Конспект по экологии 2 мл группа осень. Конспект занятия во второй младшей группе «Осень пришла

К онспект занятия по экологии во 2 младшей группе на тему: Осень Конспект занятия по экологии во 2 младшей группе "Заглянула в лес "Материал предназначен для воспитателей ДОУ, подойдёт для закрепления знаний у детей 3-4 лет о времени года - осень.

Задачи: закрепить знания детей о приметах осени, вспомнить названия деревьев; закрепить знания детей об овощах и фруктах, об осеннем явлении природы листопаде; закреплять в памяти детей названия цветов: красный, жёлтый, зелёный; уточнить представления детей о подготовке животных и птиц осенью к зиме; расширить активный словарь детей (листопад, хвоя, ароматная, душистая); развивать умение координировать речь с движением, чувство ритма; воспитывать бережное отношение к природе, способность любоваться её красотой.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций об осени, деревьев и кустарников на участке, наборов предметных и сюжетных картинок – «Птицы», «Насекомые», «Осень»; Д/и «1, 2, 3 – к дереву беги!»; Д/и «Какая птица улетела?»; Д/и «Узнай на вкус»; чтение и разучивание стихов об осени; загадывание загадок об осени, овощах, фруктах, птицах, животных.

Техническое обеспечение: Игрушка – ёжик; большая корзина; осенние листья красного, жёлтого, оранжевого, зелёного цвета; картинка с изображением грача; искусственные деревья - ёлка и берёза; макет солнца; аудиозапись "Октябрь " П. И. Чайковского; еловая ветка.

Билингвальный компонент: k ө з – осень, к ерпе – ёжик, аю – медведь.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, послушайте очень интересную загадку и скажите мне, о чем в ней говорится?

Оно весь мир обогревает, И усталости не знает,

Улыбается в оконце, А зовут его все …(солнце)

(Показывает макет солнца.)

Воспитатель: Правильно, это солнышко. Просыпается оно раньше всех, умывается из тучки и поднимается высоко в небо, чтобы совершать “добрые дела”. А какие “добрые дела” совершает солнышко? (Ответы детей.)

У солнышка много “добрых дел”: землю обогреть, ярким светом осветить, да и всех разбудить своими ласковыми лучиками. Но иногда бывает так, что солнышко мало выходит на небо и не дарит нам своего тепла. А как вы думаете, в какое время года это бывает? Какое время года наступило?

Дети: Осень!

Воспитатель: Правильно. Если солнышко реже стало появляться, если меньше греет, то это, значит, к нам пришла осень. (Обращаю внимание на картину «Осенний лес».) Посмотрите, как она разукрасила всё вокруг! Нравится, дети?

Дети: Да!

Д/и «Какая погода? »

Воспитатель: Дети, кто из вас знает, какая погода бывает осенью? Если идёт дождь, то погода какая?

Дети: Дождливая.

Воспитатель: Дует ветер?

Дети: Ветреная.

Воспитатель: А если на улице пасмурно, значит погода какая?

Дети: Пасмурная.

Воспитатель: Если погода сырая? Значит на улице…

Дети: На улице сыро.

Воспитатель: На улице хмуро? Значит погода…

Дети: Погода хмурая.

Воспитатель: На улице солнечно и ясно.

Дети: То погода ясная и солнечная.

Воспитатель: Сегодня ясно, и я приглашаю всех вас на прогулку в осенний лес.

Игра «Шагают наши ножки»

По тропинке мы пойдём

Друг за дружкою гуськом (идут змейкой)

На носочки встали

К лесу побежали (бег)

Ноги выше поднимаем,

На кочки мы не наступаем.

И снова по дорожке (шагают)

Шагают наши ножки.

Воспитатель: Вот мы и пришли в осенний лес. Дети, посмотрите, какое дерево, какое оно красивое, кудрявое.

Даша, как называется это дерево?

«Белая берёза косы распустила

Белая берёза ветки опустила.

Желтые листочки косы украшают,

И на землю тихо, тихо опадают.»

Воспитатель: Назар, скажи, какого цвета ствол у берёзы?

Воспитатель: Посмотрите как много у берёзы красивых развесистых веток.

Какого цвета листья на берёзе?

Правильно, зеленые, а еще какого цвета есть листочки? (Желтые, оранжевые.)

Дети, а листочки у березы маленькие или большие?

Правильно, листочки у березы маленькие.

Сейчас найдите на земле красивые жёлтые листочки, которые упали с берёзы. Возьмите один в левую руку и один в правую руку. Молодцы! А теперь поиграем в игру, которая называется «Ветер и листочки».

Игра «Ветер и листочки».

