Конспект занятия лексике и грамматике. Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Непоседы».

Город Муравленко, Ямало-Ненецкий автономный округ

Тема : «Весна пришла»

Цель : Формировать представления детей о весне, обогащать кругозор и активизировать словарь детей.

Расширить словарь детей по лексической теме, упражнять в подборе глаголов, закреплять умение согласовывать имена прилагательные с именами существительными, продолжать учить отвечать на вопросы полным предложением и совершенствовать навыки деления слов на слоги.

Совершенствовать фонематическое восприятие, развивать мелкую и общую моторику, память, внимание, мышление и художественно-эстетический вкус.

Воспитывать любознательность, доброту, любовь к окружающей природе и друг другу.

Оборудование:

Слайдовое сопровождение на тему: «Весна пришла», экран, мячи Су-джок, дидактическое пособие «Солнышко», прищепки, картинки по лексической теме.

Предварительная работа:

Ход НОД

1.Организационный момент

(На столе лежит дидактическое пособие «Солнышко», обращаю на неё внимание).

Логопед: Ребята, кто заглянул к нам в гости?

Дети: Солнышко.

Логопед : Да, ребята, только что-то тут не то.

Как вы думаете? (пропали лучики).

Солнышко по секрету мне сказало, что лучи его находятся в волшебной корзиночке. Выполнив одно важное задание, вы сможете их вернуть (ответы).

Логопед читает:

Чтобы солнце засияло,

Нам собрать лучи все надо.

Ты заданье выполняй,

Лучи солнца собирай!

Чтобы лучики зажглись,

Друг другу улыбнись! (мимическая гимнастика).

- Давайте, поприветствуем солнышко, друг друга и гостей:

Здравствуй, солнце золотое, (дети раскрывают ладони в сторону солнца).

Здравствуй, небо голубое (поднимают руки вверх)

Здравствуй, все мои друзья! (касаются ладонями друг друга)

Здравствуй, матушка-земля!

Логопед:

- А теперь слушайте важное задание, о котором я вам говорила: если вы отгадаете загадку, наше солнышко снова засияет золотыми лучами.

Тает снежок.

Ожил лужок.

День пребывает.

Когда это бывает? (весной.)

Догадались, о каком времени года мы будем говорить?

Дети: О весне.

2. Основная часть

1) Презентация

Логопед: Давайте вспомним, что же происходит в природе с приходом весны? (Слайды «Весна пришла!»)

Вопросы по слайдам:

  1. Что можно сказать о снеге? Что делает снег весной? (падает, кружится, блестит, тает).
  2. Что происходит с сосульками весной? (тают, капают, падают).
  3. Что делают почки весной? (наливаются, набухают, раскрываются, появляются первые листочки).
  4. Что делают птицы весной? (прилетают, возвращаются в родные края, вьют гнезда, выводят птенцов).
  5. Что делают звери весной (просыпаются из зимней спячки, появляются детеныши).

Логопед: Все рады весне и ждут её с нетерпением. Раньше весну зазывали, в гости приглашали…

Весна красна!
Тепло солнышко!
Приди скорей,
Согрей детей!

Давайте вместе скажем закличку о весне, чтобы она скорее к нам пришла.

2) Фонематическая зарядка

Логопед: Ребята, а теперь встаньте возле стульчиков и внимательно слушайте условие игры. Я назову слово, а вы хлопните в ладоши, если оно относится к весне, а если нет - присядете на корточки.

Слова: сосулька, зима, карандаш, мороз, луч, самолет, почки, птицы, солнышко, капель.

Поделим слова на части - слоги? Из скольких частей состоит слово: луч, тепло, солнышко.

Логопед: Весной оживает вся природа: прилетают птицы, раскрываются почки, просыпаются звери. Какие звери просыпаются весной? (Предполагаемые ответы детей). А теперь послушайте сказку и повторяйте движения.

