Конспект по биологии экосистема 10. «Конспект урока по биологии на тему «Сообщество, экосистема, биогеоценоз
Тип урока: комбинированный
Вид урока: самостоятельная работа по инструктивным карточкам
Задачи:
- сформировать знания о природных сообществах – биосистемах, понятие о биоценозе и экосистеме;
- продолжить развитие понятия о биогеоценотическом уровне организации жизни;
Материально-техническое обеспечение урока: инструктивные карточки, карточки с заданиями «третий лишний», CD «Биологический энциклопедический словарь», дополнительная литература, компьютер, проектор, таблицы по теме.
План урока:
1. Мотивация и стимулирование. Целевая установка.
3. Изучение нового материала.
4. Закрепление изученного материала
5. Домашнее задание.
ХОД УРОКА
1 . Организация класса.
На прошлом уроке мы изучили особенности биогеоценотического уровня, его структурные элементы и основные процессы. Сегодня вы познакомитесь с взаимосвязями организмов и окружающей среды, больше узнаете о биогеоценозе, познакомитесь с учеными. Все это вы сегодня будете делать самостоятельно. Сегодня вы – исследователи. А чтобы вы не сбились с правильного пути, я раздам вам инструктивные карточки.
2. Актуализация знаний учащихся.
Для начала проведем разминку.
1) Игра «Третий лишний»:
- яснотка – бронзовка – мокрица
- липа – лисичка – клен
- долгоносик – утконос – мухоловка
- липа – божья коровка – сокол
2) Изобразите в виде схемы или уравнения зависимость между такими понятиями, как биотоп, биоценоз, биогеоценоз (выполняет один ученик у доски).
3) Возможно ли существование экосистем, в которых живая часть представлена только двумя группами – продуцентами и редуцентами?
3. Изучение нового материала .
Учащиеся получают инструктивные карточки и начинают работать.
Инструктивная карточка
1. Прочитайте текст учебника о природных сообществах на странице 79.
1.1. Сравните понятия природное сообщество и биогеоценоз
1.2. Что обеспечивает стабильный характер биогеоценозов (приведите известные вам примеры)?
2. Прочитайте текст учебника об учении о биогеоценозе на страницах 79-80.
2.1. Какие организмы участвуют в биологическом круговороте веществ?
2.2. Заполните схему «Круговорот веществ»
2.3. Как круговороты веществ каждого биогеоценоза оказывают влияние на общий глобальный круговорот веществ и поток энергии в биосфере?
3. Прочитайте текст учебника об учении об экосистеме на страницах 80-81.
3.1. Сопоставьте определения биогеоценоз и экосистема.
4. Составьте небольшое сообщение об ученых В.Н.Сукачеве и А.Тенсли используя предоставленную дополнительную литературу.
4. Закрепление изученного материала.
Опрос результатам работы
5. Домашнее задание. Параграф 17. Вопросы 2-4.
Конспект урока биологии в 10 классе на тему:
Биогеоценоз как многовидовая биосистема и экосистема
Подготовила учитель биологии МБОУ СОШ №44 им. В.Кудзоева Худиева Инга Константиновна
Цель: , сформировать знания об основных закономерностях живых систем, о взаимосвязях организмов и надорганизменных живых систем с окружающей средой, о круговороте веществ и потоке энергии в биогеоценозе как необходимом условии его существования.
Задачи: обучающие: развивать понятия «экосистема», «биогеоценоз», «биоценоз»;
развивающие: совершенствовать навыки самостоятельной работы с учебником, умения выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи;
воспитательные: осуществлять экологическое воспитание учащихся.
Средства обучения: электронная презентация, ПК, мультимедиапроектор, экран, иллюстрации с изображением биоценоза дубравы, пресноводного водоёма.
Ход урока
Организационный момент
Актуализация знаний
Фронтальная беседа:
Какие основные типы взаимодействия между живыми организмами вам известны?
В чем заключается положительная роль хищничества в природе?
Что такое биогеоценоз? Из каких компонентов он состоит?
Составление схемы «Состав биогеоценоза»:
Биотоп (от био-жизнь и греч.топос-место), участок водоёма или суши с однотипными условиями рельефа, климата и др.абиотических факторов, занятый определенным биоценозом.
Климатоп Гидротоп Эдафотоп
(климатические (гидрологические (почвенные
факторы) факторы) факторы)
Биоценоз – совокупность животных, растений, грибов и микроорганизмов, совместно населяющих участок суши или водоёма.
Фитоценоз Зооценоз Микробиоценоз
Изучение нового материала
Хотя взаимодействия организмов очень разнообразны, они приводят лишь к трём главным результатам:
Обеспечение пищей;
Изменение среды обитания;
Расселение видов в пространстве.
В результате сложности и переплетенности связей между видами обеспечивается эффективное использование ресурсов биоценоза, контроль за ростом численности организмов. Таким образом поддерживается устойчивое функционирование сложных природных систем. Неосторожное вмешательство человека в жизнь природы может вызвать цепную реакцию событий, которые приведут к неожиданным и нежелательным последствиям.
