Как делают чучела (52 фото). Изготовление чучела птицы

М. ЗАСЛАВСКИЙ, руководитель группы экспериментальной таксидермии Зоологического музея АН СССР

"Охота и охотничье хозяйство" № 6 1980

Предлагаемый способ изготовления чучел мелких зверей (до зайца включительно) построен на монтаже сборного манекена, Монтаж сходен с тем, который применяется при изготовлении чучел птиц. Особенно пригоден он для животных с коротким ровным мехом (горностай, ласка, тонкопалый суслик, летняя белка, летняя куница и др.).

Вначале подготавливают отдельные части манекена: туловище с шеей, четыре проволоки для конечностей, хвостовую проволоку. Эти части в конечном итоге собирают вместе в шкуре. Такой способ позволяет изготавливать чучела поэтапно и добиваться правильной позы и экстерьера.

Для животного с короткой шерстью, например горностая, манекен фигуры должен быть выполнен безукоризненно, так как все недоделки и неправильности будут хорошо заметны на чучеле.

Приступая к изготовлению фигуры, необходимо хорошо изучить строение тела животного еще до его препарирования, что поможет в дальнейшем разрабатывать фигуру животного без ошибок.

Части манекена делают, заранее продумав позу зверька, так как переделать форму с одновременной переработкой позы после изготовления чучела будет очень трудно, Прежде чем приступить к монтажу основы, необходимо сделать на картоне в карандаше несколько эскизов фигуры. Вместо эскизов можно использовать хорошие и четкие фотографии или рисунки, выполненные анималистами, но самостоятельное решение фигуры животного ценнее: оно позволяет найти более интересно позу, изучить особенности экстерьера. Этот способ монтажа можно применить и для животных среднего размера с короткими конечностями (бобр, барсук, выдра), шкура с которых может быть снята не пластом, а через разрез на брюхе и хвосте.

Манекен туловища приготовляют из сена, соломы, стружки. Для большей пластичности этих материалов и удобства работы с ними их надо обрызгать водой и завернуть на несколько часов в полиэтиленовую пленку. По тушке зверька скручивают плотный жгут, имеющий длину и объем туловища и шеи, жгут стягивают нитками, придавая соответствующие изгибы в шейной и спинной частях (горностай, ласка). Очень важно на манекене хорошо выделить грудную часть, брюхо, крестец. Это достигается приматыванием в нужных местах к жгуту плотных валиков стружки. Для большей рельефности манекена жгут прошивают в некоторых местах и стягивают крепкой ниткой. Чтобы не ошибиться в размерах, манекен следует постоянно сверять с тушкой. Поскольку объем грудной клетки животного с наступлением смерти уменьшается, а брюхо увеличивается, следует придерживаться прижизненного объема тела.

Моделируя туловище, необходимо плотно приминать пальцами и туго затягивать нитками стружку на скрутке, добиваясь плотной и ровной основы, следя за тем, чтобы не было впадин или бугров. Рыхлый манекен неудобен при закреплении проволоки, плохо держит форму и его трудно при необходимости пролепить глиной. Для плотного прикрепления черепа к манекену верхнюю часть шеи (стружку) роено подстригают ножницами.

Для определения места прикрепления конечностей к туловищу манекен прикладывают к мясной тушке и в местах плечелопаточиого и тазобедренного сочленений проворачивают шилом отверстия для установки проволоки конечностей. В таком виде туловище для чучела подготовлено.

Для конструирования каркаса ног подбирают проволоку определенного диаметра, чтобы она прочно и основательно поддерживала фигуру. Проволока должна быть в 2,3 раза длиннее конечности; осевая проволока - в 1,5 раза длиннее туловища. Проволоку затачивают с обоих концов.

Следующий этап работы над манекеном - подготовка головы и ее закрепление на осевой проволоке. Вначале оформляют череп, подвязывают нижнюю челюсть, устанавливают в ушной чехол искусственные хрящи, вырезанные из картона. Их вырезают по форме ушной раковины, слегка смазывают глиной и вставляют в ушной чехол. Особенно важно устанавливать искусственные хрящи у зверьков с крупными ушными раковинами - зайцев, кроликов, лисиц, барсуков. В противном случае ухо будет деформироваться. Из глины на черепе вылепляют губы, нос, мышцы около глаз и ушей, а затем натягивают на моделированный череп шкуру головы. Сразу же устанавливают на свои места ухо, орбиты глаз, нос и пролепляют (сквозь шкуру) рельеф околоротовой части морды (рис. 1). Вместо натурального черепа можно применить модель из пенопласта или пробки. Этой модели придают грубое сходство с головой животного, пролепляют глиной и прочно укрепляют на конце осевой проволоки (рис. 2). При установке натурального черепа проволоку закрепляют в нем плотными тампонами или проколом через лобные кости (как у птиц).

