Формирование военно-стратегических доктрин в ссср накануне вов. Военная доктрина Состояние Советских Вооруженных сил накануне войны

Илья Крамник, военный обозреватель РИА Новости.

В 2009 году Вооруженные силы России должны получить новую военную доктрину, разработанную с учетом реалий современного мира и задач, определяемых стратегией национальной безопасности и концепцией внешней политики России.

Сущностно, военная доктрина представляет собой систему положений, определяющих задачи военного строительства, подготовки страны и армии к войне, и, наконец, способы и формы ведения войны. Эти положения зависят от политического режима, формы правления, экономического и технологического развития, а также от представлений авторов доктрины о характере ожидаемой войны.

Вопрос создания единой военной доктрины в нашей стране был впервые поставлен после Октябрьской революции 1917 года. Советская военная доктрина является крайне любопытным документом, изменения которого отражали изменения идеологических установок государства. Так, например, будущие войны долгое время виделись как классовые, между миром империализма и первой в мире социалистической страной. Большие надежды возлагались на помощь международного пролетариата. Считалось, что борьба Красной Армии будет сочетаться с восстаниями и гражданскими войнами в тылу противника.

Отказываться от этих положений начали еще до Великой Отечественной войны: уже война с Финляндией показала их некорректность, а Великая Отечественная не оставила от теории классовых войн камня на камне. Вместе с тем, советская военная доктрина верно угадала характер будущей войны - моторизованной, маневренной, нацеленной на глубокие наступательные операции с решительным результатом, с крайне высокой ролью ВВС. Авторы доктрины верно предусмотрели роль и значение тыла в будущей войне, что позволило не тратя времени провести мобилизацию промышленности и экономики в целом, обеспечив требуемый для ведения боевых действий потенциал.

После Второй Мировой войны военная доктрина СССР, равно как и других крупных держав, стала строиться с учетом нового фактора, фактически перевернувшего все прежние представления о войнах - ядерного оружия. Считалось, что если война начнется, то она непременно примет характер ракетно-ядерной и неизбежно приведет к краху капитализма. Предполагалось, что в ракетно-ядерной войне сотрутся грани между фронтом и тылом, а театр военных действий распространится на территории всех воюющих стран.

Целями ядерного удара становились не только воюющие армии, но прежде всего - промышленные центры и другие жизненно-важные элементы инфраструктуры. Вскоре, с наращиванием ядерных потенциалов, в число первостепенных целей вошли и средства ядерного нападения противника. Вместе с тем, наметился явный перекос в сторону переоценки ракетно-ядерных вооружений и недооценки обычных.

Фактически, к середине 60-х неядерная война считалась невозможной, однако последующие события показали, что это не так. Новые редакции доктрины допускали возможность конфликтов без применения ядерного оружия, либо с ограниченным применением. Однако все эти конфликты предполагались крупномасштабными, а в качестве противника рассматривались регулярные армии стран Запада. Значительная роль возлагалась на систему коллективной безопасности, представленной структурой организации Варшавского договора.

В итоге, афганский конфликт, где противником СССР стали иррегулярные вооруженные формирования, оказался в значительной мере неожиданностью: армия не имела ни подходящей для такой войны структуры, ни оптимального вооружения, ни тактики. Всему этому пришлось учиться непосредственно в ходе боевых действий.

Последняя советская военная доктрина, принятая в 1987 году, носила ярко выраженный оборонительный характер. Произошел отказ от термина «вероятный противник», СССР подтвердил ранее объявленные его лидерами обязательства не начинать первым военных действий и не применять первым ядерного оружия.
Однако вскоре СССР пал. Российская Федерация, ставшая его правопреемником, оказалась перед необходимостью заново определять свое место в мире и разрабатывать военную доктрину.

В доктрине 1993 года Россия так же заявила, что у нее нет вероятных противников, и приняла обязательство не использовать военную силу, кроме как для самообороны. Ядерное оружие стало рассматриваться не как средство ведения боевых действий, а как политическое средство сдерживания. В отношении военного потенциала был принят принцип «разумной достаточности»: потенциал должен поддерживаться на уровне, адекватном существующим угрозам.

Дальнейшее развитие событий вынудило скорректировать ряд положений доктрины. В частности, было объявлено, что ядерное оружие может использоваться для отражения агрессии, в том числе и с применением обычных средств поражения.

Наиболее вероятными войнами доктрина считает региональные и локальные, заявляя о снижении вероятности крупномасштабной войны, в том числе ядерной.

Исходя из опыта последних лет и предполагаемого развития событий, следует полагать, что локальные и региональные войны действительно являются наиболее вероятными, в то же время, вероятность крупномасштабной войны может резко возрасти с введением в обстановку новых дестабилизирующих факторов, таких, как слом ракетно-ядерного паритета. Таким фактором является и развертывание системы ПРО США, способной, в перспективе, в условиях сокращения ядерных арсеналов обеспечить безнаказанный первый удар при минимальном или нулевом ущербе от ответного.

Следует полагать, что новая военная доктрина России, сохранив акцент на локальных и региональных конфликтах как наиболее возможных в ближайшее время, обратит внимание на рост вероятности масштабного ядерного конфликта в условиях дестабилизации, а также введет создание системы ПРО в число внешних угроз.

Кроме того, в ближайшем будущем локальные и региональные конфликты также могут принять характер ядерных, чему способствует постепенное увеличение числа стран-обладателей ядерного оружия и необходимых для его создания технологий. Немаловажным фактором является и совершенствование ядерного оружия, делающее его все более «применимым» в реальных боевых действиях. Исходя из этого, поддержание ядерного потенциала России и средств воздействия на ядерный потенциал противника в возможных боевых действиях будет являться одной из главных целей обеспечения военной безопасности. Это предусматривает необходимость поддержания первоклассных вооруженных сил, способных вести боевые действия во всех сферах, и обеспечивать поражение целей на любых расстояниях.

Вместе с тем, Россия должна обладать военной машиной, позволяющей вести действия в рамках миротворческих операций, локальных и региональных конфликтов - их вероятность, как показывают события последних лет, только растет.

