Гюстав Курбе – биография и картины художника в жанре Реализм – Art Challenge. Гюстав Курбе (Jean Desire Gustave Courbet)- жизнь, творчество, картины, факты Сообщение о гюстава курбе по истории

Jean Desire Gustave Courbet

Французский живописец, пейзажист, жанрист и портретист. Считается одним из завершителей романтизма и основателей реализма в живописи. Один из крупнейших художников Франции на протяжении XIX века, ключевая фигура французского реализма.

Гюстав Курбе родился в 1819 году в Орнане, городке с населением около трёх тысяч человек, расположенным во Франш-Конте, в 25 км от Безансона, около швейцарской границы. Его отец, Режис Курбе, владел виноградниками около Орнана. В 1831 году будущий художник начал посещать семинарию в Орнане.

Утверждается, что его поведение столь контрастировало с тем, что ожидалось от семинариста, что никто не брался отпускать ему грехи (см. также). Так или иначе, в 1837 году по настоянию отца Курбе поступил в Collage Royal в Безансоне, что, как надеялся его отец, должно было подготовить его к дальнейшему юридическому образованию. Одновременно с обучением в коллеже, Курбе посещал занятия в Академии, где его учителем был Шарль-Антуан Флажуло, ученик крупнейшего французского художника-классициста Жака-Луи Давида.

В 1839 году он отправился в Париж, дав отцу обещание, что будет изучать там юриспруденцию. В Париже Курбе познакомился с художественной коллекцией Лувра. На его творчество, в особенности раннее, большое влияние впоследствии оказали малые голландцы и испанские художники, в особенности Веласкес, у которых он заимствовал общие тёмные тона картин. Курбе не стал заниматься юриспруденцией, а вместо этого начал занятия в художественных мастерских, прежде всего у Шарля де Штейбена.

Затем он отказался от получения формального художественного образования и стал работать в мастерских Суисса и Ляпена. В мастерской Суисса не было специальных занятий, студенты должны были изображать обнажённую натуру, и их художественные поиски не ограничивались. Такой стиль обучения хорошо подходил Курбе.

Представитель и теоретик реализма. Посещал ателье К. Штёбена в Париже, но как художник формировался в основном самостоятельно. Демократическую направленность творчества Курбе во многом определили революционные события 1848, свидетелем которых он был.

Испытал влияние Д. Веласкеса, Рембрандта, Ф. Халса. Пройдя недолгий этап близости к романтизму (серия автопортретов и др.), Курбе полемический противопоставил ему (как и академическому классицизму) искусство нового типа, утверждающее материальную значимость мира, создал монументальные, проникнутые реалистическим пафосом произведения (“Послеобеденный отдых в Орнане”, 1849, Музей изящных искусств, Лилль; “Похороны в Орнане”, 1849-50, Лувр; “Деревенские барышни”, 1851, Метрополитен-музей). Курбе обращался к теме труда, возвеличивающего человека (“Дробильщики камня”, 1849, не сохранилась), создавал социально-критические произведения (“Возвращение кюре с приходской конференции”, не сохранилась, эскиз, 1862, Публичное художественное собрание, Базель).

Художник осуществлял на практике выдвигавшийся современной художественной критикой (П. Ж. Прудон, Ж. Шанфлёри) принцип общественной значимости искусства (“Встреча” (“Здравствуйте, господин Курбе!”), 1854, Музей Фабра, Монпелье, и “Ателье”, 1855, Лувр, – аллегорические композиции, в которых Курбе представил себя в окружении персонажей своих картин и друзей).

В некоторых произведениях Курбе проявились черты салонного искусства (“Источник”, 1868, Лувр). Живописная манера Курбе отличается предметной осязаемостью, чёткой фактурой мазка, сдержанным, порой суровым колоритом, основанным на мягких градациях тонов. Пейзажи Курбе проникнуты ощущением строгого величия и материальности природы (“Море у берегов Нормандии”, 1867, ГМИИ). Активный участник Парижской Коммуны 1871, обвинённый в низвержении Вандомской колонны и преследуемый реакционным правительством, Курбе в 1873 эмигрировал в Швейцарию.

К артины

П ро­ис­хож­де­ние мира

Существует версия, что картина была заказана Халил-Беем, турецким дипломатом, бывшим послом Оттоманской империи в Афинах и Санкт-Петербурге, который жил в то время в Париже.

Сент-Бев познакомил его с Курбе, и Халил-Бей заказал картину для пополнения своего собрания эротической живописи, которая уже включала «Турецкую баню» и «Спящих», для которой, как полагают, Хиффернан была одной из натурщиц. После банкротства он продает свою коллекцию. С этого начинается полная приключений одиссея полотна.

В 1868 году картина попала к торговцу антиквариатом Антуану де ла Нарде. Эдмонд де Гонкур обнаружил полотно в его лавке в 1889 году, спрятанное за обшивкой из дерева, на которой был изображён пейзаж. Венгерский коллекционер барон Ференц Хатвани купил его в 1910 году у галереи Бернхайма-младшего в Париже и привёз его в Будапешт. Там оно оставалось до конца Второй мировой войны. Потом полотно считалось потерянным, остались только копии и репродукции.

После смерти Лакана в 1981 министр финансов Франции согласился передать картину музею Орсе в качестве уплаты налога на наследство, формальности были окончательно улажены в 1995 году. В 1988 году картина впервые после долгого времени была представлена публике в Бруклинском музее в Нью-Йорке.

