Храмы и монастыри. Дания Русская православная церковь

Первые семена христианства были принесены в Данию в IX веке первым её просветителем - епископом Ансгаром . До недавнего времени древнейшим изображением фигуры Христа на территории Датского королевства считался рисунок на рунном камне в Еллинге , установленном Харальдом Синезубым во второй половине X века, однако, сделанная 11 марта 2016 года археологическая находка золотого креста в местечке Аунслев на острове Фюн , может претендовать на более ранний статус .

Благодаря торговым связям с Великим Новгородом православие было хорошо известно в средневековой Дании.

Русская православная церковь

Первый русский православный храм в Копенгагене был освящён во второй четверти XVIII века в доме русского посла, но в силу своего дипломатического статуса он по большей части не был доступен для русской православной диаспоры.

Русская православная церковь была официально представлена в Дании со второй половины XIX века благодаря династическому браку, заключённому между наследником российского престола цесаревичем Александром и датской принцессой Дагмарой , принявшей православие. По желанию императрицы Марии Фёдоровны , в 1881 году русское правительство приобрело участок на улице Bredgade и ассигновало 300 000 рублей, куда входили 70 000 из личной кассы императора Александра III . В том же году была начата постройка храма. Церковь строилась по проекту профессора Д. Н. Гримма . В строительстве участвовали директор датской академии художеств профессор Ф. Мельдальс и местный архитектор А. Х. Иенсен.

Русские священнослужители - протоиерей Николай Волобуев и священник Александр Щелкунов осуществили первые переводы Литургии Иоанна Златоуста и Василий Великого, заложив основу в дело перевода православных богослужебных и вероучительных книг на датский язык.

Богослужения для греческой православной общины Копенгагена совершают греческие священнослужители, приезжающие 1-2 раза в год из Стокгольма .

Митрополия издаёт ежемесячный листок на греческом языке.

Сербский Патриархат

В 1990-е годы в связи с массовой трудовой эмиграцией в Дании оказалось около тысячи выходцев из Сербии.

В Копенгагене в 1997 году был учреждён сербский православный приход в честь святого Георгия Победоносца, арендующий для богослужений храмы лютеранской церкви Дании.

Румынский Патриархат

Македонская православная церковь

Македонская православная церковь представлена в Дании приходами в Копенгагене и Орхусе.

Киевский патриархат

15 декабря 2015 года Священный Синод Украинской православной церкви Киевского патриархата учредил на территории Дании (также Швеции и Норвегии) благочиние своих приходов (швед. Kievpatriarkatets skandinaviska dekanat ). Архипастырское окормление новообразованной структуры поручено архиепископу Ровенскому Илариону (Процику) председателю управления по внешним связям УПЦ КП.

Российская православная автономная церковь

В 2016 году в городе Брондерслеве , на севере Ютландии в доме многолетней прихожанки РПАЦ Марины Нильсен был устроен домовый храм во имя св. Царя-мученика Николая. Первую литургию 29 мая совершил игумен Аркадий (Илюшин), клирик храма Новомучеников и Исповедников Российских на Головинском кладбище в Москве .

См. также

Напишите отзыв о статье "Православие в Дании"

Примечания

Ссылки

  • Логотип Викисклада На Викискладе есть медиафайлы по теме Православие в Дании
  • (рус.)

Отрывок, характеризующий Православие в Дании

– Это было так смешно, когда я только начала «творить»!!! Ой, ты бы знала, как это было смешно и забавно!.. Вначале, когда от меня «ушли» все, было очень грустно, и я много плакала... Я тогда ещё не знала где они, и мама, и братик... Я не знала ещё ничего. Вот тогда, видимо, бабушке стало меня жалко и она начала понемножку меня учить. И... ой, что было!.. Вначале я куда-то постоянно проваливалась, создавала всё «шиворот навыворот» и бабушке приходилось за мной почти всё время наблюдать. А потом я научилась... Даже жалко, потому что она теперь уже реже приходит... и я боюсь, что может когда-нибудь она не придёт совсем...
Впервые я увидела, насколько грустно иногда бывает этой маленькой одинокой девочке, несмотря на все эти, создаваемые ею, удивительные миры!.. И какой бы она ни была счастливой и доброй «от рождения», она всё ещё оставалась всего лишь очень маленьким, всеми родными неожиданно брошенным ребёнком, который панически боялся, чтобы единственный родной человек – её бабушка – тоже бы в один прекрасный день от неё не ушла...
– Ой, пожалуйста, так не думай! – воскликнула я. – Она тебя так любит! И она тебя никогда не оставит.
– Да нет... она сказала, что у всех нас есть своя жизнь, и мы должны прожить её так, как каждому из нас суждено... Это грустно, правда?
Но Стелла, видимо, просто не могла долго находиться в печальном состоянии, так как её личико опять радостно засветилось, и она уже совсем другим голоском спросила:
– Ну что, будем смотреть дальше или ты уже всё забыла?
– Ну, конечно же, будем! – как бы только что очнувшись от сна, теперь уже с большей готовностью ответила я.
Я не могла ещё с уверенностью сказать, что хотя бы что-то по-настоящему понимаю. Но было невероятно интересно, и кое-какие Стеллины действия уже становились более понятными, чем это было в самом начале. Малышка на секунду сосредоточилась, и мы снова оказались во Франции, как бы начиная точно с того же самого момента, на котором недавно остановились... Опять был тот же богатый экипаж и та же самая красивая пара, которая никак не могла о чём-то договориться... Наконец-то, совершенно отчаявшись что-то своей юной и капризной даме доказать, молодой человек откинулся на спинку мерно покачивавшегося сидения и грустно произнёс:
– Что ж, будь по-вашему, Маргарита, я не прошу вашей помощи более... Хотя, один лишь Бог знает, кто ещё мог бы помочь мне увидеться с Нею?.. Одного лишь мне не понять, когда же вы успели так измениться?.. И значит ли это, что мы не друзья теперь?
Девушка лишь скупо улыбнулась и опять отвернулась к окошку... Она была очень красивой, но это была жестокая, холодная красота. Застывшее в её лучистых, голубых глазах нетерпеливое и, в то же время, скучающее выражение, как нельзя лучше показывало, насколько ей хотелось как можно быстрее закончить этот затянувшийся разговор.
Экипаж остановился около красивого большого дома, и она, наконец, облегчённо вздохнула.
– Прощайте, Аксель! – легко выпорхнув наружу, по-светски холодно произнесла она. – И разрешите мне напоследок дать вам хороший совет – перестаньте быть романтиком, вы уже не ребёнок более!..
Экипаж тронулся. Молодой человек по имени Аксель неотрывно смотрел на дорогу и грустно сам себе прошептал:
– Весёлая моя «маргаритка», что же стало с тобою?.. Неужели же это всё, что от нас, повзрослев, остаётся?!..
Видение исчезло и появилось другое... Это был всё тот же самый юноша по имени Аксель, но вокруг него жила уже совершенно другая, потрясающая по своей красоте «реальность», которая больше походила на какую-то ненастоящую, неправдоподобную мечту...
Тысячи свечей головокружительно сверкали в огромных зеркалах какого-то сказочного зала. Видимо, это был чей-то очень богатый дворец, возможно даже королевский... Невероятное множество «в пух и в прах» разодетых гостей стояли, сидели и гуляли в этом чудесном зале, ослепительно друг другу улыбаясь и, время от времени, как один, оглядываясь на тяжёлую, золочёную дверь, чего-то ожидая. Где-то тихо играла музыка, прелестные дамы, одна красивее другой, порхали, как разноцветные бабочки под восхищёнными взглядами так же сногсшибательно разодетых мужчин. Всё кругом сверкало, искрилось, сияло отблесками самых разных драгоценных камней, мягко шуршали шелка, кокетливо покачивались огромные замысловатые парики, усыпанные сказочными цветами...
Аксель стоял, прислонившись к мраморной колонне и отсутствующим взглядом наблюдал всю эту блестящую, яркую толпу, оставаясь совершенно равнодушным ко всем её прелестям, и чувствовалось, что, так же, как и все остальные, он чего-то ждал.
Наконец-то всё вокруг пришло в движение, и вся эта великолепно разодетая толпа, как по мановению волшебной палочки, разделилась на две части, образуя ровно посередине очень широкий, «бальный» проход. А по этому проходу медленно двигалась совершенно потрясающая женщина... Вернее, двигалась пара, но мужчина рядом с ней был таким простодушным и невзрачным, что, несмотря на его великолепную одежду, весь его облик просто стушёвывался рядом с его потрясающей партнёршей.
Красавица дама была похожа на весну – её голубое платье было сплошь вышито причудливыми райскими птицами и изумительными, серебристо-розовыми цветами, а целые гирлянды настоящих живых цветов хрупким розовым облачком покоились на её шелковистых, замысловато уложенных, пепельных волосах. Множество ниток нежного жемчуга обвивали её длинную шею, и буквально светились, оттенённые необычайной белизной её изумительной кожи. Огромные сверкающие голубые глаза приветливо смотрели на окружающих её людей. Она счастливо улыбалась и была потрясающе красивой....

