Преподобный давид. Умножение любви

(† 1529?), прп. (пам. в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), Серпуховской. Основатель Давидовой в честь Вознесения Господня муж. пуст. О святом повествуют предания, зафиксированные в лит-ре начиная с XIX в., имеются краткие сведения в святцах и синодиках.

Исследователи XIX в. критически относились к преданию о знатном происхождении Д.- о том, что до пострига он был дьяком вел. кн. Василия III Иоанновича Даниилом Васильевичем Мамырёвым или же кн. Даниилом Ивановичем Вяземским (Токмаков . С. 6-7). По преданию, Д. в молодых годах поступил в Пафнутиев Боровский в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-рь , где принял монашеский постриг от прп. Пафнутия Боровского († 1477). При постриге подвижник был назван в честь прп. Давида Солунского. Спустя нек-рое время Д. с 2 монахами и 2 мирянами оставил Боровскую обитель, взяв с собой икону Богоматери «Знамение» с предстоящими преподобными Петром и Онуфрием Афонскими, пророками Аввакумом и Даниилом (впосл. эта икона находилась в келье святого).

Согласно записи в монастырском синодике 1602 г., в XIX в. хранившемся в ризнице Давидовой пуст. (см.: Вознесенская Давидова пустынь Серпуховского у. С. 3-4, 56-57), 31 мая 1515 г. преподобный со своими спутниками поселился в пустынной местности на берегу р. Лопасни в Хатунской вол., принадлежавшей кн. Василию Семеновичу Стародубскому, сыну кн. Семена Ивановича Можайского (кн. Василий Семенович Ряполовский мних упом. в разрядных книгах в 1492-1507 гг. (Зимин А . А . Формирование боярской аристократии в России во 2-й пол. XV - 1-й трети ХVI в. М., 1988. С. 42). Впосл., судя по прозвищу, князь, вероятно, принял монашество. Т. о., пустынь на его землях могла быть основана ранее даты, указанной в синодике,- в 1492-1507). На выбранном месте отшельники воздвигли кельи и деревянные церкви: в честь Вознесения Господня с приделом Успения Пресв. Богородицы и трапезную ц. во имя свт. Николая Чудотворца.

Об иноческих трудах Д. известно очень мало. Считается, что преподобный посадил первые деревья в липовой роще за стеной пустыни. Согласно преданию, незадолго перед кончиной прп. Иосиф Волоцкий († 9 сент. 1515) посетил Давидову пуст. на праздник Успения Богоматери. Это событие запечатлено в совр. росписи монастырского трапезного храма в честь Всех святых. Возможно, духовная дружба Д. и прп. Иосифа зародилась еще в Боровском мон-ре (до ухода из него прп. Иосифа в 1479).

В монастырском синодике 1602 г. кончина Д. отнесена к 19 сент. 1529. В одном из списков «Описания о российских святых» сообщается, что «преподобный Давид строитель, ученик Пафнутьев, преставися в лето 6995 (1483/84) июня в 26 день» (Барсуков . Источники агиографии. Стб. 144). Однако 26 июня - день памяти прп. Давида Солунского, в честь к-рого Д. принял монашеское имя, а указанный год как дата смерти Д. маловероятен. По др. сведениям, приводимым в иконописных подлинниках и агиографической лит-ре XIX в. (напр., у архим. Леонида (Кавелина) , М. В. Толстого , Н. П. Барсукова), преподобный скончался 18 окт. 1520. Очевидно, в этот день праздновалась память святого в XIX в., но на чем основана эта дата, неясно.

Д. был погребен на территории пустыни, впосл. над его захоронением была поставлена часовня в честь иконы Божией Матери «Знамение», о к-рой в монастырской описи XVII в. говорится: «В той же часовне опочивает преподобный отец Давид под спудом, на гробнице покров: сукно черное, среди крест серебреный» (Холмогоров В ., Холмогоров Н . Ист. мат-лы о церквах и селах XVII-XVIII ст. М., 1889. Вып. 7. С. 140-141). В 30-х гг. XVIII в. над местом погребения преподобного вместо деревянной часовни была сооружена колокольня, под к-рой в 1740 г. устроена ц. в честь иконы Божией Матери «Знамение». В 1867-1870 гг. на месте разобранной колокольни со Знаменской ц. был возведен новый храм с тем же посвящением. В XIX в. велась запись чудотворений по молитвам к преподобному (Прп. Давид Серпуховский. С. 6, 8; Токмаков . С. 4-5).

23 мая 1997 г. по благословению митр. Крутицкого и Коломенского Ювеналия (Пояркова) произошло обретение св. мощей Д. Ныне они почивают в раке в монастырском Знаменском храме. Дни памяти Д. в основанной им пустыни совершаются 2 и 31 окт., 23 мая (память обретения мощей в 1997), 26 июня празднуется день тезоименитства Д. Канонизация преподобного подтверждена включением его имени в Собор Московских святых, празднование к-рому было установлено в 2001 г.

Служба и акафист Д. были составлены первым настоятелем возрожденной Давидовой пуст. архим. Германом (Хапугиным; настоятель в 1995-2005). Служба начинается с малой вечерни, в конце к-рой наряду с тропарем святому приведен также тропарь на обретение мощей Д. Канон службы имеет акростих: «Достодолжную похвалу приносит преподобному Давиду недостойный Герман». В службе святой прославляется за монашеские подвиги и добродетели, подчеркивается его духовное родство с преподобными Пафнутием Боровским и Иосифом Волоцким, прославляются цельбоносные мощи святого. Д. посвящен храм на подворье Давидовой пуст. в с. Талеж, построенный в 1997 г.

