Приказ мо рф по военно исторической работе. "о мерах по дальнейшему совершенствованию военно-исторической работы в вооруженных силах российской федерации"

Анализ войсковой практики системы морально-психологического обеспечения, работы с личным составом по воспитанию и обучению, подготовки войск и сил к выполнению повседневных и боевых задач, боевого дежурства показал, что одним из важнейших направлений в системе деятельности должностных лиц органов военного управления является военно-историческая работа.

В ходе исследования проведенного в интересах выявления основных путей воспитания стойкости и мужества военнослужащих ВС РФ было установлено, что именно активизация данной работы в частях и подразделениях может быть результативным путем реализации задач данного процесса в повседневной практике. Военно-историческая работа организуется в соответствии с приказом Министра обороны РФ № 265 от 10 июня 2001 года «О военно-исторической работе в Вооруженных Силах Российской Федерации», также она регламентируется такими документами как Федеральный закон от 13.03.1995 №32-ФЗ (ред. от 01.12.2014)»О днях воинской славы и памятных датах России», Приказ Минобороны РФ от 11.09.1997 №343 (ред. от 01.09.2008)»Об утверждении Положения о музеях, Приказ Министра обороны РФ от 31.08.2005 №365 «О мерах по совершенствованию взаимодействия Вооруженных Сил с общественными объединениями ветеранов» и другие.

Военно-историческая работа - это целенаправленная творческая и организаторская деятельность командиров, штабов, научно-исследовательских структур, органов воспитательной работы, ветеранских и других общественных организаций по сбору, изучению, обобщению, накоплению и распространению знаний отечественной и зарубежной истории опыта защиты государства, в интересах совершенствования строительства и подготовки ВС РФ, а также обучения и воспитания ее личного состава.

Составными частями военно-исторической работы является:

1) Исследовательская работа по изучению истории

2) Военно-историческое образование

3) Военно-патриотическое воспитание

4) Музейное и архивное дело

5) Военно-мемориальная и военно-ритуальная работа

Названные выше составляющие имеют свои особенности и признаки. Так,

военно-историческое образование и военно-патриотическое воспитание как составные части военно-исторической работы неразрывно связаны. Без пропаганды исторического прошлого, героического наследия и боевых традиций Вооруженных сил, трудового и ратного подвига народа по укреплению обороноспособности государства и его защите невозможно воспитывать патриотизм. Военная история России имеет тысячи примеров героического и мужественного поведения военнослужащих и народа.

В апреле 2010 года Ставропольским региональным отделением Российского общества социологов (РОС) совместно с Центром социологических исследований СГУ был проведен опрос студенческой молодежи Ставропольского края «Великая Победа глазами студенческой молодёжи». Было опрошено 828 студентов 1-5 курсов 8-ми вузов края: ГОУ ВПО «Ставропольский государственный университет», ГОУ ВПО «Северо - Кавказский государственный технический университет», ГОУ ВПО Ставропольская государственная медицинская академия, ГОУ ВПО Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт, Филиал ФГОУ ВПО «Северо-Кавказская академия государственной службы» в г. Ставрополе, Кавмиводский институт сервиса (г. Пятигорск), Северо - Кавказский социальный институт, Ставропольский институт экономики и управления имени О.В. Казначеева (филиал ФГОУ ВПО «Пятигорский государственный технологический университет»). Студентам был задан вопрос: «Каких героев Великой Отечественной Войны вы знаете?». Ответы на данный вопрос свидетельствуют о том, что таких героев нынешняя молодежь практически не знает. Были единично названы З. Космодемьянская, А. Мересьев, А. Матросов, И. Кожедуб, А. Покрышкин, Н. Гастелло. Данное исследование наглядно нам показывает, что знания молодежи о героях и их подвигах находится на очень низком уровне. Не зная своих героев и их подвигов, военнослужащие просто не будут иметь ту модель героического поведения военнослужащих. Именно поэтому очень важно рассказывать военнослужащим о военной истории, а также героях и их подвигах в системе общественно-государственной подготовки, при просмотре исторических и документальных фильмов, при организации вечеров-чествований, художественно оформлении комнат боевой славы, плакатов и стенгазет. Все это позволит не только дать военнослужащим знания о военной истории России, но и даст ту самую модель стойкого и мужественного поведения, которая присуща всем героям.

Целью же военно-патриотического воспитания является развитие у военнослужащих гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у них профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и других, связанных с ней, видов государственной службы, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности. В Российской Федерации существует «Государственная программа патриотического воспитания молодежи на 2015-2015 гг.» которая определяет основные направления и задачи деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, органов военного управления по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации. Субъекты военно-педагогического процесса также должны опираться на основные задачи Государственной программы патриотического воспитания молодежи на 2015-2015 гг., и основными из них являются:

1) формирование позитивного отношения общества к военной службе и положительной мотивации у молодых людей относительно прохождения военной службы по контракту и призыву;

2) внедрение в деятельность организаторов и специалистов патриотического воспитания современных форм, методов и средств воспитательной работы;

3) повышение профессионализма организаторов патриотического воспитания;

4) развитие материально-технической базы патриотического воспитания в воинских коллективах и общественных объединениях.