Я буду ветер, а вы – листочки. Вы их ловите, кружитесь, качайтесь в разные стороны. Движения выполняйте после моих слов. Слушайте внимательно! Слова игры:

«Ветер по лесу летал,

Ветер листики срывал.

Мы ладошки подставляли,

Все листочки мы поймали.

Ветер, ветер-ветерок, (Кружатся, подняв листок вверх)

Покружи ты наш листок,

Покружи, поверти

И на землю опусти. (Приседают.)

Дует, дует ветерок, (качают листочками вправо-влево)

И качается листок.

А сейчас подбросьте все листочки. Вот какой чудесный золотой дождь. Это листопад. Давайте все будем подбрасывать листочки и говорить: «Листопад! Листопад! Листья желтые летят». – Вот как много листьев опало на землю! Будем порядок наводить!

Игра «Дорожки»

Мы дорожки подметаем, – дети выполняют взмахи руками в стороны;

Дружно в кучки собираем,- имитируют сбор листьев;

Чтоб гуляли малыши,- дети шагают;

Веселились от души,- хлопают в ладоши.

Воспитатель: Дети, посмотрите, какое чудесное дерево!

Воспитатель: Саша, как называется это дерево?

Саша: Это ёлка.

Воспитатель: Подумайте, чем оно отличается от других деревьев?

Дети: Это елка. У нее нет листьев.

Воспитатель: Потрогайте, прикоснитесь к иголкам. Какие иголки у ели?

Дети: Колючие, острые, прямые.

Воспитатель: У еловых иголок есть другое название: хвоя. Давайте вместе повторим это слово.

Дети: Хвоя.

Воспитатель: Я сейчас разотру между пальцев несколько иголок. Что вы чувствуете?

Дети: Запах.

Воспитатель: Какой запах?

Дети: Ароматный, душистый, приятный.

Воспитатель: Ой, кто-то спрятался под елью, да еще и листочком прикрылся? Кто же это?

Дети: Ёжик.

Воспитатель: Правильно, это ёжик. Дети, осенью все готовятся к зиме – и люди, и звери, и птицы.

Зайчик скоро сменит свою серую шубку на какую? (На белую.)

А белочка как готовится к зиме? Что она запасает на зиму?

- Ёжик тоже готовится к зиме. Он строит тёплое гнездо на земле из листьев. Давайте ему поможем. Соберём для него листья вот в эту корзину! (Дети собирают листья и складывают в корзину.)

Ёжик благодарит детей за помощь.

Дети, мишка тоже готовится к зиме. Он строит себе берлогу, забирается в неё и спит до весны, а мы ему не дадим спать.

Подвижная игра « Мишка косолапый».

"Мишка, мишка, хватит спать!

Выходи к нам играть!

Нас так много - ты один,

Спать тебе мы не дадим! " (Дети убегают от водящего).

Мишка: Какие вы все весёлые! Я бы ещё с вами поиграл, да только спать очень хочется. До свидания, дети!

Дети: До свидания, Мишка!

Воспитатель: Ой, а кто это к нам залетел попрощаться?

Дети: Грач.

Воспитатель: А почему он хочет с нами попрощаться?

Дети: Потому что он улетает на зиму в тёплые края.

Воспитатель: Правильно. Улетай, грач, улетай. Мы будем ждать тебя весной!

Воспитатель: Ёжик хочет вам загадать загадку.

Ёжик: На колючках у ежат

Два горчичника лежат.

Значит, их поставил кто-то.

Только где же этот доктор?

Лес вздохнул и листья сбросил,

Догадался? Это осень!

«Осень в гости к нам пришла»

Осень в гости к нам пришла – дети шагают;

Деток радует она, – хлопают в ладоши;

Разукрасила наш сад, – выполняют движения руками «волна»;

Подарила листопад! – приседают, касаются руками земли.

Осень: Здравствуйте, дети!

Дети: Здравствуй, Осень!

Д/и «Узнай на вкус».

Осень: Дети, вы так много знаете обо мне. Спасибо вам за это, за доброту вашу, за то, что ёжику помогли листья собрать. У меня для вас есть угощение. Это фрукты и овощи. Посмотрим, узнаете ли вы их на вкус. Закрывайте глазки. (Осень раздаёт угощение.)

Воспитатель: Все узнали, чем вас угостила Осень? Что нужно сказать Осени?

Дети: Спасибо!

Осень: Пожалуйста! До новых встреч! До свидания!

Воспитатель: Вот и подошла к концу наша прогулка по осеннему лесу. Вам понравилось, дети? А сейчас пора возвращаться в детский сад.

(Дети под музыку уходят из зала.)

Игра – занятие «В гости осень к нам пришла»

Вторая младшая группа

Воспитатель: Котельникова Марина Александровна.

