Литературная викторина "по страницам любимых сказок". Викторина: По дорожкам любимых сказок Литературная викторина по страницам любимых сказок

Литературная викторина «По страницам любимых сказок». Цель: Расширение знаний по произведениям для детей. Задачи: обобщить знания по детским произведениям; развивать смекалку, находчивость, эрудицию, память; воспитывать любовь к чтению. Ход мероприятия. В викторине участвуют три команды. Ребята, вы любите сказки? А много ли вы их знаете? А вот сейчас мы это и проверим. Сегодня мы проведём викторину, « По страницам ваших любимых сказок.! В конце нашей викторины мы сможем узнать, кто же лучший знаток сказок. Для игры нам надо разделиться на три команды. У меня в мешочке картинки с изображением предметов, которые принадлежали сказочным героям (ключик, тыква, цветок). (Дети достают картинки и группируются В команды.) Ребята, кому принадлежит ключик? Те, у кого ключик вы команда «Буратино». Кому принадлежит тыква? Вы команда ­ «Золушка», ну а кому принадлежит цветок? Вы команда ­ «Дюймовочка». И так мы начинаем нашу викторину. Итак, наш первый конкурс «Волшебные слова». Вам надо вспомнить какие герои Конкурс «Волшебные слова». говорили те или и волшебные слова, и в каком произведении. 1. «По щучьему велению, по моему хотению». (Емеля в русской народной сказке «По щучьему велению») 2. Сивка­Бурка, вещий каурка! Встань передо мной, как лист перед травой. (Иван­ дурак в русской народной сказке «Сивка ­ Бурка») 3. «Сим ­ сим откройся!» (Али­баба, в восточной сказке «Али­баба и 40 разбойников») 4. Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг! Лишь коснешься ты земли, быть по моему вели! (Женя, в сказке «Цветик ­ семицветик» В.Катаева) 5. «Раз, два, три. Горшочек вари!» (Девочка, в сказке Братьев Гримм «Горшочек каши») 6. «Крекс, фекс, пеке» (Лиса Алиса, Кот Базилио, Буратино, в сказке А.Н.Толстого « Золотой ключик или Приключения Буратино». 7. «Кара ­ барас». (Мойдодыр, К.Чуковский «Мойдодыр») 8. «Ой, вы, бедные сиротки мои, Утюги и сковородки мои! Вы подите­ка, немытые домой, Я водою вас умою ключевой. Я почищу вас песочком, Окачу вас кипяточком, И вы будете опять, Словно солнышко сиять.» (Федора из произведения К.Чуковского «Федорино горе») Конкурс «Удивительные превращения». Второй конкурс называется «Удивительные превращения». Вам надо вспомнить в кого превращались или в кого были заколдованы герои различных произведений для детей. 1. В кого превращался князь Гвидон в сказке А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»? (комара шмеля, муху) 2. В кого превращался великан­людоед в сказке Ш.Перро «Кот в сапогах»? (льва, мышь) 3. В кого превратила старуха­колдунья красивого мальчика Якоба в сказке В.Гауфа? (в карлика) 4. В кого превращались каждое утро 11 братьев­принцев в сказке Х.К.Андерсена? (в сказке «Дикие лебеди» в прекрасных 11 лебедей) 5. В кого превратился гадкий утёнок в сказке Х.К.Андерсена? (в прекрасного лебедя) 6. Во что превратилась девочка Снегурочка в русской народной сказке? (в облачко) 7. В кого превращался Иванушка­дурачок в русской народной сказке «Сивка­бурка» влезая в правое ухо, а вылезая в левое? (в доброго молодца, что ни вздумать, ни взгадать, ни в сказке сказать, ни пером описать) 8. Во что превратилась Русалочка в сказке Х.К.Андерсена? (в пену морскую) Конкурс «Кто автор». Наш третий конкурс называется «Кто автор». Каждой команде будет прочитан отрывок из произведения, вам надо угадать автора этого произведения, ну и само произведение. 1. Свет мой зеркальце скажи, 2. Да всю правду доложи. Яль на свете всех милее, Всех румяней и белее... (А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» 3. Только уселась команда косая, Весь островочек пропал под водой. (Н.А.Некрасов «Дед Мазай и зайцы») 4. У меня зазвонил телефон. Кто говорит? ­ слон! Откуда? ­ от верблюда. Что вам надо? ­ шоколада. Для кого? Для сына моего?... (К.Чуковский «Телефон») 5. Жил старик со своею старухой У самого синего моря; Они жили в ветхой землянке. Ровно тридцать лет и три года. (А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке») 6. Лети, лети лепесток, Через запад на восток, Через север, через юг, Возвращайся, сделав круг. Лишь коснёшься ты земли ­ Быть по­моему вели. (В.Катаев «Цветик­семицветик») 7. ­ Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе красная? ­ Тепло, Морозушка, тепло, батюшка. (Русская народная сказка «Морозко») Конкурс «Отгадай загадку». 1. Эта девочка очень мала, И в цветочке она спала. Жук танцевал с ней, Мышка полёвка в норке держала, Она в страну цветов попала. (Дюймовочка) 2. Этот мальчик очень странный. Из полена сделан Карло. И с лисой связался зря Стать счастливым, так нельзя! (Буратино) 3. Этот малый очень хитр. Он с хвостом, но знаменит. В сапогах всегда ходил, Великана победил. (Кот в сапогах) 4. Девочка эта очень прекрасна, Но Буратино учила напрасно. (Мальвина) 5. Эта собака Мальвине служила, А Буратино в чулане закрыла. (Артемон) Конкурс «В необычной стране» Следующий конкурс называется «В необычной стране». Вам надо угадать, кто из героев побывал в той или иной необычной, ну или волшебной стране. 1. Кто побывал в королевстве Кривых зеркал? (Оля и Яло в сказке «Королевство кривых зеркал» В.Г.Губарева) 2. Кто из героев отправился в страну Лимпопо? (Доктор Айболит в произведении К.Чуковского) 3. Кто из героев попал в страну дураков? (Буратино в сказке А.Н.Толстого «Золотой ключик») 4. Кто побывал в стране Лилипутии? (Гулливер в сказке Г.Свифта «Гулливер в стране Лилипутов») 5. Кто из героев полетел на Луну? (Незнайка из произведения Н.Носова «Приключение Незнайки и егс друзей») 6. Кто из героев отправился с друзьями в Изумрудный город к Великому Гудвину? (Элли в произведении А.М.Волкова «Волшебник Изумрудного города») Конкурс «Друзья». В конкурсе «Друзья», вы уже наверное догадались, что надо назвать друзей сказочных героев. 1. Крокодил Гена (Чебурашка) 2. Девочка Герда (мальчик Кай) 3. Карлсон (Малыш) 4. Буратино (Артемон, Мальвина, Пьеро) 5. Дядя Фёдор (кот Матроскин, пёс Шарик) 6. Девочка Элли (Тотошка, Железный Дровосек, Лев, соломенное чучело) Конкурс «Сказочный кроссворд». В этом конкурсе вам надо отгадать кроссворд и ответить на вопрос: Кто пишет сказки? (сказочники) 1. Как в русской народной сказке звали девочку, которая превратилась в облачко? (Снегурочка) 2. Кем работал Гена в произведении Э.Успенского в произведении «Крокодил Гена и его друзья»? (крокодилом) 3. Что являлось лучшим лекарством для Карлсона? (варение) 4. Кто из героев сказки отправился на бал в карете из тыквы? (Золушка) 5. Кто в русской народной сказке снёс золотое яичко для деда и бабы? (курочка) 6. При встрече с каким сказочным героем приходиться лить слёзы? (Чиполлино) 7. Назовите главного героя сказок «Лягушка­царевна», «Сивка­бурка»? (Иванушка) 8. Что положили под двадцать тюфеков и двадцать перин для принцессы в сказке Х.К.Андерсена? (горошина) 9. Какой овощ вырастил дед в русской народной сказке? (репка) 10. Какие цветы собирала падчерица в лесу в сказке «Двенадцать месяцев»? (подснежники) Молодцы, ребята! Сказки сочиняют сказочники. Всем нам очень нравятся сказки, пусть их будет больше. На этом наша викторина закончена.

