Что такое желание человека. Педагогический терминологический словарь что такое желание, что означает и как правильно пишется

Каждое желание, которое рождается внутри человека, является кирпичиком его личности. Оно указывает на цели, мысли, намерения. Важно прислушиваться к своим мечтам и вовремя уловить момент, если голос, который их диктовал, вдруг затих.

Что такое желание

Желание - это внутреннее ощущение необходимости к осуществлению чего-либо либо обладания чем-либо. Для этого понятия характерны:

  • Осознанность . Понимание, чего хочется.
  • Мотив. Осознание, почему это желание возникло и что даст его исполнение.
  • Способы реализации. Знание того, как достичь задуманного.

Если три эти условия соблюдаются, то мечта сможет исполниться.

Хотеть не вредно, вредно – не хотеть!

Желания являются движущей силой, заставляющей людей жить, достигать целей. Самая распространенная причина личностного кризиса заключается в том, что человек не знает, чего хочет. Попав в эту ловушку, сложно из нее выбраться. Периодически все испытывают кратковременные приступы «ничего нехотения». Они выражаются в том, что сложно определить, чего бы хотелось в конкретный момент времени. В это время мозг начинает автоматически перебирать варианты: еда, досуг, сон, пр. Если ни один из них не находит отклика, наступает скука, растерянность, угнетение. Важно не путать это состояние с ленью.

Хотеть полезно по следующим причинам:

  • В момент осуществления желания человек испытывает ощущение радости, счастья.
  • Желания мотивируют к деятельности. К примеру, мечта о путешествиях приводит к тому, что человек ищет более высокооплачиваемую работу, компактнее организовывает время.
  • Появляется ощущение смысла жизни.
  • Возможность исполнять желания повышает самооценку.

О чем говорит отсутствие желаний?

У человека всегда есть желания, просто негативные мысли и психологические блоки могут их заслонять. Чтобы их открыть, можно провести упражнение «Выигрыш в лотерею». Нужно представить, что вы выиграли крупную сумму и написать на листе, как бы изменилась после этого жизнь. Внимание, это должен быть не список покупок, а перечень действий примерно с такими пунктами:

  • Взяла бы отпуск и съездила в тур по Европе.
  • Уволился бы с работы и открыл магазин по продаже обуви.
  • Развелась бы и переехала в другой город.
  • Обзавелся бы квартиру в центре.

Будет полезно маркером выделить нематериальные желания. Это упражнение помогает понять, чего действительно хочется. Например, увольнение укажет на то, что человеку не нравится его работа, развод – на неудовлетворенность отношениями. Цель упражнения – понять, что изменить жизнь можно, не дожидаясь выигрыша в лотерею.

О чем говорят желания?

Желания и действия (или бездействие) по их реализации могут многое сказать о человеке.

Оптимист или пессимист

Часто причиной, по которой человек отказывается желать, является отсутствие веры в себя и исполнение мечты. Неверие может усугубляться постоянными жалобами на невозможность получения того, что хочется. Это приводит к формированию внутренних блоков. Даже если пессимист получит то, что он хочет в глубине души, он не сможет этим воспользоваться или даже не заметит этого.

У оптимистов все иначе. Они ищут возможности. Такие люди открыты для нового, легче адаптируются к переменам, проще переносят неудачи и быстрее восстанавливаются после них. Даже если исполнение желания требует от них приложения усилий, они в состоянии добиться успеха.

Сила характера

Чтобы исполнить желания, нужны терпение, целеустремленность, стрессоустойчивость. Это важные черты характера. И именно их отсутствие или недостаточное развитие заставляет человека отказываться от того, чтобы получить то, что хочется. Чтобы себя мотивировать, можно составить список желаний и отмечать, когда они сбываются.

Интересы и ценности

По тому, чего хочет человек, можно понять, чем он интересуется и что для него наиболее ценно. Особенно это важно, когда люди завязывают отношения. Достаточно спросить, чего бы человек хотел достичь в ближайшее время, и можно понять, в чем он наиболее заинтересован. Кто-то назовет продвижение по карьерной лестнице, кому-то хочется завести семью. Третий расскажет о том, что планирует путешествие или копит на квартиру.

