Дизайн в стиле готика. Готический стиль в интерьере — характерные черты и особенности оформления (37 реальных фото)

Интерьеры в исторических стилях всегда привлекают внимание. Комната в готическом стиле – замечательное подтверждение того, что изящная и величественная готика может органично воплощаться в дизайне помещений современной квартиры. Для этого, конечно, следует придерживаться некоторых рекомендаций. Но сначала рассмотрим особенности готического стиля.

Готический стиль в интерьере - это изящные и благородные материалы и мебель, стремящиеся к потолку

Собор Парижской Богоматери - это прекрасный образец готического архитектурного стиля

Готика – великое достижение западноевропейской архитектуры. Этот стиль возник в XII веке во Франции. Самое знаменитое архитектурное строение в готическом стиле – прекрасный Собор Парижской Богоматери. Эталонами чистейшей готики признаны также соборы в Шартре и Реймсе. Для этих величественных зданий характерны:

  • визуальная «легкость» сооружения, достигаемая с помощью стрельчатых арок, взмывающих ввысь шпилей и других ухищрений;
  • вертикальность композиции;
  • ребристые своды;
  • сложная каркасная система опор;
  • окна в арочном стиле и цветные витражи;
  • ажурные шатры и порталы;
  • мощные колонны как опорные элементы конструкции;
  • пронизанное светом внутреннее пространство;
  • выразительность декоративных элементов;
  • общая пропорциональность и гармоничность.

Арочные окна с витражами - атрибут готического стиля в интерьере

Сводчатый потолок характерен для гостиной в готическом стиле

В комнате в готическом стиле преобладают ажурные элементы и принт

Поздний период развития стиля называют еще «пламенеющей» готикой: за схожую с пламенем устремленность вверх, динамичность и пластичность форм.

Все формы в гостиной в готическом стиле стремятся вверх

В Средние века в готическом стиле строились в основном соборы – центры религиозной жизни любого города Западной Европы. В эпоху готики соборы стали символами созданной богом Вселенной, ее гармоничного устройства. Общую «симфонию» воплощал и характерный для этого архитектурного стиля синтез всех искусств: зодчества, скульптуры, театра, музыки, живописи, декоративно-прикладного.

Стены в гостиной в готическом стиле могут дополняться фресками

Постепенно готический стиль стал универсальным и проник во многие сферы жизни, в том числе и в убранство дома, воплотился в предметах интерьера и декора.

Особенно интересно готика представлена в мебельном искусстве. Этому способствовало изобретение лесопилок, возможность изготавливать предметы мебели не из толстых бревен, а тонких досок. Для мебели в готическом стиле характерно:

  • обилие декоративных деталей: шпилей, башенок, скульптурных фигур, «готических роз»;
  • ажурная резьба;
  • кованые элементы.

Для гостиной в готическом стиле характерно обилие изящных аксессуаров

Кованые резные элементы отлично дополняют интерьер в готическом стиле

В целом готическая мебель основательна и по-своему красива. Строения и убранство дома в готическом стиле в значительной степени изменили картину мира средневекового человека, подчинив ее алгебре и геометрии божественного замысла. Кризис готики связан с утверждением «нового сладостного стиля» Данте и других творцов Ренессанса.

Мебель в готическом стиле массивная и основательная, но одновременно изящная

Готический стиль в дизайне интерьеров

Стиль готика остается востребованным и в наши дни. Сейчас его выбирают не только ценители средневековой эстетики, но и последователи сверхпопулярной еще недавно «готической» субкультуры. Поэтому при выборе стиля интерьера необходимо уточнить: будет ли выполнен дизайн интерьера в духе молодежного течения или стилизован под средневековую готику.

Интерьер комнаты в стиле готической субкультуры сочетает в себе атмосферу загробной жизни и средневековую готику

Комната в готическом стиле, созданная для любителя старины, должна содержать следующие элементы убранства:

  1. Арочные оконные и дверные проемы.
  2. Цветные витражи. Изготовление таких витражей самостоятельно довольно хлопотно и трудоемко. Покупать дорого. Совет: использовать клеящуюся пленку, имитирующую стеклянный витраж.
  3. Камин, украшенный резьбой и облицованный камнем. Если обустроить настоящий камин не получается, возможна установка фальш-камина.
  4. Тяжелый и плотный текстиль, ковровые покрытия.

Оживят готический интерьер цветные витражи

Камин в готическом стиле можно красиво украсить резьбой и шпилями

Для создания интерьера в готическом стиле подойдут плотные портьеры

Отделка комнаты в готическом стиле

Выполнение интерьера в стиле готика требует особой тщательности и немалых финансовых затрат.

Важно! Готическая комната должна быть очень просторной. Только в таком случае можно прочувствовать великолепие и изящество этого стиля.

Готический стиль подходит для просторных комнат

Готика не терпит пластика и других искусственных материалов. При отделке комнаты в этом стиле необходимо использовать только натуральные, природные материалы:

  • дерево;
  • металл;
  • натуральные ткани;
  • мрамор;
  • природный камень.

Готический стиль включает использование натуральных материалов и камня

В дизайне интерьера готической комнаты при отделке потолка часто остаются неприкрытыми потолочные балки и перекрытия. Также потолок украшают ажурными росписями и скульптурными элементами. Люстра должна быть массивной и металлической.

Массивная люстра в готическом стиле

При отделке пола можно использовать три варианта:

  • покрыть пол керамической плиткой или камнем;
  • застелить коврами;
  • сделать пол деревянным.

В интерьере готического стиля на пол можно положить ковры, а стены украсить средневековыми аксессуарами

Стены могут быть расписаны жанровыми сценами из жизни рыцарей и прекрасных дам. Также уместны сюжеты с драконами, единорогами и другими чудесными существами из средневековых бестиариев. Интересное решение – «рыбьи кости» – рельефные ребра, выходящие из стены и смыкающиеся под потолком. Это создает высокий и стрельчатый купол.

Стрельчатый потолок активно используется в готическом стиле

Цветовое решение помещений в стиле готика

Комната в готическом стиле не обязательно должна быть мрачной. Этому стилю не повезло дважды. В первый раз, когда гуманисты эпохи Возрождения провозгласили готику варварским стилем, присущим для полудикого кочевого народа – готов. Во второй – когда с ним стала ассоциироваться угрюмая эстетика других готов – представителей современной субкультуры.

Впрочем, можно вспомнить и начало XIX века – период расцвета жанра готического романа, полного жутких и мистических тайн. Главные герои такой «готики» – вампиры, оборотни и другие Франкенштейны.

Для оформления готического интерьера подходят глубокие, благородные и темные оттенки

Исторический готический стиль более гармоничен, хотя экзальтация и экспрессия характерны (особенно в поздний период) и для него.

Совет! Специфичные для готики темные тона при равновесном чередовании с более светлыми оттенками способны создать атмосферу романтической загадочности, но никак не однозначной мрачности и суровости.

Мрачноватый готический стиль можно чередовать с натуральными и даже светлыми оттенками

Комната в готическом стиле может быть выполнена с использованием следующих цветов и оттенков:

  • пурпурного;
  • фиолетового;
  • вишневого;
  • рубинового;
  • темно-коричневого;
  • синего;
  • темно-зеленого;
  • золотого;
  • ярко-красного;
  • кремового;
  • бежевого;
  • песочного;
  • оранжевого;
  • молочного;
  • серебристого.

Значительно оживляют интерьер яркие и красочные витражи в оконных и дверных проемах, наполняющие комнату светом и энергией.

Предметы интерьера и декора в готической комнате

Большую роль в формировании образа комнаты в готическом стиле играют правильно подобранные предметы интерьера и аксессуары. Мебель должна быть деревянной и массивной, богато украшенной резьбой и с коваными элементами - ножками или спинками. Виды мебели:

  • стулья с высокими спинками;
  • столы с мраморной отделкой;
  • сундуки;
  • буфеты;
  • двустворчатые шкафы;
  • скамьи;
  • кровати с балдахинами.