Надев шкуру головы на череп или на макет, раскладывают ее на подстилке головой к левой руке мастера. Манекен туловища прокалывают насквозь заостренной проволокой, пропуская ее по центру шеи и туловища. Голову плотно подтягивают к шейной скрутке и закрепляют противоположный конец осевой проволоки в хвостовом отделе (рис. 3), Затылок и основание шеи сшивают между собой и обкручивают слоем пакли, подматывают нитками, создавая плавный переход от головы к шее (рис. 4); для этой цели можно применить мягкую глину или мастику. Ее раскатывают небольшими лепешками, укладывают пинцетом в нужное место и пальцами пролепляют через кожу. При моделировании гладкошерстных зверьков (суслик) на спинную и шейную части манекена наносят тонкий слой глины и через кожу пропепляют плечевой пояс с лопатками и крестец. Приподняв чучело, внимательно осматривают форму и линию шеи и спины. При необходимости манекен можно подправить и на нужный участок подмотать больше набивочного материала или удалить его излишки, срезав лишнюю часть. Шкурка животного и ее рисунок должны быть расположены симметрично, перекошенный рисунок меха испортит внешний вид чучела.

Каждую конечность монтируют на проволочном каркасе с использованием скелета, оставленного при шкурке. Для придания рельефа мускулатуре ног волокна льна или пакли накручивают на скелет конечности (рис. 5), В нужных местах его обматывают нитками, более туго затягивая, или, наоборот, несколько ослабляя. У зверьков с короткой и редкой шерстью накрученную из пакли конечность пролепляют тонким слоем глины или мастики, подчеркивая более рельефно мускулатуру. Одновременно выглаживают неровности, образовавшиеся при накручивании ниток. Подготовленную конечность втягивают в кожный мешок и укладывают, проверяя ее расположение по рисунку меха.

Переднюю конечность с плечелопаточным участком укрепляют, пропуская проволоку через проделанные отверстия и закрепляя ее в туловище. Места перехода ноги к туловищу подбивают глиной и пролепляют, стремясь сделать переход плавным и ровным. Установка передних конечностей (рис. 6) - заключительный этап монтировки половины чучела. При этом необходимо вновь проверить правильность установки передних конечностей и симметричность расположения рисунка меха.

Установив и закрепив передние конечности, начинают зашивать брюхо; при этом необходимо под шов и кожу грудобрюшной части подкладывать глину, выравнивая манекен, придавая фигуре правильную форму и плавность линий.

При монтаже зверька, сидящего на задних конечностях, используют более толстые опорные проволоки, чем при монтаже чучела, опирающегося на четыре точки опоры. В этом случае в передние конечности можно устанавливать более тонкую проволоку.

Задние конечности, прикрепленные к туловищу несколько дальше, чем полагается, сделают зверька слишком растянутым. Если конечности передвинуть слишком близко к грудному отделу, зверек станет слишком коротким (рис. 7).

На допущенные ошибки при моделировании чучела всегда укажет расположение кожи, окраска и сбитый рисунок меха. Поэтому, зашивая чучело, следует время от времени внимательно проверять его и, если замечены нарушения пропорций, необходимо тут же их исправить.

Стержень хвоста моделируют, накручивая на проволоку слои кудели, льна, стремясь создать сходный по размеру и форме стержень хвоста животного. Подготовленный стержень устанавливают в хвостовой чехол и одним концом закрепляют в туловище (рис. 8). Если кожа хвоста разрезана вдоль, то прежде прикрепляют хвостовой стержень к туловищу. Затем по внутренней стороне кожи прокладывают тонким слоем глину, на которую укладывают стержень, и зашивают разрез, начиная от основания хвоста, подбивая под кожей свободные места глиной. Особенно важно это для голохвостых зверьков (ондатры, нутрии, и др.). Хвост пролепляют через кожу пальцами, придавая ему нужную форму, а в местах перехода к туловищу - плавную линию.

Подбивая нижний отдел брюха и боков мягким материалом, заканчивают моделирование чучела и постепенно зашивают брюшной и хвостовой разрезы (рис. 9). Готовое чучело внимательно осматривают и выявляют все дефекты, которые возникли при набивке. Проминая пальцами фигуру, ей окончательно придают задуманную позу. Особенное внимание следует обратить на расположение ног, так как в конечном итоге от их постановки зависит общее впечатление от всей фигуры. Не менее важно добиться правильного изгиба шеи и спины. Когда зверьку придали определенное положение, его следует установить на подставку. Для этого проволоку, выходящую из подошвы на ноге, изгибают под прямым углом и, установив чучело на подставку, отмечают места для просверливания отверстий. В отверстия пропускают проволоки ног и чучело плотно подтягивают к поверхности подставки или сука. Затем проволоку загибают и укрепляют под днищем или под суком (рис. 10).

