Тренд "Экодизайн". Как превратить “зеленую тоску” в перспективный бизнес

Экодизайн как большой и серьёзный мировой бизнес тренд распадается на два под-тренда, один из которых претендует на глобальность и большую серьёзность, а второй - ни на что не претендует. Речь идёт об экодизайне и, мы бы сказали, об “экодизайнерстве”.

Разберёмся для начала с “малым” бизнес трендом - “экодизайнерством”, который, как мы заявили выше, ни на что такое особое не претендует. А разобравшись с ним, мы много поймём и про большой тренд.

Тем не менее, тренд “малой экологии” представляет интерес, да и вообще - приносит пользу людям и прибыль торговцам.

Главная идея этого “малого” бизнес тренда - дарить людям иллюзию Природы. Ну, или иллюзию “заботы о Природе”. Когда вы встречаете рекламный слоган типа: “Мы заботимся о Природе, поэтому мы...”, то вы часто понимаете - это лишь красивые слова - игра на модных тенденциях.

Потому что проблемы экологии человека и его жизнедеятельности настолько серьёзны и глобальны, что требуют совместных системных усилий самых передовых учёных и большой денежной поддержки как государственных, так и негосударственных фондов. Грустно признать, но серьёзная забота об экологии, (а не “экологичный” дизайн продукта) вещь в нашем современном мире немыслимо дорогая и очень наукоёмкая. Плюс, как мы уже сказали, требующая общечеловеческих совместных, синхронных - комплексных усилий.

Сегодня нельзя построить дачу-сруб в “прекрасном месте” и при этом быть уверенным в том, что этим красивым жестом ты “нанёс экологии пользу”. Нет, скорее всего, “автор” дачи-сруба “в прекрасном месте” нанёс экологии вред и вред существенный.

Экодизайн - это зачастую лишь, увы, симулякр, игра городских детей в “индейцев” на “необитаемом острове”. То есть, всё - более чем “понарошку”...Ну не может современный человек обойтись без всего, чем окружил себя за последние двести лет!

И тем не менее, мировой тренд этот (“Экодизайн”) скрашивает нам нашу жизнь и хотя бы психологически дарит тот естественный комфорт (связь с землёй), которого лишён житель мегаполиса.

И в этом смысле примитивное “экодизайнерство” может помочь человеку весьма существенно, если сумеет (зная хоть какие-то нехитрые законы психологии и курортологии) обеспечить его нагруженное тело и сознание некоторым подобием релаксации. Так, просто снизив уровень шума в своем помещении, где вы предоставляете услуги или продаёте товары, вы существенно продвинетесь и на ниве “экодизайна”. Правильно организовав зоны досуга, расставив неугнетающий психику свет - вы прослывёте экологом. Вспомнив о пользе зелёного цвета (хлорофилл и фотосинтез - слава им - лёгким нашей планеты!) вы поможете людям обрести островоок гармонии в вашем пространстве.

Поэтому не надо сбрасывать со счетов пользу очень простого (и не очень наукоёмкого) способа сделать своё пространство “экологичным” к человеку. Эти подходы к сервису изучает эргономика, некоторые отрасли медицины (гигиенистика), да тот же - фен-шуй.

Другое дело - как нам быть “экологичными” по отношению не к Человеку, а к самой природе. Мы накопили достаточно информации о том, что дурно влияет на нас. Но мы почити ничего не знаем о том, что дурно влияет на целые природные экосистемы - на море и ручей, на почвы и леса, на атмосферу, виды растений, насекомых...

Этот вопрос изучен нами, людьми, мало, так как никогда не был востребован. До эпохи промышленного капитализма ущерб природе человеком, хотя и наносился, но не катастрофическими темпами. В эпоху же промышленного капитализма передовая наука занималась разработкой и использованием недр - вот и весь интерес к природе. Иной же интерес к Природе находится в стадии начальной разработки исключительно в наши дни. Поэтому когда мы встречаем подлинные образчики самого настоящего “экодизайна” (а не игры бизнесменов в “экологию”), все эти примеры, во-первых, единичны, а во-вторых, разрабатываются исключительно в странах “золотого миллиарда”, странах, которые уже решили свои насущные проблемы и могут себе позволить выделить деньги и досуг на бескорыстную заботу о счастьи и здоровьи как отдельного человека, так и Планеты в целом.

Вот, например, сколько копий сломано в разговорах о снижени физической активности современного человека. О грузе информации, который он обязан перерабатывать каждый день.

А вспомнили ли вы о детях, которые этот “груз информации” вынуждены не только “перерабатывать”, но и физически - носить на своих хрупких несформировавшихся позвонках?... Я имею в виду - конечно же - школьные учебники!

Ну-ка, сани, ступайте в лес сами!

Согласно проведенным исследованиям, вес рюкзака с учебниками, который приходится каждый день носить детям до 12 лет составляет более 4 кг.

Естественно, это не лучшим образом отражается на здоровье - происходит деформация позвоночника, развивается сколиоз, возникают проблемы с мышцами спины и пр. И почему только медики не бьют тревогу?! Предприниматель из Малайзии разработал легкий эргономичный многофункциональный рюкзак для школьников Smart Bag, который изготовлен из экологичных материалов. Его особенность в том, что этот рюкзак можно использовать как … самокат.

Он оборудован удобной ручкой, эргономичными ремнями на плечи, и алюминиевыми колесами диаметром 62 мм для езды.

Посуда изготавливается из листьев и воды по особой технологии с помощью пара и тепла. Причем при ее изготовлении не используется никаких химических веществ, красителей, пластика, воска и т.п. Важная особенность этой посуды - это возможность использования ее в микроволновой печи, духовке и холодильнике.

