Активный участник контрреформации. Что такое контрреформация? История

религиозно-политическое движение в Западной Европе XVI-XVII вв. против Реформации, возглавленное папством. Оплотом и материальной опорой контрреформации были государства, в которых позиции католицизма оставались наиболее прочными (Испания, а также княжества Юго-Западной и Южной Германии и Австрия). В 1534 г. был основан, в 1540 г. утвержден орден иезуитов, ставший главным орудием контрреформации. В 1542 г. реорганизована папская инквизиция. Реформация была ликвидирована в Испании, Италии; католицизм был восстановлен в Польше, Южной Германии, Австрии; после длительных Религиозных войн протестанты потерпели поражение во Франции.

Отличное определение

Неполное определение ↓

КОНТРРЕФОРМАЦИЯ

от лат. contra - против и reformatio - преобразование, реформация) - совокупность мер, предпринятых католической церковью в 16-17 вв. в ответ на протестантскую Реформацию, которые укрепили позиции католицизма и оказали серьезное воздействие на политическое и культурное развитие континентальной Европы. Центральным событием контрреформации стал Тридентский собор, заседавший с перерывами с 1545 по 1563. Собор осуществил реформы, к проведению которых в Римско-католической церкви призывали многие еще до выступлений М. Лютера. Контрреформация включает два аспекта: обновление католической церкви, укрепление ее позиций, поколебленных успехами протестантизма, и осуществленные на этой основе меры против протестантизма - контрреформацию в узком смысле слова. Благодаря принятым на Соборе решениям католическая церковь стала более сплоченной, приобрела более современный облик, так что вплоть до 1869 ее Вселенские соборы не созывались. Все же в отличие от протестантизма католицизм больше охранял традицию, чем обновлял ее.

Декретом о традиции Тридентский собор подтвердил, что Священное Писание и Традиция (творения отцов церкви и церковные решения по вопросам вероучения) одинаково являются источниками веры и что только церковь имеет право трактовать Писание. Декретом о таинствах церковных Собор узаконил принятые церковью семь таинств и осудил лютеран, кальвинистов и цвинглианцев за их трактовку таинства евхаристии. Папа был провозглашен высшим и безусловным авторитетом в делах веры. Введена строгая церковная цензура, учрежден «Индекс запрещенных книг» (1559). Вместе с тем началась работа по реорганизации курии, отменена торговля индульгенциями, осуждены отступления от церковной дисциплины среди духовенства и монахов. Были учреждены несколько новых монашеских орденов; орден иезуитов (Общество Иисуса) получил более широкие права в деле католического воспитания и развернул активную проповедническую деятельность. Создавались многочисленные школы и коллегии (Германикум, Григориана и др.). Перестроившись, католицизм начал борьбу за восстановление утраченных позиций в Баварии, Венгрии, Австрии, Польше. Попытки ре-католизации с помощью политических средств с опорой на католических монархов привели к религиозным войнам 16-17 вв. Однако они уже не смогли изменить соотношения сил: заключенный в 1648 Вестфальский мир вернул исходную ситуацию, как она была определена Аугсбургским соглашением (1555). Он означал окончание периода контрреформации. Больше того, в результате религиозных войн усилился процесс секуляризации: просвещенный абсолютизм в политической сфере и просвещение.

Контрреформация способствовала развитию теологии, росту образованности духовенства, усилению миссионерской деятельности. Но протестантизм не был повержен, более того, конфессиональное размежевание в европейском обществе лишь укрепилось. Католические реформы носили половинчатый и противоречивый характер; в них доминировал дух противодействия обновлению жизни европейского общества, они вступали в конфликт с антиавторитарной светской мыслью 17-18 вв. В культурной жизни этого времени перевес оказался на стороне протестантизма. И если верно, что без Лютера не было бы Канта, то без протестантской теологии не было бы ни Шлейермахера, ни Гегеля. В то же время реставрационно-консервативные течения (Ж. де Местр, Л. де Боналъа) 1-й пол. 19 в. в поисках религиозных истоков обращались именно к католицизму. Контрреформация стала предпосылкой католического возрождения 19 в.

Лит.: Jedin H. Katholische Reform oder Gegenreformation? Luzern, 1946; Das Weltkonzil von Trident. Sein Werden und Wirken, 2. Bde. Munch., 1951; ;/. Die Reformation in Deutschland, 2. Bde. Munch., 1962; Tillich P. Die Entwicklung des romischen Katholizismus vom Tridentinum bis zur Gegenwart. - Vorlesungen uber die Geschichte des christlichen Denkens, Tl. l. Stuttg., 1971.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Католическое движение, возникшее после выдвижения идей Лютера, Кальвина, Цвингли и других реформаторов, имевшее своей целью восстановить престиж Римско-католической церкви и христианской веры.

Реформация потрясла Западную церковь. Это был сильный удар по ее позициям. Церковь вела борьбу с Реформацией, одновременно пытаясь провести внутренние преобразования , необходимость которых была очевидна.

Система мер, направленная на пресечение и искоренение реформационных идей и движений: создание Высшего инквизиционного трибунала, введение строгой цензуры, вмешательство папства в государственные дела и привлечение монархов к борьбе с протестантизмом - известна в истории как Контрреформация. Кроме этих мер принимались и решения по изменению организации церкви.

Католическая церковь, оправившись и укрепив свою организацию при помощи новых методов, частично заимствованных у самой реформации, развернула упорную и многостороннюю борьбу, целью которой было любыми средствами вернуть в «единоспасающее лоно» католической церкви перешедших в протестантизм.

Эта политика католической церкви, получившая название контрреформации, нашла своё наиболее яркое выражение в деятельности ордена иезуитов и в мероприятиях католической церкви, проведённых на основании решений Тридентского собора.

Орден иезуитов
Орден иезуитов сыграл крупную роль в борьбе феодально-католической реакции против всех прогрессивных сил и передовых идей. На примере деятельности ордена иезуитов особенно выпукло вырисовываются те методы, к которым прибегала в изменившихся условиях католическая церковь ради укрепления отживающего феодализма.

Основателем ордена иезуитов («Общества Иисуса») был испанский дворянин средней руки Игнатий Лойола (1491-1556). Лишившись из-за тяжёлого ранения возможности служить в королевских войсках, Лойола, являвшийся ярым реакционером и католическим фанатиком, решил посвятить себя «служению Иисусу» и борьбе с еретиками. После многолетнего изучения богословия сначала в Саламанкском университете, а затем в Сорбонне Лойола написал книгу под названием «Духовные упражнения», в которой излагались организационно-программные принципы «Общества Иисуса». Деятельность этого общества началась практически с 1534 г., но официально орден иезуитов был учреждён в 1540 г., когда он был утверждён римским папой. В дальнейшем он неизменно поддерживал тесную связь с папством.

Лойола был первым руководителем (генералом) ордена и создателем его устава. В ордене господствовала строжайшая дисциплина. Формально высшим органом власти у иезуитов являлась генеральная конгрегация, состоявшая из высших сановников ордена, но фактически вся власть была сосредоточена в руках генерала, при котором имелся совет в составе шести человек с совещательными правами. Иезуиты разделили весь мир на особые районы, называвшиеся провинциями, которые, как правило, включали не одну, а несколько стран. Деятельностью иезуитов в провинциях руководили провинциалы, имевшие при себе совещательные коллегии. Члены ордена, хотя и давали, как все монахи, обет послушания, целомудрия и нестяжательства, жили в отличие от монахов не в тиши монастырских обителей, а в миру. Их главной обязанностью было находиться в центре общественной жизни и оказывать на неё своё влияние, как того требовали интересы католической церкви и директивы руководителей ордена. Подчинённый «должен предоставить провидению, в лице своих начальников, так управлять собою, как если бы он был трупом», - таково было основное требование, предъявлявшееся к каждому иезуиту.

