Тесты по управленческим компетенциям. Уровень компетенции выявляют тесты

Один из самых актуальных вопросов нашего времени - как оценить качество профессиональной подготовки студентов и выпускников колледжей и техникумов. Совершенно очевидно, что для этого нужны новые методы и инструменты, экономичные и удобные в использовании процедуры. И как выяснилось, они уже есть. Так, в Санкт-Петербурге силами малого инновационного предприятия «Академия информационных технологий» разработано и внедрено в практику несколько компьютерных систем (программ), позволяющих оперативно диагностировать уровень ведущих профессиональных компетенций студентов, обучающихся по специальностям «Медицинская оптика», «Фельдшер скорой медицинской помощи», «Лабораторная диагностика», а также работников соответствующих профилей (подробнее - www.ait.spb.ru). Аналогичные системы можно создать и для многих других специальностей, способствуя тем самым повышению качества профессионального образования и информатизации процесса оценивания компетентности работников.

Новый метод диагностики профессионализма специалистов среднего звена представляют генеральный директор Академии информационных технологий, кандидат педагогических наук Александр ХОДАКОВ, председатель Совета директоров ссузов Санкт-Петербурга, кандидат педагогических наук Виктор СМИРНОВ и исполнительный директор Совета директоров ссузов Санкт-Петербурга, заслуженный учитель РФ Роман ПАХАЛЮК.

Мы исходим из того, что специалист - целостный субъект профессиональной деятельности, обладающий комплексом специальных компетенций. Учитывая, что на практике профессиональная деятельность представляет собой совокупность типичных, повторяющихся задач-проблем, решаемых специалистом, можно предложить такое рабочее определение профессиональных компетенций как готовность (способность) работника на основе сознательно усвоенных знаний, умений, приобретенного опыта, всех своих внутренних ресурсов самостоятельно анализировать и практически решать значимые профессиональные проблемы, типичные задачи (проблемные ситуации).

Чтобы провести профессиональную диагностику, следует воспользоваться набором ведущих итоговых компетенций для конкретной специальности. Допустим, это будет фельдшер скорой медицинской помощи. Для данной специальности доктор медицинских наук, профессор И.П. Миннуллин выделил 10 ведущих итоговых компетенций: понятийную, диагностическую, технико-диагностическую, фармакологическую, учебно-манипуляционную, технико-аппаратную, лечебно-тактическую, организационно-тактическую, психологическую и деонтологическую. Все они соответствуют основным требованиям профессионального стандарта и в совокупности могут служить комплексной оценкой компетентности, то есть показывать уровень профессиональной подготовленности и соответствия требованиям современной практики как студента-выпускника, так и специалиста, много лет проработавшего в медицинском учреждении. Другими словами, это компетенции, которые отражают итог освоения профессии. Они должны быть логически связаны с «модульными», предназначенными для текущего контроля образовательного процесса и привязанными к отдельным учебным модулям, предусмотренным новыми образовательными стандартами. Ведущие итоговые компетенции обобщают «модульные», интегрируют их.

Для оперативной диагностики профессиональных компетенций в компьютерных программах используются системы специальных тестов. Тот или иной тест моделирует конкретную производственную или познавательную ситуацию, в которой испытуемый должен осмыслить типичную профессиональную проблему, проявить своё понимание ее сути и предложить способы правильного и наилучшего решения. Никаких умозрительных вопросов с перечнем готовых ответов, среди которых преобладают ложные суждения, он не предполагает.

Тестовым заданиям по возможности придан такой характер, при котором испытуемому приходится активно мыслить, выполнять некоторые условные действия, искать и принимать осознанные решения, максимально мобилизуя свои внутренние ресурсы. Они предназначены не столько для измерения конкретных знаний, сколько для оценивания уровня понимания испытуемого, степени зрелости его профессионального мышления.

Разрабатывались тестовые задания опытными специалистами. В частности, для фельдшеров скорой медицинской помощи они были составлены сотрудниками Санкт-Петербургского НИИ скорой помощи им. И.И. Джанелидзе.

Выполнение тестовых заданий оценивается по единой схеме:

  • подсчитывается число правильных (ответов) решений (А);
  • подсчитывается число ошибок (В);
  • фиксируется время, которое затрачивается на выполнение тестового задания (Т).

Для каждого испытуемого программа по команде пользователя автоматически вычисляет пять разных оценок, отражающих различные особенности профессиональной подготовленности. Результаты отображаются в форме таблиц и графиков.

Величина основной оценки для любой компетенции - Оn вычисляется по следующей формуле:

Где Аmax - максимальное число правильных решений для данного теста. Во всех случаях она изменяется в пределах от 0 до 10. В качестве индивидуальной итоговой оценки рассматривается сумма всех оценок (максимально возможная - равна 100).