Что произойдет, если не исполнять свои желания?

Если не воплощать в жизнь мечты, можно столкнуться с такими проблемами:

  • Крах самооценки. Постоянное игнорирование желаний на глубинном уровне может означать, что человек просто не верит, что достоин их исполнения. Это указывает на низкую самооценку.
  • Депрессия. Постоянные неудачи приводят к угнетенному состоянию. У человека опускаются руки, падает мотивация. Пропадает желание даже хотеть чего-либо.
  • Замкнутость. Человеку, чьи желания не исполняются, сложно общаться с более удачливыми людьми. Потому он чаще всего отказывается от общения, реже видится с друзьями и близкими.

Что делать, если желания не исполняются?

Бывает так, что желания долгое время не исполняются. Это приводит к тому, что даже самый ярый оптимист теряет веру. Есть несколько способов исправить ситуацию:

  • Не ставить себя в зависимость от своих желаний. Есть философская мысль: «Человек должен управлять желаниями, а не наоборот». Не стоит рассматривать неисполнение мечты, как крах, проигрыш, неудачу. Если желание реализуется, будет здорово, если нет, есть десятки других, к реализации которых можно приступить сейчас.
  • Понять, что не очень-то и хотелось. Будет полезно прокрутить в голове, что произойдет, если мечта не исполнится. Эта техника помогает раскрыть истинные желания, найти новые пути их реализации, высвободить страхи и победить их.
  • Составить список мелких радостей. Далее нужно действовать, чтобы как можно большее количество пунктов в этом перечне оказалось достигнутым. Это поможет поддерживать бодрость духа.
  • Разбить большую цель на маленькие, легко достижимые. Если считать покупку квартиры за одно большое желание, то кажется, что цель труднодостижима. Но если попытаться рассмотреть варианты (ипотеку, сокращение расходов, займы у друзей), поставить реальные сроки, можно уже через пару лет обзавестись жильем.

Самое главное желание, которое должно быть у человека – реализовывать собственные мечты. Это не только путь к счастью, но еще и способ сохранить крепкое психическое здоровье.

ЖЕЛАНИЕ - осознанное влечение, отражающее потребность; переживание, перешедшее в действенную мысль о возможности чем‑либо обладать или что‑либо осуществить. Обладая побуждающей силой, обостряет осознание цели будущего действия и построение его плана. Субъективная характеристика мотивационного процесса, в коей ключевым переживанием субъекта выступает его целеориентированность, целенаправленность. Желание как мотив деятельности характерно достаточно отчетливой осознанностью потребности. При этом осознаются не только ее объекты, но и возможные пути удовлетворения.

ЖЕЛАНИЕ ИМПУЛЬСИВНОЕ - согласно З. Фрейду - наследуемые непроизвольные, порывистые желания инцеста, каннибализма и кровожадности - жажды убийства.

(Головин С.Ю. Словарь практического психолога - Минск, 1998 г.)

ЖЕЛАНИЕ (англ. wish ; desire ) - одна из форм мотивационного состояния. Слово «Ж.» широко используется как в научной, так и фолк-психологии . Примечательно, что в разработанном А. Вежбицкой «естественном семантическом метаязыке» ,который «претендует» на то, чтобы представлять лексические универсалии, наряду с первичными понятиями «знать», «чувствовать», «думать» и «говорить», есть и универсалия «желать» (или «хотеть»). В психологии также следует выделить минимум первичных неопределяемых понятий, используя его как базис для определения др. психологических понятий. Пока же мы вынуждены ограничиться нестрогим сопоставлением близких и лишь интуитивно ясных понятий. Очевидно, понятие «Ж.» тесно связано с понятиями потребность , влечение , переживание.