Викторина по сказкам Сегодня мы отправляемся в трудное, но занимательное путешествие по царству Сказок. Вы любите сказки? Мы будем путешествовать по командам. У вас прикреплены эмблемы. И для первых испытаний нам нужно распределиться на команды по цифрам (1,2,3). За первый ответ будут выдаваться жетоны: 1ответ-3 жетона, 2 ответ-2 жетона, 3 -1 жетон.

    Первый конкурс «Телеграммы»
    Кто прислал такую телеграмму: « C пасите! Помогите! Нас съел Серый волк!» Как называется эта сказка? (Козлята, «Волк и семеро Козлят») Позовите Сивку-Бурку словами из сказки. Как звали хозяина этой лошади? («Сивка-Бурка, вещая каурка, Встань передо мной, как лист перед травой!», Иванушка- Дурачок) Какие слова приговаривала девочка медведю? Из какой она сказки? («Маша и медведь», «Не садись на пенек, не ешь пирожок…») Какое домашнее животное помогало девочке выполнять задания мачехи? Как называется сказка? Что выросло из костей этого дерева? (Корова. «Крошечка- Хаврошечка», яблоня) Из какой сказки эти слова? Кто ее автор? «Вечно вы опаздываете, негодный мальчишка! Кто вас воспитывал?» («Приключения Буратино», А. Толстой) Вставить в текст нужное слово. «Жили-были дед да баба и грустили иногда. Только курочка, что … утешеньем им была» (Курочка Ряба)
    Второй конкурс «Отгадай кроссворд»
Каждой команде дается кроссворд, побеждает та команда, которая вперед отгадает его.

