Есть ли закономерность. Объясните, чем закономерность отличается от закона

Закономерность существенно отличается от закона тем, что последний всегда вписывается в строгую, устой­чивую систему законов действительности, закономерность же входит в весьма непостоянные текучие системы, изме­няющиеся в зависимости от круга обобщенных ею фактов и изменения внешних условий.

Объясните, что такое «общесистемная закономерность».

Закономерность, характеризующая принципиальные особенности построения, функционирования и развития сложных систем.

Поясните, что понимается под целостностью.

Поведение объекта, состоящего из совокупности взаимосвязанных элементов: изменение в любом элементе системы вызывает изменение в др. элементах и в системе в целом.

Благодаря связям в системе (система представляет собой некое целостное образование, в к-ом ни один элемент не чувствует себя «свободным») осуществляется перенос (передача) свойств от каждого элемента системы к остальным элементам, благодаря чему она ведет себя как единое целое – возникает явление целостности. Целостность определяется количеством и качеством связей: чем больше связей и чем они сильнее, тем больше целостность системы.

Дайте определение эмерджентности.

Возникновение в системе новых интегративных качеств, не свойственных ее компонентам.

Поясните, что понимается под аддитивностью.

Противоположный целостности случай − поведение объекта, состоящего из совокупности элементов, совершенно не связанных между собой: изменение в любом элементе ограничивается только этим элементом и не сказывается на других. В этом случае изменения в системе представляют собой сумму изменений в отдельных элементах.

Поясните, что понимается под синергизмом

Мультипликативный эффект взаимодействия двух или более элементов, характеризующийся тем, что он существенно превосходит суммарный эффект взаимодействия.

Объясните, что понимается под энтропией в системном анализе.

количественная оценка (степень) беспорядка (свободы, разнообразия) в системе.

Поясните, чем отличается открытая система от закрытой.

Открытая система – система, способная обмениваться с окр. ср. массой, энергией и информацией.

Закрытая (замкнутая) система полностью изолирована от среды.

31. Объясните суть второго начала (закона) термодинамики.

Энтропия замкнутой системы многотонно возрастает со временем, вплоть до достижения максимального значения в конечном равновесном состоянии, когда число допустимых состояний системы максимально.

Дайте определение флуктуации.

Случайные процессы, при которых система переходит из более вероятного состояния в менее вероятное.

Объясните суть принципа компенсации энтропии.

Принцип концентрации энтропии гласит, что энтропия неизолированный системы мб уменьшена только в том случае, если система взаимодействует с другой или другими системами т.о., что в процессе взаимодействия происходит компенсирующее увеличение энтропии.

Дайте определение понятию «жизненный цикл».

Жизненный цикл − это период времени от возникновения потребности в системе и ее становления до снижения эффективности функционирования и «смерти» или ликвидации системы.

Поясните, что понимается под историчностью.

Любая система не может быть неизменной, она не только возникает, функционирует, развивается, но и погибает − любая система имеет свой жизненный цикл.

Понятие жизненного цикла связывают с закономерностью историчности − время является непременной характеристикой системы, поэтому каждая система исторична.

Поясните, чем отличается развитие от роста.

Развитие − изменения процессов в системе во времени, выраженные в количественных, качественных и структурных преобразованиях от низшего (простого) к высшему (сложному).

Рост - Увеличение размеров системы

Поясните, что понимается под полисистемностью.

Любой объект окр. мира принадлежит в качестве элемента одновременно многим системам.

38. Приведите примеры полисистемности.

Работник фирмы принадлежит одному из ее подразделений, фирме в целом, профсоюзной организации, мб, политической партии, семье, спортивному клубу, городу, стране и т.д.. Это порождает противоречивость его поведения при вхождении в разные системы, что вызывает «расщепленность» его сознания.

Объясните, в чем заключается закономерность неравномерного развития и расхождения темпов выполнения функций элементами системы.

Как правило, системы все же чаще развиваются, чем деградируют. При этом наблюдается эффект неравномерного развития ее элементов, и чем сложнее система, тем больше проявляется эта неравномерность: элементы системы выполняют свои локальные функции в соответствии со своим темпом. Это закономерно приводит к рассогласованию темпов выполнения функций элементами, что угрожает целостности системы и может ее привести к потере способности выполнять свои функции, к дезорганизации всей системы и даже к остановке. И чем больше размеры системы, тем эта закономерность больше проявляется.