Можно выделить несколько трактовок Ж., далеко неполно теоретически проработанных. 1. Ж. как одна из форм психического (субъективного) переживания потребностей, причем не только органических (ср. Влечение ), но и всех прочих, в т. ч. сугубо человеческих. 2. В более точном смысле Ж. - форма переживания потребности, в которой конкретизированы, «представлены» предмет потребности (мотив ) и возможные пути удовлетворения потребности. 3. Многие авторы трактуют Ж. как осознанное влечение, «влечение с сознанием его» (напр., Б . Спиноза , Л . С . Выготский ), что накладывает дополнительное ограничение (по сравнению с предыдущими трактовками). Т. о., в приведенных квазиопределениях указываются след. семантические признаки: множество потребностей (все множество или только часть); интенциональность (предметность, см. Интенция ) Ж.; осознанность. Как правило, совершенно иные признаки приписывают влечениям (драйвам): переживание органических (или, что эквивалентно, биологических, гомеостатических, витальных) потребностей; возможность неопредмеченности и неосознанности. Надо полагать, что у животных есть только биологические влечения и только неосознанные, хотя им нельзя полностью отказать в предметности. З . Фрейд , по-видимому, допускал существование как сознательных, так и бессознательных не только влечений (инстинктивных побуждений), но и Ж. С этой т. зр., под бессознательными Ж. понимаются такие, которые когда-то являлись сознательными, но, по соображениям цензуры , были вытеснены в область подсознательного и продолжают действовать на сознание и через сознание, проявляясь в снах, оговорках, непроизвольных отклонениях от адекватного поведения (парапраксиях) и пр. Очевидно, что как Ж., так и влечения м. б. более или менее сильными и длительными. При невозможности удовлетворения тех и др. возникает состояние фрустрации . (Б. М.)

(Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь - 3-е изд., 2002 г.)

Хотя большая часть людей, как правило, не думает о человеческом поведении с точки зрения фундаментальных желаний, знание наших 16 основных желаний может помочь вам поглубже заглянуть в себя и задуматься над тем, кто вы такой и почему делаете именно то, что делаете. Желания позволяют вам выработать новый подход к анализу своего поведения; когда вы поподробнее познакомитесь с 16 основными желаниями, вы сможете понять, как с ними связано ваше поведение и жизненные цели. Поскольку именно ваши желания определяют путь психологического совершенствования, необходимого для того, чтобы стать тем, кем вы хотите стать, они могут помочь вам задуматься о том, что вам нужно для обретения полноценного счастья.

Основные желания человека - психология

16 основных желаний человека предоставляют вам мощное средство для анализа поведения людей, которых вы знаете. Если мы хотим знать, что будут делать люди, нам нужно выяснить, чего они хотят, и предсказать, как они попытаются удовлетворить свои желания. Желание может поведать нам не обо всем, что мы хотим знать о себе или о других, но то, о чем оно расскажет нам, очень важно для понимания поведения и счастья.

Порядок, в котором представлены основные желания человека, не имеет никакого значения:

  • Власть - это желание оказывать влияние на других людей.
  • Независимость - это желание полагаться на свои собственные силы.
  • Любознательность - это желание знать.
  • Признание - это желание присоединиться.
  • Порядок - это потребность в организации.
  • Бережливость - это желание что-нибудь собирать.
  • Честь - это желание быть преданным своим родителям и наследию.
  • Идеализм - это желание социальной справедливости. Социальный контакт - это желание общаться. Семья - это желание растить собственных детей. Статус - это желание занимать положение в обществе. Месть - это желание рассчитаться. Романтика - это желание любви и красоты. Еда - это желание потреблять пищу.
  • Физическая активность - это желание упражнять мышцы.
  • Спокойствие - это желание эмоционального покоя.

Если вам интересно узнать, как пользоваться знанием этих желаний, но не нужна информация о том, как проводились наши исследования, где подробно рассматриваются эти 16 желаний.

Желание – важная категория или понятие. В индуизме, например, желание лежит в основе Мироздания – Вначале было Желание. Можно сказать так, что весь проявленный (да и непроявленный) Мир создан желанием. В глобальном смысле желанием некой Сверхсущности – Создателем. В более узком смысле мир каждого человека создан его желаниями.

