Бог христиан - три или один? Бог в христианстве Есть бог православный.

Ну... Смотря что под этим понимать... То ли некий принцип, всеобщий мировой закон... То ли справедливый господин, который наказывает за грех, но вознаграждает за праведность... То ли экспериментатор, создавший мир и наблюдающий за ним, но ни во что не вмешивающийся, а может уже и не наблюдающий... Сложно сказать, да и навряд ли человек вообще способен понять сущность Бога. А что говорит всезнающее православие?

На протяжении столетий религиозная мысль человечества, особенно христианская мысль, искала ответ на вопрос о том, что, а вернее, Кто есть Бог; нередко казалось, что на него вообще невозможно ответить. Любые попытки позитивных определений оказывались ущербными, так что многие мыслители вообще считали только возможным говорить не о том, что есть Бог, а о том, чем Он не является. Подобная неопределенность с таким, казалось бы, основополагающим понятием, тем не менее, довольно естественна. Нам мешает говорить о Боге и приблизительность человеческого языка (любого), и несоотносимость Бога и нашего опыта, и многие малопригодные модели, сохранившиеся в качестве культурного наследия.

Культурные стереотипы, бытующие в современной России, подразумевают, что церковное вероучение должно ясно и четко ответить на вопрос о том, что есть Бог. На самом деле, как это часто бывает со стереотипами, это недоразумение. Учение Церкви, в частности, догматическое учение, выковывалось в тяжких и долгих спорах не для того, чтобы дать позитивное определение Бога, а для того, чтобы обезопасить верующих от явно ошибочных направлений богомыслия (мышления о Боге). Это важно, потому что знание Церкви, на самом деле, является не столько знанием о Боге, сколько знанием Его Самого, опытом отношений с Ним. И вот что в этом опыте отношений Церкви с Богом поддается позитивной (катафатической) формулировке:

Бог есть и называется природой всех вещей.

Это означает, что Бог является онтологической основой мира (Космоса, Вселенной). При этом, мир не сделан из Бога. Мир, в том числе и мир Ангелов, имеет в своей основе некую единую материальную субстанцию. Бог же есть Дух и нематериален. В основе Бога и мира нет некой единой природы, из которой сделаны и Бог и мир или которая присуща и Богу и мир. Напротив, Бог есть виновник мира, и Своими действиями и их способом (по-гречески энергиями), а не Своей сущностью, един с миром. Итак, мир един с Богом в энергийном смысле, но различен с Ним по существу. Природой, основой, характером существования и самой возможностью мира является Бог. И какова же эта природа, каков же Бог?

Бог есть любовь.

И ничего в Нем нет, кроме любви. А какая это любовь? Любовь ведь бывает разной: платоническая, телесная, к колбасе, к Родине и так далее. И какова же любовь Бога? Эта любовь - жертвенная. Готовность отдать себя за других. Готовность пожертвовать собой, отдать жизнь за други своя. Вот человек бросается под пули, чтобы защитить других. Александр Матросов так возлюбил своих, что бросился на дот и закрыл собой пулеметное гнездо. Бог так возлюбил мир, что для его спасения взошел на крест. За меня и за тебя. Нас ради человек и нашего ради спасения. Таков характер Божественной любви.

Бог - Спаситель.

Реальная история мира и жизнь каждого человека неизбежно отравлена смертью, небытием, принять которое для человека невозможно. Бог сотворил нас для жизни, и мы противимся смерти, хотя сами в ней и виноваты (в широком смысле ). Бог же - Тот, кто возвращает нас к жизни; на Кресте Он разделил с нами наше страдание и смерть, чтобы уничтожить их. На вопрос «Кто есть Бог» с точки зрения христиан достаточно сказать, что Бог - это Тот, Кто ради нас победил нашу смерть и дает нам участие в Его жизни, вечной и неподвластной смерти. Бог отдает нам Свою жизнь не потому, что мы этого заслужили - «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Рим. 5:8). Ничто, кроме любви к нам, не "вынуждает" Его так поступить. И перед лицом этой жертвенной любви Христа на первый план выходит не то, Кто есть Бог, а то, сможем ли мы ответить на Его любовь подобной же жертвой.

Бог - Троица.

Приход в мир Господа Иисуса Христа, в Котором, по слову ап. Павла, обитает вся полнота Божества телесно (Кол. 2:9), заставил задуматься о том, Кого Господь Иисус называет Отцом, в Чьи руки Он предает дух на Кресте? Если Сам Бог взывает «Авва, Отче» (Рим. 8:15, Гал. 4:6) - Кто и к Кому при этом обращается? Подобные вопросы возникли (не могли не возникнуть у апостолов, иудеев и, следовательно, строгих монотеистов) и в тот день Пятидесятницы, когда Бог Дух Святой вселился в их сердца.

Доказать троичную природу Бога в философских категориях нельзя, но и оспаривать ее невозможно - это просто непреложный жизненный факт, живая реальность человеческого опыта, бесспорная истина, взятая из наблюдаемой действительности. Отсюда было сформулировано основополагающее для христианства учение о Едином Боге - Троице: от Бога Отца рождается Бог Сын, от Бога Отца исходит Бог Дух Святой. Поскольку Сын рожден Отцом - Он не тварен. Поскольку Дух исходит из божественного источника - и Дух не тварен, а поскольку Он не рожден - Он не Сын. Чем отличается рождение от исхождения, мы не знаем; нам только известно, что этим обозначается различие способа существования Божественных ипостасей. При этом в Троице нет ни отношений соподчиненности (божественные достоинства ипостасей равны), ни модализма (когда каждая ипостась - модус единственной, "общей на трех", личности).

