Русский язык в семье славянских народов. Южнославянские языки

Технологическая карта урока по русского языку на тему «Русский язык в семье славянских языков» (программа М. М. Разумовской).

Разработчик конспекта: Харитонова Дарья Михайловна

Программа по русскому языку 5 - 9 классы. Авторы: М. М. Разумовская, В. И. Капинос, С. И. Львова, Г. А. Богданова, В. В. Львов

Класс : 8

Тема урока : Русский язык в семье славянских языков

Тип урока : «открытия» новых знаний
Цели урока:

Деятельностная цель: формирование умения пересказывать лингвистический текст и создавать собственный, правильно оформляя свои мысли.
Содержательная цель:
познакомить с историей возникновения русского языка; сформировать представление о месте русского языка среди славянских языков.

Формирование УУД:

Личностные УУД:

    понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа

    осознание роли русского языка в семье славянских языков

    понимание эмоций других людей, умение сопереживать

    уважительное отношение к родному языку, гордость за него

Регулятивные УУД:

    самостоятельно работать с материалом, корректировать и оценивать

    работать по плану, сверяя свои действия с целью

    владеть приемами обобщения, анализа, классификации

Познавательные УУД:

    делать выводы и заключения по итогам совместной работы класса и учителя

    находить ответы на поставленные вопросы

Коммуникативные УУД:

    правильно оформлять свои мысли, излагать свою точку зрения

    умение слушать точку зрения другого

Межпредметные и внутрипредметные связи: русский язык – история – литературное чтение – развитие речи

Оборудование : доска, мультимедийная приставка, схема «Языковое древо», Толковый словарь С. И. Ожегова, листы самоанализа.

ХОД УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

    Организационный момент

(1-2 минуты)

Здравствуйте ребята, садитесь. Сегодня у нас с вами вводный урок. Я уверена, что после летних каникул на учебу вы пришли отдохнувшие, повзрослевшие. Сегодня всем вам уже по 14 лет, а кому – то и больше. А сколько вы думаете лет русскому языку?
Наш с вами язык выделился из древнерусского языка примерно в конце XIII - начале XIV века. Давайте посчитаем, сколько же ему лет.

Язык, который мы видим сегодня, складывался веками. Поэтому сегодня мы обратимся к истории родного языка.

Приветствуют, садятся. Внимательно слушают.

Один из учеников отвечает: «Русскому языку уже много сотен лет»

«Нашему языку 700 лет».

    Актуализация знаний

(4-5 минут)

Записываем число, «Классная работа».

У каждого слова есть своя история. Без слова трудно представить существование современного общества. Прежде чем приступить к выполнению заданий, давайте вдумчиво и выразительно прочтем слова Александра Ивановича Куприна о языке, которые послужили эпиграфом к нашему занятию.

Как вы понимаете изречение писателя?
Свою точку зрения обоснуйте.

Обучающиеся записывают число, классная работа в тетрадь.

Один ученик по выбору учителя читает эпиграф с экрана:

Слайд 1

«Язык – это история народа.
Язык – это путь цивилизации и культуры».

Объясняют понимание изречения:

Становление языка есть путь, который проходит человек в своем развитии. Человек творит слово, следовательно, творит мир.

    Постановка учебной задачи
    (4-5 минут)

Пропустим одну строчку для темы урока, которую мы сформулируем чуть позже. Запишем слова под диктовку: прадед, прабабушка, предок, праязык, прародители, прародина

Что общего у этих слов?

Что обозначает эта приставка, какого ее лексическое значение?

Для более точного толкования обратимся к нашему
помощнику – Толковому словарю.

Так о чем мы будем говорить сегодня? О каком языке?

Так мы подошли к тебе нашего занятия о прошлом родного языка.

Запишем тему урока: «Русский язык в семье славянских языков».

Обучающиеся пропускают строку, записывают слова. Один ученик работает у доски. Ребята выделяют приставку ПРА –

Размышляют над лексическим значением приставки.

Обращаемся к словарю:

«при добавлении к существительным образует существительные со значением прямого родства определённой степени по восходящей или нисходящей линии»

Отвечают на вопрос:
Мы поговорим о предке родного языка, о праязыке.

Записывают тему урока

    «Открытие»
    нового (построение проекта, выхода из затруднения) знания.

