Образование единого русского государства. В чем значение создание единого русского государства Значение формирования единого русского государства

Вопросы:

1. Образование Русского единого государства

2. Политическое и социальное развитие Русского государства в конце XIV – начале XVI веков

Период феодальной раздробленности и нашествия врагов длился до XIV века. В конце XIV века из множества земель и княжеств формируется мощное единое государство с центром в Москве.

Главными факторами объединения русских земель были: развитие экономики, оживление городов, усиление экономических связей между отдельными областями, боярство было заинтересовано в крепкой централизованной власти, которая бы помогла им справиться с крестьянством, и само крестьянство нуждалось в сильной власти для защиты от феодалов, князья стремились усилить свою власть, православная церковь стремилась к централизованной власти с целью своего усиления.

Необходимо четко представлять этапы образования единого Русского государства. Основателем династии московских князей стал младший сын Александра Невского Даниил Александрович (1276–1294 гг.) При Иване Калите (1328–1340 гг.) Московское княжество расширяется, Москва становится не только политическим центром русских земель, но и религиозным, сюда переезжает митрополит-глава русской церкви. Нужно напомнить, что русская церковь стала независимой от Константинополя уже во времена Ярослава Мудрого (1019–1054 гг.).

Окончательно Москва преобразуется в крупнейший город Руси при московском князе Дмитрии Донском (1362–1389 гг.).

Важную роль в процессе создания единого Русского государства сыграл Иван III Васильевич (1462–1505 гг.) . В ходе его объединительной политики территория государства выросла в 5–6 раз. При нем окончательно пало золотоордынское иго (1480 г.). Необходимо обратить внимание на то, что падение ордынского ига было подготовлено длительным процессом усиления Московского княжества и ослабления Орды. С этого времени Иван Ш стал именовать себя «Государем всея Руси».

Второй женой Ивана Ш в 1472 г. стала византийская царевна Зоя (Софья) Палеолог. Этот брак способствовал повышению международного престижа великого московского князя и его потомков.

К этому времени (1453 г.) Византия как центр православия перестала уже существовать. Московское государство было единственным из православных – независимым. Иван Ш, называя себя изредка царем, показал, что права павшего византийского дома переходят в Москву как в новый Царьград. Первоначально этим званием – царь – величали себя византийские правители. Иван Ш не принял королевского титула, т. к. после 1480 г. считал себя не слабее любого европейского правителя. Королевский титул поставил бы его ниже императора и папы. Официально титул царя узаконил в 1547 г. Иван Грозный и именно с него начинается династия московских царей. Поскольку институт отречения от престола в России сформирован не был, российские цари занимали престол до конца жизни.



С конца XV века на московских великокняжеских печатях наряду с конником, поражающим змия, появился византийский двуглавый орел – герб византийских правителей. Символами высшей царской власти стали шапка Мономаха, бармы, держава, скипетр. Шапка Мономаха и бармы по преданиям были якобы получены Владимиром Мономахом в качестве дара от византийского правителя Константина Мономаха. Шапкой Мономаха венчали на царство всех великих московских князей. Впервые шапкой Мономаха венчался на царский престол Иван Грозный. Эта традиция сохранялась до 1721 г., когда значение коронационного венца перешло к императорской короне.

С 1492 г. в Московском государстве новый год стал исчисляться с 1 сентября как в Византии, до этого новый год начинался с 1 марта.

Изменились обычаи московского двора. Под влиянием Зои Палеолог формируется сложный придворный церемониал, подчеркнувший высокий, по сравнению с боярами, статус великого князя.

В начале XVI в. возникает политическая теория о «Москве – третьем Риме». Эта теория обосновывала историческое значение столицы Русского государства Москвы как политического и церковного центра. К этому времени Россия была единственным независимым православным государством, а русская церковь была самой многочисленной и влиятельной среди православных церквей.

Процесс объединения русских земель в единое государство был схож с таким же процессом в Европе. Но в отличие от Европы, где феодальные отношения постепенно изживались, в России они принимали все большую жестокость. Менялся постепенно характер власти. Она становилась неограниченной, т.е. самодержавной, деспотической. В лекции подробно будет рассмотрен этот вопрос, будут показаны тенденции, породившие этот процесс.

