Самоанализ сюжетно ролевой игры в подготовительной группе. Конспект и самоанализ сюжетно-ролевой игры в старшей группе «Открытие поликлиники

Самоанализ сюжетно-ролевой игры «Кафе».

Мною проведено воспитательное мероприятие, сюжетно- ролевая игра «Кафе», в группе «Земляничка» детского сада «Красная шапочка», целью которого было формирование умения детей действовать в реальной обстановке при посещении кафе через сюжетно-ролевую игру «Кафе», моделируя в этой игре разнообразные действия людей и формы их поведения.

Проводя данное мероприятие, я ставила ряд задач социально – коммуникативного, познавательного, речевого, физического и художественно- эстетического развития.

1.Социально- коммуникативного

Использовать в игре знания об окружающей жизни, атрибуты в соответствии с сюжетом;

Упражнять в умении понимать воображаемую ситуацию и действовать в соответствии с ней;

Поддерживать дружеские взаимоотношения между детьми, желание играть в коллективе сверстников.

2.Познавательного развития

Закрепить знания детей о кафе, о его работниках и сферах их деятельности;

Воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий.

3.Речевого развития

Активизировать речь детей;

Упражнять в умении вести диалог, используя в речи формы вежливости.

4.Физического развития

Формировать у детей знание о здоровой пище, о ее значении для человека;

Развивать двигательную активность.

5.Художественно – эстетического развития

Формировать навыки ритмичных движений в соответствии с характером музыки;

Улучшить эмоциональное самочувствие детей и раскрепощение.)

Считаю, что поставленную цель и решение задач я реализовала в достаточно полном объёме . Об этом свидетельствовали, по моим наблюдениям и отзывам присутствующих, действия, поведение, общение и речь детей на всем протяжении игры. Дети были заинтересованы, внимательны, активны, дружелюбны. Наблюдалась самостоятельность в речевом общении с окружающими, они уважительно общались друг с другом. При рефлексии занятия было отмечено, что ребята, выполнявшие роль посетителей кафе, высоко оценили работу представителей кафе и оставили свои пожелания в книги отзывов и предложений в виде смайликов и наоборот.

Отметим , проанализировав методику проведения данного занятия , что же способствовало достижению поставленной цели и решению задач.

Во-первых, на мой взгляд очень удачно и верно была выбрана игровая личностно- ориентированная педагогическая технология. Эта технология сюжетно –ролевой игры полностью соответствует возрастным и психологическим особенностям детей моей группы. Тем более, что программное содержание игры я построила в соответствии с требованием примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. ВасильевойТ с учетом возрастных особенностей детей 5-6 лет.

Во-вторых , все методы, приемы и формы организации детей были выбраны в соответствие с данной технологией:

1. Ведущим методом я выбрала методы моделирования и проектирования , которые были применены на этапе подготовки к игре (совместно обговорили и создали модель кафе, спроектировали его интерьер; обговорили модели поведения посетителей в кафе,ими им предстояло быть; промоделировали действия и речь каждого из работников кафе, согласно их профессии, совместно и индивидуально проектировали атрибуты одежды представителей той или иной профессии, их речь.).

Дети сами дали название кафе, хотя немножко поспорили это тоже хорошо, что дети высказывают своё мнение и пришли к единому мнению. Дальше мы совместно создали уют в нашем кафе, украсили столы поставили вазочки, салфетницы. Ребята рассказали, как нужно вести себя в общественных местах. С большим удовольствием рассказали о людях тех профессий, которые работают в кафе и какую функцию они выполняют .

Реализация же разработанных моделей и проектов , несомненно, была осуществлена в процессе игры.

2.Поскольку мои дети – это воспитанники дошкольного возраста, то не обошлась я и без применения объяснительно- иллюстративного метода в форме беседы и дискуссии на этапе подготовки к игре, у детей был устойчивый интерес к игре, благодаря предварительным беседам, просмотру видеоматериалов, чтению художественной литературы.

3. Несомненно, проводимое мной занятие носило личносто-ориентированный характер, потому что

Детям было предоставлено право выбора. Каждому ребенку была дана возможность самореализоваться. Сюжетные роли были распределены по желанию детей.

Учитывались не только желания детей, но и их способности и возможности, что значительно повышало самооценку детей и создавало ситуацию успеха на всех этапах подготовки и проведения игры.

Данная сюжетно- ролевая игра имела сильную положительную эмоциональную окрашенность за счет принятия детьми той или иной понравившейся им роли, они «проживали» принятую роль(а роли были разнообразны: администратор, повар, официант, музыкант, певец, охранник, водитель, посетитель). А положительные эмоции- это всегда успех, это всегда здоровьесбережение .

