Варвар – это … Значение слова «варвар» и первое упоминание. Что такое Варвары? Значение и толкование слова varvary, определение термина Крушение планов Алариха

1) Варвары - - название всех чужеземцев у древних греков и римлян. В переносном смысле - грубые, невоспитанные, жестокие люди.

2) Варвары - принятое у древних греков и римлян название чужеземцев, не владеющих греческим (латинским) языком и не знакомых с эллинской и римской культурой.

3) Варвары - (по-гречески и по-латински чужеземцы) - у древних греков и римлян общее название всех чужеземцев, говорящих на непонятном им языке. В начале н.э. оно чаще применялось к германцам. В новое время слово варвары стало обозначать совокупность народов, вторгавшихся в пределы Римской империи (варварские завоевания) и основывавших на её территории самостоятельные государства (королевства). Правовые документы этих народов известны под названием варварские правды. Варвары угрожали границам Римской империи на протяжении нескольких веков. Готы, вандалы и др. племена в поисках новых земель для грабежа и заселения проникали в Римскую империю сквозь её протяжённую восточную границу. В эпоху Великого переселения народов (4- 7 вв.) по Европе передвигались целые народы, нередко преодолевавшие тысячи километров. В 410 г. войско вестготов под предводительством Алариха захватило и разграбило Рим. Гунны, кочевой народ из Центральной Азии, в конце 4 в. вторглись в Европу. В середине 5 в. под предводительством Аттилы они совершали опустошительные походы в Восточной Римской империи, Галлии, Северной Италии. Современники Аттилы называли его бичом Божьим. В 455 г. Рим был разграблен вандалами, возглавляемыми королём Гейзерихом, а в 476 г. предводитель германских наёмников Одоакр низложил последнего римского императора Ромула Августула. Это событие считается концом Западной Римской империи. До недавнего времени считалось, что после этого в расколотой Европе наступил тёмный период варварства. Хотя некоторые достижения античной культуры были преданы забвению, в целом культура и образование сохранялись. В Европе объединяющей силой оставалось христианство, основывались школы, монастыри, церкви, ставшие центрами учёности и ремесла.

Варвары

Название всех чужеземцев у древних греков и римлян. В переносном смысле - грубые, невоспитанные, жестокие люди.

принятое у древних греков и римлян название чужеземцев, не владеющих греческим (латинским) языком и не знакомых с эллинской и римской культурой.

(по-гречески и по-латински чужеземцы) - у древних греков и римлян общее название всех чужеземцев, говорящих на непонятном им языке. В начале н.э. оно чаще применялось к германцам. В новое время слово варвары стало обозначать совокупность народов, вторгавшихся в пределы Римской империи (варварские завоевания) и основывавших на её территории самостоятельные государства (королевства). Правовые документы этих народов известны под названием варварские правды. Варвары угрожали границам Римской империи на протяжении нескольких веков. Готы, вандалы и др. племена в поисках новых земель для грабежа и заселения проникали в Римскую империю сквозь её протяжённую восточную границу. В эпоху Великого переселения народов (4- 7 вв.) по Европе передвигались целые народы, нередко преодолевавшие тысячи километров. В 410 г. войско вестготов под предводительством Алариха захватило и разграбило Рим. Гунны, кочевой народ из Центральной Азии, в конце 4 в. вторглись в Европу. В середине 5 в. под предводительством Аттилы они совершали опустошительные походы в Восточной Римской империи, Галлии, Северной Италии. Современники Аттилы называли его бичом Божьим. В 455 г. Рим был разграблен вандалами, возглавляемыми королём Гейзерихом, а в 476 г. предводитель германских наёмников Одоакр низложил последнего римского императора Ромула Августула. Это событие считается концом Западной Римской империи. До недавнего времени считалось, что после этого в расколотой Европе наступил тёмный период варварства. Хотя некоторые достижения античной культуры были преданы забвению, в целом культура и образование сохранялись. В Европе объединяющей силой оставалось христианство, основывались школы, монастыри, церкви, ставшие центрами учёности и ремесла.

Возможно Вам будет интересно узнать лексическое, прямое или переносное значение этих слов:

Ярославль - город центр Ярославской области (с 1936), на...
Ясак - (тюркское), натуральная подать с народов Поволжья (в 15 ...

Варвары — это слово, которое сегодня часто используется по отношению к нецивилизованным или жестоким личностям, которые своими действиями разрушают или уничтожают культурные ценности и другие творения людей, полезные для общества. Возник этот термин в Древней Греции, где варварами называли чужестранцев. Древние римляне также начали использовать слово "варвары", но несколько расширили его понятие. Давайте заглянем в историю и узнаем, какова этимология его происхождения и как его значение менялось с течением времени.

Кто они — варвары?

Именно так в Древней Греции и Риме называли тех, кто был гораздо ниже развит в отношении культуры и не обладал передовыми на тот момент знаниями. Варварами могли именоваться представители разных наций, например германцы, готы, славяне, кельты. Кроме того, этот ярлык вешался на примитивные в общественной организации группы (например, на кочевников) или низшие социальные классы, также ведущие примитивный образ жизни и не обладавшие элементарными научными знаниями (например, на нищих). Это касалось граждан как внутри, так и вне собственной страны. В качестве альтернативы этот термин иногда использовался с противоположной коннотацией: варварами восхищались, а их образы романтизировались. Они преподносились обществу как герои, свободные в своем выборе, сильные, смелые, способные постоять за свой народ. Яркий пример такого положительного варвара - Конан-воин из рассказов Роберта Говарда. Этот образ стал невероятно популярен после удачной экранизации произведений писателя.

