Есть ли у католиков молитва символ веры. Никео константинопольский символ веры

История

На Первом Вселенском соборе вНикее в325 году был составленНикейский символ веры . В381 году он был расширен и дополненВторым Вселенским собором вКонстантинополе , после чего стал называться Никео-Константинопольским.

Символу веры были посвящены труды многих выдающихся богословов, наиболее известным является трактат Августина Гиппонского . Первое слово латинского текста символа «Кредо» («Верую») стало нарицательным.

Использование

Никео-Константинопольский символ веры читается (поётся) на литургических богослужениях в православии (в составелитургии верных ) и католицизме (в составелитургии слова ), церковь рекомендует привлекать к его чтению (пению) всех присутствующих. Символ включён вКнигу общих молитв (англ. )Англиканской церкви .

В Викитеке есть тексты по темеНикео-Цареградский Символ веры

Утверждает веру

    в Бога-Отца, Вседержителя и Творца;

    в Иисуса Христа - единосущного Бога-Сына, предвечно рождаемого от Бога-Отца, который воплотился от Девы Марии и Святого Духа, который умер за людей на кресте при Понтии Пилате и воскрес в третий день, вознёсся на небеса и имеет славу, равную славе Бога-Отца, который придет второй раз, чтобы судить живых и мертвых и воцарится вовеки;

    в дающего жизнь Святого Духа , который говорил через пророков;

    в единую святую соборную (кафолическую) апостольскую Церковь ;

    в очищающее от грехов крещение , совершаемое лишь единожды;

    во всеобщее воскресение мертвых и новую вечную жизнь.

Текст

Приведённый текст использует формы глагола в первом лице единственного числа, как то принято в богослужебной практике Церкви; текст, принятый на Соборе, использовал формы первого лица множественного числа (Πιστεύομεν, ὁμολογοῦμεν и т. д.)

Традиционный православный церковнославянский текст

    Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.

    И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.

    Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.

    Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребена.

    И воскресшаго в третий день по Писанием.

    И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.

    И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.

    И в Духа Святаго, Господа животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.

    Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

    Исповедую едино крещение во оставление грехов.

    Чаю воскресения мертвых.

    И жизни будущаго века. Аминь.

Данная редакция перевода была принята Собором Русской Церкви в 1654 году в результате в основном стилистической (а также изъятия слова«истиннаго» , бывшего в 8‑м члене, которое было неверным переводом греческого κύριον) правки иеромонахаЕпифания (Славинецкого) .

Русский текст

    Верую во единого Бога Отца Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.

    И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единородного, рождённого от Отца прежде всех веков, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рождённого, не созданного, одного существа со Отцем, через Которого всё сотворено;

    для нас людей и для нашего спасения сошедшего с небес, принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы и сделавшегося человеком,

    воскресшего в третий день согласно с Писаниями (пророческими),

    и опять имеющего придти со славою судить живых и мёртвых, Царству Которого не будет конца.

    И в Святого Духа, Господа, дающего жизнь, исходящего от Отца, поклоняемого и прославляемого равночестно с Отцем и Сыном, говорившего чрез пророков.

    Исповедую единое крещение во оставление грехов.

    Ожидаю воскресения мёртвых

    и жизни будущего века. Аминь.

Русский католический текст с Filioque

    Верую во единого Бога, Отца Всемогущего, Творца неба и земли, видимого всего и невидимого,

    и во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия Единородного, от Отца рождённого прежде всех веков, Бога от Бога, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рождённого, несотворённого, единосущного Отцу, через Которого всё сотворено.

    Ради нас, людей, и ради нашего спасения сошедшего с небес и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы и ставшего Человеком;

    распятого за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребённого,

    воскресшего в третий день по Писаниям,

    восшедшего на небеса и сидящего одесную Отца,

    вновь грядущего со славою судить живых и мёртвых, и Царству Его не будет конца.

    И в Духа Святого, Господа Животворящего, от Отца и Сына исходящего, Которому вместе с Отцом и Сыном подобает поклонение и слава, Который вещал через пророков.

    И во единую, Святую, Вселенскую и Апостольскую Церковь.

    Исповедую единое крещение во отпущение грехов.

    Ожидаю воскресения мёртвых

    и жизни будущего века. Аминь. .

Символ веры и Великий раскол христианской Церкви

Одним из формальных поводов к расколу Вселенской христианской Церкви на Католическую и Православную была добавка к Никео-Цареградскому Символу верыфилиокве .

Символ веры и раскол Русской Церкви

В ходе церковных реформ патриархаНикона принятый в Москве до того времени текст перевода Никео-Цареградского Символа был уточнён; было сделано несколько изменений:

    Из второго члена был убран бывший ранее союз-противопоставление «а» в словах о вере в Сына Божия «рождена, а не сотворена».

    В седьмом члене формулировка «Егоже Царствию несть конца» была заменена на «Егоже Царствию не будет конца».

    В третьем члене фраза «воплотившагося от Духа Свята, и Марии Девы вочеловечьшася» заменена «воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася»

    В восьмом члене было исключено слово «истиннаго» из фразы «И в Духа Святаго, Господа истиннаго и животворящаго, иже от Отца исходящаго»

    В одиннадцатом члене «мертвым » было исправлено на «мертвых »; внесено ещё несколько других незначительных корректив.

Старообрядцами замены были восприняты как посягательство на основы веры.

Литература

    Герцен А. История славянскаго перевода символов веры. Санкт-Петербург, 1884, стр. 57 - 67.

    Архиепископ Василий (Кривошеин) .Символические тексты в Православной Церкви . // Богословские труды, 1968, сб. 4.

Примечания

    Августин. «О Символе веры»

    Цит. по:Cathechismus Catholicae Ecclesiae

    Цит. по: Протоиерей Магистр Петр Лебедев.Руководство к пониманию православного богослужения. СПб.,1898 , стр. 10 - 11.

    Цит. по: о. Стефан Катинель. По благословлению главы католического епископата России митрополита Тадеуша Кондрусевича.Краткий катехизис СПб.,1999 , стр. 99 - 100.