Главными направлениями реакционной деятельности иезуитов были: воспитание в духе догматов католической церкви подрастающего поколения, проникновение во все слои общества и преимущественно в правящие его сферы с целью их подчинения воле и целям ордена и католической церкви, осуществление планов папской политики, борьба с ересями и распространение католицизма. В дальнейшем одной из основных целей стало обеспечение материального преуспевания ордена. Фанатические, пронырливые, обладавшие змеиной изворотливостью иезуиты проникали в великосветские салоны, во дворцы коронованных особ, потакали их слабостям и порокам, опутывали их сетью интриг и, подчинив своей воле, превращали в послушных исполнителей политики ордена и папства. Для иезуита не существовало никаких религиозных преград, когда дело касалось интересов ордена или исполнения его приказаний. Он не должен был останавливаться перед совершением «смертного греха», если того требовал начальник. Хитросплетением софистических и формальнологических словесных комбинаций он должен был уметь оправдать любой, самый отвратительный и аморальный поступок или действие, если конечный их результат соответствовал интересам ордена. Иезуитские школы, исповедь, ухаживание за больными, интриги, провокации, преступления - всё преследовало цели «уловления душ». Подобные же методы применялись иезуитами, чтобы использовать набожность, невежество или пороки своих «агнцев» для овладения их имуществом.

Иезуиты проникали и в самую толщу обездоленных и угнетённых народных масс, выслеживали и выдавали инквизиции еретиков и «бунтовщиков». Они убеждали бедный люд в божественной предустановленности существующих порядков, в необходимости покорности и смирения, в «тщете и суетности» всего мирского.

Тридентский собор и папство
Успехи Реформации показали, что католическая церковь должна сама провести некоторые внутренние реформы и перестроить свою организацию, если она желает сохранить свою былую роль в христианском мире. Вместе с тем папская курия опасалась, что всякая более или менее серьёзная перестройка католической церкви может привести к торжеству реформационных идей, особенно в обстановке, когда даже некоторые крупные церковные феодалы склонны были признать отдельные догматы реформации. Для папства речь могла идти только о некоторых половинчатых реформах, не затрагивающих основных догматических и организационных принципов католической церкви. Церковные власти стали решительно пресекать нарушения духовенством правил отправления культа и папских предписаний - декреталий. Они укрепляли богословские факультеты университетов и церковные школы, в Риме был создан центральный инквизиционный трибунал, который стал главным учреждением по борьбе с вероотступничеством. Застенки инквизиции заполнились тысячами жертв, которые подвергались чудовищным пыткам с целью вынудить «признание» в ереси или отречение от неё. Был составлен «индекс запрещённых книг».

Большое значение в этих реакционных мероприятиях католической церкви имел Тридентский собор (т. е. церковный собор в городе Триденте, или Тренто), заседавший с перерывами с 1545 по 1563 г. Решающее значение имела его последняя, третья сессия, длившаяся с января 1562 г. по декабрь 1563 г.

Энергичная поддержка, оказанная папству со стороны окрепшего ордена иезуитов, определила на соборе перевес самых реакционных группировок католической партии, не склонных ни к какому компромиссу с протестантизмом.

Собор отверг все попытки отдельных его участников внести какие-либо существенные изменения в догматы или организационные принципы католической церкви. На соборе были преданы анафеме все сочинения протестантов и их учения. Иезуиты яростно отстаивали принцип верховенства папы над епископами, собором и светскими властями и положение о непогрешимости папы, когда он с кафедры даёт толкование вопросам веры.(Этот догмат о непогрешимости папы был принят, однако, официально лишь на Ватиканском соборе 1869-1870 гг., также под давлением иезуитов.)

Основные положения Тридентского собора:

В решениях собора говорилось о функции церкви как посредника в достижении спасения. Вера, благодеяния и посредничество церкви, именно такой путь к спасению постулировался на Тридентском соборе.

Подтверждалась непоколебимость церковных иерархии, таинств и традиций.

Тридентский собор в первый период своих заседаний подтвердил схоластическое учение средних веков об оправдании и, таким образом, окончательно сломал мост между католиками и протестантами.

Было закреплено, что Священное Предание также является источником веры, что отрицали протестанты.

Так, раз в год в епархиях и раз в три года в провинциях должны были проводиться синоды.

Вводились меры по пресечению злоупотреблений, подрывавших авторитет церкви - торговли церковными должностями, вымогательства, сосредоточения в одних руках нескольких бенефициев, присутствия на церковных должностях лиц, не имеющих духовного сана.

Признавалась недопустимость торговли индульгенциями.

Папа Пий V (1566-1572) стал проводить в жизнь реформы Тридентского собора. Он вел борьбу с непотизмом, торговлей должностями. При нем была образована Конгрегация Собора, которая следила за правильным толкованием решений Тридентского собора.

Последствия феодальной реакция и контрреформации в Европе
Контрреформация, т. е. контрнаступление католической церкви на Реформацию, была лишь частью того общего наступления, которое организовала феодально-католическая реакция в Европе в середине XVI в. против выступивших в это время на историческую арену прогрессивных сил. В борьбе нового со старым, отживающим феодальным строем католическая церковь была целиком и полностью на стороне последнего. Она не только обосновывала идеологически господство вступившего уже в стадию своего разложения феодального строя, но и физически истребляла его противников при помощи своих инквизиционных трибуналов.

Вторая половина XVI в. ознаменовалась временными успехами феодальной реакции и контрреформации, что оказало резко отрицательное влияние на рост производительных сил, буржуазных производственных отношений, национальное и культурное развитие Польши, Чехии, Италии, Испании и некоторых других государств, в которых утвердилась реакция. Все средства католическая церковь употребила на то, чтобы искоренить из сознания народов идеи социального прогресса, идеи борьбы против всякого рода угнетения - социального, политического, национального.

Но успехи феодальной реакции были временными и непрочными. В Европе росли и накапливались новые силы, готовившиеся нанести ещё более сокрушительные удары по феодальной реакции и католической церкви.

В результате католической реформы Церковь претерпела административные изменения, которые укрепили ее положение. Централизация власти в руках папы, появление семинарий и учебных заведений нового типа и, как следствие, обновление состава духовенства, борьба с явными недостатками, на которые давно обращали внимание многие, все это помогло католической Церкви соответствовать эпохе.

Окончательно оформился разрыв католиков и протестантов.

Контрреформация

Контрреформация - Контрреформация в Западной Европе - католическое движение, возникшее после выдвижения идей Лютера, Кальвина, Цвингли и других реформаторов, имевшее своей целью восстановить престиж Римско-католической церкви и христианской веры.

Реформация потрясла Западную церковь. Это был сильный удар по ее позициям. Церковь вела борьбу с Реформацией, одновременно пытаясь провести внутренние преобразования, необходимость которых была очевидна. «Система мер, направленная на пресечение и искоренение реформационных идей и движений: создание Высшего инквизиционного трибунала, введение строгой цензуры, вмешательство папства в государственные дела и привлечение монархов к борьбе с протестантизмом - известна в истории как Контрреформация». Кроме этих мер принимались и решения по изменению организации церкви.

Контрреформация – период католического возрождения XVI – XVII вв.,

это комплекс мер, направленных на подавление протестантизма и возвращение

территорий и населения, отпавших от католицизма. Термин

«контрреформация» введен немецким историком Леопольдом фон Ранке.

