Консультация для педагогов «Развитие речевой активности у детей старшего дошкольного возраста. Речевое развитие в старшем дошкольном возрасте Диалогическая речь дошкольников

В статье освещаются некоторые аспекты развития речевой активности дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием коммуникативно-деятельностного подхода.

Формирование речевой активности старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Речь является важной и неотъемлемой частью человеческой жизни, и ее формирование – одно из значимых условий психического развития в дошкольном возрасте. В последнее время наблюдается тенденция к активному увеличению числа детей с нарушениями речи. Одним из наиболее распространенных и, в то же время, достаточно сложных нарушений речи является общее недоразвитие речи (ОНР). Дошкольники с общим недоразвитием речи составляют самую многочисленную группу детей – 40% от всего количества речевых патологий .

ОНР проявляется в несформированности звуковой и смысловой сторон речи (у детей с сохранным интеллектом и полноценным слухом). При этом наблюдается недоразвитие лексико-грамматических и фонетико-фонематических процессов, отсутствует связное произношение.

Кроме того, у детей с недоразвитием речи на фоне речевых и неречевых дефектов имеются трудности формирования коммуникативных навыков, т. е. снижена речевая активность. (Р.Е. Левина (1968), Б.М. Гриншпун (1968), О.Е. Грибова (1995), О.С. Павлова (1998), Л.Ф. Спирова (1980), Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина (1990), Л.Б. Халилова (1990), С.Н. Шаховская (1997), и др.).

В последнее время проблема повышения речевой активности дошкольников стала одной из наиболее актуальных в педагогике. С одной стороны, это объясняется осознанием ее значимости для развития речи в целом, с другой – замеченной тенденцией к снижению данной функции, обусловленной рядом негативных факторов современной действительности. А именно:

  • значительным ухудшением состояния здоровья детей, влекущее за собой снижение речевой активности из-за легкой ранимости данной функции (как наиболее сложно организованной в своей психофизиологической основе);
  • снижением общего уровня речевой культуры в обществе;
  • существенным уменьшением объема «живого» общения родителей с детьми;
  • недостаточным вниманием педагогов к формированию речевой активности ребенка;
  • увеличением числа детей, развивающихся в условиях социальной депривации.

Становиться очевидно, что проблема речевой активности детей с ОНР требует пристального внимания, поиска новых средств и направлений развития.

Одним из таких направлений может стать коммуникативно-деятельностный подход .

Коммуникативный компонент коммуникативно-деятельностного подхода состоит в учете, использовании и развитии потребности, мотивации общения, в побуждении дошкольников с общим недоразвитием речи к речемыслительной активности в различных сферах индивидуальной и коллективной деятельности. Реализуется коммуникативная направленность в условиях коррекционно-педагогической работы, когда создается необходимость согласовывать действия, договариваться о способах их выполнения.

Деятельностный компонент коммуникативно-деятельностного подхода позволяет рассматривать речевую активность в соотношении со структурой речевой деятельности, включающую три этапа: побудительно-мотивационный, ориентировочный, исполнительский .

Начальным и наиболее значимым механизмом возникновения речевой активности ребенка является приведение в действие мотивационного компонента. Мотив выступает пусковым, основополагающим моментом в порождении речевой деятельности, который находит свое отражение в замысле и реализуется с помощью внутренней речи, переходя во внешнюю. В этот механизм входит: «включение» потребности общения, встреча потребности с предметом говорения – мыслью говорящего, эмоциональное переживание этой потребности, т. е. интерес, волевая его регуляция и поддержание интереса

Таким образом, коммуникативно-деятельностный подход к развитию речевой активности дошкольников базируется на мотивационном компоненте и основывается на понимании речи как деятельности, заключающейся в использовании языка для коммуникации, для общения и познания (и указывает на практическую направленность данного). Его реализация предполагает развитие речевой активности у детей «как средства общения и в процессе общения (коммуникации), и в разных видах деятельности» .

Данный подход определяет стратегию всей работы по развитию речевой активности у старших дошкольников с ОНР и должен стать основополагающим при выборе методического инструментария, подборе языкового материала, определении основных направлений работы с детьми.

Список литературы:

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. — 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 400 с.

2. Блягоз А.Н. Особенности развития речи детей с общим недоразвитием речи / А.Н. Блягоз // Вестник АГУ. — 2006. — № 3. — С. 141-142.

3. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. — М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. — 432с., с241

4. Зимняя И.А. Педагогическая психология.- М.: Логос, 2002.-384с.

Наумова Л. В.,
учитель-логопед

Демкина Ольга
Развитие речевой активности дошкольников посредством театрализованной игры

«Развитие речевой активности дошкольников по средством театрализованной игры »

(Вступление)

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве . Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей (слайд 2, это обусловлено рядом негативных факторов. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов ребенка. Поэтому развитие речи у детей дошкольного возраста относится к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.

(Cлайд 3)

Проанализировав исходную ситуацию, проведя психолого-педагогический мониторинг речевого развития детей , я увидела, что у них не богатый запас слов, они не могут выразить полностью свою мысль, скованно их творческое воображение, плохо развиты навыки связной речи , выразительной речи, моторика, отсутствуют коммуникативные навыки. Возникла идея о целесообразности использования в своей работе таких средств, которые бы способствовали развитию речевой активности детей , для меня этими средствами стали театрализованные игры .

(Cлайд 4) (Понятие театрализованной игры )

(Слайд 5)

Театрализованные игры позволяют решить многие воспитательно-образовательные задачи. Через образы, краски, звуки дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии. Работа над образом заставляет их думать, анализировать, делать выводы и обобщения, происходит совершенствование речи, легко и естественно активизируется словарь ребенка , совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

(Слайд 6)

Работу по созданию системы мероприятий развития речевой активности детей дошкольного возраста посредством театрализованных игр я выстраивала в несколько этапов.

(Слайд 7)

На первом этапе : изучила работы известных педагогов-новаторов которые занимались исследованием развития речи детей дошкольного возраста , работы А. А. Леонтьева, М. И. Лисиной, Д. Б. Эльконина и других авторов.

Мной был проведен анализ речевой развивающей среды группы по оснащению дидактическим и игровым материалом с учетом основных требований к организации развивающей предметно-пространственной среды.

(Слайд 8-10)

Совместно с родителями моих воспитанников создавалась развивающая среда : подбор детской литературы, иллюстраций, игрушек, демонстрационного и раздаточного материала, разных видов театра .

(Слайд 11)

На основе проделанной предварительной работы мною была намечена Цель моей деятельности : а именно создание таких педагогических условий, которые бы способствовали развитию речевой активности детей дошкольного возраста .

Для реализации поставленной цели я выделила ряд задач : приоритетной из которых для меня стала активизация словаря детей через театрально -игроаую деятельность.

(Слайд 12)

Используя театрализованные игры в совместной деятельности, я увидела, что они способствуют развитию многих сторон личности дошкольника :

Мимика, пантомимика, восприятие, воображение, мышление, внимание, память, умение перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль.

(Слайд 13)

Но особое значение их велико для активизации разных сторон речевой деятельности детей :

(Слайд 14)

Театрализованные игры помогают мне решать следующие задачи :

1. Воспитательно-образовательные :

Обогащение знаниями, умениями, навыками;

-развитие интереса к литературе и театру ;

-развитие психических процессов (памяти, внимания, речи, мышления) ;

-развитие таких качеств личности, как самостоятельность, инициатива, воображение;

Формирование норм поведения;

Воспитание морально-волевых качеств личности.

2. Частные :

Усвоение элементов речевого общения

Усвоение богатства родного языка; (жестов, мимики, интонации) ;

-активизация и пополнение словаря;

Совершенствование грамматического строя речи;

-развитие тонкой моторики рук .

Решение каждой из задач не может осуществляться изолированно. Каждая из указанных задач имеет свои сильные стороны.

(Слайд 15)

Классифицируются театрализованные игры в зависимости от ведущих способов эмоциональной выразительности, посредством которых разыгрывают сюжет на :

игры -драматизации и режиссерские игры .

(Слайд 16)

В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста» , самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности – интонацию, мимику, пантомиму.

В своей деятельности я использую различные виды драматизации

игры -имитации образов животных, людей, литературных персонажей;

ролевые диалоги на основе текста;

инсценировки произведений;

постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;

игры -импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.

В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер» , управляет «артистами» . «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности.

режиссерские игры определяются в соответствии с разнообразием театров , используемых в детском саду :

настольный,

плоскостной и объемный,

кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т. д.

катушечный;

ложковый;

баночный;

кулачковый и т. д.

В них ребенок не является действующим лицом, он создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа – объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой

(Слайд 17)

При организации работы с детьми дошкольного возраста по развитию речевой активности учитываю основные принципы организации театрализованной игры .