Французская королева Мария-Антуанетта

Тут же, стоящий от всех в стороне, Аксель буквально преобразился!.. Скучающий молодой человек куда-то, в мгновение ока, исчез, а вместо него... стояло живое воплощение самых прекрасных на земле чувств, которое пылающим взглядом буквально «пожирало» приближающуюся к нему красавицу даму...
– О-о-ой... какая же она краси-ивая!.. – восторженно выдохнула Стелла. – Она всегда такая красивая!..
– А что, ты её видела много раз? – заинтересованно спросила я.
– О да! Я хожу смотреть на неё очень часто. Она, как весна, правда же?
– И ты её знаешь?.. Знаешь, кто она?
– Конечно же!.. Она очень несчастная королева, – чуть погрустнела малышка.
– Почему же несчастная? По мне так очень даже счастливая, – удивилась я.
– Это только сейчас... А потом она умрёт... Очень страшно умрёт – ей отрубят голову... Но это я смотреть не люблю, – печально прошептала Стелла.
Тем временем красавица дама поравнялась с нашим молодым Акселем и, увидев его, от неожиданности на мгновение застыла, а потом, очаровательно покраснев, очень мило ему улыбнулась. Почему-то у меня было такое впечатление, что вокруг этих двоих людей мир на мгновение застыл... Как будто на какой-то очень короткий миг для них не существовало ничего и никого вокруг, кроме них двоих... Но вот дама двинулась дальше, и волшебный миг распался на тысячи коротеньких мгновений, которые сплелись между этими двумя людьми в крепкую сверкающую нить, чтобы не отпускать их уже никогда...
Аксель стоял совершенно оглушённый и, опять никого не замечая вокруг, провожал взглядом свою прекрасную даму, а его покорённое сердце медленно уходило вместе с ней... Он не замечал, какими взглядами смотрели на него проходящие молодые красавицы, и не отвечал на их сияющие, зовущие улыбки.

Граф Аксель Ферсен Мария-Антуанетта

Человеком Аксель и в правду был, как говорится, «и внутри, и снаружи» очень привлекательным. Он был высоким и изящным, с огромными серьёзными серыми глазами, всегда любезным, сдержанным и скромным, чем одинаково привлекал, как женщин, так и мужчин. Его правильное, серьёзное лицо редко озарялось улыбкой, но если уж это случалось, то в такой момент Аксель становился просто неотразим... Поэтому, было совершенно естественным усиленное к нему внимание очаровательной женской половины, но, к их общему сожалению, Акселя интересовало только лишь одно на всём белом свете существо – его неотразимая, прекрасная королева...
– А они будут вместе? – не выдержала я. – Они оба такие красивые!..
Стелла только грустно улыбнулась, и сразу же «окунула» нас в следующий «эпизод» этой необычной, и чем-то очень трогательной истории...
Мы очутились в очень уютном, благоухающем цветами, маленьком летнем саду. Вокруг, сколько охватывал взгляд, зеленел великолепно ухоженный, украшенный множеством статуй, роскошный парк, а вдалеке виднелся ошеломляюще огромный, похожий на маленький город, каменный дворец. И среди всего этого «грандиозного», немного давящего, окружающего величия, лишь этот, полностью защищённый от постороннего взгляда сад, создавал ощущение настоящего уюта и какой-то тёплой, «домашней» красоты...

Православная Европа. Статья 1
Православная Дания: люди и судьбы

Сайт «Православие.Ру» предлагает серию публикаций Сергея Мудрова, посвященных судьбам Православия и православных в Западной Европе. Материалы для статей были собраны во время поездок по странам Евросоюза. При этом особое внимание автор уделяет конкретным живым проблемам, возникающим сегодня у православных людей на Западе.

В Копенгаген я летел из Берлина. Незадолго до вылета выяснилось, что тот датчанин, у которого я планировал остановиться, сообщил, что его, к сожалению, не будет в городе. Денег на гостиницу у меня не осталось, отменять поездку было поздно. Передо мной маячила перспектива ночлега в аэропорту. К счастью, за несколько часов до вылета мне удалось дозвониться до священника Сергия Плехова, настоятеля Александро-Невского собора (РПЦЗ) в Копенгагене. Для отца Сергия я был совершенно неизвестным человеком. Тем не менее, услышав о моей проблеме, он предложил остановиться в комнате при храме. Я, конечно, не преминул этим предложением воспользоваться, благодаря Бога за столь чудесную помощь.

Так что в Копенгаген я летел со спокойной душой, любуясь облаками, красочно освещенными лучами заходящего солнца. В аэропорту обменял евро на кроны: Дания остается одной из немногих стран «старого» ЕС, не вошедшей в еврозону.

Справка. Королевство Дания – страна, расположенная на полуострове Ютландия и более чем 400 островах Северного и Балтийского морей. Конституционная монархия. Площадь – немногим более 43 тыс. км 2 . Население – около 5,5 млн человек. Официальный язык – датский. Столица – город Копенгаген. Большая часть верующих – лютеране.

Копенгаген

Из копенгагенского аэропорта на поезде я доехал до станции Ёстепорт, а оттуда, ориентируясь по карте, пошел в сторону улицы Брэдгэйд, где расположен собор.

Русская церковь оказалась довольно плотно вплетена в окружающие ее дома. Это типично для Запада, где каждый клочок земли ценится чуть ли не на вес золота.

Отец Сергий принял меня приветливо и радушно. Время уже было позднее, так что не долго думая мы отложил все «разговоры» до завтра, и я отправился спать.

Справка. Священник Сергий Плехов родился в России, в Красноярском крае. Выпускник философского факультета Красноярского педагогического института. В 1989 году рукоположен в священнослужители в Псковской епархии. Служил на приходах епархии в течение десяти лет. Затем перешел в юрисдикцию РПЦЗ. Был принят в общение архиепископом Берлинско-Германским и Великобританским Марком. Два с половиной месяца служил в Берлине. В марте 1999 года переведен в Копенгаген – настоятелем Александро-Невского собора.

