Женский александровский монастырь начало службы 7 апреля. Александро-Невский женский монастырь с

Старая (Великая) Слобода

В 990 году, на месте, где сейчас находится кинотеатр "Сатурн", был основан первый храм Александровской земли - деревянная церковь Святителя Николая Чудотворца. Это место называлось Никольский погост. Древнее кладбище до сей поры находится на месте домов №№ 12,14 по Советскому переулку.
Постепенно вокруг Никольского погоста разрасталось славянское поселение. С распространением христианства во второй половине XI века к востоку от Никольского погоста был основан деревянный храм Рождества Христова , после чего образовавшееся здесь славянское поселение получило название "село Рождественское ".
Эти земли входили в состав Переславль-Залесского княжества (1175 - 1302 гг.), потом перешли во владения московских князей.
В грамоте Ивана I Даниловича Калиты (князь Московский 1322/1325 - 1340 гг.) от 1339 года поселение именуется Старая (Великая) Слобода .
Дмитрий Иванович Донской (1362-1389 гг. - великий князь владимирский и московский), заполучивший эти земли, передал их своему сыну Петру, а с 1434 г. владетелем этих земель стал второй его сын - князь Юрий Дмитриевич Звенигородский.

Александровская Слобода

Возможно, на месте поселения, сметенного пожарами в годы разорительных набегов татаро-монголов или княжеских междоусобиц, со временем недалеко от Старой Слободы выросло Новое село, чаще именуемое Новым Александровским селом . С нач. XVI в. - Новое село Александровское и Александрова (Александровская) слобода.
Близость слободы к Москве, Троице-Сергиевой лавре и Переславлю-Залесскому сделало её в XV веке местом отдыха московских князей во время поездок на богомолье.
В духовной грамоте Ивана III (1504 год) Новое село Александровское было завещано его сыну Василию, будущему великому князю Василию III. Великий князь Василий III преобразует Слободу в путевой двор.
Позже близ Великой Слободы из небольшого дворцового села, охотничьего становища переславльских и московских князей, выросла Новая, или Александровская слобода.
В 1509 - 1515 гг. был выстроен большой комплекс из нескольких дворцовых, четырёх храмовых и целого ряда хозяйственных сооружений - одна из дальних резиденций князя (вероятно, зодчим был Алевиз Новый).

Покровская церковь

Согласно археологическим открытиям 1990-х гг. Троицкая шатровая церковь (теперь Покровская) была возведена в 1510-х годах, ранее церкви Вознесения в Коломенском (1529-1532 гг.), в Александровой слободе, служившая дворцовым храмом великого князя Василия III. Ранее церковь датировалась 1570-ми годами.
Троицкая церковь - первый каменный шатровый древнерусский храм.


Храм Троицы на Государевом дворе в Александровой слободе. Первый каменный шатровый храм.

Храм был построен из белого камня и большемерного кирпича. Первоначально он состоял из собственно храмовой части с ризницей и трапезной, подклета из двух просторных палат и трех огромных подвалов, предназначенных для хранения ценностей. Троицкий храм был домовым храмом Ивана Грозного.
Не удивительно поэтому его шатровое завершение – излюбленная архитектурная форма царя. Шатер расписан изнутри – это единственный, уникальный случай сюжетной росписи храмового шатра. Фрески изображают русских святых – князей и мучеников – и ветхозаветные картины.
В XVII веке, после польско-литовского разорения, были сделаны новые пристройки к храму. С запада к нему примкнули новая обширная трапезная с шатровой колокольней, нижний ярус с трех сторон обнесли галереями, с юга пристроили придел. Вероятно, тогда же церковь была переосвящена из Троицкой в Покровскую.

К храму вплотную примыкали просторные, огромные двухэтажные каменные царские палаты, образуя вместе с ним единый комплекс с доминантой – шатровой церковью. Они были построены примерно в одно время со старейшей частью храма. Палаты были разделены на просторные помещения со сводами, не сообщавшиеся между собой – каждая имела отдельный вход. Сохранились только две палаты в восточной части нижнего яруса, но даже по ним можно судить о роскоши и великолепии всего здания. Под палатами были вырыты гигантские подвалы высотой до 3,5 метров.

В верхнем этаже была большая палата, по-видимому, служившая для официальных приемов и праздников. Она была разобрана при перестройке храма – сейчас частично ее место занимает трапезная Покровской церкви. Старинные гравюры сохранили виды интерьеров палат, в частности, большой парадной палаты, где стоял трон Ивана Грозного.
Легенды приписывают подземным кладовым Покровской церкви и палат несметные богатства. Утверждается, что именно здесь хранилась загадочно исчезнувшая богатейшая библиотека Ивана Грозного, унаследованная им от бабки – Софьи Палеолог, – и содержавшая множество греческих книг, привезенных ею с родины.

Успенская церковь

Успенская церковь, стоящая у южной стены комплекса, так же, как и большинство построек Александровской слободы, имеет несколько этапов строительства. Первоначально это была одноглавая белокаменная церковь на высоком подклете, которую охватывала арочная галерея. Эта часть была построена в 1571-1577 гг., по-видимому, как домовый храм. В 1660-х гг. церковь подверглась значительным перестройкам в связи с нуждами только что основанного в слободе Успенского монастыря: полностью изменилось завершение здания, ставшее пятиглавым, были заложены арки галереи и пристроена просторная трапезная с мощными столбами, поддерживающими свод. С 1675 г. к храму добавилась шатровая колокольня с часами – необычное сооружение, в котором четырехугольный столп колокольни завершается восьмигранным шатром. Еще немного позднее, в кон. XVII в., с севера к трапезной был пристроен двухэтажный келейный корпус.

От декора XVI века сохранились нарядные, выполненные во «фряжской» (итальянской) манере филенки пилястр и порталов основного объема храма, с красивыми, пышными розетками. Исследователи находят сходство между ними и украшениями Архангельского собора в Московском Кремле. Перекликаются украшения этой церкви и с декором Троицкого собора. Убранство XVII века, напротив, сдержанно и строго.
Во времена Ивана Грозного храм соединялся с государевым дворцом галереями и переходами; остатки арочного перехода сохранились в северном подклете храма. Поэтому версия о том, что миниатюрная изящная церковь служила домовым храмом при дворце, вполне вероятна.
См. Церковь Успения Пресвятой Богородицы .

Троицкий собор

В 1513 г. был построен загородный дворец великого князя Василия III и освящена новая церковь Покрова Пресвятой Богородицы (ныне Троицкий собор).
«Лета 7021 октября 3 в Сергиеве манастыре основаша ворота кирпичныи, а на воротех во имя Сергия чюдотворца. Лета 7022 ноября 28 священа бысть црквь древяная в Клементьеве. Того ж лет декабря 1 сщнна бысть црквь Покров стеи Бцы в Новом селе Олександровском. Тогды ж кнзь великий и во двор вшел. Того ж мсца декабря 15 сщнна бысть црквь кирпичнаи в Сергиеве манастырь на воротех стый Сергий, а сщал ее епспъ Митрофан Коломенский да игумен Памва, а на сщние был кнзь великий».

Троицкий собор

Архитектура храма обусловлена ориентацией мастеров Василия III на главную святыню ближайшего Троице-Сергиева монастыря – храм во имя Святой Троицы.
Огромный массивный храм, увенчанный большой главой на световом барабане, выглядит мощно и слегка приземисто, из-за позднейших обстроек – крытой галереи с папертью и крыльцом.
Основной объем храма – кубический, с позакомарным покрытием. Его стены не всегда были белыми; шведский путешественник Петрей де Эрлезунда, много писавший о России, описывал внешнее убранство Покровского собора так: «Камни были расписаны красками так, что один - черный, другой - белый, третий - желтый и позолоченный. На каждом нарисован крест». Собор был выстроен из белого камня, перемежающегося с кирпичом. Такая смешанная кладка была характерна, например, для Архангельского собора в Московском Кремле, а резьба повторяет мотивы Троицкого собора в Троице-Сергиевой Лавре.
Внутри собор также поражает своими размерами и простором; интерьер хорошо освещен благодаря световому барабану и окнам в верхней части стен. Очень красивы резные перспективные порталы, ведущие в главную часть собора.

Росписи, выполненные в середине XVI века в традициях школы Дионисия, украшали все стены, столпы и своды собора; к сожалению, они сильно пострадали в 1887-1889 гг., когда практически все фрески были записаны новыми росписями артели Сафонова из села Палех. Реставраторам удалось расчистить только два фрагмента древних фресок, остальные до сих пор скрыты позднейшими росписями. Что касается икон собора, то многие были вывезены в московские музеи, где и хранятся до сих пор.
Отдельного внимания заслуживают медные двери в западном и южном порталах. Западный портал украшают Тверские врата, вывезенные из Твери по приказу Ивана Грозного в 1569 г. Вероятно, это двери, выполненные в XIV в. для Спасо-Преображенского собора в Твери. В южный портал были установлены Васильевские врата, вывезенные из Новгорода Великого после его разгрома войсками Грозного.
Каменный престол был обложен медными посеребренными пластинами, резная сень над ним была позолочена.
Главный престол собора первоначально был освящён во имя Покрова Божией Матери. В северной части открытой белокаменной галереи был устроен придел в честь преподобного Сергия Радонежского , в южной – святителя Николая Чудотворца. Под алтарем, в белокаменном подклете, находилась крипта для захоронений.
Причт Покровского собора в XVII в. составляли протопоп, 2 попа, диакон, 2 пономаря, 3 сторожа и просвирница. Все они получали из царской казны денежное годовое жалование. Грамотой царя Алексея Михайловича с 1672 г. его выдавали в Александровой слободе из кружечного двора «без московской волокиты». Кроме того, священнослужители получали жалование зерном (рожь и овес), а к праздникам – сукно на одежду. Из царских приказов поступали в собор ладан, церковное вино, воск на свечи, мука для печения просфор. Имевший редкий в то время высокий чин протопопа настоятель собора был старшим над священниками всех окрестных селений.
Молитвы к Богу в Покровском храме возносил во время посещений Александровой слободы его создатель Великий Князь Василий III Иоаннович. Царь Иоанн IV Васильевич был усердным богомольцем собора с декабря 1564 г. по декабрь 1581 г. В 1645 г. в Покровском соборе молился Царь Михаил Федорович, в дар он оставил вызолоченный потир и большое серебряное кадило. В 1671 г. приезжал Царь Алексей Михайлович.
Царь Федор Алексеевич (1676-1682 гг.), ежегодно посещавший Успенскую девичью обитель в 1676-1681 гг., был в Покровском соборе 29 ноября 1676 г. 30 сентября 1680 г. слушал всенощное бдение на престольный праздник Покрова, а за Литургией молился 1 октября в Никольском приделе.

