История истории: Ключевский. Российский историк Василий Ключевский: биография, цитаты, афоризмы, высказывания и интересные факты

). Отец Ключевского был священником. Поскольку тот служил в Пензенской епархии, судьба сына была определена с самого раннего детства: Василий, покорный воле родителей, окончил Пензенское духовное училище и Пензенскую духовную семинарию.

Семье жилось очень тяжело, поэтому неоднократно озвученную идею сына стать историком родители не поддерживали. Между тем Ключевский увлекался историей и в перерывах между сдачей семинарских экзаменов жадно читал различные исторические труды, книги и исследования. К окончанию семинарии Василий Осипович уже не представлял себя никем другим, связывая свою жизнь только с исторической наукой. Надо отдать должное родителям Ключевского, которые, поняв, что сын не испытывает энтузиазма при мысли стать священником, проявили себя очень понимающими людьми. Осознав, что сын не собирается идти по стопам своего отца, они отпустили его сдавать вступительные экзамены на историко-филологический университет Московского университета, позволив оставить семинарию. Преодолеть нищету было очень тяжело: семья Ключевского переживала непростые времена. Впоследствии Ключевский всю свою жизнь с благодарностью вспоминал родителей и предоставленную ему возможностью заниматься любимым делом.

В университете он слушал лекции столь выдающихся для своего времени исследователей, как Леонтьев, Буслаев, Чичерин, Соловьев и даже обер-прокурор Священного Синода Константин Победоносцев. Научные интересы Ключевского во многом сформировались под их влиянием. Больше всего его впечатляли лекции Чичерина и Соловьева: превосходные ораторы, они как никто другой умели вдохновлять юных слушателей и оказывали почти гипнотическое воздействие на аудиторию.

Первые труды

Ключевский владел несколькими иностранными языками, что помогло ему не ограничиваться русскими источниками при написании своих работ. Его кандидатская диссертация называлась «Сказания иностранцев о Московском государстве». После окончания факультета Ключевский получил место при университете и стал изучать жития святых. Он преследовал цель отыскать свежий источник, чтобы изучить вопрос участия древнерусских монастырей в колонизации Северо-Восточной Руси. Ключевский посвятил следующие несколько лет своей жизни дальнейшему изучению житий святых. Он не жалел времени и сил, исследуя и анализируя самые труднодоступные источники, рассеянные по разным книгохранилищам. Но по истечении двухлетнего срока Ключевский к своему разочарованию был вынужден признать, что полученный им результат совершенно не оправдал его ожиданий. В итоге Ключевским была написала магистерская диссертация на тему «Древнерусские жития святых как исторический источник». Работа была посвящена житийной литературе во многих ее аспектах - источниковедческой базе, образцам, приемам и формам.

Ключевскому как исследователю была в целом свойственна самокритичность. Он очень редко оставался довольным результатами своих работ и исследований. Большинство преемников Ключевского отзывались о его работе над житиями в самых теплых выражениях. Но для своего времени исследование было едва ли не провокационным. Дело в том, что для середины XX века то строго-критическое направление, в котором были выдержаны работы Ключевского, было чем-то совершенно новым для церковно-исторической науки, где до сей поры не господствовали подобные методы.

После написания магистерской диссертации Ключевский продолжил пристальное изучение истории церкви и общественно-религиозной мысли. Результатом стало написание целого ряда статей и рецензий, сыгравших огромную роль как для современного Ключевскому времени, так и для всей исторической науки в целом. Крупнейшими из них были: «Псковские споры», «Хозяйственная деятельность », «Западное влияние и церковный раскол в XVII века». Вдохновение Василия Осиповича было неисчерпаемым.

Профессорская деятельность

Когда в 1979 году скончался один из преподавателей Московского университета Соловьев, Ключевский занял его место и начал читать там курс русской истории. Профессором в том же университете он стал с 1882 года и многие годы продолжал читать лекции. Ключевский был на редкость самодисциплинированным: он успевал параллельно с этим преподавать и в Московской духовной семинарии. Его друг Герье вскоре организовал знаменитые Московские женские курсы, куда также позвал преподавать Ключевского.