(7-8 минут)

Давайте обратимся к упражнению №1 в учебнике. Обратите внимание, на парте у каждого из вас есть карточка «языковое древо». Прочитайте внимательно текст.

Какой вывод вы можете сделать, сделав это упражнение?

Правильно, в связи с этим, как вы думаете, что мы будем изучать на данном уроке?

Замечательно,молодцы.

Один ученик читает текст громко и выразительно. Класс слушает и внимательно смотрит на раздаточный материал.

Причем у праславянского языка тоже есть прародитель - индоевропейский язык.

Класс внимательно слушает.

    Первичное

закрепление

(4-5 минут)

Вы очень внимательно слушали историю о становлении языковой системы.

А сейчас прошу закрыть учебники, убрать, выданную вам карточку, и схематично зарисовать «Языковое древо» себе в тетрадь.

Расскажите то, что вы запомнили из услышанного, опираясь на схему, которую кратко отразили в тетради. Ребята, слушаем внимательно, в случае дополнения, поднимаем руки.

Обучающиеся закрывают учебники, делают схематичное изображение «Языкового древа» в своей тетради.

Один из учеников проговаривает суть схемы вслух, остальные внимательно слушают, помогают.

    Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль

(4-5 минут)

Выполним упражнение №4, которое позволит нам узнать: насколько важно помнить и чтить историю народа, языка, а также вспомнить правила правописания и пунктуации. Прежде чем приступить к письменному заданию, давайте озвучим высказывание Дмитрия Сергеевича Лихачева. Пишем, расставляя знаки препинания и раскрывая скобки. Приступаем к работе.

Хорошо, теперь давайте проверим работу, выполненную на доске, и оценим ее. Внимательно посмотрите, все ли согласны?

Один ученик читает текст упражнения. Класс внимательно слушает.

Один ученик работает у доски, остальные ребята пишут в тетради.

«Знание истории своего народа, знание памятников его культуры открывает перед человеком целый мир - мир, который не только величественен сам по себе, но который позволяет по-новому увидеть и оценить современность. Знание прошлого - это понимание современности. Современность - это итог прошлого, а прошлое - это еще не развившееся будущее».

Класс проверяет работу ученицы.

Отвечают на вопрос аргументировано.

    Включение нового знания в систему знания и повторение.

(7-8 минут)

Ребята, давайте подведем итог урока. Попробуем написать мини-сочинение на тему сегодняшнего занятия. Вам необходимо выбрать тему в зависимости от уровня сложности.

Ребята, выбравшие базовый уровень, пишут сочинение на тему «Русский язык в семье славянских языков», иначе говоря, обобщают пройденный сегодня материал. В своей работе вы обязательно должны ответить на следующие вопросы: Назовите предшественников русского языка? Какие языки являются наиболее родственными русскому? Зачем человеку знать историю родного языка? Также на доске перед вами записаны словосочетания, которые помогут вам в работе.

«праславянский язык, восточнославянские языки, западнославянские языки, южнославянские языки, история, индоевропейский язык, народ, индоевропейский язык».

Учащимся, которые выбрали повышенный уровень, необходимо написать сочинение – рассуждение на тему эпиграфа занятия. Поразмышляйте над высказыванием А. И. Куприна и сделайте соответствующие выводы.

При наличии времени, несколько учеников зачитывают свои работы.

Сдаем тетради на проверку.

Выбирают уровень сложности выполнения задания

Пишут сочинение по теме

На экране прописано (Слайд 2)
Базовый уровень – «Русский язык в семье славянских языков»
1.Назовите предшественников русского языка?

2.Какие языки являются наиболее родственными русскому?

3.Зачем человеку знать историю родного языка?

Словосочетания-подсказки:

праславянский язык, восточнославянские языки, западнославянские языки, южнославянские языки, история, индоевропейский язык, народ, индоевропейский язык

Повышенный уровень – «Русский язык и народ»

«Язык – это история народа.
Язык – это путь цивилизации и культуры»

Слайд 3

«Критерии оценивания»

Базовый уровень – мах оценка 4

Повышенный уровень - мах оценка 5

Сдают тетради на проверку

    Рефлексия деятельности.

(2-3- минуты)

На вашей парте лежат листы самоконтроля, заполните, пожалуйста.

Сдаем листочки.

Сегодня мы очень плодотворно поработали. Все молодцы.

