Есенин низкий дом голубыми ставнями анализ. Анализ стихотворения есенина низкий дом с голубыми ставнями

Анализ стихотворения «Низкий дом с голубыми ставнями»

Со слабыми учениками можно прослушать аудиозапись этого стихотворения, а потом потренироваться в его выразительном чтении, передавая интонацию грустного лиризма, но не анализировать его подробно.
С сильными учениками это стихотворение можно сопоставить с первым.

1) В каком году написано стихотворение? (1924 г.)

2) Сколько лет прошло с момента создания стихотворения «Я покинул родимый дом...»? (6 лет)

3) Какое событие произошло за это время в России? (гражданская война)
4) Каким чувством пронизаны оба стихотворения? Подтверди своё мнение цитатами.

В двух прочитанных стихотворениях поэт говорит о любви к родной земле. В первом стихотворении слово любовь не сказано прямо, но в каждой строке мы видим любование голубой Русью , восхищение перед родимой землей.

Во втором стихотворении поэт прямо говорит о любви, но это любовь, близкая к горькому душевному переживанию, к страданию, поэт уже не восхищается родиной так, как прежде, но любит ее еще больше:

Как бы я и хотел не любить,
Все равно не могу научиться,
И под этим дешевеньким ситцем
Ты мила мне, родимая выть.

Поэт ощущает, что годы, уже ушедшие, «отзвучавшие в сумрак», не исчезли совсем, он чувствует их как совсем недавние , как будто он только что уехал с родины. Картины родной земли снятся ему постоянно.

5) Сравни несколько строк из обоих стихотворений, обращая внимание на выделенные слова, и сделай вывод о том, какое стихотворение кажется более ярким, праздничным, а в каком больше грусти и тоски?


Стихотворение «Я покинул родимый дом...» кажется более ярким, праздничным, чем второе.
В первом стихотворении мы встречаем яркие, праздничные метафоры и эпитеты.

7) Обрати внимание на эпитеты в стихотворении «Низкий дом с голубыми ставнями...». В какие цвета они окрашены?
«Сереньким ситцем»,

«северных бедных небес»,

«нежность грустную »,

«седых журавлей»,

«в тощие дали»,

«сытных хлебов не видали»,

«ракитник, кривой и безлистый ».

Эпитеты окрашены в тусклые, грустные, бедные тона.

8) Сравни два эпитета, которые повторяются в обоих стихотворениях? Как они противопоставлены друг другу?

«Голубая Русь» - «голубые ставни»

«Родимый дом» - «родимая выть»
«Голубая Русь» - «голубые ставни»: романтический образ словно противопоставлен простому бытовому образу.
«Родимый дом» - «родимая выть»: представление о доме словно расширяется, «родимый дом» - это уже не только та изба, в которой жил поэт, но и вся земля, которая кормит русский люд и которая полита крестьянским потом, земля, на которой спето много радостных и горестных песен, - родимая выть .

9) Как ты понимаешь значение следующих слов? Почему Есенин их использует?

березь да цветь

родимая выть

«Только видели березь да цветь...» -журавли видели не сытные хлеба, а березь , т. е. березняки, которые могут расти на небогатых почвах, да цветь , т. е. неприхотливые, мелко цветущие растения;

родимая выть. Выть - это диалектное слово, т. е. такое, которое встречается только в отдельных областях. Выть в рязанских говорах обозначает пашню, вспаханное поле.

10) Как ты думаешь, почему Есенин полюбил журавлей? Можно ли провести параллель между журавлями и самим поэтом?

Полюбил я седых журавлей

С их курлыканьем в тощие дали,

Потому что в просторах полей

Они сытных хлебов не видали.

В этих строках неосознанно видится параллель между образами журавлей, улетающих с родных полей, и поэтом, покинувшим любимую родину. Он так же, как те птицы, не видел «сытных хлебов», поэтому был вынужден уйти.