Ист.: Житие и акафист прп. Давиду, игумену обители Вознесения Господня, Серпуховскому чудотворцу / Св.-Вознесенская Давидова пуст. Пос. Новый Быт (Моск. обл.), 2003.

Лит.: ИРИ. Т. 4. С. 1; СИСПРЦ. С. 72; Строев . Списки иерархов. Стб. 235; Барсуков . Источники агиографии. Стб. 143, 144; Описание о российских святых. С. 230; Леонид (Кавелин) . Св. Русь. С. 152-153; Зверинский . Т. 2. С. 121; Токмаков И . Ф . Ист.-археол. описание Вознесенской Давидовой пуст. М., 1892; Голубинский . Канонизация святых. С. 321; Вознесенская Давидова пуст. Серпуховского у. Московской губ.: Кр. ист. очерк. К 400-летию ее существования (1515-1915 гг.). М., 1915; Прп. Давид Серпуховский и основанная им Вознесенская пуст.: (К 400-летию ее основания. 1515-1915). Серг. П., 1915; Пос. Новый Быт (Моск. обл.), 2003р; Ефремов А . Обитель прп. Давида // Моск. журнал. 1992. № 1. С. 42-44; Вознесенская Давидова пуст.: История и современность / Св.-Вознесенская Давидова пуст. Пос. Новый Быт (Моск. обл.), 20042.

Архим. Макарий (Веретенников)

Иконография

Известно, что существовали иконописные изображения Д. По описи 1745 г., в храме в честь иконы Божией Матери «Знамение» над местом погребения святого - «образа Вознесения Господня и преп. Давида с венцем серебряным. Образа и покров - старые» (Виноградов . С. 36). Однако не уточняется, был ли это образ Д. или его тезоименитого святого - прп. Давида Солунского. В иконописном подлиннике 20-х гг. XIX в. Д. упомянут под 18 окт. без описания внешнего облика (РНБ. Погод. 1931. Л. 50).

Поясной образ святого был включен в программу росписи 70-х г. XIX зап. части храма Христа Спасителя, возле композиции «Сретение Владимирской иконы Божией Матери». В группе подвижников XVI в. он представлен в стенописи галереи рус. святых, ведущей в пещерную церковь прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (живопись кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-е гг. XX в.).

В часовне Всемилостивого Спаса у Москворецкого моста (принадлежала Давидовой пуст.) находилось печатное изображение Д. (сер. XIX в.). Одна из литографий с фигурой преподобного в виде старца с округлой бородой средней длины, в мантии, епитрахили и куколе (левая рука на груди), на фоне монастырских построек опубликована в 1892 г. (см. илл. в кн.: Токмаков . Между с. 2 и 3). Основой для многочисленных икон и росписей кон. XX - нач. XXI в. стал иконописный образ Д., воспроизведенный в 1915 г. (Виноградов . С. 10). Святой, сухощавый, немного смуглый, с седой, острой на конце бородой, представлен в рост, фронтально, облачен в рясу, мантию и схиму с куколем на голове, в правой руке - игуменский посох, в левой - свиток.

В кон. XX - нач. XXI в. для Давидовой пуст. написаны иконы Д. разных изводов - ростовые и поясные изображения преподобного в виде старца с длинной седой бородой, в монашеском одеянии и в куколе, с благословляющей десницей и посохом (у раки - под образом Вознесения Господня, 1998), или с посохом и свитком (мозаика на зап. стене Вознесенского собора с внешней стороны, 2002-2003). Иконы выполнены как в канонической древнерус. стилистике, так и в традициях академической живописи и поздней иконописи. На иконе 2003 г. из местного ряда иконостаса собора Всемилостивого Спаса святой изображен фронтально в рост на фоне обители (на свитке текст: «Братия моя, всех молю имейте страх Божий и чистоту душевную»), на неск. иконах 1999 г. (ризница мон-ря, частное собрание) Д. представлен с непокрытой головой, в молении Богородице (тип «Знамение») в облачном сегменте, с панорамным видом обители в нач. XX в., на полях - преподобные Герман Аляскинский и Пафнутий Боровский. На крышке раки Д. находится его образ в схиме, с закрытыми глазами и сложенными на груди руками (1999).

На зап. стене трапезного храма Всех святых Давидовой пуст. в росписях 2003 г. изображены: Д. на коленях молится накануне основания обители пред иконой Божией Матери «Знамение» (висит на стволе дерева, за спиной Д.- 2 монаха и 2 «простых мужа»); посещение Давидовой пуст. прп. Иосифом Волоцким и беседа с Д. (во время трапезы прп. Иосиф благословляет и поучает братию). Икона Д. с 16 клеймами жития, написанная в 2001 г. для иконостаса Вознесенского собора, содержит традиц. порядок клейм от рождества святого до посмертных чудес и обретения св. мощей.

