Праздник бабьи каши кому посвящен. Бабьи каши - праздник повитух

Народный праздник Бабьи каши в 2020 году отмечается 8 января (дата по старому стилю - 26 декабря). Верующие православной церкви в этот день празднуют Собор Пресвятой Богородицы.

Содержание статьи

История праздника

Церковный праздник Собор Пресвятой Богородицы посвящен матери Иисуса Христа, Пресвятой Деве Марии. Первое официальное празднование прошло в 681 году. Собором его назвали потому, что в этот день почитаются и другие святые, близкие Богородице и Иисусу Христу: Иосиф Обручник и его сын от первого брака Иаков.

Происхождение народного праздника Бабьи каши связано с почитанием богинь-матерей. В этот день на Руси чествовали повивальных бабок и рожениц.

Эти два праздника объединены в один.

Традиции и обряды праздника

В этот день проходят богослужения в храмах. Верующие люди прославляют Богородицу, благодарят ее за рождение Иисуса Христа и обращаются к ней с молитвами.

На Бабьи каши на Руси было принято чествовать повитух. Молодые девушки, беременные женщины ходили к ним в гости с угощениями (пирогами, блинами) и подарками. Считалось, если беременная преподнесет дары повивальной бабке, то роды ее пройдут легко.

Повитухи встречали гостей сытной и вкусной кашей, на которую не жалели молока, масла, сливок. Благодаря этой традиции возникло название праздника.

Приметы и поверья

  • Кружит вьюга и стоит морозная погода - примета холодного и ненастного лета.
  • Каша пригорела во время приготовления - к частым снегопадам.
  • Если в этот день взять в руки снег, и он прилипнет к ним, то скоро наступит тепло.
  • Если в этот праздник на пороге дома появились колядовщики, то их необходимо провести вовнутрь и угостить вкусной едой. Это принесет семье счастье, мир, покой и благополучие.
  • 8 января запрещается приобретать веревки и изделия, изготовленные из них. Согласно поверью, это способно привести к самоубийству в семье - кто-либо из родных и близких может повеситься.

Бабок прозвали повитухами, так как они должны были спеленать новорожденного, «свить» его таким образом, чтобы он не выбрался из пеленок и не был стесненным в движениях. К оказанию помощи при родах допускались не все, а только те, кто достиг уже немолодого возраста и тоже являлся матерью. Лишь при выполнении этих условий и наличии «умелых рук» женщина могла стать повитухой.

Для каждой страны характерны свои обычаи. Бережно хранится память о них, передаваемая от поколения к поколению. Таким образом почитается память предков. Об одном из них и пойдет речь дальше.

История Болгарии богата разнообразными праздниками, один из которых отмечается на Рождество, а точнее – на второй его день, и носит название «Бабий день» или еще Бабинден. Он считается днем чествования рожениц и повивальных бабок. Но в разных районах страны этот праздник имеет свои особенности. Где-то повитуха приглашается в дом к девушке, которой помогала рожать. Там для них устраивается шикарный прием: кормят сластями, блинами и кашей, а также обязательно дарят деньги. Выбор каш просто поражает своим разнообразием. Их делают из ячневой, гречневой и пшенной крупы, добавляют изюм и орехи. Тем самым они благодарят старух за рождение новой жизни, и приглашают присоединиться к своей семье через духовно-родственные отношения. Помогая роженице, бабка, тем самым, становится ответственной за будущего ребенка, и принимает активное участие в его дальнейшей жизни.

Праздник Бабий день

В каких-то районах, наоборот, роженица приходила в дом к повитухе. Тогда уже одаривались не гости, а хозяева дома. Когда ребенок взрослел, и появлялась необходимость выдать дитя замуж или женить, дело не обходилось без повивальной бабки, с которой был установлен духовный контакт.

Праздник Бабьих каш уходит корнями глубоко в историю и призывает к почитанию богинь-матерей. Но этот праздник нельзя считать языческим, ведь он официально принят и разрешен церковью. В этот день служение в храмах посвящается иконе Богоматери.