1. Важнейшим является принцип специфичности данной деятельности, объединяющей игровой и художественный компоненты

2. Принцип комплексности предполагает взаимосвязь театрализованной игры с разными видами искусства и разными видами художественной деятельности ребенка.

3. Согласно принципу импровизационности театрализованная игра рассматривается как особое взаимодействие взрослого и ребенка, детей между собой.

4. Все принципы находят свое выражение в принципе интегративности, в соответствии с которым целенаправленная работа по развитию театрализованно -игровой деятельности включается в целостный педагогический процесс.

В совместной деятельности использую следующие методы и приёмы обучения

Игровые :

Использование элементов подвижной игры

Сюрпризные моменты

Имитационные движения с элементами звукоподражания

Обыгрывание текста

Словесные :

Повторение речевого материала

Использование текстов с повторяющимися элементами

Чтение произведений со звукоподражаниями

Договаривание слов, фраз

Наглядные :

Использование иллюстраций к текстам

Ритмическое сочетание текста с движениями

Использование игрушек, персонажей кукольного театра

(Слайд 18)

Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись – потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко – дети обрадовались : улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте) .

Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (весёлые матрёшки захлопали в ладошки и стали танцевать ).

Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идёт к домику, храбрый петушок шагает по дорожке) .

Игра-импровизация под музыку («Листочки летят по ветру и падают на дорожку» ) .

Однотемная бессловесная игра-импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель («Катя, Катя маленька…» , А. Барто «Снег, снег» ).

Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (К. Ушинский «Петушок с семьёй» , Е. Чарушин «Утка с утятами» ).

Ролевой диалог героев сказок («Колобок» ).

Инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок» , Три медведя»)

(Слайд 19)

Чтобы не угасал интерес малышей к театрализованным играм , придерживалась определённых требований :

Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все форму педагогического процесса.

Максимальная активность детей на этапах подготовки и проведения игр.

Сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми на всех этапах организации театрализованной деятельности .

(Слайд 20)

При использовании театрализованных игр я выделила несколько обязательных правил :

Правило всеобщего участия. В драматизации участвуют все дети.

Правило свободы выбора. Каждая сказка проигрывается неоднократно , до тех пор, пока каждый ребенок не проиграет все роли, которые он хочет.

Правило помогающих вопросов. Для облегчения проигрывания той или иной роли необходимо каждую роль обсудить, «проговорить»

Правило обратной связи. После проигрывания сказки проходит ее обсуждение

Правило мудрого руководителя. Развитие театрализованных игр зависит от уровня образовательной работы в группе.

(Слайд 21)

По итогам анализа родительских мнений мною были разработаны рекомендации для родителей, консультации, оформлен информационный стенд и папки-передвижки о системе педагогических мероприятий по развитию речевой активности детей дошкольного возраста через театрализованную игру . Родители проявили заинтересованность и с удовольствием участвуют в краткосрочных и долгосрочных проектах.

(Слайд 22)

В итоге проведенной работы я увидела значимость театрализованных игр для развития речевой активности дошкольников , а именно;

дети стали более раскрепощенными, открытыми,

возрос уровень развития их общей и мелкой моторики, уровень сценического мастерства и речевой деятельности , игровых навыков и творческой самостоятельности.

В результате проведенной работы я могу отметить что 10% детей научились действовать самостоятельно в проигрываемых нами играх , придумывают новые сюжеты, фантазируют, комбинируя свои знания из окружающего мира со своими фантазиями. Эти дети проявляют инициативу, способны домысливать предложенный вариант сюжета, с легкостью реализуют свои замыслы, придумывая что-то необычное, оригинальное.

К среднему уровню отнесены дети, которые эпизодически могут выбирать тему, но чаще принимают тему детей – лидеров, взрослого; в своей самостоятельной деятельности они могут заимствовать сюжеты; не всегда реализуют свой замысел деятельности.

И к низкому уровню отнесли 40%. Эти дети мало общительны, почти все время играют по одному. Они затрудняются в придумывании темы, сюжета, не могут дополнить предложенный вариант, У них отсутствует способность фантазировать, придумывать что-то необычное, оригинальное. Без интереса принимают предложенную тему и часто не доводят ее до конца.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

МБДОУ Детский сад №31 Презентация Развитие речевой активности старших дошкольников Выполнила воспитатель Ковшова Н.Н. Бийск 2017

Развитие желания и умения будущих школьников проявлять любознательность и инициативу с целью получения новых знаний; - необходимость создания эффективной речевой среды; - приобщение дошкольников к важнейшим сферам деятельности. Актуальность

Задачи: - Изучить данную тему в литературе. - Проанализировать особенности речи детей старшего дошкольного возраста. - Подобрать методы и приемы, которые способствуют проявлению интереса к художественной литературе.