Распятская церковь-колокольня (церковь Алексея митрополита)

Рядом с собором, как бы в противовес его приземистому, широкому силуэту, возвышается стройная Распятская церковь-колокольня с шатровым завершением.
Распятская колокольня (до 1710 г. – церковь Алексея митрополита) датировалась 1570-ми годами. После того, как в 1940-е гг. А.С. Полонский выявил внутри нее более раннее столпообразное здание, последнее стали относить к первому строительному периоду Слободы и датировать, как и Покровский собор, 1513-м годом.
Церковь Алексея митрополита представляла собой восьмигранный трехъярусный столп, богато и нарядно украшенный.


Макет Распятской церкви-колокольни

Церковь «иже под колоколы» была выстроена с явным влиянием итальянской архитектуры, и, вероятно, примерно в одно время с собором.
Во времена Ивана Грозного (скорее всего, в 1570-х гг.) церковь была капитально перестроена и превращена в высокую башню высотой 56 метров с ярусом звона и площадкой для дозорных. Колокольню увенчал высокий глухой шатер (окна в гранях шатра были сделаны позднее), основание которого опирается на несколько ярусов кокошников – так называемое «огненное» завершение объема. Эта колокольня стала первой на Руси, которую украсил шатровый верх; впоследствии такие завершения распространились по всей Руси, став практически самыми популярными в храмовой архитектуре.

Распятская церковь-колокольня (церковь Алексея митрополита)

Колокольню окружают две галереи – открытая и закрытая. Нижняя, открытая галерея идет вокруг второго яруса колокольни; внутри же яруса с кокошниками проведена вторая, закрытая; ее освещают маленькие круглые оконца, проделанные в кокошниках. С юга к колокольне примыкает маленькая пристройка (Марфины палаты), которую занимала царевна Марфа.


«Царевна Марфа Алексеевна в Александровской слободе». Художник М.А. Подкопаева. 2008 г. Холст, масло.

С 1698 по 1707 гг. в Успенском девичьем монастыре Александровской слободы пребывала сводная сестра Петра I царевна Марфа Алексеевна, обвинённая в том, что помогала царевне Софье Алексеевне при очередном Стрелецком бунте. И хотя обвинение было фактически не доказано, её постригли в монахини под именем Маргариты и поселили в специальной пристройке к Распятской церкви-колокольне.


Она привезла с собой принадлежавшие ей вещи: зеркало, кожаный стул, слюдяную ширму-дверь, кресло, ларь (в нём находятся деревянные ковш и совок, плетеные форма для хлеба, лукошко и ситница; глиняные кувшин, горшок и кринка; два медных блюда).


Икона «Избранные святые». XVII в. Дерево, Темпера. На иконе «Избранные святые» - покровители Царского Дома Романовых, к которому принадлежала Марфа Алексеевна.
В шкафу-киоте размещены: икона «Богоматерь Иверская», медный параман с изображением креста, яйца пасхальные, воздух шелковый, крест медный с эмалью.

Неоднократно в эти годы посещал Успенскую обитель, совершая в ней богослужения, святитель Димитрий Ростовский.


Н. Вилков. Крылья холопа. 1947 г.

Колокольня известна также печальной легендой о Никите, холопе боярского сына Лупатова, который, мечтая научиться летать «аки птица», сделал крылья и смог, спрыгнув с колокольни, перелететь крепостную стену. За это Иван Грозный повелел его казнить. В указе об этом было сказано так: «Человек – не птица – крыльев не имать, а коли кто выдумку бесовскую к рукам приставит противу естества творит».

Другая легенда посвящена Смутному времени и повествует о том, что во время польско-литовского нашествия несколько сот человек заперлись в колокольне, а одна девушка, не желая попадать к полякам в руки, бросилась с колокольни и разбилась. После этого колокольня загорелась. Новейшие раскопки подтверждают, что примерно в эти годы сильный пожар в Распятской церкви-колокольне действительно произошел.
Сейчас на колокольню открыт доступ всем посетителям музея. С ее открытой галереи открывается великолепный вид на Александровскую слободу и окрестности, давно превратившиеся в город Александров…
После смерти Василия III Елена Глинская (Великая княгиня Московская 1533 - 1538 гг.) возводит вокруг комплекса дворцовых построек крепостные деревянные стены с воротами, окружает его рвом.

Сохранившиеся валы укреплений XVI в.

К востоку от стен монастыря сохранились остатки укреплений XVI в. в виде частично снивелированного вала высотой до 1.5 м., в котором имеется воротный проем.
3 декабря 1564 г. Иван Грозный из Москвы отправился на богомолье. К 21 декабря царский кортеж прибыл в Троице-Сергиев монастырь. После молитв и традиционной службы Иван IV отправился не в Москву, а в Александрову слободу. Уже к осени 1565 г. в Александрову слободу сошлись все нити внутреннего управления. До 1581 г. слобода являлась главным политическим и культурным центром Московского государства, центром опричнины. Здесь царь и его семья находились во время «моровой Язвы» - чумы, охватившей Москву в 1568 г.
В 1569 г. сюда из Москвы была перевезена первая в России типография. Ученики первопечатника Ивана Фёдорова Андроник Тимофеев (Невежа) и Никифор Тарасиев в 1578 г. печатают в ней Псалтирь, повторившую изданную в 1568 г. в Москве первый русский учебник «Псалтирь Учебная». В дальнейшем типография печатала не только книги, но и листовки против Стефана Батория, распространявшиеся во «многих немецких городах».


«В память о первой в России провинциальной типографии и московском печатнике Андронике Невеже. Камень заложен в год 480-летия Александровского кремля».

С Александровской слободой связана самая большая и неразгаданная тайна знаменитой либерии Ивана Грозного. О судьбе царской библиотеки мнения ученых до сих пор разноречивы. Наиболее заманчива гипотеза о том, что она сохранилась в целости, замурованная в подземельях Александровской слободы.
В Александровской слободе в 1571 г. проходила ярмарка невест. Со всей Руси сюда приехали две тысячи красавиц, из которых Иван Грозный выбрал себе в жёны Марфу Собакину.
В ноябре 1581 г. в Александровской слободе погиб царевич Иван, смертельно раненый Иваном IV в приступе гнева. После смерти сына царь покинул слободу навсегда.
В нач. XVII в. Александровская слобода была сильно разрушена поляками: в 1609 и 1611 гг. её захватили отряды во главе с Яном Сапегой. Ополченцы Минина и Пожарского освободили слободу от захватчиков и вместе со слободскими ратниками двинулись на пленённую Москву.
Около 1635 г. для Михаила Фёдоровича Романова в Александровской слободе был построен деревянный царский дворец, просуществовавший около 100 лет.

Успенский женский монастырь

Успенский женский монастырь был основан в 1651 г. преподобным Лукианом Александровским на месте загородного государева двора по жалованной грамоте царя Алексия Михайловича и благословению Патриарха Иосифа.

Преподобный Лукиан Александровский

Родился преподобный Лукиан в нач. XVII в. в городе Галиче Костромской земли, когда Русь постепенно возвращалась к мирной жизни после страшных бедствий Смутного Времени. Родители его Димитрий и Варвара были боголюбивыми людьми. Вели подвижническую жизнь и сокрушались о том, что не было у них детей, которые молились бы о них после их смерти. Они дали особый обет Богу уйти в монастырь и там закончить свою жизнь, если Господь дарует им дитя. Родился мальчик, которого во святом Крещении назвали Илларионом. Когда сыну исполнилось восемь лет, отец решил исполнить обет, данный Богу и уйти в монастырь. Услышав это, отрок Илларион стал просить отца не оставлять его в миру и взять с собой. Трогательным было прощание.
Димитрий с сыном ушли в Брынский бор, а мать Иллариона в женский монастырь, где в монашестве закончила свою жизнь. Глубоко легли в душу отрока Иллариона пустыннические труды и подвиги отца. В монашестве Дионисия, который поставил в безлюдном месте монастырь с церковью, носил вериги и власяницу. Он учился у отца молитве, посту, ночным бдениям, видя в нём светлый пример высокой жизни.
После смерти отца Илларион поселился в обители святых отцов Афанасия и Кирилла Александрийских. Три года он нёс там послушания, приобрёл уважение и любовь всего монастыря, но вскоре тайно покинул обитель, приняв похвалы, как грозную опасность для спасения души.
По этой же причине покинул он и Покровский монастырь близ Углича.
Илларион твёрдо решил поселиться в пустынном месте. Промыслом Божиим узнаёт он о пустыни, отдалённой от мирского жилья, окружённой лесами и болотами, где, несмотря на оставленность этого места, находилась церковь Рождества Богородицы и икона Честного и славного Ее Рождества. Трижды уносили её в церковь села Игнатьево, но она чудесным образом возвращалась на избранное Ею место и сохранялась невредимой в храме, где не было даже крыши. Там и поселился Илларион.
На удивление многим, стал возрастать в пустыни монастырь. Пришедший из Вологодской земли иеромонах Феодосий постриг Иллариона в монахи с именем Лукиан.
Трудами Преподобного началось строительство Успенского девичьего монастыря в Александровской слободе.
В 1651 г. преподобный Лукиан получил жалованную грамоту царя Алексия Михайловича и благословения Патриарха Иосифа на основание в Александровской слободе женской обители.
Восстановление храмов начали с церкви Успения Пресвятой Богородицы, поэтому монастырь стал называться Успенским.
В 1654 г. была восстановлена и освящена Успенская церковь.
На попечении у старца и игумена Лукиана оказался второй монастырь, где он часто бывал, наставляя не только сестёр обители, но и людей, приходивших сюда.
Многочисленные гонения выпали на долю монаха Лукиана, но незлобивое терпение усердие к посту и молитве, неусыпные труды по внешнему и внутреннему устроению обители привлекли к подвижнику благодать Божию, особенно проявившуюся в пастырском окормлении иноков и мирян силе проповеднического слова и даре прозрения.
Почил Преподобный Лукиан в 1655 г. в самый день праздника рождества Пресвятой Богородицы, 8 сентября. И поныне по его предстательству совершаются чудеса.
Мощи преподобного Лукиана почивают в ныне действующей Богородице-Рождественской Лукиановой пустыни.

