Конспект по экологии путешествие капельки. Конспект занятия в подготовительной группе по экологическому воспитанию "путешествие капельки"

Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников

Дошкольный возраст является важным и ответственным периодом. В этот период происходит перестройка функционирования разных систем детского организма, поэтому крайне необходимо всячески способствовать воспитанию у детей этого возраста привычек и потребностей к здоровому образу жизни, поддержанию и укреплению своего здоровья. Это одна из приоритетных задач, которая стоит перед родителями и педагогами. Именно в в это время нужно начинать формирование основ здорового образа жизни у дошкольников.

Здоровый образ жизни дошкольников: каким он должен быть

Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

Надо отметить, что в настоящее время отмечается низкий уровень знаний о ценности своего здоровья родителей и о здоровье их детей. Как известно, здоровье чаще всего зависит от образа жизни, чуть менее – от окружающей среды. Наследственность и состояние здравоохранения в стране в гораздо меньшей степени влияют на состояние здоровья поколения. Поэтому задача родителей и педагогов — воспитать у дошкольника уважение к собственному здоровью и обязанности его беречь. И начинать формирование основ здорового образа жизни у дошкольников как можно раньше.

В дошкольный период идет интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма. Очень важно в это время заложить детям определенную базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, сформировать потребность регулярных и систематических занятий физической культурой и спортом.

Так как под здоровым образом жизни понимается активная деятельность человека, направленная на сохранение и улучшение здоровья, то к этой активности следует отнести такие компоненты как правильное питание, рациональная двигательная активность, закаливание организма и сохранение стабильного психоэмоционального состояния. Именно эти компоненты должны быть заложены в основу фундамента здорового образа жизни дошкольника.

Режим, распорядок дня ребенка

Главным образом в формировании основ здорового образа жизни у дошкольников и правильного отношения к своему здоровью у дошкольников являются соответствующие игры, просмотр фильмов, мультфильмов, чтение и обсуждение художественной литературы, викторины, пешие прогулки, дни здоровья, спортивные праздники. Именно такие мероприятия являются наиболее интересными для детей, и в этом процессе продуктивней формировать нужное отношение к здоровому образу жизни у дошкольников.

В ходе физкультурно-оздоровительной работы, а именно физкультурных минуток, минуток здоровья, двигательных разрядок, элементов релаксации и т.п., закладываются физические, психические и нравственные качества детей, воспитываются самостоятельность и творчество.

Необходимо уделить серьезное внимание культурно-гигиеническим навыкам, сформировать привычки правильного умывания, вытирания, ухаживания за полостью рта, пользования носовым платком, правильного поведения при кашле и чихании.

Необходимо чтобы дети имели возможность систематически двигаться. Для этого нужно способствовать развитию основных двигательных качеств, поддерживать в течение всего дня работоспособность на высоком уровне. Однако нужно учитывать, что здоровый образ жизни дошкольников предполагает чередование активных и спокойных игр, так что разумный баланс между двигательной активностью и отдыхом должен быть сохранен.

Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников: что нужно знать родителям

Здоровый образ жизни дошкольников

Дошкольный возраст по утверждению специалистов относится к решающим в создании фундамента психического и физического здоровья ребенка. Как раз до семи лет происходит наиболее интенсивное становление детского организма.В это же самое время активно формируется характер, привычки, закладываются жизненные приоритеты личности. Именно поэтому весьма и весьма важно в эти годы активно прививать детям основные знания, умения и навыки здорового образа жизни дошкольников.

В современном воспитательном процессе приоритетным направлением в воспитании детей дошкольного возраста является повышение уровня здоровья детей, формирование навыков здорового образа жизни, а также воспитание потребности в регулярных занятиях и получении новых знаний. Стоит заметить, что в этом возрасте у дошкольников отсутствуют такие качества, как:

— усидчивость,

— контроль и коррекция эмоций и настроения,

— способность быстро переключаться с одной деятельности на другую.

Стало быть, перед взрослыми, педагогами и, в первую очередь, родителями, становится задача сформировать в маленьком человеке эти навыки, которые будут способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья малыша.

