Михаил Фёдорович Ларионов биография. Ларионов михаил фёдорович М ф ларионов биография кратко

В творчестве Михаила Ларионова было несколько ярких этапов. Он начинал свой путь как художник-импрессионист, позже увлекался примитивистским и народным искусством, а затем создал новое авангардистское направление в живописи - лучизм. Валентин Серов называл Ларионова «самым скандально-спорным и самым талантливым живописцем своего поколения».

Импрессионист-бунтарь

Михаил Ларионов родился в 1881 году в Тирасполе - городе в Херсонской губернии. Его отец был военным фельдшером. В 1891 году семья переехала в Москву , где Ларионов спустя семь лет начал обучение в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.

В те годы Ларионова увлекали популярные течения европейской живописи, особенно импрессионизм . Летом он возвращался в родной город. Здесь молодой художник часто писал с натуры, особенно любил он виды сада в родительском доме. Именно в Тирасполе Ларионов создал свои лучшие импрессионистические произведения, например «Розовый куст после дождя» и «Акации весной». На полотне «Розовый куст после дождя» Ларионов мазками стремился передать поток солнечных лучей, их блеск на мокрых от дождя цветах. Художественный критик Николай Пунин писал об импрессионистических работах Ларионова: «Первое, что обращает на себя внимания... это отношение его к поверхности холста. Ни один из русских «импрессионистов» тех годов не осознавал в такой полноте, как Ларионов, единства живописной поверхности» .

Михаил Ларионов. Акации весной (фрагмент). 1904. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Михаил Ларионов. Розовый куст после дождя (фрагмент). 1904. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Михаил Ларионов. Волы на отдыхе (фрагмент). 1906. Государственная Третьяковская галерея, Москва

В училище Михаил Ларионов зарекомендовал себя как смелый реформатор. Он часто противоречил начальству, пренебрегал установленными нормами, дисциплина и жесткие рамки его тяготили. Его даже отчислили из-за конфликта с преподавателями. Как писал искусствовед Глеб Поспелов, Ларионов вместе с группой студентов протестовал против того, что «самая терпимая московская школа облекается в казенный мундир» . Однако позже его восстановили в учебе, и в 1910 году он получил диплом. В училище Ларионов познакомился с художницей Наталией Гончаровой, которая стала его спутницей жизни, другом и коллегой.

Примитивизм и полотна солдатской серии

В 1910 году Михаил Ларионов стал одним из организаторов скандальной выставки представителей раннего авангарда «Бубновый валет» . Но художник достаточно быстро отделился от этой группы и организовал собственную выставку с еще более эпатажным названием - «Ослиный хвост». В этот период Ларионов интересовался примитивизмом: художники этого направления сознательно упрощали свои картины, обращались к детским рисункам, первобытному или средневековому творчеству. Участники объединения «Ослиный хвост» особенно вдохновлялись народным искусством: лубочными картинками, промыслами, лаконичными вывесками городских лавок и кафе.

Сергей Бобров, русский поэт, художник, футурист. Выдержка из книги «Основы новой русской живописи» 1911 года

В 1907–1912 годах Ларионов писал картины на темы провинции и солдатской жизни. Черты примитивизма проявлялись в нарочитом упрощении сюжетов, нарушении пропорций, ярких красках. Однако, несмотря на стиль, полотна не были лишены авторской идеи: в наивных на первый взгляд сценах из повседневной жизни часто бывало скрыто «двойное дно». Например, на картине «Офицерский парикмахер» живописец изобразил самодовольного офицера и услужливого парикмахера, который напоминает официанта. Над головой клиента - маленького и безвольного - нависли огромные ножницы.

Михаил Ларионов. Парикмахер. 1907. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Михаил Ларионов. Отдыхающий солдат. 1911. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Михаил Ларионов. Офицерский парикмахер. 1909. Галерея Альбертина, Вена

В полотне «Отдыхающий солдат» воплотилась вся примитивистская концепция Ларионова. Когда художник работал над полотном, он часто ездил на лагерные сборы и наблюдал, какие надписи или рисунки делают в свободную минуту солдаты на заборах и стенах. В картине Ларионов нарушает все неписаные правила живописи тех лет: его персонаж лежит в неестественной позе с «изломанными» ногами; среда, в которой он находится, лишена искусственной эстетики, украшательства, изображена во всей ее обыденности, а сама картина написана крупными грубыми мазками без проработки мелких деталей.