См. также

    Никео-Цареградский символ веры на языках мира вВикитеке

Ссылки

    Пространный христианский катихизис Православныя Кафолическия Восточныя Церкви, разсматриванный и одобренный Святейшим Правительствующим Синодом (адаптированная редакция)

    Все о религии и вере - "есть ли у католиков молитва символ веры" с подробным описанием и фотографиями.

    Презентация по мотивам молитвы Верую с использованием икон и фото из жизни Католической Церкви. Из Символа Веры.

  • Фильм лже-Апостольский символ веры

    Все эти лже символы веры пророк Иосиф рассекречивает и звучит. Вообще-то,Католики исповедуют то,что Святой Дух исходит от.

    Права на тексты песен, переводы принадлежат их авторам. Все тексты и переводы представлены для ознакомления.

    Текст песни католическая молитва – Символ Веры

    0 чел. считают текст песни верным

    0 чел. считают текст песни неверным

    Credo in unum Deum, Patrem omnipotentem, factorem caeli et terrae,visibilium omnium et invisibilium. Et in unum Dominum Iesum Christum, Filium Dei unigenitum, et ex Patre natum ante omnia saecula. Deum de Deo, Lumen de Lumine, Deum verum de Deo vero, genitum non factum, consubstantialem Patri; per quem omnia facta sunt. Qui propter nos homines et propter nostram salutem descendit de caelis. Et incarnatus est de Spiritu Sancto ex Maria Virgine, et homo factus est. Crucifixus etiam pro nobis sub Pontio Pilato, passus et sepultus est, et resurrexit tertia die, secundum Scripturas, et ascendit in caelum, sedet ad dexteram Patris. Et iterum venturus est cum gloria, iudicare vivos et mortuos, cuius regni non erit finis. Et in Spiritum Sanctum, Dominum et vivificantem, qui ex Patre procedit. Qui cum Patre et Filio simul adoratur et conglorificatur: qui locutus est per prophetas. Et unam, sanctam, catholicam et apostolicam Ecclesiam. Confiteor unum baptisma in remissionem peccatorum. Et expecto resurrectionem mortuorum, et vitam venturi saeculi. Amen.

    Символ католический веры

    Символ веры (католический)

    Верую во единого Бога Отца Всемогущего, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.

    И во единого Господа Иисуса Христа, единородного Сына Божия, от Отца рожденного прежде всех веков, Бога от Бога, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного рожденного, несотворенного, единосущного Отцу, и чрез Которого все сотворено, сошедшего с небес ради нас, людей, и нашего ради спасения; воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы и вочеловечившегося, и распятого за нас при Понтии Пилате, страдавшего, и погребенного, и воскресшего в третий день по Писанию, и вознесшегося на небеса, и сидящего одесную Отца, и снова грядущего во славе судить живых и мертвых; Его же царствию не будет конца.

    И в Духа Святого, Господа и Животворящего, от Отца и Сына исходящего, с Отцом и Сыном достойного принять поклонение и прославление, говорившего через пророков.

    И во единую святую, христианскую (кафолическую) и апостольскую Церковь.

    Исповедую единое Крещение во оставление грехов, ожидаю воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь.

    Еще материал по данной теме

    НИКОГДА НЕ ОТЧАИВАЙТЕСЬ В ТРУДНОЙ СИТУАЦИИ!

    Есть ли у католиков молитва символ веры

    Отличается ли символ православной веры от католической? Чем именно?

    16 июля 1054 года а соборе Святой Софии в Константинополе официальные представители Папы Римского объявили о низложении Патриарха Константинопольского Михаила Керулария. В ответ патриарх предал анафеме папских посланников. С тех пор существуют церкви, которые мы сегодня именуем католической и православной.

    Определимся в понятиях

    Три основных направления в христианстве - православие, католичество, протестантизм. Не существует единой протестантской церкви, поскольку протестантских церквей (деноминаций) в мире много сотен. Православие и католичество - это церкви с иерархической структурой, со своим вероучением, богослужением, своим внутренним законодательством и своими, присущими каждой из них религиозными и культурными традициями.

    Католичество - целостная церковь, все составные части и все члены которой подчиняются Папе Римскому как своему главе. Православная церковь не столь монолитна. На данный момент она состоит из 15 независимых, но взаимопризнающих друг.

    Католицизм и православие, как и протестантизм – направления одной религии – христианства. Несмотря на то, что и католицизм, и православие относятся к христианству, между ними есть существенные отличия.

    Поводом для раскола христианской Церкви на Западную (католицизм) и Восточную (православие) стал политический раскол, произошедший на рубеже VIII-IXвеков, когда Константинополь потерял земли западной части Римской империи. Летом 1054 года посол Папы Римского в Константинополе – кардинал Гумберт предал анафеме византийского патриарха Михаила Кирулария и его последователей. Через несколько дней в Константинополе состоялся собор, на котором ответной анафеме был предан кардинал Гумберт и его приспешники. Разногласия между представителями римской и греческой церквей обострялась и из-за политических разногласий: Византия спорила с Римом за власть. Недоверие Востока и Запада перетекло в открытую вражду после крестового похода на Византию в 1202 году, когда западные христиане пошли.

    Различие в православном и католическом символах веры, фактически, только одно. В православном символе веры есть утверждение:

    “Верую. в Святого Духа, Господа, дающего жизнь, исходящего от Отца. “.

    В католическом же символе веры это утверждение звучит так:

    “Верую. в Духа Святого, Господа Животворящего, от Отца и Сына исходящего. “

    То есть, православные утверждают, что Дух Святой исходит от Отца, а католики – от Отца и Сына. Разница между этими утвреждениями очень тонкая, она важна только на уровне глубокого богословия. Но, вместе с тем, она стала одной из причин раскола между католиками и православными в 11 веке. Сейчас же, когда все чаще звучат разговоры о сближении, богословы и с той, и с другой стороны не считают это различие принципиально.