«Происхождение мира» указывает на двойную природу женского полового органа: с одной стороны, объект сексуального желания и место входа при совокуплении, с другой стороны, место выхода при рождении, откуда ребёнок впервые видит мир, в который он попадает. Женские гениталии осмысляются как место зарождения людей, делающее возможным познание мира. В переносном смысле картина символизирует Происхождение существа, облика и восприятия человеческого мира.

Во время написания картины любимой натурщицей Курбе была Джоанна Хиффернан (Джо). Её возлюбленным в то время был Джеймс Уистлер, американский живописец и ученик Курбе.

Курбе написал в 1866 году ещё одно полотно - «Прекрасная ирландка (Портрет Джо)», на котором изображена Джоанна Хиффернан. В течение своей жизни Курбе написал четыре портрета Джо.

Картина более 120 лет не выставлялась напоказ широкой публике.

Картина и сегодня, несмотря на изменение моральных стандартов с 1866 года, остаётся провокационной. В музее Орсе к картине приставлен охранник, чтобы наблюдать за реакцией публики.

С пящие

Эротическая картина французского художника-реалиста Гюстава Курбе, написанная в 1866 году. Также известна по названиям «Две подруги» и «Лень и похоть». В настоящее время хранится в парижском Малом дворце.

На картине изображены две спящие обнажённые женщины, по-видимому, лесбиянки. Они лежат в постели, в обнимку друг с другом. Слева от зрителя - женщина с каштановыми волосами, лежащая на спине. Её обе ноги показаны в профиль, правой она обнимает вторую женщину - блондинку, а левая направлена в сторону её влагалища. Лицо спящей блондинки обращено к брюнетке. На своём бедре она левой рукой поддерживает ногу темноволосой девушки.

Полотно было написано под впечатлением от стихотворения Шарля Бодлера «Проклятые женщины (Ипполита и Дельфина)» на лесбийскую тематику, из сборника «Цветы зла» (1857). Картина «Спящие» была истолкована как хороший пример реализма в живописи. Отмечалось, что обнажённые тела написаны без приукрашивания, с сохранением недостатков. По мнению некоторых критиков, это полотно безупречно раскрывает эротический стиль.

Картина «Спящие» была написана по заказу турецкого дипломата и коллекционера конца эпохи Османской империи - Халила Паши, который с 1860 года жил в Париже. Картину не разрешалось выставлять напоказ вплоть до 1988 года. Такому же запрету подвергался и ряд других произведений Гюстава Курбе - например, полотно «Происхождение мира», на котором крупным планом изображена женская вульва. Владельцем этой картины первоначально тоже был Халил Паша. Когда в 1872 году «Спящие» были выставлены в картинной галерее, они стали предметом полицейского отчёта. Одной из натурщиц этой картины была Джоанна Хиффернан, которая в то время служила моделью Джеймсу Уистлеру. Также она была возлюбленной Уистлера, но после «Спящих» их отношениям пришёл конец, а мнение Уистлера о Курбе испортилось.

Энциклопедия истории и культуры геев и лесбиянок описывает «Спящих» как знаменитое произведение в живописи. Эта картина оказала большое влияние на искусство XIX века: после публичной демонстрации «Спящих» некоторые художники того времени вдохновились изображением лесбийской пары. Повторение этой темы помогло снизить количество табу, связанных с лесбийскими отношениями.

Сегодня картина входит в коллекцию парижского Малого дворца.

М астерская художника

Картина Гюстава Курбе 1855 года. Полное название – «Мастерская художника. Истинная аллегория семи лет моей творческой и нравственной жизни». Начатая в конце 1854 года, картина была закончена в течение шести недель.

Это гигантское полотно Курбе сделал центральным экспонатом своего “Павильона реализма”, устроенного им в противовес официальной экспозиции французской живописи на Всемирной выставке 1855 года. Второе название этой картины: “Реальная аллегория, характеризующая семилетний период моей творческой жизни”. Таким образом, ее можно отчасти считать саморекламой художника.

В центре композиции мы видим самого художника, пишущего пейзаж. За его работой наблюдают обнаженная натурщица и маленький мальчик. О фигурах, стоящих справа, Курбе сообщал в письме к Шамфлери: “Это люди, разделяющие мои идеи; они достойны жизни”. Среди них – Шамфлери, Брюйа, Прудон и Бодлер. Фигуры слева “достойны смерти; это страдание, нищета, роскошь, эксплуатируемые и эксплуататоры”. Несмотря на подробные автообъяснения, загадок у этого произведения хватает. Курбе что-то недоговаривал, делая это сознательно. “Да будет счастлив тот, – воскликнул он в том же письме, – кто сумеет разгадать эту загадку!”

Воссоздаем работу Курбе

Изображенные на картине фигуры расположены на обширном затемненном пространстве так, что невозможно не только установить их взаимоотношения, но даже понять, подозревают ли они о существовании друг друга. Мотивировка этого дана во втором названии произведения – не “реальная сцена”, а “аллегория реальности”. Все персонажи здесь появляются лишь для того, чтобы каким-то образом описать и разъяснить творчество художника. Они представлены в виде “живого табло” – популярной в то время игры. В нее играли так – участники надевали театральные костюмы и замирали в выбранных ими позах, изображая “живую картину”, значение которой должны были угадать зрители.