Чучело на подставке осматривают, заканчивают моделирование головы, подбивая ее в нужных местах тампонами (надбровные дуги, защечные мешки), вставляют искусственные глаза, подбирая их по размеру и естественному цвету. Особенно важно правильно расположить глаза. Выражение морды зверька достигается придачей различных положений векам, глазам, ушам, губам. Веки в углах глаз временно укрепляют булавками.

Не менее важно правильно установить ушные раковины, которые можно временно закрепить шпильками в макете или в костях черепа через кожу. У широкоухих зверьков на раковину уха накладывают картонный бандаж, который прошивают нитками насквозь вместе с кожей. Крайне важно расправить носовой отдел и симметрично установить ноздри. Для этого в каждую ноздрю пинцетом вставляют плотный удлиненный тампон из гигроскопической ваты и оставляют его там до высыхания чучела. Необходимо проверить ротовую щель и выправить ее.

Пальцы ног нужно правильно расположить. У некоторых зверьков они собраны в кулачок и пружинят на концевых фалангах (белка, бурундук, куница), у других ладонь и ступня плоские с широко расставленными пальцами (еж, ондатра). Чтобы зафиксировать- кисть и стопу во время высушивания чучела, пальцы закрепляют булавками или полосками бумаги. После сушки булавки извлекают и дефекты (если конечность безволосая) заделывают пластилином и расписывают масляными красками. Для большей рельефности и выделения отдельных участков чучела эти места обкалывают булавками (рис. 11); при густом и длинном мехе булавки вкалывают целиком и оставляют, так как сквозь мех они не будут просматриваться.

Для того чтобы изготовить чучело птицы, вам необходимо иметь:
Проволоку, медный купорос (или его раствор), кисточка (для нанесения медного купороса), паклю (или любой набивочный материал (синтепон, вату и тому подобное), клей (момент), быстросохнущие краски (в обзорной статье использован обычный лак для ногтей из женской косметики), бусы/шарики (для глаз), пинцет, ножницы, нож, декоративные булавки, нитки с иглой.


Через надрез в груди, птицу освобождаем от тушки (мяса). Тяжелее всего снять кожу с головы и ног. В хвосте самое главное оставить не тронутым копчиковую железу (откуда растут перья). «Раздевая» ноги пернатого, они могут выворачиваться «в чулок». Это не страшно, потом вы их приведёте в нужное положение.

Дойдя до головы, снимайте ее очень аккуратно, чтобы не повредить перья и целостность кожного покрова. Работайте небольшим, острым ножом (лучше скальпель). Не забудьте у пустого чучела залепить разрезы глаз кусочком/шариком пластилина.

Череп птицы очищают от содержимого путем промывания проточной водой, выскребыванием. Любыми подручными предметами (нож, пинцет). После чего, выдержать в кипящей воде не более 3 мин.

Из всего трофея на руках должны остаться для будущего чучела: пустая черепная коробка и кожа с опереньем, которые необходимо обработать (протравить) в медном купоросе, чтобы не допустить развития болезнетворных бактерий.

Раствор делается из расчета - 1 ч. ложка купороса на 200-250 гр. воды. Простой кисточкой «красим» кожу чучела с внутренней стороны. Избегайте попадания синего раствора на перья, произойдет нежелательный окрас. Очистить его можно, но есть риск, что пострадает внешний вид.

Черепок погружаем полностью в емкость с раствором.

Процедура протравливания по времени должна быть около 6-7 часов.




Замеры на данном этапе играют не последнюю роль. Узнаем какой обхват головы, грудки, длину ног, крыльев. Отталкиваясь от имеющихся сантиметров, готовим будущий каркас. Паклю (вату, синтепон) наматываем на проволочный каркас. На него «оденем» птицу.

В конечностях птицы просовываем проволоку, для придания нужного положения и чтобы корпус будущего чучела имел крепость.





В местах, где, это необходимо, добавляем до плотности набивочным материалом, чтобы не было ощущения пустоты.


Когда всё готово, птица сшивается ниткам. На фиксацию сшиваемых частей, (для удобства), примените декоративные булавки.

Глаза птицы выполняются из подходящих по размеру шариков, бусинок. При помощи скальпеля, пинцеты, кожа в разрезах приподнимается, и «глаз» оказывается на своем месте. Первоначальный цвет данной детали не имеет особого значения, так как для придания нужного эффекта, используется черный лак или быстросохнущая краска. С такой же целью, можно обработать клюв птицы.

По окончанию всех работ – осмотрите трофей. Перья, которые торчат и их невозможно уложить простым приглаживанием, то нужно аккуратно приклеить. Для этого у основания пера нанесите одну каплю секундного клея.