В период с 1887 по 1889 год Ключевский был проректором Московского историко-филологического факультета. Благодаря своей деятельности, ученый получил признание не только среди коллег, но и в «верхах». Император , впечатленный познаниями Василий Осиповича, пригласил его читать курс русской истории великому князю Георгию Александровичу.

Ключевский действительно сделал потрясающую для своего времени карьеру. Начав с рядового преподавателя, он всего за десятилетие взобрался на вершину: подобный прыжок был не просто результатом врожденного таланта Ключевского, но и его потрясающего трудолюбия. В 1905 году ученый принимал участие в работе Государственной Комиссии по пересмотру печати. Немаловажную роль он сыграл и в вопросах учреждения первой Государственной думы.

Главные работы Ключевского

Несмотря на то, что Василий Осипович Ключевский был крайне разносторонней личностью и как исследователь, и как человек, его интересы все-таки были больше связаны с историей духовной жизни русского общества. Абсолютное большинство его работ (монографий, статей и книг) были посвящены именно этой теме. Несколько сборников статей Ключевского включали в себя неизвестные данные и любопытные факты из биографий , Сергея Михайловича Соловьева, и многих других выдающихся деятелей своей эпохи.

В 1899 г. Василий Осипович издал «Краткое пособие по русской истории», ставшее прологом к объемному труду на аналогичную тему. Всего через несколько лет в печати появились четыре тома русской истории. Ключевский довел свое повествование до времени правления Екатерины Второй.

Исследования Ключевского, охватывающие многолетнюю эпоху русской истории, были не похожи на те пособия, которые исследователи привыкли использовать при написании собственных работ и на которые в основном ориентировались. Ключевский с самого начала отказался от критики других авторов, не поднимал в своих исследованиях острые и противоречивые вопросы, не хотел спорить с другими историками как своей эпохи, так и предшествующей.

Ключевский был первым в России исследователем, который стал читать курс российской историографии.

Среди работ Василия Осиповича, посвященных узкоспециализированным темам, стоит выделить «Историю сословий в России», напечатанную на основе его спецкурса, который ученый читал, будучи профессором Московского университета. Довольно популярной была и «Терминология русской истории». Многие из работ Ключевского постоянно печатал журнал «Литературная мысль». После смерти Василия Осиповича многие из его учеников приняли участие в составлении сборника «Ключевский, характеристики и воспоминания». Среди самых выдающихся учеников и последователей Ключевского были историки Милюков, Бахрушин, Барсков, Богословский и многие другие. Исследовательская деятельность Ключевского сделала его выдающимся представителем Московской исторической школы.

Василий Осипович Ключевский скончался 25 мая 1911 года в Москве и был похоронен на Донском кладбище.

"Исторические портреты" известного русского историка В.О. Ключевского рисуют серию политических деятелей Российского государства XIV-XVIII вв. Воссоздание типов людей прошлого - будь то цари, общественные деятели, святые или простые люди - было для Ключевского одним из способов понять исторический процесс в целом.

"Исторические портреты" В.О.Ключевского - это блестящие характеристики русских князей, монархов, летописцев, священнослужителей, полководцев, дипломатов, святых, деятелей культуры.
Издание основывается на знаменитом лекционном "Курсе русской истории".

Сегодня трудно представить изучение университетского курса "Отечественной истории" без работ В. О. Ключевского. За Василием Осиповичем Ключевским современники закрепили репутацию глубокого исследователя, блестящего лектора, неподражаемого мастера художественного слова.

Василий Осипович Ключевский (1841-1911) - автор множества трудов по русской истории, но главным из них, несомненно, является предлагаемый вниманию читателя "Курс русской истории". В публикуемых лекциях автор освещает основные элементы своей концепции и общей периодизации отечественной истории. Повествование охватывает древнейший период русской истории, "удельные века", развитие Русского государства до середины XIX в.

В книге представлены статьи и заметки В. О. Ключевского, посвященные вопросам нравственности и русской культуры.
Второе издание (1-е - 1998 г.) дополнено воспоминаниями писателей и людей искусства о великом русском историке.
Для студентов гуманитарных специальностей вузов и всех, кого интересуют вопросы русской культуры.

