Православная иконография богородицы. Панагия и оранта

Полное собрание и описание: молитва богоматери панагия для духовной жизни верующего человека.

Третий вид иконографии Богородицы: МОЛЯЩАЯСЯ (ОРАНТА, ВЕЛИКАЯ ПАНАГИЯ, ЗНАМЕНИЕ)

_________________________________________________

Это изображение встречается уже в катакомбах первых христиан. Божия Матерь изображена на иконе в фас, обычно по пояс, с руками, поднятыми на уровень головы, разведенными в стороны и согнутыми в локтях. (С древних времен этот жест обозначает молитвенное обращение к Богу). На Ее лоне, на фоне круглой сферы - Спас Эммануил.

Иконы этого типа также называются "Оранта" (греч. "молящаяся") и "Панагия" (греч. "всесвятая"). На Русской земле этот образ получил именование "Знамение",

и вот как это случилось. 27 ноября 1169 года, во время штурма Новгорода дружиной Андрея Боголюбского, жители осажденного города вынесли на стену икону. Одна из стрел вонзилась в образ, и Богородица ликом обратилась к городу, источая слезы. Слезы упали на фелонь новгородского епископа Иоанна, и он воскликнул: "О дивное чудо! Как из сухого дерева текут слезы? Царице! Ты даешь нам знамение, что сим молишься пред Сыном Твоим об избавлении града".

Воодушевленные новгородцы отразили суздальские полки.

В православном храме изображения этого типа традиционно помещают в верхней части алтаря.

Поясные изображения икон типа «Великая Панагия» в древнерусской иконописи получили широкое распространение и стали называться «Знамение» . Одно из значений славянского слова знамение - чудо. И действительно, изображение младенца Христа на лоне Богородицы - это символ самого величайшего чуда, чуда Боговоплощения, когда Безначальный и Невместимый Бог вместился в человеческое тело. Слово знамение родственно славянскому глаголу знаменаю - созываю, призываю к богослужению. Это раскрывает второй глубинный смысл данной иконографии: воздетые руки Богоматери, как символ молитвы; младенец Христос в круге, как символ Евхаристии; поручи на руках Божией Матери - символ сослужения всей Церкви своему Небесному Предстоятелю.

* икона Божией Матери «Знамение» Новгородская

* икона Божией Матери «Нерушимая Стена»

* икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша»

* Курско-Коренная икона Божией Матери

* Мирожская икона Божией Матери

* Никейская икона Божией Матери

* Серафимо-Понетаевская икона Божией Матери

* Царскосельская икона Божией Матери

Часть 23 – Третий вид иконографии Богородицы: МОЛЯЩАЯСЯ (ОРАНТА, ВЕЛИКАЯ ПАНАГИЯ, ЗНАМЕНИЕ)

Икона Божией Матери «Великая Панагия Оранская»

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Великая Панагия Оранская» молятся об исцелении телесных и душевных болезней и страстей, об избавлении от душевных страданий.

Молитва богоматери панагия

ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ "ПАНАГИЯ ЯТРИССА"

Пресвятая Богородица Целительница Иерусалимская.

Икона Целительницы Иерусалимской в Греции в г.Лутраки

История явления этой иконы окутана тайной. По свидетельствам старожилов г. Лутраки, что возле Афин (Греция), одна женщина по имени Мария, акушер по профессии, приезжала каждое лето к своей подруге Марии Сиоку. Обе подруги были глубоковерующими и набожными людьми. Следуя примеру древних христиан, Мария (акушер ) возымела желание посетить святые места Палестины. Во время своего подвига она вспомнила о любимой подруге и, зная ее благочестивое устроение души, решила приобрести для нее подарок. А что может быть лучшим подарком для христианина, как не икона?

Чудное, святое и дивное место Иерусалим. Всех своих посетителей, приходящих с верою и благоговением, Святая Земля не оставляет без утешения и вознаграждения за паломнические труды. Так сталось и с Марией. Обойдя многие лавки и магазинчики, изобилующие огромным количеством икон, кадильниц, крестиков, Мария остановила свой взгляд на небольшой иконе. Теплом и радостью наполнилось сердце паломницы, время остановило свое течение, Божия Матерь с Младенцем на руках смотрела в глаза удивленной женщины.

При покупке иконы произошло странное, загадочное событие: дивный продавец сообщил Марии, что икона чудотворная и должна быть подарена верующим людям или в храм для всеобщего поклонения в течение 20 дней, иначе покупательницу постигнет смерть. Но по прибытии домой паломница выпустила из головы предостережение продавца и забыла отдать икону своей благочестивой подруге. Через некоторое время Марию постигла смерть.

В 1928 году, по желанию усопшей, икона все же прибыла в дом Марии Сиоку. Эта история привлекла к иконе множество людей, которые стали замечать, что после того как человек приходил и целовал икону с верою, тяжкие и неизлечимые болезни отступали. По благословению митрополита Коринфского Дамаскина была построена небольшая церковь и названа в честь иконы, которую люди стали называть «Целительница».

