делах. Кроме того, фаллосу как источнику семени и жизни приписывалась магическая способность отгонять беды, несчастья и отпугивать злых духов. И если христианин, столкнувшись с чем-то страшным и неведомым, в наши дни воскликнет «с нами крестная сила!», то древний римлянин с той же целью призывал бы силу фаллическую. Поэтому первое, что получал в дар от своих родителей древнеримский мальчик, были погремушка в виде члена и фасцинум - каменное, бронзовое или выполненное из кости изображение фаллоса, которое он носил на шее как амулет, иногда добавляя к нему для надежности еще и изображение фиги, кукиша - древнего символа полового акта. А в жизни древние римляне, как и греки, отдавали предпочтение члену скромных размеров. Большое мужское достоинство считалось у них непрактичным, неэстетичным и даже комичным. В чем несложно убедиться, бросив взгляд на античные статуи. Между ног у них болтается отнюдь не чудо размером XXL, а прибор, для изучения которого нужны пинцет и лупа. Практически детский размер. Древние считали, размер - не главное. Главное - любовный жар и способность оплодотворить. И полагали, что для этого чем короче прибор - тем лучше. Аристотель писал, что короткий член имеет массу преимуществ: выглядит краше, семени приходится преодолевать меньшее расстояние, а посему оно вернее достигает цели. Логика! Исключение составлял театр. В Вечном городе стали пользоваться спросом представления акробатического секса - своеобразный аналог современной кинопорнухи. Актеры на сцене пытались поразить зрителей своими невероятными позами, посрамлявшими Камасутру, а зрители - разглядеть все в деталях. Поэтому в этих шоу (показанных в перерывах между классическими комедиями и трагедиями) ценились актеры с огромными пенисами. Ведь их можно было разглядеть даже с дальних рядов. К гигиене члена античные люди относились трепетно. Регулярно мыли, умащивали маслом, а перед исполнением физических упражнений подвергали его инфибуляции, а именно: натягивали крайнюю плоть на головку и перевязывали лентой, чтобы, упаси боже, не повредить. Так что античный фитнес-зал выглядел гораздо забавней современных: толпа голых мужиков - и у каждого член с бантиком.

Прекраснозадая богиня

Если говорить о каноне женской красоты, то вкусы древних греков и римлян были близки вкусам нынешних кавказцев. Они ценили пышных блондинок. И чтобы быть конкурентоспособными со светловолосыми германскими рабынями, женщины изобрели много хитроумных рецептов. В ход шли парики, лимонная кислота, шелуха лука, молоко и даже известь. А поскольку светлая блестящая кожа, по мнению мужчин, свидетельствовала не только об аристократизме, но и о страстности, женщины старались не загорать и умывались козлиным и ослиным молоком.

Однако чтобы прослыть секс-бомбой, требовалось большее. Был нужен невысокий лоб, прямой нос и большие выпуклые глаза, причем расстояние между глазами должно было быть не менее величины одного глаза, а рот - в полтора раза больше глаза. Кроме того, были необходимы широкие бедра, мощные ляжки, грудь, укладывающаяся в мужскую ладонь или чуть более того, и слегка нависающий выпуклый живот. Эти формы считались совершенными, так как служили гарантией плодовитости. Огромное внимание уделялось ягодицам. У греков на этот счет вообще был явный пунктик. Они боготворили Афродиту Каллипигу - Афродиту Прекраснозадую, построили ей специальный храм и регулярно проводили в ее честь состязания для выявления лучшей каллипиги Эллады. Эти конкурсы красоты женских попок пользовались невероятной популярностью во всех греческих полисах, филейная часть возбуждала греческих мужчин явно больше женских грудей. Кстати, привычный нам символ сердца, пронзенного стрелой, родом из Древней Греции. Но он не имеет ни малейшего отношения к сердцу анатомическому. Это стилизованная часть женской задницы, а пронзающая его стрела является одним из древнейших фаллических символов. Выводы делайте сами... Вторым греко-римским пунктиком в области сексуально-эстетических предпочтений была волосяная растительность. Они ее на дух не переносили, считали ужасно неэстетичным признаком варварства. Причем везде - и на ногах, и под мышками, и в области гениталий. Их идеалом была женщина с гладко выбритым лоном, и мужчин нисколько не заботило то, какими муками это достигается. И тут женщинам можно только посочувствовать. Так, комедиограф Платон говорит о «выщипываемых рукой кустах мирта», а согласно Аристофану, женщины часто использовали для этой цели зажженный светильник или горячую золу. Красота требует жертв. Хотя бы в этом мы с античным миром едины.