В процессе апробации системы, предназначенной для специалистов скорой помощи, протестированы 16 студентов-практикантов и 106 медработников. И у первой, и у второй группы основные оценки оказались в диапазоне от 43 до 74. С одной стороны, это говорит о высокой измерительной способности использованных тестовых систем, которые успешно фиксируют индивидуальные различия в подготовке обследованных студентов и работников, а с другой - о разнице (неоднородности) в уровне профессиональной компетентности как выпускников колледжа, так и персонала. И в обычной практике традиционными методами эту разницу корректно не зафиксировать.

Программа легко и быстро вычисляет и групповую (суммарную) оценку всех компетенций - Оп (среднее значение для данной выборки). Для студентов, которые осваивают специальность «Фельдшер скорой медицинской помощи», эта оценка оказалась равной 57,5, для медицинских работников - 70. Также без затруднений программа строит и профиль профессиональных компетенций для каждой группы лиц, прошедших тестирование.

Рисунок 1. Групповой профиль профессиональных компетенций для студентов и работников скорой медицинской помощи.

Таким образом, компьютерная диагностика позволяет получить развернутую характеристику уровня подготовленности группы студентов и одновременно увидеть, что усвоено лучше, что хуже (сильные и слабые стороны подготовки). Если провести тестирование в середине завершающего года обучения, можно вовремя внести коррективы в учебную работу и за оставшееся время целенаправленно устранить недостатки в подготовке выпускников. А если учесть, что программа четко ранжирует протестированных лиц по величине оценки и таким образом выявляет наиболее и наименее хорошо овладевших компетенциями студентов, получается, что руководитель учебного заведения имеет возможность сделать вывод, с какими профессиональными задачами будущие специалисты смогут справиться успешно, а какие - вызовут у них затруднения.

Профиль профессиональных компетенций (индивидуальный график) можно построить для любого участника тестирования. Надо только, чтобы при входе в систему он заполнил электронную личную карточку, в которой указал фамилию, имя, пол. Студенты отмечают курс обучения, а медицинские работники - образование и стаж работы по специальности.

Один щелчок мыши, и перед пользователем возникнут таблицы, в которых будут представлены сравнительные оценки компетенций. Приведем для примера данные, полученные в результате тестирования группы студентов Санкт-Петербургского медико-технического колледжа, обучающихся по специальности «Медицинская оптика» (табл. 1).

Таблица 1. Средние оценки профессиональных компетенций для студентов разных курсов (53 человека).

Представленная информация наглядно показывает эффект профессионального обучения: суммарная (итоговая) оценка компетентности оказывается заметно выше у студентов старшего курса.

Преимущество разработанной компьютерной программы в том, что имеется возможность проанализировать динамику показателей, относящихся к разным видам компетенций. По таблице хорошо видно, что наибольший «прирост» профессиональной подготовленности дают производственная, технологическая и инструментальная компетенции.

Программа позволяет построить таблицы, которые показывают динамику компетентности работника при увеличении его трудового стажа (пример в табл. 2).

Таблица 2. Основные оценки профессиональных компетенций работников скорой медицинской помощи с разным трудовым стажем.

Таблица выявляет сложную и противоречивую динамику профессиональной компетентности. Оценка Оn постепенно возрастает при переходе от первой группы медработников к третьей. Самое интересное: складывается впечатление, что при накоплении определенного рабочего опыта компетентность специалиста застывает на достигнутом уровне, хотя весьма значительные резервы профессионального роста у него имеются (оценка Оn, равная 71 не является пределом компетентности). Подобная информация крайне важна для совершенствования системы повышения квалификации специалистов.

Компьютерное тестирование - хороший инструмент индивидуальной диагностики профессиональной подготовленности студента (специалиста).

Для каждого испытуемого, прошедшего тестирование, легко получить персональный профиль профессиональной компетентности, так как таблицы и графики наглядно отражают многие важные особенности подготовленности конкретного студента-выпускника или работника.

Отметим, что компьютерная программа позволяет дополнительно вычислять (по каждому тесту) оценку продуктивности действий - Ра и оценку точности действий - Рb.

где As - среднее число правильных ответов по выборке

где Bs - среднее число ошибок по выборке

Персональные данные показывают, по каким параметрам наблюдается высокий уровень подготовленности студента, а по каким - обнаруживаются провалы в подготовке. Для примера приведем данные тестирования двух студентов, обучающихся в Санкт-Петербургском медицинском колледже №3 по специальности «Лабораторная диагностика» (для простоты изложения названия компетенций не приводятся):

Рисунок 2. Персональные профили профессиональных компетенций студентов А и Б (оценки Ра).

По всем компетенциям результаты тестирования студента А оказались ниже средних значений по группе (все оценки Ра отрицательны), причем хуже всего данные по компетенциям 2, 3 и 9. У студента Б картина иная. За исключением тестов №1 и 4 испытуемый демонстрирует результаты выше, чем в среднем по выборке.

Для каждого студента можно построить профиль компетенций, используя оценку Рb. Он будет хорошей основой для индивидуальной работы.

