Федеральный закон 225 об обязательном страховании с изменениями. Безопасность опасных объектов

20.07.2018

Федеральный закон от 27.07.2010 N 225-ФЗ (ред. от 23.06.2016) "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте"

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с обязательным страхованием гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте (далее - обязательное страхование).

2. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие вследствие:

1) причинения вреда за пределами территории Российской Федерации, а также иных территорий, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права;

(в ред. Федерального закона от 04.03.2013 N 22-ФЗ)

2) использования атомной энергии;

3) причинения вреда природной среде.

Статья 2. Основные понятия

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

1) потерпевшие - физические лица, включая работников страхователя, жизни, здоровью и (или) имуществу которых, в том числе в связи с нарушением условий их жизнедеятельности, причинен вред в результате аварии на опасном объекте, юридические лица, имуществу которых причинен вред в результате аварии на опасном объекте. Положения настоящего Федерального закона, применяемые к потерпевшему - физическому лицу, применяются также к лицам, имеющим право в соответствии с гражданским законодательством на возмещение вреда в результате смерти потерпевшего (кормильца);

2) авария на опасном объекте - повреждение или разрушение сооружений, технических устройств, применяемых на опасном объекте, взрыв, выброс опасных веществ, отказ или повреждение технических устройств, отклонение от режима технологического процесса, сброс воды из водохранилища, жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций, которые возникли при эксплуатации опасного объекта и повлекли причинение вреда потерпевшим;

3) нарушение условий жизнедеятельности - ситуация, которая возникла в результате аварии на опасном объекте и при которой на определенной территории невозможно проживание людей в связи с гибелью или повреждением имущества, угрозой их жизни или здоровью;

4) владелец опасного объекта - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, владеющие опасным объектом на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании и осуществляющие эксплуатацию опасного объекта;

5) эксплуатация опасного объекта - ввод опасного объекта в эксплуатацию, использование, техническое обслуживание, консервация, ликвидация опасного объекта, а также изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном объекте;

6) страхователь - владелец опасного объекта, заключивший договор обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда потерпевшим в результате аварии на опасном объекте (далее - договор обязательного страхования);

7) страховщик - страховая организация, имеющая лицензию на осуществление обязательного страхования, выданную в соответствии с законодательством Российской Федерации;

8) страховая сумма - денежная сумма, в пределах которой страховщик обязуется произвести страховые выплаты потерпевшим при наступлении каждого страхового случая независимо от их числа в течение срока действия договора обязательного страхования;

9) страховой тариф - ставка страховой премии с единицы страховой суммы с учетом технических и конструктивных характеристик опасного объекта;

10) акт о причинах и об обстоятельствах аварии - документ, составляемый в соответствии с законодательством о промышленной безопасности опасных производственных объектов, законодательством о безопасности гидротехнических сооружений, законодательством в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, содержащий сведения о причинах и об обстоятельствах аварии, иные сведения и включенный в перечень соответствующих документов, предусмотренных правилами обязательного страхования;

11) страховой акт - документ, составляемый страховщиком и содержащий сведения о рассмотрении им требования о страховой выплате, в том числе о наличии или об отсутствии страхового случая, о потерпевшем и о размере причитающейся ему страховой выплаты либо об основаниях отказа в страховой выплате;

12) компенсационные выплаты - выплаты, осуществляемые профессиональным объединением страховщиков в счет возмещения вреда, причиненного потерпевшему, в случаях, установленных настоящим Федеральным законом.

Социальная ориентация ОСОПО достигается за счет гарантий возмещения вреда, причиняемого жизни, здоровью и имуществу пострадавших, включая случаи, связанные с нарушением условий жизнедеятельности.

  • Какова основа страхования согласно 225-ФЗ?

Страхование является обязательным условием при вводе опасного объекта в эксплуатацию.

  • На кого возлагаются обязательства по ОСОПО?
  • Кому необходимо страховать ответственность в случае нахождения объекта в лизинге?

Эта обязанность возлагается на то лицо, которое осуществляет непосредственную эксплуатацию.

  • Необходимо ли перезаключать договор страхования в случае смены собственника объекта?

Такой необходимости нет, если новый владелец в течение месяца уведомил о смене собственника страховую компанию.

  1. Порядок определения страховой суммы.
    • Какие лица учитываются при расчете страховой суммы?

Абсолютно все пострадавшие от аварийной ситуации.

  • Каким образом определяется страховая сумма при отсутствии декларации на объекте?

В этом случае страховая сумма определяется в зависимости от вероятного количества пострадавших, которое определяется по методике.

  • Обязательно ли должно совпадать количество вероятных пострадавших с количеством персонала?

Нет. Эти значения могут различаться, как в одну, так и в другую сторону, в зависимости от масштабов распространения поражающих воздействий.

  1. Страховые тарифы.
    • Имеется ли разница по тарифам в страховых компаниях?

Нет. Тарифы во всех страховых компаниях одинаковы.

  • Какую сумму составляют расходы на ведение дел страховой компанией?
  • Какая сумма отчисляется в фонд компенсационных выплат?
  1. Наступление страхового случая. Страховые выплаты.
    • Каков порядок информирования страховой компании о наступлении гражданской ответственности владельца опасного объекта?

Информация о произошедшем несчастном случае направляется в страховую компанию страхователем в течение суток. Более детальные данные сообщаются страховщику в период расследования.

  • Каковы действия потерпевшего в случае получения им вреда в результате аварийной ситуации?

В первую очередь следует организовать мероприятия по снижению вреда. Далее необходимо выяснить застрахована ли ответственность собственника в соответствии с ФЗ-225. При положительном ответе необходимо обращаться к страховщику для получения страховой выплаты. В противном случае пострадавшему следует обращаться в Национальный союз страховщиков ответственности.

  • Продолжает ли иметь силу договор, по которому на страховые выплаты были израсходованы все средства?

Действие договора продолжается, так как страховая сумма определяется для каждого отдельного страхового случая.