10 мифов об СССР Бузгалин Александр Владимирович

Военная доктрина СССР и план прикрытия границы

Широко известен неоднократно повторявшийся тезис о победе, которая должна быть достигнута малой кровью и на чужой территории, о том, что на любую агрессию РККА тут же нанесет ответный сокрушительный удар. Этот подход к военной доктрине СССР предопределил и планы прикрытия границы, и планы строительства оборонительных районов у новой границы. Предполагалось разместить у границы войска, достаточные для того, чтобы сковать передовые группировки агрессора в приграничных сражениях, дав возможность авиации сорвать мобилизационные мероприятия противника, а стратегическим резервам развернуться и нанести из глубины удары, ведущие к разгрому войск агрессора. Таким образом, оборона рассматривалась лишь как временная мера, обеспечиваемая частью сил и призванная лишь создать небольшую оперативную паузу для подготовки наступательных действий основных сил.

Такой план в принципе не исключал вариант, когда РККА берет инициативу в открытии боевых действий на себя, чтобы упредить вероятного противника в развертывании, сковать его передовые (уже развернутые) группировки и нанести со своей территории удар, способный прорвать передовые позиции противника и разгромить те его войска, которые еще находятся в стадии развертывания и не готовы к отражению наступления. (Замечу в скобках, что именно подобный вариант и был со своей стороны реализован вермахтом.)

Однако вне зависимости от оценки такого замысла следует сказать, что его реализация советским верховным командованием не оставляла никаких надежд на успех.

Численность войсковой группировки, реально выделенной для прикрытия границы, была явно недостаточна для того, чтобы задержать (пусть даже временно) войска агрессора. Плотность войск, выдвинутых в первый эшелон, если судить по нормам тогдашних Уставов, была слишком мала для обороны. Может быть, это определялось заниженной оценкой численности войск противника? Нет, разведывательные данные, которыми располагал Генеральный штаб РККА, на самом деле завышали действительную численность сил и средств, которые предполагал использовать вермахт. Правда, о численности группировки, развернутой у границ СССР, у нашей разведки были как раз заниженные сведения. Она оценивалась на 1 июня 1941 г. в 120 дивизий. Однако и это не объясняет ряда недопустимых просчетов.

Во-первых, недостаток количества войск, выделенных для отражения первого удара противника, был наглядно выявлен в ходе штабной игры 1940 года. Хорошо известно, что «западные», за которых играл Г. К. Жуков, по результатам игры нанесли поражение «восточным» и продвинулись далеко в глубь их территории (хотя по условиям этой игры отыгрывался даже не начальный период войны, а последующие операции). Менее известен эпизод, когда в ходе фронтовых учений Западного направления генерал-лейтенантом Ватутиным была дана вводная, поразительно схожая с имевшими место позднее реальными действиями 4-й танковой группы вермахта по прорыву наших позиций в Прибалтике в районе Лиды. И что же выяснилось? Выяснилось, что никаких возможностей для парирования этого прорыва в распоряжении армейского звена нет. Однако никаких последствий этот эпизод, хотя о нем было доложено И. В. Сталину, не имел, в то время как он должен был бы всерьез насторожить высшее военное руководство.

Во-вторых, войска прикрытия не были развернуты в оборонительную группировку, не занимали укрепрайонов и оборонительных сооружений, не имели на руках боеприпасов. Более того, значительная часть танковых войск, артиллерии и войск связи была выведена перед самым началом войны для учений на специальные полигоны в отрыве от своих частей и соединений. Таковы были следствия позиции Сталина, считавшего, что не следует провоцировать Германию.

В-третьих, даже те недостаточные плотности войск, которые мы имели перед началом войны, начали создаваться только с середины мая 1941 года, в то время как противостоящая немецкая группировка усиливалась регулярными перебросками войск уже с февраля. Прибывающие войска опять-таки не развертывались в оборонительные группировки. Они располагались во временных лагерях, и зачастую даже командные кадры не имели возможности толком ознакомиться с театром военных действий и позициями, которые им предстояло оборонять.

К 22 июня в первом эшелоне армий прикрытия находилось 56 стрелковых и кавалерийских дивизий и 2 бригады даже (на 7 дивизий меньше, чем предусматривалось планом прикрытия!). А в первом эшелоне наступательной группировки вермахта было 157 дивизий, притом что численность немецкой дивизии была больше. Совершенно бессмысленным актом было разоружение укрепрайонов по линии старой границы. Можно, конечно, сослаться на реальную нехватку артиллерийско-пулеметного вооружения для новой линии укрепрайонов, но разоружать старую линию до того, как будет готова новая, в любом случае нелепо. О старых укрепрайонах вспомнили перед самой войной, но восстановить уже не успели.

К слову сказать, все эти несуразности послужили аргументом для некоторых ретивых писателей, чтобы обосновать версию о том, что СССР будто потому и не держал в готовности оборонительную группировку, что собирался не обороняться, а первым напасть на Германию. Тогда развертывание могло только насторожить противника. Но даже если поверить в эту версию (а она основана на многочисленных передержках и подтасовках), то и тогда нежелание держать на границе развернутые оборонительные группировки является глупостью и недооценкой противника. А что, если противник все же вскроет замысел нападения и ударит по неразвернутым еще соединениям? Так что с любой стороны – это грубая ошибка.

В заслугу Сталину можно было бы поставить те меры, которые он принимал с 1939 года по наращиванию численности вооруженных сил в преддверии вероятного конфликта с Германией, как и укрепление войсковых группировок приграничных округов. Однако и здесь не обошлось без просчетов. Массовое одновременное развертывание множества новых соединений, происходившее перед самой войной, нередко приводило к тому, что эти соединения оказывались длительное время не обеспеченными штатной техникой, командными кадрами, личным составом и оказывались реально небоеспособными. Скажем, развертывание танковой бригады в механизированный корпус приводило к тому, что вместо боеспособной бригады мы получали временно небоеспособный корпус. Временно – но это «временно» происходило в приграничных округах буквально накануне войны, которую в результате многие новые соединения встретили в виде неорганизованной массы, где солдаты даже плохо знали своих командиров.