Лит.: Токмаков И . Ф . Историко-археол. описание Вознесенской Давидовой пуст. М., 1892. Ил.; Виноградов Н . П ., диак . Вознесенская второкл. общежит. Давидова пуст. Серпуховского у. Московской губ.: Кр. ист. очерк с рис. (1515-1915 гг.). М., 1915. С. 10, 11, 36; Мостовский М . С . Храм Христа Спасителя / [Сост. заключ. части: Б. Споров]. М., 1996п. С. 84; Маркелов . Святые Др. Руси. Т. 2. С. 91-92; Вознесенская Давидова пуст.: История и современность. Пос. Новый Быт (Моск. обл.), 20042. С. 2, 7-8, 24, 32-33.

И. А. Волков

Преподобный Давид, игумен Вознесенский, Серпуховской чудотворец, по преданию, происходил из рода князей Вяземских и носил в миру имя Даниил. Еще будучи юношей, чуть более двадцати лет от роду, почувствовал Даниил призвание к подвижнической жизни и пришел в Пафнутиев Боровский монастырь. Этот монастырь во имя Рождества Пресвятой Богородицы основан преподобным Пафнутием Боровским в 1444 году. Он был обильным вертоградом иночества и христианского просвещения, из него вышли многие светильники русского монашества. Преподобный Пафнутий являлся пострижеником и учеником преподобного Никиты, третьего настоятеля Серпуховского Высоцкого монастыря. Преподобный же Никита был сродником и учеником Преподобного Сергия Радонежского, Игумена земли Русской. Таким образом, преподобный Пафнутий был преемником заветов Преподобного Сергия и деятельным представителем его иноческой школы.

Юный Даниил поступил в Боровскую обитель еще при жизни преподобного Пафнутия, который как великое светило сиял тогда святостью своей жизни и духовными дарованиями. Устройство монастыря было общежительным. Игумен подавал пример братии. Они видели «труды и злострадания, подвиги же и посты, и худость ризную, твердую к Богу веру и любовь, и еже к Пречистой Богородице известную надежду, Ея же и всегда имеяше упование в уме во устех языку пишу. Сего ради и благодати Божия сподобися, еже хотящая быти прозирати и сердечные тайные помыслы братии поведати, еше же и болезни исцеляти, и Бога и Пречистая Богородицы, приимаше, и бяше во истину далече от человек [тогдашнего] века всеми обычаями. Бяше же щедр и милостив, егда подобает; жесток же и напрасен, егда потреба»,- говорит преподобный Иосиф, будущий основатель Иосифо-Волоцкого монастыря, в одно время подвизавшийся с преподобным Давидом. Этим примером и богомудрыми советами руководствовался Давид в прохождении жития иноческого. Видя ревность и усердие своего послушника, преподобный Пафнутий совершил над ним монашеский постриг и нарек Давидом в честь преподобного Давида Солунского, святого отшельника, жившего в VI веке.

После преставления своего учителя, преподобного Пафнутия, преподобный Давид нашел духовное руководство и покровительство в лице великого светильника русского монашества преподобного Иосифа Волоцкого. Преподобный Иосиф двадцатилетним юношей пришел в Боровск и 13 февраля 1460 года, приняв монашеское пострижение от руки преподобного Пафнутия, семнадцать лет жил с ним в одной келье. Блаженный старец, провидя близкое свое отшествие ко Господу, предложил Иосифу быть его преемником по управлению обителью. Преподобный Пафнутий преставился 1 мая 1477 года. После него Иосиф управлял обителью с 1477 по 1479 год. Он намеревался ввести в Боровской обители самое строгое общежитие, но встретил несогласие на то со стороны иноков, кроме семерых, поэтому удалился от ропота и оставил на время свою обитель, чтобы лично осмотреть устройство других монастырей.

По возвращении из своего путешествия он решился навсегда покинуть Пафнутиев монастырь и основать обитель по своему желанию, для чего с семью преданными ему иноками удалился в знакомые леса волоколамские, где основал свою знаменитую обитель, в которой и скончался 9 сентября 1515 года. Духовную связь с этим великим и просвещенным подвижником преподобный Давид не прерывал до самой его смерти. Продолжительное время подвизался преподобный в Пафнутиевой обители.

В 1515 году преподобный Давид, подвизавшийся более сорока лет в Боровском монастыре, оставил сию святую обитель, дабы основать свой монастырь в пустынной местности на берегу реки Лопасни в древней Хатунской волости, куда и пришел 31 мая 1515 г. с иконою Знамения Богоматери с двумя монахами и двумя послушниками. Поселившись здесь, он поставил кельи, возвел первые деревянные храмы в честь боголепного Вознесения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа с приделом в честь Успения Пресвятой Богородицы и Святителя и чудотворца Николая с трапезою. Около своей пустыни преподобный насадил липовую рощу. Преподобный Иосиф 15 августа 1515 года, незадолго до своей кончины, посетил эту новую обитель, трапезовал с преподобным Давидом и братией и наставлял их в Слове Божием.

19 сентября 1529 года он предал Богу свою праведную душу. Честное тело его было погребено в основанной им пустыни.

Почитание преподобного Давида началось вскоре после его праведной кончины. В синодике 1602 года он именуется преподобным, а в документах 1657 года, кроме того, и чудотворцем. Записей о чудесных явлениях милости Божией по молитвам преподобного не сохранилось. Но о том, что эти явления были, свидетельствуют рассказы жителей окрестных селений.