Не действует Редакция от 27.07.2010

Наименование документ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 27.07.2010 N 225-ФЗ "ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦА ОПАСНОГО ОБЪЕКТА ЗА ПРИЧИНЕНИЕ ВРЕДА В РЕЗУЛЬТАТЕ АВАРИИ НА ОПАСНОМ ОБЪЕКТЕ"
Вид документа закон
Принявший орган президент рф, гд рф, сф рф
Номер документа 225-ФЗ
Дата принятия 02.08.2010
Дата редакции 27.07.2010
Дата регистрации в Минюсте 01.01.1970
Статус не действует
Публикация
  • "Российская газета", N 169, 02.08.2010
  • "Собрание законодательства РФ", N 31, 02.08.2010, ст. 4194
Навигатор Примечания

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 27.07.2010 N 225-ФЗ "ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦА ОПАСНОГО ОБЪЕКТА ЗА ПРИЧИНЕНИЕ ВРЕДА В РЕЗУЛЬТАТЕ АВАРИИ НА ОПАСНОМ ОБЪЕКТЕ"

Страховщик вправе предъявить регрессное требование в пределах произведенной страховой выплаты к страхователю, если:

1) вред был причинен вследствие невыполнения страхователем предписаний (указаний) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего в пределах своей компетенции функции по контролю и надзору в области безопасности соответствующих опасных производственных объектов или гидротехнических сооружений, и (или) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, данных в соответствии с их компетенцией;

2) умышленные действия (бездействие) работника страхователя повлекли за собой причинение вреда потерпевшим, в том числе в результате контролируемых взрыва, выброса опасных веществ, сброса воды из водохранилища, жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций.

Глава 3. КОМПЕНСАЦИОННЫЕ ВЫПЛАТЫ

1. Компенсационные выплаты в счет возмещения вреда, причиненного потерпевшим - физическим лицам, осуществляются в случаях, если страховая выплата по обязательному страхованию не может быть осуществлена вследствие:

2) отзыва у страховщика лицензии на осуществление страховой деятельности;

3) неизвестности лица, ответственного за причиненный потерпевшему вред;

4) отсутствия договора обязательного страхования, по которому застрахована гражданская ответственность причинившего вред лица, из-за неисполнения им установленной настоящим Федеральным законом обязанности по страхованию.

2. Компенсационные выплаты в счет возмещения вреда, причиненного потерпевшим - юридическим лицам, осуществляются в случаях, если страховая выплата по обязательному страхованию не может быть осуществлена вследствие:

1) проведения в отношении страховщика процедуры, применяемой в деле о несостоятельности (банкротстве) и предусмотренной федеральным законом;

2) отзыва у страховщика лицензии на осуществление страховой деятельности.

3. Срок исковой давности по требованию об осуществлении компенсационных выплат составляет три года. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня наступления оснований, предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи.

1. По требованиям потерпевших компенсационные выплаты осуществляются профессиональным объединением страховщиков в соответствии с настоящим Федеральным законом. Рассмотрение требований потерпевших о компенсационных выплатах, компенсационные выплаты и реализацию права требования, предусмотренного статьей 16 настоящего Федерального закона, могут осуществлять страховщики, действующие за счет профессионального объединения страховщиков на основании заключенных с ним договоров.

2. К отношениям между потерпевшим и профессиональным объединением страховщиков по поводу компенсационных выплат по аналогии применяются правила, установленные настоящим Федеральным законом для отношений между потерпевшим и страховщиком по договору обязательного страхования.

3. Компенсационные выплаты устанавливаются в размере:

1) двух миллионов рублей - в части возмещения вреда лицам, понесшим ущерб в результате смерти каждого потерпевшего (кормильца);

2) произведенных расходов, но не более 25 тысяч рублей - в счет возмещения расходов на погребение каждого потерпевшего;

3) причиненного вреда, но не более двух миллионов рублей - в части возмещения вреда, причиненного здоровью каждого потерпевшего;

4) причиненного вреда, но не более 200 тысяч рублей - в части возмещения вреда, причиненного в связи с нарушением условий жизнедеятельности каждого потерпевшего;

5) причиненного вреда, но не более 360 тысяч рублей - в части возмещения вреда имуществу каждого потерпевшего - физического лица, за исключением вреда в связи с нарушением условий жизнедеятельности;

6) причиненного вреда, но не более 500 тысяч рублей - в части возмещения вреда имуществу каждого потерпевшего - юридического лица.

4. Компенсационные выплаты уменьшаются на сумму, равную сумме произведенного страховщиком и (или) страхователем частичного возмещения вреда.

1. Сумма компенсационной выплаты, произведенной потерпевшему в соответствии с пунктами 3 и 4 части 1 статьи 14 настоящего Федерального закона, взыскивается в порядке регресса по иску профессионального объединения страховщиков с лица, ответственного за причиненный потерпевшему вред. Профессиональное объединение страховщиков также вправе требовать от указанного лица возмещения понесенных расходов на рассмотрение требования потерпевшего о компенсационной выплате.

2. В пределах суммы компенсационной выплаты, произведенной потерпевшему в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 и частью 2 статьи 14 настоящего Федерального закона, к профессиональному объединению страховщиков переходит право требования страховой выплаты по обязательному страхованию, которое потерпевший имеет к страховщику.

Глава 4. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ СТРАХОВЩИКОВ

1. Профессиональное объединение страховщиков является некоммерческой организацией, представляющей собой единое общероссийское профессиональное объединение, основанное на принципе обязательного членства страховщиков и действующее в целях обеспечения их взаимодействия и формирования стандартов и правил профессиональной деятельности при осуществлении обязательного страхования.

2. Объединение страховщиков приобретает статус профессионального объединения страховщиков со дня внесения сведений о нем федеральным органом исполнительной власти, к компетенции которого относится осуществление функций по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела), в реестр объединений субъектов страхового дела в качестве профессионального объединения страховщиков.

3. Профессиональное объединение страховщиков осуществляет свою деятельность в соответствии с положениями законодательства о некоммерческих организациях, предусмотренными в отношении ассоциаций (союзов) с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей статуса профессионального объединения страховщиков.

4. Профессиональное объединение страховщиков является открытым для вступления в него новых членов.