Программное содержание:

Образовательные задачи: Способствовать углублению и обобщению знаний детей о диких животных, птицах, деревьях, рыбах; расширять представления о лесе и его обитателях; продолжать знакомить с характерными особенностями времени года; познакомить со свойствами легкий тяжелый продолжать учить понимать и использовать слова, обозначающие соотношение предметов по размеру: широкий - узкий,
Развивающие задачи: развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям; развивать память, связную речь, умение анализировать, делать выводы; развивать умение слушать друг друга.
Воспитательные задачи: воспитывать интерес у детей к жизни леса, умения вести себя в лесу; воспитывать любовь, бережное отношение к природе, проявлять заботу и внимание ко всему живому, формировать доброжелательность.

Предварительная работа:

Рассматривание наглядно-дидактических пособий с изображением диких животных, деревьев, птиц, рассматривание альбома «Времена года»; беседы о осени чтение стихотворений о сени чтение сказок о животных; дидактические игры «Дикие животные».

Оборудование, материал:

Коробки с засушенными листьями березы, листья из картона, аудио запись, мульти проектор, видео (улыбки, и живые картинки осени, дикие животные и птицы), таз с водой, костюм Осени, вазы с букетами осенних листьев березы, ватман, клей, лист.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, что это у нас за беспорядок, к нам уже гости пришли, надо срочно навести порядок.

(Хожу с детьми, наводим порядок в группе, незаметно беру коробку с листьями и как бы случайно роняю их на пол, листья рассыпаются).

Воспитатель: Ой, что же я наделала ….

Кто же мне поможет?

(Активизировать внимание детей, включить их незаметно в образовательный процесс.)

Пока дети помогают собирать листья, воспитатель проводит беседу с детьми:

Воспитатель: Ребята,с какого же дерева эти листочки?

Дети : С березы

Воспитатель: Какие они красивые. Какого они цвета?

Дети : Желтого!

Воспитатель: Но почему же листочки желтыми стали?

Дети: Потому что Осень и холодно.

Воспитатель: Ой, а как же листочки у нас то оказались?

Дети: Потому что был ветер.

Воспитатель: Правильно ветерок подул, и они прилетели к нам. Это осень потеряла их.

Воспитатель: Ребята, давайте отправимся в лес и поищем там Осень, чтоб отдать ей листочки. Вот и дорожка наша. Какая она по ширине?

Дети: Широкая. Дети проходят по дороге.

Воспитатель: Шли, шли и до речки дошли! (Д елает вид, что трогает воду). Вода в речке холодная.А кто в реке обитает?

Ответы детей.

Воспитатель: А чтобы пройти до леса, нужно перейти через реку по мосту. Какой он по ширине?

Дети: Мост узкий.

Дети проходят друг за другом, по мосту .

Воспитатель: Долго, долго с вами шли,

И в осенний лес пришли.

Тише, тише, что то кажется, я слышу (в записи звуки леса)

Сядем на поляночку, отдохнем.

Воспитатель: Скажите, ребята, какие животные живут в лесу? Вы знаете?

Дети: Заяц, лиса, белка, волк. И т.д.

Воспитатель: А если они живут в лесу, то они какие….?

Дети: Дикие.

Воспитатель: Молодцы. А ведь кроме животных в лесу еще кто-то живет, кто же это? Давайте вспомним.

Дети: Птички

Воспитатель: Правильно, птички. А ведь осенью многие птички улетают в теплые края, потому что на улице стало…….???

Дети: холодно!

Воспитатель: Ребята, а кто расскажет стихотворение про осень:

Дети рассказывают стихотворение об Осени.

***

Ходит Осень по дорожке,

Промочила в лужах ножки.

Льют дожди,и нет просвета -

Потерялось где то лето?

Пританцовывая, под музыку появляется Осень.

Осень: Здравствуйте, ребята. Узнали меня?

Дети: да!

Осень: Я Осень. Услышала, что вы говорите обо мне и пришла. Ребята, а давайте с вами поиграем.

Динамическая игра «Прогулка и дождик», автор Т.Н.Лебзак

Осень: Молодцы, а вот вам мой осенний привет. (Корзинка листьями)

Посмотрите, какие они лёгкие и воздушные. А давайте немного поиграем с листиками. Вот у меня лужица (таз с водой), опускаем сначала камушки. Что произошло с камушком?

Ответы детей.

Осень: Правильно – они утонули. Они тяжелые вот и утонули они …

А давайте опустим березовый листик.

Смотрите что происходит? Почему листики не тонут? (Они лёгкие)

Воспитатель: А ведь листики похожи на маленькие кораблики на воде.