Серпуховской купчихе Окороковой, страдавшей весьма трудными родами, преподобный Давид явился во сне и обещал исцеление, если она посетит его обитель и отслужит при раке его панихиду. По благополучном разрешении от бремени благодарная женщина была в пустыни и рассказывала служившим панихиду о дивном ей явлении преподобного.

В 50-х годах ХIХ столетия в бытность свечником Давидовой пустыни старца высокой духовной жизни иеродиакона Венедикта пришел в обитель крестьянин Подольского уезда и просил отслужить панихиду по преподобном Давиде. Служившему иеромонаху крестьянин рассказал следующее: «Около семи лет страдал я расслаблением и без посторонней помощи не мог ни двинуться, ни приподняться.

Почти наяву явился мне преподобный Давид, высокий седой старец, в монашеском одеянии с посохом в руках, и приказал идти в Давидову пустынь, отслужить по нем панихиду, обещая исцелить меня от болезни. «Батюшка, – говорю – с радостью бы пошёл, но не только идти, а и приподняться не могу, да и не знаю, где эта пустынь». Старец ударил меня по ногам жезлом, велел идти в Подольск и стал невидим. Тут я, к великой радости, почувствовал возможность двигать членами, хотя на ноги встать не мог, и решил идти по повелению, о чем и объявил домашним. Невзирая на уговоры сына и других родных отложить это намерение, стал собираться в путь. Наскоро приладили костыли, хотя и не мог ими пользоваться за невозможностью встать на ноги. Сын проводил меня до деревенской околицы, все расстояние до которой я полз с великим трудом.

Тут сделалось что-то такое, будто всего меня прострелило, и я почувствовал, что силы мои крепнут, попробовал стать на ноги и – чудо! – с помощью костылей встал уже и пошел, хотя еле-еле, на ногах. Чем дальше шел, тем силы больше укреплялись. Под Подольском добрые люди рассказали, как найти дорогу в пустынь. И вот с Божией помощью, молитвами батюшки, преподобного Давида, и в пустынь дошел, и в костылях уже более не нуждаюсь».

Престарелой девице-дворянке из Подольского же уезда явился преподобный Давид и говорит: «Что ко мне не побываешь?» Явившийся стал невидим, а девица недоумевала, кто бы это мог быть. Вскоре ей пришлось быть в Москве и зайти в часовню Спасителя, принадлежащую Давидовой пустыни. Случайно увидав тут печатное изображение преподобного Давида, она узнала в нем явившегося и стала спрашивать, чье это изображение? Когда ей было сказано служащими при часовне, что это изображение основателя Давидовой пустыни преподобного Давида, она рассказала о явлении ей, узнала о дороге в пустынь и, действительно, вскоре приехала в монастырь и, отслуживши панихиду, рассказывала всем о бывшем ей явлении.

Более пятидесяти лет подвизался в монашестве преподобный Давид, стяжал многие духовные дарования и был, как говорит летопись, «отцом и кормильцем всего окрестного населения». Память его совершается (по новому стилю) 2, 31 октября и 23 мая (обретение мощей).

Тропарь, глас 4 :

Возне́слся еси́ смире́нием свои́м над ми́ром, о́тче Преподо́бне,/ доброде́тельми победи́в злоко́зненнаго врага́,/ чистото́ю жития́ просия́в, я́ко со́лнце второ́е,/ мно́гия лю́ди ко спасе́нию приводя́./ Те́мже моли́ Христа́ Бо́га, Преподо́бне о́тче наш Дави́де,/ дарова́ти нам мир и ве́лию ми́лость,// и спасе́ние душа́м на́шим.

Молитва преподобному Давиду Гареджийскому

О, всесветле, богохвальне авва Давиде, святче Божий! Ты силою благаго Законоположителя явился еси нам, кознями лукавого связанным и обуреваемым, яко наставник в покаянии и помощник в молитве. Того ради дано тебе много даров благодати и чудотворения, разрешения грехов наших и прегрешений оставление, болезней исцеление и диавольских наветов отгнание. Темже твоею отеческою милостию в богоцарственном разумении, многотрудными молитвами и моленьми твоими, наипаче же непрестанным твоим заступлением о нас, да возставит Господь Бог ны, во грех впадшия, силою Своею непобедимою на всякаго видимаго и невидимаго врага, дабы благодаряще совершая святую память твою, желанием возжелали мы покланятися Превечному Богу в Троице Единому, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 8:

Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси, и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси, и был еси светильник вселенней, сияя чудесы, Давиде отче наш, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Ин тропарь, глас 4:

Подвигов потом сраствореннаго потоками слез, ныне в молении предстоиши Господеви нашему, яко слезами сеял и радостию пожинаеши плоды, в пустыне возрожденные. О, Давиде, сияние мира и предстателю душ наших.