1. … ученый
2. … - Золотой гребешок
3. хитрая …
4. помощница девочки Хаврошечки
5. Курочка …
6. мама семерых козлят
7. Серый … Музыкальная пауза Деление команд по геометрическим фигурам

    Третий конкурс «Выбери вопрос»
Выбирают из презентации по 3 вопроса, за правильный ответ получают жетон.
    Четвертый конкурс «Назовите заглавие сказок»
Ах, отец, я очарован
Незнакомкой молодой.
На балах среди придворных
Не встречал красы такой.
(Золушка)
Иду на ногах, в красных сапогах,
Несу косу на плечах.
Хочу лису посечи,
Пошла, лиса, с печи.
(Заюшкина избушка) Бабушка внученьку очень любила,
Бабушка…ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
Кто отгадает, как звали ее?
(Красная шапочка) Я родилась в цветке прелестном.
И труден, к счастью, был мой путь.
И каждый, видно, догадался –
Меня … зовут.
(Дюймовочка)
А я родился странной
Игрушкой деревянной.
Ушастый, некрасивый,
И никому не мил.
Один меня заметил
И ласково приветил
А это был, ребята,
Гена крокодил.
(Чебурашка)
Был я в море в бочке брошен
И отцом своим забыт,
Но на остров неизвестный
Был волной морской прибит.
И на острове на том теперь правит…
(Князь Гвидон)
Подводится общий итог по двум конкурсам. Музыкальная пауза Деление команд по цвету
    Пятый конкурс «Найди ошибки»
В названиях следующих сказок есть ошибки.
    «Петушок Ряба» – «Курочка Ряба». «Даша и медведь» – «Маша и медведь». «Волк и семеро ягнят » – «Волк и семеро козлят». «Петушок и гороховое зёрнышко» – «Петушок и бобовое зёрнышко». «Утки-лебеди» – «Гуси-лебеди». «Лисичка с кастрюлькой» – «Лисичка со скалочкой. «По рыбьему велению» – «По щучьему велению». «Заюшкин домик» – «Заюшкина избушка».
6.Шестой конкурс «Ответь на вопросы» 1. Кто с кем такой делёж устраивал:"Твои вершки, а мои корешки". (Мужик с медведем в сказке"Мужик и медведь")
2. Скажите,какого героя провели на пирожках? (Медведь из сказки "Маша и медведь") 3.Кто варил кашу, применяя ум и смекалку? (Солдат в сказке"Каша из топора")

4. Кто помогал Емеле?(Щука)

5. Какими словами начинаются русские народные сказки? ("Жили-были...","В некотором царстве, в некотором государстве...".)
6. Что приказывал царь-батюшка своим невесткам, чтобы проверить их на мастерство? (Испечь хлеб, соткать ковёр)
7. Чем кормила лиса журавля? (Кашей)
8. Имя коровы, которую купил кот Матроскин. (Мурка)
9. Кто вместе с львёнком пел песню "Я на солнышке лежу…"?(Черепаха)
10. Кто первый нашёл теремок? (Мышка-норушка.) Музыкальная пауза Подводится общий итог по двум конкурсам. Деление команд по буквам. 7.Седьмой конкурс «Собери пословицы» Детям выдаются карточки следующего содержания. Друзья познаются
Без труда не вытащишь

8.Восьмой конкурс «Кому принадлежит сказосный предмет» Подводится общий итог по двум конкурсам. Музыкальная пауза

Литературная викторина

« По страницам любимых сказок »

Давайте будем мы играть!

Раз, два, три, четыре, пять…

Кто в викторине победит?

Конечно, лучший эрудит!

У нас сомнений в этом нет-

Он самый первый даст ответ.

___

А сейчас викторина у нас.

Мы вопросы зададим,

За ответы приз дадим.

I тур «Угадай сказку»

1. Как называется сказка, главный герой которой едет на печке к царю?

(«По щучьему велению»)

2. Назовите сказочную героиню, которая всех поздравила так: «С Новым годом! С первым апреля!»

(Юная королева в сказке «12месяцев»)

3. Назовите сказку итальянского писателя, где все герои-фрукты и овощи.

(Джани Родари «Приключение Чиполлино»)

4. Как звали сестру доктора Айболита в сказке Чуковского?

(Варвара)

5. В какой сказке принц изготовил чудесные предметы: горшочек с бубенцами, трещётку (когда её начинали вертеть, раздавались звуки вальсов и полек)

(Свинопас)

6. Сколько тюфяков и перин положила старая королева на кровать принцессы, и в какой сказке это было?

(12 тюфяков и перин «Принцесса на горошине»)

7. Как звали человека, который задумал создать каменный цветок?

(Данила-мастер из сказки Бажова «Малахитовая шкатулка»)

8. Какое слово выкладывай Кай из льдинок?

(Вечность)

9. Сколько стоил билет в театр Карабаса-Барабаса?

(4 сольдо)

10. Какое звание было у Карабаса-Барабаса?

(Доктор кукольных наук)

11. Откуда папа Карло взял полено?

(Подарил Джузеппе)

12. Кем был Дуремар?

(Аптекарем)

13. Назовите слова, которыми А.С.Пушкин заканчивает»Сказку о Золотом петушке»?

(«Сказка ложь, да в ней намёк!

Добрым молодцам урок.»)

14. Как звали трёх медведей из сказки Льва Толстого «Три медведя»?

(Михаил Потапыч, Настасья Петровна, Мишутка)

15. Как называлась харчевня в сказке А.Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино», куда зашли поесть Буратино, лиса Алиса и кот Базилио перед тем, как отправиться в страну Дураков?

(Три пекаря)

16. Какая сказка начинается словами:

За горами, за лесами,

За широкими морями,

Против неба- на земле

Жил старик в одном селе

У старинушки три сына:

Старший умный был детина,

Средний сын и так и сяк,

Младший вовсе был дурак.