В системе военно-исторической работы более детально я хотел рассмотреть несколько форм, а именно:

1) Ведение исторического формуляра воинской части

2) Создание комнат боевой славы

3) Организация работы ветеранских организаций

Военно-исторический формуляр воинской части является документом, в котором отражаются организационное развитие и боевая деятельность воинской части, соединения и военно-учебного заведения, важнейшие события, происшедшие в жизни воинской части, и ее боевая подготовка.

Исторический формуляр ведется в мирное время. В военное время при убытии воинской части на фронт исторический формуляр сдается на временное хранение в штаб военного округа, отдельной армии по месту дислокации, а вместо исторического формуляра в воинской части ведется журнал боевых действий, выписки из которого при переходе части на мирное время заносятся в исторический формуляр. Воинские части, не входящие в состав действующей армии, продолжают ведение исторического формуляра и в военное время.

Исторический формуляр ведется:

каждой отдельной воинской частью (от отдельного батальона и выше), которой положено иметь Знамя части;

каждым военно-учебным заведением;

каждым воинским соединением;

Генералы и офицеры знакомятся с историей части (соединения) путем личного изучения исторического формуляра части, а остальной личный состав ознакомляется с важнейшими событиями в истории части командиром части и командирами подразделений на специальных собраниях. И наша задача, как заместителей по работе с личным составом, организовывать данные собрания.

Исторический формуляр является очень мощным средством воспитания личного состава, так как каждая часть имеет свою уникальную историю, свой боевой путь, своих героев и знакомясь с этим, у военнослужащего возникает чувство гордости за свою воинскую часть (соединение). На таких собраниях и мероприятиях целесообразно использовать все средства наглядности, начиная от демонстрации самого формуляра и заканчивая фильмами (которые на тематику конкретного времени), приглашения ветеранов того времени и героев.

Создание музеев и комнат боевой славы регламентируется отдельно Приказом Минобороны РФ от 11.09.1997 №343 (ред. от 01.09.2008)»Об утверждении Положения о музеях».

Комната воинской (воинской и трудовой; воинской и спортивной) славы, комната (каюта) военно-морской (военно-морской и трудовой; военно-морской и спортивной) славы - помещение в воинской части (на корабле), специально оборудованное в целях популяризации истории русской армии и флота, боевого пути, пройденного воинской частью (кораблем), и героики мирных будней воинов и гражданского персонала Вооруженных Сил.

Особенностью данной формы является то, что при организации комнаты боевой славы необходимо делать упоры на личные вещи героя и наглядность. Например, форма военнослужащего, боевые награды, какие-либо грамоты со школы, отзывы учителей, обращение матери или друзей, личные фотографии с гражданской жизни - все это делает героя как можно реальнее и ближе к военнослужащим. В следствие этого возникает тот самый притяжательный компонент (о котором мы говорили выше), который позволяет задуматься военнослужащему о том, что такой же «простой» парень совершил героический поступок, проявил стойкость и мужество, и военнослужащий однозначно задаст себе вопрос «А чем я хуже? Разве я не могу также?». И нам очень важно добиться этого.

Третья форма военно-исторической работы - это работа с ветеранскими организациями. Она регламентируется приказом Министра обороны РФ от 31.08.2005 №365 «О мерах по совершенствованию взаимодействия Вооруженных Сил с общественными объединениями ветеранов»

Работа с ветеранскими организациями это очень мощный инструмент военно-педагогического процесса. Организуя работу с ветеранами и встречи с ними, мы добиваемся преемственности поколений, традиций и опыта, что очень важно для военнослужащих. Ветераны могут не только рассказать о боевом опыте, который у них был, но также и о том самом чувстве долга, который они исполнили перед Отечеством. Работа с ветеранскими организациями также может включать такие формы как посещение музея организации, выезд на места боевых действий, организация вечеров-встреч в честь памятных дат. Опять же, очень важно осуществлять это в совокупности с другими формами и методами военно-исторической работы.