Характеристика экосистемы (учащиеся работают с текстом учебника и иллюстрациями и находят ответы на вопросы:
Каким образом связаны между собой живые организмы в экосистеме? (через вещества и энергию)
Укажите составные части экосистемы, обеспечивающие круговорот веществ.
Ответ:- наличие продуцентов- организмов, способных создавать органические вещества из неорганических;
- наличие консументов- организмов- переработчиков органических веществ;
- наличие редуцентов- организмов- разрушителей, разлагающих органические вещества.
Таким образом, экосистема- очень широкое, безранговое, гибкое понятие, относящееся к системам любой разменности. От капли прудовой воды или пня со всем комплексом населяющих организмов, аквариума с растениями и животными до луга, леса, Мирового океана и биосферы.
Поддерживать круговорот в любой экосистеме можно только тогда, когда в нее входят совершенно различные организмы, различные по всему образу жизни и по той роли, которую они играют в природе.
(Запись) На устойчивость экосистем влияют:
жизненное пространство- средняя площадь или объём, приходящийся на одну особь рассматриваемых популяций и видов;
богатство видового состава;
взаимодействие видов;
средообразующие свойства видов;
антропогенное воздействие.
Закрепление
Решение биологических задач
Задача 1.
В любом сообществе можно выделить доминантные виды. Что они собой представляют? Какой вид в еловом лесу относят к доминантным? Какова роль в сообществе доминантных видов? Многочисленных видов?
Задача 2.
В любой экосистеме обитают разнообразные насекомые. В состав какого звена (продуценты, консументы, редуценты) входят насекомые? Ответ поясните. Какую роль играют насекомые в экосистеме? Составьте цепь питания, одним из звеньев которой будут насекомые.
Задача 3.
Между обитателями аквариума существуют территориальные и пищевые связи. Отметьте связи между растениями и животными аквариума. Что произойдёт, если из аквариума удалить все растения? Моллюсков? Почему аквариумных рыб необходима кормить животным кормом? Объясните, почему рыбы в пруду живут без подкормки.
(Иванова Т.В. Сборник заданий по общей биологии: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/М.:Просвещение.-2002)
Домашнее задание
§17, вопросы после параграфа.
Тема урока: Биогеоценоз как многовидовая биосистема и экосистема. 10 класс
Цель: сформировать знания об основных закономерностях живых систем, о взаимосвязях организмов и надорганизменных живых систем с окружающей средой, о круговороте веществ и потоке энергии в биогеоценозе как необходимом условии его существования.
Задачи: обучающие: развивать понятия «экосистема», «биогеоценоз», «биоценоз»;
развивающие: совершенствовать навыки самостоятельной работы с учебником, умения выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи;
воспитательные: осуществлять экологическое воспитание учащихся.
Средства обучения: электронная презентация, ПК, мультимедиапроектор, экран, иллюстрации с изображением биоценоза дубравы, пресноводного водоёма.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний
Фронтальная беседа:
1. Какие основные типы взаимодействия между живыми организмами вам известны?
2. В чем заключается положительная роль хищничества в природе?
3. Что такое биогеоценоз? Из каких компонентов он состоит?
Составление схемы «Состав биогеоценоза»:
Биотоп
Климатоп Гидротоп Эдафотоп
(климатические (гидрологические (почвенные
факторы) факторы) факторы)
Биоценоз
Фитоценоз Зооценоз Микробиоценоз
3. Изучение нового материала
Хотя взаимодействия организмов очень разнообразны, они приводят лишь к трём главным результатам:
Обеспечение пищей;
Изменение среды обитания;
Расселение видов в пространстве.
В результате сложности и переплетенности связей между видами обеспечивается эффективное использование ресурсов биоценоза, контроль за ростом численности организмов. Таким образом поддерживается устойчивое функционирование сложных природных систем. Неосторожное вмешательство человека в жизнь природы может вызвать цепную реакцию событий, которые приведут к неожиданным и нежелательным последствиям.
Характеристика экосистемы (учащиеся работают с текстом учебника и иллюстрациями и находят ответы на вопросы:
1. Каким образом связаны между собой живые организмы в экосистеме? (через вещества и энергию)
2. Укажите составные части экосистемы, обеспечивающие круговорот веществ.
Таким образом, экосистема - очень широкое, безранговое, гибкое понятие, относящееся к системам любой разменности. От капли прудовой воды или пня со всем комплексом населяющих организмов, аквариума с растениями и животными до луга, леса, Мирового океана и биосферы.
Поддерживать круговорот в любой экосистеме можно только тогда, когда в нее входят совершенно различные организмы, различные по всему образу жизни и по той роли, которую они играют в природе.
(Запись)
1. жизненное пространство- средняя площадь или объём, приходящийся на одну особь рассматриваемых популяций и видов;
2. богатство видового состава;
3. взаимодействие видов;
4. средообразующие свойства видов;
5. антропогенное воздействие.
4. Закрепление
Решение биологических задач
Задача 1.
В любом сообществе можно выделить доминантные виды. Что они собой представляют? Какой вид в еловом лесу относят к доминантным? Какова роль в сообществе доминантных видов? Многочисленных видов?
Задача 2.