Основные направления деятельности католической церкви:

1. Основание первых католических семинарий; священники получали

теологические знания.

2. Активизация деятельности монашеских орденов; менялась монашеская

организация, появлялись новые ордена. Первым стал орден театинцев,

основанный архиепископом Театы Караффой (будущий папа Павел IV). В 1526

г. был создан орден капуцинов, во главе которого стоял Марк Анкона. В

Милане в 1530 г. сформировался орден барбанитов, целью которого была

опека больных и бедных. Но наибольшую роль сыграл орден иезуитов

(«Братство Иисуса»), основанный Игнатием Лойолой (1491–1556). В 1540 г.

папа окончательно утвердил орден.

3. Орудием контрреформации стала инквизиция. В 1542 г. по инициативе

кардинала Караффы в Риме был создан Высший инквизиционный трибунал,

названный позже Священной канцелярией.

4. Вселенский собор в Триденте (город в Южном Тироле) (1545–1563).

Численность участников собора колебалась: на первой сессии было 34 чел., на

последней – 215. Собор заседал 25 сессий, на нем было принято много важных

для реформирования церкви постановлений. 27

5. Контрреформация повлияла и на политическую обстановку в Европе. Папа

активно сотрудничал с монархами, оказывал им помощь в борьбе с

протестантами.

6. Одновременно папство пытается провести ряд реформ для укрепления

привязать «скитающихся» монахов к монастырям. Папа Григорий XIII

становится духовным реформатором. При его правлении орден иезуитов

достигает наивысших достижений, он создает семинарию в Риме. Папа Сикст V

(Перетти, 1585–1590) укрепляя церковь, привел в порядок финансы, проявлял

беспощадную строгость, сделал Рим центром всемирного паломничества,

модернизировал церковную администрацию, сформировал барочный стиль

7. В католической церкви продолжилось развитие схоластической теологии в

новых условиях. Главными центрами богословской мысли стали Саламанка в

Испании и Коимбра в Португалии. Среди богословов, участвовавших в

полемике с реформаторами, выделяется Иоганн Экк и Петр Канизий – лидеры

немецкой контрреформации.

8. Возникают католические сепаратистские течения – янсенизм, галликанизм.

Основная богословская проблематика западного мира – проблема пути

спасения, точнее говоря, вопрос о человеческой воле и Божьей благодати.

Янсенизм (от имени епископа Янсения Ипернского, профессор в Лувене)

представлял собой религиозное движение, стремившееся к реформированию

церкви в ригористическом духе. Янсений пришел к убеждении, что

схоластическая теология отпала от традиций древний церкви. Он выдвигал на

первый план тезис о непостижимости взаимодействия благодати и

человеческой воли. Янсенизм был с самого начала открытым противником

религиозно–попечительных взглядов иезуитов и стал заклятым врагом ордена.

приходских священников.

9. Получает расцвет духовная элита. Блез Паскаль (1623–1662).Французский

математик, физик, философ, литератор – проникновенный защитник веры. Его

полемические «Письма провинциала» нанесли удар по иезуитам. Он рассуждал

об ограниченности разума, о его неспособности постичь Бога и божественное.

Он никогда не пытался вписать в одну богословскую систему таинственное

сотрудничество благодати с нищетой и убожеством человека. И как

неисчерпаема фраза, которую у него Бог говорит человеку: «Ты бы меня не

искал, если бы ты меня уже не нашел»

Укрепление папской власти[править | править исходный текст]

Папа Пий V (1566-1572) стал проводить в жизнь реформы Тридентского собора. Он вел борьбу с непотизмом, торговлей должностями. При нем была образована Конгрегация Собора, которая следила за правильным толкованием решений Тридентского собора. В 1566 г. был издан «римский катехизис» для духовенства, а в 1568 г. реформирован «Римский псалтырь». Такие меры были призваны укрепить единство веры как у духовенства, так и у мирян. Окончательное формирование единого римского молитвенного ритуала было закреплено 14 июля 1570 г. буллой «Quo primum», которая требовала обязательного использования в католической церкви изданного тогда «римского молитвенника».

В годы понтификата Григория XIII была проведена реформа календаря. Ещё на Тридентском соборе встал вопрос о том, чтобы привести в соответствие год Юлианского календаря и год астрономический. Было решено, что за 4 октября 1582 г будет следовать 15 октября. Сначала это решение было одобрено в католических государствах, протестантские государства приняли его через 100 лет, а Греция и Россия, где господствовало православие, перешли на этот календарь только в начале XX века.

Кроме того, при Григории XIII было создано несколько церковных университетов. Так, в Риме был основан Грегорианский университет, в 1569 г. Германская коллегия («Германикум») была реорганизована, открыли Греческую коллегию («грекорум») в 1577 г. для греков и армян, в 1579 г. - Английскую коллегию, позже - Шотландскую, Ирландскую и другие. Священники, обучавшиеся там, должны были не только стать опорой обновленной церкви, но и быть готовыми столкнуться с теми трудностями, которые неизбежно проявились бы в странах, где соседствовали католицизм и протестантизм. Однако при Григории XIII вновь возродился непотизм, против чего пытались бороться до этого.

Папа Сикст V (1585-1590) боролся с этими явлениями. Также он «явился создателем администрации Церковного государства и новой, современной системы единого управления церковью». Власть папы усилилась, однако роль коллегии кардиналов не стала незначительной. Внутри нее, согласно булле «Immensa aerteni Dei» от 22 января 1588 г., появились различные специальные конгрегации. «Они взяли на себя большинство функций бывших центральных папских учреждений». Из 15 конгрегаций 10 входили в единую систему церковного управления, а 5 были органами управления Папского государства. Кардиналы были приравнены по статусу и власти к светским князьям, они сами стали князьями церкви. Реформа, проведенная при Сиксте V, усиливала централизацию власти в церкви, делала самих пап гораздо более влиятельными.

Во владениях Габсбургов, в верхненемецких княжествах католическая реставрация была одной из сил, укреплявших власть светских правителей. Также монархии в Испании, Португалии, княжествах Южной Германии и Италии видели в Контрреформации позитивную силу. В Англии, Франции - она наоборот поддерживала оппозиционную правительству католическую партию.

Церковь поддерживала начинания европейских монархов, направленные против протестантов. Так, папа Пий V поддерживал герцога Альбу в Нидерландах, предоставил французскому королю Карлу IX для борьбы с гугенотами войска, а также разрешил ему продать часть церковного имущества и пустить эти деньги на войну с протестантами. Папа Григорий XIII уже давно хотел начать борьбу с Англией, где было много протестантов. Для этого он заручился поддержкой (в том числе и военной) монархов Испании и Франции. Было решено, что начать борьбу с Англией лучше всего в Ирландии, которая находилась под ее контролем. Отряд был отправлен в Ирландию, но потерпел поражение от превосходящих сил англичан. Сикст V отлучил от церкви протестанта наследника французского престола Генриха Наваррского. Это отлучение было снято лишь в 1595 г. уже другим понтификом.

Деятельность ордена Иезуитов: цели, программа, методы. «Духовные упражнения».

Иезуи́ты, или Орден Иезуитов - мужской монашеский орден Римско-католической церкви, основанный в 1534 году Игнатием Лойолой и утверждённый Павлом III в 1540 году. Официальное название - Общество Иисуса (лат. Societas Jesu), также Орден св. Игнатия (по имени основателя).

Иезуиты сыграли большую роль в контрреформации, активно занимались наукой, образованием и миссионерской деятельностью. Члены Общества Иисуса наряду с тремя традиционными обетами (бедности, послушания и целомудрия) дают и четвёртый - послушания папе римскому «в вопросах миссий». Девизом ордена является фраза «Ad majorem Dei gloriam» («К вящей славе Божией»).

