Эмоциональные междометия. Междометие - это выражение чувств и эмоций

В 18 веке французский философ и писатель Жан-Жак Руссо сказал: «Существовать - значит чувствовать». В языке есть специальные слова, которые выражают самые различные чувства. Это междометия. На уроке вы узнаете все о междометии как особой части речи. Также вы узнаете, как пишутся междометия и какими знаками препинания обособляются.

Тема: Междометия

Урок: Междометие как часть речи. Дефис в междометиях

Междометие – особая часть речи, не входящая ни в самостоятельные, ни в служебные части речи, которая выражает различные чувства, побуждения, но не называет их.

Например: ой, ах, ура, ба, боже мой и др.

Особенности междометий:

· не связаны грамматически с другими словами;

· не отвечают на вопросы;

· не изменяются;

· не являются членами предложения;

В отличие от служебных частей речи, междометия не служат ни для связи слов в предложении, ни для связи частей предложения.

По происхождению междометия делятся на непроизводные и производные

· Непроизводные междометия не соотносятся со словами других частей речи и состоят обычно из одного, двух или трёх звуков: а, о, э, ах, ох, эх, ого, увы . К этой же группе относятся и сложные междометия типа ай-ай-ай, ой-ой-ой и т.п.

· Производные междометия образованы от слов других частей речи:

а) глаголов (здравствуйте, прощайте, подумаешь );

б) существительных (батюшки, караул, господи );

в) наречий (довольно, полно );

г) местоимений (то-то же ).

К производным междометиям относятся и слова иноязычного происхождения (алло, браво, бис, капут ).

По структуре междометия могут быть:

· простыми, то есть состоять из одного слова (а, ай, ой, увы );

· сложными , т.е. образованными соединением двух-трёх междометий (ай-ай-ай, ой-ой-ой, батюшки-светы );

· составными , то есть состоять из двух и более слов (увы и ах; то-то же; вот тебе на; вот тебе раз ).

Виды междометий по значению:

· эмоциональные междометия выражают, но не называют чувства, настроения (радость, страх, сомнение, удивление и др.): ах, ой-ой-ой, увы, боже мой, батюшки, вот те раз, слава богу, как бы не так, фу и др.;

· междометия, которые выражают побуждение к действию, команды, приказы : ну, эй, караул, кис-кис, вон, кыш, марш, тпру, ну-ка, ш-ш, ау;

· этикетные междометия являются формулами речевого этикета: здравствуй(те), привет, спасибо, пожалуйста, простите, всего хорошего.

К междометиям примыкают, но не относятся слова, обозначающие мгновенные действия (бах, хлоп, шлёп и др.) , а также слова, имитирующие различные звуки и голоса животных и птиц (тра-та-та; бум-бум-бум; мяу-мяу; гав-гав; га-га-га и др. ).

Междометия используются в разговорной речи и в художественном стиле, чтобы выразить авторские эмоции или передать настроение героя произведения.

Иногда междометия переходят в разряд самостоятельных частей речи, при этом они принимают конкретное лексическое значение и становятся членом предложения.

Например: Далече грянуло «ура ».

Гонорар – увы и ах .

Домашнее задание

Упражнения № 415–418. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - М.: Просвещение, 2012.

Задание №1. Прочитайте. Обратите внимание на интонацию, с которой произносятся междометия. Спишите предложения в такой последовательности: 1) предложения с эмоциональными междометиями; 2) предложения с побудительными междометиями. Укажите оттенки эмоций и побуждения.

1. Ах! Амур проклятый! И слышат, не хотят понять... 2. Ну! Виноват! Какого ж дал я крюку. 3. Ох, род людской! пришло в забвенье, что всякий сам туда же должен лезть, в тот ларчик, где ни стать, ни сесть. 4. Простите; я спешил скорее видеть вас, не заезжал домой. Прощайте! Через час явлюсь... 5. А! Александр Андреич, просим, садитесь-ка. 6. Эх, Александр Андреич, дурно, брат! 7. Эй, завяжи на память узелок; просил я помолчать... 8. Кричали женщины: ура! и в воздух чепчики бросали! 9. Ах! Боже мой! Упал, убился! 10. Поводья затянул. Ну, жалкий же ездок. 11. Ах! Злые языки страшнее пистолета. 12. Эй! Филька, Фомка, ну, ловчей! 13. Эх! Братец! Славное тогда житье-то было. 14. Здорово, Чацкий, брат! 15. Ну, тучу разогнал. 16. Ух! Я точнехонько избавилась от петли: ведь полоумный твой отец... (А. Грибоедов)

Задание №2. Выделите в примерах из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» слова, словосочетания и предложения, выступающие в роли междометий.

