Если у не получается ребенок. Почему не получается забеременеть? Причины и варианты решения проблем с зачатием

Быть звездой, лидером в спортивной команде или «победителем-одиночником» – не только почетная роль. Это и груз ответственности – перед собой, партнерами по команде, тренером, а также перед родителями. Отдавая сына или дочку в спортивную секцию, родители мечтают, чтобы их ребенок был самым лучшим, самым одаренным, чтобы у него все получалось лучше всех, чтобы он забивал голов больше всех, бегал быстрее всех, лучше всех выполнял задания тренера, чтобы он был примером для других детей, одним словом – был лидером и победителем. Однако, случается, что родители слишком заостряют на этом внимание, провоцируют ситуации, в которых их ребенок проявил бы лидерские качества. Наш эксперт – психолог, консультант сайта « » и руководитель Студии личного развития «Лада» уверена, что такое психологическое давление может помешать ребенку получать удовольствие от занятий, раскрыться в спорте, или вовсе отбить желание заниматься им.

Очень часто лидерство, к которому там стремятся родители, нужно им самим. И это стремление с личностью ребенка бывает никак не связано. Настойчиво пытаться делать из ребенка лидера, когда он к этому не имеет ни малейшего желания, означает, что, к сожалению, с самооценкой мамы или папы не все в порядке. Ребенок в данном случае служит для таких настырных родителей своеобразным мерилом их собственных достижений, его успехи являются доказательством того, что мать или отец «хорошие» и «все делают правильно». Таким образом, на сына или дочь перекладывается груз ответственности за социально-одобряемый статус родителя. И если он не справляется, не лидирует в команде, то испытывает глубочайшее чувство вины, разочарование в собственном тренировочном труде. Все это способствует получению только одного результата – ребенок будет думать о себе, что он недостаточно хорош, а иногда и просто плохой для родителей. И уже, тем более, не годится ни для какого спорта.

Такие чувства и мысли будут одолевать ребенка, когда родители требуют от него безусловного успеха и победы в соревнованиях. Эти взрослые ожидания для мальчишки, который выходит один на один с вратарем, удесятеряют вес мяча, или запутывают ноги так, что голевой момент упускается бесповоротно. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок был успешен в спорте, не делайте из него атрибут собственного успеха. Поддержка и сопереживание в сложные моменты мотивируют его к занятиям гораздо сильнее, чем ваше недовольное лицо после матча. Спортсмен и без вас знает, что он не забил гол.

Быть лидером или лучшим форвардом, безусловно, важные цели. Но гораздо важнее для детей в спорте является формирование и развитие чувства компетентности. Знания о том, что он может это делать очень хорошо, что у него получается это выполнять, действительно способствуют достижениям вашего ребенка. Кроме того, это чувство является фундаментом знаний ребенка о себе самом, создает его идентичность. Формируется же чувство компетентности только в принимающей среде, там, где родители любят своих детей не за медали и кубки, а за то, что он есть. Поэтому задача родителей – поддерживать своих детей при любых результатах, поощрять за достижения, а не требовать их. Ты хочешь играть в футбол или хоккей? Играй обязательно. Просто цели ставьте реальные.

Часто происходит путаница в понятиях «лидер» и «звезда». Одно подменяет собой другое. И родителям, возможно, в большей степени хочется видеть в своем чаде именно «звезду», нежели капитана команды. Между тем, это две абсолютно разные роли. Звезда – это тот, вокруг которого вращаются все и поют ему Осанну. Капитан – тот, кто вращается вокруг других. Задачи капитана – сплотить команду, при любых обстоятельствах пытаться сохранить ее единство, быть примером для других игроков, стоять за своих, даже если они его подводят, никогда не сдаваться и мотивировать других на успех. И что самое главное – для капитана успех команды важнее собственных амбиций. Вот об этом стоит говорить с ребенком.

Важно в данном вопросе быть деликатными, чтобы чувство ответственности не переросло в чувство вины. Если команда проиграла, не стоит свешивать всех собак на капитана - вашего ребенка. Нужно уделить время для анализа проигрыша и для проявления родительской поддержки.