Из книги Человек на Луне? Какие доказательства? автора Попов Александр Иванович

«Открытость» как форма прикрытия глубокой секретности Замучают подробностямиАмериканцы, на основе глубокого изучения человеческой психологии, создали более эффективную систему секретности, чем та, что существовала в СССР. «Открытость», множество корреспондентов, не

Из книги ГРУ: вымыслы и реальность автора Пушкарев Николай

ВОЕННАЯ РАЗВЕДКА ГЕНШТАБА СССР И НАЧАЛО ВОЙНЫ В АФГАНИСТАНЕ Любой межгосударственной военной кампании предшествует достаточно длительная и масштабная военно-политическая подготовка. Она включает в себя разработку плана начала и прогноза развития кампании на уровне

Из книги Литературная Газета 6310 (№ 5 2011) автора Литературная Газета

Операция прикрытия? Общество Операция прикрытия? ПРАВО Почему бездействует закон, который мог бы остановить волну коррупционных преступлений Игорь МАЙМИСТОВ Если спросить прохожих, нужно ли к коррупционерам применять расстрел с конфискацией имущества, будьте

Из книги Газета Завтра 961 (15 2012) автора Завтра Газета

Из книги 10 мифов об СССР автора Бузгалин Александр Владимирович

Миф 10 О погубителях СССР Причины распада СССР: сталинщина и мутантный социализм (Версия 1) Тема распада СССР, причин и последствий этого феномена является одной из самых больных и, пожалуй, одной из самых важных для ХХ века и, я думаю, ближайшего десятилетия, причем не

Из книги Агония или рассвет России. Как отменить смертный приговор? автора Калашников Максим

Военная доктрина Обороноспособность и экономическое и технологическое развитие страны – взаимосвязанные вещи в современном мире. Поэтому эффективная армия для России, конечно же, необходимый фактор долгосрочного развития.Повышение эффективности армии нужно для

Из книги Газета Завтра 977 (34 2012) автора Завтра Газета

Из книги Газета Завтра 979 (36 2012) автора Завтра Газета

Из книги Газета Завтра 947 (4 2013) автора Завтра Газета

Из книги Доктрина Даллеса в действии автора Хлобустов Олег Максимович

Часть 7 АФГАНСКИЙ КАПКАН ДЛЯ СССР. «ДОКТРИНА РЕЙГАНА» Огромное значение в противоборстве СССР и Запада сыграли афганские события. Как известно, суарская (апрельская) революция 1978 г. в небольшом центральноазиатском государстве Афганистан объективно стала со временем

Из книги 100-долларовое правительство [А если цена на нефть упадет?] автора Делягин Михаил Геннадьевич

Дело Pussy Riot - «операция прикрытия» медведевской приватизации? Дело «пусек», как их стали звать, поставило «на уши» все общество. Оно точно попало в болевой центр: русская культура по своей основе православная. Именно поэтому органически не приемлет ни торгашества,

Из книги Газета Завтра 507 (32 2003) автора Завтра Газета

ДОКТРИНА АЛИ ШАРИАТИ И АМЕРИКАНСКАЯ ВОЕННАЯ УГРОЗА ИРАНУ Анастасия Ежова 12 августа 2003 0 33(508) Date: 13-08-2003 Author: Анастасия ЕЖОВА ДОКТРИНА АЛИ ШАРИАТИ И АМЕРИКАНСКАЯ ВОЕННАЯ УГРОЗА ИРАНУ Сегодня, в условиях военной оккупации Ирака, нарастает, становясь все более явственной

Из книги Как избежать климатических катастроф?: План Б 4.0: спасение цивилизации автора Браун Лестер

ПЛАН Б: ПЛАН СПАСЕНИЯ ЦИВИЛИЗАЦИИ План Б - альтернатива привычному порядку вещей, традиционному ведению дел. Цель этого плана заключается в том, чтобы вывести мир из нынешнего упадка, перевести его с пути, ведущего к гибели, на новый путь, который позволит восстановить

Из книги Под чертой (сборник) автора Губин Дмитрий

50. Это невыносимо светлое прошлое// О представлениях поколения, не знавшего СССР, о жизни в СССР (Опубликовано в «Огоньке» под заголовком «Пересвеченное прошлое» http://kommersant.ru/doc/2203802) Студенты Международного университета Москвы попробовали честно написать о том, что в СССР

Из книги Нефть, PR, война автора Коллон Мишель

Оправдания НАТО служат для прикрытия АОК Оправдания, в которых содержатся ссылки на стихийный «реванш» албанского населения, полностью несостоятельны; все они произносятся только для того, чтобы таким образом прикрыть факты соучастия НАТО. А несостоятельны они по двум

Из книги Газета Завтра 591 (12 2005) автора Завтра Газета

КИТАЙСКИЙ ПРОЕКТ БЕЗ ЛЕГЕНД ПРИКРЫТИЯ КИТАЙСКИЙ ПРОЕКТ БЕЗ ЛЕГЕНД ПРИКРЫТИЯ КИТАЙСКИЙ ПРОЕКТ БЕЗ ЛЕГЕНД ПРИКРЫТИЯ 05-12.03.05 Сессия Всекитайского собрания народных представителей подвела итоги 2004 года и утвердила план экономического и социального развития страны на 2005

В СССР с начала 1930-х гг. вопросы подготовки к возможной войне были постоянно в поле зрения политического и военного руководства страны. Их решение отражалось в военной доктрине советского государства. Наряду с этим шел поиск наиболее эффективных способов ведения вооруженной борьбы.
Научным фундаментом военной доктрины было марксистско-ленинское понимание развития общественных процессов, в том числе войны и армии. В соответствии с этим она с самого начала разрабатывалась, исходя из приверженности государства к миролюбию, поэтому в военно-политическом плане носила оборонительный характер. Основополагающим считалось утверждение, что теперь войны ведутся народами и необходима мобилизация всех сил и средств государства. Большое значение придавалось моральному и экономическому факторам. С учетом всего этого прилагались огромные усилия для индустриализации страны, повышения ее экономической самостоятельности и оборонной мощи.
Вопрос о том, против какого противника придется воевать в первую очередь, стал четко вырисовываться с приходом в Германии к власти нацистов, зарождением блока фашистских государств и активизацией антисоветской политики со стороны Японии. Именно с этого времени во всех оперативных планах генштаба неизменным оставалось положение, что Советскому Союзу надо быть готовым к войне против Германии на Западе и Японии на Востоке.
В случае агрессии предусматривалось вначале отразить удар противника, затем нанести мощный ответный удар с перенесением военных действий за пределы своей страны с целью сокрушительного разгрома. В Полевом уставе 1939 г. подчеркивалось, что если будет навязана война, то Красная Армия станет самой наступающей армией. Всячески подчеркивалось то, что советские люди не хотят войны, но готовы ответить ударом на удар или даже «двойным ударом» на удар агрессора.
Таким образом, советская военная доктрина исходила из возможности войны на два фронта против коалиции нескольких государств. Понимая неизбежность военного столкновения с Германией и Японией, советское руководство, однако, недостаточно правильно оценивало возможные сроки начала агрессии. Считалось маловероятным, что Германия решится вести войну одновременно на двух фронтах и начнет кампанию против СССР только после выхода Великобритании из войны.