Оживляя эту статичную композицию, Курбе искусно манипулирует светом и тенью. Поскольку атмосфера картины достаточно мрачна и печальна, художник заставляет основной свет падать сквозь отверстие сзади, а дополнительный источник света устанавливает справа. Разрозненные портреты Курбе объединяет в группы, ритмично чередуя свет и тень и размещая головы стоящих вдоль одной линии.

Ж енщина с попугаем

(фр. La Femme au perroquet, англ. Woman with a Parrot) - картина, написанная в 1866 году французским художником Гюставом Курбе (Gustave Courbet, 1819-1877). Принадлежит музею Метрополитен в Нью-Йорке.

Воодушевлённый успехом картины Александра Кабанеля «Рождение Венеры», представленной на Парижском салоне 1863 года, Курбе хотел повторить его со своей картиной, изображающей обнажённое женское тело. Ему не удалось это в 1864 году, когда его картина «Венера и Психея» была отвергнута жюри. Через два года Курбе представил новую картину «Женщина с попугаем», которая прошла через строгий отбор жюри и была выставлена на Парижском салоне 1866 года.

Весной 1870 года художник продал картину за 15 000 франков Жюлю Борде (Jules Bordet). В апреле 1898 года картина была куплена за 20 000 франков известным маршаном Полем Дюран-Рюэлем (Paul Durand-Ruel), который сразу же перепродал её за 15 000 долларов нью-йоркскому предпринимателю и коллекционеру Генри Осборну Хэвемайеру (Henry Osborne Havemeyer) и его жене Луизине Хэвемайер (Louisine Havemeyer). После смерти Хэвемайера в 1907 году картина оставалась у его жены, а после её смерти в 1929 году, согласно завещанию, она была передана в коллекцию музея Метрополитен.

П охороны в Орнане

Un enterrement ? Ornans

Крупноформатная картина, написанная в 1849-1850 годах.

На полотне Курбе расположил около пятидесяти фигур в натуральную величину. Сюжет, взятый из повседневной жизни, превращается в эпопею, посвященную нравам, обычаям, характерам французской провинции. Здесь можно видеть мэра, нотариуса, кюре, весь церковный притч, соседей, друзей, родственников автора.

Картина была представлена на Парижском салоне 1851 года и вызвала очень бурную реакцию зрителей и критиков. Главным образом, большинство высказывавшихся считали, что обычные сельские похороны недостойны такого масштабного полотна. Многие издевались над картиной.

Когда Курбе стал компоновать на холсте свое произведение, у него сложился монументальный замысел. «В настоящий момент, – пишет он, – я компоную мою картину на холсте. Я не только получил от кюре похоронные одежды, но даже убедил его позировать, так же как и викария. У меня с ним было два совершенно смехотворных разговора на моральные и философские темы. Я должен был несколько дней отдохнуть после картины, которую я только что сделал: больше не выносила голова. Все орнанцы считают честью фигурировать в “Похоронах”».
И действительно, многие жаждали попасть в картину. «Я думал обойтись без двух певчих, - вспоминал Курбе, - но это не прошло… Они жаловались, говоря, что никогда не сделали мне ничего дурного, пришлось писать и певчих».

Реализм Курбе выразился ещё и в том, что он акцентировал внимание на самом процессе похорон человека, а не на его деяниях или на посмертной участи его души, как это делалось раньше.
При этом личность покойного здесь остаётся анонимной, превращаясь в собирательный образ смерти. Это делает картину осовремененным вариантом очень популярного в Средние века сюжета, под названием Пляска смерти.На Всемирную выставку 1855 года жюри допускает 11 полотен Курбе, но «Похороны в Орнане» отвергнуты.

С пящая обнаженная

Nude Reclining Woman

1865 год

Источники – Википедия, enc-dic.com, people.su, fun-space.ru, impressionnisme.narod.ru.

Гюстав Курбе (Jean Desire Gustave Courbet)- жизнь, творчество, картины, факты. обновлено: Ноябрь 27, 2017 автором: сайт

«От какого чудовища мог произойти этот ублюдок? Под каким колпаком, на какой навозной куче, политой смесью вина, пива, ядовитой слюны и вонючей слизи, произросла эта пустозвонная и волосатая тыква, эта утроба, притворяющаяся человеком и художником?» , – именно так эмоционально и злобно высказывался об этом мастере Александр Дюма-сын.

Гюстав Курбе (Gustave Courbet) эпатировал утонченную публику XIX века своими своеобразными творческими пристрастиями. Его взгляды на искусство вызывали отвращение, восхищение или негодование, но никого не оставляли равнодушными. К тому же поведение революционного художника тоже было далеким от идеала. А репутацию «шумного проказника» он приобрел в еще 1831 году, когда был школьником.

Интерес к рисованию в юном Курбе проснулся, благодаря «папаше» Боду, учителю мальчика. Но отец видел в сыне успешного юриста, поэтому почтительный сын, вняв родительским советам, усердно изучал право в Королевском колледже в Безансоне. При этом он не забывал уделять внимание искусству, изучая его в местной Академии. Но однажды окончательный выбор был сделан в пользу творчества, и Гюстав Курбе переехал в Париж, где начал осваивать ремесло.

Молодой человек был частым посетителем музеев, где старательно копировал работы известных живописцев. Правда, Гюстава сразу же глубоко разочаровали картины французской школы. Пренебрежительно взглянув на полотна, он дерзко заявил своим товарищам, что не стал бы художником, если бы истинная живопись заключалась только в таких работах.