Воскресное утро. Копенгагенская церковь благоверного князя Александра Невского. К началу чтения часов людей немного, но затем прихожане все более и более заполняют храм. Отец Сергий служит на церковнославянском, отдельные ектении произносит на греческом.

Отец Сергий, служивший до отъезда в Европу только в России, столкнулся на Западе с новой и практически неизвестной для него православной жизнью.

– Да, я увидел огромные отличия, – подчеркивает он. – В первое время это были сплошные открытия. Здесь я заметил некую семейственность, непосредственность и близость в отношениях между священником и прихожанами, да и между самими прихожанами. Как, впрочем, и между мирянами и архиереем.

– Пришлось ломать многие стереотипы, – замечает мой собеседник. – Все-таки десять лет до этого я прослужил внутри другой системы. Были и трудности в первое время, но прихожане, слава Богу, помогали мне их преодолевать. Все-таки здесь, в Европе, приняты выборно-демократические (хотя мне не очень нравится это слово) принципы приходской жизни. Церковная власть в основном делегирована приходскому совету. Общеприходское собрание, собирающееся ежегодно, играет основную роль. Каждый месяц проходят заседания приходского совета. При этом в церковном совете каждый отвечает за свой определенный участок: издательство, хозяйственные вопросы, технические нужды и т.п. В России ведь как было? Начинаешь ремонт храма – и тут же приходится обивать пороги в офисах директоров, банкиров, бизнесменов, чтобы найти деньги. Львиную долю времени отнимает сама стройка. Здесь же всем занимаются специалисты. Причем совет – это не какой-то пожизненно выбираемый орган. Каждый год проходят выборы, кто-то остается на прежней должности, кто-то переизбирается. Это предотвращает разделение прихода на различные «партии».

Говорить о численности прихода всегда не просто. Тема эта может быть болезненна для священника; иногда под рукой нет точных цифр, да и не в количестве, наверное, главное.

Вот и отец Сергий отметил, что так называемый «список прихожан» не обновлялся в течение многих лет. В то же время число прихожан, регулярно посещающих богослужения, колеблется от ста до двухсот человек. Число тех, кто приходит примерно раз в месяц, достигает пятисот человек. На пасхальных богослужениях, ко времени совершения крестного хода, собирается две–три тысячи. Правда, к концу пасхального богослужения число молящихся уменьшается до двухсот человек.

По словам отца Сергия, приход немного рос в начале 2000-х годов: Дания тогда более охотно принимала иммигрантов из православных стран. А до этого приход был еще больше: в церковь ходили сербы (до тех пор, пока, не без помощи предыдущего настоятеля священника Алексия Бирона, они не основали собственный приход). Тем не менее община отца Сергия сохраняет свой многонациональный характер. Здесь по-прежнему бывают сербы, приходят греки, болгары, грузины, македонцы.

– Формально, если судить по списку прихода или по той телефонной книге, что у меня в компьютере, большинство прихожан – русские, – отмечает отец Сергий. – Но фактически бывает (я стал это особенно замечать на службах в будние дни), что стоят в церкви один-два русских и пять-шесть греков, болгар, грузин, македонцев. Балканские народы более постоянны в посещении церкви. У русских (я особенно отчетливо заметил это здесь) проявляется такая тенденция: человек выпадает из церковной жизни на несколько месяцев, потом снова появляется, начинает ходить, участвует в приходской жизни. Картина, конечно, не очень радостная.

Впрочем, а не так ли волнообразна вся жизнь значительной части русской эмиграции? Переживания, материальные лишения, боязнь депортации у нелегалов, страх потерять пособие или зарплату у тех, кто как-то устроился. Может быть, приходу стоит опираться и на датчан, перешедших в Православие? Правда, на службе я заметил очень немного людей с датской внешностью. Что это – случайность или закономерность?

– Был такой период, когда мы принимали в Православие по трое-пятеро датчан, – делится своими воспоминаниями отец Сергий. – Но обычная «норма» – один-два человека. Бывает так, что люди приходят, потом видят, что это не их путь, и уходят. Когда датчане интересуются Православием, мы их предупреждаем: Православие – это не только чудеса, не только Иисусова молитва, но еще и повседневная жизнь с постами и молитвенными правилами. Так что самые стойкие у нас и остаются.

– Ну, а что приводит датчан к Православию? – интересуюсь я.

– Наверное, главное в том, что Господь призывает. Верующее сердце это чувствует. В Дании сейчас среди протестантской молодежи заметны некие духовные искания. С другой стороны, многие лютеранские храмы пустуют, на богословский факультет университета недобор. Не хотят молодые люди идти, хотя профессия священника в Дании не очень-то обременительная и достаточно высокооплачиваемая.

Но все равно число датчан от общего количества прихожан крайне незначительно. Развитие собственно датского Православия идет крайне медленно, хотя существуют различные книги, изданные на датском языке еще в начале XX века. А между тем я не видел ни одного православного датчанина во втором поколении. Вот разве что в Швеции живет одна датско-шведская семья, и их взрослый сын тоже православный. Но это скорее исключение, чем правило.

Слова отца Сергия меня немного шокируют. Как же так? Молодые люди принимают Православие, делают осознанный, хорошо обдуманный выбор, а их дети все равно становятся протестантами…

– Да, получается так, – разочаровывает меня отец Сергий. – Потому что если в детстве не дается соответствующее воспитание, то потом уже среда берет свое. Да и вообще, непросто у нас с датчанами. То ли скандинавская ментальность сказывается, то ли еще какие-то причины. Но владыка Марк, например, очень осторожен, если к нему обращаются датчане, желающие стать православными священниками.

Справка. В Александро-Невской церкви Копенгагена периодически (как правило, раз в месяц) служатся литургия и вечерня на датском языке. Большую работу по переводу и редактированию текстов богослужений проделали прихожане Церкви Андреас Розен Расмуссен и Ольга Зорина. Несколько лет назад от прихода отделилась датскоговорящая группа под руководством Поля Себбелова. Поль Себбелов стал священником Константинопольского Патриархата. Его община существует в Копенгагене по сей день.

– О, Поль Себбелов был у нас довольно активным прихожанином, хотя у него намечалась некая тенденция к «опротестантиванию» Церкви, – говорит отец Сергий. – Он также полагал, что наш приход должен входить в юрисдикцию Парижской митрополии Константинопольского Патриархата. Затем Поль опубликовал статью, что РПЦЗ, мол, не является канонической. Я написал ответ и одновременно с этим сказал: если вы не считаете нас канонической юрисдикцией, то почему же к нам ходите и причащаетесь? Поль истолковал мои слова как отлучение от причастия, дал большое интервью одной газете, заявив, что против него организовали гонения. И ушел, даже не удостоив личной беседы.

Помимо прихода Поля Себбелова и двух русских приходов, в Копенгагене действуют уже упоминавшийся сербский, а также греческий приходы. Сербский священник активно ездит по стране: сербского населения в Дании больше, чем русского. Греческий священник приезжает в Копенгаген всего несколько раз в год. В других городах, за исключением Орхуса, постоянно действующих русских православных общин нет.

Отец Сергий заметил, что отношения с православными других юрисдикций, а также с протестантами и католиками у него вполне дружественные, «хотя в так называемом экуменизме мы не участвуем».

– Интерес к Православию у датчан, конечно, есть, – подчеркнул отец Сергий, – но, если говорить о будущем, мы можем надеяться только на то, что молодое поколение освободится от тисков протестантской психологии, которая сильно влияет на мировоззренческий выбор.

Вечером за любезно предложенным ужином мы еще долго говорили с отцом Сергием, причем не только о Дании. Я с интересом слушал рассказы о его поездках в Африку и Латинскую Америку. Мне, как любителю путешествий, хотелось больше узнать о тех далеких континентах, на которых побывал русский батюшка из Копенгагена.