Монастырь жил довольно скудно, только на пожертвования.
Духовником монастыря с 1662 года стал преподобный Корнилий Александровский, настоятель Лукиановой пустыни.

Преподобный Корнилий Александровский


Икона Корнилия Александровского с частицей мощей

Преподобный Корнилий родился в начале XVII столетия, в тяжёлое, скорбное и разорительное для Руси Смутное Время. Родители его Игнатий и Евдокия были купцами и жили близ Москвы, в Троицкой слободе. Во святом Крещении они нарекли своего сына Космой. Он прилежно изучал Священное Писание и другие душеполезные книги, навыкая обращать ум свой к Богу. От юности на Косме лежала печать особого, избранного Богом человека, его не по возрасту украшали смирение, кротость уединение и безмолвие. Сердце благочестивого отрока не лежало к торговому делу, которым занимался его отец. Душа его стремилась к Высшему, нетленному и по истине блаженному богатству, сокрытому в вере и любви к Богу.
Достигнув 23-х лет от роду, он решил окончательно отречься от мира. В одном из московских монастырей Косма принял монашеский постриг с именем Корнилия и прожив там, пять лет, перешёл во Флорищеву пустынь, тогда уже известную строгостью своего устава. Клиросное и другие братские послушания подвижник нёс с большим прилежанием. Благочестивая и праведная жизнь преподобного, его духовная опытность, его кроткая любящая душа живо влекли людей, желавших получить от подвижника наставление, а то и благословение на новый образ жизни.
Узнав о трудах и подвигах блаженного Лукиана, первоначальника Богородице-Рождественской пустыни, Корнилий проникся большим почтением к его святой памяти. Он пожелал остаться в этой богоспасаемой обители, освящённой благочестивым житием преподобного и захоронением его святых мощей. Осиротевшая после кончины блаженного Лукиана братия вскоре полюбила преподобного Корнилия и стала молить его принять сан священнический, быть им пастырем, и в то же время строителем обители. Приходя по делам обители в Александровскую слободу, преподобный Корнилий не оставлял без внимания инокинь Успенского монастыря, основанного святым Лукианом, подавая им милостыню и утешая в скорбях. Игумения монастыря Иулитта с сестрами, подобно братии Лукиановой пустыни, тоже стала молить блаженного Корнилия быть их пастырем. И старец не отказал. С того времени преподобный Корнилий как и святой Лукиан окормлял два монастыря.
В 1658 г. Патриарх Никон утвердил преподобного Корнилия в звании строителя Лукиновой пустыни и возложил на него управление обеими обителями, мужской и женской. Его любовь и сострадание, подобно солнцу широко простирались как на иноков, так и на мирян. Все более и более сестёр приходило в Успенскую обитель.
Преподобный Корнилий все время, свободное от церковных дел и келейной молитвы, использовал для усердных занятий трудом телесным. Келарская, хлебная, квасная, житенная, швейная, красильная, сапожная и другие работы, были тесно связаны с умением и трудами святого строителя. Не замедлил преподобный устроить для сестёр и больницу. Каждую неделю посещал он находившихся в ней. Отшедших, умерших в обители, блаженный Корнилий сам отпевал и погребал, а по субботам усердно поминал всех почивших инокинь. Преподобный с большим участием творил попечение о сиротах и убогих отроковицах, начиная с двухлетнего возраста, он собирал их в школу, что основал при монастыре, и приставлял к ним одну из сестёр для воспитания и первого обучения грамоте. Для странников и нищих святой повелевал устраивать в обители трапезу и учил почитать в них Самого Христа. По молитвам преподобного Корнилия, благодаря его неустанным заботам, обе обители значительно расширились и укрепились. При нем обитель расширилась, число сестер увеличилось до 200. Их благоустроение он проводил на средства щедрых благотворителей из членов царской семьи, князей, бояр, на вклады самого Государя.
При нём обитель расширилась, число сестер увеличилось до 200. Устав монастыря был общежитийным, на содержание его отпускались средства из царской казны. Сами Благочестивые Государи Цари Алексей Михайлович и Федор Алексеевич, а также многие знатные бояре, дворяне и купцы посещали для богомолья Успенскую обитель.
В 1664 г. монастырь был переведен на ругу – то есть, стал получать регулярное пособие из казны.
В это время архитектурный ансамбль обители принял тот вид, который имеет в настоящее время: были построены каменный келейный корпус, каменная ограда с башнями и Святыми вратами с церковью Федора Стратилата над ними, больничный корпус с церковью Сретенья Господня.
Часто бывало, что днём работали государевы мастера, а с вечера до утрени преподобный Корнилий с сестрами, не щадя себя, во славу Божию и на благо святой обители. Игумения Успенского монастыря Анисия, испросила у Патриарха Иоасафа II благословение на пребывание преподобного Корнилия в обители. С того времени старец не оставлял Успенского монастыря, продолжая с неослабным вниманием заботиться и о Лукиановой пустыни. Более двадцати лет, милостью Божией и заступлением Пресвятой Богородицы, подвизался блаженный Корнилий в устроении обителей, основанных преподобным Лукианом. Преподобный Корнилий преставился 11/24 августа 1681 года и был погребён в склепе под алтарём Троицкого собора Успенского монастыря.
Празднование в Соборе Владимирских святых 23 июня/6 июля, а также поместно 1/14 ноября и 11/24 августа.

Сретенская церковь

Сретенская церковь

Церковь Сретения Господня. 1601 - 1699 гг.

На месте кладбища, была построена Сретенская больничная церковь, с больничной палатой и позднее примкнувшей к ней небольшой богадельней. Это маленький скромный храм с простой архитектурой – невысокий четверик с одной главкой и однопролетной звонницей над западным входом. Внутри храм делится тремя арочными проемами на основной объем и трапезную. Под алтарной частью находится обширный подвал, где, в частности, были погребены сестры Петра I Марфа и Феодосия.

Больничный корпус

Келейный корпус

Длинный келейный корпус был построен в 1682 г. Он разделяет монастырский и хозяйственный дворы. Даже для крупного монастыря удивительна протяженность корпуса – около 300 метров. Корпус – Г-образный в плане, первоначально он состоял из двух одноэтажных корпусов и соединялся с больничным корпусом.

Длинный келейный корпус

Убранство первого этажа заметно отличается от более позднего второго – оно выполнено в характерном русском стиле, с богатыми фигурными наличниками на окнах и резными украшениями дверей. Корпус был разделен на «чистую» и «черную» половины – жилую и хозяйственную.
В «чистой» половине сохранились великолепные изразцовые печи с лежанками, а также на некоторых сводах первого этажа уцелели богатые розетки, вероятно, сохранившиеся от построек времен Ивана Грозного, которые частично вошли в новое здание.
В 1858 г. монастырь сильно пострадал от пожара; в частности, был сильно поврежден и келейный корпус. По проекту Н.А. Артлебена он был перестроен, и к 1870 г. в нем появился кирпичный второй этаж.



Помимо большого келейного корпуса, на территории монастыря были выстроены еще несколько келий – это намного более простые домики, срубленные во второй пол. XIX в.

Надвратная церковь Феодора Стратилата

Надвратная церковь Феодора Стратилата была возведена в 1682 г. над западными Святыми воротами. Ее венчают три главки – по одной над каждой частью ее трехчастной симметричной композиции, составленной из трех четвериков. Церковь нарядно украшена колонками, карнизами и аркатурными обрамлениями окон. В высоких проемах ворот сохранились массивные дубовые воротные створки.