Любое понятие имеет под собой какую-то конкретную основу, какой-то механизм. Рассмотрим, что такое желание сточки зрения энергетической структуры человека. Напомню, что человек имеет физическое тело и т

Коротко о тонких телах : эфирное – отвечает за строение физического тела и ощущения, астральное – отвечает за эмоции и чувства, ментальное – воспринимает, запоминает и обрабатывает информацию в виде зрительных, вербальных и других образов. Эти три тонких тела и физическое определяют внешний вид человека, его психоэмоциональные возможности, уровень интеллекта и образования, другими словами определяют Эго человека .

Другие тонкие тела – Каузальное (тело событий), буддхиальное - тело ценностей), атманическое (тело религиозности) определяют план событий в жизни человека, его убеждения и его верования, его жизненную философию. Другими словами, определяют его взаимоотношения с внешним миром.

Что такое желания, как они возникают? Для начала рассмотрим хотения – для аналогии, и для того, чтобы различать эти понятия.

Хотения связаны с нижними телами и чакрами, т.е. с Эго . Наиболее явно хотения проявляются в виде инстинктов, которые связаны с физическим телом (соответственно с первой ), с выживанием. Хочу есть, хочу пить, хочу спать. Более тонкие тела проявят другие хотения – хочу согреться, хочу понежиться, хочу послушать музыку, хочу всё знать,…

Отметим, что хотения – это сигналы, которые предупреждают о наличии проблемы и побуждают к соответствующим действиям. Например, если человек хочет пить – значит, в организме не хватает воды и если не принять меры, то начнутся проблемы. Аналогично с другими хотениями, возможно, не со всеми так очевидно.

Тоже и с желаниями. Механизм возникновения желаний аналогичен хотениям , только начинается с более тонкого плана –

Энергии этого тонкого тела предопределяют события в жизни человека. С ним связаны такие понятия как Карма, Судьба, Рок или предначертания в зависимости от степени фатальности взглядов, которых придерживается та или иная философская система. В любом случае, поток событий в жизни человека как-то предопределён.

Чувственное предощущение предстоящих событий и есть желание.

Желания бывают сильными и слабыми, конкретными и неявными – типа хочется чего-то… В каждом конкретном случае это зависит от различных факторов – как от способности человека воспринимать вибрации своего каузального тела, так и от количества и качества той каузальной энергии, которая связана с этим желанием.

Что делать с желаниями

Китайцы говорят: «Неосуществлённые желания разрушают изнутри». Естественно, речь идёт о своих собственных желаниях. Если они (желания) возникли, то их лучше всего реализовать. Конечно, есть желания внушенные - через воспитание, социум, рекламу, СМИ. Такие желания могут не только мешать человеку выполнить свои желания, но даже могут помешать понять их.

Для приведенного выше высказывания есть вполне реальная энергетическая основа. Здесь как с жаждой – если её не утолить, то последствия могут быть самым печальными. Только проблемы проявляются медленнее, и для начала в виде напряжений во взаимоотношения, неудач, поломок, потерь и т.д. Постепенно всё это спустится на более низкие уровни, вплоть до физического тела и проявится уже в виде различных заболеваний.

Можно сказать, что реализация желаний - это удовлетворение потребностей своих приведение их в гармоничное состояние. Последствия таких действий могут оказаться самыми благоприятными для человека – на плане событий в его жизни и, вообще, на качестве его жизни в целом.

В известном смысле желание – это долг человека перед самим собой . И его следует выполнить.

Желание легче будет выполнить , если понять чего конкретно я хочу, а затем обратить внимание на более тонкий план - на – тело ценностей. Для этого надо ответить на вопрос: «Ради чего?».

Такая осознанная работа структурирует тонкие тела , желание обретает конкретную форму, а поток событий наполняется энергией и динамикой.

В конце концов желание готово реализоваться т.к. шаги и действия, которые следует предпринять становятся понятными и обретают реализационный потенциал.

А вот действовать, стремиться выполнить свои желания или нет, другими словами - следовать своей судьбе или нет - каждый решает сам.

P . S . Что такое желание -это чувственное предощущение предстоящих событий.