Путь к Православию

То, что православных датчан немного – факт бесспорный. Хотя и не очень радостный. Тем отрадней видеть тех, кто, вопреки всему, не затерялся на пути к православной вере. В Копенгагене мне удалось встретиться с двумя православными датчанами – Андреасом Розеном Расмуссеном и Карин Кристенсен.

Андреас, молодой человек 30-и лет, принял Православие в июне 2001 года. Сын лютеранского священника, выпускник богословского факультета Копенгагенского университета. Казалось, его карьера определена на многие годы вперед. Может быть, даже до конца жизни. Но пути Господни неисповедимы. Предполагаемое рушится и остается в прошлом. Взамен приходит новое – чистое и совершенное.

Как-то Андреасу попал в руки православный журнал на датском языке. Внимание начинающего богослова привлекли опубликованные в нем статьи. Журнал стал той крохотной искоркой, из которой разгорелось пламя интереса к Православию. Андреас потянулся к книгам православных авторов: он читал епископа Каллиста (Уэра) и митрополита Антония (Блума). Следующим шагом стало посещение богослужений в Александро-Невской церкви. Молодой человек приходил, смотрел, старался понять.

– Я хорошо запомнил мое первое православное богослужение, – говорит Андреас. – Это было вечером, в будний день. Церковь почти пустая, полумрак, горящие свечи; люди серьезны и сосредоточены на молитве. Сокровенная атмосфера молитвы произвела на меня очень глубокое впечатление… Внутренне я понимал, что мне необходимо стать православным, что я не могу идти назад, не могу останавливаться на полпути.

По словам Андреаса, известие о переходе в Православие шокировало его семью. Возникли трения; дискуссии порой принимали слишком эмоциональный характер. Родители Андреаса немного успокоились только тогда, когда их сын женился.

– Наверное, они боялись, что я стану монахом или уеду в Россию. Не знаю. Но сейчас все гораздо проще. Думаю, что мой переход в Православие привнес немало ценного в нашу жизнь. Например, раньше в нашей семье не молились перед едой, сейчас молятся. Мы также можем больше говорить о вере и христианстве.

Отвечая на мой вопрос о будущем Православия в Дании, Андреас заметил, что «духовная жизнь лютеранства очень суха, многие люди ею разочарованы. Поэтому есть надежда основать новые православные приходы. Но для этого необходимо более широко использовать датский язык».

Кстати, у Андреаса подрастает сын. Родители намерены воспитывать его в Православии. Может быть, сын Андреаса станет радостным исключением из того печального правила, о котором говорил отец Сергий – практически полное отсутствие православных датчан во втором поколении. Хочется на это надеяться. И, кажется, в это можно верить.

В отличие от Андреаса, 37-летняя Карин Кристенсен воспитывалась в неверующей семье. Ее родители были атеистами. Тем не менее, Карин верила в Бога.

– В детском саду воспитательница была очень религиозная, она много нам рассказывала о Боге. Вот так это и стало частью моего мировоззрения, – говорит Карин.

Лютеранскую церковь Карин почти не посещала. По ее словам, она себя там чувствовала немного отчужденно, «как будто мавзолей какой-то, что-то неживое». О Православии Карин ничего не слышала до 19 лет – до тех пор, пока не заинтересовалась русской классической литературой.

– Я прочитала «Братьев Карамазовых», и мне захотелось поехать в Россию, – говорит моя собеседница. – Собиралась еще в 1990 году, но отец был очень против, он считал, что в России тогда было опасно. Но все-таки мое желание не прошло, я даже стала учить русский язык. Я прожила в Париже полтора года, там познакомилась с русскими.

Первый раз Карин попала в Россию в 1994 году, поехав в Петербург. На дворе стоял февраль, лютовала зима, и, как говорит Карин, уже в аэропорту ее поразил автобус:

– Было очень холодно, лед на окнах внутри автобуса… Я это хорошо запомнила. Мне было трудно в Петербурге, я тогда плохо говорила по-русски, ни с кем не знакомилась и чувствовала себя очень одиноко. Но все равно хотела остаться.

Кстати, первый раз на православную службу Карин пошла в Париже – в собор Александра Невского, что на улице Дарю. Но неизгладимое впечатление на нее произвело пасхальное богослужение в Петербурге:

– Я помню очень много свечей – в них казалось так много жизни! И пение, и аромат каждения – все было так отлично от протестантских богослужений, где основной упор сделан на проповедь. Еще меня поразило то, что не обязательно надо сидеть, а все более свободно.

Удивительная мысль! Мы, порой, с долей зависти рассуждаем о богослужениях на Западе, где прихожане во время службы сидят. А вот западный человек видит радость и свободу в том, что сидеть на службе необязательно!

В 1996 году Карин поехала в Москву, прожила здесь четыре года, работая в шведской фирме. Ее подруга Людмила иногда возила Карин в Троице-Сергиеву лавру. Так коренная датчанка прикоснулась к великим святыням Русской Церкви. В июле 2000 года она крестилась, став православной. Вернувшись с Данию, Карин присоединилась к числу прихожан Александро-Невского собора в Копенгагене.

– Я надеюсь, конечно, что будет больше датчан обращаться в Православие, – заметила Карин. – Мне бы и самой хотелось переводить литературу с русского языка, – скромно добавила она.

Она имела в виду литературу богословскую и литургическую, могущую послужить хорошей основой для дальнейшей миссии среди датчан.

Орхус

Я уехал из Копенгагена в Орхус – город на восточном побережье центральной Ютландии, в 300-х километрах от датской столицы. Как рассказал мне отец Сергий, именно там находится единственная «реально действующая» (за пределами Копенгагена) община Русской Церкви. Ехать пришлось на поезде более трех часов, билет обошелся в 45 евро. Недешево. По дороге мы проезжали остров Фюн, на котором расположен небольшой православный монастырь во имя святых царственных страстотерпцев. Была по пути остановка в Оденсе – родном города Ганса Кристиана Андерсена. Но вышел я не в самом Орхусе, а в городке неподалеку – Скандерборге. Там меня встречала Галина Нильсен, староста орхусского прихода.

Галина приехала в Данию из Нижнего Новгорода в 2001 году, выйдя замуж за датчанина.

– У меня была такая ситуация, что мне нужно было хоть куда-то уехать, увезти своего сына. В Дании у меня жила знакомая, она и посоветовала: выходи замуж, здесь все твои проблемы решатся. Конечно, все оказалось не так, как думалось. Сына я так и не увезла, живу здесь с дочерью. Муж умер в 2006 году.

Галина ехала в Данию, уже будучи верующей, воцерковленной. Поэтому вопрос о том, ходить или не ходить в церковь, у нее не возникал. С первых дней Галина включилась в жизнь орхусской общины, а в 2006 году была избрана старостой. В орхусском приходе своего священника нет, богослужения совершает батюшка Московского Патриархата из Копенгагена. Литургии служатся, как правило, раз в месяц – в помещении протестантской церкви, арендуемом специально для этих целей.

– Конечно, все это влияет на духовную жизнь, – говорит Галина, – тяжело без причастия столько времени. А в Копенгаген ездить дорого.

Означает ли это, что жизнь в приходе едва теплится и сам он находится под угрозой исчезновения?

– О нет, жизнь в приходе изменилась колоссально за последние несколько лет, – утверждает Галина. – Например, в 2001 году на богослужения приходило 5–6 человек. На Пасху и Рождество – 20–25. Сейчас на службы ходит постоянно 30–35 человек, а в праздничные дни бывает более сотни… У нас идет настоящая приходская жизнь. Мы вместе делим беды и радости. Мы молимся вместе, сопереживаем, помогаем друг другу. В том числе материально.