Монгольское завоевание оказалось сильнейшим потрясением. Одним из последствий стала огромная концентрация власти в руках главы государства. Если в Киевской Руси князья, даже самые могущественные, очень сильно зависели от дружины, то уже в XIV веке положение московских государей совсем особое. Власть правителя становится непререкаемой, а, начиная с правления Ивана III, идет страшный процесс охолопливания не кого-нибудь, а самого господствующего класса, включая высшую аристократию.

Господствующий класс полностью лишается политических прав (при Иване IV).

Сам термин «государство» был впервые употреблен в Московском летописном своде в конце 90-х годов XV века. Государство – это территория и политический организм, подчиненные государю. На Руси в то время понятие «государь» имело два значения. Оно обозначало владельца холопов (т.е. людей, юридически совершенно бесправных) и главу государства. В будущем этот политический организм, во главе которого стоит государь, станет сообществом совершенно бесправных личностей, «государевых холопей».

Сформировалась новая система государственного управления . Главой Русского государства был великий князь, позже царь. Власть Рюриковичей наследовалась двумя способами: по горизонтали – старшему в роду, и по вертикали – от отца к сыну. В XV веке окончательно утвердился второй способ наследования. Ниже стояли удельные князья-братья и племянники великого князя. Ниже удельных стояли служилые князья – прежде самостоятельные государи, перешедшие на службу к московскому великому князю. Позже служилые князья стали обычными вотчинниками с княжескими титулами. На протяжении XV в. многие князья вошли в Боярскую думу – совещательный орган при князе, царе. В узком смысле слово «боярин» означает члена Боярской думы и их в конце XV в. насчитывалось чуть более десяти. В широком смысле под термином «боярство» подразумевается совокупность старинных московских служилых родов, не имевших княжеских титулов. Подробно этот вопрос будет рассмотрен на семинарском занятии.

В систему общегосударственного управления до середины XVI в. входили, помимо Боярской думы, Государев Дворец и Государева Казна. В середине XVI в. появляются Приказы. В 1497 г. появляется первый свод законов единого государства «Судебник».

Основу местного управления составляла система кормлений. Страна делилась на уезды, волости. Уездом управлял наместник, волостью – волостель. Они не получали жалованья за свою управленческую и судебную деятельность, которая была лишь дополнением к главному – к праву получать кормление, т.е. собирать в свою пользу часть налогов и судебных пошлин. Кормление давалось в награду за прежнюю службу. Вначале система кормлений способствовала объединению Русского государства. Служилые люди были заинтересованы в расширении владений Москвы, так как при этом возрастало число кормлений. Но эта система имела недостатки и позже была заменена.

В XV веке население страны составляло 3 млн. человек, формируются сословия – группы населения, имевшие определенные права и обязанности, которые закреплялись в законах (сословный строй в России сохранялся до 1917 г.). В XVI веке опорой московского правителя становится дворянство – привилегированное, влиятельное сословие. Иван III был первосоздателем русского дворянства, он опирался на московское конное войско – помещиков, получивших земли, отторгнутые у былых удельных князей. Большая, подавляющая часть «огосударствленных» сельскохозяйственных угодий была поделена, роздана в эксплуатацию «служилым людям великого князя московского». В лекции подробно будет рассказано об этапах становления этой группы населения.

В XIV веке появляется термин «крестьяне». Этот термин применялся к земледельцам и видимо ко всему «простому люду», городскому и сельскому. И только в XVII веке крестьянами стали называть именно крестьян в современном смысле этого слова. В XV веке часть крестьян стали называть «старожильцы». Эти крестьяне обрабатывали один и тот же участок в течение многих лет и были привязаны к сложившемуся крепкому хозяйству и не могли уйти от этого хозяйства. Для феодала эта группа крестьян была наиболее экономически важна. Земледельцы, жившие в частных феодальных владениях, освобождались от части государственных повинностей, как тогда говорили, были «обелены».

Часть крестьян жила на государственных землях и назывались «черными», позднее «черносошными».

С конца XV в. Русское государство стало называться Россией.