Игровое упражнение на дыхание

Давайте сделаем «слабый ветерок» – нежно подуем – пусть листик плывет

А теперь сильный ветер – шторм, буря

(Дети дуют, воспитатель читает)

Как по луже студеной

Плыл кораблик золоченый

Воспитатель: Осень, что ты такая грустная?

Осень: Вот гуляла я по дорожкам и растеряла все листочки

От этого мне и грустно и вот хожу,ищу их и вас дождиком поливаю.

Воспитатель: Осень, не переживай мы нашли твои листочки. И сейчас мы сделаем из них тебе подарок.

Коллективная работа «Осенний букет в корзине»

На столе у детей лежат на подносе листья березы. На другом столе лежит нарисованная корзина, предварительно смазанная клеем.

Воспитатель: Ребята давайте подарим корзину с осенними листиками

Берите листочек и кладите в корзину.

Дети берут листочки и приклеивают их, получается корзина с листьями.

Воспитатель: Вот, Осень, мы дарим вам осенний подарок из твоих листьев.

Осень: Спасибо большое. А мне пора ребята в лес осенний возвращаться! До свидания.

Воспитатель: И нам пора возвращаться в детский сад. Закрываем глаза и глубоко вдыхаем носиком … и медленно выдыхаем.

В это время звучит спокойная музыка

Воспитатель открываем потихоньку глазки …

Вот мы и в детском саду, ребята. Здесь очень тихо, светло, уютно.


Конспект организованной образовательной деятельности во II младшей группе

Тема: «Путешествие в осенний лес»

Приоритетная образовательная область
«Познавательное развитие»
Интеграция образовательных областей
« Социально-коммуникативное развитие»
« Речевое развитее»
« Художественно-эстетическое развитие»
Цель: Закрепить представления об осени, о признаках и приметах осени.
Задачи:
Образовательные:
1. Учить внимательно, слушать речь воспитателя, расширять и активизировать словарный запас воспитанников («осень», «время года», «шуршит»);
2. Совершенствовать грамматический строй речи;
3. Формирование элементарных экологических представлений у детей.
Развивающие:
1. Развивать интерес к окружающему миру в процессе игры-путешествия;
2. Расширять элементарные представления об изменениях в природе
осенью, диких животных, их жизни.
Воспитательные:
1. Воспитывать заботливое отношение к животным, любовь и бережное отношение к природе.
Задачи по образовательным областям в интеграции
Образовательная деятельность «Познавательное развитие»:
1. Обогащать чувственный опыт детей, развивать образные представления, по- средствам закрепления знаний детей о сезонном изменении (осень).
2. Расширять представления о диких животных, живущих в лесу, учить отражать полученные впечатления в речи и продуктивной деятельности.
3. Закрепить знания о правилах поведения в природе, воспитывать уважительное отношение детей к природе и животным.
Образовательная деятельность «Речевое развитие»:
1. Развивать инициативную, хоровую речь детей, обогащать и уточнять представления детей о сезонном изменении осень.
2. Расширять и активизировать словарный запас детей
3. Формировать потребность делится своими впечатлениями с окружающими людьми.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:
1. Совершенствовать технику работы рисование комочком бумаги для изображения осенних листьев.
2. Воспитывать интерес к отражению своих впечатлений и представлений о природе, через умение создавать художественный образ.
3. Воспитывать аккуратность и самостоятельность
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:

1. Развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера.
Виды детской деятельности
Познавательная, коммуникативная, игровая.
Методические приёмы
1. Организационный момент: Появление сказочного Гномика.
2. Ответы детей на вопросы педагога.
3. Хоровое чтение стихотворения с детьми.
4. Просмотр видеоролика.
5. Беседа с детьми после просмотра видеоролика.
6. Музыкально-ритмические композиция «Листик, листик-листопад».
7. Дидактическая игра: «Подбери по цвету».
8. Продуктивная деятельность «Золотые листочки»
9. Анализ деятельности детей, подведение итогов.
Планируемые результаты
Проявляет устойчивый интерес к различным видам детской деятельности: игра-путешествие, слушание и обсуждение, художественное творчество. Эмоционально откликается на главный персонаж -Гномика. Элементарно ориентируется в пространстве группы. Активно участвует в продуктивной деятельности.
Знает последовательность движений музыкально-танцевальной композиции «Листик, листик- листопад».
Материалы и оборудование
мультимедийный проектор, экран
ноутбук
компьютерная презентация
макет дерева
разноцветные осенние листья из бумаги
гуашь
листики бумаги
влажные гипоаллергенные салфетки для детей
корзина с гостинцами для детей (орешки)

Ход организованной образовательной деятельности

Воспитатель: Детки, послушайте, кто там шуршит? Вы слышите?