Почувствовать себя звездой рискует любой ребенок. Когда все получается, когда получается даже лучше, чем того ожидают тренер и родители, тогда и возникает эта опасность. Естественно, выход будет заключаться не в том, чтобы ребенок ухудшил свой результат. Главной возможностью родителей и тренера, на мой взгляд, будет, так называемая отражательная функция. Для любого человека окружающие его люди выступают зеркалами – в реакции других мы видим значимость, содержание собственных действий и поступков. Точно так же и ребенок видит в родителях отражение своих достижений. И это родительское зеркало не должно блестеть сверх меры. «Теперь ты можешь делать это лучше (сильнее, быстрее), ты достиг этой вершины, и в этом твоя заслуга. Теперь ты можешь идти дальше и улучшать свой результат. Очень хорошо, что у тебя есть наставник, который помогает. Я горжусь твоей победой», - такой должна быть реакция родителя, чей ребенок достигает успехов в спорте. Когда похвала соответствует достижениям, тогда риск заражения звездной болезнью минимален.

Ошибкой будет принижение детского успеха в качестве «пилюли» от звездной болезни. Обесценивание приведет лишь к агрессии ребенка и к злости внутри детско-родительских отношений.

Прежде всего, не стоит создавать конфронтации – это не будет способствовать ни климату в коллективе, ни, что важнее, мотивации вашего ребенка к занятиям спортом. Первостепенной задачей в спорте является достижение высокого результата, а не лидерство. Надо это понимать. И если новичок в чем-то лучше, то не стоит отчаиваться, потому что, во-первых, всегда найдется что-то, в чем он может уступать – у кого-то стремительный проход под кольцом, а у кого-то «смертельный» трехочковый. А, во-вторых, тренировка – лучшая победа в споре.

Есть и третья причина, почему не стоит отчаиваться. Когда «все вокруг него», то, скорее всего, команда имеет дело со звездой, а не с лидером. Лидер знает команду изнутри лучше всякого новичка. Он знает ее стиль, ее сильные и слабые стороны, он знает, что может объединить ребят. И эти знания, порой, для команды гораздо важнее.

Если мы говорим о командных видах спорта, то тут совершенно не важно – лидер ваш ребенок, звезда спорта, или рядовой игрок состава. Команда тем и отличается, что все ее члены действуют как единый организм. И здесь для ребенка будет гораздо более значимым такие качества, как взаимопонимание и поддержка. Выступать единым фронтом – работа гораздо более ответственная, чем лидировать в команде.

Поэтому, если ваш ребенок не лидер команды, то его целью должно стать не смещение капитана, а повышение уровня собственной функции в команде. Посмотрите на футбольную команду. Безусловно, нападающий – это и лидер, и звезда, ведь он является кульминационным звеном атаки, он забивает гол. Но если крайний полузащитник медленно действует и плохо владеет мячом, то угроза возникает для всей команды. В командных видах спорта тренировать необходимо, во-первых, мастерство и умение быть вместе, а уже потом лидерство.

Тренировка навыков и мастерства является целью и в одиночных видах спорта.

Чтобы ребенок получал удовлетворение от спорта, важно внутри семьи поддерживать ценность и важность того, что он делает. И сравнивать его успехи только с его же достижениями, а не ориентироваться на результаты других сверстников. Только так можно мотивировать юного спортсмена к занятиям, даже когда не всегда все получается.

Выбор видов спорта в соответствии с типом темперамента представляется наиболее эффективным, так как в отличие от характера, темперамент – вещь врожденная и слабо поддается коррекции.

Холерики и сангвиники ориентированы на внешний мир, то есть им свойственно больше общение с людьми, они быстрее других адаптируются в коллективе. Однако если сангвиники всегда настроены дружелюбно и ориентированы на интеграцию в команде, то холерики способны на конфронтацию и, в силу этого, могут быть аутсайдерами в командах, теми, кто будет стремиться к личному успеху.

Флегматиков принято считать медленными людьми. Скорость реакций у них действительно замедленная, однако, в качестве компенсации – устойчивый тип нервной системы. Кроме того, флегматики – упорные труженики. Поэтому им может найтись место не только в индивидуальном спорте, требующем высоких нагрузок, но и в командных видах спорта.

Меланхоликам больше всего подойдет индивидуальный спорт, так как людям с этим типом темперамента не следует перегружать себя контактами с людьми в силу высокой возбудимости нервной системы.