Записываем домашнее задание: ст. 6, упр. 5 (выписать определения из словаря предложенных слов), найти и выписать имена ученых, которые внесли вклад в развитие истории языка.

Спасибо за урок, можете идти!

Учащиеся заполняют листы самоанализа

(Приложение 1 )

Сдают листочки

Записывают домашнее задание

Приложение 1

Лист самоанализа

    На уроке понравилось больше всего _______________________________________________________________________________________

    Мне показалось сложным ________________________________________________________________________________________

    Мне бы хотелось, чтобы на следующем уроке было больше (например, работы у доски, сочинений) _____________________________________

    Мое настроение на уроке (нарисуйте соответствующий смайлик)

Русский язык относится к славянским языкам. Все современные славянские языки делятся на три группы по географическому признаку.

1. Восточнославянские языки: русский, украинский и белорусский.

2. Западнославянские языки: польский, чешский и словацкий, а также языки верхнелужицкий и нижнелужицкий.

3. Южнославянские языки. К ним относятся языки славян, живущих на Балканском полуострове: болгарский и языки народов Югославии - сербскохорватский, словенский, македонский.

Славянские языки близки друг другу. Русский язык особенно близок украинскому и белорусскому языкам.

Но, вслушиваясь внимательно в речь представителей других славянских народов - поляков, чехов, болгар, сербов, мы тоже ее понимаем, узнаем много знакомых слов, а иногда постигаем смысл целых предложений.

Вот, например, как звучит по-болгарски начало всем известной «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина (перевод Младена Исаева):

Приказка за рибаря и рибката Някога живели край морето, край синьото море, старик и баба; те живели в схлупена землянка цели тридесет и три годияи. Старецът ловял със мрежа риба, баба си прела свойта и прежда. Хвърлил той веднъж в морето мрежата си, но загребал тиня. Втори път си мрежата разгънал - та попаднала на водорасли. Трети път си мрежата разгънал и извадил от водата рибка, но не като другите, а златна.

Достаточно сравнить русский текст Пушкина с текстом перевода, чтобы увидеть в этом отрывке множество болгарских слов, которые совпадают с русскими целиком или отличаются очень незначительно по звучанию: Старик, старецът, баба, рибка, море, синьо (синее), Землянка, цели (целые), Ловял (ловил), Вода, водорасли, някога (некогда - в смысле когда-то), Прела (пряла), Прежда (пряжа), Тиня (тина), Три, втори (второй), Трети, други (другие); союзы И, а, но И т. д. Другие слова отличаются от русских только суффиксом или приставкой: Приказка (сказка), Живели (жили), Рибар (рыбак), Година (год), Загребал (загреб), Попаднала (попала), Златна (златая, золотая). Нам понятно слово Тридесет (тридцать), потому что Тридесятый Вместо Тридцатый Часто встречается в русских народных сказках, былинах. Понятен и предлог Край: край морето Значит «возле моря, на краю моря». Слово Мрежа, Которое означает «невод», мы сейчас не употребляем, но его можно найти в другом произведении Пушкина - в стихотворении «Отрок»:

Невод рыбак расстилал на брегу студеного моря; Мальчик отцу помогал. Отрок, оставь рыбака! Мрежи иные тебя ожидают, иные заботы...

Гораздо меньше (в этом отрывке около десятка) таких слов, которых совсем нет в русском языке и которые непонятны без знания болгарского языка или без словаря. Это слова: Схлупена (приземистая, низкая), Хвърлил (бросил), Той (он), Тя (она), Веднъж (однажды), Път (раз), Разгънал (развернул, раскрыл), Извадил (вынул), кого (как). Бросается в глаза при чтении этого отрывка и такая чуждая русскому языку особенность, как артикль. Артикль есть во многих языках, и ставится он обычно перед словом.

Например, Стол По-немецки der Tisch, по-французски - la table, по-английски - the table. В отличие от этих языков в болгарском языке артикль присоединяется всегда к концу слова: рибкаго, морего, синього, старецЪт, свойга, мрежата, водата, другиге.

Существует много слов, которые употребляются в одном и том же значении во всех славянских языках. В таблице на стр. 39 показано, как звучат некоторые из этих слов в главных славянских языках (в скобках русскими буквами дается приблизительное произношение).