(Пётр Павлович Ершов «Конёк-Горбунок»)

17. Кто был верным сторожем царя Додона?

(Золотой петушок)

18. Как звали гномов в известной сказке про Белоснежку?

(Понедельник, Вторник, Среда, Четверг, Пятница, Суббота, Воскресенье)

19. Как звали сына царя Салтана в известной сказке А.С.Пушкина?

(Гвидон)

20. Кто дал корабль Айболиту для поездки в Африку?

(моряк Робинзон)

1. Назовите писателя, который обул кота в сапоги и надел на девочку красную шапочку.

(Ш.Перро)

(Н.Носов)

3. Кто написал сказку «Аленький цветочек»

(Семён Аксаков)

4. Кто написал сказку «Конёк-Горбунок»?

(Ершов)

5. Как звали знаменитых немецких учёных-филологов братьев Гримм, опубликовавших в 1812 году сборник сказок, который стал одной из любимых книг читателей всего мира?

(Якоб Гримм и Вильгельм Гримм)

6. Двадцать пять лет жизни отпустила судьба писателю- романтику, но за это небольшое время он успел подарить миру ряд прекрасных сказок: «Маленький мук», «Карлик Нос», «Калиф-Аист». Назовите имя этого писателя.

(Вильгельм Гауф)

7. Кто написал сказку «Чёрная курица, или Подземные жители» ?

(А.Погорельский)

III тур «Из какой сказки эти слова?»

    Было у мельника 3 сына, и оставил он им, умирая, всего только мельницу, осла и кота

«Кот в сапогах»

    Жила была в одной деревне маленькая девочка, такая хорошенькая, что лучше её и на свете не было. Мать любила её без памяти, а бабушка ещё больше.

«Красная шапочка»

    Он оказался одноногим. Его отливали последним, и олова немного не хватило. Впрочем, он и на одной ноге стоял так же твёрдо, как другие на двух.

«Стойкий оловянный солдатик»

    В реке росло много кувшинок. Их широкие зелёные листья плавали по воде. Самый большой лист был дальше всех от берега! Жаба подплыла к этому листу и поставила на него ореховую скорлупку, в которой спала девочка.

«Дюймовочка»

    Посему всемилостивейшие повелеваем доставить к Новому году во дворец полную корзину подснежников. Того, кто исполнит нашу высочайшую волю, мы находим по-королевски…

«12 месяцев»

    Жила девочка Женя. Однажды послала её мама в магазин за баранками.

«Цветик-семицветик»

    Из какой сказки этот персонаж: Женщина, закутанная в тончайший белый тюль, сотканный, казалось, из миллионов снежных звёздочек

«Снежная королева»

    Он тяжело вздохнул. Вдруг он услышал какое-то слабое жужжание. Оно становилось всё громче и громче, и вот, как это ни покажется странным, мимо окна пролетел толстый человек.

А.Линдгрен «Малыш и Карлсон»

    Чтоб передохнуть, мальчик влез на большой лист водяной лилии. Сел на нём, плотно обхватил коленки и сказал, стуча зубами:

Все мальчики и девочки напились молока, спят в тёплых кроватках, один я сижу на мокром месте. Дайте поесть чего-нибудь, лягушки.

А.Н.Толстой «Золотой ключик»

IV тур «Юмористический»

Угадай сказку

Дети, заметив ошибку, должны хлопнуть в ладоши.

1. Жила-была на свете девочка. Звали её Зелёная Шапочка. Позвала как-то девочку тётушка и поёт ей:

- Дочка моя , Синяя Кепочка ! Пойди сегодня к дедушке , отнеси ему футбольный мяч и кеды .

-Хорошо, -сказала Жёлтая Шапочка, взяла плюшки и пошла.

2. Жила-была коза. И было у неё семеро славных маленьких котят . Однажды собралась коза пойти из дому, вот и говорит она своим пушистым деткам: « Котятушки мои, ребятушки, пойду-ка я на пруд, половлю для вас шоколадных рыбок . А вы будьте умными-разумными, ведите себя хорошо, а дверь входную всякому открывайте , кто в неё ни постучит».

-Хорошо, мамочка, -сказали козлята и только мать за дверь, как они всей гурьбой бросились смотреть телевизор. «До чего же скучная передача сегодня! –сказал самый маленький котёнок .

- Обычно «Спокойного утра, крепыши» куда смешнее»…

1. Назовите героиню русской народной сказки, которая была сельскохозяйственным продуктом

(Репка)

2. В какой русской народной сказке брат не послушался сестру, один раз нарушил санитарно-гигиенические правила и жестоко поплатился за это?

(Алёнушка и братец Иванушка)

3. Какой герой французской сказке очень любил обувь и как его за это звали?

(Кот в сапогах)

4. Какой герой русской народной сказки ловил рыбу очень оригинальным способом? Какие слова он при этом должен был произносить?

(Волк, опустив хвост в прорубь, говорил: «Ловись, рыбка, большая и маленькая».)

5. К семейству каких домашних птиц принадлежит героиня русской народной сказки, которая несла для хозяев изделия из драгоценных металлов? Как её звали?

(Курочка Ряба)

6. Какой сказочный герой посеял деньги, думая, что вырастет денежное дерево и останется только снимать урожай?