Конечно, в Орхусе и его окрестностях живет намного больше православных (по крещению) христиан, чем число тех, кто посещает церковь (в основном русские и украинцы). Приход ведет миссионерскую работу через Русское общество, заявляет о себе через языковые школы. Люди иногда откликаются, приходят на службы. Но для большинства, как и в России, путь в Церковь лежит через проблемы и тяжелые жизненные обстоятельства.

– Атмосфера у нас очень теплая. К нам приезжают из других городов, за 200 километров. Датские мужья принимают Православие, – подчеркивает Галина Нильсен.

С другой стороны, Дания – страна крайне секулярная. Для многих датчан религия – это «пережиток прошлого». Мне, конечно, сложно судить о том, насколько искренни стремления датчан, женившихся на русских девушках, стать православными. Но ведь есть, наверное, люди другого склада, на которых любое упоминание о вере действует, как красная тряпка на быка.

– Да, проблемы возникают, – соглашается со мной Галина. – Есть и непонимание. Одну женщину, к примеру, муж с пасхального богослужения чуть ли не за шкирку забрал. Моя знакомая рассталась со своим другом, так как он сказал, что таким религиозным людям не стоит строить семейную жизнь. Дело порой доходит до разводов.

– Вообще мы и датчане – очень разные люди. Но чему-то хорошему надо и у датчан учиться, например, их доброте. Хотя по-настоящему интегрироваться в датское общество непросто. Но я обрела здесь душевную гармонию в жизни нашего прихода. А это редкость даже для России, – подчеркнула Галина.

Встреча с Галиной Нильсен была последней за время моей короткой поездки в Данию. По дороге в орхусский аэропорт я много размышлял о том, как люди, покинувшие Родину, трудятся на благо Церкви, сея семена православной веры там, где они так необходимы. И приходское служение отца Сергия, и работа Галины Нильсен, да и добровольное миссионерство коренных датчан Андреаса и Карин – все это, соединенное вместе, сплетает чудесную лестницу, ведущую людей к познанию истины, к самому Богу.


12 / 08 / 2008

Христианская церковь в Копенгагене была построена в 1754-1759 годах и первоначально называлась "немецкой церковью Фредерика" - в честь правившего тогда короля Фредерика V, а также в знак почтения к обширной и влиятельной немецкой общине Копенгагена. Инициатива строительства храма исходила от представителей немецкой части населения, которые на протяжении многих лет стремились к тому, чтобы иметь собственную церковь в одном из процветающих районов.

Серьезные перемены в жизни храма начались после бурных политических событий 1772 года, когда был принят закон о гражданстве, который был обусловлен возрастающим среди населения недовольством по поводу немецкого влияния в Дании. В связи с этим роли немецкой церкви существенно понизилась и была незначительной практически вплоть до середины XIX века. К началу ХХ века храм использовался в качестве обычной приходской церкви, тогда же он и получил свое современное название - в честь короля Кристиана IV.

С точки зрения архитектуры Христианская церковь в Копенгагене была задумана как прямоугольный блок, в центре которого возвышается стройная башня. Этот храм считается одним из лучших в Дании образцов протестантского приходского храма. Особое внимание здесь уделяется проповедям и работе с жителями близлежащих районов.

Церковь Спасителя

Главным протестантским храмом Копенгагена является Церковь Христа Спасителя. Она была построена в 1682 году по инициативе короля Кристиана IV. Почти сто лет с момента завершения строительства в храме не проводились богослужения, потому что в ней не было алтаря и главная башня не была закончена. Церковь Спасителя была освящена в 1752 при короле Фредерике V, который поднялся на оригинальную башню для церемонии освещения.

Церковь Христа Спасителя имеет в основании традиционный греческий крест, а внешнее и внутреннее убранство выполнены в стиле датского барокко. Основание церкви выполнено из массивного темного гранита, а сами стены выполнены из красного и желтого кирпича. Церковь очень узнаваема благодаря своей необычной башне. Она возвышается над храмом на высоту 90 метров, а подняться на нее можно по специальной винтовой лестнице из 400 ступеней. При этом часть лестницы устроена снаружи, как бы оплетая башню против часовой стрелки. Последние ступени заканчиваются на вершине шпиля, где установлена огромная позолоченная сфера и четырехметровая статуя Христа с хоругвью.

Кроме самой башни, в церкви Христа Спасителя внимания заслуживает старинный орган XVII века и карильон, состоящий из 48 колоколов разного размера.

Церковь Александра Невского

В самом центре Копенгагена рядом со знаменитой Мраморной церковью находится Церковь Александра Невского. Выполненная в традиционном русском стиле, она смотрится очень необычно на фоне роскошного мраморного собора в стиле барокко и вычурной королевской резиденции Амалиенборг. Этот православный храм был построен в конце XIX века по заказу императора Александра III для своей жены Дагмары (Марии Федоровны), которая хотя и была датчанкой, но перешла в православие из католичества.

Церковь Александра Невского построена по проекту архитектора Давида Гримма, который взял за основу традиционные православные церкви. Это первый русский православный храм в Копенгагене. Стены сделаны из красного кирпича и украшены бордюрами и орнаментами в классической византийской манере. Над церковью установлены золотые купола и колокольня с шестью колоколами. Внутри пол украшен мозаикой, а стены и потолок покрыты фресками и картинами таких авторов, как Крамской, Бронников и Боголюбов.

В церкви находятся две старинные чудотворные иконы - икона Александра Невского и икона Пресвятой Богородицы Копенгагенская-Иерусалимская.

Церковь Фредерика

Церковь Фредерика в Копенгагене известна так же под названием "Мраморная церковь". Она была построена по заказу Фредерика V, который хотел таким образом увековечить 300-летний юбилей своей семьи. Автором проекта выступил архитектор Николай Айгтвед, который взял за основу базилику Святого Петра в Риме. Строительство продолжалось больше ста лет, поскольку здание было изначально задумано полностью из мрамора, что на деле оказалось слишком дорогостоящей идеей.

Главная архитектурная особенность церкви Фредерика - это ее купол, который имеет диаметр 31 метр и является одним из самых больших в Европе. Храм выполнен в стиле барокко. Снаружи его украшают барельефы и скульптуры датских святых, а внутри он украшен фресками и росписью местных художников. Отдельного внимания заслуживают витражи, которые изготавливались на заказ в известной итальянской мастерской. Внутренне убранство храма не менее богатое, чем снаружи. Особенно поражает позолоченный иконостас и резные скамейки красного дерева.

Церковь Грундтвига

Одно из самых узнаваемых религиозных сооружений Дании лютеранская считается церковь в честь известного теолога, философа и священнослужителя Дании Николая Фредерика Северина Грундтвига.

Конкурс на лучший проект будущей церкви, проведенный в 1913 году, выиграл архитектор Петр Вильгельм Йенсен Клинт. Он смог создать не только монументальной, но и оригинальный храм. Возведение этой церкви осуществлялась за счет благотворительных пожертвований, вследствие этого, строительство затянулось почти на 20 лет. Другой причиной долгостроя является и то, что использовался кирпич ручной выделки, а сама кладка делалась вручную, максимально точно.

В настоящее время паломники и туристы могут увидеть церковь с преобладающими чертами сельских церквей Дании с включением элементов готики, барокко и модернизма. Верующих поражает аскетичность внутреннего убранства, минимум выразительных средств и уникальное многоголосие двух органов. Регулярно церковь Грундтвига посещают более тысячи паломников и верующих со всех концов света.