3) Су-джок терапия « Путешествие Ежика»

Ёжик, ёжик, хитрый ёж, на клубочек ты похож

(дети катают Су-джок между ладонями)

На спине иголки (массажные движения большого пальца)

Очень-очень колкие (массажные движения указательного пальца)

Хоть и ростом ёжик мал, (массажные движения среднего пальца)

Нам колючки показал, (массажные движения безымянного пальца)

А колючки тоже (массажные движения мизинца)

На ежа похожи (дети катают Су-джок между ладонями).

Логопед : Ребята, давайте поиграем в весенние слова. Я называю слово, а вы подбираете признак к заданному слову.

4) Игра «Подбери слово»

Как можно назвать весну? Какая она, опишите ее (ранняя, красивая, теплая, долгожданная, веселая, поздняя…)

День какой? (солнечный, ясный…)

Весной солнце какое? (яркое, лучистое, теплое, ласковое…)

Настроение весной, какое? (радостное, весёлое, счастливое...)

3. Итог НОД

Рефлексия

А сейчас у вас какое настроение? Вам понравилась наша сегодняшняя встреча? Что вам понравилось? Что запомнилось? (ответы детей)

Логопед:

Нашему Солнышку, мне и нашим гостям тоже понравилось, как вы дружно отвечали и все лучики собрали! Это яркое, веселое и лучистое Солнышко останется вместе с нами и будет нам дарить радость и тепло! Чтобы солнышку было веселее, мы нарисуем ему хорошее настроение и яркие лучи!

План-конспект НОД

по формированию лексико-грамматического строя речи

в старшей логопедической группе

(согласно ФГОС)

Тема: «Весна пришла»

Интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Цель: Формировать представления детей о весне, обогащать кругозор и активизировать словарь детей.

Коррекционно-образовательные задачи:

  • расширить словарь детей по лексической теме;
  • упражнять в подборе глаголов, согласовании существительных с прилагательными;
  • продолжать учить отвечать на вопросы полными предложениями;
  • совершенствовать навыки деления слов на части.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • совершенствовать фонематическое восприятие;
  • развивать мелкую и общую моторику, память, внимание, мышление, художественно-эстетический вкус.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • воспитывать любознательность, доброту, любовь к окружающей природе и друг другу.

Оборудование : слайдовое сопровождение на тему: «Весна пришла!», экран, мячи Су-джок, дидактическое пособие «Солнышко», прищепки, картинки по лексической теме.

Предварительная работа:

Беседа о временах года, рассматривание иллюстраций, наблюдения за весенними изменениями в природе на прогулке, чтение стихов и рассказов о весне.

Ход НОД

1. Организационный момент (мимическая гимнастика , мотивация).

2. Основная часть.

Слайдовое сопровождение «Весна пришла!»

Цель: активизация словаря детей по лексической теме, совершенствование знаний в согласовании глаголов с существительными.

Дидактическая игра «Поймай слово» (фонематическая зарядка).

Цель: совершенствование фонематического восприятия, развитие общей моторики.

Су-джок терапия « Путешествия Ежика».

Цель: развитие мелкой моторики, стимулирование речевых зон коры головного мозга

Игра «Подбери слово».

Цель: совершенствование знаний детей в правильном поборе прилагательных к существительным и в согласовании слов.

3. Итог НОД (рефлексия).

Давайте станем водителями. Возьмите в руки руль, поехали! А теперь покажите самолет, лодочку с вёслами, мотоцикл, паровоз.

Знаете ли вы, как взрослые сдают экзамены на право вождения автомобиля? Существуют специальные автошколы, в которых учат водить машину и выдают права. Но чтобы получить права, надо ответить на вопросы. Давайте и вы попробуете сдать экзамены на водителя. Мы отправляемся в школу Весёлого светофора. Он уже встречает нас и приготовил свои задания.