В идиоматическом или образном использовании слово «варвар» также может быть индивидуальной ссылкой на бесчувственного и безжалостного человека. В современном мире это обозначение обычно употребляется как обобщение, основанное на утвердившемся стереотипе.

Германцы-варвары

Но вернемся к историческим фактам и попытаемся разобраться, почему и кого римляне называли варварами. Справедливости ради, начать нужно с древних греков. Все мы знаем, что именно они "качали" колыбель нашей цивилизации. В Древней Греции задолго до Рождества Христова, еще в V веке до новой эры, уже существовали водопровод и канализация, возводились прекрасные храмы, которыми мир восхищается и поныне, необычайно развитыми были медицина, математика, философия, искусство. Древние римляне многое заимствовали у греков, например, алфавит. Постепенно их культура тоже расцвела и укрепилась.

В этот временной отрезок (I-II вв. до н. э.) многие другие народы еще вели племенной образ жизни. У них не только не было абсолютно никаких прогрессивных на тот момент технологий, они даже понятия не имели о многих очевидных вещах, жили по патриархальным законам, преклонялись жрецам и друидам. Поэтому совсем не трудно понять почему римляне называли варварами древних германцев или подобных им людей. Однако есть и другие объяснения этому явлению.

Этимология слова

Есть мнение, что всех чужестранцев называли варварами древние римляне и греки. Об этом пишут многие историки, ссылаясь на то, что речь других народов была мудрым грекам непонятной. Эта теория кажется верной, если обратить внимание на то, как звучит, например, немецкая речь. Некоторым она кажется слишком резкой, грубой и отрывистой, по сравнению с мелодичной итальянской или мягкой и ритмичной греческой. Тем, кто не знает немецкого языка, слышатся не отдельные слова, а только "вар-бар-бар-вар". Это еще одно объяснение, почему римляне называли германцев варварами.

Однако оно не может ответить, почему, например, древних египтян или византийцев они таким словом не называли, хотя те народы тоже общались на непонятном языке. Так кого и почему римляне называли варварами? Ответ может быть таким: это слово возникло случайно, на основе непонятного бормотания чужеземцев. Надо сказать, что у греков и поныне сохранилась такая черта - давать яркие и емкие по смыслу эпитеты, которые впоследствии становятся общепринятыми выражениями. Также в их языке есть много слов, слагающихся из повторяющихся слогов. Например, "я-я" (бабушка), "вэ-вэ" (разумеется), "на-на", "по-по", "да-да" и другие. Вполне допустимо, что они иронично спародировали разговоры чужеземцев.

Появившееся новое слово закрепилось. Далее нужно допустить, что те чужеземцы были не высокообразованными египтянами, а полудикими кельтами, с которыми грекам довелось повстречаться на запутанных дорогах истории. Тогда все становится на свои места. Те, кого называли варварами римляне и греки, бормотали нечто нечленораздельное, плюс, не обладали элементарными научными знаниями. Раз возникнув, ироничное прозвище закрепилось, а после начало свою самостоятельную жизнь.

Термин в современном мире

Сегодня значение этого слова далеко от первоначальных римско-греческих корней. Яркий пример — речь 2012 года, озвученная президентом Бараком Обамой в Нью-Йорке. В ней он во всеуслышание назвал варварством преступления, совершаемые против детей, рабство и военное насилие.

Когда Обама использовал термин «варварский», он не имел в виду людей, которые не разговаривают на латинском или греческом.

Еще немного о Древних Греции и Риме

Самое раннее упоминание слова «варвар» в литературе Древнего мира содержится в описаниях Гомера, который называет этих людей «барбарофони». Что значит "бар-бар", мы уже объяснили. "Фони" на греческом - это "голос", а в неточном переводе "речь". Нет никаких сомнений в том, что одной из основных причин появления слова была лингвистическая. Любопытный факт состоит в том, что между древними греками не было согласия относительно того, кто и как говорит по-гречески, так как в стране существовало более сотни диалектов. Многие из них сохранились и сейчас, поэтому жителей Крита с трудом понимают, например, в Македонии. Раньше различия диалектов были гораздо существеннее. Поэтому ряд ученых полагает, кого римляне и греки называли варварами, они и сами толком не знали. Возможно, такое прозвище звучало в адрес граждан своей же страны, говорящих на непонятном диалекте.

Поэтому исходное значение слова «варвар» не относилось к актам зла, а скорее к тем, кто не владел наиболее распространенными и употребляемыми наречиями.

Кого называли варварами римляне

Значение этого термина резко изменилось на закате Римской империи, когда некоторые народы начали посягать на земли римлян. Эти "варвары" почти никогда не объединялись. Некоторые грабили Римскую империю, а другие — становились ее союзниками.

Рим активно развивал различного рода отношения с готами, вандалами, герулесами, суэвеями, саксами, гепидами, а также сарматами, аланами, гуннами, аварцами, пиктами, карпи и исавриями.

Например, Аттила, который является, пожалуй, самым известным «варваром» того периода, управлял огромной империей, контролировавшей другие группы чужеземцев. В начале своего правления он объединился с римлянами против бургундцев, а позже восстал против римлян и выступил против них во Франции.

