Социологическая анкета по теме профессиональной мотивации педагога. Анализ опыта работы учителей по повышению мотивации к обучению по предметам

ОЛЕСЯ ПЕРЕЛЫГИНА
Проект «Русская березка»

Актуальность :

Огромную роль в экологическом образовании детей играет исследовательская деятельность в природе. Дети, проживающие в городе редко общаются с природой, поэтому необходимо начинать со знакомства с объектами природы ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. Знаменитые слова песни : «С чего начинается Родина?»

С речки, с песчаного берега , с неприметного бугорка на полянке, с семьи, с маленького дворика, где мы живем, а может она начинается с той березки , которая растет на территории нашего детского сада, во дворе нашего дома?

В народе называют березку - красавицей русских лесов . Береза – наиболее почитаемое и любимое дерево наших предков – прабабушек, прадедушек. Ее считали счастливым деревом, которое оберегает от зла , приносит мир. Здоровье и добро. Березку всегда сажали рядом с домом для благополучия всей семьи, для защиты от болезней, для красоты, для чистого воздуха, для того, чтобы птицы прилетали и пели свои прекрасные песни.

Поэтому в наше время, очень важно помочь ребенку увидеть неповторимую красоту нашей природы.

Цель :

Приобщение детей к русской культуре , посредством экологического воспитания.

Задачи :

1. Расширять представления о самом почитаемом дереве в России - берёзе, о значении её в жизни человека.

2. Познакомить с рассказами, со стихами, песнями, загадками о берёзе;

3. Развивать познавательный интерес, творческое воображение, мышление. а.

4. Воспитывать любовь к русской природе , бережное отношение к ней .

Ожидаемый результат :

Сформированное представление у детей :

О берёзе, как о самом почитаемом дереве в России, о том в каких красках, образах, мелодиях воплощается берёза;

О взаимосвязях берёзы с живой и неживой природой;

О пользе берёзы, о бережном отношение к природе .

Участники : дети, воспитатели

Формы и методы работы : НОД, наблюдения, музыкальные досуги,

Предварительная работа : наблюдение в природе, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, заучивание стихов, беседы, дидактические, подвижные и пальчиковые игры, физкультминутки.

Подготовительный этап :

1. Изучение уровня знаний детей по теме и определение этих знаний.

2. Беседы, рассказы, индивидуальная работа с детьми, музыкально-ритмические занятия.

4. Подбор методической и художественной литературы.

Основной этап :

НОД : «Люблю березку рсскую » ;

Экскурсия к березке по экологической тропе;

Беседы о березе .

Рассматривание иллюстративного материала по теме.

тему : «Люблю березку – русскую » .

Заучивание стихотворений.

Чтение художественной литературы :

Подбор загадок, пословиц, поговорок, примет о березе .

Настольно – печатные игры; дидактические игры; подвижные игры.

Схема работы по проекту :

Игровая деятельность :

Настольно – печатные игры : «Лес» , «Что растет в лесу?» , «Четвертый лишний» .

Дидактические игры : «Подбери слово» (к слову березовый , «Какая береза (подбор прилагательных, «Придумай однокоренные слова» , «Найди дерево по описанию» , «Из семени в дерево» , «Сравни» , «Угадай растение» , «Что лишнее?» , «Полезно – вредно» , «Скажи по – другому» и т. д.

Подвижные игры : «Найди такой же лист» , «Найди пару» , «Кто быстрее

Развитие речи :

Заучивание стихотворений :

С. Есенин «Белая береза » ,

Ф. Тютчев «Первый лист» ,

А. Прокофьев «Люблю березку русскую » .

Рассматривание картин;

Беседа : "Что я знаю о берёзе".

Разучивание пословиц, поговорок

Художественная литература :

Подбор и выставка художественной литературы о березе ;

П. Воронько "Береза " - чтение стихотворения;

С. Есенин "Белая береза " - заучивание стихотворения;

К. Паустовский "Подарок" - чтение книги.