Библиотека проекта "История Российского государства" - это рекомендованные Борисом Акуниным лучшие памятники исторической литературы, в которых отражена биография нашей страны, от самых ее истоков.
О полной трагизма и противоречий эпохе правления первых русских царей Ивана Грозного и Бориса Годунова рассказывают классики отечественной историографии В. О. Ключевский, Н. И. Костомаров и С. М. Соловьев, избранные главы из трудов которых публикуются в этом томе.

Василий Осипович Ключевский (1841-1911) - сын сельского священника и выпускник Пензенской духовной семинарии, ставший выдающимся отечественным историком.
Его вершинное творение - "Курс лекций по истории" (1904).
Научный труд историка выдержал множество переизданий и до сих пор является одним из самых популярных руководств по истории России.

В настоящий сборник впервые собраны оригинальные работы В. О. Ключевского, которые показывают важнейшие аспекты истории православия в России: блестящее магистерское исследование житии святых; работа, раскрывающая роль русской церкви в установлении цивилизационных норм гражданского права; статьи о характерных особенностях русских монастырей, их участии в колонизационной деятельности; о значении преподобного Сергия для русского народа и...

Василий Осипович Ключевский, Россия, 16 (28).01.1841-12.05.1911 Выдающийся русский историк родился 16 (28) января 1841 в селе Воскресенском (под Пензой) в семье бедного приходского священника. Первым его учителем был отец, трагически погибший в августе 1850. Семья вынуждена была перебраться в Пензу. Из сострадания к неимущей вдове один из друзей мужа отдал ей для проживания маленький домик. «Был ли кто беднее нас с тобой в то время, когда остались мы сиротами на руках матери», – писал впоследствии Ключевский сестре, вспоминая голодные годы детства и отрочества. В Пензе Ключевский учился в приходском духовном училище, затем в духовном уездном училище и в духовной семинарии. Уже на школьной скамье Ключевский хорошо знал труды многих учёных-историков. Чтобы иметь возможность посвятить себя науке (начальство прочило ему карьеру священнослужителя и поступление в духовную академию), он на последнем курсе намеренно бросил семинарию и в течение года самостоятельно готовился к вступительным экзаменам в университет.С поступлением в Московский университет в 1861 году начинается новый период в жизни Ключевского. Его учителями становятся Ф.И. Буслаев, Н.С. Тихонравов, П.М. Леонтьев и в особенности С.М. Соловьев: «Соловьев давал слушателю удивительно цельный, стройной нитью проведённый сквозь цепь обобщённых фактов, взгляд на ход русской истории, а известно, какое наслаждение для молодого ума, начинающего научное изучение, чувствовать себя в обладании цельным взглядом на научный предмет».Время обучения для Ключевского совпало с крупнейшим событием в жизни страны – буржуазными реформами начала 1860-х годов. Он был противником крайних мер правительства, но не одобрял и политических выступлений студенчества. Предметом выпускного сочинения в университете на тему: «Сказания иностранцев о Московском государстве» (1866) Ключевский избрал изучение около 40 сказаний и записок иностранцев о Руси 15-17 вв. За это сочинение выпускник был награждён золотой медалью и оставлен при кафедре «для приготовления к профессорскому званию».Другому виду средневековых русских источников посвящена магистерская (кандидатская) диссертация Ключевского «Древнерусские жития святых как исторический источник» (1871). Тема была предложена Соловьевым, который, вероятно, рассчитывал использовать светские и духовные знания начинающего учёного для изучения вопроса об участии монастырей в колонизации русских земель. Ключевский проделал титанический труд по изучению не менее пяти тысяч житийных списков. В ходе подготовки диссертации он написал шесть самостоятельных исследований, в том числе такую крупную работу, как «Хозяйственная деятельность Соловецкого монастыря в Беломорском крае» (1866-1867). Но затраченные усилия и полученный результат не оправдали ожидаемого – литературное однообразие житий, когда авторы описывали жизнь героев по трафарету, не позволяло установить подробности «обстановки, места и времени, без чего для историка не существует исторического факта».С 1879 года Ключевский преподавал в Московском университете, где заменил на кафедре русской истории скончавшегося Соловьева. 