Основные принципы построения ордена: жёсткая дисциплина, строгая централизация, беспрекословное повиновение младших по положению старшим, абсолютный авторитет главы - пожизненно избираемого генерала («чёрного папы»), подчинённого непосредственно папе римскому. Система морали, разработанная иезуитами, ими самими называлась «приспособительной» (accomodativa), так как давала широкую возможность в зависимости от обстоятельств произвольно толковать основные религиозно-нравственные требования. Для большей успешности их деятельности орден разрешает многим иезуитам вести светский образ жизни, сохраняя в тайне свою принадлежность к ордену. Широкие привилегии, данные папством иезуитам (освобождение от многих религиозных предписаний и запрещений, ответственность только перед орденским начальством и др.) способствовали созданию чрезвычайно гибкой и прочной организации, в короткое время распространившей свою деятельность на многочисленные страны. Слово «иезуит» приобрело переносное значение.

В средние века иезуиты активно использовали казуистику, систему пробабилизма, а также применяли различные приемы для трактовки вещей в выгодном для себя ключе, в частности мысленные оговорки и т. п. Из-за подобной морали в бытовом языке слово «иезуит» стало синонимом хитрого, двуличного человека. Многие тезисы иезуитской морали были осуждены папами Иннокентием XI, Александром VII и другими. С иезуитами полемизировал Паскаль в своих Письмах к провинциалу. Несмотря на то, что современные иезуиты не сильно выделяются своей философией на фоне других католических орденов, часть критиков[кто?] считает, что иезуиты не до конца отвергли принятую в средние века мораль, допускающую очень вольное трактование различных вещей и событий.

На протяжении почти 500 лет существования Ордена важнейшую роль в формировании мышления и цели жизни каждого иезуита играют «Духовные упражнения», составленные в 1522 году основателем ордена Игнатием Лойолой . Лойола понял: лучший способ воспитать человека в соответствии с определенным идеалом состоит в завоевании его... воображения. Он не останавливается на пожеланиях и проповедях - он требует действия: выбора цели жизни. Для достижения этого необходим умело разработанный комплекс упражнений, причем таких, которые лучше всего соответствовали бы поставленной цели. Работая над «Духовными упражнениями», Лойола хотел убить способность к самостоятельному мышлению, привить иезуиту фанатичную веру. Впрочем, «он никогда не имел в виду полного и разностороннего развития личности, как о том мечтал Леонардо да Винчи, он никогда не предоставлял доброй воле индивидуума заботы об определении размеров и характера своего умственного развития» .

Каждый иезуит должен проделать духовные упражнения в течение 40 дней дважды в своей жизни - при вступлении в «Общество Иисуса» и по окончании обучения. Для поддержания стойкости духа иезуиты ежегодно по 8 дней повторяют эти упражнения. Место для выполнения процедуры - уединенная келья. Посвящаемый должен пробыть в ней в течение всего срока в молчаливом сосредоточении, общаясь только с духовным наставником и исповедуясь ему. Необходимо уйти в самого себя, живя лишь одними мыслями и воображаемыми образами...

Как утверждают исследователи деятельности Лойолы, главная особенность «Духовных упражнений» в том, что их «нужно не прочитать, а пережить». «Человек, каковы бы ни были его убеждения, с самого начала «упражнений» выворачивается наизнанку, его жизнь перевертывается вверх дном; он отвергает теперь то, что раньше почитал», - отмечает А. Тонди, бывший в среде иезуитов 16 лет и «проживший» книгу Лойолы .

Какими же правилами руководствуются иезуиты? Книга открывается введением «Начало и основания», дающим «понимание жизни», которое должен усвоить иезуит. Далее следуют упражнения, расписанные по дням и часам на 4 недели. Рассмотрим коротко логику построения курса и содержание упражнений.

Предмет для размышлений на первой неделе - фундаментальные положения: «Грех», «Божий суд» и т. п. Цель - пересмотр своей жизни. На 2-й неделе обучающийся должен научиться созерцать «Царство Христово» и далее - размышлять о смирении, любви к Христу... Цель - убедить в следовании, послушании и служении Христу. Цель 3-й недели - усилить в иезуите любовь к Христу и Церкви, укрепить его в раскаянии и самоотречении. Содержание упражнений на этом этапе - размышления и созерцания на тему «Жизнь Иисуса». Цель 4-й недели - вызвать фанатизм разума, эйфорию чувств и целенаправленность воли. Содержание: размышления над событиями жизни Христа от Рождества до Вознесения.

Таким образом, в итоге достигается цель не по воздействию на отдельные решения субъекта, а по перестройке всей его психики и чувственного восприятия жизни. «Упражняющийся» как бы находится внутри выстреленного из пушки ядра. Путь назад отрезан». .

Остановимся подробнее на методике проведения упражнений.

Во-первых, существуют предварительные упражнения, то есть, осуществляется «подводка» обучающегося. Каждый вечер, прежде чем лечь спать, иезуит должен самостоятельно продумать то, что он будет созерцать на следующее утро. Утром, во время одевания и в течение получаса, предшествующего «созерцанию», иезуиту рекомендуется мысленно повторить то, чем ему вскоре предстоит заняться.

Во-вторых, обучающийся должен представить конечный результат конкретного упражнения: он просит у Бога того, чего он хочет достичь в качестве практического результата «созерцания», по возможности чего-нибудь реального, полезного для его собственных «духовных нужд».

В-третьих, прежде чем приступить к выполнению упражнения, приближаясь к месту молитвы, обучающийся останавливается в 2-3 шагах и внушает себе, что Бог смотрит на него. Далее следует подготовительная молитва. Следующий шаг еще не само упражнение, а «подготовка почвы». Следует представить себе объект, который ему предстоит «созерцать». Основная часть «созерцания» разделена на пункты и параграфы, то есть, упражнение разбито на небольшие и сравнительно легкие «шаги». Первые объекты созерцания легки для воображения: эпизоды из жизни Иисуса, Марии и т. д. Последующие более сложны и абстрактны: тайны загробного мира, чистилище, ад, милосердие, грех. В любом случае предмет упражнения должен быть таким, чтобы заполнить час времени.

Практически каждое упражнение основано в той или иной степени на самовнушении. Например, «следует повторять самому себе, что ад существует, представлять себя, насколько это возможно, навеки пребывающим во всепожирающем огне, в абсолютном мраке, безо всякой надежды, и повторять это сто раз в течение часа» . Есть в арсенале иезуитов и

би-упражнения. Так, обучающийся должен представить армию Сатаны на равнинах Вавилона и самого Сатану, обращающегося к своим демонам с речью. Затем необходимо сменить картину воображения и «увидеть» иерусалимскую равнину и Христа среди своих учеников. Смену картин предписано повторять несколько раз. Благодаря полярному противопоставлению двух сцен, это упражнение является непосредственной подготовкой к основному акту - выбору жизненного пути.

Методически каждый шаг связан с упражнением «трех способностей»: памяти, воли и интеллекта. Помимо этого используется упражнение на «применение чувств». Оно состоит в созерцании предмета с помощью зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания. Например, приводится способ созерцания ада: «Представить себе ад:

в длину, ширину и высоту объятый пламенем;

слышать жалобные вопли и стоны, пронзительные крики, проклятья, смешанные с ропотом бушующего пламени;

запах дыми, серы, смолы и всякой гнили, наполняющий страшную пропасть;

ощущать горчайший вкус слез, проливаемых грешниками;

жар всепожирающего пламени...» Цит. по: .