По результатам данных тестирования профессиональных компетенций составляются специальные таблицы. Ниже приведен фрагмент одной из них - для фельдшера скорой медицинской помощи, у которого основная оценка Оn оказалась ниже среднего значения по выборке (табл. 3).

Таблица 3. Оценки профессиональных компетенций фельдшера скорой медицинской помощи.

По всем компетенциям, за исключением психологической, оценка Ра отрицательна. Самое слабое место в подготовленности этого специалиста - выполнение лечебных манипуляций: низкий результат в сочетании с большим количеством ошибок. Немалые трудности возникают у него и при работе с технико-диагностической аппаратурой, а также при решении организационно-тактических задач.

По команде пользователя программа создает содержательное заключение объёмом в шесть страниц для каждого лица, прошедшего тестирование. Это весьма облегчает процедуру анализа результатов.

Персональные результаты отражают важные индивидуальные особенности работников и специалистов. Обнаруживаются медлительные и быстрые сотрудники; работающие аккуратно, точно и допускающие много профессиональных ошибок; результативные при решении определенных профессиональных задач и недостаточно компетентные в некоторых вопросах своей деятельности и т.д. Основываясь на этих результатах, можно точнее определить характер консультационной помощи, в которой нуждается конкретный работник для повышения уровня своей компетентности.

Полезно проводить «входное» тестирование претендентов на вакансии, имеющиеся в данной организации.

Большую пользу получат и учебное заведение, и производственная организация, если введут в практику регулярный мониторинг профессиональной компетентности студентов-выпускников и специалистов.

Компьютерные системы, предназначенные для диагностики компетенций, отличаются принципиальной новизной, простотой технических решений, удобством в использовании, большими информационно-аналитическими возможностями.

На наш взгляд, предлагаемый методический инструмент может быть успешно использован в создающихся центрах сертификации и профессиональной квалификации, которые призваны осуществлять независимую экспертизу уровня подготовленности выпускников вузов и колледжей.

Ключевое отличие управленческой ответственности от исполнительской в том, что исполнитель отвечает за результаты только своей деятельности, а руководитель отвечает за результаты работы всего подразделения

Чем выше уровень управления - тем выше уровень исполнительской ответственности. Начальник отдела должен брать управленческую ответственность за действия (или бездействия) всех сотрудников отдела. Руководитель департамента - за действия (или бездействия) всех сотрудников департамента. Генеральный директор - за работу всей организации.

Управленческая ответственность: задачи руководителя

  • сформировать и закрепить договоренности;
  • предусмотреть возможные риски и продумать способы их минимизации;
  • проконтролировать и проанализировать полученные результаты;
  • предоставить варианты корректировки ситуации в случае неуспеха

Именно за эту разницу в обязанностях руководителям платят на порядок больше исполнителей. Управленческая ответственность — это высокий уровень квалификации и профессионализма.

Какой Вы руководитель? Тест на управленческую ответственность

Этот проект для Руководителей, желающих увидеть управленческие возможности всех своих подчиненных в абсолютно прозрачной бизнес-среде; Руководителей, ищущих невостребованные таланты; Руководителей компании, которые хотят понять, кто реально генерирует эффективные решения, а кто просто присоединятся или саботирует)

Ключ

От 30 до 24 баллов включительно: Рады за Вас! Вы очень ответственный руководитель.

При постановке задачи вы четко фиксируете договоренности с сотрудником, а контролируя исполнение, прямо указываете на его личные недоработки. При этом готовы признавать свои ошибки и берете на себя ответственность за собственные действия и решения. Даже если какой-то вопрос требует согласования с вышестоящим руководством, и на документе стоит его подпись, вы не отказываетесь от ответственности за предложенные вами идеи. Вы понимаете, что объективных причин невыполнения задач не бывает, бывают только непродуманные риски и плохо спланированные действия по их минимизации. Вы владеете конструктивными способами нематериальной мотивации сотрудников и техниками развития у них ответственного отношения к деятельности. Вы с уважением относитесь к подчиненным, которые открыто заявляют о своем несогласии с вашими решениями, и готовы обсуждать с ними наиболее эффективные пути развития ситуации в рамках достижения общих целей.

От 23 до 11 баллов включительно: Будем рады встрече! Вам есть еще чему учиться.

Для вас важно, чтобы в условиях неопределенности «наверху» четко и понятно были определены перспективные цели. В противном случае ответственность за сложные и рискованные решения вы переложите на вышестоящее руководство. По отношению к подчиненным у вас достаточно демократичный стиль лидерства: вы готовы подробно обсуждать с сотрудником способы достижения цели и возможные трудности, а также оказывать помощь и поддержку в трудных для него ситуациях. Однако в том случае если работник предложил путь, с которым вы не согласны, то, скорее всего, переложите ответственность за отсутствие результата на подчиненного. В проблемных ситуациях вы много времени уделяете обсуждению, помогаете сотруднику справиться с заданием, но, возможно, подчиненный ждет от вас не объяснений, а конкретных и решительных действий. Вашим сотрудникам зачастую удается уйти от ответственности за невыполненные задачи, особенно в тех случаях, когда они обладают хорошо развитыми коммуникативными компетенциями и могут убедить вас в том, что у них не было необходимых ресурсов, чтобы справиться с заданием. При этом часть работы, которую должны делать подчиненные, вы выполняете самостоятельно, оставляя их, таким образом, незагруженными.

