Домашнее задание логопеда звук и буква а. Домашнее задание логопеда Звук и буква (1 класс)

Звук и буква А

Задание 1. Взрослый учит ребенка ориентироваться в «схеме собственного тела»: объясняет и показывает, где у него правая и левая рука, правая и левая нога. Затем просит ребенка показать, где у него левое ухо, правый глаз, левая бровь и т. д. После этого предлагает ответить, в какой руке (правой или левой) держит данный ему предмет. Когда малыш научится правильно ориентироваться в «схеме собственного тела», взрослый учит его определять «право - лево» на рядом сидящем с ребенком человеке, а затем - и на сидящем напротив.

Задание 2. Дидактическое упражнение «Откуда раздался звук?» (развитие слухового внимания).
Ребенок закрывает глаза. Взрослый звонит в колокольчик, а ребенок должен рукой указать, откуда слышен звук.

Задание 3. Знакомство со звуком [А].
Взрослый предлагает ребенку прослушать ряд слов.
При этом голосом выделяет звук [А] во всех этих словах и просит ребенка ответить на вопрос: «Какой одинаковый звук слышится в начале всех этих слов?»:
август, аист, адрес.

Взрослый показывает ребенку перед зеркалом и объясняет артикуляцию звука [А]: когда мы произносим звук [А], то:

Губки в спокойном состоянии;
- ротик открыт широко;
- язычок спокойно лежит во рту;
- горлышко «работает» (рука ребенка для контроля за работой голосовых связок лежит на его горлышке).

Ребенок правильно произносит звук [А] перед зеркалом, а затем воспроизводит артикуляцию звука без голоса. Взрослый объясняет ребенку, что звук [А] - гласный (его можно петь, т. к. воздух на своем пути не встречает преграду), и показывает малышу красный кружок для обозначения этого звука, а также символ звука [А] букву - девочка укачивает куклу и поет ей: ААА...

Задание 4. Фонетические упражнения. Взрослый просит ребенка:

- показать, как девочка укачивает куклу: аааааааа... (вслед за взрослым на плавном длительном выдохе);
- что просит сказать врач, когда осматривает горло? - А-А-А... (вслед за взрослым, отрывисто);
- самостоятельно произнести столько раз звук [А], сколько раз взрослый хлопнет в ладоши.

Задание 5. Взрослый просит ребенка назвать лишнее слово в ряду, (то, которое не начинается на звук [А]):

апельсин, артист,
суп, астроном.

Задание 6. Взрослый называет ребенку слово, просит определить и обозначить в нем место звука [А] (начало или конец слова), используя красный кружок и карточку.

Август, аист...; рука, лиса, пила.

Задание 7. Дидактическое упражнение «Назови на А» (вспомнить слова из одного смыслового круга, начинающиеся на звук [А]):

транспорт: автобус, аэробус, аэроплан...; фрукты: ананас, апельсин, абрикос...; профессии: агроном, астроном, артист...; имена мальчиков и девочек: Аня...; Андрей...

Задание 8. Выучить чистоговорки:
А-а-а - шире ротик, детвора.
А-а-а - у меня болит нога.

Задание 9. Взрослый читает стихотворение и просит ребенка ответить, какой одинаковый звук часто в нем слышится, а затем назвать все слова из этого стихотворения, начинающиеся на звук [А].

- Что везешь, Автомашина?

Все, что есть на букву А:

Вот арбузы, апельсины,

Абрикосы и айва.

При перечислении фруктов ребенок правой рукой последовательно загибает пальчики левой руки.

Задание 10. Знакомство с буквой А.

Высока и стройна буква А.
Очень похожа на арку она.

На что еще похожа буква А? (На ракету, крышу дома...)

Буква А из пальчиков: указательный и средний пальцы правой руки опущены вниз, остальные - сжаты в кулак, а указательный палец левой руки образует «поясок».

Виктория Павленко
Логопедическое домашние задание для детей 6–7 лет с ОНР. Тема: Гласная буква «Е» и гласные звуки [ЙЭ].

1. Вспомнить сколько всего гласных букв и звуков в русском языке? Почему эти звуки называются гласными? Каким цветом мы их обозначаем?

Чем отличаются буквы от звуков?

Буквы - пишем и видим, читаем.

Звуки - мы слышим и произносим.

Видим букву, произносим звук!

2. ЗАПОМНИ!Буква "Е"– гласная, пишется после мягких согласных –обозначает мягкость согласного, пишем и видим букву Е произносим и слышим звук [Э]

например: ПЕЛ - [П`] [Э] [Л])

3. ЗАПОМНИ! Буква "Е" в начале - слова обозначает два звука [Й Э],

например: ЕЛИ-- [ЙЭ] [Л] [И]).