1.Бог с вами, остаюсь опять с моей загадкой. 2. Помилуйте, мы с вами не ребяты: зачем же мнения чужие только святы? 3. Князь Петр Ильич, княгиня, боже мой! 4. А мне подарочек, дай бог ему здоровья! 5. «Я досказал». - «Добро! Заткнул я уши». 6. А дамы?.. Дай бог терпение - ведь сам я был женат.

Дидактические материалы. Раздел «Междометие»

Дидактические материалы. Раздел «Звукоподражательные слова»

3. Культура письменной речи ().

Культура письменной речи. Междометие.

Междометие. Энциклопедия Кругосвет.

Литература

1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 13-е изд. - М.: Дрофа, 2009.

2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.

3. Русский язык. Практика. 7 класс. Под ред. С.Н. Пименовой 19-е изд. - М.: Дрофа, 2012.

4. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 7 класс. В 3-х ч. 8-е изд. – М.: Мнемозина, 2012.

Тема:_Междометие___МУНГАЛОВА МУВАДА СЫРЫМОВНА

Инструкция для учителя: Задания «Мостика» на повторение пройденного материала

Ответьте на вопросы:

1.Как мы выражаем различные чувства восторг, удивление, страх?

- ах, ай, о, эх, эй, увы, ура.

2.Как мы выражаем различные побуждения?:

прочь, вон, ну, брось.

3. Эти слова : Ах, ой, ба, о, ох, эх, эй, увы, ура, фу, фи к какой части речи относятся?

Инструкция для учителя: для усвоения т еоритической части темы и формирования новых знаний по новой теме нужно составить задания, включающие нижеследующие вопросы:

ІІ - . Групповая работа. Самостоятельное усвоение учащимся новой темы: «Междометие»

А) Учащиеся сами выполняют следующие задания.Ответы анализируют вместе с учителем.

Ребята на первом этапе мы говорили о междометий.

1.Дайте определение междометию

-Междометие - особая часть речи, которая выражает, но не называет различные чувства и побуждения.

2.В какую часть речи не входят междометия?

Междометия не входят ни в самостоятельные, ни в служебные части речи.

3.Междометия изменяются? – Нет

4.Являются ли междометия членами предложения? – Не являются.

5.Как ставятся знаки препинания в междометиях?

А) Если междометие находится в начале предложения, то после него ставится запятая.

Б) Если находится в середине предложения, то запятая ставится с двух сторон.

В) Когда междометия произносятся с особой интонацией, то после них ставится восклицательный знак.

Дополни определения:

    Междометия бывают производными и непроизводными.

    Междометия выражают различные чувства: восторг, презрение, удивление, страх.

    Междометия выражают различные побуждения: желание удалить, прекратить разговор или шум, побуждение к действию.

    Междометия выражают общепринятые формулы приветствия, благодарности.

Задания для с амостоятельного усвоения новой темы

    1. «Узнавание» Найди в тексте новые слова, термины, понятия, выражения (по каждому абзацу), отвечающие на вопросы: кто? что? где? когда? какой ? и другие задания информационного характера. Задания на :

    « запом нить... , состав ить список... , выделить ..... , рассказать о... , показать .. назвать ....

Объясни причину:

1.Почему междометие не имеет лексическое значение?

Потому что, междометие – особая часть речи, которая выражает, но не называет различные чувства и побуждения.

2.Для чего употребляются в речи междометия?

Для выражения различных чувств, для побуждения к действию, для приветствия, благодарности

3.Какие бывают междометия?

Междометия бывают производными и непроизводными.

Производные: -Ужас! Брось! Извините!

Непроизводные: -а, у, ах, ну, увы, фу.

