«Михаил Кутузов» - корабль-музей в Новороссийске: фото, отзывы и стоимость билетов. Корабль-легенда: фоторепортаж нашей с борта крейсера «михаил кутузов Служба на крейсере михаил кутузов

Про крейсер "Михаил Кутузов"

В городе-герое Новороссийске, в рамках визита на военно-морскую базу Черноморского флота, удалось посетить и крейсер проекта 68-бис "Михаил Кутузов ". В настоящее время крейсер входит в состав сил Новороссийской военно-морской базы в качестве музея. Посетить корабль-музей за очень умеренную плату может каждый желающий. "К сожалению экскурсия проходит только по палубе корабля и совсем немного захватывает надстройки ". Не могу сказать так ли это, потому как успел не только подняться на надстройки и спуститься в трюмы, но и познакомился с командой корабля-музея.

Про матросов

Персональную экскурсию для меня проводил старший матрос Дмитрий Александрович Аниськин. Спокойный толковый парень и фамилия у него какая-то по-простецки добрая. Осталось ему ещё полгода службы на "Михаиле Кутузове ", а потом Дмитрий вернётся в родную Рязань, будет учиться по медицинской части. Видимо - по хирургической.

А армию служить пошёл сам, добровольно. Хотел всякое понять и научиться быть самостоятельным. Пока стояли перекуривали на палубе, расспросил старшего матроса Аниськина о моряцкой жизни. Жалоб не услышал, служба не самая напряжённая, погода не суровая, купаться в море позволительно. Единственное, чем недоволен и он и другие моряки - это выдаваемыми сигаретами.

Я одну пачку для примера выцыганил на минном тральщике (об этом в следующий раз). "Перекур " называются. Матросы сообщили, что закурить "Перекур " имеет смысл только в том случае, если есть желание совсем расстаться с лёгкими. Ну и, пользуясь случаем, передаю ОАО "Донской табак " забористый черноморский "превед ", моряки это табакокурительное учреждение частенько поминают добрым словом. А то и двумя.

Попросил Дмитрия показать где он сам живёт. Спустились внутрь боевого корабля, в жилой матросский кубрик. Сейчас вся крейсерская команда - около 20 человек, а по штатам военного времени была больше 1200, так что многие кубрики пустуют. В том, куда я заходил, сидел свободный от вахты матрос и с удовольствием смотрел телевизор. Немного засмущался, увидев камеру, но получив разъяснения в духе "никаких кривляний не надо" - спокойно смотрел телепередачу, пока я отважно задирал ISO до 6400 и ходил то "гуськом", то вприсядку по жилому помещению.

Попросил Дмитрия показать где он сам живёт. Спустились внутрь боевого корабля, в жилой матросский кубрик. Сейчас вся крейсерская команда - около 20 человек, а по штатам военного времени была больше 1200, так что многие кубрики пустуют. В том, куда я заходил, сидел свободный от вахты матрос и с удовольствием смотрел телевизор. Немного засмущался, увидев камеру, но получив разъяснения в духе "никаких кривляний не надо" - спокойно смотрел телепередачу, пока я отважно задирал ISO до 6400 и ходил то "гуськом", то вприсядку по жилому помещению.

Про бескозырку

Осмотрев корабль "от киля до клотика " под руководством старшего матроса Аниськина, потренировал маленько свои умеренные пока знания морской терминологии. Фал, конец, клинкет, гюйс, барбет, трап, гальюн, баночка - очень затейливо можно объясниться, владея такими словечками. Пока подтягивал военно-морскую лексику - день стал клониться к вечеру, пришлось стремглав помчать в ближайший армейский магазин с целью приобретения матросской бескозырки.

"Беска " в магазине, понятно, была всего одна и самого маленького размера. Да и та выполнена в стиле "гламурный дембель ". Обычной ленточки с надписью "Черноморский флот " в новоросийском магазине, ясное дело, тоже не оказалось. Зато Тихоокеанский и Балтийский - запросто. Даже в дембельскитх вариантах, когда на каждый конец ленты навешано по полкило ярких побрякушек. Караул!

Ну взял чего было, не до выбора. А когда вернулся на крейсер, старший матрос Аниськин подарил мне правильную ленточку, а я ему отдал пачку своих сигарет. Больше у меня и не было ничего при себе. Если вдруг кто из рязанских сюда заглянет - маякните родителям и друзьям Дмитрия, думаю им приятно будет узнать, что у старшего матроса Аниськина всё в порядке, служба уверенно движется к окончанию. А я пока расскажу кое-что про боевой корабль, где служат такие толковые матросы.

Про основные тактико-технические данные крейсера:

Водоизмещение: 16 653 т.