Мастер хотел систематизировать свои знания и изучал произведения каждой художественной школы в строгой последовательности. Несколько позднее Курбе умело пользовался накопленными знаниями, за что друзья называли его «Курбе-проповедник». Однажды товарищи привели Гюстава в Люксембургский музей, поставили перед картиной и спросили его мнение о полотне. Дерзкий Курбе ответил:

«Я завтра бы сделал так же, если бы посмел»

Он был честолюбив и жаждал признания, для чего искал успешную тему и экспериментировал со стилями. Но результаты его опытов оказывались неудачными, и большинство предлагаемых работ было раскритиковано членами жюри Салона. Более сдержанную оценку судей получил только «Автопортрет с черной собакой», где художник изобразил себя сидящим около входа в грот Плезир-Фонтен. По левую сторону от Курбе лежали альбом для этюдов и трость, а по правую - черный спаниель.



Эту же картину Гюстав использовал в качестве черновика, опробовав на холсте новый инструмент для рисования. На заднем плане заметны несколько небрежных мазков, сделанных мастихином. Но даже «Автопортрет с черной собакой» не укрепил положения Гюстава Курбе, напротив, оно только ухудшилось после заключения брака с Виржинией Бине.

Но вскоре мастеру улыбнулась удача: один голландский торговец приобрел две готовые работы художника и пообещал сделать еще заказы, если Курбе приедет в Голландию. Мастер долго размышлял, принять окончательное решение ему помогли товарищи, среди которых были Шарль Бодлер, Пьер Прудон и другие молодые художники и писатели. Друзья собирались в кабачке, который между собой называли «Храмом реализма». Именно там они обсуждали идеи, которые легли в основу реалистичной манеры письма заносчивого Гюстава Курбе.

Критики откровенно плевали в сторону художника, карикатуристы были не прочь пародировать любые его произведения, а зрители приходили в ярость, когда мастер презентовал свои скандальные полотна. Острая реакция на реализм была обоснована двумя причинами: этот стиль казался опасным, потому что его активно поддерживали социалисты, а его эстетика противостояла академической манере, принятой в Салоне.

Художник относился к мнению общества с насмешкой и не без удовольствия декларировал свою оппозиционность существующему порядку:

«Я не только социалист, но также демократ и республиканец. Иными словами, я революционер до мозга костей»

Если классицисты изображали античных героев, а романтики отдавали предпочтение исключительным личностям в исключительных обстоятельствах, то реалисты, к которым себя причислял и Курбе, главной темой творчества делали своих современников и их повседневные заботы.



Гюстав изображал все настоящим и не признавал «украшательства». Например, в 1849 году была создана картина «Похороны в Орнане», где простые французы были изображены во весь рост на фоне исторической композиции. Фигуры заполняют собой практически все пространство, а жизненность сюжету придают безразличный вид участников обряда.

Особенно Курбе удавались женские портреты. Именно они вызывали наибольшее негодование высоконравственной части общества, которое было готово закидать камнями нахального художника. Так, в 1853 году немало шума наделала картина «Купальщицы». Эта работа – открытый протест против старых сюжетов и прежних концепций изображения человека «в чем мать родила».



Критики обвинили художника в том, что женщина на картине слишком реалистична, «забыв» о том, что, согласно канонам классицизма, девичьи очертания и формы – «принадлежность» исключительно мифических персонажей. В Салоне высказывались мнения, что даже крокодилы лишились бы аппетита, завидев такую пышную даму. Да и позы героинь картины тоже смущали зрителей. Например, в девушке с поднятой рукой увидели намек на Марию Магдалину, и такая сомнительная трактовка сразу же наложила на картину печать богохульства и кощунственного отношения к вере. В ход пошли даже откровенные и мелочные насмешки и придирки к тому, что на бедрах изображенной женщины не достаточно чистая накидка.

В 1854 году художник закончил реалистичную картину «Здравствуйте, господин Курбе!», которая стала сенсацией на Всемирной парижской выставке 1855 года. Тогда же художник был объявлен поборником нового антиинтеллектуального искусства, и после этого началось его открытое противостояние официальным кругам.



Отвергнутый Салоном, Гюстав организовал частную выставку в «Павильоне реализма». Курбе надеялся на восхищение публики и поддержку с ее стороны, но демарш едва окупил затраты на строительство помещения.
Но уже через два года была официально представлена картина «Девицы на берегу Сены», которая считается художественным выражением «моральных, психологических и социальных идей».



С этого времени начался творческий подъем Курбе, которого нельзя было сломить ни тюремным заключением, ни насмешками некомпетентной публики, ни проблемами с властями. Художник твердо следовал своей гражданской позиции и ратовал за реальное изображение действительности. Об этом он однажды сказал господину Делакруа:

«Как вы пишете ангелов, когда вы их видели? А если не видели, то как же можно их писать? Вот я пишу только то, что вижу»

Жан Дезире Гюстав Курбе французский живописец, пейзажист, жанрист и портретист. Считается одним из завершителей романтизма и основателей реализма в живописи. Один из крупнейших художников Франции на протяжении XIX века, ключевая фигура французского реализма.

Гюстав Курбе родился в 1819 году в Орнане, городке с населением около трёх тысяч человек, расположенным во Франш-Конте, в 25 км от Безансона, около швейцарской границы. В 1839 году он отправился в Париж, дав отцу обещание, что будет изучать там юриспруденцию. В Париже Курбе познакомился с художественной коллекцией Лувра. На его творчество, в особенности раннее, большое влияние впоследствии оказали малые голландцы и испанские художники, в особенности Веласкес, у которых он заимствовал общие тёмные тона картин. Курбе не стал заниматься юриспруденцией, а вместо этого начал занятия в художественных мастерских, прежде всего у Шарля де Штейбена.