2. «Понимание» ( ) . Должны быть з 3. «Анализ» (1) сравните, 2)выявите различия,

3) найдите общее между

Используя диаграмму Венн сравни междометия выражающие: 1) различные чувства. 2)выражающие в эмоциональной форме побуждение к действию.3)выражающие общепринятые формулы приветствия, благодарности.

Междометия Междометия выражающие

выражающие различные побуждения к действию

чувства Вон! Прочь! Долой!

А! Ах! Ай! Ура!

Междометия они не изменяются

и не являются членами

предложения.

междометия выражающие

общепринятые формулы

приветствия, благодарности.

Спасибо! Благодарствуйте!

В чем главная идея темы? Междометия не входят ни в самостоятельные, ни в служебные части речи. Междометия разделяются на три типа: выражают различные чувства, побуждения, общепринятые формулы приветствия.

4. «Синтез»:

а)

б)

в) Дай определение, напиши общую формулу и т.д

Укажи в схеме идею вышеуказанной темы:

Непроизводные: междометия не являются Производные, то есть

Ах,эх, ну, членами предложения, возникшими из самос-

потому что,не имеют тоятельных частей речи

значения Брось! Ужас!

Найди в этих предложениях междометие и заполни таблицу.

Ах, ребята, пойте, только гусли стройте.

Ба, знакомые все лица.

Увы, он счастья не ищет и не от счастья бежит.

Эй, ямщик, смотри: что там такое чернеется?

Ну, барин,- закричал ямщик,- беда: буран

Для закрепления на практике и формирования умений ведется работа с учебником:

5. «Применение» ( Выполни следующие задания ( .... .... .... , или упражнения) из учебника, сборника, других источников (автор……, стр…..,

Междометия выражающие различные чувства

Междометия выражающие различные побуждения

Междометия выражающие

общепринятые формулы

приветствия, благодарности

Ах, ба, увы

Эй, ну

Привет, до свидания.

1..............................................

2...............................................

Ответ:....................................

3.........................................

6. «Оценка» (рефлексия)Вырази свое мнение по отношению к событиям, имеющим место в тексте:а) Как ты думаешь?б) Как бы ты поступил?в) Для чего это нужно в жизни?г) Какое применение может найти в жизненной ситуации. ?

Как ты думаешь, если междометие не имеет лексическое значение, то в чем его необходимость как часть речи?

Хотя междометие не имеет лексическое значение, но иногда междометие употребляется в значении других частей речи. При этом междометие принимает конкретное лексическое значение и становится членом предложения, например: Ай да мёд!- ай да в значении определения, передающего чувство восхищения, восторга.

ІІІ -этап обратной связи (этап оценивания )

1 - уровень (5 баллов)

Теория:

1. «Узнавание»

Найди в тексте новые слова, термины, понятия, выражения (по каждому абзацу), отвечающие на вопросы: кто? что? где? когда? какой? и другие задания информационного характера. Задания на: различение, узнавание, запоминание, составить список, выделить, рассказать, показать, назвать и т.д.

3 этап. Индивидуальная работа. 1 уровень (5 баллов)

Приведите примеры с междометиями,которые выражают чувства

А). Междометия, которые служат для выражения удовлетворения, восхищения, радости, веселья, восторга, одобрения.

Ах! ………………………………………………………………………………

А! …………………………………………………………………………………

Ну! …………………………………………………………………………………

Браво! …………………………………………………………………………..

Ура! ……………………………………………………………………………….

Б). Междометия, которые выражают тоску, горе, сожаление, печаль.

Увы! ……………………………………………………………………………….

Ах! ……………………………………………………………………………….

Эх! ……………………………………………………………………………….

В.) Междометия, которые выражают недоумение, недоверия, удивление, испуг, изумление.

У! ……………………………………………………………………………….

Ба! ……………………………………………………………………………….

Ну и ну! ……………………………………………………………………………….

М-да! ……………………………………………………………………………….

Батюшки! ……………………………………………………………………………….

Господи! ……………………………………………………………………………….

Г). Междометия, которые выражают протест, неудовольствие, порицание, досаду, злость.

Ах ты! ……………………………………………………………………………….

Ах, злодей! ……………………………………………………………………………….

Как бы не так! ……………………………………………………………………………….

Да, черта с два!.......................................................................................................... .

Знаки препинания при междометиях

Междометия выделяются запятой , если находятся в начале или в конце предложения; Эй , завяжи на память узелок. Как я люблю море, ах , как я люблю море!