    В современном католическом богословии отношение к филиокве, как это ни странно, сильно изменилось. Так, 6 августа 2000 года Католической церковью была опубликована декларация «Dominus Iesus» («Господь Иисус»). Автором этой декларации был кардинал Йозеф Ратцингер (папа Бенедикт XVI).

    В этом документе во втором абзаце первой части приводится текст Символа Веры в редакции без.

    Хотя в 1965 году взаимные анафемы были сняты и.

    Догматическое отличие известно каждому православному: во-первых, вопреки постановлениям Второго Вселенского Собора (Константинопольского, 381 г.) и Третьего Вселенского Собора (Ефесского, 431 г. , Правило 7) католики ввели в 8-й член Символа Веры добавление об исхождения Духа Святого не только от Отца, но и от Сына («филиокве») ; во-вторых, в XIX веке к этому присоединился догмат о том, что Дева Мария была зачата непорочною («дэ иммакулата концепционэ») ; в-третьих, в 1870 году был установлен новый догмат о непогрешимости римского папы в делах церкви и вероучения («экс катэдра») ; в-четвертых, в 1950 году был установлен еще один догмат о посмертном телесном вознесении Девы Марии. Эти догматы не признаны Православною Церковью. Таковы важнейшие догматические отличия.

    Церковно-организационное отличие состоит в том, что католики признают римского первосвященника главою Церкви и заместителем Христа на земле, тогда как Православие признает единого.

    Большинство людей знает именно о православной вере, а другие христианские веры им практически не известны. Именно поэтому необходимо знать, чем же отличается христианство от католицизма и что у них общего.

    Католическая вера – это тоже христианство. Среди них есть православные, католики и протестанты. Но церкви для протестантов нет, а вот православные и католические церкви есть. Все эти церкви общаются между собой, ни взирая на некоторые различия в вере.

    Общими святыми у католиков и христиан являются: Иисус Христос, Николай Чудотворец, Дева Мария, Серафим Саровский и Сергий Радонежский, до разделения церквей общей святой была еще и Ольга.

    Пункт первый представлен тем, что у каждой из церквей разное единство. Христиане воспринимают веру и таинство, а католикам еще необходим и Папа.

    Пункт второй представлен тем, что у обеих церквей разное понятие о кафоличности и вселенкости. У православных важна.

    Верующий человек по правилам носит крест. Но как же выбрать правильный и не запутаться в их многообразии? О символике и значении крестов вы узнаете из нашей статьи.

    Видов крестов очень много и очень многие уже знают, что нельзя делать с нательным крестом и как правильно его носить. Поэтому в первую очередь возникает вопрос о том, какие из них имеют отношение к православной вере, а какие - к католической. В обоих видах христианской религии есть несколько типов крестов, в которых и необходимо разобраться, чтобы не путать.

    Основные отличия православного креста

    Православная и католическая церковь, как мы знаем, - две ветви одного дерева. И те и другие почитают Иисуса, носят кресты на шее и крестятся. Чем же они отличаются?

    Окончательное разделение Единой Христианской Церкви на православие и католицизм произошло в 1054 году. Тем не менее и православная, и Римско-Католическая церкви считают только себя «единой святой, кафолической (соборной) и апостольской Церковью».

    Прежде всего, католики - это тоже христиане. Христианство делится на три основных направления: католичество, православие и протестантизм. Но не существует единой Протестантской Церкви (протестантских деноминаций в мире несколько тысяч), а Православная Церковь включает в себя несколько независимых друг от друга Церквей.

    Кроме Русской Православной Церкви (РПЦ), есть Грузинская Православная Церковь, Сербская Православная Церковь, Греческая Православная Церковь, Румынская Православная Церковь и т.д.

    Управляются Православные Церкви патриархами.

    Окончательно единство верующих в христианство нарушилось в 1054 году. Эта дата - время становления восточной православной церкви и западной католической. Момент разделения всеобщей веры отражен в различных вероучениях Запада и Востока.

    Православие

    У православных главой церкви является Иисус Христос. Здесь сохраняется территориальное деление на независимые поместные церкви, которые могут иметь свои особенности в области канонических вопросов и обрядов. В состав православной церкви входят семь вселенских соборов.

    Принятие новых членов в церковь происходит троекратно, во имя пресвятой Троицы, через таинство крещения путем погружения в воду. Каждый новый член.

    Борьба католицизма и православия Догматические различия православия от католицизма Канонические различия между католиками и православными Взаимное влияние религий друг на друга

    Христианство – самая распространенная религия мира, обладающая огромных количеством последователей. Между тем, не все приверженцы христианства находят между собой общий язык. На протяжении веков формировались определенные традиции христианства, которые разнились в зависимости от географии. На сегодняшний день известно три основных направления христианства, которые, в свою очередь, имеют отдельные ответвления. В славянских государствах закрепилось православие, однако, крупнейшим направлением христианства является католицизм. Антикатолической ветвью можно назвать протестантизм.

    Борьба католицизма и православия

    По сути, католицизм – первоначальная и наиболее древняя форма христианства. Политизация церковной власти и возникновение еретических течений привели к расколу Церкви.

    Ключевым догматическим расхождением Православной и Католической церквей является «филиокве» (лат. filioque - «и Сына») - добавление к латинскому переводу Символа веры, принятое Западной (Римской) церковью в XI веке в догмате о Троице: об исхождении Святого Духа не только от Бога-Отца, но «от Отца и Сына».

    Папа Бенедикт VIII в 1014 году включил термин «филиокве» в Символ Веры, чем вызвал бурю возмущения со стороны православных богословов.

    Именно «филиокве» стало «камнем преткновения» и послужило причиной окончательного разделения церквей в 1054 году.

    Окончательно утвердилось оно на так называемых «объединительных» соборах – Лионском (1274) и Ферраро-Флорентийском (1431-1439).

    В современном католическом богословии отношение к филиокве, как это ни странно, сильно изменилось. Так, 6 августа 2000 года Католической церковью была опубликована декларация «Dominus Iesus» («Господь Иисус»). Автором этой декларации был кардинал Йозеф Ратцингер (папа Бенедикт.