36 лет жизни (1871-1906 гг.) Ключевский отдал этому учебному заведению, сначала в качестве приват-доцента, а с 1882 года – профессора. Одновременно он читал лекции по русской гражданской истории в Московской духовной академии (в Сергиевом Посаде), а также (по просьбе своего друга профессора В.И. Герье) на Московских женских курсах (лекционная работа Ключевского на курсах Герье продолжалась 15 лет). Преподавал Ключевский и в Александровском военном училище, в Училище живописи, ваяния и зодчества... Преподавательская деятельность принесла Ключевскому заслуженную славу. Одарённый способностями образного проникновения в прошлое, мастер художественного слова, известный острослов и автор многочисленных эпиграмм и афоризмов, в своих выступлениях учёный умело выстраивал целые галереи портретов исторических деятелей, надолго запоминавшихся слушателям. Аудитория Московского университета, в которой он читал свой курс, всегда была переполнена.Докторская диссертация «Боярская дума Древней Руси» (1880) составила известный этап в творчестве Ключевского. Тематика последующих научных трудов Ключевского ясно указывала это новое направление – «Русский рубль ХVI–ХVIII вв. в его отношении к нынешнему» (1884), «Происхождение крепостного права в России» (1885), «Подушная подать и отмена холопства в России» (1886), «Евгений Онегин и его предки» (1887), «Состав представительства на земских соборах древней Руси» (1890) и др.В 1893-1895 гг. по поручению императора Александра III Ключевский читал курс русской истории великому князю Георгию Александровичу.Наиболее известный научный труд Ключевского, получивший всемирное признание, – «Курс русской истории» в 5-ти частях. Учёный трудился над ним более трёх десятилетий, но решился опубликовать его лишь в начале 1900-х годов. Основным фактором русской истории, вокруг которого разворачиваются события, Ключевский назвал колонизацию: «История России есть история страны, которая колонизируется. Область колонизации в ней расширялась вместе с государственной её территорией. То падая, то поднимаясь, это вековое движение продолжается до наших дней». Исходя из этого, Ключевский разделил русскую историю на четыре периода. Первый период длится приблизительно с 8 до 13 в., когда русское население сосредоточивалось на среднем и верхнем Днепре с притоками. Русь была тогда политически разбита на обособленные города, в экономике господствовала внешняя торговля. В рамках второго периода (XIII в. – середина XV в.) главная масса населения передвинулась в междуречье верхней Волги и Оки. Страна по-прежнему была раздроблена, но уже не на города с прилагающими к ним областями, а на княжеские уделы. Основа экономики – вольный крестьянский земледельческий труд. Третий период продолжается с половины XV в. до второго десятилетия XVII в., когда русское население колонизировало юго-восточные донские и средневолжские черноземы; в политике произошло государственное объединение Великороссии; в экономике начался процесс закрепощения крестьянства. Последний, четвёртый период – до середины XIX в. (более позднее время «Курс...» не охватывал) – это время, когда «русский народ распространяется по всей равнине от морей Балтийского и Белого до Чёрного, до Кавказского хребта, Каспия и Урала». Образуется Российская империя во главе с самодержавием, опирающимся на военно-служилый класс – дворянство. В экономике к крепостному земледельческому труду присоединяется обрабатывающая фабрично-заводская промышленность.«В жизни ученого и писателя главные биографические факты – книги, важнейшие события – мысли», – писал Ключевский. Биография самого Ключевского редко выходит за рамки этих событий и фактов...В 1900 году Ключевский стал академиком, а с 1908 года – почётным академиком Петербургской Академии Наук.В 1905 году Ключевский участвовал в особом совещании об основных законах. В 1906 году в Париже принят в Ложу Шотландского устава «Космос» вместе с историками профессором А.С. Трачевским, Е.В. Аничковым и рядом других известных русских общественных деятелей, главным образом принадлежащих кадетской партии. В 1905 Ключевский получил официальное поручение участвовать в работе Комиссии по пересмотру законов о печати и в совещаниях (в Петергофе под председательством Николая II) по проекту учреждения Государственной думы и её полномочий...Умер Ключевский в Москве 12 мая 1911 года. Похоронен на кладбище Донского монастыря.С.В., бенталЬ, 24.05.2007