Как понять Троицу? Естественный путь пролегает через аналогию с человеком, поскольку он есть образ Божий. Рассмотрим.
Все мы знаем, что такое дух эпохи (дух эпохи раннего ренессанса, например, или дух эпохи НТР), хотя это и непросто выразить немногими словами. Нам понятно, что такое дух художественного произведения. Таков и дух человека - нечто трудноуловимое, но от этой личности определенно исходящее. При этом дух поступков человека может быть верно понят только в контексте главной, последней в жизни человека цели, которая определена его умом (так различаются дух монаха, интересующегося только сотериологическими вопросами, и спекулянта, поставившего наживу целью своей жизни). Поняв дух конкретного человека, мы можем понять и его действия. Далее.
Ум человеческий рождает мысли. Понятно, что мыслей не бывает без рождающего их ума, а ум без мыслей - не ум. При этом мысли не являются умом, а ум - мыслями. Не является умом и человеческий дух, который не существует в отрыве от целеполагающего ума. Ум, мысли (логос) и дух, оставаясь различными реальностями, составляют целого человека.
Вот эта триада и есть ближайшая из доступных аналогия Божественным Отцу, Сыну (Логосу, Слову) и Святому Духу. Божественные ипостаси несводимы одна к другой, существуют неразрывно и являют Единого Бога.

Обыкновенный западный христианин не понимает троичности. Он верует в Бога вообще, верит в человека Иисуса, который принес избавление от грехов, и в Духа Святого, который есть "источник радости и счастья", но зачем нужны три ипостаси, он не понимает.

Три Лица (Отец, Сын и Дух) - не три Бога, и это не противоречие, а парадокс, подобный независимости скорости света от скорости светового источника при равноправии инерциальных систем отсчета или корпускулярно-волновой природе электромагнитного излучения: логически непонятно, но в реальной действительности наблюдается и подтверждается опытной проверкой. Как это объяснить - мы не знаем, можем лишь строить аналогии разной степени силы и качества, но факт остается фактом. Именно отсюда следует еще один важный факт о Боге:

Бог - един.

Собственно, это не нуждается в комментариях и разъяснениях; тем не менее единственность Бога отнюдь не была очевидна человечеству, а многим не очевидна и по сей день. Откровение Бога о том, что Он - един и нет иного, представляет собой краеугольный камень всей библейской традиции. Если поставить его под сомнение, перестанет существовать не только христианство, но и монотеизм вообще (иудаизм, ислам).

Таким образом, кроме Единого Бога, Творца неба и земли, всё остальное (и все остальные) - сотворено. Помимо прочего, отсюда следует, что все, что люди считают божествами, вся гигантская мифология политеизма, - в лучшем случае заблуждение. Иногда это заблуждение является добросовестным, но суть дела от этого не меняется. Именно поэтому христианство невозможно «интегрировать» в синкретические религиозные системы, его ни с чем нельзя «совместить». Такая эксклюзивность часто вызывала и вызывает раздражение.

Бог - личность.

Древние не знали понятия «личность» в нашем современном понимании этого слова; оно создано и осмыслено, в сущности, только христианами.

Греки в те времена пользовались термином prosopon, личина; они мыслили личность как маску, надетую на некую безликую субстанцию, общую всем людям. Римляне, напротив, использовали слово persona, персона; они в первую очередь имели в виду единицу, ответственную перед законом. Поэтому свв. отцам пришлось изыскать слово hypostasis, ипостась, почти лишенное содержания в греческом языке первого тысячелетия, и воспользоваться им для того, чтобы избавиться от неадекватных слов современного им языка.

В наше время мы называем личностью единую и неделимую нематериальную сущность человека, и каждый из нас может если не понять, то хотя бы почувствовать, что такое личность на собственном примере, потому что каждый человек - личность, и в этом он подобен Богу. Личность - это тот, кто обладает сознанием и волей, разумом и творческой способностью, и многое другое, то есть владелец этих качеств. Я - это я, как сказал однажды Моисею Сам Бог. Для современного человека важно помнить, что личность не ограничена одной только рациональностью; не зря древние часто называли ее душой или сердцем. Личность, кроме того, не привязана «намертво» к конкретному материальному носителю (например, мозгу) и не субстанциональна, то есть ни из чего не состоит.

Личностность Бога мы мыслим по подобию нашей личностности, понимая, что на самом деле Бог есть единая Личность, существующая в трех ипостасях, каждая из которых имеет личный характер.

Бог - непостижим.

Существо Божие уникально, поэтому мы не можем познать его путем сравнения, по аналогии. К тому же, мы не имеем необходимого инструментария для богопознания, ибо Бог трансцендентен миру. Кроме того, Бог существо бесконечное, тогда как познающий человеческий разум ограничен, и потому не в состоянии объять необъятное.
Aperinoetos, неохватный для ума, непостижимый и неизреченный - так называют Бога христиане в молитве Литургии свт. Иоанна Златоуста. Сколь глубоко бы мы ни проникли в тайну Бога, никогда мы не сможем утверждать что все в Нем поняли; Сам Бог открывает Себя людям не в дискурсивных определениях, не в словах и «рассказах», а в живой личности Иисуса Христа.
На самом деле многие христианские мыслители неявно полагают, что человек (в его нынешнем греховном, отчужденном от Бога состоянии) иначе, как через Откровение Самого Бога, не может узнать о Нем вообще ничего. Более радикальная точка зрения утверждает, что и изначально, в замысле Бога о человеке, предполагается возможность для нас знать Бога, а не знать о Боге. Можно сказать, что о Боге нельзя говорить в третьем лице - «Он», а только в первом - «Ты».
С непостижимостью Бога тесно связан еще один ключевой факт библейского Откровения:

Бог - иной.