Некоторые представители пернатых имеют яркие моменты в окрасе (бородки, гребешки, веки и т.п.). Убитая птица легко теряет эту особенность. Восстановить былую привлекательность можно без труда, прибегнув всё к тому же лаку для ногтей.

Кто такой таксидермист? Кто-то с восхищением скажет: «Это художник, который может передать всю красоту зверя». А кто-то с возмущением заявит, что его ремесло — издевательство над трупами братьев наших меньших. Предлагаем заглянуть в мастерскую по изготовлению чучел животных и больше узнать об этой редкой и интересной профессии.

1. Таксидермия - это целая наука. Отработка специальных навыков требует ни одного года трудоемкой работы. Мастер должен досконально знать особенности анатомии животного, в совершенстве владеть художественными навыкам, и быть подкованным в физиологии и химии

2. При помощи таксидермии заядлые охотники могут на долгие годы оставить чучело в качестве доказательства своего охотничьего мастерства. Очень часто чучела становятся экспонатами музеев и элементами различных экспозиций, позволяющих посетителям близко увидеть животное и хорошо изучить его внешний облик, что часто трудно сделать не только в природе, но и в зоопарке

3. Понаблюдать за процессом изготовления чучела животного нам удалось благодаря Александру Редрееву, таксидермисту с большим стажем, руководителю частной художественной студии KazWolf

4. — Чаще всего к нам обращаются за чучелом волка, тем более, в это время года, когда выпал снег и охота на основные виды животных запрещена, остается только волк. К тому же, этот хищник у тюрков считается священным животным. Но в данный момент мы заняты конем, - говорит Александр

5. Приступая к изготовлению фигуры, необходимо хорошо изучить строение тела животного, что поможет в дальнейшем разрабатывать фигуру без ошибок

6. — Это интересный заказ. Я уже работал над чучелами лошадей для «Казахфильма”, еще сделал двух лошадей для музея президента в Астане. Теперь вот этот конь. Его попросил изготовить местный заказчик для музея Караганды. Оговаривалась поза, размер и цвет

7. Сейчас уже недостаточно набить шкуру животного стружками, как это делали во времена Петра I. Также недостаточно сделать каркас для чучела , обвить его соломой и «одеть» в шкуру. Подобные способы изготовления чучел недолговечны, их форма постепенно может измениться. Для того, чтобы экспонаты стали анатомически точными и долговечными, используется скульптурный метод. В нашем случае модель была отлита из пенополиуретанапена — манекен получается легкий в обработке и в то же время достаточно прочный

8. Изготовление чучела состоит из нескольких этапов: подготовка манекена, подготовка шкуры к сборке, сама сборка, сушка и косметическая отделка изделия. После того, как был изготовлен манекен, идет дальнейшая отшлифовка, подгонка форм

9. Чтобы можно было подобраться к животу, манекен переворачивают и ставят на козла для детальной проработки мышц и устранения неточностей

10. Александр добавляет пенополиуретан для грудной мышцы, который клеится на монтажную пену

11. Параллельно в цеху идет работа над скульптурой двух медведей в позе рабочий и колхозница, которые вместо серпа и молота держат граненый стакан. Композиция так и будет называться: «Памятник граненому стакану»

12. Эскиз будущего памятника из скульптурного пластилина был одобрен заказчиком

13. После того, как был изготовлен металлический каркас и конструкция была залита все тем же пенополиуретаном, начинают вырезать будущую фигуру. И здесь навыки скульптора крайне необходимы

14. Для скульптуры используются пластиковые когти, которые отлиты по подобию настоящих

15. Во дворе студии стоит большое количество парковых скульптур. Компания кроме таксидермии занимается изготовлением таких вот фигур зверей. В последнее время ими все больше украшают парки, да и любой частник может купить такую скульптуру для своего сада. Цены договорные

16. Еще один цех художественной студии KazWolf. Именно здесь, на мой взгляд, происходит все самое интересное. Здесь безликий манекен преобразуется в натуральную копию животного

17. Прежде, чем начинать обшивать манекен шкурой, необходимо изучить топографию — расположение шкуры на живом животном. Мастер должен совершенно ясно представлять себе характерные черты поверхностного рельефа, расположения фигуры, складок и т.д. В проведении этой подготовительной работы, кроме живой натуры, могут помочь различные наглядные пособия, фотографии, рисунки. Труднее и в то же время важнее всего безошибочно передать кожный рельеф наиболее выразительных участков головы и конечностей

18. Оформление манекена шкурой — последний, завершающий этап работы. Он чрезвычайно важен и в высшей степени ответственен, так как результат всей работы во многом зависит от того, насколько правильно и живо «сидит» шкура на манекене. У студии свои поставщики шкур животных, которые привозят их или с базаров или скотобоен