Родителям дошкольника необходимо усвоить, что здоровье малыша – это не только отсутствие болезни, эмоционального тонуса и плохая работоспособность,но изакладывание основ будущего благополучия личности ребенка. Исходя из этого основным направлением по укреплению здоровья детей дошкольного возраста, является формирование у дошкольников представления о здоровье, как об одной из фундаментальных ценностей жизни. Воспитатели в детском саду, родители дома должны постоянно учить ребенка правильному поведению в различных жизненных обстоятельствах, быть готовым к непредвиденным ситуациям. В этот период ребенок должен четко усвоить, что такое хорошо и полезно, а что такое вредно и плохо.

Родители, бабушки и дедушки должны постоянно прививать малышу правильное отношение к своему здоровью и ответственности за него. Это направление в воспитании дошкольника должно решаться созданием целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребёнка.

Особо пристальное внимание необходимо уделять родителям таким составляющим здорового образа жизни дошкольников:

— Соблюдение режима дня, активности и сна.

— Двигательная активность, прогулки, подвижные игры на свежем воздухе.

— Правильное, здоровое питание.

— Соблюдение правил гигиены. Прививание ребенку любви к физической чистоте. Обучение следить за своим телом.

— Закаливание. Формирование способности организма противостоять неблагоприятным природным факторам.

Основные задачи для родителей по формированию основ здорового образа жизни у дошкольников: Гигиена и закаливание дошкольников

Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников должно проводится постоянно без выходных и праздничных дней.

Ребенок с младенчества должен усвоить, что здоровым быть хорошо, а болеть плохо. Чтобы всегда быть здоровым он должен соблюдать определенные правила и не делать того, что может привести к болезни или травмам.

Малыш всегда следует образу жизни старших, мамы и папы. Поэтому родители, в первую очередь, сами должны вести здоровый образ жизни и не подавать плохой пример своему чаду.

Таким образом, комплексный подход в формировании культуры здорового образа жизни у дошкольников позволит привить им необходимые привычки и навыки, которые будут основой для дальнейшей их жизни.

Дидактическая игра - эффективное средство формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников.

Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально-демографических групп населения России и особенно детей дошкольного и школьного возраста. Её решение требует активного осмысленного отношения к своему здоровью и укреплению его с детских лет. Формирование представлений о здоровом образе жизни должно начинаться уже в детском саду. В этом деле нет мелочей. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на формирование представлений о здоровом образе жизни, сохранении и укреплении здоровья.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования наряду с другими решает следующие задачи:

Охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

Формирования общей культуры личности воспитанников, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности.

Отдельной областью в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделена область «Физическое развитие», в которой среди прочих задач овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). Особое внимание должно уделяться овладению элементарными нормами и правилами здорового образа жизни, ведь именно оно - одна из главных составляющих физического развития ребенка.

Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного воздействия формируется здоровье, привычка к здоровому образу жизни, общая выносливость, работоспособность организма и другие качества, необходимые для полноценного развития личности. Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить потребность в здоровом образе жизни. Эта потребность зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. Отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия.

Основы здорового образа жизни у детей дошкольного возраста определяются наличием знаний и представлений об элементах здорового образа жизни (соблюдение режима, гигиенических процедур, двигательной активности, и умением реализовывать их в поведении и деятельности доступными для ребенка способами (чистить зубы, мыть руки, делать зарядку)).

Успешное формирование основ здорового образа жизни у дошкольников во многом зависит от целенаправленной систематической воспитательно-образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении и семье, создания условий для осуществления педагогического процесса, согласованного взаимодействия в триаде ребенок – педагог – родитель, инициатором и координатором которого должен выступать педагогический коллектив дошкольного учреждения.

Любая система не прослужит достаточно эффективно и долго, если она не будет совершенствоваться, обновляться, модернизироваться. Поэтому актуальнейшей задачей на современном этапе развития дошкольного образования является осмысление накопленного опыта сохранения и укрепления здоровья детей. На фоне экологической и социальной напряжённости в стране, на фоне небывалого роста болезней цивилизации, чтобы быть здоровым, нужно иметь представление о здоровом образе жизни, о здоровье, его сохранении и укреплении, ведь формирование здорового подрастающего поколения – одна из главных стратегических задач развития нашей страны.

Реализуя право ребенка на здоровье и безопасность, мы, педагоги, уделяем большое внимание приобщению дошкольников к ценностям здорового образа жизни.