1. Профессиональное объединение страховщиков:

1) обеспечивает взаимодействие своих членов при осуществлении ими обязательного страхования, разрабатывает и устанавливает обязательные для профессионального объединения страховщиков и его членов стандарты и правила профессиональной деятельности и контролирует их соблюдение;

2) в целях осуществления обязательного страхования и организации обмена информацией об обязательном страховании осуществляет обработку персональных данных потерпевших, формирует и использует информационные ресурсы, содержащие сведения об обязательном страховании, в том числе сведения об авариях, опасных объектах, о владельцах опасных объектов, договорах обязательного страхования, страховых случаях и потерпевших, с обеспечением установленных законодательством Российской Федерации требований о защите персональных данных и информации ограниченного доступа;

3) представляет и защищает в органах государственной власти, органах местного самоуправления, иных органах и организациях интересы, связанные с осуществлением членами профессионального объединения страховщиков обязательного страхования;

4) осуществляет компенсационные выплаты в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, а также реализует право требования, предусмотренное статьей 16 настоящего Федерального закона;

5) контролирует своевременность и обоснованность страховых и компенсационных выплат потерпевшим;

7) осуществляет иные функции, предусмотренные учредительными документами профессионального объединения страховщиков в соответствии с его целями и задачами.

2. Профессиональное объединение страховщиков вправе осуществлять предусмотренную его учредительными документами иную деятельность в соответствии с целями, определенными настоящим Федеральным законом.

1. Профессиональным объединением страховщиков устанавливаются стандарты и правила профессиональной деятельности, обязательные для его членов и содержащие требования в отношении:

1) порядка и условий осуществления профессиональным объединением страховщиков компенсационных выплат и порядка распределения между членами профессионального объединения страховщиков ответственности по обязательствам профессионального объединения страховщиков, связанным с осуществлением компенсационных выплат;

2) порядка финансирования компенсационных выплат членами профессионального объединения страховщиков, мер по контролю за целевым использованием соответствующих средств, порядка ведения профессиональным объединением страховщиков учета по операциям со средствами, предназначенными для компенсационных выплат;

3) порядка определения вреда, который может быть причинен в результате аварии на опасном объекте, максимально возможного количества потерпевших и уровня безопасности опасного объекта;

4) формирования информационных ресурсов профессионального объединения страховщиков, содержащих информацию ограниченного доступа, а также правил защиты этих информационных ресурсов и пользования ими;

5) порядка вступления в профессиональное объединение страховщиков, выхода, исключения из него;

6) порядка и условий формирования и расходования средств профессионального объединения страховщиков на цели иные, чем финансирование компенсационных выплат, в том числе порядка распределения соответствующих издержек, выплат, сборов и взносов между членами профессионального объединения страховщиков;

7) квалификации работников;

8) защиты связанных с обязательным страхованием прав страхователей и потерпевших, в том числе порядка рассмотрения их жалоб на действия членов профессионального объединения страховщиков;

9) процедуры проведения проверок деятельности членов профессионального объединения страховщиков по обязательному страхованию и соблюдения ими установленных стандартов и правил профессиональной деятельности, в том числе создания контрольного органа и порядка ознакомления с результатами этих проверок других членов профессионального объединения страховщиков, а также требований об обеспечении открытости информации для проведения таких проверок;

10) санкций и иных мер, применяемых к членам профессионального объединения страховщиков, их должностным лицам и работникам, порядка применения и учета таких санкций и мер, а также контроля за их исполнением;

11) разрешения споров между членами профессионального объединения страховщиков, возникающих при осуществлении обязательного страхования;

12) иных стандартов и правил профессиональной деятельности по обязательному страхованию, установление которых отнесено к компетенции профессионального объединения страховщиков по решению его членов.

2. Стандарты и правила профессиональной деятельности, содержащие требования, указанные в пунктах 1, 2, 4, 5 и 8 части 1 настоящей статьи, устанавливаются и изменяются профессиональным объединением страховщиков после предварительного согласования с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере страховой деятельности.

3. Стандарты и правила профессиональной деятельности, содержащие требования, указанные в пункте 3 части 1 настоящей статьи, устанавливаются и изменяются профессиональным объединением страховщиков после предварительного согласования с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере страховой деятельности, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в рамках своей компетенции функции по контролю и надзору в области безопасности соответствующих опасных производственных объектов или гидротехнических сооружений.

4. В случае, если установленные профессиональным объединением страховщиков стандарты и (или) правила профессиональной деятельности нарушают права иных лиц, в том числе потерпевших, страхователей, страховых организаций, не входящих в профессиональное объединение страховщиков, лица, права которых нарушены, вправе обратиться в суд с иском о признании указанных стандартов и (или) правил недействительными или с иском о внесении в них изменений.

1. Учредительными документами профессионального объединения страховщиков должны устанавливаться его обязанность по осуществлению в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, компенсационных выплат и субсидиарная ответственность членов профессионального объединения страховщиков по соответствующим обязательствам профессионального объединения страховщиков.

2. Требования потерпевших о компенсационных выплатах, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 14 настоящего Федерального закона, удовлетворяются профессиональным объединением страховщиков за счет средств, направленных членами профессионального объединения страховщиков из резерва для финансирования компенсационных выплат, а также средств, полученных от реализации профессиональным объединением страховщиков права требования, предусмотренного статьей 16 настоящего Федерального закона.

3. Установленную в соответствии с частью 1 настоящей статьи субсидиарную ответственность члены профессионального объединения страховщиков несут по обязательствам профессионального объединения страховщиков в части осуществления компенсационных выплат, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 14 настоящего Федерального закона, пропорционально размеру средств, направленных в резерв для финансирования компенсационных выплат.

1. Имущество профессионального объединения страховщиков образуется за счет:

1) имущества, передаваемого профессиональному объединению страховщиков его учредителями в соответствии с учредительным договором профессионального объединения страховщиков;

2) вступительных взносов, членских взносов, целевых взносов и иных обязательных платежей, уплачиваемых в профессиональное объединение страховщиков его членами;

3) средств, полученных от реализации права требования, предусмотренного статьей 16 настоящего Федерального закона;

4) добровольных взносов;

5) средств, полученных из иных источников.