11) Как ты думаешь, почему стихотворение начинается и заканчивается одинаковыми строками?

Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда...

Перед нами кольцевая композиция. Поэт в финале возвращает нас к тому, с чего начиналось стихотворение, показывая свою верность главной идее: любви к родной земле. «Низкий дом с голубыми ставнями» символизирует собой тот родимый край, ту «голубую Русь», которую потерял поэт, однажды покинув её.

«Низкий дом с голубыми ставнями…» Сергей Есенин

Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда, -
Слишком были такими недавними
Отзвучавшие в сумрак года.

До сегодня еще мне снится
Наше поле, луга и лес,
Принакрытые сереньким ситцем
Этих северных бедных небес.

Восхищаться уж я не умею
И пропасть не хотел бы в глуши,
Но, наверно, навеки имею
Нежность грустную русской души.

Полюбил я седых журавлей
С их курлыканьем в тощие дали,
Потому что в просторах полей
Они сытных хлебов не видали.

Только видели березь да цветь,
Да ракитник, кривой и безлистый,
Да разбойные слышали свисты,
От которых легко умереть.

Как бы я и хотел не любить,
Все равно не могу научиться,
И под этим дешевеньким ситцем
Ты мила мне, родимая выть.

Потому так и днями недавними
Уж не юные веют года…
Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда.

Анализ стихотворения Есенина «Низкий дом с голубыми ставнями…»

Сергей Есенин всегда с особой нежностью и теплотой вспоминал родное село Константиново, в котором прошли его детские годы. Именно туда он мысленно возвращался в самые сложные периоды своей жизни, черпая вдохновение в образах милой сердцу природы. Чем старше становился поэт, тем отчетливее понимал, что уже вряд ли сможет испытать столь светлые и радостные чувства, которыми был наполнен практически каждый день его пребывания в селе. Поэтому он часто посвящал ему стихи, наполненные щемящей грустью и восхищением. В 1924 году Есенин завершает работу над произведением «Низкий дом с голубыми ставнями…», которое полностью основано на его детских воспоминаниях. Несмотря на то, что после переезда в Москву поэт периодически бывает на своей малой родине, ему особенно дорог образ того, дореволюционного села с размеренно текущей жизнью.

В своем стихотворении автор признается, что ему до сих пор снятся «наше поле, луга и лес», а перед мысленным взором то и дело встает «низкий дом с голубыми ставнями» и простыми ситцевыми занавесками на окнах, в котором Есенин когда-то был по настоящему счастлив. Поэт подчеркивает тот факт, что эта безмятежная жизнь осталась в далеком прошлом, отмечая: «Восхищаться уж я не умею, и пропасть не хотел бы в глуши». Однако это не умаляет его любви к родному краю, который нынче он видит без прикрас. Действительно, для Есенина становится своеобразным откровением то, что жизнь в городе и на селе так существенно отличается. Этот контраст в прямом смысле слова лишает поэта, всегда мечтавшего о лучше доле для крестьян, душевного равновесия. Однако автор видит, что проходят годы, а ситуация лишь ухудшается. Он по-прежнему наблюдает за тощими журавлями, которые улетают на юг по осени, так как в родных «просторах полей они сытных хлебов не видали».

Есенин признается, что он готов отказаться от щемящей и безысходной любви к своей родной земле ради собственного душевного спокойствия . Однако все попытки преодолеть это чувство не дают ожидаемого результата. «И под этим дешевеньким ситцем ты мила мне, родимая выть», - признается Есенин, словно бы стыдясь самого себя, такого сентиментального и беззащитного. Ведь на самом деле поэт давно уже живет по другим законам, в его душе нет места жалости и состраданию. Но, вспоминая о родном селе, Есенин меняется изнутри, извлекая на поверхность все самые лучшие свои качества, сформированные под влиянием малой родины.