Поиграем в игру с вами, я начну, а вы закончите стихотворение

Слово спряталось куда-то.
Слово спряталось и ждет.
“Пусть найдут меня ребята
Ну-ка кто меня найдет?”
Дом на рельсах тут как тут
Всех умчит он в пять минут.
Ты садись и не зевай –
Отправляется... (трамвай)

Не поедет без бензина
Ни автобус, ни... (машина)

Едет он на двух колесах,
Не буксует на откосах,
И бензина в баке нет –
Это мой... (велосипед)

Бежит при ветре споро
Без весел и мотора... (парусник)

Самосвалом я зовусь,
Сам я сваливаю... (груз)

Накорми меня бензином,
На копытца дай резины,
И тогда, поднявши пыль,
Бежит.... (автомобиль)

Прицепившись к задней шине,
Мишка едет на... (машине)

Весь мир прочитал
Сообщенье в газетах,
Что Белка и Стрелка
Летали в... (ракетах)

Без разгона ввысь взлетает,
Стрекозу напоминает.
Отправляется в полет
Винтокрылый... (вертолет)

В этом доме тишина,
Много окон, дверь одна.
Дом летит под небеса.
За окошком вся страна.
Дом отправился в полет.
Значит это... (самолет)

Мимо рощи, мимо яра,
Мчит без дыма, мчит без пара
Паровоза сестричка...
Кто такая? ... (электричка)

Вез водитель в магазин
Много метел и корзин.
Как приятно было Зине
Вместе с ним сидеть в... (кабине)

Тучек нет на горизонте,
Но раскрылся в небе зонтик.
Через несколько минут,
Опустился... (парашют)

Игра «Один - много». Логопед выставляет на доску картинку, например, самолет. «Что это? - Самолет. - Да, это самолет. Один самолет. А в аэропорту много... самолетов». (У меня один автомобиль, а в гараже много... автомобилей, автобусов, трамваев, троллейбусов, поездов, пароходов...)

На столе макет части улицы (города). Логопед демонстрирует ряд действий с игрушечным автомобилем, дети обговаривают эти действия: «Машина из гаража - выехала, на гору - въехала, дом кругом - объехала, с горы - съехала, по улице - поехала и дальше - поехала. К мосту - подъехала, в гараж - заехала, по мосту - проехала, перекресток - переехала». Затем детям предлагается производить действия

Самолет построим сами, стучат кулак об кулак
Понесемся над лесами, заводят мотор
Понесемся над лесами, летают
А потом вернемся к маме. встают на одно колено

Игра «Мастерская Самоделкина». У каждого ребенка картинка с автомобилем, у которого не хватает какой-либо детали (без колеса, без двери, без кузова, без кабины, без капота...).

А какие вы знаете профессии, которые встречаются на разных видах транспорта?

На тракторе работает – тракторист

На поезде – машинист

На самолете – летчик

На машине – водитель

На корабле - капитан

Отъехал – подъехал

Въехал – съехал

Выехал – подъехал

Улетел – прилетел

Заплыл – выплыл

Взлетел – приземлился

«На улице нашей машины, машины. Машины-малютки, машины большие. У каждой машины дела и заботы. Машины выходят с утра на работу». Выставляется машина-молоковоз. «Для чего нужна эта машина? Как она называется? - Молоковоз. - Да, ее название состоит из двух слов: «молоко» и «возить». Аналогично работа со спецмашинами: бензовоз, хлебовоз, лесовоз, самосвал, снегочист, муковоз, рыбовоз... «Все это спецмашины. Они хорошо помогают человеку».

Веселый светофор вам всем вручает права, вы все молодцы, справились со всеми заданиями.

♦ Три глаза - Три приказа,

Если красный свет горит - всем стоять он говорит,

Если желтый приготовься,

А зеленый свет горит - проезжайте говорит

Екатерина Бардакова
Конспект занятия по формированию грамматического строя речи в младшей группе «В гостях у бабушки»

Конспект по грамматическому строю речи в младшей группе .