Прочти слова и выполни звуковой анализ.

Посчитай сколько букв в каждом слове? Сколько звуков? Почему звуков больше чем букв?

4. ЗАПОМНИ! Когда буква "Е" в слове пишется после гласной буквы, она обозначает два звука [Й Э], например МОЕТ - [М] [О] [ЙЭ] [Т]. Выполни звуковой анализ слов:

Посчитай сколько букв в каждом слове? Сколько звуков? Почему звуков больше чем букв? После какой буквы (гласной или согласной) написана в словах буква "Е"?

Публикации по теме:

Домашние задания по обучению детей грамоте «Гласные звуки и буквы» Карточка 1. Звук и буква А, а 1. Звук «А» - гласный (он образуется с помощью голоса, его можно петь, тянуть, воздушная струя не встречает.

Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе. Тема: «Звуки [с], [с’]. Буква «С» Цель: Познакомить с новыми звуками [с], [с’] и буквой «С». Образовательные задачи: - уточнить и закрепить правильное произношение звуков.

Конспект занятия по обучению грамоте. Тема «Звуки [Л], [Л’]. Буква Л» Тема: «Звуки Л, ЛЬ. Буква Л» Цель: Закрепить навык четкого произношения звука л в слогах, словах, фразах, познакомить с буквой Л. Задачи:.

1. Расширение словарного запаса детей Здание, группа, кабинет, логопед, воспитатели, помощник воспитатели, медсестра, музыкальный руководитель.

Конспект логопедического занятия в старшей группе «Звуки речи. Гласные и согласные». Тема: «В гостях у зайчика и лисы» (на примере русской.

Конспект занятия по обучению чтению и развитию речи детей дошкольного возраста «Гласные и согласные звуки» ; "Гласные и согласные звуки". Цель; упражнения в различении гласных и согласных звуков» обозначение их фишкой. Ход занятия:I Повторение.

НОД в старшей группе по лексической теме «Осень» (обобщение). Гласная буква «О». Задачи: 1. Закрепить тему "осень". 2. Закрепить представление о гласной букве "О". 3. Упражнять в словообразовании названий листьев. 4. Продолжать.

Предлагаю вам материал по автоматизации звука [С] в слогах. Данные упражнения предназначены в качестве домашнего задания (используются как вклейка в тетрадь ученика) по автоматизации звука [С] во всех слоговых позициях. Логопед из списка слов на отработку звука выбирает только те слова, которые состоят из звуков не нарушенных в произношении у ребенка.

Родителям и ребенку удобно пользоваться данной вклейкой, так как звук отрабатывается, начиная от слогов и заканчивая предложением.

В качестве дополнительного и самостоятельного задания ребенку предлагается раскрасить и назвать (подписать) картинки на данную слоговую позицию звука [С].

Слог СА

са - со - су - сы
сы - су - со - са
са - сы - со - су
су - са - сы - со
со - су - са - сы
со - су - са - сы

Произносить слова, предложения:

Сабля, сад, садик, сайка, сайра, сальто, сало, сам,сани, санки, Саня, сахар, коса, колбаса, кусать, леса, лиса, оса, писать, полоса, роса, сады, садовник, салат, салон, салют, салфетка, самокат, самолет, сандалии, санитар, сапог, сарай, сарафан, касса, масса, колеса, плакса.

Саня идет в сад. В саду оса. У самого носа оса. Оса полосатая. Высоко в небе самолет. Саня и Соня летят на самолете. Самолет идет на посадку. Сане купят новый самокат. У Сани сани едут сами. У Саньки новенькие санки. Саня едет на санях. Саня видел салют. Саня сам надевает сапоги. Садовник посадил сад.

Слог СО

Произнеси слова, предложения:

Соболь, совы, сода, сокол, соль, Соня, сом, сон, босой, висок, волосок, высокий, колесо, кусок, носок, песок, фасоль, собака, совет, соловей, солома, мясо.

Бориса покусала собака. Собаке дали кусок мяса. Собака своих не кусает. На соломе спит собака. У Сони коса до самого пояса. Дайте Сани сок и ананаса кусок. Песок в совке. Соль в солонке. Сонный сом на дне. Соня спала на соломе. Соня, купи маме соды.

Раскрась картинки. Подпиши названия.