Быстро распространилась добрая весть о том, что в Лутраки появилась исцеляющая многие болезни чудотворная икона Божией Матери. И сегодня в этот греческий город приезжают паломники из многих стран Европы и мира, дабы приложиться к «Целительнице» и излечиться от своих болезней

Когда врачи безпомощны, остаётся одна надежда – на Бога. Да и врачи без Бога ничего сделать не могут. О том, что подобных исцелений происходит множество, говорит тот факт, что вся икона и близлежащие колонны храма увешаны ювелирными украшениями, золотыми цепочками с изделиями из золота, изображающими руку, ногу, сердце, голову – ту часть тела, которая была исцелена у страждущих в результате молитвы у чудотворной иконы и заступничества Богородицы. По вере вашей да будет вам!

Молитва к Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой “Целительница”

Приими, о Всеблагословенная и Всемощная Госпоже Владычице Богородице Дево, сия молитвы, со слезами Тебе приносимыя от нас, недостойных раб Твоих, ко Твоему цельбоносному образу пение возсылающих со умилением, яко Тебе Самой зде сущей и внемлющей молению нашему. По коемуждо бо прошению исполнение твориши, скорби облегчаеши, немощным здравие даруеши, разслабленныя и недужныя исцеляеши, от бесных бесы прогоняеши, обидимыя от бед избавлявши, прокаженныя очищаеши и малыя дети милуеши: еще же, Госпоже Владычице Богородице, от уз и темниц свобождаеши и всякия многоразличныя страсти врачуеши: вся бо суть возможна ходатайством Твоим к Сыну Твоему, Христу Богу нашему. О Всепетая Мати, Пресвятая Богородице! Не престай молитися о нас, недостойных рабех Твоих, славящих Тя и почитающих Тя, и поклоняющихся со умилением Пречистому образу Твоему, и надежду имущих невозвратну и веру несумненну к Тебе, Приснодеве Преславней и Непорочней, ныне и присно и во веки веков Аминь.

Тропарь, глас 1

Любовию, Чистая Дево, Твою святую икону почитающим и Божию Тя истинную Матерь прославляющим и верно поклоняющим ти ся Целительница явися, всякое зло и болезни от сих удаляющая, яко Всемогущая

РАДУЙСЯ БЛАГОДАТНАЯ ЦЕЛИТЕЛЬНИЦА ДУШ И ТЕЛЕС НАШИХ!

Храм в честь Пресвятой Богородицы Целительницы Иерусалимской в г. Лутраки, Греция

Канон Богородице от видиных и невидимых врагов

Канон Молебный Пресвятой Богородице, глас 2

Егоже и от оклеветания, в печалех и напастех сущии да поют

Молитва пред иконой Пресвятой Богородицы "Великая Панагия Оранская"

Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою «Великая Панагия Оранская»

Приими, Всеблагомощная, Пречистая Госпоже, Владычице Богородительнице, сия честныя дары, Тебе единей прикладныя, от нас недостойных рабов Твоих, от всех родов избранная, всех тварей небесных и земных вышшая явльшаяся. Понеже бо Тебе ради бысть Господь сил с нами, и Тобою Сына Божия познахом, и сподобихомся Святаго Тела Его и Пречистыя Крове Его. Темже блаженна еси в родех родов, Богоблаженная, Херувимов светлейши и Серафимов честнейши сущая. И ныне, Всепетая Пресвятая Богородице, не престай молящися о нас, недостойных рабех Твоих, еже избавитися нам от всякаго совета лукаваго и от всякаго обстояния, и сохранитися нам неврежденным от всякаго ядовитаго прилога диавольскаго. Но даже до конца молитвами Твоими неосужденных нас соблюди, яко да Твоим заступлением и помощию спасаеми, славу, хвалу, благодарение и поклонение за вся в Троице Единому Богу и всех Создателю возсылаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим образ Твой святый, имже болезни наша врачуеши и души наша к Богу возводиши.

Посетители, находящиеся в группе Гости , не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Молитва богоматери панагия

Эта икона, представляющая точную копию ВЛАДИМИРСКОЙ иконы Божией Матери, написана протопопом московского Успенского собора Кодратом, любившим заниматься иконописью, при участии другого иконописца Григория Чёрного.

В царствование Михаила Феодоровича в окрестностях Нижнего Новгорода жил один благочестивый человек по имени Пётр Гладков. Он проводил добродетельную жизнь и питал большое уважение и почитание к Владимирской иконе Божией Матери. Желая иметь у себя точную копию с Владимирской чудотворной иконы, он обратился к протопопу Кодрату и просил его списать с неё такую копию. При содействии иконописца Григория Чёрного Кодрат исполнил желание Петра Гладкова. Получив Оранскую икону Божьей матери, Пётр отвёз её в свою вотчину, в село Бочеево.