Ослабленные в результате репрессий военные кадры не овладели к началу войны в полной мере теми достижениями военной науки, которые имелись, недостаточными были и практические навыки по их применению. Известно, что для успеха кроме глубоких теоретических знаний важны навыки оперативно-тактического мышления, творческого подхода к делу, быстрой объективной оценки обстановки. К этому надо добавить мужество и решительность, инициативу и самостоятельность, твердость и настойчивость. Все эти качества отнюдь не врожденные, а вырабатываются в процессе боевой и оперативной подготовки, всей военной службы еще в мирное время. Но как раз именно этим до войны толком и не занимались. Не было, пожалуй, такого военачальника или командира, который бы теоретически не понимал и не знал из опыта прошлого о необходимости сосредоточения основных усилий на решающем направлении, создания ударных группировок, тщательной разведки и надежного огневого поражения противника. И все же прошло значительное время, потребовались немалые усилия и жертвы, прежде чем им удалось овладеть искусством решения этих и других столь же важных задач.

Межвоенный период можно охарактеризовать как:

  • Временный промежуток образования огромного количества новых государств;
  • Период мирового экономического кризиса 1929 – 1933 годов;
  • Время постепенного и поэтапного признания социалистического государства на международной политической арене;
  • Рост агрессии со стороны Германии по отношению к государствам, победившим в 1 Мировой войне;
  • Проведение политики экспорта революции со стороны СССР;
  • Политика сближения тоталитарных режимов СССР и Германии, апогеем которой стало подписание пакта Молотова-Риббентропа.

Начнём рассмотрение общих тенденций советской внешней политики данного периода.

Черты

Внешнеполитические устремления СССР в эти годы можно охарактеризовать таким образом:

  • Прорыв блокады;
  • Экспорт революции путём создания коммунистических партий и организаций по всему миру;
  • Налаживание экономического сотрудничества с европейскими государствами.

Цели

Основные цели СССР в период после создания государства на внешней арене:

  • Признание;
  • Формирование как можно большего числа союзников;
  • Развитие сети коммунистических организаций посредством влияния на массы через Коминтерн;
  • Расширение территории государства путём восстановления границ Российской империи;
  • Развитие экономических и торговых отношений с другими странами для реализации задач индустриализации советского государства.

Задачи

Внешнеполитическое ведомство СССР под руководством Чичерина, Литвинова и других дипломатов выполняло следующие задачи:

  • Международное признание социалистического государства;
  • Формирование развитых договорных отношений с большинством крупных стран мира;
  • Привлечение и участие СССР в международных конференциях;
  • Вступление в Лигу Наций как завершение процедуры признания;
  • Оказание всесильной помощи дружественным государствам, в том числе и военной.

Основные принципы внешней политики

Теория внешней политики Союза строилась на таких принципах:

    Пролетарский интернационализм - единство интересов трудового населения в борьбе за свои права и за свержение капиталистических хозяев, то есть класса эксплуататоров;

    Мирное сосуществование с капиталистическим строем . Данный принцип появился когда стало понятно, что моментальная революция невозможна. Союз решил показать стремление к мирному сосуществованию двух противоположных систем.

Если говорить о политике западных стран по отношению к СССР, то можно выделить такие моменты:

    Непризнание Союза ведущими мировыми державами с европейского континента в начале существования СССР (примерно до 1925 года);

    Борьба с распространением коммунистических идей;

    Постепенное установление дипломатических отношений с Союзом (например, можно вспомнить );

    Участие США со своими интересами. Штаты не были заинтересованы в очень сильной Западной Европе. Для них важно было создать определённый баланс сил на континенте, чтобы максимально держать ситуацию под контролем. Например, согласно плану Дауэса оказывалась помощь Германии для возрождения её промышленности. За счёт роста экономики Германия выплачивала репарации Англии и Франции. Вместе с тем, долг перед Америкой немцы обязаны были погашать за счёт роста товарооборота с Союзом;

    Создание системы сдерживаний и противовесов. Развитая Германия становилась противовесом Англии и Франции. Возрождённый военный потенциал немцев (по планам американцев) сдержит потуги СССР по экспорту революции.

Никто на Западе не был заинтересован в развитии СССР, но, вместе с тем, дипломаты понимали неминуемость признания и постепенного развития отношений по принципу мирного сосуществования.

Три этапа внешней политики этого периода

1922 – 1933 гг.

В эти годы основной акцент политики СССР был направлен на признание государства как субъекта международных отношений. Заключались торговые соглашения, открывались представительства в разных странах. Советские дипломаты принимали участие в международных конференциях, среди которых можно выделить:

  • Гаагскую;
  • Московскую;
  • Подготовительную конференцию по созданию Лиги Наций;
  • Каннскую.

Важным моментом внешней политики Союза в этот период было подписание системы договоров о ненападении с другими государствами. В частности, речь о Турции, Иране, Литве и других странах.

Безусловно, важнейшим направлением деятельности союзной дипломатии считается полноценное противодействие планам США и других крупных политических игроков капиталистического мира в создании военного антисоветского блока.

1933 – 1939 гг.

После прихода к власти Гитлера в Германии, установления фашисткой диктатуры в Италии и Японии перед миром появилась новая задача – объединиться для максимально длительного сохранения мира. В 1934 году СССР пригласили в Лигу Наций. Союз устанавливал дипломатические отношения с разными странами, подписывал договора о взаимопомощи, старался создать расширенную антигитлеровскую коалицию, участвовал в подписании Лондонской конвенции 1933 года.

1939 – 1940 гг.

Короткий и очень трагичный период. Понимая, что Германия сметает всё и вся в Европе, а система безопасности Лиги Наций не работает, вектор внешней политики меняется. 23 августа 1939 года подписан . В основной части документа говорилось о взаимном ненападении 2 стран друг на друга, а в секретной – Европа делилась на сферы влияния практически пополам.

В этот период началась Вторая мировая война. Кроме этого, в результате нападения СССР на Польшу состоялось присоединение территорий с украинским населением к СССР.

Первые договоры с европейскими странами в 1920 — начале 1921 гг.

Дипломатия Советской России в этот период заключила такие договора:

  • 02.1920 – договор с Эстонией;
  • 11.1920 – соглашение с Латвией (признание независимости государства);
  • 03.1921 – Московский договор с Турцией о братстве и дружбе, в котором решались территориальные вопросы по поводу земель Армении.