Ой, да это же гномик, лесной человечек. Давайте поздороваемся с гномиком.
Гномик: здравствуйте ребята.
Воспитатель: А какой гномик? (маленький). А как вы думаете, у гномика какое настроение? (хорошее) Конечно, хорошее, гномик нам улыбается, давайте тоже улыбнемся ему.
Воспитатель: Посмотрите, гномик что то нам принёс, что это? (листочки)
Какие листочки? (красивые, разноцветные, красные, желтые, зеленые). Разноцветные листочки в какое время года бывают? (осенью) Значит какие листочки? (осенние) Правильно детки, это осенние листочки. Все они разноцветные, золотистые, поэтому про осень говорят: «Золотая осень».
Воспитатель: А давайте, ребята, расскажем Гномику стихотворение про осень:
«Осень золотая ходит по дорожкам.
У нее на ножках желтые сапожки.
У нее на платьице листики цветные,
А в ее лукошке есть грибы лесные!»
Гномик: Спасибо ребята, мне понравилось ваше стихотворение. Я тоже очень люблю это красивое время года. А вы хотите побывать в осеннем лесу?
Воспитатель: Что бы попасть в сказочный лес, нужно закрыть глаза произнести волшебные слова:
«Хлопну, топну, повернусь.
И в лесу тотчас окажусь».
Детки, открывайте глазки, посмотрите, как красиво.
(на экране осенний лес).
Воспитатель: Давайте тихонечко присядем и посмотрим, что же происходит осенью. (Показ видеофильма)


Воспитатель: Ребята, что вы увидели? Какие осенью деревья? (разноцветные, красивые). А как вы думайте, какие в лесу живут животные? (перечисляют) Одним словом, как можно их назвать, какие животные? (дикие). Умнички, а почему их называют дикими? (потому что, дикие животные добывают себе пищу сами, им человек не помогает) Ребята, а что делают осенью животные? (готовятся к зиме). А как вы думаете, нужно себя вести в лесу? (тихо, не шуметь, не кричать, чтобы не напугать животных).
Давайте, с вами погуляем по лесу.
«Листопад, листопад, листья желтые летят, под ногами у ребят разноцветные шуршат». (звук – шелест листвы).
Воспитатель: Ой ребята, посмотрите подул ветерок и разбросал все наши листочки, давайте мы с вами их попробуем собрать по цвету.
Д/И «По цвету»
Дети выполняют задание.



Молодцы ребята собрали все листочки. Красивые, резные, а давайте с ними потанцуем. (Танец с листочками - Листик, листопад).


Воспитатель: Хорошо стало в лесу, тихо, спокойно. Но скоро все листочки с деревьев опадут, и мы еще долго не увидим деревья такими красивыми. Давайте на память об осени мы украсим вот это деревце и подарим нашему гномику. У нас на столах лежит уже нарисованное дерево, давайте устроим листопад, нарисуем листочки. Но рисовать сегодня мы будем не кисточками, не карандашами, а мятой бумагой. Для этого возьмём лист бумаги, сомнём его так, чтобы у вас получился бумажный комочек (воспитатель сопровождает свои слова действиями),


затем окунём в краску жёлтого цвета бумажный комочек. Рисуем листочки, примакиванием бумаги.


Молодцы, ребята. Очень красивый получился листопад.


Гномик: За вашу прекрасную работу, красивый листопад, я вам хочу вручить корзинку с гостинцами.
Воспитатель: Ну вот наше путешествие и подошло к концу. Ребята, вам понравилось в лесу? Кого мы с вами встретили? Что мы видели в лесу?
Воспитатель: Дети, давайте скажем «Спасибо» нашему волшебнику гномику за гостинцы и такое прекрасное путешествие! Но нам пора прощаться и возвращаться в детский сад.
Гномик: До свидания ребята!
Воспитатель: Вокруг себя повернись - в садике вновь окажись. На этом наше путешествие закончилось…
«Всем спасибо за внимание, говорим мы - до свидания!»

Разделы: Работа с дошкольниками

Цели:

  • Закрепить знания детей о приметах осени, вспомнить названия деревьев, растущих на участке детского сада.
  • Учить детей замечать красоту природных явлений.
  • Закрепить знания детей об овощах и фруктах.
  • С помощью исследовательской деятельности учить различать плоды по особенностям формы, цвета, поверхности, вкуса и запаха.
  • Развивать сенсорные ощущения.
  • Ощущать радость от восприятия красивых плодов, их запаха.
  • Воспитывать благодарное чувство к природе.
  • Начать воспитывать понимание ценности здоровья, формировать желание не болеть, укреплять здоровье с помощью пищи, богатой витаминами.