2. Средства, предназначенные для финансирования компенсационных выплат, обособляются от иного имущества профессионального объединения страховщиков. Указанные средства отражаются на отдельных балансах профессионального объединения страховщиков, и по ним ведется отдельный учет. Для расчетов по компенсационным выплатам профессиональным объединением страховщиков открывается отдельный банковский счет.

3. Средства, полученные профессиональным объединением страховщиков от реализации права требования, предусмотренного статьей 16 настоящего Федерального закона, направляются на финансирование компенсационных выплат.

4. Финансовая деятельность профессионального объединения страховщиков подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке. Независимая аудиторская организация и условия договора, который обязано заключить с ней профессиональное объединение страховщиков, утверждаются общим собранием членов профессионального объединения страховщиков.

5. Годовой отчет и годовой бухгалтерский баланс профессионального объединения страховщиков после их утверждения общим собранием членов профессионального объединения страховщиков подлежат ежегодному опубликованию.

Размер и порядок уплаты членами профессионального объединения страховщиков взносов и иных обязательных платежей устанавливаются общим собранием членов профессионального объединения страховщиков в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и учредительными документами профессионального объединения страховщиков.

1. В целях обеспечения финансовой устойчивости страховых операций по обязательному страхованию члены профессионального объединения страховщиков формируют перестраховочный пул для перестрахования рисков гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.

2. Соглашением о перестраховочном пуле должны быть, в частности, установлены права и обязанности участников пула, порядок распределения между участниками пула рисков, принятых пулом, условия солидарной ответственности участников пула, условия перестрахования в пуле и перестрахования пулом, порядок ведения дел пулом, вопросы взаиморасчетов между участниками пула по страховым премиям, страховым выплатам и иным затратам, порядок разрешения разногласий и споров между участниками пула.

3. Не допускается принятие перестраховочным пулом рисков по видам страхования иным, чем обязательное страхование.

4. Кроме случаев осуществления перестрахования от имени пула в соответствии с соглашением о перестраховочном пуле, члены профессионального объединения страховщиков обязаны перестраховывать в пуле риск страховой выплаты, принятый ими по договору обязательного страхования, и не вправе перестраховывать данный риск у других страховщиков (в других пулах).

объединения страховщиков, действующего на основании настоящего Федерального закона.

1. Особенности формирования страховых резервов по обязательному страхованию устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере страховой деятельности.

2. При осуществлении обязательного страхования страховщики производят отчисления от страховых премий в резерв для финансирования компенсационных выплат, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 14 настоящего Федерального закона. Размер отчислений в резерв для финансирования компенсационных выплат устанавливается в соответствии со структурой страховых тарифов.

1. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации по запросу профессионального объединения страховщиков обязаны предоставлять бесплатно имеющуюся у них информацию (в том числе конфиденциальную) об опасных объектах, о владельцах опасных объектов, а по запросам страховщиков и профессионального объединения страховщиков - информацию (в том числе конфиденциальную), связанную со страховыми случаями по обязательному страхованию или с событиями, послужившими основанием для предъявления потерпевшими требований о компенсационных выплатах. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в пределах своей компетенции функции по контролю и надзору в области безопасности соответствующих опасных производственных объектов или гидротехнических сооружений, и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, также предоставляют страховщикам по их запросам сведения об опасных объектах, с владельцами которых этими страховщиками заключены договоры обязательного страхования.

2. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в пределах своей компетенции функции по контролю и надзору в области безопасности соответствующих опасных производственных объектов или гидротехнических сооружений, и профессиональное объединение страховщиков обязаны предоставлять бесплатно по запросам граждан, юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления информацию о страховщике, заключившем договор обязательного страхования ответственности владельца конкретного опасного объекта. При возникновении аварии на опасном объекте такая информация предоставляется незамедлительно.

Контроль за исполнением владельцем опасного объекта установленной настоящим Федеральным законом обязанности по обязательному страхованию осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции функции по контролю и надзору в области безопасности соответствующих опасных производственных объектов или гидротехнических сооружений, и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в пределах их компетенции.

Споры, связанные с обязательным страхованием, осуществляемым в соответствии с настоящим Федеральным законом, разрешаются судом, арбитражным или третейским судом в соответствии с их компетенцией.

7. До 1 января 2016 года минимальные значения дополнительного понижающего коэффициента, устанавливаемого страховщиком, устанавливаются в следующих размерах:

8. В отношении опасных объектов, которые являются государственным или муниципальным имуществом и финансирование эксплуатации которых полностью или частично осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов, лифтов и эскалаторов в многоквартирных домах положения настоящего Федерального закона применяются с 1 января 2013 года.

Президент
Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ

Москва, Кремль

На сайте «Zakonbase» представлен ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 27.07.2010 N 225-ФЗ "ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦА ОПАСНОГО ОБЪЕКТА ЗА ПРИЧИНЕНИЕ ВРЕДА В РЕЗУЛЬТАТЕ АВАРИИ НА ОПАСНОМ ОБЪЕКТЕ" в самой последней редакции. Соблюдать все требования законодательства просто, если ознакомиться с соответствующими разделами, главами и статьями этого документа за 2014 год. Для поиска нужных законодательных актов на интересующую тему стоит воспользоваться удобной навигацией или расширенным поиском.

На сайте «Zakonbase» вы найдете ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 27.07.2010 N 225-ФЗ "ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦА ОПАСНОГО ОБЪЕКТА ЗА ПРИЧИНЕНИЕ ВРЕДА В РЕЗУЛЬТАТЕ АВАРИИ НА ОПАСНОМ ОБЪЕКТЕ" в свежей и полной версии, в которой внесены все изменения и поправки. Это гарантирует актуальность и достоверность информации.

При этом скачать ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 27.07.2010 N 225-ФЗ "ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦА ОПАСНОГО ОБЪЕКТА ЗА ПРИЧИНЕНИЕ ВРЕДА В РЕЗУЛЬТАТЕ АВАРИИ НА ОПАСНОМ ОБЪЕКТЕ" можно совершенно бесплатно, как полностью, так и отдельными главами.

