Конспект по биологии экосистема 10. «Конспект урока по биологии на тему «Сообщество, экосистема, биогеоценоз

Урок «Биогеоценоз как биосистема и экосистема»

Тип урока: комбинированный

Вид урока: самостоятельная работа по инструктивным карточкам

Задачи:

- сформировать знания о природных сообществах – биосистемах, понятие о биоценозе и экосистеме;

- продолжить развитие понятия о биогеоценотическом уровне организации жизни;

Материально-техническое обеспечение урока: инструктивные карточки, карточки с заданиями «третий лишний», CD «Биологический энциклопедический словарь», дополнительная литература, компьютер, проектор, таблицы по теме.

План урока:

1. Мотивация и стимулирование. Целевая установка.

3. Изучение нового материала.

4. Закрепление изученного материала

5. Домашнее задание.

ХОД УРОКА

1 . Организация класса.

На прошлом уроке мы изучили особенности биогеоценотического уровня, его структурные элементы и основные процессы. Сегодня вы познакомитесь с взаимосвязями организмов и окружающей среды, больше узнаете о биогеоценозе, познакомитесь с учеными. Все это вы сегодня будете делать самостоятельно. Сегодня вы – исследователи. А чтобы вы не сбились с правильного пути, я раздам вам инструктивные карточки.

2. Актуализация знаний учащихся.

Для начала проведем разминку.

1) Игра «Третий лишний»:

- яснотка – бронзовка – мокрица

- липа – лисичка – клен

- долгоносик – утконос – мухоловка

- липа – божья коровка – сокол

2) Изобразите в виде схемы или уравнения зависимость между такими понятиями, как биотоп, биоценоз, биогеоценоз (выполняет один ученик у доски).

3) Возможно ли существование экосистем, в которых живая часть представлена только двумя группами – продуцентами и редуцентами?

3. Изучение нового материала .

Учащиеся получают инструктивные карточки и начинают работать.

Инструктивная карточка

1. Прочитайте текст учебника о природных сообществах на странице 79.

1.1. Сравните понятия природное сообщество и биогеоценоз

1.2. Что обеспечивает стабильный характер биогеоценозов (приведите известные вам примеры)?

2. Прочитайте текст учебника об учении о биогеоценозе на страницах 79-80.

2.1. Какие организмы участвуют в биологическом круговороте веществ?

2.2. Заполните схему «Круговорот веществ»

2.3. Как круговороты веществ каждого биогеоценоза оказывают влияние на общий глобальный круговорот веществ и поток энергии в биосфере?

3. Прочитайте текст учебника об учении об экосистеме на страницах 80-81.

3.1. Сопоставьте определения биогеоценоз и экосистема.

4. Составьте небольшое сообщение об ученых В.Н.Сукачеве и А.Тенсли используя предоставленную дополнительную литературу.

4. Закрепление изученного материала.

Опрос результатам работы

5. Домашнее задание. Параграф 17. Вопросы 2-4.

Конспект урока биологии в 10 классе на тему:

Биогеоценоз как многовидовая биосистема и экосистема

Подготовила учитель биологии МБОУ СОШ №44 им. В.Кудзоева Худиева Инга Константиновна

Цель: , сформировать знания об основных закономерностях живых систем, о взаимосвязях организмов и надорганизменных живых систем с окружающей средой, о круговороте веществ и потоке энергии в биогеоценозе как необходимом условии его существования.

Задачи: обучающие: развивать понятия «экосистема», «биогеоценоз», «биоценоз»;

развивающие: совершенствовать навыки самостоятельной работы с учебником, умения выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи;

воспитательные: осуществлять экологическое воспитание учащихся.

Средства обучения: электронная презентация, ПК, мультимедиапроектор, экран, иллюстрации с изображением биоценоза дубравы, пресноводного водоёма.

Ход урока

    Организационный момент

    Актуализация знаний

Фронтальная беседа:

    Какие основные типы взаимодействия между живыми организмами вам известны?