(Буратино)

7. Назовите героиню французской сказки, которая занималась неквалифицированным трудом, чистила печки и убиралась в доме. Как её за это прозвали?

(Золушка)

8. Назовите имя героя английской народной сказки: он построил дом, придерживаясь передовых методов, а его братья работали по старинке и поэтому чуть не потеряли жизнь.

(«Три поросёнка», Наф-Наф)

9. В какой русской народной сказке решаются проблемы жилья или, говоря взрослым языком, проблемы жилищно-коммунального хозяйства.

(Теремок)

10. Назовите героя известной сказки русского поэта, который в конце получает черепно-мозговую травму, теряет дар речи и сходит с ума

(Поп в сказке «Сказка о попе и о работнике его Балде» А.С.Пушкина)

С первого щелка

Прыгнул поп до потолка,

Со второго щелка

Лишился поп языка,

А с третьего щелка

Вышибло ум у старика

11. Назовите сказочный персонаж. лезущий из кожи вон

(Лягушка)

12. Как называется русская народная сказка, в которой рассказана история о долгом пути хлебобулочного изделия к потребителю?

(«Колобок»)

13. Какое самое надёжное средство ориентации в сказочных ситуациях?

(Клубок)

14. Как называется деталь женского платья, в которой помещаются реки, озёра, лебеди и другие элементы окружающей среды

(Рукава)

15. Назовите имя сказочного персонажа, лопнувшего со смеху при виде некачественно построенного места

(Пузырь)

16. Как называется швейная принадлежность, в которой таится смертельная опасность для сказочных долгожителей

(Игла)

17. Что является высочайшим достижением волшебного общепита

(скатерть-самобранка)

18. Назовите имя высокопоставленной особы, чья улыбка стоила сказочно дорого

(Несмеяна)

V тур «Магические заклинания»

Из каких сказок эти заклинания

«Сим-сим! Открой дверь!»

(«Али-баба и 40 разбойников», арабская сказка)

«Раз-два- три! Горшочек, вари!»

(«Горшочек каши», Братья Гримм)

«Лети, лети, лепесток, через запад на восток..»

(«Цветик-семицветик», В.Катаев)

«Крекс, пэкс, фэкс!»

(«Золотой ключик», А.Толстой)

«Бумбара, чуфара, лорики, ёрики, пикапу, трикапу, сорики, морики!»

(«Волшебник Изумрудного города», А Волков)

Государственное образовательное учреждение

Луганской Народной Республики

«Артемовская школа № 9»

ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКТОРИНА

«По страницам любимых сказок»

Учитель русского языка и литературы: Я.А.Кузуб

2015-2016 учебный год

Светлана Мамедова

Цели : формировать у детей интерес к художественной литературе , потребность в чтении книг, в обращении к художественным произведениям; развивать умение сотрудничать, организовывать совместные действия в команде, помогать друг другу; создать ситуацию положительного эмоционального общения взрослых и детей; помочь родителям осознать значимость и эффективность чтения художественной литературы как средства воспитания и развития детей.

Предварительная работа : чтение разнообразных сказок ; закрепление понятий «авторская, народная сказка » ; разучивание стихотворений о книгах; закрепление умения разгадывать ребусы, складывать слова из слогов и букв; знакомство с авторами известных сказок и детских стихотворений.

Материал и оборудование : мультимедиа; слайд-презентация с заданиями для команд; ребусы; музыкальные записи «В гостях у сказки » , «В траве сидел кузнечик» , «Песенка Чебурашки» («Я был когда-то странной игрушкой безымянной » , «Песенка Красной Шапочки» («Если долго, долго, долго…» ); буквы и слоги для задания «Собери словечко» ; фанты с заданиями для родителей; грамоты.

Ведущий : Здравствуйте, дорогие ребята! Новый 2015 год объявлен в России годом Литературы , посвящен книгам и чтению. Современные люди мало времени уделяют книгам, редко читают рассказы , сказки , стихотворения. Однако в старину говорили : «Кто много читает, тот много знает. Чтение - лучшее учение!» Книга – добрый и мудрый советчик, друг и учитель. Она является одним из источников знаний. Поэтому мы рады приветствовать вас на нашей литературной викторине «По страницам любимых сказок » !

В мире много сказок

Грустных и смешных.

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

Мальчик Чиполлино,

Мишка Винни-Пух…

Каждый нам в дороге -

Настоящий друг.

Пусть герои сказок

Дарят нам тепло.

Пусть добро навеки

Побеждает зло!

(Ю. Энтин)

Звучит музыка («В гостях у сказки » ).

В этом зале нас сегодня

Ожидают чудеса.

Слышите? Здесь оживают

Входит Василиса Премудрая.

Василиса : Здравствуйте, дети! Я очень рада всех вас видеть у меня в гостях! Скажите, а вы любите сказки ? Назовите ваши любимые сказки . Отлично! Молодцы! Сейчас мы и узнаем, насколько хорошо вы знаете свои любимые сказки . Я приглашаю команды занять свои места. У каждой команды должно быть название и капитан. Прошу команды представиться и поприветствовать друг друга.

Приветствие команд.