Согласно ФГОС дошкольного образования развитие речи выделено в отдельную образовательную область и включает в себя: - практическое овладение детьми нормами речи; - обогащение, уточнение и активизация словаря детей; - совершенствование фонематического восприятия; - развитие связной речи (диалогической и монологической форм); - формирование интереса к детской литературе; - закрепление умения правильного произношения звуков, отчетливой и ясной речи.

По развитию связной речи в старшем дошкольном возрасте ставятся задачи: - развивать умение интересно, связно, последовательно описывать простые случаи из своей жизни; - учить соблюдать логику развития сюжета; - совершенствовать умение понимать и передавать в речи некоторые связи между наблюдаемыми явлениями, делать выводы; - учить говорить не торопясь, достаточно громко, без напряжения; - развивать интонационную выразительность речи; - развивать умение последовательно и грамматически правильно излагать мысль.

Принципы развития речи: - взаимосвязь над различными сторонами речи; - формирование элементарного осознания явлений языка; - коммуникативно-деятельностный подход к развитию речи; - развитие языкового чутья; - обеспечение активной языковой практики; - обогащение мотивации речевой деятельности; - взаимосвязь сенсорного, умственного и речевого развития.

Средства развития речи: - общение взрослых и детей; - культурная языковая среда; - художественная литература; - театр, музыка, изобразительное искусство.

Методы речевого развития: Наглядные (экскурсии, наблюдения на прогулке; рассматривание игрушек и картин, рассказывание по ним)

Словесные (чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, беседа)

Практические (драматизация, инсценирование, дидактические игры)

Приемы развития речи: Словесные (вопрос, речевой образец, объяснение, повторное проговаривание, оценка детской речи) Наглядные (показ органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению, показ иллюстрированного материала) Игровые (дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, игровые проблемы - практические ситуации)

Список использованной литературы: Арушанова А. Дошкольный возраст: формирование грамматического строя речи./Дошкольное воспитание. 2013 г. Кольцова М.Н. Ребенок учится говорить. Москва, 2015 г. Комарова С.В. Речь, общение, система, творчество. Развитие речи дошкольников Содействие 2014 г. Филичева Т.Б., Соболева А.В. Развитие речи дошкольника: Методическое пособие с иллюстрациями Литур 2015 г. Картинки https://yandex.ru/images


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение компетентности родителей в организации работы по развитию познавательной активности старших дошкольников в процессе экспериментирования

В статье раскрывается взаимосвязь детского жкспериментирования и познавательной деятельности дошкольников....

Творческие способности подразумевают наличие подвижности мышления, быстрые ориентировки нестандартного подхода к решению больших и малых задач. Важнейшим здесь является умение перено...

Доклад из опыта работы: «Развитие познавательной активности старших дошкольников посредством использования исследовательских методов обучения в группе компенсирующей направленности»

Актуальность избранной мною темы на современном этапе очевидна.Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению исс...

Стимулирование речевой активности детей.

Учитель-логопед

ГБОУ Школа № 2065 СПДС 2,3

Шабалина Ольга Борисовна

Цель: - формирование грамматического строя речи;

Развитие монологической и диалогической речи

Задачи: - установление эмоционального контакта с ребенком;

Развивать навыки речевого общения;

Развивать слуховое, зрительное восприятие;

Развивать подвижность органов артикуляции

К.Д.Ушинский доказал: «Усваивая родной язык, ребенок усваивает не только одни слова, их сложения и видоизменения, но и бесконечное множество понятий, воззрения на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов детей, логику и философию языка, - и усваивает легко и скоро, в два, три года, столько, что и половины не может усвоить в двадцать лет прилежного и методического учения. Таков этот народный великий педагог родное слово!».

В настоящее время дошкольные образовательные организации находятся на новом этапе развития, когда происходит пересмотр содержания дошкольного образования. Приняты новые Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования, в которых одним из приоритетных направлений в педагогике в рамках модернизации специального образования становится работа с детьми по активизации речевой деятельности, профилактике и предупреждению возникновения различных речевых нарушений.