4.Говоря о формах организации деятельности детей , я бы отметила следующие:

- коллективные (многое делали все вместе, от слаженной работы всех зависел успех и конечный итог игры);

- самостоятельные (дети вместе с родителями беседовали о сотрудниках кафе, чем они занимаются и какую роль, продумывали роль) ;

-парные (там, где требовалось разыграть диалог, шла работа в парах, например, официант и заказчик).

-групповые( сцена «В такси», разговор с корреспондентом и т.д.)

Такое разнообразие применяемых форм организации деятельности детей способствовало оживлению, смене деятельности детей, поддержанию устойчивого интереса детей и снятию напряжения и усталости, что для детей является немаловажным.

5.Хочется отметить совместную работу с родителями как в период подготовки к сюжетной – ролевой игре, так и в процессе её проведения (в помощи изготовление атрибутов , посещение с детьми детского кафе. Роль корреспондента газеты взяла на себя мама воспитанника Нифонтова Антоши и с большим удовольствием, интересно и по- актерски сыграла её)

5. Оборудование , которое я, использовала в игре , соответствует эстетическим требованиям (столы, скатерти, вазочки, бэджики, атрибуты, видеоматериалы, ИКТ, и т.д.) Оно яркое, красочное, привлекательное, безопасное и удобное в употреблении. Я считаю, что использование в игре таких атрибутов, педагогически оправдано.

Подводя итоги самоанализа проведенного мной данного воспитательного мероприятия, хочу отметить, что игра вообще в жизни ребенка, и данная, в частности, имеет неоценимое значение, прежде всего, для социального развития ребенка, она раскрывает для него смысл существования в обществе, смысл общения и готовит его к жизни в обществе, дети учатся самостоятельно применять в дальнейшем полученный ими опыт, благодаря чему им легче приходится адаптироваться в будущем.

Лично для меня проведение такого воспитательного мероприятия- это тоже приобретенный опыт, опыт повышения моего педагогического мастерства и урок того, что надо чаще в практике своей работы проводить сюжетно-ролевые игры с детьми дошкольного возраста.

Спасибо за внимание. Я готова ответить на ваши вопросы.

1. Сюжетно-ролевая игра "Поликлиника"

Цель: раскрыть смысл деятельности медицинского персонала развивать у детей способности принимать на себя роли, развивать интерес к игре, формировать положительные отношения между детьми, воспитывать у детей уважения к труду врача.

Игровой материал: игровой набор " Кукольный доктор", предметы заместители, некоторые реальные предметы, шапочка доктора, халат, кукла.

1этап. реализация поставленных задач осуществляется воспитателем в позиции " соигрока" в совместной с детьми игре.

Ситуация 1 Воспитатель предлагает ребенку дополнительную роль пациента, а сам берет основную роль доктора. Воспитатель: " давай поиграем в" Доктора" : я буду доктором, а ты - пациентом. Где будет кабинет врача? Давай, как будто бы это кабинет. А что нужно врачу? (ребенок с помощью взрослого раскладывает на столе медицинские принадлежности из аптечки). А это у нас баночка с мазью, а это шприц..." (Постепенно ребенок сам начинает называть и расставлять необходимое). Воспитатель надевает шапочку и белый халат: " Я-доктор, приходите ко мне на прием. Заходите, здравствуйте. У вас болит горлышко или животик? Когда вы заболели? Давайте посмотрим горлышко.

Откройте рот. скажите а-а-а-а. Ай, ай, какое красное горлышко. Сейчас смажем, не больно? А голова у вас не болит?

Игра с одним ребенком привлекает внимание других детей. Воспитатель, заметив наблюдающих за игрой детей, говорит: "У вас тоже что-то заболело? Становитесь в очередь, больные, Подождите".

Ситуация 2 Воспитатель играет доктора, двое детей - больных. Воспитатель". А теперь давайте поиграем так, как будто я-доктор. Я у себя в кабинете. У меня есть телефон. Вы заболели, звоните мне и вызывайте врача, Дзинь, дзинь! У меня звонит телефон. Алло! доктор слушает, кто звонил? Девочка Катя? Вы заболели? У тебя болит голова или животик? А температуру ты измеряла? Какая высокая! Скажи мне Катя, где ты живешь? Я приеду к тебе. Буду тебя лечить. А пока пей чай с малиной и ложись спать. До свидания! У меня опять звонит телефон. Алло, кто звонит? Мальчик Дима? На что жалуешься? Насморк? Давно заболел? Ты капли закапывал или пил таблетки? Не помогает? Приходи ко мне сегодня. Я тебе другое лекарство выпишу. До свидания!

Ситуация 3. Доктор сам звонит пациентам, узнает как они себя использует чувствуют, дает советы. В процессе разговора по телефону воспитатель использует систему альтернативных и подсказывающих вопросов, которые показывают вариативность игровых действий и способствуют в дальнейшем развитию творчества.