Музыка :

"Песня о Родине" (сл. Е. Карасевой, муз. В. Елинек) ;

"Во поле береза стояла " - пение без сопровождения (рус. нар. мелодия) ;

"Ай да березка " - хоровод (муз. Т. Попатенко) .

Изобразительная деятельность :

Рисование с использованием нетрадиционной техники на тему : «Люблю березку – русскую » .

Заключительный :

1. Развлечение : «Люблю березку русскую » .

2. Конкурс «Читаем стихи о березке » .

Реализация проекта «Люблю березку – русскую » научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности

Ольга Ветлова (Головинова)

Проектная деятельность «Люблю березку русскую »

Ветлова О. В. ,воспитатель СП «Детский сад «Ручеек» ГБОУ СОШ № 1 г. Похвистнево Самарская обл.

Рассматривая деревья в парке, дети спросили :

Почему береза называется березой ?

Какую роль играет береза в жизни человека ?

Для того, чтобы найти ответы на эти вопросы, мы решили приобрести знания из различных источников :

в) воспользоваться материалами интернета

Затем проанализировать полученные факты, высказывать собственные суждения.

Данный проект способствовал развитию творческого и интеллектуального мышления дошкольников.

Актуальность.

В наше время, когда ребенок очень мало общается с природой, а его свободное время все больше занимает компьютер, телевизор и прочие достижения технического прогресса, у ребенка накапливается негативный опыт отношения к природе. Он действует в природе необдуманно, совершает негативные поступки по отношению к живым существам, не реагирует на замечания сверстников и взрослых людей. Интерес к изучению природы поверхностный, ребенок не проявляет желание ухаживать за растениями и животными и не умеет этого делать. Поэтому очень важно помочь ребенку увидеть неповторимость, целостность природы, научить любить ее, уважать, вызвать желание общаться с ней.

Дети, которые ощущают природу : дыхание растений, ароматы цветов, шелест трав, пения птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появляется потребность помогать жить этим творением, любить их, общаться с ними. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник.

Китайская пословица гласит : «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму» . Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам.

Проблема.

Недостаточные знания детей о самом почитаемом дереве в России – берёзе, о ее оздоровительном, хозяйственном и эстетическом значении в жизни человека.

Тип проекта : познавательно-исследовательский.

Продолжительность проекта : краткосрочный, 2 недели

Участники проекта .

Дети старшей группы, их родители, воспитатели группы, специалисты ДОУ.

По количеству участников : групповой (старшая группа)

Предмет исследования : берёза.

Суть проекта заключается в том , чтобы во время прогулок по территории детского сада, в лес с родителями дети могли больше узнать о березах : найти березу вблизи участка , следить за изменениями в ее жизни; обсуждать наблюдаемое : какое настроение у дерева, от чего оно зависит, как дерево заботится о детях. В процессе наблюдений дети рисуют, сочиняют сказки, участвуют в играх, слушают музыку, танцуют.

Дети получают представление о том, в каких красках, образах, мелодиях воплощается береза , почему это дерево так почитаемо на Руси.

Цель взрослого в работе над проектом : формирование начал экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Цель детей в работе над проектом :

Приобрести знания о самом почитаемом дереве в России – берёзе, о ее оздоровительном, хозяйственном и эстетическом значении в жизни человека.

Задачи взрослого в работе над проектом :

1. Расширять представления детей о самом почитаемом дереве в России - берёзе, о её значении в жизни человека

2. Формировать у детей представления о взаимосвязи берёзы с окружающей средой.

3. Знакомить со стихами, песнями, загадками о берёзе.

4. Развивать у детей познавательную активность.

5. Активизировать и обогащать словарь.

6. Воспитывать любовь к русской природе , бережного к ней отношения .

Задачи детей в работе над проектом :

1. Приобрести знания о берёзе, как почитаемом дереве на Руси, о её значении в жизни человека : оздоровительном, эстетическом, хозяйственном.