Дмитрий Лычковский

Скрещённые буквы Хи и Ро).

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Основана на формах правления, которые, в свою очередь, отражали социально-политическую обстановку: от царского правления в начале истории до империи-домината в её конце.

    Царский период и республика

    Во время царского периода Рим был небольшим государством, которое занимало лишь часть территории Лация - области проживания племени латинов . В период Ранней Республики Рим значительно расширил свою территорию благодаря многочисленным войнам. После Пирровой войны Рим стал безраздельно господствовать над Апеннинским полуостровом , хотя вертикальная система управления подчинёнными территориями в то время ещё не сложилась. После завоевания Италии Рим стал заметным игроком в Средиземноморье , что вскоре привело его к конфликту с Карфагеном - крупным государством, основанным финикийцами в северной Африке. В серии из трёх Пунических войн Карфагенское государство было полностью побеждено, а сам город разрушен. В это время Рим также начал экспансию на Восток, подчинив Иллирию , Грецию, а затем Малую Азию, Сирию и Иудею .

    Римская империя

    В I веке до н. э. Рим сотрясла серия гражданских войн, в результате которых конечный победитель, Октавиан Август , сформировал основы системы принципата и основал династию Юлиев-Клавдиев , которая, однако, не продержалась у власти и века. Расцвет Римской империи пришёлся на относительно спокойное время II века, однако уже III век был наполнен борьбой за власть и, как следствие, политической нестабильностью, а внешнеполитическое положение империи осложнялось. Установление системы домината Диоклетианом на некоторое время стабилизировало ситуацию с помощью концентрации власти в руках императора и его бюрократического аппарата. В IV веке под ударами гуннов разделение империи на две части было оформлено окончательно, а христианство стало государственной религией всей империи. В V веке Западная Римская империя стала объектом активного переселения германских племён , что окончательно подорвало единство государства. Свержение последнего императора Западной Римской империи Ромула Августа германским вождём Одоакром 4 сентября 476 года считается традиционной датой падения Римской империи.

    Магистраты могли вносить законопроект (rogatio) в сенат, где он обсуждался. Первоначально в сенате было 100 членов, во время большей части истории Республики насчитывалось около 300 членов, Сулла удвоил численность членов, позднее их численность варьировалась. Место в сенате доставалось после прохождения ординарных магистратур, однако цензоры имели право проводить люстрацию сената с возможностью исключения отдельных сенаторов. Сенат собирался по календам, нонам и идам каждого месяца, а также в любой день в случае чрезвычайного созыва сената. При этом существовали некоторые ограничения на созыв сената и комиций в случае, если назначенный день объявлялся неблагоприятным по тем или иным «знамениям».

    Чрезвычайными полномочиями и, в отличие от ординарных магистратов, неподотчётностью обладали диктаторы , избиравшиеся в особых случаях и не более чем на 6 месяцев. За исключением чрезвычайной магистратуры диктатора , все должности в Риме были коллегиальными.