С солдатскими сюжетами в искусство Ларионова входила уже не только провинциальная улица, как это было в вещах предыдущих лет, но вся низовая и грубая стихия российской социальной жизни. «Солдатские темы» все весомей внедрялись тогда в действительность предреволюционной России… Такие мотивы могли задеть и ошарашить зрителя уже одной непосредственной связью с живой повседневностью.

Глеб Поспелов, искусствовед

Лучизм и декорации к Русским сезонам

Третий период в творчестве художника связан с разработанной им теорией лучизма. В ранних полотнах этого этапа еще присутствовали очертания предметов - их словно образовывали лучи, которые отражались от разных объектов, - а позже Ларионов стал создавать абстрактные работы. В них господствовало стихийное начало и игра острых цветовых полос, которые пересекались, сплетались, расходились в разные стороны и вновь сбивались в пучки, рождая яркие фантазийные картины.

То, что ценно для всякого любителя живописи, в лучистой картине выделяется наивысшим образом - те предметы, которые мы видим в жизни, не играют никакой роли (исключая реалистический лучизм, где предмет служит точкой отправления), то же, что является сущностью самой живописи, здесь лучше всего может быть выявлено - комбинация цвета, его насыщенность, фактура; на всем этом, кто интересуется живописью, может сосредоточиться всецело…

Михаил Ларионов

Во время Первой мировой войны Михаила Ларионова призвали на службу. После полученного ранения в 1915 году он поселился во Франции, где и прожил всю оставшуюся жизнь.

Сергея Дягилева . Это была настоящая визитная карточка антрепризы. Балеты были известны своим оформлением - изысканными авангардными костюмами и декором. После смерти Сергея Дягилева в 1929 году Ларионов стал меньше заниматься живописью. У него появилось новое увлечение: он собирал произведения искусства для состоятельных клиентов. А сам по-прежнему увлекался русским лубком и коллекционировал китайскую графику. В живописи он вернулся к предметному искусству и эстетике импрессионизма и примитивизма: писал уличные сценки и натюрморты.

В 1955 году Михаил Ларионов и Наталия Гончарова официально стали мужем и женой . Однако спустя семь лет художницы не стало. Ларионов вскоре женился на Александре Томилиной, своей старой знакомой, служащей одной из французских библиотек. После его смерти в 1964 году Томилина проводила выставки Ларионова и Гончаровой в Европе и Америке и организовала первую после их эмиграции экспозицию в Москве в 1980 году. Она унаследовала парижские полотна и архив Ларионова и Гончаровой и в 1989 году подарила их Третьяковской галерее , как того хотели художники.

Ларионов уже в юности выступал против общепринятых традиций, поэтому за годы учебы в училище его три раза исключали за вольномыслие в живописи.

Общение с современными ему художниками, активное участие в деятельности живописцев, а также знакомство и последующая женитьба на Наталье Гончаровой, существенно повлияли на его творчество. Он писал в манере импрессионистов, заинтересовался принципами фовистов, изучал идеи примитивизма, пока не создал собственную теорию под названием лучизм. Он же выступил инициатором нового направления - неопримитивизма.

Бунтарский дух энергичного Ларионова привлекал внимание аналогично настроенных молодых художников. Ларионов организовал четыре ярких выставки, вокруг которых всякий раз разгорался скандал. Это небезызвестные выставки «Бубновый валет» и «Ослиный хвост», переросшие в дальнейшем в одноименные организации. Вслед за ними последовали выставки «Мишень» и «№4», которые также объединяли молодежь, отрицающие каноны классической художественной школы.

К числу его известных работ относятся картины серий «Парикмахер» и «Солдат», автопортрет, «Кукольный театр», «Венера и Михаил», «Весна» и другие. Помимо живописи Ларионов иллюстрировал книги, оформлял театральные постановки и писал книги.