Восклицательным знаком , если находится в начале предложения и произносится с повышенной интонацией; Ура! У нас каникулы . Боже! Что с тобой?

Практика 5. «Применение»

(по образцу) П рименение в сходной ситуации: выполни задания, проиллюстрируй, реши по образцу следующие задания: №….№….или упражнения из учебника, сборника (назв. автора, страница…)

Междометие

1. В каких ситуациях употребляются междометия, выражающие различные чувства? Междометия, выражающие различные чувства употребляются, когда человек восторгается(восторг), удивляется(удивление) , когда у него горе (печаль), (боязнь) . Например: Ах , чудо-то какое! Ой , как ты меня напугал!

2. При желании удалить, прекратить разговор или шум какие междометия

употребляются? Междометия выражающие различные побуждения, например:

А, вон- вон , это облачко. Ну, что вы об этом думаете? Ну, прекрати довольно уже!

.

Запятая,

восклицательный знак.

5. В каких случаях ставится дефис при междометиях? Междометия,

образованные повторением основ, пишутся через дефис.

6. Поставьте пропущенные знаки препинания, соедините линиями в правильном порядке.

Чувства восторга

Ах, как красиво кругом!

Чувства удивления

Ой молодец, как ты все правильно сказал.

Побуждение к речи

Ой ты мне наступил на ноги.

Побуждение к действию

7. Напишите какие междометия вы употребляете в речи

А) если узнаете радостную весть Ну, давай быстрее!

Б) если очень испугаетесь Ой, как мне тяжело.

В) если очень устанете Уф, всё обошлось.

Г) если к кому-нибудь обращаетесь Ура! У нас каникулы.

Д) если кого-нибудь торопите Увы! Извольте обратиться с просьбой

к вам.

Ну-ка, ребята, запишите предложения определите роль междометии в предложений.

Плачет ребенок трудно матери баю-бай не помогает.

А ребенку ведь давно пора бай-бай.

В первом предложении баю-бай подлежащее.

Во втором предложении баю-бай сказуемое.

Результат: Формирование 1-уровня компетентности

2 - уровень (+ 4 балла)

« Понимание» ( описать, объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому ) . Должны быть з адания с применением вопросов: почему? зачем? объясни, найди причину…,докажи, придумай и т.д.

3. «Анализ»

(1) …..сравните, 2)…….выявите различия,

3) найдите общее между….

4)выделите главную идею по теме)

Задания 1),2),3) можно заменить одним заданием как: «Заполни диаграмму Венна»

Междометие- особая часть речи , которая выражает различные чувства, побуждения к действию, слова этикета, но не называет их.

Междометие -не отвечает на вопросы,

Не называет предмет, признаки, не обозначает действие или состояние.

Не являются членами предложения, хотя в некоторых случаях может переходить в другие части речи.

Этикетными называются междометия, которые выражают общепринятые формулы приветствия и благодарности.

Активно междометия употребляются в устной речи, в художественных произведениях чаще используются в диалогах.

К междометиям примыкают звукоподражательные слова .

Междометие не относится не к самостоятельной, не к служебной части речи.

Выражаемые чувства или волеизъявления передаются с особой интонацией.

Ах, сколько у меня интересного материала!

Морфологические признаки не имеют ни лексических, ни грамматических значений и не могут выступать в роли какого-либо предложения.

Однако они являются базой для образования других частей речи.

Синтаксическая функция иногда междометия могут выступать в функций различных членов предложения, употребляться в значении других частей речи.

Не следует относить слова обозначающие мгновенные действия: бах, хлоп, шлеп, слова имитирующие различные звуки и голоса животных, птиц тра-та-та к междометиям

Как ты думаешь, если междометие не имеет лексическое значение, то в чем его необходимость как часть речи?

Хотя междометие не имеет лексическое значение, но иногда междометие может употребляться в значении других частей речи. При этом междометие принимает конкретное лексическое значение и становится членом предложения, например: Ай да мёд!- ай да в значении определения, передающего чувство восхищения, восторга.

Мне, --сказало Междометье,- интересно жить на свете.

Выражаю поощренье, похвалу, упрёк, запрет,

благодарность, восхищенье, возмущенье, привет..