Тема : В гостях у бабушки .

Цель : Формирование грамматического строя речи в ходе представлении о домашних животных.

Задачи :

Образовательная : Закреплять знания детей о домашних животных, учить распознавать их по внешнему виду. Развивать грамматический строй речи : умение изменять существительные с единственного числа на множественное и наоборот, образовывать слова при помощи уменьшительно - ласкательных суффиксов.

Развивающая : Развивать слуховое и зрительное внимания, психические процессы : память, мышления внимание.

Воспитательная :Воспитывать любовь к животным.

Ход ООД:

Вводная часть :

Воспитатель : Настенька, принеси пожалуйста нашу любимую книгу.

(Настя берёт с полки книгу и из книги выпадает письмо.)

Воспитатель : Ой что это?

Дети : Письмо

Воспитатель : Несите его скорее сюда, и мы узнаем кто его нам написал.

(воспитатель открывает письмо и читает.)

Воспитатель : Так так…Нас пишет Бабушка Василиса и приглашает к себе в гости . Отправимся к ней в гости ?

Дети : Да.

Воспитатель : А на чём можно отправится?

Дети : На самолёте, на поезде, на машине, а автобусе.

Воспитатель : Какие у вас интересные идеи, но нам нужен такой транспорт чтобы мы могли туда поместиться, на что лучше нам поехать?

Дети : На поезде.

Воспитатель : А вы знаете из чего состоит поезд?

Дети : Да. Поезд состоит из вагонов, колёс.

Основная часть :

(воспитатель показывает картинку, на которой изображён поезд, но у него нет колёс, по всей группе разложены нарисованные колёса.)

Воспитатель : Посмотрите внимательно, чего нет у поезда?

Дети : Колёс.

Воспитатель : Правильно, у поезда нет колёс, а без них мы не уедем, поэтому нам надо их найти. Запоминайте, где вы нашли колесо.

(дети выполняют задание и приносят колёса воспитателю.)

Воспитатель : Кирилл где ты нашёл колесо?

Кирилл : Колесо лежало под столом.

Воспитатель : Оля, а ты где нашла колесо?

Оля : Я нашла колесо на стуле.

(поочерёдно подходит каждый ребёнок к воспитателю и разлаживает где он нашел колесо.)

Воспитатель : Молодцы нам получилось починить поезд. Можно отправляться в путь.

(дети строятся быстрое – в быстром темпе . Воспитатель останавливается возле первого стала, где сидит кукла бабушки .)

Воспитатель : Вот мы и прибыли. Здравствуйте бабушка Василиса .

Дети : Здравствуйте бабушка Василиса .

Бабушка : Здравствуйте детишки, а вы хотите узнать кто со мной живёт?

Дети : Да.

Бабушка : Тогда проходите на задний двор.

(дети и воспитатель проходят на коврик где расставлены игрушки домашних животных.)

Воспитатель : Смотрите, кто это?

(воспитатель показывает на игрушки, которые стоят на коврике.)

Дети : Корова

Воспитатель : А это?

Дети : Маленький теленок.

Воспитатель : А это?

Дети : Ещё одна корова.

Воспитатель : Сколько коров?

Дети : Много коров.

Воспитатель : Кого вы ещё ведете?

Дети : Мы видим телят.

Воспитатель : Один телёнок, а много?

Дети : Телят.

Бабушка : Кто вы ещё ведете?

Дети : Мы видим быка.

Бабушка : Один бык, а много?

Дети : Быков.

Воспитатель : Правильно, молодцы. А как говорят бык, корова и теленок?

Дети : Они мычат Му-уу

Воспитатель : Посмотрите к нам пришли ещё животные. Давайте назовём ласково всех животных.

(воспитатель по очереди показывает животных, а дети называют их ласково.)