Ушел из жизни художник в 1964 году, достигнув 82-х лет.

Особенности творчества Ларионова

Ранний период деятельности

В ранний период художественной деятельности Ларионов творил в стиле импрессионистов. Ему нравилось рисовать картину с помощью коротких мазков, вызывая у зрителя ощущение пульсации полотна. Особенностью его импрессионистского стиля была яркая цветопись. Часто он располагал рядом цвета, которые относятся к несочетаемым, но при этом тонкое чутье художника помогало ему достичь цветовой гармонии. Интересно, что в его работах не краска подчинялась форме, а форма рождалась из отдельных мазков.

До 1906 года художник работал в направлении неоимпрессионизма. Его картины этого периода отличает колоритность и фрагментарность композиций. Он рисовал нежные пейзажи, которые трудно сравнивать с последующими картинами в стиле примитивизма, лучизма и других новых направлений.

Период примитивизма

Огромное влияние на творческий стиль Ларионова оказали поездки в Париж и Лондон. Вернувшись оттуда, он начал творить в стиле примитивизма. Первыми были гротески из жизни и быта солдат. Российская публика встретила новшество с неодобрением, закидав художника массой язвительных замечаний. Особенно досталось картине «Отдыхающий солдат». Однако картины в этом стиле наряду с дерзкими выставками «Бубновый валет» и «Ослиный хвост» привлекли внимание бунтарских молодых художников, склонных к экспериментам и отказу от художественных норм и правил.

Заметим, что в отличие от наивного искусства (когда человек просто не умеет рисовать), примитивисты намерено создавали эффект невежественного искусства. Они делали картинку плоской, осознанно допускали ошибки перспективы, не соблюдали пропорции, прибегали к кричащим краскам и даже делали ошибки в подписях, чтобы выразить таким способом протест против академической школы. Им нужна была свобода. Свобода от жестких рамок и взглядов, чтобы перейти к искусству, которое не подчиняется логике.

Рождение лучизма

Именно лучизм считается тем направлением, который создал базу для будущего российского абстракционизма. И основателем его является Михаил Ларионов. Эксперты полагают, что предпосылками для создания художником лучизма могла быть работа с Врубелем и лондонская выставка У. Тернера.

Новая теория провозглашала базовым элементом луч, который пронизывает все и является причиной возникновения пространств и форм. При этом выделялся чистый лучизм (полная абстракция) и лучизм, базирующийся на конкретном объекте. Сами лучисты часто строили свои работы с использованием принципов кубизма, орфизма и футуризма, провозглашая лучизм вершиной всех этих направлений.

Рекорды продаж, цены на картины Ларионова

Еще в 1950-х годах, при жизни художника, на его картины начал расти спрос. Это привело к организации многочисленных выставок работ мастера и его супруги Н. Гончаровой. Но сколько стоят картины Ларионова сегодня? Посмотрим на информацию с аукционов.

В 2012 году на торгах МасDougall`s представили раннюю работу М. Ларионова «Цветы на веранде». Картину продали по нижней границе эстимейта за 1,1 млн фунтов (1,9 млн долларов).

В 2014 году на торги Sotheby`s попала картина «Месильщики теста». В 1913 году Ильей Зданевичем был составлен список главных трудов художника, в который вошла и эта работа. Ее последнее представление общественности состоялось в 1961 году в Англии. Это произведение в полной мере отражает его художественный стиль. Здесь наблюдается упрощение форм, интересное сочетание неподвижности и движения фигур, резкость и угловатость контуров. Работу оценили в 0,8–1,2 млн фунтов стерлингов, а продали за 1,9 млн фунтов (3,1 млн долларов).

Наконец, рекордом продаж картин Ларионова считается работа «Натюрморт с кувшином и иконой», ставшая лидером торгов Sotheby`s в 2007 году. Работа была создана около 1910 года и ранее участвовала в известной московской выставке. Эксперты оценили картину в 2-3 миллиона долларов и пророчили, что она станет звездой аукциона. Так и вышло. В ходе торгов борьба разгорелась между человеком, находящимся в зале, и участником, предлагающим цену по телефону. В результате полотно продали за 4,5 млн долларов.