Исследования показывают, что существуют две основные лидерские роли: роль инструментального (делового) лидера и роль экспрессивного (эмоционального) лидера. Так и в любой спортивной команде лидера могут два – лидер на площадке, который играет лучше всех, тянет за собой команду, не боится ответственности, и также лидер по духу, который может сплотить команду, взять в нужный момент инициативу на себя, он легко находит общий язык с партнерами по команде, чувствует их настроение и может поддержать их. Чаще всего именно лидера по духу тренеры выбирают капитаном команды, потому что такой ребенок сам сможет сорганизовать своих сверстников, его мнение – самое авторитетное в коллективе, его уважают и слушают.

Лидеры в детском коллективе – это не обязательно постоянные личности. Есть дети, которые на какой-то момент берут инициативу на себя, а есть те, кто способен организовывать и вести за собой других всегда.

До сих пор исследования не дали однозначного ответа на вопрос – является ли лидерство врожденным качеством, или же приобретенным. Считается, что у холериков и сангвиников изначально больше шансов стать лидерами и добиться успеха в спорте. Однако, если ваш ребенок по характеру спокойный и сдержанный, это вовсе не означает, что он не может стать лидером. Психологи утверждают, что лидерами могут быть как активные инициативные дети, так и в достаточной мере скромные и пассивные. Лидер – это в первую очередь интересная, самобытная и целеустремленная личность во всех отношениях.

Каждый родитель встречался с ситуацией, когда ребенок начинает делать какое-либо дело, но внезапно, не доделав его, отказывается продолжать задуманное. Психологи уверены, что причин такого поведения детей две:

Ребенок может закончить дело, но не хочет;

Ребенок хочет, но у него что-то не получается, поэтому он пугается трудностей и отступает.

Чтобы понять, что останавливает ребенка, научить его доводить дела до конца и не бояться трудностей, необходимо действовать согласно определенному алгоритму.

1. Понять причину. Спросите у ребенка, почему он не хочет закончить то, что начал. Если речь идет о школьном задании, тогда среди причин может быть простое непонимание ребенка того, как необходимо его выполнить. Это пугает чадо, и он решает отступить.

В этой ситуации вы можете подсказать ребенку то, как лучше сделать, а если вы сами не знаете, тогда посоветуйте малышу узнать у преподавателя подробности и все-таки закончить дело, ведь это так интересно и важно.

2. Какой ваш ребенок? Чтобы лучше понимать причины тех или иных действий ребенка, необходимо понять, к какому типу личности относится ребенок. Для некоторых детей трудности - это вызов, они просто не могут допустить того, что им что-то не удастся. Такие дети могут долго искать путь решения проблемы и все-таки доведут дело до конца. Как утверждают психологи, таких деток очень мало.

Для большинства детей трудности - это серьезная проблема, при виде которой они в первую очередь желают отступить. Такие дети хотят выполнить задачу без сложностей, чтобы стать победителями и получить признание. Чтобы такие детки не бросали свои дела на полпути, их необходимо мотивировать.

3. Необходимо выбрать правильную реакцию на поступки ребенка. Если ребенок во время решения какой-либо задачи сталкивается с трудностями и решает бросить дело, так и не доделав его, в этот момент важно поддержать ребенка. Не нужно заставлять его продолжать, просто поинтересуйтесь, что именно вызывает у него сложности, постарайтесь помочь ему, но не сделать за него, только помочь.

Если ваша дочь осваивает вышивание, но у нее путаются и рвутся нитки, научите ее распутывать их, спокойно относиться к неудачам и продолжать дальше, чтобы потом с радостью взглянуть на результат и получить за выполненную работу похвалу.

Постарайтесь объяснить ребенку, что трудности при выполнении любого дела - это нормально, расскажите ребенку о том, с какими сложностями во время вышивания сталкивались вы, чтобы он знал, что вы его действительно понимаете и желаете ему добра.

4. Не бросайте ребенка один на один с проблемой. Некоторые родители, желая привить ребенку самостоятельность, не торопятся помогать ребенку в решении его проблем. Они считают, что малыш должен справиться сам. Этот подход не совсем правильный, ведь если ваш ребенок воспринимает любые трудности как вызов, тогда ваш отказ в помощи станет для него толчком к решению проблемы. Но если ваш ребенок склонен к тому, чтобы отказаться от выполнения задания из-за трудностей, ему обязательно необходима поддержка родителей.