    Общество

    Законы

    Что до римлян, то для них задачей войны была не просто победа над врагом или установление мира; война только тогда завершалась к их удовлетворению, когда бывшие враги становились «друзьями» или союзниками (socii) Рима. Целью Рима было не подчинение всего мира власти и imperium (владычество - лат.) Рима, но распространение римской системы союзов на все страны земли. Римскую идею и выразил Вергилий , и это была не просто фантазия поэта. Сам римский народ, populus Romanus, был обязан своим существованием такому рождённому войной партнёрству, а именно, союзу между патрициями и плебеями , конец внутреннему раздору между которыми был положен известными Leges XII Tabularum . Но даже этот освящённый древностью документ своей истории римляне не считали боговдохновенным; они предпочитали верить, что Рим послал комиссию в Грецию для изучения тамошних систем законодательства. Таким образом, Римская Республика, сама основывающаяся на законе - бессрочном союзе между патрициями и плебеями - использовала инструмент leges главным образом для договоров и управления провинциями и общинами, принадлежавшими к римской системе союзов, иными словами, к беспрестанно расширяющейся группе римских socii, которые образовывали societas Romana.

    Социальная структура римского общества

    На начальном этапе развития римское общество состояло из двух основных сословий - патрициев и плебеев . Согласно наиболее распространённой версии о происхождении этих двух основных сословий, патриции - это коренные жители Рима, а плебеи - пришлое население, обладавшее, однако, гражданскими правами. Патриции были объединены сначала в 100, а затем в 300 родов. Первоначально плебеям запрещалось вступать в брак с патрициями , что обеспечивало замкнутость сословия патрициев . Кроме этих двух сословий, в Риме существовали также клиенты патрициев (в этом случае патриций выступал по отношению к клиенту в роли патрона) и рабы .

    С течением времени социальная структура в целом заметно усложнилась. Появились всадники - лица не всегда знатного происхождения, но занимавшиеся торговыми операциями (торговля считалась недостойным патрициев занятием) и концентрировавшие в своих руках значительные богатства. Среди патрициев выделялись наиболее знатные роды, а часть родов постепенно угасала. Примерно в III в. до н. э. патрициат сливается со всадниками в нобилитет .

    В возрасте 17-18 лет молодому человеку предстояло оставить учение и пройти военную службу.

    Римляне заботились и о том, чтобы женщины получили образование в связи с той ролью, которую они имели в семье: организатор семейного быта и воспитатель детей в раннем возрасте. Были школы, где девочки учились вместе с мальчиками. И считалось почётным, если про девочку говорили, что она образованная девица. В Римском государстве уже в I веке новой эры приступили к обучению рабов, так как рабы и вольноотпущенные начали играть всё более заметную роль в экономике государства. Рабы становились управляющими в имениях и занимались торговлей, ставились надсмотрщиками над другими рабами. Грамотных рабов привлекали в бюрократический аппарат государства, многие рабы были педагогами и даже архитекторами.

    Грамотный раб стоил дороже неграмотного, так как его можно было использовать для квалифицированной работы. Образованные рабы назывались главной ценностью римского богача Марка Лициния Красса .

    Бывшие рабы, вольноотпущенники, постепенно стали составлять значительную прослойку в Риме. Они стремились занять место служащего, управленца в государственном аппарате, заниматься коммерческой деятельностью, ростовщичеством. Стало проявляться их преимущество перед римлянами, которое состояло в том, что они не чуждались любой работы, считали себя ущемлёнными и проявляли упорство в борьбе за своё место под солнцем. В конечном итоге они смогли добиться юридического равноправия, оттеснить римлян от управления государством.

    Войско

    Римское войско почти за всё время своего существования было, как доказала практика, самым передовым среди остальных государств Древнего мира, пройдя путь от народного ополчения до профессиональной регулярной пехоты и конницы с множеством вспомогательных подразделений и союзническими формированиями. При этом главной боевой силой всегда была пехота (в эпоху Пунических войн фактически появилась прекрасно показавшая себя морская пехота). Основными преимуществами римской армии были мобильность, гибкость и тактическая обученность, что позволяло ей действовать в условиях различного рельефа местности и в суровых погодных условиях.