Праздник касается каждой девушки и женщины в стране. Размах гуляний поражает воображение. Но при этом поведение населения не выходит за рамки закона, потому что болгары – очень законопослушный народ, который чтит не только традиции, но и всеобщий порядок.

В этот день, 8 января, принято меняться ролями мужчинам и женщинам. Всю домашнюю суету: уборку, стирку, приготовление пищи и прочее, берет на себя мужская половина дома. Прекрасная часть развлекается различными способами, устраивая женские гулянья. Мужчины должны сидеть дома в этот день и терпеливо дожидаться своих половинок, в то время как последние могут устроить посиделки и совершенно забыть о времени. Местные даже любят шутить по этому поводу, что на глаза девушкам лучше не попадаться в этот день, иначе парень может стать объектом шуток и насмешек. Такой же обычай соблюдается и у населения северной части Греции, где этот праздник также отмечается.

Но время неизбежно в любые праздники вносит свои коррективы. Сейчас Бабий день называется «День материнства и родильной помощи» и является одним из главных государственных праздников. Все работники роддомов поощряются наградами и материальными подарками со стороны государства. Тем не менее, память о старых временах еще жива в старшем поколении, которое продолжает воспитывать детей и внуков. Храня традиции и пронося их сквозь время, бабушки до сих пор устраивают гулянья в этот день.

С 8 января на Руси отмечают дни бабьих каш. Принято чествовать повивальных бабок. Им приносили подарки и угощения, водку, блины. Приходили с детьми, чтобы бабки их благословили. Особенно рекомендовалось в этот день ходить к бабкам будущим мамам и молодым девушкам.

В этот день стригли первые волосы детям. Особую еду готовили в честь прославления бога Рода. Есть такая поговорка: «Бабка повивальная – в деревне всем родня дальняя». Слово повивать имело значение перевязывать, обвивать (пуповину). А повивая пуповину малышу, прививали ему судьбу.

Бабьи каши справляются три дня. В первый день чествуют повитух-родильниц, повивальных бабок, которые в весях и градах принимали ранее роды, во второй день – Рода Небесного и Родителей; в третий – Рожаниц - Богородицу Ладу и Богородицу Морену.

Ранее в этот день женщины, родившие детей в данном году, и повивальные бабки собирались на капищах (а позже и в церквях) и приносили дары Роду и Рожаницам. После принесения треб, роженицы приглашали повитух к себе в гости, одаривали деньгами и угощали специально приготовленной в этот день кашей. Это ритуальное угощение, изготавливаемое повсеместно у русских, и дало название празднику "бабьи каши". Этот обычай в 1590 г. был осуждён митрополитом киевским Михаилом и запрещён «аки языческое требище».

В отличие от обычной "бабкина каша" была «богатой», то есть скоромной: сытной и очень вкусной. По крайней мере, для нее не скупились на такие добавки, как молоко, сливки, масло, яйца. Готовую кашу украшали маком, ягодами, орехами, половинками яиц, запекали в ней курицу или петушка в зависимости от того, родилась в семье девочка или мальчик.

Выраженное уважительное отношение к повивальным бабкам, основывалось на народных представлениях о том, что между повитухами и детьми, которых они приняли, на всю жизнь устанавливались духовно-родственные отношения. С одной стороны, повивальная бабка несла ответственность за повитого ею ребенка, с другой, - занимала почетное место в ряду родственников этого ребенка в обрядах, относящихся к важнейшим событиям его жизни: во время крестин, свадьбы, проводов в армию (у мальчиков) и т.д.