5. Может, но не желает или хочет, но не получается?
В этом вопросе важна золотая середина. Если вы видите, что ребенок может, например, красиво нарисовать рисунок, но в какой-то момент он проявляет свою лень и отказывается выполнять задуманное, поддержите его, уговорите продолжить или вернуться к выполнению задания завтра.

А если же вы видите, что у ребенка нет способностей, как бы он не старался, получается какая-то «мазня», не стоит его уговаривать, принуждать делать то, к чему не лежит его душа. Помните, что с удовольствием ребенок всегда будет делать только то, что ему нравится и то, что у него лучше всего получается.

Дайте ему возможность выбрать самостоятельно.Не удивляйтесь, если ваш ребенок будет часто увлекаться чем-то, а потом бросать дело. Это говорит лишь о том, что он находится в поиске, а ваша задача - помочь ему определиться. Но только не давите на ребенка!

Удачи в общении с детьми!

Смотри наш раздел

На вопрос отвечает психолог Юлия Гусева:

– В возрасте 1–2 лет для ребёнка не очень важен результат его деятельности, он в первую очередь наслаждается процессом взаимодействия с материалом (пластилином, бумагой, карандашом). Но примерно после 2–3 лет для ребёнка уже важен и результат. Ребёнок начинает сравнивать себя с другими детьми и взрослыми и не всегда сравнение в пользу ребёнка. Например, ребёнок собирает конструктор, делает какую-то поделку, и в какой-то момент что-то не ладится. Ребёнок начинает раздражаться, порой плакать, бывает, бросает то, что начал делать. Почему так происходит и как помочь ребёнку? Такого рода поведение встречается у дошкольников. Ничего ужасного в этом нет. У ребёнка ещё недостаточно сформирована воля, чтобы закончить начатое дело, особенно если речь идёт о занятии, рассчитанном на длительное время.

Когда у ребёнка что-то не получается, в этот момент ему в первую очередь нужно присутствие родителей или других взрослых. Самый простой способ – это сесть рядом с ним и попробовать разобраться с его сложностями, вникнуть в проблему. Например, ребёнок собирает «Лего», но получается не самолёт, а что-то другое. Проверьте пошагово работу ребёнка: скорее всего, вы увидите, что несколько шагов назад он допустил ошибку. Вернитесь, вместе исправьте ошибку, и вы увидите, что ребёнок успокоился и готов продолжить работу сам. Почему в этом случае ребёнку нужна помощь? Дело в том, что мышление ребёнка ещё не так развито, как мышление взрослого. Поэтому ребёнок ещё не сразу может догадаться, что на каком-то этапе он совершил ошибку. И также трудно ему понять, в чём заключается его ошибка. А взрослый обычно сразу видит, в чём проблема. Ребёнку важно получить положительный опыт нахождения, исправления собственных ошибок вместе со взрослым, тогда потом он сможет самостоятельно исправлять их. Нередко встречаются ситуации, когда ребёнок взялся за большую работу, которую за один раз непросто выполнить. И конечно же, он очень хочет закончить начатое дело, но уже устал, и поэтому ему сложно завершить начатое. В этих случаях родители обычно и предлагают ребёнку отдохнуть. Однако посмотрите на ребёнка. Если вы видите, что ему важно закончить работу, то предложите завершить дело вместе. Скажем, ребёнок делает аппликацию, вы можете вырезать, а ребёнок наклеивать. Или наоборот. Не завершайте поделку за ребёнка, но и не отказывайте ему в помощи. А иногда бывает достаточно родительского присутствия и слов поддержки: «Здорово у тебя получается, мне очень нравится!».

При работе с дошкольниками я предлагаю родителям приём «Когда ты был маленьким». Этот приём можно начинать использовать в любом возрасте, когда появляется первое «не могу». У некоторых детей это 2–3 года, у других – немного позже. Обычно дети, которые научились сравнивать себя с самим собой в более раннем возрасте, к старшему дошкольному возрасту уже сами эффективно используют этот приём. Приём помогает ребёнку увидеть, чему он научился за годы своей жизни и увидеть перспективу роста. Суть приёма очень проста. Нужно рассказывать ребёнку, что он раньше чего-то не умел, не знал, а теперь научился и знает. При этом важно не говорить общими фразами, которые ребёнок плохо воспринимает. Например, нужно избегать таких фраз: «Раньше ты ничего не умел, а теперь много всего умеешь», «Ты был маленьким, а теперь ты большой» и т. д. Такие фразы не помогут ребёнку, они скорее ещё больше дезориентируют его. Старайтесь рассказывать максимально конкретно, подробно, эмоционально, можно добавить немного художественного вымысла. Например, вы собираетесь делать аппликацию, и ваша дочь говорит: «Я не буду вырезать, у меня всё равно не получится. Ты хорошо вырезаешь, лучше ты вырежи». Что же делать? Расскажите ребёнку историю:

– Хочешь, я расскажу тебе, как ты из чашки пить не умела?