Объясните, в чем заключается закономерность увеличения степени идеальности

Мы можем наблюдать, что при развитии систем они становятся все более компактными, надежными, эффективными. Это соответствует следующей закономерности: развитие всех систем идет в направлении увеличения степени идеальности. Подразумевается, что идеальная система – это такая система, у которой масса, объем, ненадежность, потребление ресурсов стремятся к нулю, хотя при этом способность системы выполнять свои функции не уменьшается.

Объясните, в чем заключается закономерность внутрисистемной и межсистемной конвергенции.

При взаимодействии систем наблюдается сближение их некоторых свойств.

Конвергенция – схождение, сближение, взаимовлияние, взаимопроникновение между системами тли разными элементами внутри одной системы.

Объясните, в чем заключается закономерность сохранения равновесия системы за счет противодействия внешнему возмущению.

за счет противодействия внешнему возмущению».

При внешнем возмущении, нарушающем условие равновесия, в системе развиваются противоположно действующие процессы и до определенного уровня возмущения они нейтрализуют эффект внешнего воздействия.

Объясните, в чем заключается закономерность наиболее слабых мест.

Устойчивость (надёжность) всей системы зависит от наиболее слабых элементов в системе. Эта закономерность гласит, что «где тонко, там и рвется». Структурная устойчивость (нерушимость, непоколебимость) системы определяется устойчивостью наиболее слабой подсистемы. Там, где относительное сопротивление будет меньше необходимого, произойдет сбой.

44. Приведите примеры проявления закономерности 80/20

Большинство языков имеют около миллиона слов(если не больше), Большинство людей используют лишь несколько сотен из этих слов в день.

Дайте определение классификации.

Классификация - это разделение совокупности объектов на классы по некоторым наиболее существенным признакам.

Объясните суть классификации по происхождению.

В зависимости от происхождения системы делятся на естественные и искусственные (создаваемые, антропогенные).

Объясните суть классификации по объективности существования.

Все системы можно разбить на две большие группы: реальные (материальные или физические) и абстрактные (символические) системы.

Реальные системы состоят из изделий, оборудования, машин и вообще из естественных и искусственных объектов.

Абстрактные системы, по сути, являются моделями реальных объектов - это языки, системы счисления, идеи, планы, гипотезы и понятия, алгоритмы и компьютерные программы, математические модели, системы наук.

Покажите отличия централизованных и децентрализованных систем.

Централизованной системой называется система, в которой некоторый элемент играет главную, доминирующую роль в функционировании системы.

Децентрализованная система - это система, в которой нет главного элемента.

Наша жизнь состоит из разных, порой не связанных друг с другом событий.

Мы логически обосновываем их, наводя порядок в восприятии. Если же происшествие не укладывается в логическую цепочку и вызывает неожиданные последствия, это приводит нас в замешательство. И возникает вопрос: что это было?

Привет, Андрей!

Одной из разновидностей необычных событий являются странные совпадения, которые встречаются в жизни любого человека. Например, мы отправляемся куда-либо, и встречаем там знакомого, о котором только что думали; несколько раз подряд сталкиваемся на улице с одним и тем же человеком; звоним другу, и узнаем, что именно в этот момент он хотел позвонить нам.

Мой знакомый Андрей, выходя как-то раз в Москве из здания на Мясницкой улице, заметил двух неизвестных ему мужчин. Он посмотрел на них, а они на него. Андрей зашел к метро, люди двинулись следом. На станции «Охотный ряд» он перешел на «Театральную» и зашел в вагон, чтобы ехать в сторону станции «Царицыно». И увидел в конце вагона тех же людей, пристально на него смотрящих! Ему стало немного не по себе… Выйдя из метро, Андрей поспешно сел в автомобиль и завел мотор, чтобы ехать домой. Тут он у светофора снова заметил тех двоих, ударил по газам и уехал.

На следующий день дней Андрею один за другим позвонили два разных человека, и каждый предложил свою помощь в обучении сына за границей. Это произошло как раз в тот момент, когда эту проблему он уже отчаялся решить.

Игра вероятности - знак высших сил

Экстрасенсы и психологи придумали для подобных ситуаций особый термин - явления синхронности. Они происходят вопреки всем законам природы и науки. Маги считают, что совпадения - это обучающий материал, с помощью которого высшие силы заставляют нас внимательнее и серьезнее относится к эпизодам собственной жизни.

Космос посылает нам импульсы и подсказывает: время пришло, поверьте в случайность, слушайте интуицию! Замечено, что подаваемые через совпадения знаки судьбы лучше воспринимают люди с открытым разумом - то есть те, кто предпочитает веру сухой логике. В их жизни встречается гораздо больше совпадений. Немаловажно и то, что у каждого из нас есть своя карма, но очень часто под воздействием обстоятельств люди сворачивают с предначертанного пути. И высшие силы с помощью серии знаков пытаются вернуть нас на него.