    При стратегической угрозе Риму или Италии либо достаточно серьёзной военной опасности (tumultus ) прекращались все работы, останавливалось производство и в армию набирались все, кто мог просто нести оружие - жители этой категории назывались tumultuarii (subitarii ), a войско - tumultuarius (subitarius ) exercitus . Так как обычная процедура набора занимала больше времени, главнокомандующий этим войском магистрат выносил из Капитолия специальные знамёна: красное, обозначающие набор в пехоту, и зелёное - в конницу, после чего традиционно объявлял: «Qui respublicam salvam vult, me sequatur» («Кто хочет спасти республику, пусть последует за мной»). Военная присяга также произносилась не индивидуально, а вместе.

    Система наград

    Рим смотрел на земли завоёванных им провинций, как на свои родовые поместья (praedia populi Romani), и почти все классы римского населения стремились извлечь из этого собственную выгоду: нобилитет - управляя провинциями, всадники - занимаясь в них откупами, простые граждане - служа в легионах и обогащаясь военной добычей. Лишь столичный пролетариат, свободный от воинской повинности, не участвовал в общем дележе; впрочем государство гарантировало всем своим верноподданным продажу завозимого из провинций хлеба за более низкую цену. Это положение не касалось лишь рабов и иностранцев.Также оно не касалась вольно отпушеных.

    Культура

    Делами, достойными римлянина, особенно из знати , признавалaсь политика , война, земледелие , разработка права (гражданского и сакрального) и историография . На этой основе складывалась ранняя культура Рима. Иноземные влияния, прежде всего греческие , проникавшие через греческие города юга современной Италии, а затем непосредственно из Греции и Малой Азии , воспринимались лишь постольку, поскольку они не противоречили римской системе ценностей или перерабатывались в соответствии с ней. В свою очередь, римская культура в пору своего расцвета оказала огромное влияние на соседние народы и на последующее развитие Европы .

    Для раннеримского мировоззрения были характерны ощущение себя как свободного гражданина с чувством принадлежности к гражданской общине и приоритета государственных интересов над личными, сочетавшимся с консерватизмом, который заключался в следовании нравам и обычаям предков. Во - вв. до н. э. произошёл отход от этих установок и усилился индивидуализм, личность стала противопоставляться государству, переосмыслялись даже некоторые традиционные идеалы. В итоге, в эпоху императоров родилась новая формула управления римским обществом - хлеба и зрелищ должно быть в достатке. Ну,а определённое падение нравов среди толпы горожан всегда воспринималось деспотичными властителями с некоторой степенью благосклонности.

    Язык

    Латинский язык, появление которого относят к середине III тыс. до н. э. составлял италийскую ветвь индоевропейской семьи языков. В процессе исторического развития древней Италии латинский язык вытеснил другие италийские языки и со временем занял господствующее положение в западном Средиземноморье. В начале I тыс. до н. э. на латинском языке говорило население небольшой области Лаций (лат. Latium ), расположенной на западе средней части Апеннинского полуострова, по нижнему течению Тибра . Племя, населявшее Лаций, называлось латинами (лат. Latini ), его язык - латинским. Центром этой области стал город Рим , по имени которого объединившиеся вокруг него италийские племена стали называть себя римлянами (лат. Romans ).

    Разделяют несколько этапов развития латыни:

    • Архаическая латынь.
    • Классическая латынь.
    • Постклассическая латынь.
    • Поздняя латынь.

    Религия

    Древнеримская мифология во многих аспектах близка греческой , вплоть до прямого заимствования отдельных мифов. Однако в религиозной практике римлян большую роль играли также анимистические суеверия, связанные с почитанием духов: гениев , пенатов , ларов , лемуров и манов. Также в Древнем Риме существовали многочисленные коллегии жрецов.