    В чем заключается положительная роль хищничества в природе?

    Что такое биогеоценоз? Из каких компонентов он состоит?

Составление схемы «Состав биогеоценоза»:

Биотоп (от био-жизнь и греч.топос-место), участок водоёма или суши с однотипными условиями рельефа, климата и др.абиотических факторов, занятый определенным биоценозом.

Климатоп Гидротоп Эдафотоп

(климатические (гидрологические (почвенные

факторы) факторы) факторы)

Биоценоз – совокупность животных, растений, грибов и микроорганизмов, совместно населяющих участок суши или водоёма.

Фитоценоз Зооценоз Микробиоценоз

    Изучение нового материала

Хотя взаимодействия организмов очень разнообразны, они приводят лишь к трём главным результатам:

Обеспечение пищей;

Изменение среды обитания;

Расселение видов в пространстве.

В результате сложности и переплетенности связей между видами обеспечивается эффективное использование ресурсов биоценоза, контроль за ростом численности организмов. Таким образом поддерживается устойчивое функционирование сложных природных систем. Неосторожное вмешательство человека в жизнь природы может вызвать цепную реакцию событий, которые приведут к неожиданным и нежелательным последствиям.

Характеристика экосистемы (учащиеся работают с текстом учебника и иллюстрациями и находят ответы на вопросы:

    Каким образом связаны между собой живые организмы в экосистеме? (через вещества и энергию)

    Укажите составные части экосистемы, обеспечивающие круговорот веществ.

Ответ:- наличие продуцентов- организмов, способных создавать органические вещества из неорганических;

- наличие консументов- организмов- переработчиков органических веществ;

- наличие редуцентов- организмов- разрушителей, разлагающих органические вещества.

Таким образом, экосистема- очень широкое, безранговое, гибкое понятие, относящееся к системам любой разменности. От капли прудовой воды или пня со всем комплексом населяющих организмов, аквариума с растениями и животными до луга, леса, Мирового океана и биосферы.

Поддерживать круговорот в любой экосистеме можно только тогда, когда в нее входят совершенно различные организмы, различные по всему образу жизни и по той роли, которую они играют в природе.

(Запись) На устойчивость экосистем влияют:

    жизненное пространство- средняя площадь или объём, приходящийся на одну особь рассматриваемых популяций и видов;

    богатство видового состава;

    взаимодействие видов;

    средообразующие свойства видов;

    антропогенное воздействие.

    Закрепление

Решение биологических задач

Задача 1.

В любом сообществе можно выделить доминантные виды. Что они собой представляют? Какой вид в еловом лесу относят к доминантным? Какова роль в сообществе доминантных видов? Многочисленных видов?

Задача 2.

В любой экосистеме обитают разнообразные насекомые. В состав какого звена (продуценты, консументы, редуценты) входят насекомые? Ответ поясните. Какую роль играют насекомые в экосистеме? Составьте цепь питания, одним из звеньев которой будут насекомые.

Задача 3.

Между обитателями аквариума существуют территориальные и пищевые связи. Отметьте связи между растениями и животными аквариума. Что произойдёт, если из аквариума удалить все растения? Моллюсков? Почему аквариумных рыб необходима кормить животным кормом? Объясните, почему рыбы в пруду живут без подкормки.

(Иванова Т.В. Сборник заданий по общей биологии: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/М.:Просвещение.-2002)

Домашнее задание

§17, вопросы после параграфа.

Тема урока: Биогеоценоз как многовидовая биосистема и экосистема. 10 класс

Цель: сформировать знания об основных закономерностях живых систем, о взаимосвязях организмов и надорганизменных живых систем с окружающей средой, о круговороте веществ и потоке энергии в биогеоценозе как необходимом условии его существования.