Церковь Холмена

Церковь Холмена находится в центре Копенгагена на берегу одного из каналов. Она была построена в 1563 году как одна из военно-морских церквей Кристиана IV. Церковь известна как место проведение свадьбы датской королевы Маргарет II и принца Хенрика в 1967 году. Кроме того, церковь Холмена является местом захоронения героев военно-морского флота Нильса Джоела и Петра Торденшельда, композитора Нильса Вильгельма Гаде и многих других выдающихся людей Дании.

Облик церкви практически не изменился с XVI века. Единственные глобальные изменения коснулись ее только в 1872 году во время глобального ремонта. Тогда все медные конструкции были заменены на более прочные железные, а простые стеклянные окна заменены на витражные. Внутри церкви Холмена сохранились фрагменты художественной росписи Карела ван Мандера, которые чудом сохранились во время Великого Пожара.

Внутри церкви установлен старинный орган 1738 года. Послушать его можно каждую неделю по средам. Интересна и резная кафедра, установленная в 1662 году. Ее выполнил Абель Шредер в цвете натурального дуба. На ней изображены библейские сюжеты со времен Моисея и до Иисуса Христа.

Церковь Богородицы

Церковь Пресвятой Богородицы часто называют Копенгагенским собором. Она находится за главным зданием Копенгагенского университета, недалеко от популярной пешеходной улицы Стрёгет. Церковь находится здесь с начала XII века, но была несколько раз разрушена двумя пожарами и авиационными бомбардировками во время войны.

Архитектором проекта выступил С.Ф. Хансен, разработавший грандиозный проект в неоклассическом стиле с колоннадой и роскошным фронтоном. Церковь получилась очень просторной: общая длина составляет 80 метров, ширина – 33 метра, а внутренний зал представляет собой единое помещение высотой более 25 метров, способное вместить почти 1200 человек одновременно.

Рядом с Церковью Пресвятой Богородицы установлена колокольня с четырьмя колоколами. Самый большой из них весит около четырех тонн и является самым большим колоколом в стране. Здесь же находится и самый маленький колокол, отлитый в 1490 году.


Достопримечательности Копенгагена

ПРАВОСЛАВНАЯ ДАНИЯ
Православные святыни Дании



История православия (0,04% населения) в Дании есть история принятия христианства в стране. Первые столетия после своего крещения и до отделения католичества она была православной страной. Православие вернулось в Данию во второй четверти XVIII века, когда начал своё существование первый храм РПЦ при резиденции посла России. В 1883 году в присутствии российского императора Александра III был освящён Александро-Невский храм в самом центре Копенгагена. В 2000 году образовался приход в честь святителя Николая Мир Ликийских Чудотворца в городе Орхусе, с 2001 года близ города Оденсе (родина сказочника Г. Х. Анднрсена) начал действовать домовой храм РПЦ в честь царственных страстотерпцев российских. Действуют инициативные группы по созданию приходов в Нюкобинге и в древнем городе Рибе - исторической столице Дании. Сегодня количество православных превышает 2,5 тысячи и представлено приходами Русской, Румынской и Сербской православных церквей. Также существует приход Константинопольского патриархата.

Распространение христианства началось ещё при Карле Великом (франкский король, 724-814 годы, с 800 года - император из династии каролингов). Но миссионерство небесного православного покровителя Дании святого Ансгара (801-865 годы), как и его предшествееников и последователей (Виллиброрд, Людгер, Эбон, Гаутберт) не решило эту задачу окончательно. Хотя в 960 году христианство было объявлено официальной религией, оно начало бесповоротно закрепляться лишь при Енуде Великом (на троне в 1018-1035 года). В те времена датская церковь зависела ор архиепископа Бремен-Гамбурского.

(Информация по изданию "Небесные покровители государств мира". Автор Александр Евгеньевич Туровский, Тула, 2011 год, стр. 62-63, ISBN 978-5-8125-1647-5. Дарственный экземпляр безвременно ушедшему из жизни архиепископу Лонгину [бывшему Клинскому, представителю РПЦ в Германии], Дюссельдорф, 2012 год.) ).

Итак, что же ожидает русского православного паломника в Дании, какие дорогие сердцу святыни он может повстречать на своём маршруте и какая информация о православии в Дании нам доступна:

О православной церкви Дании сайт "Православие.Ru":
* Православная Дания: люди и судьбы.
* Неевростандартные люди, или русские в Дании.

Иные источники информации:
* Русская Православная Церковь в Дании.
* Дания: азбука паломника.
* Православие в Дании: история и современность
* Приход свт. Николая Мирликийского (Орхус).
* Русская православная церковь Святого Благоверного князя Александра Невского в Копенгагене.
* Церковь Александра Невского
*
* Дания: любимый храм принцессы Дагмар.
* Пути православия в Дании.
* В Дании скончался князь Димитрий Романович – старший в роду Романовых.
* Дания прощается с принцессой.
*

07.02.2012

Приезжающие в Данию русские и белорусы, болгары и греки, грузины и украинцы, как и другие представители православных народов, постоянно поддерживают активную жизнь этих православных приходов. Наверное, нигде из традиционных церквей больше не встретишь столь интернациональной и дружелюбной атмосферы как здесь, - когда во время литургии звучит в храме Отче наш на изначально-священном греческом, на мелодичном грузинском, на чеканно-звонком датском, и, конечно, на русском, то есть церковно-славянском, языках.

История православия в Дании - это, несомненно, история христианства в этой стране. Ведь православие и есть по своей сути то самое, настоящее, аутентичное христианство, которое дошло до нас почти неизменным из глубины первых христианских веков. Мы можем это видеть, вчитываясь в тексты святых отцов эпохи еще неразделенной Церкви, вглядываясь в их иконописные лица на древних фресках, в складки их длинных одежд и элементы архитектуры, сохранившиеся в изображениях того времени. Об этом подробно рассказывают и всемирно известные церковно-исторические тексты. Стиль, уклад традиций и обряды древнейших церквей - греческой, коптской или грузинской, также подтверждают это.

Так что есть все основания считать, что первые столетия после своего исторического крещения Дания, подобно другим странам Скандинавии, была православной страной. Святой Ансгарий (Ansgar), «Апостол Севера» (801-865), с именем которого связывают утверждение христианства в Скандинавии, хотя и не был первым крестителем Дании, но его роль в обращении датчан к христианской вере принято считать ключевой. Согласно историческим хроникам, «миссия Ансгария с давних пор считается одним из самых ярких эпизодов в длившемся около трех веков (приблизительно с середины IX до середины XII) процессе христианизации Северной Европы».1

Проповеднические поездки св. Ансгария в Скандинавию, первая из которых - в Данию - состоялась около 827-828 г., были связаны с реальным риском для жизни этого молодого монаха, получившего духовное образование во франко-германских монастырях континентальной Европы. Однако эти поездки имели максимальный, хотя, к сожалению, оказавшийся исторически не слишком прочным, успех: впрочем, проповедь монаха достигла своей основной цели - и уже в 831 г. под его руководством создается новое (Гамбургское) архиепископство и он становится полноправным легатом Римского епископа в странах Севера

Надо сказать, что, хотя Русь и Скандинавия были крещены примерно в одно и то же время, но по внутреннему содержанию крещение Скандинавии отличалось от крещения Руси. И дело не только в том, что «Русь пришла к христианству», в то время как правильным будет скорее сказать: «Христианство пришло в Скандинавию»… Как мы знаем из истории, сам великий князь Владимир, пригласив проповедников и изучив различные религии, совершил свободный выбор, приняв решение в пользу православного христианства для себя, своей страны и своего народа. С этого момента ни Русь, ни русские князья никогда не отступали от православной христианской веры - их выбор был подтвержден историей и стал поводом говорить о характерной «русской верности», а в дальнейшем о движущей силе формирования на просторах Евразии огромной, великой цивилизации, которая стала называться Россией.