Среди историков существуют разные точки зрения в оценке Русского государства ХVI века. Долгое время существовало мнение о том, что Русское государство этого периода было единым, централизованным. Сравнительно недавно в исторической науке появилась новая и пока дискуссионная точка зрения о том, что Русское государство ХVI века было единое, но не централизованное и термин «централизованное государство» можно применять с конца XVI–XVII вв.

В заключение следует обратить внимание на то, что процесс объединения русских земель был сложным, были созданы благоприятные условия для социально-экономического развития страны, но нужно выделить и негативные моменты этого процесса, которые позже привели к укреплению деспотизма. Об этом подробно будет рассказано на лекции.

В чём значении создания единого Русского государства?

Ответы:

Возникновение единого Российского государства имело большое историческое значение. Ликвидация перегородок на территории страны и прекращение феодальных войн создавали более благоприятные условия для развития народного хозяйства и для отпора внешним врагам. Для будущего русского народа, во многом определило его дальнейшую судьбу и особенности развития. Сформировалось защищенное поле для самосохранения русских земель, для активной исторической деятельности, создания национальной культуры. Заняв видное место среди европейских государств, Россия устанавливала связи с внешним миром.

После смерти Мстислава (сына Владимира Мономаха) Русь распалась на отдельные княжества, вступив в период, называемый феодальной раздробленностью. По мере течения монголотатарского ига (1240 - 1480) Русь начала объединяться в единое целое. Сначала выделились крупные княжества, затем остались Москва и Тверь в лице лидеров, затем, во время правления Ивана Калиты, выиграла борьбу Москва. После Куликовской битвы (1380г), где одержал победу московский князь Дмитрий Донской, вокруг Москвы на протяжении 100 лет стали собираться силы, направленные на свержение ига. В 1480 иго снято. Таким образом, был пройден путь период феодальной раздробленности, была обобщена культура Руси в единое целое, начался следующий период в истории России.

Победив в борьбе за великое княжение на Руси, московские князья продолжали усилия по объединению земель вокруг Москвы. Правление Ивана 3-го (1462-1505) ускорило этот процесс. В 1463 г. проводя объединительную политику, он присоединяет Ярославское княжество.

Активное сопротивление объединению оказало Тверское княжество и Новгородская республика. Для сохранения независимости новгородские бояре заключили союз с Литвой и оказались под частичной властью литовского князя Казимира 4-го.

В 1471 г. Иван 3-й повел войско на Новгород и в битве на р. Шелони добился победы. Для полного покорения Новгорода понадобился и второй поход. В 1478 г. Иван 3-й окончательно покоряет город (выстояв осадой) и лишает его самостоятельности путем упразднения органов местного самоуправления и ликвидации символов независимости (в Москву был увезен вечевой новгородский колокол). С падением Новгорода во владение Москвы попали все его обширные территории.

В 1472 г. был покорен Пермский край. В 1474 г. выкуплено Ростовское княжество. В 1485 г. Иван 3-й во главе многочисленного войска подступил к Твери и за два дня без потерь взял город, воспользовавшись изменой тверских бояр. Великий князь Михайло Борисович бежал в Литву.

Присоединив Тверь, Иван 3-й создал единое государство и стал титуловать себя государем всея Руси.

В середине 15-го в. Золотая Орда распалась на несколько независимых ханств. Иван 3-й стал держаться по отношению к ним как независимый государь. Он прекратил платить выкуп и создал союз с противником Золотой Орды — крымским ханом.

Восстановить свою власть над Русью пытался золото-ордынский хан Ахмат. В 1480 г. заключив союз с литовским великим князем и польским королем Казимиром 4-м, он повел свои войска на Москву.

Все закончилось противостоянием русских и татарских войск на р. Угре.

Не дождавшись союзников, Ахмат не решился начать сражение и в ноябре 1480 г. вынужден был отступить. Это означало окончательное падение монголо-татарского ига. тяготевшего над Русью более двух веков.

Иван 3-й стремился к дальнейшему расширению государства. В 1487 г. Казань признает свою зависимость от Москвы. К концу 15-го в. в состав государства входят территории на северо-востоке. Иван 3-й отвоевывает у Литвы и Польши ряд белорусских и украинских земель.