Бабка повивальная - в деревне всем родня дальняя, ибо ни одни родины не обходились без повитухи.Но далеко не любой женщине доверялась сложная и ответственная задача принятия родов. Во-первых, она должна была быть немолодой, т.е. исчерпавшей детородный возраст. Повитьё даже и называлось «бабканьем». Во-вторых, повитухой могла быть только та, что сама рожала детей, и ни в коем случае к повивальному искусству не допускалась девственница. Она обязательно должна была быть «с руками», т.е. ловкой и знающей. При первых схватках роженицы растапливала баньку, чтобы облегчить её муки, окуривала берёзовой лучиной, травами полыни и бессмертника, читала добрые молитвы, поддерживала ласковыми словами.

Надо отметить также, что к родовспоможению привлекались женщины, не запятнавшие свою честь супружеской изменой или сварливым либо вздорным характером. Считалось, что иначе можно нанести вред как здоровью, так и судьбе новорожденного. По этой же причине запрещалось принимать помощь в родах от черноглазых бабок.

О богом данном даре повитухам - «родимице-родильнице пособлять» - в народе было сложено немало пословиц и поговорок. Говорили, например:

«У каждой бабки свои ухватки», «Погоди, не роди, а за бабкой сходи», «Бабка придет, всякому делу подсобит», «Бог с милостью, а бабка с руками».

В ряде общин повитух не приглашали к себе, а сами хаживали к бабкам"на каши". Приходили родители детей, которых они принимали во время родов. Отдельно приходили будущие мамы и молодые девушки и в этом случае мужчины на праздник не допускались. Бабкам приносили свежеиспеченные пироги, медовуху или домашнее пиво и наливки, сало или мясо на щи и муку для блинов. Такие подарки символизировали достаток и должны были призвать в дом повитухи богатство. Помимо продуктов повитухе дарили кусок холста или полотенце, чтобы «дорога» у принимаемых ею детей была легкой (роды легко прошли).

Посещение и совместная еда с повивальными бабками иногда проходила с вечера «до белого света». За столом все веселились, шутили, а разговоры почти всегда были исполнены сексуальным подтекстом. Сама повивальная бабка иногда проводила ритуалы, которые должны помочь женщинам иметь больше детей или предупредить низкорослость ребенка, например, бабка поднимала горшок с кашей, приговаривая: «Расти высоко-высоко».

По сложившейся традиции один из горшков с кашей разбивали «на счастье», а затем уже начинали потчевать каждого приходящего «на огонек», да, не абы как, а непременно «с закавыкой». Например, отца недавно родившегося младенца кормили кашей «с потехою», в которой был намешан хрен, перец, горчица или положено соли сверх всякой меры.

Считалось, что таким образом он хоть в какой-то степени разделит со своей женой мучения, испытанные ею при родах. Молодую мать одаривали грецкими орехами, чтобы прибывало молоко. А ребятишек угощали кашами сладкими, рассчитывая на их благосклонность к новорожденному. Кроме того, каждому из них, чтобы был речист, боек и за словом в карман не лез, горстями выдавали сладкие орешки, и сушеный горох. Перекатывая это лакомство во рту, дети переставали картавить, шепелявить, а кроме того, избавлялись от порока, который в народе называли «кашей во рту».

А еще по бабкиным кашам на судьбу гадали. Если во время приготовления вылезала она из горшка в сторону печи - рассчитывали на счастливый, благодатный год, в противном случае к неприятностям готовились. Которые, впрочем, можно было избежать, если «несчастливую» кашу вместе с горшком утопить в проруби.

В Болгарии сохранился интересный обычай на "Бабин-день": Рано утром к повитухе идут женщины, чьи дети в возрасте от 1 до 3 лет. Там во дворе, под фруктовым деревом проводится ритуал «умывания рук». Молодые женщины, которые захватили с собой из дому ведерко с чистой водой, мыло и новое полотенце, поливают повивальной бабке на руки, а потом подают ей полотенце, которое та принимает в дар (ещё в дар повивальной бабке приносится одежда, полотно – всё это кладут ей на правое плечо). При этом ритуале старуха старается поднять как можно больше брызг с наговором, чтобы ребёнок женщины бегал и прыгал в крепком здоровье. Со своей стороны повитуха тоже дарит матерям детские носочки и рубашечки, а если с матерью пришёл и ребёночек, то она завязывает ему на руку монетку или фигурку лошадки сплетенными нитками (красной и белой).