Впечатление усиливается предписанными самоистязаниями, «бичеванием тела до крови, впрочем, чтобы язвы не доходили до костей» .

Тонкий знаток человеческой психики и весьма изобретательный автор «Упражнений» в течение 1-й недели погружает обучающегося в царство ужаса. Дни и ночи проходят в невыразимом смятении. Для введения иезуита в такое состояние служат, например, упражнения следующего типа. Новопосвященному предлагается присутствовать даже... при собственной кончине. «Он видит своих родных, рыдающих вокруг его кровати, слышит погребальный звон колоколов, видит себя в гробу, зарытым в землю и наконец, присутствует при разложении собственного тела» . В конце недели обучающийся сдается, уступает внушению, исповедуется и успокаивается... В данном случае переход из отрицательного к контролируемому положительному эмоциональному состоянию является педагогическим приемом.

В настоящей статье автор не ставил задачи дать характеристику деятельности иезуитов с исторической, политической, нравственной и моральной стороны. Заметим - как объект анализа с позиций ТРИЗ и ТРТК «Орден иезуитов» интересен еще и

опытом решения жизненных изобретательских ситуаций;

логикой развития коллектива.

Оценки же исследователей «Духовных упражнений» различны и часто противоречивы. С практической и методической точки зрения нам представляется наиболее точной оценка А. Тонди, испытавшего на себе силу «Упражнений»: «До создания Ордена у церкви не было ничего подобного и, кроме ордена иезуитов, нет и теперь» . Действительно, почти 500-летняя деятельность организации свидетельствует о воспроизводимости «Упражнений» и их эффективности по достижению поставленной иезуитами-наставниками цели.

Таким образом, «Духовные упражнения» имеют вполне определенную цепь, носят системный характер, методически разработаны. Они затрагивают не только интеллект, но и эмоции, физиологию и сводятся к управлению памяти, интеллекта и воли. «Упражнения» являются фокусом духовной жизни иезуитов и способны преобразовывать стиль собственной жизни.

Мы намеренно выбрали в качестве информационного фонда материал по деятельности «Ордена иезуитов» в силу интересных особенностей, а также неизвестности материала тризовцам.

Во-первых, иезуитам удалось построить работоспособную, тиражируемую и эффективную педагогическую систему, надежно работающую уже 500 лет (естественно, другое дело - чему учили отцы-иезуиты).

Во-вторых, в отличие от занятий по ТРИЗ, где используются, в основном, отдельные педагогические находки, иезуиты создали именно систему упражнений, где каждое последующее вытекает из предыдущего.

В-третьих, все упражнения иезуитов - не просто холодная интеллектуальная игра с информацией, а именно «прочувствование» и даже «проживание» каждого упражнения. Недаром многие упражнения педагогической системы К. С. Станиславского близки к упражнениям иезуитов .

информационную карточку в картотеку «Эффективно работающих педагогических систем»;

возможное предупреждение - на конкретном примере - о последствиях использования педагогических систем, где ученики лишаются свободы выбора, какой бы он ни был...

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Значение слова контрреформация

контрреформация в словаре кроссвордиста

Энциклопедический словарь, 1998 г.

контрреформация

церковно-политическое движение в Европе сер. 16-17 вв. во главе с папством, направленное против Реформации. В основу программы контрреформации легли решения Тридентского собора (1545-63). Осуществлялась в основном с помощью инквизиции. Активные проводники контрреформации монашеские ордена.

Контрреформация

католическая реакция, церковно-политическое движение в Европе середина 16≈17 вв., возглавленное папством и направленное против Реформации с целью восстановления позиций, утраченных католицизмом в ряде стран в 1-й половине 16 в. По существу К. была одним из проявлений феодальной реакции (охватившей не только экономическую и политическую, но и идеологическую сферу), религиозной формой «контрнаступления» феодальных сил, пытавшихся упрочить феодальный строй в эпоху его начавшегося разложения.

Главными орудиями К. были инквизиция , монашеские ордена, римская курия . Инквизиция, реорганизованная в 1542 в одну из конгрегаций римской курии и подчинённая непосредственно папе, развернула в католических странах борьбу с передовыми идеями, свободомыслием, наукой, всеми проявлениями реформационной мысли (особенно упорно преследовались народные направления Реформации). На костре были сожжены Дж. Бруно, Дж. Ванини, подвергнуты преследованиям Т. Кампанелла, Г. Галилей и многие другие передовые мыслители. Самое активное участие в К. принял созданный в 1534≈40 орден иезуитов . С помощью иезуитов и др. сил католической реакции папству удалось на Тридентском соборе (1545≈63) добиться, в частности, признания безусловного авторитета папы в делах веры, введения строгой церковной цензуры, издания « Индекса запрещенных книг » и др. Решения собора стали своего рода программой К. Было принято т. н. Тридентское исповедание веры, которое должны были подписать все духовные лица; всякое отклонение от него рассматривалось как ересь и преследовалось. В ходе К. в Риме был создан ряд учебных заведений для спецмальной подготовки католического духовенства, направлявшегося прежде всего в страны, которые были ареной наиболее острой борьбы между силами Реформации и К. (Германия, Нидерланды и др.). В ходе К. иезуиты захватили в свои руки многие университеты, в свою очередь становившиеся орудием католической реакции. В числе церковных деятелей, наиболее рьяно проводивших К., ≈ римские папы Павел III, Павел IV (до избрания папой ≈ кардинал Карафа), Пий IV и др., кардинал Карло Борромео, иезуит П. Канизий и многие др.

К. не ограничивалась деятельностью учреждений католической церкви. Она активно проводилась также государственной властью ряда стран: Габсбургами в Испании и в «Священной Римской империи», Максимилианом Баварским, Сигизмундом III Ваза в Польше и др. Сторонники Реформации подвергались преследованиям государства; издавались специальные государственные указы, требовавшие от протестантов возвращения в «лоно католической церкви» под угрозой высоких штрафов, изгнания из страны или даже казней. Одним из проявлений К. была борьба за возвращение католикам земель, утраченных ими в ходе проведения Реформации (издание Реституционного эдикта 1629 императором «Священной Римской империи» Фердинандом II). Под знаменем К. Испания вела борьбу против Нидерландской буржуазной революции 16 в., Габсбурги подавляли освободительное движение покорённых ими народов, боролись за осуществление идеи создания «мировой христианской империи» (во время Тридцатилетней войны 1618≈1648 и др.).

Сплотив силы феодальной реакции, К. в известной мере укрепила положение папства и католической церкви (восстановив католицизм и подавив реформационные движения в ряде стран), временно задержала натиск сил нового, буржуазного общества.

Лит.: Михневич Д. Е., Очерки по истории католической реакции (Иезуиты), М., 1953; Лозинский С. Г., История папства, М., 1961; Brandi К., Deutsche Reformation und Gegenreformation, Bd 2 ≈ Gegenreformation und Religionskriege, Lpz., .

Википедия

Контрреформация

Контрреформация в Западной Европе - католическое движение, возникшее после выдвижения идей Лютера, Кальвина, Цвингли и других реформаторов, имевшее своей целью восстановить престиж Римско-католической церкви.

Реформация потрясла Западную церковь. Это был сильный удар по её позициям. Церковь вела борьбу с Реформацией, одновременно пытаясь провести внутренние преобразования, необходимость которых была очевидна. «Система мер, направленная на пресечение и искоренение реформационных идей и движений: создание Высшего инквизиционного трибунала, введение строгой цензуры, вмешательство папства в государственные дела и привлечение монархов к борьбе с протестантизмом - известна в истории как Контрреформация». Кроме этих мер принимались и решения по изменению организации церкви.