Таким образом, военно-историческая работа является мощным инструментом воспитания военнослужащих. Активизация и грамотная реализация основных формы военно-исторической работы позволит значительно улучшить качество обучения и воспитания личного состава. Основными условиями реализации данного пути будут являться:

1) создание притяжательного компонента при пропаганде героического поведения сослуживцев;

2) широкое использование средств наглядной агитации, создание стенгазет и стендов с героями;

3) участие родственников героя в проведении вечера-чествования данного военнослужащего;

4) использование личных вещей героя при пропаганде;

Выводы по главе

Подводя общий итог хотелось бы сказать, что воспитание стойкости и мужества у военнослужащих ВС РФ является первичной задачей помощника командира по работе с личным составом. Основными формами реализации данного процесса являются:

1) Пропаганда среди военнослужащих примеров героического поведения сослуживцев при выполнении служебных и боевых задач и основной спецификой данной формы является создание притяжательного компонента для ассоциации военнослужащего с героем.

2) Формирование у военнослужащих готовности к мужественному преодолению трудностей военной службы в ходе боевой подготовки частей и подразделений ВС РФ. Основной спецификой является создание максимально приближенной обстановки к реальным боевым действиям путем создания трудных и сложно решаемых психологических и физических задач.

3) Активизация военно-исторической работы в частях и подразделениях ВС РФ. Основной спецификой данной формы является преемственность традиций и боевого опыта у старшего поколения.

Таким образом, грамотная реализация данных форм, хорошая организация и всесторонняя подготовка позволят проводить эти мероприятия на очень высоком уровне. Применяя средства наглядности и творческий подход эти мероприятия станут для военнослужащих действительно интересным и ожидаемым событием, что позволит вывести формирование таких важных качеств как «стойкость» и «мужество» на абсолютно новый уровень.

О МЕРАХ ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ

ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В 1994 году Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации изучено выполнение Приказа министра обороны Российской Федерации 1993 г. N 207 "О совершенствовании военно-исторической работы в Вооруженных Силах Российской Федерации" в главных штабах видов Вооруженных Сил Российской Федерации, некоторых округах, на флотах, в военно-учебных заведениях, главных и центральных управлениях Министерства обороны Российской Федерации.

Не все командующие, командиры (начальники) проявляют требовательность, а штабы - необходимую настойчивость и распорядительность при проведении военно-исторической работы.

Военно-историческая подготовка офицеров и военно-учебных заведениях все еще остается на низком уровне, продолжается сокращение количества учебного времени, отводимого на изучение истории войн и военного искусства (Военная академия бронетанковых войск, Военная артиллерийская академия и другие).

В войсках и на флотах военно-историческая работа проводится недостаточно целеустремленно. Комнаты информирования и досуга личного состава во многих частях не соответствуют предъявляемым требованиям, жизнь подразделений в них не отражается.

Документы по истории видов Вооруженных Сил, объединении, соединений и вузов, изданные 20 - 30 лет назад, не обновляются. Исторические справки, формуляры ведутся нерегулярно.

При организации и проведении мероприятии оперативной и боевой подготовки войск (сил) и штабов не в полной мере учитывается военно-исторический опыт.

В целях дальнейшего совершенствования военно-исторической работы в Вооруженных Силах Российской Федерации приказываю:

1. Заместителям министра обороны Российской Федерации, главнокомандующим видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующим войсками округов, группой войск и флотами, командующим (начальникам) родами войск, начальникам главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации, Начальникам военно-учебных заведений, учреждений и научно-исследовательских организаций Министерства обороны Российской Федерации глубоко проанализировать состояние дел по этому вопросу, рассмотреть на заседаниях военных советов округов, флотов, армий, флотилий и принять необходимые меры по улучшению военно-исторической работы в подчиненных органах военного управления и войсках (силах).

Активизировать военно-исторические исследования теории и практики военного строительства в интересах научного обоснования реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации. Шире проводить теоретические изыскания в области искусства применения сил и средств видов Вооруженных Сил и родов войск в прошлых войнах и военных конфликтах. Смелее и аргументированнее давать отпор разного рода фальсификаторам истории России и второй мировой войны.

Военно-историческую подготовку в военно-учебных заведениях, войсках и на флотах проводить в интересах патриотического воспитания военнослужащих, расширения оперативно-тактического кругозора и развития творческого мышления командиров всех степеней. Не допускать сокращения количества учебного времени, отводимого на изучение истории войн и военного искусства.

Улучшить подготовку военных историков на базе военных академий, Института военной истории Министерства обороны Российской Федерации в соответствующих группах, адъюнктурах, докторантурах. Больше внимания уделять подготовке военных ученых историков.

Создать до 1 июня 1995 г. в составе оперативных управлении (отделов) штабов за счет существующей численности видов Вооруженных Сил Российской Федерации, родов войск следующие органы: в главных штабах видов Вооруженных Сил Российской Федерации и штабе Тыла Вооруженных Сил Российской Федерации - военно-исторические группы численностью 4 человека, в штабах округов, флотов, родов войск - военно-исторические группы численностью 2 человека, в армиях (на флотилиях), в корпусах (эскадрах), в главных и центральных управлениях Министерства обороны Российской Федерации ввести штатные должности офицера - историка. В соединениях и воинских частях, в управлениях и отделах штабов, в самостоятельных управлениях и отделах Министерства обороны Российской Федерации, научно-исследовательских организациях, учреждениях Министерства обороны Российской Федерации иметь нештатных офицеров - историков, предварительно прошедших необходимую подготовку.