Позитивная коннотация

Стоит отметить, слово «варвар» не имело отрицательного значения для всех в Римской империи. Примерно в 440 г. христианский священник Сальвий писал, что почти все варвары, принадлежащие к одной расе или к родственникам, любят друг друга, а римляне преследуют друг друга.

Он отмечал, что многие бедные римляне обращаются к чужеземцам за помощью. Они ищут человеческого взаимодействия среди варваров, потому что от римлян получают лишь это варварскую бесчеловечность. Поэтому на вопрос, кого римляне называли варварами, нет однозначного ответа. Как, впрочем, и на многие другие вопросы из истории человечества.

Философская трактовка термина

Среди современных ученых и среди широкой общественности определение, кого римляне называли варварами и почему, вызывает множество споров.

Если и есть в истории человечества общая характеристика, которая объединяет все когда-либо существовавшие цивилизации, то это идеологическая потребность защищаться не только против собственных врагов, но и против врагов-цивилизаций.

Исходя из этого, термин «варвар» может быть распространен даже на Древний Китай, а также на все народы, живущие за пределами определенной страны. Действительно, слово «варвар» можно распространить на любую культуру, которую можно рассматривать как вражескую цивилизацию, социальная структура которой существенно отличается от структуры того государства, которое применяет по отношению к чужеземцам термин «варвар».

Вывод

Пока древние греки иронизировали над теми, кто не говорил по-гречески, то есть являлся варваром, значение этого термина менялось. Трансформация смысла данного слова достигла такой степени, что древние греки, наверное, не узнали бы его в современном контексте.

Именно поэтому сейчас ответ на вопрос, кого древние римляне называли варварами, пока ждет дополнительного исследования.

В древности греки к чужеземцам применяли одно единственное название — варвары(«бормочущие»). Подразумевалось, что такие народы не совсем правильно или вовсе неудовлетворительно разговаривали по-эллински, а значит, не обладали знаниями и не были в состоянии оценивать греческие обычаи, науку и искусство. Греки были убеждены, что все, что было ими создано, все это самое лучшее, и в этом даже не сомневались. Народы Египта, Финикии, впрочем, как и прочие народы, которые помогали грекам, тем не менее все были варварами по тогдашним древнегреческим понятиям.

Для римлян варвары — это племена, которые проживали на севере и востоке от границ Римской империи. Когда в I веке до н. э. германские племена осуществили попытку, перейдя Рейн занять относившиеся к империи галлийские земли, Юлий Цезарь прогнал их назад и построил оборонительное сооружение – «Limes Romanus». В результате оно стало границей не только между Римом и германскими племенами, это было разделение двух цивилизаций: римской и варварской.

Варварами римляне считали не только германцев, но и кельтов, а также славян, проживающих далее от Римской Империи, которые главным образом занимались земледелием и скотоводством. «Русские варвары» занимались выращиванием ячменя, пшеницы, ржи, овощей (типа репы, лука и гороха), а также льна и конопли. Кроме того, у них водились тягловые быки, лошади, овцы, козы, пушной зверь, шла добыча руды для плавки из нее разных металлов. И все это доставляли в приграничные римские города, после чего шел обмен. В основном меняли на рабов, разные вооружения, драгоценности, а также вина.

Племенные союзы варваров

Жизнь варваров заключалась в том, что те, кто был сильнее, подчинял тех, кто слабее, при этом создавалось что-то типа крупных племенных союзов в Империи варваров.

В составе таких союзов были:

  • Алеманы;
  • Саксы;
  • Франки;
  • Западные и восточные готы;
  • Лангобарды;
  • Вандалы;
  • Бургунды.

Военное дело становилось профессией для множества варваров.

Увлечение римлян всем варварским

В Риме ценились бесстрашие варваров и их мастерство владения оружием. Так, молодые мужчины-пленные пополняли гладиаторские школы, после чего их жизнь заканчивалась в римских цирках. Тогда как свободные молодые варвары привлекались на армейскую службу.

Со временем римская армия все больше пополнялась варварами, причем и солдатами, и командирами. Однако они отрицали все римское, вместе с одеждой и оружием. Более того, они отдавали предпочтение использованию в бою своей собственной тактики и стратегии. Тем не менее, именно благодаря их воинским формированиям, Римская Империя одержала множество известных побед.

Варвары, как пленные, так и свободные, в Риме поселялись на территории земель, опустошенных войной, здесь они были в качестве рабочей силы. Римское общество часто пополнялось и неплохо образованными, богатыми варварами. Они занимали значимые посты в императорской иерархии, а также при дворе. Римские императоры не чуждались распространявшейся моды на все варварское. Они интересовались костюмами, прическами, манерой поведения и ведения разговоров.

Так, императору Марку Аврелию Антонию удалось войти в историю под прозвищем Каракалла, из-за своей пристрастности к варварскому одеянию. Каракалла — это германское название длинного плаща. Бывало, что престол Римской империи занимался не римлянами. Например, у императоров Диоклетиана и Максимиана было иллирийское происхождение.

Кризис в Римской Империи

Выходцы из варваров занимали привилегированные места в Риме. В частности такие высшие сановники фактически правили государством, переживавшим кризисное положение конца IV — начала V веков н. э. Свидетельством тому было множество случаев, когда появлялись узурпаторы, претендовавшие на императорский престол.