Башни монастыря


Стена монастыря

Вся территория кремля обнесена высокой каменной оградой с башнями, построенной в кон. XVII в. Форма ограды предельно проста – это неправильный четырехугольник с П-образным выступом у южного входа; по углам поставлены четыре круглые башни со шпилями, соединенные высокой стеной. Строительство началось в 1670-х годах. Первыми были возведены стены с северной стороны, а к 1680-м годам были закончены все работы, за исключением восточной части монастыря. Последний, восточный отрезок стены достраивался уже в XVIII в. и с меньшим размахом – там стены и ниже, и тоньше, чем в остальных местах.
Стены выполнены с соблюдением всех правил фортификации, но большая часть бойниц уже декоративная, в частности, машикули – отверстия для навесного боя – не настоящие, это лишь имитация. По внешней стороне стен идет декоративный аркатурно-колончатый пояс. Изнутри по всем стенам устроены ниши с углублениями-печурами.
Несмотря на свой внушительный вид, стены никогда не служили оборонительным целям. Зато эти мощные укрепления, словно крепость, сохранили для потомков в первозданном виде многие памятники XVI-XVIII вв., видевшие немало важнейших событий тех времен.
На территории Успенского монастыря сохранилось еще несколько зданий XVIII-XIX вв., также служивших бытовым нуждам обители. Во-первых, это сторожка у въездных ворот с палаткой для извести. Частично это здание сохранило черты древнерусской архитектуры – его окна украшены характерными рамочными наличниками.
В дальней части кремля находится каретный сарай – простая большая постройка.
К 1682 г. приходской Покровский собор перешел в ведение Успенского монастыря, и, вероятно, в это же время был переосвящен в честь пресвятой Троицы. Жалование протопопа стал получать монастырский духовник, служили с тех пор в церкви монастырские священники и диаконы а просфорница стала не нужна, так как просфоры пекли отныне монахини.
В сентябре 1687 г., к приезду в монастырь царя Петра Алексеевича, в Троицком соборе московскими царскими мастерами был поставлен новый пятиярусный иконостас, сохранивший и часть икон XVI века. Перед ним в 1696 г. затеплились 6 серебряных с золочеными украшениями лампад и 7-я подъемная, подаренные Царевичем Алексеем Петровичем для поминовения своей бабушки – царицы Наталии Кирилловны.
В сентябре 1700 г. в бывшем Никольском приделе освящен престол в честь праведного Симеона Богоприимца (упразднен в 1870 г.).
К нач. XVIII в. окружающая собор галерея была закрыта, объединив в одно здание две западные белокаменные палаты, в которых помещались богатая ризница и монастырская библиотека с коллекцией рукописей, документов и старопечатных книг.
В 1727 г. в монастыре было уже около 400 насельниц, среди них немало монахинь из именитых московских боярынь.
В 1764 г. при введении императрицей Екатериной II монастырских штатов, Успенский девичий монастырь в Александровской слободе был причислен к первому классу, на содержание игуменьи и 100 монахинь выделялись средства из казны. Таких женских монастырей в России в то время было всего четыре.
Образ жизни в Успенской обители ставили в пример другим на заседаниях Священного Синода. Епархиальные архиереи посылали в него монахинь обучаться печению просфор и стройному церковному пению. Славилось монастырское шитье риз для икон и вышивка церковных облачений. Неоднократно монахини обители избирались игуменьями других монастырей епархии.
Жили в монастыре своим трудом: все время, свободное от богослужений, занимались возделыванием земли, содержанием скота, покосами, рукоделием, преподаванием в монастырской школе для девочек, обслуживанием старых и больных монахинь в богадельне, а в годы первой мировой войны ухаживанием за ранеными солдатами.
Славился монастырь садами с яблонями и кедрами, липовыми аллеями, цветниками, пчельниками и прудами.

Игумения Елисавета (Лаврова) настоятельница с 1794 по 1883 год.
В 1794 г. в семье диакона села Воскресенского Ковровского уезда Владимирской губернии Николая Лаврова родилась дочь Анна. Отцом она была обучена чтению и письму, хотя грамотность в то время являлась роскошью для детей-девочек. Достигнув совершеннолетия, Анна пожелала оставить мир и поступила в Суздальский Ризоположенский монастырь. В 1832 г. была переведена в Муромский Троицкий девичий монастырь, где в 1837 г. пострижена в мантию с именем Елисаветы.
Архиепископ Владимирский Парфений, видевший послушание и строгую иноческую жизнь монахини Елисаветы, в 1838 г. назначил её казначеей Ризоположенского Суздальского монастыря, в 1843 г. – игуменией Троицкого Муромского монастыря. В 1844 г. её управлению был вверен Переславский Феодоровский монастырь, а в 1845 г. – Суздальский Покровский. Наконец, как деятельная и опытная игуменья, 21 января 1846 г. была определена настоятельницей в Успенский монастырь города Александрова, который она привела в цветущее состояние, мудро управляя 37 лет.
День Матушки Елисаветы начинался и заканчивался келейной молитвой. По первому удару колокола спешила она на богослужение, остальное время отдавая заботам о монастыре. Если дела не позволяли ей быть в храме, Игумения выслушивала службы в келье.
Как добрую и попечительную мать особенно любили Матушку вверенные ей сестры, видя в ней пример монашеской жизни. Глубокое уважение и любовь за молитвенность, труды и обходительность вызывала она у городских жителей, считавших её образцовой настоятельницей. За доброе управление из Императорского кабинета в 1858 году игуменья Елисавета Лаврова награждена золотым наперсным крестом, в 1873 г. – крестом с украшениями; в 1871 и 1883 гг. удостоена благословения Святейшего Синода.
Ослабев, на 90-м году жизни Игуменья Елисавета подала прошение на покой, и 29 мая 1883 г. поселилась в отдельной келье со своими племянницами-монахинями, всё время отдавая молитве и мыслям о будущей вечной жизни.
За несколько часов до смерти удостоилась Причастия святых Таин, не выпуская из рук чёток, тихо и мирно, с молитвою на устах 7 августа 1883 г. она скончалась.

Часовня водосвятная. 1825 г.

Это невысокий широкий восьмерик без окон, накрытый широкой восьмигранной кровлей. Венчает кровлю маленькая главка. Над входом – место для иконы. Внутри палатки был установлен большой чан с подведенной к нему трубой, и печь. Колодец служил самой прозаической цели – здесь брали обыкновенную (не святую) воду для повседневных нужд монастыря.

Игумения Евфрасия (Лихарева) настоятельница с 1883 по 1913 год.
В XVIII-XIX вв. в Троицком соборе неоднократно производились большие ремонтные работы. На средства купца Зубова в Сергиевском приделе в 1852 году был установлен новый резной позолоченный иконостас, а к 1889 году в таком же стиле на средства александровских купцов Первушиных – пятиярусный в центральном храме, с сохранением старых икон. В 1887-1889 гг. под руководством археолога Г.Д. Филимонова художником-живописцем А.Д. Белоусовым очищены от трехслойной записи масляными красками алтарные росписи и 6 фресок на столбах, а по нижней части стен открыты хорошо сохранившиеся полотенца.

Игумения Тамара (Лихарева) настоятельница с 1913 по 1922 год.
Родная племянница игумении Евфрасии, Александра Васильевна Лихарева родилась около 1866 г. в дворянской семье чиновника Московской Мариинской больницы. Получив образование, в 1883 г. 18-ти летняя Саша стала насельницей Успенского Александровского монастыря. Будучи келейницей настоятельницы, она также преподавала рукоделие в монастырской школе, а в годы русско-японской войны ухаживала за ранеными воинами.
В 1907 г. послушница Александра Лихарева, которой исполнился 41 год, была пострижена в монашество с наречением ей имени Тамара.
В 1909 г. назначена ризничей, а в 1911 г. утверждена благочинной монастыря.
В ноябре 1913 г., после кончины тёти-Игумении, монахиня Тамара стала её достойной преемницей. 2 января 1917 г. игуменья Тамара была награждена Святейшим Синодом наперсным крестом. Ожидал её и тяжкий жизненный крест – скорбей, нужды и гонений за веру. Началось разорение обители, обыски и «реквизиции», голод и эпидемия тифа, тяжелые труды в созданной для сохранения общины трудовой артели – всё это в первую очередь легло на плечи Матушки. В 1918 г. игуменья Тамара была лишена избирательных прав как руководительница монастыря, а в марте 1922 г., в ходе изъятия церковных ценностей арестована за сокрытие имущества и осуждена на 2 года тюрьмы. В это время монастырь был закрыт.
После освобождения в 1924 г. Матушка поехала к сестре в подмосковную Рузу. Чтобы прожить, она стегала одеяла на продажу, но основное время отдавала молитве. 19.05.1931 года 65-ти летняя игуменья Тамара по доносу была снова арестована. Она обвинялась по статье 58 ч.10 УК в том, что «ведёт систематическую антисоветскую агитацию, направленную к срыву мероприятий Советской власти (против закрытия собора г. Рузы); используя религию, обрабатывает женщин, приходящих к ней, в антисоветском духе; имеет тесную связь с арестованными священниками и высшим духовенством г. Москвы». 10 июня 1931 г. Лихарева была приговорена к высылке в Казахстан на 5 лет. Направлена этапом.
Около 1942 г., очень больная и немощная, Матушка поселилась в Павшино под Москвой у родного брата, заштатного священника Леонида Лихарева. Всегда одетая по-монашески, не выпускавшая из рук чётки, Игумения Тамара привлекала людей своей добротой, тихостью и духовной мудростью. Принимая многих у себя, она и сама ездила в Петушки и Струнино для наставления монахинь. Поддерживала духовную связь с епископом Афанасием (Сахаровым), получая его письма из заключения. Земной путь Матушки завершился 14.02.1953 года в с. Павшине.
После революции началось постепенное разорение обители, в которой в то время было 300 сестёр. Мало кому из них удалось избежать гонений за веру: большинство было лишено избирательных прав, других ожидал арест, тюрьмы и лагеря за так называемую «антисоветскую и религиозную агитацию, участие в контрреволюционных группах церковников».
Весной 1922 г. комиссией по изъятию церковных ценностей были вывезены многие драгоценные оклады, ризы и венцы с икон, а наиболее ценные предметы переданы местному музею. В январе 1923 г. Троицкий собор был отобран у монастыря и передан в ведение музея, которым использовался как склад для хранения реквизированных церковных ценностей из храмов и монастырей Александровского уезда, а с 1931 г. – как антирелигиозный отдел.
13 февраля 1923 г. Успенский монастырь в г. Александрове был закрыт, а всё имущество и ценности переданы музею.
Территория монастыря официально была названа посёлком «Заря»: в большей части жилых построек поселились люди, вели хозяйство. Сараи, погреба, огороды и даже свинарники находились в монастырских стенах. Кроме экспозиций музея храмы занимали под склады, овощехранилище, молокозавод, кондитерскую, кинопрокат, планетарий. Уникальные памятники архитектуры во власти новых хозяев и без должной реставрации подвергались постепенному разрушению.
В мае 1923 г. в ходе реставрации архитектор П.Д. Барановский снял с Троицкого собора 4 поздних главы (1824-1825 гг.). В 1926 г. была смыта позолота с иконостасов, а вскоре разобран и сам иконостас собора.
В 1927 г. размещенными на территории беспризорниками из Троицкого собора были украдены несколько подсвечников и лампад. В последующие годы наиболее ценные иконы и оклады, церковная утварь, рукописи, изразцы были вывезены в фонды Государственного Исторического музея (г. Москва) и Владимиро-Суздальского музея (г. Суздаль).
Неотступным просьбам верующих в 1946 г. власти разрешили возобновить богослужения в Троицком соборе монастыря. 24 августа (в день памяти преп. Корнилия) он был передан в аренду приходской общине и на долгие годы стал единственным действующим храмом в районе.
1946-1947 гг. – протоиерей Николай Петрович Делекторский (Настоятель Троицкого собора). Родился в 1878 г. в г. Покрове. Окончил Переславское Духовное училище и Владимирскую семинарию. В 1903 г. рукоположен во священника в Бобруйской епархии Белоруссии, где служил до ареста в 1933 г. До 1937 г. – в заключении в Дмитровских лагерях. С октября 1944 г. назначен настоятелем Дмитровской церкви с. Бакшеева Струнинского (ныне Александровского) района. В августе 1946 г. перемещен на должность настоятеля к вновь открытому Троицкому собору г. Александрова. С октября 1947 г. служил в с. Перники Собинского района Владимирской области, где и скончался 6 декабря 1952 г.
1947-1948 гг. – протоиерей Александр Сахаров
1948-1949 гг.– протоиерей Николай Цветков