Действительно, стоящая разработка - экологичный продукт, не загрязняющий окружающую среду и в тоже время удобный в использовании, в том смысле, что ее не нужно мыть. Стоит 1 доллар за тарелку, продается упаковками по 10 или 12 штук.

Я никого не ношу...

Как известно, девиз “Я никого не ем” красовался в вегетарианских столовых России, в эпоху повального увлечения интеллигентным народонаселением философией так называемого “толстовства”.

"Коллекция обуви для веганов появилась на свет благодаря моей любви к живым животным и к моде , - говорит ведущая телевизионного канала Детройта, блоггер и молодая мама Элизабет Кацман, - Хотя обычно эти две составляющих взаимоисключающие, я не думаю, что их нельзя совместить ".

Свою новую коллекцию экологичной обуви для женщин под названием «Elizabeth’s», которая объединила модные тенденции и сострадание к животным Лиз Кацман продвигает активно и грамотно.

Всем бы быть такими мягкими и толерантными (к чужому мнению) ньюзмейкерами!


01.11.2012

Зарабатывай до
200 000 руб. в месяц, весело проводя время!

Тренд 2019 года. Интеллектуальный бизнес в сфере развлечений. Минимальные вложения. Никаких дополнительных отчислений и платежей. Обучение под ключ.

Миллениал пинк - это популярный цвет в мире моды, который иногда называют символом так называемого бесполого поколения. И окраситься в этот цвет сегодня спешат многие бренды, независимо от своей ниши.

Популярность пиксельного дизайна - это не только лишь чудачества от фанатов игры “Майнкрафт”. В пикселях заложена ностальгия по минувшему “святому” детству многих людей на нашей планете.

Тренд "Авокадомания". 33 примера, как авокадо помогает раскручивать любой бизнес

Бизнес охватила настоящая авокадомания. Сегодня на этом трендовом фрукте на Западе не зарабатывает только ленивый. В этом материале мы собрали более 30 примеров прибыльного применения авокадо.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Бионика – наука, исследующая использование свойств и функций природных объектов для создания технических устройств и механических систем. Применение биоформ в архитектурном дизайне. Возникновение архитектурной бионики в России как творческого метода.

    курсовая работа , добавлен 28.02.2016

    Демократический вариант "русского" стиля – самое яркое явление в архитектуре 1860-1870-х гг. Подобно передвижничеству в живописи, он задает тон в архитектуре. Ведущая роль принадлежит демократическому направлению, в тени которого развиваются остальные.

    реферат , добавлен 06.06.2008

    Город как природно-техногенная система. Зонирование территории городов - природные аналогии. Физические факторы в городах. Оценка воздействия физических факторов в городской среде. Архитектурная бионика, использование природных аналогий в архитектуре.

    реферат , добавлен 15.10.2014

    Рост городов и деградация природной среды как естественной фактор развития общества. Современное представление об экологии города; отражение природных концепций в градостроительтве. Использование достижений архитектурной бионики в строительстве зданий.

    реферат , добавлен 11.10.2013

    Готический стиль - художественный стиль, явившийся завершающим этапом в развитии средневекового искусства европейских стран. Соборная площадь и миланский Собор. Архитектурный стиль собора Нидарос. Кельнский собор как шедевр готической архитектуры.

    презентация , добавлен 23.11.2011

    Корни минимализма в традиционной японской архитектуре и в творчестве нидерландского бюро De Stijl. Верность японцев простоте национального жилища. Игра света и тени в пространстве. Основные признаки минимализма в архитектуре. Минимализм в дизайне.

    реферат , добавлен 29.03.2013

    История появления каменистых садов в России. Понятие содержания пропорции, соразмерности в природе. Основные элементы озеленения и благоустройства территории. Малые архитектурные формы. Композиция холмистого сада. Инвентаризация существующих насаждений.

    дипломная работа , добавлен 28.09.2014

    Характеристика особенностей использования стекла в архитектуре и дизайне. Виды стекла и основные способы его обработки: фьюзинг, шелкография, изготовление стемалита, гнутье или моллирование. Модные "стеклянные" решения в дизайне. Зонирование помещения.

    А.О. Глазачева, О.Е. Перфилова

    Экологический дизайн:

    инструменты и критерии проектирования

    глобального социокультурного пространства

    Представлена оригинальная точка зрения на процесс глобализации, который может стать катализатором интеграции человечества в выработке стратегии проектирования социоэкобезопасного планетарного взаимодействия. Статья основана на осмыслении феномена дизайна как технологии проектирования предметной, вещной, духовно-целостной среды бытия человека на основании принципов «биосферосовместимости». Данный подход к социально-культурной оценке проектов технического освоения природы рассматривается как реальная проектная альтернатива современному экологическому кризису.

    технологии

    Ключевые слова: глобализация, социоприродные системы, социальная ответственность, технические системы, эко-дизайн, экологическое образование, аксиологические ориентиры, экологическая культура, экологическая компетентность.

    Усложняющийся комплекс современных процессов трансграничных взаимодействий различных уровней, включающий интенсификацию контактов между культурами и социальными формациями в современных условиях, принято обозначать термином «глобализация». В условиях масштабных социоприродных перемен данное явление является своего рода катализатором процесса интеграции человечества в выработке стратегии проектирования социоэкобезопасного планетарного взаимодействия . Стало понятным, что картезианская модель познания мира, фрагментарный, частичный взгляд на мир, получение информации без понимания смысла является причиной системного социально-экологического кризиса. Цивилизационный «макросдвиг» возможен только на основе изменения сознания, коррекции современной культуры, становления экологической культуры, формирования экологического сознания, нового рационализма , расширенного взгляда на мир . Предельное соответствие онтосу (сущему) во всех видах деятельности в природе, социуме, культуре, духовном производстве, образовании - вот та «философия общего дела» , которая востребована современным социокультурным и духовно-нравственным развитием цивилизации. Пришло время воссоединения логики мышления и нравственности чувств как условия самосохранения человека путем сохранения среды жизни. На основе глубокого преобразования педагогической науки и образовательной практики совершенно по-иному понимаются идеи о природосообразности образования и воспитания человека для реализации его сущностных сил и способностей.