Пять лет пребывала икона Божьей матери в доме Гладкова. В 1634 году, на пятой неделе Великого поста, под субботу Похвалы Богородицы, Гладков услышал во сне голос, повелевавший ему идти. И вот он почувствовал, что идёт помимо своей воли и останавливается на какой-то горе. Там он опять услышал голос, говоривший ему: «Поставь здесь крест и построй храм в честь Владимирской иконы Божией Матери».

Три раза повторялось то же видение и то же повеление. Гладков уразумел, что это воля Божия, и решил повиноваться. Проведя в усиленной молитве оставшиеся дни Великого поста, в субботу после Пасхи он отправился отыскивать ту гору, которую видел во сне. Во время пути он забрёл в дремучий лес и там на горе Славенской заметил свет, который принял за огонь, разведённый какими-нибудь путниками. Обрадовавшись этому, он решил отправиться на гору, чтобы иметь возможность провести ночь у огня. День был пасмурный и дождливый.

Подойдя к горе, Пётр увидел, что свет, принятый им за огонь, был небесным сиянием, имевшим вид солнечного столба. Когда же он взошёл наверх, то сразу признал в ней ту гору, которую видел во сне. Немедленно он отправился в Москву и испросил у патриарха Филарета грамоту на сооружение храма на Славенской горе в честь Владимирской иконы Богородицы. Возвратившись из Москвы, Пётр Гладков сначала поставил на выбранном им месте мраморный крест, а затем приступил к постройке храма. Местное население – некрещёная мордва – противилась строительству храма на горе, так как именно там они поклонялись своим идолам, но с Божьей помощью церковь и несколько монашеских келий были Петром Гладковым построены.

Вскоре от иконы Богородицы ОРАНСКАЯ, поставленной Гладковым в новоустроенном храме, стали совершаться многочисленные чудеса. Слух об этих чудесах и исцелениях дошёл до патриарха. Последний предписал архимандриту Печерского монастыря удостовериться в них, что тот и исполнил. Он сообщил патриарху, что действительно у образа Богородицы, находящегося в храме, совершались чудеса. Патриарх доложил об этом царю, который и приказал устроить на Орано-поле (так называлось поле около горы, на которой стоял храм) монастырь. Повеление царя было приведено в исполнение, и монастырь получил название Оранский. Чудотворную икону, которую перенесли в обитель, также стали называть Оранской.

После революции Оранский Богородичный монастырь был разорён, настоятель расстрелян, а святая ОРАНСКАЯ икона изъята и передана в Нижегородский историко-архитектурный музей, где находится и поныне. В 1993 году обитель вернули Церкви, в нём почитается список (копия) чудотворной Оранской иконы Пресвятой Богородицы.

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Великая Панагия Оранская» молятся об исцелении телесных и душевных болезней и страстей, об избавлении от душевных страданий.

Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою «Великая Панагия Оранская»

Приими, Всеблагомощная, Пречистая Госпоже, Владычице Богородительнице, сия честныя дары, Тебе единей прикладныя, от нас недостойных рабов Твоих, от всех родов избранная, всех тварей небесных и земных вышшая явльшаяся. Понеже бо Тебе ради бысть Господь сил с нами, и Тобою Сына Божия познахом, и сподобихомся Святаго Тела Его и Пречистыя Крове Его. Темже блаженна еси в родех родов, Богоблаженная, Херувимов светлейши и Серафимов честнейши сущая. И ныне, Всепетая Пресвятая Богородице, не престай молящися о нас, недостойных рабех Твоих, еже избавитися нам от всякаго совета лукаваго и от всякаго обстояния, и сохранитися нам неврежденным от всякаго ядовитаго прилога диавольскаго. Но даже до конца молитвами Твоими неосужденных нас соблюди, яко да Твоим заступлением и помощию спасаеми, славу, хвалу, благодарение и поклонение за вся в Троице Единому Богу и всех Создателю возсылаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим образ Твой святый, имже болезни наша врачуеши и души наша к Богу возводиши.

Также читайте у нас на сайте:

Иконы Божьей Матери – Информация о видах иконописи, описания большинства икон Божией Матери.

Жития Святых – Раздел посвященный Житиям Православных Святых.

Начинающему христианину – Информация для тех, кто недавно пришел к Православной Церкви. Наставления в духовной жизни, базовая информация о храме и т.д.

Литература – Собрание некоторой Православной литературы.

Православие и оккультизм – Взгляд Православия на гадания, экстрасенсорику, сглаз, порчу, йогу и подобные “духовные” практики.

Молитва богоматери панагия

Благодатью своей славилась Пресвятая Богородица особенно среди множества бездетных семей, которые с благоговением ждали момента, когда Пресвятая дарует им ребенка.

Одну такую историю поведал мне покойный Aнгелос Панидис из Сурмена.

В моем сердце, говорил он, скрывается само Православие, соединяются Понт и Богородица Сумелийская.