Профессор психологии Аллан Комбс из университета в Эшвилле (штат Северная Каролина, США) говорит: «Мой долголетний опыт наблюдений показывает, что совпадения обычно идут чередой. Чем больше вы привыкаете к ним, тем чаще они случаются. А если вы отметаете их, считая глупостями, они избегают вас. Если вы просто проявляете к ним интерес, то они могут сослужить вам хорошую службу».

8 узелков судьбы

Чего же ожидать от тех совпадений, которые время от времени случаются с каждым? Здесь нам на помощь приходит не только психология, но и народная бытовая магия. Все возможные варианты угадать невозможно, но вот список самых распространенных.

Преследует определенное число. Например, на него выпадают все самые тяжелые дни в году, заболевают родственники, случаются неприятности. Это значит, что нужно задуматься о перемене сферы деятельности, а то и места жительства. Если это невозможно, пейте в этот день воду только из подземных источников - это отведет болезни и лишние хлопоты.

Разозлились на человека, а с ним случилась неприятность. Это говорит о том, что вы ждете от него какого-то решения в вашу пользу. Чтобы он его скорее принял, в такие дни режьте хлеб новым, ранее не использованным ножом.

Одни и те же незнакомые люди встретились вам нескольку раз в день. Значит, скоро вы получите весть - хорошую или плохую. В день такой встречи не стоит задвигать дома шторы на ночь. Это поможет отвести плохие известия и привлечь добрые.

Начали строить планы, и произошло что-то плохое. Это означает, что вы идете по ложному пути, планы нужно пересмотреть и скорректировать.

После нового любовного знакомства пришел бывший партнер. Ваш новый выбор - не ваша судьба. Вам дается шанс подумать. Возможно, вас ждет кто-то третий и эта встреча не за горами. Чтобы приблизить ее, носите с собой в сумочке магнит, обернутый в бумагу.

Подумали о человеке и тут же встретили его на улице. Все, что вы делаете сегодня, даст хороший результат. Но для того, чтобы все планы воплотились в жизнь, нужно на следующий день разменять крупную купюру и мелочь отдать нищему.

Потеряли вещь, а потом родственник оказался в трудном положении. С родным человеком все могло быть гораздо хуже. Но поскольку вы пострадали, ему из двух зол выпало меньшее. Сходите в церковь и поставьте две свечи - за здравие родного человека и во славу Божию.

Хотели позвонить человеку, а он позвонил сам. Дело, о котором шла речь, должно быть доведено до конца.

Прежде всего договоримся, о чем идет речь.

Между 1917 и 1991 гг. 14 стран в разных частях света отказались от рыночной экономики и перешли к строительству социалистического планового хозяйства. К концу 1980-х гг. этот эксперимент в большинстве стран показал негативные результаты, и начался процесс обратного перехода к рыночной экономике, которая в этот период в других странах доказала свои преимущества. Обратный переход для ряда бывших социалистических стран оказался связан с серьезными потрясениями, а некоторые из них распались, в силу чего опыт и закономерности перехода к рыночной экономике мы можем изучать в 31 стране (если учесть, что в двух странах – Куба и Северная Корея – обратный переход не происходил).

В западных странах, в международных экономических организациях, обсуждая проблемы перехода (transition), нередко страны с переходной экономикой (транзитники) трактуют расширительно, присовокупляя к ним и так называемые страны с развивающимися рынками. Рекомендуя те или иные меры оздоровления и оживления экономики, ставят в один ряд множество стран с несовершенными рыночными институтами, у одних – в связи с пережитым социалистическим экспериментом, у других – из-за общего низкого уровня развития и феодальных пережитков. Заметим, что эти два множества пересекаются.

Договоримся, что здесь мы ведем речь только о первых – о бывших социалистических странах и о процессах их трансформации.

Еще один вопрос: если даже закономерности существуют, стоит ли еще их изучать. Ведь этот вопрос представлял особый интерес тогда, когда переходные процессы только начинались и когда знание их закономерностей могло помочь при выработке политики. Но тогда опыта не было и доступны были либо догадки, либо предположительные выводы из общих теоретических положений.

Сейчас переходный период где закончился, а где пройден в значительной мере. Возможные ошибки уже совершены. В силу этого интерес к закономерностям перехода во многом кажется уже историческим. По крайней мере если исходить из того, что в будущем не найдется стран, которые захотят повторить социалистический эксперимент в надежде, что у них получится лучше.