Бог не является частью творения, и творение не является частью Бога; они принципиально иноприродны друг другу. Потому, быть может, Бог и непостижим для нас, что Его природа иная, чем наша и всего тварного мира. Более того, неочевидно, что рассуждение о природе Бога было бы корректным... Свв. отцы поэтому предпочитали говорить не о природе (греч. physis), а о сущности (греч. ousia). Иноприродность, трансцендентность Бога и делает таким длинным и сложным ответ на вопрос «Что есть Бог».
Когда Моисей спросил у Бога о Его имени, Господь дал ему ответ «Я есмь Сущий». Бог - это Тот, Кто существует, Кто неизменен и Кто живет вне зависимости от хода времен. Только Бог и существует безусловно, все остальное Им сотворено и существует потому, что такова Его воля.
Здесь нужно отметить, что обусловленность существования тварного мира, отличающая его от Бога, не означает предопределенности хода событий мировой истории. Бог даровал свободу некоторым из сотворенных Им существ (людям, в частности) и принимает на Себя ответственность за их свободу. Кроме того, безусловное существование подразумевает безначальность и бесконечность; по словам свт. Василия Великого, иноприродность твари и Творца означает, что тварь имеет начало, следовательно, будет иметь и конец и, кроме того, характеризуется изменчивостью. Наконец важно обратить внимание на то, что Бог живет вне времени. В прошлом, настоящем и будущем и во все времена сразу Он - один и тот же.

Бог - Творец.

Поскольку мы так или иначе переживаем (чувствуем, испытываем, осознаем и т.п.) свое существование, бытие, и при этом верим, что только Бог существует безусловно (безначально и беспричинно), постольку мы знаем о Боге, что Он - Творец. Несмотря на громадные усилия науки, мы не слишком близки к пониманию того, как Он это делает; тем не менее факт налицо: на вопрос «Кто есть Бог» мы можем сказать, что Бог - это Тот, кто свободно (без внешней причины) творит мир из ничего.

Ответ на вопрос о том, что такое Бог, зависит прежде всего от того, приверженцам каких религиозно-философских мировоззрений он будет задан. Для адептов (последователей) монотеистических религий, наиболее распространёнными из которых являются христианство, ислам и иудаизм, это прежде всего Творец мира и персонификация Абсолюта во всех его проявлениях. Для них единый Бог ─ первооснова и начало всего сущего на свете. Являясь вечным и неизменным, Он в то же время безначален, бесконечен и постижим для человеческого разума лишь в тех пределах, которые Сам же и устанавливает.

Что такое Бог в понимании язычников?

Представление каждого отдельно взятого человека о Боге зависит не только от особенностей культуры и религии его народа, но в значительной степени и от личных качеств, среди которых ключевыми являются духовная зрелость и уровень образования. Недостаточно лишь дать себе ответ на ключевой вопрос "есть ли Бог", важно ещё иметь хоть сколько-нибудь ясное представление о том, какой смысл вкладывается в это понятие. В противном случае невозможно разобраться в способах и формах Его воздействия на мир.

Приверженцы политеизма (многобожия), или, как их принято называть в христианском богословии, язычники, верят сразу в нескольких богов, каждый из которых, как правило, способен оказывать влияние лишь на одну какую-либо сторону человеческой жизни.

В дохристианский период на Руси почитались как высшие боги, к которым относятся Перун, Мокошь, Даждьбог, Сварог, Велес и ряд других, так и духи-покровители рода. Существовал также культ умерших предков ─ пращуров. Совершавшиеся в их честь различные обряды, имели своей целью обеспечить прежде всего земное благополучие, принести успех, богатство, многочадие, а также оградить от влияния злых духов, природных бедствий и нашествий врагов. Вера в бога, а точнее, в целый пантеон богов являлась для язычников важной составляющей их жизни. Такой подход к восприятию божества был характерен практически для всех народов мира на ранней стадии их развития.

Понимание Бога в православии

В рамках православия ─ религиозной конфессии , охватывающей большинство жителей России ─ Бог воспринимается как бестелесный и невидимый Дух. На страницах Ветхого Завета есть свидетельство о том, что человеку не дано видеть Бога и остаться при этом живым. Подобно тому, как лучи солнца, согревающие всё земное, способны ослепить того, кто дерзнёт поднять свой взор к сияющему диску, так и великая святость Божества недоступна для человеческого созерцания.

Бог всемогущ и всеведущ. Он знает обо всём на свете, и от него не может сокрыться даже самая потаённая мысль. В то же время могущество Господне столь беспредельно, что позволяет Ему вершить всё, на что есть Его святая воля. Бог в православном понимании является творцом и выразителем всего доброго, что только существует в мире, и поэтому, говоря о нём, принято употреблять выражение «всеблагой».

Бог единый в трёх Лицах

Основным догматом православия является учение о Святой Троице. Оно заключает в себе утверждение о том, что единый Бог имеет в Себе три ипостаси (лица), носящих следующие названия: Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух. Они соединены между Собой не слитно, но в то же время и не раздельно. Понять это сложное на первый взгляд сочетание можно на примере того же солнца.

Его диск, сияющий в небе, а также свет, излучаемый им, и тепло, согревающее землю, ─ по сути три самостоятельные реальности, но в то же время все они являются неслитными и нераздельными составляющими единого небесного светила. Подобно солнцу, дарующему тепло, Бог Отец рождает Бога Сына. Как от солнца исходит свет, так от Бога Отца исходит Бог Святой Дух. Таким образом, молитва Богу всегда бывает обращена ко всем Его трём ипостасям одновременно.

Крестная жертва Иисуса Христа

Ещё одним важнейшим догматом православия является учение о жертве, принесённой на кресте Сыном Божьим, посланным Отцом Небесным для искупления первородного греха, совершённого когда-то Адамом и Евой. Воплотившись в человека и соединив в Себе все его свойства, кроме греха, Иисус Христос Своей смертью и последующим воскресением открыл врата Царства Небесного всем адептам (последователям) созданной Им на земле Церкви.