Объединительную политику продолжил сын Ивана 3-го — Василий 3-й. В 1503 г. уничтожив Псковскую феодальную республику, он присоединил Псков. В 1514 г. отбил у Литвы Смоленск. В 1517-1523 гг. Василий 3-й взял Чернигов и Рязанское княжество.

Процесс образования единого государства заключался в значительных внутренних социально-экономических и политических изменениях. Это выразилось в образовании режима сословно-представительной монархии, при котором самодержавие поддерживают различные сословия, прежде всего дворянство, горожане и верхушка столичного боярства, заинтересованные в создании государства и наличии в нем сильной центральной власти.

Годы правления Ивана 3-го характеризуются изменениями органов власти. Боярская дума становится верховным совещательным органом, создаются учреждения, ведающие различными сферами государственной жизни, издаются первые приказы, наместники занимаются управлением на местах и содержатся за счет управляемой ими территории.

В 1497 г. был издан Судебник великого князя Ивана 3-го — свод законов, первый кодекс Российского государства, который закрепил единую систему государственного управления и регламентировал деятельность государственных органов. Судебник устанавливал срок для крестьянских переходов (один раз в году, в Юрьев день) и уплату за пользование двором. Закон ограничил свободу крестьян и прикрепил их к земле.

В годы правления Ивана 3-го и Василия 3-го (1505-1533) завершился процесс объединения русских земель и продолжилось укрепление российской государственности.

Окончательный распад Руси в 1132 году был неизбежным. Развитие феодального общества всегда приводит к этому. Само по себе это явление не является негативным для общества соответствующей эпохи. Конечно, уроки истории в школе, а также изучение древней литературы прививают потомкам негативный оттенок раздробленности. Достаточно вспомнить некоторых авторов, которые «мирили» князей, предупреждали их об опасности дробления государства. Однако этот процесс, наоборот, приводит к развитию периферии, расцвету культуры, производительных сил в каждой земле. Раздробленность «выжимает» из максимум перед тем, как объединиться в более сильное государство с единым рынком.

Раздробленность совпадает с нашествием

Образование централизованного не было быстрым, несмотря на все предпосылки. Всему виной - нашествие в 30-х годах 13 века полчищ монголо-татаров. Их экспансия отодвинула образование централизованного Российского государства на несколько веков, а удельные центры Руси из мощных богатых городов превратились в захудалые деревеньки. Княжеская администрация в период монгольской оккупации перестала заботиться о вверенных им территориях. Ее главная задача - собрать вовремя дань завоевателям, не забыв при этом и про себя. Чем сильнее становилось княжество, тем опаснее в глазах монголов оно считалось.

Забытые «подвиги» Александра Невского

История этого времени насчитывает несколько случаев тотального уничтожения целых городов, осмелившихся восстать против власти ханов. Самое примечательное то, что такие заговоры «топили в крови» русские же князья. Один из главных пособников монголов - наш «защитник» веры Александр Невский. Несколько раз по приказу ханов он лично возглавлял карательные экспедиции против восставших. Однако именно Александр Невский начал новую династию, с которой и связано объединение русских земель вокруг Москвы.

Предпосылки образования Российского централизованного государства

Бывшая Русь не могла не объединиться в единое государство. Этому способствовали:

  • Единый язык.
  • Общая вера.
  • Совместные традиции, законы.
  • Унифицированные меры счета.
  • Родственные связи и т. д.

Развитие сельского хозяйства

Пока развитие производительных сил не достигает пика в регионах, об объединении говорить рано. Но с начала начинается активное экономическое сотрудничество между некогда едиными землями. Причина этого - интенсивное развитие сельского хозяйства.

Земли уже научились жить под гнетом. Однако не стоит забывать, что «монгольский колпак» надежно защищал от крупномасштабных войн и вторжений. Мирное развитие привело к тому, что некогда пустующие территории начали вновь развиваться. Кроме того, захватчики показали новые отрасли, которые ранее не осваивали русичи, - животноводство и коневодство. Произошло экономическое районирование, без которого активное хозяйственное взаимодействие было бы просто бесполезным. Поэтому на образование централизованного российского государства повлияла необходимость создания единого рынка. Но больше всех это было нужно крупным феодалам. Самым крупным из них являлась церковь. О ней пойдет речь далее.