Одним из средств, эффективно способствующих формированию представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников и выработке правильных привычек, является дидактическая игра. Дидактическая игра – это многоплановое, сложное педагогическое явление, она является и игровым методом обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в психике. В играх дошкольники воспроизводят всё то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых.

В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются познавательные способности.

Дидактическая игра даёт возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников.

Ценность дидактических игр, как средства формирования представлений дошкольников о здоровом образе жизни заключается в том, что они создаются в обучающих целях. Благодаря их использованию можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков в формировании представлений дошкольников о здоровом образе жизни. Дидактическая игра будит детское воображение. Увлечение игрой мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задач. Своевременное и правильное применение дидактических игр в воспитательной практике обеспечивает решение задач в наиболее приемлемой для детей форме.

В своей работе я использую такие средства организации дидактических игр:

Использование и комбинирование дидактических игр в процессе обучения;

Включение дидактических игр в самостоятельную деятельность дошкольников;

Использование в дидактических играх развивающие упражнения, физкультминутки.

Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально создаваемые педагогом в целях воспитания и обучения детей. Эти игры направлены на решение конкретных задач обучения, но в то же время, в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Они обучают тем или иным навыкам, необходимым человеку в процессе его повседневной жизнедеятельности. Дидактические игры разнообразны по своему содержанию, игровому материалу, игровым действиям, познавательной деятельности и имеют определенную структуру, характеризующую игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно, создают своеобразный микроклимат для формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников.

Руководя игрой, педагог воспитывает активное стремление делать что-то, узнавать, искать, проявлять усилие и находить, обогащать духовный мир детей. А это всё содействует умственному и общему развитию. Для этой цели и служат дидактические игры.

Таким образом, в результате формирования начальных представлений о здоровом образе жизни средствами дидактической игры у дошкольников, предполагаю отметить положительную динамику состояния здоровья, улучшение физических качеств детей, повышенный интерес к дидактическим играм. Дети не только должны знать и соблюдать основные правила игры, но и уметь формулировать, объяснять необходимость их применения. Дидактическая игра важна и для того, чтобы сделать жизнь детей полной и счастливой.

Литература:

1. Гуменюк Е. И. Будь здоров! Дидактические игры и игровые задания. /Е. И. 2. Гуменюк, Н. А. Слисенко. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2011

3.Павлова М. А. Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения: модели программ, рекомендации, разработки занятий. /М. А. Павлова, М. В. Лысогорская. – Волгоград: Учитель, 2009

4. Степанова О. А. Развитие игровой деятельности ребенка: Обзор программ дошкольного образования. - М. : ТЦ Сфера, 2009

5. Журнал Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения март, 2011


Курашова Олеся Александровна

Пояснительная записка. В дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования . Поэтому перед нами педагогами встает задача формирования у дошкольников основ экологической культуры .

Конспект занятия «Путешествие капельки»

Тема : Путешествие с капелькой воды .

Цель : 3акрепление 3наний детей о воде, о ее свойствах, создание целостного представления о воде как о природном явлении.

Задачи :

Образовательные : 3акреплять знания детей о свойствах воды (вкус, цвет, запах, текучесть, а также о источниках ее загрязнения.

Развивающие : способствовать развитию любознательности, мышления, речи, внимания, памяти детей;

Воспитательные : воспитывать бережное отношение к природе, а в частности- воде, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

Интеграция образовательных областей : познание, коммуникация, здоровье

Возраст детей : средняя группа (4-5 лет)

Форма проведения : занятие – путешествие .

Виды деятельности : познавательно- исследовательская.

Предварительная работа : Беседа на тему : «Где встречается вода» , «Для чего и кому нужна вода» . Чтение рассказов, сказок познавательного характера; наблюдения за превращениями воды на прогулке , во время опытов, разучивание физ. минутки.

Словарная работа : путешествие , спутница, водопроводные трубы, кипяченая вода

Оборудование : экран, проектор, кукла «Капитошка» , песенка для конкурса «Капельки , прыг, прыг, прыг» (А. Яранова), маски-капельки (по количеству детей,аудиозапись журчания ручейка,видео-слайды, инвентарь для опытов : стаканы с водой, пустые стаканы, гуашь, молоко, ложечки, чашка.