Согласно евангельскому учению, истинная вера в Бога невозможна без завещанной Спасителем любви к ближнему и без жертвенности. Православие ─ это религия любви. Слова Иисуса Христа, обращённые к Его ученикам: «Любите друг друга, как Я возлюбил вас» (Ин. 13:34), стали главной заповедью, выражающей в себе величайший гуманизм, заключённый в учении, дарованном людям Сыном Божьим.

Поиски истины

Создав человека по образу и подобию Своему, Господь наделил его разумом, одним из свойств которого является способность к критическому осмыслению всего происходящего в мире. Именно поэтому у многих путь к религиозной жизни начинается с вопроса: «Есть ли Бог?», и последующий путь к спасению души во многом зависит от того, насколько убедительный ответ на него будет получен.

Христианство, как и любая другая религия, основана прежде всего на слепой вере в те догматы, которые оно проповедует. Однако на протяжении двух тысячелетий, минувших с событий, описанных в Евангелии, пытливые умы не прекращают поиски доказательств существования Бога. Этому волнующему людей вопросу посвятили свои труды многие церковные деятели, жившие в разные эпохи и принадлежавшие к разным христианским конфессиям, такие как Мальбранш и Анзельм Кентерберийский, а также выдающиеся философы Аристотель, Платон, Лейбниц и Декарт.

Утверждения Фомы Аквинского

В XIII веке ответить на вопрос "что такое Бог" и доказать неоспоримость Его бытия пытался выдающийся итальянский богослов Фома Аквинский (1225-1274). В своих рассуждениях он опирался на закон причинно-следственной связи, рассматривая Бога как причину всего сущего на земле. Выведенные им доказательства существования Бога он сформулировал в пяти пунктах, включённых им в капитальный труд под названием «Сумма теологии». Вкратце они содержат в себе следующие утверждения:

  1. Поскольку всё в этом мире находится в движении, то должно быть нечто, давшее этому процессу первоначальный толчок. Им может быть только Бог.
  2. Поскольку ничто в мире не может произвести само себя, а всегда является производным от чего-то, то приходится признать существование некоего первоисточника, ставшего начальным звеном последующей цепи появления всё новых и новых реалий. Этот первоисточник всего в мире и есть Бог.
  3. Каждая вещь может иметь как реальное бытие, так и остаться в нереализованной потенции. Иначе говоря, может появиться на свет, а может нет. Единственной силой, переводящей её из потенции в реальность, следует признать Бога.
  4. Поскольку оценить степень совершенства той или иной вещи можно лишь в сравнении с чем-то превосходящим её, то логично предположить существование некоего абсолюта, стоящего выше всего сущего в мире. Таким верхом совершенства может быть только Бог.
  5. И наконец, на существование Бога указывает целесообразность всего происходящего в мире. Раз человечество движется по пути прогресса, значит, должна быть некая сила, не только определяющая верное направление движения, но и создающая необходимые предпосылки для осуществления этого процесса.

Доказательство, которого не было

Однако наряду с религиозными философами, пытавшимися найти аргументы для обоснования идеи бытия Божия, всегда были те, кто указывал на невозможность научно обоснованного ответа на вопрос о том, что такое Бог. Видное место среди них занимает немецкий философ Иммануил Кант (1724-1804).

Вопреки утверждению Воланда ─ героя бессмертного булгаковского романа «Мастер и Маргарита», Кант не опровергал якобы построенные им пять доказательств бытия Божия и не изобретал шестого, на этот раз абсолютно неопровержимого. Напротив, он всю жизнь не уставал повторять, что в плане доказательства бытия Божия никакое теоретическое построение не может иметь под собой сколько-нибудь серьёзного научного обоснования. В то же время веру в Бога он считал полезной и даже необходимой в нравственном отношении, поскольку признавал глубину и значимость христианских заповедей.

В результате такого подхода к основам вероучения немецкий философ подвергался жестким нападкам со стороны представителей церкви. Известно даже, что некоторые из них с целью выражения своего презрения к учёному называли его именем своих домашних собак.

Любопытная деталь: легенда о том, что Кант, вопреки своим воззрениям, создал так называемое нравственное доказательство бытия Божия ─ именно то, о котором говорил Воланд на скамейке у Патриарших прудов, ─ была рождена самими клерикалами, желавшими подобным образом уже после смерти отомстить своему лютому врагу.

Религия как восстановление связи человека с Богом

В завершение разговора уместно будет остановиться на вопросе возникновения религии. Кстати, само это слово произошло от латинского глагола religare, что означает «воссоединять». В данном случае имеется в виду восстановление связи с Богом, нарушенной в результате первородного греха.

Среди историков существует три основные точки зрения по поводу возникновения религии. Первая из них так и называется ─ «религиозная». Её сторонники придерживаются мнения, что человек был сотворён Богом и до своего грехопадения имел с Ним непосредственное общение. Затем оно было нарушено, и в настоящее время для человека лишь молитва Богу является единственной возможностью обратиться к своему Творцу, открывающему Себя через пророков, ангелов и различные чудеса.

Религиозный компромисс

Вторая точка зрения ─ «промежуточная». Она является неким компромиссом. Опираясь на современные научные знания и настроения, преобладающие в обществе, её сторонники в то же время придерживаются главного религиозного постулата о сотворении мира и человека Богом. По их утверждению, после грехопадения человек полностью разорвал общение со своим Творцом и в результате вынужден заново искать к Нему путь. Именно этот процесс они называют религией.

Точка зрения материалистов

И наконец, третья точка зрения ─ «эволюционная». Те, кто её придерживается, настаивают на том, что религиозные представления возникают на определённом этапе развития общества и являются следствием невозможности людей найти рациональные объяснения явлениям природы.