1949-1960 гг. – протоиерей Петр Степанович Успенский.
Родился в 1884 г. в погосте Веретьево Ковровского уезда Владимирской губернии. Окончил Духовное училище и Владимирскую духовную семинарию.
Рукоположен во священника в 1905 г., служил в с. Вознесенском Ковровского района до ареста в 1930 году. Приговорен к ссылке на 5 лет.
По возвращении служил в храмах Киржачского района, с августа 1949 г. – настоятель Троицкого собора. С 1948 по 1959 гг. – духовник благочиния, затем – благочинный. Скончался 8 июня 1960 г., погребен на старом городском кладбище. Был уважаем за трудолюбие, честность и добросовестность в исполнении долга, требовательность к себе и сослуживцам, любим прихожанами за миролюбие, долготерпение и смирение.

1960-1961 гг. – иерей Владимир Зырянов (после – епископ Иов)
1961-1972 гг. – протоиерей Андрей Прокопьевич Бородачёв. Родился в 1900 г. в семье крестьян с. Спасского Приволжского района Самарской области. Рукоположен в сан священника в 1956 г. в г. Саратове. С августа 1959 г. – третий священник Троицкого собора, с декабря 1961 г. – его настоятель. В кон. 1972 г. по состоянию здоровья вышел за штат, служил в разных храмах Владимирской епархии. С апреля 1974 г. – настоятель Покровской церкви с. Давыдовского Кольчугинского района Владимирской области. В 1986 г. по прошению почислен за штат. Скончался в 1992 г., погребён у храма в с. Давыдовском.
1973-1976 гг. – протоиерей Александр Филиппов
1976-1980 гг. – протоиерей Константин Захарко
1980 г. – игумен Александр (Чернавцев)
1981 г. – иеромонах Платон (Знаменский)
1982-1984 гг. – протоиерей Андрей Каменяка (после – иером. Иов)
1984-1986 гг. – протоиерей Димитрий Юртин
1986-1988 гг. – архимандрит Филарет (Радаев)
1988-1991 гг. – протоиерей Георгий Запольнов.
В эти трудные для церкви годы священнослужителями в нём были образованные, высокой духовной жизни пастыри: протоиерей Петр Успенский, Николай Харьюзов, Леонид Розанов, Андрей Бородачёв, профессор протоиерей Андрей Сергеенко, протодиакон Сергий Зензивеев и др. Почти все они перенесли страдания за веру: тюрьмы и лагеря, унижения и притеснения. Среди прихожан храма были уцелевшие монахини, которые пели на клиросе, прислуживали в алтаре.
Утраченный иконостас был заменен новым, выполненным в стиле позднего классицизма, из церкви села Покрова. В кон. 1940-х гг. под руководством архитекторов П.С. Полонского и Н.В. Сибирякова значительно обветшавший храм на средства прихода был отремонтирован. Удалены два боковых крыльца, сделана отмостка вокруг храма с отводом воды, восстановлены подклеты, отремонтирован купол и устроено водяное отопление.
В 1980-х гг. Владимирской реставрационной мастерской были произведены пробные расчистки фресок XVI в., а также поновлена фресковая живопись купольной части, северной и западной стен основного объёма.
10 ноября 1991 г. Успенская женская обитель открылась вновь.
С открытием монастыря 1 января 1992 г. в Троицком соборе возобновились богослужения по монастырскому уставу и чтением неусыпаемой псалтири. В мае 1995 г. в соборе были помещены обретенные мощи преподобного Корнилия (ум.1681), перед которыми стали служиться молебны. За два десятилетия монастырём произведены большие ремонтно-реставрационные работы, закончено восстановление уникальных фресок. В 2010 г. воссоздан пятиярусный тябловый иконостас.
Важнейшим событием в современной истории монастыря стало обретение мощей духовника и строителя обители преподобного Корнилия в 1995 г., которые ныне открыто почивают в Троицком соборе.
В подклете собора, под алтарем, помещаются семь гробниц. Не все захоронения идентифицированы, но точно известно, что первая от входа принадлежит иеромонаху Корнилию, духовнику и строителю Успенского монастыря (умер 11 августа 1681 г.). Также здесь погребен генерал-аншеф И.И. Бутурлин, сосланный во времена правления Екатерины I в имение Крутец неподалеку от Александрова. Предполагается, что здесь же похоронены две малолетние дочери Ивана Грозного и Марии Темрюковны.

Святыни монастыря

Святыни монастыря:
- чтимая Страстная икона Божией Матери (XVII в.),
- древний монастырский мощевик (120 частиц мощей),

Мощи прп. Корнилия Александровского (почивают открыто).


Мощи прп. Корнилия Александровского

Корнилий Александровский

Воскресная школа

Каждый монастырь, создаваемый прежде всего для спасения душ подвизающихся в нем, в наши дни особенно призван быть также источником просвещения и возрождения того края, куда его поместил Господь. При обители открыта воскресная школа, в которой сестры преподают Закон Божий и церковное писание. Сейчас в ней более 50 учащихся.
Возродились традиционные монастырские послушания: писание икон и художественная роспись, резьба по дереву, швейное и золотошвейное. Труден крест монашеский, но и спасителен этот «тесный путь», ведущий в Царство Небесное. Трудиться с молитвой, с радостью о Господе, с искренней благодарностью Ему во всех обстоятельствах не так просто. Этому искусству учатся у старших сестер, вдохновляемых опытом вселенских и отечественных подвижников, приходящие в обитель из мира.

Монастырское подворье

В 1993 г. открылось монастырское подворье с Крестовоздвиженским храмом в селе Снегирево Кальчугинского района Владимирской области.

Усадьба Салтыковых, XVII-XX вв.

Адрес: Владимирская обл., с. Снегирево, Кольчугинский район, с. Снегирево. В XVIII в., Салтыковы, владельцы многих имений на Владимирской земле, построили новую усадьбу на берегу реки Ворши. Местечко, где была основана усадьба, стало называться сельцом Снегиревым. В усадьбе были построены большой господский дом, домовая церковь в честь Положения Ризы Господней и различные хозяйственные постройки. Все усадебные здания располагались в большом парке с двумя прудами.
В 1813 г. владелец сельца князь Н.И. Салтыков, генерал-фельдмаршал и председатель Государственного Совета и Комитета министров построил новую усадебную Кресто-Воздвиженскую церковь с каменною колокольнею. Склеп этой церкви стал местом фамильного захоронения князей Салтыковых. Здесь были похоронены князья Н.И. Салтыков с супругою, его сын С.Н. Салтыков и внук А.Д. Салтыков с супругою. Ныне сохранился лишь цоколь от захоронения князя А.Д. Салтыкова, скончавшегося в 1859 г. В 1920-х гг. гробы с телами покойных Салтыковых были выкрадены из склепа. Рядом с церковью сохранился обелиск С.Н. Салтыкова, изготовленный в мастерских М.С. Анисимова в Санкт-Петербурге и установленный племянником князя С.Н. Салтыкова. В первой половине XIX века рядом с церковью Воздвижения был построен странноприимный дом.


Крестовоздвиженский храм в селе Снегирево

Церковь представляет собой редкий тип храма – трехнефную базилику. Центральный неф вытянут с запада на восток. С востока вход в крипту под алтарем, в усыпальницу Салтыковых. Над центральным трансептом возвышается круглая одноярусная башенка колокольни. Церковь сложенна из кирпича. В интерьере храм четырехстолпный, своды центрального нефа кирпичные, боковые нефы имеют плоские перекрытия. Крестовоздвиженская церковь редкий памятник культовой архитектуры начала XIX века. Используется по первоначальному назначению Владимирской Епархией.

В 1887 г. в Снегиреве, ставшем к тому времени селом, была открыта церковно-приходская школа, размещавшаяся в доме князей Салтыковых. Ансамбль усадьбы князей Салтыковых представляет собой интересный образец дворянской усадьбы эпохи классицизма.

Парк, XVIII-XIX вв.