Возложить на созданные органы планирование и организацию проведения в порядке, установленном Приказом министра обороны Российской Федерации 1993 г. N 207, мероприятий по военно - исторической работе в соответствующих органах военного управления и войсках (силах) Вооруженных Сил Российской Федерации.

Составная часть научной работы, проводимой в РВСН; представляет собой деятельность командиров и штабов всех уровней, направленную на изучение опыта войн, создания РВСН, боевой подготовки и боевого дежурства, его использование в современной практике строительства и подготовки РВСН, воспитания личного состава.

В.-и.р. реализует две функции: познавательную (направлена на приобретение военнослужащими профессиональных знаний, развитие кругозора и творческого мышления) и воспитательную (способствует формированию объективных взглядов на современные события и перспективу развития военного дела).

Основными задачами В.-и.р. являются изучение истории войн, боевого опыта Вооруженных Сил и РВСН, истории РВСН, объединений, соединений, воинских частей, военно-учебных заведений и других учреждений; истории военного искусства РВСН, разработка истории создания и развития вооружения и военной техники РВСН; ведение исторических формуляров; создание и организация функционирования военных музеев; увековечивание памяти погибших воинов; воспитание личного состава в духе патриотизма и другие. Задачи В.-и.р. в РВСН определяются приказами и директивами Министра обороны РФ, Генерального штаба Вооруженных Сил РФ, Командующего и Штаба Ракетных войск стратегического назначения. Руководство военно-исторической работой является прямой служебной обязанностью командиров и начальников всех степеней и осуществляется ими через свои штабы. Организатором В.-и.р. в РВСН является Штаб РВСН. Непосредственное планирование и проведение мероприятий по В.-и.р. осуществляют: Штаб РВСН, Военно-научный комитет Ракетных войск стратегического назначения, Управление боевой подготовки Ракетных войск стратегического назначения, Управление кадров и военного образования РВСН, Управление воспитательной работы Ракетных войск стратегического назначения, Служба информации и общественных связей Ракетных войск стратегического назначения. Организация военно-исторической работы в управлениях, направлениях и службах РВСН, объединениях, соединениях, частях, учреждениях и вузах реализуется нештатными военными историками, назначаемыми из числа офицеров или гражданских лиц.

Формами В.-и.р. являются: учебные занятия, лекции, доклады, научные сообщения; разработка военно-исторических трудов, очерков истории, учебников, диссертаций, ведение исторических формуляров; проведение конференций, семинаров, сборов, «круглых столов»; работа в архивах по изучению боевых и других докумен¬тов; посещение музеев, мемориалов, полевые военно-исторические поездки; участие в работе ветеранских организаций и исторических обществ; публикация статей, очерков, создание кино- и видеофильмов, теле- и радиопередач на военно-исторические темы и другие.

МИНИСТР ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

О военно-исторической работе в Вооруженных Силах Российской Федерации


В целях организации военно-исторической работы в Вооруженных Силах Российской Федерации

приказываю:

1. Утвердить и ввести в действие с 1 марта 2015 года прилагаемое Положение о военно-исторической работе в Вооруженных Силах Российской Федерации.

2. Признать утратившими силу с 1 марта 2015 года приказы Министра обороны Российской Федерации 2001 года N 265 и 2005 года N 259.

3. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на Военно-научный комитет Вооруженных Сил Российской Федерации.

Министр обороны
Российской Федерации
генерал армии
С.Шойгу

Приложение. Положение о военно-исторической работе в Вооруженных Силах Российской Федерации

I. Общие положения

1. Настоящее Положение определяет направления, содержание, формы и организацию военно-исторической работы в Вооруженных Силах Российской Федерации*, задачи органов военного управления и организаций Вооруженных Сил в области военно-исторической работы, а также порядок планирования и контроля этой работы.
________________
* Далее в тексте настоящего Положения, если не оговорено особо, для краткости будут именоваться: Вооруженные Силы Российской Федерации - Вооруженными Силами; Министерство обороны Российской Федерации - Министерством обороны; Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации - Генеральным штабом; военно-историческая работа в Вооруженных Силах Российской Федерации - военно-исторической работой.

2. Военно-историческая работа является составной частью научной работы, проводимой в Вооруженных Силах, и представляет собой деятельность по исследованию актуальных проблем военной истории и внедрению полученных результатов в теорию и практику военного (военно-морского) дела, использованию знаний истории войн и военного искусства, истории строительства вооруженных сил и развития военной мысли, истории развития вооружения и военной техники в интересах обучения и военно-патриотического воспитания личного состава Вооруженных Сил, а также граждан Российской Федерации.