На предприятиях, на которых есть опасные объекты, часто происходят аварии. Это может привести к серьезным последствиям, вследствие которых могут пострадать сотрудники на самом предприятии, а также и мирное население. Обладатель опасного объекта на предприятии не вправе эксплуатировать его без исполнения страхования своей ответственности по Федеральному закону 225 о страховании.

ФЗ-225 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» был принят 27 июля 2010 года. Данный закон регламентирует возникающие отношения, которые связаны со страхованием ответственности владельцев (юрлица или ИП) за нанесение вреда здоровью и жизни людей в результате аварий на предприятии.

Федеральный закон состоит из 5 глав и 29 статей:

  • общие положения, описывающие основные термины, выплаты, производимые по страховке, свод правил обязательного страхования ответственности и т. д.;
  • соглашение страхования ответственности, где описываются права и круг обязанностей страхователя и страховщика;
  • осуществление выплат компенсаций;
  • профессиональное объединение страховщиков;
  • заключительные положения.

Последняя редакция датируется 23-им июнем 2016 года, изменения и дополнения вступили в силу 21-го декабря того же года. Однако отдельные положения ФЗ-225 об обязательном страховании ответственности вступят в силу 11-го сентября 2017 года.

Скачать 225-ФЗ об обязательном страховании гражданской ответственности

Скачать ФЗ-225 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» можно по .

Необходимость принятия подобного законопроекта появилась, после произошедших серьезных аварий на предприятиях, повлекших смерть людей. Также в результате фатального эксплуатирования опасного объекта может быть нанесен ущерб окружающей среде. В связи с этим, было принято решение по принятию закона о страховании ответственности ОПО, которые являются источником повышенной угрозы для окружающих.

Изменения ФЗ о страховании 225

Последняя редакция закона о страховании гражданской ответственности была опубликована 23-го июня 2016 года. Рассмотрим подробнее, каким именно изменениям подверглись разные статьи действующего закона.

Статья 16

Изменениям в статье 16 подверглись части 2 и 2.1 и они вступили в силу 21 декабря 2016 года. Вышеуказанная статья описывает процедуру взыскания общей суммы выплат компенсации.

В порядке регресса выплаченная пострадавшему лицу компенсация может быть взыскана с виновника произошедшей аварии. Профессиональным объединением страховщиков осуществляется подача иска. Также данное объединение имеет право запросить возмещения понесенных убытков за рассмотрение заявления пострадавшего лица о получении компенсации.

В рамках общей суммы полученной потерпевшим компенсации, к объединению страховщиков передается право запрашивать денежное возмещение по страховке, которое потерпевший мог предъявить страховщику. Это делается не позже даты закрытия реестра объявленных требований кредитора.

Профобъединение страховщиков имеет возможность требовать у страховщика по ФЗ-127 размер суммы для выплаты компенсаций, после закрытия реестра объявленных требований кредиторов. У профобъединения страховщиков есть возможность требовать недостающую долю активов при передаче страхового портфеля по осуществлению обязательного страхования ответственности.

Статья 7

В статью 7 ФЗ «О страховании гражданской ответственности владельцев опасных
объектов» была добавлена часть 8.1. Статья рассказывает о страховых премиях и тарифах.

Страховая премия является произведением страховой суммы и тарифа. Соглашение страхования ответственности определяет возможность страхователя выплачивать премию по страховке в рассрочку. Считается, что страхователь выполнил свои обязанности по выплатам при поступлении денег на счет страховщика в банке.

Банк РФ устанавливает тарифы по страховке, их минимальные и максимальные значения, их порядок и структуру. Страховые тарифы обязаны быть обоснованы с экономической точки зрения. Доля премии по страховке должна быть не менее 80%.

Период действия данных тарифов — не менее 1 года. Если были произведены корректировки в срок их действия, то страховая премия по договору об обязательном страховании ответственности остается неизменной.

Страховые тарифы включают в себя коэффициент и базовую ставку. Последнее устанавливается согласно характеристикам ОПО — техническим и конструктивным. Коэффициент вводится согласно отсутствию и наличию страховых случаев, которые произошли в следствии нарушения страхователем правил пользования опасным объектом. Коэффициент должен быть от 0,6 до 1.

Страховщик по соглашению об обязательном страховании ответственности может использовать дополнительный пониженный показатель (коэф.), который определяется в соответствии со степенью безопасности ОПО.

Часть 8.1 гласит, что расчет премии по страховке производится при фиксации определенных сведений об аварии на предприятии в ИС федеральной службы исполнительной власти, которая осуществляет контроль безопасности на ОПО.

Статья 18

Здесь корректировки были внесены в пункт 2 часть 1. Статья описывает функции и обязанности профобъединения страховщиков:

  • разрабатывает и определяет стандарты и свод правил осуществления обязательного страхования ответственности, а также осуществляет контроль за их исполнением;
  • реализовывает сбор, хранение, применение и передачу данных об обязательном страховании ответственности. К тому же предоставляет информацию о техногенных авариях, ОПО, владельцев ОПО, пострадавших лицах и т. д.;
  • осуществляет защиту интересов страховщиков;
  • выплачивает компенсации по обязательному страхованию ответственности;
  • осуществляет контроль по выплате страховки и компенсаций пострадавшим в срок;
  • осуществляет публикацию стандартов и свода правил, которые касаются прав пострадавших лиц;
  • занимается передачей сведений о подписанных, продленных или потерявших свою легитимную силу соглашениях по обязательному страхованию ответственности;
  • опубликовывает на официальном сайте или в интернете данные для пострадавших лиц о страховщике, о страховом случае и порядке получения на руки компенсации.

Статья 26

В ст. 26 было введено дополнение в виде части 3. Действующая статья описывает информационное взаимодействие. Следующие вышестоящие органы должны предоставлять бесплатно информацию профобъединению страховщиков об ОПО и их владельцах:

  • федеральная служба исполнительной власти;
  • орган исполнительной власти субъекта;
  • органы местного самоуправления.

Информация предоставляется страховщикам и профобъединению страховщиков о наступлении страховых случаев. Также предоставляется информация о соглашениях обязательного страхования ответственности с обладателями ОПО.

Федеральная служба исполнительной власти и профобъединение страховщиков должны бесплатно предоставлять информацию юрлицам, физлицам, органам местного самоуправления и т. д. о страховщике, который заключил соглашение по страхованию ответственности.