    В чем отличие православной веры от католической?

    Здравствуйте, дорогие наши посетители!

    Один из посетителей портала Православие.ру задал следующий вопрос священнику:

    Батюшка, ответьте пожалуйста, в чём концептуальные отличия нашей веры и католической и их следствия в каноне православной жизни, молитвы и дел? Спасибо!

    Отвечает иеромонах Пимен (Цаплин):

    Догматические отступления римо-католиков:

    а) Учение о Святом Духе:

    И в Духа Святаго, Господа Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, – так преподал нам, Церкви Своей, Сам Христос, так засвидетельствовали самовидцы Слова, Апостолы, утвердили Вселенские Соборы.

    Начиная с XI века римо-католическая Церковь исповедует, что Святой Дух “от Отца и Сына исходит”: в.

    Уверен, что большинство не понимает разницу между этими конфессиями, а знают только, что православие – это наше, а все остальное неправильно.

    Они отличаются многим. Например, католики подчеркивают значение тайноустановительных слов Христа в анафоре вместо эпиклезы, что, как ты понимаешь, совершенно непростительно. Многим отрывали голову и за меньшее.

    Но если перечислять отличия, которые можешь понять не только ты, но и мы, то основными, пожалуй, можно считать следующие.

    1. Католики почитают Деву Марию именно как Деву, а православные видят в ней прежде всего Матерь Божью. Кроме того, католики уверены, что Дева Мария была так же непорочно зачата, как и Христос. А еще католики полагают, что она была вознесена живой на небо, а у православных есть даже апокрифический рассказ про Успение Богородицы, чтобы никто не сомневался: умерла эта достойная леди, как все.

    В странах СНГ большинство людей знакомо с православием, но о других христианских деноминациях и нехристианских религиях знают мало. Поэтому вопрос: «Чем отличается Католическая Церковь от Православной?» или говоря проще “отличие католицизма от православия” – католикам задают очень часто. Попытаемся ответить на него.

    Прежде всего, католики – это тоже христиане. Христианство делится на три основных направления: католичество, православие и протестантизм. Но не существует единой Протестантской Церкви (протестантских деноминаций в мире несколько тысяч), а Православная Церковь включает в себя несколько независимых друг от друга Церквей.

    Кроме Русской Православной Церкви (РПЦ), есть Грузинская Православная Церковь, Сербская Православная Церковь, Греческая Православная Церковь, Румынская Православная Церковь и т.д. Управляются Православные Церкви патриархами, митрополитами и архиепископами. Не все Православные Церкви имеют общение друг с другом в молитвах и таинствах (что.

    Чем православие отличается от католицизма.

    Православие отличается от католицизма, однако на вопрос, в чем конкретно состоят эти различия ответит не каждый. Различия между церквями есть и в символике, и в обрядовой, и в догматической части.

    Разные кресты

    Первое внешнее отличие католической и православной символики касается изображения креста и распятия. Если в раннехристианской традиции существовало 16 видов форм креста, то сегодня традиционно четырехсторонний крест ассоциируется с католицизмом, а крест восьмиконечный, либо шестиконечный с православием.

    Слова на табличке на крестах одинаковы, отличаются только языки, на которых сделана надпись «Иисус Назорей Царь Иудейский. В католичестве это латынь: INRI. В некоторых восточных церквях употребляется греческая аббревиатура INBI от греческого текста.

    11 февраля патриарх Московский и всея Руси Кирилл начинает свой первый пастырский визит в страны Латинской Америки, который продлится до 22 февраля и охватит Кубу, Бразилию и Парагвай. 12 февраля в международном аэропорту имени Хосе Марти кубинской столицы глава РПЦ встретится с папой римским Франциском, который сделает остановку на пути в Мексику.Готовившаяся 20 лет встреча предстоятелей Русской православной и Римско-Католической церквей пройдет впервые. Как отметил председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда, предстоящая историческая встреча вызвана необходимостью совместных действий в вопросах помощи христианским общинам стран Ближнего Востока.”Хотя многие проблемы между Русской православной церковью и Римско-Католической церковью остаются неразрешенными, защита ближневосточных христиан от геноцида – тот вызов, который требует срочных совместных усилий”, – сказал Легойда. По его словам, “исход христиан из стран Ближнего Востока.

    Также спрашивают

    «Мир Вам» не финансируется какой-либо организацией, фондом, церковью или миссией.

    Существует на личные средства и добровольные пожертвования.

    католическая молитва – Символ Веры

    Название mp3: Символ Веры

    Исполнитель: католическая молитва

    Credo in unum Deum, Patrem omnipotentem, factorem caeli et terrae,visibilium omnium et invisibilium. Et in unum Dominum Iesum Christum, Filium Dei unigenitum, et ex Patre natum ante omnia saecula. Deum de Deo, Lumen de Lumine, Deum verum de Deo vero, genitum non factum, consubstantialem Patri; per quem omnia facta sunt. Qui propter nos homines et propter nostram salutem descendit de caelis. Et incarnatus est de Spiritu Sancto ex Maria Virgine, et homo factus est. Crucifixus etiam pro nobis sub Pontio Pilato, passus et sepultus est, et resurrexit tertia die, secundum Scripturas, et ascendit in caelum, sedet ad dexteram Patris. Et iterum venturus est cum gloria, iudicare vivos et mortuos, cuius regni non erit finis. Et in Spiritum Sanctum, Dominum et vivificantem, qui ex Patre Filioque procedit. Qui cum Patre et Filio simul adoratur et conglorificatur: qui locutus est per prophetas. Et unam, sanctam, catholicam et apostolicam Ecclesiam. Confiteor unum baptisma in remissionem peccatorum. Et expecto resurrectionem mortuorum, et vitam venturi saeculi. Amen.

  • Латинский крест

    Латинским крестом (лат. Crux immissa , Crux capitata ) называют такой крест, у которого поперечная линия делится вертикальной пополам, причём поперечная линия находится выше середины вертикальной линии. Обычно он ассоциируется с распятием Иисуса Христа, то есть, тем самым, с христианством в целом.