19. Следует обратить особое внимание на то обстоятельство, что шкура у живого зверя никогда не лежит плотно, не обтягивает, а свободно облегает тело, при этом в одних местах тесно прилегает к мышцам и сухожилиям, четко обрисовывая суставы, сплетения кровеносных сосудов и весь подкожный рельеф, а в других — обвисает или лежит складками

20. Правильно подготовленная шкура животного должна пройти специальную обработку мытья и процесс обезжиривания, прежде, чем ее можно будет моделировать на манекене чучела . Этой процедуре подвергаются все препарированные шкуры, вне зависимости от того, имеют они загрязненный волосяной покров или покрыты чешуей или пером. Главная цель — удалить соль, в которой шкура была консервирована или выделана, затем убрать жир с мездры, волос, перьев или чешуи

21. После того, как была натянута шкура на коня, его переворачивают, чтобы зашить живот

22. Сотрудница компании за соседним столом занимается реставрацией ковра с головой. Это шкура, на которой полностью проработана голова зверя

24. Только при умелом обращении со шкурой можно добиться правильного внешнего вида животного, динамики в позе и верного экстерьера чучела

25. В коридоре я натыкаюсь на готовую фигуру еще одной лошади, она также была создана для музея

26. Но в отличие от карагандинского варианта, на ней будет всадник. По задумке заказчика это будет сакский воин, стреляющий из лука

28. На фоне готового чучела волка лежат манекены, представляющие собой копию фигур животных в заданной позе. Современные манекены таксидермисты отливают из пенополиурита или покупают готовые формы, сделанные немецкими, американскими фирмами, а в последнее время и российскими студиями в Питере и Москве

29. После того, как шкура была натянута и зашита, начинается, так сказать, косметический этап

30. Разглаживаются все неровности, складки, выгоняется лишний клей из-под шкуры

31. Обрезаются нитки

32. Расчесывается грива лошади, так как изначально она была вся запутана. При помощи расчески и фена происходит укладка

34. Тщательно подбирают соответствующие данному животному искусственные стеклянные глаза. Нужно точно соблюсти размеры, окраску и форму зрачка. Искусственные глаза имеются в продаже в зоомагазинах, их можно специально заказать на фабрике глазных протезов

35. Техника установки глаз в чучело сама по себе проста, но главное здесь вовсе не в том, чтобы правильно поставить глаз и уложить на место веко. Вся трудность и искусство заключаются в другом — в умении с помощью искусственных глаз оживить чучело, придать ему живое выражение. А для этого нужно найти ту единственно правильную глубину орбиты, на которую нужно поставить глаз, отыскать верный угол наклона глазных яблок по отношению к голове, не ошибиться в ширине межглазничного пространства, придать глазам именно тот разрез, который характерен для данного вида и отличает его от других зверей

36. Для прорисовки мышц шкура фиксируется булавками. В таких местах она должна плотно прилегать к манекену

37. Копыта лошади также приводят в порядок, все лишнее удаляют

38. У любого животного есть небольшие изъяны на шкуре, возникшие в процессе своей жизнедеятельности. Чтобы их скрыть, Александр тщательно подбирает краску

50. В дальнейшем его нарядят: наденут на него седло и сбрую, установят на постамент и будет он красоваться в Караганде

51. А скульптура двух медведей, стоящих на камне и держащих большой граненый стакан, нашла свое место в центре Алматы. Ее презентацию приурочили к открытию нового ресторана, эта скульптура станет символом заведения и будет привлекать посетителей

52. — Работа таксидермиста — это дать вторую жизнь умершему животному, а не убивать его второй раз, — считает Александр Редреев

Во время созревания на дачах и огородах различного урожая, нередко происходит так что, им хотят полакомиться птицы. И для борьбы с дано проблемой чаще всего изготавливают пугало, которое должно отпугивать птиц от урожая..

Итак, чтобы создать пугало на огороде, не нужно искать по магазинам определенные материалы, так как все что вам понадобиться, скорее всего, находиться у вас на участке. Также вам понадобиться немного фантазии и некоторые умения создавать .

Для создания пугала нужно:

  • Ровные палки разной длинны, или, если есть, черенки от лопаты.
  • Длинный гвоздь, а, следовательно, и молоток.
  • Одежда, старая, которую уже никто не надевает.
  • Парочка пуговиц.
  • Мешок, с соломой внутри.

Два черенка, или палки, в зависимости от того, что вы нашли, соединяете крест-накрест. Для крепления палок вам и пригодится длинный гвоздь. В общем, это и будет основой для создания огородного чучела.

Второй этап, это создание головы, для этого нужно взять полиэтиленовый пакет с соломой внутри. Далее на пакет натянуть старые детские колготки, или же наволочку. В конечном результате у вас образуется что-то напоминающее голову, но нужно сделать пугало с глазами, для этого и нужны пуговицы. Также нужен нос, тут вам пригодиться кусок любой тряпки. А из махрового лоскута можно запросто сделать губы. Далее голову следует зафиксировать на конце длинной палки.