3. Нормативную правовую базу военно-исторической работы составляют: Конституция Российской Федерации , акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, правовые акты Министерства обороны Российской Федерации, а также настоящее Положение.

Методическую базу военно-исторической работы составляют: совокупность общенаучных и специальных методов военно-исторического исследования, накопленный положительный опыт использования военно-исторических знаний в практике строительства и подготовки Вооруженных Сил, обучения и воспитания военнослужащих, методические рекомендации по организации и проведению военно-исторической работы в Вооруженных Силах.

Источниковой базой научно-исследовательской работы в области военной истории являются документы государственных, федеральных и ведомственных архивов, фонды музеев и библиотек, научные труды и разработки в области военной истории в целом и специальных отраслей военной истории: военной историографии, военно-исторического источниковедения, военной археографии, военной археологии и военной статистики.

4. Основными направлениями военно-исторической работы являются: военно-исторические исследования, реализация их результатов, использование военно-исторических знаний в обучении военнослужащих и военно-патриотической работе.

Военно-исторические исследования выполняются в установленном порядке специализированными научно-исследовательскими организациями**, военными образовательными организациями высшего образования (далее - военно-учебные заведения), научными подразделениями музеев и других организаций Вооруженных Сил в целях получения новых знаний в области военной истории. Порядок организации и проведения военно-исторических исследований, их оформления, отчетности, приемки и реализации определяется Положением о научной работе в Вооруженных Силах Российской Федерации.
________________
** Здесь и далее в тексте настоящего Положения под научно-исследовательскими организациями понимаются научно-исследовательские институты Министерства обороны (центры).


Использование военно-исторических знаний в обучении военнослужащих проводится в целях углубления их военно-исторических знаний, способствующих расширению их кругозора, целенаправленному формированию чувства патриотизма.

Подготовка научно-педагогических и научных кадров по военно-историческим специальностям осуществляется в установленном порядке в докторантуре, адъюнктуре, а также путем прикрепления к военно-учебным заведениям и специализированным научно-исследовательским организациям для подготовки диссертации на соискание ученой степени кандидата наук.

5. Военно-историческая работа включает:

разработку проектов документов по организации и ведению военно-исторической работы;

проведение исследований в области истории войн, истории военного искусства, истории военной мысли, истории строительства Вооруженных Сил, истории создания вооружения и военной техники, по проблемам зарубежной военной истории;

проведение мероприятий по внедрению результатов военно-исторических исследований в практику строительства, подготовки и применения Вооруженных Сил, обучения и воспитания личного состава Вооруженных Сил;

организацию обучения военнослужащих военной истории;

формирование системы и разработку программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в области военной истории, планирование и проведение мероприятий, направленных на повышение их военно-исторических знаний;

разработку учебников по военной истории, истории войн и военного искусства для военно-учебных заведений и учебных пособий для войск (сил);

пропаганду военно-исторических знаний, истории и традиций Вооруженных Сил;

подготовку рекомендаций по обновлению действующих и созданию новых экспозиций военных музеев и комнат воинской славы с учетом новых исторических фактов, введенных в научный оборот;

обобщение и распространение передового опыта военно-исторической работы;

разработку военно-исторических трудов, обзоров и очерков по истории Вооруженных Сил, видов и родов войск Вооруженных Сил, объединений, соединений, воинских частей, организаций Вооруженных Сил и учреждений;

ведение исторических формуляров (журналов, справок);

подготовку предложений по совершенствованию системы и методов работы органов военного управления, ответственных за организацию научной работы, в части выполнения мероприятий военно-исторической работы Вооруженных Сил;

взаимодействие в установленном порядке с организациями, проводящими и обеспечивающими военно-исторические исследования в интересах обороны страны.

6. Основными формами военно-исторической работы являются:

выполнение научно-исследовательских работ по военной истории, разработка военно-исторических, военно-теоретических и научно-справочных трудов, монографий, учебников и учебных пособий, написание диссертаций, подготовка лекций, статей, докладов, сообщений, рецензий и заключений, исторических справок и материалов;

проведение научных конференций, совещаний, семинаров и других мероприятий по военно-исторической проблематике;

проведение учебных занятий;

проведение полевых (морских) военно-исторических поездок (походов) и экскурсий, походов по местам боев, сборов, юбилейных торжеств, ритуалов, тематических вечеров, встреч с ветеранами, посещение музеев, мемориалов, комнат воинской славы и других памятных военно-исторических мест;

публикация статей, очерков, архивных документов, репортажей в средствах массовой информации, создание кино- и видеофильмов, теле- и радиопередач на военно-исторические темы, организация выставок и экспозиций, участие в работе военно-исторических общественных организаций;

работа в архивах (библиотеках) по изучению боевых и других документов, работа с источниками в музейных фондах;

установление и развитие творческих связей с военно-историческими организациями стран ближнего и дальнего зарубежья.