Несколько по-иному обстояли дела в Скандинавии. История нам рассказывает: «Немногое известно о самых первых попытках христианских миссионеров крестить Швецию и Данию. Эти попытки имели место в VIII-IX вв. Завоевания проповедников оказались недолговечными…».2 Первую миссионерскую поездку в Скандинавию совершил около 700 г. Виллеброрд из Фрисландии (современные Нидерланды). Он посетил датского конунга. Последний, видимо, не чинил никаких препятствий проповеднику, однако народ скептически воспринял призыв сменить веру, и миссия не имела успеха. Другой деятель, который пытался организовать проповедническую экспедицию в Скандинавию, был Лиудгер (ум. 809). Однако поддержки от императора Карла Великого он не получил. С восшествием на престол Франкской империи Людовика Благочестивого (814-840) наступил новый этап в истории крещения Северной Европы. На этом этапе разрозненные попытки обратить скандинавов в христианство сменились продуманной государственной политикой, осуществление которой связано с именами двух крупных политических фигур того времени - реймсского архиепископа Эбона и гамбургского (с 831 по 858 г.), а затем гамбург-бременского (с 858 по 865 г.) архиепископа Ансгария. Известно, что осенью 823 г. Эбон уже возвратился вместе с посольством императора из Дании, где окрестил некоторых датчан. Крупным успехом Эбона стало крещение Харальда, состоявшееся летом 826 г. в Майнце. Это событие открыло дорогу дальнейшему распространению христианства в Дании. Несмотря на то, что Харальд неоднократно изгонялся из родной страны политическими соперниками, в периоды своего правления он покровительствовал христианству, и в 827-828 гг. при его дворе жил монах Нового Корвейского монастыря Ансгарий.

Неторопливо, с колебаниями и отступлениями, принимали прагматичные скандинавы христианскую веру от захожих проповедников, являвшихся к ним без приглашения, с «заморского» европейского юга… «Подстрекаемые дьяволом свеоны (т. е. шведы) воспылали дикой яростью и стали преследовать… епископа Гаутберта (это произошло в 845 г. в Бирке). Сговорившись, некоторые из свеонов ворвались в дом, где находился епископ, чтобы ограбить его, и там зарубили мечом племянника Гаутберта Нитарда… Самого же епископа и бывших с ним сотоварищей свеоны связали и, разграбив все, что смогли найти, с поношением и бесчестием изгнали из своих пределов. Сие приключилось, однако, не по велению короля, а лишь вследствие народного сговора… После этих событий в тамошних краях почти семь лет не было священников» - напоминает нам историческая хроника.

Потому-то проповедническое служение Ансгария было в действительности делом смертельно опасным. Суть христианского подвига Ансгария поэтому сводилась не только к благородному служению благожелательно принятого правителями проповедника, но и к такому нелегкому, действительно «апостольскому» послушанию, которое легко могло быть чревато избиением, поношением, изгнанием, или даже смертью для молодого монаха. И этот подвиг православного служения принес свои плоды: Дания, как и Швеция, в конце концов стала христианской страной. Деяния же и житие Ансгария были подробно описаны его учеником Римбертом, кстати, датчанином по происхождению.

Исторические баталии по отделению от православия католичества, а затем - отделению от последнего протестантизма происходили вне датских границ. Датчан беспокоили прежде всего безопасность и благополучие их маленькой страны, защищенной морями и проливами, но все же лежащей на географическом перекрестке судеб Европы и Скандинавии… Нравы смягчились, церковные традиции устоялись, датчане стали христианами. В Средневековье церковь была, пожалуй, единственной «сетевой» структурой, объединявшей острова страны и позволявшей королям контролировать свою раздробленную территорию. Однако датское христианство, как известно, в своих эволюциях и мутациях со временем далеко отошло от начальных традиций, перестало быть православным.

И вот однажды православие вернулось на землю этой маленькой, ставшей лютеранской, страны. Это случилось парадоксальным образом благодаря неуемной «германизации» России, последовавшей за эпохой Петра I, согласно используемой в народе в таких случаях поговорке: «нет худа без добра»… Первый храм Русской Православной Церкви в Копенгагене начал свое существование во второй четверти XVIII в., при резиденции посла России в Королевстве Дания. Однако с 1780 по 1809 гг. в провинциальном городе Хорсенс (Horsens) существовал и другой храм, при резиденции принцессы Екатерины Антоновны Брауншвейг-Люнебургской.

Энциклопедия Брокгауза и Эфрона пестрит фактами и именами из бурной, полной интриг российской «немецкой» истории ХIII века: «Екатерина Антоновна Брауншвейгская, принцесса, дочь Анны Леопольдовны, родилась в 1741 г. за несколько дней до свержения с российского Престола своего брата Иоанна Антоновича. Во время дворцового переворота частично лишилась слуха. С 1742 по 1780 гг. проживала со своими родными в г. Холмогорах. В 1780 г. вместе с двумя своими братьями отпущена Российским правительством на жительство в г. Хорсенс (Дания). На ее содержание отпускалось из российской казны 8 тыс. рублей в год. Скончалась в 1807 г., последняя из всей семьи…»3

Однако большой православный храм, воздвигнутый в конце XIX века в самом центре Копенгагена на улице Бредгаде, граничащей с королевским дворцом, существует и действует по сей день. Высокое кирпичное здание вполне скандинавского стиля, но при этом украшенное тремя сверкающими на солнце позолоченными православными куполами, можно увидеть издалека, посмотрев вдоль Бредгаде (что значит по-датски Широкая улица) со стороны центральных исторических мест города: площади Конгенс Нюторв (на которой находится Королевский театр) или же со стороны Кастеллет - исторических развалин старинной крепости времен войн со Швецией… Близость этого храма к королевскому дворцу отражает реальную историческую близость русского «датского» православия к самому датскому королевскому дому. Ведь не случайно еще несколько лет назад сама королева Дании Маргрете (Маргарита) II (кстати, официальная глава государственной Датской Народной Церкви) бывала не раз почетной гостьей в этом православном храме…

Строительство русского Александро-Невского храма в центре столицы Дании было осуществлено на средства российской Императорской семьи. Храм был освящен 29 августа 1883 г. в присутствии российского Императора Александра III и его супруги Императрицы Марии Феодоровны, - урожденной датской принцессы Дагмары, дочери Короля Дании Христиана IX и королевы Луизы. Сам король Дании Христиан IX, а также греческая королева Ольга Константиновна, присутствовали на открытии этого храма. Так, благодаря счастливому браку будущего русского государя с датской принцессой (ставшей матерью последнего русского царя Николая II) судьбы русского православия оказались связанными с судьбами королевского дома Дании.

По воле исторических перипетий ХХ века приход св. Александра Невского после 1917 года несколько раз менял свою юрисдикцию: до 1983 г. он находился в ведении Константинопольского Патриархата, а затем, был присоединен к Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ), управляемой из США. В апреле 2000 г., а фактически еще раньше, часть прихода вышла из юрисдикции РПЦЗ и вернулась в лоно Русской Православной Церкви Московского Патриархата. 4 Этот акт был утвержден решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 19 апреля 2000 г.

Так начал свое существование приход Московского Патриархата в честь святого благоверного князя Александра Невского в Копенгагене.