А теперь я хочу представить вам наше жюри : это мамы и папы, которые пришли на наш праздник. Они будут оценивать наш конкурс. Правила викторины очень просты

1. Первый конкурс «Разминка» : разгадывание кроссворда (итоговое слово – СКАЗКА )

Вопросы для первой команды :

Как называется сказка , которую написал какой-нибудь писатель (у которой есть автор? (авторские)

Как называется здание, в котором собрано и хранится множество разных книг? (библиотека)

Вопросы для второй команды :

Как называют человека, который занят чтением? (читатель)

Как называют человека, который рисует иллюстрации для книг ? (художник)

Вопросы для третьей команды :

Как называют человека, который сочиняет сказки ? (сказочник )

Как называется сказка , которую сочинил народ? (народная)

Василиса : Замечательно! Какое же слово у нас получилось? Сказка ! Молодцы! Первый конкурс завершен. Но прежде чем мы перейдем ко второму конкурсу, я предлагаю вам послушать стихотворения, которые приготовили наши дети.

Стихи о книгах.

Книгу первую мою

Берегу я и люблю.

Хоть пока и по слогам,

Я ее читаю сам –

И с конца, и с серединки,

В ней красивые картинки,

Есть стихи, рассказы , песни.

С книгой жить мне интересней!

2. Второй конкурс «Знатоки»

Василиса : Для того, чтобы начать следующий конкурс, я приглашаю капитанов команд на жеребьевку. Каждый из капитанов вытягивает листок любого цвета, а затем команда получает задания из сектора такого же цвета.

Три сектора : «Сказочная одежда » , «Сказочные предметы » , «Сказочный транспорт »

«Сказочная одежда »

Какому сказочному персонажу принадлежит эта одежда?

1. Какой сказочный герой , очень добрый и любящий зверей, носил докторский белый халат, белую шапочку и на носу очки? (Айболит)

2. Кто из героев сказок любил носить сапоги и шляпу? (Кот в сапогах)

3. Героиня какой сказки носила чудесное бальное платье и хрустальные туфельки? (Золушка)

4. Как звали сказочного героя , который носил курточку и штанишки из бумаги, а также полосатый колпачок? (Буратино)

5. Какой сказочный герой носил жёлтые канареечные брюки, оранжевую рубашку с зелёным галстуком и широкополую синюю шляпу? (Незнайка)

«Сказочные предметы »

Из какой сказки эти предметы ?

1. Золотой ключик. («Буратино» )

2. Берестяной короб. («Маша и медведь)

3. Красная шапочка. («Красная шапочка» )

4. Золотое яичко. («Курочка Ряба)

5. Соломенный домик. («Три поросенка» )

«Сказочный транспорт »

Какой сказочный герой передвигался на этом транспорте?

1. Карета из тыквы. (Золушка)

2. Печь. (Емеля)

3. Ступа с метлой. (Баба-яга)

4. Сапоги-скороходы. (Мальчик-с-пальчик)

5. Пропеллер. (Карлсон)

3. Третий конкурс «Догонялки»

Василиса : Следующий конкурс называется «Догонялки» . Каждой команде задается по 10 вопросов, на которые команда должна отвечать сразу, не раздумывая. Если никто из команды не знает ответ, то капитан команды говорит «Дальше» . За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Вопросы для первой команды :

1. Куда отправился доктор Айболит, когда получил телеграмму? (В Африку)

2. Кто спас Муху-цокотуху от паука-злодея? (Комар)

3. Кого поймал Емеля в проруби? (Щуку)

4. Кем была в русской народной сказке лягушка ? (Царевной)

5. Как звали почтальона из деревни Простоквашино? (Печкин)

6. Что подарила Мухе-цокотухе бабушка-пчела? (Мёд)

7. За какими цветами отправилась под Новый год героиня сказки «Двенадцать месяцев» ? (За подснежниками)

8. Из чего был сделан Буратино? (Из полена)

9. Что больше всего любил есть Карлсон ? (Варенье)

10. Сестрица братца Иванушки (Алёнушка)

Вопросы для второй команды :

1. Самый знаменитый коротышка из Цветочного города. (Незнайка)

2. Самый лучший друг Чебурашки. (Крокодил Гена)

3. Кто помог зайцу выгнать лису из его избушки в сказке «Заюшкина избушка» ? (Петух)

4. Герой какой сказки перехитрил и съел огромного людоеда? («Кто в сапогах» )

5. Что забрасывал старик в море в сказке »О золотой рыбке»? (Невод)

6. Кому несла Красная Шапочка пирожки и горшочек масла? (Бабушке)

7. В какой сказке у девочки Жени был волшебный цветок с разноцветными лепестками? («Цветик-семицветик» )

8. Что купила Муха-цокотуха на базаре? (Самовар)

9. Лучший друг Малыша (Карлсон)

10. Как зовут мальчика, у которого вместо волос лук? (Чиполлино)

Вопросы для третьей команды :

1. Как зовут героиню сказки , которая ездила на балл в карете из тыквы? (Золушка)

2. Как звали маленькую девочку, которая родилась и жила в цветке? (Дюймовочка)

3. Лучший друг Винни-Пуха. (Пятачок)

4. В кого превратился гадкий утенок? (В прекрасного лебедя)

5. Как звали девочку с голубыми волосами из сказки «Золотой ключик или Приключения Буратино» ? (Мальвина)

6. Как звали героиню сказки Чуковского , от которой сбежала посуда? (Федора)

7. Какие птицы похитили братца у сестрицы и унесли к Бабе-яге? (Гуси-лебеди)

8. Кто проглотил солнце в Сказке «Краденое солнце» ? (Крокодил)

9. Как звали маму-медведицу в сказке «Три медведя?» (Настасья Петровна)

10. Как звали младшего сына дровосека, который ростом был не больше пальца? (Мальчик-с-пальчик)

Василиса : А сейчас я предлагаю и командам, и болельщикам немножко отдохнуть и потанцевать.