    До Иисуса таким символом обозначался, кроме всего прочего, посох Аполлона — бога солнца, сына Зевса; такой символ нередко чеканили на древнегреческих монетах.

    С четвёртого века нашей эры латинский крест стал тем, с чем он ассоциируется сейчас — символом христианства. Сегодня он также ассоциируется со смертью, виной (нести крест), кроме того — с воскрешением, возрождением, спасением и вечной жизнью (после смерти). В генеалогии латинским крестом обозначают кончину и дату смерти. В России среди православных латинский крест зачастую считался несовершенным и презрительно назывался «крыж» (от польск. krzyz — крест, и ассоциировано с крыжить — обрезать, обрубать).

    Распятие

    Латинский крест, на котором изображен распятый Христос. Распятие — изображение смерти Христа, принятие Им воли пославшего Его Отца. Когда Христос на распятии с закрытыми глазами, крест называется «Мертвый Христос», с открытыми — «Христос в агонии». Когда Христа изо­бражают одетым с короной на голове, крест на­зывается «Распятие Христа-Царя». Изначально такие кресты украшались драгоценными камнями и означали победу, а ягненок под или над крестом символизировал «Того кто возьмет на себя грехи мира». Располагается над алтарем. У католиков распятие можно встретить в домах и больницах а моряки-протестанты носили на спине татуировки распятия, поскольку верили, что зло не тронет их, встретившись с Ликом Христа.

    Еще этот крест носил название «длинный крест». Священ­ники помечали им то место, где нужно перекреститься. Его на­зывают также «кинжалом» или «обелиском».


    Крест Св. Петра

    Крест Святого Петра (также известный как перевёрнутый крест) — обычный латинский крест (изображённый в соответствии с римско-католической традицией), перевёрнутый на 180 градусов. Крест святого Петра с 4 века является одним из символов святого Петра, который, по церковному преданию, был распят головой вниз в 67 году н.э. во время правления в Риме императора Нерона.

    Происхождение данного символа связывается с церковным преданием о том, что апостол Пётр был распят на кресте вниз головой по своей собственной просьбе, поскольку считал себя недостойным умереть той же смертью, какой умер Иисус Христос. В связи с тем, что Пётр считается основателем Католической Церкви, данный символ изображён на троне папы римского. Например, во время своего визита в Израиль папа Иоанн Павел II сидел на троне с вырезанным в спинке крестом

    Полагают, что главный символ христианства в перевёрнутом виде представляет собой антихристианский или антирелигиозный символ. В силу этого перевёрнутый крест получил широкое распространение в современной массовой культуре прежде всего как символ сатанизма. Наряду с перевёрнутой пентаграммой, перевёрнутый крест часто используется музыкантами, играющими блэк-метал. В популярной культуре, включая такие фильмы как «Шесть демонов Эмили Роуз» и «Омен, (сериал)"сверхъестественное"», перевёрнутый крест часто показывается как символ Сатаны.

    В любом случае в римском католицизме крест Св. Петра не рассматривается как сатанинский символ. Однако перевёрнутое распятие несёт смысл крайнего непочтения к христианской религии и может использоваться для представления сил Сатаны. Различия между крестом Св. Петра и перевёрнутым распятием иногда затеняются, что приводит к путанице в вопросах приемлемости каждого символа. Подобная неразбериха возникла после вышеупомянутого визита папы в Израиль. Фотография папы, сидящего на троне с крестом Св. Петра, курсировала по Интернету и часто использовалась в попытках "доказать", что католическая церковь связана с сатанизмом и Антихристом.

    Лотарингский крест

    Лотарингский крест (фр. Croix de Lorraine, иногда «анжуйский крест», фр. Croix de Anjou,) — геральдическая фигура, представляющая собой крест с двумя поперечинами. Название происходит от Лотарингии — области на границе Франции и Германии, чьим символом является лотарингский крест.

    Лотарингский крест схож с патриаршим крестом, однако на патриаршем кресте поперечины, как правило, расположены в верхней части креста, а верхняя поперечина короче нижней. Лотарингский же крест может изображаться с двумя равными по длине поперечинами; при этом они могут располагаться не только в верхней части фигуры. Этот крест является также крестом Элладской православной церкви. Он использовался, например, в Средние века в Беларуси и часто встречается там в настоящее время.

    Крест получил своё название от Лотарингии — провинции на границе Франции и Германии. В Средние века эта провинция была независимым княжеством. В крестовом походе в 1099 году Иерусалим был взят, а победа была посвящена князю Лотарингии.

    Существует ряд версий появления креста с двумя перекладинами в Лотарингии. Одна из них связывает его с именем лотарингского короля Звентибольда (франкское произношение славянского имени Святополк), правившего в 895—900 годах. Он был незаконнорожденным сыном германского императора Арнульфа Каринтийского и крестником короля Великоморавской державы Святополка I (именно в его честь Звентибольд получил своё имя). Эта версия не получила широкого распространения — в первую очередь потому что, хотя связи Лотарингии и Великоморавской державы несомненны, свидетельства использования такой формы креста в Лотарингии того времени отсутствуют.

    Наиболее распространённая версия выводит в качестве источника появления креста в геральдической практике Людовика I, герцога Анжуйского (1356—1360). При этом крест выступает в качестве символа реликвии — «Истинного креста», попавшей во Францию намного раньше. Традиция связывает эту реликвию с именем латинского патриарха Константинополя Гервазия (умершего в 1219 году), от которого она попала к Фоме, епископу Иерапетры (на острове Крит), им была продана в 1241 году Жану Аллюи, а Жан Аллюи в 1244 году продал её аббатству Буасье в Анжу. Здесь крест становится одной из реликвий анжуйской династии, и начиная с Людовика I используется в качестве одного из её династических символов — в частности, на знамёнах, монетах и т. д.