От 10 до 0 баллов: А Вы точно руководитель?

Вы даете возможность сотрудникам уйти от личной ответственности за результаты их работы, так как не демонстрируете на личном примере готовность признавать свои недоработки и ошибки. В сложных ситуациях вы предпочитаете оправдывать отсутствие результата действиями других людей или обстоятельствами, на которые вам трудно влиять. Вы не формируете с сотрудником четких договоренностей о том, что бы вы хотели видеть в качестве конечного результата. В связи с чем вам трудно призвать его к ответственности при невыполнении поставленных планов, так как он всегда может сказать, что не понял задание, или вы не дали четких указаний, что и когда нужно было сделать. Вы излишне полагаетесь на материальные методы стимулирования персонала, расходуя бюджетные средства там, где можно было бы избежать дополнительных издержек. Для того чтобы справляться с сопротивлением работников, вы зачастую используете авторитарные методы управления, таким образом, лишая их возможности проявлять инициативу и брать на себя ответственность за результаты.

  • 1. К составляющим компетенции не относится:
    • а) руководство;
    • б) управление человеческими ресурсами;
    • в) лидерство;
    • г) обязанности.
  • 2. Сознательная некомпетентность - это:
    • а) низкая производительность, отсутствие восприятия различий в составных частях или действиях; сотрудник не знает, чего он не знает, в каких знаниях и навыках он нуждается;
    • б) низкая производительность, распознавание недостатков и слабых мест; сотрудник осознает, чего ему не хватает для успешной работы;
    • в) улучшенная производительность, сознательные усилия, направленные на более эффективные действия; сотрудник способен сознательно корректировать свою деятельность.
  • 3. Профессиональная компетенция не включает в себя:
    • а) функциональную компетентность;
    • б) интеллектуальную компетентность;
    • в) сознательную компетентность;
    • г) социальную компетентность.
  • 4. В структуре профессиональной компетенции к элементам квалификации не относят:
    • а) поведение;
    • б) знания;
    • в) умения;
    • г) навыки.
  • 5. Не существует вида компетенции:
    • а) индивидуальная;
    • б) корпоративная;
    • в) ключевая;
    • г) смешанная.
  • 6. Вид компетенции, главными компонентами которого являются продуктивность, равенство, устойчивость и расширение возможностей:
    • а) индивидуальная;
    • б) корпоративная;
    • в) ключевая;
    • г) смешанная.
  • 7. Автор первого подхода к определению корпоративной компетенции:
    • а) М. Армстронг;
    • б) М.К. Румизен;
    • в) Р. Бояцис;
    • г) Г. Каннак.
  • 8. Компетенция - это:
    • а) способность работника координировать свою деятельность с коллегами и быть полезным членам команды;
    • б) знания, умения и владение навыками;
    • в) определенная характеристика личности, необходимая для выполнения определенных работ и позволяющая ее обладателю получать необходимые результаты работы;
    • г) способность индивидуума, обладающего личной характеристикой для решения рабочих задач получать необходимые результаты работы.
  • 9. Не является носителем компетенций:
    • а) работник;
    • б) отрасль;
    • в) организация;
    • г) живой организм.
  • 10. Индивидуальная компетентность - это:
    • а) степень владения приемами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному росту, способность к индивидуальному самосохранению, неподверженность профессиональному старению, умение организовать рационально свой труд без перегрузок времени и сил;
    • б) система взаимосвязанных знаний, умений и способностей, личностных характеристик, мотиваций, а также основанных на этом моделей поведения, позволяющих эффективно выполнять поставленные перед работником задачи на данном рабочем месте в данный момент времени;
    • в) компетенция персонала на уровне, необходимом организации для реализации ее основных целей: экономических, научно-технических, производственно-коммерческих и социальных;
    • г) интеграция способностей, навыков, умений, т.е. синтез знаний, охватывающих все навыки, имеющиеся в соответствующих ключевых подразделениях организации, находящихся в центре, а не на периферии ее конкурентного успеха.