Биография

КЛЮЧЕВСКИЙ, ВАСИЛИЙ ОСИПОВИЧ (1841−1911), русский историк. Родился 16 (28) января 1841 в селе Воскресенском (под Пензой) в семье бедного приходского священника. Первым его учителем был отец, трагически погибший в августе 1850. Семья вынуждена была перебраться в Пензу. Из сострадания к неимущей вдове один из друзей мужа отдал ей для проживания маленький домик. «Был ли кто беднее нас с тобой в то время, когда остались мы сиротами на руках матери», - писал впоследствии Ключевский сестре, вспоминая голодные годы детства и отрочества. В Пензе Ключевский учился в приходском духовном училище, затем в духовном уездном училище и в духовной семинарии. Уже на школьной скамье Ключевский хорошо знал труды многих ученых-историков. Чтобы иметь возможность посвятить себя науке (начальство прочило ему карьеру священнослужителя и поступление в духовную академию), он на последнем курсе намеренно бросил семинарию и в течение года самостоятельно готовился к вступительным экзаменам в университет.

С поступлением в Московский университет в 1861 начинается новый период в жизни Ключевского. Его учителями становятся Ф. И. Буслаев, Н. С. Тихонравов, П. М. Леонтьев и в особенности С. М. Соловьев: «Соловьев давал слушателю удивительно цельный, стройной нитью проведенный сквозь цепь обобщенных фактов, взгляд на ход русской истории, а известно, какое наслаждение для молодого ума, начинающего научное изучение, чувствовать себя в обладании цельным взглядом на научный предмет».

Время обучения для Ключевского совпало с крупнейшим событием в жизни страны - буржуазными реформами начала 1860-х годов. Он был противником крайних мер правительства, но не одобрял и политических выступлений студенчества. Предметом выпускного сочинения в университете Сказания иностранцев о Московском государстве (1866) Ключевский избрал изучение около 40 сказаний и записок иностранцев о Руси 15−17 вв. За сочинение выпускник был награжден золотой медалью и оставлен при кафедре «для приготовления к профессорскому званию».

Другому виду средневековых русских источников посвящена магистерская (кандидатская) диссертация Ключевского Древнерусские жития святых как исторический источник (1871). Тема была указана Соловьевым, который, вероятно, рассчитывал использовать светские и духовные знания начинающего ученого для изучения вопроса об участии монастырей в колонизации русских земель. Ключевский проделал титанический труд по изучению не менее пяти тысяч житийных списков. В ходе подготовки диссертации он написал шесть самостоятельных исследований, в том числе такую крупную работу, как Хозяйственная деятельность Соловецкого монастыря в Беломорском крае (1866−1867). Но затраченные усилия и полученный результат не оправдали ожидаемого - литературное однообразие житий, когда авторы описывали жизнь героев по трафарету, не позволяло установить подробности «обстановки, места и времени, без чего для историка не существует исторического факта».

После защиты магистерской диссертации Ключевский получил право преподавать в высших учебных заведениях. Читал курс всеобщей истории в Александровском военном училище, курс русской истории в Московской духовной академии, на Высших женских курсах, в Училище живописи, ваяния и зодчества. С 1879 преподавал в Московском университете, где заменил на кафедре русской истории скончавшегося Соловьева.

Преподавательская деятельность принесла Ключевскому заслуженную славу. Одаренный способностями образного проникновения в прошлое, мастер художественного слова, известный острослов и автор многочисленных эпиграмм и афоризмов, в своих выступлениях ученый умело выстраивал целые галереи портретов исторических деятелей, надолго запоминавшихся слушателям.

Докторская диссертация Боярская дума Древней Руси (впервые опубликована на страницах журнала «Русская мысль» в 1880-1881) составила известный этап в творчестве Ключевского. Тематика последующих научных трудов Ключевского ясно указывала это новое направление - Русский рубль ХVI-ХVIII вв. в его отношении к нынешнему (1884), Происхождение крепостного права в России (1885), Подушная подать и отмена холопства в России (1886), Евгений Онегин и его предки (1887), Состав представительства на земских соборах древней Руси (1890) и др.