Размеры: длина - 210 м, ширина - 21 м, осадка - 7 м.

Скорость хода максимальная: 32 узла.

Дальность плавания: 9000 миль при 16 узлах.

Силовая установка: паротурбинная, 2 х 68 500 л.с.

Бронирование: борт - 100 мм, башни - 175 мм, рубка - 130 мм, палуба 50 мм.

Вооружение: 4х3 152-мм (4 трехорудийные башни МК-5бис), 12 6х2 100-мм, 16х2 37-мм орудий МЗА В-11, 8 спаренных 30-мм артустановок МЗА АК-230, 2x5 533-мм торпедных аппарата (именно на "Михаиле Кутузове" их нет).

Экипаж: 1270 чел.

"На крейсере имеются каюткомпании на 60 мест. 2 салона. 56 одно- и двухместных кают, клуб, радиотрансляционный узел, типографии, медотсек со всем оборудованием. Крейсер построен из отечественных материалов. Он стал крупным достижением мирового и отечественного кораблестроения. Авторитетный справочник-ежегодник «Джейн» (издания 1987-1988 гг.) отнес корабли проекта 68-бис к шедеврам мировой кораблестроительной школы.

"На крейсере имеются каюткомпании на 60 мест. 2 салона. 56 одно- и двухместных кают, клуб, радиотрансляционный узел, типографии, медотсек со всем оборудованием. Крейсер построен из отечественных материалов. Он стал крупным достижением мирового и отечественного кораблестроения. Авторитетный справочник-ежегодник «Джейн» (издания 1987-1988 гг.) отнес корабли проекта 68-бис к шедеврам мировой кораблестроительной школы.

Крейсер стал передовым кораблем по боевой подготовке. В 1956 г., 1958 г., 1963 г. завоевал переходящие призы Военно-морского флота СССР. Пять лет подряд с 1965 но 1970 года - приз командующего KЧФ по артиллерийской подготовке. Неоднократно экипаж крейсера добивался звания лучшего надводного корабля Черноморского флота. В 1957 году крейсер совершил поход вокруг Европы и участвовал вместе с кораблями Северного и Балтийского флотов в параде на Неве в Ленинграде. В полном соответствии с тогдашней океанской доктриной в 1964 году первым из кораблей КЧФ вышел на боевую службу в Средиземное море. Семь выходов на боевую службу. Более 200 тысяч пройденных миль и семь отличных оценок на эту нелегкую службу.

Крейсер стал передовым кораблем по боевой подготовке. В 1956 г., 1958 г., 1963 г. завоевал переходящие призы Военно-морского флота СССР. Пять лет подряд с 1965 но 1970 года - приз командующего KЧФ по артиллерийской подготовке. Неоднократно экипаж крейсера добивался звания лучшего надводного корабля Черноморского флота. В 1957 году крейсер совершил поход вокруг Европы и участвовал вместе с кораблями Северного и Балтийского флотов в параде на Неве в Ленинграде. В полном соответствии с тогдашней океанской доктриной в 1964 году первым из кораблей КЧФ вышел на боевую службу в Средиземное море. Семь выходов на боевую службу. Более 200 тысяч пройденных миль и семь отличных оценок на эту нелегкую службу.

За прошедшие годы для многих поколений военных моряков крейсер стал настоящей школой боевой выучки, воинского мастерства, школой жизни. За большой вклад в дело осевой готовности флота более 700 военнослужащих корабля награждены орденами и медалями. Крейсер дал путевку в жизнь 17 адмиралам, 73 капитанам I ранга.

Кроме боевой подготовки, несения боевых служб вдали от Родины, крейсер систематически выполнял правительственные задании: дипломатические миссии, визиты дружбы и заграничные походы, приемы глав иностранных государств и правительств, крупных иностранных военачальников, а также космонавтов, деятелей науки и культуры. В настоящее время крейсер в резерве 3 категории 1-ой очереди. Вооружение и техника в 1987 году законсервированы с применением динамического осушения. Корабль прошел четыре текущих ремонта, один средний и модернизацию техники и вооружения. Последнее докование - в ноябре 1985-2001 года. Проверка физических полей - апрель 1986 года. Вся материальная часть крейсера в строю.

В 1994 году ветераны крейсера выступили с инициативой сохранить единственный и последний в ВМФ России артиллерийский крейсер как исторический центр широкого профиля - как центр военно-исторической, патриотической, ветеранской и экскурсионно-туристической работы. Директивой ГШ ВМФ от 26.12.96 г. № 730/1/2273 предусмотрено использовать крейсер как корабельный центр военно-патриотического воспитания и истории Отечественного флота. В связи с отсутствием средств оставить на ответственном хранении в составе ЧФ в главной базе флота в городе Севастополе.