Следом необходимо найти старое платье, кофту или даже юбку, которые необходимо закрепить на поперечной палке. Для того чтобы пугало смотрелось правдоподобнее на голову можно надеть кепку или панаму, или же шарф.

Также к работе по созданию пугало можно привлечь детей, и тогда ваш огород будет охранять какой либо сказочный персонаж. Для его создания потребуются все те же материалы, но процесс изготовления немного изменится.

Начните с головы, изготовьте ровный контур, который будет лицом чучела. Для этого вам нужно взять прочный кусок материала, сверху положить тазик и обвести его. Далее нужно вырезать два таких контура, один из которых будет лицом, там обыкновенным карандашом следует отметить места глаз, рта и носа.

Рот можно вышить толстой ниткой, глаза пришить использую более темную ткань, а уши и нос изготавливать нужно из той же ткани, для правдоподобности. Далее контуры нужно сшить между собой, а свободное пространство забить синтепоном.

И в завершении все изготовленные элементы пугала нужно закрепить на черенках.

Смотрите полезное видео: Чучело на огород своими руками



Необычные огородное чучело, фото Чучело в огород своими руками, фото

Некоторые дачники начали делать пугало, применяя обыкновенные пластиковые бутылки. Нужно сказать что эффект от таких чучел гораздо лучше, так как они могут издавать звуки в ветреную погоду, а также блестеть, как днем, так и ночью.

Для создания пугала из пластиковых бутылок нужно найти:

  1. Определенное количество пластиковых бутылок, разных объемов и цветов.
  2. Резинки, которыми необходимо укреплять конструкцию.
  3. Крышки от бутылок.
  4. Проволока.
  5. Обязательно Шило.
  6. Могут пригодиться ножницы и нож, а также степлер.

Для изготовления ног понадобиться до шести бутылок, потри на каждую. Для рук примерно нужно столько же бутылок. В каждой из емкостей необходимо проделать дырки, через которые будет проходить резинка, и скреплять вашего охранника.

В качестве туловища можно взять старый бак для воды. Для головы подойдет и пятилитровая баклажка, к которой нудно приделать лицо. Для того чтобы чучело издавало много звука, нужно сделать юбку из крышек.

"ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ В МУЗЕЕ"

(таксидермия, изготовление чучел позвоночных и рыб,

создание домашнего зоологического музея)

Глава 3

Методы изготовления чучел

Изготовление и монтаж чучел четвероногих мелких и средних животных

Предлагаемый способ моделирования чучел мелких и средних четвероногих (до размера зайца включительно), препарированных с разрезом по брюху, с оставленным при шкуре скелетом конечностей и черепом, преимущественно построен на монтаже сборного манекена. Монтаж сходен с методом изготовления чучел птиц. Особенно он пригоден для животных безволосых или с коротким ровным мехом (варан, крупные ящерицы, тонкопалый суслик, летняя белка, летняя куница и др.).

Вначале подготавливают отдельные части манекена: туловище с шеей, четыре проволоки для конечностей, хвостовую проволоку. Эти отделы в конечном итоге собирают вместе в шкуре. Такой способ позволяет моделировать чучела поэтапно, что удобно при монтаже чучел различных видов животных и позволяет добиться установки правильной позы и экстерьера. Изготовление чучел млекопитающих, четвероногих рептилий и амфибий гораздо сложнее, чем чучел рыб, змей и птиц. Это связано с более сложной формой тела первых, с положением туловища и конечностей при различных фазах движения - беге, лазаний, плавании и др., а отсюда и сложность моделирования. Для животных с короткой шерстью (суслик) или без шерстного покрова (варан) манекен фигуры должен быть выполнен безукоризненно, так как все недоделки и неправильности будут особенно выделяться на таких чучелах (фото 34).

Фото. 34. Хамелеон .
Работа М. А. Заславского, 1977 г.
Выполнен методом парафинирования.

Приступая к изготовлению фигуры, необходимо хорошо изучить строение тела животного еще до его препарирования, что поможет в дальнейшем разрабатывать фигуру животного без ошибок (рис. 51).

Рис. 51. Снятие размеров у среднего животного .
А - линейный и объемный промер (ширина в груди, в тазе);
Б - выявление размеров (снятых по шкуре) с помощью эпидиоскопа.

Чтобы научиться моделированию чучел, лучше начинать с небольших животных, имеющих хорошо развитый меховой покров. В этом случае не будет необходимости подкладывать под шкуру глину и пролеплять ее, заменив мягкими и пластичными материалами: паклей, стружкой и др., которые придадут фигуре плавную поверхность тела.