В любой экосистеме обитают разнообразные насекомые. В состав какого звена (продуценты, консументы, редуценты) входят насекомые? Ответ поясните. Какую роль играют насекомые в экосистеме? Составьте цепь питания, одним из звеньев которой будут насекомые.
Задача 3.
Между обитателями аквариума существуют территориальные и пищевые связи. Отметьте связи между растениями и животными аквариума. Что произойдёт, если из аквариума удалить все растения? Моллюсков? Почему аквариумных рыб необходима кормить животным кормом? Объясните, почему рыбы в пруду живут без подкормки.
Домашнее задание
§17, вопросы после параграфа.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Биогеоценоз как многовидовая биосистема и экосистема
Цель: сформировать знания об основных закономерностях живых систем, о взаимосвязях организмов и надорганизменных живых систем с окружающей средой, о круговороте веществ и потоке энергии в биогеоценозе как необходимом условии его существования.
Задачи: обучающие: развивать понятия «экосистема», «биогеоценоз», «биоценоз»;
развивающие: совершенствовать навыки самостоятельной работы с учебником, умения выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи;
воспитательные: осуществлять экологическое воспитание учащихся.
Средства обучения: электронная презентация, ПК, мультимедиапроектор, экран, иллюстрации с изображением биоценоза дубравы, пресноводного водоёма.
Ход урока
- Организационный момент
- Актуализация знаний
Фронтальная беседа:
- Какие основные типы взаимодействия между живыми организмами вам известны?
- В чем заключается положительная роль хищничества в природе?
- Что такое биогеоценоз? Из каких компонентов он состоит?
Составление схемы «Состав биогеоценоза»:
Биотоп
(от био-жизнь и греч.топос-место), участок водоёма или суши с однотипными условиями рельефа, климата и др.абиотических факторов, занятый определенным биоценозом
Климатоп Гидротоп Эдафотоп
(климатические (гидрологические (почвенные
факторы) факторы) факторы)
Биоценоз
– совокупность животных, растений, грибов и микроорганизмов, совместно населяющих участок суши или водоёма
Фитоценоз Зооценоз Микробиоценоз
- Изучение нового материала
Хотя взаимодействия организмов очень разнообразны, они приводят лишь к трём главным результатам:
Обеспечение пищей;
Изменение среды обитания;
Расселение видов в пространстве.
В результате сложности и переплетенности связей между видами обеспечивается эффективное использование ресурсов биоценоза, контроль за ростом численности организмов. Таким образом поддерживается устойчивое функционирование сложных природных систем. Неосторожное вмешательство человека в жизнь природы может вызвать цепную реакцию событий, которые приведут к неожиданным и нежелательным последствиям.
Характеристика экосистемы (учащиеся работают с текстом учебника и иллюстрациями и находят ответы на вопросы:
- Каким образом связаны между собой живые организмы в экосистеме? (через вещества и энергию)
- Укажите составные части экосистемы, обеспечивающие круговорот веществ.
Ответ:- наличие продуцентов - организмов, способных создавать органические вещества из неорганических;
Наличие консументов - организмов- переработчиков органических веществ;
Наличие редуцентов - организмов- разрушителей, разлагающих органические вещества.
Таким образом, экосистема - очень широкое, безранговое, гибкое понятие, относящееся к системам любой разменности. От капли прудовой воды или пня со всем комплексом населяющих организмов, аквариума с растениями и животными до луга, леса, Мирового океана и биосферы.
Поддерживать круговорот в любой экосистеме можно только тогда, когда в нее входят совершенно различные организмы, различные по всему образу жизни и по той роли, которую они играют в природе.
(Запись) На устойчивость экосистем влияют:
- жизненное пространство- средняя площадь или объём, приходящийся на одну особь рассматриваемых популяций и видов;
- богатство видового состава;
- взаимодействие видов;
- средообразующие свойства видов;
- антропогенное воздействие.
- Закрепление
Решение биологических задач
Задача 1.
В любом сообществе можно выделить доминантные виды. Что они собой представляют? Какой вид в еловом лесу относят к доминантным? Какова роль в сообществе доминантных видов? Многочисленных видов?
Задача 2.
В любой экосистеме обитают разнообразные насекомые. В состав какого звена (продуценты, консументы, редуценты) входят насекомые? Ответ поясните. Какую роль играют насекомые в экосистеме? Составьте цепь питания, одним из звеньев которой будут насекомые.
Задача 3.
Между обитателями аквариума существуют территориальные и пищевые связи. Отметьте связи между растениями и животными аквариума. Что произойдёт, если из аквариума удалить все растения? Моллюсков? Почему аквариумных рыб необходима кормить животным кормом? Объясните, почему рыбы в пруду живут без подкормки.
Домашнее задание
§17, вопросы после параграфа.
ТОЛЬКО ДО КОНЦА ЗИМЫ! СКИДКА 60% ДЛЯ ПЕДАГОГОВ НА ДИПЛОМЫ ОТ СТОЛИЧНОГО УЧЕБНОГО ЦЕНТРА!
Курсы профессиональной переподготовки и повышения квалификации от
1 400 руб.
Для выбора курса воспользуйтесь удобным поиском на сайте