Мебель в готическом стиле украшена красивой резьбой

Среди других предметов и аксессуаров следует назвать:

  • зеркала и картины в массивных рамах;
  • кованые изделия;
  • высокие подсвечники;
  • камин;
  • подвесные светильники;
  • скульптуры.

Зеркала в готическом стиле - массивные конструкции, оформленные ковкой или резьбой

Готический стиль считается «высоким», поэтому интерьер украшают скульптурой и картинами

Окна декорируются плотными и тяжелыми шторами, закрепленными на деревянных или металлических карнизах. Хорошим аутентичным элементом в интерьере будет гобелен с сюжетами из средневековой жизни.

Обратите внимание! Помимо витражей в создании таинственной атмосферы в помещениях в стиле готика большую роль играет мерцание свечей, отблески огня в камине, игра теней и света.

Для формирования готического интерьера можно использовать свечи, что придаст старины помещению

Готический стиль в интерьере позволяет создавать необычные и выразительные образы, полные загадок и тайн. Этот стиль несомненно порадует романтиков и мистиков, любителей путешествий во времени и пространстве.

Мне нравится

Как правило, исходя из собственного мировоззрения, мы и формируем стили интерьеров собственного жилья. Готический стиль в интерьере – несравним ни с чем.

Он оригинален и неповторим, отдает предпочтение темным цветам, преобладающим среди которых является черный, фиолет или бордо. Также бывают и салатовые, розовые, белые, но уже реже. Конечно же, исключительно те люди, которые без ума от готики и ее культуры, предпочтут оформлять интерьер в данном стиле. Здесь не обойтись без неповторимости и мрачности, романтизма.

А самое главное, что стиль можно воплотить лишь в крупных размерах квартире или загородном доме! Предпочтительно, чтобы еще и высоченные потолки были, но это совсем не обязательно.

Используемые материалы

Несмотря на давнее зарождение стиля, понятие его относительно молодое. Основные материалы – камень, дерево, которые обработаны грубым способом. На самом деле, натуральные материалы применять мало кто будет. Ведь в таком случае необходимо будет возводить целый замок средневековья. В наше время это не самый удачный вариант на сегодня. Используя предпочитаемые материалы, результат получится самый непревзойденный.

Освещение в готическом стиле

Поскольку стиль готики актуален, этого стиля светильники прекрасны для создания средневековой атмосферы. Поскольку спрос на них относительно невелик, их выпускают не слишком в больших количествах, а иногда и вовсе, лишь единичные экземпляры. А это обеспечивает возможность создания индивидуального интерьера, в котором подчеркнута индивидуальность и неповторимость. В то же время, если выбранный светильник сделан для оформления квартиры в готическом стиле, это совсем не означает, что в иных стилях его использовать нельзя. В таких случаях, как правило, рассматривают индивидуальные подходы.

Кроме того, следует уделить внимание освещению, а также подсветке и эффектам, благодаря которым получается создать особую таинственность и загадочность, присущие стилю. Такие светильники способны создать в интерьере уют и комфорт.

Оформление окон и арочных проемов

Наверняка Вы видели различные картинки и фото готического стиля в интерьере, где очень хорошо видно, как окна и арки стремятся вверх. В качестве декора можно использовать ажурные башни, орнаменты, характерные готике. С иными стилями данный сочетать недопустимо вовсе. Здесь величественная и изящная атмосфера. Окна украшают при помощи орнаментов, витражей. Окнам и аркам следует уделить немало внимания, поскольку они привлекают много внимания к себе. Здесь также важно понимать, что стиль средневековья должен быть максимально приближенным в интерьере, при этом Вы будете использовать современные материалы и предметы.

Выбор мебели

Для полной завершенности и гармоничности мебель нужно выбирать с особой внимательностью. Здесь будет вполне уместен буфет на высоких ножках, двустворчатый шкафчик с 6-стью филенками и высокими спинками. Все должно быть из натурального дерева, украшено оригинальной резьбой. К тому же, предметы мебели должны быть массивными и изысканными. Интерьер хоть и будет грубоватым, но и в то же время, изысканным.

Оформляем потолок

Особенность потолка в готическом стиле — во влечении вверх. Да, просто прекрасно, если данный фактор можно учесть еще на стадии проектирования здания. Но если жилье уже готово, а потолки в нем все же, не слишком высоки, помогут визуально их поднять сводные эффекты, лепнина, открытые стропила открытого типа.

Декор готического жилья

Для этого можно применять мифические скульптуры, львы, разнообразные виды драпировок, картины, рыцарские доспехи.

Несмотря на ретро-восприятие готического стиля, на самом деле он относится к современным. Все, что кажется старинным и древним, создается так специально, для видимости. Да и к тому же, для поклонников готики, важно понимать, что оформляя интерьер в этом стиле, следует учитывать очень много нюансов!

37 реальных фото




На смену романскому искусству и сложившемуся стилю пришло искусство готическое (готика ; от итал. gotico - готский, по названию германского племени готов). Термин готика как синоним варварства был впервые применён людьми Возрождения для характеристики средневекового искусства (в противовес римскому искусству), которое не следовало традициям и стилевым особенностям античности и потому не представляло интереса для современников.

Повышенные экзальтация и интерес к чувствам отличают это искусство от романского. Между романским и готическим стилем трудно провести хронологическую границу.

Расцвет романского стиля, который приходится на XII в., одновременно послужил толчком для возникновения другого стиля с иными характерными эстетическими идеалами и принципами сложения форм. В истории искусств принято выделять раннюю, зрелую (высокую) и позднюю (так называемую пламенеющую) готику. Высокая готика достигла своих вершин в XIII в., поздняя - в XIV-XV вв. Готическое искусство, развиваясь в странах, где господствовала христианская церковь, оставалось преимущественно культовым по назначению и религиозным по тематике. Для него характерны символико-аллегорический тип мышления и условность художественного языка. От романского стиля готика унаследовала главенство архитектуры в системе искусств и традиционные типы зданий. Особое место в искусстве готики занимал собор - высший образец синтеза архитектуры, скульптуры и живописи.

Готический стиль в архитектуре

Собор в Страсбурге. Конец XII-XV вв. Франция - Strasbourg Cathedral Собор в Кёльне. Начало строительства в 1248 г., завершён в 1842-1880 гг. Германия - Cologne Cathedral Собор в Реймсе, западный фасад. Начало строительства в 1211 г., завершён в XV в. Собор Парижской Богоматери, западный фасад. 1163 г.-сер. XIV в. Франция - Notre Dame Cathedral Собор в Солсбери, стрельчатые арки. Англия - Salisbury Cathedral Эксетерский собор. 1112 г.-1400 г. Англия - Cathedral Church of St. Peter in Exeter Линкольнский собор Девы Марии. 1185 г.-1311 г. Англия - The Cathedral Church of the Blessed Virgin Mary of Lincoln Собор в Шартре, северный портал. Начало строительства в 1194 г., освящён в 1260 г. Франция - Chartres Cathedral …западный (королевский) портал, закончен в 1150 г. Скульптуры являются видимым переходом с романского стиля на готический

Гигантское пространство собора, устремлённого ввысь, подчинение скульптуры ритмам архитектурных членений, каменная резьба декоративных украшений, живопись витражей оказывали сильное эмоциональное воздействие на верующих.

Городские архитектурные ансамбли включали культовые и светские здания, укрепления, мосты и др. Главная городская площадь часто обстраивалась жилыми домами с аркадами, в нижних этажах которых располагались торговые и складские помещения. Вдоль расходящихся от площади улиц и вдоль набережных строились двух- и трёхэтажные дома часто с высокими фронтонами.

Города окружались мощными стенами с проездными башнями. Замки постепенно превращались в сложные комплексы крепостей, дворцовых и культурных сооружений.

Обычно в центре города сооружался собор, который являлся культурным центром всего города. В нём проводились богослужения, устраивались богословские диспуты, разыгрывались мистерии, проходили собрания горожан. В ту эпоху строительство осуществлялось не только церковью, но и общиной через профессиональные цехи ремесленников.