    Рене Анжуйский сделал шестиконечный крест личной эмблемой, а его внук, Рене II Лотарингский, использовал шестиконечный крест в битве при Нанси (1477 год) против герцога Бургундии Карла Смелого в качестве отличительного знака, в противовес бургундскому андреевскому кресту. Именно с этого времени крест получает наименование «лотарингского» и, в частности, попадает на некоторые городские гербы. Стоит также отметить, что герцоги Лотарингские использовали шестиконечный крест в качестве вспомогательного элемента личных гербов.

    Папский крест

    Папский Крест или Ферула (лат. ferula) — символ папского служения. Как материальный крест, его несли перед римским папой в процессиях или использовался им как его пастырский посох. Разновидность латинского креста, но с тремя поперечинами.

    Поперечины обозначают папское тройное правление как высшего священника, высшего учителя и главного пастыря. Они также символизируют идею о том, что Папа Римский, как представитель Бога на Земле, является соправителем трёх царств: небесного, земного и адского. Число 3 также считается божественным в некоторых культурах. Иногда такой крест называется западным тройным крестом.

    Иерусалимский крест

    Крест крестоносцев представляет собой пять золотых крестов на серебряном фоне. Считается, что крест был взят в качестве герба норманнским завоевателем Годфридом Бульонским. После освобождения Иерусалима от власти мусульман (1099, Первый крестовый поход) Годфрид Бульонский, став правителем Иерусалима, по его словам, «не мог принять золотой венец там, где Христос принял венец терновый», отказался от королевского достоинства и принял титул «Хранитель и Защитник Гроба Господня». Однако в реальности изображённый крест — это «Крест Иерусалима» («Иерусалимский Крест»). «Крест крестоносцев» — это чаще всего красный (алый) равносторонний или же с более длинной вертикальной частью и более короткой поперечной) прямой крест на белом или любом ином фоне, который был отличительным знаком участника Крестовых походов.

    Есть мнение, что именно от таких «нашивок крестоносцев», которые носили и которыми гордились воины, вернувшиеся с Востока, идёт традиция европейских наградных орденов, многие из которых также имеют форму крестов.

    Модифицированный крест красного цвета является символом ордена Гроба Господня, а также иных духовных и военно-монашеских орденов, в частности Ордена Храма Соломонова (тамплиеров).

    Крест крестоносцев (или иерусалимский крест) часто используется на покрывалах на алтаре. Большой крест — символ Христа, четыре маленьких — символ 4-х Апостолов, авторов четырёх Евангелий, распространяющих учение на все четыре стороны света. Один из вариантов иерусалимского креста изображён на флаге Грузии.

    Пять крестов, соединённых в один символ, могут символизировать раны Христа, которые Он получил во время Распятия.

    Также Иерусалимский Крест может символизировать обретённые в Св. Земле (Палестине и сопредельных странах) христианские реликвии — 4 гвоздя, которыми было прибито Тело Христа и сам Крест Распятия (по крайней мере именно такое значение вкладывалось в Иерусалимский Крест в период до Крестовых походов.

    На вопрос в чём разница между православным и католическим Символом веры? заданный автором Peter Russian лучший ответ это разница в том, что католики добавили в Символ Веры " и от Сына" , хотя Дух Святой исходит только от Отца.

    Ответ от Европейский [активный]
    Беда за бедой - купили мерина, а он с пи й!


    Ответ от Волосок [гуру]
    В деталях небольших


    Ответ от Перебросать [гуру]
    Символ веры у всех конфессий один и называется он "Никейско-цареградский" ...По этому символу веры и определяется собрание: церковь это или секта...


    Ответ от Псевдо ним [гуру]
    Ответ: --> "католический символ веры" --> в новом окне броузера: "православный символ веры" --> ииии....успехов Вам и внимательного чтения.


    Ответ от Modest_Helen [гуру]
    Православие не принимает латинскую формулировку Никео-Константинопольского Символа Веры с филиокве, где речь идёт об исхождении Духа Святого не только от Отца, но и от Сына (Filioque).
    Верую во единого Бога Отца Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.
    И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единородного, рождённого от Отца прежде всех веков, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рождённого, не созданного, одного существа со Отцем, через Которого всё сотворено;
    для нас людей и для нашего спасения сошедшего с небес, принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы и сделавшегося человеком,

    воскресшего в третий день согласно с Писаниями (пророческими) ,

    и опять имеющего придти со славою судить живых и мёртвых, Царству Которого не будет конца.
    И в Святого Духа, Господа, дающего жизнь, исходящего от Отца, поклоняемого и прославляемого равночестно с Отцем и Сыном, говорившего чрез пророков.

    Исповедую единое крещение во оставление грехов.
    Ожидаю воскресения мёртвых
    и жизни будущего века. Аминь.
    Русский католический текст с Filioque
    Верую во единого Бога, Отца Всемогущего, Творца неба и земли, видимого всего и невидимого,
    и во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия Единородного, от Отца рождённого прежде всех веков, Бога от Бога, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рождённого, несотворённого, единосущного Отцу, через Которого всё сотворено.
    Ради нас, людей, и ради нашего спасения сошедшего с небес и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы и ставшего Человеком;
    распятого за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребённого,
    воскресшего в третий день по Писаниям,
    восшедшего на небеса и сидящего одесную Отца,
    вновь грядущего со славою судить живых и мёртвых, и Царству Его не будет конца.
    И в Духа Святого, Господа Животворящего, от Отца и Сына исходящего, Которому вместе с Отцом и Сыном подобает поклонение и слава, Который вещал через пророков.
    И во единую, Святую, Вселенскую и Апостольскую Церковь.
    Исповедую единое крещение во отпущение грехов.
    Ожидаю воскресения мёртвых
    и жизни будущего века. Аминь.


    Ответ от Вайт Повар o [гуру]
    У них есть добавление, которое мы православные считаем ересью - (в скобках)
    Dominum et vivificantem, qui ex Patre (Filioque) procedit.


    Ответ от Батюшка Мойша [гуру]
    валюта...