Задачи: обучающие: развивать понятия «экосистема», «биогеоценоз», «биоценоз»;

развивающие: совершенствовать навыки самостоятельной работы с учебником, умения выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи;

воспитательные: осуществлять экологическое воспитание учащихся.

Средства обучения: электронная презентация, ПК, мультимедиапроектор, экран, иллюстрации с изображением биоценоза дубравы, пресноводного водоёма.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

Фронтальная беседа:

1. Какие основные типы взаимодействия между живыми организмами вам известны?

2. В чем заключается положительная роль хищничества в природе?

3. Что такое биогеоценоз? Из каких компонентов он состоит?

Составление схемы «Состав биогеоценоза»:

Биотоп

Климатоп Гидротоп Эдафотоп

(климатические (гидрологические (почвенные

факторы) факторы) факторы)

Биоценоз

Фитоценоз Зооценоз Микробиоценоз

3. Изучение нового материала

Хотя взаимодействия организмов очень разнообразны, они приводят лишь к трём главным результатам:

Обеспечение пищей;

Изменение среды обитания;

Расселение видов в пространстве.

В результате сложности и переплетенности связей между видами обеспечивается эффективное использование ресурсов биоценоза, контроль за ростом численности организмов. Таким образом поддерживается устойчивое функционирование сложных природных систем. Неосторожное вмешательство человека в жизнь природы может вызвать цепную реакцию событий, которые приведут к неожиданным и нежелательным последствиям.

Характеристика экосистемы (учащиеся работают с текстом учебника и иллюстрациями и находят ответы на вопросы:

1. Каким образом связаны между собой живые организмы в экосистеме? (через вещества и энергию)

2. Укажите составные части экосистемы, обеспечивающие круговорот веществ.

Таким образом, экосистема - очень широкое, безранговое, гибкое понятие, относящееся к системам любой разменности. От капли прудовой воды или пня со всем комплексом населяющих организмов, аквариума с растениями и животными до луга, леса, Мирового океана и биосферы.

Поддерживать круговорот в любой экосистеме можно только тогда, когда в нее входят совершенно различные организмы, различные по всему образу жизни и по той роли, которую они играют в природе.

(Запись)

1. жизненное пространство- средняя площадь или объём, приходящийся на одну особь рассматриваемых популяций и видов;

2. богатство видового состава;

3. взаимодействие видов;

4. средообразующие свойства видов;

5. антропогенное воздействие.

4. Закрепление

Решение биологических задач

Задача 1.

В любом сообществе можно выделить доминантные виды. Что они собой представляют? Какой вид в еловом лесу относят к доминантным? Какова роль в сообществе доминантных видов? Многочисленных видов?

Задача 2.

В любой экосистеме обитают разнообразные насекомые. В состав какого звена (продуценты, консументы, редуценты) входят насекомые? Ответ поясните. Какую роль играют насекомые в экосистеме? Составьте цепь питания, одним из звеньев которой будут насекомые.

Задача 3.

Между обитателями аквариума существуют территориальные и пищевые связи. Отметьте связи между растениями и животными аквариума. Что произойдёт, если из аквариума удалить все растения? Моллюсков? Почему аквариумных рыб необходима кормить животным кормом? Объясните, почему рыбы в пруду живут без подкормки.

Домашнее задание

§17, вопросы после параграфа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Биогеоценоз как многовидовая биосистема и экосистема

Цель: сформировать знания об основных закономерностях живых систем, о взаимосвязях организмов и надорганизменных живых систем с окружающей средой, о круговороте веществ и потоке энергии в биогеоценозе как необходимом условии его существования.

Задачи: обучающие: развивать понятия «экосистема», «биогеоценоз», «биоценоз»;

развивающие: совершенствовать навыки самостоятельной работы с учебником, умения выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи;

воспитательные: осуществлять экологическое воспитание учащихся.