Самые значительные сооружения и, прежде всего, соборы, возводились на средства горожан. Часто над созданием одного храма трудились многие поколения. Грандиозные готические соборы резко отличались от монастырских церквей романского стиля. Они высоки, обильно декорированы и очень вместительны.

Динамичность и живописность соборов начали определять характер городского пейзажа. Вслед за собором устремились ввысь и городские дома. Вся композиция собора с учащающейся снизу вверх ритмикой всех его основных элементов была порождена религиозным, идеалистическим устремлением души к небу. Готический собор развивал базиликальный тип постройки, в которой все её элементы стали подчиняться единой стилевой системе. Главное отличие готического собора от романского - это устойчивая каркасная система, в которой основную роль выполняют крестово-рёберные стрельчатые своды, выложенные из камня, и арки стрельчатой формы, во многом определяющие внутренний и внешний облик собора.

Каркасные арки, образующиеся на пересечении крестовых сводов, так называемые нервюры (от фр. nervure - ребро, складка) в зрелой готике связывали между собой опоры пролётов центрального и боковых нефов, где на каждый прямоугольный в плане пролёт главного нефа приходились по два квадратных пролёта боковых нефов.

Формы архитектуры стали выражать христианскую идею духовности, вознесения, устремления ввысь, к небу. Особенность готического стиля - дематериализация формы. Конструкция и свойства материала больше не определяют зрительный образ. Входя в храм, человек видел ряд тонких, уходящих вверх колонн, которые завершались пучком ещё более тонких рёбер сводов (нервюр) как бы парящих в высоте. На самом деле эти огромного веса своды давили на специальные столбы-опоры, скрытые в пучке тонких колонн. Боковой распор сводов главного нефа гасился не стенами, которые представляли собой сплошное каменное кружево, а через аркбутаны массивными столбами-контрфорсами, вынесенными наружу и подпиравшими каркас зданиями и потому невидимыми для человека, находящегося внутри собора. Здесь зрительный образ не совпадал с работой реальной конструкции. Если конструкция работала на сжатие, то зрительный образ выражал идею вознесения, устремления души к небу.

Сложная каркасная конструкция готического собора, высшего проявления архитектурно-строительного искусства того времени, позволила преодолеть массивность романских построек, облегчить стены и своды, обеспечить единство и взаимосвязь всех элементов его предметно-пространственной среды.

Готика зародилась в северной части Франции (Иль-де-Франс) в середине XII в., достигла расцвета в первой половине XIII в. и просуществовала до середины 20-х гг. XVI в. Каменные готические соборы получили во Франции свою классическую форму. Как правило, это 3-5-нефные базилики с поперечным нефом-трансептом и полукруговым обходом хора (деамбула-торием), к которому примыкают радиальные капеллы (венец капелл). Впечатление движения ввысь и к алтарю создается рядами стройных колонн и взлетом остроконечных стрельчатых арок, убыстренным ритмом аркад верхней галереи (трифория). Живописность внутреннего пространства собора задаётся в первую очередь благодаря контрасту освещённости главного и полутёмных боковых нефов и цветных витражей окон.

Фасады соборов украшаются стрельчатыми арками и такими композиционными и образно-пластическими элементами архитектурного декора как узорный вимперг, фиал, крабб и т.д. Статуи на консолях перед колонками порталов и в верхней арочной галерее, рельефы на капителях колонн, цоколях и тимпанах порталов образуют своеобразную многосюжетную картину, которая как бы показывает различные эпизоды Священного писания, аллегорические образы, реальных персонажей и т.д.

На главных площадях городов начинают строиться ратуши, которые обычно украшаются. Замки переделываются во дворцы (например, папский дворец в Авиньоне, 1334-1352 гг.). В XV в. возник тип богатого городского дома-особняка, т.н. отеля (например, отель Жака Кёрра в Бурже, 1453 г., отель Клюни в Париже, конец XIV в., и др.).

В это время происходит обогащение и усложнение синтеза искусств, наметившееся ещё в романику, в которых отразилось средневековое представление о реальном и загробном мире. Основным видом изобразительного искусства была скульптура, получившая в готическом стиле новую пластическую трактовку. Статичная романская скульптура сменилась на динамичную готическую, где изображаемые фигуры как бы обращаются друг к другу и к зрителю.

Зрелая готика отмечена дальнейшим нарастанием ветрикализма линий, динамической устремленностью ввысь. Реймский собор - место коронования французских королей - одно из самых цельных произведений готики, замечательный синтез архитектуры и скульптуры.

Важное место в готическом искусстве, в том числе и скульптуре, начинает занимать сюжет. Усиливается роль светских сюжетов, но самым распространённым сюжетом в готике остался Страшный суд. Иконографические сюжеты начинают постепенно расширяться. Интерес к человеку, к его духовной и мирской жизни нашел выражение в изображении сцен из жизни святых. Выдающимся примером изображения легенд о святых является датируемый последней четвертью XIII в. тимпан История святого Стефана на портале собора Парижской богоматери.

Включение реальных мотивов характерно и для множества небольших рельефов. Как и в романских храмах, большое место в готических соборах занимают изображения чудовищ и фантастических существ - так называемых химер.

Считается, что первое произведение готической архитектуры появилось в процессе перестройки церкви аббатства Сен-Дени в 1137-1144 гг. К ранней готике относятся также соборы в Лани, Шартре и Париже. Величайшее достижение ранней готики - собор Парижской богоматери (собор Нотр-Дам-де-Пари), заложенный в 1163 г., достраивался до середины XIV в. Собор в Шартре, заложенный в XII в. и освященный в 1260 г., остается одним из красивейших в Европе.

Совершенством архитектурной композиции, богатством скульптурного и живописного декора отличаются грандиозные соборы зрелой готики в Реймсе (1211 г.-XV в.) - самом крупном соборе Франции (длиной 150 м с высотой башен 80 м) и в Амьене (1220-1269 гг.), где собор имеет длину 145 м и высоту главного нефа 42,5 м, а также церковь Сент-Шапель в Париже (1243-1248 гг.), построенная в качестве королевской дворцовой капеллы, с её многочисленными витражами. Примерно с середины XIII-XIV вв. величественные готические соборы строились в других европейских странах: в Италии (в Венеции, Сиене, Милане), Германии (в Марбурге, Наумбурге, Ульме, Кёльне), Англии (в Лондоне, Солсбери), Испании (в Барселоне, Бургосе, Лоне, Толедо), Австрии (в Вене), Фландрии (в Брюсселе), Чехии (в Праге) и др., где готика получила своеобразную местную интерпретацию. В результате крестовых походов с готическими строительными принципами познакомились зодчие Родоса, Кипра и Сирии.

В готическую эпоху были созданы подлинные шедевры скульптуры: рельефы и статуи северного портала собора в Шартре, глубоко человечный образ благословляющего Христа на западном фасаде собора в Амьене, образы группы Посещение Марией Елизаветы на западном портале собора в Реймсе. Эти произведения оказали большое влияние на развитие всей западноевропейской скульптуры.

Скульптуру соборов в Германии (в Бамберге, Магдебурге, Наумбурге) отличают экспрессия, жизненная конкретность и монументальность образов. Храмы украшались рельефами, статуями, витражами, растительным орнаментом, изображениями фантастических животных. В декоре храмов, помимо религиозных, было уже много и светских мотивов.

В готической живописи главным элементом цветового оформления интерьера стал витраж. Особенно выделяются витражи часовни Сент-Шапель и собора в Шартре. Фресковая живопись, в которую, наряду с каноническими сценами, включались светские сюжеты и портреты, украшала стены дворцов и замков (росписи папского дворца в Авиньоне). В готической миниатюре усилилось стремление к достоверному воспроизведению натуры, расширился круг иллюстрируемых рукописей, обогатилась их тематика. Под влиянием нидерландского и итальянского искусства появились станковые картины и портреты.