    Ответ от Alter ego [гуру]
    И в Духа Святого, Господа Животворящего, от ОТЦА И СЫНА исходящего, Которому вместе с Отцом и Сыном подобает поклонение и слава, Который вещал через пророков.
    И в Святого Духа, Господа, дающего жизнь, исходящего от ОТЦА, поклоняемого и прославляемого равночестно с Отцем и Сыном, говорившего чрез пророков.
    Суть от кого исходит Дух Святой. Хотя православные тоже не могут утверждать, что Дух только от Отца исходит. Просто Католикам пришлось добавить (уточнить) , когда была борьба с ересью


    Ответ от +Саша+ [гуру]
    Filioque - было прибавлено в 589 году к Символу Веры в местной церкви в Toledo (Испания) . Император Карл Великий своим авторитетом ввел эту прибавку в Риме - только в XI веке. Эта прибавка была внесена в католический Символ Веры, без созыва Вселенского Собора, что противоречит всем правилам Церкви, т. к. всякое добавление к Символу Веры может быть сделано только Вселенским Собором.
    Этот догмат Католической Церкви против слова Божия, т. к. апостол Иоанн (15, 26) приводит слова Христа: «Когда же придет Утешитель, которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, который от Отца исходит. Он будет свидетельствовать о Мне» .
    Таким образом, мы видим, в главных чертах, что именно Православная Церковь сохранила неизменно и полностью чистоту Христова учения.
    Аминь.
    Отец Александр Ельчанинов.


    Ответ от Neopalimo [гуру]
    КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ "О ФИЛИОКВЕ"
    Диакон Андрей Кураев
    Отличия христианских конфессий
    Истина Православия
    Н. А. Бердяев
    Православие. Очерки учения православной Церкви
    протоиерей Сергий Булгаков
    Традиция. Догмат. Обряд
    проф. А. Кураев
    Христианские конфессии и исторические эпохи
    проф. А. Кураев
    Беседа о Католичестве и Православии
    Об обновленчестве, экуменизме и...
    О филиокве
    проф. А. Кураев
    Заключения о главенстве пап
    Игнатий Деллингер
    Что такое православие?
    Петр А. Бориц
    В чем главное отличие
    проф. А. Кураев
    Протестантизм
    Протестантам о православии
    проф. А. Кураев
    Операция на сердце или из Баптизма в Православие
    Вадим Акентьев
    Православие – протестантизм. Штрихи полемики
    ---
    О ПРАВОСЛАВИИ И КАТОЛИЧЕСТВЕ.
    Проф. Иван Александрович Ильин. 1950 г.
    «Эта противоположность двух исповеданий
    обнаруживается во всем» .
    Проф. Иван Александрович Ильин
    ссылка

    Символы веры - принятые церковью краткие формулы, с помощью которых верующие исповедуют свою веру; нередко называются также кредо по первому слову многих из них (лат. credo - «верую»).

    Обозначение вероисповедной формулы словом «символ» (лат. symbolum , греч. σύμβολον) зафиксировано с III в. (Киприан Карфагенский, Фирмилиан Кесарийский). Предшествующие авторы в этом значении использовали слова πίστις («вера»), μαθήμα («учение»), regula fidei («правило веры»), κανόν τής άληθέιας или же regula veritatis («правило истины»), sacramentum («таинство») и др. Существуют различные объяснения данного использования слова «символ»; наиболее значимой в истории богословия является трактовка С.в. как опознавательного знака между верующими или между верующим и Богом (см. ст. символ), восходящая к Руфину Аквилейскому и Августину.

    Примеры кратких вероисповедных формул приводятся еще в НЗ. Эти формулы в основном носят христологический характер: «Иисус - Господь» (ср. 1 Кор 12, 3); «Иисус - Господь, и Бог воскресил Его» (ср. Рим 10, 9); «Иисус - Сын Божий» (ср. 1 Ин 4, 15); «Иисус - Христос» (ср. Мк 8, 29). Более развернутые формулы приводятся в 1 Кор 8, 6; 15, 3-7; 1 Тим 3, 16. Исторически произнесение вероисповедных формул было связано с крещением: прежде чем креститься и стать членом христ. общины, взрослый человек должен был засвидетельствовать свою веру (ср. Деян 8, 36-38).

    В дальнейшем, в соответствии с н.-з. предписанием крестить во имя Отца, Сына и Святого Духа (ср. Мф 28, 19), на смену христологическим пришли троичные формулы крещального исповедания веры, структура которых соответствует выражению веры в три Лица Божественной Троицы. Тертуллиан и Ириней Лионский свидетельствуют, что в кон. II в. новокрещаемого спрашивали, верует ли он в Бога Отца, в Сына Божьего Иисуса Христа и в Святого Духа; тот каждый раз должен был ответить: «Верую». Т.о., исповедание веры имело диалогическую форму серии вопросов и ответов. Traditio apostolica (Апостольское предание, обычно приписывается Ипполиту Римскому, ок. 215) приводит текст такого троичного диалогического исповедания, употреблявшийся в Римской Церкви (DH 10). Это исповедание представляет собой одну из ранних форм распространенного в Зап. Церкви С.в., позднее известного как Апостольский символ веры и поныне широко употребляющегося не только при крещении, но и в Литургии часов, в катехизисах и в повседневных молитвах.

    Развитие ин-та подготовки к крещению катехумената - привело в IV в. к появлению С.в. в декларативной форме, посредством которой крещаемый выражал свою веру самостоятельно, без наводящих вопросов. При вступлении во 2-й этап катехумената, имеющий характер более непосредственной и более интенсивной подготовки, епископ сообщал готовившимся ко крещению кандидатам С.в. в ходе особого обряда traditio symboli («передача символа»). В дальнейшем катехумены должны были выучить С.в. наизусть, а епископ последовательно объяснял им все его части. Накануне крещения кандидаты произносили С.в. в ходе обряда, называвшегося redditio symboli («возвращение символа»).

