Путешествия. Станция метро Автово — одна из самых красивых в мире Автово название

Легенды городских названий - Автово
Объезжая наиболее пострадавшие от наводнения прибрежные места на Петергофской дороге, Александр I посетил одно селение, которое было совершенно уничтожено стихией. Разорённые крестьяне собрались вокруг императора и горько плакали.

Вызвав из их среды старичка, "Всё, батюшка царь, всё погибло! Вот у афтова домишко весь унесло и с рухлядью, и с животом, у афтова двух коней, четырёх коров затопило, у афтова..." и т. д.

"Хорошо, - сказал император, - это всё у Афтова, а у других что погибло?" Тогда объяснили Александру, что старик употреблял "афтово" вместо "этого".

Посмеясь над своей ошибкой, государь приказал выстроить на высокой насыпи деревню и назвать её Автово. В давние, допетербургские времена, как свидетельствуют топографические планы XVII века, в ряду других, более или менее мелких поселений, ютившихся невдалеке от залива, стояла небогатая финская деревушка Аутово. Как полагают исследователи, название это восходит к финскому слову "ауто", что означает "пустошь". Жизнь поселян из поколения в поколение сводилась к добыче пропитания в открытом море и к спасению нехитрого скарба, когда море обрушивалось на сушу.

Тогда предусмотрительно собранные дома превращались в плоты, умело управляемые терпеливыми поморами. Едва стихия сменяла гнев на милость, как Аутово вновь дымило кострами, мычало коровами и звенело ребячьим смехом.

Возможно, и не догадывались жители Аутова, что в нескольких верстах от их хижин перемещаются государственные границы, меняется гражданская принадлежность обывателей, возводится новая столица, определяется и их судьба.

В 1704 году вдоль взморья, сквозь глухие леса и цепкие кустарники пробивается благоустроенная дорога к строящимся Кронштадту и Петергофу.

Земли вдоль дороги щедро раздавались приближённым для освоения, благоустройства, строительства загородных особняков, путевых и увеселительных дворцов, разбивки садов и огородов.

Население придорожных деревень увеличивается и становится многонациональным, что вообще свойственно молодому Петербургу.

Постепенно финское Аутово русифицируется в Автово. Границы его раздвигаются и становятся расплывчатыми.

К началу 20 века Автово вмепсте с другими подобыными поселениями становится предместьями северной столицы.

В 1801 годуна Петергофское шоссе из Крондштадта переводят Санкт-Петербургский казённый чугунный завод, который в 1868 году приобретает чиновник Морского министерства инженер Н.И.Путилов.

Очень скоро Путиловский завод становится одним из крупнейших предприятий России.

Предприимчивый владелец завода пристраивает к нему судостроительную верфь(ныне Северную), строит Морской порт с судоходным Морским Каналом и железной дорогой.

Будничная жизнь путиловских предприятий становится жизнью Автова.А территория бывшей деревни стала территорией огромного юго-западного района.

Станция метро "Автово" в Петербурге признана самой красивой в мире по версии газеты «Гардиан», и эту же станцию газета «Дейли телеграф» назвала одной из самых красивых в Европе.

Станция была открыта в 1955 году. Уникальность ее состоит в том, что 30 колонн в подземном зале облицованы мрамором, а 16 - стеклом. Такой материал в отечественном метрополитене больше нигде не использовался.

Станцию хотели создать в виде «хрустального дворца», где стеклом должны были быть облицованы не только колонны, но и стены, а колонны должны были подсвечиваться изнутри.

Проектирование станции было поручено архитекторам А. Грушке и Е. Левинсону. Перед ними встала непростая задача. Надо было облицевать стеклом бетонный стержень так, чтобы бетон не было видно. Стеклянные пластины изготавливались в цехах Ленинградского завода художественного стекла, и инженеры без устали подбирали оттенки литых пластин. Но проблему не удавалось решить. Искрящееся, как хрусталь, стекло, было прозрачным, и сквозь него был виден бетонный стержень.

Без помощи физиков нельзя было обойтись. Решение подсказал профессор Пермского университета Г.З. Гершуни. Он предложил сделать граненой внутреннюю поверхность пластин, и гранить поверхность под углом 80 градусов. При таких условиях создается своеобразный оптический эффект. Свет отражается от граней прежде, чем он достигнет бетона, и стекло перестает просвечивать. Когда колонны были отделаны такими пластинами, они стали выглядеть стеклянными монолитами.