Примеры употребления слова контрреформация в литературе.

И хотя довольно скоро, в период феодально-абсолютистской реакции, после победы Контрреформации в части Европы и полного омертвения, закостенения Реформации в другой ее части, волна философской мысли в народе спадает, она оставила свои неизгладимые следы, в частности, в лучших произведениях литературы Возрождения, и прежде всего у Шекспира.

Фейт Бах, покинувший Венгрию из-за насильственных действий контрреформации , попал со своими родичами из огня да в полымя.

В связи с этим событием Борромео составил эти несколько страниц, которые стали излюбленным орудием контрреформации и двумя веками позже были извлечены на свет из-под черепичной кровли дома Джона Шекспира в Стратфорде.

Если испанская инквизиция была инструментом на службе испанского абсолютизма, то папская инквизиция в первую очередь служила интересам католической контрреформации .

Реформация и контрреформация почти неизменно сопровождались реформами секретной службы.

Таким образом, в руки Кобгема попали нити опаснейшего заговора, который сплела контрреформация против правительства Елизаветы.

И наконец, приводится аргумент, что разница производительности протестантских и католических общин лучше объясняется препятствиями, которые чинила экономическому рационализму контрреформация , чем любым положительным вкладом протестантизма.

Сесил не верил в прочность католической контрреформации , которая явно противоречила интересам буржуазии и большей части джентри, выходцем из рядов которого он являлся.

Борьба двух королев была столкновением контрреформации и Реформации, конфликтом между стремившейся к мировому господству католической Испанией и быстро набиравшей силы протестантской Англией.

С другой стороны, большинство членов английского Тайного совета и прежде всего, конечно, сам Берли склонялись к мысли, что вовсе не следует вести дело к открытому противоборству протестантизма и католической контрреформации , которое могло бы объединить Испанию и Францию против Англии.

Юный Джилберт был послан учиться во Францию и образование получил не где-нибудь, а в иезуитской семинарии в Реймсе, готовившей проповедников и разведчиков для осуществления планов контрреформации в Англии.

Однако никто, кроме немногих посвященных в тайну, не мог предполагать, что Уайт-Уэбс стал центром очередного международного заговора контрреформации против ее противников, удар по которым она снова пыталась нанести на английской земле.

Латинской Америке -- достойный наследник контрреформации , поскольку она служит делегитимизации рационального, неограниченного капиталистического накопления.

Со своею северною силой и твердолобием они снова отбросили человечество назад и добились Контрреформации , т.

Реформация, затем контрреформации , одна отколовшаяся группа за другой.

|
реформация и контрреформация, что такое контрреформация
- Контрреформация в Западной Европе - католическое движение, возникшее после выдвижения идей Лютера, Кальвина, Цвингли и других реформаторов, имевшее своей целью восстановить престиж Римско-католической церкви и христианской веры.

Реформация потрясла Западную церковь. Это был сильный удар по ее позициям. Церковь вела борьбу с Реформацией, одновременно пытаясь провести внутренние преобразования, необходимость которых была очевидна. «Система мер, направленная на пресечение и искоренение реформационных идей и движений: создание Высшего инквизиционного трибунала, введение строгой цензуры, вмешательство папства в государственные дела и привлечение монархов к борьбе с протестантизмом - известна в истории как Контрреформация». Кроме этих мер принимались и решения по изменению организации церкви.

  • 1 Проблема терминологии
  • 2 Католическая реформа до Реформации
  • 3 Начало Контрреформации
    • 3.1 Новые ордена
      • 3.1.1 Иезуиты
  • 4 Ход Контрреформации
    • 4.1 Тридентский собор
    • 4.2 Постановления Тридентского собора
    • 4.3 Укрепление папской власти
  • 5 Итоги Контрреформации
  • 6 См. также
  • 7 Примечания

Проблема терминологии

Термины «Контрреформация» или «католическая реакция», широко используемые в литературе, являются спорными. современной исторической науке принято обозначать действия католической церкви по восстановлению престижа и влияния не Контрреформацией, а католической реставрацией или католической реформацией. Связано это с тем, что в этом процессе была очень важна идея обновления, очищения церковных институтов от тех недостатков, в которых ее упрекали современники. Это не были коренные изменения, наоборот, на Тридентском соборе были подтверждены устоявшиеся положения относительно священных текстов, обрядов, таинств. Но те изменения, которые произошли внутри самого института церкви, несомненно, свидетельствуют о том, что одной из главных идей в это время было преображение веры и духовенства, стремление соответствовать духу времени. Новые условия породили и новые идеалы, в том числе и в религиозной сфере. Так, А. Г. Вульфиус в своей работе «Проблемы духовного развития. Гуманизм, реформация, католическая реформа» писал: «Само слово „реакции“ подчеркивает противодействие против Реформации и тем самым отодвигает на задний план то весьма глубокое и интересное внутреннее перерождение католицизма в XVI и XVII вв.., которое в нем совершалось наряду с борьбою против протестантизма».

Католическая реформа до Реформации

Упрёки по поводу упадка нравов внутри Церкви были слышны уже в XII в., причем сами обвинителями выступали и Папы (Иннокентий III), и канонизированные впоследствии праведники (св. Бернард). И внутри Церкви были те, кто пытался искоренить эти недостатки. Католическая реформа началась в Италии и Испании. Испании в XV веке начались преобразования Церковной организации. Король Фердинанд Католик и королева Изабелла желали довести до конца начинания своих предшественников. Испания хотела иметь не столь зависимую от Рима Церковь, поскольку она, как считали многие, имела огромные заслуги перед Церковью в деле защиты Религии от иноверцев. При Фердинанде и Изабелле назначение на высокие Церковные посты стало происходить только с согласованием кандидатур с королевской властью, королевский суд был уполномочен принимать жалобы на злоупотребления духовного суда. За такие уступки королевская власть взяла на себя защиту Церкви от еретиков (этой цели служит новая организация инквизиции, подчиненная королю) и заботы о Церковной дисциплине. Все эти изменения, реформы не имели никакого отношения к протестантской реформации.

К концу XV века Католическая Церковь, несмотря на несомненные явления упадка, таила в себе ещё огромные запасы религиозной энергии. Существовало несколько спорных вопросов по поводу внутреннего устройства Церкви и ее жизни: проблема верховенства власти Соборов и Пап, многие были за ограничение власти Папы решениями Соборов; вопрос о национальных Церквях, защита национальных епископатов и монастырей от произвола Папской курии; вопрос об отношении к слишком развившейся обрядовой стороне (поставил этот вопрос Эразм Роттердамский) и к элементам нового гуманистического образования. К разрешению этих проблем Церковь приступила ещё до появления на сцене Лютера и достигла значительных успехов. Протестантское движение не было главной причиной Католической реформации. Проблемы, существовавшие внутри института Церкви, были очевидны ещё раньше, и меры по изменению порядка также были предприняты ранее. Но Реформация Лютера поставила «новую и главную задачу: спасение Церковного единства в борьбе с ересью. Решение этой задачи сплеталось с прежними проблемами …».

Начало Контрреформации

Началом Контрреформации можно считать отлучение папой Львом X от церкви Мартина Лютера в булле «Exurge Domini» 15 июня 1520 г. первое время папство не считало церковный раскол серьёзным. Риме ситуация виделась временным кризисом, который можно достаточно быстро разрешить. И поэтому ни о каком компромиссе тогда не говорили, варианты реформ не рассматривались. Папа Адриан VI (1522-1523) на Нюрнбергском рейхстаге подверг критике преступления и ошибки пап, полагая, что признание промахов церкви разрешит ситуацию.