Части манекена делают только из расчета продуманной и известной позы зверька, так как переделать форму с одновременной переработкой позы после изготовления чучела будет очень трудно. Прежде чем приступить к монтажу основы фигуры, необходимо сделать на картоне в карандаше несколько эскизов фигуры. Вместо эскизов можно использовать хорошие и четкие фотографии или рисунки, выполненные анималистами, но самостоятельное решение фигуры животного ценнее - оно позволяет найти и решить более интересно позу и изучить особенности экстерьера животного самостоятельно. Этот способ монтажа чучел можно применить и для среднего размера животных с короткими конечностями (бобр, барсук, выдра), шкура с которых снята не пластом, а через разрез на брюхе и хвосте (фото 35).

Фото. 35. Выдра у проруби.
Работа М. А. Заславского, 1961 г.
Зоологический музей АН СССР, Ленинград.
Чучела животных выполнены из старых коллекционных шкур.

Манекен туловища . Его приготовляют из сена, соломы, стружки. Для большей пластичности этих материалов и удобства работы с ними их можно обрызгать водой и завернуть на несколько часов в полиэтиленовую пленку для отсыревания. По рабочему чертежу или мясной тушке зверька скручивают плотный жгут, имеющий длину и объем туловища и шеи, стягивают его нитками, делая соответствующие изгибы в шейной и спинной частях (рис. 52).

Рис. 52. Мягкая набивка чучела животного типа белки .
А - подготовка арматуры для чучела, ориентировка по мясной тушке; Б - раздельная арматура: шеи, туловища, хвоста; В - череп из пенопласта; Г - его обработка; Д, Е - голова и шея, намотанные из сена. Ж - установка черепа из пенопласта; З - укрепление основной проволоки в черепе тампонами; И - арматура для конечностей; К - укрепление арматуры.

Очень важно на манекене хорошо выделить грудную часть, брюхо, крестец (варан). Это достигается приматыванием в нужных местах к жгуту плотных валиков стружки. Для большей рельефности манекена жгут прошивают в некоторых местах и стягивают крепкой ниткой. Чтобы не ошибиться в размерах, манекен следует постоянно сверять с мясной тушкой. Поскольку объем грудной клетки животного с наступлением смерти уменьшается, а брюхо, наоборот, увеличивается, следует придерживаться прижизненного объема тела (фото 36).

Фото. 36. Павианы.
Работа М. А. Заславского, 1975 г.
Зоологический музей АН СССР, Ленинград.
Фигуры выполнены из шкур, снятых пластом.

Моделируя туловище, необходимо плотно приминать пальцами и туго затягивать нитками стружку, на скрутке следя за тем, чтобы не было впадин или бугров, добиваясь плотной и ровной основы. Рыхлый манекен неудобен при закреплении проволоки, плохо держит форму, и его трудно при необходимости пролепить глиной. Для плотного прикрепления черепа к манекену верхнюю часть шеи (стружку) ровно подстригают ножницами.

Для установки места прикрепления конечностей к туловищному отделу манекен прикладывают к мясной тушке и в местах плечелопаточного и тазобедренного сочленений на нем проворачивают шилом отверстия для установки проволок конечностей. В таком виде туловище для изготовления чучела подготовлено. Для конструирования каркаса ног нужно подбирать проволоку определенного диаметра, чтобы она прочно и основательно поддерживала фигуру. Проволока должна быть в 2.5 раза длиннее конечности. Осевая проволока в 1.5 раза длиннее туловища. Проволоку затачивают с обоих концов.

Моделирование головы . Следующий этап работы над манекеном - подготовка головы и ее закрепление на осевой проволоке. Вначале оформляют череп (он - при шкуре): из глины вылепляют на нем губы, нос, мышцы около глаз и ушей, а затем натягивают на моделированный череп шкуру головы. Сразу же правильно (на свои места) устанавливают ухо, орбиты глаз, нос и пролепляют (сквозь шкуру) рельеф околоротовой части морды. При установке натурального черепа проволоку закрепляют в нем плотными тампонами или проколом через лобные кости (как у птиц). Вместо натурального черепа (если его нет) можно применить модель из пенопласта или пробки. Ей придают грубое сходство с головой животного, пролепляют ее глиной и прочно укрепляют на конце осевой проволоки (рис. 53).

Рис. 53. Моделирование головной части (белка) .
А - подбивка головы через глазницу; В - установка арматуры в передней конечности; В - моделирование конечности из пакли и ниток; Г - шейно-плечевой пояс; Д, Е - подбивка спинной части.