Однако надо было решить еще одну задачу. Бетонные опоры со временем подвергаются осадке, и если стекло прикреплять к конструкции наглухо, то оно быстро растрескается. Ленинградские архитекторы нашли способ надежно закрепить хрупкие пластины. Их закрепили с помощью декоративной золоченой ленты, обвивающей колонны. Она стала стягивать их, словно обручем.

Первоначально планировалось облицевать все 46 колонн, но из-за отсутствия средств к моменту открытия станции были облицованы только 16. Остальные временно облицевали мраморной плиткой. А вскоре вышло постановление ЦК КПСС «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», и вопрос об облицовке станции стеклом был навсегда закрыт.

Тема оформления станции - оборона Ленинграда. Здесь неподалеку проходила линия фронта, и танки с «Кировского завода» отправлялись из цехов прямо на фронт. Массивные люстры, светильники, решетки украшены лавровыми ветвями, золочеными мечами и другими эмблемами воинской доблести. Торцевую стену подземного зала украшает мозаичное панно «Победа», с изображением женщины с младенцем на руках, работы художников В. А. Воронецкого и А. К. Соколова.

Некоторые люди подметили сходство «Победы» с изображением Божьей матери. Говорят, пожилые ленинградские бабушки, спускаясь в метро, крестились, видя образ «Победы». И расположен он был там именно там, где положено быть алтарю – в восточной части подземного зала.

Станция получила своё название по историческому району, в котором она расположена. Название Автово – финского происхождения. Вероятнее всего, оно происходит от финского «аутто» - «пустынный», или «овто» - медведь.

Существует легенда о том, как деревня получила свое название. В 1824 году случилось самое сильное и разрушительное наводнение за всю историю Петербурга. Император Александр I после разгула стихии стал объезжать наиболее пострадавшие места. Доехал он и до селения в нынешнем районе Автово. Вокруг иператора тотчас же собрались крестьяне и начали жаловаться на свою долю. Один старик кричал громче всех, но разобрать слов государь не мог. Он вызвал из толпы старика и велел ему рассказать, кто как пострадал и что потерял.

Старик заголосил: «Батюшка-царь, у афтаво коров унесло, у афтаво весь скарб, у афтаво коней, у афтаво...» На что царь ответил: «Это все у Афтова, а у других что погибло?» После этого императору объяснили что «афтово» на местном говоре значит «этого». Царь посмеялся и приказал на казенные деньги выстроить новую деревню и назвать ее Аутово.

Автово

Автово

1. местность в юго-западной части Ленинграда, между линией Окружной ж. д. на севере и р. Красненькая на юге. Название от деревни Аутово (Ауктово), которая существовала здесь в конце XVII в. В конце XIX-начале XX вв. рабочая окраина Петербурга, основная масса жителей А. работала на Путиловском заводе. В 20 х гг. началась реконструкция А., в 1937-41 сооружён жилой массив между проспектом Стачек (главная магистраль А.) и Краснопутиловской улице (руководители проекта - архитекторы А. А. Оль, С. Е. Бровцев). В 1941-44 к югу от А. проходила линия фронта, в А. размещались штабы и тылы многих частей (в том числе штабы 12 го и 14 го гвардейских артиллерийских полков, которые одними из первых на Ленинградском фронте начали контрбатарейную борьбу; улица Зенитчиков, 3, корпус 1). 8 июля 1945 в районе пересечения проспекта Стачек и р. Красненькая ленинградцы встречали возвращавшихся с победой советских воинов, в 1951 на этом месте установлен памятник «Танк-победитель». В 40-50 х гг. застройка А. велась по проектам группы архитекторов под руководством В. А. Каменского и С. Г. Майофиса. В 1955 открыта станция метро «Автово», в 1959 вступил в строй Автовский домостроительный комбинат (ДСК-3). Кварталы вдоль Краснопутиловской улицы - первенцы крупнопанельного домостроения в Кировском районе (1960 е гг., архитекторы Каменский, А. В. Жук, Майофис, Н. З. Матусевич). Планировочный центр А. - Комсомольская площадь. В 1968 в сквере между проспектом Стачек и Краснопутиловской улицей открыт монумент в честь 50 летия ВЛКСМ (скульпторы В. И. Гордон. О. И. Кузнецов, В. Г. Тимошенко, архитекторы В. Б. Фабрицкий, И. П. Шмелёв). Название сохранилось в наименовании Автовской улицы и станции метро.
2. станция метро Кировско-Выборгской линии. Открыта 15 ноября 1955. Архитекторы Е. А. Левинсон, А. А. Грушке. Наземный вестибюль - на проспекте Стачек, оформлен мощным двойным 6 колонным портиком и куполом на большом световом барабане; в интерьере вестибюля, на карнизе купола, надпись золотом: «Доблестным защитникам Ленинграда, в битвах отстоявшим город-герой, слава в веках!». Станция мелкого заложения, без эскалаторов. Перекрытие перронного зала плоское, поддерживается 2 рядами колонн, облицованных жёлтым мрамором и художественным стеклом. Декоративная отделка связана с темой воинской славы; отличается пышностью и сложностью. На торцевой стене мозаичное панно, изображающее женщину с младенцем на руках (художники В. А. Воронецкий, А. К. Соколов).

Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник. - М.: Большая Российская Энциклопедия . Ред. коллегия: Белова Л. Н., Булдаков Г. Н., Дегтярев А. Я. и др. 1992 .

АВТОВО

Часть территории города к югу от окружной железной дороги по обе стороны проспекта Стачек называется Автово. Автово ■- одно из старинных названий. На карте военного топографа XVIII века Бергенгейма, составленной по архивным данным 1676 года, на этом месте нанесена деревня с финским названием Аутово. На ландкарте окрестностей крепости Ноте-бург 1699 года мы видим обозначение Аутова. На карте Ингер-манландии 1699 года эта деревня именуется Ауктова. Что же легло в основу этих наименований? Можно предположить, что название Аутово (позднее переделанное в Автово) связано с финскими словами «аутто», «аутио», что означает «пустошь», «пустынный». В 1956 году по названию местности наименована Автовская улица (бывш. Автовская прорезка). Она проходит между проспектом Стачек и улицей Возрождения. Расположенная здесь станция метро также называется «Автово».

Почему так названы? О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов в Ленинграде. - Л.: Лениздат . Горбачевич К. С., Хабло Е. П. 1967 .


Смотреть что такое "Автово" в других словарях:

    Автово - Автово, местность в юго западной части Ленинграда, между линией Окружной железной дорогой на севере и р. Красненькая на юге. Название от деревни Аутово (Ауктово), которая существовала здесь в конце XVII в. В конце XIX—начале XX вв. рабочая… …

    - (район Санкт Петербурга) исторический район Санкт Петербурга, также финская деревня допетровских времён. Дал названия следующим объектам: Автово (железнодорожная станция) товарная станция Октябрьской железной дороги в Кировском районе Санкт… … Википедия

    «Автово» - Станция метро «Автово». Наземный вестибюль. Станция метро «Автово». Наземный вестибюль. Санкт Петербург. «Автово», станция метро Кировско Выборгской линии. Открыта 15 ноября 1955. Архитекторы Е. А. Левинсон, А. А. Грушке. Наземный… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    АВТОВО - Часть территории города к югу от окружной железной дороги по обе стороны проспекта Стачек называется Автово. Автово одно из старинных названий. На карте военного топографа XVIII века Бергенгейма, составленной по архивным данным 1676 года, на… … Почему так названы?

    У этого термина существуют и другие значения, см. Автово. Автово Город: Санкт Петербург … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Автово. Координаты: 59°52′02.37″ с. ш. 30°15′40.87″ в. д. / 59.867325° с. … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Автово. МО Автово Герб … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Автово. Автово Город … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Автово. Координаты: 59°51′24.89″ с. ш. 30°16′42.18″ в. д. / 59.856914° с. ш … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Автово. Координаты: 59°51′52.66″ с. ш. 30°15′15.69″ в. д. /  … Википедия

Книги

  • Роман, победитель ласточек. Полное издание , Терлецкий Виталий. Роман - обычный мужик, который работает на работе, пьёт пиво и старается ни в чём себе не отказывать. Но коварные ласточки угоняют машину его отца, и ему приходится встать на путь мщения... -…
  • Music: Н. С. Хрущев в ООН