    Применительно к системе экологического образования в качестве наиболее перспективного подхода большинством исследователей сегодня рассматривается определение стратегических ориентиров, целей, задач, содержания экологического образования и воспитания в рамках «Стратегии ЕЭК ООН для образования в интересах устойчивого развития», которая была разработана Комитетом по экологической политике Европейской Экономической Комиссии и принята на совещании высокого уровня представителей министерств охраны окружающей среды и образования. В качестве ведущего подхода к обучению в стратегии рассматривается компетентностный подход, который призван расширить возможности людей вести образ жизни в гармонии с природой и проявлять заботу о социальных ценностях и культурном многообразии. Таким образом,

    современный этап общественного развития предъявляет все новые, более высокие требования к человеку как к профессионалу и гражданину, как к личности. По мнению ряда ученых, XXI в. призван стать веком человеческих качеств (Печчеи А.), веком гуманитарным (Леви-Стросс К.), началом экологической эпохи в развитии человечества (Гирусов Э.В., Лисеев И.К.).

    Утверждая новый алгоритм познания, осмысления и преобразования и мира - «сознание определяет бытие», мы приходим к необходимости онтологического, сущностного понимания, отражения мира, осознавая, что сущностью человека является не его телесная биологическая форма и социальная организация, но обладание одухотворенным разумом. Предельное соответствие онтосу (сущему) в природе, мире и обществе и человека - та методологическая база, на которой возможно понимание, осмысление и коррекция современной культуры. Моральная философия, вписанность в природу, ее циклы, природосообразность, биосферосов-местимость - те новые аксиологические ориентиры, способные помочь человечеству достойно ответить на глобальные вызовы современности.

    Обострение экологического кризиса вызвало критический анализ технических форм и структур с точки зрения их влияния на окружающую среду по критериям ненанесения вреда природным экосистемам, «вписанности» в природные экосистемы. В экологической философии обосновано упомянутое нами выше понятие «биосферосовместимости» как подхода к социально-культурной оценке проектов технического освоения природы. Возрастание внимания к системе «природа - человек - общество» привело к возникновению целого ряда «пограничных» областей опознания и деятельности: социальная экология, антропоэкология, геоэкология, экологическое сознание, экологическая культура, экологический дизайн.

    В культурологии активно утверждает себя понятие «экологическая культура». Мы разделяем мнение Анисимова О.С., Козловой О.Н. и ряда других авторов о том, что экологическая культура - это культура нового качества, в которой реализуются сущностные силы человека, его одухотворенный разум, гармонизирующий отношение духа, сознания и бытия человека. Исследователи единодушны в том, что экологическая культура - это способ самореализации человека в определенных - экологических - рамках, что это внутренняя детерминанта любой деятельности человека, в том числе и дизайнерской.

    Одной из важнейших задач экологического образования является формирование у будущих специалистов, вне зависимости от их профессиональной ориентации, навыков, отношений, ценностей, мотивации

    технологии

    Экологическая культура в контексте устойчивого развития

    к личному участию в решении экологических проблем для улучшения качества среды жизнедеятельности. Целенаправленный научный анализ объективных и субъективных факторов, условий и средств построения учебно-воспитательного процесса в высших учебных заведениях обусловлен также социокультурной потребностью в развитии способностей студентов, в воспитании у них экологоориентированных жизненных ценностей и установок гуманистической направленности. Особая роль в этом смысле принадлежит современному феномену дизайна и непосредственно специалисту-дизайнеру. При понимании феномена дизайна как проектирования предметной, вещной, духовно-целостной среды бытия человека необычайно возрастает его значение в проектировании качества жизни человека. Так, подготовка дизайнеров, их профессиональное становление и экологическая компетентность выдвигаются на передний край педагогической науки и образовательной практики. В этой связи и на фоне нарастающего экологического кризиса экологами, психологами, педагогами, социологами ведется совместный поиск методологических, теоретических, технологических и методических оснований системы экологического образования будущих специалистов-дизайне-ров, что должно вселять надежду на реальное практическое воплощение фундаментальных разработок в области инновационных образовательных технологий.

    Одно из ведущих противоречий в дизайн-образовании связано с недостаточной теоретической разработанностью сущности дизайна как явления культуры, противопоставлением науки и дизайна. Методолог дизайна К. Джонс, утверждая, что дизайн нельзя смешивать ни с искусством, ни с наукой, подчеркивает, что в поиске оптимального решения внутри идеальной модели, абстрактного образа, дизайнеру порой приходится переформулировать и саму проблему. По сути, дизайнер реализует в постижении проблемы герменевтические методы, стремится к пониманию смысла проблемы, а не только воплощению знаний, информации о предмете в проекте . Обобщая, можно сказать: наука исследует сущее, дизайн проектирует должное, что согласится с афористичным утверждением «наука аналитична, дизайн конструктивен». Дизайн дает толчок к созданию новых форм. Поэтому вряд ли противопоставление дизайна и науки продуктивно. При всей специфике творчества, познания в искусстве, дизайне, науке не следует забывать, что все это - лишь различные языки культуры, разные способы отражения природы. Дизайн-творчество отличает от науки воплощенность идеи, замысла. Но и наука, порождающая идеи, внедряет их, реализует в практической сфере. Порой идеи науки питают дизайн-проекты: успехи в философии познания,

    гносеологии оказали влияние на развитие дизайна. Вместе с тем и художественное творчество, образное, личностное, субъективное восприятие явлений, предметов, содействовало возникновению потребности в науке и образовании не только анализа, но и синтеза, образного, а не только «знаниевого» подхода. Можно с уверенностью утверждать, опираясь на исследования классиков дизайна К. Кантора, К.И. Рождествен- |

    ского, В. Л. Глазычева и др., что дизайн не может успешно развиваться и

    вне культуры своего времени, культуры, которая все больше становится экологической. Вместе с тем, дизайн обогащает современную культуру. Образное, метафорическое понимание явления, предмета, вещи, в том числе еще не существующей, как предварение их детального осмысления, выравнивают соотношение анализа и синтеза в познании мира.