Тест 2

  • 1. Компетенция - это:
    • а) знания, умения, владение навыками;
    • б) определенная характеристика личности, необходимая для выполнения определенных работ и позволяющая ее обладателю получать необходимые результаты работы;
    • в) способность индивидуума, обладающего личной характеристикой для решения рабочих задач, получать необходимые результаты работы;
  • 2. Подмена компетенций ЗУВ или ПВК грозит:
    • а) получением невалидных результатов;
    • б) получением конфликтной ситуации, сводящей результат к нулю;
    • в) несоответствием величины затрат и полученных результатов;
    • г) тем, что полученные в процессе применения модели результаты будут носить фрагментарный характер, не обеспечивающий заданного качества работы.
    • г) профессионально важные качества: индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения.
  • 4. Чрезвычайно большой набор компетенций может привести:
    • а) к получению конфликтной ситуации, сводящей результат к нулю;
    • б) к простым величинам затрат по эксплуатации модели относительно результатов ее применения;
    • в) к несоответствию величины затрат и полученных результатов;
    • г) к невозможности получения валидных результатов.
  • 5. Модель компетенций - это:
    • а) структурированный набор необходимых, идентифицируемых и измеряемых компетенций с индикаторами поведения;
    • б) структурированное подробное описание должностной позиции на основе профессиональных компетенций;
    • в) набор компетенций, позволяющий работнику выполнять свои профессиональные должностные обязанности максимально эффективно;
    • г) набор компетенций, связанных между собой в единый смысловой блок.
  • 6. Причиной дефектной работы модели компетенций при получении конфликтной ситуации, сводящей результат к нулю, является:
    • а) отсутствие понимания полезности модели компетенций у персонала организации;
    • б) чрезвычайно большой набор компетенций;
    • в) неполные по структуре компетенции;
    • г) неизмеримость компетенций.
  • 7. Индикаторы поведения - это:
    • а) профессионально важные качества: индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения;
    • б) стандарты поведения, которые соответствуют эффективным действиям работника, обладающего конкретной компетенцией;
    • в) структурированное подробное описание должностной позиции на основе профессиональных компетенций;
    • г) способность индивидуума, обладающего личной характеристикой для решения рабочих задач, получать необходимые результаты работы.
  • 8. Последствия неизмеримости компетенций:
    • а) невозможность получения валидных результатов;
    • б) получение невалидных результатов;
    • в) получение конфликтной ситуации, сводящей результат к нулю;
    • г) простые величины затрат по эксплуатации модели относительно результатов ее применения.
  • 9. Дефект модели компетенций, который устраняется в процессе ее «обкатки»:
    • а) неполные индикаторы поведения;
    • б) несоответствие конфигурации модели целям ее применения;
    • в) повторяемость компетенций;
    • г) чрезвычайно большой набор компетенций.
  • 10. Способ устранения дефекта модели компетенций «повторяемость компетенций»:
    • а) доработать процесс сбора информации;
    • б) информировать персонал с использованием всех имеющихся в организации корпоративных каналов информации;
    • в) перепроверять наличие в структуре компетенции всех ее элементов;
    • г) произвести проверку, применив метод парных сравнений.

Тест 3

  • 1. Возможности применения модели компетенций в рекрутменте:
    • а) составление коллективного договора;
    • б) составление объявлений о вакансиях;
    • в) составление плана по нормированию труда.
  • 2. В отчет по оценке эффективности исполнения работ входят:
    • а) межличностные отношения в коллективе;
    • б) основные черты характера работника;
    • в) рекомендации по дальнейшему развитию работника.
  • 4. Ассессмент-центр - это:
    • а) оценка компетенций участников посредством наблюдения их реального поведения в деловых играх;
    • б) центр оценки компетенций участников посредством комплексного тестирования.
  • 5. Ассессмент-центр позволяет оценить:
    • а) уровень развития компетенций;
    • б) уровень дохода работника;
    • в) социально психологическое состояние работника.
  • 6. Процедура, входящая в Ассессмент-центр, - это:
    • а) спортивные состязания;
    • б) структурированное интервью;
    • в) профориентация.
  • 7. Различают три вида Центра оценки:
    • а) круговой, односторонний, сокращенный;
    • б) прямой, двухсторонний, универсальный.
  • 8. Метод оценки на основе компетенций называется:
    • а) методика «180°»;
    • б) методика «365°»;
    • в) методика «360°».
  • 9. Перечислите три референтные группы методики «360°»:
    • а) группа «сверху», «сбоку», «снизу»;
    • б) группа «сверху», «сзади», «вокруг»;
    • в) группа «сверху», «сбоку», «сзади».
  • 10. Сколько этапов включает в себя методика «360°»:
    • а) три;
    • б) пять;
    • в) четыре.