По преданию преподобный Давид (во святом крещении Даниил) происходил из знатного княжеского рода, предположительно из князей Вяземских. Ушел в монастырь в очень юном возрасте, был учеником и пострижеником преподобного Пафнутия Боровского. При постриге в монашество получил имя Давид, в честь преподобного Давида Солунского, был другом и сомолитвеником преподобного Иосифа Волоцкого в то же время подвизавшегося в Боровском монастыре. После смерти преподобного Пафнутия настоятелем стал его ученик Иосиф но братия не захотели иметь его игуменом изза строгости устава им введенного. Кроме семерых старцев среди которых был и преподобный Давид.Других подробностей о жизни преподобного в Пафнутьевом монастыре к сожалению мы не знаем. Известно что 31 мая 1515 г. Пришел преподобный Давид сюда на место нынешней обители, с иконой Знамения Божией Матери, сопровождаемый двумя монахами и двумя послушниками.И поставил здесь церковь в честь Вознесения Господня и Успения Божией Матери и святителя Николая Чудотворца. Прожил он на этом святом месте четырнадцать лет и преставился ко Господу 1529 года 19 сентября. (по старому стилю).Более полустолетия подвизался в монашестве преподобный Давид, стяжал многие духовные дарования и был как говорит летопись "отцом и кормильцем всего окрестного населения". память его совершается (по новому стилю) 2 и 31 октября. И 23 мая(обретение мощей). http://www.hramzis.ru/life.php?id=112

Давид преподобный Серпуховский - преподобный Серпуховский, жил в первой четверти ХVІ века. Начало своим монашеским подвигам блаженный Давид положил в Пафнутьевском Боровском монастыре при жизни основателя монастыря, св. Пафнутия, скончавшегося в 1477 г. Затем св. Давид подвизался в безмолвном уединении, 1515 г. построил на реке Лопасне, в 23 верстах от г. Серпухова, храм Вознесения Господня и положил начало пустынной обители, известной под именем Давидовой Вознесенской пустыни, в которой он и скончался 18 октября 1520 г. Мощи его почивают под спудом. Филарет: "Жития Святых" октябрь, Cпб., 1885 г.; арх. Леонид: "Св. Русь", СПб., 1801. {Половцов}

Преподобный Давид Серпуховской (в миру Даниил) происходил из рода князей Вяземских. Он был пострижеником и учеником великого Пафнутия Боровского. После смерти Пафнутия (1447 год) Давид остался в Боровском монастыре под покровительством и руководством Иосифа Волоцкого (еще одного ученика Пафнутия), который впоследствии станет ключевой фигурой спора иосифлян и нестяжателей. И возьмет верх в этом споре, создав предпосылки для разложения русского монашества. Но все это позже, а пока Иосиф руководит Пафнутьевской братией. При этом (по поводу ужесточения режима общежития) входит в клинч почти со всеми. Среди семи монахов, поддержавших в этом конфликте Иосифа, был Давид.

Результатом раздора стал уход Иосифа в странствие по русским обителям. Оно длилось два года, а, вернувшись и увидав, что плетью обуха не перешибешь, Иосиф решает уйти насовсем. Вскоре он откроет свой знаменитый Иосифо-Волоцкий монастырь, где уж устроит все по своему вкусу.

А Давид остался в Боровске. Но постепенно в нем тоже созрело желание покинуть Пафнутьеву обитель. В 85 км. от Москвы, на высоком берегу реки Лопасни он нашел прекрасное сильное место и поселился в нем. В мае 1515 года там возник монастырь. Говорят на праздник Успения Богородицы 1515 года, его посетил Иосиф Волоцкий. Отобедал с Давидом, остался всем очень доволен, благословил новую обитель и ее настоятеля. Возможно, покойный отец Герман, ставший в 1995 году настоятелем воссоздаваемой Вознесенской Давидовой пустыни, вдохновлялся идеями Иосифа Волоцкого, о том, что монастыри должны быть богаты, ибо это необходимо для просвещения и прочего общественного служения. То есть вдохновлялся идеями, противоположными нестяжательству. Потому и готов был пойти на многое, чтобы сделать свой монастырь богатым и сильным, но был убит.

Умер Давид в 1529 году. И вскоре стал являться во снах разным людям, помогать им, совершать чудеса. Сейчас его мощи открыто покоятся в Знаменской церкви и являются главной святыней монастыря. Вообще-то, столько разных частиц мощей и прочих святынь, как в Давидовой пустыни, нет, наверное, нигде на Святой Руси. Тут вам покажут фрагменты честных тел Николы Угодника, Евстафия Плакиды, Германа Аляскинского, Дмитрия, Авраамия и Исаии Ростовских, Ферапонта Лужецкого, Моисея Угрина и прочих, и прочих, и прочих. Есть даже ковчег с мощами святых Вифлеемских младенцев, частица подлинного Гвоздя Распятия Господня, частица Хитона Господня, частица ризы Пресвятой Богородицы и честная глава неизвестного мученика из Киева.

Но кроме располагающегося в поселке Новый Быт монастыря с именем Давида Серпуховского связано еще одно место неподалеку, километрах в пяти ниже по течению Лопасни. Там бьет мощнейший источник с редкостно вкусной водой, который, как говорят, был открыт самим преподобным и потому называется Давидов источник. Топографически это рядом со старинным селом Талеж (впервые упоминается в 1328 году в духовной грамоте Ивана Калиты).

20 мая Грузинская Православная Церковь празднует память преподобных отцов Иоанна Зедазнийского и двенадцати его учеников - «вторых апостолов» Грузии. Пришедшие в VI столетии из Сирии, они стали продолжателями подвига святой равноапостольной Нино в христианском просвещении Иверии и зачинателями монастырского строительства на грузинской земле. А спустя несколько дней, в четверг по Вознесении Христовом, 24 мая, будет совершаться переходящее празднование преподобному Давиду Гареджийскому - по преданию, любимому ученику преподобного Иоанна, основателю великой святыни Грузии - Давидо-Гареджийской лавры. Промыслом Божиим преподобный Давид становится всё более известным в России, во многом благодаря деятельности московского храма Живоначальной Троицы на Покровке, где уже много лет особо почитают этого святого.