В 1844 году первая картина Курбе, «Автопортрет с собакой», была выставлена в Парижском салоне (все остальные картины были отвергнуты жюри). С самого начала художник показал себя крайним реалистом, и чем далее, тем сильнее и настойчивее следовал по этому направлению, считая конечной целью искусства передачу голой действительности и жизненной прозы и пренебрегая при этом даже изяществом техники. В 1840-х годах он написал большое количество автопортретов.

В конце 1840-х годов официальным направлением французской живописи все ещё был академизм, и работы художников реалистического направления периодически отвергались устроителями выставок. Так, в 1847 году все три работы Курбе, представленные в Салон, были отвергнуты жюри. Более того, в этом году жюри Салона отвергло работы большого числа известных художников, включая Эжена Делакруа, Домье и Теодора Руссо.

При уме и значительном таланте художника, его натурализм, приправленный, в жанровых картинах, социалистической тенденцией, вызвал много шума в артистических и литературных кругах и приобрёл ему немало врагов (к ним относился Александр Дюма-сын), хотя также и массу приверженцев, к числу которых принадлежал известный писатель и теоретик анархизма Прудон. В конце концов, Курбе стал главой реалистической школы, возникшей во Франции и распространившейся оттуда в другие страны, особенно в Бельгию. Уровень его неприязни к прочим художникам дошёл до того, что в течение нескольких лет он не участвовал в парижских салонах, а на всемирных выставках устраивал из своих произведений особые выставки, в отдельных помещениях.

Гюстав Курбе, французский художник XIX века, стал знаменитым благодаря излишне реалистичному изображению обнаженной натуры. Его полотна смущали зрителей откровенностью. Писатель (сын), однажды увидев картину «Спящие», обозван Курбе «утробой, притворяющейся человеком и художником». По сей день работа «Происхождение мира» считается одной из самых скандальных и обсуждаемых.

Детство и юность

Жан Дезире Гюстав Курбе родился 10 июня 1819 года во французском городе Орнан, неподалеку от швейцарской границы, в семье владельца виноградников Режиса Курбе. С юных лет Гюстав проявлял характер: в 1831 году мальчика отдали учиться в семинарию, и духовники, выслушивая его проповедь, отказывали в отпущении грехов. Один за другим представители церкви убегали от 12-летнего француза как от дьявола.

Маленький Курбе, желая поддержать репутацию злостного нарушителя морали, вел список грехов, которые можно было бы совершить - от пустячных проступков до мрачных преступлений. Обучение в семинарии не дало плодов, и в 1837 году Гюстав по настоянию отца поступил в Королевский колледж Безансона на подготовительные курсы юриспруденции.

Одновременно с этим молодой человек увлекся живописью, занимался у представителя неоклассицизма Шарля-Антуана Флажуло. Творчество привлекало француза сильнее, чем юриспруденция. Курбе писал:

«В колледже я научился презирать учение. Я узнал все, что требовалось, и решил не забивать голову ненужными вещами».

В 1839 году молодой человек направился в Париж, сообщив отцу, что едет изучать право. В столице Франции он познакомился с Франсуа Бонвеном, в будущем великим жанристом. Тот показал Курбе Лувр.


Особое впечатление на француза произвели картины малых голландцев и прославленных испанцев: Бартоломе Мурильо, Франсиско де Сурбарана, Диего Веласкеса. Позже, став художником, Гюстав использовал их манеру создавать яркие картины темными тонами.

Экскурсия по Лувру окончательно убедила молодого человека в выборе живописи как основного рода деятельности. Он поступил в мастерскую романиста Шарля де Штейбена, затем переехал в Швейцарию и продолжил обучение. Возможно, здесь начинается биография Курбе-художника.

Творчество

В швейцарских мастерских не рисовали пейзажи и натюрморты - объектом для изображения на холсте была человеческая натура, чаще всего обнаженная. Возможно, из-за неумения работать с другим материалом Курбе начал творческое восхождение с автопортретов.


В 1841 году был написан «Автопортрет с черной собакой». «Декорацией» стал входа в грот Плезир-Фонтен. На коленях у 22-летнего Гюстава устроился черный вислоухий спаниель, о котором годом позже художник писал родителям:

«Я обзавелся прелестной собачкой, чистокровным английским спаниелем, ее подарил мне один из друзей; все ею восторгаются, и в доме Удо ей рады гораздо больше, чем мне».

В 1844 году «Автопортрет с черной собакой» был выставлен в Парижском салоне - престижной выставке Франции. Позже Курбе написал десятки автопортретов: «Мужчина с трубкой», «Человек с кожаным поясом», «Здравствуйте, господин Курбе!», «Отчаяние».


В том же году Гюстав Курбе отправился в путешествие по Бельгии и Нидерландам, где познакомился с продавцом картин. Благодаря этому 7 работ художника купил Хендрик Виллем Месдах - основатель Гаагской школы живописи, ведущей школы в Нидерландах. Так Курбе стал известен за пределами родной Франции.

После успеха «Автопортрета с черной собакой» Парижский салон отказывал художнику в выставке - настал расцвет стиля академизма. «Нет» слышали и другие живописцы: , Теодор Руссо, Антуан-Луи Бари. Вместе они планировали создать арт-пространство, которое по престижности не уступило бы Парижскому салону, но планы нарушила революция 1848 года.