2. Углубить представление о взаимосвязях живой и неживой

Предполагаемый результат :

Сформированное представление у детей : о берёзе, как почитаемом дереве на Руси, о том в каких красках, образах, мелодиях воплощается берёза; о взаимосвязях берёзы с живой и неживой природой; о пользе деревьев и берёзы в частности.

Подготовительный этап :

Подготовить природный материал для деятельности детей;

Подобрать детскую и педагогическую литературу, картины, грамзаписи, дидактические игры и др. ;

Сделать ширму о лечебных свойствах березы «Целебное лукошко» .

Провести с детьми цикл наблюдений за березой , обсуждать наблюдаемые явления, заносить их в альбом в виде рисунков, фотографий, рассказов;

На основе наблюдаемого провести комплексные и обобщающие мероприятия, расширяющие представления детей о березе ;

Предложить родителям вместе с детьми изготовить поделки из бересты , придумать сказку о березе .

Реализация проекта

1. Образовательная область «Познание» :

* Беседа «Красота природы бесценна»

Цель : дать детям понять, что ни за какие деньги не купишь красивое дерево. Его нужно посадить и приложить немало усилий, чтобы оно не погибло, а прижилось и выросло. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе .

Беседа «Взаимосвязь дерева с живой и неживой природой» .

Цель : углубить представление о взаимосвязях живой и неживой

природы и о факторах, которые влияют на жизнедеятельность берёзы.

Рассказ воспитателя «Воспетое дерево» .

Цель : познакомить детей с тем, как издавна простые русские люди проявляли интерес к русской берёзке , сочиняли о ней стихи, песни, водили хороводы, отмечали праздник «Русской берёзки » . Воспитывать любовь к русской берёзе , бережное к ней отношение .

Беседа «Какую пользу приносят деревья? Как берёзу использовали в древности?»

Цель : подвести детей к пониманию того, что деревья имеют огромное значение в жизни человека. Познакомить с тем, как берёзу использовали в древности.

«Люблю берёзку русскую » .

Цель : продолжать формировать интерес детей к родной природе, обобщать знания о берёзе. Расширять представления детей об образе берёзы в поэзии, музыке, произведениях изобразительного искусства. Воспитывать любовь к русской берёзке .

* Д/и : «Найди листок березы » , «Закончи фразу» , «Подбери «слова- приятели» », «С кем дружит береза , «Что сначала, что потом»

* Выбор березки на территории детского сада.

* Наблюдение за внешними признаками и отличительными особенностями березы .

* Разгадывание кроссвордов.

* Исследование бересты под лупой .

Образовательной областью «Физическая культура»

1. Утренняя гимнастика «Поход в березовую рощу » .

2. Подвижные игры : «Беги к березе » , «Кто больше соберет грибов подберезовиков » , «Венок» (из березы , «Кто быстрее соберет березовые почки » .

Образовательная область «Чтение художественной литературы» ::

Пересказ русской народной сказки «Как коза избушку построила» ;

Заучивание стихотворения А. Прокофьева «Люблю березку русскую… »

Чтение рассказа Е. Тимошенко «Елочки-метелочки» .

Образовательной областью «Художественное творчество» :

Рисование – «Люблю березку русскую » , «Березовая роща » ;

Аппликация – «Веточка березы » ;

Ручной труд – «Белая береза » ;

Хороводы – «Во поле береза стояла » , «Береза белоствольная » ;

Рассматривание репродукций картин В. Н. Бакшеева «Голубая весна» , И. Э. Грабаря «Февральская лазурь» ;

Образовательной область «Музыка»

1. Слушание “Ах ты, берёза” Раухвергера.

2. Пение “Песня о родине” слова Е. Карасёвой, музыка В. Елинек.