Надев шкуру головы на череп или макет головы, выворачивают ее мехом наружу и раскладывают на подстилке головой к левой руке мастера. Манекен туловища прокалывают насквозь заостренной проволокой, пропуская ее по центру шейной и туловищной частей. Голову плотно подтягивают к шейной скрутке и закрепляют противоположный конец осевой проволоки в хвостовом отделе. Затылок головы и основание шейной части туловища сшивают между собою, обкручивают слоем пакли и обматывают нитками, создавая плавный переход от головы к шее. Для этой цели можно также успешно применить мягкую глину или мастику. Ее раскатывают небольшими лепешками, укладывают пинцетом в нужное место и пальцами пролепляют через кожу. Благодаря пластичности материала можно легко имитировать складки, особенно часто встречающиеся у амфибий и рептилий. При моделировании гладкошерстных зверьков (суслика, например) на спинную и шейную части манекена наносят тонкий слой глины и через кожу пролепляют плечевой пояс с лопатками и крестец. Это также крайне важно при изготовлении чучел варанов, лягушек, жаб. На подготовленный отдел натягивают шкурку и, приподняв чучело, внимательно осматривают форму и линию шеи и спины. Свободно и правильно натянутая шкурка подчеркивает все недостатки фигуры. При необходимости манекен можно подправить и на нужный участок подмотать больше набивочного материала или удалить его излишки, срезав лишнюю часть. Шкурка животного и ее рисунок должны быть расположены симметрично, так как перекошенный рисунок меха испортит внешний вид чучела.

Монтаж ног . Каждую конечность монтируют на проволочном каркасе с использованием скелета, оставленного при шкурке. Для придания рельефа мускулатуре ног волокна льна или пакли накручивают на скелет конечности, извлеченной из кожного мешка. В нужных местах его обматывают катушечными нитками, затягивая или, наоборот, несколько ослабляя их. У зверьков с короткой и редкой шерстью или вовсе без нее накрученную из пакли конечность пролепляют тонким слоем глины или мастики (глина лучше), подчеркивая более рельефно мускулатуру. Одновременно сглаживают неровности, образовавшиеся при накручивании ниток. Подготовленную конечность втягивают в кожный мешок и правильно укладывают, проверяя ее расположение по рисунку меха, чешуи или кожи.

Переднюю конечность с плечелопаточным участком укрепляют, пропуская проволоку через проделанные отверстия и закрепляя ее в туловище. Места перехода ноги к туловищу (плечелопаточный угол) подбивают глиной и пролепляют, стремясь сделать плавным и ровным переход (особенно это нужно для безволосых зверьков). Вторая конечность крепится и моделируется так же.

Установка передних конечностей - заключительный этап монтировки половины чучела. При этом необходимо вновь проверить созданную фигуру зверька, правильность установки передних конечностей и симметричность расположения рисунка меха, чешуи, кожи. Установив и закрепив передние конечности, начинают зашивать брюхо, при этом очень важно под шов и кожу грудобрюшной части подкладывать глину, выравнивая манекен, придавая фигуре правильную форму и плавность линии (рис. 54).

Рис. 54. Монтаж зверька на твердом манекене .
А - установка манекена; Б - подмотка паклей перехода к голове; В - пришивание головы; Г-моделирование передних конечностей; Д, Е - установка стержня и зашивание кожи хвоста; Ж - чучело горностая на подставке. З - установка ушной проволоки; И - выделение рельефа и придание правильного положения конечностям и хвосту (земляной заяц).

При монтаже зверька, сидящего на задних конечностях, используют более толстые опорные проволоки, чем при монтаже чучела, имеющего четыре точки опоры. В этом случае в передние конечности можно устанавливать более тонкую проволоку.

Задние конечности, прикрепленные к туловищу несколько дальше, чем им полагается быть, сделают зверька слишком растянутым. Если конечности передвинуть слишком близко к грудному отделу, зверек станет коротким.
На допущенные ошибки при моделировании чучела всегда укажет состояние кожи (складки, растянутость, окраска и сбитый рисунок меха). Поэтому, изготовляя чучело, следует время от времени внимательно проверять его и, если замечены нарушения пропорций, тут же их исправлять.

Рис. 55. Хвост .
А - установка хвостового стержня; Б - укрепление стержня; В - расправление кожи на стержне. Г - придание позы; Д - установка на подставку.

Стержень хвоста моделируют, накручивая на проволоку слои кудели, льна, стремясь создать сходный по размеру и формы стержень хвоста животного. Подготовленный хвостовой стержень устанавливают в хвостовой чехол и одним концом закрепляют в туловище. Если кожа хвоста разрезана вдоль, то прежде прикрепляют хвостовой стержень к туловищу. Затем по внутренней стороне кожи хвоста прокладывают тонким слоем глину, на которую укладывают стержень, и зашивают разрез начиная от основания хвоста, подбивая под кожей свободные места глиной. Особенно важно это для голохвостых зверьков (ондатры, нутрии, арана и др.). Хвост пролепляют через кожу пальцами, придавая ему нужную форму, а в местах перехода к туловищу проводят плавную линию. На этом заканчивается монтаж чучела.