Те кого охватит страх, произносят слово Ах!

У кого тяжёлый вздох, произносят слово Ох!

Кто встречается с бедой, произносит слово Ой!

Кто отстанет от друзей, произносит слово Эй!

У кого захватит дух, произносит слово Ух!

Ах! Как трудно жить на свете не усвоив междометий

Теория:

4. «Синтез»

а ) Задания на синтез (соединенияе частей по-новому: создать, придумать дизайн, разработать, составить план). Приведи в систему…, классифицируй (заполни таблицу, начерти опорную блок-схему, заполни кроссворд, реши, составь ребус и т.д.) б) Сделай вывод, обобщение по всему содержанию текста. в) Дай определение, напиши общую формулу и т.д.

Практика:

6. Оценка

(рефлексия) (рефлексия) Вырази свое мнение по отношению к событиям, имеющим место в тексте:

а) Как ты думаешь?

б) Как бы ты поступил?

в) Для чего это нужно в жизни?

г) Какое применение может найти

1. В каких ситуациях употребляются междометия, выражающие различные чувства?

Междометия, выражающие различные чувства употребляются, когда человек восторгается(восторг), удивляется(удивление) , когда у него горе (печаль), когда преобладает чувство страха (боязнь) . Например: Ах , чудо-то какое! Ой , как ты меня напугал!

2. При желании удалить, прекратить разговор или шум какие междометия употребляются?

Междометия выражающие различные побуждения, например: А, вон- вон , это облачко. Ну, что вы об этом думаете? Ну, прекрати довольно уже!

3. На какие два вида делятся междометия? Междометия бывают производными и непроизводными .

4. Какие знаки препинания употребляются после междометия? Запятая, восклицательный знак.

Замените междометия синонимами

1.Елы-палы (ну так, елки-палки)

2. Копец (конец)

3. Кранты (крах)

4. Ужас (абзац)

Среди междометии выражающих волеизъявления побуждения к какому-то либо действию, выделяются следующие:

1 Междометия, которые являются своего рода призывом –Ау! –Алло! –Эй!

2 Междометия, которые выражают повеление, приказ, сигнал к началу или окончанию действия, призыв к вниманию, к согласию, к молчанию, призыв на помощь: Айда! Марш! Тс! Караул! Цыц! Чш! Чур! Приведите примеры:

Алло!

Айда! .

Марш! .....................................................................................................................

Тс! ..

Караул! ...................................................................................................................

Цыц! .......................................................................................................................

Чш! .........................................................................................................................

Чур! .........................................................................................................................

1.Какие междометия можно употребить, когда просишь о помощи?

2.Какие слова этикеты, слова приветствия и благодарности ты используешь в своей речи?

3.Какие междометия не следует употреблять при общении?

Составьте диалог, используя следующую ситуацию

    Вы приглашаете своего друга поехать летом с вами в деревню или в город.

    Выразите чувство восторга по поводу красоты природы в деревне или красоты города.

    Друг ваш не может поехать и выражает чувство сожаления

Результат: Формирование 3 -уровня компетентности (9+3=12 баллов = «отл.») =

= полной компетенции по данной теме

Междометие - это часть русского языка, выражающая побуждения, чувства и эмоции, но не называющая их. Как и служебные части речи, междометия не изменяются.

Не являются междометиями следующие слова:

- звукоподражающие (имитирующие обычные звуки и звуки, издаваемые птицами, животными или насекомыми): тук-тук, гав-гав, чирик-чирик.

Обозначающие мгновенные действия: топ, шлёп, прыг.

Виды междометий.

Междометия различаются по составу, происхождению и значению.

По составу междометия бывают:

  • Простые междометия - состоящие из одного слова: здорово, ух, браво;
  • Составные междометия - состоящие из двух и более слов: ух ты, вот те на, скажите на милость;
  • Сложные междометия - состоящие из двух и более основ: ай-яй-яй, ой-ой-ой.

По происхождению различают:

  • Производные междометия - образованные от других слов и словосочетаний (синтаксических конструкции): полно, подумаешь, дудки, скажите на милость и др.
  • Непроизводные междометия - первородные, не имеющие генетических связей с другими частями речи: ой, ай, ух и др.
  • Заимствованные междометия - междометия, которые пришли в русский язык из других языков: браво, баста, караул, вау и др.