Активизация и обогащение словаря: золотая осень, листопад, ароматное, шершавое

Предварительная работа:

Наблюдения на прогулках за осенними явлениями в природе:

Сделали видеозапись наблюдений. Рассматривание иллюстраций об осени; дидактические игры «Что нам осень подарила», «Овощи и фрукты – полезные продукты». Поместили в уголок природы корзину с овощами и фруктами, растущими в нашем регионе (для самостоятельной деятельности детей).

Оборудование: видеозапись наблюдения на прогулке, зонт, «лужи» из картона, корзина с фруктами и овощами, поднос, шпажки для фруктов, салфетка, костюм для «Осени», модели «глаз», «рука», «нос», «язык».

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: Ребята, вы любите сказки?

Дети: Любим!

Воспитатель: Тогда рассаживайтесь удобнее, я вам расскажу сказку о волшебнице Осени.
В одном детском саду жили-были красивые, умные, добрые дети: Антон, Федя, Настя, Лиза, Гера и Полина. Однажды пошли они гулять, приметы осени искать.
Давайте посмотрим, какие приметы осени ребята увидели на улице.

(Просмотр видеозаписи – фрагмент наблюдений на прогулке)

Воспитатель: Кого вы увидели в фильме?

Дети: Себя, Антона, Геру,… Мы гуляли.

Воспитатель: А где мы гуляли?

Дети: На участке, около детского сада.

Воспитатель: А какие деревья растут около детского сада?

Дети: Береза, карагач, сирень, клен. Они стоят голые, все листья упали на землю.

Воспитатель: Начинается листопад, насекомые прячутся от холода, птицы улетают в теплые края, когда это бывает?

Дети: Осенью.

Воспитатель: Осень – чудесное время года, и погода осенью бывает разная: то солнышко выглянет, то дождик пойдет. Дети в нашей сказке любят играть в веселую игру «Солнышко и дождик».

Воспитатель вместе с детьми раскладывает «лужи» по группе, спрашивает, почему нельзя ходить по лужам.

Звучит спокойная музыка. Дети свободно передвигаются.

«Солнце весело сияет,
Детвора в лесу гуляет».

Звук дождя, гром. Дети прячутся под зонт.

«Загремел ужасный гром,
Дождь в лесу идет густом».

Игра повторяется 2-3 раза.

Воспитатель: Молодцы, ребята, никто не промок, все успели спрятаться от дождя. В сказках происходят разные чудеса и живут разные волшебники. А вот и сама волшебница Осень!

Появляется Осень.

Осень: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуй, красавица Осень!

Осень: Какие вы нарядные, красивые, умные! Щечки румяные, глазки блестят, зубки белые!

Воспитатель: Это потому, что наши дети здоровые.

Осень: Что вы делаете, чтобы быть здоровыми?

Дети: Делаем зарядку, чистим зубы, гуляем на улице – дышим свежим воздухом, едим полезные продукты, богатые витаминами.

Осень: Молодцы! Я принесла вам подарок, тоже для здоровья. Пусть дети сами догадываются, что в корзине.

Дети садятся вокруг стола, на который Осень ставит корзину, накрытую салфеткой.

Воспитатель достает из корзины один плод (морковь).

Воспитатель: Что это?

Дети: Морковь.

Воспитатель: Какая она?

Дети: Длинная, оранжевая, с хвостиком.

Воспитатель: А это что за плод? Какой он?

Дети: Помидор. Красный, круглый, блестящий.

Воспитатель: Как можно назвать одним словом морковь и помидор?

Дети: Овощи.

Осень: А как вы узнали, что это за овощи? (Показывает модель «глаз»).

Дети: Глазками увидели!

Воспитатель: А как ещё можно узнать, что в корзинке? (Показ модели «рука»).

Дети: Руками потрогать.

Воспитатель накрывает корзину салфеткой. Дети узнают на ощупь яблоко, грушу, сливу.

Осень: Молодцы, и так узнали! А как ещё можно догадаться, что за плод? (показ моделей «нос», «язык»).

Дети: Можно понюхать носом и можно попробовать на вкус.

Воспитатель: Сейчас мы будем играть в игру «Угадай, что съел».

Воспитатель несет поднос с подготовленными нарезанными фруктами. Угощает одного из детей кусочком плода, предварительно попросив его закрыть глаза.

Воспитатель: Теперь скажи, что съел? Найди такой же в корзине.

После того, как все дети выполняют задание, Осень прощается.

Осень: Мне пора. До свидания, ребята!

Воспитатель: Спасибо, тебе, Осень, за овощи и фрукты, которые ты нам даришь, заботясь о нашем здоровье.

Как и каждая сказка, наша сказка подошла к концу. До свидания, волшебница Осень.