– Так вот. Ты была маленькая. Тебе не было даже ещё одного годика. Ты сидела на стульчике, и я дала тебе водичку в чашке. А ты знаешь, что сделала? Ты взяла чашку, перевернула её и всю воду вылила на стол. И знаешь, что стала делать? Шлёпать ручками по водичке! Вот какая ты была смешная! А сейчас ты разве выливаешь воду? Нет, ты хорошо и очень аккуратно пьёшь из чашки. Потому что ты научилась. Подросла. И много раз тренировалась. Раньше ты всегда обливалась, когда пила, а теперь нет. Раньше ты не умела снимать носочки, а теперь ты можешь их не только снять, но и надеть, у тебя очень хорошо получается одеваться.

Тематика рассказов зависит от вашей фантазии. Сохраняйте рисунки ребёнка, его поделки. Можно сравнивать рисунки старые и нынешние. При обучении письму обязательно сохраняйте старые прописи. Дети с удовольствием разглядывают закорючки, которые они писали некоторое время назад, сравнивают их с нынешним результатом. Всё это увеличивает уверенность ребёнка в себе, повышает мотивацию, стремление что-то сделать самому.

Мужчина и женщина решили связать себя узами брака, посетили ЗАГС, сыграли пышную свадьбу, провели медовый месяц и начали жить новой семейной жизнью.

При хороших и теплых отношениях в паре рано или поздно люди приходят к тому, что хотят завести ребеночка. Приняв такое серьезное решение, мужчина и женщина начинают «работать » над потомством, только у 10 % пар не получается зачать малыша с первых попыток.

И тут в голове у влюбленных начинает возникать вопрос и беспокойство о том, почему у них не получается зачать ребенка, муж и жена нередко ссорятся между собой, волнение нарастает, а результата нет. Таким парам хочется сказать, стоп, без паники!

Если вы месяц назад решили, что хотите ребенка, начали активно «работать » над этим, но через 30 дней тест не показал две заветные полосочки, то бить тревогу и впадать в депрессию не нужно. Если уж быть честными, то повод для переживания возникнет только через год после того, как вы приняли решение, что готовы стать родителями и стали еженедельно предпринимать попытки зачать кроху.

Месяцев через 6 после неудачных попыток забеременеть стоить задуматься и, возможно, изменить тактику, например, позу во время полового акта.

В общем, давайте сегодня подними такую непростую и очень интимную тему, как зачать ребенка правильно, чтобы все получилось.

Почему первый «блин» зачастую комом?

Если начать разбираться в том, отчего же у пар, которые так хотят малыша, не получается зачать его с первого раза, то придется вернуться к урокам школьной биологии.

Когда учительница рассказывала всему классу про строение человека и половую систему, а мы, в большинстве своем, были заняты более интересными мыслями, а такую важную информацию пропускали мимо ушей.

Попробуем восполнить пробелы. Итак, для появления на свет маленького карапуза нужно, чтобы в женском организме произошла встреча сперматозоида и яйцеклетки. В результате этого «свидания » сперматозоид попадает в яйцеклетку, а уже затем эмбрион начинает свое развитие в матке. Но это, конечно, лишь в теории, на практике все намного сложнее.

Дело в том, что мужчины вырабатывают сперматозоиды при каждом оргазме, а вот яйцеклетка у женщины вырабатывается лишь единожды в цикл, если сказать грубо, то раз в 30 дней. «Живет» она пару дней, после чего либо оплодотворяется, либо гибнет.

Соответственно, зачать ребенка с первого раза получается далеко не всегда, именно из-за того, что в момент полового акта яйцеклетки еще не было, она не созрела для выполнения своей функции. Поэтому если хотите поспособствовать скорейшему появлению малыша, занимайтесь сексом как можно чаще на протяжении месяца, чтобы «поймать » яйцеклетку.