    Так экология и дизайн теснейшим образом смыкаются, переплетаются, но при этом сохраняется определенная иерархия, вершиной которой является экологическая культура, понимаемая как соответствующая в своем пределе онтосу (сущему). Ненанесение вреда природе, живому, обществу, самому себе, культуре - критерий экологичности. Обыденной «мерой» поступка с точки зрения экологической культуры является дилемма: угроза - соответствие. Отсутствие в действиях личности, общества угрозы определяется как экологосообразное (культуросообразное). С этих позиций, экологическая культура является всеобщим мерилом любой деятельности - в философии обоснован принцип биосфе-росовместимости как аксиологический ориентир развития.

    Итак, можно заметить, что метафоричность понимания свойственна как дизайнерскому искусству, так и экологической культуре. Однако проблема измерения непременно возникает как при оценке дизайн-продукта, так и уровня сформированности экологической культуры как основы экологической компетентности. В дизайне это оценка экспертов, заказчика, потребителя. Для оценки становления экологической компетентности разработана матрица структурных уровней экологической компетентности специалиста . При этом под «экологической компетентностью» мы понимаем личностный феномен, сущность которого состоит в способности и готовности человека субъектно воспринимать окружающую действительность в единстве природных и социокультурных компонентов при осознании ответственности за профессиональную деятельность. Пока еще экологические критерии компетентности не включены в процесс подготовки дизайнеров, также как и идеи культу-росообразности, экологического соответствия не выступают в качестве одного из компонентов оценки дизайнерской деятельности. «Экологизация дизайна» не происходит «напрямик», через стандартные нормативы.

    технологии

    Экологическая культура в контексте устойчивого развития

    Экологическая культура воздействует на дизайн опосредованно: через формирование эстетических предпочтений и вкусов, через экологическое сознание потребителей, экспертов. Особая роль в этом процессе принадлежит высшему профессиональному образованию в области дизайна, призванному обеспечить становление экологической компетентности специалиста.

    Представленные проблемы еще далеки от решения и исчерпывающего понимания. Однако они демонстрируют плодотворный характер метафоричности экологической культуры для исследования сложных динамичных противоречивых реалий современной эпохи перемен. Вердикт «компетентен - некомпетентен» может быть вынесен по критерию «угроза - соответствие» жизни, жизни биологической, социальной, культурной. Так экологическая компетентность обретает базовый смысл в концепции человека: она носит над-экономический, над-этнический, над-предметный характер. Это универсальная характеристика человека.

    Итак, в современных условиях экологизации науки, техники, культуры и образования, всех сфер жизни общества, с полным основанием можно добавить - успешная работа дизайнера невозможна вне экологической культуры своего времени . Современный продукт дизайна должен отвечать не только эстетическим и техническим, но и экологическим требованиям. Нами предпринята попытка рассмотрения дизайна в зеркале экологии применительно к условиям глобализации.

    Английское слово «design» наиболее часто переводится как проектирование, моделирование (используются и другие понятия дизайна -проект, модель, замысел, чертеж, рисунок). В России дизайн как деятельность понимается чаще всего в узком смысле - как художественное конструирование. Однако в последние десятилетия в мире все большее число специалистов называют дизайн (проектирование) третьей культурой, органично объединяющей гуманитарно-художественную и научно-техническую культуры. Третью культуру - проектную - английские специалисты образно называют «Дизайн с большой буквы», характеризуя его как совокупный опыт материальной культуры и совокупный массив опыта, навыков и понимания, воплощенный в искусстве планирования, изобретения, создания и исполнения.

    Социокультурная роль дизайна проявляется в функции целеполагания, отражающей связь гуманитарной и технической культуры в формировании облика предметной и духовной среды. С этой точки зрения границы исследований в области дизайна должны быть расширены от узкоспециальных до фундаментальных - социально-философских и культурологических. Заметим, что эстетические и экологические идеалы исторически

    изменчивы, динамичны. Индустриальный пейзаж с дымящимися трубами и мощными железобетонными корпусами заводов и фабрик вполне вписывался в эстетику «покорения природы» . Не вызывало это и экологических опасений - считалось, что ресурсы природы безграничны, восстановительные силы огромны. Все было подчинено цели достижения социального благополучия за счет индустриального могущества. |

    Ныне такой или аналогичный пейзаж вызывает огромную экологическую и

    озабоченность и эстетическое отторжение, неприятие. В проектировании наряду с принципом целеполагания (по К. Марксу - сознательной цели) все более активно участвует принцип ценностных ориентаций. Аксиологическая составляющая постепенно становится центром проектной деятельности, определяет эстетические предпочтения и ориентиры, участвует в формировании художественного вкуса. Дизайн как один из способов духовно-предметного отражения и освоения мира вынужден учитывать экологические ценности.

    С открытием теории относительности, законов термодинамики происходит переосмысление представлений о картине мира. Принципиально меняется роль познающего субъекта в познании и отражении реальности.