Они будоражили людей, захватывали селения и усадьбы богатых. В некоторых регионах начался «парад суверенитетов», они не желали подчиняться центральному правительству. Военные отказывались отстаивать интересы власти, а число дезертиров достигало угрожающих масштабов. За человеческую жизнь никто не дал бы и ломаного гроша. Собственно тогда и начались активные движения у рубежей Рима.

Оживление у рубежей империи

Массовое передвижение племен и вторжение в Римскую империю привело к потере западных провинций, что было названо историками «Великим переселением народов». Началось все с IV-VII веков. Тогда кочевые центрально-азиатские племена хуннов после преодоления за века огромных расстояний достигли территорий от Волги до Дона. Там хунны, позабыв язык и свои корни, изменились наружно. Однако не утратили воинственность и жестокость в битвах, начали создавать племенные союзы.

Теперь они носили имя гунны и покорили многие народы того региона: аланов и многочисленных восточных готов (остготов). Расправлялись захватчики со всеми так жестоко, что их соседям — западным готам (вестготам) не пришлось ожидать своей участи. Они сбежали под протекцию Рима за Дунаем. После расселения в Мезии, вестготы стали носить имя конфедератов - союзников. Империя рассчитывала, что беглецы займутся охраной и обороной владений от тех же гуннов.

Однако их приключения не закончились. Местная земля была так скудна, что не могла прокормить такую большую численность беженцев. Чиновники, используя бедственное положение готов, вымогали и расхищали продовольствие и деньги, которые направляла центральная власть, поддерживая бедняг.

Восстание готов под предводительством Фритигерна

Наместнику региона удалось заманить на прием готских вождей. В то время как шел пир, караул наместника, спровоцировал воинов-готов и перебил их. Возмущенные готы избрали нового вождя. Это был Фритигерн — человек смелый и закаленный боями. Взбунтовавшиеся начали захватывать римские города. Выяснилось, что правительство не обладает силами для остановки восставших.

Более двух лет императору Валенту не удавалось снарядить армию для усмирения готов. Войска, посылаемые на подавление бунта, вступали в ряды повстанцев. И это было грозным предупреждением, свидетельствующим о разложении общества. Тогда Римскому государству приходилось превращаться в гигантский маховик по насилию и угнетению, в котором «чужаки» делались ближе чем «свои».

Императору западных регионов Грациану пришлось в спешке разыскивать командующего, который мог бы спасти государство. Нашли испанца Феодосия, верно служившего империи. В его планы не входило становление августейшей персоной. Используя свой ум, он, разумея, что надеяться на римлян не придется, решил связаться с готскими вождями.

В результате заключили соглашение, в котором им дали право проживать в Малой Азии. Более того, власти обязались обеспечивать готов зерновыми и скотом. Они отменили подати и повинности для готов. Те же в свою очередь обязывались каждый год предоставлять сорок тысяч бойцов.

Очистка Рима от «бомжей»: пострадала интеллигенция

Рим стремительно двигался к своему падению. Верхи занимались только личными делами. Они не замечали, что империя все больше теснится врагами, которых народ видит своими освободителями. Людей, всерьез озабоченных участью государства, общество избегало, они считались ненужными.

Как-то решили избавить Рим от чужестранцев и всяких мошенников. Подсчитали, что для пропитания огромного городского населения недостаточно средств. В результате этой «спецоперации», как часто это бывает, пострадала интеллигенция. За городскую черту пришлось беспощадно изгнать только ученых людей. Однако оставили самых нужных для государства людей: многочисленных певиц и танцовщиц, которые окружали себя большой численностью прислуги.

Неприязнь и волнения раздирали государство. И все это усилилось после кончины Феодосия I. Он оставил все свое состояние своим сыновьям. Это были 18-летний Аркадий и 11-летний Гонорий, а также их опекуны — галл Руфин и вандал Флавий Стилихон. В то время как при дворе шло выяснение отношений, произошло восстание готов.

Аларих – новый вождь вестготов

Готы избрали своего нового вождя, которым оказался Аларих — самый прославленный воин. Он представлял старинный знатный род Балтов. Под предводительством нового вождя повстанцы решили получить выкуп с Константинополя или разрушить его. Приобретя все, что задумали, следующей целью была избрана Македония, а далее и Греция. Но в ней уцелела только столица — Афины, которая откупилась.

Тем временем при дворе в битве между наследниками Феодосия смог одержать победу Стилихон со своими сторонниками. Собранным им войскам удалось оттеснить Алариха, который еле избежал полного поражения. Тем не менее, спустя год он осуществил вторжение в Италию.

Вестготские воины предстали настолько серьезной силой, что Стилихону пришлось уговаривать Гонория, а также членов сената отдать выкуп Алариху. Речь шла о четырех тысячах фунтов золотом. Кроме того, предполагалось получение передышки для реформирования армии и государственного переустройства, однако Гонорий не мог решиться.

Очередное вероломство римлян

Сенаторы упрекали Стилихона, что договор, который тот предлагает не о спокойствии, а о неволе. Скоро заговорщики убили Стилихона. Пострадало множество его друзей и сторонников, а также варвары с их семьями, которые преданно служили до того времени. Возмутившись такому вероломству, оставшиеся варвары численностью более тридцати тысяч человек примкнули к противоположной стороне с требованием захвата Рима.