По апостольскому призыву

В Тбилиси, в алтаре Патриаршего кафедрального собора Цминда Самеба - Пресвятой Троицы - хранится в ковчеге небольшой округлый гладкий камень цвета темной охры с красноватыми вкраплениями. Это чудотворная святыня Грузинской Православной Церкви - Камень Благодати. С ним связано следующее предание.

Шел VI век от Рождества Христова. К подножию горы на северо-западе Иерусалима (с эпохи Крестовых походов она будет известна как Гора Радости) приблизились несколько иноков, проделавших трудный путь из далекой земли, именуемой Сакартвело, или Иверия. Старец, возглавлявший паломников, вдруг сказал своим спутникам: «Я, грешный, не посмею ходить по земле, где ступали ноги Господа». Отпустив учеников, он не пошел дальше, а когда пришла пора отправляться обратно, подобрал с земли три простых камня, в душе веруя, что взял их как бы с могилы Христа. В это время Иерусалимскому патриарху во сне предстал Ангел и сказал, что один из паломников «верой своей унес всю благодать из Иерусалима». Патриаршие скороходы нагнали монахов и забрали два камня, а один оставили, передав старцу слова патриарха: «Одну часть дарую тебе для твоей пустыни, забери этот камень как благодать, на память и для напоминания о твоей вере».

Это трогательное предание, вещественному свидетельству которого до сей поры поклоняется православная Грузия, повествует о великом святом Грузинской Церкви, одном из родоначальников грузинского монашества - преподобном Давиде Гареджийском.

Преподобный Давид был в числе двенадцати сирийских отцов, пришедших в Грузию в середине VI века со своим учителем - преподобным Иоанном, ставшим просветителем восточной части страны - Картли. По преданию, Сама Божия Матерь послала пустынника Иоанна на землю Иверии продолжить дело равноапостольной Нино. Получив во сне указание Пресвятой Богородицы избрать себе в сподвижники двенадцать учеников, он решил всецело положиться на Промысл Божий и выбрал их по жребию. Шио Мгвимский, Давид Гареджийский, Антоний Марткопский, Фаддей Степанцминдский, Стефан Хирский, Исидор Самтавийский, Михаил Улумбийский, Пирр Бретский, Зенон Икалтойский, Авив Некресский, Иессей Цилканский и Иосиф Алавердский - все они впоследствии получили свои вторые имена от мест, где основали святые обители или занимали архиерейские кафедры. От названия горы Зеда-Задени близ Мцхеты, которую преподобный Иоанн избрал местом своего пребывания и основал там первый монастырь, сам он стал именоваться Иоанном Зедазнийским.

Какое древнее духовное наследие питало этих новых апостолов? Они возрастали в среде сирийского монашества, занимающего особое место в истории христианского аскетизма. Существуют разные взгляды специалистов на этот вопрос, но сейчас многие уже готовы признать, что идеал монашества и монашеского образа жизни в своей первоначальной форме, даже опережая Египет и Палестину, ведет свое происхождение от Восточных Сирийцев. В IV-VI веках по всей Сирии действовало множество монастырей и крупных монашеских центров, привлекавших многочисленных паломников и последователей. В Эдессе в это время возникла большая аскетико-богословская школа, оказавшая значительное влияние на формирование иноческих общин. Одновременно именно в Сирии зародилось столпничество - уникальный вид индивидуального подвижничества, которое в свою очередь тоже способствовало образованию обителей рядом с местами, где подвизались столпники, - например, прекрасный и величественный монастырь Калат-Симан связан с именем первого столпника - преподобного Симеона († 389). Будущий авва Давид Гареджийский, вероятно, на всю жизнь сохранил воспоминание о том, как, покидая родную Антиохию и отправляясь в Грузию, их учитель привел своих чад к младшему последователю святого Симеона - Симеону Столпнику Дивногорцу, и тот преподал им благословение.

Надо сказать, что иноческое миссионерство было очень распространенным явлением в Сирии. Проповедь христианства на Востоке - не только в Грузии, Армении, но и в Монголии, Китае, - была почти всегда заслугой сирийцев. Грузинская Церковь приблизительно до середины V столетия находилась в юрисдикции Антиохийского патриархата. Грузинские юноши учились в богословских школах Антиохии и Низибии. В Сирии, в обширных монашеских поселениях на Черной горе обитали выходцы из Иверии. Есть сведения, что первый перевод книг Ветхого Завета на грузинский язык был сделан с сирийских рукописей.