Музыкальная пауза : выполнение танцевальных движений под музыку, затем Василиса спрашивает : «Из какой сказки эта песенка

- «В траве сидел кузнечик» («Приключения Незнайки» )

- «Я был когда-то странной игрушкой безымянной…» («Чебурашка и Крокодил Гена» )

- «Если долго, долго, долго… «(«Красная Шапочка» )

4. Четвертый конкурс «Ребусы»

Василиса : Следующий конкурс – «Ребусы» . Вы знаете, что такое ребусы? Ребус – это загадка, в которой слово зашифровано при помощи картинок и букв. Для каждой команды мы предлагаем свой ребус, а вы попробуйте его разгадать.

Василиса : А пока команды занимаются разгадывание ребусов, я предлагаю зрителям поиграть в игру «Угадай героя сказки » .

Игра со зрителями «Угадай героя сказки »

Xеловек немолодой

С преогромной бородой,

Обижает Буратино,

Артемона и Мальвину,

Вообще для всех людей

Он отъявленный злодей.

Знает кто-нибудь из вас,

Кто же это? (Карабас)

В диких джунглях он живет,

Волка он отцом зовет.

А удав, пантера, мишка –

Друзья дикого мальчишки.

(Маугли)

В лесу темном на опушке

Жили дружно все в избушке.

Маму дети поджидали,

В домик волка не пускали.

Эта сказка для ребят …

(Волк и семеро козлят)

Живет в лесной избушке,

Ей скоро триста лет.

И можно к той старушке

Попасться на обед.

(Баба Яга)

5. Пятый конкурс «Найди лишнее» (конкурс капитанов)

Василиса : Для следующего конкурсного задания я приглашаю капитанов команд. Вам нужно внимательно посмотреть на иллюстрации к сказкам и определить , какая из этих сказок лишняя и почему .

Задание для первого капитана : «Маша и медведь» , «Заюшкина избушка» , «Дюймовочка» .

Задание для второго капитана : «Сказка о золотой рыбке » , «Гуси-лебеди» , «Красная шапочка» .

Задание для третьего капитана : «Федорино горе» , «Тараканище» , «Репка»

6. Шестой конкурс «Собери словечко»

Василиса : Молодцы!. А мы приступаем к следующему конкурсу «Собери словечко» . Командам нужно собрать из слогов имя сказочного героя , вспомнить название сказки и подобрать к ней иллюстрацию .

Федора («Федорино Горе» )

Емеля («По щучьему веленью» )

Малыш («Малыш и Карлсон» )

Василиса : Наши дети много уже заданий выполнили, свои знания показали. А хотите ли вы проверить, как мамы и папы знают сказки ? Давайте устроим для них испытание. Каждый из членов жюри вытягивает «фант» и выполняет указанное задание.

Игра с родителями «Фанты» :

1. Спеть песенку какого-нибудь сказочного героя .

2. Сказать волшебные слова , вызывающие Сивку-бурку.

3. Сказать волшебные слова и повернуть избушку Бабы Яги.

4. Похвастать, как заяц из сказки «Заяц-хваста» .

5. Вспомнить, где спрятана смерть Кощея.

6. Вспомнить слова, которыми лиса прогоняла зайца и его помощников в сказке «Заюшкина избушка» .

Василиса : Какие молодцы, порадовали! Хорошо знаете сказки . Сразу видно, читаете их вместе со своими детками. А для наших команд я предлагаю седьмое последнее конкурсное задание «Знайки» . Из представленных портретов писателей, нужно выбрать портрет того писателя, который написал эту сказку .

7. Седьмой конкурс «Знайки» :

Задание для первой команды :

Задание для второй команды :

Кто написал сказку «Красная Шапочка» ? (Шарль Перро) (Самуил Маршак, Корней Чуковский)

Задание для третьей команды :

Кто написал сказку «Дюймовочка» ? (Ганс Христиан Андерсен) (Александр Сергеевич

Пушкин, Агния Барто)

Жюри подводит итоги викторины . Награждение команд.

Ведущий : Я к вам обращаюсь, товарищи, дети :

Полезнее книги нет вещи на свете!

Пусть книги друзьями заходят в дома,

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!





Игра – викторина «По страницам любимых сказок»

Программное содержание:

С помощью различных приемов помочь детям вспомнить названия и содержание знакомых литературных произведений;

Продолжать учить ориентироваться в жанровом разнообразии литературы (сказки, стихи, рассказы) ;

Развивать чувство рифмы;

Воспитывать интерес к художественной литературе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Словарь: иллюстрация.

Оборудование: книги, иллюстрации, аудиозапись спокойной музыки.

Ход викторины.