Вечернее Автово, Кировский завод и Нарвская застава: 20 фото

Вечером 9 июля состоялась прогулка "Авксома" по Автово. Мы прошли вдоль проспекта Стачек от станции метро "Автово" до "Нарвской", осмотрев по пути до- и послевоенную застройку района. Своеобразным путеводителем при этом служила книга "Ленинград. Планировка и застройка. 1945-1957". Вот десяток фотографий, сделанных в ходе прогулки:

Удивительной красоты станция "Автово" (1955 г., арх. Е.А. Левинсон, А.А. Грушке). Я видел ее впервые и был просто поражен тонкостью декора и стеклянными колоннами.



Проспект Стачек, 88/1. Арх. А.А. Оль и С.Е. Бровцев, конец 1930-х.


Дом с башенкой (проспект Стачек, 67), начало 1950-х годов. В книге 1958 года (хрущевский указ об "излишествах" вышел в 1955 году) башенка стыдливо прикрыта веточкой:-)
В Перми здание "Пермэнерго" с аналогичным украшением величают "табуреткой".


Улица Зайцева, 4. Дом конца 1930-х с гигантскими арками (Арх. А.А. Оль и С.Е. Бровцев).




Беседка-"миловида" в одном из дворов. ХХ век.



Полукруглая улица Зенитчиков. Слева дома 1930-х годов, в глубине кадра – 1950-х. Замыкают перспективу две симпатичных трубы неизвестной мне по имени ТЭЦ



Круглая Комсомольская площадь оформлена тремя семиэтажными домами (1955-1960 гг., арх. В.А. Каменский, С.Г. Майофис). На фото дом 1955 года (пр. Стачек, 74).



Стильная улица Новостроек со трамвайными опорами 1950-х годов и домами того же времени.


Дворец культуры и техники им. И.И. Газа (1930-35 гг., арх. А.И. Гегелло и Д.Л. Кричевский).



ДК Газа. Фрагмент фриза (скульптор Л.А. Дитрих)



Кировский завод (не менее известен как Путиловский).



Привет из веселых девяностых



Панорама проспекта Стачек от Огородного переулка. Застройка начала 1950-х годов



Малоэтажная застройка улицы Белоусова (конец 1940-х годов).
Некоторые участники прогулки сочли этот район похожим на наш любимый город Электросталь. Мне же кажется, что присущие Петербургу строгость и статность присутствуют здесь в полной мере. Поистине великолепные дома!



Севастопольская улица. Арка (конец 1940-х годов).



Парк имени Девятого января. Ажурная решетка (1899-1901, арх. Р.Ф. Мельцер), перенесенная сюда в 1924 году от Зимнего дворца



Конструктивистский Кировский райсовет (1931-35, арх. Н.А. Троцкий).



Школа им 10-летия Октября (просп. Стачек, 11, 1925-27, арх. А.С. Никольский). В плане напоминает серп и молот.



Тракторная улица (1925-27, арх. А.И. Гегелло, А.С. Никольский, Г.А. Симонов) – один из первых жилмассивов Ленинграда. Несмотря на использование некоторых формалистических мотивов, ансамбль очень мил и человечен.


Участники прогулки - vakar ,

16 выбрали

Рассказывать про города – занятие увлекательное: найти что-то интересное из истории и рассказать читателям это так здорово! Но когда дело касается таких городов как Санкт-Петербург, задача усложняется в разы. Ведь даже в школьном курсе истории есть много информации про него. И все таки я попробую…

Другие названия : Петроград (с 1914 до 1924), Ленинград (с 1924 до 1991)

Немного истории

Санкт-Петербург - город сравнительно молодой. Только в самом начале 18 века (16 (27) мая 1703) Петр I заложил в устье Невы (на Заячьем острове) Петропавловскую крепость. Легенда гласит, что в этот день царь пришел на место закладки крепости сразу после литургии, где и принял решение назвать город в честь своего небесного покровителя – апостола Петра. И когда Петр I срубил пару березок и, связав их в виде арки, поставил там, где должны находиться будущие ворота крепости, на них сел круживший в небе орел. Царь счел это добрым знаком. И уже в следующем году была заложена вторая крепость – Кронштадт.