С учителем и без него

Что еще могла сохранить память святого Давида о первых шагах в новом краю? Житие преподобного Иоанна Зедазнийского повествует о том, как приблизившиеся к древней столице Грузии Мцхете путники были с великим почетом встречены клиром и народом во главе с католикосом Картли Евлалием; как поклонились они святыням кафедрального собора Светицховели, среди которых пребывал хранившийся под спудом Хитон Господень; как обошли Восточную Грузию, проповедуя и по милости Божией совершая чудеса и исцеления…

Спустя некоторое время авва Иоанн избрал местом их пребывания гору Задени близ Мцхеты. У горы была худая слава: прежде здесь находилось языческое капище, и инокам пришлось потрудиться, чтобы молитвой и постом (см. Мф. 17:21) очистить ее от злых духов и превратить в удел мирных монашеских подвигов. В этот первый на здешней земле монастырь стали стекаться паломники, многие из них пополнили монашескую братию - обитель разрослась, приобретя форму киновии, с жизнью под руководством одного настоятеля и духовного отца, с послушаниями, распределяемыми между братиями.

Однажды, говорит Житие, преподобный Иоанн получил извещение свыше, что ему пора отпустить своих духовных детей - им предстоит разойтись по всей Грузии, чтобы основать свои монастыри и умножить проповедь христианства.

Так, Давид со своим учеником Лукианом обосновались сначала на горе Мтацминда вблизи Тбилиси, устроив в ней, по примеру преподобного Иоанна, небольшую пещеру и часовню. Каждый четверг они спускались в город и проповедовали. В Житии святого Давида рассказывается, что как-то раз язычники-огнепоклонники подкупили беременную женщину, с тем чтобы она указала на Давида как на совратителя. На суде преподобный коснулся посохом ее живота и повелел ребенку назвать имя отца. По преданию, после того как имя виновника прозвучало, клеветница в муках родила камень. Скорбя о происшедшем, Давид вознес молитву, и на горе Мтацминда забил ключ, вода которого исцеляет бездетных и восстанавливает женское здоровье. Источник существует и сейчас, и уже бесчисленные поколения женщин получили от него благодатную помощь. На том месте, где когда-то стояла простая часовенка преподобного Давида, построили храм, который назвали Мамадавити («Отец Давид»), но он тоже не сохранился. Нынешняя церковь возведена здесь в конце XIX века.

Вскоре монахи решили, что должны совсем удалиться от мира. Они нашли пустынную местность в Кахетии, на склоне горного хребта Гареджи, примерно в 70 километрах к юго-востоку от Тбилиси. С этого момента начинается история великой святыни Грузии - Давидо-Гареджийской лавры, вплоть до XX столетия крупнейшего на Кавказе духовного и культурного центра.

Отцы-пустынники

…Вода, один из первых по необходимости Божиих даров человеку. Но посреде Гареджийских гор не прошли воды (см. Пс. 103:10). Гареджийская пустыня суха, сурова, летом сгорает от жары в пятьдесят градусов, зимой мороз доходит до минус тридцати, осадки бывают лишь несколько раз в год. По-видимому, всё было так и много веков назад: Житие преподобного Давида повествует о том, что, придя в Гареджи, подвижники высекли каждый для себя каменное ложе в маленьких естественных пещерах горы, молились под открытым небом, питались травой, кореньями и молоком, которое давали пришедшие к ним дикие лани с детенышами, пили дождевую воду, собирая ее в выдолбленные в скале углубления.

А уже в наше время митрополит Горийский и Атенский Андрей (Гвазава), в 1990-е годы бывший наместником возрожденной Давидо-Гареджийской лавры, вспоминал: «Условия жизни в монастыре были трудные: воды, как питьевой, так и для бытовых нужд, там никогда не было − собирали дождевую воду, используя при этом старинные резервуары…»

По молитвам преподобного Давида и здесь возник святой источник, но - крайне аскетического свойства: впоследствии он получил поэтическое название «Слезы Давида», - по сути, это вода, сочащаяся понемногу через толщу пород в одной из пещер.

В скором времени у отшельников появилась первая церковь, высеченная в скале и освященная в честь Преображения Господня. Ктитором этого маленького храма стал руставский вельможа Бубакар, уверовавший во Христа после чудесного исцеления преподобным и крещенный им со всеми своими домочадцами.

Как это чаще всего и бывало в истории монашества, подвижники не могли долго оставаться в своем уединении. К ним стали приходить и селиться рядом в пещерах люди, ищущие спасения. Образовался первый монастырь - тот, что ныне именуется лаврой святого Давида: множество келий, высеченных в горном склоне.

Поблизости от него последователи Давида стали строить новые обители. Додо Гареджийский по благословению учителя основал монастырь Додос-Рка (по-грузински - «ветвь Додо») во имя Пресвятой Богородицы. Лукиан, согласно преданию, - монастырь Натлисмцемели («Креститель») во имя святого Пророка Иоанна Предтечи. Обители были устроены по сирийскому общежительному уставу; рядом с ними подвизались и анахореты, чуждавшиеся всякого общения. К концу жизни преподобного вокруг него собралось около двух тысяч учеников.

Когда старцу был открыт час его кончины, он собрал всех насельников Гареджи и простился с ними. Преставился преподобный Давид в четверг по Вознесении Господнем и был погребен в Преображенской церкви Давидо-Гареджийской лавры. Там же позднее упокоился и преподобный Лукиан. Уже в VI столетии Грузинская Православная Церковь причислила Давида и Лукиана к лику святых. На протяжении веков их могилы особо почитались и были местом паломничества. В Грузии нет традиции обретения мощей; в 2000 году гробницу преподобного Давида Гареджийского открывали, убедились, что мощи на месте, омыли их, взяли малую частицу и оставили всё в неприкосновенности. Преподобный Давид мирно почивает под спудом возле алтаря древнего Преображенского храма своего монастыря.