Проблема развития активной речи детей на сегодняшний день является актуальной по ряду причин:

1) дошкольный возраст – это расцвет речевой активности ребенка, формирование всех сторон речи, усвоение дошкольником норм и правил родного языка;

2) речь постепенно становится важнейшим средством передачи ребенку общественного опыта, управления его деятельностью со стороны взрослых;

3) значительное ухудшение здоровья детей может способствовать появлению речевых нарушений;

4) постоянно растет число детей, имеющих нарушения речи, связанные с отсутствием внимания к развитию устной речи со стороны как родителей, так и педагогов;

5) существенное сужение объема «живого» общения родителей и детей;

6) глобальное снижение уровня речевой и познавательной культуры в обществе.

Поэтому важно начинать работу по развитию речевой активности детей и предупреждению речевых нарушений, вовремя заметить и скорректировать отставание в формировании речевой функции, стимулировать ее развитие, способствуя полноценному развитию ребенка.

Известные ученые Ф.А.Сохин, А.И.Максаков, Е.М.Струнина установили, что наибольшая активность в овладении языком достигается при условии, если дети вовлекаются в активную речевую работу. Овладение речевыми навыками происходит постепенно. Процесс овладения речью зависит от развития деятельности ребенка, от его восприятия и мышления. Основные задачи развития речи сформулированы в ФГОС ДО. Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.[ФГОС ДО].

Задачами являются, во-первых, расширение понимания речи взрослых и во-вторых, формирование активного словаря ребенка. Исходя из задач по развитию речи, подбираем методы и приемы, направленные на развитие речевой активности дошкольников. Ряд дидактов (Е.И. Перовский, Е.Я.Голант, Д.О. Лордкипанидзе и др.) выделяли три группы методов: словесные, наглядные, практические. Формой организации детей могут быть как специально организованные занятия, так и повседневная жизнь детей. В речевом развитии ребёнка главным является стимулирование его активной речи. Это достигается за счёт комплексного использования разнообразных методов и приемов. Наглядные методы: наблюдение за живыми объектами: кошкой, собакой, птицей и т.д.; наблюдения в природе; экскурсии на участок старшей группы, на огород, спортивную площадку дошкольного учреждения и т.д.; рассматривание игрушек, предметов и картин; изобразительная наглядность. Практические методы: дидактические игры; дидактические упражнения; хороводные игры; игры – драматизации; инсценировки; игры – сюрпризы; игры с правилами.

Словесные методы: чтение потешек, прибауток, стихов, сказок с использованием наглядности; чтение и рассказывание рассказов, заучивание стихотворений с использованием наглядности.

С детьми нужно постоянно разговаривать, чтобы ребенок слышал и слушал обращенную к нему речь. Эффективный прием в работе с детьми – это использование малых форм фольклора. Использование народных игр, игровых песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с детьми доставляет им огромную радость. Народные игры как способ воспитания детей высоко оценивали К.Д. Ушинский, Е.М. Водовозова, Е.И.Тихеева, П.Ф.Лесгафт. Ушинский К.Д. подчёркивал ярко выраженную педагогическую направленность народных игр. Сопровождение действий ребенка словами способствует непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл. Например:

“Петушок – петушок…”,

“Ладушки – ладушки…”,

“Идет коза рогатая…”,

“Пошел котик на торжок”,

“Чики – чики - чикалочки”.

Немаловажное значение фольклорных произведений состоит в том, что они удовлетворяют потребность ребёнка в эмоциональном и тактильном (прикосновения, поглаживания) контакте со взрослыми. Большинство детей по своей природе - кинестетики: они любят, когда их гладят, прижимают к себе, держат за руки. Устное народное творчество как раз и способствует насыщению потребности в ласке, в физическом контакте.

Развитие артикуляционного аппарата ребенка происходит при использовании специально подобранных упражнений. Их может педагог использовать как на занятиях по развитию речи, так и в свободное время. Звукоподражание - эффективный метод активизации речи детей. Использование картинок на звукоподражание, например, «Поезд едет– чух – чух – чух»; «Петушок поет – ку-ка – ре – ку»; «Часы идут – тик – так» и т.д.