    Хотя религия играла значительную роль в традиционном древнеримском обществе, ко II веку до н. э. значительная часть римской верхушки уже относилась к религии индифферентно. В I веке до н. э. римские философы (прежде всего Тит Лукреций Кар и Марк Туллий Цицерон) в значительной степени пересматривают или подвергают сомнению многие из традиционных религиозных положений.

    Искусство, музыка, литература

    Одежда

    Нравы

    Однополые отношения в древнеримском обществе нельзя характеризовать с точки зрения современной западной культуры. В латинском языке отсутствуют слова для обозначения понятий, соответствующих сегодняшним понятиям гетеросексуальности или гомосексуальности . Любые сексуальные отношения характеризовались биполярностью - активной, доминирующей, «мужской» ролью с одной стороны и пассивной, подчиняющейся, «женской» ролью - с другой.

    Кухня

    Социальная эволюция римского общества была впервые исследована немецким учёным Г. Б. Нибуром . Древнеримский быт и жизнь базировались на развитом семейном законодательстве и религиозных обрядах.

    Для лучшего использования дневного света римляне обычно вставали очень рано, часто около четырёх часов утра, и, позавтракав, начинали заниматься общественными делами. Как и греки, римляне ели 3 раза в день. Ранним утром - первый завтрак, около полудня - второй, ближе к вечеру - обед.

    В первые века существования Рима жители Италии ели в основном густую, круто сваренную кашу из полбы , проса , ячменя или бобовой муки, но уже на заре римской истории в домашнем хозяйстве варилась не только каша, но и выпекались хлебные лепёшки. Кулинарное искусство начало развиваться в III в. до н. э. и при империи достигло небывалых высот.

    Наука

    Римская наука унаследовала ряд греческих изысканий, но в отличие от них (особенно в сфере математики и механики) имела в основном прикладной характер. По этой причине всемирное распространение получили именно римская нумерация и юлианский календарь . В то же время её характерной чертой было изложение научных вопросов в литературно-занимательной форме. Особенного расцвета достигли юриспруденция и сельскохозяйственные науки, большое число трудов было посвящено архитектуре и градостроительной и военной технике. Крупнейшими представителями естествознания были учёные-энциклопедисты Гай Плиний Секунд Старший , Марк Теренций Варрон и Луций Анней Сенека .

    Древнеримская философия развивалась преимущественно в фарватере греческой , с которой она была в значительной мере связана. Наибольшее распространение в философии получил стоицизм .

    Замечательных успехов достигла Римская наука в области медицины . Среди выдающихся медиков Древнего Рима можно отметить: Диоскорида - фармаколога и одного из основателей ботаники , Сорана Эфесского - акушера и педиатра , Клавдия Галена - талантливого анатома , раскрывшего функции нервов и головного мозга .

    Написанные в римскую эпоху энциклопедические трактаты оставались важнейшим источником научных знаний в течение большей части Средневековья.

    Наследие Древнего Рима

    Римская культура с её развитыми представлениями о целесообразности вещей и поступков, о долге человека перед собой и государством, о значении закона и справедливости в жизни общества дополнила древнегреческую культуру с её стремлением к познанию мира, развитым чувством меры, красоты, гармонии, ярко выраженным игровым элементом. Античная культура, как совокупность этих двух культур, стала основой европейской цивилизации.

    Культурное наследие Древнего Рима прослеживается в научной терминологии, архитектуре, литературе. Латинский язык долгое время был языком международного общения всех образованных людей Европы. До сих пор он используется в научной терминологии. На основе латинского языка в бывших римских владениях возникли романские языки , на которых говорят народы значительной части Европы. К числу самых выдающихся достижений римлян относится созданное ими римское право , сыгравшее огромную роль в дальнейшем развитии юридической мысли. Именно в римских владениях возникло, а затем и стало государственной религией христианство - религия, объединившая все европейские народы и в огромной степени повлиявшая на историю человечества.