Его родители, будучи в браке более девяти лет, несмотря на все приложенные усилия, не могли родить ребенка. Обратились они как-то к священнику, который, внимательно их выслушав, сказал им следующее: “Я увидел, насколько велика и глубока ваша вера в Бога, и посоветовал бы вам поехать в монастырь Панагии (Богородицы) Сумела и попросить у Нее помощи”. Родители Ангелоса, подробно обсудив это предложение, несмотря на колебания, решили обратиться к благодати Пресвятой. Добравшись до назначенного места, они разбили палатку у окраины монастыря.

Так прожили они обычной супружеской жизнью и в непрестанных молитвах Богородице Сумелийской целых 25 дней, после чего благополучно вернулись домой. В следующем месяце – это произошло в 1911 году – с особой радостью госпожа Феофили Панили, урожденная Ефрема Eфремидиса, объявила мужу, что после девяти лет брака и теплых молитв, обращенных Панагии Сумелийской, она ждет своего первого ребенка.

Такой же примечательной, как и этот простой рассказ тихого, скромного и неутомимого почитателя Панагии Сумела, покойного Aнгелоса, является и история его дочери Филицы Паниду–Рупа, произошедшая спустя 55 лет. Вот как она сама описала это событие.

Несмотря на ее беспредельное желание, в первые три года своего замужества она не могла обрести ребенка. Во время одной из своих поездок в новый монастырь Сумела, как впоследствии об этом рассказала мне моя мать Кассьяни, она увидела Филицу сидящей на ступеньках монастыря, заливающуюся горькими слезами. На вопрос, почему она плачет, Филица ответила, что, будучи в браке целых три года, она не смогла обрести ребенка. Г-жа Кассьяни стала утешать ее и тут же рассказала ей о множестве бытующих в то время чудесных историях, которые ей приходилось слышать в монастыре на протяжении долгих лет, а именно: она была наслышана о бездетных парах, которые с помощью Пресвятой Богородицы Сумелийской, в конце концов, смогли обрести желанного ребенка. Затем она посоветовала ей с благоговением помолиться Богородице Сумелийской и дотронуться до завеса, висящего на входе в маленькую сводчатую комнату, где находился образ Пресвятой Богородицы. Через полтора месяца Филица позвонила моей матери и воодушевленно, полная радости и счастья, объявила, что ждет своего первенца. Она рассказала ей, что в тот же вечер, после состоявшейся беседы, она еще раз обратилась за благодатной помощью к Богородице Сумелийской, просидев в той комнате и промолившись всю ночь, прося помощи у Пресвятой, и, уходя оттуда с глубокой верой в Нее, с благоговением дотронулась до завеса у иконы Богородицы.

“Уходя, я собрала в себе всю веру в то, что так, как когда-то, много лет назад, Панагия Сумела услышала мою бабушку, таким же образом и сейчас, спустя 55 лет, Она выслушает и меня и сотворит Свое чудо!”

Икона "Оранта" - одна из самых известных икон с изображением Богоматери. Особое отношение соединяет русского православного человека с Матерью Божией. Издавна стала она для Руси заступницей и покровительницей. Главные храмы Российского государства были посвящены именно ей, поэтому и образ Богородицы всегда особенно почитаем в русских православных церквях. Во всем пантеоне православных святых нет никого, кому посвящено столько икон и монументальных росписей.

Значение иконы

Иконография Божией Матери складывалась с первых веков христианства, и за это время сложилось несколько типов ее изображения. Одним из самых распространенных и древних типов этой иконографии является изображение, именуемое "Знамение"Ю или икона "Оранта", где Богоматерь одна и изображена в полный рост. Подобные иконы очень большие по размеру, в Древней Руси в храмах они играли ту же роль, что в византийском храме мозаики и фрески. Ярославская икона начала 13-го столетия "Богоматерь Оранта великая Панагия", что значит "Всесвятая" - один из самых известных и почитаемых образов Богородицы. На иконе "Оранта" Пресвятая Дева изображается в молитвенной позе с воздетыми к небу руками. На уровне ее груди в медальоне или сфере помещается младенец как бы пребывающий в лоне матери. Икона представляет молящимся великое таинство зарождения Бога во плоти. Жест поднятых рук Богородицы символизирует неизреченное смирение ее.

История иконы

Ярославская "Оранта", икона Божьей матери, была написана для Успенского собора по заказу ростовского князя Константина Всеволодовича, сына великого князя Всеволода Большое Гнездо. По поводу этого святого образа в искусствоведении ведутся споры до сих пор. Многие считают ее написанной здесь, на Руси, полагают, что это первый представитель целой школы Ярославской иконописи. Другие утверждают, что эта икона не имеет к названной школе прямого отношения, а была написана в Ростове, где и находилась вплоть до 18 века. Она помещалась когда-то в алтаре на горнем месте, возвышаясь над престолом. Дева Мария отличается особой торжественностью всего своего облика. Божия матерь стоит на ковре, богато орнаментированном. Такие коврики используются в храмах на архиерейском богослужении. Здесь это символ предстояния Пресвятой Девы к Богу в молитве за всех людей. Изображенный в царских одеждах Христос Эммануил повторяет жест матери. Но если ее ладони открыты, то младенец сложил персты.