Парк ансамбля усадьбы Салтыковых существует с момента возникновения усадьбы. Парк состоит из регулярной и ландшафтной зон, сохраняется каскад прудов. Регулярно возделана малая (северо-восточная) часть парка. Сохранилась аллея вдоль дороги с севера на юг из села Снегирево через реку Воршу и группы посаженых деревьев с запада от аллеи. Парк занимает территорию в границах: с севера – река Ворша, с юга – полевая дорога на село Снегирево, с запада – река Медведка, с востока – граница Собинского района (лесная тропа). В западной части парка, ближе к его краю (р. Ворше) устроено кладбище, ныне действующее.

После революции имение подверглось разорению. Ничего не осталось от большого дворцового комплекса, украшенного ротондами. В годы гонений на Церковь храм не закрывался, но не ремонтировался. Лишь в начале 90-х годов XX в. Силами прихожан был проведен капитальный ремонт храма и реставрация стенописи.
См. Кольчугинский район . . Александровский р-н, с. Лукьянцево.
Смоленская Зосимова мужская пустынь . Александровский р-н, пос. им. Ленина.
Троицкий Стефанов Махрищский женский монастырь . Александровский р-н, с. Махра.

Свято-Троицкий Стефано-Махрищский монастырь основан в 1350-е годы преподобным Стефаном, выходцем из Киево-Печерского монастыря.

В XVI веке здесь была построена каменная церковь Святой Троицы. В том же столетии были обретены нетленными мощи преподобного Стефана, над которыми соорудили церковь в его честь. В XVIII веке были сооружены каменная ограда и церковь Преподобного Сергия Радонежского над восточными вратами, а в XIX веке - церковь Первоверховных апостолов Петра и Павла над северными вратами и братские корпуса. Тогда же к Троицкой церкви была пристроена трехъярусная колокольня.

В 1900 году в монастыре был устроен приют для сирот и детей окрестных жителей. В 1922 году монастырь был закрыт.

В 1993 году работа обители была возобновлена как работа скита Успенского женского монастыря в городе Александрове. В 2004 году Свято-Троицкий Стефано-Махрищский монастырь обрел статус ставропигиального.

Свято-Троицкий Стефано-Махрищский монастырь

Свято-Троицкий Стефано-Махрищский женский монастырь расположен в живописном месте на реке Молокча в селе Махра Александровского района Владимирской области. Эта обитель основана преподобным Стефаном, выходцем из стен Киево-Печёрского монастыря. В стенах обители побывали Ивана IV Грозный, Московские святители и поляки смутного времени, Сергий Радонежский, Святейший Патриарх Московского и всея Руси Алексий II и другие известные личности. Монастырь всегда открыт для паломников и гостей из разных регионов!

Свято-Успенский монастырь

Основателем Свято-Успенского монастыря является старец Лукиан. Женская обитель появилась в 17 веке на территории Успенской церкви, построенной Иваном Грозным в 1564 году. Кроме этой церкви в монастыре имеется еще один древний храм, напоминающий о пребывании здесь царя - Троицкий собор с необычной колокольней, уникальными «Васильевскими» дверями из Софийского храма и чудотворной Владимирской иконой Божьей Матери.

В монастыре свято чтится память об отце Корнилии, который был погребен под алтарем собора. Каждый год 11 августа по нем совершается заупокойная служба. В Ризнице хранится множество достопримечательностей 17 и 18 веков, переданных в дар монастырю царскими особами и иными лицами. Библиотека содержит большое количество синодиков и рукописей 16 и 17 веков. При обители работают ремесленная мастерская, школа, больница и гостиница.

Дата публикации или обновления 15.12.2017

Александровский женский монастырь в Маклаково

Адрес Александровского монастыря: Московская область, Талдомский район, с. Маклаково.
Как проехать к Александровскому монастырю.
Проезд на общественном транспорте: с Савеловского вокзала до станции «Талдом».
Расписания автобусов - в полезных ссылках.
Как проехать к Александровскому монастырю на автомобиле: по Дмитровскому шоссе.
Посмотреть все монастыри Московской области на карте яндекса.

Среди нескольких десятков монастырей в Подмосковье наряду с крупными и знаменитыми монастырями были и есть небольшие и даже совсем маленькие, но их религиозное служение людям остается важным и необходимым. Теперь уже трудно сказать, когда отношение к таким скромным монастырям было более почтительным: в царский период или в начале XXI в.

Александровский женский монастырь фактически был создан в самом конце XIX в. в имении и на средства калязинского купца И.Д. Бачурина. Монастырь был построен в благодарность Господу Богу за избавление от гибели во время крушения царского поезда 17 октября 1888 г. императора Александра III и членов его семьи.

Вначале в 1895 г. в селе Маклаково была открыта женская община, которую в 1906 г. переименовали в монастырь.

В монастыре были построены великолепный большой каменный собор во имя святого Александра Невского (освящен в 1897 г.) и домовый храм в честь иконы Богоматери «Утоли моя печали» (освящен в 1896 г.), оба они были возведены на средства купца И.Д. Бачурина.

Рядом с собором возвели каменную четырехъярусную колокольню в 1898 г.

Комплекс монастыря включал многочисленные разнообразные постройки, которые были окружены каменной оградой.

Главной святыней монастыря была местночтимая икона «Утоли моя печали» , которую сюда прислали с Афона. Ежегодно в престольные праздники в монастыре устраивались крестные ходы, привлекавшие сюда большое число богомольцев, для которых в монастыре была возведена гостиница.

При обители работала церковно-приходская школа с 1898 г.

В 1927-1932 гг. последние насельницы были вынуждены покинуть монастырь, который окончательно закрыли в начале 1930-х гг. В монастырских корпусах разместили больницу, школу, почту, часть помещений отдали под жилье.

В 1933 г. был открыт приход храма во имя святого благоверного князя Александра Невского.

В 1996 г. Александровский женский монастырь возродился. В монастыре действуют снова оба храма: во имя Александра Невского и в честь иконы «Утоли моя печали».

В монастыре сестры пишут иконы, выполняют художественную резьбу по дереву, работают в огороде, выполняют другие послушания в монастырском хозяйстве.

С 1998 г., когда в обитель стали приезжать паломники и даже группы паломников из разных городов и сел, сестры стали проводить экскурсии, показывать духовные спектакли и видеофильмы по православной тематике.

В монастыре сохранились далеко не все постройки, некоторые из них были разобраны в советский период.

Кроме большого собора во имя святого благоверного князя Александра Невского и домового рама в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» , от монастырских строений сохранились каменная четырехъярусная колокольня, келейный корпус и ряд других строений.

С использованием материалов из книги «Монастыри подмосковья».

На северной окраине Московской области, в селе Маклаково, что в 30 километрах от районного центра Талдом, находится Александровский женский монастырь, имеющий более чем столетнюю историю. Обитель, процветавшая до 1917 года, в советское время пришла в запустение. Ныне она переживает свое второе рождение...

В октябре 1888 года на железнодорожной станции Борки несколько вагонов императорского поезда сошли с рельсов и перевернулись. Ряд сопровождавших Александра III лиц погибли или сильно пострадали, однако сам царь и его дети остались невредимы. Это событие ознаменовалось появлением в разных концах России церквей и монастырей, посвященных небесному покровителю императора. Так, в 1892 году калязинский купец Иван Данилович Бачурин ходатайствовал о постройке в своих владениях при сельце Маклаково Калязинского уезда Тверской губернии храма во имя благоверного князя Александра Невского с богадельней и приютом. 4 октября 1892 года1 здесь состоялась закладка каменного трехпрестольного храма. Одновременно в двухэтажном доме устроили домовую церковь, освященную 16 марта 1896 года в честь иконы Божией Матери "Утоли моя печали", привезенной с Афона. Тот же Бачурин исходатайствовал разрешение открыть при церкви женскую общину, н начальницей которой стала монахиня Казанского Вышневолоцкого монастыря Адриана. Короткое время в Маклакове служили священники Феодор Колоколов и Петр Можжухин. Затем указом Синода от 15 июня 1896 года при Александро-Невской общине учреждается самостоятельный причт, состоящий из священника и псаломщика. Протоиерей Никанор СудницынПервым иереем общины стал Никанор Васильевич Судницын, мой прапрапрадед.

Он родился в 1835 году в селе Скнятине Калязинского уезда Тверской губернии в семье священника. По окончании Тверской духовной семинарии был рукоположен во иерея и определен к скнятинской Богородицерождественской церкви (1861), где прослужил 35 лет - до назначения в Александровскую женскую общину. В Скнятине отец Никанор активно занимался просветительской деятельностью. "В 1871 году изъявлена ему признательность епархиального начальства за преподавание катехизических поучений. 1875 года, 30 августа, преподано ему благословение Святейшего Синода без грамоты. (...) 1889 года, 23 марта, вторично преподано благословение Святейшего Синода с грамотой"2. С особым усердием в течение 27 лет он исполнял должность законоучителя в Скнятинском земском училище (с 1869 года), а также другие ответственные должности - духовника благочиния, благочинного, сотрудника Тверского епархиального попечительства о бедных духовного звания, удостоившись в числе прочих наград наперсного золотого креста и ордена Святой Анны 3-й степени.

В 1897 году настоятельницей общины назначается монахиня Тверского Христорождественского монастыря Измарагда, племянница И. Д. Бачурина. Уже были готовы дома для причта и заканчивалось строительство храма. Первый его Никольский придел освятил 30 августа 1897 года священник Никанор Судницын. Вскоре рядом с храмом поднялась четырехъярусная каменная колокольня с десятью колоколами (самый большой весил 90 пудов).

На новом месте отец Никанор продолжал активно заниматься просветительской деятельностью. Практически сразу же после освящения храма он начал проводить здесь внебогослужебные собеседования и религиозные чтения. 10 января 1898 года в сельце открылась церковноприходская школа, заведующим и законоучителем которой состоял отец Никанор, а первой учительницей - его свояченица Вера Ивановна Сретенская, окончившая курс в Царскосельском женском училище духовного ведомства.