    Историография

    Интерес к изучению римской истории возник, помимо трудов Макиавелли , также в период Просвещения во Франции.

    Первым капитальным трудом стало произведение Эдуарда Гиббона «История упадка и крушения Римской империи», охватившее период с конца II века до падения осколка империи - Византии в 1453 году . Как и Монтескьё, Гиббон ценил добродетель римских граждан, вместе с тем разложение империи по нему началось уже при Коммоде , а христианство стало катализатором крушения империи, подточившее её устои изнутри.

    Нибур стал основателем критического направления и написал труд «Римская история», где она доведена до Первой Пунической войны. Нибур сделал попытку установить, каким образом возникла римская традиция. По его мнению, у римлян, как и у других народов, существовал исторический эпос, сохранявшийся главным образом в знатных родах. Определённое внимание Нибур уделил этногенезу, рассматриваемому под углом образования римской общины.

    В наполеоновскую эпоху появилась работа В. Дюрюи «История римлян», делавшая акцент на популярный тогда цезарианский период.

    Новую историографическую веху открыли работы Теодора Моммзена , одного из первых крупных исследователей римского наследия. Большую роль сыграл его объёмный труд «Римская история» , а также «Римское государственное право» и «Собрание латинских надписей» («Corpus inscriptionum Latinarum»).

    Позже вышла работа другого специалиста, Г. Ферреро - «Величие и падение Рима». Вышел труд И. М. Гревса «Очерки по истории римского землевладения, преимущественно в эпоху Империи», где, например, появились сведения о хозяйстве Помпония Аттика, одного из крупнейших землевладельцев конца Республики, а образцом среднего поместья августовской эпохи считалось хозяйство Горация.

    Этим вопросом задался чемпион мира по шахматам Гарри Каспаров. И пришел к выводу, что с датами в древней истории не все в порядке: то тут, то там возникали неразрешимые противоречия. Объективный анализ непредубежденного исследователя камня на камне не оставляет от той официальной истории, к которой мы привыкли. Простая логика доказывает, что, скорее всего, никакого античного периода в развитии человечества не существовало. Этому нет никаких реальных доказательств – одни мифы и сомнительные «документы», первоисточники которых неизвестны.

    Интересно изучить скорость размножения рода людского. Например, в Англии с XV по XX век происходит рост населения с 4 до 62 миллионов. То есть 15-кратный рост населения за 500 лет. Во Франции с XVII по XX век, начиная с правления Людовика XIV, происходит рост населения с 20 миллионов примерно до 60 миллионов. И это притом, что Франция участвовала в страшных войнах: только наполеоновские унесли примерно 3 миллиона жизней.

    Напрашивается вопрос: каким было население в этих провинциях при распаде Римской империи в IV-V веках? Плодородные галльские провинции необъятной империи были густо заселены. Если восточная и западная части вместе насчитывали порядка 20 миллионов человек (минимальная оценка), то простая логика подсказывает, что и захлестнувшие империю орды варваров также должны были исчисляться миллионами.

    Значит, если мы пытаемся при расчетах использовать обратную геометрическую прогрессию, то получаем иррациональный результат. Выходит, что размножение людей на каком-то этапе вообще прекратилось или даже где-то начался «отрицательный рост».

    Попытки логичного объяснения, вроде того, что гигиена была недостаточна, или ссылки на эпидемии не убеждают. По историческим документам реального улучшения в санитарно-гигиенических условиях в жизни населения Западной Европы с V по XVIII век не было. К тому же с XV века пошли войны с применением огнестрельного оружия, уносившие гораздо больше жизней.