Средства обучения: электронная презентация, ПК, мультимедиапроектор, экран, иллюстрации с изображением биоценоза дубравы, пресноводного водоёма.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний

Фронтальная беседа:

  1. Какие основные типы взаимодействия между живыми организмами вам известны?
  2. В чем заключается положительная роль хищничества в природе?
  3. Что такое биогеоценоз? Из каких компонентов он состоит?

Составление схемы «Состав биогеоценоза»:

Биотоп (от био-жизнь и греч.топос-место), участок водоёма или суши с однотипными условиями рельефа, климата и др.абиотических факторов, занятый определенным биоценозом

Климатоп Гидротоп Эдафотоп

(климатические (гидрологические (почвенные

факторы) факторы) факторы)

Биоценоз – совокупность животных, растений, грибов и микроорганизмов, совместно населяющих участок суши или водоёма

Фитоценоз Зооценоз Микробиоценоз

  1. Изучение нового материала

Хотя взаимодействия организмов очень разнообразны, они приводят лишь к трём главным результатам:

Обеспечение пищей;

Изменение среды обитания;

Расселение видов в пространстве.

В результате сложности и переплетенности связей между видами обеспечивается эффективное использование ресурсов биоценоза, контроль за ростом численности организмов. Таким образом поддерживается устойчивое функционирование сложных природных систем. Неосторожное вмешательство человека в жизнь природы может вызвать цепную реакцию событий, которые приведут к неожиданным и нежелательным последствиям.

Характеристика экосистемы (учащиеся работают с текстом учебника и иллюстрациями и находят ответы на вопросы:

  1. Каким образом связаны между собой живые организмы в экосистеме? (через вещества и энергию)
  2. Укажите составные части экосистемы, обеспечивающие круговорот веществ.

Ответ:- наличие продуцентов - организмов, способных создавать органические вещества из неорганических;

Наличие консументов - организмов- переработчиков органических веществ;

Наличие редуцентов - организмов- разрушителей, разлагающих органические вещества.

Таким образом, экосистема - очень широкое, безранговое, гибкое понятие, относящееся к системам любой разменности. От капли прудовой воды или пня со всем комплексом населяющих организмов, аквариума с растениями и животными до луга, леса, Мирового океана и биосферы.

Поддерживать круговорот в любой экосистеме можно только тогда, когда в нее входят совершенно различные организмы, различные по всему образу жизни и по той роли, которую они играют в природе.

(Запись) На устойчивость экосистем влияют:

  1. жизненное пространство- средняя площадь или объём, приходящийся на одну особь рассматриваемых популяций и видов;
  2. богатство видового состава;
  3. взаимодействие видов;
  4. средообразующие свойства видов;
  5. антропогенное воздействие.
  1. Закрепление

Решение биологических задач

Задача 1.

В любом сообществе можно выделить доминантные виды. Что они собой представляют? Какой вид в еловом лесу относят к доминантным? Какова роль в сообществе доминантных видов? Многочисленных видов?

Задача 2.

В любой экосистеме обитают разнообразные насекомые. В состав какого звена (продуценты, консументы, редуценты) входят насекомые? Ответ поясните. Какую роль играют насекомые в экосистеме? Составьте цепь питания, одним из звеньев которой будут насекомые.

Задача 3.

Между обитателями аквариума существуют территориальные и пищевые связи. Отметьте связи между растениями и животными аквариума. Что произойдёт, если из аквариума удалить все растения? Моллюсков? Почему аквариумных рыб необходима кормить животным кормом? Объясните, почему рыбы в пруду живут без подкормки.

Домашнее задание

§17, вопросы после параграфа.

ТОЛЬКО ДО КОНЦА ЗИМЫ! СКИДКА 60% ДЛЯ ПЕДАГОГОВ НА ДИПЛОМЫ ОТ СТОЛИЧНОГО УЧЕБНОГО ЦЕНТРА!

Курсы профессиональной переподготовки и повышения квалификации от 1 400 руб.
Для выбора курса воспользуйтесь удобным поиском на сайте