бык – бычок

свинья – свинка

собака – собачка

баран – барашек

теленок – теленочек

корова - коровка (коровушка)

овца – овечка

щенок – щеночек

коза - козочка

Бабушка : Домашние животные расшалились и стали с вами играть, подскажите, что они делают.

(воспитатель имитирует движения животных, подключая звукоподражание, поощряя детей к называнию предложений.)

щенок-тявкает

собака-грызет

овечка-жует

корова-мычит

свинья-хрюкает

теленок-скачет

Воспитатель : Домашним животным пора отдыхать, давайте попрощаемся с ними и с бабушкой Василисой , скажем им "До свидания!".

Дети : До свидания.

Бабушка : До свиданья дети, приезжайте ко мне в гости .

Рефлексия :

Воспитатель : Занимаем свои места в вагонах. Отправляемся.

(дети строятся , как вагончики и двигаемся под звук бубна. Под медленное звучание бубна двигаемся медленно. Под быстрое – в быстром темпе .)

Воспитатель : Где мы сегодня побывали? С кем мы познакомились? Чем мы сегодня занимались? Что вы узнали нового? А что вы узнали нового? Кому вы хотите рассказать по наше путешествие?

Публикации по теме:

Формирование грамматического строя речи. «Формирование грамматического строя речи" (Логопедическая группа) Цель: определение звука в разных позициях (слог, слово, предложение.

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи Тема: Мой дом Возрастная группа: старшая Речевое нарушение: ОНР 3 уровня Продолжительность: 35 минут Тип занятия: занятие по овладению.

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи. Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и обогащению словаря в старшей группе детей с ОНР с.

Непосредственно-образовательная деятельность в старшей группе ГБОУ НШ с. Красноармейское СП д/с "Чебурашка" учитель-логопед Турапина Е. А.

Конспект НОД по формированию грамматического строя речи «В гости к Солнышку» Возраст детей: 5-6 лет. Цель: закрепить правильное употребление предлогов в речи. Задачи: 1. Развивать грамматический строй речи через упражнения.

Конспект открытого занятия по развитию речи «В гостях у бабушки Варварушки» в первой младшей группе Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация. Социализация - развивать желание детей играть вместе с воспитателем в.

Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматического строя речи «Овощи» для детей с ОНР(III)уровнем речевого развития

Цели:

- расширение и активизация словаря по теме овощи;

Закрепление умения согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже;

Обучение образованию относительных прилагательных;

- обучать образованию множественного числа существительных;

- обучение образованию уменьшительно-ласкательных существительных;

Развитие навыков связного высказывания;

Развитие памяти, концентрации и устойчивости внимания, словесно-логического мышления с использованием загадок;

Развитие мелкой моторики с использованием пальчиковой гимнастики «Готовим капусту».

Оборудование: картинный материал(овощи, грядки на огороде),гном

Лексический материал:

-- словарь предметов : овощи, морковь, капуста, редиска, картофель, огурец, помидор(томат), баклажан, горох, кабачок, тыква, лук, чеснок, сок, суп, каша, земля ;

-- словарь признаков : оранжевая, длинная, сладкая, круглые, сырой, соленый, сочные, красная, крупные, желтая, зеленый, большой, маленький

-- словарь действий: растут, цветёт, созревают копается, зеленеют, краснеют, приготовить, варить, жарить, собирать, срывают, срезают, выкапывают, выдёргивают, нарубили, перетерли, посолили

Ход занятия:

1. Организационный момент

Ребята , к нам в гости пришел гномик и он хочет загадать вам загадки, послушайте внимательно и отгадайте загадки:

Расту в земле на грядке я, Оранжевая, длинная, сладкая.