Слог СУ

Произнеси слова, предложения:

Суд, суп, сук, сумка, сумма, сутки, сухо, барсук, несу, пасу, посуда, рисунок, суббота, сугроб, сундук, сухой, вынесу.

Суп стынет. У мамы новая сумка. В лесу сухо. Барсук готовится к зиме. Несу сумку. На столе стоит посуда. Соня нарисовала рисунок. В сундуке лежит посуда. За сутки намело сугроб.

Раскрась картинки. Подпиши названия.

Слог СЫ

СА-со-су-сы
Со-са-сы-су
Сы-су-са-со
Су-сы-су-са

Произнеси слова, предложения:

Сыр, сыпь, сыреть, сырник, сыро, сырой, сырок, сырость, сырьё, сыворотка, сыграть, сын, сыпать, сытый, Волосы, косы, носы, усы, рельсы, посылка, косынка, курносый,

Волосы заплели в косы. Посылка была сырой. От сыра у Сани соскочила сыпь. Сырники очень сытные. У мамы сын курносый. Из сыворотки делают сыр. На улице сыро.

Раскрась картинки. Подпиши названия.

Слог АС

Ас-ос-ус-ыс
Ос-ас-ыс-ус
Ус-ыс-ас-ос
Ыс-ус-ос-ас

Произнеси слова, предложения:

бас, вас, нас, пас, квас, погас, астра, каска, маска, масло, паста, опасно, гласный, красный, колбаска, ласточка.

Астра распустилась. Что одеть каску или маску? Масло попало в квас. Ласточка вьет гнездо. Погас красный фонарь. Колбаса из пасты.

Раскрась картинки. Подпиши названия.

Слог ОС

Ас-ос-ус-ыс
Ос-ас-ыс-ус
Ус-ыс-ас-ос
Ыс-ус-ос-ас

Произнеси слова, предложения:

Нос, рос, мороз, воск, мост, рост, хвост, остров, острый, Барбос, покос, вопрос, абрикос, киоск, кросс, космос, полоска.

Нос на морозе красный. На острове растут абрикосы. Барбос побежал со мной на покос. Хочу полететь в космос. Острая полоска бумаги. Мост над рекой. У меня высокий рост.

Раскрась картинки. Подпиши названия.

Слог УС – ЮС

Ас-ос-ус-ыс
Ос-ас-ыс-ус
Ыс-ус-ас-ос
Ус-ыс-ос-ас

Произнеси слова, предложения:

Ус, вкус, куст, пуск, густо, пусто, вкусно, капуста, грустный, тру, укус, плюс, пустыня, минус, парус, глобус, фокус, кактус, автобус, куски, уснул, устал.

В огороде густо выросла капуста. Семь плюс пять. Нажали кнопку пуск. Плывет парус. Саня устал и уснул. На окне кактус. В автобусе едет трус.

Раскрась картинки. Подпиши названия.

Слог ЫС-ИС

Ас-ос-ус-ыс
Ос-ас-ыс-ус
Ыс-ус-ас-ос
Ус-ыс-ос-ас

Произнеси слова, предложения.

выслать, выставка, лис, диск, лист, писк, киска, миска, денис, баянист, искра, кислый.

Нужно быстро выслать лист. На выставке были денис и борис. В миске рис. Под ногами хоккеиста искры.

Раскрась картинки. Подпиши названия.

Слоги со стечением согласных:

СВА-СВО-СВУ-СВЫ
СКА-СКО-СКУ-СКЫ
СЛА-СЛО-СЛУ-СЛЫ
СМА-СМО-СМУ-СМЫ
СНА-СНО-СНУ-СНЫ
СПА-СПО-СПУ-СПЫ
СТА-СТО-СТУ-СТЫ

Произнеси слова, предложения:

Скамейка, скакать, скакун; скобка, скомкать, скука,скупой маска, миска, киска, каска.

Слава встал и стал смотреть на сосну. Света, собери сор совком. Бокс — спорт смелых. Толстый сурок застрял в норе. Из костра вылетела искра. Смола проступила сквозь кору сливы. Поставь стул на свое место! Уснул лес под сказку сна.

Василовская Зинаида Викторовна,
учитель-логопед,
Ачинская коррекционная школа-интернат VIII вида

Дома стоят,
Друг на друга глядят.
Пешеходы идут,
Сумки несут.
И автомобили
Куда-то покатили. Что это?

Это улица.

На улицах всегда большое движение, много людей, много машин и …. опасностей. Вы знаете правила безопасности на улице? Давайте, повторим! ….