P . P . S . Реализуя свои желания, мы воплощаем замысел Создателя, который наилучшим образом реализуется именно через нас, и, одновременно, обеспечиваем собственное здоровье, благополучие и развитие.

P . P . P . S . В данной статье был кратко рассмотрен только механизм возникновения желаний и их проявления исходя из представлений о человеке как об энергоинформационной структуре.

Желаю вам всего наилучшего и исполнения желаний.

Нем.: Wunsch (иногда Begierde или Lust). - Франц.: d?sir. - Англ.: wish. - Исп.: deseo. - Итал.: desiderio. - Португ.: desejo.

o В фрейдовской динамике - один из полюсов защитного конфликта: бессознательное желание стремится осуществиться, опираясь, по законам первичного процесса, на знаки, связанные с первым опытом удовлетворения. На примере сновидений психоанализ показал, как желание запечатлевается в компромиссной форме симптомов.

o Во всякой общей теории человека есть основополагающие понятия, которые невозможно определить; к ним, несомненно, относится и понятие желания в концепции Фрейда. Ограничимся здесь несколькими терминологическими соображениями.

1) Отметим прежде всего, что французское слово desk не совпадает по смыслу и употреблению ни с немецким словом Wunsch, ни с английским словом wish. Wunsch - это прежде всего пожелание, сформулированное желание, тогда как d?sir предполагает вожделение, притязание (эти значения передают в немецком языке Begierde или Lust).

2) Фрейдовское понимание Wunsch яснее всего проявляется в теории сновидений, что позволяет отличить его от ряда сходных с ним понятий.

В наиболее развернутом своем определении желание связано с опытом удовлетворения (см. этот термин), вследствие которого "мнесический образ восприятия оказывается связан с мнесическим следом возбуждения, порождаемого потребностью. Как только заново возникает эта потребность, установившаяся связь порождает психический импульс к перенагрузке мнесического образа восприятия и даже к вызову самого этого восприятия, т.е. к восстановлению ситуации первичного удовлетворения; это побуждение мы и называем желанием; возникновение этого восприятия и есть "выполнение желания" (la). Такое определение требует нескольких пояснений:

а) Фрейд не отождествляет потребность и желание: потребность порождается внутренним напряжением и удовлетворяется (Befriedigung) специфическим действием* по нахождению нужного объекта (например, пищи). Что же касается желания, то оно неразрывно связано с "мнесическими следами": его выполнение (Erf?llung) предполагает галлюцинаторное воспроизведение восприятий, превратившихся в знаки удовлетворения этого желания (см.: Тождество восприятия). Это различие не всегда соблюдается Фрейдом; так, в некоторых текстах встречается составное слово Wunschbefriedigung.

б) Поиск объекта в реальности всецело направляется этим отношением к знакам. Именно цепочка знаков порождает фантазирование* как коррелят желания.

в) Фрейдовская концепция желания относится только к бессознательным желаниям, закрепленным с помощью устойчивых и унаследованных с детства знаков. Однако Фрейд не всегда использует понятие желания в том смысле, который подразумевается вышеприведенным определением; иногда он говорит, например, о желании спать, о предсознательных желаниях и даже порой считает результат конфликта компромиссом между "двумя исполнениями двух противонаправленных желаний, имеющих различные психические источники" (1b).

Жак Лакан попытался иначе понять фрейдовское открытие, сделав его основой именно желание и выдвинув это понятие на первый план в психоаналитической теории. При таком подходе Лакан вынужден был разграничить понятия, с которыми часто путают желание, а именно понятия потребности и запроса.

Потребность нацелена на особый объект и удовлетворяется этим объектом. Запрос формулируется и обращается к другому человеку; даже там, где он устремлен на объект, это не имеет особого значения, поскольку выраженный в слове запрос - это всегда, по сути, просьба о любви.

Желание рождается в расщелине между потребностью и запросом; оно несводимо к потребности, будучи в принципе не отношением к реальному объекту, независимому от субъекта, но отношением к фантазму; однако оно несводимо и к запросу, властно навязывающему себя независимо от языка и бессознательного другого человека и требующему абсолютного признания себя другим человеком (2).