Новые ордена

В ходе католической реформы были созданы новые монашеские ордена. 1527 г. был основан орден театинцев. Они желали восстановить ценности раннехристианской общины, апостольской жизни. 1526 г. из ордена францисканцев выделился новый орден капуцинов, который проповедовал возвращение к строгим нормам устава св. Франциска. ордене кармелитов появляется реформаторское крыло, идеал жизни они видели в аскетическом образе жизни и бедности. 1530 г. появился орден варнавитов,в 1537 году - орден бонифратров, монахи которого заботились о больных. Тогда же был основан орден св. Урсулы, который занимался попечением и воспитанием молодых девушек. Так, в 1540 г. (создан в 1536 г., но был утвержден как официальный двумя годами позже) был основан орден иезуитов. Это был орден нового типа.

Иезуиты

Основная статья: Иезуиты

Орден иезуитов был основан 15 августа 1534 года Игнасио Лойолой. Первоначально это было «безобидное студенческое общество, мечтающее о миссионерской деятельности среди магометан». Среди основателей ордена был будущий генерал ордена Игнасио Лойола. Позже, когда 9 молодых магистров-основателей ордена побывали на аудиенции у папы в 1535 г., стало понято, что понтифик высоко оценил их способности, но их миссионерская деятельность не может быть осуществлена. Папа собрался заключить союз с императором и Венецианской республикой, чтобы устроить новый крестовый поход против турок. Лойола преобразовал свою конгрегацию "1) в постоянную организацию и 2) в общество священников для выполнения внутренней миссии или своего рода католическую армию спасения под верховным командованием папы, ибо он видел ее применение и на военной службе, и потому, отправляясь в начале 1537 г. в Рим, он дал своему обществу название, под которым оно ведет борьбу и в наше время, - «Общество Иисуса».

В 1540 г. проекты статутов Общества Иисуса были утверждены папской курией, но до 1543 г. число его членов не должно было превышать 60 человек. Этот новый орден напрямую подчинялся папе, в том числе и в плане военной организации. «Лозунг, который орден выставил в начале своей деятельности, был обращение масс, ушедших из ограды церкви». Методы такого возвращения: образование детей, рассказы о вере и ее устоях, а среди взрослых - деятельность в качестве духовников. То есть, особое внимание обращалось на исповедь, народ уже во многом отвык от такой практики. Были организованы миссии в Италии по обращению евреев в христианство. Число сторонников иезуитов росло. К концу 1544 г. в Европе насчитывалось 9 иезуитских поселений: по 2 - в Италии, Испании и Португалии, по 1 - во Франции, Германии и Нидерландах. К 1554 г. орден имел свои поселения уже от японских островов до бразильского побережья. 1550-е гг. происходит новая смена курса ордена: «иезуит уже тогда был не только законоучитель, проповедник, духовник и миссионер, но в первую очередь преподаватель средних и высших классов». Генерал ордена Игнасио Лойола ведал всеми делами и полновластно руководил им. Главным принципом иезуитов был лозунг «perinde ac cadaver» - «труп в руках хозяина», то есть папы. Служение иезуитов папе Римскому было беспрекословным. Они отстаивали принцип верховенства власти папы во всех сферах вплоть до низложения монархов. Они выработали свою доктрину тираноубийства, за что их позднее стали подозревать в связи с убийцами Генриха III и Генриха IV.

Иезуиты никогда не жили в монастырях, их главная задача предполагала работу в миру.

Ход Контрреформации

С 1524 г. римская церковь систематически посылала во все епархии Италии, особенно на север, суровые инструкции по борьбе с ересью. 1536 г. вышла булла Павла III (1534-1549), угрожавшая отлучением от церкви за всякую апелляцию к собору и ставившая духовенство в привилегированное положение в случае привлечения духовного лица к суду.

В 1542 г. появилась булла «Licet ab initio». Она учреждала в Риме центральный инквизиционный трибунал с широкими правами. Его власть распространялась на все страны, он боролся с ересью и приговорил таких деятелей эпохи как Дж. Бруно и Дж. Ч. Ванини.

Папа Павел III способствовал обновлению церкви, «положил начало идейно-теоретической подготовке антиреформационного наступления». При нем важные посты в курии и архиепископствах заняли такие деятели, как кардинал Гаспаро Контарини, Джакопо Садолето и «отец неаполитанско-испанской инквизиции кардинал Караффа». Караффа в 1543 г. наложил запрет на печать любых книг без разрешения инквизиции. Позже, уже в 1559 г., был впервые издан «Индекс запрещенных книг», который рассылался во все уголки католического мира. Те издания, которые входили в него, не могли быть официально напечатаны, их запрещалось иметь у себя. Среди таких книг были работы Лоренцо Валлы, Макиавелли, Ульриха фон Гуттена, Боккаччо, Эразма Роттердамского.

Тридентский собор

15 марта 1545 г. открылся Вселенский собор в городе Тренто (по лат. Тридент), названный Тридентским собором. булле папы, посвященной открытию собора, обозначались его задачи: определение католической веры и реформа церкви. Также постулировалась необходимость систематизации и унификации католического учения.

Целью созыва этого собора было поднятие авторитета католицизма и его упрочнение. Собравшиеся там представители церкви разделились на две партии: непримиримую папскую и компромиссную императорскую. Папская партия осуждала догматику и ошибочные, еретические учения. Они отвергали любую возможность переговоров с протестантами на равных. Императорская партия желала рассмотреть причины еретических учений, причины деморализации духовенства. Они желали разрешить допускать к обсуждению многих важных вопросов светских лиц, провести переговоры с протестантами. Императорская партия была очень слаба, и Павлу III удалось навязать собору свою программу.

В это же время император Священной Римской империи Карл V одержал несколько побед в войне с протестантами-курфюрстами. Это могло усилить позиции императорской партии на соборе, заставить и папскую партию пойти на уступки. Такого поворота событий не желал Павел III. Чтобы не допустить этой ситуации, он решил лишить Карла V своей военной помощи и отозвал свои войска из Германии, прекратил финансовую поддержку императорских войск. Место заседания собора было перенесено в Болонью. Но не все его участники согласились с этим решением. Возникла ситуация, когда часть собора заседала в Тренто, а часть находилась в Болонье. При этом и та, и другая часть фактически бездействовали.

Но в 1549 г. папа Павел III умер. Новым понтификом стал Юлий III. Император потребовал возобновления заседаний собора. Это было сделано в мае 1551 г., а в апреле 1552 г. собор вновь прекратил действовать. январе 1562 г. Тридентский собор снова начал работать. Теперь речь на нем шла о том, чтобы реставрировать папство в духе «истинных начал католицизма» как единой религии. Ни о каких уступках протестантам не могло быть и речи.

Во всех католических странах должно было быть принято Тридентское исповедание веры: все духовные лица и профессора университетов обязаны были принести присягу. ней говорилось о том, что приносящий ее полностью придерживается католического вероисповедания, его трактовки Священного Писания и других священных текстов, его таинства и обряды признаются во всей своей полноте единственно истинными.

Постановления Тридентского собора

В решениях собора говорилось о функции церкви как посредника в достижении спасения. Вера, благодеяния и посредничество церкви, именно такой путь к спасению постулировался на Тридентском соборе. Подтверждалась непоколебимость церковных иерархии, таинств и традиций. Тридентский собор в первый период своих заседаний подтвердил схоластическое учение средних веков об оправдании и, таким образом, окончательно сломал мост между католиками и протестантами. Было закреплено, что Священное Предание также является источником веры, что отрицали протестанты. Все это означало, что разрыв католицизма с протестантизмом был окончательным.