    По словам Дж. Апдайка, «Мир такой, каким мы его себе представляем». Возьмем на себя смелость утверждать, что в эпоху глобализации дизайн является выразителем основных ценностей и норм определенной культуры, ядра культуры, поскольку, по словам К. Кантора, каждая культура занимает свое особое место в «культурном поле Земли». Принципиально новые требования возникли и в отношении производственной среды (эргономика), и окружающей человека среды. Природосообразность как требование учитывать «человеческие качества» при проектировании технических систем дополняется требованием культуросообразности -соответствия экологическим критериям вписанности в окружающий мир на основе целостного представления о нем. Воплощение в дизайне идей искусства, моральной философии, экологической культуры и, на этой основе, преобразование духовной и предметной среды окружающего мира, проектирование новой целостной картины современного мира -высокое предназначение дизайна.

    Философы утверждают, что совершается гуманитарный переход от эпохи доэкологической к эпохе экологической, человечество держит экзамен на одухотворенную разумность, а современная техногенная цивилизация - на биосферосовместимость. Так, идеи целостного восприятия мира, природосообразности, культуросообразности проникают и в реальный процесс высшего профессионального образования, подготовку специалистов. Покажем это на примере исследования экологической

    технологии

    Экологическая культура в контексте устойчивого развития

    подготовки будущих дизайнеров к профессиональной деятельности. При всем многообразии определений дизайна стержнем является проектная деятельность, органично объединяющая гуманитарно-художественную и научно-техническую культуры. Это деятельность по преобразованию окружающей человека предметной и духовной среды. Дизайн-образование призвано обеспечить готовность выпускника вуза к деятельности по такому преобразованию-проектированию среды, которая не создает угрозы или минимизирует последствия воздействия дизайн-проекта на социо-природные системы. Иными словами, он должен обладать экологической компетентностью. Масштабность задач, которые предстоит решать в связи с экологическими требованиями к профессионализму в любой сфере, позволяют определить экологическую компетентность как ключевую. Она может формироваться на глобальном уровне - как мировоззренческая, на общеобразовательном - как обязательный компонент образования и на профессиональном - как составная часть любой деятельности. Идея целостной предметной среды справедливо рассматривается в России и во всем мире как реальная проектная альтернатива современному экологическому кризису. С этих позиций экодизайн становится стержнем, ядром природосообразной деятельности дизайнера, мерой экологической культуры дизайн-проектов.

    Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что современный экодизайн учитывает теоретико-методологический принцип экологизации всей проектной деятельности, понимание целостности предметной и духовной среды, природосообразности и культуросообразности, идеи проектирования целостной предметной среды. Целостное представление о мире, экологическая культура, целостное мировоззрение, экологическое сознание личности - овладение специалистом этими категориями в процессе дизайн-образования - новая, востребованная временем задача педагогики высшей школы .

    Аксиологический смысл экодизайн-образования состоит в том, чтобы сформировать ценностные экологические установки, в основе которых - целостное восприятие мира, признание не утилитарной, а всеобщей ценности природы как основы жизни, ответственное отношение ко всем проявлениям жизни. Отсюда вытекает определение: экологическая компетентность дизайнера, это способность и готовность реализовать в профессиональной деятельности экологические ценностные установки и ориентиры, проектировать целостную предметную среду .

    Безусловно, что плюрализм мнений по поводу определения глубинной сущности экологического подхода к дизайну имеет право на существование - это один из ракурсов взгляда. Нам, в свою очередь, представляется,

    что подлинные истоки экологического дизайна следует искать в трудах отечественных философов, культурологов, исследователей природы и человека - психологов и педагогов. На основе проведенного анализа соответствующих теоретических источников можно говорить о том, что современное понимание дизайна должно включать в себя гармонизацию

    человека и природы, проектирование, оптимизацию окружающей среды, |

    снижающую противоречия между уникальностью человека, человече- о ских сообществ и стандартностью искусственного мира.

    На сегодняшний день существует множество отраслей художественного проектирования (дизайна): технический дизайн (эстетическое и эргономическое проектирование производственных пространств), арт-дизайн (одна из линий развития современного дизайна, в которой отсутствуют различия между функциональным проектированием, составляющим основу профессионального дизайна, и чистым, высоким искусством) и дизайн среды, включающий в себя различные направления художественно-проектной деятельности, связанной с разработкой предметного окружения человека, систем визуальной коммуникации и информации, организацией жизни и деятельности человека на функциональных и рациональных началах (дизайн интерьеров, дизайн мебели, графический дизайн и т.д.). Основная направленность деятельности дизайнера - производство красивого, удобного и понятного потребителю продукта, «второй природы», основанное на художественно-образных моделях, функциональном анализе, стилизации и компоновке, изучении психологии масс, а также на современных знаниях о культуре, окружающей среде и ее защите. Таким образом, современное понимание дизайна включает в себя широкий диапазон проектных дисциплин, охватывающих все области человеческой жизнедеятельности, ее культурные, нравственные и социальные аспекты. Но прежде всего, дизайн - это гармонизация окружающей среды, путь к целостному мировоззрению, восприятию мира и осознанию своего места в нем (рис. 1).

    В процессе экспертной оценки современного состояния в сфере экологического образования и воспитания будущих дизайнеров было отмечено, что экологическая компетентность специалиста в современных условиях глобальных экологических проблем является одной из важнейших компетентностей, которая носит межпрофессиональный и надпрофесси-ональный характер, что осуществление профессиональной деятельности специалиста любой профессиональной ориентации сегодня должно учитывать экологический аспект, для чего специалист должен обладать такими качествами личности, которые будут способствовать осуществлению

    технологии

    Экологическая культура в контексте устойчивого развития

    профессиональной деятельности с позиций ее экологической целесообразности.