Ход занятия

Организационный момент

Воспитатель : Дорогие ребята, сегодня к нам пожаловали гости . Давайте поздороваемся и подарим им свои улыбки и хорошее настроение!

I.Вводная часть. Мотивационный момент

Воспитатель : А теперь послушайте, пожалуйста, стихотворение, которое я подготовила для вас :

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает.

На плите у нас кипит.

Паром чайника шипит,

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить :

Без воды нам не прожить ! (Н. Рыжова)

Воспитатель : Ребята, я думаю, вы уже поняли, о чем будет наш разговор (Ответы детей)

Воспитатель : Да, верно,о воде!

Игровая ситуация.

Я приглашаю вас в царство Волшебницы Воды. Отправимся мы в это путешествие не одни . Посмотрите, это волшебный сундучок. Давайте откроем и посмотрим, что в нем.

(звучит аудиозапись журчания ручейка)

Это капелька , которую зовут Капитошка. Она прибыла чтобы позвать вас в небольшое путешествие, потому что она много всего знает о водице. Вы не против? (Ответы детей) Ну тогда отправляемся!

Воспитатель : Мальчики и девочки, посмотрите, этот шар- наша планета Земля, здесь мы и живем. Как вы считаете, что закрашено на ней голубым цветом? (Ответы детей)

Воспитатель : Да, верно, и это все вода. Большая часть воды находится в океанах и морях, озерах, прудах, реках, ручьях.

Воспитатель : А вы знаете где еще встречается вода? А в нашей группе где можем ее увидеть? (Ответы детей)(фото мест из группы, где есть вода)

Ну, что ж, а теперь капелька предлагает нам немного отдохнуть.

Физкультминутка : Физминутка «Дождик»

Дождик песенку поет : (руки поднять над головой)

Кап, кап, кап. (хлопаем в ладоши)

Только кто ее поймет (руки развести в стороны)

Кап, кап, кап. (хлопаем в ладоши)

Не поймем ни я, ни ты, (руки к груди, вперед)

Но зато поймут цветы. (руки сложить в бутон)

И весенняя листва, (покачиваем руками над головой)

И зеленая трава. (наклон вниз покачиваем руками)

Лучше всех поймет зерно - (присесть)

Прорастать начнет оно : (поднимаемся, руки поднять вверх)

Кап, кап, кап. (хлопаем в ладоши

Воспитатель : Ребята, а еще капелька приготовила для нас загадки. Вы готовы их отгадать? Капелька сказала мне по секрету, если мы правильно отгадаем загадку, ответ появится на экране.

С неба к нам приходит он,

В серой дымке небосклон.

На веселый душ похож.

Что это? Конечно. (Дождь)

Он всё время занят делом ,

Он не может зря идти.

Он идёт и красит белым

Всё, что видит на пути. (Снег)

Пушистая вата

Плывёт куда-то.

Чем вата ниже,

Тем дождик ближе. (Облако)

С неба падают крупинки,

Это маленькие льдинки.

Им вообще никто не рад,

Потому что это (Град!

Воспитатель : Ребята, я думаю, мы прекрасно справились с заданием!

Капелька Капитошка приглашает нас продолжить наше путешествие . Чтобы оно было интересным и увлекательным, мы тоже на время превратимся в капельки .

(Я читаю волшебные слова и надеваю на головы маски-капельки )

Туча по небу гуляла.

Туча бусы растеряла.

Скачут бусы по дорожке

Как хрустальные горошки.

Поскакали! (дети прыгают на двух ногах на месте)

По песочку! (дети трут ладошкой о ладошку)

По камушкам! (ноготками стучат по полу)

По мостовой! (дети кулаками стучат по полу)

По болоту! (дети ладошками хлопают по надутым щекам, выдувая воздух)

Понравилось путешествие ?