Дипломатическое признание СССР

Основная волна признания СССР другими странами была в период с 1923 по 1925 годы. За этот период согласно хронологическим данным дипломатические отношения с Союзом были установлены у 20 государств. Если говорить о крупных мировых игроках, то Союз был признан:

  • США — 16.11.1933 г.;
  • Югославия — 24.06.1940 г.;
  • Великобритания — 02.02.1924 г..

Противоречивость внешней политики СССР

Основное противоречие политики СССР в 1920е годы заключалось в том, что Коминтерн, поддерживаемый Союзом полностью, продвигал идею мирного существования социалистического государства в капиталистическом окружении, в само государство официально устанавливало мирные дипломатические отношения с рядом стран мира.

Осложнение отношений с Англией и Францией

Обострение отношений с Англией началось после прихода к власти правительства Стэнли Болдуина в 1924 году. Он крайне плохо относился к СССР, поэтому всячески тормозил ратификацию всех договоров с Союзом. Ещё хуже отношения стали в 1928 году после отказа забастовщиков — шахтёров из Англии принять материальную помощь от советских профсоюзов. Болдуин обвинил Союз во вмешательстве во внутренние дела своей страны.

Отношения с Францией в этот период также не были дружественными. В начале 1930 года страна присоединилась к инициированной США торговой блокаде Советов.

Международные конференции с участием России в 1922 – 1933 гг.

Конференция

Генуэзская

10 – 19.04.1922

Вопросы разоружения не решены, но заключён Рапальский мирный договор.

Гаагская

15.06 – 19.07.1922

Обсуждались вопросы кредитов для Советов и возврата национализированного имущества. Решения не приняты.

Московская

02 – 12.12.1922

Решения не приняты.

Лозаннская

Подписан мирный договор и конвенция о режиме турецких проливов.

Лондонская

Подписаны конвенции с чётким определением понятия агрессии.

Международные договоры с участием России 1922 — 1933 гг.

В 1922 между СССР и Германией подписан мирный договор в Раппало, основные условия которого следующие:

  • Восстановление дипломатических отношений;
  • Отказ от претензий на возмещение убытков;
  • Признание экономического принципа наибольшего благоприятствования;
  • Активизация развития торгово-экономических отношений.

Среди важнейших соглашений с участием СССР в тот период важно выделить пакт Бриана-Келлога 1928 года, основной идеей которого был полный отказ от военных действий как от негативного способа решения споров и конфликтов.

Международные конфликты 1923, 1927, 1929 гг.

Задержание английских рыболовецких траулеров в Белом море. Англия требовала отказаться от антибританской пропаганды на востоке и отзыва советских представителей из Афганистана и Ирана. Завершилось всё мирно.

Атака английской полиции на АРКОС. Англия отменила соглашение с СССР 1921 года. Конфликт закончился в 1929 году с приходом к власти лейбористов.

Конфликт на КВЖД. Сопровождался атаками на советские хозяйственные органы на железной дороге, арестами советских граждан, наступлением китайской армии и захватом территорий. Завершился в ноябре 1929 года восстановлением советского контроля над КВЖД.

Международное коммунистическое движение в 1920-е годы

СССР в своей международной деятельности не только проводил переговоры с государствами, но и развивал коммунистическое движение по всему миру. На III съезде Коммунистического интернационала в 1921 году были приняты следующие решения:

  • Развивать сеть коммунистических партий;
  • Создавать молодёжные и другие общественные организации коммунистического толка, в том числе и среди рабочих масс капиталистических стран.

В начале 20-х годов по воле СССР были созданы такие организации как Профинтерн, МОПР.

Коммунистические организации также внесли свою лепту в международное признание Союза.

Новые цели и задачи внешней политики в 1930-е годы

Внешняя политика Союза в 1930-е годы подчинялась следующим целям:

    Отказ от участия в военных конфликтах. На Женевской конференции 1932–1934 советская делегация выдвинула проект полного разоружения армий европейских государств. Само предложение не принято, но США и партнёры выдвинули «план Макдональда», который предусматривал установление ограничений численности сухопутных и воздушных войск;

    Создание системы коллективной безопасности в Европе против потенциально серьёзной угрозы немецкой агрессии. СССР предлагал заключить комплексный Восточный пакт, но это не получилось. В 1935 году подписаны договора о взаимопомощи с Францией и Чехословакией.

Внешняя политика СССР в 1930-е годы

В рамках общеевропейской политики главной задачей Союза по состоянию до 1939 года было максимальное противодействие потенциальной агрессии со стороны Гитлера.

Отношение СССР к событиям на Дальнем Востоке

Начиная с 1931 года, Япония начала активные военные действия против Китая, забирая шаг за шагом части его территории в Маньчжурии. Руководство Китая во главе с Чан Кай Ши практически не оказывало сопротивление, так как пребывало в сговоре с японцами. В сентябре 1931 года Китай обратился в Лигу Наций с просьбой помочь в решение вопроса агрессии. Через несколько месяцев ЛН направила комиссию, доклад которой гласил об угрозе для Японии со стороны китайской границы. ЛН утвердила и согласовала установление специальных японских интересов на этой территории.

Провокация военного конфликта между Японией и СССР состоялась в декабре 1932 года, когда японцы вытеснили на советскую территорию группу китайских солдат. Советы приняли солдат у себя и в итоге подписали с Китаем пакт о ненападении. В ответ на японские протесты НКИД предложил подписание аналогичного договора с Японией.

СССР и война с Испанией

1936 – 1939 годы ознаменовались Гражданской войной в Испании. СССР поддерживал действовавшее на тот момент республиканское правительство. Данная поддержка материализовалась в оказании значительной военной помощи (648 самолётов, 347 лёгких танков, 60 бронированных машин, 1186 орудий для артиллерии) и участии военных консультантов.

Вступление СССР в Лигу Наций

Борьба с японской агрессией

Очередное обострение советско-японских отношений началось в 1938 году. Основные проявления:

  • бой в районе озера Хасан (1938);
  • конфликт на Халхин-голе (1939);
  • создание Дальневосточного фронта (1940).

С началом 1940-х годов СССР и Япония договорились подписать договор о нейтралитете.

Сближение СССР и Германии

В 1939 году между странами подписано несколько соглашений:

  • 19 августа – торговое (поставки станков и оборудования в обмен на поставки продукции);
  • 23 августа – договор о ненападении с секретным документом по разделу зон влияния;
  • 28 сентября – договор о дружбе и границе по линии Керзона (легализация раздела Польши).