Языковеды установили, что все славянские племена в первые века нашей эры говорили на праславянском, или общеславянском, языке с небольшими местными, диалектными различиями. Племена хорошо понимали друг друга, но жили они раздельно, расселялись все дальше друг от друга, и связи между ними ослабевали.

Примерно с VII - IX вв. единый общеславянский язык перестал существовать. Он распался на отдельные самостоятельные славянские языки.

Тогда же возник единый восточнославянский (древнерусский) язык.

На нем говорили предки русских, украинцев и белорусов (все они принадлежали к единой древнерусской народности).

В XIV - XV вв. древнерусский язык распался на три самостоятельных восточнославянских - русский, украинский и белорусский. Этому способствсвало длительное разобщение русских, украинцев и белорусов после распада Киевского государства.

Территории, на которых жили украинцы и белорусы, не входили в состав Русского государства, культура и язык этих народов развивались самостоятельно. И все же восточнославянские языки наиболее близки между собой, так как выделились они в самостоятельные позже других славянских языков.

Многие слова в различных славянских языках совпадают; они представляют наиболее древнюю, исконную часть славянской лексики. Они сохранились от общеславянского языка, или, как говорят языковеды, восходят к общеславянской эпоха. Эти слова до сих пор жизненно важные и наиболее часто употребляемые. Например, из имен существительных в русском языке к общеславянским относятся слова, обозначающие родственные отношения (мать, отец, сын, дочь, брат, сестра, дед И др.), названия частей тела (голова, зуб, нос, рука, нога, бок И др.), названия частей суток (день, ночь, вечер), Врэмен года (весна, лето, осень, зима), Явлений природы (дождь, гроза, снег, ветер), Географические обозначения (берег, болото, поле, река, море, озеро), Названия. деревьев, растений (дуб, берёза, липа, сосна, ель, морковь, тыква, трава), Домашних животных (корова, кога, конь, кот, овца, пёс, свинья), Диких животных (волк, заяц, змея, медведь, олень), Названия орудий труда (грабли, вилы, игла, нож, нить, шило И т. д.).

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » Русский язык среди славянских языков . И в закладках появилось готовое сочинение.

КОНСПЕКТ УРОКА № 1.

ТЕМА: « Русский язык в семье славянских языков».

ЦЕЛЬ УРОКА:

  • познакомить учащихся с курсом русского языка в 8 классе;
  • сформировать представление о месте русского языка среди славянских языков;
  • продолжить формирование умения пересказывать лингвистический текст и создавать собственный текст по заданной схеме.

ТИП УРОКА: урок систематизации и обобщения изученного.

ОБОРУДОВАНИЕ: опорные схемы, таблицы.

ХОД УРОКА.

  1. Орг. момент.
  2. СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

Знакомство с учебником, целями и задачами изучения русского языка в 8 классе.

  1. Актуализация опорных знаний.

Орфографическая работа.

Записать под диктовку. Объяснить орфограммы. Чем являются выделенные слова?

Составить с любыми из записанных слов одно простое и одно сложное предложение, в предложениях подчеркнуть грамматические основы.

Приставать, оживление, громыхать, бесконечность, трястись , проникать, освещение,

трясущийся , извещать, встречать, сердечный, затемненный, раскачиваться, старинный.

  1. Усвоение новых знаний. Работа по теме урока.

* Работа с упр. 1: чтение лингвистического текста, составление вопросов к тексту.

Вывод о родстве славянских языков. Подбор собственных примеров, доказывающих это родство.

  • Упр. № 2- анализ рисунка и комментарий к подобному изображению семьи славянских языков в виде ветвистого дерева.
  • Упр. № 3. – устно.
  1. Формирование знаний, умений и навыков

Свободный диктант.

Все славянские языки близки друг другу. Русский язык особенно близок к украинскому и белорусскому. Русский, украинец и белорус, говоря каждый на своем языке, свободно поймут друг друга, несмотря на некоторые различия в словах, звуках и грамматических формах.

Но и вслушиваясь внимательно в речь представителей других славянских народов, мы тоже ее понимаем, узнаем много знакомых слов, а иногда постигаем смысл целых предложений. Существует много слов, которые употребляются в одном и том же значении во всех славянских языках. Многие слова в различных славянских языках совпадают. Это слова представляющие наиболее древнюю часть славянской лексики. Эти слова до сих пор жизненно важны и наиболее часто употребляемы. Они обозначают родственные отношения. Части тела, названия частей суток.