    Еще интереснее сравнить население античного мира времен Перикла (V в. до н. э.) и императора Траяна (II в. н. э.). Если брать за основу расчетов количество жителей в крупных городах и численность армий, то мы столкнемся с безумными темпами демографического роста. Конечно, Греция под эгидой Афин несопоставима с мировой империей с центром в Риме, но пропорции все равно не соблюдаются. Судите сами, 15 тысяч свободных афинских граждан - и полумиллионные Рим и Александрия. С одной стороны, полуторатысячный арьергард объединенной армии греческих городов-государств, включавший 300 прославленных спартанцев, остается прикрывать отступление основных сил в войне, где на карту было поставлено существование эллинов. С другой - 26 легионов (!) содержались Римом в мирное время и набирались без введения всеобщей воинской повинности. Это больше, чем смогла выставить Российская империя в 1812 году для отражения наполеоновской агрессии.

    Еще загадка. Посмотрим на размеры человека. Мы видим картины и описания древнегреческих атлетов. Это физически хорошо развитые люди, крупного телосложения. А потом мы видим доспехи средневековых рыцарей, которые впору разве что 15-летним юношам XX века. На фоне представлений о древнем могучем атлетизме это очень странно. Получается некая синусоида в развитии мускулатуры человеческого тела. С чего это вдруг произошло такое изменение?

    Чем дальше - тем больше странностей. В проверяемой части истории мы обнаруживаем совершенно невероятную тягу человека к открытиям. Буквально каждые десять лет что-то происходит, что-то открывают. Непрерывное развитие. Никаких «засыпаний на столетия» не наблюдается. В то же время в традиционной древней истории мы обнаруживаем, что человек будто бы погружался в многовековую спячку. Существовали процветающие древние империи, которые замирали на какой-то точке и дальше не развивались. Почему?

    Непонятно и то, что темпы технического и культурного прогресса в древнем мире абсолютно не укладываются в рамки человеческих способностей к практическому совершенствованию.

    Например, Рим все перенимает у Греции, но в области музыки ничего не происходит. Хотя якобы императоры, знать всячески поощряют развитие искусств. Но все застыло на одном уровне, достаточно примитивном. Нот - нет! Непонятно, как столь изысканное общество могло обходиться без системы записи звуков. В итоге никакие музыкальные памятники до нас не дошли.

    Дальше еще более загадочный парадокс: поразительная неспособность древнего Рима совершенствовать виды вооружений и тактику боевых действий. Империя ведет регулярные захватнические войны – но римляне так и не сумели выковать сталь и сражались короткими мечами из низкосортного железа. Спросите у историков, чем обрабатывал мрамор древний скульптор Фидий? Железное долото не даст такого филигранного результата - нужны закаленные стальные инструменты. Но, по официальной хронологии, каменный уголь впервые добыт в Англии в XI веке. Температуру белого каления древесный уголь не дает, нужен уголь каменный. Раз нет белого каления, значит, нет и стали.

    Если верить античным источникам, у римской конницы не было сбруи! Поводья были, но вот стремена появляются только в VIII веке н.э. – и тут же возникает рыцарство. Между тем древние римляне сражались с восточными народами, известными мастерами верховой езды. Не появились в Древнем Риме и арбалеты, луки. При этом многие герои древнегреческих мифов – отличные лучники.

    Прогресс в изобретении новых видов оружия начинается только в XIV-XV веках. И с тех пор не останавливается. А до этого много веков почему-то ничего не происходит.

    Кажется странным и то, что Римская империя прославилась разветвленной сетью дорог и коммуникаций, но вот географических карт – не было. Еще более загадочно то, что древние документы хранят полное молчание о банковской системе и товарном кредите в античном Риме. Между тем торговля в империи, - особенно в масштабах, о которых нам рассказывают, - нуждается в появлении кредитных институтов. Интересно, что, по официальной исторической версии, банковская система появится в средние века именно в Италии: в Генуе, во Флоренции, в Милане.