После революции картины Курбе с завидной регулярностью появлялись в Парижском салоне. Выставленный в 1849 году «Послеобеденный отдых в Орнане» был куплен французским правительством, а сам художник удостоился Большой золотой медали салона. Награда позволила Гюставу впредь выставляться без разрешения.

В 1853 году Курбе создал и представил на суд общества картину «Купальщицы». В центре полотна изображена полная женщина со спины. В отличие от представительниц эпохи Ренессанса, эта женщина по современным меркам была неприлично толстой, обрюзгшей. Один из критиков отметил, что при виде такого тела «даже крокодил лишился бы аппетита».


Нашли в картине и библейские мотивы. Так, расположение героинь напоминало позы и из евангельского сюжета «Не прикасайся ко мне» (картина Антонио да Корреджо «Noli me tangere»). Зритель оказался не готов к столь реалистичному изображению, а , увидев картину, показательно отхлестал ее кнутом. Гюстав Курбе, ожидавший высшей похвалы общества, лишь возгордился:

«Я привел в ужас весь художественный мир».

Нелестная критика не испугала живописца, и он продолжил рисовать обнаженную натуру. Иногда ему позировали женщины со снимков французского фотографа Валлу де Вильнева, и поэтому работы Курбе стали больше похожи на реалистичные фото, а не на художественные произведения.


В 1866 году Гюстав Курбе написал сразу две скандальные картины, одна из которых, «Происхождение мира», была впервые выставлена лишь в XX веке. Полотно «Спящие», ставшее достоянием общественности в 1872 году, вызвало очередную бурю негодования.

На картине изображены две обнаженные спящие девушки, вероятно, после полового акта - на это намекают разбросанные украшения, смятое постельное белье. Непристойность полотна послужила поводом для полицейского расследования в 1872 году. Больше века, до 1988 года, работа держалась в частных коллекциях, запрещенная для публикации.

«От какого чудовища… мог произойти этот ублюдок? Под каким колпаком, на какой навозной куче, политой смесью вина, пива, ядовитой слюны и вонючей слизи, произросла эта пустозвонная и волосатая тыква, эта утроба, притворяющаяся человеком и художником, это воплощение идиотского и бессильного», - возмущался Александр Дюма (сын) в письме к Жорж Санд, увидев «Спящих».

К счастью, Дюма-младший не застал самую скандальную картину Курбе «Происхождение мира», но зато стал ключом для разгадки великой художественной тайны - кто же натурщица. На полотне, написанном по заказу шейха Халила Шерифа Паши, изображена женщина с раскинутыми бедрами: на переднем плане покрытые волосами гениталии, далее - живот и оголенная грудь.


Согласно распространенной версии, Курбе позировала ирландка Джоанна Хиффернан - одна из «Спящих», любовница художника Джеймса Уистлера.

В 2013 году частный коллекционер продемонстрировал найденную вторую часть «Происхождения мира». На картине изображена голова девушки, якобы героини скандального полотна. В девушке искусствовед Жан-Жак Фернье признал Хиффернан.


Работники музея Орсе, где сейчас выставлен оригинал «Происхождения мира», эту теорию оспорили. В 2018 году историк Клод Шопп расшифровал в письмах Александра Дюма (сына) к фразу:

«Нельзя описать самой изящной и точной кистью деликатное нутро мадемуазель Кенье из Оперы».

Вероятно, речь шла о прославленной балерине Констанс Кенье, которая на момент написания «Происхождения мира» являлась любовницей шейха Халила Шерифа Паши. Современные искусствоведы считают эту гипотезу наиболее правдоподобной.


«Происхождение мира» - самая скандальная картина в коллекции Гюстава Курбе. Написанная в 1866 году, она пережила Вторую мировую войну, считалась утерянной, но в 1955-м была найдена психоаналитиком Жаком Лаканом. Произведение хранилось втайне от посторонних глаз за сдвигающимся полотном, послужило вдохновением для написания труда «Четыре основные понятия психоанализа».

После смерти Лакана картину передали музею Орсе в счет уплаты налога за наследство. С того времени «Происхождение мира» выставляется за пуленепробиваемым стеклом, а рядом круглосуточно дежурит охранник, чтобы пресекать бурную реакцию зрителя.

Личная жизнь

О личной жизни Гюстава Курбе известно мало. Говорят, что художник постоянно крутил романы с натурщицами, в том числе с Джоанн Гифферман и Констанс Кенье. Но одна из них, Вирджиния Бине, удерживала внимание Курбе на протяжении 10 лет.


Пара познакомилась в Париже в начале 1840-х годов. В 1847-м у них родился сын, которому было суждено прожить 25 лет. В 1850-х влюбленные распрощались, предположительно потому, что Гюставу наскучило общество единственной девушки. Вирджиния оставила ребенка себе.

Смерть

В 1871 году Курбе поддержал Парижскую коммуну. Его назначили комиссаром по культуре, в обязанности которого входила защита произведений искусства во время осады Парижа. Пользуясь служебным положением, художник предложил снести Вандомскую колонну, которая якобы производила «впечатление кровавого ручья в мирном саду».


В декрете о сносе памятника сказано, что

«колонна... является памятником варварству, символом грубой силы и ложной славы, утверждением милитаризма, отрицанием международного права, постоянным оскорблением побеждённых со стороны победителей, непрерывным покушением на один из трёх великих принципов Французской республики - Братство...».