Директивой ГК ВМФ РФ от 3.08.2001г. № 35 крейсер определен филиалом военно-морского музея КЧФ и перебазирован в город Новороссийск 23 августа 2001 года".

Скачанный файл НЕ НАДО распаковывать, его надо просто ПЕРЕИМЕНОВАТЬ в.mp3 и тогда всякий желающий услышит не только очень красивую и полную смысла песню, но и ознакомится с вершинами исполнительского мастерства.

Ах, если бы наши евровидимые могли ТАК петь...

Координаты объектов.

17:47 / 28 июля 2016

Журналист НАШЕЙ заглянула в коридоры и каюты корабля-легенды и узнала судьбу этого военного гиганта. «Михаил Кутузов» - единственный из своих четырнадцати собратьев, кто остался «на плаву». Остальные крейсеры проекта 68-бис продали или разобрали на металл.

Крейсер «Михаил Кутузов» вот уже 15 лет украшает Новороссийск. За это время он, несомненно, стал самым ярким символом города. Капитан 2 ранга запаса и по совместительству заведующий филиалом Центрального Военно-морского музея на крейсере «Михаил Кутузов» Сергей Алексеевич Назаров рассказал, почему каждый житель нашего города и страны в целом должен гордиться этим крейсером.

«Последний герой»

Всего легких артиллерийских крейсеров проекта 68-бис было построено четырнадцать. Их выпускали в послевоенное время - с 1949 по 1955 годы. Жителям и гостям Новороссийска очень повезло, что они могут прикоснуться к легенде, ведь «Михаил Кутузов» - единственный сохранившийся из тех четырнадцати военных кораблей. Остальные были либо проданы в другие страны (в Индию продали 8 крейсеров этого проекта, один корабль передали в Индонезию, где он вошел в состав военно-морских сил под названием «ИРИАН»), либо разобраны на металл, - рассказывает капитан судна Сергей Алексеевич Назаров.

Послевоенная программа строительства ВМФ СССР предусматривала постройку более 20 единиц крейсеров этого проекта. К концу 1954 года были окончательно построены 14 крейсеров, еще шесть корпусов были заложены. Но после смерти Сталина программа строительства крейсеров такого типа была свернута.

Боевая слава «Кутузова»

С 1961 по 1969 годы крейсер «Михаил Кутузов» входил в состав 150-й бригады ракетных кораблей Черноморского флота. Официально корабль участвовал в двух вооруженных конфликтах в ходе Арабо-израильской войны в 1967 и 1973 годах. Оба раза крейсер находился в порту Александрия, сам он в боях не участвовал, но его нахождение в порту Александрия было гарантом мира.

В начале 90-х годов крейсер «Михаил Кутузов» законсервировали

В период неурядиц в стране в начале 90-х нашлись неравнодушные люди, которые добились того, чтобы корабль не утилизировали, а сохранили.

С 1988 по 1990 годы шел процесс консервации корабля: заваривались все двери, иллюминаторы, проходила просушка помещений судна. Это делалось для того, чтобы можно было сохранить крейсер в наилучшем виде. После этого корабль находился в бухте Троицкой в Севастополе и 25 августа 2001 года он прибыл в город-герой Новороссийск. С тех пор он стал визитной карточкой нашего города, - продолжает рассказ капитан.

«Юридически «Кутузов» - здание»

1 октября 2012 года крейсер передали в состав Центрального военно-морского музея и теперь по документам «Кутузов» - это здание!

Юридически - мы не корабль. Из-за этого возникает много вопросов. Например, чтобы покрасить крейсер, я должен в запросе в федеральное казначейство написать статью расходов «покраска фасада музея, ограждения, крыши» и только тогда мой запрос примут и обработают. Вот такой парадокс! - делится заведующий музеем Сергей Назаров.

Характеристики крейсера «Михаил Кутузов»: длина корабля - 210 метров, ширина - 23 метра, высота - 59,5 метров. Водоизмещение - 18 640 тонн (для сравнения, у крейсера «Аврора» водоизмещение - 6000 тонн). Экипаж - 1130 человек: 70 офицеров, 90 мичманов, 970 матросов срочной службы.


В кабинете капитана корабля замечаю необычные часы, грамоты и благодарственные письма, портреты его предшественников - командиров «Кутузова» и портрет верховного главнокомандующего РФ.




В коридорах крейсера не очень высокие потолки, сразу представляешь, как неудобно было бы нести службу здесь человеку с ростом выше среднего.

На мой взгляд, идеальный рост для моряка - 170 сантиметров плюс атлетическое телосложение. Высоким тяжелее, так как при несении службы на корабле приходится много стоять и длительное время выполнять два-три монотонных движения, - рассказывает мой собеседник.