Лавра в истории

В течение веков в Давидовой лавре не угасала монашеская жизнь. Внешне обитель менялась - прирастала пещерными кельями, террасами, соединительными мостиками… Свой современный облик лавра приобрела в IX веке, когда ее достроил преподобный Иларион Картвели (822/3-875/6), возведший и новые церкви на территории монастырского комплекса. Наибольший расцвет Давид-Гареджи пришелся на XI-XIII века - в период возрождения после нашествия турков-сельджуков. Потом были новые нашествия и разорения, в том числе и страшные: в 1615 году, в Пасхальную ночь, персидский шах Аббас I вырезал всех монахов Гареджи, собравшихся на службу у маленького храма Воскресения Христова. Предание по-разному сохранило число мучеников - от шестисот до шести тысяч человек, но известно, что после этого трагического события святыня практически опустела, и жизнь впоследствии продолжилась только в трех из двадцати обителей. Однако авторитет «грузинской Фиваиды» как просветительного центра и носителя духовного идеала для всей Грузии сохранялся.

В советское время, в 1923 году Гареджийская лавра была закрыта. С конца 1940-х годов на территории комплекса был размещен военный полигон, в результате чего пострадали или полностью были утрачены многие скальные церкви, фрески и памятники эпиграфики. Лавра начала постепенно восстанавливаться в 1970-е годы, а в 1990-е туда возвратилась монашеская молитва. Первым насельником и наместником лавры святого Давида стал Ираклий (в постриге Давид) Махарадзе, бывший смотрителем находившегося здесь музея-заповедника, по образованию архитектор, принявший священнический сан и монашество, - ныне Его Высокопреосвященство, митрополит Алавердский.

Сегодня Гареджи объединяет около двенадцати храмовых ансамблей. Грандиозный монастырский комплекс раскинулся почти на 25 километров, как бы рассекая Гареджийский кряж, по которому в советское время прошла граница между Грузией и Азербайджаном. Частично уникальные сооружения оказались на чужой территории, и соседи пока не проявляют желания вернуть Грузии ее наследие.

Наиболее известны ныне и привлекают многочисленных паломников монастырь Додос-Рка, с сохранившимися древними настенными надписями на разных языках, нанесенными с необыкновенным искусством; действующая обитель Натлисмцебели с пещерным храмом Иоанна Крестителя, помнящим учеников святого Давида, а, возможно, самого авву; монастырь Тетри-Удабно который был построен в период расцвета Гареджи в XI-XII веках и сохранил свидетельства существовавшей здесь уникальной школы фресковой живописи.

Преподобный Давид Гареджийский в Москве

Невзирая на изменчивые политические обстоятельства, Русская и Грузинская Церкви всегда имели множество точек соприкосновения. Так и грузинский святой первых веков христианства преподобный Давид Гареджийский удивительным образом в конце ХХ столетия обрел в Москве свой «дом», которым стала церковь Живоначальной Троицы на Грязех, что стоит на Покровке, рядом с Чистопрудным бульваром.

Как рассказывает настоятель Троицкого храма протоиерей Иоанн Каледа, всё началось в 1990-е годы со своеобразного миссионерства О.В. Шведова, старосты храма Преображения Господня в Тушино, где служил и отец Иоанн: большой знаток и почитатель грузинских святых, Олег Васильевич регулярно привозил в Москву воду из источника преподобного Давида на горе Мтацминда в Тбилиси, стал инициатором молебнов святому в своем храме. И вскоре случаи чудесного исцеления женских недугов и избавления от бесплодия заставили даже закоренелых скептиков поверить в силу предстательства преподобного.

Традицию молитвенного обращения к преподобному Давиду отец Иоанн перенес в Троицкий храм на Покровке, когда был назначен его настоятелем. Молебны начали служить каждую неделю. Заказали для храма сначала небольшую аналойную икону святого - на тот момент единственную в Москве, впоследствии собрали средства на большой житийный образ. Автором обеих икон стала иконописица Нина Михайловна Носова (позднее принявшая постриг с именем Тихона, насельница Стефано-Махрищского ставропигиального монастыря).

В храме пребывают и еще одна икона преподобного - дар наместника Давидо-Гареджийской лавры, и замечательный по письму образ преподобного Иоанна Зедазнийского и двенадцати его учеников, подаренный наместником монастыря Светицховели архимандритом Серафимом. Прихожане Троицкой церкви не остались в долгу и в свою очередь прислали грузинскому святому свое приношение - вышитый покров на его гробницу в храме Преображения Господня. Они трудились над покровом несколько лет под руководством специалистов, в частности, Ирины Андреевны Кеслер, художественного руководителя золотошвейной мастерской Алексеевского ставропигиального монастыря. Когда покров был готов, знатоки оценили эту работу как достойное продолжение традиции древнерусского золотошвейного искусства. Высокую оценку труду москвичей дал и Его Святейшество Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II.

Так, минуя все пространственные, временные и прочие границы, смиренный монах, святой Давид Гареджийский продолжает дело, ради которого он жил и возносил свои молитвы на благословенной земле Сакартвело, - дело умножения любви.

Фото: Владимир Ходаков, Екатерина Орлова

Также представлены фотографии с сайта храма Живоначальной Троицы на Грязех