Стиль французской готики проявился, помимо соборов, в создании удобных и, вместе с тем, торжественных зданий, дворцов королей и высшей знати, изящно декорированных городских частных домов. Например, в замках Амбуаз (1492-1498 гг.), в Гайоне (1501-1510 гг.), во дворце правосудия в Руане (1499-сер.XVI в.) и др.

В поздней (пламенеющей) готике, особенно во Франции, получили распространение скульптурные алтари в интерьерах, объединяющие деревянную раскрашенную и позолоченную скульптуру и темперную живопись на деревянных досках. К лучшим образцам французского готического искусства принадлежат мелкая скульптура из слоновой кости, серебряные реликварии, лиможская эмаль, шпалеры и резная мебель. Для поздней готики характерен обильный декор, скрывающий архитектурные членения, появление искривленных линий, прихотливый, напоминающий языки пламени, узор оконных проёмов (церковь Сен-Маклу в Руане, 1434-1470 гг., окончание строительства затянулось до 1580-х гг.). В миниатюрах наметилось стремление к передаче пространства и объёма. Увеличивается количество сооружаемых светских построек (городские ворота, ратуши, цеховые и складские здания и др.).

Мебель готического стиля

Интерьеры ранней готики ещё достаточно скромны, а их элементы ещё несут следы романики. Для этого времени характерны дощатые или кафельные полы, покрытые коврами. Стены облицовываются дощатыми панелями, украшаются яркой стенной росписью или коврами. Окна застекляются, но занавесей ещё нет. Картины для украшения помещений используются редко, вместо них выполняется настенная живопись и гравюры по дереву, потолки делаются, как правило, деревянными, балочной конструкции с открытыми наружу стропилами, правда, хорошо декорированными. Существуют и подшивные потолки, облицованные гладкими досками или расчлененные частыми рейками и украшенные декоративной росписью. В таких странах как Франция и Англия центром интерьера был камин, весьма обильно декорированный. В Германии уже с середины XV в. большую роль в интерьере начинают играть кафельные печи. Все предметы обстановки имеют тяжёлые пропорции, излишний запас материала, неуклюжи и обычно расставляются вдоль стен. Поначалу почти каждое мебельное (и не только) изделие ранней готики имеет церковное происхождение. Позднее, с развитием технологии мебельного дела, была создана отлично выполненная церковная мебель для ризниц, клироса и др., которая сильно повлияла на дальнейшее развитие мебели городских жилищ. Этому способствовало введение в конструкцию мебельных объектов техники рамочно-филёночной вязки дерева и почти всех других столярных приёмов соединения деталей, а также изобретение двуручной пилы, забытых со времен античности. Пила была вновь изобретена лишь в начале XIV в. в Германии и с этого времени появилась возможность вместо тесаных толстых, грубо обработанных топором досок получать тонкие и ровные пиленые. Уже к началу XV в. были выработаны все известные нам приёмы ящичной угловой вязки досок.

Постепенно дома средневековой аристократии всё больше украшаются, особенно это заметно по интерьерам приёмных залов и комнат для гостей, обставленных хорошо декорированной мебелью. Жилые дома богатых горожан следуют примеру знати, однако сохраняют определенную сдержанность и простоту декоративного оформления и обстановки. Всё оформление соответствует архитектурному декору каменных зданий, особенно храмовых построек. Только к XV в., в период пламенеющей готики, когда готическая архитектура начинает особенно активно насыщаться скульптурным декором, готический орнамент стал обильно украшать ранее сложившиеся устойчивые мебельные формы, в которых появились конструктивные приёмы, связанные со строительными принципами готической архитектуры. Кроме заимствованных архитектурных форм переплётов окон, порталов, островерхих башенок с фиалами (шпилей), колонок, стрельчатых сводов, ниш и др. мебель украшается также по каркасу и филёнкам резным орнаментом, в котором можно выделить четыре основные типа. Это ажурный геометрический орнамент, растительный (лиственный) орнамент, орнамент ленточного плетения и орнамент т.н. льняных складок или салфеток. Кроме того, в позднюю готику мебель, помимо резьбы, украшается росписью, позолотой и обильно декорированными металлическими частями оковок, замков, петель, уключин, а также скульптурными изображениями человеческих лиц и фигур.

В основе готического ажурного геометрического орнамента лежат простые геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат, которые легко вычерчиваются с помощью линейки и циркуля. Ажурный орнамент представляет т.н. масверк (от нем. maßwerk - буквально работа по нанесённым размерам) в виде сложного пересечения частей окружности и прямых линий, в результате чего получается сложный узор со стрельчатыми арками и переплетениями, напоминающими нервюры готических конструкций.

Аналогичным образом строились знаменитый готический трилистник, розетка, квадрифолий, рисунок центрального окна собора - большая роза. Орнамент масверка в позднюю готику был весьма распространён по всей Европе и в Англии. Таким орнаментом украшались, как правило, стенки сундуков, дверцы шкафов, спинки кресел. Масверк выполняется приёмами углублённой резьбы, когда фон относительно орнамента углубляется, благодаря чему элементы орнамента тонко профилируются, очертания их сглаживаются и округляются. Это немного напоминает рельефную резьбу, хотя рельеф здесь режется целиком в плоскости доски (филёнки), не поднимаясь выше её поверхности. Растительный орнамент выполняется в виде стилизованных острых листьев и завитков, постепенно приобретая натуралистические формы.

Начиная с конца XV в. на филёнках особенно часто встречается плоский орнамент в виде уложенного двухсторонними байтовыми складками куска пергамента или полотна с узорными краями. Орнамент выполняется плоским рельефом. Этот тип орнамента встречается в большом количестве на мебельных объектах Франции, Германии и Англии. Особенно широко он использовался на платяных шкафах и сундуках, изготовлявшихся в Кёльне и Генте.

Готическая мебель на севере и западе Европы (во Франции, Нидерландах, северо-западной Германии и Англии) изготавливалась преимущественно из дуба, на юге и востоке (в Тироле, Швейцарии, Австрии, Венгрии) использовалась древесина сосны и ели, а также лиственница и можжевельник.

Основной вид мебели для хранения вещей, а также сидения и лежания в домах знати и простых горожан - сундук, из форм которого со временем образовались такие новые типы мебельных объектов как кресло-сундук, поставец (дрессуар), креденца и буфет. По размерам готические сундуки шире и выше итальянских сундуков-кассоне эпохи Возрождения. Как правило, сундуки имеют накладные железные петли, с помощью которых крепилась крышка. Эти петли, также как и большие накладные железные замки с ажурным орнаментом, являются элементами декорировки сундука.

С XV в. боковые стенки сундуков покрывает богатая резьба в виде орнамента масверк, растительного орнамента, каменных переплётов готических окон и других архитектурных элементов декорировки зданий. Передняя стенка также обильно украшается, специальное место отводится для герба владельца сундука и узорного, хорошо прочеканенного замка. Иногда, кроме архитектурных мотивов, выполняются целые скульптурные сцены на религиозные и мирские темы. В окончательной отделке сундука участвуют также живописец и позолотчик.

В средневековых домах, независимо от статуса владельца, было холодно и даже сыро, поэтому мебель приходилось поднимать над уровнем пола. Поэтому некоторые сундуки имели не только массивный по форме и сильно профилированный цоколь, но и делались с ножками, являвшимися продолжением боковых стоек каркаса или плоских боковых стенок с фигурным вырезом внизу. На юге Германии получили распространение сосновые сундуки с гравировкой и росписью цветами. Такой декор дополнялся прорезным орнаментом на раскрашенном фоне. Ажурный узор, несомненно, происходит от углублённой резьбы, но процесс его создания менее трудоёмок. С появлением тонких пиленых досок стали применяться сквозные орнаменты, накладывавшиеся на основную окрашенную доску, составлявшую фон. При значительно меньшей затрате труда создавалось то же впечатление декора в двух плоскостях. Приём этот получил весьма широкое распространение и надолго задержался не только в немецком, но и в швейцарском народном искусстве.