Тест 4

  • 1. К элементам компетентности относятся:
    • а) общие знания, профессиональные знания, профессиональные навыки, коммуникативные навыки, управленческие навыки;
    • б) мотивация, общие знания, профессиональные навыки;
    • в) общие знания, профессиональные знания; профессиональные навыки, коммуникативные навыки;
    • г) профессиональные навыки, коммуникативные навыки, управленческие навыки.
  • 2. Последовательность шагов при построении модели персональных компетенций по Г. Хэмелу и К. Прахаладу:
    • а) модель бизнес-процессов организации, стратегия организации, модель персональных компетенций, ключевые бизнес-компетенции;
    • б) ключевые бизнес-компетенции, стратегия организации, модель бизнес-процессов организации, модель персональных компетенций;
    • в) ключевые бизнес-компетенции, модель бизнес-процессов организации, стратегия организации, модель персональных компетенций;
    • г) модель бизнес-процессов организации, модель персональных компетенций, ключевые бизнес-компетенции, стратегия организации.
  • 3. Профессиональные знания - это:
  • 4. По каждой компетенции составляется шкала, включающая пять уровней. Первый уровень называется:
    • а) уровень некомпетентности;
    • б) уровень ограниченной компетентности;
    • в) базовый;
    • г) высокая компетентность.
  • 5. Уровни управления компетенциями - это:
    • а) уровень личности;
    • б) уровень организации, уровень личности;
    • в) уровень организации;
    • г) уровень управления организацией.
    • б) определенная характеристика личности, необходимая для выполнения определенных работ, позволяющая ее обладателю получать необходимые результаты работы;
    • в) стандарты поведения, которые соответствуют эффективным действиям работника;
    • г) знания, умения, владение навыками.
  • 7. Система, которая включает концепцию, программу и организацию учебного процесса, называется:
    • а) система формирования профиля должности;
    • б) система персональных компетенций;
    • в) развитие профессиональной компетенции;
    • г) организационно-корпоративные компетенции.
  • 8. Общие знания - это:
    • а) знания, полученные в профессиональной деятельности;
    • б) навыки, необходимые для осуществления функциональных обязанностей;
    • в) навыки презентации и самопрезентации;
    • г) знания, полученные в результате базового образования и самообразования.
  • 9. Автор книги «Конкурируя за будущее»:
    • а) Г. Хэмел;
    • б) К. Прахалад;
    • в) Р. Бояцис;
    • г) Г. Хэмел, К. Прахалад.
  • 10. Профиль должности - это:
    • а) подробное описание должностной позиции на основе профессиональных компетенций;
    • б) стандарты поведения, которые соответствуют эффективным действиям;
    • в) важные качества для профессии, безотносительно к той или иной организации;
    • г) поведенческая характеристика, влияющая на выполнение работы.

Тест 5

  • 1. Логическое описание элементов и функций компетенций, применяемых в организации, - это:
    • а) модель компетенций;
    • б) компетентность;
    • в) индикатор поведения;
    • г) кластер компетенций.
  • 2. Профиль компетенций представляет собой:
    • а) удобный инструмент, позволяющий работать с моделью компетенций, фактически представляющий ее фрагмент;
    • б) группирование из компетенций кластеров и уровней;
    • в) набор компетенций, которыми должен обладать работник, соответствующий занимаемой должности;
    • г) основные стандарты поведения.
  • 3. Профиль компетенций составляют в виде фигуры:
    • а) круга;
    • б) диаграммы;
    • в) квадрата;
    • г) параболы.
  • 4. Чаще всего используют модель компетенций в сфере:
    • а) бизнеса;
    • б) бухгалтерии;
    • в) управления персоналом;
    • г) научно-исследовательской деятельности.
  • 5. Вид специфической деятельности, через которую работает модель компетенций, - это:
    • а) планирование;
    • б) модель;
    • в) метод;
    • г) функция.
  • 6. Модель компетенций находит применение:
    • а) в оценке и управлении эффективностью деятельности работников;
    • б) в формировании корпоративной культуры, соответствующей стратегическим целям организации;
    • в) в разработке должностных инструкций;
    • г) в разработке плана карьерного роста работника.
  • 8. Модель компетенций, которая содержит основные стандарты поведения и одинаковый для всех должностей набор поведенческих индикаторов - это:
    • а) компетенции без уровня;
    • б) компетенции по уровням;
    • в) точные компетенции;
    • г) двухуровневые компетенции.
  • 9. Качественное содержание модели компетенций должно отвечать следующим критериям:
    • а) неизмеримость компетенций;
    • б) максимальный набор компетенций с повторениями и пересечениями;
    • в) высокий уровень развития компетенций;
    • г) соответствие стратегическим целям организации.
  • 10. Способность индивидуума, обладающего личной характеристикой для решения рабочих задач, - это:
    • а) компетентность;
    • б) компетенция;
    • в) индикатор поведения;
    • г) стандарт поведения.
  • Компетентность - это: а) знания, умения, владение навыками; б) определенная характеристика личности, необходимая для выполнения определенных работ и позволяющая ее обладателю получать необходимые результаты работы; в) способность индивидуума, обладающего личной характеристикой для решения рабочих задач, получать необходимые результаты работы;
  • Факторы, влияющие на эффективность деятельности работника (выбрать лишнее): а) домашние; б) организационные; в) управленческие; г) личные; д) оценочные.
  • Компетенция - это: а) механизм, позволяющий превратить стратегические бизнес-императивы в модели эффективного поведения сотрудников предприятия: от менеджеров до рабочих;
  • Содержание моделей компетенций включает в себя: а) планирование; б) полный набор компетенций и индикаторов поведения; в) инновационные технологии; г) уровни компетенций.