Приобщение детей к художественной литературе, знакомство со стихами известных детских поэтов начинается с малых лет. А. Барто “Игрушки”, З. Александрова “Раз, два, три, четыре, пять!”, В. Берестов “Большая кукла”; Е. Чарушин “Курочка”; Л. Толстой “У Розки были щенки”; Л. Павлова “У кого какая мама?” В раннем возрасте происходит знакомство со сказкой: “Курочка Ряба”, “Репка”, “Теремок”.

Педагоги в работе с малышами могут использовать упражнения на развитие речевого дыхания: «Сдуй снежинку», «Бабочка, лети», «Забей гол», «Задуй свечу» и другие способствуют выработке сильной воздушной струи, правильному диафрагмальному дыханию.

Самыми эффективными, на мой взгляд, являются практические методы организации детей. К группе практических методов относится игровой. Этот метод предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом и т.д. Игра и игровые приемы обеспечивают динамичность обучения, максимально удовлетворяют потребность ребенка в самостоятельности: речевой и поведенческой. Игры детей с предметами, например, игра в телефон, когда ребенок, используя игрушечный аппарат, может звонить маме, папе, бабушке, сказочным персонажам. Игра в телефон стимулирует речевое развитие ребенка, формирует уверенность в себе, повышает коммуникативную компетентность. Настольно-печатные игры: «Большой – маленький», «Чей домик?», «Детеныши животных» и другие позволяют усваивать лексико-грамматические компоненты родного языка, активизируют мыслительную и речевую деятельность детей.

В младшем дошкольном возрасте подвижные игры сопровождаются стихами, например, игра «Пузырь». Учеными доказано, что чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких, как И.П. Павлов, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук и головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д.

Эффективным методом развития речи детей являются развитие мелкой моторики рук. Игры и упражнения с движениями кистей и пальцев рук стимулируют процесс речевого развития ребенка, способствуют развитию двигательного центра мозга, отвечающего, в том числе и за развитие мелкой моторики рук. Чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребёнок, тем больше участков мозга включается в работу. Пальчиковые игры как прием работы с детьми во всех возрастных группа по развитию ручной умелости. Игра «Ладушки», « Этот пальчик – дедушка…», « Коза» и другие пальчиковые игры стимулируют речи детей, развивают кисти рук.

Конструкторы ЛЕГО широко используются в дошкольных образовательных учреждениях. Они представляют собой разнообразные тематические серии, сконструированные на основе базовых строительных элементов – разноцветных кирпичиков Лего. Детям младшего возраста необходимо подобрать Лего крупного размера.

Использование продуктивной деятельности (лепка, рисование, аппликация) в работе по активизации речи детей играет немаловажное значение. В процессе деятельности дети получают знания о форме, цвете, размере; развивается мелкая моторика, формируются четкие образы и понятия, активизируется речь.

Песочная терапия - это игра с песком как способ развития ребенка. Песочная терапия очень близка малышам, ведь с самого детства они сидят в песочнице, и первые слова, первые межличностные связи и общение у них происходят именно там. Поэтому игры с песком помогают детям раскрепоститься, почувствовать себя защищенными, развивают мелкую моторику рук, снимают мышечную напряженность. Применение данного метода целесообразно в работе с детьми раннего и дошкольного возраста, поскольку игры с песком создают весьма благоприятные условия для формирования целенаправленного связного речевого высказывания и оздоровления организма в целом.

Создание условий для речевого развития детей.

Речевая деятельность ребенка зависит от того, как устроена игровая, предметно-развивающая среда его жизни, из каких игрушек, иллюстративного материала, оборудования и пособий она состоит, каков их развивающий потенциал, как они расположены, доступны ли для самостоятельной деятельности. Дети познают мир, исследуя его с помощью органов чувств. Поэтому для малышей и создается пространство для речевого, игрового и сенсорного развития, которое включает в себя: наборы картинок с реалистичными изображениями животных, птиц, овощей, фруктов, посуды, одежды, мебели, игрушек; наборы парных картинок (предметные) для сравнения, той же тематики; разрезные картинки, разделенные на 2 части по прямой; серии из 2-3 картинок для установления последовательности действий и событий (сказочные, бытовые, игровые ситуации); сюжетные картинки (с различной тематикой, близкой ребенку – сказочной, социально-бытовой), крупного формата; разные виды дидактических игр: лото, домино, мозаика, складные кубики с разрезными картинками; звучащие игрушки, контрастные по тембру и характеру звукоизвлечения (колокольчики, барабан, резиновые пищалки, погремушки); уголок ряжения с зеркалом – необходимый атрибут речевого развития детей.