Характерными для готики типами ёмкостей были, помимо сундуков, поставцы (дрессуары). Прототипом такого шкафа является сундук, поставленный на четыре высокие ножки, которые внизу соединялись горизонтальной рамой, верхняя часть которой зашивалась доской. Благодаря этому получалась нижняя, у самого пола, полка. Впоследствии ножки шкафа с трёх сторон (с задней и двух боковых) также наглухо начали зашиваться досками - получалась своеобразная ниша. Верхняя часть поставца имела полки, которые закрывались распашными или откидными дверками.

Такие поставцы предназначали, как правило, для хранения посуды и напитков. В верхнем отделении размещали наиболее ценную металлическую, в том числе серебряную, и стеклянную посуду, а на нижней полке, находящейся в цокольной части, начищенную медную посуду. Поставец был заимствован из церковного обихода, где являлся чисто алтарной мебелью, и лишь затем проник в мирскую жизнь. Такие ёмкости там назывались креденцей, иногда имели форму высокого сундука с горизонтальной верхней поверхностью. И только с течением времени такой сундук был приподнят и поставлен на высокие ножки. В наиболее ранних французских поставцах верхние части выполнялись в виде прямоугольного ящика, дощатые стенки которого соединены простейшей ящичной вязкой. Задняя и две боковые стенки ящика продолжались до пола и соединялись для жёсткости и прочности внизу ещё одной плоскостью, благодаря чему поставец стоял высоко над полом. Две, а иногда и три, передние дверцы, выполненные из сплошных толстых досок, крепились на ажурных железных петлях. Сами дверцы украшались орнаментом, выполненным в приёмах углублённой резьбы. Сверху над поставцом делался дощатый навес для защиты от золы и копоти всё ещё дымивших каминов. Под навесом и на нижней плоскости расставлялась посуда.

В дальнейшем, с освоением рамочно-филёночной конструкции, поставцы начинают делать более сложной шестигранной формы, в которой явно прослеживается стремление мастеров облегчить пропорции, развить форму по вертикали, в том числе и за счёт верхних точеных декоративных элементов в виде фиал, или шпилей. В более поздних и обильно декорированных поставцах его боковые стенки опираются на тонкие витые колонки, которые в верхней части соединяются стрельчатыми арками. Передние три грани-стенки поставца имеют такие же арки, но без опор, заканчивающиеся повисающими в воздухе гирьками. Рёбра, образующиеся в месте пересечения граней стенок, украшаются резными островерхими готическими башенками, или фиалами. Стенки поставца составляются из нескольких рамок с филёнками. Рамки сильно профилированы с боков и сверху, что создает впечатление ниш, в которых глубоко помещены филёнки с резьбой на религиозные сюжеты. В других случаях филёнки заполнены или готическим растительным орнаментом, или масверком, или узором льняные складки, который будет весьма активно применяться наряду с орнаментами Ренессанса на мебельных объектах в XVI в.

В XV в. появляются большие и весьма громоздкие шкафы с двумя или четырьмя дверками (в виде двухъярусных шкафов), филёнки которых, как правило, украшены узором льняных складок.

Мебель для сидения постепенно становилась более разнообразной, однако всё ещё неохотно отделялась от стен, хотя часть такой мебели уже начинают свободно располагать в помещении. Длительное время скамьи и сундуки, пристроенные к стенам, оставались самой распространённой мебелью для сидения и лежания.

Сиденья табуретов и стульев приобретают разнообразные в плане формы - квадратную, круглую, прямоугольную, многогранную.

Характерной разновидностью готического кресла становится сундук, к которому была приделана очень высокая глухая спинка с глухими локотниками. Сиденье устраивалось обычно подъёмным, а спинка украшалась растительным орнаментом или масверком и завершалась ажурным готическим гребнем, фиалами, французскими лилиями и др. Передние и боковые филёнки ящика (сундука) такого кресла обрабатывались, как правило, льняными складками. Кресла ставились обычно около кровати и потому получили название прикроватных кресел. Они выполняли также роль домашнего клозета. Сиденье было дощатым, жёстким, нижний ящик мешал ногам при сидении, т.к. их нельзя было отвести назад, а резная вертикальная спинка не способствовала удобству сидящего человека. Эти кресла были весьма распространены во Франции, а в странах, лежащих к северу от нее, имели малое употребление.

Помимо кресел самое большое распространение имела такая мебель для сидения как табуреты, скамейки и стулья.

В бедных домах единственным видом сидений были, вероятно, табуреты, конструкция которых состояла из круглой или треугольной доски с тремя или четырьмя цилиндрическими или прямоугольными ножками. Изготавливались также табуреты более сложной формы с прямоугольным сиденьем, стоящим на боковых опорах, которые иногда украшались готическими стрельчатыми арками. Скамейки часто выполнялись в виде удлиненных табуретов с прямоугольным сидением для нескольких человек либо напоминали обычные сундуки, верхняя крышка которых была приспособлена для сидения. Такие скамейки имели высокую спинку и, как правило, ставились у стены. Существовали также скамейки с перекидной спинкой (с переметом), которые свободно размещались в помещении или устанавливались у камина. Известен также достаточно примитивный тип цилиндрического стула, который выполнялся на основе обычной бочки, к которой крепились несколько дополнительных деталей спинки. Использовались также и другие типы стульев, например, вращающийся стул (т.н. лютеранский), стулья (кресла) на трёх или четырёх ножках токарной работы, напоминающие места для сидения романской эпохи. Остальная мебель для сидения была намного совершеннее и лучше приспособлена для человека. Это были табуреты и стулья, выполненные на базе старинных Х-образных табуретов, стульев и курульных кресел. Такие места для сидения с перекрещивающимися опорными частями имеют старейшую родословную, ведя свое начало от Древнего Египта и античности.

Подобная мебель говорила о власти, которой обладал владелец стула или кресла, что подчёркивалось дополнительно специальным возвышением, на котором они стояли, а в некоторых случаях, ещё и балдахином.

Наиболее ранние из известных Х-образных табуретов могли складываться. Опорные части крепились перекладинами, верхние из которых стягивались ярко разукрашенными ремнями, образующими сиденье. В других случаях для того, чтобы получился стул, задняя опора делалась выше сиденья и превращалась в опору спинки. Дополнительное удобство такого стула достигалось с помощью войлочной обивки, подушки и скамеечки для ног.

Появившиеся в позднюю готику, особенно в Италии и Испании, Х-образные стулья и кресла лишь имитируют складную форму и представляют, по сути, уже мебель Возрождения, т.н. курульные кресла, в которых их боковые части возвышаются над сиденьем и являются своеобразными локотниками, соединенными иногда со спинкой. Такие кресла обильно украшались плоской резьбой, раскрашивались и золотились.

Со времен готики сохранилось крайне мало кроватей, в основном, из-за ветхости пышных драпировок. Кровати играли важную роль в выражении общественного статуса владельца, что видно, хотя бы, по сохранившимся многочисленным живописным произведениям той эпохи. В этот период парадные кровати в домах знатных вельмож считались одним из наиболее дорогих и престижных мебельных объектов и часто предназначались больше для показа, нежели для сна.

Подобно сундукам, кровати в странах Западной Европы необходимо было поднимать на возвышения для защиты от сквозняков и холодного сырого пола. Кровати в готическую эпоху, если они не были встроены в стену, имели полубалдахин, полный балдахин или большой, подобный шкафу, деревянный короб-навес, украшенный резьбой и росписью. Появились тёплые драпировки, которые можно было откреплять и упаковывать в сундуки во время переездов.

Конструкция готических столов подобна столам романского периода, правда, номенклатура их увеличилась. Самый характерный тип стола - это обеденный прямоугольный стол с сильно выступающей столешницей на двух дощатых прямоугольных боковых щитах-опорах. На этих щитах выполнялась плоская резьба с готическим орнаментом, а средняя часть имела проёмы, выполненные в виде одинарного или двойного готического храмового окна с его характерной формой, включая решётку переплета. Иногда в коробках подстолья делали глубокие выдвижные ящики. Боковые щиты внизу у пола стягивались специальным бруском или доской-проногой.