Взаимодействие ИС профобъединения страхователей и федеральной службы исполнительной власти производится с применением СМЭВ.

09 марта 2016 года подписан Президентом РФ и официально опубликован на интернет-портале правовой информации (номер опубликования - 0001201603090046) Федеральный закон от 09.03.2016 № 56-ФЗ. Документ внес изменения в ФЗ от 27 июля 2010 г. № 225 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте».

Статьей 2 нового закона установлено, что он вступает в силу по истечении 180 дней после его официального опубликования - то есть 06 сентября 2016 года.
Отдельные положения документа, связанные с работой единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключением к ней НССО (п.п. «в» пункта 5, п.п. «б» и «г» пункта 14, п.п. «б» пункта 16 статьи 1 ФЗ № 56 от 09.03.2016), вступят в силу через 550 дней после официального опубликования закона - то есть 11 сентября 2017 года.

ФЗ от 09.03.2016 № 56 также устанавливает, что до подключения информационной системы НССО к единой системе межведомственного электронного взаимодействия (но не позднее 11.09.2017г.) обмен сведениями профессионального объединения страховщиков с надзорными органами (Ростехнадзором, МЧС, органами местного самоуправления) осуществляется на основании соглашений, заключенных между этими структурами.

В части 4 статьи 2 ФЗ № 56 особо оговорено, что положения указанного нормативного акта применяются только к правоотношениям, которые возникли из договоров обязательного страхования опасных объектов, заключенных «после дня вступления в силу настоящего Федерального закона».

Какие изменения внесены в закон о страховании опасных объектов

Основные понятия (статья 2)

В новой редакции ФЗ №225 уточнены основные понятия, а именно:

1. «Потерпевший» - теперь это «физические лица, включая работников страхователя, жизни, здоровью и (или) имуществу которых, в том числе в связи с нарушением условий их жизнедеятельности, причинен вред в результате аварии на опасном объекте, юридические лица, имуществу которых причинен вред в результате аварии на опасном объекте. Положения настоящего Федерального закона, применяемые к потерпевшему - физическому лицу, применяются также к лицам, имеющим право на получение страховой выплаты или компенсационной выплаты в случае смерти потерпевшего . К таким лицам относятся лица , имеющие право в соответствии с гражданским законодательством на возмещение вреда в результате смерти потерпевшего (кормильца), при отсутствии таких лиц - супруг, родители, дети умершего, лица, у которых потерпевший находился на иждивении, а в отношении возмещения необходимых расходов на погребение - лица, фактически понесшие такие расходы . В данном случае расширен круг лиц, имеющих право на страховое возмещение в случае смерти потерпевшего - теперь это не только иждивенцы, но и ближайшие родственники (в т.ч. опекуны).

2. «Авария на опасном объекте» - теперь таким происшествием признается также «утечка опасных веществ и обрушение горных пород (масс)».

3. «Эксплуатация опасного объекта» - теперь к ней относится также техническое перевооружение и капитальный ремонт опасного объекта.

4. «Страхователь» - теперь это «владелец опасного объекта или лицо, указанное в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона (речь идет об ответственных за заключение договора ОСОПО для опасных объектов в многоквартирном доме - об этом изменении мы скажем позднее ), заключившие договор обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда потерпевшим в результате аварии на опасном объекте (далее - договор обязательного страхования).

5. «Акт о причинах и об обстоятельствах аварии» - теперь это «документ, составленный в соответствии с законодательством о промышленной безопасности опасных производственных объектов, законодательством о безопасности гидротехнических сооружений, законодательством в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, актами Правительства Российской Федерации по вопросам проведения технического расследования причин аварий на опасных объектах, нормативными правовыми актами в области охраны труда, или иной документ, составленный органом, уполномоченным на расследование причин и обстоятельств аварии на опасном объекте , содержащие сведения о причинах и об обстоятельствах аварии, иные сведения и включенные в перечень соответствующих документов, предусмотренных правилами обязательного страхования».

Осуществление обязательного страхования (статья 4)

В новой версии ФЗ № 225 определен перечень лиц, ответственных за страхование опасных объектов в многоквартирном доме (изменения в часть 1 статьи 4).
Так, если речь идет о лифтах, подъемных платформах для инвалидов, то их должны страховать (заключать договор ОСОПО, выступать страхователями) организации, осуществляющие управление многоквартирным домом в соответствии с требованиями Жилищного кодекса РФ. Особо оговорено, что «в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме» страховать лифты должна организация, выполняющая работы по техническому обслуживанию, капитальному ремонту и модернизации указанных опасных объектов на основании договора, заключенного с собственниками помещений в таком доме .

Если речь идет об ОПО в составе многоквартирного дома (например, о газовых котельных), то их должна страховать организация, эксплуатирующая опасный объект . То есть юридическое лицо, на которое этот ОПО зарегистрирован в реестре опасных производственных объектов.
Причем указанные лица несут полную ответственность за нарушение норм и требований ФЗ №225 в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 9.19 КоАП РФ).

Опасные объекты (статья 5)

К числу опасных объектов, которые подлежат обязательному страхованию, добавлены пассажирские конвейеры (движущиеся пешеходные дорожки) - так называемые траволаторы. Изменения внесены в пункт 4 части 1 статьи 5 ФЗ № 225.

Страховая сумма и предельные размеры страховой выплаты потерпевшему (статья 6)

В новой редакции закона по ОСОПО изменился размер страховых сумм в отношении опасных объектов, на которые не требуется обязательная разработка декларации промышленной безопасности или декларации безопасности гидротехнического сооружения (изменения в пункт 2 части 1 статьи 6).
Так, для шахт угольной промышленности, если максимально возможное количество потерпевших, жизни или здоровью которых может быть причинен вред в результате аварии, составляет более 50 человек - страховая сумма составляет 100 миллионов рублей.

Для ОПО химической, нефтехимической, нефтеперерабатывающей промышленности и объектов спецхимии, а также для шахт угольной промышленности, если максимально возможное количество потерпевших не превышает 50 человек, - страховая сумму устанавливается в размере 50 миллионов рублей.
Для сетей газопотребления и сетей газораспределения, в том числе межпоселковых, а также для иных опасных объектов страховые суммы остались прежними - 25 млн и 10 млн рублей соответственно.