НОД по экологии во 2 младшей группе
«Здравствуй, осень золотая».
Задачи: закрепить знания детей о приметах осени, вспомнить названия
деревьев; закрепить знания детей об овощах и фруктах, об осеннем явлении
природы листопаде; закреплять в памяти детей названия цветов: красный,
жёлтый, зелёный, оранжевый; уточнить представления детей о подготовке
животных и птиц осенью к зиме; расширить активный словарь детей
(листопад, погода дождливая, ветреная, ясная, пасмурная); развивать умение
координировать речь с движением, чувство ритма; воспитывать бережное
отношение к природе, способность любоваться её красотой.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций об осени, деревьев и
кустарников на участке, наборов предметных и сюжетных картинок –
«Птицы», «Насекомые», «Деревья», «Осень»; Д/и «1, 2, 3 – к дереву беги!»;
Д/и «Какая птица улетела?»; Д/и «Узнай на вкус»; чтение и разучивание
стихов об осени; загадывание загадок об осени, овощах, фруктах, птицах,
животных.
Техническое обеспечение: Игрушка – ёжик, белка, зайчик, медведь (или
маска); большая корзина; осенние листья красного, жёлтого, оранжевого,
зелёного цвета; картинка с изображением грача; искусственные деревья ­ ёлка
и берёза; макет солнца; аудиозапись "Октябрь " П. И. Чайковского; еловая
ветка, лесная дорожка.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, послушайте очень интересную загадку и угадайте, о чем
в ней говорится?
Оно весь мир обогревает, И усталости не знает,
Улыбается в оконце, А зовут его все …(солнце)
(Показывает макет солнца.)
Воспитатель: Правильно, это солнышко. Просыпается оно раньше всех,
умывается из тучки и поднимается высоко в небо, чтобы совершать “добрые
дела”. А какие “добрые дела” совершает солнышко? (Ответы детей.)
­ У солнышка много “добрых дел”: землю обогреть, ярким светом осветить, да
и всех разбудить своими ласковыми лучиками. Но иногда бывает так, что
солнышко мало выходит на небо и не дарит нам своего тепла. А как вы
думаете, в какое время года это бывает? Какое время года наступило?
Дети: Осень!
Воспитатель: Правильно. Если солнышко реже стало появляться, если
меньше греет, то это, значит, к нам пришла осень. (Обращает внимание детей
на картину в окне.) Посмотрите, солнышко греет мало, небо серое, часто идёт
дождик, а деревья разукрашены в яркие цвета, как будто в платья
нарядились.

Воспитатель: А давайте поиграем в ИГРУ «Осень в гости к нам пришла»:
Осень в гости к нам пришла – дети шагают;
Деток радует она, – хлопают в ладоши;
Разукрасила наш сад, – выполняют движения руками «волна»;
Подарила листопад! – приседают, касаются руками земли.
Д/и «Какая погода? »
Воспитатель: Дети, кто из вас знает, какая погода бывает осенью? Если идёт
дождь, то погода какая?
Дети: Дождливая. Сырая.
Воспитатель: Дует ветер?
Дети: Ветреная.
Воспитатель: А если на улице пасмурно, хмуро значит погода какая?
Дети: Пасмурная. Хмурая.
Воспитатель: На улице солнечно и ясно.
Дети: То погода ясная и солнечная.
Игра «Погода» (дети по команде воспитателя: «Дождливая»,
«Ветренная», «Ясная», «Пасмурная» должны показать погоду
Воспитатель:
движениями рук)
Входит осень
Осень: Здравствуйте, дети!
Дети: Здравствуй, Осень!
Осень: Вы узнали меня? Я – Осень. Я приглашаю всех вас на прогулку в
осенний лес.
Игра «Шагают наши ножки»
По тропинке мы пойдём
Друг за дружкою гуськом (идут змейкой)
На носочки встали
К лесу побежали (бег)
Ноги выше поднимаем,
На кочки мы не наступаем.
И снова по дорожке (шагают)
Шагают наши ножки.
Осень: Вот мы и пришли в осенний лес. Много деревьев в лесу. Много у меня
работы. Все деревья и кусты нужно перекрасить в осенние цвета. Да вот беда.
Ветер­шалун налетел, и в моей мастерской все краски перемешал, да
перепутал. Поможете мне разобраться? Мне нужны только жёлтая, красная и
оранжевая. ИГРА « Найди нужный цвет» (отобрать баночки с гуашью
нужного цвета).
Осень: Спасибо, ребята. Теперь я смогу сделать деревцам красивые наряды.