Низкий дом с голубыми ставнями анализ стихотворения Есенина по плану

1. История создания. Стихотворение "Низкий дом с голубыми ставнями..." было написано С. Есениным в 1924 г. В это время в творчестве поэта все чаще звучит ностальгия по своей малой родине и по прошлому. Произведение было впервые напечатано в том же году в журнале "Русский современник".

2. Жанр стихотворения - пейзажная лирика с элементами философских размышлений автора.

3. Главная тема произведения - тоска поэта по своему родному селу. Центральный образ, появляющийся в самой первой строке, - "низкий дом с голубыми ставнями". Он символизирует не только домашний очаг, но и всю прежнюю счастливую жизнь автора. После переезда из села Константиново в Москву Есенин с головой погрузился в шумную и суетливую жизнь большого города. За эти годы он перенес множество страданий и неудач. Поэт так и не смог обустроить свою личную жизнь.

Он любил и его любили, но все романы неизменно оканчивались расставанием. Есенин пытался понять и приспособиться к новому коммунистическому мышлению и образу жизни, но постепенно осознавал, что это - не его путь. Поэту было бесконечно жаль уходящей в прошлое патриархальной Руси. За это он подвергался яростной критике и находился на подозрении.

Чувствуя глубокую неудовлетворенность окружающей жизнью, Есенин находил спасение в алкоголе. Другим исцеляющим средством была поэзия. Стихотворение "Низкий дом с голубыми ставнями..." - обращение поэта к картинам родного пейзажа. Есенин признается, что русская природа может показаться бедной и неприглядной ("серенький", "дешевенький ситец", "кривой и безлистый ракитник"). Но именно эта печальная картина заставляет сердце поэта трепетно сжиматься. Он испытывает "нежность грустную", которую не смогла заглушить разгульная городская жизнь.

Любовь Есенина к малой родине - врожденное чувство. Он него невозможно избавиться. Воспоминания о "низком доме" согревают душу поэта в самых тяжелых ситуациях. Он никогда не забывает о том, что на Руси есть место, где он родился и куда может вернуться в поисках утешения.

4. Композиция произведения кольцевая. Первые две строки в точности повторяются в финале, подчеркивая значение центрального образа.

5. Размер стихотворения - трехстопный анапест. Рифмовка перекрестная, за исключением пятой и шестой строфы (опоясывающая рифмовка).

6. Выразительные средства . Есенин подчеркивает скромность русского пейзажа с помощью эпитетов: "сереньким", "тощие", "дешевеньким". Оригинальны метафоры, используемые поэтом: "отзвучавшие в сумрак года", "ситцем... небес". Есенин традиционно обращается к олицетворению: журавли "не видали", "слышали". Поэт, несмотря на критику, не отказывается от простонародных и местных слов: "курлыканьем", "березь да цветь", "родимая выть".

7. Главная мысль произведения - у каждого человека в душе должен храниться святой образ своей малой родины. Этот образ позволяет пережить трудные ситуации, придает уверенность в собственных силах. Для Есенина "низкий дом с голубыми ставнями" - спасительный маяк, на который он ориентируется на протяжении всей жизни.

Литературный анализ поэзии «Низкий дом с голубыми ставнями»

Сергей Есенин провел все свое детство и юность в рязанском селе Константинове. Деревенские впечатления сформировали миропонимание поэта. Сельские образы навсегда стали частью его души, никогда не притупляясь, не ослабевая в его сознании.

Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда, -
Слишком были такими недавними
Отзвучавшие в сумрак года.

Никогда не изменял он своей вечной религии - любви к русской природе. Часто в его стихах встречаются фразы, подобные этой:
Как бы я и хотел не любить,
Все равно не могу научиться...
Или в другом стихотворении
Но не любить тебя, не верить
Я научиться не могу.

Есенин - пленник своей любви. В основном он пишет о деревне радостно, светло, но не забывает и о горестях, которые видел сам. Так, в рассматриваемом стихотворении, говоря о журавлях, Есенин передает бедность села, беспредел разбойников:

Потому что в просторах полей
Они сытных хлебов не видали.
Только видели березь да цветь,
Да ракитник, кривой и безлистый...