    Еще одна загадка античного мира. Мы знаем очень много об ученых Древней Греции – Аристотеле, Сократе, Платоне, Архимеде, Гераклите, Пифагоре, Евклиде подробно проходили. Но примерно с I века до нашей эры происходит обвал. Нет больше ученых! Развитие науки полностью прекратилось! Странно, что при изобилии сложных архитектурных сооружений не было в Риме и хорошей системы счета. Та, что была, не годится для серьезных вычислений. Попробуйте-ка разделить большие числа в столбик или вычислить объем сложной геометрической фигуры. Но римляне какие-то вычисления производили. Причем довольно сложные. А какой системой счета пользовались знаменитые древнегреческие ученые Архимед, Евклид, Птолемей? И почему прагматичные римляне, которые переняли у греков все самое лучшее, математику проигнорировали? Или такой системы у греков не было. Но тогда как же они считали? Арабский средневековый счет появился более чем через десять веков после создания фундаментальных трудов древнегреческих основоположников математики и физики. Получается совершенно невероятный временной разрыв!

    Ничего не слышно в древнем мире и о химических исследованиях. Не было ни химиков, ни алхимиков. Почему алхимики появились только в средние века? Добавим несколько слов об анатомии и медицине. Труды Гиппократа до нас не дошли, и это странно, потому что императорам и королям медицина была нужна. Почему-то поэмы Гомера в мрачную эпоху средневековья сохранились гораздо лучше, нежели бесценные трактаты об исцелении человеческого тела.

    Пытливая мысль античного гения за десять веков не смогла придумать ничего, что превзошло бы достижения европейцев, имевших за плечами максимум 300 лет прогресса эпохи Возрождения! В чем же дело?

    Есть версия, что средневековые авторы просто придумали всю «античную историю» в XV-XVI веках. Они брали бытовую обстановку своей эпохи и проецировали ее в прошлое - на Древнюю Грецию и Древний Рим. Жизнь создаваемого воображением «античного мира» улучшалась за счет того, что «всего у древних было больше». Но никаких нововведений ни в вооружениях, ни в науке, ни в бытовой обстановке, ни в культуре придумано, естественно, не было. Никого не смутило то, что XV-XVI века в официальной истории находились на том же уровне развития, что Римская империя в период своего наивысшего могущества.

    Повседневная жизнь Римской империи описана довольно подробно. Но посмотрим на бытовую обстановку. Вилки, ножи, стулья, функциональная посуда - этих предметов обихода нет. А ведь пиры на весь мир закатывали! Сразу вспоминается, что и в XVI веке европейская знать продолжала есть руками и громко чавкать!

    Смущает и отсутствие древних надписей с датами. На стенах многочисленных соборов, дворцов, церквей висят только таблички с датами в принятой сегодня хронологической системе. Вам сообщают, что этому собору 500 лет, но табличка прибита только в XIX либо в XX веке. Никаких старых дат. Даже от руки нацарапанных. В Западной Европе не найти ни одного по-настоящему старого сооружения, на стенах которого была бы надпись, аутентичная объявленному году окончания строительства.

    Тем не менее, человечество безоговорочно верит в нынешнюю панораму всемирной истории. Мы привыкли считать себя частью бесконечно древнего исторического процесса, в котором уютно расположились египетские фараоны и китайские императоры, греческие философы и римские гладиаторы. Этот мир формируется из детских книжек, школьных учебников, шедевров мировой литературы, отражается в кинофильмах, рекламных роликах, интернет-сайтах. Мир, в котором все расставлено по полочкам и на каждый вопрос есть ответ. Большинство людей предпочитает знакомиться с прошлым в кинотеатрах или у телеэкрана. Для них реальностью становятся голливудские версии знаменательных исторических событий.

    Но на деле мы имеем все признаки хронической многовековой фальсификации фактов. На древнегреческих мифах ученые сконструировали семь веков истории Древней Греции. Вопросы у меня возникали давно, но я не решался задавать их вслух, пока в 1996 году не прочел книгу Анатолия Фоменко «Империя». Тогда я впервые подверг сомнению всю официальную хронологию. Многое, математически просчитанное и предсказанное Фоменко, подтверждается в действительности.