Мюнхенское соглашение 1938 года

Соглашение подписано между представителями Британии, Италии, Франции и Германии о разделе Чехословакии и включении Судетской области в состав Германии. СССР не принимал участия в сговоре.

Расширение территории СССР в 1939 – 1940 годах

На протяжении данных годов к территории СССР были присоединены:

  • Западная Украина,
  • Западная Беларусь,
  • часть финских земель после войны с Финляндией,
  • Прибалтика.

Война с Финляндией началась 30.11.1939 года из-за якобы артобстрела со стороны Финляндии. Завершилась 14 марта 1940 года подписанием мирного договора с фиксацией перехода 11% территорий страны под руководство СССР,

Начало Второй мировой войны

Фактически старт войне был положен секретной частью пакта Молотова-Риббентропа от 23 августа 1939 года. Военные действия против Польши немцы начали 1 сентября 1939 года, а советская армия стартовала с освоением «своей» части Польши на 2 недели позже.

Итоги внешней политики СССР в 20 – 30-е годы

Главными итогами двух первых десятилетий существования СССР во внешней политике назовём:

  • признание государства ведущими мировыми державами;
  • активное участие в международные отношения;
  • развитие сети коммунистических организаций по всему миру;
  • неудачная попытка сформировать европейскую систему коллективной безопасности.

Ответы на вопросы

    Чем отличались международные отношения в начале XX века и в 20–30-х годах? — Главное отличие - создание нового типа государства в лице СССР и борьба против него стран капиталистического мира.

    Какие новые факторы в мировой политике стали действовать после Первой мировой войны? — Можно выделить такие моменты как борьба против фашизма и коммунизма, а также мировой экономический кризис 1929 — 1933 года

    Почему в 1930-х гг. не сложилось прочной коалиции, которая могла бы противостоять агрессии со стороны Германии, Италии и Японии? — Европейцы рассчитывали на выполнение Германией договорённостей о соблюдении нейтралитета и запрете развития ВПК. Кроме этого, интересы капиталистических стран в 30-е годы были больше направлены на борьбу против СССР и в какой-то момент не поняли всю серьезность фашистской угрозы.

    Какие изменения произошли среди стран-лидеров западного мира после Первой мировой войны по сравнению с началом XX века? Чем они были вызваны? — Главное изменение - выдвижение в число лидеров США. Вызвано тем, что США не сильно пострадали во время Первой мировой войны и смогли нарастить за это время экономический потенциал.

  • В чём проявлялось нарастание военной угрозы в 30-х годах? — Можно выделить несколько факторов:

    • создание Версальской системы;
    • фактор мести со стороны Германии;
    • приход к власти фашистских сил;
    • рост агрессивных настроений в Германии, Японии, Италии;
    • борьба против СССР и коммунистической угрозы.

Военная доктрина определяет стратегию поведения страны во время военной агрессии против неё. У США и СССР она была разной.
Американская официальная доктрина всегда предусматривала и по сей день предусматривает вариант--нанесение массированного упреждающего удара в случае, если американское руководство придет к выводу, пусть и ошибочному, что другая сторона готовится нанести ядерный удар по США. Причем достаточно лишь "вывода", а не самой агрессии

В августе 1948 года Совет национальной безопасности США утвердил директиву № 20/1 «Цели США в отношении России». В ней сказано:

«Наши основные цели в отношении России:

а) свести мощь и влияние Москвы до пределов, в которых она не будет более представлять угрозу миру и стабильности международных отношений;

б) в корне изменить теорию и практику международных отношений, которых придерживается правительство, стоящее у власти в России».

«Речь идет прежде всего о том, чтобы Советский Союз был слабым в политическом, военном и психологическом отношениях по сравнению с внешними силами, находящимися вне пределов его контроля».

Таковы политические цели военной доктрины США, как их сформулировали вашингтонские руководители в секретных директивах конца 40-х годов. За этими целями стояли конкретные планы ведения войны против СССР, разработанные до деталей, вплоть до количества атомных бомб, которыми предполагалось уничтожить Москву, Ленинград и другие советские города.

Так, уже в 1945 году Пентагон планировал атомную бомбардировку 20 совет¬ских городов. В 1948 году намечалось сбросить 200 атомных бомб на 70 советских городов (план «Чариотер»); в 1949 году — 300 бомб на 100 городов (план «Дропшот»); в 1950 году — 320 атомных бомб на 120 советских городов (план «Троян»)

Но это еще не все.

25 июля 1980 года президент США Джимми Картер подписал известную директиву №59 (PD-59), озаглавленную "Принципы применения ядерного оружия".



Джимми Картер подписал документ регламентировавший правила ядерной агрессии против СССР

Советник президента, генерал Одом стал автором этой доктрины


Документ, посвященный возможной ядерной войне с СССР, долгое время был засекречен, хотя некоторые его положения утекли в СМИ. Сейчас полный его текст стал доступен широкой публике
В директиве говорилось о

  • использование высоких технологий для обнаружения советских ядерных объектов, в том числе в странах Восточной Европы и Северной Корее
  • объекты планировалось поражать точечно и, как можно скорее получив данные о нанесенном ущербе, при необходимости наносить повторный удар.
  • использование ядерного оружия против регулярных подразделений советской армии не приведет к апокалипсису
  • война будет затяжной - по их оценке на обнаружение всех целей, достойных точечного поражения ядерными ракетами, могли уйти «дни и недели».

По сей день эта военная доктрина основная в США.

Военная доктрина СССР

В СССР все было иначе. Долгие годы военная доктрина Иосифа Сталина была основополагающей.

Военная доктрина с учитыванием наличия у США ядерного оружия была составлена советским военным командованием в конце 1940-х годов. Она в себя включала такие положения

  • СССР категорически отказывался от агрессии против какой-либо страны
  • СССР в случае агрессии вступал в полномасштабную войну с агрессором и отражал нападение всеми возможными средствами
  • СССР в случае агрессии принимал все возможные меры для нанесения удара возмездия по агрессору за пределами СССР

В последнем пункте была основная сложность--СССР даже обладая атомным оружие тем не менее тогда не мог нанести удара по территории США. Советскому руководству приходилось импровизировать.

В итоге сложили такой расклад.