Правила безопасного поведения на улице


В начале урока мы вспомнили правила поведения на улице — это очень хорошо. Но ещё сегодня мы познакомимся с новым звуком. С каким? Конечно, с первым звуком слова улица. Что это за звук? Проговорите звук [у]. Где этот звук встречается? Какой он?

Верно, звук [у] — гласный!

1. «Лови звук» . Хлопните в ладоши, если услышите звук [у ] в словах: паук, цветок, лужа, диван, стол, стул, голуби, курица.

2. Определите позицию звука [у ] в словах: зубы, утка, наука, кенгуру, глобус.

3. «Доскажи словечко»

Идут ко мне унылые –
С морщинками, со складками,
Уходят очень милые,
Веселые и гладкие!
Значит, я надежный друг –
Электрический… (утюг)

Длинная и гибкая,
Охотится за рыбками,
Порой пуста, как дудочка,
А петь не может… (удочка)

Он не птицей называется,
Хоть откладывает яйца.
У него утиный нос,
Зверь не страшный… (утконос)

А вы знаете, что… утконосы живут в Австралии.

Клюв утконоса не жёсткий как у птиц, а мягкий. Во рту утконоса имеются защечные мешки, как у хомяка.

Будучи всего 30-40 см в длину, утконосы роют норы длиной до 10 м. В нору ведут два хода: один подводный, другой располагается под корнями деревьев или в зарослях.

Оказывается, укол роговых шпор этого млекопитающего (на задних ногах) является ядовитым и несет смерть небольшим животным. Для человека он в целом не смертелен, однако вызывает очень сильную боль и отек, который может продолжаться много дней или даже месяцев.

4. Чистоговорки

  • Уа-уа – в коляске плачет детвора.
  • Ау-ау – кто потерялся, не пойму.
  • У-у-у-у – воет волк в лесу.
  • Ух-ух-ух – накалился наш утюг.
  • Уч-уч-уч – светит в окна солнца луч.
  • Ур-ур-ур – кошка нам сказала: «Мур».

5. Один — много. (образование существительного множественного числа):

  • утка – утки
  • учитель –
  • ухо –
  • ученик –
  • участок –
  • узел –
  • учебник –
  • улей –
  • угол –
  • улица –
  • утюг –
  • удочка –
  • умник –
  • улитка –

6. Какие предметы, названия которых начинаются со звука [у] , нарисованы на картинке? Раскрасить их (сохранить на компьютере и распечатать)

Знакомьтесь с буквой У . У добная буква! У добно в ней то, что можно на букву повесить пальто! А ещё У у мная!

1. Найди спрятанные буквы У . Обведи их.

2. Раскрась листок с буквой У :

3. Раскрась обе буквы красным цветом с левой стороны рисунка. Заштрихуй букву по образцу. Найди и раскрась букву У с правой стороны рисунка.

4. Соедини с буквой У только те предметы, названия которых начинаются со звука [у] .


5. Подчеркни такую же букву, как внизу слева. Обведи в кружок все буквы У справа.

6. Соедини точки по порядку номеров и раскрась то, что получилось. Чем отличаются два квадрата справа?


7. «Кто больше?»

  • Придумайте слова со звуком [у ] в начале (улица, утро, ужин ), в середине (руки, груша, капуста ), в конце слова (хожу, несу, внизу ).
  • Придумайте слова, в которых звук [у ] второй (лужа, сук, тумбочка ).
  • Угадайте слова, в которых всего три буквы, причем вторая и третья – ук (жук, лук, сук, бук ).

8. «Найди слова»

1. Ле с е н к а. 2. С к в о з н а я б у к в а

у – – у – –

у – – – у – –


у – – – – у – –

у – – – – – у – –

у – – – – – – у – –

у – – – – – – – у – –

у – – – – – – – – у – –

Возможный вариант ответа: Возможный вариант ответа :

ум, ухо, урок, укроп, ученик, Шура, муха, лужа, бусы,

усадьба, утренник. душа, рука, муза.

9. «Наоборот»

Подберите антонимы, начинающиеся с буквы У , к словам:

красивый –… (уродливый ), широкий – … (узкий ), невезучий – … (удачливый ), вечер – … (утро ), грусть – … (улыбка ).

10. «Занимательные модели»

Придумайте слова по следующим моделям:

  • – у – (Бук, зуб, суп.)
  • – – у – (Стук, круг, паук.)
  • – – – у – (Парус, арбуз, вдруг.)

11. «Кто это? Что это?» . Не забывайте, что во всех словах-отгадках есть буква У .