Инструкция по тестированию на оценку компетентности

По методике FBBM оценке подлежат следующие мотивы:

По результатам тестирования будет сформировано 4 отчёта по каждому респонденту, в том числе профиль компетентности не только описательно, но и графически.

II . Тестируемые работают с экаунтом, в режиме on - lain c центральным офисом консалтинговой фирмы ATG-CNT Consult.

Тестирование:

полученные от администратора .

4. Заполнить личные данные по-русски в появившемся на экране окне. Подвести курсор и кликнуть мышкой «Дальше».

5. На экране появляется текст - введение к первой часть тестирования - CAPTain Objektiv – это 183 высказывания и самооценка. Следуйте инструкциям теста.


Обязательно выбрать один вариант ответа, каким бы трудным ни был этот выбор!!!

6. По окончании первой части тестирования сразу же начинается вторая -

CAPTain Subjektiv - это 38 блоков вопросов. Следуйте инструкциям теста.

Выбранный вариант ответа отметить - Подвести курсор к кружку рядом с выбранным вариантом и кликнуть мышкой, появится точка. После того как ответ отмечен подвести курсор и кликнуть мышкой «Дальше».

По окончании теста результаты тестирования появляются в виде гиперссылок. Можно сохранить на флэшке.

7. По окончании второй части тестирования сразу же начинается третья -

тест FBBM на предмет оценки мотивации. Следуйте инструкциям теста. Выбранный вариант ответа отметить - Подвести курсор к кружку рядом с выбранным вариантом и кликнуть мышкой, появится точка. После того как ответ отмечен подвести курсор и кликнуть мышкой «Дальше».

По окончании теста результаты тестирования появляются в виде гиперссылок. Можно сохранить на флэшке.

В случае прерывания процесса тестирования, например, Вы случайно нажали «Продолжить позже», - произведите следующие действия:

1. Войти в экаунт по адресу www. .

2. Выбрать язык из представленного списка, подвести курсор и кликнуть мышкой.

3. Ввести «Имя пользователя» и «Логин», полученные от администратора .

Подвести курсор и кликнуть мышкой «Войти».

Тестирование продолжиться с того места, на котором оно было прервано.

Тестирование на оценку личных качеств, производится для определения у госслужащих профессиональных навыков и морально-этических принципов. Важными элементами данного тестирования являются:

  1. Логическое мышление
  2. Ответственность
  3. Работа в коллективе
  4. Субординация в коллективе
  5. Работа с услугополучателями

Госслужащие корпуса «Б», в этом году проходят аттестацию, в ходе которой будут проходить тестирование ОЛК. Ниже представлены пробные тестовые вопросы и ответы ОЛК.

Внимание! Это предположительные ответы на вопросы, алгоритм теста нам не известен, поэтому просьба ко всем, прокомментировать данный тест. Пожалуйста, укажите ваш вариант ответа. Просто в комментарии укажите номер вопроса и ответ, например: 1е, … 10b . Вместе мы сможем найти оптимальный вариант.

Ознакомительные тестовые задания Оценки личных качеств без данных о результатах тестирования, так как эта процедура в отличие от процедуры оценки знания НПА не имеет значения допуска. Источник вопросов: http://kyzmet.gov.kz/.