3. Хороводы “В золоте берёзонька” слова и музыка Г. Вихаревой, “Ай, да берёзка” музыка Т. Попатенко

4. Пение без сопровождения р. н. м. “Во поле берёзонька стояла”

4. Совместная деятельность с детьми и родителями :

Циклические наблюдения за березой ;

Составление творческих рассказов «Сказка о березе » ,

Изготовление альбомов «Березонька »

Бесед за круглым столом «Целебное лукошко» .

5. Итог :

Оформление альбома «Березонька » с детскими рисунками и сказками;

Развлечение для детей «Праздник русской березки » ;

Выставка поделок из бересты «Папа, мама, я – творим чудеса» .

Записано педагогом Ветловой Ольгой Владимировной со слов детей.

Пройдя все этапы исследования, дети пришли к выводу :

Я теперь понимаю насколько ценно дерево береза . – сказала Саша Е.

Я знаю о целебных свойствах березы . Мы с бабушкой пили чай с березовыми почками от простуды . – сказала Даша Е.

Из березы делали и делают игрушки. Я папе помогал делать из березы паровозик . – сказал Коля О.

Я рассматривала с помощью лупы бересту и видела мелкие отверстия (чечевички) через которые береза дышит . - сказала Полина Е.

По итогам работы было отмечено :

1. Повышение уровня экологической культуры у детей и их родителей.

2. Развитие у детей познавательного интереса к объектам природы ближайшего окружения, в частности, к дереву березе .

3. Развитие исследовательской, практической деятельности в ходе проведения проекта «Люблю березку русскую » .

4. Укрепление сотрудничества родителей с детским садом.

Заключение :

Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали увядание березы , отметили ее роль как лекарственного сырья; изучали чудодейственное влияние листьев на здоровье человека. На основании исследования пришли к выводу : необходимо сохранять и бережно относиться к символу России - березке , потому что она красива и целебна.

Данный проект способствовал развитию творческого и интеллектуального мышления дошкольников, умения приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Киселева Л. С., Данилина Т. А. «Проектный метод в деятельности ДОУ» .

2. Богатеева З. А. «Чудесные поделки из бумаги» .

3. Прохорова Л. Н. Экологическое воспитание дошкольников. –М. АРКТИ, 2003.

4. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду.

5. Ушакова О. Д. Загадки, считалки и скороговорки : словарик школьника. –СПб. Издательскитй дом «Литера» , 2007.

6. Шорыгина Т. А. Деревья. Какие они? Издательство ГНОМ и Д, 2006.

7. Масленникова О. М., Филиппенко А. А. «Экологические проекты в детском

Педагогический проект для детей подготовительной к школе группы

Белоствольная березка –

Символ Родины моей.

Нету деревца другого

Сердцу русскому милей.

Н. Меркушова

Белая березка – дерево России, символ красоты русской природы, символ России, она прекрасно в любое время года. С давних времен о ней слагали песни, водили вокруг нее хороводы, сочиняли пословицы, загадки, стихи и сказки. Многие художники изображали березку на своих полотнах, а композиторы посвятили березке свои лучшие песни.

Задача воспитателя – сформировать эстетическое отношение к этому чудесному дереву, расширить представления о нем, воспитывать чувство гордости за родную природу, вызывать желание общаться с природой, оказывать посильную помощь в ее охране.

Тип проекта.

По доминирующей деятельности:

Информационный,

Исследовательский,

Творческий.

По времени проведения: долгосрочный (ежемесячно в течение учебного года).

По характеру проектирования: МБДОУ № 6 «Ромашка», семьи воспитанников.

Участники: дети подготовительной группы, педагоги, родители.

Актуальность:

Расширение кругозора дошкольника;

Повышение качества духовно-нравственного воспитания;

Формирование единого образовательного пространства, включающего ДОУ и семью;

Реализация творческих способностей коллектива ДОУ и семей воспитанников.

Цели:

Воспитание любви к природе родного края, желание сохранять ее;

Воспитание патриотических чувств;

Разработать цели занятий, направленных на формирование знаний о русской березе;

Повышение родительской компетентности.