По значению различают:

  1. Побудительные междометия : эй, ну-ка, цыц, но-но, баю-бай и другие.
  2. Эмоциональные междометия : здорово, браво, ух и др.
  3. Этикетные междометия : здравствуйте, пожалуйста, будьте добры, до свидания, спасибо и другие.

Синтаксическая роль междометий.

Обычно междометия не являются членами предложения . Но когда междометия выступают в роли других частей речи в предложении, они занимают своё место среди членов этого предложения. Давайте рассмотрим, какими членами предложения может выступать междометие , заменяя другие части речи:

  • Из темноты в ответ донеслось бесконечное «ау». В этом предложении «ау» заменяет существительное и выступает в роли подлежащего .
  • Ай да девица! В этом предложении междометие «ай да» заменяет имя прилагательное, поэтому выступает в роли определения (какая девица?).

Междометия и знаки препинания.

Рассмотрим следующие правила постановки знаков препинания при междометиях :

  • Восклицательные междометия выделяются восклицательным знаком, если произносятся с ярко выраженной интонацией: Ба ! Кто к нам пожаловал! Ага ! Попался!
  • Те же восклицательные междометия могут отделяться запятыми, если произносятся с обычной интонацией: Ох , что-то в груди сдавило! Ба , какой умный!
  • Также запятой или восклицательным знаком выделяются звукоподражательные слова и повелительно-побудительные междометия: Стоп ! Проезд закрыт! - Стоп , машина! Тук-тук ! К вам можно? - Ау , есть кто живой?
  • Междометные выражения, выражающие отношение автора к высказываемым фактам, также выделяются запятыми: К счастью , травма оказалась не серьезной. К моей радости , мама ответила на телефонный звонок.

Как отличить междометие от частиц?

Некоторые междометия могут иметь омонимы, которые пишутся так же, но на самом деле являются частицами, используемыми для усиления эмоционального оттенка предложения. Как отличить междометия о, ах, ох, ну и другие от омонимичных частиц?

1) Частица «о» обычно употребляется в обращениях и восклицательных предложениях перед словами «да» или нет»: О да, это то, что нужно! (сравните с междометием: О, как прекрасен этот день! )

2) Частица «ну» употребляется в предложениях с усилительным значением: Ну как же ты вырос, мой мальчик! (сравните с междометием: Ну, мы идём гулять или нет? )

3) Частица «ах» чаще всего используется с личными местоимениями: Ах ты, хитрая лисья морда! (сравните с междометием: Ах, как прекрасен это сад! )

В случаях, когда перед нами не междометие, а частица, запятые не ставятся. Междометия в предложении всегда выделяются знаками препинания. Исключения составляют словосочетания: «эх ты», «ух ты», «ай да», «ах ты», «ох и» и др.

Междометия помогают сделать язык гораздо богаче, выразительнее, красочнее. В зависимости от своего значения эта изолированная часть речи делится три основные группы, детальные описания которых приведены в данной статье. Для лучшего понимания материала также представлены наглядные примеры использования междометий.

Разряды междометий по значению

Часть речи, помогающая выразить весь спектр чувств, эмоций, волеизъявлений, но не называет их при этом, называется междометием. По своему значению они делятся на такие группы:

Эмоциональные

Примеры эмоциональных междометий: (ай, а, ой, господи, батюшки, ура, увы, браво, тьфу и др.)

Такие слова выражают все существующие положительные и отрицательные эмоции и чувства. Это может быть удивление или испуг, восторг или огорчение, радость или досада, облегчение или призрение и т.д. Многозначность таких междометий раскрывается лишь в контексте. Например: А! Привет, любимая! – А! Это не ты.

Побудительные

Примеры побудительных (императивных) междометий: ау, брысь, алло, караул, стоп, цыц, эй и т.д.

По функциональности эти слова напоминают глаголы повелительного наклонения. С их помощью выражается призыв к какому-либо действию, побуждение. По структуре могут иметь обращение или замещать его. Например: Эй, Прохор, иди сюда. – Эй, принеси воды.

Этикетные

Примеры этикетных междометий: (здравствуйте, извините, спасибо и т.п.)