II. Организация военно-исторической работы, задачи органов военного управления и организаций Вооруженных Сил в области военно-исторической работы

7. Общее руководство военно-исторической работой в Вооруженных Силах осуществляет Генеральный штаб (Военно-научный комитет Вооруженных Сил).

Военно-историческая работа в установленном порядке организуется органами военного управления, ответственными за организацию военно-научной работы, и проводится военно-учебными заведениями и специализированными научно-исследовательскими организациями.

8. Организационно-методическое руководство военно-исторической работой в Вооруженных Силах в целом, а также научно-методическое руководство проведением военно-исторических исследований осуществляет Военно-научный комитет Вооруженных Сил.

9. Научно-методическое руководство военно-исторической работой в Вооруженных Силах осуществляют:

Главное управление по работе с личным составом Вооруженных Сил - в части государственно-патриотического воспитания военнослужащих;

Архивная служба Вооруженных Сил - в части архивной и справочной работы;

Военная академия Генерального штаба Вооруженных Сил - в части методологии военно-исторических исследований, а также координации научной работы по проблемам военно-исторических исследований.

10. В видах Вооруженных Сил, военных округах, родах войск Вооруженных Сил, центральных органах военного управления общее руководство военно-исторической работой осуществляют соответствующие штабы (управления). Организационно-методическое руководство военно-исторической работой осуществляют военно-научные отделы (группы) видов и родов войск Вооруженных Сил, подразделения научной и военно-исторической работы военных округов.

Особенности организации военно-исторической работы регламентируются положениями и инструкциями, утверждаемыми соответствующими командирами (начальниками).

11. Военно-научный комитет Вооруженных Сил:

разрабатывает проекты руководящих документов по организации и проведению военно-исторической работы в Вооруженных Силах;

организует планирование военно-исторической работы в Вооруженных Силах;

осуществляет оценку качества военно-исторических исследований и контроль практической реализации полученных результатов;

представляет начальнику Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации - первому заместителю Министра обороны Российской Федерации результаты контроля за проведением военно-исторической работы в итоговом докладе о состоянии научной работы в Вооруженных Силах;

осуществляет подготовку предложений по совершенствованию военно-исторической работы;

организует подготовку научных конференций, совещаний и других мероприятий по военно-исторической проблематике, проводимых в установленном порядке под руководством Министра обороны Российской Федерации и его заместителей.

12. Главное управление по работе с личным составом Вооруженных Сил:

организует изучение военной истории личным составом Вооруженных Сил в системе общественно-государственной подготовки;

планирует и организует в установленном порядке выполнение мероприятий по пропаганде военной истории в средствах массовой информации;

разрабатывает и доводит до органов военного управления и войск (сил) методические рекомендации по организации проведения мероприятий в дни воинской славы (победные дни) России;

организует методическое обеспечение военно-исторической деятельности военных музеев, образований музейного типа и комнат воинской славы;

организует в установленном порядке взаимодействие с ветеранскими организациями, Российским военно-историческим обществом и военно-историческими клубами;

организует создание и выпуск кинофильмов и видеоматериалов, посвященных героическим традициям Вооруженных Сил;

внедряет в практику работы с личным составом Вооруженных Сил результаты военно-исторических исследований;

вырабатывает рекомендации по применению исторического опыта в укреплении воинской дисциплины в Вооруженных Силах;

участвует в мероприятиях по разоблачению фальсификации военной истории.

13. Архивная служба Вооруженных Сил:

организует использование архивных документов в интересах военно-исторической работы и обеспечивает работу исследователей;

готовит по указанию Министра обороны Российской Федерации и его заместителей обобщенные справочные материалы на основе архивных документов;

организует выставки архивных документов;

исполняет на основе архивных документов запросы и письма, поступающие в адрес Министерства обороны и Генерального штаба;

осуществляет выдачу архивных справок, копий и выписок из архивных документов.