А деревья и кустарники принесут лесным жителям свои дары: ёлочка –
шишки, дуб ­ жёлуди, каштан – свои плоды каштаны, дикая яблоня – свои
яблочки, рябина и боярышник – своими ягодами одарят. Скажите, а какие
жители в лесу встречаются?
Дети: ёжик, белка, заяц, лиса, волк, медведь, мышка, лось, кабан, барсук,
бурундук, крот, суслик, хомяк, птицы ­ дятел, сойка, сорока, ворона, сова
снегирь, синица, тетерев, глухарь.
«Шишки и желуди, каштаны(или грибы)»
(В куче перемешаны с листьями шишки, каштаны и жёлуди. Нужно
собрать в разные корзинки шишки, жёлуди и каштаны. И поставить для
птиц и зверей шишки ­ под ёлку, жёлуди ­ под дуб, каштаны ­ к пеньку)
Осень: А ещё в лесу растёт дерево КЛЁН. Листочки у него красивые, резные.
Осень: Сейчас найдите на земле красивые жёлтые листочки, которые упали с
клёна. Молодцы!
­ Молодцы, дети! А теперь представьте, что вы не дети, а осенние листья. Я
буду ствол, а вы листья. Подойдите ко мне ближе, все мы вместе большое
красивое осеннее дерево. Подул легкий ветерок, листики зашелестели,
заулыбались, им весело шелестеть друг с другом. И вдруг подул сильный
ветерок, листики стали отрываться от веток и улетать. (Дети имитируют
движения под музыку).
Игра «ЛИСТОЧКИ»:
Листочки, листочки, листочки летят,
Листочки, листочки, листочки шуршат,
Листочки, листочки ведут хоровод,
А ветер, а ветер им песню поёт.
­ А теперь полетели листочки (бегут по кругу), покружились (кружатся)
­А сейчас подбросьте все листочки. Вот какой чудесный золотой дождь. Это
листопад. Давайте все будем подбрасывать листочки и говорить: «Листопад!
Листопад! Листья желтые летят». – Вот как много листьев опало на землю!
Деревья благодарны нам за то, что мы укрыли их корни. Под таким осенним
одеялом они проспят всю зиму (раскладываем листья на поляне).
Воспитатель: Ой, кто­то спрятался под елью, да еще и листочком
прикрылся? Кто же это? (ёжик).
­ Здравствуй, ёжик! Что ты здесь делаешь?
Осень: Он строит тёплое гнездо на земле из листьев и будет спать очень
долго­всю зиму, пока тепло в лес не вернётся. Давайте ему поможем. Соберём
для него листья вот в эту корзину!
(Дети собирают листья и складывают в корзину.)
Ёжик благодарит детей за помощь.
­ Осень: Осенью все готовятся к зиме – и люди, и звери, и птицы.
­ Зайчик скоро сменит свою серую шубку на какую? (На белую.)
­ А белочка как готовится к зиме? Что она запасает на зиму?

Белка – Под дубом много листвы, в неё я прячу свои запасы. А ещё
укладываю в дупло.
Воспитатель: – Зачем тебе запасы?
Белочка – Скоро зима – самое холодное время года, еды в лесу будет мало. К
зиме надо хорошенько подготовиться, сделать вкусные запасы.
Воспитатель:– Что же ты запасаешь, белочка?
Белочка – Жёлуди, их я нашла под дубом. Орехи, шишки и грибы.
Воспитатель:
­ И мишка тоже готовится к зиме. Он строит себе берлогу, забирается в неё и
спит до весны. А мы ему не дадим спать. Давайте поиграем с ним.
Подвижная игра « Мишка косолапый».
"Мишка, мишка, хватит спать!
Выходи к нам играть!
Нас так много ­ ты один,
Спать тебе мы не дадим! " (Дети убегают от водящего).
Мишка: Какие вы все весёлые! Я бы ещё с вами поиграл, да только спать
очень хочется. До свидания, дети!
Дети: До свидания, Мишка!
Воспитатель: Ой, а кто это к нам залетел попрощаться?
Дети: Грач (утка, ласточка, лебедь).
Воспитатель: А почему он хочет с нами попрощаться?
Дети: Потому что он улетает на зиму в тёплые края.
Воспитатель: Правильно. Улетай, грач, улетай. Мы будем ждать тебя весной!
Осень: Дети, вы так много знаете обо мне. Спасибо вам за это, за доброту
вашу, за то, что ёжику помогли листья собрать, а другим зверям запасы на
зиму собрать. У меня для вас тоже есть угощение. Это фрукты и овощи.
Дети: Спасибо!
Осень: Пожалуйста! До свидания! До новых встреч!
Воспитатель: Вот и подошла к концу наша прогулка по осеннему лесу. Вам
понравилось, дети? А сейчас пора возвращаться в детский сад.