Таким образом, активизация речи детей раннего возраста и дошкольников осуществляется в разных видах деятельности. Важно помнить, что для этого необходимо направлять процесс обогащения и активизации словаря детей, используя разные методы и приемы словарной работы с учетом психологических особенностей каждого ребенка и особенностей каждого вида деятельности; поощряйте двигательную и познавательную активность малыша, больше разговаривайте с ним в процессе игры. Результатом вашей работы станет в скором будущем правильная, стилистически и эмоционально богатая, красивая речь ребёнка.

Литература.

1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. -- 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. 400с.//[Электронныйресурс]/Режимдоступа:http://pedlib.ru/Books/4/0018/4_0018-107.shtml

2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. Для воспитателя дет. сада./ Бондаренко А.К. - 2_е изд., дораб. - М.: Просвящение, 1991.

3. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. / Бондаренко А.К. - М., Просвящение, 1974.

4.Венгер Л.А.,Мухина В.С. Детская психология. / Венгер Л.А.,Мухина В.С. - М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000

На чтение 7 мин. Просмотров 5.4k.

Особенности речевого развития и общения

Важнейшее приобретение в дошкольном возрасте является овладение им речью как средством для познания того, что его окружает и тех, кто рядом с ним.

Дошкольный возраст — самый подходящий период для обогащения и развития речи, так как если к 6-7 годам жизни ребенок не достиг определенного уровня развития речи, далее ему будет трудно, и, в первую очередь, при поступлении в школе и обучении в начальных классах, ведь общение, как с другими детьми, одноклассниками, так и с педагогами и другими взрослыми будет также сильно затруднено.
В более старшем возрасте овладение речью, как показывает практика, происходит менее успешно.

А так как непременным условием для развития детей старшего дошкольного возраста в целом, то формированию данного психического процесса необходимо уделять особенно большое внимание.
Детский сад предусматривает различные программы и технологии обучения детей, в том числе направленные на развитие речи и словаря дошкольника, особенности обучения родному языку. Это, пожалуй, явные особенности речевого развития и обучения в дошкольном учреждении, которые затрагивают и общение.

В детском саду у детей развивается звуковая культура речи, обогащается, закрепляется и активизируется разговорный словарь дошкольника. Правильная речь в области грамматики также значительно совершенствуется. Общение у дошкольника — будущего первоклассника, расширяется, проявляются особенности диалогической и связной монологической речи. В ДОУ дети старшего дошкольного возраста овладевают самой важной из форм речевого общения — устной речью.

Значение речевого общения дошкольников

Развитие речи у дошкольников способствует расширению круга общения детей старшего дошкольного возраста. Они много разговаривают с родными и близкими взрослыми. Их речь становится более выразительной, имеет свои особенности. А также развивается их общение с малознакомыми взрослыми. С помощью речи дети старшего дошкольного возраста активно включаются в общение с другими детьми во время игры и самостоятельной деятельности.

Речь ребенка часто сопровождается предметными действиями. Например, ребенок берет игрушку и начинает комментировать свои действия. Такое высказывание и такое общение может показаться просто констатацией действия ребенка. Но эта форма речи играет огромное значение в процессе становления мышления ребенка. Это показывает то, что речевое общение дошкольника расширяется, малыш начинает думать, размышлять с помощью слов и фразы. Особенности речевого развития в данном случае показывают сформированность мышления ребенка старшего дошкольного возраста.

Старшие дошкольники интересуются речью и высказываниями взрослых. Они внимательно слушают, отмечают не только высказывания о них самих, не только речь, которая обращена непосредственно на них, но и с интересом прислушиваются, когда взрослые говорят с другими детьми и друг с другом.

Речевое общение у детей старшего дошкольного возраста со взрослыми и детьми расширяет и углубляет мир малыша. В ходе игры со сверстниками ребенок приобретает навыки диалогической речи.

До конца посещения ДОУ речевое общение дошкольника старшего дошкольного возраста может оставаться на уровне ситуативного общения. В большинстве случаев у детей старшего дошкольного возраста вообще не сформировано речевое общение на личностные темы. И таким образом, они общаются чисто эмоционально и непосредственно, что по большому счету характеризует особенности общения очень маленьких детей. В поведении дошкольники, конечно же, не похожи на младенцев, но им больше нравится, когда взрослый их просто гладит, ласкает, а в речевом общении они часто смущаются, замыкаются в себе или даже отказываются общаться. Это естественно для малыша до года, но, когда такая форма общения сохраняется до 5 лет, то это должно настораживать, это говорит об отставании в развитии, показывает не сформированность речи.