Воспринимая их как разумные действия неких существ, более могучих, чем он сам, человек создавал в своём воображении пантеон богов, приписывал им собственные эмоции и поступки, проецируя тем самым в вымышленный им мир особенности того общества, в котором находился. Соответственно, с развитием общества усложнялись и по-новому расцвечивались религиозные представления, прогрессируя от примитивных форм к более сложным.

Кто есть Бог-Отец, до сих пор является темой дискуссий богословов всего мира. Его считают Творцом мира и человека, Абсолютом и одновременно – триединым в Святой Троице. Эти догматы вместе с пониманием сути Вселенной заслуживают более детального внимания и анализа.

Бог Отец - кто он?

О существовании единого Бога-Отца люди знали задолго до Христова Рождества, примером тому – индийские «Упанишады», которые были созданы за полторы тысячи лет до н. э. Там говорится, что вначале не было ничего, кроме Великого Брахмана. Народы Африки упоминают об Олоруне, превратившем водный Хаос в небо и землю, а на 5 день создавшем людей. Во многих древних культурах имеется образ «высший разум - Бог Отец», но в христианстве есть главное отличие – Бог – триедин. Чтобы вложить это понятие в умы поклонявшихся языческим божествам, появилось триединство: Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух Святой.

Бог-Отец в христианстве – это первейшая ипостась , Его почитают, как Творца мира и человека. Богословы Греции называли Бога-Отца основой целостности Троицы, который познается через Своего Сына. Намного позже философы назвали Его первоначальным определением высшей идеи, Бог-Отец Абсолют – первооснова мира и начало сущего. Среди имен Бога-Отца:

  1. Саваоф – Господь Воинств, упоминается в Ветхом Завете и в псалмах.
  2. Яхве. Описывается в истории о Моисее.

Как выглядит Бог-Отец?

Как выглядит Бог, Отец Иисуса? Ответа на этот вопрос нет до сих пор. В Библии упоминается, что Бог говорил с людьми в виде горящего куста и столба огня, а увидеть Его воочию не может никто и никогда. Посылает вместо себя ангелов, потому что не может человек узреть Его и остаться в живых. Философы и теологи уверены: Бог-Отец существует вне времени, потому меняться не может.

Поскольку Бог-Отец никогда не показывался людям, Стоглавый собор в 1551 году наложил запрет на Его изображения. Единственным допустимым каноном стал образ Андрея Рублева «Троица». Но сегодня есть и «Бог-Отец» икона, созданная гораздо позже, где Господь изображен, как седой Старец. Ее можно увидеть во многих храмах: на самом верху иконостаса и на куполах.

Как появился Бог-Отец?

Еще один вопрос, на который тоже нет внятного ответа: «Откуда появился Бог Отец?» Вариант был один: Бог существовал всегда, как Творец Вселенной. Поэтому теологи и философы дают два объяснения такой позиции:

  1. Бог не мог появиться, потому что тогда не существовало понятия времени. Он его создал, вместе с пространством.
  2. Чтобы понять, откуда появился Бог, нужно мыслить за пределами Вселенной, вне времени и пространства. Человек на такое пока не способен.

Бог-Отец в православии

В Ветхом Завете нет обращения к Богу от людей «Отец», и не из-за того, что не слышали о Пресвятой Троице. Просто положение в отношении к Господу был другим, после согрешения Адама людей изгнали из рая, и они перешли в стан Божьих врагов. Бог-Отец в Ветхом Завете описывается, как грозная сила, наказывающая людей за непослушание. В Новом Завете Он уже – Отец всем, кто в Него верует. Единство двух текстов в том, что в обоих для спасения человечества говорит и совершает деяния один и тот же Бог.

Бог-Отец и Господь Иисус Христос

С появлением Нового Завета, Бог-Отец в христианстве упоминается уже в примирении с людьми через Сына Своего Иисуса Христа. Во этом Завете говорится, что Сын Божий был предвестником усыновления людей Господом. И теперь верующие получают благословение не от первой ипостаси Пресвятой Троицы, а от Бога-Отца, поскольку грехи человечества искупил на кресте Христос. В священных книгах написано, что Бог - Отец Иисуса Христа, который во время крещения Иисуса в водах Иордана явился в виде и повелел людям слушаться Своего Сына.

Пытаясь разъяснить суть веры в Пресвятую Троицу, теологи излагают такие постулаты:

  1. Все три Лица Бога имеют одинаковое Божеское достоинство, на равных. Так как Бог в Своем существе – един, то и свойства Божии присущи всем трем ипостасям.
  2. Различие только в том, что Бог-Отец ни от кого не исходит, а Сын Господа родился от Бога-Отца превечно, Дух Святой исходит от Бога-Отца.

Последнее обновление:
29.Апреля.2016, 21:19


Бог может и должен быть познан. Это - свидетельство Православия. Бог открывает Себя Своим творениям, которые способны к познанию Его и которые находят свою истинную жизнь в этом знании. Бог проявляет Себя. Он не составляет какие-то сведения о Себе, которые передает, или некоторую информацию, которую Он сообщает о Себе. Он открывает Себя тем, кого он сотворил по образу Своему и по подобию для определенной цели познания Его. Все в Нем и для блаженства в этом бесконечно возрастающем познании в вечности.