Задачи :

Развивать познавательный интерес, мышление, творческое воображение и коммуникативные навыки;

Расширять кругозор на основе доступного материала;

Активизировать речь, расширить словарь;

Развивать творческие способности детей;

Активно привлекать родителей.

Формы реализации проекта:

Познавательно-игровая непосредственная образовательная деятельность;

Экскурсии;

Целевые прогулки;

Праздники;

Труд на участке ДОУ;

Изготовление поделок из природного материала;

Фиксация наблюдений (зарисовка, лепка, аппликация);

Изготовление плакатов;

Работа с родителями

Специфика работы с детьми заключается в том, что она проводится не только в ДОУ и на его участке, в сквере, парке, библиотеке и т.д.

Для выяснения отношения детей к определенному объекту и проверки знаний используются дидактические игры, загадки, викторина, изобразительная деятельность, беседы с детьми.

Роль педагогов заключается в организации и проведении воспитательно-образовательной работы по реализации проекта, организации совместной работы по данному направлению. Проведение анализа исполнения проекта.

Работа с детьми заключается в следующем :

Выявить знания детей о русской березе;

Заучивание стихов, потешек, песен, хороводов, народных примет, загадок;

Экскурсии в сквер, парк, аллею;

Рассматривание картин, иллюстраций;

Проведение дидактических игр;

Организация изобразительной деятельности;

Организация трудовой деятельности;

Фиксация наблюдений;

Сбор материала для создания мини-музея.

Родители оказывают помощь в организации:

Экскурсий в парк, лес;

Сбор экспонатов для мини-музея;

Праздника «Святая Троица»;

Чтения художественной литературы для детей.

:

Расширяет представления детей о природе, ее значении в жизни человека;

Повышает уровень педагогической культуры родителей;

Формирует такие нравственные понятия как любовь к Родине, гордость за ее природные богатства;

Развивает у детей инициативу, сообразительность, потребность общаться с природой.

Организационные формы работы над проектом

«Русская береза – символ России»

Формы работы

Методы работы

Непосредственная образовательная деятельность

1. Рассказ воспитателя о лечебных свойствах березы, знакомство с народными приметами, пословицами, поговорками.

2. Беседа о грибах (подберезовик, чага и другие), их использование. Лепка из соленого теста «Подберезовик».

3. Рисование акварелью «Золотая березка».

4. Чтение «Березовый лес» И.Бунин.

5. Беседа по картине «Березовая роща» А.И.Куинджи.

6. Рассказ воспитателя «Целебное дерево береза».

7. Заучивание наизусть стихотворения С.Есенина «Белая береза».

8. Творческое рассказывание «Березка и ее друзья».

9. Рисование по стихотворению «Белая береза» С. Есенина.

10. Совместная деятельность воспитателя и детей по теме «Что я знаю о березе».

11. Чтение «Цветут березки» М. Пришвин.

12. Открытие мини-музея «Русская березка – символ России».

13. Игровая деятельность:

    Упражнения с березовыми чурочками.

    Словесные игры «Составь предложение со словом«береза», «Подбери родное слово» (подбор однокоренных слов).

    Дидактические игры «Найди лишний предмет», «Подбери пару».

сентябрь

сентябрь

сентябрь

в течение года

Экскурсия

в городской парк

1. Наблюдение за деревьями в летнем парке.

2. Сбор листьев для гербария.

3. Заучивание стихотворения «Люблю березку русскую» А. Прокофьева.

Целевая прогулка

1. Наблюдение за осенними березками в сквере железнодорожников.

2. Наблюдение за зимней березкой на аллее.

сентябрь

Праздник

«Святая Троица»

    хороводы

    подвижные игры

    чтение стихов

    игра-драматизация

Викторина «Русская березка»

Труд на земле

    Уборка листьев на участке ДОУ. Сбор листьев для гербария

    Посев растений. Высадка рассады цветов.