Как зачать ребенка, если не получается: выясняем причины неудач

Тем парам, которые долгое время не могут осуществить свою мечту и зачать кроху, рекомендуется пройти полное обследование. Причем делать это нужно как мужчине, так и женщине. Очень часто у таких пар бывает гормональный сбой. Выяснив это, врач поможет решить проблему.

Нервное напряжение может также негативно сказаться на наступлении беременности. Например, если родственники мучают вопросами: «Когда ждать внуков? А скоро у вас будут детки? » и прочими, то зачатие может очень долго не наступать. Наша психика очень интересная штука, поэтому таким парам, которые испытывают давление родственников, рекомендуется уехать на недельку в отпуск, возможно именно оттуда вы привезете свое маленькое счастье.

Безусловно, нельзя не сказать о том, что некоторые пары сталкиваются с такой проблемой, как бесплодие. Но здесь тоже не стоит отчаиваться, самый правильный вариант – посетить доктора, возможно, что он сможет предложить вам какое-то лечение или альтернативный способ стать родителями.

Тем влюбленным, у которых долгое время не получается зачать второго малыша, следует также посетить врача, так как причин их неудач может быть множество, только пройдя полное обследование, удастся пролить свет на картину.

Что делать, если зачать ребенка не получается – полезные советы

  • Консультация врача. Об этом уже не раз упоминалось выше и это на самом деле очень важный шаг для пар, которые никак не могут осуществить мечту;
  • Здоровый образ жизни. Курение, употребление алкоголя и прочие вредные привычки негативно сказываются на продолжительности жизни мужских сперматозоидов и общем здоровье женщины. В общем, хотите деток, отказывайтесь от пагубных привычек;
  • Расчет овуляции. Так как менструация у многих женщин – вещь весьма непостоянная, то тем дамам, которые хотят забеременеть, рекомендуется рассчитать овуляцию. Делать это правильно помогут различные методы, например, график базальной температуры, использования специальных тестов и т.д. Хочется сказать пару слов о базальной температуре. Ее измеряют в прямой кишке на протяжении семи дней в середине цикла. В день овуляции показатель достигнет 37, а иногда и больше градусов. В среднем повышение идет на 0,5 градуса. Некоторым дамам сложно проделывать такие манипуляции, в таких случаях очень помогает специальный тест, который можно купить в аптеке;
  • Контроль питания. Сбалансированное меню очень важно для тех, кто планирует ребенка. Женщины должны включить в рацион овощи зеленого цвета, морепродукты, рыбку и другие полезные продукты. Мужчинам следует отдавать предпочтение мидиям, жирным сортам морской рыбы, устрицам и т.д. А вот продукты, которые содержат подсластители, консерванты и прочие вредные добавки, лучше исключить из меню;
  • Отказ от лекарственных препаратов. Конечно, тем людям, которые страдают хроническими болезнями и просто не могут без медикаментов, не нужно бросать их прием, но проконсультироваться с врачом о том, как подобные средства воздействуют на зачатие, стоит. Некоторые элементы, входящие в состав лекарств могут негативно влиять на яйцеклетку. Это необходимо выяснить;
  • Народные рецепты. Не стоит с пренебрежением относиться к таким советам. У целителей есть несколько «секретных » отваров, которые ускоряют наступление беременности. Из самых эффективных можно назвать отвар из соцветий и листочков матки боровой, курс приема шалфея, настой из лепестков роз. Если почитать форумы, то становится понятно, что народная медицина нередко помогает. Так, например, среди девушек, которые использовали боровую матку, 40 % довольны терапией и говорят о том, что долгожданная беременность наступила;
  • Прием витаминов. Есть препараты, которые просто необходимы тем, кто планирует беременность. Причем дефицит этих веществ нередко вызывает проблемы с зачатием. К препаратам, которые стоит принимать, можно отнести фолиевую кислоту, витамин Е и токоферол. Но, безусловно, перед приемом стоит проконсультироваться с доктором.

Это все советы на сегодня. Если у вас что-то не получается с первого раза, то не переставайте верить в чудо и оно обязательно исполнится. Даже те пары, которым поставлен серьезный диагноз, благодаря возможностям современной медицины могут испытывать незабываемое счастье – стать родителями.