  1. Домашнее задание.

Параграф № 1., упр. 4 (1 часть-письменно, по 2 части составить собственное речевое высказывание на заданную тему)

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ.

  1. Записать словосочетания под диктовку. Объяснить орфограммы, имеющиеся в словах, обозначить морфему, в которой они находятся. Составить с любыми из записанных словосочетаний одно простое и одно сложное предложение, в в предложениях подчеркнуть грамматические основы.

Сиреневый туман, сильное землетрясение, извинился за опоздание, равнинная местность, сумрачный день, ледяной ветер, вымокли под дождем, удивительные цветы, праздничный салют, загорелые лица, преодолеет непроходимое болото, просвещает население, пробираются сквозь джунгли, любуешься зарей, умолять о помощи.


Осипова Татьяна Халилбаговна,

учитель русского языка

МАОУ «Светлинская средняя

общеобразовательная школа №2»

Русский язык

Класс 9

УМК «Русский язык» (авторы: Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В.) под редакцией Разумовской М.М., Леканта П.А.-3-е изд.-М.: Дрофа,2012.

Урок № 1. Русский язык в семье славянских языков (1 час)

Базовый уровень

Тип урок а: урок изучения нового материала.

Цель урока: 1 ) Дать представление о месте русского языка в семье славянских языков.

Задачи урока:1) Познакомить учащихся с группой славянских языков, показать место русского языка среди них .

2) Продолжить формировать умение работать с лингвистическим текстом.

3) Воспитывать интерес к русскому языку.

Планируемые результаты : оценивают собственную учебную деятельность, строят речевое высказывание, извлекают нужную информацию, делают обобщения и выводы, умеют формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы.

Оборудование :учебник.

Ход урока:

I . Организационный момент .

II . Знакомство с учебником .

Учащиеся вместе с учителем ставят цели и задачи на новый учебный год. Учащиеся знакомятся с оглавлением учебника, условными обозначениями, справочными материалами. Учитель озвучивает требования к ведению тетрадей, к подготовке домашнего задания.

III .Актуализация знаний.

Вспомните, что такое эпиграф? Какова его роль? Прочитайте эпиграф на стр.3учебника. Как вы его понимаете? О чём пойдёт речь сегодня на уроке?

Сообщение темы урока.

IV .Объяснение темы урока .

Язык,как и человек, не может существовать сам по себе, у него тоже есть семья, родственники, т.е. родственные языки. Подобно тому, как есть похожие друг на друга люди, так есть и похожие языки. Они являются родственными, следовательно, у них есть общий предок. Это праславянский язык, на котором в далёкие времена говорили все славяне. До сих пор мы это можем наблюдать это сходство, сравнив написание и произношение слов.

Давайте обратимся к материалам упражнения 1,чтобы выяснить, какие языки являются родственные русскому языку, как проявляются родственные связи этих языков.

Ученики читают текст по абзацам, выделяя самую главную информацию.

Обобщим всё то, о чём мы говорили. Письменно ответьте на вопрос: «Почему похожи некоторые слова, принадлежащие к разным славянским языкам?» Закончите предложение: «Схожее звучание некоторых слов из разных славянских языков объясняется тем,что…»

V . Закрепление изученного .

1)Внимательно рассмотрите рисунок на стр.4.Составьте по нему рассказ о группах славянских языков.(работа в парах)

2)Упр.3(устно). Задание: определить сходство русских слов с аналогичными словами славянских языков.

VI .Итог урока .

В конце урока мне хотелось бы обратиться к словам Д.С. Лихачева: « Знание истории своего народа, знание памятников его культуры открывает перед человеком целый мир – мир, который не только величественен сам по себе, но который позволяет по-новому увидеть и оценить современность. Знание прошлого – это понимание современности. Современность – это итог прошлого, а прошлое – это ещё неразвившееся будущее»

Какие задачи мы ставили сегодня перед собой?

Какой результат получили?

Что нового узнали на уроке?

Что понравилось?

VII .Домашнее задание : §1; упр.4(письменно), упр.5 (устно).

Методическое обеспечение урока:

2) Уроки русского языка в 8 классе: поурочные планы по учебнику М.М. Разумовской, С.И. Львовой, В.И. Капинос, В.В. Львова / сост. О.А. Финтисова. - Волгоград: Учитель, 2010.