Такие междометия встречаются в этикетной речи и выражают чувства благодарности, просьбы, приветствия, прощания и т.д. Например: Салют, Витёк! Ну, кум, спасибо!

ТОП-1 статья которые читают вместе с этой

Таблица «Разряды междометий»

Эмоциональные междометия

А) удовлетворение, восторг, радость;

Б) сожаление, горе, тоска;

В) удивление, испуг, недоумение;

Г) злость, протест, недовольство;

Д) ирония, презрение, сарказм;

Е) оценка к обстановке, к услышанной речи.

Браво, ура, а, ах и т.п.

Увы, эх, ах, ой и т.д.

М-да, батюшки, ба, ох и пр.

Эх, но-но, ах ты Господи и др.

Фу, тьфу, фи и т.д.

Вот ещё, ей-богу, дудки и т.п.

Императивные

А) призыв;

Б) сигнал к действию, повеление, приказ.

Эй, ау, алло и пр.

Айда, марш, кыш, брысь и т.д.

Этикетные

Выражают просьбу, прощание, благодарность и прочее. До свидания, спасибо, салют, мерси и др.

Оценка статьи

Средняя оценка: 4 . Всего получено оценок: 16.

Лекция 32 Междометие

В настоящей лекции рассматриваются основные признаки и классификации междометий.

Междометие

В настоящей лекции рассматриваются основные признаки и классификации междометий.

План лекции

31.1. Междометие как часть речи.

31.2. Классификации междометий.

31.3. Звукоподражательные слова.

31.1. Междометие как часть речи

Междометие - это малоизученный класс слов, который в силу своего промежуточного положения в общей системе частей речи современного русского литературного языка не получил еще точного определения. История этого вопроса уходит далеко в прошлое.

В настоящее время в школьной практике принято считать, что междометие - это часть речи, которая выражает различные чувства и побуждения, но не называет их.

Выражаемые междометиями чувства или волеизъявления передаются при помощи особой интонации, например: Ах, сколько у меня интересного материала!.. (А. Куприн); Эй! Лисья шуба, коли есть лишни, Не пожалей пятишни... (Ин. Анненский).

Междометия отличаются и от знаменательных, и от служебных частей речи. От знаменательных частей речи междометия отличаются тем, что не называют явления действительности, а от служебных - тем, что не выражают отношений между словами в словосочетании и предложении, не служат для связи слов и предложений и не вносят в предложение дополнительных смысловых оттенков.

Междометия не имеют ни лексических, ни грамматических значений и не могут выступать в роли какого-либо члена предложения. Однако междометия являются базой для образования слов других частей речи: существительных, прилагательных, глаголов, которые активно используются вречи. Например: Лошади равнодушно переступив ли через преграду и двинулись дальше, однако кучер кареты затпрукал, натянул поводья (Б. Акунин).

К междометиям не следует относить слова, обозначающие мгновенные действия: бах, хлоп, шлёп и др. (хотя в науке существуют различные точки зрения по данному вопросу), а также слова, имитирующие различные звуки и голоса животных и птиц. (тра-та-та; бум-бум-бум; мяу-мяу; гав-гав; га-га-га и др.).

31.2. Классификации междометий

Типы междометий по происхождению

По происхождению междометия делятся на непроизводные и производные .

Непроизводные междометия не соотносятся со словами других частей речи и состоят обычно из одного, двух или трёх звуков (а, о, э, ах, ох, эх, ого, увы, ай-ай-ай, ой-ой-ой).

Производные междометия образованы от слов других частей речи:

Глаголов (здравствуйте, прощайте, подумаешь);

Существительных (батюшки, караул, господи);

Наречий (довольно, полно);

Местоимений (то-то же).

Слова иноязычного происхождения (алло, браво, бис, капут)

Типы междометий по структуре

По структуре междометия могут быть простыми, сложными или составными .

- Простые , состоят из одного слова (аи, ой, увы);

- Сложные , образованные соединением двух-трёх междометий (ай-ай-ай, ой-ой-ой, батюшки-светы);

- Составные , состоят из двух и более слов (увы и ах; то-то же; вот тебе на; вот тебе раз).

Типы междометий по значению

В составе междометий выделяются три группы:

1) междометия эмоциональные,

2) междометия побудительные,

3) междометия этикетные.