Популярность картин Ларионова вызвала просто гигантский поток фальшивок. Начиная с 1980-х годов, в прессе неоднократно описывались скандалы вокруг очередной партии снятых с аукционных продаж разных стран мира картин художника. Например, в 1988 году в Швейцарии арестовали выставку, на которой было представлено почти двести работ Ларионова. Проверка показала, что все картины были фальшивыми.

Если до этого лидером по подделкам считался , то на смену ему пришли работы Натальи Гончаровой и Михаила Ларионова. Ситуация осложняется появлением не только фальшивых картин, но и поддельных каталогов работ художников, поэтому так важно перед заключением сделки проводить экспертизу картин Ларионова, Гончаровой или других представителей авангардизма. Далее мы рассмотрим особенности этой процедуры, а также выясним, где и как продать картину Ларионова.

Особенности экспертизы, продажи и скупки картин Ларионова

Как оценить картину Ларионова

Чтобы более-менее достоверно оценить работу известного художника, нужно разбираться во многих деталях. Например, отлично знать весь творческий период автора, картины, которые были наиболее востребованными, понимать интересы арт-рынка и параметры, от которых зависит цена картины. Так как даже эксперты специализируются на конкретных эпохах художников, самому делать такую оценку не рекомендуется. Отказ от может привести к значительным финансовым потерям, когда дорогой шедевр продается за скромную сумму.

По этой причине мы предлагаем оценить картины Ларионова в специализированном центре экспертизы. Сотрудники центра исследуют холст в лаборатории по всем желаемым параметрам от установки подлинности до выявления состояния полотна.

Где выгодно продать картину Ларионова

Это можно сделать в галерее «Лермонтов» - антикварной площадке, присутствующей на рынке с 2008 года. За годы работы мы собрали на своем ресурсе широкую аудиторию людей, готовых приобрести ценные произведения искусства. Вам достаточно подготовить описание картины, сделать ее фотографии и прислать нам. Как только найдется покупатель, вы сможете обсудить с ним детали продажи.

Как продать картину Ларионова быстро

Описанный выше способ продажи хорош возможностью получить высокую прибыль. Но сам процесс может затянуться до тех пор, пока не найдется покупатель. Более быстрым вариантом является продажа картины за процент от ее стоимости. При таком способе мы сами произведем , предварительно убедившись в ее подлинности (проведем экспертную оценку).

Михаил Ларионов - один из основателей русского авангарда.

Родился Михаил Федорович Ларионов 22 мая 1881 года в Тирасполе Херсонской губернии. В Московском училище живописи, ваяния и зодчества, куда он поступил в 1898 году (окончил он его только в 1910 г.), Ларионов учился у К. Коровина и В. Серова. Сначала Ларионов увлекался поздним импрессионизмом. Одна из наиболее известных его работ в этом духе - "Куст сирени в цвету" (1904). После поездки в Париж в 1906 году Ларионов пытался переосмыслить в своем творчестве идеи фовизма и "наивного" искусства. В 1910-е годы начали появляться его написанные в примитивистской манере сценки из провинциальной и солдатской жизни. Дело в том, что Ларионову несколько раз приходилось отбывать лагерные сборы, и ему очень понравились рисунки, которые солдаты оставляли на стенах своих казарм (в основном они рисовали лошадей и женщин, сопровождая рисунки довольно фривольными подписями). Одна из литографий Ларионова "Маркитантка Соня" была скорее всего навеяна именно солдатскими "картинами".




Многие обвиняли Ларионова в вульгарности и даже циничности. А когда в свет вышла книжка "Le futur", в которой на одном из рисунков была изображена проститутка, книгу конфисковала цензура. С. Романович, один из современников художника, рассуждая о действительной сущности "цинизма" Ларионова, писал: "Существуют люди, которые, проходя по залам музеев, отворачиваются от античных статуй с их наготой... Когда Ларионов восхищался солдатскими изображениями женщин на заборах, когда он в некоторых картинах повторял надписи на этих заборах или вкладывал в уста своих персонажей слышанные им выражения - тоже, разумеется, посредством надписей, он был включен в круг той стихийной жизни, в которой все это существовало. Выразить эту жизнь так, как он этого хотел, можно было, передав ее мощную животную основу... Люди, склонные к пошлости, конечно, открывали в этих произведениях то, что им хотелось, а то, что в них было в действительности, было для них недоступно".