Ситуация 4. Воспитатель: А теперь мне нужна медсестра. Давай ты будешь-медсестрой (надевает шапочку - обозначает роль) Медсестра, найдите, пожалуйста, карточку больного.

Вы уже обзвонили всех наших больных? Медсестра, а вы выписали рецепт? Позвоните больной Даше и узнайте, как ее здоровье. Помогают ли таблетки? Медсестра, сделайте укол, пожалуйста.

Ситуация 5. Ребенок в роли доктора, воспитатель-пациента. Воспитатель: "Здравствуйте, доктор! У меня болит пальчик, даже распух. Что вы мне посоветуете? А мне нужно таблетки принимать, мазать мазью или делать уколы? А мне когда теперь приходить? Спасибо.

Ситуация 6.Воспитатель, доктор я к вам вчера приходила. А сегодня пальчик болит еще сильнее. Не помогает лекарство. Что вы еще посоветуете?

Ситуация 7.Воспитатель: " Я пациентка, звоню в кабинет доктора. Алло! Здравствуйте, это кто? Медсестра, зовите, пожалуйста, доктора. Я забыла вчера таблетки принять. Что же мне делать? А к вам когда приходить? Спасибо. До свидания.

Ситуация 8. Воспитатель предлагает детям взять дополнительные роли медсестры и мамы, которая привела на прием дочку - куклу. Воспитатель берет на себя роль доктора очка еще не умеет разговаривать Воспитатель: "Здравствуйте, мамочка, ваша дочка еще совсем маленькая. Что с ней случилось? Не знаете? Все время плачет? Сейчас посмотрим Медсестра, положите девочку на кушетку (доктор осматривает больную). Ушки в порядке, горлышко не красное, теперь все в понятно. Зуб растет у вашей дочки. Ничего страшного. Медсестра выпишите рецепт и расскажите, как принимать лекарство.Михайленко Н., Н. Короткова. Организация сюжетной игры в детском саду. - Линка-Пресс, 2009 г.- 86с.

На II этапе реализация задач осуществляется воспитателем в позиции помощника.

В игре в доктора один ребенок играет врача, другой медсестру, а остальные - пациенты. Воспитатель находится рядом с детьми, но не является участником их игры, координирует замыслы, подсказывает в случае затруднения.

Ситуация 1. В кабинете врача. Воспитатель: " Спроси, как себя вчера чувствовала больная? Таблетки уже принимала?"

Ситуация 2.В кабинете врача. Воспитатель: " Медсестра, телефон звонит. Подними трубку, скажи, кто ты и спроси что случилось?".

Ситуация 3. В очереди на прием к врачу. Воспитатель: "Пока пациенты ждут своей очереди, они разговаривают? Давайте поговорим о....."

Ситуация 4. Один из пациентов потерял рецепт. Воспитатель: "Зайди в кабинет, расскажи, что случилось?"

Ситуация 5. Воспитатель: "Давай ты будешь другим врачом. Ты пришла к этому доктору поговорить о ком-то из больных, который сильно заболел".

Ситуация 6. На прием к врачу привели больного малыша, который боится доктора.

Ситуация 7. Из кабинета доктора исчезли все медикаменты. Воспитатель, очередь большая. Пациенты ждут. Что делать? Придумайте, что можно взять вместо них? Чем можно заменить шприц, а трубочку для слушания? И т.д.

На 3 этапе дети самостоятельно играют в доктора. Воспитатель реализует задачи в позиции наблюдателя. Если у детей в ходе игры возникают сложности, они обращаются за советом к воспитателю ("А что можно дальше сделать?"). Самостоятельному обращению детей к взрослому способствует партнерская позиция, обеспечивающая принятие воспитателя в качестве. Обогащение содержания игрового сюжета происходит преимущественно в процессе игрового общения с воспитателем. Журнал «ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ» №4/2010 г. - 56 с.

1. Сюжетно-ролевая игра «Магазин»

Цель: Учить осуществлять игровые действия по речевой инструкции; учить распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли; учить моделировать ролевой диалог; воспитывать дружеское отношение друг к другу, определять характеры героев, оценивать их поступки.

Оборудование: белый халат, весы, набор гирь, муляжи овощей и фруктов, кубики, набор инструментов для починки машины.

Ход игры. Организационный момент. Ребята, недавно мы с вами ходили на экскурсию в магазин. Расскажите, кто работает в магазине? Что делают продавцы? Кто привозит продукты в магазин? (Дети вспоминают название профессий людей, работающих в магазине.)

Хотите поиграть в магазин? Давайте распределим роли. Кто хочет быть продавцом? Шофёром? Кто будет покупать продукты? Чтобы играть, нужно построить прилавок. (Дети совместно с педагогом строят из столов и стульев прилавок). Какие продукты привезут в магазин? Ящики с овощами и фруктами.