( морковь )

Ребята,а какая морковь? А теперь ответим красиво, начиная со слова морковь…(Морковь длинная, оранжевая)

Как на нашей грядке
Выросли загадки:
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени краснеют. ( помидоры )

Помидор еще называют томат. В русском языке существуют такие слова как синонимы, т.е, слова, которые совершенно различные по звучанию, но обозначают один и тот же предмет . Помидор и томат -это одно и тоже. Когда созревают помидоры? А теперь ответим красиво, начиная со слова помидоры… (Помидоры созревают осенью)

Круглый бок, жёлтый бок,

Я длинный и зеленый, вкусен я соленый,
Вкусен и сырой. Кто же я такой?
(огурец)

Ребята,а какой огурец? А теперь ответим красиво, начиная со слова огурец …(Огурец длинный, зеленый.)

Уродилась я на славу,

Голова бела, кудрява.

Кто любит щи- меня ищи.

(капуста)

Ребята,а какая капуста?(Капуста большая, белая)

Щеки красные, нос белый.
В темноте сижу день целый.
А рубашка зелена,
Вся на солнышке она.
( редиска )

В темноте, значит в земле, редиска растет в земле.

Кругла, бела
На стол она с полей пришла.
Ты посоли ее немножко
Ведь правда вкусная...

( картошка )

Как можно приготовить картошку? А теперь ответим красиво, начиная со слова

(Картошку можно варить, жарить, тушить.)

2.Основная часть

Ребята, а вы знаете как морковь, лук, баклажан, огурец, помидор, горох назвать одним словом(Овощи). Овощи растут в огороде на грядках. Одни овощи растут на земле, к ним относятся помидоры, огурцы, капуста. Посмотрите на картинки и назовите, а какие еще овощи растут под землей? Некоторые овощи растут в земле, к ним относятся картофель, морковь, редиска. Вы знаете какие еще овощи растут в земле, назовите их.
Когда овощи созревают, их надо собрать. овощи, которые растут на земле срывают, срезают. Овощи, которые растут в земле выкапывают, выдёргивают.

3. Игра “Один- много”

Инструкция: Давайте поиграем в игру, я буду назвать один овощ, а вы мне много.

Помидор- помидоры
Огурец- огурцы
Тыква- тыквы
Кабачок- кабачки
Баклажан- баклажаны

Физкультминутка “Урожай”.

Инструкция: Ребята, а вы помогаете маме дома? (Да). Тогда давайте сейчас поможем маме заготовить капусту на зиму? Смотрите внимательно, сейчас я покажу, как заготавливать капусту (педагог показывает выполнение упражнений). Ребята, а теперь давайте все вместе заготовим капусту.

Ребята, давайте заготовим капусту на зиму.
Тук! Тук! Тук! Тук!
Раздается в доме стук.
Мы капусту нарубили, (Ритмичные удары ребром ладоней по столу.)
Перетерли,
Посолили (Указательный и средний пальцы трутся о большой)
И набили плотно в кадку.
и теперь у нас все в порядке. (Отряхивают руки.)

Игра “Назови сок, салат”.

Инструкция: Ребята, а что можно приготовить из овощей? А сок можно приготовить? Какой сок можно приготовить из…?

Сок из моркови- морковный
Сок из капусты- капустный
Сок из свёклы- свёкольный
Салат из огурцов- огуречный
Салат из картофеля- картофельный

Игра “Большой- маленький”

Инструкция: Ребята наш гномик, живет в стране, где все маленькое: маленькие домики, маленькие огороды, маленькие овощи, поэтому там все называют ласково. Давайте подумаем как в стране гномика будут называть…?
Помидор- помидорчик морковь-морковочка
Огурец- огурчик тыква- тыковка
Лук- лучок свёкла- свёколка
Чеснок- чесночок капуста- капустка
Горох- горошек картошка- картошечка

9. Итог занятия.

Цель: повторение и обобщение материала, с которым дети познакомились на занятии.

Ребята, давайте еще раз повторим, что изображено на картинках. Педагог по очереди показывает на картинке, а дети называют. Как мы можем назвать одним словом все эти картинки? Где растут овощи? Какие овощи растут на земле, а какие под землей? Что можно приготовить из овощей? Молодцы ребята! Сегодня все старались!