ЖЕЛАНИЕ

осознанное влечение, отражающее потребность; переживание, перешедшее в действенную мысль о возможности чем-либо обладать или что-либо осуществить. Обладая побуждающей силой, обостряет осознание цели будущего действия и построение его плана. Субъективная характеристика мотивационного процесса, в коей ключевым переживанием субъекта выступает его целеориентированность, целенаправленность. Желание как мотив деятельности характерно достаточно отчетливой осознанностью потребности. При этом осознаются не только ее объекты, но и возможные пути удовлетворения.

ЖЕЛАНИЕ

отражающее потребность переживание, перешедшее в действенную мысль о возможности чем-либо обладать или что-либо осуществить. Имея побуждающую силу, желание обостряет осознание цели будущего действия и построение его плана. Желание как мотив деятельности характеризуется достаточно отчетливой осознанностью потребности.

ЖЕЛАНИЕ

англ. wish; desire) - одна из форм мотивационного состояния. Слово "Ж." широко используется как в научной, так и фолк-психологии. Примечательно, что в разработанном А. Вежбицкой "естественном семантическом метаязыке", который "претендует" на то, чтобы представлять лексические универсалии, наряду с первичными понятиями "знать", "чувствовать", "думать" и "говорить", есть и универсалия "желать" (или "хотеть"). В психологии также следует выделить минимум первичных неопределяемых понятий, используя его как базис для определения др. психологических понятий. Пока же мы вынуждены ограничиться нестрогим сопоставлением близких и лишь интуитивно ясных понятий. Очевидно, понятие "Ж." тесно связано с понятиями потребность, влечение, переживание.

Можно выделить несколько трактовок Ж., далеко неполно теоретически проработанных. 1. Ж. как одна из форм психического (субъективного) переживания потребностей, причем не только органических (ср. Влечение), но и всех прочих, в т. ч. сугубо человеческих. 2. В более точном смысле Ж. - форма переживания потребности, в которой конкретизированы, "представлены" предмет потребности (мотив) и возможные пути удовлетворения потребности. 3. Многие авторы трактуют Ж. как осознанное влечение, "влечение с сознанием его" (напр., Б. Спиноза, Л. С. Выготский), что накладывает дополнительное ограничение (по сравнению с предыдущими трактовками). Т. о., в приведенных квазиопределениях указываются след. семантические признаки: множество потребностей (все множество или только часть); интенциональность (предметность, см. Интенция) Ж.; осознанность. Как правило, совершенно иные признаки приписывают влечениям (драйвам): переживание органических (или, что эквивалентно, биологических, гомеостатических, витальных) потребностей; возможность неопредме-ченности и неосознанности. Надо полагать, что у животных есть только биологические влечения и только неосознанные, хотя им нельзя полностью отказать в предметности. 3. Фрейд, по-видимому, допускал существование как сознательных, так и бессознательных не только влечений (инстинктивных побуждений), но и Ж. С этой т. зр., под бессознательными Ж. понимаются такие, которые когда-то являлись сознательными, но, по соображениям цензуры, были вытеснены в область подсознательного и продолжают действовать на сознание и через сознание, проявляясь в снах, оговорках, непроизвольных отклонениях от адекватного поведения (парапраксиях) и пр. Очевидно, что как Ж., так и влечения м. б. более или менее сильными и длительными. При невозможности удовлетворения тех и др. возникает состояние фрустрации. (Б. М.)

Желание

Специфика. Ключевым переживанием выступает целеориентированность, "устремленность" субъекта на конкретные предметы, в которых он чувствует нужду.

ЖЕЛАНИЕ

1. Вообще – любое стремление или страсть. Некоторые авторы используют этот термин для обозначения осознаваемых или бессознательных желаний; другие, однако, предпочитают ограничивать его употребление тем или другим. В некоторых случаях он используется так, что становится ясно, что индивид не прилагает никаких явных усилий, чтобы получить объект(ы) желания; здесь термины цель или намерение будут использоваться Для обозначения желаемых предметов. 2. Объект стремления.

ЖЕЛАНИЕ

психический импульс, побуждение, направленное на удовлетворение потребности человека.