Развитие сюжета. Начинаем играть. (Продавцы раскладывают товар на витрине, готовят бумажные чеки, водители подвозят продукты-кубики, заменяющие ящики с овощами и фруктами, покупатели готовят бумажные деньги и выстраиваются в очередь).

Мне нужно купить 1 килограмм груш. Покажите, пожалуйста, какие у вас груши. Мне нравятся вот эти. Сколько стоит 1 килограмм груш? Вот деньги, пробейте чек. Скажите, к вам завезут виноград? (Педагог даёт образец поведения покупателя, дети подходят к продавцам, выбирают и покупают овощи и фрукты.) А что это у вас такое красное, круглое, наверное, очень сладкое? (Педагог закрепляет знания детей о признаках овощей и фруктов).

Скажите, что вы купили? Это овощи или фрукты? (Проводится работа по дифференциации понятие «овощи» и «фрукты».) Вы купили сливы для своей дочки? Какие она ещё любит? (Покупатели рассказывают, что они купили, и собираются приобрести ещё.) Вот эти бананы не берите. У них кожура очень тёмная. Они уже испортились. Выберите что-нибудь другое...

Посмотрите, у грузовой машины, которая привозит овощи и фрукты для магазина, спустило колесо. Теперь их не привезут вовремя. Кто поможет шофёру починить машину? Может, среди покупателей есть автомеханики?

Вот в магазин привезли свежие продукты. (Продавцы обновляют витрины.) Кто теперь хочет быть продавцом? Давайте посчитаемся. Кто будет грузчиком? Он должен быть очень сильным, чтобы донести такие тяжелые ящики! Он должен быть настоящим силачом! А вам нужно купить продукты для того, чтобы отметить день рождения.

У кого как будто будет день рождения? Хорошо. Я как будто хозяйка и на ушко скажу, кому, что нужно купить. (Воспитатель называет каждому из детей список из 4-6 слов, обозначающих название продуктов питания.) Не забудешь? Может быть, повторить на другое ушко? Ну, беги в магазин и занимай очередь. (Дети покупают товар, воспитатель подсказывает через описание признаков название того, что они забыли.)

Всё купили? Все продукты проданы. Кто купил колбасу и сыр для бутербродов? Яйца и мясо для пельменей? Молоко и сахарную пудру для блинчиков? Как это, не было сахарной пудры? На что похож пакетик для сахарной пудры? Подумайте, что может заменить его? … Сливки для украшения торта? На что они похожи? … Идите покупать. Что вы хотите, чтобы я ещё приготовила для дня рождения?

Ну, теперь помогите убрать в комнате, а то гости скоро придут, а я пока угощение буду готовить... Смотрите, что я приготовила. (Детям раздают мармелад.) Из чего он сделан? Значит он какой? (Дети образуют относительные прилагательные, соответствующие названиям фруктов и ягод.)

Итоги игр. После завершения игр, воспитатель спрашивает у деток о том, какие они роли исполняли, понравились ли игры, кто хорошо играл свою роль, но и не забывал помогать товарищам и т.д.

В сюжетно-ролевых играх ребенок воспроизводит, как бы моделирует действия и взаимоотношения взрослых, проникая в смысл их деятельности, в них формируется одна из замечательных способностей человеческого ума -- способность к оперированию знаками и символами.

Дети играют в «дочки-матери», в шоферов и летчиков, в детский сад, в больницу. Но один и тот же сюжет может быть разыгран по-разному. Одна девочка, изображая маму, ограничивается молчаливым «кормлением» куклы, другая же беседует с «дочкой», учит правильно держать ложку, пользоваться салфеткой. Ясно, что второй вариант предпочтительнее, и взрослые должны помочь ребенку играть содержательно.

Включаться взрослому в игру нужно исподволь, не распоряжаясь и не объясняя ребенку, что он должен, а чего не должен делать.Кайгородцева Н.Н. «Организация сюжетно - ролевой игры с детьми дошкольного возраста в условиях ДОУ» 2010 г. - 55с.

Во второй главе рассмотрено проведение сюжетно-ролевых игр в детском садике №53 г. Алматы. Проведение таких игр в средних группах в этом детсаде дает детям учиться жизни подражая действиям взрослых, проигрывать житейские ситуации, и правильно с ними справляться, развивать интеллект. Также были изучены принципы организации сюжетно-ролевой игры, среди которых следует выделить: 1) воспитатель должен играть вместе с детьми 2) воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего детства, но на каждом этапе развертывать игру так, чтобы детьми «открывался» и усваивался новый, более сложный способ ее построения 3) воспитатель должен ориентировать детей на осуществление игрового действия.