На основе такого типа стола впоследствии образовалась ранняя форма письменного стола с массивной поднимаемой столешницей, под которой в коробке подстолья было множество отделений и маленьких ящичков, а ниже располагалась скрытая от посторонних взглядов ёмкость. Такими типами столов, характерными, например, для Южной Германии и Швейцарии, пользовались торговцы и менялы вплоть до XVI в.

Традиционное ленточное переплетение или растительный готический орнамент, выполненный углублённой резьбой по дубу, заполняет собой столешницы этих столов. Дополнительный декоративный эффект достигается за счёт контраста этого широкого плоского резного орнамента, натёртого воском, и слегка заглублённого плоского фона. Боковые опорные щиты соединены горизонтальным бруском, наружные концы которого обычно запирались клиньями. Известны также столы, стоящие на четырёх косо поставленных ножках, соединенных проногами. Такие ножки, как правило, имели плоскую резьбу. В позднюю готику были известны и раздвижные столы. Начали появляться столы с прямоугольной и круглой столешницей, стоящие на одной центральной опоре. Столешницы столов начинают оклеивать шпоном. Известны попытки еще примитивной инкрустации.

Продолжали существовать заимствованные из романики столы в виде простого деревянного щита, который устанавливался на козлы или на две полые прямоугольные складывающиеся между собой рамы.

Готический стиль в мебели характеризуется значительными местными различиями. Наибольшим изяществом пропорций, украшений, а также соразмерностью частей отличалась французская мебель, для которой характерно большое количество типов сундуков, кресел с ящиками и высокими спинками, стульев, скамеек, поставцов, шкафов и др. Правда, в Северной Франции мебель находилась под сильным влиянием нидерландской мебели и имела весьма тяжёловесные формы, но была всё же прекрасно декорирована. Это влияние было обусловлено работой многих приезжих нидерландских резчиков по дереву. В других странах мебельная номенклатура была значительно беднее, и формы изделий отличались некоторым однообразием. Тем не менее, в Испании развитие мебельного искусства шло в русле французского направления готики, однако декор мебельных объектов, как, впрочем, и архитектуры, оказался под сильным влиянием арабо-мавританского стиля - своеобразного смешения геометрических мотивов, а также мотивов вьющихся растений с уже запутанными линиями ажурного орнамента поздней, пламенеющей, готики. Для испанской мебели характерна чрезвычайно сложная и богатая плоскостная отделка поверхности. К сожалению, кроме церковных скамей и стульев для клироса мы не знаем другой испанской мебели для сидения времени средневековья. В средневековой Испании процветала резьба по дереву, но применялись и другие виды декорировки. Например, сундуки обтягивали цветной или тисненой кожей, использовалась богатая металлическая (железная и бронзовая) фурнитура, мотивы сталактитов, выточенные бруски.

В готику мебельное искусство Германии и Нидерландов было развито весьма высоко и также имело много общего с искусством Франции. В художественном отношении и конструктивно мебель была прекрасно выполнена. Материалом служили твёрдые породы дерева. Мебель, как правило, имела рамочную конструкцию с тонкими филёнками. В качестве украшений применяли прекрасные резные растительные элементы, свободный ажурный и складчатый орнаменты. Типичными мебельными изделиями являются высокие двухстворчатые шкафы с четырьмя, шестью или даже с девятью филёнками, а также буфеты лесенкой с балдахином и на высоких ножках. Столярная работа выполнялась очень тщательно, с большой точностью. Резные работы отличались тонкостью и изяществом. В Северной Германии, на Рейне, использовали качественную готическую мебель с угловым соединением в шип. Большие шкафы по конструкции сходны с фламандскими. Заслуживает внимания высокий шкаф на ножках, украшенный складчатым орнаментом, а позднее - с растительным орнаментом на филёнках. Такие шкафы в большинстве случаев украшались декоративной ковкой. Изготавливались также типичные сундуки-скамьи. Южнонемецкий стиль бы распространён в Альпийских странах (Швейцарии, в Южной Баварии, Тироле, Верхней Австрии). Южнонемецкая мебель изготавливалась преимущественно из мягкой и полутвёрдой древесины, имела дощатую конструкцию и украшалась плоской резьбой.

Такая мебель была более разнообразной и по форме, и по декору, чем северная. Мебель украшалась ажурным орнаментом на растительные мотивы с завитками и лентами в технике плоской резьбы, выполненной на цветном основании и обогащённой фигурами животных и гербовыми щитами. Внутренние помещения имели деревянную обшивку с профилированными планками.

Такая технология убранства обстановки жилых помещений, включая мебель, неглубоким плоским резным орнаментом (Flachschnitt) с окраской, как правило, в красный и зелёный цвета, получила название тирольской плотницкой готики (Tiroler Zimmergotik). Прекрасная готическая мебель сохранилась в тирольских замках. Это различные типы столов, кровати с балдахинами, украшенные богатой резьбой, сундуки, стулья, скамьи, встроенные в стену узкие шкафы для умывальных принадлежностей и другие мебельные объекты. Здесь мы видим первые попытки фанеровки и примитивной инкрустации.

Южное направление готики захватило и Верхнюю Венгрию, где изготавливали прекрасную мебель. До нас дошли, прежде всего, предметы церковной обстановки: стулья для клироса, библиотеки, столы и т.д., имеющие простые формы, плоскую ажурную резьбу, роспись и позолоту.

Готический стиль на итальянскую архитектуру и мебельное искусство оказал весьма поверхностное влияние, что можно объяснить различиями условий жизни и климата.

В Италии, где по-прежнему чрезвычайно сильным было влияние античных традиций, готический стиль считался варварским; уже в самом названии его нашло выражение пренебрежения к чуждому по духу искусству северных стран. Готический стиль в Италии принёс свою орнаментику, но все острые готические углы были притуплены. Плоская резьба южнонемецкой мебели повлияла на орнаментику североитальянских шкафов. В XV в. в Венеции и Вероне деревянные сундуки украшались прекрасной ажурной резьбой с розетками и готическим лиственным орнаментом. Сундуки из Центральной Италии (Тосканы и Сиены, ок. 1400 г.) имели фигурную лепнину, которая расписывалась и покрывалась позолотой (стукко).

Готический стиль в Англии держался весьма значительное время. Принято разделять английскую готику на три периода: раннюю готику (1189-1307 гг.), декоративную готику (1307-1377 гг.) и позднюю, т.н. вертикальную, прямолинейную готику (1377-1590 гг.). Это как раз то время, когда в Италии уже было в полном расцвете Возрождение, а Англия ещё переживала готику третьего периода, которую англичане называют перпендикулярным стилем, получившем такое название из-за преобладания вертикальных прямолинейных линий конструктивных и декоративных элементов. В это время было принято зашивать стены помещений деревянными панелями рамочно-филёнчатой конструкции. Филёнки украшались резным орнаментом. Резьбой декорировались также внутренние деревянные перекрытия помещений. В ранний период английской готики мебель тяжеловесна, профили её просты и грубы. Основной декоративный элемент - складчатый орнамент. Позже в членениях мебели начинает ощущаться влияние архитектуры.

Английская мебель даже поздней готики отличается простотой конструкции и малым количеством украшений.

Главным мебельным универсальным объектом продолжает оставаться сундук. Как и по всей Западной Европе, каркас сундука состоит из толстых брусков, между которыми вставляются филёнки с плоской резьбой украшений. Каркас сундука также оковывается для прочности железными полосами, а над филёнками крепятся замки. Прототипом английского шкафа, как и везде в Европе, являются два поставленных один на другой сундука. Фасадная часть такого шкафа членится брусками каркаса на шесть ячеек-рам, в которые вставлены филёнки. Причём центральные филёнки более широкие, а боковые - узкие. Узкие боковые филёнки украшаются орнаментом с льняными складками. Рамы широких филёнок представляют собой дверки шкафа, навешенные на массивные и хорошо декорированные металлические петли.