К проблеме желания З. Фрейд обратился в первой, знаменовавшей открытие психоанализа, фундаментальной работе «Толкование сновидений» (1900). В ней он подчеркнул, что «у каждого человека есть желания, которые он не сообщает другим, и желания, в которых он даже не признается себе самому». И те и другие желания дают о себе знать в сновидениях, представляющих собой, по его мнению, скрытое осуществление подавленных, вытесненных желаний человека. Из подобного понимания существа сновидений вытекало стремление основателя психоанализа выдвинуть и обосновать теорию осуществления желаний.

Фрейдовская теория осуществления желания основывалась прежде всего на рассмотрении природы и истоков возникновения желаний как таковых и их отражения в сновидениях. З. Фрейд исходил из того, что в сновидениях находят свое отражение те желания человека, которые являются эротическими и эгоистическими по своей природе. Что касается возможностей происхождения, проявления в сновидениях желаний, то они могут иметь различные источники. По мнению З. Фрейда, желание может: пробудиться днем, но вследствие внешних обстоятельств не найти себе удовлетворения, в результате чего ночью проявляется неосуществленное желание; возникнуть днем, но претерпеть устранение; не иметь отношения к бодрствующей жизни и соотносится с теми желаниями, которые пробуждаются лишь ночью. Желание первого рода относится к системе предсознания, второго – к переходу из системы предсознания в систему бессознательного, третьего – к системе бессознательного.

З. Фрейд различал сознательные, предсознательные и бессознательные желания. Он допускал, что сознательные желания могут дать толчок к образованию сновидения. Вместе с тем он считал, что сновидение не образовалось бы, если предсознательное желание не получило бы подкрепление из сферы бессознательного. Сознательное желание становится возбудителем сновидения тогда, когда ему удается пробудить равнозначное бессознательное. Высказывая данное соображение, З. Фрейд писал: «Эти всегда активные, так сказать, бессмертные желания нашей бессознательной сферы, напоминающие мифических титанов, на которых с незапамятных времен тяготеют тяжелые горные массивы, нагроможденные на них когда-то богами и потрясаемые до сих пор еще движениями их мускулов, – эти пребывающие в оттеснении желания проистекают сами, однако, из детства, как то показывает психологическое изучение неврозов». В конечном счете основатель психоанализа полагал, что изображаемое в сновидении желание относится, как правило, к детству: у взрослого человека оно проистекает из системы подсознательного; у ребенка – является неосуществленным желанием бодрствующей жизни.

Пытаясь пролить свет на психическую природу желания, З. Фрейд проводил различие между потребностью и желанием. Согласно его взглядам, столкновение с жизненной необходимостью порождает у человека физическую потребность, например, в утолении голода. Вызванное внутренней потребностью раздражение ищет выход в форме внутреннего изменения или душевного движения – голодный ребенок плачет, кричит, барахтается. Благодаря посторонней помощи, скажем, с помощью матери устраняется внутреннее раздражение ребенка путем удовлетворения его потребности в питании. Ребенок испытывает чувство удовлетворения. Частью его переживания становится восприятие еды, воспоминание о котором отныне и навсегда ассоциируется с воспоминанием об удовлетворении. Как только в следующий раз появляется эта потребность, так сразу же благодаря имеющейся ассоциации вызывается психическое движение, которое посредством воспоминания о первом восприятии воспроизводит ситуацию прежнего удовлетворения. «Вот это психическое движение мы и называем желанием; повторное проявление восприятия есть осуществление желания, а полное восстановление восприятия об ощущении удовлетворения – кратчайший путь к такому удовлетворению».

Вводя в свои теоретические построения гипотезу о существовании психического аппарата, З. Фрейд полагал, что ничто, кроме желания, не может привести в движение этот аппарат и что ход раздражения в нем автоматически регулируется приятными и неприятными ощущениями. «Первым желанием является, по-видимому, галлюцинаторное воспроизведение воспоминания об удовлетворении». В примитивном состоянии психики желание как раз и превращается в галлюцинирование. Оно сохраняет свою действенность в галлюцинаторных психозах и фантазии. Жизненный опыт модифицирует примитивную психическую деятельность. Мышление становится как бы заменой галлюцинаторного желания. И коль скоро желание способно побудить к психической деятельности, то сновидение как раз и оказывается осуществлением желания, то есть аналогом примитивной психической жизни, частью преодоленной душевной жизни ребенка.