Соединенные Штаты нанесут атомное нападение с воздуха, чему будут противопоставлены советская противовоздушная оборона и удары по американским военно-воздушным базам.

Советские сухопутные войска начнут контрнаступление в Европе и возможно также на Среднем Востоке, чтобы воспрепятствовать Соединенным Штатам использовать эти регионы как плацдармы для нападения на Советский Союз.

Атомная бомба рассматривалась как стратегическое оружие, которое Соединенные Штаты будут использовать против целей в тылу, а не против войск на поле боя, где оно было бы сравнительно малоэффективным.

Сталинская военная доктрина предусматривала немедленное возмездие агрессору на его территории или территории его союзников

В случае агрессии армия СССР сразу же стала бы наступать и наносить удары на территорию противника.

Правильным ответом, таким образом, будет противовоздушная оборона, дополненная ударами по американским военно-воздушным базам.

Сухопутные войска должны быть готовы к контрнаступлению, чтобы препятствовать высадке американских войск на континент. Если же Соединенные Штаты будут вытеснены с континента, то проводить успешную кампанию стратегических бомбардировок станет много труднее.

Уверенность в том, что страна не погибнет, коренилась отчасти в убеждении, что может быть разработана эффективная военная стратегия противостояния атомной бомбе. Советский Союз занимает огромную территорию, обладает богатыми природными ресурсами и людскими резервами, а промышленные предприятия разбросаны по всей стране.

В январе 1950 г. он назначил Малышева министром судостроения, а в следующем месяце создал новое министерство военно-морского флота.

Сталин решил, что Советскому Союзу нужно иметь нечто большее, чем просто силы береговой обороны. Флот должен угрожать транспортным соединениям и базам НАТО, а также препятствовать поставкам и транспортировке войск из Соединенных Штатов в Европу в случае войны.

В 1950 г. Сталин решил усилить военно-морской флот.

Он инициировал новую программу кораблестроения, включающую крейсеры, эсминцы, эскортные суда и морских охотников за подводными лодками, как и сами подводные лодки.
Сталинская военная доктрина стала на долгие годы стала основной для СССР. Она надежно защищала СССР.

В 1960-е-1980-е годы военная доктрина включала в себя такие положения

  • отказ от агрессии против суверенных стран
  • придание нашим ракетно-ядерным силам способности нанесения гарантированного ответного ракетно-ядерного возмездия по агрессору при самых неблагоприятных для нас последствиях его ракетно-ядерного нападения.

Концепция гарантированного ответного удара была одобрена Советом обороны СССР в конце июля 1969 года вопреки возражениям тогдашнего министра обороны Гречко, который был сторонником концепции ответно-встречного удара как более эффективной..

Маршал Андрей Гречко считал что ядерный удар по США надо наносить сразу же как только станет известно о том что баллистические ракеты США направляются в сторону СССР

Но его точку зрения не приняли в расчет, решив что ядерное оружие можно применять только после удара по территории СССР

Маршал Николай Огарков руководивший генштабом до осени 1984-го года также считал что удар необходимо наносить сразу же как системы слежения засекут приближение американских ракет

В сентябре 1984 года Огаркова снимают с поста нач.генштаба и на его место назначают Сергея Ахромеева, который сразу же начал разработку своей доктрины, полностью противоположной взглядам Гречко и Огаркова

Один из участников того заседания Совета обороны резюмировал исход состоявшейся там жаркой дискуссии следующим образом: «Отныне основанием для нанесения ракетно-ядерного удара по противнику может быть только одно – ядерные взрывы ракет противника на территории СССР».

Так было вплоть до "перестройки".

Смена доктрины
Пересмотре советской военной доктрины начался при Горбачеве

В связи с провозглашением «нового мышления», ядром которого Горбачев первоначально назвал «приоритет выживания человечества», перед Генеральным штабом не могла не встать задача попытаться разорвать этот заколдованный круг.

И Генштаб по своей инициативе еще в конце 1985 года (я знал об этом от маршала Ахромеева в приватном порядке) начал работать над обновлением советской военной доктрины

Хотя на самом деле маршал Сергей Ахромеев начал работать над новой доктриной еще с 1983 года, не показывая это руководству страны.

Начальник генштаба СССР, маршал Сергей Ахромеев занимался разработкой новой доктрины с 1984 года и к приходу к власти Горбачева её основные положения уже были готовы.

Он также разработал проект полного ядерного разоружения к 2000 году...

Маршал Ахромеев так об этом вспоминал:

"Действовавшая до 1986 года военная доктрина Советского Союза сложилась в период «холодной войны» и военного противоборства Советского Союза и США, Варшавского Договора и НАТО.

Тогда под военной доктриной в Советском Союзе понималась официально принятая система взглядов в государстве на военное строительство, на подготовку страны и Вооруженных Сил к отражению возможной агрессии, а также на способы ведения вооруженной борьбы по защите Отечества в случае агрессии. Таким образом, по своему содержанию советская военная доктрина охватывала сумму тех вопросов, которые требовали разработки, решения и воплощения в жизнь на тот случай, если войну не удастся предотвратить.

Предотвращение же войны было коренной задачей внешней политики Советского Союза. Всеми связанными с этой задачей проблемами занималось партийное и государственное руководство. Военные руководители выступали при этом как бы консультантами, советниками.

Но уже с конца 60-х годов, когда предметом международных переговоров все более становились сами Вооруженные Силы страны, их количество и качество, даже дислокация, военные руководители закономерно стали полноправными участниками как разработки внешнеполитического курса в сфере военной деятельности, так и ведения переговоров по ограничению и сокращению вооружений.

Соответственно потребовалось и теоретическое осмысление глобальных военно-политических проблем, роли и места военного руководства в их решении.

Становилось все более очевидным, что по своей сути действовавшая военная доктрина устарела и требовала переработки. Вопросы предотвращения войны должны были стать содержанием не только внешней политики, но и военной доктрины.

Военная доктрина должна отвечать прежде всего на четыре главных вопроса, хотя этим далеко не исчерпывалось ее содержание.

Вот эти вопросы и ответы на них, которые давались раньше.

1. Кто (какие государства и коалиции) может быть вероятным противником Советского Союза и Организации Варшавского Договора? До 1986 года ответ был однозначным: главным вероятным противником Советского Союза являются Соединенные Штаты, а Организации Варшавского Договора — НАТО.