    Рейтинг экологоориентированных ценностей показал, что на первом месте у будущих специалистов - ценности эколого-эстетического характера, не требующие существенных волевых затрат: наслаждение красотой природы. Это может быть связано с тем, что студенты редко привлекаются к практической экологоориентированной деятельности, объясняется и другими, в частности, организационно-педагогическими причинами. Результаты рейтинга социопродуктивной экологоориентированной деятельности как ценности подтвердили данное положение: наибольший показатель относится к игровой и досуговой деятельности. Высокий показатель характерен для ряда общечеловеческих экологоориентированных ценностей на фоне достаточно низкого показателя, отражающего отношение к экологоориентированным наукам; а также для эколого-гуманистической ценности «человек как неотъемлемая часть природы» и личностных, характеризующих экологичность жизненной позиции.

    отражение связи гуманитарной и технической культуры в формировании облика предметной и духовной среды

    Проектирование

    Оптимизация окружающей среды

    гармонизация человека и природы

    Формирование целостного мировоззрения человека

    Проблемное поле:

    Уникальность человеческого общества Противоречия Стандартность искусственного мира

    Рис.1. Экосоциокультурный феномен дизайна

    Таким образом, для кардинального изменения сложившейся ситуации необходим прорыв, который возможен только на основе научного анализа социальной реальности и подготовки по-новому мыслящих людей посредством социально-гуманитарного образования.

    Библиографический список

    1. Глазачева А. О. Культурные истоки и становление экологического дизайна >3 // Социально-гуманитарные знания. 2008. № 12. С. 156-162.

    2. Глазачева А.О. Аксиологические ориентиры формирования экологической компетентности будущего дизайнера // Вестник Российской Академии образования. 2009. № 3. С. 126-129.

    3. Глазачева А.О. Экологический дизайн: в поисках смысла // Социальногуманитарные знания. 2009. № 4. С. 327-333.

    4. Глазачева А.О. Аксиологический аспект экодизайна // Экологические проблемы глобального мира: Материалы международной конференции, Москва, 26-27 октября 2009 г. М., 2009. С. 134-136.

    5. Глазачев С.Н., Перфилова О.Е. Экологическая компетентность: становление, проблемы, перспективы: Учеб. пособие. М., 2008.

    6. Ласло Э. Макросдвиг. К устойчивости мира курсом перемен. М., 2004.

    7. Моисеев Н.Н. Современный рационализм. М., 1995.

    8. Перфилова О.Е. Безопасность экосоциального взаимодействия в условиях глобализации // Вестник Международной Академии Наук (Русская секция). 2009. Специальный выпуск. С. 206-209.

    9. Федоров Н.Ф. Философия общего дела. М., 1982.

    10. Glazacheva A. Ecodesign: Projection of the Environment // Ecology and Forests for Public Health: Proceedings of the International conference. Oslo, Norway, September 18-20, 2009. Oslo, 2009. P. 22.

    11. Kofler W. Sustainability and some arguments for an additional approach for science for survival // International Conference on «Environment: Survival and Sustainability»: Abstracts. Nicosia-Northern Cyprus, 2007. P. 773-774.

    12. Tellness G. How can Nature and Culture promote Health? // Scandinavian Journal for Public Health. 2009. № 37. P. 559-561.


    Современный эко-дизайн в интерьере (греч. eikos – дом, местообитание) – «экологический» стиль» , выполненный из натуральных материалов, дающий ощущение свежести и единения с природой. На сегодняшний день является одним из самых востребованных современных стилей.

    Что такое эко-дизайнт

    Эко дизайн – это попытка воссоздания природной среды в местах обитания человека. Смысл эко-дизайна заключается в самом названии – интерьер, выполненный в этом ключе, оптимально гармонирует с окружающей средой. Именно в «экологичном» помещении человек может почувствовать все преимущества натуральных материалов и действительно отдохнуть от душного города.

    Эко-дизайн или натюрель выражается только за счет своей идеи, природного начала, естественности материалов, цветов, правильности форм.

    Основные элементы стиля Эко-дизайна:

    • основные материалы: дерево, камень, глина, стекло, ткани из натуральных материалов;
    • основные цвета: бежевый, коричневый, белый (в контрасте с черным или темным деревом), нежные пастельные тоны. Чаще используют природные цвета: бледно-зеленый, бледно-голубой, цвета травы, воды, камня, дерева, почвы;
    • близость к природе или ощущение близости, в таком интерьере легко дышится, много света.

    История Эко-дизайна

    У этого стиля нет бурной истории развития, а также знаменитых памятников архитектуры. Стиль сложно назвать уникальным, за счет заимствования форм и методов у других стилей.

    Обращение к «эко» так или иначе происходит, но это лишь смешения эко-дизайна с другими. Например, архитектор Алвар Аалто – «отец модернизма» проектировал дома с прорастающими сквозь крыши деревьями и обвивающими их вьюнами.

    Об эко-дизайне заговорили в конце XX века, когда люди устали от проблем экологии и решили создать свой собственный «чистый» мир в квартире или доме. Этот дизайн интересен тем, что продиктован самой природой. Человек как часть мира и природы, не спешит отказываться от неё, стремится сохранить её, воспроизвести её на загородном участке или квартире, как в эко-дизайне.

    Безусловно, обращение к природе встречалось и раньше в других стилях. Оно выражалось в живописи, росписи, текстурах, архитектурных элементах и скульптурах. Наиболее ярко природная тематика отразилась в модерне. Но если модерн, опирается на элементы классические стилей, то эко-дизайн на современные, не брезгуя присутствием техники и электроники, уж никак не являющейся природной.