Цель: Развитие грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные

Активизировать в речи детей номинативный словарь названий фруктов.

Закреплять обобщающие понятия.

Упражнять в образовании относительных прилагательных.

Продолжать учить образовывать множественное число существительных в И. п. и Р. п.

Упражнять в согласовании имен числительных с именами существительными.

Коррекционно-развивающие

Развивать объем и концентрацию внимания, мышление.

Развивать зрительное восприятие.

Коррекционно-воспитательные

Формировать навыки сотрудничества в игре и на занятии.

Воспитывать интерес к занятию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект

Непрерывной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе.

Тема: «Фрукты»

Разработчик Корепова Ольга Александровна,

Воспитатель ГБОУ №297

Пушкинского района

Г. Санкт-Петербурга

Цель: Развитие грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные

Активизировать в речи детей номинативный словарь названий фруктов.

Закреплять обобщающие понятия.

Упражнять в образовании относительных прилагательных.

Продолжать учить образовывать множественное число существительных в И. п. и Р. п.

Упражнять в согласовании имен числительных с именами существительными.

Коррекционно-развивающие

Развивать объем и концентрацию внимания, мышление.

Развивать зрительное восприятие.

Коррекционно-воспитательные

Формировать навыки сотрудничества в игре и на занятии.

Воспитывать интерес к занятию.

Оборудование: плакат с изображением корзины с фруктами,

Конверты с разрезными картинками, корзина с настоящими фруктами.

Ход образовательной деятельности:

Организационный момент:

Ребята, сегодня к нам в детский сад пришло необычное письмо: в нём добрый гном просит нас о помощи. Злой волшебник заколдовал его корзинку с фруктами. Чтобы помочь гному и расколдовать корзинку, нам надо выполнить задания волшебника. Поможем гному? За каждое правильное задание, мы получим с вами конверт, в котором часть разгадки.

Основная часть:

Д/ и «Посмотри и назови»

Ребята, посмотрите на картинки. (Дети один за другим по просьбе воспитателя называют фрукты, изображенные на картинках).

Яблоко, груша, персик, апельсин, лимон, банан.

Ребята, яблоко, груша, персик, апельсин, лимон, банан, что это? Как мы назовём одним словом? (Фрукты).

А где растут фрукты? (На деревьях)

Как называются деревья, на которых растут фрукты? (Фруктовые)

- Где растут фруктовые деревья? (В саду)

Как называется сад, в котором растет много фруктовых деревьев? (Фруктовый сад)

Молодцы! С первым заданием мы справились, получаем первый конверт.

Д/и «Угадай, про какой фрукт я говорю»

Раздаются картинки.

Сейчас я вам буду загадывать загадки, а ваши картинки помогут их отгадать. Тот, у кого картинка - отгадка, должен поставить её на наборное полотно.

Сочное, сладкое, спелое, твёрдое, зелёное (яблоко).

Вкусная, полезная, мягкая, жёлтая, сладкая, сочная, аппетитная (груша).
- Вкусный, оранжевый, круглый, полезный, сочный, крупный
(апельсин).

Кислый, жёлтый, овальный, полезный, сочный (лимон).
- Вкусный, жёлтый, мягкий, длинный
(банан).

Ребята, давайте с вами повторим названия фруктов.

Дети по одному подходят к доске и дают описание «своего» фрукта.

Молодцы! Со вторым заданием мы тоже справились, получаем второй конверт.

Д/ и «Приготовим сок»

Если сок приготовить из яблока, получиться яблочный сок.

А если сок приготовить груши? (Грушевый).

Сок из персика? (Персиковый)

Сок из апельсина? (Апельсиновый)

Сок из лимона? (Лимонный)

Сок из банана? (Банановый)

Молодцы! С этим заданием мы тоже справились, получаем третий конверт.