(ответы детей)

Воспитатель : Ой, взгляните на экран, пока мы путешествовали с нашей капелькой, она испачкалась. Как же и где так произошло? (Ответы детей)

Воспитатель : Ребята, оказывается, наша капелька стала такой грязной потому, что люди построили много заводов и фабрик. От этих предприятий загрязняется и воздух – его загрязняют дым, который выходит из труб в небо, газы от машин. Отходы заводов сливаются в реки, моря и загрязняют их. А еще много людей выбрасывают различный мусор в воду. Думаю, нашей капельке нужно помочь . Как же мы с вами можем помочь ей? (ответы детей)

Воспитатель : Ребята, люди очень часто оставляют мусор после отдыха на берегу водоемов и этим тоже загрязняют воду. Давайте с вами уберем весь мусор и постараемся помочь капельке стать чище . Вы согласны?

Игра «Очищаем капельку »

Для участия необходимо организовать 2 команды по 4 человека. Выигрывает та команда, которая соберет больше мусора.

Воспитатель : Молодцы, ребята, вы очистили берег реки от мусора, а наша капелька стала очень чистой . Она благодарит вас за помощь. Скажите мне, пожалуйста, как же нужно вести себя на природе, чтобы не загрязнять воду? (ответы детей)

Воспитатель : От загрязнения воды страдает всё живое . Ели вода загрязнённая, то она очень вредна для жизни человека и всего живого.

Воспитатель : А теперь капелька предлагает нам немного поиграть, а заодно и узнать об основных свойствах воды . Проведем с вами несколько опытов :

Опыт N1. «Вода - это жидкость»

(на столе стоят стаканы с водой, пустые стаканчики, дети переливают воду из одной емкости в другую)

Воспитатель : Ребята, что же мы можем сказать о воде? Какая она?

Вода - это жидкость. Ее можно налить во что-нибудь, ее можно вылить, и даже перелить, как делали мы с вами.

Опыт N2. «Вода бесцветная»

На столе у воспитателя стакан с водой, стакан с молоком, ложечка.

Воспитатель : Ребята, я опускаю ложечку в стакан с молоком. Видно ложечку? (нет) . А теперь я опущу ложечку в стакан с водой. Видно ложечку? Скажите мне, какого же цвета молоко? (белого) А вода какого цвета? Верно, вода не имеет цвета, она бесцветная.

Воспитатель : Ребята, а как вы считаете, может ли вода стать другого цвета? Давайте посмотрим. На столе у воспитателя два стакана с водой,гуашь.

Воспитатель : Я сейчас в воду добавлю волшебную краску, и мы увидим, что произойдет с водой. Вода осталась прежней? Вода изменила свой цвет.

Воспитатель : Значит какой делаем вывод? (вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили)

Наша капелька очень благодарна вам за помощь, и хочет показать фильм, откуда и какая вода поступает в водопроводный кран.

5. Просмотр слайд-шоу

(слайд-шоу сопровождается рассказом воспитателя)

Слайд 1. Наш город Можайск большой и красивый. Чистой воды требуется для употребления очень много.

Слайд 2. У реки длинный путь.

Слайд 3. Вода спешит по течению. Веселые, озорные, шумные капельки брызгами разлетаются в разные стороны.

Слайд 4. Речная вода нужен и деревьям, и цветам, и полям, и лугам, и птицам, и животным, и людям.

Слайд 5. Большие насосы качают речную воду в большие трубы, образуют водозабор .

Слайд 6. Потом вода путешествует по трубам . Эти трубы называют водопроводными.

Слайд 7. По водопроводным трубам вода бежит в водоочистную станцию, где воду очищают от грязи, водорослей, песка, пыли.

Слайд 8. В специальных лабораториях улучшают запах воды, следят за качеством воды.

Слайд 9. После всех процедур очищенная вода идет в город по водопроводным трубам. Они могут проходить над землей и под землей.

Слайд 10. Вот уже очищенная вода в городе, в каждой квартире.

Слайд 11. Чистая вода бежит в кране, можно пить, готовить пищу, можно помыть лицо, руки, полить цветы, сделать уборку в комнате.

Слайд 12. Чистая вода есть в ванной комнате, мы можем купаться, принимать душ.

Вот так речная вода приходит к нам в дом уже очищенной и полезной. Чтобы вода была такой чистой, люди затрачивают много сил и труда. Поэтому надо беречь воду.

III. Заключительная часть. Итог деятельности.

Воспитатель. Сегодня вы очень многое узнали о воде. А что вам запомнилось и понравилось больше всего в нашем путешествии? Сюрпризный момент.