14. Военная академия Генерального штаба Вооруженных Сил в установленном порядке:

выполняет научные исследования в области военной истории, осуществляет подготовку военно-исторических, военно-теоретических и научно-справочных трудов, статистических и документальных сборников, учебных и методических материалов по военной истории и военно-исторической работе в Вооруженных Силах;

проводит по планам Министерства обороны (Генерального штаба) научные конференции, совещания и другие мероприятия по военно-исторической проблематике;

осуществляет научно-методическое обеспечение мероприятий военно-исторической направленности, проводимых органами военного управления;

осуществляет оказание научно-методической помощи органам государственной власти, субъектам и регионам Российской Федерации в проведении военно-исторических мероприятий;

выполняет задачи по научной информации в Вооруженных Силах в части истории войн и военного искусства;

осуществляет подготовку и аттестацию научных кадров по военно-историческим специальностям;

осуществляет международные научные связи по проблемам военной истории;

организует работу по обобщению исторического опыта ведения боевых действий войск (сил);

проводит работу по разоблачению фальсификаций военной истории;

организует и проводит научную экспертизу учебников, пособий, других трудов по военно-исторической тематике, памятных дат образования органов военного управления и организаций Министерства обороны;

осуществляет сбор, обобщение, систематизацию и отражение в военно-энциклопедических изданиях совокупности знаний в области отечественной и зарубежной военной истории;

участвует в определении основных направлений и проблематики научных исследований в области военной истории;

осуществляет научно-методическое руководство подготовкой и проведением военно-исторических олимпиад (в том числе международных).

15. Военно-учебные заведения:

организуют в установленном порядке изучение исторического опыта ведения боевых действий войск (сил), истории войн и военного искусства (военной истории) слушателями, курсантами и постоянным составом;

осуществляют обучение слушателей, курсантов и постоянного состава методике организации и проведения военно-исторической работы в Вооруженных Силах;

участвуют в разработке учебников и учебных пособий по истории войн и военного искусства;

осуществляют подготовку научных и научно-педагогических кадров в области военной истории;

участвуют в проведении военно-исторических исследований;

организуют и проводят в установленном порядке военно-исторические конференции, военно-исторические полевые поездки, семинары и другие мероприятия на военно-исторические темы.

16. Главные штабы видов (штабы родов войск) Вооруженных Сил:

разрабатывают руководящие документы по организации и ведению военно-исторической работы в подчиненных войсках (силах);

разрабатывают предложения в план военно-исторической работы Вооруженных Сил;

внедряют результаты военно-исторических исследований и выводов из опыта прошлых войн в практику оперативной, боевой и мобилизационной подготовки, повседневной деятельности органов военного управления и войск (сил);

проводят организационно-методические мероприятия по совершенствованию военно-исторической работы в подчиненных войсках (силах);

организуют силами подчиненных военно-учебных заведений и специализированных научно-исследовательских организаций проведение военно-исторических конференций, совещаний, семинаров;

участвуют в разработке, редактировании и рецензировании военно-исторических трудов, исторических очерков, статей по военно-исторической тематике;

принимают участие в определении научной, исторической и практической ценности документов архивных фондов по вопросам истории развития видов и родов войск Вооруженных Сил, воинских частей и организаций Вооруженных Сил;

осуществляют отбор и передачу в архивы Вооруженных Сил на длительное хранение документов, имеющих практическую, научную и историческую ценность.

III. Планирование и контроль военно-исторической работы

17. В Вооруженных Силах осуществляется годовое планирование военно-исторической работы.

Цели и практическая направленность военно-исторической работы по строительству, совершенствованию подготовки и применению Вооруженных Сил, созданию вооружения и военной техники, развитию военного образования, улучшению обучения и воспитания личного состава Вооруженных Сил определяются начальником Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации - первым заместителем Министра обороны Российской Федерации.

18. Планирование осуществляется по всему объему военно-исторической работы.

План военно-исторической работы Вооруженных Сил Российской Федерации на очередной год разрабатывается Военно-научным комитетом Вооруженных Сил на основании задач подготовки Вооруженных Сил в очередном году и утверждается начальником Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации - первым заместителем Министра обороны Российской Федерации до 1 декабря года, предшествующего планируемому.

Предложения в План военно-исторической работы Вооруженных Сил Российской Федерации представляются в установленном порядке органами военного управления до 1 октября года, предшествующего планируемому.

В План военно-исторической работы Вооруженных Сил Российской Федерации включаются планируемые к проведению военно-исторические исследования, военно-исторические конференции (круглые столы, семинары), выставки, сборы, поездки по вопросам военно-исторической работы.

Тактико-технические задания на планируемые к включению в План военно-исторической работы Вооруженных Сил Российской Федерации научно-исследовательские работы утверждаются в срок до 15 ноября года, предшествующего планируемому.

Планы военно-исторической работы органов военного управления и организаций Вооруженных Сил утверждаются соответствующими руководителями до 31 декабря года, предшествующего планируемому. После утверждения указанных планов их копии в месячный срок представляются в Военно-научный комитет Вооруженных Сил.

19. Контроль за проведением мероприятий военно-исторической работы в Вооруженных Силах организуется в целях проверки качества и своевременности выполнения запланированных военно-исторических исследований и мероприятий, обобщения и распространения опыта организации военно-исторической работы, выявления и устранения недостатков.