Удивительно, что город вырос буквально за несколько лет: в 1712 году в Санкт-Петербург переместились все государственные учреждения и царский двор (после этого Петербург стали считать столицей, хотя никаких официальных распоряжений на этот счет не было). А уже в 1725 году он разросся настолько, что здесь появилась Петербургская Академия наук.

А. Ф. Зубов Летний дворец и Летний сад в Санкт-Петербурге, 1716 г.

Кстати, что касается столицы. Это любопытный казус. Не имеющий аналогов в истории: целых 9 лет столица России формально находилась на территории… Швеции! Лишь 30 августа 1721 года был заключён Ништадтский мирный договор, по которому к России переходили Ингрия, часть Карелии, Эстляндия, Лифляндия с островами Эзелем, Даго и Мооном.

Интересно, что Петербург был заложен вовсе не на пустом месте, как думают некоторые. Уже в 1632 году на территории, которая сегодня находится рядом с Красногвардейской площадью, существовала Шведская крепость Ниеншанц (в 1703 году ее захватили Российские войска и она была переименована в Шлотбург). А еще раньше (в 1300 году) на этом же месте находилась шведская крепость Ландскрона, разрушенная князем Андреем Городецким (сыном Александра Невского).

Макет крепости Ниеншанц в музее

Знаменитые люди

Конечно, Санкт-Петербург изобилует знаменитыми именами, и перечислять все – было бы слишком долго. Назову лишь некоторые из них: Александр Блок, Климент Тимирязев, Дмитрий Шостакович, патриарх Кирилл, Владимир Путин, Дмитрий Медведев, Виктор Цой, Галина Вишневская, Елена Образцова.

Что посмотреть

Большинство людей, попав Санкт-Петербург отправляются осматривать архитектурные памятники. Несомненно, их стоит увидеть. Так же как и посещение Русского музея и Эрмитажа - обязательное условие для каждого воспитанного человека. Но есть в Питере и еще одна достопримечательность, которую нужно непременно увидеть. Это Океанариум .

Здесь у вам будет уникальная возможность увидеть морских и речных обитателей со всего света! На территории в 5 тысяч квадратных метров расположены 32 аквариума (это более 1,5 миллионов литров воды!), в которых живут более 4,5 тысяч экземпляров рыб и водных беспозвоночных, относящихся почти к 150 видам!

Адрес : Санкт-Петербург, ул. Марата, д. 86, станция метро Пушкинская
Часы работы океанариума – ежедневно с 10.00 до 20.00.
Кассы работают до 19.15 (без перерывов).
Санитарный день - последний понедельник каждого месяца.

Традиционное блюдо

Про любовь питерцев к маленькой морской рыбке корюшке ходят легенды. Да и сами жители Петербурга с удовольствием эти легенды поддерживают. Например, в мае в Санкт-Петербурге даже отмечают особый праздник – День корюшки .

Тушеная корюшка

  • корюшка - 700г
  • зеленый лук - 150г
  • петрушка (зелень) - 25г
  • укроп - 25г
  • сельдерей - 25г
  • сухари (из черствого белого хлеба) - 100г
  • молоко - 1/2 л
  • яйцо - 2 шт.
  • мука - 1.5 ст.л.
  • масло - 1.5 ст.л.
  • соль - по вкусу

Рыбу выпотрошите и тщательно промойте. Посолите и выдержите в прохладном месте полчаса. Мелко нашинкуйте зелень, растолките сухари в крошку и смешайте с зеленью.

Смажьте сотейник маслом. Выложите в него зелень. Отдельно обжарьте запанированную в муке рыбку. Положите рыбу в сотейник поверх зелени. Влейте горячее молоко и тушите на слабом огне около 10-15 минут. Готовую рыбу переложите в блюдо, посыпьте рубленым яйцом и украсьте зеленью.

Интересные факты

Первоначальная версия названия выглядела так: Sankt Pieter Burch – Санкт Питер Бурх.

Одно время из-за большой протяженности трамвайных путей город в шутку называли "Трамвайная столица".

В США есть два Санкт-Петербурга: один во Флориде, а второй в Пенсильвании.

Фотопортрет

Вид на Знаменскую церковь на Невском проспекте в Санкт-Петербурге. Цветная фотолитоография XIX века (1890-1900)

Дворцовая площадь ночью