Идем дальше. Заходим в просторный зал - это кают-компания для офицеров. Здесь члены личного состава проводили собрания, кушали, отдыхали. В помещении стоит шахматный стол, фортепиано, кожаные диваны, большие столы, книги.




В кают-компании действовали свои неписанные правила. Например, все здесь обращались друг к другу без воинских званий, по имени отчеству. Здесь можно было курить без разрешения командира корабля и запрещалось обсуждать политические проблемы, касаться вопросов религии и личных отношений.


В соседней комнате - экскурсия. Тех, кто ранее никогда не бывал на кораблях, удивляет, что вся мебель прикручена к полу, кресла в салоне только лишь поворачиваются, сдвинуть с места их нельзя.



В этом же помещении - окно выдачи еды, под рукой - шкафчики для посуды. В буфете (именно оттуда выдавали еду) довольно тесно: здесь расположены три мойки, несколько шкафов для посуды. Еду готовили в камбузе и приносили сюда уже готовые блюда.



А еду готовили в камбузе:


В кают-компании стоит внушительных размеров пепельница. Когда корабль выходит с завода, рабочие ему дарят пепельницу. Она считается символом и оберегом корабля. Если кто-то похищает этот предмет с судна или его кому-то передают, это считается очень плохим знаком.


Вообще крейсер - абсолютно самостоятельный автономный организм. Здесь есть слесарная мастерская, кухня, даже была своя типография! На корабле выходила газета, чтобы офицеры и матросы знали, что происходит в стране и мире. Отдельную часть корабля занимает медицинский блок. Он состоит из операционной, пост-операционной, лазарета на 24 человека, изолятора на 6 человек, рентген-кабинета, аптеки, кабинетов врачей.


На крейсере размещено 38 кубриков - это комнаты для совместного проживания личного состава. Кубрики были разных размеров и вмещали от 20 до 80 человек. Примечательно, что всего 9 кубриков на корабле - с иллюминаторами, остальные располагаются палубой ниже и не имеют иллюминаторов. Матросы распределялись по кубрикам исходя из своего функционала: матрос должен был максимально быстро попасть на место несения службы. На стенах кубриков - мотивирующие плакаты для военнослужащих.




А вот это - шикарная девятиметровая каюта офицеров:


Кстати, крейсер «Михаил Кутузов» не раз становился действующим героем в советских фильмах. На нем снимали киноленты «Командир корабля», «Верди», «Морские дьяволы». В фильме «Увольнительная на берег» снимался тогда еще начинающий актер Владимир Высоцкий. Чтобы лучше вжиться в образ, он на несколько дней стал настоящим матросом и жил в общем кубрике. Артист подчинялся распорядку дня матросов, а в перерывах между съемками пел матросам песни.


Чтобы донести современному поколению идею о мощи и славе военно-морского флота нашей страны, создатели компьютерной игры World of Warship разработали новый тип надводного корабля проекта 68-бис «Михаил Кутузов» в виртуальной реальности. Теперь пользователи этой игры могут ощутить силу и мощь артиллерийского вооружения, боевые возможности крейсера в морских сражениях.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-142249-1", renderTo: "yandex_rtb_R-A-142249-1", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Посещение крейсера «Михаил Кутузов» в Новороссийске запомнилось надолго. Мы первый раз в жизни побывали на настоящем военном корабле, пусть уже и навсегда пришвартовавшемся к берегу.

Приглашаем вместе с нами осмотреть боевой корабль, являющийся уникальной достопримечательностью Новороссийска.

Трап корабля-музея

Крейсер «Михаил Кутузов» спустили на воду в 1951 году. Это – настоящий боевой корабль. Служил на Черноморском флоте, курсируя по водам и Средиземного морей и Атлантики.

«Визитная карточка» города-героя Новороссийска — крейсер «Михаил Кутузов»

За время службы корабль боевой славы прошёл более 220 тысяч миль.

Экскурсия по крейсеру «Михаил Кутузов»

Военное судно огромное. Выглядит внушительно. Длина корабля – 210 метров, ширина – 22 метра, высота 59,5 метров, осадка – 7,5 метров, полное водоизмещение – 18640 тонн.

Нам достался экскурсовод, прекрасно владеющий историей и языком. Он столь интересно и увлечённо говорил об истории корабля, его обустройстве, что я пожалела, что не записала всё на диктофон. Так что расскажу, что запомнила. И то, что вычитала в книге, купленной на крейсере по окончанию экскурсии.

Корабельный колокол весит 86 кг. Отлит из сплава бронзы и серебра.