май – июнь

Изготовление поделок из листьев березы и природного материала

Составление панно с различными узорами из листьев березы и природного материала.

Развлечение

Вечер загадок о березе с использованием малых фольклорных форм, хороводов, подвижных игр.

Фиксация наблюдений за березкой

    Изготовление гербария.

    Зарисовка березы, листьев березы, веток березы с сережками.

Изготовление плакатов

Рисование плаката «Сохраним русскую березку».

Работа с родителями

    Папка-передвижка «Все о русской березе».

    Родительское собрание.

    Прогулки с детьми в природу.

    Сбор материала для мини-музея «Русская березка – символ России».

    Подготовка праздника «Святая Троица».

сентябрь

сентябрь-июнь

Перспективный план проекта
«Русская береза – символ России»

Август

Экскурсия в городской парк, наблюдение за березой.

Сбор листьев для гербария и ручного труда.

Подвижная игра «Найди свое дерево».

Заучивание стихотворения А. Прокофьева «Люблю березку русскую».

Сентябрь

Рассказ воспитателя о лечебных свойствах березы.

Знакомство с русским фольклором, посвященным русской березе (пословицы, поговорки, загадки, песни).

Беседа о грибах, рассматривание грибов подберезовика и чаги, повторение загадок о грибах.

Целевая прогулка в сквер, наблюдение за осенней березкой.

Рисование акварелью «Золотая березка».

Родительское собрание, знакомство с проектом.

Октябрь

Чтение: «Березовый лес» И.Бунин.

Лепка из соленого теста «Подосиновики».

Беседа по картине А.И. Куинджи «Березовая роща».

Труд на участке, сбор листьев.

Разучивание хоровода «Во поле береза стояла».

Изготовление папки-передвижки для родителей воспитанников «Все о русской березе».

Ноябрь

Рассказ воспитателя «Ценное дерево – береза». Знакомство с предметами быта из бересты и продуктами переработки березовой древесины, листьев, грибов.

Изготовление поделок из листьев березы (Панно «Осенний ковер»).

Заучивание песни-хоровода «Ай да, березка!»

Дидактическая игра по карточкам «Составь предложение со словом «береза».

Декабрь

Наблюдение за зимней березой на участке ДОУ.

Заучивание стихотворения «Белая береза» С. Есенина.

Рисование «Белая береза» по стихотворению С. Есенина.

Слушание песни «Березы» в исполнении С. Безрукова и ансамбля «Любэ».

Январь

Составление детьми творческих рассказов «Березка и ее друзья».

Рисование плакатов «Сохраним русскую березку».

Презентация дидактической игры «Собери пару».

Февраль

Викторина «Русская березка» (использование малых фольклорных форм).

Наблюдение за березкой на участке ДОУ, чтение детьми стихотворения «Белая береза» С. Есенина.

Словесная игра «Подбери родное слово» (подбор однокоренных слов к слову «береза»).

Изготовление гербария.

Март

Чтение: «Елочки-метолочки» Е. Тимошенко.

Комплексна совместная деятельность детей и воспитателя по оформлению экспонатов для мини-музея.

Дидактическая игра по карточкам «Найди лишний предмет».

Апрель

Чтение: «Цветут березки» М. Пришвин.

Изготовление макета «Березовая роща».

Сбор и оформление экспонатов для мини-музея «Русская березка – символ России» (участники: воспитатели, дети, родители).

Труд на земле.

Наблюдение за весенней березкой.

Сбор и оформление материалов для мини-музея.

Рисование акварелью «Май сережки дарит ей…»

Труд на земле.

Открытие мини-музея «Русская березка – символ России».

Июнь

Праздник «Святая Троица» (использование малых фольклорных форм, чтение стихов, хороводы вокруг березки, игра-драматизация).

Труд на земле.

Результат проектной деятельности

Расширяет представления о родной природе.