26 мая 1901 года в Троицком соборе Калязинского монастыря архиепископ Тверской и Кашинский Димитрий возвел отца Никанора в сан протоиерея3. Прослужив в Маклакове еще два года и отметив свое 70-летие, протоиерей Никанор Судницын 3 августа 1905 года вышел за штат и вскоре скончался.

Преобразованная в монастырь община имела свое подворье в Санкт-Петербурге, где проживало около 40 насельниц. В 1910 году там построили деревянную церковь во имя мучениц Веры, Надежды и Любови и матери их Софии, а в 1912-м заложили каменный храм во имя святителя Алексия, митрополита Московского. На подворье (не сохранилось) действовала церковноприходская школа.

По данным на 1913 год, в Александровском монастыре состояло 8 монахинь, 50 рясофорных послушниц и 60 живущих на испытании. Угодий обитель имела довольно много: Иван Данилович Бачурин позаботился и об этом.

После революции игуменья Измарагда, управлявшая обителью почти четверть века, была арестована и скончалась в тверской тюрьме. Собор долгое время стоял закрытым, постепенно разрушаясь; в нем погибли настенные росписи, выполненные мастерами Санкт-Петербургской академии художеств. Каменный двухэтажный сестринский корпус, где находилась домовая церковь, переоборудовали под больницу, затем - под базу отдыха. В настоятельском корпусе разместилась школа. Во времена перестройки из-за отсутствия детей ее закрыли, а здание перешло в частную собственность. Остальные постройки отдали под жилье; в одном из них была почта.

В 1993 году началось восстановление обители. Сначала в Маклакове был зарегистрирован приход Александровского храма, а в 1996 году открылся и сам монастырь.

С тех пор здесь очень многое изменилось. Идет восстановление храма, сооружены сестринский корпус, три келейных дома, ряд хозяйственных построек. Восстановили было и домовую церковь. В том же здании разместились трапезная, иконописная, керамическая и пошивочная мастерские, библиотека, кельи сестер. Однако зимой 2000 года здание сгорело. На просьбу сестер о помощи откликнулось много людей и организаций. И в 2000 году состоялось освящение нового деревянного храма в честь иконы Божией Матери "Утоли моя печали".

В память об игуменьи Измарагде и духовенстве монастыря и в ознаменование столетия обители у алтарной части Александровского храма был установлен крест. К сожалению, монастырское кладбище не сохранилось, не осталось и могил тех, кому Александровский монастырь обязан своим рождением и расцветом - Ивана Даниловича Бачурина и протоиерея Никанора Судницына.

А. Н. Сурков, Москва

Паломнические поездки к Александро-Невскому женскому монастырю в с. Маклаково

Александровский общежительный женский монастырь был построен купцом Иваном Даниловичем Бачуриным в память о чудесном спасении Императора Александра III и Его Августейшего семейства в катастрофе 17 октября 1888 года.

По указу Священного Синода от 4 сентября 1895 года основанная в 1892 году в сельце Маклаково женская община была официально утверждена. Указ на имя Преосвященнейшего Саввы, Архиепископа Тверского и Кашинского гласил: «Ваше Преосвященство ходатайствуете об учреждении в память событий 17 октября 1888 года женской общины в сельце Маклаково, имении крестьянина деревни Медвежьей, Калязинского уезда, Ивана Бачурина, с наименованием сей общины «Александровскою»...

Далее в указе говорилось: "Названный крестьянин, вознамерившийся ознаменовать событие 17 октября 1888 года, сначала сооружением в сельце Маклакове трехпрестольной церкви, а потом учреждением при сей церкви женской общины, жертвует в пользу оной 63 дес. 1774 кв. сажени принадлежащей ему при сельце Маклакове земли (доходностью до 500 руб. в год). Сверх того Бачурин внес на содержание сестер общины 10000 руб., и обязался внести другие 10000 на содержание при ней причта. Обсудив изложенное и принимая во внимание, что со стороны Министра Внутренних Дел препятствий к учреждению в сельце Маклакове женской общины не встречается, Святейший Синод, руководствуясь ВЫСОЧАЙШИМ повелением, воспоследовавшим в 9 день мая 1881 года (Собр. указ. и расп. Прав. 1881 г. №82 ст. 552), определяет: учредить при сельце Маклакове, Калязинского уезда, женскую общину, с наименованием ея «Александровскою», с таким числом сестер, какое община в состоянии будет содержать на свои средства, о чем и уведомить Ваше Преосвященство указом Сентября 4 дня 1895 года."

Первая настоятельница монахиня Адриана введена в управление общиною 19 мая 1896 года викарием Тверской епархии Епископом Старицким Гавриилом. Короткое время в Маклакове служили священники Феодор Колоколов и Петр Можжухин. Затем указом Синода от 15 июня 1896 года при Александро-Невской общине учреждается самостоятельный причт, состоящий из священника и псаломщика. Первым иереем общины стал Никанор Васильевич Судницын.

В 1897 году были удовлетворены неоднократные прошения купца Ивана Даниловича в Тверскую Духовную Консисторию и в Святейший Правительствующий Синод о назначении его племянницы на должность начальницы основанной Бачуриным общины вместо монахини Адрианы. Согласно ведомости о начальнице Александровской женской общины Калязинского уезда Тверской епархии, датируемой примерно 1899 годом, монахиня Измарагда (мирское имя неизвестно) поступила семи лет в Угличский женский монастырь 14 марта 1863 года. В 1876 году была определена в число послушниц этого монастыря. 16 апреля 1895 года указом Тверской Духовной Консистории была переведена в Тверской Христорождественский монастырь, в котором находилась при продаже свеч. В монашество пострижена 14 ноября 1896 года. Монахиня Измарагда по определению Святейшего Правительствующего Синода от 29 мая 1897 года за №2744 и по указу Тверской консистории от 18 июня того же года за № 6112 определена на должность начальницы Александровской общины. Указом Святейшего Синода от 3 февраля 1906 г. Александровская женская община была преобразована в женский монастырь того же наименования и с таким числом инокинь, какое обитель в состоянии будет содержать на свои средства. Тем же указом настоятельницей монастыря была назначена настоятельница общины монахиня Измарагда с возведением её в сан игуменьи. В "ведомости о церквах и об обители", датируемой позднее 1913 года, ошибочно указывается об утверждении общины как монастыря уже в 1895 году, тогда как во всех документах до 1899 года упоминается лишь Александровская община.

В монастыре находилось два храма - соборный и домовой. Соборный храм, построенный в 1897 году, был освящен во имя святого благоверного князя Александра Невского и имел два придела: по правую сторону - во имя святителя Николая Чудотворца, а по левую - во имя преподобного Иоанна Лествичника. Домовой храм во имя иконы Божией Матери "Утоли моя печали" первоначально был построен в 1895 году, затем в1903 году перенесен в каменный двухэтажный корпус, на первом этаже которого размещалось училище для детей. В монастыре находилась особо чтимая икона Божией Матери "Утоли моя печали", перенесенная со Старого Афона. Крестные ходы с этой иконой собирали множество верующих со всех окрестных деревень. Богослужение в монастыре совершалось ежедневно. В храмовый праздник 30 августа ст. ст.(12 сентября н. ст.) совершалась торжественная служба с участием местного духовенства. Монахинь в монастыре в 1913 году состояло 8 человек, рясофорных послушниц - 50 человек, живущих на испытании - 60 человек. Сестры исполняли следующие послушания: клиросное пение, чтение Псалтири, печение просфор, шитье церковных облачений, летние полевые работы.

Храмы и корпуса в обители были построены на средства купца Ивана Даниловича Бачурина, который также пожертвовал монастырю значительное количество земли. По преданию Иван Данилович был похоронен за алтарем собора, но, к сожалению, сейчас его могила не сохранилась - в годы безбожия монастырское кладбище было уничтожено. В метрической книге церкви Александровской женской общины в с. Маклаково за 1899 год имеется запись о смерти основателя обители купца Ивана Даниловича Бачурина:
Дата смерти - 2 октября 1899 г.
Дата погребения - 7 октября 1899 г.
Умерший - Калязинский купец землевледелец Иоанн Даниилов Бачурин, прежде бывший крестьянин дер. Медвежья Калязинского уезда.
Возраст - 65 лет
Причина смерти - от сухой гангрены.
Отпевали - Александровской женской общины священник Н.Судницын с дияконом в должности псаломщика П.Меньшагиным на местном кладбище близ церкви.

С 1893 года при монастыре имелась церковно-приходская школа для мальчиков и девочек всякого звания. Содержание на школу шло от монастыря. Учащихся состояло в 1915 году 41 человек. Учительница была родом из села Капшино, а законоучителем был монастырский священник Николай Казанский. При монастыре в 1893 году также открылась богадельня на пять кроватей на полном монастырском содержании.

Рядом с соборным храмом в 1897 году была построена каменная четырехъярусная колокольня, где находилось десять колоколов. Первый большой колокол весил 90 пудов, второй - 50 пудов, а остальные восемь - позвоночные, и все вместе весили на 60 пудов. На территории монастырского двора внутри ограды кроме указанных храмов существовали следующие здания: настоятельский двухэтажный корпус, где жили настоятельница, ее келейницы и экономка; двухэтажный корпус, где помещалась трапеза для сестер, келарня, квасная и хлебопекарня, здесь же читалась "неусыпаемая псалтирь"; колодец в виде часовни, из которого брали воду на весь монастырь; одноэтажный корпус, в котором помещалась регентша и сестры, занимающиеся пением; двухэтажный большой корпус, где жили сестры, занимающиеся шитьем церковных облачений, разным рукоделием и другими послушаниями; флигель для казначеи монастыря и канцелярия; одноэтажный домик для сестер свечниц; одноэтажный домик для стариц-монахинь; конюшня для лошадей. Также здания монастыря находились и вне ограды: три деревянных домика с надворными строениями, из которых два были заняты священниками, а третий служил помещением для странников; скотный двор с двухэтажным корпусом для сестер, занимающихся скотоводством, а также с ледником для заготовки овощей, сараями для склада сена и хозяйственных орудий и амбаром для ссыпки зерна; баня и прачечная; домик для рабочих; кузница; пчельник; деревянная рига и в ней сложена печь для сушки хлеба и машина для обмолота хлеба.