Тем не менее анализ закономерностей перехода представляет и теоретический, и практический интерес. Во-первых, переходный период во многих странах еще далек от завершения и, зная закономерности – что возможно и что невозможно, легче строить политику, строить планы в отношении того, что еще предстоит сделать. Во-вторых, о прошедших и предстоящих реформах не прекращаются идеологические споры. Во многих странах определенными группами лиц констатируется провал реформ по причине неправильной политики, которая признается главным, едва ли не единственным фактором успеха или поражения независимо от того, с какими она сталкивалась ограничениями. А уж с тем, насколько распространены подобные оценки, связаны и серьезные политические следствия: какие деятели могут работать в правительстве, а какие нет, кого подвергнуть остракизму, несмотря на выдающиеся профессиональные и политические качества, и кого выдвигать.

Поэтому мы посвятим главу закономерностям переходного периода. Накопленный опыт позволяет утверждать, что, несмотря на разнообразие условий в разных странах, они существуют. В то же время последующее изложение не претендует на исчерпывающий характер.

Закон - внутренняя существенная и устойчивая связь яв­лений, обусловливающая их упорядоченное изменение. На ос­нове знания закона возможно достоверное предвидение течения процесса. Закон выражает одну из сторон сущности, познание которой в теории совпадает с переходом от эмпирических фак­тов к формулировке законов изучаемых процессов.

В объективном мире встречаются различные типы зако­нов. Одни из них выражают функциональную взаимосвязь меж­ду свойствами объекта (например, закон взаимосвязи массы и энергии), другие - взаимосвязь между самими материальными объектами в больших по размерам системах (например, закон электромагнитных и гравитационных взаимодействий), между самими системами либо между различными состояниями.

Законы различаются также по степени общности и сфере действия. Частные или специфические законы выражают связь между конкретными физическими, химическими или биологи­ческими свойствами тел. Всеобщие законы выражают взаимо­связь между универсальными свойствами и атрибутами материи. Они проявляются на всех известных структурных уровнях мате­рии и изучаются философией.

Все явления в мире подчиняются определенным законам, т.е. все обусловлено (детерминировано) объективными закона­ми. Существуют различные формы и законы детерминации. Ес­ли предшествующие состояния системы однозначно предопре­деляют ее последующие состояния, то изменение такой системы подчиняется динамическим законам, однозначной детермина­ции. Если же в сложной системе предшествующие состояния определяют последующие неоднозначно, то изменение такой системы подчиняется вероятностно-статистическим законам.

В природе законы реализуются бессознательно, в резуль­тате объективного взаимодействия материальных тел. В общест­ве все социальные законы реализуются благодаря сознательной целенаправленной деятельности людей, субъективному фактору. Реализация закона зависит от наличия соответствующих усло­вий, а создание последних обеспечивает переход следствий, вы­текающих из закона, из сферы возможного в сферу действительного Но люди при этом не создают сами законы, а только ограничивают или расширяют сферу их действия в соответствии со своими потребностями и интересами. Законы же существуют объективно, независимо от сознания людей, как выражение не­обходимых, существенных, внутренних отношений между свой­ствами вещей или различными тенденциями развития.

Научный закон - это знание, формулируемое людьми в понятиях, которое, однако, имеет свое основание в природе (в объективной реальности). Эмпирические законы, получаемые из опыта, имеют лишь относительное значение, поскольку они имеют силу только при определенных условиях и всегда лишь в том случае, когда даны определенные предпосылки. Возмож­ность устанавливать законы, т.е. вскрывать закономерные отно­шения, в естественных науках выше, чем в науках о духе (исто­рии, языкознании и т.д.), потому что в естественных науках можно легче и полнее учесть все факторы, определяющие какое-либо событие или состояние, и рассмотреть связь условий. Яв­ления происходят не вследствие какого-либо закона, они не вы­зываются законом, а всегда бывают следствием соответствую­щих законов. Человек, как часть природы, сам подчинен естест­венному закону, в котором он не может ничего изменить. Но благодаря своему знанию природы он может внутри известных границ подчинить себе ее собственную закономерность, создав условия, при которых в соответствии с определенным естест­венным законом следует определенное событие.


Закономерность представляет собой совокупность взаимо­связанных по содержанию законов, обеспечивающих устойчи­вую тенденцию или направленность в изменениях системы. По­средством раскрытия закономерностей, действующих в мире, достигается предвидение будущего, осуществляется претворе­ние теории в практику. Отраженные в мышлении закономерно­сти составляют сердцевину любой науки. Власть человека над окружающим миром измеряется объемом и глубиной знания его законов.