Однако не все было так просто: ведь открытие прихода как бы «новой» Церкви в ином, имеющем собственную национальную церковь, государстве всегда сопряжено с огромными усилиями, и в этом ничего удивительного нет. И здесь нельзя не упомянуть о человеке, приложившем колоссальные личные усилия для того, чтобы Русская Православная Церковь Московского Патриархата вновь оказалась представлена на датской земле, - в деле создания, укрепления и признания этого православного прихода. Речь идет о княгине Татьяне Сергеевне Ладыженской. Без ее целеустремленного, безграничного энтузиазма, удивительного вопреки ее преклонному возрасту, этот приход вряд ли существовал бы вообще. Твердая православная вера родившейся в Дании русской княгини, ее дипломатический дар и природный, внушающий уважение аристократизм, ее активнейшие переговоры с руководством нашей Церкви в России, и, наконец, ее старые связи с лучшими представителями датского королевского дома, государственной лютеранской и негосударственной католической церквей, привели, в конце концов, к желаемому всеми нами результату: приход был зарегистрирован, получено церковное здание для богослужений, и прислан православный священник из Москвы.

Насколько важна для жизни прихода роль священника? Священник, приобретший бесценный духовный опыт в духовных школах России, посещавший монастыри, где в течение столетий жили русские святые, молившийся у мощей преподобного Сергия Радонежского в древней Троице-Сергиевой лавре и испытавший на себе все трудности и неурядицы современной российской жизни - это человек, которого никто не может заменить тем прихожанам, которые были знакомы не понаслышке с православием еще до отъезда из России. Ключевая точка соприкосновения православного христианина с Церковью - исповедь (искусство исповеди со стороны священника) и св. причастие - это те события, полнота осуществления которых во многом зависит именно от священника. И опыт - во всяком случае, опыт русского человека - показывает, что нигде, кроме России, и нигде кроме Русской Церкви Московского Патриархата, этому искусству (или науке) - быть настоящим православным священником - научиться, по-видимому, нельзя.

Приход св. Александра Невского в Копенгагене под руководством талантливых священников - о. Климента, о. Александра, о. Никиты, о. Феофана и других, - и, конечно, бессменной почетной старосты Татьяны Сергеевны Ладыженской, - дал жизнь другим православным начинаниям в Дании: в том же 2000 году образовался приход в честь святителя Николая Мирликийского в Орхусе (Arhus), втором по величине городе Дании, а также начали действовать инициативные группы по созданию приходов в г. Нюкобинге на острове Фюн и в небольшом, но древнем городе Рибе - исторической столице Дании, сопоставимой по значению с Великим Новгородом или Владимиром для России.

Рост православных приходов в Дании продолжается сегодня как за счет новых иммигрантов и российских специалистов-профессионалов, работающих по контрактам в Дании, так и за счет самих датчан. С июля 2001 г. в окрестностях города Оденсе, родине сказочника Г. Х. Андерсена и «столице» острова Фюн, начал действовать домовый храм Русской Православной Церкви в честь царственных Страстотерпцев российских. Все эти приходы Русской Православной Церкви Московского Патриархата были зарегистрированы в Министерстве по делам церкви Дании 5 февраля 2001 года. В настоящее время обсуждается даже инициатива возможной организации православного монастыря, первого в Датском королевстве.

Приезжающие в Данию русские и белорусы, болгары и греки, грузины и украинцы, как и другие представители православных народов, постоянно поддерживают активную жизнь этих православных приходов. Наверное, нигде из традиционных церквей больше не встретишь столь интернациональной и дружелюбной атмосферы как здесь, - когда во время литургии звучит в храме Отче наш на изначально-священном греческом, на мелодичном грузинском, на чеканно-звонком датском, и, конечно, на русском, то есть церковно-славянском, языках. Во время уютных чаепитий после службы также между прихожанами не бывает языковых проблем - ведь почти все, включая и гостей-сербов, понимают русский, ну а греки могут свободно за чашкой чая обсудить свои проблемы с батюшкой на родном языке: отец Феофан хорошо владеет греческим… Но дело не только в этом.

Несмотря на политические и прочие события в России и в мире, исторический авторитет православия по-прежнему остается очень высоким в среде образованных людей Дании, а также среди традиционной датской элиты. И хотя сегодня интерес к русской культуре давно прошел пик своей популярности, но православие неизменно воспринимается как принадлежность к некоей сакральной истине, к аутентичному подлинному христианству, прошедшему свой путь до современного датского общества постмодерна из головокружительной глубины веков. Для русских же иммигрантов принадлежность к православному приходу негласно считается неким нравственным «знаком качества» в глазах окружающих датчан.

Культура постмодерна, в которой нет больше места целенаправленным атакам «просвещенного» на «сакральное», открывает людям глаза на прямую возможность просто взять и обратиться к изначальному, настоящему, подлинному. Сегодня глубокая вера, пусть даже в рамках пестрой «мозаики свобод» постмодерна, возвращает себе право на жизнь в современном обществе. Скандинавия, с ее религиозным голодом десакрализованного, но не абсолютно свободного общества и его государственных религиозных структур, снова оказывается духовным пространством, вполне пригодным для успешной христианской проповеди. Нет никаких сомнений, что у Русской Православной Церкви, у православия в Дании есть свой потенциал для развития и роста, и этот потенциал несомненно будет востребован нашим временем.

1 «Житие св. Ансгария» Римберта.
2 Там же.
3 Брокгауз и Эфрон. Энциклопедия. - Т. XI а. - СПб., 1894. - С. 576.
4 Согласно Указу Патриарха Московского и Всея Руси Тихона, Синод за границей должен вернуться в лоно Московского Патриархата после прекращения в России гонений на Церковь.

Юрий Тюрин
(политолог, общественный советник министра интеграции Королевства Дания)

В 12км от Одензе, где родился известный всему миру сказочник Ганс Христиан Андерсен, находится живописное местечко Хесберг. Расположенное там поместье (замок, несколько хозяйственных построек, сады, пруды, участок леса и земли) принадлежали господину Йоргену Лаурсену Вигу (31.08.1918 - 28.12.2005). Весьма разносторонне образованный, лингвист, богослов, в прошлом лютеранский пастор, в возрасте 83 лет он принял Православие и решил устроить в своем имении православный монастырь. В этом благом начинании ему активно помогала председатель русской православной общины (Московского Патриархата) в Дании княгиня Татьяна Сергеевна Ладыженская (01.10.1919 - 14.02.2006) (ее родители эмигрировали из России в 1918г. в составе свиты матери последнего русского св. Царя-страстотерпца Николая II Императрицы Марии Феодоровны, урожденной датской принцессы Дагмар) и монахини Казанской Амвросиевской пустыни, что в Шамордино, впервые приехавшие сюда по приглашению господина Вига в 2001г.

Усилиями вначале небольшой группы православных (теперь община Хесбьерга умножилась, в ее состав входят более 100 человек) поместье преобразилось: устроен домовый храм в честь святых Царственных страстотерпец Российских, в котором ежедневно совершается полный круг богослужений по скитскому Уставу; над ним возведен купол с крестом, освящающий и благословляющий все вокруг, привлекающий к себе ищущих Господа.

Представляется промыслительным, что именно в 2003 году, когда было принято окончательное решение о перенесении останков Государыни Императрицы Марии Феодоровны из Дании в Россию, Его Святейшество Патриарх Московский и Всея Руси Алексий дал официальное благословение на устройство в Хесбьерге православного храма и здесь началась полноценная литургическая жизнь. Буквально сбывается написанное: "Отдай плоть - приими Дух": Дания отдала драгоценные для каждого русского останки, взамен получила храм и Евхаристию.