18 мая 1871 года колонну снесли, а 10 дней спустя пала Коммуна. Последователей либо казнили, либо арестовывали. Первое время Курбе удавалось избегать наказания. 30 мая полиция обыскала его мастерскую, конфисковала 106 полотен. 7 июня Гюстава поймали. За низвержение Вандомской колонны его приговорили к шести месяцам лишения свободы. Также художнику предстояло возместить деньги, потраченные на восстановление памятника.


Курбе пришлось распродать картины, но вырученных средств не хватило. Не желая обанкротиться из-за ежегодных выплат в размере 10 тысяч франков, 23 июля 1873 года художник сбежал в Швейцарию.

Подорванное здоровье, а именно развившиеся геморрой и водянка превратили последние годы жизни Курбе в ад. Смерть застала его за день до 1878 года, 31 декабря 1877-го.

Произведения

  • 1841 – «Автопортрет с черной собакой»
  • 1845 – «Отчаяние»
  • 1849 – «После обеда в Орнане»
  • 1853 – «Купальщицы»
  • 1853 – «Веяльщицы»
  • 1854 – «Здравствуйте, господин Курбе!»
  • 1855 – «Мастерская художника»
  • 1861 – «Женщина в белых чулках»
  • 1866 – «Спящие»
  • 1866 – «Происхождение мира»
  • 1870 – «Волна»
Из любимого...~Художник Гюстав Курбе ~...

Гюстав Курбе (Courbet) (10 июня 1819, Орнан - 31 декабря 1877, Ла-Тур-де-Пелье, Швейцария), выдающийся французский живописец, замечательный мастер реалистического портрета.

«...никогда не принадлежал ни к какой школе, ни к какой церкви... ни к какому режиму, как только к режиму свободы».

"Автопортрет (Мужчина с трубкой)". 1848-1849 гг.

Родился в Орнане, на юго-западе Франции. Сын состоятельного фермера, ставшего позднее мэром города. Обучался рисованию в семинарии в Орнане. Брал уроки у живописца Флажуло. Решив стать живописцем, уехал в Париж (1840), где с увлечением изучал работы старых и современных ему мастеров, писал с натуры. Первые работы художника (середина 1840-х) — картины на религиозные сюжеты, несколько автопортретов и портретов, ряд романтических по характеру композиций.

В 1842 году он создал первую свою картину, имевшую настоящий успех,— «Автопортрет с черной собакой». Хотя и написанное в Париже, это полотно изображает Курбе сидящим на земле у входа в грот Плезир-Фонтен под Орнаном. Топография местности, исхоженной Курбе в мальчишеские годы, так глубоко запечатлелась в его сознании, что он мог без труда воспроизвести любую ее деталь по памяти. На черных, вьющихся, очень длинных волосах Курбе — широкополая шляпа, одет художник в свободную блузу из темной ткани с розовой подкладкой и серые брюки в зеленую полоску. Позади него слева лежат трость и альбом для этюдов; с другой стороны, на фоне виднеющегося вдали залитого солнцем пейзажа, темным силуэтом выделяется черный вислоухий спаниель. На небе и заднем плане — несколько пробных мазков, сделанных мастихином — инструментом, которым Курбе позднее пользовался с большим мастерством.

Собака была недавним приобретением, о чем Курбе и писал родителям в мае 1842 года: «Я обзавелся прелестной собачкой, чистокровным английским спаниелем — ее подарил мне один из друзей; все ею восторгаются, и в доме Удо ей рады гораздо больше, чем мне». Два года спустя этот автопортрет откроет Курбе двери Салона — честь, которой усиленно добиваются все начинающие.

Для творчества Курбе оказалась очень важной поездка в Голландию (1847), где его привлекла жанровая живопись. Первым по-настоящему значительным произведением художника явилась большая картина «Послеобеденное время в Орнане» (1849), купленная в музей. Важность этого события заключается в признании официальной критикой жанровой картины произведением искусства.

Картина изображает группу людей перед огромным камином в кухне орнанского дома Курбе. Со стола убраны остатки еды, стоят лишь блюдо с фруктами, три бутылки вина и четыре наполовину выпитых бокала. Слева на стуле дремлет отец Курбе; напротив за столом сидит сам художник; следующий, Адольф Марле, написанный со спины, разжигает трубку головней из пылающего камина; справа Альфонс Промайе играет на скрипке. Под стулом Марле мирно спит крупный бульдог. Комната полна вечерними тенями; позы слушателей, расслабившихся после обильной еды, свидетельствуют о безмятежном наслаждении музыкой.

1850-е — наиболее благоприятный период для творчества Курбе, когда созданы самые выдающиеся его произведения, например, «Дробильщики камня» — метр шестьдесят пять на два пятьдесят девять. В письме к Вею Курбе описывает полотно и рассказывает об обстоятельствах, породивших ее замысел: «Я ехал на нашей повозке в замок Сен-Дени, около Сеэн - Варе, неподалеку от Мезьера, и остановился посмотреть на двух человек — они представляли собой законченное олицетворение нищеты. Я тотчас же подумал, что передо мной сюжет новой картины, пригласил обоих к себе в мастерскую на следующее утро и с тех пор работаю над картиной... на одной «стороне полотна изображен семидесятилетний старик; он согнулся над работой, молот его поднят вверх, кожа загорелая, голова затенена соломенной шляпой, штаны из грубой ткани все в заплатах, из когда-то голубых порванных носков и лопнувших снизу сабо торчат пятки. На другой стороне — молодой парень с пропыленной головой и смуглым лицом. Сквозь засаленную, изодранную рубаху видны голые бока и плечи, кожаные подтяжки поддерживают то, что некогда было штанами, на грязных кожаных башмаках со всех сторон зияют дыры. Старик стоит на коленях; парень тащит корзину со щебнем. Увы! Вот этак многие начинают и кончают жизнь». В романе «Биез из Серина», написанном вскоре после этого, Франсис Вей почти дословно использовал фразы из письма Курбе, описывая двух дробильщиков камня у обочины дороги.