Восп. : Дорогие ребята, мы рады приветствовать всех вас на литературной викторине «По страницам любимых сказок»! Скажите, а вы любите сказки? Сейчас мы узнаем, насколько хорошо вы знаете свои любимые сказки.

Вокруг нас там и тут

Сказки разные живут

На полянке есть загадки

Отгадайте без подсказки

Называйте посмелей

Этих сказочных друзей.

Красна – девица грустно

Ей не нравится весна

Ей на солнце тяжело

Слезы льет бедняжка.

(Снегурочка)

На сметане мешон

На окошке стужен

У него румяный бок

Кто же это?

(Колобок)

Бабушка девочку очень любила.

Красную шапочку ей подарила.

Девочка имя забыла свое.

А ну подскажите, как звали ее?

(Красная шапочка)

Человек немолодой

С преогромной бородой.

Обижает Буратино, Артемона и Мальвину.

Вообще для всех людей

Он отъявленный злодей.

Знает кто – нибудь из вас,

Кто же это?

(Карабас)

Я мальчишка деревянный,

Вот и ключик золотой!

Артемон, Пьеро, Мальвина –

Дружат все они со мной.

Всюду нос сую длинный,

Мое имя …

(Буратино)

В шляпе синенькой мальчишка

Из известной детской книжки.

Он глупышка и зазнайка,

А зовут его …

(Незнайка)

И на мачеху стирала

И горох перебирала

По ночам при свечке,

А спала у печки.

Хороша, как солнышко.

Кто же это?

(Золушка)

Всех важней она в загадке,

Хоть и в погребе жила:

Репку вытащить из грядки

Деду с бабкой помогла

(Мышка из р. н. с «Репка»)

В лесу темном на опушке,

Жили дружно все в избушке.

Маму, дети поджидали,

В домик волка не пускали.

Эта сказка для ребят …

(Волк и семеро козлят) .

Конкурс «Угадай героя сказки».

В конце игры входят 4 ребенка из средней группы в костюмах детей.

Эти медведи из разных сказок. Они произнесут фразы, а вы должны угадать, из какой они сказки. Герой подходит к команде, идет обсуждение. Дети по очереди произносят слова медведей из разных сказок.

«Сяду на пенек, съем пирожок» (Маша и медведь)

«Кто сидел на моем стуле и сломал его» (Три медведя)

«Пустите меня к себе жить» (Теремок)

«Я тучка, тучка, тучка,

Я вовсе не медведь» (Винни – Пух и все, все, все)

Конкурс «Блиц – опрос»

Как можно быстрее отвечать на вопросы. За правильный ответ засчитывается балл.

Куда отправился доктор Айболит по телеграмме? (В Африку)

Усатый персонаж сказки Чуковского? (Тараканище)

Жених Мухи – Цокотухи? (Комар)

Из чего варил кашу хитрый солдат? (Из топора)

Кого поймал в проруби Емеля? (Щуку)

Кем была лягушка в русской народной сказке? (Царевной)

На чем разъезжал Емеля из сказки «По щучьему велению»? (На печке)

Почтальон из деревни Простоквашино? (Печкин)

Сестрица братца Иванушки? (Аленушка)

Самый знаменитый житель Цветочного города? (Незнайка)

Из чего был сделан Буратино? (Полено)

Фрукты, которыми объелся Чебурашка? (Апельсины)

Кому несла Красная Шапочка пирожки и горшочек масла? (Бабушке)

Что купила Муха – Цокотуха на базаре? (Самавар)

Лучший друг Карлсона? (Малыш)

Как зовут девочку с голубыми волосами? (Мальвина)

Кто поймал золотую рыбку? (Старик)

Как звали маленькую девочку, которая родилась и выросла в цветке? (Дюймовочка) .

Кто в сказке вместо удочки использовал свой хвост? (Волк)

На чем летала Баба Яга? (На метле, ступе)

Кто снес непростое, а золотое яичко? (Курочка Ряба) .

Игра «Исправь ошибку».

Петушок Ряба

Даша и медведь.

Волк и семеро ягнят.

Утки и лебеди.

Лисичка с кастрюлей.

Царевна индюшка.

Динамическая пауза «Сказка даст нам отдохнуть».

Сказка даст нам отдохнуть.

Отдохнем - и снова в путь!

Нам советует Мальвина:

Станет талия осиной,

Если будем наклоняться

Вправо – влево десять раз.

Вот Дюймовочки слова:

Чтоб была спина пряма,

Поднимайтесь на носочки,

Словно тянетесь к цветочкам.

Раз, два, три, четыре, пять.

Красной Шапочки совет:

Если будешь прыгать, бегать,

Проживешь ты много лет.

Игра «Собери сказку».

Перед командами лежат разрезанные картинки. Из них нужно собрать и назвать сказку.

«Край рассказов».

Чем отличается рассказ от сказки? В рассказе то что было на самом деле. А в сказках звери умеют разговаривать, есть волшебные предметы (метла, ступа) .

«Мир стихов».

Чем отличаются стихи от рассказов? Стихи записываются в столбик (Показ образца в книге). А рассказы записываются в строчку (показ прозы в книге). А еще в стихах последние строчки созвучны.

Инсценировка сказки «Под грибом».

Итог занятия.

Что вам понравилось на сегодняшнем занятии?