У большинства детей старшего дошкольного возраста отмечаются нарушения речевого развития. Дети могут комментировать свои действия во время определенной деятельности, но чаще всего только тогда, когда их спрашивают. Собственную инициативу в речи дети чаще всего не проявляют.

Особенности речевого развития или что можно сказать о компонентах речевой активности?

М.Р. Львовой отмечалось, что к компонентам речевой активности относятся:

  • скорость проявления речевых реакций во время диалога,
  • подбор игр, в которых требуется применение речевых компонентов,
  • быстрота выбора слов,
  • особенности высказываний.

А в число условий, при которых речь детей активизируется, входят: овладение системой языка на определенном речевом уровне развития, потребность и особенности в общении у детей, включение дошкольников в деятельность, которая доступна для конкретного возрастного этапа.

Формирование навыков словообразования

В 5 лет ребенок начинает использовать в общении все основные части речи. У него осуществляется постепенное становление и . У малышей идет процесс активизации словаря, дети начинают осмысленно использовать слова. У дошкольников совершенствуется словоизменение.

В возрасте 5-6 лет детские высказывания становятся более пространными, в речи проявляется логика изложения. Рассказывая что-либо, дети начинают фантазировать, придумывать различные сцены, которых не существует в действительности.

5-6 лет — период активного становления фонетической стороны речи. Детям уже характерны умения разделять слова на слоги, наполнять слова звуками. Ошибки допускаются только в незнакомых детям словах.

Особенности речевого развития — построение структуры предложений

Осваивая связную речь и рассказывание дошкольники 5-6 лет активно пользуются сочинительной речью. В общении увеличивается количество простых распространенных предложений, сложносочиненных и сложноподчиненных, которые дети охотно используют в своей речи.

Расширяя сферу общения, целесообразно совершенствовать структуру высказывания детей. Это можно успешно осуществлять в процессе игровой деятельности.

На 6-м году жизни активно протекает процесс усвоения морфологических свойств предложений. Ребенок научается новым словам, его словарь и формы грамматического изменения новых слов также изменяются.

В этом возрасте активно происходит освоение различных приемов словообразования, чему значительно способствует словотворчество ребенка. В первую очередь это касается главных частей речи: имен существительных, прилагательных, глагола.

Процесс словотворчества в 6 лет можно наблюдать у всех детей практически. Это период, когда словотворчество активно развивается. Оно имеет форму языковой игры, и это особо привлекательно для ребенка.

Пятый — шестой год жизни характеризуется формированием произвольности речи. У дошкольников формируется фонематическое восприятие. Они осознают наипростейшие языковые закономерности, что можно часто наблюдать в игровой деятельности, насыщенной языковым общением дошкольников.

Что касается возраста 6-7 лет, то тут продолжает овладение детьми способами грамматически правильного построения связных высказываний. Дети начинают строить монологи описательного характера. Речь изменяется, становится еще более грамматически и фонетически правильной.

Диалогическая речь дошкольников

Диалог старшего дошкольника со сверстниками осуществляется непроизвольно и инициативно. В процессе диалога детей учат использовать антонимы, продолжают развивать навыки употребления слов в разной форме, формируют умение обобщать слова. Словарь благодаря этому значительно обогащается.

Методы развития словаря дошкольника

Методы, благодаря которым, речь дошкольника обогащается, расширяются и активизируются ее особенности. Одним из эффективных методов является дидактическая игра , которая всегда наполнена предметами. Дети их узнают, могут описать их качество, рассказать о назначении предмета.

Хочется также отметить, что педагог при организации по развитию речи у старших дошкольников должен придерживаться следующих этапов:
1. Знакомство с ребенком
2. Обнаружение ошибок речи
3. Планирование комплекса занятий по речевому развитию
4. Разработка и апробация различных интересных форм индивидуальной и групповой работы над речью с элементами игры, как ведущего вида деятельности дошкольников старшей и подготовительной групп.

Если придерживаться подобного плана работы, можно достичь успешного и эффективного развития всех видов речи детей в рамках ДОУ.

До начала школьного обучения ребенок должен приобрести речевые умения и навыки, овладеть грамматическим строем речи. Это тот возраст, когда происходит закономерное усваивание ребенком синтаксического и морфологического порядка.