Наши дети у рынды крейсера «Михаил Кутузов»

В рынду (корабельный колокол) нам звонить не разрешили. Но один раз позвонил сам экскурсовод, попросив, чтобы мы предварительно закрыли уши руками, чтобы их не заложило. В открытом море звон корабельного колокола разносится на 14 километров в округе. Представляете, каков звук? Интересно, насколько далеко разносится звон рынды крейсера «Михаил Кутузов» в Новороссийске? Мне кажется, жители всего Центрального района точно слышат.

Под российским крестовым флагом… На корме — Андреевский флаг

Экскурсовод посоветовал, чтобы ходили только за ним, не отклоняясь от маршрута и никуда не сворачивая. И пошутил, что на корабле 2,5 тысячи помещений, так что если мы заблудимся – найдут не скоро.

Наши дети на палубе крейсера «Михаил Кутузов»

Заботливо предупреждал всех посетителей, где надо пригнуться, чтобы не удариться головой, где внимательно смотреть под ноги.

Зенитная двухорудийная установка ближнего действия В-11

Нашей младшей дочке разрешил навести зенитную артиллерийскую установку. Из зенитки можно поразить воздушную цель, находящуюся в 3 километрах, а объект на воде – до 4 километров.

Наша дочка управляет стволами зенитки

Установка главного калибра крейсера стреляла до 32 километров. Этот текст украден с сайта Дороги мира (сайт)!

Трёхорудийная башенная установка Мк-5бис главного калибра

Мы узнали, что флаг корабля, расположенный на носу, называется гюйс (крепостной флаг). Он поднимается на кораблях 1-2-го ранга, когда те стоят на якоре или пришвартовываются к причалу. Корабль-крепость.

Гюйс — крепостной флаг

Корабль принадлежит к типу лёгких артиллерийских крейсеров проекта 68-бис и считается шедевром мирового кораблестроения, отличавшимся прекрасными мореходными качествами и непотопляемостью. Непотопляемость обеспечивают водонепроницаемые переборки 16 отсеков. Двойное дно обеспечивало защиту от торпед и морских мин.

Крейсер «Михаил Кутузов» — шедевр судостроения

Кстати, на корабле можно увидеть морскую мину послевоенного образца. Огромная! На борту могло находиться до 68 таких. Мины транспортировались по специальным минным дорожкам.

Морская мина

У крейсера «Михаил Кутузов» 3 палубы и 3 платформы.

Два якоря. Каждый весит 7 тонн.

Якорей не видно — они в море

А якорные цепи весом каждая 30 (да-да, тридцать!) тонн!

Я бы и одно звено этой якорной цепи не подняла

Когда-то личный состав крейсера «Михаил Кутузов» насчитывал 1129 человек, сейчас – всего 42.

Крейсер мог находиться в автономном плавании целый месяц, имея огромные запасы воды, продовольствия, снаряжения.

Нам показали только часть корабля: артиллерию крейсера и первый ярус вниз после палубы, где находятся кают-компания, медблок, кубрик.

Башня универсального калибра

Снаряд

Стабилизированный пост наводки

Антенный пост на грот-мачте

Ходовой мостик крейсера

Лестница, по которой мы спустились с верхней палубы в недра корабля

Бесконечные коридоры корабля

Поразил медицинский блок корабля: операционная, послеоперационное отделение, изолятор, лазарет на 24 человека, рентген–кабинет, кабинеты врачей (терапевта, хирурга, стоматолога).

Медицинский блок

Экскурсовод пошутил, что зубы морякам лечили без наркоза – мол, всё равно за шумом двигателей криков никто не слышал. А, может, и правда без наркоза лечили?

Офицерская каюта

Матросский кубрик

Раньше тут лежали матрацы и подушки

На корабле имеется 38 кубриков для размещения личного состава и две кают-компании – офицерская и мичманская. В офицерской кают-компании разрешалось находиться только офицерам.

Офицерская кают-компания

В кают-компании офицеры проводили совещания, отдыхали, принимали пищу.

Деревянное панно на стене кают-компании

В кают-компании даже пианино имеется!

Модель корабля

Курилка офицерской кают-компании

Пепельница

Офицерская кают-компания

Нам разрешили посидеть в кают-компании и осмотреться.

Наши дети в офицерской кают-компании

Это просто чудо, что корабль дожил до наших дней. В 1996 году крейсер «Михаил Кутузов» хотели утилизировать, но совет ветеранов крейсера отстоял его, убедив руководство страны сделать из военного корабля музей.

Это – единственный крейсер из проекта 68-бис, сохранившийся до наших дней. Всего было построено 14 таких кораблей. Остальные – списаны и пущены на металлолом.