Описание иконы

Фигура Богоматери Оранты на иконе помещена в сияние золотого фона. Золото, преобладающее в колорите иконы, есть символ горнего мира, вечности, в которой пребывает Богородица. Золотой цвет преобладает и в медальоне с изображением Спаса Эммануила. Медальон, в который оно помещено, представляется непреоборимым щитом, символом несокрушимости христианской веры. В верхних углах иконы "Оранта" расположены медальоны меньшего диаметра с полуфигурами архангелов. Их одежды также щедро покрыты золотом.

Белый цвет - второй по значению в колорите иконы, он символизирует святость и чистоту. Этот цвет использован в нимбах Богородицы, Бога-младенца, а также в нимбах и одеждах архангелов. Лики Пресвятой Девы и Христа выполнены в технике наложения красок несколькими слоями. Это создает четкость и контрастность изображения, так что иконные лики становятся хорошо видны даже со значительного расстояния, с которого пребывающие в храме созерцали Ярославскую "Оранту "- икону Божьей матери.

Новгородская и Курская иконы

Среди иных икон, относящихся к типу "Знамение", можно напомнить чудотворные и Курскую Коренную. Новгородская чудотворная икона спасла в 12 веке Древний Новгород от владимирского войска князя Андрея Боголюбского, о чем позднее было рассказано в уникальной батальной иконе "Битва новгородцев с суздальцами".

"Курская Коренная" получила свое название из-за того, что была обнаружена возле корня дерева. Икона известна своим участием в Крестных ходах, совершавшихся когда-то от Курска к месту ее чудесного обретения, где с тех пор и до сей поры бьет чудодейственный источник и где стоит основанный в древности монастырь. Этот Крестный ход известен всем по знаменитой картине Репина. Курская икона стала единственной святыней, против которой был совершен террористический акт. В начале 20 века местный революционер подложил адскую машину к чудотворной иконе, помещавшейся в главном соборе города. Однако мощный взрыв не причинил ей никакого вреда.

Смирение - основа духовности христиан

Важно уяснить тот сакральный, священный смысл, который заложен в этом изображении Божией Матери. В наше время модно говорить о духовности. Но что такое духовность в православном понимании? Основа духовности, по учению святых отцов церкви, есть смирение. Смирение - это полное принятие человеком воли Божией ради осуществления его спасения. Именно это и явила Пресвятая Дева, изображенная на иконе "Оранта". Об этом должен знать каждый христианин.

Оранта — это один из трех основных типов изображения БогоМатери, представляющий её с поднятыми, раскинутыми в стороны руками и раскрытыми ладонями.

Традиционно данная поза трактуется как жест молитвы, хотя в действительности имеет более древние корни, нежели принято считать. Мы ещё вернёмся к этому вопросу и рассмотрим его подробнее. А сейчас остановимся на символике изображения Оранты и его особенной роли. В XI веке, во времена существования государства Киевская Русь, князь Владимир Красно Солнышко, задумал построить в Киеве, Новгороде и Полоцке величественные храмы, которые по пышности и красоте своей могли бы сравниться лишь с самыми красивыми и впечатляющими соборами мира. Эту идею он успешно воплотил, соорудив в столице собор, который и поныне славится на весь мир своей уникальностью, ежегодно собирая тысячи туристов. Все три собора были посвящены Софии - Премудрости Божией. Закончил строительство соборов его сын - Ярослав Мудрый. Мы же поговорим сегодня соборе в Киеве - Софии Киевской, как его еще называют.

Известность данному месту приносит не только его историческая слава, но и одна особенность, можно сказать, жемчужина собора — первая и прославленная на весь мир фреска Богородицы «Оранта». Высота фигуры — 5 метров 45 сантиметров. В славянских странах она именуется также «Нерушимая Стена».

Фреске около тысячи лет, но даже сейчас каждый желающий может беспрепятственно взглянуть и ощутить её величие и тот сердечный посыл, с которым она была выполнена. Эта удивительная по своей красоте фреска украшает главный аспидный алтарь Собора Святой Софии, на столбах которого изображена сцена Благовещенья: Архангел Гавриил (Сила Бога, Вестник Благого) и Пресвятая Дева Мария. Именно эти символы имели особенное значение для людей, живших в Киеве тысячелетия назад. Упомянем, что Архангел Гавриил и Дева Мария, как известно, являются исконными покровителями города Киева. В древних летописях указывается, что именно Богородице и Архангелу Гавриилу вверяли защиту Киева, именно у них просили небесного заступничества столицы.

Археологические исследования подтверждают, что народы Киевской Руси массово почитали Богородицу Оранту, носили медальоны и обереги с её изображением. Даже князья, зная о такой всенародной любви к Богородице и почитании её простыми людьми, внедрили почётное право ставить образ Богородицы на одну из сторон своих княжеских печатей.