Для английской мебели поздней готики характерны массивные кресла, каркас которых связан из толстых прямоугольных в сечении брусков, между которым в шпунт вставлены тонкие доски-филёнки, украшенные плоской резьбой. Филёнки спинки обработаны орнаментом масверк, а филёнки локотников и нижней части кресла - складчатым орнаментом.

Боковые стойки спинки и локотников дополнительно декорированы вертикальными стойками и шпилями. Помимо шкафов большое распространение в Англии получили низкие и широкие поставцы - coupe board . Столы в это время имеют, как правило, прямоугольную в плане столешницу и массивное подстолье, которое крепится к боковым щитам вместо ножек. Эти щиты и подстолье примитивно украшаются за счёт фигурно выпиленных краёв и неглубокой резьбы несложного растительного узора. Боковые опорные щиты столов часто скрепляются проногами, в наружные концы которых вставляются клинья.

Кровати имеют балдахин, который крепится на четырёх столбиках, являющихся своеобразным продолжением ножек. В нижней части ножки имеют четырехгранное сечение, а выше рамы кровати столбики обрабатываются резьбой с растительными мотивами в виде многогранников, разнообразных по форме перехватов и др. Головная спинка кровати делается высокой, а её пять филёнок украшаются резьбой невысокого рельефа.

В целом английская готическая мебель имела несложную конструкцию, элементы которой никогда не маскировались и использовались так же как декоративные элементы. Все узлы и сочленения ясно видны и понятны. Вся мебель делалась исключительно из дуба. В конце XV - начале XVI в. в Англии образуется смешанный стиль - своеобразный переход от готики к Возрождению, который получил название стиля Тюдоров. На готической конструкции начинает появляться классический узор.

Сквозной ажурный орнамент и особый вид арочных украшений ещё относятся к готике, однако по новой профилировке частей мебели, розеткам и другим мотивам уже заметно вторжение раннего Ренессанса. В большинстве случаев это относится к мебели, испытавшей на себе голландское влияние, например, шкафам для посуды. На филёнках самых разнообразных мебельных объектов начинают появляться гербы владельцев.

Влияние нового итальянского искусства Возрождения начинает проникать в Центральную Европу около 1500 г., прежде всего во Францию, где при королевском дворе работали итальянские художники. Французская мебель конца XV - начала XVI в. приобретает новый, совершенно своеобразный характер.

Декор этого времени в виде орнамента гротеска, например, здесь сочетается с готическими украшениями. По-прежнему в ходу накладные ажурные железные петли и замки. Одна часть филёнок поставца, например, украшается орнаментом льняные складки, а другая - гротеском. Передние опоры делаются в виде брусков, но дощатая задняя стенка продолжает опускаться донизу. Поставец продолжает быть шестигранным, но его передняя стенка делается шире боковых. Однако в Германии, например, поставцы, обычно отличались от французских более простой прямоугольной формой корпуса и отсутствием сплошной задней стенки. В их декорировке профильные изображения человеческих лиц в орнаменте гротеск иногда заменяются сильно выдвинутыми вперед скульптурными мужскими и женскими головами. Это было переходное время, когда в морфологии мебельных объектов начинает ощущаться конструктивная и композиционная ясность и определённость, а все членения и профили специально подчеркиваются и проявляются во внешней форме.

Готический стиль - важный этап в истории развития мебельных стилей. Было создано много новых типов мебели и воскрешена к новой жизни забытая античная мебельная техника. Столярное ремесло, с его живой оригинальной формой выражения в орнаментике, оказалось на подъёме. В готическом интерьере мебель всё ещё не совсем подвижна: многие её типы по-прежнему тяготеют к стенам или встроены в ограждающие конструкции, имеют тесную связь с архитектурой в плане заимствования её форм, характера их членений и декоративной отделки. Уже в период поздней готики столярное искусство было весьма развитым, что послужило основой для выполнения ещё более сложных задач в эпоху Возрождения.

Использованы материалы учеб. пособия: Грашин А.А. Краткий курс стилевой эволюции мебели - Москва: Архитектура-С, 2007

WikiHow работает по принципу вики, а это значит, что многие наши статьи написаны несколькими авторами. При создании этой статьи над ее редактированием и улучшением работали, в том числе анонимно, 46 человек(а).

Готическая комната может темной, красивой и красивой. Темные цвета, черные, красные и серебряные свечи, тихая музыка… или плакаты музыкальных групп, загадочные произведения искусства и странные, но красивые украшения. Какой бы не был стиль, какой бы не была цель, а один из лучших способов украсить комнату – это сделать ее готической. Однако у вас должны быть некоторые базовые навыки и собственный уникальный вкус, как и знания правил, чтобы сделать идеальную готическую комнату. Перекрасив стены в черный цвет и назвав комнату очень «готической», вы не сможете добиться нужного эффекта. Если вы хотите сделать комнату готической, но вам нужна помощь, тогда эта статья именно для вас.

Шаги

    Уберите в своей комнате. Готика и беспорядок не сочетаются. Крайне важно, чтобы вы убрали все шумные, ненужные предметы и полностью очистили комнату. Хороший способ начать – разложить все вещи на три части: часть «оставить», часть «выбросить» и часть «может быть оставить». Разложите все вещи на три части и начинайте с этого. Помните, что убирать комнату надо очень тщательно – протереть пыль, вымыть, пропылесосить, отполировать… все, что нужно.

    Решите, какой вам подходит стиль. Для готической комнаты не обязательно выбирать один стиль, что дает вам небольшое разнообразие и свободу выбора во время оформления комнаты. Прежде чем вы будете браться за дело, хорошо обдумайте стиль, эффект и результат, который вы ждете. Помните, что комната все равно должна быть уютной и вам необходимо создать обстановку, в которой вы будете чувствовать себя счастливо и спокойно, но которая будет казаться необычной и красивой другим. Возможно, вы захотите создать фантастическую комнату с серебристыми стенами и звездами или темную комнату с черными стенами и пугающими картинами. Есть много других стилей, которые вы можете попробовать, но вы можете и создать свой собственный.

    Покрасьте стены. Один из самых простых способов создать самый большой эффект – перекрасить стены. Но не нужно гнаться за стереотипами и сразу же покупать пятьдесят банок черной краски. Дайте себе время подумать и решить, какой цвет вам нравится. Вы можете создать фреску и сделать художественную стену. Цвета могут быть следующими: серебряный, темно-фиолетовый, может быть даже насыщенно красный или голубой.

    Придумайте украшения. Украшения это одна из важнейших составляющих комнаты в готическом стиле, поскольку они украшают комнату и добавляют желаемый эффект. Некоторые украшения сделаны таким образом, что соответствуют выбранному стилю, в то время как другие появляются в нем случайно. Поищите в магазинах или в интернете вещи, которые вам нравятся. Можно предложить:

    • Свечи. Свечи всегда создают великолепный эффект, потому что они бывают самых разных стилей. Серебристые, черные и красные – все подойдут. Кремовые или желтые/золотистые тоже могут создать очень романтический антураж. Так же очень эффективны ароматизированные свечи.
    • Подсвечники. Величественные серебряные подсвечники могут великолепно украсить любую готическую комнату с или без свечей.
    • Растения. Не представляйте себе сразу: зеленые, яркие растения в горшках. Попробуйте выбрать другие растения, может быть, даже искусственные, в красивых серебристых, белых или темных горшках. Растения с белыми и красными цветками создадут очень красивый романтичный готический стиль. Можете приобрести искусственные цветы, за которыми гораздо проще ухаживать, а выбор их огромен и подходит многим стилям. Вы так же можете срывать лепестки розы как Мортиция Аддамс!
    • Подушки. Черные, серебристые, с серебристой вышивкой, кристально белые... подушки могут создавать расслабляющую уютную и красивую атмосферу. Готические подушки к тому же нетрудно найти.
  1. Добавьте произведения искусства. Красивые картины или другие загадочные работы всегда могут очень сильно повлиять на комнату. Если вы художник, проявляйте креативность и создавайте собственные вещи. Если нет – походите по магазинам и поищите что-нибудь интересное. Маски, мозаики и картины – все это вам подойдет.