Хирамагомедова Илите Абдулаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ города Когалыма "Золушка"
Населённый пункт: город Когалым
Наименование материала: конспект
Тема: Сюжетно ролевая игра "Медвежонок в гостях у ребят"
Дата публикации: 05.11.2016
Раздел: дошкольное образование

Конспект сюжетно-ролевой

игры во второй младшей группе

«Медвежонок в гостях у детей»

Воспитатель МАДОУ «Золушка»

Хирамагомедова И.А

Программное содержание
: В совместной с воспитателем игре закрепить умение детей действовать с предметами и игрушками. Продолжать формировать игровые действия, обогащать содержание игр. Способствовать объединению детей для совместных игр. Стимулировать инициативные высказывания детей. Продолжать учить детей здороваться и прощаться, употреблять слова, выражающие просьбу, благодарность. Формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос. Создать положительное эмоциональное настроение в группе. Воспитывать отзывчивость и доброжелательность.
Словарная работа:
Обогащение словаря: самовар, сухарница, сахарница. Активизация словаря: спасибо, пожалуйста, здравствуйте, до свидания, чайник, чашки, блюдца, ложки, салфетница, пирожное, торт, рулет, булочки. Использовать прием «сюрпризности» для активации интереса детей.
Материалы

оборудование
: Игрушка медвежонок, воздушный шарик, письмо, торт, колокольчик, бусы, нитки. Самовар, чашки, ложки, блюдца, сахарница, салфетница, сухарница, заварочный чайник. Муляжи кондитерских изделий. Блюдо для теста, фартуки, прихватки. Магнитофон, набор инструментов. Муляжи фрукты-овощи, две корзины.
Предварительная

работа:
Беседы: «Моя семья», «Как я маме помогаю», «Встречаем гостей», «Вежливые слова», «Невоспитанный Петрушка» Рассматривание сюжетных картинок, иллюстраций с изображением чайной посуды Сюжетно-ролевые игры:«Угощение»,«Детский сад», Стройка», «Маленькие помощники, «Дочки – матери», «Чаепитие», «День рождение куклы Кати»
Методы руководства
: участие в игре в качестве равноправного партнера Дети играют в группе, каждый занят своим делом. Звонок в дверь. Залетает шарик. Воспитатель:-Посмотрите ребята, к нам залетел красивый шарик. Он что-то принес. Дети: письмо. Давайте посмотрим от кого оно. Воспитатель
«Дорогие ребята, получил ваше письмо, вот наконец-то

собрался к вам в гости. Скоро буду. Ваш друг Мишка».