Наиболее известный научный труд Ключевского, получивший всемирное признание, - Курс русской истории в 5-ти частях. Ученый трудился над ним более трех десятилетий, но решился опубликовать его лишь в начале 1900-х годов. Основным фактором русской истории, вокруг которого разворачиваются события, Ключевский назвал колонизацию: «История России есть история страны, которая колонизируется. Область колонизации в ней расширялась вместе с государственной ее территорией. То падая, то поднимаясь, это вековое движение продолжается до наших дней». Исходя из этого, Ключевский разделил русскую историю на четыре периода. Первый период длится приблизительно с 8 до 13 в., когда русское население сосредоточивалось на среднем и верхнем Днепре с притоками. Русь была тогда политически разбита на обособленные города, в экономике господствовала внешняя торговля. В рамках второго периода (13 - середина 15 в.) главная масса населения передвинулась в междуречье верхней Волги и Оки. Страна по-прежнему была раздроблена, но уже не на города с прилагающими к ним областями, а на княжеские уделы. Основа экономики - вольный крестьянский земледельческий труд. Третий период продолжается с половины 15 в. до второго десятилетия 17 в., когда русское население колонизировало юго-восточные донские и средневолжские черноземы; в политике произошло государственное объединение Великороссии; в экономике начался процесс закрепощения крестьянства. Последний, четвертый период до середины 19 в. (более позднее время Курс не охватывал) - это время, когда «русский народ распространяется по всей равнине от морей Балтийского и Белого до Черного, до Кавказского хребта, Каспия и Урала». Образуется Российская империя во главе с самодержавием, опирающимся на военно-служилый класс - дворянство. В экономике к крепостному земледельческому труду присоединяется обрабатывающая фабрично-заводская промышленность. Научная концепция Ключевского, при всем ее схематизме, отражала влияния общественной и научной мысли второй половины 19 в. Выделение природного фактора, значения географических условий для исторического развития народа отвечало требованиям позитивистской философии. Признание важности вопросов экономической и социальной истории до некоторой степени было родственно марксистским подходам к изучению прошлого. Но все же наиболее близки Ключевскому историки так называемой «государственной школы» - К. Д. Кавелин, С. М. Соловьев и Б. Н. Чичерин. «В жизни ученого и писателя главные биографические факты - книги, важнейшие события - мысли», - писал Ключевский. Биография самого Ключевского редко выходит за рамки этих событий и фактов. Его политические выступления немногочисленны и характеризуют его как умеренного консерватора, избегавшего крайностей черносотенной реакции, сторонника просвещенного самодержавия и имперского величия России (неслучаен выбор Ключевского в качестве учителя всеобщей истории для великого князя Георгия Александровича, брата Николая II). Политической линии ученого отвечали и произнесенное в 1894 и вызвавшее возмущение революционного студенчества «Похвальное слово» Александру III, и настороженное отношение к Первой русской революции, и неудачная баллатировка весной 1906 в ряды выборщиков в I Государственную думу по кадетскому списку. Умер Ключевский в Москве 12 мая 1911. Похоронен на кладбище Донского монастыря.

Ключевский Василий Осипович (1841−1911 гг.). Увидел свет великий историк 16 (28) января 1841 в селе Воскресенском (что под Пензой). Семья будущего писателя была бедной, у них не было чем платить даже за обучения своих детей, поэтому наставником был его отец-священнослужитель. Однако его жизнь внезапно оборвалась в 1850 году. Пожалев нищую вдову с детьми, друг мужа отдал дом в Пензе. Там Ключевский учился сначала в приходском духовном училище, позже поступил в духовное уездное училище и затем в духовную семинарию. Еще со школы Ключевский любит и знает историю, полностью окунается в изучение исторических фактов и событий. Решая отдаться науке, он бросает семинарию на последнем курсе и готовится к поступлению в университет.

Став студентом Московского университета в 1861 году, Василий практически начинает новую жизнь.

Годы студенчества совпали с буржуазными реформами 1860 года. Выпускной работой стало изучение заметок иностранцев о России, которая принесла Ключевскому золотую медаль и приглашение остаться работать при кафедре.