Монастырь имел подворье в Петрограде, где жили сестры, занимающиеся разными послушаниями: чтением псалтири, печением просфор и шитьем церковных облачений. В 1910 году здесь была выстроена деревянная церковь во имя св. мучениц Софии, Веры, Надежды и Любови. При подворье имелась церковно-приходская школа на 120 человек. Всего здесь жило 40 сестер. В 1912 году с разрешения местного епархиального начальства была заложена каменная четырехпрестольная церковь во имя свт. Алексия Митрополита Московского. Закладку престолов в Санкт-Петербурге совершал Митрополит Санкт-Петербургский Владимир. Причет подворья состоял из двух священников. Попечительницей и благотворительницей была графиня София Сергеевна Игнатьева. Ныне на месте подворья ничего не сохранилось.

Причет самого монастыря в с. Маклаково состоял из одного священника, который получал жалование с процента капитала монастыря. Весь капитал монастыря был положен строителем монастыря Иваном Даниловичем Бачуриным на вечный вклад, можно было пользоваться лишь одними процентами. В 1913 году производился капитальный ремонт соборного храма (малярная, живописная, орнаментная работы, позолота иконостаса) и хозяйственный ремонт по монастырю (окраска крыш, малярные работы, отделка сестринских келий).

Все приведенные здесь сведения взяты из "Ведомостей о церквах и об обители" за 1915 г. Документ подписан настоятельницей Александровского женского монастыря игуменией Измарагдой, казначеей монахиней Августой и благочинной монахиней Михаилой.

После революции монастырь постигла та же участь, что и большинство других монастырей. В 1919 году игумения и сестры монастыря подписали договор с Новосеменовским Волостным Советом Рабочих и Крестьянских депутатов о принятии в бессрочное бесплатное пользование зданий Александровского монастыря, обязуясь не допускать политических собраний враждебного Советской власти направления и совершения любых враждебных новой власти действий. Несмотря на это, уже в 1923 году обитель была закрыта. Старожилы рассказывают, что игумения умерла в заключении в Тверской тюрьме. В 1927 - 31 гг. последние насельницы монастыря вынуждены были покинуть это место. Вскоре после закрытия монастыря каменный двухэтажный корпус, в котором находился домовой храм во имя иконы Божией Матери "Утоли моя печали" был отдан под больницу, судьба святой иконы неизвестна. В настоятельском двухэтажном корпусе разместилась школа. Еще один большой двухэтажный корпус, невдалеке от соборного храма, стал использоваться как жилой дом для колхозников. Из трех деревянных домиков, расположенных за монастырской оградой, два были отданы под жилье колхозникам, а в третьем разместили почту. Здание собора использовалось как мастерская по ремонту сельхозтехники, затем в нем хранили удобрения. Ограда монастыря была разобрана.

После закрытия в с. Маклаково животноводческой фермы и резкого уменьшения количества постоянных жителей села, школа, почта, больница были также закрыты. Здание собора стояло полуразрушенным, пол разобран, в центре храма после вывоза удобрений вырыт котлован. Когда прохудилась крыша – погибли фрески, выполненные мастерами Санкт-Петербургской академии художеств. Летом в соборе прятались от жары коровы, молодежь жгла костры и разрисовывала стены, дети катались на импровизированных качелях, подвешенных к цепи от паникадила. Здание школы (настоятельский корпус) было приватизировано и заброшено, дом колхозников (сестринский корпус) и здание почты пришли в аварийное состояние. Каменный корпус с храмом Божией Матери перешел в собственность завода ЗЭЛТА и использовался как база отдыха.

Александровский женский монастырь имел большое значение в жизни игуменьи Серафимы (Варвары Васильевны Черной) – первой настоятельницы Новодевичьего монастыря после возрождения в нем монашеской жизни.

По благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия в 1993 году в селе Маклаково был открыт православный приход храма во имя святого благоверного князя Александра Невского. Священником возрождающегося прихода был назначен клирик храма Архангела Михаила г. Талдома иерей (впоследствии протоиерей) Василий Соловьев. В этот период начались работы по восстановлению собора Александра Невского, а богослужения совершались в комнате жилого дома (бывший сестринский корпус), переоборудованной под домовую церковь.

Согласно рапорту митрополита Ювеналия от 21 марта 1996 года Священный Синод благословил открытие Александровского женского монастыря в селе Маклаково, преобразовав его из ранее действующего прихода, и назначил насельницу Свято-Троицкого Ново-Голутвина монастыря монахиню Елизавету (Семенову) настоятельницей. 25 марта 1996 года монахиня Елизавета и несколько сестер Ново-Голутвина монастыря приехали в село Маклаково возрождать Александровскую обитель.

К моменту открытия монастыря у собора была покрыта крыша прохода между колокольней и центральной частью храма, и начаты работы по замене покрытия куполов, но собор в это время еще представлял собой огромный котлован, в котором стояла вода. В сестринском деревянном корпусе, который находился в аварийном состоянии, проживали люди, но часть помещений, малопригодных для проживания в них людей, пустовало, и дом был передан монастырю в долгосрочную аренду. Здание почты, также в крайне аварийном состоянии, было передано монастырю сразу после его открытия. Помещение кирпичного здания с домовой церковью продолжало использоваться как база отдыха, но через некоторое время каменный корпус был передан монастырю, и в нем немедленно началось восстановление домовой церкви Божией Матери «Утоли моя печали». В 1997 году на месте полуразвалившихся сараев с помощью администрации района был построен новый настоятельский корпус.

В 1996 году исполнилось 100 лет со времени введения первой в истории монастыря настоятельницы в управление Александровской общиной. Ко дню главного престольного праздника монастыря, дню памяти святого благоверного князя Александра Невского, который совершается 12 сентября нового стиля, в соборе были настелены черновые полы, вставлены окна, был установлен временный иконостас. В этот праздничный день торжественное богослужение в возрожденном соборе совершал Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий.

21 февраля 2000 года Александровский монастырь постигло тяжкое испытание. У обители не было денег на солярку для системы отопления большого корпуса с домовым храмом, и пришлось ставить железные печи в сам корпус. В келье, где находилась одна из печей, отпала часть печной трубы, полетели искры, и Божиим попущением начался пожар. Когда он был замечен, сестры, как могли, тушили огонь, но было уже поздно, а пожарные смогли приехать лишь через час после начала пожара, когда весь дом уже был охвачен пламенем (в селе нет телефонной связи, и оно находится далеко от города). В этом корпусе, где протекала в основном вся жизнь обитателей монастыря, находились домовый храм, полностью восстановленный, трапезная, кухня, кельи сестер, иконописная, керамическая и пошивочная мастерские, библиотека. Сгорело все, лишь удалось вынести иконы из храма, в том числе икону Святого благоверного князя Александра Невского с частицей его мощей, и небольшую часть монастырского имущества.

После пожара монастырь начал быстро восстанавливаться. В 2001 году был построен и освящен деревянный храм в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали», а также построен новый деревянный сестринский келейный корпус. Затем построено здание трапезной, монастырь обнесен оградой, разбиты цветники и газоны. 12 сентября 2006 года три престола восстановленного собора (святого благоверного князя Александра Невского, святителя Николая и преподобного Иоанна Лествичника) были освящены Митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием при большом стечении духовенства и народа. К этому празднику помогла подготовиться администрация Талдомского района, с которой у монастыря сложились дружественные отношения.

В 2012 году Александровский женский монастырь был переименован в Александро-Невский женский монастырь.

11 августа 2014 года после тяжелой продолжительной болезни отошла ко Господу игумения Александро-Невского женского монастыря Елизавета (Семенова). С глубокой сердечной скорбью сестры монастыря, прихожане и паломники, а также все, кто знал игумению Елизавету, восприняли известие о ее безвременной кончине.

2 ноября 2014 года в Александро-Невском женском монастыре по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, согласно решению Священного Синода от 23 октября 2014 года, новая настоятельница обители монахиня Тамара (Гончаренко), назначенная на место почившей игумении Елизаветы (Семеновой), была возведена в игуменский сан, ей был вручен жезл в знак управления монастырем.

День сестер начинается с полунощницы и Литургии, затем сестры несут различные послушания. В монастыре ежедневно совершается суточный круг богослужений. На полунощнице и Литургии присутствуют все сестры, кроме больных и несущих послушание на кухне. Присутствие на вечернем богослужении зависит от послушания, которое несет сестра. В нашем монастыре каждой сестре предоставляется отдельная келья. Келейное правило у сестер состоит из трех канонов, 1 главы Евангелия, 2-х глав Апостола. Акафист Спасителю или Божией Матери совершается попеременно в будние дни перед обеденной трапезой или читается келейно.

Монастырь небольшой, поэтому общение с матушкой всегда доступно для сестер. Сестры несут послушания: казначеи, благочинной, эконома, клиросное, церковницы, алтарницы, просфорницы, повара, трапезарника, прачки, огородницы, травницы, пасечницы, садовницы, птичницы, молочницы, делопроизводителя, преподавателя воскресной учебно-воспитательной группы, библиотекаря. Кроме того в нашей обители есть творческие мастерские: иконописная, мозаичная, керамическая. За большинством сестер послушания закреплены постоянно, клиросное послушание несут все сестры поочередно. Послушания назначаются сестрам в зависимости от способностей и внутреннего устроения. Послушания, связанные с общением со светскими людьми чаще всего исполняют игумения, казначея и благочинная монастыря.