В этот день матери проводят особый домашний обряд - обсыпают своих детей зерном - "на долгий век, на счастье, на благополучие". А в доме где имеется младенец,в этот день в полдень ребёнка поднимают выше своей головы и заговаривают его:

"Свят, свят, свят, а нашему младенчику лад и клад. Еще тебе подрасти, алым маком расцвести. Как Солнце силу набирает - твоё здоровье прибывает! Слава Роду! Слава Ладе! Ты расти на радость маме!"

В самом разгаре колядочное рождественское время и в каждую дверь стучаться шумные ватаги ребятишек:

«Подайте коровку, маслену головку, на поду печену, коровку золочену!». И в ребячий короб от всякого дома выносили и большухи, и девицы-невесты обрядовое печенье, которое по своему обличью сродни скотинке. А ребятишки подзадоривали:«Ты, хозяюшка, подай! Ты, отрадушка, подай! Подавай - не ломай! Отломишь немножко - будет Ермошка. Отломишь горбушку - будет Андрюшка. А подашь середину - быть свадьбе!».

И так ребячий короб тяжелел. А затем всем ребячьим миром славильщики бежали к чьей-то протопленной баньке, делили между собой поровну и сыти, и сладости.

Это было радостное время игр, да забав. Дети узнавали друг друга и по-детски были счастливы, запоминая это зимнее чудесное время.

Согласно поверьям, с этого дня начинает беситься навья сила, ибо с рождением Хорса день побеждает ночь и сокращается время Тьмы. Поэтому крестьяне, желая оградить себя от происков нечистой силы, переодевались ранее в нелепые костюмы и с песнями и плясками гуляли по деревне, тем самым показывая злым духам, что их место уже занято.

На Руси, защищая от возможной беды ребенка, повитуха часто помогала матери изготовить специальных обереговых кукол. Во время родовых схваток, роженица делала семь куколок «пеленашек». Они согревали еще не родившемуся ребенку люльку и были защитой от сглаза.

Собираясь 8 и 9 января у повитухи на «бабьи каши» женщины за разговорами, за неспешной трапезой мастерили и других обереговых куколок: «бессонницу» – оберег на крепкий здоровый сон у младенца, «кормилку» – оберег на сытость, на обильное молоко в материнской груди, «сестер лихоманок» – защиту от болезней. Кукол лихоманок делают 12 штук, по числу месяцев в году. У каждой есть свое имя.

Вообще, лихоманки в славянской мифологии – это дочери богини Мораны. Выпущенные на волю зимой, в мороз, они, трясясь от холода, прячутся в домах поближе к теплу и несут болезни и смерть людям. С этими неприятными сестрицами связан один важный обряд, который так же исполняла повитуха. Через неделю после «бабьих каш» 15 января повивальную бабку приглашали в дом для смывания лихоманок, очищения от болезней. Обязательно такой обряд совершали в домах, где были больные или часто болеющие дети. Воду для очищения дома повивальная бабка брала святую, водокресную, добавляла заговоренную соль и золу из купальского костра. Затем протирала притолок дома, читая специальные заговоры. Нередко эти женщины лечили детей и взрослых лекарственными отварами, правили больные спины, давали мудрые советы.

Приметы дня:
Если этот день ясный, то будет хороший урожай проса.
Каша в печи подрумянится - к снегу.
Если синички с утра пищат, можно ожидать к ночи мороза.
А вот беспрерывный крик ворон и галок сулит снегопады и метели.

Сегодня нежелательно покупать веревки, чтобы никогда в роду вашем не было повешенных или удавленников, а также варить и есть кисель, чтобы не навлечь в дом покойника.