1871 год - защита магистерской диссертации, после которой Ключевскому дано право преподавать в высших учебных заведениях. Он читает курс истории в Александровском военном училище, на Высших женских курсах, в Московской духовной академии, в Училище живописи. С 1879 года преподает в Московском университете.

Именно преподавание принесло Ключевскому заслуженную популярность. Слушатели с легкостью запоминали лекции талантливого преподавателя, много эпиграмм и афоризмов принадлежат ему.

Ключевский известен своим Курсом русской истории, изданным в пяти частях, работа над которым отняла более тридцати лет жизни историка. Опубликован он был в начале 1900-х годов. Этот научный труд был признан во всем мире и до сих пор ценится и пользуется особенной популярностью.

Научные взгляды Ключевского отражали влияние научной и общественной мысли второй половины 19 века. Он признавал важность вопросов социальной и экономической истории. Биография Ключевского насчитывает совсем немного политических выступлений. Он избегал крайностей, для себя предпочитал позицию умеренного консерватора. Именно из-за своих политических взглядов, Ключевского пригласили преподавать историю брату Николая ІІ, князю Георгию Александровичу.

КЛЮЧЕВСКИЙ, ВАСИЛИЙ ОСИПОВИЧ (1841–1911), русский историк. Родился 16 (28) января 1841 в селе Воскресенском (под Пензой) в семье бедного приходского священника. Первым его учителем был отец, трагически погибший в августе 1850. Семья вынуждена была перебраться в Пензу. Из сострадания к неимущей вдове один из друзей мужа отдал ей для проживания маленький домик. «Был ли кто беднее нас с тобой в то время, когда остались мы сиротами на руках матери», – писал впоследствии Ключевский сестре, вспоминая голодные годы детства и отрочества. В Пензе Ключевский учился в приходском духовном училище, затем в духовном уездном училище и в духовной семинарии. Уже на школьной скамье Ключевский хорошо знал труды многих ученых-историков. Чтобы иметь возможность посвятить себя науке (начальство прочило ему карьеру священнослужителя и поступление в духовную академию), он на последнем курсе намеренно бросил семинарию и в течение года самостоятельно готовился к вступительным экзаменам в университет.

С поступлением в Московский университет в 1861 начинается новый период в жизни Ключевского. Его учителями становятся Ф.И.Буслаев, Н.С.Тихонравов, П.М.Леонтьев и в особенности С.М.Соловьев: «Соловьев давал слушателю удивительно цельный, стройной нитью проведенный сквозь цепь обобщенных фактов, взгляд на ход русской истории, а известно, какое наслаждение для молодого ума, начинающего научное изучение, чувствовать себя в обладании цельным взглядом на научный предмет».

Время обучения для Ключевского совпало с крупнейшим событием в жизни страны – буржуазными реформами начала 1860-х годов. Он был противником крайних мер правительства, но не одобрял и политических выступлений студенчества. Предметом выпускного сочинения в университете Сказания иностранцев о Московском государстве (1866) Ключевский избрал изучение около 40 сказаний и записок иностранцев о Руси 15–17 вв. За сочинение выпускник был награжден золотой медалью и оставлен при кафедре «для приготовления к профессорскому званию».

Другому виду средневековых русских источников посвящена магистерская (кандидатская) диссертация Ключевского Древнерусские жития святых как исторический источник (1871). Тема была указана Соловьевым, который, вероятно, рассчитывал использовать светские и духовные знания начинающего ученого для изучения вопроса об участии монастырей в колонизации русских земель. Ключевский проделал титанический труд по изучению не менее пяти тысяч житийных списков. В ходе подготовки диссертации он написал шесть самостоятельных исследований, в том числе такую крупную работу, как Хозяйственная деятельность Соловецкого монастыря в Беломорском крае (1866–1867). Но затраченные усилия и полученный результат не оправдали ожидаемого – литературное однообразие житий, когда авторы описывали жизнь героев по трафарету, не позволяло установить подробности «обстановки, места и времени, без чего для историка не существует исторического факта».