2. К какой войне (к отражению какой агрессии) должны быть готовы Советский Союз и его Вооруженные Силы, а соответственно также государства и армии Организации Варшавского Договора? На этот вопрос также нетрудно было ответить. США и НАТО официально заявляли, что они в случае необходимости применят в войне ядерное оружие первыми (правда, обусловливали это определенными обстоятельствами).

Они готовили свои вооруженные силы к военным действиям с применением как ядерного, так и обычного оружия. Следовательно, нам ничего не оставалось, как тоже готовить армию и флот к ведению боевых действий в таких же условиях.

3. Какие вооруженные силы было необходимо иметь Советскому Союзу и государствам Варшавского Договора?

К середине 80-х годов вооруженные силы СССР и США, Варшавского Договора и НАТО были примерно равными, сопоставимыми, уравновешивающими друг друга, для чего требовался высокий уровень вооружений (при этом отрывались огромные материальные ресурсы от мирного строительства) .

4. Как готовить вооруженные силы к отражению военной агрессии? Это — ключевой вопрос тех лет."

Зам. министра ИД Геннадий Корниенко писал так:

"Я же, участвовавший в «дипломатической доводке» новой военной доктрины, остановлюсь здесь кратко только на двух ее важнейших элементах, имевших прямое отношение к «новому мышлению» и в позитивном, и в негативном значении этих слов.

Первое..

Предотвращение же войны было коренной задачей внешней политики Советского государства. Теперь задача предотвращения войны становилась также неотъемлемой частью военной доктрины, что влекло за собой определенное изменение акцентов и в вопросах военного строительства.

Второе.

В отличие от прежней военной доктрины, разработанной Г. К. Жуковым и его соратниками с учетом уроков Великой Отечественной войны и предусматривавшей, что в случае агрессии Вооруженные Силы СССР и его союзников должны не только остановить противника, но сразу же перейти в наступление, в новой доктрине – и в этом была главная ее новизна – предусматривалось, что в случае агрессии против СССР его вооруженные силы будут отражать нападение исключительно оборонительными операциями.

Одновременно должны предприниматься политические меры для прекращения конфликта. И только если бы в течение нескольких недель войну остановить не удалось, тогда уже развертывались бы широкомасштабные действия по нанесению поражения агрессору.

Это было действительно радикальное изменение военно-технической части советской военной доктрины, потребовавшее коренной ломки армии и флота, переосмысления многих стратегических и тактических истин, переподготовки командных кадров."


Одно положение новой доктрины гласило что после агрессии против СССР, советская сторона в течении нескольких недель(!) СССР не наносил бы ответного удара по территории и базам агрессора

Вместо ответного удара новая доктрина Ахромеева предлагала искать...."политическое решение"

Проще говоря США вполне могли бы разбомбить СССР и при этом вообще не получит ответного удара

Маршал Ахромеев под конец суть доктрины он изложил так:

"Как бы то ни было, теорию новой военной доктрины и военной стратегии Генеральный штаб разработал. Большую помощь в этом оказали мне генералы В. И. Варенников, В. А. Омеличев, М. А. Гареев, В. В. Коробушин. Обсудили ее с

руководящим составом Генерального штаба.
Поскольку входящие в него работники были с проблемой знакомы, обсуждение прошло относительно безболезненно.

Затем я доложил ее основы министру обороны и получил его одобрение. После этого, вскоре по возвращении из Рейкьявика, я выступил с докладом о новой советской военной доктрине перед профессорско-преподавательским составом Академии Генерального штаба. В этом докладе я ответил на пять заключенных в доктрине кардинальных вопросов в духе новой внешней политики Советского Союза (а не на четыре, как раньше).

1. О вероятном противнике. Да, мы считаем Соединенные Штаты и НАТО своими вероятными противниками, поскольку и они нас считают таковыми. Но мы готовы к демонтажу механизма военного противостояния с США и с НАТО в Европе. Готовы действовать совместно в этом направлении.

2. О характере войны. Пока что мы вынуждены готовить вооруженные силы к ведению боевых действий с применением ядерного и обычного оружия, поскольку опять-таки такую подготовку ведут США и их союзники. Но мы стоим за полную ликвидацию ядерного оружия в мире. Готовы принять совместно с руководством США и НАТО практические меры по снижению напряженности и военной опасности в мире.

3. Какие нам нужны вооруженные силы? Мы готовы по мере снижения военной опасности к двусторонним и многосторонним сокращениям, а в определенных условиях и к односторонним сокращениям армии и флота. Готовы также к замене определенных военных мер политическими в ходе создания безопасного мира.

4. И, наконец (это было нечто совершенно новое и неожиданное), мы в случае агрессии против нас отказываемся от перехода в короткий срок после ее начала к наступательным операциям."
.....
Ахромеев завершает:

"В самом конце 1986 года содержание и сущность новой советской военной доктрины были рассмотрены и одобрены Советом Обороны СССР.

После этого началось ознакомление с новой военной доктриной высшего командного состава. Вскоре на совещании по итогам 1986 года перед руководством Министерства обороны, командованием военных округов, флотов и армий с докладом по новой доктрине выступил министр обороны СССР. Появились публикации у нас и за рубежом.

Потребовались время и большие усилия, чтобы новая военная доктрина была усвоена и принята командным составом армии и флота.
1986 год был насыщен крупными событиями, которые мы попытались описать. Это был год, когда создавались предпосылки для крутого поворота от старого к новому в жизни советского народа. И ничего, кроме, пожалуй чернобыльской аварии, не предвещало тех тяжелых и трагических событий, которые потрясли Советский Союз в 1989–1991 годах."

В итоге новая оборонительная доктрина включала в себя такие пункты

  • ядерное разоружение, военные сокращения, различные уступки западу
  • в случае агрессии СССР отказывался от ответного удара по агрессору на "короткий" срок(в течении нескольких недель), осуществляя лишь оборонительные действия

Маршал Сергей Ахромеев то ли по глупости, то ли по злому умыслу предоставил США шикарный подарок, в виде доктрины которая полностью развалила советский военный блок и советскую оборону

Но читая доводы маршала складывается впечатление будто он на самом деле верил что СССР и США будут жить в мире и ликвидируют ядерное оружие к 2000 году....

Все это звучит как утопия, в США никто и не собирался разоружатся или идти на какие-то уступки. А в СССР именно исходя из этой дикой утопии делались все уступки и разоружения.

С самого начала "холодной " войны право первого удара полностью оказалось у США, СССР занял оборонительную позицию, но с 1986 г. СССР согласно новой доктрине не мог сразу ответить на первый удар.