    Купите простыни на кровать. Смените простые простыни на что-то более темное и романтичное. Идеально подойдет черный шелк или бархат, белые, серебристые цвета или, если вы хотите что-то ярче – фиолетовые, красные или голубые. Хорошенько поищите, и вы обязательно найдете что-то для себя. Помните, что вам нужно что-то уютное и простое в уходе и постарайтесь придерживаться кремовых расцветок. Так же можете приобрести балдахин – идеально подойдет белая тесьма.

    Купите ковер. Посмотрите, какие цвета подходят вашей комнате. Постарайтесь подобрать что-то уникальное и интересное, то, что привлечет внимание. Помните, что стоит покупать вещь не особо требовательную в уходе, чтобы и через пару лет она смотрела прилично.

    Купите новую мебель. Если хотите, вы можете покрасить старую мебель или просто оставить ее такой, как есть. Но если вы можете себе позволить это, почему не купить что-то новое? Темный мрамор или другие камни, как и дерево, - хорошие материалы для готической мебели. Белый, черный, серебряный и темно-коричневый – великолепные цвета.

  2. Поставьте музыку. Купите плеер или стерео и сбивайте с толку или поражайте людей вашим выбором музыки. Держите свои диски на виду, так чтобы люди видели, какая музыка вам нравится.

    • Если вы можете покрасить комнату, но ваши родители не одобряют выбранный черный цвет, тогда попробуйте темно-коричневый, серебряный, темно-фиолетовый, кроваво-красный или даже белый с броскими черными рисунками!
    • Книжные полки замечательно подойдут, если вы выбрали относительно классический и романтичный стиль.
    • Стены темного цвета, например, темно-коричневого, темно-синего и сливового могут смотреться очень красиво, особенно в сочетании с отделкой кремового цвета и цвета слоновой кости. Стены, выкрашенные в цвет слоновой кости, будут хорошо сочетаться с черными и темными украшениями.
    • Приобретите черные или красные лампочки. Черный создаст в комнате темно-фиолетовое освещение, а красный – конечно же, красное.
    • Попытайтесь самостоятельно сделать на стенах рисунки. Серебряные звезды и паутина будут смотреться красиво.

    Предупреждения

    • Родители могут категорично пресечь вашу креативность. В таком случае попробуйте обойти их указания. Если вам не разрешают красить стены или вешать что-нибудь на них, покупать мебель или включать музыку, попробуйте накрыть мебель красивой шелковой или бархатной тканью, купить свечи и украшения.
    • Для начала подумайте, какое настроение вы хотите создать для комнаты. Может быть, вам нравится только один цвет, но вам может не понравиться, когда он будет покрывать все стены и пол. Готика – элегантный стиль, но важно сохранить ощущение интимности, несмотря на то, какого эффекта вы ожидаете.
    • Черная краска может оказать неожиданный эффект и комната станет гораздо меньше. Если вы решаете выкрасить стены в комнате в черный цвет, постарайтесь нанести на них рисунок. Черный превосходно сочетается с серебряным. Попробуйте сделать черные стены и серебристый потолок или черный с серебристым рисунком. Такое сочетание сделает комнату чуть ярче.

Готический стиль в интерьере и архитектуре зародился еще в Средние века, но и на сегодняшний день он не утратил своей популярности. Загадочная привлекательность готики вызывает стойкую ассоциацию с таинственной мистикой. Не удивительно, что именно благородный готический стиль чаще всего применялся для оформления самых величественных замков и архитектурных шедевров.

Готика – это уникальный стиль, который сочетает в себе элегантность и аристократизм, неповторимое величие и изысканность. Сегодня готический стиль часто применяется для оформления интерьера элитных ресторанов и дорогих отелей, позволяя их посетителям с головой окунуться в волшебную эпоху отважных рыцарей и обворожительных дам.

Характерные особенности готики в интерьере

Готический стиль относится к «широкомасштабным» - он предполагает наличие большого пространства, высоких окон, роскошных витражей и обилия света. Конечно же, не каждый современный любитель готики является счастливым обладателем замка. Но не стоит расстраиваться – готический стиль можно использовать и для оформления интерьера обычной городской квартиры или загородного коттеджа.


Характерные черты готики в интерьере:

  1. Цветовая гамма должна идеально отвечать мистической атмосфере данного стилистического направления. Именно поэтому чаще всего предпочтение отдается темным оттенкам – бордовым, иссиня-черным, пурпурным, синим, лиловым, фиолетовым.
  2. В качестве отделочных используются исключительно натуральные материалы – камень, мрамор, ценные породы дерева, стекло и металл.
  3. Обязательным элементом классического готического стиля являются роскошные витражи из цветного стекла, резные деревянные двери, высокие своды с лепниной, .
  4. Особое внимание уделяется освещению – его должно быть очень много. В центре внимания, конечно же, большая кованая люстра, которая выполняет роль основного источника света.
  5. Неотъемлемый элемент готического стиля – большой в центре комнаты, украшенный кованой металлической решеткой.

Материалы и отделка

Для готического стиля характерно использование благородных натуральных материалов – дерева, камня, мрамора. В современной готике обязательно присутствие большого количества стекла и металла. Среди ценных пород древесины оптимальным вариантом станут: темный дуб, бук, лиственница, ольха, кедр, можжевельник.

Конечно же, натуральный мрамор может позволить себе далеко не каждый. Отличной заменой может стать искусственный камень или другие материалы с имитацией мраморной фактуры.
Для оформления пола можно использовать различные породы дерева, керамическую плитку или паркет.

Для украшения стен в готическом интерьере используются гобелены со специфическими историческими изображениями, картины, стилизованные под Средневековье, фрески и настенные росписи.
Очень часто применяется резьба по металлу или дереву, которая украшает, например, деревянные двери или своды.
Прекрасным украшением потолка станет .


Мебель для интерьера в готическом стиле

Для этого стиля характерно использование массивной, но изящной деревянной мебели. Огромная кровать с высоким изголовьем, украшенная резьбой по дереву или оригинальными коваными металлическими деталями, с тяжелым балдахином, вне сомнения, украсит любую спальню в готическом стиле.



Мебель для готического интерьера предполагает наличие высоких деревянных столов с красивыми резными ножками, стульев и кресел с деревянными подлокотниками, резных сундуков, украшенных кованой металлической фурнитурой, зеркал в тяжелых металлических рамах.
Сегодня, роль сундуков с успехом могут выполнить высокие деревянные шкафы или буфеты, дверцы которых украшены зеркальными узорами или стеклянными витражами.

Мебель в готическом стиле может иметь кованые металлические ножки изогнутой формы, украшенные различными узорами.

Детали и декор

Для интерьера в стиле готика характерно минимальное количество декоративных элементов и украшений.
Основным украшением в комнате должен стать большой камин, оформленный натуральным камнем и коваными металлическими элементами.

На сегодняшний день настоящий очаг можно заменить искусственным камином.

Также в готике прекрасно будут смотреться фрески и лепнина, настенные гобелены с геральдической тематикой.

В качестве декора в готическом стиле чаще всего используются:

  • Большие, массивные зеркала в деревянных или металлических рамах.
  • Старинное оружие на стене, кованые подсвечники.
  • Бронзовые или позолоченные кубки, тарелки, вазы с резными узорами.
  • Необычные скульптуры из дерева или металла, светильники в форме факелов на стенах.
  • Картины с исторической тематикой – изображениями рыцарей или рыцарских поединков.
  • Красочный текстиль, из которого выполняются массивные, тяжелые драпировки.

Готический стиль в интерьере – это неповторимое сочетание роскоши и мистицизма, которое обязательно придется по вкусу всем поклонникам неординарности и креативности.

Готический стиль в интерьере — фото