Роль церкви

Принадлежит огромная роль церкви в образовании Российского централизованного государства. Связано это с тем, что при монголо-татарском нашествии захватчики не тронули ее. Наоборот, они дали ей полную свободу и независимость. Мудрость монголов не знает аналогов в истории - они никогда не изменяли покоренные народы. Находясь, как правило, ниже по культурному и техническому развитию, чем покоренные народы, монголо-татары старались взять на вооружение все значимые результаты их развития. Однако даже то, что им было не нужно, сохранялось: религия, литература, искусство. Лишь политические вольности были ограничены. Что касается экономического и культурного развития, то здесь давалась полная свобода выбора, лишь бы вовремя платился «выход».

Приняв мусульманство, ордынцы ни разу не ставили вопрос ущемления православия на Руси и навязывания другой религии. Они понимали, что для простого человека дань считается привычным делом. Неважно, куда она пойдет - в Киев либо в Сарай. Однако покушение на веру, на душу - с этим человек не мог мириться. Жизнь воспринималась как временное пристанище перед вечным блаженством. Попытаться это изменить - и русские люди будут умирать в борьбе против захватчиков.

Оккупация Руси приводит к возвышению церкви

По этой причине церковь на Руси не только не угасла, но и, наоборот, разбогатела. Ей давались пустующие земли, которые были разорены войной и разрухой. Кроме этого церковь была мощным феодалом. К ней сбегались обиженные и угнетенные люди. Здесь они получали убежище, кров, но обязаны быди трудиться на ее благо. Условия, конечно, намного мягче, чем у обычных феодалов. Церковь освобождалась от выплаты обязательного монгольского «выхода», а святые отцы были скромнее, нежели светские аристократы.

Растущая мощь феодалов требовала единого государства

Мощь монастырей и крупных феодалов требовала единого государства, чтобы законодательно закрепить свое привилегированное положение не в каждом отдельном княжестве, а на единой обширной территории с мощным административным аппаратом. Поэтому церковь первая из феодалов поддержала объединение русских земель вокруг Москвы. Именно переезд сюда из Владимира единого для всех русских земель митрополита задолго до ее возвышения позволяет сделать такие выводы.

Создание единого государства: этап первый (конец 13 века - 1462 год)

Создание централизованного Российского государства проходило в несколько этапов. Сначала решался вопрос будущей столицы. Сегодня в это трудно поверить, но образование централизованного Российского государства могло произойти под флагом Твери, а не Москвы, так как она имела намного больше шансов для этого:

  • выгодное географическое положение;
  • крупный центр;
  • первоначальная поддержка ханов;
  • экономическая и военная сила.

Слабость - главное преимущество

Однако особенности образования Российского централизованного государства в том, что вышеназванные преимущества в борьбе за лидерство нередко перерастали в недостатки. Ханы с недоверием относились к подобным центрам. Сначала они разоружили город Владимир, сделав его лишь номинальным центром. Напомним, что главный титул на Руси носил название «Великий князь Владимирский». С ним русские князья получали ярлык на административное руководство во всех городах. Однако сам город Владимир превратился в деревню, так как монголы следили за невозможностью его возвышения. Они опасались, что он может стать знаменем освободительной борьбы против ханов.

Победителей не судят

При первом Данииле Александровиче (1282-1303 гг.) к Москве отходили только окрестные деревушки в радиусе 40 км. Однако потомки победителя немцев и шведов за 80 лет сделали, пожалуй, все, что только можно: породнились с ханом, накопили денежные средства, скупили все свободные боярские вотчины в других княжествах, перенесли резиденцию митрополита к себе, а также жестоко подавили восстание в Твери против хана, сравняв этот город с землей.