Божественным образом и подобием Божиим, по которому люди - мужчины и женщины - сотворены, согласно православному вероучению, является вечный и несозданный Образ и Слово Божие, называемый в Священном Писании Единородным Сыном Божиим. Сын Божий существует с Богом в полном единстве сущности, действия и жизни вместе со Святым Духом Божиим. Мы уже встречали это утверждение в приведенных выше словах святителя Афанасия. «Образ Бога» является Божественной Личностью. Он - Сын и Слово Отца, Которое существует с Ним «от начала», Тот, в Котором, посредством Которого и для Которого все сотворено и Которым «все стоит» (Кол. 1, 17). Это - вера Церкви, подтвержденная в Священном Писании и засвидетельствованная святыми Ветхого и Нового Заветов: «Словом Господним небеса утвердишася и духом уст Его вся сила их» (Пс. 32, 6).

«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничего не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков» (Ин. 1, 1-3).

«…в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил. Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей…» (Евр. 1, 2-3).

«Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое... все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит» (Кол. 1, 15-17).

Согласно Священному Писанию и учению святых отцов Церкви, Бог не познается разумом. Бог не может быть постигнут путем усилий ума и логических умозаключений, хотя подобными средствами люди могут быть убеждены, что Бог должен существовать. Скорее, Бог познается через веру, покаяние, чистоту сердца и нищету духа, любовь и благоговение. Другими словами, Бог познается теми, кто открыт для Его самопроявления и самооткровения, кто готов принести плод - своей жизнью признать Его власть и действие в мире, чье признание всегда выражается в хвале и благодарении Богу. «Тот, кто стяжал чистую молитву, тот и богослов, - гласит часто употребляемое высказывание святых отцов. - И богослов - тот, кто имеет чистую молитву». Как писал преподобный Иоанн Лествичник, «совершенство чистоты есть начало богословия».

«Совершенство чистоты есть начало богословия. Совершенно соединивший чувства свои с Богом тайно научается от Него словесам Его. Но когда это соединение с Богом еще не совершилось, тогда и беседовать о Боге трудно. Слово, соприсносущее Отцу, творит чистоту совершенною, пришествием Своим умертвив смерть; а когда она умерщвлена, ученик богословия получает просвещение. Слово Господне, дарованное от Господа, чисто и пребывает в век века; не познавший же Бога разглагольствует о Нем по догадке. Чистота соделала ученика своего богословом, который сам собою утвердил догматы о Пресвятой Троице» (Иоанн Лествичник).

Люди знают Бога, когда они хранят первоначальную чистоту своей природы как духовные существа, запечатленные несозданным Словом и образом Отца, вдохновленные Его Божественным Духом. Вернее сказать, они познают Бога, когда они снимают с себя покрывало греха и вновь открывают в себе первоначальную чистоту благим действием Божиим в них и к ним через Его Божественное Слово и Дух. Когда люди живут «согласно природе» без искажения или извращения их бытия как отражения их Создателя, познание Бога является их естественным действием и наиболее свойственным им обладанием. Cвятитель Григорий Нисский пишет об этом так: «Божественная природа, какой она является сама по себе, согласно Ее сущности, превышает любое рациональное познание, и к Ней мы не можем приблизиться или достигнуть Ее нашими рассуждениями. Человек никогда не обнаруживал способности постигать непостижимое; и никогда не мог изобрести такого способа мышления, чтобы познавать непостижимое… ясно, что Господь не обманывает, когда Он обещает, что чистые сердцем Бога узрят (Мф. 5, 8)… Господь не говорит, что благо знать что-нибудь о Боге, скорее благо иметь Бога в себе: Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Не думаю, что этим Он хотел сказать, что человек, который очищает свои душевные очи, будет тотчас наслаждаться видением Бога… это учит нас тому, что человек, очищающий свое сердце от всех земных привязанностей и любого страстного движения, увидит образ Божественной природы в самом себе…

Все из вас смертны… не отчаивайтесь, что никогда не сумеете в полной мере достичь познания Бога так, как могли бы. Ибо еще при сотворении Бог придал вашему естеству совершенство… посему надлежит вам своей добродетельной жизнью смыть прилипшую к вашему сердцу грязь, чтобы снова воссияла в вас божественная красота…

Когда ваш ум будет очищен от всякой злобы, свободен от страстей, очищен от всех пятен, тогда вы будете блаженны, потому что око ваше будет чисто. Тогда, будучи очищены, вы сумеете постичь то, что не видимо для неочищенных… И что это за видение? Это - чистота, святость, простота и другие сияющие отражения Божия естества; ибо только в них виден Бог».

То, о чем здесь говорит святитель Григорий Нисский, является традиционным учением святых отцов Церкви и находится в согласии с тем, что апостол Павел написал в начале своего Послания к римлянам: «Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою. Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество от создания мира чрез рассматривание творений видимы, так что они безответны. Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце… И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму - делать непотребства» (Рим. 1, 18- 21, 28).

Чистые сердцем видят Бога всюду: в себе, в других, в каждом и во всем. Они знают, что «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь» (Пс. 18, 1). Они знают, что небеса и земля исполнены Его славой (ср. Ис. 6, 3). Они способны к наблюдению и вере, к вере и ведению (см. Ин. 6, 68-69). Только безумец может сказать в сердце своем, именно что в его сердце - нет Бога. И это происходит потому, что «они развратились и совершили гнусные преступления». Он не «ищет Бога». Он «уклонился». Он не «взывает к Богу». Он не «разумевает» (Пс. 52, 1-4). Описание псалмопевцем этого безумного и причин его безумства было подытожено в святоотеческой церковной традиции утверждением, что причина любого человеческого невежества (неведения о Боге) - произвольное отвержение Бога, укорененное в гордой самовлюбленности.

Бог совершенно неизобразим в Своем существе, непостижим в Своей сущности и непознаваем. Как бы одет неприступным мраком непостижимости. Не только попытки изображения Бога в Его существе немыслимы, но и какие-либо определения не могут охватить и выразить существа Божия, оно неприступно для человеческого сознания, является неприступным мраком сущности Божией.