В исторических источниках указывается, что Богородицу в разных уголках мира именовали «защитницей», «Живоносным Источником Мудрости», «хранительницей», «градоустроительницей», так как её женское, упорядочивающее начало олицетворяло порядок, покой и мир в городе.

Богородица является признанной и почитаемой народами покровительницей множества населённых пунктов по всему миру, во многих странах, в особенности — славянских. Вникая в истинную суть этого символа, понимаешь, какое действительно глобальное единство он таит в себе, соединяя исторически поколения, влияя на понимание смысла своей жизни и судьбы каждого, кто соприкоснулся душой с тайной этого образа, с живоносным источником всепробуждающей Любви ― духовной силы Богородицы.

«Из видимого познавай невидимое», — учил выдающийся украинский философ XV века Григорий Сковорода. Так и в случае с удивительным символом Оранта: видимая форма этого жеста хранит в себе широкое пространство невидимых глазу значений, о которых мы и поговорим.

Самые ранние изображения Оранты в данной молитвенной позе найдены на стенах римских катакомб и датируются 2-3 веками нашей эры. Но что интересно, ещё до появления там этого символа на территориях Средиземноморья бытовали статуэтки, именуемые «адоранты». В словаре есть такое определение слова «адорант»:

Адорант — фигура (преимущественно женщины) с простёртыми к небу руками в античном и раннехристианском искусстве (особенно в росписи катакомб), служившая для передачи образа просящего или его просящей души. (Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. — М.: Центрполиграф. В. Д. Гладкий. 1998 г.).

Слово «adorant» латинского происхождения и обозначает «обожествлять». Образовано это слово от «orante» — «молиться», что, в свою очередь, происходит от латинского корня «ōrō», «ōrāre»» — говорить, молиться. Яркий пример ещё одного использования этого корня в нашем языке — слово «оратор». Таким образом, слово «Оранта» и «оратор» однокоренные. Любопытно также, что в древнеарамейском языке (язык, на котором говорил Иисус) понятие «говорить» и «молиться» также было объединено в одно слово. Всё это говорит о глубинной сути значения, заложенного в само слово «Оранта». Ведь в древности считалось, что слово дано людям как начало пути к пониманию и осознанию своей Божественной природы.

Вернёмся к статуэткам. Адоранты довольно древние. Возраст самых древних найденных статуэток в позе Оранта, как это не поразительно, — 45 тысяч лет! И это ещё не всё! Такие фигурки находят исследователи во всех, без исключения, культурах мира.

И фигурками данный список не ограничивается, схематические изображения людей в позе Оранта встречаются и среди наскальных рисунков, петроглифов по всему миру! Австралия, Африка, Северная и Южная Америка, Сибирь, Италия, Франция, Китай….

ЕЩЕ ОБ ИКОНЕ ИМЕНУЕМОЙ "ЗНАМЕНИЕ" И ДНЯХ ЕЕ ПРАЗДНОВАНИЯ

Таким образом, мы видим, что символ «Оранта» — это не просто значимое изображение в рамках какой-то определённой религии, это символ, берущий свои корни в общечеловеческом, всемирном знании, которое раннее присутствовало как некая, сама собою разумеющая истина в древних культурах нашей планеты! Это знание, которое сегодня объединяет людей, города и страны. Знание, которое объединяет весь мир.

Фигура Божией Матери, изображенная в полный рост с Богомладенцем, именуется «Великая Панагия», что означает «Всесвятая».

Поясные изображения икон типа «Великая Панагия» в древнерусской иконописи получили широкое распространение и стали называться «Знамение». Одно из значений славянского слова знамение — чудо. И действительно, изображение младенца Христа на лоне Богородицы — это символ самого величайшего чуда, чуда Боговоплощения, когда Безначальный и Невместимый Бог вместился в человеческое тело. Слово знамение родственно славянскому глаголу знаменаю — созываю, призываю к богослужению. Это раскрывает второй глубинный смысл данной иконографии: воздетые руки Богоматери, как символ молитвы; младенец Христос в круге, как символ Евхаристии; поручи на руках Божией Матери — символ сослужения всей Церкви своему Небесному Предстоятелю.

Наиболее распространенные иконы этого типа:

* икона Божией Матери «Знамение» Курская

* икона Божией Матери «Знамение» Новгородская

orans - молящийся) - один из основных типов изображения Богоматери , представляющий Её с поднятыми и раскинутыми в стороны руками, раскрытыми ладонями наружу, то есть в традиционном жесте заступнической молитвы .