Первое сопротивление

К 1380 году, поверив в свои силы, князь Дмитрий решил дать сопротивления Орде. Конечно, что бы там ни говорили летописи и древнерусские авторы, была не против хана, а против одного из ордынского мурзы - Мамая. Говоря современным языком, «выскочки», который не имел никакой легитимной власти во всей Орде. Но сам по себе факт неповиновения дал повод к тому, что уже официальный спустя 2 года, в 1382 году, лично принял участие в походе против Москвы и сжег ее до основания. Учебники истории много говорят о Куликовской битве, ее значении, победе. Однако всего лишь две строчки в них упоминается о карательных расправах над русскими после этого события.

Объединение не остановить

Кроме битвы с Золотой Ордой Дмитрий Донской продолжил образование централизованного Российского государства. К Москве были присоединены Дмитров, Углич, Стародуб, Кострома, территории Белоозера.

К концу 14 века делаются первые шаги по присоединению Однако даже закрепить за собой право на Двинскую землю не удается. Новгород -серьезный богатейший торговый центр не только Руси, но и мира. Огромные финансы позволяли ей давать любой отпор захватчикам. Лишь позже, после присоединения всех земель, которые поставляли хлеб для свободолюбивой республики, Москва при помощи шантажа и экономической блокады пробила брешь в обороне Новгорода. Зависимость Новгорода от зерна сыграла злую шутку с республикой.

Завершающий этап

Завершающий этап объединения относят к 1462-1533 году - от правления Ивана III (1462-1505) до окончания княжения его сына Василия III (1505-1533). После них единое государство просуществует мирно лишь при Иване Грозном. Если, конечно, это время можно назвать мирным. После чего наступит длинный период Смутного времени и интервенций.

Образование Российского централизованного государства (14-15 вв.) связано со следующими важнейшими событиями:

  • Присоединением Твери.
  • Присоединением Новгорода.

После свержения Орды в 1480 году уже не было силы, способной помешать такому процессу, как формирование централизованного Российского государства.

Хронология присоединения

  • 1478 год - Иван III силой присоединяет Новгород. Москва в два раза увеличивается территориально.
  • 1485 год - окончательно присоединяется главный политический враг Москвы - Тверь.
  • 1489 - Вятская земля с многочисленным нерусским населением.
  • 1510 год - Псков, который отсоединился в свое время от Новгорода. После этого присоединение последнего оставалось лишь делом времени.
  • 1514 год - Москва в ходе войны с Литвой отвоевывает старинный русский город Смоленск. Этот город в будущем еще станет камнем преткновения во внешней политике Российского государства и приведет к постоянным войнам с Речью Посполитой.
  • 1521 год - формально присоединяется Рязань, хотя фактически давно московские князья перетянули на свою сторону всех рязанских бояр.

Хочется сказать, что Московия, как тогда называли нашу страну, была самой крупной в Европе. Но образование и развитие Российского централизованного государства не были мирными. Процессы сопровождались постоянными войнами, подкупами, казнями, предательством.

Образование централизованного Российского государства. Политика Ивана III и Василия III

После завершения процесса объединения началось проведение политики по закрепощению крестьян. Собственно, то, чего и добивались феодалы, в том числе и церковь. Именно в судебнике Ивана III 1497 года впервые зафиксировано ограничение права по уходу крестьян от помещиков. Конечно, до конца гайки не закрутили, но само такое ограничения уже было серьезным потрясением. Пока еще крестьянам разрешалось переходить за одну неделю до Юрьева дня, в конце ноября, и одну неделю позже, в начале декабря. Однако Судебник 1550 года Ивана Грозного отменит и это правило. Отсюда пойдет поговорка: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день», что справедливо отражает изначальное недоверие при его введении.

Правила перехода крестьян

Что касается сроков перехода, то здесь все логично. Цикл сельскохозяйственных работ был ограничен. Если работники уйдут от помещика в середине цикла, то это обернется разорением для него. Новшеств при переходе было два:

  • Короткий срок, равнявшийся двум неделям осени.
  • Необходимостью заплатить «пожилое».

Последний пункт означает то, что крестьянин не имел право просто так уйти от феодала. Нужно было еще заплатить за рабочие руки плюс за постой, то есть за проживание в доме. Если работник занимал двор более четырех лет, то он был обязан заплатить полную стоимость нового здания.

Таким образом, образование единого государства привело к началу закрепощения крестьян на земле, так как появилась административная возможность контролировать их передвижения.