    Также отчасти кантри является эко-дизайном, не считая его ухода от современности. «Прародителями» эко-дизайна считают скандинавских дизайнеров, давших основу в соединении естественности материала и новаторской формы, а также японских традиционалистов.

    За счет своей положительной энергетики, способствованию расслаблению, уделению внимания здоровью и правильности жизни, эко-дизайн в интерьере быстро нашел себе поклонников и продолжает оставаться популярным в современных домах и квартирах.

    Сегодня очень часто можно встретить смешение других стилей с эко-дизайном, другими словами эко стилизация интерьера.

    Особенности Эко-дизайна

    Создание эко-дизайна в интерьере нельзя подчинить каким-либо аксиомам, конечно кроме правила, которое гласит, что можно использовать только безвредные и натуральные материалы. Ваш характер, пристрастия, привычки, возраст и даже статус можно отразить в создаваемом интерьере, при этом его принадлежность к эко-дизайну будет неоспоримой.
    Эко-дизайн в интерьере весьма популярен и широк в применении. Для обустройства подходит, как квартира, коттедж, так и чилаут в офисе (место для отдыха) и даже переговорная. Главный принцип эко-дизайна – это естественность во всем. Поэтому, никакого ДСП, пластика и хромированного металла в мебели и предметах декора.

    Одно из наиболее весомых преимуществ эко-дизайна – это большие возможности для воплощения ваших фантазий, Вы можете использовать любые цвета и любые природные материалы в отделке и меблировке. Прекрасно подойдут такие натуральные материалы, как камышовые или другие лиственные обои, речные камни, которые можно использовать в качестве облицовки стен.

    В экологическом стиле содержание определяет форму: все состоит из натуральных материалов. Этот стиль предлагает нам оценить девственно чистую красоту дерева, камня, лозы, хлопка, льна, шерсти, обожженной глины. Не обязательно перегружать эти природные фактуры различными узорами, рельефами, яркими красками и оригинальными конструкциями. Пусть все будет просто и естественно.

    Элементы стиля

    Стены эко-дизайна: деревянные панели, пробковое покрытие, простые бумажные обои с едва заметным растительным узором, а лучше вообще без рисунка, либо обои из натуральных растительных материалов, можно добавить керамическую плитку (однотонную, либо также с растительным рисунком), отделочный камень, использовать белую штукатурку.

    Потолок эко-дизайна: деревянные панели, либо сочетание деревянных балок со светлым потолком (натяжным, либо побеленным) – отличное решения для интерьера эко-дизайна.
    Пол эко-дизайна : в эко стиле выкладывают из камня или терракотовой плитки натурального оттенка. Не менее востребован в эко стиле деревянный паркет, причем как из европейских пород, так и экзотики, бамбука или пробки. Дополнительным приемом может стать совмещение дерева темных и светлых пород.

    Мебель эко-дизайна: из натурального дерева, лучше массива. Столики и табуретки из спилов и цельного ствола дерева и столешницы из природного камня или мрамора. Резьбы не должно быть много, всё же интерьер современный, а значит, форма прямолинейна, фигуры просты. Облегчит массив, мебель из ротанга. Стоит упомянуть, что мебель в эко-дизайне недешевая. Помимо того, что мебель из натурального дерева стоит на порядок дороже, чем её искусственные собратья, так еще в эко стиле большее предпочтение отдается мебели из массива (цельного дерева без соединений). С этим придется только смириться, если только на смену салонов с подобной мебелью вы не найдете «частного плотники», что крайне тяжело. Более дешевой альтернативой может стать мебель в скандинавском стиле.

    Для дверных проемов желательны облегченные двери из массива или двери из деревянного шпона. Можно добавить стеклянные межкомнатные двери в деревянной раме, занавески из «бус», сделанных из натуральных материалов (ракушки, бамбуковые палочки).

    Ткани эко-дизайна никогда не относились к разряду «богатых», традиционно они символизировали простонародный сельский быт. Сегодня же шторы из рогожки и циновки считаются верхом изысканности. Приверженцы экологического стиля уверяют, что натуральные некрашеные ткани даже энергетику имеют другую. Выбирайте для штор и тканевой отделки вещи из льна, ситца, холста, рогожки, из грубой шерсти. В художественных салонах по очень доступной цене продается серый неотбеленный холст. Это очень эффектная ткань для оформления экологического интерьера. Из нее вы можете сделать шторы, скатерти, обивку для мебели. Кроме того, есть смысл присмотреть плетеные жалюзи-циновки: они подойдут как для оформления окон, так и просто в качестве настенных ковриков или разделительных ширм.

    Предметы декора в эко-дизайне: вазы из стекла (чаще зеленого) или глины, живые цветы, плетеные корзины, сундуки, ветки деревьев, простой текстиль из льна или хлопка, декоративные фонтанчики, деревянные или соломенные фруктовницы и солонки. На кухне в эко-дизайне особый уют придают пучки сушеной травы и связки лука. Каждый предмет в интерьере эко -дизайне должен поддерживать ощущение природного прикосновения, будь то картина или композиция из сухоцветов.

    Посуда в эко-дизайне должна быть простой и однотонной мягких цветов. Сложные рисунки не допускаются, лучше всего подойдет узор в этническом стиле. Лучим материалом будет керамика или цветное стекло. Хороши будут деревянные принадлежности, а также хлопковые салфетки.

    Стать ближе к природе, а значит и эко-дизайну, вам поможет наличие не просто нескольких цветов в горшках, а созданного зимнего сада или его мини-версия, когда цветами оформляется только одна зона. Декорировать можно даже камнями, отдельно лежащими или в виде сада камней в небольшой зоне комнаты. Также украсят интерьер аквариум, террариум или клетка с птицами.