С точки зрения З. Фрейда, желания человека могут проявляться не только в форме сновидений. Наглядным проявлением ряда осуществленных желаний служат также невротические симптомы. Однако в отличие от сновидений, где доминируют бессознательные желания, невротические симптомы являются выражением не только осуществленных бессознательных желаний, но и желаний из сферы предсознательного. Невротические симптомы обусловлены двумя желаниями, проистекающими из находящихся в конфликте систем: они образуются лишь там, где в одном выражении совпадают два противоположных осуществления желаний, возникших в разных психических системах.

Таковы высказанные З. Фрейдом в работе «Толкование сновидений» представления о природе желаний человека и их проявлении в сновидениях и невротических симптомах. В последующих своих работах он использовал понятие «желание» применительно к рассмотрению сновидений, что нашло свое отражение, в частности, в «Лекциях по введению в психоанализ» (1916/17). Однако при обсуждении природы и истоков возникновения невротических заболеваний он предпочитал говорить в дальнейшем не столько о желаниях, сколько о влечениях человека.

По мере развития теории и практики психоанализа многие психоаналитики сосредоточили внимание на дальнейшем исследовании влечений человека и отказались, по сути дела, от осмысления проблемы желаний, за исключением обсуждения фрейдовской теории сновидений как исполнения желаний. Вместе с тем проблематика желаний субъекта стала центральной для структурного психоанализа Ж. Лакана (1901–1981).

Отталкиваясь от представлений З. Фрейда о желании, Ж. Лакан придал пониманию желания такую направленность, в результате которой он не только разграничил такие понятия, как «потребность» и «запрос», но и пришел к мысли, что будучи не сводимым ни к тому, ни к другому желание возникает на стыке их обоих. Подлинную сущность человека составляет именно субъект желания, причем его желание есть не что иное, как желание Другого.

С точки зрения Ж. Лакана, желание является центральной функцией, определяющей человеческий опыт. Оно «лежит у истоков всего, что делает существо одушевленным». Именно в опыте желания человек приходит к переживанию своего Я в отношениях с бытием. Словом, именно желание как бессознательный фактор осуществляет первоначальную организацию собственно человеческого мира. Поэтому акцент З. Фрейда на желании, определяющем жизнедеятельность человека, действительно является существенным и важным для понимания того, что происходит в его психике. Другое дело, что последователи основателя психоанализа слепо поверили его высказываниям, согласно которым сердцевиной человеческого желания служит сексуальное желание, и не поняли, что на самом деле он хотел этим сказать.

В процессе терапии психоаналитик интерпретирует мысли и поведение пациента с точки зрения действенности данного желания, это вызывает у последнего сопротивление, хотя в действительности сопротивляется аналитик, пытающийся объяснить больному, что предметом его желания является определенный сексуальный объект. Однако, как считал Ж. Лакан, задача заключается в другом, а именно в том, чтобы научить субъекта называть свое желание, результатом чего и будет эффективное психоаналитическое воздействие. «Называя свое желание, субъект говорит, рождает в мир некое новое присутствие».

Проводя различие между такими понятиями, как «потребность», «запрос» и «желание», Ж. Лакан соотнес становление субъекта с тремя уровнями психики – реальным, символическим и воображаемым. Если на уровне реального речь идет о субъекте потребности, а на уровне символического – о субъекте словесно выраженного запроса, то именно на уровне воображаемого – о субъекте желания. Эти представления стали ориентирами как в исследовательской, так и в терапевтической деятельности психоаналитиков, разделяющих взгляды Ж. Лакана на понимание существа желания человека и обративших внимание на то, что в момент слияния воображаемого и реального в аналитической ситуации желание пациента оказывается одновременно наличным и невыразимым.