Воспитатель: Ребята к нам приедет медвежонок. Надо навести порядок, и подготовиться к встрече гостя. (дети наводят порядок в группе) Мишка приедет, и мы все соберемся за общим столом. Было бы хорошо, если бы вы мне помогли. (Подходите ко мне) -Как мы встречаем гостей? (ответы детей) Нам надо накрыть стол. Кто мне поможет? (выбирают желающих) Воспитатель: Надо приготовить, что- нибудь вкусненькое. Предложения детей (испечь печенье, черничный пирог, торт, кекс) Воспитатель: Ребята, я все это уже купила. Я слышала, что Миша любит пирожки с ягодами, предлагаю испечь пирожки. Вы согласны? Но мне без вашей помощи не справиться. _ У нас сломался магнитофон, какой же праздник без музыки. Кто поможет починить? Надо перебрать фрукты и овощи, Савелий с Дианой может вы поможете? -Кто мне поможет пирожки лепить? Идите, будем лепить. Надевайте фартуки. Я намешу тесто. Что для этого нужно? (Мука, яйцо, масло, соль, сахар) Несите продукты. - Данил, принеси, пожалуйста, воды - Ангелина, подай яйцо Надо добавить соль, сахар. Ну, все тесто готово. Давайте лепить. Пока мы лепим пирожки, Данил набери воду и включи самовар. Минетулла, включи духовку, пусть нагревается. Ты уже научился это делать. Дети: «Я пеку, пеку, пеку, Деткам всем по пирожку, Пирожки румяные, И с картошкой и с капустой». Воспитатель: Дина ты с чем любишь пирожки?(ответы с детей) Несите начинку. Как вы думаете, с чем Мишка любит пирожки? Дети: Наверное, с ягодами. Воспитатель: У нас в холодильнике есть черника, принеси Вика. Кладите побольше начинки. Это пирожок с черникой для Мишки. Воспитатель: - Готово. А теперь в духовку поставим. - А пока пирожки пекутся, заварим чай. Воспитатель: - Кто поможет приготовить чай? Вот чайник! Открывай кран, наливай воду! Ставь чайник. Пусть греется. Какой чай будем заваривать? Черный. Несите заварку. Мишка, наверное, любит малиновый чай, несите и малиновую заварку. Закипел чайник! Давайте его заварим. Насыпайте в маленький чайник заварку, заливайте кипятком. Накроем салфеткой, пусть настаивается. Подходит к девчонкам, которые накрывают. Как у нас дела? Воспитатель: Софья, помой, пожалуйста, фрукты. Мариночка помоги их нарезать и поставь на стол. А на чем же мы будем сидеть? (На стульях)
Мальчишки несите стулья. Все готово, мы закончили приготовления. Девочки снимайте фартуки, приводите себя в порядок. -Что там с музыкой?(Порядок, починили) Как там наши пирожки? Понюхайте, как вкусно пахнет. Посмотрите, пирожки зарумянились, готовы. Я сейчас их вытащу, осторожно, горячие. (Ставит на стол) (Стук в дверь) Это, наверное, Мишка пришел. А вот и он! Мишка: Здравствуйте ребята. Ребята: Проходи, мы рады тебя видеть. Мишка: Дорога от леса к вашему садику длинная, я так устал. Дети: Сейчас мы тебя покормим, напоим. Мишка: Как у вас вкусно пахнет. Дети: Это мы пирожки для тебя напекли. Мишка: Я так проголодался. Ребята, приглашайте Мишку к столу, будем пить чай. Дети: Проходи Мишенька к столу. Воспитатель: Ребята, присаживайтесь все, будем пить чай. Самовар наш закипел: Я пыхчу, пыхчу, пыхчу, Больше греться не хочу. Крышка громко зазвенела, Пейте чай, вода вскипела Воспитатель: Минетулла, наливай всем чай. Минетулла: Ребята, вы какой чай будете пить? (ответы детей) Игра продолжается за столом.(дети беседуют с Мишкой, предлагают пирожки, угощения, интересуются о его медвежатах, рассказывают как живут в саду. Воспитатель ведет игру ненавязчиво, с помощью наводящих вопросов. Мишка прощается с детьми. Дети дарят ему бусы и бочонок меда для его медвежат.
Самоанализ игры
Ожидаемый результат:
- интерес к игре, к общему замыслу игрового сюжета, согласованность действий играющих, выполнение игровых действий - развитие речевого общения играющих (двухстороннее развитие речи и игры; речь развивается и активизируется в игре, а сама игра развивается под влиянием речи) - построение в ходе игры доброжелательных отношений Цель игры достигнута потому, что проведена большая подготовительная работа Во-вторых, создана предметно-развивающая среда В- третьих, эффективным приемом руководства играми детей младшего дошкольного возраста являются участие воспитателя в игре, как равноправного партнера на главных ролях. Руководство игрой я взяла на себя, направляла игру, старалась вести ненавязчиво, используя наводящие вопросы и советы. Сюжетно-ролевая игра имеет структурные компоненты: Сюжет, содержание, роль Главным компонентом является сюжет, без него нет сюжетно-ролевой игры. В игре просматривался игровой замысел, игровые действия, которые я уточняла с помощью наводящих вопросов. Умения детей (Включаются в игру, ведут себя активно, выполняют этические нормы поведения во время игры. Вступают в диалогическое взаимодействие). Таким образом, в повседневной жизни заботимся о том, чтобы игры детей были достаточно разнообразными, чтобы их содержание постоянно обобщалось, переходя от индивидуальных игр к подгрупповым. Роль воспитателя в том, чтобы ежедневно участвовать в играх, помня, что решающее слово в игре остается за ребенком.

Сюжетно –ролевая игра имеет неоценимое значение, прежде всего для социального развития ребенка, она раскрывает для него смысл существования в обществе, смысл общения

Сюжет в игре - это то основание, на котором, взрослый строит свои целенаправленные воздействия. Мы попытались создать такой сюжет, чтобы играя, ребенок посмотрел на мир с точки зрения своего будущего, с точки зрения социальной перспективы. Это способствует переходу на новый уровень развития не только интеллекта, но и личности, воображения, памяти..

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самоанализ сюжетно-ролевой игры: «Ждем гостей»

Тема нашей сюжетно-ролевой игры: «Ждем гостей»

В ней я обозначила следующие задачи:

1. Обучающая: Побуждать детей включаться в совместную с взрослыми игру. Учить играть дружно, не ссориться. Помочь выбрать роли. Прививать элементарные навыки социального общения.

Обогащать словарь детей: механик автосервиса, директор овощехранилища, микроволновая печь, миксер, кассовый аппарат, фермер;

2.Развивающая : Развивать интерес к профессиям. Использовать игру для формирования разнообразных интересов и творческих способностей детей; прививать чувство коллективизма, отзывчивость, доброжелательность. Развивать ролевой диалог.

3. Воспитательная : Воспитывать чувство ответственности за выбранную роль, инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими.

Игровую ситуацию я построила следующим образом.