Статья 6 ФЗ № 225 дополнена частью 1.1, в которой установлен размер страховой суммы для угольных шахт, на которые нужна разработка декларации промышленной безопасности. Она не может быть меньше 50 миллионов рублей.

Увеличен максимальный размер страховых выплат (изменения в часть 2 статьи 6):

  • За вред, причиненный имуществу физических лиц (за исключением вреда, причиненного в связи с нарушением условий жизнедеятельности) - с 360 тыс. до 500 тыс. рублей.
  • За вред, причиненный имуществу юридических лиц - с 500 тыс. до 750 тыс. рублей.
Страховая премия и страховые тарифы (статья 7)

В новой редакции ФЗ № 225 скорректирована часть 3 статьи 7 об установлении тарифов на страхование опасных объектов:

Было Стало
3. Страховые тарифы, структура страховых тарифов и порядок их применения при расчете страховой премии устанавливаются Банком России в соответствии с настоящим Федеральным законом. 3. Страховые тарифы или их предельные (максимальные и минимальные) значения, структура страховых тарифов, включая предельный размер отчислений для финансирования компенсационных выплат, порядок применения страховых тарифов страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования устанавливаются Банком России в соответствии с настоящим Федеральным законом и обязательны для применения страховщиками .

Упоминание максимальных и минимальных значений страховых тарифов позволяет предположить, что Банку России дадут право устанавливать своего рода тарифный коридор. Это позволит обеспечить ценовую конкуренцию среди страховщиков при заключении договоров ОСОПО.

Из структуры страхового тарифа исключен коэффициент, зависящий от вреда, который может быть причинен в результате аварии на опасном объекте, и максимально возможного количества потерпевших. В новой редакции изложена часть 8 статьи 7:

Было Стало
8. Коэффициенты страховых тарифов устанавливаются в зависимости от:
1) вреда, который может быть причинен в результате аварии на опасном объекте, и максимально возможного количества потерпевших;
2) отсутствия или наличия страховых случаев, произошедших в период действия предшествующего договора обязательного страхования из-за нарушения страхователем норм и правил эксплуатации опасного объекта, установленных законодательством Российской Федерации.
8. Коэффициенты страховых тарифов устанавливаются в зависимости от отсутствия или наличия страховых случаев, произошедших в период действия предшествующего договора обязательного страхования из-за нарушения страхователем установленных законодательством Российской Федерации норм и правил эксплуатации опасного объекта.

Кроме того, теперь для расчета страховой премии сведения о нарушениях страхователем норм и правил эксплуатации опасного объекта, которые повлекли наступление страхового случая и зафиксированы в акте о причинах и об обстоятельствах аварии, заносятся в информационную систему федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль и надзор в области безопасности соответствующих опасных объектов (Ростехнадзор, МЧС). Таким образом, владелец опасного объекта не сможет утаить от страховой компании факты аварий и инцидентов, чтобы получить скидку на оформление полиса.

Размеры и порядок страховых выплат (статья 8)

Теперь на страховую выплату в случае смерти потерпевшего (2 млн рублей) могут рассчитывать не только иждивенцы, но и близкие родственники указанного лица - супруг (-а), родители, дети умершего, его опекуны (изменения в пункт 1 части 2 статьи 8).

К тому же страховая выплата по договору на страхование ОПО за причинение вреда жизни или здоровью потерпевшего (ранее в части 4 статьи 8 был упомянут только случай смерти) «осуществляется независимо от выплат, причитающихся по другим видам страхования, в том числе по обязательному социальному страхованию».

Статья 8 дополнена частью 6.1. Согласно этому разделу документа потерпевший, которому причинен вред в связи с нарушением условий жизнедеятельности, может рассчитывать (на основании поданного заявления) на страховую выплату «в сумме 800 рублей за каждые сутки фактического периода нарушения условий жизнедеятельности», пока не доказано, что расходы потерпевшего соответствуют большему размеру компенсации. Также отмечено, что «на основании документов, представленных потерпевшим и подтверждающих фактически произведенные расходы, страховщиком производится доплата». При этом общий размер страховой выплаты не может превышать 200 тыс. рублей.

В новой редакции части 7 статьи 8 установлено, что документы, подтверждающие факт нарушения условий жизнедеятельности, «выдаются по требованию потерпевших органами местного самоуправления, наделенными полномочиями по решению вопросов организации и осуществления мероприятий по ГО и ЧС, в течение 10 рабочих дней со дня обращения потерпевшего ».

Договор обязательного страхования (статья 10)

В части 1 статьи 10 окончательно закреплено, что полис ОСОПО передается владельцу объекта только после уплаты им страховой премии или первого страхового взноса.

Было Стало
1. Договор обязательного страхования заключается в отношении каждого опасного объекта на срок не менее чем один год. Документом, подтверждающим заключение договора обязательного страхования, является страховой полис установленного образца. 1. Договор обязательного страхования заключается в отношении каждого опасного объекта, если иное не предусмотрено договором в отношении опасных объектов, указанных в пункте 4 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, на срок не менее чем один год. Документом, подтверждающим заключение договора обязательного страхования, является страховой полис установленного образца, который вручается страховщиком страхователю после уплаты им страховой премии или первого страхового взноса .

Основные права и обязанности страхователя (статья 11)

Внесены изменения в обязанности страхователя (владельца ОПО, эксплуатирующей организации).

Теперь владелец опасного объекта обязан (часть 2 статьи 11 дополнена п. 4.1):

«4.1) информировать работников о заключенном договоре обязательного страхования, о порядке и об условиях осуществления обязательного страхования (в том числе о перечне и порядке оформления документов, необходимых для принятия решения о страховых выплатах, способах получения страховых выплат, предусмотренных договором обязательного страхования и правилами обязательного страхования), путем размещения соответствующей информации в местах, доступных для работников, а также иными способами и поддерживать указанную информацию в актуальном состоянии».