Контроль за проведением мероприятий военно-исторической работы в Вооруженных Силах осуществляется органами военного управления, на которые возложено организационно-методическое и научно-методическое руководство военно-исторической работой, в рамках проверки состояния научной работы с периодичностью один раз в год.

20. Главные штабы видов (штабы родов войск) Вооруженных Сил в отчет о научной работе включают раздел об итоговых результатах контроля выполнения мероприятий военно-исторической работы. В разделе указываются:

общие показатели выполнения Плана военно-исторической работы Вооруженных Сил Российской Федерации;

результаты выполнения мероприятий военно-исторической работы;

основные недостатки, выявленные в ходе проверок за отчетный период, причины их возникновения, меры по их устранению;

выводы и предложения по улучшению состояния военно-исторической работы.

21. Результаты выполненных военно-исторических исследований (труды, монографии, учебные пособия, сборники документальных материалов), имеющие общественно значимый интерес и практическое значение для войск, штабов, управлений, военно-учебных заведений и научно-исследовательских организаций, могут в установленном порядке размещаться на официальном сайте Министерства обороны в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и представляться авторами на соискание различных премий.

Временно
исполняющий обязанности
Председателя Военно-научного
комитета Вооруженных Сил
Российской Федерации полковник
С.Попов



Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
рассылка

Согласовано Утверждаю

Командир в/ч Директор МБОУ «СОШ № 4»

__________ _____ __________

«___» ___________ 201 г. «___» ___________ 201 г.

План совместной работы

с войсковой частью

по военно-патриотическому воспитанию

ЦЕЛЬ: воспитание социально-активной личности обучающегося, гражданина и патриота с чувством гордости, и верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ:

1.Совершенствовать формы и методы по военно-патриотическому направлению.

2.Совершенствовать традиции образовательного учреждения по военно-патриотическому воспитанию.

3. Вовлекать старшеклассников в мероприятия военно-спортивного направления.

4.Поддерживать связи с Советом , музеями, общественными организациями, семьями обучающихся с целью совершенствования работы по военно-патриотическому воспитанию.


Мероприятие

Ответственные

Экскурсии в музей Боевой Славы в/ч

январь-февраль

Классные руководители, представитель в/ч

Участие в праздничной программе, посвященной Дню рождения части

Зам. директора по ВР,

Педагог-организатор ОБЖ

Совместное проведение месячника военно-патриотического воспитания «Есть такая профессия-Родину защищать!»

Зам. директора по ВР,


День открытых дверей в в/ч

2. Конкурсно-спортивная игра «А ну-ка, парни!», посвященная празднованию «Дня защитника Отечества»

3.Проведение спортивного праздника «Папа, мама, я - спортивная семья!»

4. Военно-спортивная игра «Зарничка»

Военно-спортивная игра «Меткий стрелок»

Зам. командира по работе с ЛС -педагог-организатор ОБЖ

Проведение сборов призывников (по отдельному плану)

Зам. командира по работе с ЛС

Педагог-организатор ОБЖ

Уроки Мужества на базе музея в/ч

Зам. директора по ВР,

Зам. командира по работе с ЛС


Подготовка к празднованию Дня Победы

Зам. директора по ВР,

Зам. командира по работе с ЛС,

Педагог-организатор ОБЖ,

классные руководители, родители

Митинг, посвященный Дню Победы

Совместное проведение праздника «День защиты детей»

Зам. директора по ВР,

Зам. командира по работе с ЛС -педагог-организатор ОБЖ

Митинг к празднику День России.

Митинг в День памяти и скорби, возложение цветов в Аллее Героев

Зам. директора по ВР,

«День Знаний» - торжественная линейка.

сентябрь

Зам. директора по ВР,

Зам. командира по работе с ЛС

Совместное проведение «День независимости»

Зам. директора по ВР,

Зам. командира по работе с ЛС

Уроки мужества

День неизвестного солдата

День Героев Отечества

День Защитника Отечества


Зам. директора по ВР,

Зам. командира по работе с ЛС,

Выступление офицерского состава части перед обучающимися ОУ на уроках Мужества

в течение года

Проведение спортивных мероприятий на территории спортивного городка в/ч

Зам. командира по работе с ЛС,

Педагог-организатор ОБЖ

Методическая помощь в проведении занятий по строевой и физической подготовке

в течение года

Зам. командира по работе с ЛС, -педагог-организатор ОБЖ

Посещение юношами образовательного учреждения войсковой части, ознакомление с жизнью и бытом военнослужащих

Зам. командира по работе с ЛС, -педагог-организатор ОБЖ

Выступление курсантов военных ВУЗов перед старшеклассниками

В период стажировки

Зам. командира по работе с ЛС,

Педагог-организатор ОБЖ

Составили

Заместитель директора по ВР

Педагог-организатор ОБЖ