Подобная молитвенная поза известна с библейских (ветхозаветных) времён. Первые изображение Богородицы Оранты (без Младенца) встречаются уже в римских катакомбах. Наиболее широкое распространение данная иконографическая схема получает в послеиконоборческий период. Так, в церкви Неа в Константинополе , сооружённой при Василии I в период с по г. (не сохранилась) было изображение Оранты в конхе апсиды . Верхний регистр росписей апсиды становится традиционным местом для мозаичного или фрескового изображения Богородицы Оранты. В апсиде Софийского собора в Киеве (XI в.) находится одно из известнейших мозаичных изображений Оранты (высота фигуры 5 м 45 см). Один из эпитетов, присваиваемых данному изображению - «Нерушимая Стена ».

От прочих иконографических типов изображения Богородицы Оранту отличает величественность и монументальность, Её поза предельно статична, композиция симметрична, что отвечает замыслам стенных росписей и мозаик, декоративно-прикладному искусству. В и́конописи же самостоятельные изображения Богородицы Оранты без Младенца используются чрезвычайно редко. Этот образ входит в состав сложных композиций, например, в иконографии праздников Вознесения или Покрова .

В византийском и древнерусском церковном искусстве был популярен образ Богородицы Оранты с Младенцем Христом в иконографии Эммануила (с нами Бог (евр.) - одно из пророческих имён Бога-Сына, употреблённое в пророчестве Исайи (Ис VII, 14), представляет Христа -Отрока). Обычно Христос изображается в круглом медальоне , либо чуть видимо (полупрозрачно) на уровне груди Матери. В русской традиции данный тип иконографии получил особое именование - «Зна́мение ». Основной смысл икон «Знамение» переместился с посреднической заступнической молитвы Богоматери Оранты к Боговоплощению Христа. Знамение - это, в определённом смысле, образ Благовещения и предзнаменование Рождества и следующих за ним евангельских событий вплоть до Второго Пришествия .

Развитием иконографии Знамения стали композиции таких икон, как Неупиваемая Чаша .

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Оранта" в других словарях:

    ОРАНТА, один из древнейших христианских образов, изображающий человеческую фигуру с поднятыми в жесте моления руками. Был связан прежде всего с изображением мучеников, восходит к языческой погребальной иконографии. В первые века христианства… … Энциклопедический словарь

    - (от лат. orans, род. падеж огаntis молящийся) один из иконографических типов богоматери. О. изображается в рост с поднятыми до уровня лика руками и повёрнутыми к зрителю ладонями. Тип О. восходит к раннехристианским изображениям молящихся … Большая советская энциклопедия

    Ж. Иконографический тип Божией Матери. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Оранта - Ор анта, ы (иконогра фический тип Божией Матери) … Русский орфографический словарь

    оранта - и, ж. Один із найдавніших християнських образів; зображення фігури людини з піднятими в жесті моління руками; Богородиця … Український тлумачний словник

    оранта - (лат. що молиться) Один з іконографічних типів Богоматері, монументальне зображення якої звичайно поміщається в консі центральної апсиді храму, а також на візантійських та давньоруських іконах. Фігура показана фронтально у зріст з піднятими до… … Архітектура і монументальне мистецтво

    ОРАНТА - (лат. orans молящийся) один из иконографич. образов богоматери, сложившийся в ср. века. Богородица изображалась в рост с поднятыми до уровня лица руками и повернутыми от себя ладонями. О. получила распространение в иконографии и в живописи… … Атеистический словарь

    Страховая компания "Оранта" - ООО Страховая компания Оранта была основана в 1995 году. Оранта Страхование универсальная страховая компания, которая имела лицензии от 8 августа 2013 года на проведение операций по 23 видам страхования (включая ОСАГО), а также по перестрахованию … Энциклопедия ньюсмейкеров

    ДИМИТРИЙ СОЛУНСКИЙ - († ок. 306), вмч. (пам. 26 окт.), один из наиболее чтимых святых в правосл. мире, покровитель г. Фессалоника (слав. Солунь). Греки именуют Д. С. Мироточцем (ὁ μυροβλύτης / μυροβλήτης), т. к. его мощи источали миро, а в визант. текстах… … Православная энциклопедия

    Катакомбы Рима (итал. Catacombe di Roma) сеть античных катакомб, использовавшихся как места погребений, по большей части в период раннего христианства. Всего в Риме насчитывают более 60 различных катакомб (150 170 км длиной, около 750 000… … Википедия

Книги

  • Лондонские тайны , Поль Феваль. Романом Поля Анри Феваля (1817-1887) "Лондонские тайны" к русскому читателю возвращается неизвестное произведение нашей переводной литературы. Определить жанр этого романа вряд ли возможно,…

Богоматерь Оранта

Орамнта (от лат. orans -- молящийся) -- один из основных типов изображения Богоматери, представляющий Её с поднятыми и раскинутыми в стороны руками, раскрытыми ладонями наружу, то есть в традиционном жесте заступнической молитвы.