На корабле жил Высоцкий

Крейсер «Михаил Кутузов» неоднократно снимали в фильмах. На нём в Севастополе снимали «Увольнение на берег» (1961 г.) Роль матроса Петра играл Владимир Высоцкий. Артисты для лучшего вживления в образ надели матросскую форму и жили в кубрике личного состава. Ели, спали, поднимались по тревоге – как все члены экипажа. А, отдыхая от съёмок, Высоцкий пел морякам свои песни.

При этом сослуживцы по кораблю Высоцкого вспоминали, что артист был наравне с ними, простой, открытый и общительный.

Тогда Высоцкому повезло встретиться с Гагариным и Титовым. Всю съёмочную группу и актёров выслали на берег на время визита космонавтов, а Высоцкий настолько хорошо вжился в роль матроса, что его приняли за своего.

Историческая фотография визита космонавтов Гагарина и Титова на крейсер «Михаил Кутузов»

Кто только не был на борту корабля: космонавты Юрий Гагарин, Герман Титов, Павел Попович, Андриян Николаев, президент РФ Владимир Путин и даже президент Индонезии Сукарно и король Эфиопии Хайле Селассие I. Побывали на нём и мы.

Достоинства: крайне интересно, недорого, разрешают всё снимать на фото и видео. Экскурсия очень понравилась.

Хотите увидеть нечто по-настоящему необычное во время путешествия по южным городам России? Посетите корабль-музей в Новороссийске. «Михаил Кутузов» - настоящий боевой крейсер, подняться на борт которого сегодня может каждый турист. Это уникальная экскурсия, которая запомнится вам надолго!

История легендарного крейсера

В конце лета 1954 года на корабле, названном в честь известного полководца Михаила Илларионовича Кузова, был поднят флаг. Спустя время этот крейсер, построенный по проекту 68-бис, будет включен в десятку лучших боевых судов ХХ века. Корабль был построен за 2 года, после чего состоялась церемония торжественного принятия его в состав Черноморского флота.

На счету этого легендарного судна - десятки успешно выполненных заданий и 15 дальних походов. Военная карьера «Михаила Кузова» закончилась в 1987 году. Тогда корабль был списан в резерв. В 1998 году крейсер был официально исключен из боевого состава. В 2001 году переведен в Новороссийск, а спустя еще один год - открыт в качестве музея.

Идея создания столь необычного туристического объекта не нова. Во многих портовых городах навечно опустили свои якоря крейсеры, имеющие богатую историю. Корабль-музей в Новороссийске является филиалом музея Военно-Морского флота. Посетить его сегодня может каждый, достаточно приобрести билет на экскурсию.

Что можно увидеть во время экскурсии?

Когда-то экипаж «Михаила Кутузова» состоял из 1200 служащих. На корабле имеется около 2000 помещений различного назначения. По техническим и боевым характеристикам крейсер действительно являлся передовым для своего времени. Размеры корабля: 23 метра в ширину и 210 метров в длину.

Экскурсия по крейсеру начинается на палубе. Туристам предлагается лишь частично осмотреть корабль-музей в Новороссийске, но даже такая экскурсия подарит массу новых впечатлений каждому.

Одно из наиболее интересных помещений - кают-компания, где собирались офицеры. Также туристы могут посмотреть, как жили обычные матросы в своих кубриках, посетить медпункт, офицерскую каюту.

Во время экскурсии посетители узнают немало интересного о крейсере и российском флоте. В коллекции корабля-музея присутствуют исторические фото и документы. Легендарный крейсер не раз снимался в кино, упоминался в литературе и даже встречается в современных компьютерных играх. Очень интересно посетить его будет поклонникам перечисленных видов современного искусства.

Город Новороссийск, корабль-музей: часы работы, стоимость билетов и адрес

Подняться на борт легендарного крейсера можно ежедневно с 10.00 до 18.00. В активный туристический сезон посетить музей можно только в составе экскурсионной группы 10-15 человек. Продолжительность экскурсии - около 50-60 минут, экскурсионное обслуживание входит в стоимость билета. Группы формируются на месте.

Корабль-музей в Новороссийске - это одна из главных туристических достопримечательностей города. Обычно экскурсионные группы набираются достаточно быстро.

Стоимость посещения музея - 200 рублей для взрослых, 100 рублей для детей и студентов. Любительская фото- и видео-съемка стоит 50 рублей. Не поленитесь приобрести билет фотографа-любителя, на корабле действительно есть, что сфотографировать.

С палубы «Михаила Кутузова» открывается фантастический вид на море и город. Корабль-музей в Новороссийске адрес имеет следующий: ул. Новороссийской республики, владение 2. Данная достопримечательность видна издалека, не стоит бояться не заметить ее.