    Древние С.в., имея ряд общих элементов, различались в разных местных Церквях. Общецерк. текст исповедания веры был впервые принят на I Никейском соборе с целью выразить церк. позицию в отношении ереси арианства. Принятый этим собором С.в. в дальнейшем был модифицирован I Константинопольским собором (а именно, дополнен развернутым учением о Святом Духе - против пневматомахоб) и лег в основу т.н. Никео-Константинопольского символа веры. Первым сохранившимся документом, в котором приводится текст Никео-Кон· стантинопольского символа веры, являются документы Халкидонского собора (451). Мнения совр. исследователей о происхождении этого С.в. сильно расходятся: неясно, насколько он связан с С.в., принятым на Никейском соборе; лежат ли в основе данного С.в. и С.в. Никейского собора к.-л. предшествующие местные крещальные С.в.; принят ли данный С.в. в противовес пневматомахам или, напротив, стал исходным пунктом в спорах с пневматомахами на соборе; провозгласил ли I Константиноп. собор данный С.в. или лишь использовал его при крещении, проходившем во время собора.

    Никео-Константинопольский символ веры во 2-й пол. V в. быстро получил роль крещального С.в. в Константинополе и его окрестностях; в Риме он был введен в обряд крещения, по-видимому, в VII в. Монофизитский Антиохийский еп. Пётр ок. 480 ввел чтение Никео-Константинопольского символа веры в Божественную литургию, по-видимому, стремясь показать свою верность церк. традиции, предшествовавшей Халкидонскому собору. Ок. 515 Константиноп. патр. Тимофей I ввел чтение данного С.в. в Божественную литургию также в Константинополе (в это время еще продолжалась Акакиева схизма). В 568 имп. Юстин II утвердил такое чтение как обязательное. В литургии визант. обряда С.в. читается после поцелуя мира и перед анафорой.

    В Зап. Церкви решение о введении данного С.в. в -«мессу было впервые принято на III Толедском соборе 589, что было связано с обращением короля Реккареда из арианства в катол. веру. В Испании С.в., в отличие от визант. обычая, читался после анафоры перед Молитвой Господней. Под влиянием Испании практика чтения С.в. на мессе в VII-VIII вв. широко распространилась на Британских о-вах, а затем в континентальной Европе благодаря деятельности ирл. миссионеров. В то же время С.в. стал читаться после Евангелия. В Риме чтение С.в. на мессе было принято лишь в XI в. В Зап. Церкви С.в. традиционно читается на мессе лишь по воскресеньям и гл. праздникам. В соответствии с целью наставления народа в вере на мессе С.в. долгое время читался всем народом; мелодическое оформление С.в. также возникло позже, чем у др. частей мессы (см. Credo).

    Приведенный в канонах III Толедского собора лат. текст С.в. содержит слово Filioque («и от Сына»): речь идет об исхождении Святого Духа от Отца и Сына, тогда как греч. текст С.в. упоминал лишь об исхождении Святого Духа от Отца; это добавление, вместе с самой практикой чтения С.в. на мессе, постепенно распространилось во всей Зап. Церкви и стало темой многовековой полемики с вост. Христианами.

    После литургической реформы 1969 на мессе лат. обряда вместо Никео-Константинопольского символа веры в определенных обстоятельствах может читаться Апостольский символ веры.

    Помимо этих двух С.в. в зап. традиции сохранился т.н. Афанасьевский символ веры, возникший, по-видимому, в Юж. Галлии во 2-й пол. V в. Этот С.в., весьма подробно излагающий учение о Троице и, возможно, представляющий собой ритмический парафраз текста из трактата De Trinitate (1, 4, 7) Августина, никогда не использовался при крещении, а читался прежде всего во время Литургии часов. Литург. реформа существенно ограничила использование данного С.в. в богослужении Католической Церкви, однако он продолжает занимать важное место во мн. протест, направлениях, в т.ч. в англиканстве (Англиканская Церковь) и лютеранстве; он входит также в богослужебные книги Правосл. Церкви.

    На протяжении столетий Католическая Церковь приняла ряд новых вероисповедных формул, включающих осн. положения древних С.в., но применяющих их к новым ист. ситуациям (напр., в связи с появлением новых ересей или с воссоединением христиан, ранее находившихся в схизме). Сюда относятся, в частности, С.в. Льва IX (1053), Firmiter (1215), Исповедание Михаила Палеолога (1267), декреты Ферраро-Флорентийского собора для греков, армян (1439) и яковитов (1442), Исповедание Тридентского собора (1564), «антимодернистская присяга» (1910) и др. Вероисповедные тексты, направленные против катол. или протест, тенденций, составили некоторые правосл. иерархи: Константиноп. патриархи Геннадий II (1455-56), Иеремия II (1576, 1579, 1581) и Кирилл I Лукарис (1629, 1633), Александр, патр. Митрофан Критопулос (1625, 1636), Киевский митр. Пётр Могила (1640), Иерус. патр. Досифей (1672), Московский митр. Филарет (1823, 1827) и др. Ряд направлений в протестантизме имеет собственные вероисповедные документы (таковы Аугсбургское исповедание веры в лютеранстве, Галликанское, Бельгийское, Второе Гельветическое и Вестминстерское исповедания в кальвинизме, 39 статей в англиканстве и др.), тогда как другие (напр., методисты, квакеры) не считают необходимыми к.-л. авторитетные правила веры.

    В 1967 по случаю 1900-летия мученичества апп. Петра и Павла Папа Павел VI обнародовал Символ веры народа Божьего - парафраз Никео-Константинопольского символа веры, содержащий богосл. разъяснение различных положений, с целью дать ориентир совр. христианам в вероучении и молитве.

    В ходе возрождения многоступенчатого катехумената в Католической Церкви в Чине христианского посвящения взрослых (1972) восстановлены древние обычаи передачи и возвращения С.в., при этом могут использоваться как Апостольский, так и Никео-Константинопольский символы веры.

    При совершении крещения С.в., по древней традиции, употребляется в диалогической форме вопросов и ответов; в случае крещения младенца веру от его имени исповедуют его родители и восприемники. Та же диалогическая форма используется на мессе навечерия Пасхи при обновлении крещальных обетов.

    А. Горелов

    Источник : Католическая Энциклопедия. М., 2011. Т 4. С. 767-770.