Многие из написанных в то время Ларионовыми "солдатских сцен" стали классикой русского искусства. Так, например, созданная в 1911 году картина "Отдыхающий солдат" теперь находится в Государственной Третьяковской галерее.

В 1910-е годы Ларионов и Гончарова принимали участие в организации выставок объединения московских художников "Бубновый валет" (1910) и группировки молодых художников "Ослиный хвост" (1912). Это были творческие объединения, члены которых стремились мыслить в цвете и формах, используя только присущие живописи пластические решения. Ларионов был близок с русскими художниками-футуристами, которые, в отличие от итальянских, не порывали с традицией, а, наоборот, углублялись в нее, с интересом изучали творчество народных мастеров. В начале 1910-х годов Ларионов заявил о новом направлении абстрактного искусства - лучизме. В манифесте, выпущенном в свет в 1913 году, который назывался "Лучисты и будущники", было записано: "Мы идем рука об руку с малярами". На выставках, экспозиции которых формировал Ларионов, рядом с картинами можно было увидеть и написанные народными мастерами вывески.


В 1912 году Ларионов показал на выставках "Мира искусства" и "Союза молодежи" свои холсты - "Стекло/прием лучизма", "Этюд лучистый", "Лучистая колбаса и скумбрия". В этих работах, которые сам Ларионов назвал вариантами "реалистического лучизма", еще ощущалась связь с предметным миром. Вообще же один из тонких ценителей искусства Пунин отмечал, что лучизм Ларионова является "плодом очень тонких реалистических сопоставлений", чем он существенно отличается от беспредметного супрематизма Малевича и живописного визионерства Кандинского.

Отзвуки лучизма чувствовались и в книжных иллюстрациях Ларионова к книге Крученых "Старинная любовь" (1912). Здесь тексты естественно сплетаются с выполненными литографским карандашом рисунками. Книга воспринимается как целостный художественный образ.


Ларионов, как и многие молодые художники, выступал против "греко-римских" пристрастий "мирискусников", которые считали Европу центром всей цивилизации и культуры. А "мирискусники", и в частности А. Бенуа, не могли понять, как можно делать какие-то пластические выводы из изучения народного искусства. В 1910 году Бенуа даже пробовал призвать Ларионова встать на иной, "старый" путь. Он писан о Ларионове: "Ведь он мог бы создавать вместо этих кривляний в духе какого-то нового примитивизма законченные и совершенные произведения в "прежнем духе". А Ларионов лишает закатный ореол старого искусства того цветистого и праздничного луча, который он мог бы ему дать".


Как бы в ответ Ларионов в 1912 году создал целую серию своих "Венер" - "Кацапская", "Бульварная", "Солдатская", "Еврейская", "Негритянская". В это же время появилось четыре больших ларионовских полотна под общим названием "Времена года", которые раскрывали новые грани его дарования и были непосредственно связаны с детскими рисунками, которые очень высоко ценил художник. Искусствоведы позже определили этот стиль как "инфантильный примитив". В этих картинах чувствовалась связь с глубинными, архаическими пластами культуры, они напоминали своеобразные живописные стихотворения. Простые, трогательные слова, которыми художник сопровождал каждое произведение, придавали его наивным образам особое звучание. Например, на полотне, посвященном весне, написано: "Весна ясная, прекрасная. С яркими цветами, с белыми облаками".


С картинами, написанными в стиле примитивизма, образно связаны и книжные работы Ларионова. Это можно сказать и об иллюстрациях к сборнику Хлебникова "Мирсконца".