Есть мнение, что Россия - морская держава. Морской державе пристало хранить традиции, иметь памятные места и хранить корабли с историческим прошлым, и, как пример и как это практикуется, в качестве музеев или учебных судов.


С кораблями-музеями у нас, честно говоря, слабовато. Их всего 11, считая макеты-копии. Плюс еще 7 подводных лодок. Слабовато, если честно, для такой огромной страны. Надо бы побольше, ибо где еще, как не на таком корабле-музее, поднимать интерес пацанов к флоту?

Речь пойдет о событиях, которые разворачиваются в последнее время вокруг корабля боевой славы крейсера «Михаил Кутузов». Крейсер, если кто не в курсе, стоит в Новороссийске, в морском порту. И представляет собой корабль-музей и имущество флота одновременно.

Крейсер «Михаил Кутузов» стал двенадцатым кораблём проекта 68-бис. Заложен он был в феврале 1951 года на Николаевском судостроительном заводе и спущен на воду 9 августа 1954 года. После прохождения ряда испытаний корабль был введён в состав Черноморского флота. Зоной его ответственности стали Средиземное и Чёрное море, а также центральная Атлантика, где «Михаил Кутузов» нёс службу вплоть до вывода из боевого состава в 1998 году. К этому моменту корабль прошёл 211 900 миль.

«Михаил Кутузов», будучи весьма красивым и представительным кораблем, сделал себе, помимо военной, еще и политическую карьеру и стал местом встреч на самом высоком уровне. Его гостями в разные годы были президент Индонезии Сукарно, глава Египта Абдель Насер, король Эфиопии Хайле Селассие I, шах Ирана с супругой и другие сильные мира сего.

Официально «Михаил Кутузов» участвовал в двух вооружённых конфликтах в ходе Арабо-израильской войны, в 1967 и 1973 годах. Оба раза он находился в порту Александрия в качестве командного пункта главного военного советника СССР в Египте. Прямого участия в боевых действиях крейсер не принимал, но сам факт его нахождения в Александрии был гарантом мира.

Нападение на «Михаил Кутузов» было бы равнозначным нападению непосредственно на СССР. Отчасти именно поэтому налёта на александрийский порт удалось избежать.

Сегодня «Михаил Кутузов» - корабль-музей. По крейсеру проводят экскурсии, но вот именно над кораблем-музеем что-то сгущается. То ли тучи, то ли свет в конце тоннеля.

Идея заключается в том, что крейсер обязан вернуться в Севастополь, откуда его увели в 2001 году, когда истекал срок аренды нашей базы. Были серьезные опасения, что корабль пойдет под разделку на металл. Так, собственно, «Кутузов» и оказался в Новороссийске. И уже там стал музеем.

Сегодня довольно большая инициативная группа, в которую входят такие известные люди, как адмиралы В.Н. Чернавин, И.В. Касатонов, контр-адмирал Е.А. Кобцев, контр-адмирал А.И. Аладкин, адмирал В.А.Кравченко, вице-адмирал В.Д. Рязанцев, контр-адмирал А.П. Гринкевич, контр-адмирал В. Урывский, вице-адмирал Р.А. Голосов, ратует за возвращение крейсера обратно в Севастополь.

Мотивация проста: крейсер обязан вернуться обратно в город-герой Севастополь, чтобы стать там частью исторического наследия. Мнения и доводы высказываются разные, некоторые в исполнении севастопольцев читать даже неприятно, как, например, Стефановского.

Замечу в пику Стефановскому, что Новороссийск - такой же город-герой, как и Севастополь. И такой же город воинской славы. Вот только его не сдали в Великую Отечественную войну. И кровь тех, кто защищал Новороссийск, ничем не отличалась от крови защитников и освободителей Севастополя. И этот город не менее достоин, чтобы в нем был свой корабль-музей.

Но вернемся к «Михаилу Кутузову», тем более, что всего неделю назад я посетил его в качестве экскурсанта.

Конечно, хотелось сделать более подробный обзор корабля, со всеми подробностями, но дирекция музея совершенно не захотела пойти нам навстречу. И предложила пробивать разрешение через руководство ВМФ в Санкт-Петербурге. Так что мы попросту не успели, что, может быть, и к лучшему. Посетивши корабль на общих основаниях, проще сделать некоторые выводы.

Какие выводы мы сделали? А не очень хорошие.

Крейсер находится далеко не в прекрасном состоянии. Да, экскурсоводы говорят о недостатках финансов, но кто об этом не говорит сегодня? Но кораблю однозначно требуется хороший ремонт. Вызывает удивление и ржавчина на палубах, и откровенно пришедшее в негодность деревянное покрытие.