Эмоциональные междометия

Выражают различные положительные или отрицательные эмоции, а также то или другое эмоциональное состояние: радость, весёлость, страх, ужас, недоумение, опасение, восхищение и т. д ., например:

Разочарование - Ах, на свете всё из той же самой глины... (Ф. Сологуб);

Раздражение - Тьфу, господи прости! Пять тысяч раз твердить одно и то же... (А. Грибоедов);

Сожаление - Увы! Поныне только люди... (Вяч. Иванов).

Почти все междометия, обслуживающие сферу эмоций, ярко экспрессивны. Тем не менее у некоторых междометий экспрессивность может быть еще более усилена. В отдельных случаях повышение экспрессивности достигается средствами словообразования (путем прибавления суффиксов субъективной оценки: ой-ой-ошеньки, ох-ох-онюшки, ох-ох-ошеньки ); часто используется прием осложнения междометия местоимением ты, при таком употреблении почти полностью утрачивающим свое лексическое значение и интонационно сливающимся с междометием: ах ты, ох ты, ух ты, их ты, ишь ты, эх ты, тьфу ты, фу ты, ну ты . Распространенным средством усиления экспрессии является совместное употребление нескольких (чаще двух) междометий: тьфу черт, ах боже мой, о-о батюшки .

Побудительные (волеизъявительные) междометия обычно выражают:

Зов, оклик - Эй, воротник, говоришь по-немецки? (Ин. Анненский);

Побуждение, запрещение - Тсс. ни слова... даль былого... (Ин. Аннениский);

Заверение - Вот, сударь, если бы вы были за дверями, ей-богу, нет пяти минут, как поминали вас мы тут... (А. Грибоедов).

В силу своей естественной близости к повелительному наклонению глаголов междометия, функционирующие в сфере волеизъявлений, обнаруживают целый ряд специфических глагольных признаков:

Способны принимать постфикс -те (на - нате, ну - ну те, полно - полноте, айда - айдате, брось - бросьте, цыц - цыцте, валяй - валяйте, брысь - брысьте )

Способны к соединению с частицей -ка (на - на-ка - нате-ка - на-тка, ну - ну-ка - нуте-ка - ну-тка, айда - айдате-ка ).

Проявляют способность к синтаксическим связям с теми или иными (чаще местоименными) формами: чур меня, ату его, ну вас, цыц (брысь) отсюда, марш домой, айда на речку, на яблоко .

Могут употребляться при обращениях междометия ау, алло, эй, на, но (н-но-о), ну, тпру, улю-лю: Ау, Женя, где ты?

К побудительным междометиям относятся слова, используемые для подзывания животных или управления животными: кис-кис, цып-цып, кусь-кусь, но!, тпру! и др. и междометия, используемые при общении с маленькими детьми: тю-тю, агу (агунюшки, агушеньки ), бай-бай, баю-бай (баюшки-баю, баиньки ), сюда же относится детское чур-чура .

Этикетные междометия - это слова, связанные с выражением в речи норм этикета: Спасибо! Благодарю! Здравствуй! Привет! До свидания! Счастливо! Всего хорошего! , например:

приветствие - Здорово, друг, здорово, брат, здорово! (А. Грибоедов);

прощание - До свиданья, друг мой, до свиданья. (С.Есенин).

Все междометия этой группы содержат некоторую долю знаменательности, сближающую их со словами других частей речи. Многие междометия этой группы способны развивать вторичные значения и функционировать в качестве средств экспрессивно-эмоционального выражения удивления или несогласия, отпора, противодействия.

31.3. Звукоподражательные слова

Звукоподражательные слова - это особая группа слов, передающих различные звуки, издаваемые человеком и животными, а также звуки, которые существуют в живой и неживой природе: гав-гав, иго-го, карр-карр, кудах-тах-тах, кап-кап, мяу, му-у, фррк .

К звукоподражаниям НЕ относятся:

1) слова (глаголы и образованные от них существительные) со значением «издавать крик» типа скулить (скуление), лаять (лаянье), блеять (блеянье), мычать (мычание) и др. ;

2) слова со значением мгновенного действия (усечённые формы глаголов) типа бах, плюх, скок, стук, шлёп, щёлк и др.

Дата: 2010-05-22 01:03:45 Просмотров: 12890