Зато в этот день советуется избавиться от разбитой посуды и обязательно наступить в том месте, где нет человеческих следов, а затем заговорить свой след, чтобы у вас никогда не болели ноги:
«Солнце-Хорс народился – весь мир умилился. Как на ноги встал – царство Ночи убрал. Я рядом встал (-а) – хворь от моих ног прогнал (-а). Слава Роду да Дажьбогу, что даруют нам подмогу!»

В этот день знающие люди заговаривают входную дверь от воров. Делают это так: кладут топор на порог острием к выходу, затем переступают через него и трижды читают особые заговорные слова: «Отруби, топорок, мой порог от вора утреннего, дневного и ночного. Ключ и замок – есть слово моё, Велес в подмогу – дом минует ворьё!»

«Бабьи каши» (8 января) ‒ праздник рожениц и повивальных бабок. По старому обычаю, в этот день женщины ходили к повитухам и родильницам с пирогами. Помимо этого, пироги несли в церковь – Богородице, что вызывало гнев и нарекания священнослужителей, которые осуждали и запрещали такой обычай, считая его недостойным и несовместимым со святостью Пречистой. Но, несмотря на запреты, праздник продолжали отмечать практически везде. Ежегодно в день, следующий за , женщины навещали повивальных бабок и рожениц, устраивали застолье, которое иной раз начиналось вечером и продолжалось до зари.

Икону «Блаженное чрево» в народе ещё называли «Чрево-Рождения»

Утром, 8 января, повивальные бабки и женщины, родившие в этом году, собирались в церкви и перед иконой «Блаженное чрево» служили молебен. После молебна повитухи шли в гости к роженицам, которые одаривали их деньгами и угощали специально приготовленной кашей. Это ритуальное угощение и дало название празднику «Бабьи каши».

В праздник «Бабьи каши» воду и крупу для каши набирали в два часа ночи. Каша могла быть рассыпчатой, вязкой и жидкой (размазня). Это зависело от количества жидкости в блюде. В народной кухне рассыпчатую кашу готовили из ядрицы, а размазню из мелкой или молотой крупы.

Испокон веков у наших пращуров каша была в почете. Она не только была любимым блюдом на каждый день, но и обрядовым кушаньем. В былинах и сказках каша – символ благополучия и богатства. В Древней Руси называли «кашей» свадебный пир. Наши прародители, заключая мирный договор, готовили кашу и в знак союза и дружбы ели её вместе с бывшими противниками. Отсюда и пошло выражение: «С ним каши не сваришь ».

К повитухам относились уважительно, ведь, по народному поверью, между повивальными бабушками и детьми, которых они приняли, устанавливались на всю жизнь духовно-родственные отношения. Повитуха несла ответственность за принятого ею ребенка, и среди родственников ребенка занимала почетное место в обрядах, относившихся к важным событиям его жизни: крестины, свадьба, проводы в армию.

По народным представлениям, между Богородицей и повитухой существует особая связь. Повивальную бабку нередко называли Соломонидой, Соломеей, Соломонией. В христианских легендах так звали женщину, которая помогла Богоматери во время родов. На некоторых иконах «Рождества Христова» изображена Соломонида в белых одеждах, собирающаяся омывать Младенца Христа.

Именно эту легендарную повитуху наши предки почитали покровительницей всех повивальных бабушек. За помощью к ней обращались роженицы и женщины, принимающие роды. Беременные же взывали к Богородице, прося Её помочь в поисках хорошей повитухи.

То, что праздник рожениц и повитух следует сразу за Рождеством, с особой силой подчеркивает связь Пречистой Девы с повивальными бабками, а также покровительство простым женщинам, а ещё указывает на равенство в родовых муках, в радости и боли материнства всех женщин, включая Деву Марию. Этот народный праздник как бы возвышал и обожествлял каждую роженицу и придавал факту появления на свет младенца высокий, богоугодный смысл.