Очень интересно была оформлена и книга Крученых "Помада". Ларионов наклеил на яркую малиновую обложку рисунок в технике литографии, а рукописные страницы чередовал с выполненными на золотых паспарту иллюстрациями. Многие современники сравнивали эту книгу с ювелирным украшением. А Бенуа упорно называл ее "скоморошьим альбомчиком". В оформлении сборника Крученых "Полуживой" Ларионов использовал стилистику наскальных изображений эпохи неолита.


Первые спектакли Ларионов начал оформлять еще перед Первой мировой войной в Париже. На некоторое время он вернулдя в Россию, воевал на фронте, был контужен. А в 1915 году вместе с Гончаровой вновь уехал в Париж, где продолжал создавать эскизы декораций и костюмов для балетных спектаклей антрепризы Дягилева.

В 1915-1917 годах он оформил балеты "Ночное солнце" (на музыку Н. Римского-Корсакова), "Кикимора", "Русские сказки", "Баба Яга" (на музыку А. Лядова), позже создавал декорации и костюмы вместе с Н. Гончаровой. Особенно интересным было оформление спектаклей "Лисица" (на музыку И. Стравинского), "На Борисфене" (на музыку С. Прокофьева) и др.

В последующие годы жизни Ларионов писал натюрморты и камерные по звучанию композиции.

Умер он 10 мая 1964 года во Франции. На родине, в России, его творчество по-настоящему оценили лишь в последние годы.

Михаил Федорович Ларионов - уникальное явление русской и мировой культуры. театра, график. Он грандиозен как художник и теоретик авангардизма. Картины Михаила Ларионова и его личность оставили неизгладимый след в мировой культуре. Он значителен как основоположник лучизма, оригинального направления в русской живописи начала двадцатого века. Но, при всей масштабности его фигуры, он недооценен у себя на Родине, недостаточно изучен и исследован. По иронии судьбы, Ларионов как живописец долгое время пребывал в тени своей самой лучшей ученицы, соратницы и супруги, блистательной Натальи Гончаровой.

Детство

Михаил Ларионов родился в 1881 году. Его отец служил военным фельдшером и по долгу службы находился в Херсонской губернии, на юге России, в ста километрах от Черного моря. Именно там, в этих жарких и необычайно пронзительных местах прошло детство будущего художника. Наблюдательному мальчику было на что обратить свое внимание, ведь Тирасполь, как и любой южный город, представлял собой ослепительную мозаику из племен, языков и традиций. Этот край накрыл мальчика лоскутным одеялом цветущих садов, военных маршей, разношерстного люда, рыночной толчеи и базарного шума. Маленькие кабачки, длинные конюшни, несчетное количество ласточек, дрожащий знойный воздух и счастье, огромное счастье, объявшее все детство мальчика. Он и потом, когда вырастет, пока не покинет Россию навсегда, будет приезжать на лето в свой любимый Тирасполь.

Училище

Когда Мише Ларионову исполнилось двенадцать лет, семья перебралась в Москву. Жизнь в столице текла спокойно и размеренно, Михаил окончил училище и готовился связать свою жизнь с живописью.

В те годы особенно сильное впечатление оказывали на Михаила Ларионова картины Виктора Борисова-Мусатова. Рисующий с детства мальчик Михаил естественным образом поступил на обучение в Училище живописи, ваяния и зодчества. Там в полной мере проявился его яркий, самобытный талант, да и учителя у него были необыкновенные - это и Валентин Серов, и Константин Коровин, и Исаак Левитан. В этом же училище Ларионов встретил свою будущую супругу,

Импрессионизм

После училища жизнь Михаила Ларионова закружилась в ярком хороводе различных культурных течений. Он, как и многие художники того времени, начал свое творчество с импрессионизма. Из-под его кисти выходили большие серии работ, в духе пейзажей Клода Моне. Картины Михаила Ларионова были приняты очень хорошо. Он становился яркой фигурой в кругу творческой интеллигенции, его заметили члены объединения «Мир искусства», а предложил участвовать в Парижской выставке 1906 года.