В сложившейся ситуации Алариху пришлось действовать немедля. Он обвинил римлян в измене и срыве договоренностей. Аларих воззвал к оружию своих сотоварищей-готов и примкнувших к ним гуннов. Так, в 409 году вся эта армия выдвинулась штурмовать Рим. В процессе выдвижения к армии присоединялись не только свободные римские граждане, но и рабы.

Аларих у стен «вечного города»

У стен Рима еще с эпохи Ганнибала не собиралось столько его врагов. Перед вождем и всеми его воинами предстал громадный и богатейший город. Город обладал чудесными дворцами, церквями, храмами, соборами, цирками и театрами, возведенными из мрамора и украшенными статуями, фресками и мозаиками.

После отдачи Аларихом приказа о начале осады Рима, тут же была захвачена гавань Остия, которая обладала всеми основными хлебными запасами. В городе возник голод, и пошло распространение эпидемии чумы. Осажденные даже не рассчитывали на подмогу. Гонорий замкнулся в городе-крепости Равенне, ему только и оставалось что молиться.

Римские сенаторы решили начать с переговоров и отправили к Алариху послов. Однако последний озвучил такую неподъемную цену, что оторопевшие горожане поинтересовались, что же у них останется после оплаты. «Жизнь», — очень лаконично отозвался Аларих.

Римляне решили испугать его и сообщили, что город располагает множеством граждан, которые выйдут на его оборону. «Густую траву, легче косить», — ответил вождь. Римлянам ничего не оставалось, как согласиться с оплатой выкупа. Осада города была снята и Аларих решил отойти с войсками.

Министры Гонория не спешили реализовывать мирный договор, а Аларих устал ожидать. Тогда же он снова решил осуществить осаду Рима, и в нем заново возник голод. Алариху удалось вынудить римских сенаторов огласить о низложении Гонория, и заменить его Атталой — болтуном и пьянчугой. Однако увидев его полную непригодность, Алариху пришлось взять его в свой ансамбль, а императорскую власть вернуть обратно Гонорию.

Фатальная ошибка Гонория

Гонорий же в это время вдруг обзавелся подкреплением. Из Константинополя прибыло четырехтысячное войско, а с черного материка морем прислали продовольствие. Гонорий решил, что о мировой с варварами говорить нет смысла, и огласил, что переговоры прекращены. После этого произошла третья осада Рима. У огромного города не было сил для обороны, только гвардейцы-наемники попытались оказать сопротивление.

Во время осады от голода и болезней умирали люди. Современники писали, что дело дошло даже до каннибализма. Ко всему прочему рабам-германцам удалось поднять мятеж с погромами. Они отворили Соляные ворота, и, сорокатысячный отряд примкнул к захватчикам. 14 августа 410 года Алариху удалось взять Рим.

Трое суток продолжались грабежи и избиения горожан. Уходя варвары, уносили небывалые трофеи, уводили пленников, включая и сестру Гонория. Римлянам же, в дополнение ко всему, пришлось уплатить и огромную дань: золотом, серебром, драгоценностями, окрашенными пурпуром одеждами, шелком, перцем и многим другим.

Крушение планов Алариха

Далее войско Алариха выдвинулось к хлебным, богатым областям Римской империи. Это были Кампания и Сицилия, но главной целью была провинция Африка — главная житница, кормившая всю империю. Однако этому плану не суждено было осуществиться, Аларих умер в 34 года в местечке Консенция.

Похоронен он был в глубокой яме, которую вырыли в русле Бузента. Ее воды отвели новым руслом. С вождем было погребено бесчисленное множество бесценных сокровищ. После того как была закопана могила, реку пустили по прежнему руслу. Затем были перебиты все рабы, которые занимались этими работами, чтобы никто не узнал о тайне погребенных сокровищ и Алариха.

Новая угроза Риму - Аттила

В то время как власти в восточных и западных частях империи предпринимали попытки по мобилизации всех сил для их обороны, а также по прекращению смуты и беспорядков, близились новые испытания. Надвигалась опасность от вождя гуннов Аттилы. Он был правителем «страны» с огромными территориями и многочисленными народами. Кстати, есть версия, что Аттила был Киевским князем Богданом Гатыло, а гунны предками славян.

Аттила начал с покорения племен, живших на правобережье Дуная. В его планы входило овладение многими землями вместе с самим Константинополем. Императору Восточной Римской империи Феодосию II удалось откупиться от Аттилы шестью тысячами фунтов золота. Кроме того, он признал себя и свой народ вечным должником вождя Аттилы и пообещал каждый год выплачивать семьсот фунтов золотом.

Аттила решил захватить Западную Римскую империю. В ту пору всем управляла там Галла Плацидия, которая приходилась матерью малолетнему императору Валентиниану III. Как только она узнала о надвигающейся опасности, она назначила командира придворных гвардейцев Флавия Аэция начальником обороны.

Сражение народов и смерть Аттилы

Будучи плененным Аларихом новый начальник обороны хорошо был ознакомлен с нравами и характерными чертами грубых варваров. Проведя оценку обстановки, ему удалось с помощью уговоров, угроз, подкупа, привлечь на свою сторону некоторые племена варваров. Ими оказались вандалы, франки и бургунды, но главным достижением его работы было налаживание бесперебойной доставки провианта в Рим.