Формирует эстетическое отношение к русской березе.

Развивает потребность общаться с природой, оказывать посильную помощь в ее охране.

Заинтересованность родителей к проекту.

Организация педагогического поиска через реализацию инновационных форм.

В старину у славян год начинался не зимой, а весной, поэтому его встречали не елью, а берёзой. Берёзу называли "дерево четырёх дел". Первое дело - мир освещать, второе дело - крик утешать, третье дело - больных исцелять, четвёртое - чмстоту соблюдать. Цели пректа - знакомство с берёзой как символом, национальным деревом России, развитие познавательных интересов, формирование представлений у детей о жизни растения, воспитание экологически грамотного поведения в природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект «Березка русская моя»

Актуальность:

Известно из древних летописей, что во времена, когда славяне верили в лесных, водяных и небесных духов, была у них главная богиня по имени Берегиня, мать всех духов и всех богатств на земле. А поклонялись ей в образе священного белого дерева - березы. В древнем своде верований, обычаев, заговорных слов береза занимает особое место. В старину у славян год начинался не зимой, а весной, поэтому его встречали не елью, а березой. Березу называли "дерево четырех дел": "Первое дело - мир освещать, второе дело - крик утишать, третье дело - больных исцелять, четвертое дело - чистоту соблюдать".

Ознакомление детей с традициями русского народа и их сохранение - дело величайшей важности.

Проблема:

Недостаточные знания детей о березе, как символе России.

Несоблюдение правил экологически грамотного поведения, в том числе в семьях детей.

Непонимание значимости воспитания русской культуры у детей и сохранения древних исконно русских традиций.

Цель: ознакомление старших дошкольников с березой как символом России.

Задачи:

Познакомить с березой, как символом страны, национальным деревом;

Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания;

Формировать представления о жизни растения, его развитии и связи с другими живыми организмами;

Воспитывать экологически грамотное поведение, желание оберегать и заботиться о природе.

Формы работы:

Деятельность педагога:

Беседы;

Познавательные рассказы воспитателя;

ООД;

Чтение художественной литературы (сказки, рассказы, стихотворения, пословицы, скороговорки) ;

Использование иллюстративного материала (плакаты, сюжетные картинки, карточки, открытки и др.) ;

Музыкальная.

Деятельность детей:

Экспериментирование;

Речевые игры, описательные рассказы;

Дидактические игры с предметными картинками;

Игра по модели строения дерева;

Подвижные игры;

Игры с мячом;

Художественно-продуктивная деятельность (аппликация, рисование, лепка, ручной труд)

Музыкальная

Взаимодействие с родителями воспитанников:

Практические задания;

Совместные мероприятия

Подготовительный и аналитический этапы – сентябрь.

Основной этап - октябрь – апрель.

Презентационный этап – май.

На подготовительном этапе планировалась работа с родителями и с детьми.

Утвердили план дальнейшей работы, наметили и обсудили предстоящие мероприятия.

Аналитический этап заключался в анализе проведенной работы на подготовительном этапе, был составлен алгоритм действий, распределены обязанности и поручения. Велся активный сбор информации в литературе и интернете.

Основной этап работы

Октябрь.

Трудовой десант.

ООД

Тема: «Береза – символ России».

Экскурсия в осенний парк «Встреча с русской красавицей»

Слушание «Ах, ты, береза», русская народная мелодия, обработка Раухверга.

Заготовление берёзовых пеньков и спилов.

Дать знания о символе славянского культа России - березе; познакомить с обычаями и обрядами, ритуалами, связанными с березой; приобщить к русской народной культуре; расширять словарный запас детей; воспитывать любовь к Родине.

Расширять представления о предметах и явлениях природы; описывать характерные особенности знакомых растений; развивать познавательный интерес; воспитывать любовь к природе.

Развивать словарный запас по определению характера музыкального произведения. Обогащать впечатления детей и формировать музыкальный вкус.