В Ларионова Михаила Федоровича и его самого ждал большой успех. Но не столько успех, сколько сам Париж окрылил его и оставил неизгладимое впечатление. Там он узнал, что уже не Моне является стержнем мирового импрессионизма, это место твердо заняли Поль Гоген, Ван Гог и Сезанн. Именно они олицетворяли новизну в мировой живописи. Их экспрессия владела умами почитателей и неравнодушных. Ларионов дышал Парижем, жил Парижем, он посещал выставки, исследовал музеи, копил материалы к своему будущему росту. Но он не стал последователем фовизма, модного течения в живописи, разворачивающегося на его глазах и захлестнувшего Париж. Ларионов смотрел вглубь, в самый корень творческих исканий, и там внутри он увидел нечто новое. Изучив гениев постимпрессионизма, он стал новатором. В своих картинах художник Михаил Ларионов обратился к примитивизму.

1909-1914

Его примитивизм шел от русского лубка, от древних крестьянских традиций. Ларионов разглядел в этой простоте фундаментальную силу архетипов и распознал в незамысловатом народном творчестве далеко идущие потенции, ждущие своего осмысления. С головой погрузившись в новые замыслы, он проявлял неслыханную работоспособность, именно тогда появились серии картин Михаила Ларионова «Франты», «Парикмахеры», тогда же зарождался его лучизм.

Ларионов исследовал рекламные вывески, надписи и рисунки на заборах, и преображал эти зерна русского духа в драгоценные камни новых цветовых фактур. В те же годы Ларионов много занимался графикой и проявлял незаурядные организаторские качества. Он учреждал различные объединения художников и устраивал эпатажные выставки, самые известные из которых - «Бубновый валет», «Ослиный хвост» и «Мишень». Много времени Ларионов уделял оформлению уникальных поэтических сборников своих друзей футуристов: Велимира Хлебникова, и других. Во всех своих проявлениях Ларионов являлся новатором и локомотивом. Он искал новые пути, новый взгляд на старые предметы, и квинтэссенцией этих исканий стал лучизм.

Лучизм

В 1913 году Ларионов провозгласил манифест «Лучисты и будущники» и открыл этим эру беспредметности в живописи. Это было начало русского абстракционизма. В лучизме переплелись и отразились все наработки художника в подаче цвета и фактуры. Предметов как таковых в концепции лучизма не существует, они явлены только в отражении и преломлении лучей. И поэтому живопись должна быть полностью оторвана от материи и выражаться в новых пространственных формах, новом наложении цвета и фокусировки мысли.

На парижской выставке лучистские картины Михаила Ларионова и Натальи Гончаровой произвели фурор и получили всеобщее признание. Ларионов становится известным, устраивает европейское турне, знакомится со многими знаменитостями, в числе которых Пабло Пикассо, Гийом Аполлинер, Жан Кокто.

1915-1917

Но на пике творческой активности в жизнь Михаила Ларионова вторгается Первая Мировая война. Он возвращается на Родину и отправляется на фронт. В 1915 году после серьезного ранения и контузии, отлежавшись в госпитале, Ларионов приезжает обратно в Париж, где происходит новая метаморфоза мастера - он начинает заниматься декорациями для балетов Сергея Дягилева.

Революцию 1917 года художник встречает в Париже и решает остаться в нем навсегда. Начинается парижский этап в жизни мастера, этап долгий и неоднозначный. Они с Гончаровой селятся на рю Жака Калло и живут в этой квартире до конца своей жизни.

Парижский этап

Во второй половине своей жизни Ларионов много времени и сил стал уделять литературному творчеству, он писал мемуары и статьи по истории искусства. Художник Ларионов Михаил Федорович в картинах отошел от лучизма и возвратился к графике, натюрмортам и жанровым композициям. Что-то незаметное, но очень важное, очень настоящее исчезло из его работ.

В 1955 году Михаил Ларионов и Наталья Гончарова официально оформили свои отношения, и через пятьдесят лет совместной жизни стали мужем и женой. Умер Михаил Ларионов в 1964 году, в пригороде Парижа, через два года после смерти своей музы Натальи Гончаровой.

В 1989 году Александра Томилина, многолетняя подруга семьи, передала архив Михаила Ларионова советскому правительству. Так состоялось возвращение мастера на Родину.