    Комната, выполненная в эко-дизайне, должна быть хорошо освещена, в ней не просто светло, в ней чувствуется своя погода, хмурая или солнечная – все зависит только от вашего настроения. Для достижения такого высокого результата, в качестве источников света применяются люминесцентные лампы, которые помимо выполнения основной функции (освещение) еще и сберегут электроэнергию.

    Чтобы оформить дом в стиле натюрель, вовсе не обязательно обивать всю квартиру древесиной. Достаточно сделать из дерева что-то одно – пол, стены, двери или окна. Также можно приобрести необработанную, а значит, и более дешевую древесину и довести ее до совершенства самостоятельно. Это, конечно, займет больше времени, но ведь работа с натуральным деревом – это тоже в какой-то степени общение с природой и своебразная дань выбранному экологическому стилю.

    Основной ошибкой является представление эко-дизайна в виде кантри, с его большим количеством декоративных элементов, резьбой, кружевами, росписями и т.п. Не забывайте эко-дизайн отражает современный интерьер, его минимализм, простоту и функциональность, не захламляйте его и не превращайте его в домик в деревне.

    Эко-дизайн – воплощение природы и целительного покоя

    Эко-дизайн в интерьере отлично подойдет личностям, которые чувствуют свою ответственность за среду, в которой они живут: эко-дизайн – это не просто стильный и красивый интерьер, но еще и выражение определенной позиции протеста против безграничного потребительского инстинкта и загрязнения природы.











    Камень, дерево и натуральность в интерьере всегда были и будут актуальны. Если мы откроем европейский журнал , мы увидим обилие таких натуральных материалов, природных цветов и фактур, что свидетельствует о том, что эко стиль в интерьере сейчас в тренде.

    Эко стиль в интерьере становится всё более популярным, особенно среди жителей мегаполисов, поскольку нахождение среди натуральных материалов быстрее снимает стресс, успокаивает и способствует скорейшему восстановлению сил после рабочего дня. Эко стиль сегодня – это не только здоровый экологичный интерьер, это интерьер, который, и с эстетической точки зрения, выглядит стильно, красиво и дорого.

    Сейчас прослеживается некий бум на и камень в отделке. С чем это связано?

    Если рассматривать, скажем, Английскую классику - мы привыкли, что в таком интерьере много дерева, много поверхностей, деталей, рельефов и иногда резьбы.

    В современном мире дерево в интерьере превратилось в гладкую однородную поверхность, а декоративным элементом является сама текстура древесины. Кроме своей красивой фактуры, которая добавляет в интерьер интересные цветовые акценты, мебель, напольное покрытие или какие-то деревянные предметы декора добавляют в интерьер тепло и уют.

    Почему эко стиль в интерьере актуален сейчас?

    На наш взгляд, жизнь в помещении с натуральными материалами - качественнее и лучше. Ты ощущаешь себя по-другому. Мало сказать, что дерево в интерьере квартиры и камень придают уют помещению. Дело еще в том, что нас окружает повсюду в течении дня. В большом городе мы заняты и куда-то бежим, вокруг нас много груд металла и пластика (машины, телефоны, вагоны метро). Вопрос: зачем нам все это в том месте, где мы живем?

    Дизайн гостиной в современном и эко стилях: проект

    Квартиры и частные дома должны быть местом, где люди отдыхают, проводят досуг, встречаются с друзьями, кто-то даже работает, и очень важно создать нужную атмосферу, за счет натуральных материалов.

    Квартира в современном и эко стиле: проект «Измайлово»

    Экодизайн - это не значит зелень и сочетания оттенков природы. Вовсе нет. Экологичный интерьер в нашем понимании - это создание интерьера, в котором материалы, мебель и декор из натуральных материалов, которые не выделяют вредных веществ для организма человека и окружающей среды. При этом сам интерьер абсолютно современный и максимально функциональный.

    Натуральные материалы, мебель и декор, что и представляют собой экодизайн - это дорого. Это действительно так! Ровным счетом, как и не натуральные материалы тоже могут быть дорогими.

    Мы можем с уверенностью сказать, что натуральный , чем интерьер из не натуральных материалов:

    Ведь можно купить плитку у европейского производителя за 3000 рублей/м2, а можно купить натуральный сланец за 2300 руб/м2. Можно купить стеклянный итальянский стол за 2-3 тысячи долларов, или за эти же деньги привезти спил цельного ствола экзотического дерева из Индонезии. Только то, что у вас будет стол из цельного спила - сделает ваш экоинтерьер с виду на миллион долларов, а итальянским столом уже никого не удивишь.

    Особенности эко стиля в интерьере

    Важно грамотно распределить бюджет, использовать натуральные материалы, мебель и декор, выигрышно выделить определенные натуральные материалы, остальное сделать фоном, чтобы именно этот материал выглядел дорого.

    Как правило, фоном в наших проектах является бетонные стены или однородные поверхности краски, натуральные обои из ткани без излишних деталей и фактур - будь то стены квартиры или гладкие фасады шкафов.

    Экодизайн в интерьере заключается в использование таких материалов, как:

    • натуральные обои в интерьере;
    • отделка интерьера деревом;
    • натуральные ткани;
    • отделка камнем;
    • оформление интерьера деревом (спилы, мебель из массива и прочее);
    • натуральные ткани, дерево, камень, вокруг которых строятся экоинтерьеры.


    Обратившись в мастерскую дизайна , вы получаете эко дизайн квартиры или дом с отделкой натуральным деревом и камнем, экодизайн интерьера в современном стиле, при этом грамотно распределяете бюджет, чтобы не потратить колоссальных денег на эко стиль в интерьер.

    Вы можете заказать экологичный дизайн в Санкт-Петербурге, экодизайн Москва, или находясь в любом другом городе – мы сможем помочь вам в реализации проекта вашей мечты.