В итоге в 451 году в районе Каталаунских полей возле города Труа произошло «сражение народов». Победу в этом сражении одержали римляне вместе с их союзниками, Аттиле удалось сбежать. Спустя год он снова пошел на Рим и снова проиграл битву, и вскоре скончался. Его огромному государству после этого суждено было прекратить свое существование. Оно распалось на части, и было поглощено более сильными соседями.

Практически в то же время в очередном заговоре убили Аэция, а спустя год и его воспитанника — императора Валентиниана III. Императорской вдове, Евдоксии, из желания мести пришлось обратиться за помощью к вандальскому королю Гейзериху. Она умоляла его о защите императорской династии и восстановлении ее власти.

Армии Гейзериха после непродолжительной осады 2 июля 455 года удалось захватить Рим. Больше двух недель вандалы совершали грабежи и крушили город. С таким опустошением и разгромом «вечному городу» не приходилось иметь дело, но он дожил и до нашего времени. А давно канувшие в Лету вандалы оставили лишь свое название в истории варваров как значение бессмысленных разрушений и осквернения — вандализма.

Западной Римской империи суждено было приблизиться к своему закату. Она не смогла встать на ноги после настолько ужасного бедствия. С 455 по 476 год поменялись десятки императоров. Не обладавшие реальной властью они становились марионетками в руках мошенников. Население в городах уменьшалось. Некоторые были угнаны в неволю, прочие сбежали.

23 августа 476 года – это трагическая дата, когда пала Западная Римская империя и конец античности. Начиналась новая, история Средних веков. На развалинах прежней империи образовывались новые государства. Это были государства варваров со своей историей.

Римской знати пришлось служить тем, кого они не так давно презирали. Варварами ценились знания, которыми обладали их новые подданные. Бывшую знать наделяли высокими должностями, давали ей земли и рабов. Потомки прежних варваров, которые ненавидели античные города, приступили к строительству своих городов-столиц, крепостей, замков-резиденций. На время термин «варвары» прекратил свое существование.

Слово «варвар» существует очень давно. Его можно встретить в старославянском языке, древнерусском и современном. История происхождения этого термина необычайно интересна. В статье будет рассмотрено значение слова «варвар» и то, как менялось оно с течением времени. Каждая эпоха вносила свои изменения в это понятие и трактовала в свою угоду.

Где встречается слово «варвар»?

Оно распространено повсеместно и употребляется многими народами. Вызвано это тем, что слово имеет древнее происхождение и со временем стало использоваться не только в области своего появления, но и по всему свету.

Родина слова - Древняя Греция

Именно эта великая страна, колыбель современной цивилизации, дала миру новое слово. Греки тысячелетия назад называли так всех чужаков. Для них варвар - это любой чужеземец, который жил за пределами греческого, а затем и римского государства. Этимология слова до сих пор спорна. Считается, что это звукоподражание непонятных и чуждых для греков языков - вар-вар. Слово имело презрительный оттенок, поскольку другие племена греки считали менее образованными и культурными. Впрочем, многие ученые не согласны с этой версией и считают, что у данного термина было нейтральное значение.

Причем изначально этим понятием назвали всех, говорящих на ином языке, и только потом стали применять именно для обозначения других народов.

Позднее слово перешло к римлянам, но получило другое значение. Для жителей Римского государства варвар - это грубый, необразованный человек. Так стали называть северные народы, которые по развитию культуры намного отставали от населения и Италии.

По-гречески варвар звучал как barbaros. Латинское название - barbarus в том же значении (чужеземец, чужак). Интересно, что в современном французском языке есть слово barbare. Оно означает «жестокий, варварский» и очень похоже на другое слово - barbe (борода). Как считают специалисты-языковеды, сходство это вовсе неслучайное. Древние греки предпочитали носить аккуратные небольшие бородки, которые завивали и умащивали ароматными маслами. Северные племена, жившие по соседству, о красоте своих волос и бород не заботились, поэтому вид они имели неопрятный.

Первое упоминание слова и изменение отношения к варварам

Если верить письменным источникам тех лет, впервые это понятие применил в конце VI в. до н. э. греческий историк Эллины не принимали многих привычек и обычаев соседей, например, шумных пиров скифов и фракийцев. Об этом писал поэт Анакреонт. Философ Гераклит в своих трудах применил такое метафизическое понятие, как «варварская душа». Таким образом, со временем слово стало принимать все более негативный оттенок. Варвар - это иноземец, для которого характерен общий низкий уровень развития культуры и у которого отсутствуют приемлемые для греков и правила поведения.

Переломным моментом стали греко-персидские войны, тяжело давшиеся эллинам. Стал формироваться негативный образ человека не греческого происхождения и создаваться стереотип варвара - трусливого, коварного, жестокого и ненавидящего Грецию.

Затем был период, когда появился интерес к иноземной культуре и даже восхищение ею.

В IV—V вв. н. э., в эпоху слово вновь приобрело негативную оценку и ассоциировалось с жестокими племенами захватчиков-дикарей, разрушивших римскую цивилизацию.

Кто такие варвары: племена и занятия

Какие же народы были названы так древними греками? Как было уже сказано выше, это были северные славянские, скифские, а также кельты и фракийцы.