Самое богословие может быть только апофатическим т. е. составленным в отрицательных терминах: Непостижимый, Неприступный, Непознаваемый. Святой Григорий Палама в своей защите православного учения о несотворенном фаворском свете учит непреложно различать божественную, совершенно непознаваемую сущность и Божество в Его действии, обращенном к сотворенному миру, в Его промыслительной заботе о всяком создании. Палама учит различать существо Божие и Его божественные энергии-силы, излучения благодати, держащей мир.

Доступно сознанию, познаваемо промыслительное Божественное действие в мире, Бог, обращенный к миру, Бог, простирающий к миру Свою заботу, Свою любовь, Свое никогда неиссякающее попечение. Это премудрость, устрояющая все, свет миру, просвещающий все, любовь Божия, наполняющая все, это Богооткровение - явление Бога миру. И мир устроен Богом так, чтобы воспринять, вместить это божественное действие, принять на себя эту царственную печать, стать всецело царским достоянием. Конечный смысл и назначение всего сотворенного - стать Божиим достоянием.

Инок Григорий (Круг)

Согласно преподобному Максиму Исповеднику, «первородный грех» людей, который вольно или невольно заражает всех нас, - это «себялюбие». Эгоцентризм порабощает своего обладателя душевным и телесным страстям и погружает его в безумие, мрак и смерть. Человек становится слепым по причине его нежелания увидеть, поверить и блаженствовать в том, что ему даруется, - прежде всего слова и действия Бога, и Самого Бога в Его Слове и Духе, пребывающих в мире. Именно это обличал Христос, приводя слова Исаии, говорившего относительно неведущих Бога, что они имеют глаза, но не будут видеть; уши, но не будет слышать; и ум - но они не хотят понимать (Ис. 6, 9-10).

Мы должны это ясно видеть и хорошо это понимать. Знание Бога дается тем, кто хочет этого, тем, кто ищет его от всего сердца, тем, кто желают его более всего и кто ничего кроме этого не хочет. Это - Божие обетование. Тот, кто ищет, найдет. Есть множество причин, по которым люди отказываются искать Его и не желают обрести; все из них, так или иначе, движимы гордым себялюбием, которое также может быть названо нечистотой сердца. Как говорит Священное Писание, засвидетельствованное святыми, нечистые сердцем слепы, потому что предпочитают свою мудрость мудрости Божией и свои собственные пути путям Господним. Некоторые из них, как говорит апостол Павел, имеют «ревность по Боге», но остаются слепы, потому что предпочитают свою собственную правду той, которая исходит от Бога (см. Рим. 10, 2). Они - те, кто делает своими жертвами других через оглашение своего безумия, которое проявляется в целых порочных культурах и цивилизациях, смятении и хаосе.

Сведение человеческого существа к чему-то иному, и причем к бесконечно меньшему, чем творение, созданное по образу и подобию Божию, предназначенное, чтобы быть вместилищем мудрости, знания и самого Божественного достоинства, является величайшей трагедией. Человеческая личность создана, чтобы быть «Богом по благодати». Это - христианский опыт и свидетельство. Но жажда к самоудовлетворению путем самоутверждения вопреки действительности завершилась отрывом человеческих личностей от источника их бытия, которым является Бог, и таким образом безнадежно поработила их «стихиям века сего» (Кол. 2, 8), чей образ исчезает. Сегодня существует множество теорий о человеческой личности, которые делают ее всем, только не образом Божиим; начиная от ничтожных моментов какого-либо мифического историко-эволюционного процесса или материально-экономической диалектики до пассивных жертв биологических, социальных, экономических, психологических или сексуальных сил, чья тирания по сравнению с богами, которых они якобы разрушили, несравнимо более безжалостна и жестока. И даже некоторые христианские богословы дают свою ученую санкцию порабощающей власти самодостаточной и самообъясняющей природе «естества», лишь усиливая этим ее губительное повреждение.

Но не надо идти этим путем. Православное христианство, или, точнее, Бог и Его Христос здесь, чтобы дать нам свидетельство. Возможность для людей осуществить свободу быть чадами Божиими им дана, сохраняется, гарантируется и осуществляется живым Богом, Который привел людей в этот мир, как сказал преподобный Максим Исповедник, по Своей милости, которой Он и является по своей природе... если только они имеют глаза, чтобы видеть, уши, чтобы слышать, и разум и сердца, чтобы понимать.

Идея, что Бог мстит, наказывает, является широко распространенным и глубоко укоренившимся заблуждением. А ложная идея порождает и соответствующие следствия. Сколько раз, думаю, вы слышали, как люди возмущаются... Богом. Бунтуют против Бога: "Что, я самый грешный? За что меня Бог наказал?" То дети рождаются плохими, то сгорело что-то, то дела идут не так. Только и слышно: "Что, я самый грешный? Вот хуже меня, и благоденствуют". Доходят до богохульства, до проклятий, до отвержения Бога. А откуда проистекает все это? Из превратного, языческо-иудейского понимания Бога. Никак не могут понять и принять, что Он никому не мстит, что Он есть величайший Врач, Который готов помочь всегда и каждому, искренне осознавшему свои грехи и принесшему сердечное покаяние. Он выше наших оскорблений. Помните, в Апокалипсисе замечательные слова: "Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною" (От. 3; 20).

Послушаем теперь, что говорит Священное Писание о Боге-Любви:

Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Мф. V;45).

Ибо Он благ и к неблагодарным и злым (Лук. VI;39).

Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3;16).

В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого. Но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью (Иак.1;13-14).

Чтобы вы... могли... уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею (Еф.3;18-19).

Алексей Осипов

Протопресвитер Фома Хопко и др.


+ дополнительный материал:

Кто такой Бог с точки зрения христианской православной религии?