Подобная молитвенная поза известна с библейских (ветхозаветных) времён. Первые изображение Богородицы Оранты (без Младенца) встречаются уже в римских катакомбах. Наиболее широкое распространение данная иконографическая схема получает в послеиконоборческий период. Так, в церкви Неа в Константинополе, сооружённой при Василии I в период с 867 по 886 г. (не сохранилась) было изображение Оранты в конхе апсиды. Верхний регистр росписей апсиды становится традиционным местом для мозаичного или фрескового изображения Богородицы Оранты. В апсиде Софийского собора в Киеве (XI в.) находится одно из известнейших мозаичных изображений Оранты (высота фигуры 5 м 45 см). Один из эпитетов, присваиваемых данному изображению -- «Нерушимая Стена».

От прочих иконографических типов изображения Богородицы Оранту отличает величественность и монументальность, Её поза предельно статична, композиция симметрична, что отвечает замыслам стенных росписей и мозаик, декоративно-прикладному искусству. В имконописи же самостоятельные изображения Богородицы Оранты без Младенца используются чрезвычайно редко. Этот образ входит в состав сложных композиций, например, в иконографии праздников Вознесения или Покрова.

В византийском и древнерусском церковном искусстве был популярен образ Богородицы Оранты с Младенцем Христом в иконографии Эммануила (с нами Бог (евр.) -- одно из пророческих имён Бога-Сына, употреблённое в пророчестве Исайи (Ис VII, 14), представляет Христа-Отрока). Обычно Христос изображается в круглом медальоне, либо чуть видимо (полупрозрачно) на уровне груди Матери. В русской традиции данный тип иконографии получил особое именование -- «Знаммение». Основной смысл икон «Знамение» переместился с посреднической заступнической молитвы Богоматери Оранты к Боговоплощению Христа. Знамение -- это, в определённом смысле, образ Благовещения и предзнаменование Рождества и следующих за ним евангельских событий вплоть до Второго Пришествия.

На иконах в иконографии Знамения Богородица может изображаться в полный рост, как, к примеру, на Ярославской Оранте (Великой Панагии -- от греч. РбнбгЯб -- Всесвятая) и Мирожской иконе, либо по пояс, как на Новгородской иконе «Знамение» и Курской Коренной иконе.

Развитием иконографии Знамения стали композиции таких икон, как Неупиваемая Чаша.

Оранта, что в переводе с латинского языка означает «молящаяся», объединяет различные типы изображения Богородицы, известные также как «Панагия» (Пресвятая), «Великая Панагия» или «Знамение». Распространенные на Руси изводы, такие как «Неупиваемая чаша» и сложные жанровые композиции, включая изображения праздников Вознесения и Покрова, представляют развитие иконописного типа оранта. Общее что объединяет их все -- это сам принцип изображения Богоматери, которая пишется анфас, в рост или по пояс, с руками, воздетыми к небу в молитвенном жесте. оранта богородица иконография иисус

В силу традиции и православной догматики самостоятельные изображения молящейся Божьей Матери мало использовались в иконописи. Значительно чаще встречается здесь разновидность оранты «Знамение», которая отличается тем, что на фоне груди Богородицы располагается изображение Христа Эммануила, который пишется с раскинутыми в молитве руками, полупрозрачно, или же в специальном окружии -- картуше. В этой трактовке значение иконы смещается от заступнической молитвы к идее Боговоплощения как основному мотиву иконографии Богородицы в целом.

Название «Знамение» восходит к легенде о чуде миротечения иконы «Знамение пресвятой Богородицы», которое произошло 27 ноября 1169 года во время штурма вольного Новгорода войсками владимирского князя Андрея Боголюбского. После того, как во время свершения крестного хода одна из стрел попала в старинную икону Божьей Матери, она обратилась ликом к городу и начала источать слезы. По преданию, новгородский епископ Иоанн воскликнул тогда: «О дивное чудо! Как из сухого дерева текут слезы? Царице! Ты даешь нам знамение, что сим молишься пред сыном твоим об избавлении града». Воодушевленные чудом новгородцы отбили город, а икона, названная «Знамение», стала почитаться чудотворной и послужила основой для множества списков.

Образ Молящейся Божьей матери с Иисусом Христом является распространенным сюжетом православной иконописи. Знамения Абалакская, Нарвская, Царскосельская, Курская-Коренная известны и широко почитаемы на Руси. Особое место в этом ряду занимает чудотворная икона Божьей Матери «Неупиваемая чаша», которая отличается тем, что Христос изображается здесь не в картуше, а в золотом кубке. Икона была обретена в 1878 году во Введенском Владычном монастыре города Серпухова и стала основой для двух почитаемых чудотворных списков, дошедших до наших дней. Ежегодно серпуховский монастырь принимает тысячи новых паломников, которые молятся перед «Неупиваемой чашей» об избавлении от алкоголизма и прочих пагубных пристрастий.

Оранта. Мозаика. Киев. XI в.

Оранта (римские катакомбы, первая половина IV в.)

Икона Божией Матери Знамение. Новгород Великий. Первая половина XII в.

Курско-Коренная икона Богородицы.

Неупиваемая Чаша. Серпухов. XIX в.