Курбе писал каждую из своих моделей отдельно. Старик по имени Гажи провел всю жизнь, работая на дорогах вблизи Орнана. Картина очень понравилась орнанцам, и, по словам Прудона, кое-кто предлагал даже купить ее и повесить над алтарем приходской церкви, потому что она содержит мораль. Именно Прудон в 1864 году назвал Курбе первым подлинно социальным художником, а «Дробильщиков камня» — первой социальной картиной: «Дробильщики камня» — насмешка над нашей индустриализацией, которая ежедневно придумывает замечательные машины... для выполнения... самых разных работ... и не способна освободить человека от самого срубого физического труда...». Но Прудон всегда видел в любой картине только социологический трактат, и нет оснований предполагать, что Курбе, задумывая и создавая «Дробильщиков камня», интересовался лишь социальным звучанием сюжета. Письмо к Вею ^указывает, что, хотя художник жалел несчастных тружеников и сознавал всю трагичность их безысходно тяжкого и нищего существования, его в той же мере привлекала чисто живописная сторона сцены. Позже, когда влияние Прудона на художника упрочилось, Журбе усвоил морализаторскую интерпретацию своего друга и временами умудрялся даже убеждать себя, что эта концепция с самого начала была его собственной. В 1866 году, когда Идвиль, друг и будущий биограф Курбе, спросил у него: «Разве вы намеревались выразить социальный протест фигурами двух этих людей, согнувшихся под бременем непосильного труда? Я, напротив, усматриваю в них кроткую покорность судьбе, и они вызывают во мне чувство жалости», художник ответил: «Эта жалость... проистекает от возмущения несправедливостью, и тем самым, даже не задаваясь такой целью, а просто изображая увиденное, я поднял вопрос, который они [реакционеры] именуют социальным вопросом».

А также «Похороны в Орнане» (1849), «Деревенские барышни» (1851). Принятые в Салон, картины вызвали скандал. Академическая критика объявила художника «апостолом безобразия» и вульгарности. Шумные протесты вызвали и «Купальщицы», появившиеся двумя годами позже. Курбе отказался в них от идеализации женского тела, изобразив вместо салонной красавицы — крестьянку.

Разочарование побудило его построить на собственные средства «Павильон реализма» на территории Всемирной выставки и организовать в нем показ своих работ. Выставка, не имевшая большого успеха у публики, сыграла, тем не менее, значительную роль в утверждении реалистического направления в искусстве. Курбе был замечательным мастером реалистического портрета, создателем разнообразных и оригинальных по характеру работ: «Раненый», автопортрет (1844), «Любовники на лоне природы» (1844—45), романтический автопортрет с женой (1845), «Портрет Бодлера», «Портрет Прудона» (1853—55) и др. В 1855 он написал большой групповой портрет «Ателье», где изобразил себя за работой в окружении персонажей своих картин и друзей-единомышленников. Это был первый во французской живописи групповой портрет людей искусства, объединенных близкими эстетическими взглядами.

В портреты он вводил элементы пейзажа или интерьера. Иногда его портреты кажутся этюдами к жанровым картинам (таковы Бодлер, композитор Берлиоз, 1850). Жанровой, по сути, сценой является картина «Здравствуйте, господин Курбе» (момент встречи художника с меценатом Брюйа на прогулке, оригинальный вариант портрета Брюйа, 1854).

Значителен вклад Курбе в развитие натюрморта, объединенного с пейзажем: «Убежище ланей» (1866), «Водопад в Конше» (1864), «Волна» (1870), «Хижина в горах» (1870), «Море у берегов Нормандии» (1867).

Курбе, как и О. Домье, отверг присужденный ему орден Почетного Легиона. К числу лучших произведений Курбе последнего периода относится картина «Возвращение кюре с приходской конференции» (1863), где он сатирически показывает пьяных церковников. Появление этой картины вызвало бурную реакцию со стороны Церкви. Судьба картины оказалась трагичной: купленная кем-то из фанатиков (с целью уничтожения), она бесследно исчезла и сегодня известна только по репродукциям. В период Парижской коммуны Курбе активно участвовал в событях: и как художник, и как общественный деятель, президент федерации художников, «блюститель всех видов искусств и музеев Парижа». После ее поражения Курбе был брошен в тюрьму, приговорен к колоссальному штрафу за разрушение Вандомской колонны, в которой восставшие видели символ реакции. Художнику с помощью друзей удалось бежать в Швейцарию, где он, больной, разбитый духовно, продолжал работать вплоть до самой смерти (к этому времени относится его пейзаж «Хижина в горах», 1870-е, другие горные пейзажи, несколько значительных картин).

Прогрессивные реалистические тенденции, получившие убедительное развитие в творчестве Курбе тех лет, определяли роль живописца как главы реалистического направления во французской живописи середины XIX века. С его именем связывали создание новой эстетики, провозглашающей ценность будничного и повседневного в искусстве.

Его прах был перевезен на родину только в 1919.