В организационном моменте поставила перед детьми проблемную ситуацию, (Луиз пригласил лесных жителей в гости, которых нужно достойно встретить и угостить) т. е. подвела детей к развитию сюжета игры. Сюжет в игре - это то основание, на котором, взрослый строит свои целенаправленные воздействия. Мы попытались создать такой сюжет, чтобы играя, ребенок посмотрел на мир с точки зрения своего будущего, с точки зрения социальной перспективы. Это способствует переходу на новый уровень развития не только интеллекта, но и личности, воображения, памяти..

Каждому ребенку была дана возможность самоарелизоваться, в том числе малоактивным детям, которые поучили одни из главных ролей(директор магазина). Роли мы распределяли как по желанию, так и с помощью считалок, игровой ситуации.

Считаю, что у детей был устойчивый интерес к игре благодаря созданным условиям, предварительным экскурсиям и беседам, подготовке атрибутов совместными усилиями детей, воспитателей и родителей.

В процессе игры дети брали на себя различные роли, как бы замещали людей, находящихся между собой в определенных социальных взаимоотношениях, и их действиях. Мы увидели, как дети «проживали» принятую роль, а они были разнообразны (продавцы, покупатели, шофёры, механики, повара в «кафе» и т.д.), пытались выполнять правила, взаимодействовали друг с другом.

Я как воспитатель порой испытывала затруднения в руководстве процессом игры. Но все же старалась формировать у детей умение соотносить название роли с определенным набором действий и атрибутов; использовать разные типы отношений между различными ролевыми позициями(управления, подчинения, равноправия)

Программное содержание игры я построила в соответствии с требованием программы «Детство» и с учетом возрастных особенностей детей 4 года жизни

На протяжении всей игры использовала различные методы и приемы, которые были взаимосвязаны между собой

Во-первых, я сочла нужным разбить группу на 2 подгруппы.

Использовала прием привлечения и сосредоточения внимания. Это появление Луиза,

Прием обеспечения эмоциональности, интереса детей.

Прием активизации самостоятельного мышления детей.

Прием «вхождения в образ» (вхождение в роль продавца, поваров…) Использовала прием передачи нового материала с опорой на имеющиеся знания». Дети уже играли в игры «Шоферы», «Угостим кукол чаем», «Фруктовый ларек», «Ремонтируем машины».

Новизна была в том, что дети впервые учились более сложным преобразованиям знакомых сюжетов и переходам к совместному придумыванию новых (курьер)

О познавательной активности моих детей можно сказать следующее:

Дети были заинтересованы, внимательны, активны, дружелюбны. Наблюдалась самостоятельность в речевом общении с окружающими;

Внесение в игру атрибутов считаю педагогически оправдано. Оборудование, которое я, использовала в игре соответствует эстетическим требованиям. Оно яркое, красочное, привлекательное, безопасное и удобное в употреблении.

Использовала как Демонстрационное так и Раздаточное.

Я считаю, что Игра имеет неоценимое значение, прежде всего для социального развития ребенка, она раскрывает для него смысл существования в обществе, смысл общения

Дети имеют хорошие знание по данной теме. В игре отражены все поставленные задачи, они соответствуют возрасту детей, взаимосвязь степени сложности программных задач с содержанием материала;


С огласно требованиям ФГОС ДО в образовательной деятельности с детьми должны использоваться формы и методы работы, соответствующие их возрастным и индивидуальным особенностям. Образовательная деятельность строится на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентирована на интересы и возможности каждого ребенка.

В дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности. В ней можно создать условия развития ребенка, открывающие возможности для его позитивной социализации, развития личности, инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с педагогом и сверстниками.

Наблюдение в естественных условиях за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой детей 4–7 лет и изучение особенностей педагогического руководства игрой показали:

  • часто игра не соответствует возрасту, сюжеты однообразны по содержанию и стереотипны («Дом», «Парикмахерская», «Больница», «Гараж» и т. п.). Мало комбинаций объединения в игровой сюжет, только в 4 группах из 8 детская игра с одним сюжетом плавно перетекала в другой. При наблюдении за детьми создается впечатление бесконечного движения по кругу в рамках привычных ролевых действий и взаимодействий. Они не только не придумывают новые сюжетные идеи, но и не подхватывают идеи других;
  • дети не умеют играть, только небольшое количество из них могут быть инициаторами игры, не умеют соотносить замыслы с достигаемым результатом, редки фантазирования;
  • позиция педагога не очень целесообразна - дети испытывают трудности при распределении ролей, обращаются за помощью к педагогу как к взрослому, а не партнеру, ждут указаний или показа действий;
  • недостаточно созданы условия для развития сюжетно-ролевой игры - дети редко используют предметы-заместители, мало образных игрушек, самодельных, отсутствует креативность в подборе игрушек по ходу игры.

Изучение особенностей педагогического руководства игрой (по Г.А. Урунтаевой)

Педагог-психолог проводит наблюдение за тем, как воспитатель руководит игровой деятельностью детей.