Сама экскурсия по кораблю в стиле «галопом по европам». Без претензий к экскурсоводам, все они люди, однозначно влюбленные в корабль и знающие его и морскую тематику. Но неужели нельзя сделать более масштабную экскурсию, пусть и за большие деньги?

Верхняя палуба с обзором артиллерии, корабельный колокол, минное вооружение. Далее лекция в кают-компании корабля (весьма интересная, кстати) и пробежка (других слов нет) по некоторым внутренним помещениям. Камбуз, кубрик, медпункт, один из боевых постов и кубрик для бытовых нужд. Все. Честно - меньше чем мало. Такой огромный корабль, по нему можно было бы водить часа два, и было бы интересно. А так - получасовая пробежка.

АК-230. Результат модернизации


Кают-компания крейсера


Каюта офицерского состава


Один из постов управления


Корабельный медпункт


Матросский кубрик. Крутой, с иллюминаторами.


Камбуз и один из корабельных котов на вахте


КБУ. Каюта бытовых услуг.

Мне ситуация с «Кутузовым» напомнила многие музеи в нашей стране. Где стоят макеты танков с заваренными люками, а экскурсоводы водят народ вокруг и что-то там вещают. Прошлый век, короче. Слияния с кораблем не вышло, к сожалению.

Для пацанов, которым дали повертеть штурвальчики управления 37-мм установкой ПВО, радости было много. Для людей более искушенных - только удивление.

Какое может быть будущее у крейсера?

Можно продолжать играть роль одной из немногих достопримечательностей Новороссийска. До полного обветшания и окончательного списания. На сколько лет хватит «Михаила Кутузова», сказать не берусь, но рано или поздно конец все равно придет. Море - это не бетонный постамент все-таки.

Можно сделать капитальный ремонт корабля. Но это однозначно не в Новороссийске. Местные судоремонтные заводы не в состоянии обслужить этот корабль. Значит, Морской завод или что-то подобное. В Крыму. А там и до Севастополя несколько ближе, чем обратно в Новороссийск…

Кроме того, в Севастополе есть и Черноморское высшее военно-морское ордена Красной Звезды училище имени П. С. Нахимова, и филиал Нахимовского военно-морского училища. Вряд ли курсантам и нахимовцам помешал бы учебный корабль, подобный «Михаилу Кутузову». В том случае, если он пройдет капитальный ремонт и снова будет в состоянии совершать походы пусть не в Атлантику и Средиземноморье, а хотя бы по Черному морю.

И, кстати, с уходом для корабля проблем не будет.

А по выходным корабль вполне может стоять где-то на рейде и работать музеем. Как действительный корабль, а не макет с доступом в единичные помещения.

В любом случае, это хорошее продолжение жизни крейсера.

Кроме того, имя фельдмаршала Кутузова для Крыма не чужое. Михаил Илларионович воевал в тех местах вместе с Суворовым, и воевал хорошо.

А что с Новороссийском?

А Новороссийску обязательно нужно выделить что-то взамен. Город не богат на столь значительные памятники, поэтому просто взять и увести оттуда «Михаила Кутузова» мягко говоря, некрасиво.

Возможно, «Керчь» вполне подойдет.

4 ноября 2014 года, на БПК «Керчь» произошёл пожар, повредивший ряд кормовых отсеков. По результатам работы комиссии, расследовавшей происшествие, принято решение о списании и утилизации корабля в 2015 году. Позднее утилизация БПК «Керчь» была временно отложена с его переводом в резерв в качестве корабля подготовки плавсостава и плавучего штаба ЧФ. В июле 2015 года появилась официальная информация о повторной ревизии корабля с целью решения вопроса о его восстановлении.

Над кораблём шефствуют: Юго-Восточный административный округ Москвы, администрация Белгорода и администрация Красноармейского района Волгограда. Решением начальника Генерального штаба 18 августа 2015 года БПК «Керчь» выведен из боевого состава Черноморского флота и помещен в разряд военного имущества, с последующим расположением в нем военного музея Черноморского флота.

Почему музей ЧФ не может стоять в Новороссийске? Кроме того, «Керчь» изрядно моложе «Кутузова», и при такой поддержке корабль явно еще долго сможет радовать посетителей из числа жителей Новороссийска и гостей города, если организовать процесс должным образом, а не как сейчас на "Кутузове".

Вопрос в том, что у проекта перевода «Кутузова» есть и противники. Весь вопрос в том, кто одержит верх в битве за крейсер.

В любом случае, надо что-то менять. Конечно, хотелось бы, чтобы крейсер был отремонтирован и еще послужил. Что музеем, что учебным кораблем. Но в любом случае не так, как сегодня поставлено дело в Новороссийске.