Из-за реформационного движения католической церкви необходимо было объединиться. Но в это время были уже довольно сильны национальные церкви, желавшие ограничить власть папства, поставить выше его решений решения соборов. Но собор посчитал, что единственной силой, способной объединить церковь, было именно папство. Поэтому Тридентский собор закрепил верховенство власти понтификов. «Критерием верности церкви стала верность папству».

Среди решений собора были и важные в плане реформирования церкви пункты. Так, раз в год в епархиях и раз в три года в провинциях должны были проводиться синоды. Вводились меры по пресечению злоупотреблений, подрывавших авторитет церкви - торговли церковными должностями, вымогательства, сосредоточения в одних руках нескольких бенефициев, присутствия на церковных должностях лиц, не имеющих духовного сана. Подчеркивалась роль исповеди, других церковных таинств. Признавалась недопустимость торговли индульгенциями. Также важным постановлением собора было решение создать по возможности в каждой епархии семинарии, в которых обучались бы священники. Образование должно было идти по реформаторскому типу. Таки образом, подготавливалась основа для обновления нравов как в среде духовенства, так и в среде мирян, которых бы вела за собой католическая церковь.

Решения собора претворялись в жизнь не сразу. Национальные церкви не желали соглашаться с получением папой права назначать и смещать служителей церкви во всех странах. При папе Григории XIII при дворах европейских монархов были учреждены постоянные нунциатуры (дипломатические представительства).

Иезуиты создавали свои учебные заведения с целью давать образование в духе обновленного католицизма. Император Фердинанд I создал университеты в Вене и Праге. Если протестанты предоставляли князьям, перешедшим в их веру, возможность объединить в своих руках и светскую, и религиозную власть, то и Контрреформация давала такую же возможность. «С согласия папы, даже в союзе с ним, они могли сохранить за собой свои приобретения, и их влияние в католической церкви росло (с образованием тесного союза светской власти и папы)». Такое решение было обусловлено тем, что за правителем в вопросах веры в большинстве случаев следовало и дворянство. Таким образом, чтобы не потерять авторитета и усилить влияние, церкви необходимо было дать большую свободу светской власти.

Союз духовной и светской властей предполагал и усиление влияния государственных интересов на избрание пап. середине XVI века появилось право «государственного вето». Кардиналы-представители той или иной страны были проводниками воли государства, они выдвигали вместо нежелательного для светской власти кандидата на папский престол другого, угодного им. Император Карл V впервые дал указание кардиналам империи, за кого голосовать. Габсбурги обеих ветвей сделали право «вето» своим привычным правом. Позже им пользовались и другие европейские монархи.

Укрепление папской власти

Папа Пий V (1566-1572) стал проводить в жизнь реформы Тридентского собора. Он вел борьбу с непотизмом, торговлей должностями. При нем была образована Конгрегация Собора, которая следила за правильным толкованием решений Тридентского собора. 1566 г. был издан «римский катехизис» для духовенства, а в 1568 г. реформирован «Римский псалтырь». Такие меры были призваны укрепить единство веры как у духовенства, так и у мирян. Окончательное формирование единого римского молитвенного ритуала было закреплено 14 июля 1570 г. буллой «Quo primum», которая требовала обязательного использования в католической церкви изданного тогда «римского молитвенника».

В годы понтификата Григория XIII была проведена реформа календаря. Ещё на Тридентском соборе встал вопрос о том, чтобы привести в соответствие год Юлианского календаря и год астрономический. Было решено, что за 4 октября 1582 г будет следовать 15 октября. Сначала это решение было одобрено в католических государствах, протестантские государства приняли его через 100 лет, а Греция и Россия, где господствовало православие, перешли на этот календарь только в начале XX века.

Кроме того, при Григории XIII было создано несколько церковных университетов. Так, в Риме был основан Грегорианский университет, в 1569 г. Германская коллегия («Германикум») была реорганизована, открыли Греческую коллегию («грекорум») в 1577 г. для греков и армян, в 1579 г. - Английскую коллегию, позже - Шотландскую, Ирландскую и другие. Священники, обучавшиеся там, должны были не только стать опорой обновленной церкви, но и быть готовыми столкнуться с теми трудностями, которые неизбежно проявились бы в странах, где соседствовали католицизм и протестантизм. Однако при Григории XIII вновь возродился непотизм, против чего пытались бороться до этого.

Папа Сикст V (1585-1590) боролся с этими явлениями. Также он «явился создателем администрации Церковного государства и новой, современной системы единого управления церковью». Власть папы усилилась, однако роль коллегии кардиналов не стала незначительной. Внутри нее, согласно булле «Immensa aerteni Dei» от 22 января 1588 г., появились различные специальные конгрегации. «Они взяли на себя большинство функций бывших центральных папских учреждений». Из 15 конгрегаций 10 входили в единую систему церковного управления, а 5 были органами управления Папского государства. Кардиналы были приравнены по статусу и власти к светским князьям, они сами стали князьями церкви. Реформа, проведенная при Сиксте V, усиливала централизацию власти в церкви, делала самих пап гораздо более влиятельными.

Во владениях Габсбургов, в верхненемецких княжествах католическая реставрация была одной из сил, укреплявших власть светских правителей. Также монархии в Испании, Португалии, княжествах Южной Германии и Италии видели в Контрреформации позитивную силу. Англии, Франции - она наоборот поддерживала оппозиционную правительству католическую партию.

Церковь поддерживала начинания европейских монархов, направленные против протестантов. Так, папа Пий V поддерживал герцога Альбу в Нидерландах, предоставил французскому королю Карлу IX для борьбы с гугенотами войска, а также разрешил ему продать часть церковного имущества и пустить эти деньги на войну с протестантами. Папа Григорий XIII уже давно хотел начать борьбу с Англией, где было много протестантов. Для этого он заручился поддержкой (в том числе и военной) монархов Испании и Франции. Было решено, что начать борьбу с Англией лучше всего в Ирландии, которая находилась под ее контролем. Отряд был отправлен в Ирландию, но потерпел поражение от превосходящих сил англичан. Сикст V отлучил от церкви протестанта наследника французского престола Генриха Наваррского. Это отлучение было снято лишь в 1595 г. уже другим понтификом.

Итоги Контрреформации

В результате католической реформы Церковь претерпела административные изменения, которые укрепили ее положение. Централизация власти в руках папы, появление семинарий и учебных заведений нового типа и, как следствие, обновление состава духовенства, борьба с явными недостатками, на которые давно обращали внимание многие, все это помогло католической Церкви соответствовать эпохе.

См. также

  • Реформация в Италии

Примечания

  1. 1 2 История Средних веков: в 2 т. Т. 2: раннее Новое время: Учебник / Под ред. С. П. Карпова. - М., 2008. - 432с.
  2. 1 2 3 История. Под ред. С. А. Жебелева, Л. П. Карсавина, М. Д. Приселкова. Вып. 14. Часть I. А. Г. Вульфиус. Проблемы духовного развития. Гуманизм, реформация, католическая реформа. Птб., 1922 г.
  3. 1 2 3 4 Бемер Г., Ли Г. Ч. Иезуиты. Инквизиция. - Спб: Полигон, 1999. 1249 с.
  4. Лозинский С. Г. История папства. - М.: Политиздат, 1986 г. С. 149
  5. 1 2 3 4 Е. Гергей. История Папства: (Пер. с венгр.) - М.: Республика, 1996. - 463 с.

гипсовая контрреформация, контрреформация это, реформация и контрреформация, что такое контрреформация, що таке контрреформация

Контрреформация Информацию О