1. Это «ура» от других отличается

Тем, что летит и назад возвращается.

– у – – ра – –

2. Эта уха на березе сидит.

– – уха – –

3. Эта рука притаилась в реке.

Р – – у – ка

4. Этот буян никогда не дерется.

Бу – – ян

5. Эта овца на рубашке пасется.

– – – ов – ца

О т в е т: бумеранг, глухарь, ракушка, бурьян, пуговица.

12. Кроссворды

Школа

Впишите в клетки названия школьных принадлежностей, которые должен иметь каждый ученик в своем портфеле.

О т в е т: ручка, учебники, тетради, дневник, линейка, карандаш, резинка.

13. Все слова на букву У .

Впишите в клетки названия известных вам змей, птиц, моллюска и австралийского водоплавающего животного.

О т в е т: уж, удав, утка, удод, улитка, утконос

14.

Ползёт улитка по дорожке,
Как буква У её два рожка.

Возьми жёлтый карандаш и закрась те части рисунка, в которых ты видишь букву У .

15. Пишем…

16.

Пословицы и поговорки

  • Без муки нет науки.
  • Умный себя винит, глупый – своего товарища.
  • Не учись разрушать, а учись строить.
  • Учение – путь к умению.
  • Умелые руки не знают скуки.
  • Умел ошибаться, умей и поправляться.
  • Утро вечера мудренее.
  • У дружбы нет границ, у знаний нет дна.

Словарь

  • Убранство — то, что служит украшением чего-нибудь, обстановка.
  • Убыток — снижение благосостояния.
  • Уведомление — официальная информация, извещение, направленная одним человеком другому.
  • Уверенность — это свойство человека, связанное с ощущением внутренней силы, веры в себя, в свою способность двигаться вперед, преодолевать трудности.
  • Уговор — это взаимное соглашение о чём-нибудь.
  • Уикенд — от английского «конец недели», то есть суббота и воскресенье.
  • Указ — это общие правила поведения (нормы права), издаваемый высшим лицом, например, Президентом.
  • Уклад — это порядок в организации жизни, быта и т.п.
  • Умиление — это нежное, приятное чувство, которое появилось от чего — нибудь трогательного.
  • Уроженец — это человек родом из определённой местности, родившийся в определённой местности.
  • Усадьба — это комплекс жилых, хозяйственных, парковых и иных построек.

Крылатые выражения или фразеологизмы

  • Убить двух зайцев — разу выполнить два нужных, важных дела.
  • Умерять пыл — успокоиться.

1. Вспомни все про звуки (Г) и (ГЬ) : (взрослый задает наводящие вопросы по таблице)


2. Придумай и нарисуй САМ три картинки , в названии которых спрятан звук (Г) или (ГЬ), рядом начерти схему, позицию звука зарисуй нужным по цвету квадратик
(синий /зеленый).

3. Слово дети не пишут, разбор его идет на слух . Вы читаете, записываете слово, рисуете схему, а ребенок отмечает цветными карандашами позицию звука. (Гоша, Гуси, ноГи, шаГи, Губы, Гараж, анГина, роГа, Газета). Определи, какой из двух звуков спрятался в каждом слове. Раскрась нужным по цвету квадрат, позицию звука (Г)/(ГЬ) в словах.
Посмотри на картинки, назови каждую, определи, где в названиях спрятались звуки (Г) или (ГЬ), внизу под каждой картинкой аккуратно отметь позицию твердого и мягкого звука, правильно выбирай цвет для звуков! Выдели прямой чертой самое длинное слово и самое короткое. Поставь к каждому рисунку правильный вопрос: Это кто? Или Это что? Проведи под картинкой длинную полоску, если слово длинное (зеленый цвет), а короткую полоску, если слово короткое (коричневый цвет).

6. Игра «Живые звуки». Родитель произносит слог уГ и спрашивает:
— Сколько всего звуков услышал(а)? Какой первый звук? ([у] — гласный ), второй?
([Г] — согласный, твердый, звонкий ). Одновременно на столе выкладывают квадратиками схему слога уГ . Потом родитель произносит слог Гу и спрашивает:
— Что изменилось? Разбирается новый слог и на столе выкладывается новая схема.

7. Игра «Поймай звук» . Хлопнуть в ладоши, если услышат звук [Г] и топнуть ногой, если услышишь звук [ГЬ] в словах (см. пример слов упражнение 4 и 3 или придумайте сами).

8. Закрась часть мозаики, где увидишь букву Г . Аккуратно, не выходи за контур.

Обведи, раскрась аккуратно