Физминутка

Ребята, что - то мы устали. Давайте отправимся в чудесный сад. Представим, что мы пошли в сад собирать фрукты, по дороге нам встречаются препятствия: камни перешагиваем, лужи перепрыгиваем. В нашем саду уже поспели яблоки. Давайте соберём яблоки! Наклонились, подняли яблочко, положили в корзину, ещё за одним наклонились, положили в корзину. Подняли голову, увидели на дереве красивое большое яблоко, потянулись, достали, полюбовались, откусили.

Дети передают свое эмоциональное состояние от сладкого яблока. Но вдруг вы увидели в своем яблоке червяка. Выразите своё состояние! Посмотрите направо, налево (с поворотом корпуса)! Присели (досчитали до 3-х), встали!

А теперь получаем ещё один конверт четвертый.

Д/и «Один - много»

(Дети с опорой на демонстрационный материал образовывают имена существительные в единственном и множественном числе И.п., Р. п.)

Посмотрите, что это? (яблоко). А когда их много, мы говорим как? (яблоки) Чего сейчас не стало? (яблока, яблок)

груша– груши – не стало груши, груш

персик - персики – не стало персика, персиков

апельсин - апельсины – не стало апельсина, апельсинов

лимон – лимоны – не стало лимона, лимонов

банан – бананы – не стало банана, бананов.

Молодцы! Мы получаем с вами ещё один конверт – пятый.

Д/и «Сосчитай-ка»

(Дети с опорой на демонстрационный материал соотносят имена существительные с именем числительным)

Ребята, а теперь мы сосчитаем фрукты.

Одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок.

А теперь вы!

Одна груша, две груши, … , пять груш

Один персик, два персика, … , пять персиков

Один апельсин, два апельсина, … , пять апельсинов

Один лимон, два лимона, … , пять лимонов

Один банан, два банана, … , пять бананов.

Молодцы! И с этим заданием мы справились, получаем ещё один конверт - шестой.

Ребята, теперь у нас есть все конверты с подсказками. Давайте сложим все части и посмотрим, что получится. Дети складывают - получается корзина с фруктами. Сравнивают картинку с картинкой на плакате.

Ребята, за то, что мы помогли гномику расколдовать картинку с фруктами, он дарит нам настоящую корзину с фруктами. (Воспитатель демонстрирует корзину с настоящими фруктами).

Рефлексия:

Вот мы и помогли гномику расколдовать его корзинку? Какие фрукты вы запомнили? Что вам понравилось больше всего?

Литература

  1. Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: практ. пособие/ И.Е. Аверина. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 144 с.
  2. Выготский Л.С. Мышление и речь // Избранные психологические исследования. М., 1956.- 160 с;
  3. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961. – 140 с;
  4. Гризик Т.И., Тимощук Л.Е «Развитие речи детей 6 -7 лет» «Просвещение». Росмэн 2007. -86 с;
  5. Зрожевская А Л. Обучение монологам-описаниям // Дошкольное воспитание. 1986. № 12.- 132 с;
  6. Максаков А.И., Туманова ГЛ. Учите играя. 2-е изд. М., 1983.- 180 с;
  7. Психолого-педагогические вопросы развития речи в детском саду: Сб. науч. тр. / Под ред. Ф.А. Сохина и О.С. Ушаковой. М., 1987.-216 с;
  8. Развитие речи детей дошкольного возраста. 3-е изд. / Под ред. Ф.А. Сохина. М., 1984.-206 с;
  9. Развитие речи дошкольника: Сб. науч. тр. / Под ред. О.С. Ушаковой. М., 1990.-186 с;
  10. Сохин ФЛ. Осознание речи дошкольниками: Подготовка детей к школе в детском саду / Под ред. Ф.А. Сохина, Т.В. Тарунтаевой. М., 1978. -217с.