В I в. до н. э. германские племена пытались занять римскую провинцию Галлию. Отпор им тогда дал Юлий Цезарь. Захватчики были отброшены за Рейн, по которому пролегла граница римского мира и варварского.

Все вышеперечисленные племена имели схожий образ жизни. Они занимались скотоводством, земледелием и охотой. Знали ткачество и гончарное дело, умели обрабатывать металл.

Отвечая на вопрос, кто такие варвары, нужно коснуться и их культурного уровня. Он не достиг таких высот, которых добилась греческая цивилизация, но и невежественными и дикими эти племена не были. Например, изделия скифских и кельтских мастеров считаются ценными произведениями искусства.

История слова в Средневековье

Античное понятие было заимствовано у греков и римлян Западной Европой и Византией. Оно поменяло значение. Варвар - это безбожник, как считало тогда христианское и католическое духовенство.

Множество значений

Слово «варвар» может похвастаться тем, что на протяжении веков значение его менялось. Для древних греков оно обозначало чужеземца, жившего за пределами страны, римляне так называли те племена и народы, которые вторглись на территорию империи и уничтожили ее. Для Византии и Западной Европы это слово стало синонимом язычника.

В наши дни это понятие применяется в переносном значении. В нарицательном смысле варвар - это жестокий, невежественный человек, разрушающий культурные памятники и ценности.

Интересно, что слово не потеряло своей актуальности и, несмотря на давность происхождения, используется по сей день.

Впервые понятие «варвар», по свидетельству географа и историка Страбона (ок. 63 г. до н.э. - ок. 20 г. н.э.), появляется в конце VI в. до н. э. у историка Гекатея Милетского, который «сообщает про Пелопоннес, что там до греков обитали варвары». Живший несколько позднее поэт Симониде Кеоса называет персов варварами и говорит о победе Гелона над карфагенянами как о триумфе греков над варварами.

Насколько можно судить по дошедшим до нас источникам, греки не имели представления о генетическом различии народов. Они считали, что человеческий род один, а различия между народами случайны. Поэтому обычно полагают, что первоначально для грека варвар - это тот, кто говорит на ином, чем он сам, языке, на языке, непонятном для говорящих по-гречески (возможно звукоподражательное происхождение слова: βάρ-βαρ), т.е. происхождение понятия «варвар» носило, как и этноним «эллин», лингвистический характер. Еще Фукидид в «Археологии» утверждал, что Гомер «нигде не обозначает все племена одним общим именем эллинов и никого так не называет... не употребляет он и слова «варвары», -очевидно, оттого, что эллины тогда еще не отделились от них и не объединились под одним именем». Например, поэт говорит о карийцах как о βαρβαρόφωνοι («варварофоны», «говорящие по-варварски карийцы»).

Но постепенно у греков формируется этническое самосознание - в противостоянии по отношению к негрекам. Как определенный шаг в создании образа иноплеменника-дикаря можно, по-видимому, рассматривать творчество Архилоха, который сам принимал участие в колонизации. У него мы находим изображение ближайших соседей греков - фракийцев, как свирепых дикарей с экзотической внешностью. Неприятие греками скифских обычаев, в том числе пьяного бесчинства и буйства, отражено в следующем фрагменте Анакреонта, пользовавшимся широкой известностью:

Ну, друзья, не будем больше
С таким шумом и ораньем
Подражать попойке скифской
За вином, а будем тихо
Пить под звуки славных гимнов.

У Гераклита из Эфеса дан такой метафорический образ, как «варварская душа»: «Глаза и уши — дурные свидетельства для людей, если души у них варварские». Тем самым противопоставление имеет в виду культурную ущербность варваров.

Переломным этапом в истории отношений греков с другими народами становятся греко-персидские войны. Угроза персидского нашествия сплотила эллинов, вызвав национальный подъем и ненависть к варварам, которых олицетворяли персы. Создав четкую полярность между эллинами и варварами, война стала мощным стимулом для консолидации греков и оформления этнического самосознания, их идентичности. Геродот уже утверждает, что если египтяне «варварами... называют всех, кто не говорит на их языке», то афиняне в своем ответе спартанским послам ссылались на «наше кровное и языковое родство с другими эллинами, общие святилища богов, жертвоприношения на празднествах и одинаковый образ жизни», т.е. у него на первом месте стоит этнический фактор, а уже затем язык, религия и культура.

Победа в сознании эллинов знаменовала торжество идеалов гражданской свободы над деспотизмом и рабством. Она преисполнила их чувством собственного превосходства и презрения к варварам. Началось формирование негативного образа негрека и перевод его из обыденного сознания в идеологию. Создается стереотип варвара, обычно перса, как воплощение трусости, коварства, жестокости, вероломства и ненависти к грекам. Оппозиция «эллин — варвар» превращается в конфронтацию.
Отныне для греков "варвар" и "раб" — понятия тождественные, а тезис о природном превосходстве эллинов над варварами активно используется для идеологического оправдания рабства.
Убеждение в том, что эллины и варвары по природе враги и что рабская участь невозможна для эллинов, предназначенных для господства, отчетливо выражена Платоном в «Государстве». Он пишет об опасности порабощения греков самими греками и варварами: «...насчет обращения в рабство: ...надо приучать щадить род эллинов из опасения, как бы он не попал в рабство к варварам... Значит, и нашим гражданам нельзя иметь рабом эллина, и другим эллинам надо советовать то же самое... Таким образом, их усилия будут скорее направлены против варваров».

Но наиболее четко и ясно эту господствующую идею сформулировал Аристотель, цитируя строки Еврипида из «Ифигении в Авлиде»: «Прилично властвовать над варварами грекам» и продолжая: «...варвар и раб по природе своей понятия тождественные». Ведь у варваров, по мнению философа, «отсутствует элемент, предназначенный по природе своей к властвованию. У них бывает только одна форма общения — общение раба и рабыни».

Таким образом определяется новое, имперское по существу представление о цивилизации. В мировоззрении эллинистической эпохи варвары с периферии греческого мира вытесняются в свой, особый, чуждый мир. Это проявилось в эллинистической астрологии, в которой выделялись две сильно отличающиеся небесные карты - «варварская сфера» и «греческая сфера». Таким образом, даже судьбы эллинов и варваров оказались разделены и противопоставлены друг другу.

Однако, наряду с этим набирает силу и другая тенденция: интерес к «варварскому» Востоку и восхищение им. В римское время признаком «эллинства» все более считается не национальная принадлежность, а владение языком и культурой. Страбон, характеризуя кельтские племена вольков, салиев и каваров, заявляет о том, что «...они уже не варвары, а большей частью преобразовались на римский образец, став римлянами по языку, образу жизни, а иные даже по государственному устройству». Плутарх (ок. 46 — ок. 126 гг. н.э.) при распознании эллинов и варваров ставил моральные и культурные критерии выше разницы в обычаях и языке. Те же тенденции отличают и более позднего древнегреческого писателя Элиана (кон. II — первая пол. III в. н.э.), который писал о варварстве афинян и других греков по рождению и одновременно — о мудрости и благочестии кельтов, персов, египтян, индусов. Это было признаком «политкорректности» для того времени. На волне этих тенденций в 212 г. н.э. свободные жители Римской империи, вне зависимости от культурной принадлежности, получили статус граждан.

В IV—V вв. н.э., в связи с разрушительными событиями Великого переселения народов, слово варвар снова приобретает резко негативную окраску, ассоциируясь не столько с невежественным чужеземцем или соотечественником, сколько с агрессивным и непредсказуемым агрессором, вооруженной толпой дикарей — разрушителей высокой культуры. У последнего великого римского историка Аммиана Марцеллина (ок. 330 — ок. 400 гг. н.э.) варвары все чаще ассоциируются со зверями, которых влекут неконтролируемые инстинкты и лучше всего характеризуют выражения «дикость нравов», «разнузданное безрассудство», «безумие свирепых варваров».

Античное понятие варвар заимствовуется в христианской Византии и Западной Европе, где оно приобретает значение «безбожник». В Византии варварами назывались, кроме того, западноевропейские, а также другие христианские народы (из-за конфессиональных разногласий).

А вот на юге Балканского п-ова и в Болгарии в XIV в. Βάρβαρος - это имя особо чтимого святого. Миро от его мощей употреблялось в болгарской церкви вместо того, которое раньше присылалось от вселенского патриарха. С целью оправдать такой порядок и тем самым прекратить зависимость от патриархии в Болгарии было написано житие Варвара. Египтянин по происхождению, он долго был пиратом на Средиземном море, многих убил и ограбил, но, спасшись один из всех пиратов во время бури, дал обет посвятить всю жизнь Богу.

В Новое время Жан-Жак Руссо провозглашает принципы «естественной добродетели», в основе которых бескорыстное постижение других людей посредством отождествления себя с ними. «Варвар» трансформируется в «естественного человека», не испорченного цивилизацией и потому способного к подлинно человеческому общению.

В ХХ в. К. Леви-Строс показывает, что мировоззрение, основывающееся на односторонне толкуемой идее прогресса, само по себе может стать предпосылкой расизма. Наиболее опасным заблуждением он считает формулу ложного эволюционизма, когда различные одновременно существующие состояния человеческих обществ толкуются как разные стадии, или шаги, единого процесса развития цивилизации, движущейся к одной цели.
Типичный пример такой ложной посылки в науке - когда бесписьменные туземные племена XX в. напрямую сопоставляются с архаическими формами европейских культур, хотя так называемые «примитивные общества» прошли длительный путь развития, в силу чего не являются ни первобытным, ни «детским» состоянием человечества. Их принципиальное отличие от технически развитых цивилизаций не в том, что они не развивались, а в том, что история их развития не сопровождалась кумуляцией изобретений, но ориентировалась на сохранение изначальных способов установления связи с природой.
Резюмируя предпосылки разнообразных форм ксенофобии, Леви-Строс дает парадоксальную на первый взгляд формулу: «Варвар - это прежде всего человек, который верит в варварство», - что, в общем, распахивает ворота в мир варварства перед каждым из нас.

Использованы материалы:
Л.П. Маринович. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ДОКТРИНЫ ПРЕВОСХОДСТВА ГРЕКОВ НАД ВАРВАРАМИ.http://www.sno.pro1.ru/lib/antichnaya_civilizaciya_i_varvary/1.htm
Ионов И.Н.Циклические явления в развитии цивилизационного сознания // Цивилизация. Восхождение и слом: Структурообразующие факторы и субъекты цивилизационного процесса. М., 2003, с. 116-118.http://ec-dejavu.ru/v/Varvar.html