Поэзия Есенина насыщена исконно русскими словами, такими, какими пользовались еще его прабабушки. Постоянно слышится в его стихах отголосок русской старины, что придает им особое очарование. Многие слова он и сам "достраивает" так, чтобы они пелись. Например, "но ведь дуб молодой, не разжелудясь...". Откуда это "не разжелудясь"? Или "все спокойно впивает грудь". А взялось все это из поэтического гения Сергея Есенина, кладезь таких слов и преобразований в котором бесконечен.
Есть в этом стихе и оттенок городского понимания жизни:

Восхищаться уж я не умею
И пропасть не хотел бы в глуши..
Есть и удивительный образ, в котором и нежность, и прожитые в деревенском быту годы, и беднота, и святость в этой бедноте:
До сегодня еще мне снится
Наше поле, луга и лес,
Принакрытые сереньким ситцем
Этих северных бедных небес.

Сразу видишь немолодую женщину с натруженными, но добрыми ладонями - может быть, мать поэта, которая в бедноте своей чище любого богача. В одной фразе столько щемящего, далекого... Вообще фразы Есенина всегда дышат красотой Руси, разливаются словно реки да бескрайние небеса, охватывают просторы полей, наполняют читателя пшенично-голу-бо-прозрачным чувством. Да, Есенин настолько слился с русской природой, что он словно бы ее продолжение, часть ее. И сам, угадывая это, он пишет в своем стихотворении:

И под этим дешевеньким ситцем
Ты мила мне, родимая выть.
Потому так и днями недавними
Уж не юные веют года...
Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда.

М. Горчкий, встретившись с Есениным в 1922 году, написал о своем впечатлении: "...Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой "печали полей", любви ко всему живому в мире и милосердия, которое - более всего иного - заслужено человеком".

Великий талант Есенина, на мой взгляд, более всего проявился в той части его поэзии, что посвящена чистой русской природе с ее перелесками, да деревеньками с покосившимися избушками. Не понаслышке зная скромную жизнь крестьян, поэт удивляется той душевной щедрости и теплоте, которая исходит от этих людей.

Уже будучи взрослым, проживая в городе, он искренне тоскует по деревне, по ее природной красоте, по скромным, но честным жителям. Так и стихотворение «Низкий дом с голубыми ставнями», написанное в 1924 году, в очередной раз возвращает автора

В его деревенское детство и юность. Память поэта светла и чиста.

Своеобразно Есенин помнит и чтит старину, используя в своих стихах собственные словообразования, которые получает, изменяя выражения бабушки и прабабушки. Не иностранные словечки, как это модно сегодня, а исконно русские поэт преобразует для своих произведений.

И каждая строчка его наполнена невысказанной любовью к малой родине, к сельчанам, к близким. С нежностью он говорит о журавлях, ненавязчиво упоминая о бедности крестьян:

Потому что в просторах полей
Они сытую жизнь не видели…

Но именно святая бедность вызывает самые светлые

Чувства в душе поэта:
До сегодня еще мне снится
Наше поле, луга и лес,
Принакрытые сереньким ситцем…

Перед глазами встает образ сельской женщины с натруженными руками, одетой в скромные одежды. Кого описывает Есенин: бабушку, мать или многострадальную Россию? Кого он жалеет, о ком плачет? Автор настолько слился с сельской природой, так тонко передал свои чувства и переживания, что у читателя щемит сердце, и на глаза наворачивается слеза.

Уникальный талант Есенина высоко ценили и его современники, и последователи. Искренне преклоняясь перед гениальной простотой великого поэта, настоящего ценителя русской природы, ее простой невзрачной красоты, поэты, писатели и критики восхищались даром Есенина. А он до конца своих дней он помнил свое село и тосковал:

Потому так и днями недавними
Уж не юные веют года…
Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда.