Уильям шекспир гамлет краткое содержание по актам. У

Драматургия XVI - XVII веков являлась неотъемлемой и, возможно, самой важной частью литературы того времени. Этот вид литературного творчества был наиболее близок и понятен широким массам, был зрелищем, позволявшим донести до зрителя чувства и мысли автора. Одним из самых ярких представителей драматургии того времени, которого читают и перечитывают до нашего времени, ставят спектакли по его произведениям, анализируют философские концепции, является Уильям Шекспир.

Гениальность английского поэта, актёра и драматурга заключается в умении показать реалии жизни, проникнуть в душу каждого зрителя, найти в ней отклик на свои философские утверждения через чувства знакомые каждому человеку. Театральное действие того времени происходило на помосте посреди площади, актёры по ходу пьесы могли спускаться в «зал». Зритель становился как бы участником всего происходившего. В наше время такой эффект присутствия недостижим даже при использовании 3d технологий. Тем большее значение в театре получало слово автора, язык и стиль произведения. Талант Шекспира проявляется во многом в его языковой манере подачи сюжета. Простой и несколько витиеватый, он отличается от языка улиц, позволял зрителю подняться над повседневностью, встать на некоторое время вровень с персонажами пьесы, людьми высшего сословия. И гениальность подтверждается тем, что это не утратило своё значение и в более поздние времена - мы получаем возможность стать на некоторое время соучастниками событий средневековой Европы.

Вершиной творчества Шекспира многие его современники, а вслед за ними и последующие поколения, считали трагедию «Гамлет - принц Датский». Это произведение признанного английского классика стало одним из значимых и для русской литературной мысли. Не случайно трагедия Гамлета переводилась на русский язык более сорока раз. Такой интерес вызван не только феноменом средневековой драматургии и литературным талантом автора, что несомненно. Гамлет является произведением, в котором отражен «вечный образ» искателя правды, философа нравственности и человека шагнувшего выше своей эпохи. Плеяда таких людей, начавшаяся с Гамлета и Дон Кихота, продолжалась в русской литературе образами «лишних людей» Онегиным и Печориным, и далее в произведениях Тургенева, Добролюбова, Достоевского. Эта линия является родной для русской ищущей души.

История создания - Трагедия Гамлет в романтизме XVII века

Как многие произведения Шекспира основываются на новеллах литературы раннего средневековья, так и сюжет трагедии Гамлет позаимствован им из исландских хроник XII века. Впрочем, этот сюжет не является чем-то оригинальным для «тёмного времени». Тема борьбы за власть, не взирающая на нравственные нормы, и тема мести присутствует во многих произведениях всех времён. Романтизм Шекспира на основе этого создал образ человека протестующего против устоев своего времени, ищущего выход из этих оков условностей к нормам чистой морали, но который сам является заложником существующих правил и законов. Наследный принц, романтик и философ, который задаётся вечными вопросами бытия и, в тоже время вынужден в реалиях вести борьбу с так, как это принято в то время - «себе он не хозяин, своим рожденьем связан по рукам» (акт I, сцена III), и это вызывает у него внутренний протест.

(Старинная гравюра - Лондон, XVII век )

Англия в год написания и постановки трагедии переживала переломный момент в своей феодальной истории (1601 год), поэтому в пьесе и присутствует та некоторая мрачность, реальный или мнимый упадок в государстве - "Подгнило что-то в Датском королевстве" (акт I, сцена IV). Но нас более интересует вечные вопросы «о добре и зле, о лютой ненависти и святой любви», которые так понятно и так неоднозначно прописаны гением Шекспира. В полном соответствии с романтизмом в искусстве пьеса содержит в себе героев ярко выраженных моральных категорий, явный злодей, прекрасный герой, присутствует любовная линия, но автор идёт дальше. Романтический герой отказывается следовать канонам времени в своей мести. Одна из ключевых фигур трагедии - Полоний, не представляется нам в однозначном свете. Тема предательства рассматривается в нескольких сюжетных линиях и также предлагается на суд зрителя. От явного предательства короля и неверности памяти покойного мужа королевой, до тривиального предательства приятелей студентов, которые не прочь за милость короля выведать секреты у принца.

Описание трагедии (сюжет трагедии и основные её черты)

Ильсинор, замок датских королей, ночная стража с Горацио, другом Гамлета, встречает призрак умершего короля. Горацио рассказывает об этой встречи Гамлету и тот решает лично встретиться с тенью отца. Призрак рассказывает принцу ужасную историю своей смерти. Смерть короля оказывается подлым убийством, совершенным его братом Клавдием. После этой встречи в сознании Гамлета происходит перелом. Узнанное накладывается на факт излишне скорой свадьбы вдовы короля, матери Гамлета, и брата-убийцы. Гамлет одержим идеей мести, но находится в сомнениях. Он должен во всём убедиться сам. Изображая сумасшествие, Гамлет наблюдает за всем. Полоний, советник короля и отец возлюбленной Гамлета, пытается объяснить королю и королеве такие перемены в принце отвергнутой любовью. Прежде, он запретил своей дочери Офелии принимать ухаживания Гамлета. Эти запреты разрушают идиллию любви, в дальнейшем приводят к депрессии и умопомрачению девушки. Король предпринимает свои попытки узнать мысли и планы пасынка, он терзаем сомнениям и своим грехом. Нанятые им бывшие студенческие друзья Гамлета находятся с ним неотлучно, но безрезультатно. Потрясение от узнанного заставляет Гамлета ещё более задуматься о смысле жизни, о таких категориях как свобода и нравственность, о вечном вопросе бессмертия души, бренности бытия.

Тем временем в Ильсиноре появляется труппа бродячих актёров, и Гамлет уговаривает их вставить в театральное действие несколько строк, обличающих короля в братоубийстве. В ходе спектакля Клавдий выдаёт себя смятением, сомнения Гамлета в его виновности развеяны. Он пытается поговорить с матерью, бросить ей в лицо обвинения, но явившейся призрак запрещает ему мстить матери. Трагическая случайность усугубляет напряжённость в королевских покоях - Гамлет убивает Полония, спрятавшегося из любопытства за шторами при этом разговоре, приняв его за Клавдия. Гамлет отправлен в Англию для сокрытия этих досадных случайностей. С ним направляются друзья-соглядатаи. Клавдий вручает им письмо для короля Англии с просьбой казнить принца. Гамлет, сумевший случайно прочитать письмо, делает в нём исправления. В результате под казнь попадают предатели, а он возвращается в Данию.

В Данию возвращается и Лаэрт сын Полония, трагическая весть о смерти сестры Офелии в результате её умопомрачения из-за любви, а также убийство отца толкает его на союз с Клавдией в деле отмщения. Клавдий провоцирует поединок на шпагах двух молодых людей, клинок Лаэрта намеренно отравлен. Не останавливаясь на этом, Клавдий отравляет и вино, чтоб опоить Гамлета в случае победы. Во время поединка Гамлет ранен отравленным клинком, но находит взаимопонимание с Лаэртом. Поединок продолжается, в ходе которого противники меняются шпагами, теперь отравленной шпагой ранен и Лаэрт. Напряжения поединка не выдерживает мать Гамлета королева Гертруда и выпивает отравленное вино за победу сына. Убит и Клавдий, в живых остаётся лишь единственный верный друг Гамлета Гораций. В столицу Дании вступают войска норвежского принца, который и занимает датский престол.

Главные герои

Как видно из всего развития сюжета, тема мести отходит на второй план перед нравственными исканиями главного героя. Свершение мести для него невозможно в том выражении, как это принято в том обществе. Даже убедившись в виновности дяди, он не становится его палачом, а лишь обвинителем. В отличие от него, Лаэрт заключает сделку с королём, для него месть превыше всего, он следует традициям своего времени. Любовная линия в трагедии является лишь дополнительным средством показать нравственные образы того времени, оттенить душевные поиски Гамлета. Главными действующими лицами пьесы являются принц Гамлет и советник короля Полоний. Именно в нравственных устоях этих двух людей выражен конфликт времени. Не конфликт добра и зла, а разница в уровнях морали двух положительных персонажей - основная линия пьесы, гениально показанная Шекспиром.

Умный, преданный и честный слуга королю и отечеству, заботливый отец и уважаемый гражданин своей страны. Он искренне пытается помочь королю понять Гамлета, он искренне пытается понять Гамлета сам. Его моральные устои на уровне того времени безупречны. Отправляя сына на учёбу во Францию, наставляет его правилам поведения, которые и сегодня можно приводить без изменений, настолько они мудры и универсальны для любого времени. Беспокоясь за моральный облик дочери, он увещает её отказаться от ухаживаний Гамлета, объясняя сословную разницу между ними и не исключая возможности несерьёзного отношения принца к девушке. Вместе с тем, по его нравственным воззрениям соответствующим тому времени, в таком легкомыслии со стороны юноши нет ничего предрассудительного. Своим недоверием к принцу и волей отца он разрушает их любовь. По этим же причинам он не доверяет и собственному сыну, посылая к нему слугу в качестве шпиона. План наблюдения его прост - найти знакомых и, слегка очернив сына, выманить откровенную правду о его поведении вдали от дома. Подслушать в королевских покоях разговор разгневанного сына и матери также не является для него чем-то неправильным. Всеми своими поступками и мыслями Полоний представляется умным и добрым человеком, даже в сумасшествии Гамлета он видит его рациональные мысли и отдаёт им должное. Но он типичный представитель общества, которое так давит на Гамлета своей лживостью и двуличием. И в этом трагизм, который понятен не только в современном обществе, но и лондонской публики начала XVII века. Такое двуличие вызывает протест своим присутствием и в современном мире.

Герой с сильным духом и незаурядным умом, ищущий и сомневающийся, ставший на одну ступень выше всего общества в своей морали. Он способен смотреть на себя со стороны, он способен анализировать окружающих его и анализировать свои мысли и поступки. Но он также является продуктом той эпохи и это связывает его. Традициями и обществом ему навязывается определённый стереотип поведения, который он уже не может принять. На основе сюжета о мести показан весь трагизм ситуации, когда молодой человек видит зло не просто в одном подлом поступке, но во всём обществе, в котором такие поступки оправдываются. Этот юноша сам себя призывает жить в соответствии с высшей моралью, ответственностью за все свои поступки. Трагедия семьи только заставляет его больше задуматься о нравственных ценностях. Не может такой думающий человек не поднимать для себя и общечеловеческие философские вопросы. Знаменитый монолог «Быть или не быть» является лишь вершиной таких рассуждений, которые вплетаются во все его диалоги с друзьями и недругами, в беседах со случайными людьми. Но несовершенство общества и окружения всё-таки толкает на импульсивные, часто неоправданные поступки, которые потом тяжело переживаются им и в конечном итоге приводят к гибели. Ведь и вина в гибели Офелии и случайная ошибка при убийстве Полония и неумение понять горя Лаэрта гнетут его и сковывают цепью.

Лаэрт, Офелия, Клавдий, Гертруда, Горацио

Все эти лица введены в сюжет как окружение Гамлета и характеризующее обыкновенное общество, положительное и правильное в понимании того времени. Даже рассматривая их с современной точки зрения, можно признать их действия логичными и последовательными. Борьба за власть и супружеская измена, месть за убитого отца и первая девическая любовь, вражда с соседними государствами и получение земель в результате рыцарских турниров. И только Гамлет стоит выше на голову над этим обществом, увязнув по пояс в родовых традициях престолонаследования. Три друга Гамлета - Горацио, Розенкранц и Гильденстерн, являются представителями знати, придворными. Для двух из них соглядатайство за другом не является чем-то неправильным, и только один остаётся верным слушателем и собеседником, умным советчиком. Собеседником, но не более того. Перед своей судьбой, обществом и всем королевством Гамлет остаётся один.

Анализ - идея трагедии принца датского Гамлета

Основная идея Шекспира заключалась в желании показать психологические портреты современников на основе феодализма «тёмных времён», вырастающее в обществе новое поколение, которое может изменить мир к лучшему. Грамотное, ищущее и свободолюбивое. Не случайно в пьесе Дания названа тюрьмой, которой по мнению автора являлось всё общество того времени. Но гениальность Шекспира выразилась в умении описать всё в полутонах, не скатываясь к гротеску. Большинство персонажей являются людьми положительными и уважаемыми по канонам того времени, они рассуждают вполне здраво и справедливо.

Гамлет показан как человек склонный к самоанализу, духовно сильный, но всё ещё связанный условностями. Невозможность действовать, неумение, роднит его с «лишними людьми» русской литературы. Но он несёт в себе заряд моральной чистоты и стремления общества к лучшему. Гениальность этого произведения заключается в том, что все эти вопросы актуальны и в современном мире, во всех странах и на всех континентах, вне зависимости от политического устройства. А язык и строфа английского драматурга пленяют своим совершенством и оригинальностью, заставляют перечитывать произведения по нескольку раз, обращаться к спектаклям, слушать постановки, искать что-то новое, спрятанное в глубине веков.

68d30a9594728bc39aa24be94b319d21

К стражникам, датским офицерам Марцелу и Бернарду, несущим службу у замка Эльсиноре, приходит Горацио – друг Гамлета. Его визит вызван желанием проверить слух о появлении призрака недавно умершего датского короля. Это явление наводит на ученого Горацио мысли о предстоящих волнениях в королевстве. Он решает поведать об увиденном другу. Гамлет горюет об умершем отце. Его печаль усугубляет мать слишком скорая после смерти отца женитьба матери. Встретившись с призраком, Гамлет узнает о свершенном злодеянии. Король был отравлен собственным братом, мечтавшим завладеть троном. Призрак просит принца совершить акт возмездия.

Лаэрт отправляется в Париж. Вместе с отцом, вельможей Полонием, они дают наставления Офелии, считая, что она не должна много времени проводить с Гамлетом. Окружающие считают причиной помешательства Гамлета его любовь к Офелии. Слуги нового короля Розенкранц и Гильдестерн предпринимают попытку узнать причину тягостного настроения принца. Юноша раскрывает их планы.


Гамлет желает отомстить убийце. Он договаривается с приехавшими актерами, что в сцене убийства в своем спектакле, они добавят к словам героя строки, сочиненные принцем. Гамлет надеется, что эта сцена произведет впечатление и убийца выдаст себя. Юноша размышляет о страхе смерти и приходит к мысли, что человек боится неизвестности.

Принц встречает Офелию, но скоро поняв, что их разговор подслушивают, он притворяется сумасшедшим. На спектакле Гамлет комментирует происходящее на сцене и во время эпизода убийства король не выдерживает. Это убеждает принца и его друга Горацио в обоснованности их обвинений.


Разговор Гамлета с королевой подслушивает Полоний, который обнаружив себя, получает смертельный удар шпагой. Появившийся призрак увещевает Гамлета пожалеть мать. Королева никого не видит рядом и принимает разговор Гамлета с призраком за помутнение рассудка сына. Король принимает решение лишить жизни направившегося в Англию принца с помощью своих слуг. Гамлет мучается своей нерешительностью.

Лаэрт возвращается, потрясенный вестью о смерти отца, и находит Офелию в расстройстве рассудка от перенесенного горя. Гамлет возвращается. Получив это известие, король желает умертвить Гамлета руками жаждущего возмездия Лаэрта. Умирает Офелия. Гамлет возвращается на корабле, зная о плане своего врага. После нападения пиратов на корабль принц попадает в плен и оказывается в Дании. Перед поединком с Лаэртом Гамлет просит у него прощения. Король готовит для поединка рапиру для Лаэрта. Отравленной шпагой брат Офелии поражает Гамлета. Поменявшись рапирами, принц наносит удар Лаэрту. Мать Гамлета умирает, выпив приготовленное для ее сына отравленное королем вино. Гамлет ранит короля, приготовленным им же ядовитым клинком. Горацио, пожелавшего выпить отравленного ядом вина, чтобы последовать за другом, Гамлет останавливает просьбой рассказать всю правду о случившемся.

Мучающийся от проблемы выбора между честью и долгом Гамлет вот уже 500 лет заставляет задуматься читателей и любителей театра над смыслом жизни, человеческого предназначения и несовершенством общества. Бессмертное произведение «Трагическая история о Гамлете, принце датском» считается одной из знаменитых трагедий в мире. Эта история – не просто убийство на высшем уровне, случившееся в Датском королевстве. Ценность образа юного принца заключается в чувствах, которые принуждают читателя переживать.

История создания

В бытность Уильяма Шекспира произведения для постановок в театрах создавали на основе существующих пьес. «Гамлет» не стал исключением – еще в 7 веке датский летописец Саксон Грамматик записал легенду о принце Гамлете, входящую в свод скандинавских саг. По ее мотивам современник и соотечественник английского драматурга (предполагают, что это был Томас Кид) сложил пьесу, которая ставилась в театрах, но не сохранилась до наших дней. В те времена ходила шутка о «куче Гамлетов, рассыпающих пригоршнями трагические монологи».

В период 1600-1601 годов Шекспир просто переделал литературное произведение. От скандинавского первоисточника работа великого поэта отличается утонченностью художественной канвы и смысла: автор сместил акцент с внешней борьбы на духовные страдания главного персонажа. Хотя зрители все равно видели, прежде всего, кровавую историю.

При жизни Шекспира трагедия претерпела три издания. Однако исследователи считают, что все они созданы без разрешения автора и считаются «пиратскими», потому что в каждом полностью записаны лишь некоторые монологи, тогда как речи других персонажей либо представлены скудно, либо вовсе отсутствуют. Дело в том, что издатели платили актерам за «слив» пьес, но лицедеи могли дословно воспроизвести только свои слова в постановке.


Сцена V из пьесы "Гамлет": Акт IV (Офелия перед королем и королевой)

Позднее литературоведам удалось составить полный текст пьесы. Единственное, что осталось «за кадром», так это конечный вид произведения, который представляли публике. Современное деление пьесы на акты и действия не принадлежит автору.

В России переводить «Гамлета» пробовали десятки литераторов. Самую знаменитую трагедию Шекспира читают «со слов» поэта и переводчика Михаила Лозинского и писателя . Последний наделил произведение более ярким художественным языком.

Сюжет и персонажи

В список главных героев трагедии Шекспир включил немало персонажей:

  • Клавдий – король датский;
  • Гамлет – сын покойного и племянник короля;
  • Полоний – приближенный вельможа царствующего короля;
  • Горацио – ученый друг Гамлета;
  • Лаэрт – сын Полония;
  • Офелия – дочь Полония, возлюбленная Гамлета;
  • Гертруда – мать Гамлета, вдова предыдущего короля, супруга Клавдия;
  • Розенкранц и Гильдестерн – друзья Гамлета;
  • Призрак отца Гамлета.

В основе сюжета пьесы лежит жажда отмщения принца датского действующему королю за убийство своего отца. Перед замком в Эльсиноре каждую ночь появляется призрак. Однажды Горацио убеждается, что это не слухи, а реальность, и рассказывает об увиденном Гамлету, приехавшему с учебы на похороны отца. Скорбь юноши усугубляется еще и предательством матери – Гертруда сразу после кончины мужа вышла замуж за его брата.


Молодому человеку удается поговорить с ночной тенью умершего самодержца, которая поведала правду: короля отравил Клавдий, когда тот мирно отдыхал в саду. Призрак молит сына отомстить за него. Гамлет решает притвориться сумасшедшим, чтобы вывести дядю на чистую воду.

Первой подозревать о безумстве Гамлета начала его любимая девушка Офелия. Вскоре новость о том, что принц сошел с ума, долетела и до короля. Но монарха не так просто провести, и он отправляет друзей юноши – Розенкранца и Гильдестерна – выяснить истину. Цель подосланных товарищей Гамлет тут же раскрывает, поэтому продолжает играть в безумного.


У принца рождается очередной план, связанный с приездом в город артистов. Гамлет просит труппу вставить в пьесу пару стихов собственного сочинения об убийстве главного героя Приама. Присутствующий на представлении король не выдерживает такого прямого указания на вину и покидает театр, тем самым выдав свое преступление.

Принца Гамлета приглашает в покои королева, возмущенная поведением сына. Во время разговора тот ошибочно принимает спрятавшегося за ковром Полония за короля и пронзает его шпагой.


Потрясенный убийством отца из Парижа приезжает Лаэрт, но дома ждет еще один сюрприз – с ума сошла сестра Офелия. А король Клавдий решает уничтожить Гамлета руками разгневанного Лаэрта, придумав хитрую идею: отпрыск Полония встретится с принцем в поединке, в котором поразит его отравленным мечом.

Перед поединком правитель для верности ставит на стол кубок с вином и ядом, чтобы дать выпить Гамлету. В этом представлении суждено было умереть всем: Лаэрт ранил противника, при смене рапир принц датский нанес смертельный удар ядовитым мечом Лаэрту и королю, королева же случайно выпила отравленное вино.


При анализе произведения литературоведы дают вполне конкретную характеристику герою. Главный персонаж трагедии становится мизантропом, потому как оставаться филантропом, храня при этом честь, в таком обществе невозможно. По соционике тип личности Гамлета – этико-интуитивный экстраверт: нетерпимый к злу романтик склонен к бесконечным рассуждениям, сомнениям и колебаниям, сосредоточен на глобальных проблемах человечества. Задается вопросами, достойны ли люди счастья, в чем смысл жизни, есть ли возможность искоренить зло.

Гуманиста, человека нового времени, его терзает необходимость отомстить. Но решения даются Гамлету с трудом, потому как он не уверен в том, что мир изменится к лучшему с уходом Клавдия. Да и убийство сравняет его с теми, кто на «темной стороне». Героя ждут сплошные разочарования, даже в любви. Он приходит к выводу, что человек – существо слабое перед злом. Не может смириться с несправедливостью, но и найти силы на решительные шаги тоже непросто.


Философская суть «Гамлета» – трагедия конфликта высокой личности с обществом, где процветают ложь, предательство и лицемерие. Рассуждения принца говорят о внутренней борьбе, герой разрывается между чувством долга и своим мировоззрением. А знаменитый монолог «Быть или не быть» не просто отражает вопрос всех времен: что проще – смириться с несчастьями и продолжать жить или же прекратить душевные страдания смертью. На первый план выводится вопрос о выборе: бороться с несправедливостью или же покорно смириться.

Постановки и экранизации

Количество театральных и кинопостановок бессмертного произведения не поддается счету. Первым образ шекспировского Гамлета воплотил Ричард Бербедж в лондонском театре «Глобус» в начале XVII века. В дальнейшем на подмостки храмов Мельпомены переносили историю принца датского чуть ли не в каждом уголке земного шара. В кино Гамлет появился в 1907 году – француз Жорж Мельес представил зрителям немой короткометражный фильм. Кому отошла главная роль, до сих пор непонятно.

Отметим самые любопытные постановки английской трагедии в кино и театре:

«Гамлет» (1964)

Двухсерийную драму к 400-летнему дню рождения Уильяма Шекспира снял Григорий Козинцев, выбрав на ключевую роль неподражаемого . За 10 лет до экранизации Козинцев ставил пьесу в театре драмы им. , и проходила она с оглушительным успехом. Экранизацию ждал такой же градус популярности, причем не только в Советском Союзе.


Вынашивая идею о фильме, постановщик сразу определился с Гамлетом. Впрочем, актеры на остальные главные роли не уступали в таланте Смоктуновскому. Офелию сыграла хрупкая , уже знакомая зрителям как Ассоль из «Алых парусов» и Гуттиэре из «Человека-амфибии». В фильме задействованы Михаил Названов (король Клавдий), Эльза Радзинь (королева Гертруда), Юрий Толубеев (Полоний).

«Гамлет I Коллаж» (2013)

Спектакль канадского режиссера Робера Лепажа покорил публику нестандартностью, став гвоздем сезона Театра Наций. Необычность работы в том, что все образы воплотил , а в самой постановке применены высокие 3D-технологии.


Миронов являет миру чудеса перевоплощения, мгновенно меняя образы. Авторы постановки умудрились гармонично объединить цирковые трюки и анимацию, усиленные блестящей актерской игрой. Биография Гамлета при этом претерпела значительные изменения.

«Гамлет» (2015)

Восторг английских театралов вызвал спектакль с участием . Постановку прославило имя актера, но в целом она получила не лестные отзывы.


Билеты начали продавать летом за год до премьеры, а к середине осени кассы опустели. Бенедикта назвали бесподобным Гамлетом.

«Гамлет» (2016)

Весной 2016 года в Петербургском Малом драматическом театре презентовал нового «Гамлета». Современность принца датского выдает одежда - в главной роли носит на сцене джинсы.


Но новации вовсе не в одежде, а в смысле: Додин переориентировал помыслы Гамлета с жажды восстановления справедливости к мести в чистом ее проявлении. Юноша предстает одержимым убийцей. Офелию играет .

  • Роль Гамлета – самая длинная в пьесах Шекспира. Объем текста, звучащего из его уст, составляет 1506 строк. Да и в целом трагедия крупнее других работ автора – растянулась на 4 тысячи строк.
  • Для современников автора трагедия была повестью о кровавой мести. И только в конце XVIII века перевернул восприятие произведения – увидел в главном персонаже не мстителя, а думающего представителя эпохи Возрождения.
  • В 2012 году персонаж занял второе место в «Книге рекордов Гиннеса» по частоте появления книжных героев из числа людей в кино и на телевидении (в лидерах оказался ).
  • Крым часто становился площадкой для съемок советских фильмов. Сцену монолога «Быть или не быть…» в исполнении Иннокентия Смоктуновского сняли на «Детском пляже» в Алупке.
  • По соционике гармоничный деловой или семейный союз составят такие типажи, как Гамлет (этико-интуитивный экстраверт) и (логико-интуитивный экстраверт). В паре «Гамлет и Джек» отношения могут оставаться в балансе долго время: первый партнер отвечает за коммуникабельность, эмоциональную составляющую, второй – за разумное использование и распределение ресурсов.

Цитаты

«Есть многое в природе, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам».
«И дальше – тишина».
«Как часто нас спасала слепота,
Где дальновидность только подводила!»
«Поближе сына, но подальше друга».
«Ты повернул глаза зрачками в душу».
«Не пей вино, Гертруда!»
«Великие в желаниях не властны».
«Безумье сильных требует надзора».
«Назовите меня любым инструментом, вы можете расстроить меня, но играть на мне нельзя».

В эру онлайн-игр и кино мало кто читает книги. Но яркие кадры уйдут из памяти через несколько минут, а вот классическая литература, которую читают столетиями, запоминается навсегда. Нерационально лишать себя возможности насладиться бессмертными творениями гениев, потому что они несут не только но и ответы на множество вопросов, не утративших остроту через сотни лет. К таким бриллиантам мировой литературы относится «Гамлет», краткий пересказ которого ждет вас ниже.

О Шекспире. «Гамлет»: история создания

Гений литературы и театра рожден на свет в 1564 году, крещен 26 апреля. А вот точная дата рождения не известна. Биография удивительного писателя обросла множеством мифов и догадок. Возможно, виной этому отсутствие точных знаний и замещение их домыслами.

Известно, что маленький Уильям рос в обеспеченной семье. С юных лет он посещал школу, но не смог окончить ее из-за возникших материальных трудностей. Вскоре будет переезд в Лондон, где и создаст Шекспир «Гамлет». Пересказ трагедии призван побудить школьников, студентов, людей, любящих литературу, прочитать ее целиком или сходить на одноименный спектакль.

Трагедия создана на основе «бродячего» сюжета о датском принце Амлете, дядя которого убил его отца, чтобы завладеть государством. Истоки сюжета критики находили еще в датских летописях Саксона Грамматика, датированных приблизительно XII столетием. В период развития театрального искусства неизвестный автор создает драму по этому сюжету, позаимствовав ее у французского писателя Франсуа де Больфора. Скорее всего, именно в театре узнает этот сюжет Шекспир и создает трагедию «Гамлет» (краткий пересказ смотрите ниже).

Первый акт

Краткий пересказ «Гамлета» по актам даст представление о сюжете трагедии.

Акт начинается разговором двух офицеров, Бернардо и Марцелла, о том, что они видели ночью призрака, которой очень похож на покойного короля. После разговора они действительно видят привидение. Солдаты пытаются заговорить с ним, но дух им не отвечает.

Далее читатель видит теперешнего короля, Клавдия, и Гамлета - сына умершего короля. Клавдий говорит, что взял в жены Гертруду, мать Гамлета. Узнав об этом, Гамлет очень расстроен. Он вспоминает, каким достойным владельцем королевского трона был отец, и как любили друг друга родители. Прошел лишь месяц с его гибели, а его мать вышла замуж. Друг принца, Горацио, рассказывает ему, что видел привидение, безумно похожее на отца. Гамлет решает идти с товарищем на ночное дежурство, чтобы увидеть все своими глазами.

Брат невесты Гамлета Офелии, Лаэрт, уезжает и прощается с сестрой.

Гамлет на дежурной площадке видит привидение. Это дух его погибшего отца. Он сообщает сыну, что погиб не от укуса змеи, а от вероломства своего брата, занявшего его трон. Клавдий залил в уши брату сок белены, что отравило и мгновенно убило его. Отец просит отомстить за его убийство. Позже Гамлет краткий пересказ услышанного передает своему другу Горацио.

Второй акт

Полоний разговаривает со своей дочерью Офелией. Она испугана, так как видела Гамлета. Он имел очень странный вид, и его поведение говорило о сильном смятении духа. Весть о безумстве Гамлета облетает королевство. Полоний разговаривает с Гамлетом и замечает, что, несмотря на кажущееся безумство, разговоры принца очень логичны и последовательны.

К Гамлету приходят его приятели Розенкранц и Гильденстерн. Они рассказывают принцу, что в город прибыла очень талантливая актерская трупа. Гамлет просит их рассказать всем, что он потерял рассудок. К ним присоединяется Полоний и также сообщает об актерах.

Третий акт

Клавдий спрашивает Гильденстерна, известна ли ему причина безумия Гамлета.

Вместе с королевой и Полонием они решают подстроить встречу Гамлета с Офелией, чтобы понять, не от любви ли к ней он сходит с ума.

В этом акте произносит свой гениальный монолог "Быть или не быть" Гамлет. Пересказ не передаст всей сути монолога, мы рекомендуем прочесть его самостоятельно.

Принц о чем-то договаривается с актерами.

Начинается представление. Актеры изображают короля и королеву. Пьесу попросил разыграть Гамлет, очень краткий пересказ актерам последних событий позволил им показать на подмостках обстоятельства роковой гибели отца Гамлета. Король засыпает в саду, его отравляют, и преступник завоевывает доверие королевы. Клавдий не выдерживает такого зрелища и приказывает остановить представление. Вместе с королевой они уходят.

Гильденстерн передает Гамлету просьбу матери поговорить с ней.

Клавдий сообщает Розенкранцу и Гильденстерну, что хочет отправить принца в Англию.

Полоний прячется за занавесками в комнате Гертруды и ждет Гамлета. Во время их разговора принцу является дух отца и просит не ужасать мать своим поведением, а сосредоточиться на мести.

Гамлет бьет мечом по тяжелым портьерам и случайно убивает Полония. Он раскрывает матери страшную тайну о гибели отца.

Четвертый акт

Четвертый акт трагедии насыщен трагическими событиями. Все больше, кажется окружающим, принц Гамлет (краткий пересказ 4 акта даст более точное ообъяснение его поступкам).

Розенкранц и Гильденстерн спрашивают у Гамлета, где тело Полония. Принц не говорит им, обвиняя придворных в том, что они ищут лишь привилегий и благосклонности короля.

К королеве приводят Офелию. Девушка от пережитого сошла с ума. Тайно возвратился Лаэрт. Он с группой поддерживающих его людей разбил охрану и стремится в замок.

Горацио приносят письмо от Гамлета, где говорится, что судно, на котором он отплыл, захватили пираты. Принц в плену у них.

Король рассказывает Лаэрту, который стремится отомстить за кто виноват в его гибели, надеясь, что Лаэрт убьет Гамлета.

Королеве приносят весть о том, что погибла Офелия. Она утонула в реке.

Пятый акт

Описывается разговор двух гробокопателей. Они считают Офелию самоубийцей и осуждают ее.

На похоронах Офелии Лаэрт бросается в яму. Туда же прыгает и Гамлет, искреннее страдая от гибели бывшей возлюбленной.

После Лаэрт и Гамлет идут на поединок. Они ранят друг друга. Королева берет у Клавдия чашу, предназначенную Гамлету, и пьет. Чаша отравлена, Гертруда погибает. Оружие, которое приготовил Клавдий, тоже отравлено. И Гамлет, и Лаэрт уже чувствуют действие яда. Гамлет этим же мечом убивает Клавдия. Горацио тянется за отравленным бокалом, но Гамлет просит его остановиться, чтобы раскрыть все тайны и очистить его имя. Фортинбрас узнает правду и приказывает похоронить Гамлета с почестями.

Зачем читать краткий пересказ рассказа «Гамлет»?

Такой вопрос часто волнует современных школьников. Начнем с постановки вопроса. Он не совсем правильно задан, так как «Гамлет» - не рассказ, его жанр - трагедия.

Главная ее тема - это тема мести. Она может показаться неактуальной, но ее суть - лишь вершина айсберга. На самом деле в «Гамлете» переплетается множество подтем: верности, любви, дружбы, чести и долга. Трудно найти человека, оставшегося равнодушным после прочтения трагедии. Еще одна причина прочесть это бессмертное произведение - монолог Гамлета. "Быть или не быть" произносилось тысячи раз, здесь и вопросы и ответы, через почти пять столетий так и не утратившие своей остроты. Всю эмоциональную окраску произведения, к сожалению, не передаст краткий пересказ. «Гамлет» Шекспир создавал на основании легенд, но его трагедия переросла источники и стала мировым шедевром.

Сцена первая

Эльсинор. Площадка перед замком. Полночь. Франциско на своём посту. Часы бьют двенадцать. К нему подходит Бернардо.

Бернардо пришёл, чтобы сменить Франциско в карауле. К ним во время разговора подходят Гораций и Марцелл. Все говорят о Призраке, который являлся здесь ночью уже дважды. Призрак похож на покойного короля, отца Гамлета.

Неожиданно появляется сам Призрак.

Горацио спрашивает его, кто он такой. Призрак ушёл, так ничего и не ответив. Горацио говорит, что появление Призрака в облике покойного короля - это “знак грозящих государству потрясений” и рассказывает своим собеседникам о том, что покойного короля вызвал на бой норвежец Фортинбрас. Король Дании победил. По заключённому договору теперь датчанам должны достаться все земли норвежцев. Но младший Фортинбрас собирает войско, чтобы дать новый бой и отвоевать земли погибшего отца. Именно поэтому Дания готовится к войне. Королём Дании теперь стал Клавдий, брат покойного короля и дядя Гамлета.

Во время разговора Горацио с Марцеллом, Бернардо и Франциско Призрак появляется вновь. Горацио собирается его остановить любой ценой, но тот исчезает с первым пением петуха. Горацио предлагает рассказать о происшедшем принцу Гамлету. Все расходятся.

Сцена вторая

Там же. Зал для приёма в замке. Трубы. Входят король, королева, Гамлет, Полоний, Лаэрт, Вольтиманд, Корнелий, придворные и свита.

Король сообщает о том, что королевич Фортинбрас требует возврата потерянных его отцом земель. Король посылает к дяде Фортинбраса посланников с письмом, в котором просит образумить племянника.

Лаэрт обращается к королю с просьбой отпустить его во Францию, где он должен продолжить учёбу. Король разрешает.

Далее король обращается к Гамлету, назвав его “близким сердцу сыном”. Королева тоже вступает в разговор. Гамлет отвечает матери, что никакие траурные одежды не могут выразить всю его скорбь. Король говорит Гамлету, что укореняться в скорби не стоит. Грех так убиваться, нужно смириться с неизбежным.

Планы Гамлета вернуться в Виттенберг для продолжения учёбы король не одобряет и просит остаться. Королева присоединяется к просьбе короля. Гамлет соглашается. Все уходят. Гамлет остаётся один, он скорбит.

К Гамлету приходят Горацио, Марцелл и Бернардо. Принц удивлён приезду из Виттенберга Горацио, прибывшего на похороны короля. Гамлет иронизирует, что его друг попал одновременно на похороны и на свадьбу королевы.

Горацио рассказывает о появлениях Призрака по ночам. Призрак был при всём оружии, бледен, как снег, и смотрел с тоской. Гамлет решает ночью остаться вместе с караульными Марцеллом и Бернардо в надежде увидеть Призрак самому.

Сцена третья

Там же. Комната в доме Полония. Входят Лаэрт и Офелия.

Лаэрт прощается с сестрой Офелией и советует ей не обращать внимания на ухаживанья Гамлета, влюблённого в неё. Появляется Полоний, отец Лаэрта и Офелии, и даёт последние наставления сыну перед отъездом. Лаэрт обещает запомнить советы отца и уезжает.

Полоний начинает с дочерью разговор о Гамлете. Он Офелии советует вести себя с Гамлетом подобно ребёнку, требуя с невинным видом серьёзных обещаний; не принимать всерьёз его клятвы в любви; не верить принцу ни в чём.

Сцена четвёртая

Площадка перед замком. Входят Гамлет, Горацио и Марцелл.

Они ожидают появления призрака. Вдали слышится шум пиршества, которое устроил король в честь своей свадьбы. Входит Призрак. Призрак манит Гамлета. Горацио и Марцелл отговаривают принца следовать за призраком, но тот решает подойти, сказав: “Я жизнь свою в булавку не ценю...”

Сцена пятая

Входят Призрак и Гамлет. Призрак просит Гамлета выслушать его, чтоб после отомстить. Призрак требует, чтобы Гамлет отомстил за подлое убийство, потому что умер отец принца совсем не так, как думают все. Вовсе не змея его ужалила. Когда король спал в саду после обеда, его брат, Клавдий, влил ему в ухо ядовитый сок белены.

Призрак ушёл. Гамлет поклялся отомстить за смерть отца. Появляются Горацио и Марцелл. Гамлет, ничего им не рассказав об услышанном, просит держать в тайне эту встречу. Друзья поклялись честью, Призрак из-под земли потребовал, чтоб они поклялись.

Акт второй

Сцена первая

Эльсинор. Комната в доме Полония. Входят Полоний и Рейнальдо.

Полоний посылает Рейнальдо в Париж, чтобы тот выведал, как там ведёт себя Лаэрт. Информацию Полоний приказывает получить в случайных разговорах, следить открыто за Лаэртом не стоит. Сведения о Лаэрте Рейнальдо должен узнавать хитро, тайком. Рейнальдо уходит.

Входит Офелия. Она перепугана и рассказывает отцу о Гамлете, который вел себя так, будто из ада явился, был напуган и растерян. Полоний решает, что Гамлет помешался из-за любви к Офелии, так как она, помня наставления отца, не принимала его больше. Полоний уводит Офелию, чтоб рассказать всё королю.

Сцена вторая

Там же. Комната в замке. Входят король, королева, Розенкранц, Гильдерстен и свита.

Король просит Розенкранца и Гильдерстена, сверстников и друзей Гамлета, провести некоторое время в замке, “рассеять скуку принца” и узнать, какая тайна мучает его, отчего он так резко переменился. К просьбе короля присоединяется и королева. Розенкранц и Гильдерстен выражают готовность всё выполнить и уходят.

Входит Полоний. Он говорит, что узнал “причину Гамлетовских бредней”. Но прежде король и королева выслушивают сообщения послов к дяде Фортинбраса.

Дядя приостановил набор войск, так как считал, что готовится поход против Польши. Фортинбрас дал клятву никогда не поднимать оружия против Дании. В свою очередь дядя Фортинбраса просит для племянника разрешения провести войска через Данию для похода на Польшу. Король доволен. Он обещает позже принять решение по просьбе Фортинбраса.

Полоний рассказывает королю, что Гамлет сошёл с ума из-за любви к Офелии. Полоний в подтверждение своим словам зачитывает любовные письма принца к дочери и признаётся, что дал Офелии совет не принимать ухаживания Гамлета, так как он не ровня ей, поэтому принц и помешался.

Полоний предлагает проверить верность этих слов следующим образом: когда принц будет бродить по галерее, Офелия отправится на свидание с ним, а король может стать за занавеску и все увидеть и услышать сам.

Приближается Гамлет. Король, королева и свита уходят. Гамлет на вопрос Полония, знает ли он его, отвечает, что Полоний - рыбный торговец, потому что он так же честен, как торговцы рыбой. Потом принц резко меняет тему и спрашивает, есть ли у Полония дочь и советует не пускать её на солнце. На предложение Полония уйти подальше с открытого воздуха Гамлет говорит: “Куда, в могилу?”

К Гамлету приходят Розенкранц и Гильдерстен. Принц приветствует друзей и спрашивает, чем прогневали они судьбу, что она шлёт их в тюрьму, так как “Дания - тюрьма”. Розенкранц: “Значит, тюрьмой делает её ваше честолюбие. Вашим требованиям тесно в ней.”

Гамлет спрашивает открыто, зачем Розенкранц и Гильдерстен приехали в Эльсинор. Гамлет: “За вами не посылали? Это ваше собственное побуждение? Ваш приезд доброволен?” Сам принц говорит, что по глазам прочёл правду. Друзья признаются, что за ними посылали. Гамлет, не дожидаясь объяснений, сам объясняет Розенкранцу и Гильдерстену, что король и королева послали за ними, чтобы узнать, что происходит, отчего он потерял всякую весёлость. Розенкранц говорит Гамлету, что, судя по всему, даже приезд актёров, которых они обогнали по дороге, не обрадует принца.

Гамлет расспрашивает об актёрах, о их жизни. По ходу разговора принц замечает, что дядю его, нынешнего короля, раньше не чтили, а теперь платят огромные деньги за его портреты. Гамлет говорит, что его дядя и мать ошибаются: он помешан только при ветре норд-норд-вест, а “при южном ветре я ещё отличу сокола от цапли”.

Входит Полоний, который сообщает Гамлету о приезде актёров. Принц встречает актёров радостно, как старых друзей, здоровается с каждым, расспрашивает о жизни. Один из актёров читает по просьбе Гамлета монолог. Одного из актёров принц просит сыграть пьесу об убийстве короля, вставив туда кусок, написанный самим Гамлетом. Актёр готов выполнить просьбу принца. Гамлет решает дать актёрам для игры историю убийства его отца и проследить на представлении за дядей.

Акт третий

Сцена первая

Входят король, королева, Полоний, Офелия, Розенкранц и Гильдерстен.

Розенкранц и Гильдерстен говорят королю, что Гамлет не хочет признаваться в причине своего безумства. Полоний сообщает, что принц пригласил короля и королеву на спектакль. Король рад, что Гамлет хоть на что-то отвлечётся.

Розенкранц и Гильдерстен уходят. Король просит уйти и королеву Гертруду, так как сейчас он и Полоний намерены подсмотреть свидание принца с Офелией, чтобы определить подлинную причину недуга принца.

Король и Полоний прячутся. Офелия остаётся одна. Входит Гамлет. Он произносит свой знаменитый монолог "Быть или не быть?" На вопрос Офелии о здоровье Гамлет отвечает, что вполне здоров. Офелия хочет вернуть Гамлету его подарки, но принц говорит, что подарков ей не делал. Гамлет призывает Офелию уйти в монастырь, а если она выйдет замуж, он проклянет ее.

Появляются король и Полоний. Король, подслушав разговор Гамлета с Офелией, уверен, что вовсе не от любви сошёл с ума принц, а лелеет он замысел опасный. В его словах нет безумья, хоть нет и связи.

Король решает отправить Гамлета в Англию для сбора невыплаченной дани и говорит, что новые края “выбьют у него из сердца то, что сидит там и над чем он сам ломает голову до отупенья”. Полоний соглашается с королём, но по-прежнему уверен, что всё дело в любовных муках, и предлагает после спектакля устроить беседу принца с королевой, которую сам Полоний подслушает.

Сцена вторая

Там же. Зал в замке. Входят Гамлет и несколько актёров.

Гамлет рассказывает актёрам, как нужно играть роль. После принц разговаривает с Горацио. Он называет Горацио из всех людей самым настоящим. Гамлет рассказывает Горацио, что в пьесе, которую сейчас сыграют, есть случай, схожий со смертью отца. Принц просит друга внимательно наблюдать за реакцией короля, чтоб после сопоставить наблюдения. Гамлет открыто говорит Горацио, что притворяется больным, но сам в здравом уме.

Входят король, королева, Полоний, Офелия, Розенкранц, Гильдерстен и другие члены свиты со стражей...

Гамлет сел у ног Офелии, положив ей голову на колени, отказавшись садиться рядом с матерью. Принц, разговаривая с Офелией, обращает её внимание на радостный вид королевы и замечает, что всего два часа как умер отец. На возражение Офелии, что со дня смерти короля прошло четыре месяца, Гамлет говорит, что раз так, тогда к дьяволу траур.

Начинается пантомима. Входят актёры, играющие роли короля и королеву. “Они проявляют нежность друг к другу. ” Потом королева уходит, а король остаётся один.

Появляется отравитель, снимает с короля корону, целует её, вливает в ухо королю яд и уходит. Королева застаёт мужа мёртвым, отравитель даёт понять, что разделяет её горе. Позже отравитель подарками добивается расположения королевы. На этом пантомима заканчивается. Начинается собственно спектакль, где на сцене вновь появляются король и королева.

Король и королева говорят о любви, королева клянётся в верности. Король говорит, что нужно “клятвы забывать, которые торопимся давать”. Королева клянётся всеми силами мира, что, овдовев, никогда не выйдет замуж. Когда король остаётся один, входит на сцену Лициан и вливает яд в ухо короля.

На этом спектакль прервали, потому что король Клавдий встал, ему плохо. Полоний требует прекращения представления. Уходят все, кроме Гамлета и Горацио. Они говорят о том, что король заметно переменился в лице, когда играли сцену отравления.

Розенкранц и Гильдерстен передают Гамлету, что мать послала за ним, а король удалился к себе из-за плохого самочувствия. Гамлет предлагает Гильдерстену сыграть на флейте. Тот отказывается, объясняя, что не умеет играть. Гамлет: "Объявите меня каким угодно инструментом, вы можете расстроить меня, но играть на мне нельзя."

Полоний, войдя, напоминает принцу, что его ждёт королева. Все уходят. Гамлет остаётся один. Он решает рассказать рассказать матери всю правду.

Сцена третья

Комната в замке. Входят король, Розенкранц и Гильдерстен.

Король говорит, что не намерен потакать безумию Гамлета и отправит его с ними в Англию. Розенкранц и Гильдерстен уходят, чтобы собраться в путь. Вошедший Полоний сообщает королю, что принц пошёл к матери. Сам Полоний собирается подслушать весь разговор, спрятавшись за ковром, а потом пересказать услышанное королю.

Король отходит подальше, становится на колени и начинает молиться. Входит Гамлет. Принц вначале решает, что это удобный случай убить короля и отомстить за смерть отца. Но король молится, а это значит, что, убитый во время молитвы, он попадёт в рай. Отец же Гамлета умер без отпущения грехов. Принц решает, что несправедливо отправлять в рай убийцу. Гамлет оставляет короля одного и идёт к матери.

Сцена четвёртая

Комната королевы. Входят королева и Полоний.

Полоний прячется за ковром. Королева знает об этом. Королева обращается к Гамлету с упрёком в оскорблении короля. Гамлет называет мать “королевой в браке с братом мужа”. Королева порывается уйти, но принц не пускает её. Королева решает, что сын хочет её заколоть, зовёт на помощь. Полоний из-за ковра вызывает стражу. Гамлет с криком “Тут крысы!” прокалывает ковёр и убивает Полония, думая, что это король. Потом он видит, что убил советника.

Королева не понимает, в чём обвиняет её сын. Гамлет сравнивает отца и дядю, упрекая мать, что осквернила своей свадьбой память покойного короля.

Входит Призрак и говорит Гамлету, что нужно “вдунуть жизнь в твою почти остывшую готовность”. Призрак просит Гамлета сжалиться над матерью. Королева не может понять, с кем разговаривает её сын, так как она не видит никого. Она уверяет, что Призрак привиделся Гамлету, что это видение больной души.

По поводу смерти Полония Гамлет сожалеет и говорит, что сам уберёт тело и ответит за эту кровь. Матери Гамлет в порыве возмущенья советует ложиться по-прежнему к королю в постель и рассказать ему, “что Гамлет вовсе не сошёл с ума, а притворяется с какой-то целью”.

Королева: Ты знаешь сам, что я скорей умру,

Чем соглашусь предать тебя.

Акт четвёртый

Сцена первая

Эльсинор. Комната в замке. Входят король, королева, Розенкранц и Гильдерстен.

Королева просит Розенкранца и Гильдерстена уйти. Она рассказывает королю, что Гамлет в приступе безумства убил Полония, стоявшего в засаде. Король говорит, что Гамлет болен и опасен, поэтому его сегодня же нужно отправить в Англию. А за совершённое преступление придётся ответить королевской чете. Розенкранцу и Гильдерстену король приказывает в тайне от Гамлета отнести тело Полония в часовню.

Сцена вторая

Там же. Другая комната в замке. Входит Гамлет, за ним — Розенкранц и Гильдерстен.

Розенкранц и Гильдерстен просят Гамлета сказать, где он спрятал тело Полония. Принц не желает отвечать на расспросы, называет Розенкранца губкою, “живущей соками царских милостей”. Гамлет с Розенкранцом и Гильдерстеном идут к королю.

Сцена третья

Там же. Другая комната в замке. Входит король со свитой.

Король размышляет о том, что сурово Гамлета наказывать нельзя, так как к нему привязано простонародье, которое может подняться бунт.

Розенкранц и Гильдерстен сообщают, что тело Полония они не могут найти. Гамлета берут под надзор и приводят к королю.

На вопрос о теле Полония Гамлет отвечает, что Полоний на ужине, его едят черви. Покойный на небе, но если его тело не найдут за месяц, то запах все почувствуют у входа в галерею. Король отправляет свиту поискать тело там, а сам сообщает принцу, что он должен отбыть в Англию немедленно.

После ухода Гамлета король посылает за ним Розенкранца и Гильдерстена. Он приказывает обоим, чтобы не спускали с принца глаз, посадили на корабль и далее выполняли всё, что изложено в письме.

Король сам себе признаётся, что пока жив Гамлет, ему нет покоя, поэтому в письме, отправленном с принцем, он просит убить Гамлета по приезде в Англию.

Сцена четвёртая

Равнина в Дании. Входят Фортинбрас, капитан и войско в походном движении.

Фортинбрас вошёл в Данию согласно договору, по которому ему разрешается беспрепятственно двигать свои войска через её территорию. Отряд Фортинбраса уходит.

Входят Гамлет, Розенкранц, Гильдерстен и другие. Оставшись один, Гамлет размышляет о том, что человек - животное.

Сцена пятая

Комната в замке. Входят королева и Горацио.

Королева не хочет принимать Офелию, которая всё время просит об этом, несёт бессмыслицу, плачет о погибшем отце. После уговоров Горацио королева соглашается Офелию принять, чтобы избежать скандала. Горацио уходит, входит Офелия. Она поёт странные песни, сразу становится ясно, что, не пережив потери, девушка сошла с ума. Король приказывает Горацио следить за Офелией постоянно.

После ухода Горацио король рассказывает королеве о том, что народ находится в смуте, все говорят об убийстве Полония, а тут ещё одно известие: из Франции тайно вернулся Лаэрт, который узнал о смерти отца, но не показывается при замке.

В это время входит дворянин и сообщает, что Лаэрт с толпой бунтовщиков разоружает стражу короля. Толпа требует коронации Лаэрта. Взламывают дверь. Входит вооружённый Лаэрт с толпой.

Лаэрт спрашивает, где Полоний. Король отвечает, что Полоний мёртв. Лаэрт требует объяснений.

Входит Офелия все с теми же песнями, она явно не в себе. Возмущённый Лаэрт, увидев сошедшую с ума сестру, угрожает королю. Клавдий обещает всё рассказать. Все уходят.

Сцена шестая

Там же. Другая комната в замке. Входят Горацио и слуга.

Слуга сообщает, что к Горацио пришли матросы с письмом. Письмо оказалось от Гамлета. Он пишет, что на их судно в море напали разбойники, принц перескочил к ним на борт и оказался единственным пленником. Принц просит передать королю несколько писем, а потом пойти за матросами, которые должны привести Горацио туда, где сейчас находится Гамлет. В письме также сообщается, что Розенкранц и Гильдерстен продолжают свой путь в Англию.

Горацио спешит передать оставшиеся письма королю.

Сцена седьмая

Там же. Другая комната в замке. Входят король и Лаэрт.

Король объясняет Лаэрту, что Гамлет убил Полония и пытался убить самого короля. Он говорит, что принца не судили, пожалев королеву-мать и опасаясь бунта простых людей, стоящих на стороне Гамлета. Лаэрт не может смириться с тем, что Гамлет не наказан.

Входит человек, принесший письма от Гамлета, который сообщает, что голым высажен на берег Дании и завтра будет просить короля принять его, чтобы поведать подробности своего возвращения. Лаэрт и король растеряны. Король вспоминает, что Гамлет завидовал искусству Лаэрта биться на рапирах, и советует вызвать принца на дружеский бой, а потом подменить тупую рапиру острой и убить Гамлета, отомстив за смерть Полония. Для верности исполнения плана король предлагает поставить кубок с отравленным вином, чтобы принц его выпил и наверняка погиб.

Входит взволнованная королева и сообщает, что Офелия утонула. Она возле речки увивала травами иву, взялась за сук, тот подломился, а вымокшее платье потащило бедняжку на дно. Офелия не пыталась спастись, будучи безумна, и лишь пела песни.

Акт пятый

Сцена первая

Эльсинор. Кладбище. Входят два могильщика с лопатами.

Могильщики рассуждают, правильно ли по-христиански хоронить Офелию, если она сама покончила с жизнью. Второй могильщик говорит, что не будь покойная дворянкой, не видать бы ей христианского погребения.

Далее могильщики разговаривают о том, кто строит на земле “крепче каменщика, корабельного мастера и плотника”. Оказывается, что строит крепче всех строитель виселиц. “Виселица переживёт всех попавших на неё.”

Появляются Гамлет и Горацио. Гамлет удивлён тем, что могильщик поёт, роя могилу. Принц смотрит на череп, брошенный могильщиком. Гамлет спрашивает, чью могилу роют? Могильщик препирается, не хочет отвечать, а потом рассказывает, что служит он могильщиком с того дня в году, как покойный король Гамлет одолел Фортинбраса. Потом могильщик замечает, не зная, с кем говорит, что принц Гамлет сошёл с ума и был выслан в Англию. Один из выкопанных черепов оказывается черепом королевского скомороха Йорика.

Во время разговора Гамлета с Горацио появляется траурное шествие. Это идут хоронить Офелию. В шествии участвуют король, королева, Лаэрт, провожатые и свита.

Гамлет хочет знать, кого хоронят, но не подходит близко к шествию. Священник отказывается пропеть над Офелией реквием, так как её и так согласились похоронить по-христиански в порядке исключения. Гамлет слышит, что Лаэрт называет погибшую сестрой, и понимает, что хоронят Офелию. Лаэрт, оплакивая сестру, прыгает в могилу. Гамлет называет себя и прыгает тоже в могилу. Начинается борьба Лаэрта с Гамлетом прямо в могиле. Их разнимают. Гамлет вызывает Лаэрта на дуэль.

Гамлет уходит. Король уговаривает Лаэрта потерпеть, чтобы выполнить задуманный ранее план.

Сцена вторая

Там же. Зал в замке. Входят Гамлет и Горацио.

Гамлет рассказывает Горацио, как, отправившись в Англию, ночью взял пакет у провожатых, сорвал с него печати и прочёл в послании короля, что принц представляет опасность для Дании и Англии, поэтому должен по прибытии быть немедленно схвачен и убит. Гамлет сохранил это письмо и показал Горацио. Он переписал письмо, приказав в нём послов, его принесших, немедленно казнить. Печать отца была у принца с собой. А далее на корабль напали разбойники, о чём принц уже писал ранее.

Гамлет признаётся, что ему стыдно за ссору с Лаэртом. Несчастья Лаэрта сродни несчастьям самого Гамлета, и принц обещает помириться. Гамлет был лишь возмущён тем, что Лаэрт “наружу так громко выставлял свою печаль”.

Появляется Озрик и сообщает принцу, что король держит пари с Лаэртом, утверждая, что “Лаэрт в двенадцати схватках возьмёт верх над вами (Гамлетом) не более чем на три удара”. Гамлет соглашается. Он уверен, что не проиграет пари, так как постоянно тренировался с тех пор, как Лаэрт уехал во Францию. Но принц говорит, что у него на душе нехорошее предчувствие. Горацио просит отменить состязание, сославшись на недомогание, но Гамлет отказывается.

Входят король, королева, Лаэрт, свита и слуги. Гамлет просит прощения у Лаэрта за вспышку гнева, ссылаясь на свою болезнь. Лаэрт говорит, что прощает Гамлета в глубине души. Но вызов Гамлет принимает.

Король просит подать бокалы, чтобы выпить в честь принца. В один из бокалов король обещает бросить жемчужину. Он предлагает Гамлету выпить вина, но тот отказывается. Начинается поединок.

Королева пьёт за успех Гамлета отравленное вино. Король лишь успел вскрикнуть: “Не пей вина, Гертруда!” В это время Лаэрт подменяет рапиру. Он ранит Гамлета. Затем в схватке они меняются рапирами и уже Гамлет ранит Лаэрта. Король просит их разнять, но в это время падает отравленная королева. Король говорит, что с королевой обморок от вида крови. Королева восклицает, что она отравлена и умирает. Гамлет требует найти виновника. Лаэрт говорит, что это король во всем виноват, что рапира отравлена и что он умирает. Гамлет закалывает отравленной рапирой короля. Король зовёт на помощь, а Гамлет вливает ему отравленное вино вместе с жемчужиной. Король умирает. Лаэрт тоже умирает. Гамлет, умирая, просит Горацио рассказать правду всем. Горацио говорит, что выпьет тоже яд. Принц просит его этого не делать и поведать Дании обо всём, что знает.

Гамлет умирает. В это время входят Фортинбрас и английские послы с барабанным боем, знамёнами и свитой. Английский посол сообщает, что приказ короля исполнен и Розенкранц с Гильдерстеном убиты. Горацио говорит, что всенародно расскажет о случившемся.

Фортинбрас: Не в добрый час мне выпадает счастье.

На этот край есть право у меня.

Я предъявлю его.

Горацио подтверждает, что Гамлет перед смертью выбрал Фортинбраса в качестве правителя.

Похоронный марш. Все уходят, унося трупы, после чего раздаётся пушечный залп.

Источник (в сокращении): Н.В. Смолякова. Зарубежная литература - М. "Издат-школа 2000"