Ноябрь.

"Березовая рапсодия" - изготовление панно на срезе березы.

Экспериментирование «Рассматривание бересты под лупой»

Хоровод «В золоте березонька», слова и музыка Г. Вихарева.

Учить детей создавать объёмные композиции; совершенствовать изобразительную технику; развивать композиционные умения.

Дать детям представление о том, что белый цвет коры - это бетулин. По всей бересте проходят горизонтальные полосы - это чечевички, через которые проходит кислород дереву. Береста состоит из нескольких слоев - это опробковевшие клетки.

Стимулировать формирование музыкальных способностей. Содействовать проявлению активности и самостоятельности.

Декабрь.

Заучивание стихотворения С. Есенина «Белая берёза»

Экспериментирование «Какой стороной дышат листья? »

Формировать умение выразительно, с естественными интонациями читать стихи; воспитывать чуткость к художественному слову.

Учить ставить самостоятельно поисковую задачу, выдвигать предположения; выяснить с детьми, с какой стороны листа в растение проникает воздух.

Январь.

Наблюдение за берёзой на прогулке.

Пение «Песня о Родине» слова Е. Карасевой, музыка

Экспериментирование «Влияние света и температуры на жизнь растений»

Продолжать знакомство с деревом, ставшим символом России; воспитывать любовь и бережное отношение к окружающей природе.

Расширять представление детей о системе потребностей живых организмов в оптимальной температуре, свете, об общей зависимости их состояния от соответствия условии среды.

Февраль.

ООД

Тема: «Домашний доктор»

К. Паустовский "Подарок" - чтение книги.

Экспериментирование «Вода в жизни растений»

Пение без сопровождения русской народной песни «Во поле березонька стояла».

Формировать представления о лекарственных растениях, правилах их сбора, хранения и применения; развивать познавательную активность, мышление, внимание; воспитывать интерес к природе.

Развивать интерес детей к познавательной литературе; формировать умение внимательно и заинтересованно слушать рассказы.

Расширять представление о потребности растения в воде.

Закрепить умение петь самостоятельно, индивидуально и коллективно.

Март.

Памятка «Береги зелёного друга»

Альбом «Люблю русскую красавицу»

П. Воронько "Береза" - чтение стихотворения

Экспериментирование «Жизненный цикл растений»

Распространение экологических знаний среди родителей.

Углубление представлений детей о берёзе; расширение кругозора дошкольника; воспитание любви к природе.

Развивать умение внимательно слушать стихотворение; формировать умение вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста; воспитывать любовь к природе.

Расширять представление об основных фазах жизненного цикла растений.

Апрель.

ООД

Тема: «Символика нашей России»

Наблюдение за цветущей берёзой на прогулке.

Консультация «Берёзкины слёзы»

Вернисаж детских рисунков «Белая берёза»

Хоровод «Ай, да, березка! », музыка Т. Потапенко.

Расширять представления детей об особенностях географического положения России, познакомить детей с символикой России; формировать начальные представления о происхождении современного государственного герба, о его функциональном назначении; повторить знания о символическом значении цвета российского флага; развивать внимание, мышление, речь; обогащать словарь детей (стяг, гимн, флаг, копье) ; воспитывать любовь к родной Отчизне, чувство гордости за свою страну Россию.

Уточнить представления о последовательности роста и развития растения; развивать интерес к самостоятельному наблюдению за знакомым растением.

Расширение экологических знаний среди родителей.

Вызвать интерес к созданию выразительного образа берёзы; учить сочетать разные изобразительные техники для передачи характерных особенностей берёзы; развивать чувство цвета.

Продукт проекта:

Мини-музей "Берёза-Берегиня" (созданный совместно с детьми и родителями) : панно на срезе берёзы, альбом «Люблю русскую красавицу», изделия из бересты, литература о берёзе, картины;

Вернисаж детских рисунков «Белая берёза».