После защиты магистерской диссертации Ключевский получил право преподавать в высших учебных заведениях. Читал курс всеобщей истории в Александровском военном училище, курс русской истории в Московской духовной академии, на Высших женских курсах, в Училище живописи, ваяния и зодчества. С 1879 преподавал в Московском университете, где заменил на кафедре русской истории скончавшегося Соловьева.

Преподавательская деятельность принесла Ключевскому заслуженную славу. Одаренный способностями образного проникновения в прошлое, мастер художественного слова, известный острослов и автор многочисленных эпиграмм и афоризмов, в своих выступлениях ученый умело выстраивал целые галереи портретов исторических деятелей, надолго запоминавшихся слушателям.

Докторская диссертация Боярская дума Древней Руси (впервые опубликована на страницах журнала «Русская мысль» в 1880–1881) составила известный этап в творчестве Ключевского. Тематика последующих научных трудов Ключевского ясно указывала это новое направление – Русский рубль ХVI–ХVIII вв. в его отношении к нынешнему (1884), Происхождение крепостного права в России (1885), Подушная подать и отмена холопства в России (1886), Евгений Онегин и его предки (1887), Состав представительства на земских соборах древней Руси (1890) и др.

Наиболее известный научный труд Ключевского, получивший всемирное признание, – Курс русской истории в 5-ти частях. Ученый трудился над ним более трех десятилетий, но решился опубликовать его лишь в начале 1900-х годов. Основным фактором русской истории, вокруг которого разворачиваются события, Ключевский назвал колонизацию: «История России есть история страны, которая колонизируется. Область колонизации в ней расширялась вместе с государственной ее территорией. То падая, то поднимаясь, это вековое движение продолжается до наших дней». Исходя из этого, Ключевский разделил русскую историю на четыре периода. Первый период длится приблизительно с 8 до 13 в., когда русское население сосредоточивалось на среднем и верхнем Днепре с притоками. Русь была тогда политически разбита на обособленные города, в экономике господствовала внешняя торговля. В рамках второго периода (13 – середина 15 в.) главная масса населения передвинулась в междуречье верхней Волги и Оки. Страна по-прежнему была раздроблена, но уже не на города с прилагающими к ним областями, а на княжеские уделы. Основа экономики – вольный крестьянский земледельческий труд. Третий период продолжается с половины 15 в. до второго десятилетия 17 в., когда русское население колонизировало юго-восточные донские и средневолжские черноземы; в политике произошло государственное объединение Великороссии; в экономике начался процесс закрепощения крестьянства. Последний, четвертый период до середины 19 в. (более позднее время Курс не охватывал) – это время, когда «русский народ распространяется по всей равнине от морей Балтийского и Белого до Черного, до Кавказского хребта, Каспия и Урала». Образуется Российская империя во главе с самодержавием, опирающимся на военно-служилый класс – дворянство. В экономике к крепостному земледельческому труду присоединяется обрабатывающая фабрично-заводская промышленность.

Научная концепция Ключевского, при всем ее схематизме, отражала влияния общественной и научной мысли второй половины 19 в. Выделение природного фактора, значения географических условий для исторического развития народа отвечало требованиям позитивистской философии. Признание важности вопросов экономической и социальной истории до некоторой степени было родственно марксистским подходам к изучению прошлого. Но все же наиболее близки Ключевскому историки так называемой «государственной школы» – К.Д.Кавелин, С.М.Соловьев и Б.Н.Чичерин.

«В жизни ученого и писателя главные биографические факты – книги, важнейшие события – мысли», – писал Ключевский. Биография самого Ключевского редко выходит за рамки этих событий и фактов. Его политические выступления немногочисленны и характеризуют его как умеренного консерватора, избегавшего крайностей черносотенной реакции, сторонника просвещенного самодержавия и имперского величия России (неслучаен выбор Ключевского в качестве учителя всеобщей истории для великого князя Георгия Александровича, брата Николая II). Политической линии ученого отвечали и произнесенное в 1894 и вызвавшее возмущение революционного студенчества «Похвальное слово» Александру III, и настороженное отношение к Первой русской революции, и неудачная баллатировка весной 1906 в ряды выборщиков в I Государственную думу по кадетскому списку.