Уважаемый посетитель нашего сайта, Святитель Филарет Московский в Пространном Катехизисе говорит об этом следующим образом:

84. ВОЗМОЖНО ЛИ ПОЗНАНИЕ СУЩЕСТВА БОЖИЯ?

Существо Божие познать нельзя. Оно выше всякого познания не только человека, но и ангелов.

86. КАКОВЫ СВОЙСТВА БОЖИИ?

Из откровения Божия можно заимствовать следующие понятия о существе и существенных свойствах Божиих: Бог есть Дух вечный, всеблагой, всеведущий, всеправедный, всемогущий, вездесущий, неизменяемый, вседовольный, всеблаженный.

89. ГДЕ ОБИТАЕТ БОГ?

Бог везде, но на небесах есть особое присутствие Его, являемое в вечной славе блаженным духам; также в храмах есть особое присутствие Его, благодатное и таинственное, благоговейно познаваемое, ощущаемое верующими и являемое иногда в особых знамениях.

Иисус Христос говорит: Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди их (Мф. 18:20).

90. КАК ПОНИМАТЬ СЛОВА СИМВОЛА "ВЕРУЮ ВО ЕДИНАГО БОГА ОТЦА "?

Слова Символа: Верую во единаго (одного) Бога Отца следует понимать в смысле отношения к тайне Святой Троицы, потому что Бог один по существу, но троичен в лицах: Отец, Сын и Святой Дух, Троица единосущная и нераздельная.

93. МОЖНО ЛИ ПОСТИГНУТЬ ТРИЕДИНСТВО БОЖИЕ ?

Бог один в трех лицах. Мы не постигаем этой внутренней тайны Божества, но верим в неё по непреложному свидетельству слова Божия: Божиего никто не знает, кроме Духа Божия (1 Кор. 2:11).

94. КАКОВО РАЗЛИЧИЕ ЛИЦ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ?

Между лицами Святой Троицы различие в том, что Бог Отец не рождается и не исходит от другого лица; Сын Божий предвечно рождается от Отца; Святой Дух предвечно исходит от Отца.

95. КАКОЕ ДОСТОИНСТВО ИМЕЮТ ЛИЦА СВЯТОЙ ТРОИЦЫ?

Три ипостаси, или лица Святой Троицы - совершенно равного Божественного достоинства. Как Отец есть истинный Бог, так равно и Сын есть истинный Бог, равно и Святой Дух есть истинный Бог; но притом так, что в этих трёх ипостасях явлен один триипостасный Бог.

96. ПОЧЕМУ БОГ НАЗЫВАЕТСЯ ВСЕДЕРЖИТЕЛЕМ?

Бог называется Вседержителем потому, что Он всё, что ни есть, содержит в Своей силе и в Своей воле.

97. ПОЧЕМУ БОГА МЫ ИМЕНУЕМ ТВОРЦОМ?

Слова Символа веры: Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым говорят о том, что всё сотворено Богом и ничто не может быть без Бога.

В свое время в "Детском катехизисе" я писал об этом следующим образом:

Кто создал Бога?
– Никто не создал Бога. Вот Бог создал мир из ничего – сообразите, как это создать из ничего и кому это под силу, а Господь был всегда, представить себе это трудно, вы, наверное, и не сможете, да и я тоже, но так оно есть.
Где живет Бог?
– Везде и нигде. Нет такой избушки на курьих ножках, нет таких царских палат, нет такой хижины нищего, где бы обитал весь Господь. Но и нет такого сердца человека, в которое Он не мог бы войти. Так что – везде и нигде.
Мне говорили, что Бог был всегда. Как это может быть, ведь у всего есть начало?
– У всего, кроме Бога. Хотя не у всего есть начало: у круга, например, нет начала или, например, у времени, – так, как мы его здесь видим, нет ни начала, ни конца, у многого другого, о чем будешь задумываться, вдруг обнаружишь, что ни начала, ни конца не обретается; вот будешь проходить геометрию Лобачевского, узнаешь, что и там есть фигуры, не имеющие ни начала, ни конца. Так что не все, что нельзя мысленно представить, есть бессмысленное.
Как выглядит Бог?
– Я начну отвечать на этот вопрос с другой стороны. Я расскажу, как Бог не выглядит. Бог не выглядит, как седовласый старик, сидящий на облаке, из которого сияет солнышко или дождь льется на Землю. Бог не выглядит, как его представляли древние язычники: как крокодил, как бегемот, как Афина Паллада, как многорукая богиня Кали и еще как многое и многое другое. Бог не выглядит, как думают о том шаманы на Севере и колдуны в Полинезии. Бог – не статуя, не идол, не чурбан. Бог – даже не Солнце и не Луна. Еще сильнее скажем – Бог это еще не весь наш мир. Вот иные смотрят на землю и думают: "Мать сыра земля". Смотрят на небо звездное и мыслят: "Бог в мире растворен". И это не так, потому что это творение Божие, это все Богом сотворено, но это не есть сам Бог. Так говорить о Боге нас учат святые отцы. Есть греческое выражение "апофатический метод богословия", то есть когда мы говорим о Боге отрицательно, что Бог не есть, чтобы его с чем-то или с кем-то не спутать. Об этом говорится в начале Евангелия от Иоанна: "Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил" (Гл.1:18).
Мы можем сказать о Боге определенное, что явил нам Господь, Иисус Христос – воплотившийся сын Божий, который является и подлинным человеком, как мы с вами, и Богом. Каким мы видим его на иконах, как повествует о нем церковное предание, так выглядит Бог воплотившийся.

Более подробную информацию по интересующему Вас вопросу Вы можете найти в следующих книгах: «Закон Божий», «Догматическое богословие» Митрополита Макария, «Диалоги» прот. Валентина Свенцицкого.