Статья 11 дополнена частью 3.1, в которой особо оговорено, что:

«3.1. Страхователь (владелец ОПО), возместивший по согласованию со страховщиком полностью или частично причиненный потерпевшему вред, вправе требовать от страховщика страховую выплату в части возмещенного им вреда, а потерпевший, которому вред возмещен, это право утрачивает».

Основные права и обязанности страховщика (статья 12)

Изменились также обязанности страховых компаний. Теперь они должны передавать сведения о заключении, об изменении, о прекращении или признании недействительным договора ОСОПО в профессиональное объединение страховщиков (НССО). Ранее эти данные передавались в федеральные надзорные органы (Ростехнадзор, МЧС).

Уточнено, что при задержке страховой выплаты страховщик обязан за каждый день просрочки уплачивать потерпевшему неустойку (пеню) в размере 1% от определенного размера выплаты. При несоблюдении срока направления потерпевшему мотивированного отказа в страховой выплате за каждый день просрочки ему уплачиваются денежные средства в виде финансовой санкции в размере 0,05% от предельного размера страховой выплаты (пункт 11 части 2 статьи 12 изложен в новой редакции).

Кроме того, часть 2 статьи 12 дополнена пунктом 13. Теперь страховщик обязан размещать на своем официальном сайте «информацию для потерпевших о наступлении страхового случая, порядке, об условиях осуществления страховых выплат и о перечне документов, необходимых для принятия решения об осуществлении таких выплат», а также представлять указанные сведения в НССО для размещения на официальном сайте профессионального объединения страховщиков.

Осуществление компенсационных выплат (статья 15)

Наряду со страховыми, увеличен максимальные размер компенсационных выплат, которые осуществляет НССО:

  • За вред имуществу физических лиц - с 360 тыс. до 500 тыс. рублей.
  • За вред имуществу юридических лиц - с 500 тыс. до 750 тыс. рублей.
Функции и полномочия профессионального объединения страховщиков (статьи 16-19)

В новой редакции ФЗ № 225 расширены полномочия профессионального объединения страховщиков (НССО).

Так, НССО теперь принимает участие в формировании стандартов и правил профессиональной деятельности при осуществлении не только обязательного страхования, но и «перестрахования рисков гражданской ответственности владельцев опасных объектов за причинение вреда в результате аварий на опасных объектах» (дополнение к части 1 статьи 17).

Также НССО осуществляет «сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу данных об обязательном страховании, включая сведения об авариях, опасных объектах, о владельцах опасных объектов, договорах обязательного страхования (перестрахования, в том числе при передаче рисков в ретроцессию), страховых случаях и потерпевших» в целях организации обмена информацией с контрольно-надзорными органами и регуляторами страхового рынка (пункт 2 части 1 статьи 18 изложен в новой редакции).

Часть 1 статьи 18 дополнена п. 5.1, согласно которому НССО: «компенсирует за счет средств, предназначенных для осуществления компенсационных выплат, недостающую часть активов при передаче страхового портфеля по ОСОПО страховщику, принимающему страховой портфель, от страховщика, которым не может быть осуществлена страховая выплата».

При этом к НССО переходит право требовать недостающую часть активов со страховщика, передающего страховой портфель (статья 16 дополнена часть 3 на этот счет).
Согласно новой редакции ФЗ №225 НССО (часть 1 статьи 19 дополнена п. 6.1 и 6.2):

  • передает в надзорные органы информацию о заключенных, продленных, недействительных и прекративших свое действие договорах ОСОПО;
  • размещает на своем официальном сайте сведения для потерпевших о наступлении страхового случая, о страховщике, застраховавшем гражданскую ответственность владельца опасного объекта, ответственного за причиненный вред, о порядке получения потерпевшими страховых выплат.
Согласно поправкам в статью 19 (часть 1 дополнена п. 2.1) НССО будет устанавливать порядок «осуществления членами профобъединения страховщиков дополнительных отчислений в резерв для финансирования компенсационных выплат». Также особо отмечено (статья 19 дополнена частью 5), что:

«5. При недостаточности средств для осуществления компенсационных выплат члены профессионального объединения страховщиков производят дополнительные отчисления в резерв для финансирования компенсационных выплат в размере, установленном профессиональным объединением страховщиков и позволяющем обеспечить исполнение обязанности профессионального объединения страховщиков по осуществлению компенсационных выплат».

Заключительные положения (статьи 26-27)

В новой редакции ФЗ № 225 указано, кем осуществляется контроль за исполнением обязанности по обязательному страхованию опасных объектов (статья 27 изложена в новой редакции). А именно:

1) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции надзор в области безопасности ОПО, гидротехнических сооружений, лифтов, подъемных платформ для инвалидов, эскалаторов (за исключением эскалаторов в метрополитенах), пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) - в данном случае речь идет о Ростехнадзоре.

2) в отношении автозаправочных станций жидкого моторного топлива - федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции надзор в области обеспечения пожарной безопасности - в данном случае речь идет о территориальных управлениях МЧС России.

Также установлено, что взаимодействие информационных систем НССО и федеральных органов исполнительной власти, указанных выше, в части обмена информацией об обязательном страховании осуществляется с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия (статья 26 дополнена частью 3).
Вывод

Анализ внесенных в ФЗ № 225 изменений позволяет сделать вывод о том, что новая редакция закона составлена и принята в целях:

  • Более качественной защиты интересов потерпевших (увеличение страховых сумм и выплат; расширение круга лиц, которые могут рассчитывать на компенсацию; рост числа каналов информирования потерпевших об особенностях ОСОПО).
  • Повышения меры ответственности владельцев опасных объектов (в частности, эксплуатантов опасных объектов в многоквартирных домах) и страховых компаний.
  • Повышения качества взаимодействия между надзорными органами, регуляторами страхового рынка, профессиональным объединением страховщиков и страховыми компаниями.
Все это вкупе со сниженными тарифами и новыми правилами ОСОПО от Банка России могут сделать данный вид страхования более эффективным, а работу на опасных объектах - более безопасной. Главное, чтобы новые положения закона успешно реализовались на практике, а владельцы опасных объектов добросовестно относились к своей обязанности по страхованию ответственности.