Данные заносятся в протоколы и анализируются по схеме:
1. Какое место в режиме дня воспитатель отводит играм.
2. Как он обогащает опыт детей с целью развития игры.
3. Какие виды игровой деятельности предпочитает организовывать.
4. Как организует начало игры.
5. Умеет ли включаться в игру, брать на себя роли. Как дети относятся к участию воспитателя в игре.
6. Как использует прямые (указание, показ действия и т. п.) и косвенные приемы руководства игрой (вопрос, проблемные ситуации, обогащение опыта детей, взятие на себя роли, напоминание и т. п.).
7. Как воспитатель регулирует взаимоотношения детей по ходу игры. Какими способами разрешает конфликты: совет, апелляция к выполняемой роли, напоминание нравственной нормы, силовой способ и т. д.
8. Учитывает ли индивидуальные особенности детей при руководстве игрой. Использует ли игру с целью развития детей, коррекции их поведения.

Затем предлагает ему ответить на вопросы:

  • Какое место должна занимать игра в жизни ребенка? Почему?
  • Какое место вы ей отводите в режиме дня?
  • Как осуществляется руководство играми детей?
  • Как при этом учитываются индивидуальные особенности?

Данные наблюдения и беседы сопоставляются. Делается вывод о том, насколько психологически обоснована и целесообразна позиция педагога по отношению к играм детей.

С целью решения перечисленных проблем в рамках школы педагогического мастерства педагогам предлагается анкета для самоанализа знаний, условий и организации сюжетно-ролевой игры (в дальнейшем самоанализ способствует включенности педагогов в тему тренинг-решения и является стимулом к самосовершенствованию).

Процедура самоанализа. Каждому педагогу предлагается проанализировать в течение 2–3 дней свою и детскую деятельность и заполнить анкету, проставив баллы по каждому из пунктов от 0 до 5, где:

  • 0 - нет, не учитывается, отсутствует полностью;
  • 1 - единичные соответствия, низкий уровень;
  • 2 - частично соответствует, уровень ниже среднего;
  • 3 - более или менее соответствует, средний уровень;
  • 4 - соответствует, хороший уровень;
  • 5 - полностью соответствует, высший уровень проявления.
Анкета для самоанализа знаний, условий и организации сюжетно-ролевой игры
Объект наблюдения Комментарии, примеры из практики Баллы
Условия для проведения сюжетно-ролевой игры
1. Соблюдение игрового режима В режиме дня детей и в планировании педагога выделено время для сюжетно-ролевых игр: утро (индивидуальные игры с детьми), первая половина дня - подгрупповые игры (где участники - дети, а педагог - партнер и товарищ), вторая половина дня - самостоятельно организованные игры, вечер - индивидуальные 4
2. Наличие оборудования для игры Оборудование размещено в специально отведенных и оборудованных местах (построена мебель для «Больницы», касса для «Магазина», театральный уголок с ширмой, мягкий уголок и кухонная мебель для вариативных игр «Семья», трельяж для «Парикмахерской», руль для мальчиковых игр и т. п.) 4
3. Подбор игрушек и других материалов в соответствии с тематикой игр Игры подобраны в соответствии с возрастом, дополняются по мере необходимости, чередуются или меняются через определенное время 5
4. Хранение игрового материала Атрибуты и необходимые игрушки хранятся в подписанных коробках в доступном для детей месте 5
5. Соблюдение детьми правил пользования игровым оборудованием Дети знакомы с правилами пользования игровым оборудованием 5
Игровая деятельность
6. Проявляют ли творчество в создании игры (выбор сюжета)
7. Умеют ли ориентироваться в игровой задаче
8. Рождаются ли во время игры новые варианты
9. Умеют ли отражать реальные факты или события, знания о профессии взрослых
10. Умеют ли в процессе игры регулировать свои желания
11. Есть ли у ребенка чувство ответственности за выполнение порученной ему роли
12. Выполняют ли дети нравственные нормы поведения во время игры:
доброжелательность/отзывчивость;
умение договариваться;
сопереживание;
взаимопомощь;
правдивость/справедливость
13. Используют ли пространство группы для развертывания игры
14. Изменяют ли предметно-игровую среду с учетом практического и игрового опыта
Руководство сюжетно-ролевой игрой
15. Правильно ли воспитатель понимает свою роль в руководстве игрой
16. Развивается ли игровая деятельность с учетом уровня развития детей
17. Доиграли ли до конца
18. Формируется ли у них оценочное отношение не только к выполнению ролей, но и ко всей игре в целом
19. Достаточно ли хорошо оснащена игра материалом
20. Доступен ли игровой материал для использования его детьми
21. Разнообразие сюжетно-ролевой игры

Обработка данных. По каждому критерию столбца «Объект наблюдения» выводится средний балл по детскому саду: общая сумма всех баллов, разделенная на количество педагогов, прошедших анкетирование.