  1. Задание. Какое качество объединяет следующие слова: брат, сват, свояк, дед, зять
    1. +родня
    2. семья
    3. секта
    4. отряд
  1. Задание. Определите недостающее число: 47, 38, 29, 10,…
    1. + 1
  1. Задание. Определите основное в содержании текста: «В семье теплые отношения, они поддерживают и понимают друг друга с полуслова»
    1. +теплые отношения
    2. поддержка
    3. понимание
    4. дружная семья
    5. все дружат
  1. Ситуация. Ваш коллега не организованный. Что вы посоветуете коллеге, чтобы его поведение плохо не влияло на работу и ее результаты?
    1. морально поддержите коллегу, скажите, что у него все получится верно
    2. +посоветуете ему разбить одну задачу на несколько мелких
    3. посоветуете ему перенять опыт у более оперативных сотрудников
    4. посоветуете ему быть шустрее
    5. посоветуете ему искать наиболее интересную сторону работы
  1. Вопрос. В каком из перечисленных процессов Вы чувствуете себя наиболее собранным и организованным?
    1. в соблюдении заданного порядка
    2. в постоянном соблюдении требований каждого рабочего дня
    3. +в четком выполнении планов, заданий и поручений
    4. в самостоятельном планировании действий
    5. в умении проявлять уравновешенность и стабильность
  1. Ситуация. Ваша работа связана с наличием точной информации, полученной от коллег. Какое качество личности необходимо проявить, чтобы стабильно получать достоверную информацию?
    1. найти общий язык с коллегами, знающим ценные сведения
    2. разговаривать с коллегами на разные, интересующие их темы
    3. +построить доверительные отношения со всеми коллегами
    4. проявить свою общительность и харизматичность
    5. проявить свою доброжелательность и внимание к коллегам
  1. Вопрос. Что из перечисленного, по Вашему мнению, способствует успешному взаимодействию на работе и как следствие положительным результатам в работе?
    1. +точное понимание информации и коллег
    2. профессиональная грамотность
    3. четкое изложение содержания информации
    4. полная профессиональная осведомленность
    5. проявление искренности, честности, открытости в общении с коллегами
  1. Ситуация. На работе перед Вами стоит задача всегда быть точным, соответствующим требованиям службы, быть совестливым. Какое поведение, по Вашему мнению, необходимо проявить для оправдания ожиданий работодателя?
    1. уверенно и серьезно работать
    2. проявить деловитость к рабочим моментам
    3. подходить творчески, предлагать креативные решения
    4. быть гибким, быстро адаптироваться к условиям труда
    5. +отвечать за результаты работы
  1. Ситуация. Один из коллег проявляет лидерские качества и рвется стать лидером отдела. Какой признак укажет на такого сотрудника?
    1. +коллега, который демонстрирует другим результаты своей работы и работы над ошибками
    2. коллега, работая с которым Вы получаете удовольствие от результатов совместной работы
    3. коллега, который поддерживает отличную физическую и психическую форму и пропагандирует сотрудникам здоровый образ жизни
    4. коллега, который проявляет сам и пропагандирует безупречность в исполнении поручений руководства
    5. коллега, работа которого отличается своей наибольшей полезностью и созидательностью
  1. Вопрос. Что из перечисленного может характеризовать Вашу инициативность?
    1. +я всегда предлагаю инициативные решения и идеи
    2. я всегда осуществляю свой стиль работы
    3. я всегда самостоятельно подстраиваюсь под существующий темп и стиль работы
    4. я всегда реагирую на условия, влияющие на работу
    5. я всегда отзываюсь на поручения и задания руководителя
  1. Ситуация. Вам поручили организацию и проведение торжественного мероприятия. Какое качество, из перечисленных, Вы бы применили?
    1. умение сотрудничать со специалистами в планировании и реализации праздника
    2. умение быть ярким примером активности, рвения и инициативности в реализации поручений
    3. +умение управлять, целенаправленно регулировать ход мероприятий
    4. умение мотивировать сотрудников к проявлению общественной активности
    5. умение самостоятельно проводить торжественные мероприятия
  1. Ситуация. Для наиболее слаженной работы отдела, руководство планирует избрать лидера, ответственного руководителя отдела. На какое личное качество руководству необходимо ориентироваться при выборе лидера?
    1. умение контролировать работу свою и коллег
    2. умение позитивно влиять на коллег
    3. умение вдохновлять коллег
    4. умение понятно излагать свои мысли и планы коллегам
    5. +умение видеть последствия событий коллективной работы и быть готовым самостоятельно отвечать за них
  1. Ситуация. Среди сотрудников отдела руководство ищет лидера, со следующими качествами: требовательность к себе, обязательность, ответственность результаты работы. В какой деятельности можно отследить лидерские качества сотрудника?
    1. задания, в котором необходимо учитывать интересы всех участников
    2. задания, результат которых полностью зависит от умения влиять на людей
    3. задания, в которых необходимо быть объективным и уметь критиковать
    4. +задания, связанные с поэтапно возрастающей ответственностью
    5. задания, в которых необходимо уметь выражать и отстаивать убеждения
  1. Ситуация. Вы заметили, что Ваш коллега, в ситуации срочного принятия решения, всегда берет на себя ответственность и пытается разъяснять действия коллег. Как вы оцениваете поведение сотрудника, почему он так делает?
    1. он преданность своему делу, поведением удостоверяется, что сделал все, что мог
    2. +он умело концентрируется и ориентируется в ситуации срочного принятия решения
    3. он хороший исполнитель, знает, что хочет, и знает, что делать
    4. он понимает, что ответственен за результат работы
    5. он переживает за последствия работы
  1. Вопрос. В чем чаще всего выражается, по Вашему мнению, показатель этичности личности в профессиональной сфере?
    1. в постоянной поддержке вами позитивного имиджа
    2. в признании вас коллегами и соратниками
    3. +в отсутствии у вас терпимости к правонарушениям
    4. в постоянном проявлении профессионализма
    5. в точном выполнении профессиональных заданий и поручений
  1. Ситуация. Ваш коллега вышел из отпуска и не может войти в рабочую колею. За период его отсутствия некоторые сотрудники освоили новую программу работы. Коллега отказывается от выполнения текущей работы требуя обучения по новой программе. Выберите одну из причин его поведения?
    1. сотрудник не планирует оставаться в отделе
    2. сотрудник неправильно оценен руководством (избалован руководством)
    3. сотрудник не заинтересован в освоении новых технологий
    4. +сотрудник стремится быть заметным и значимым
    5. сотрудник имеет свободное от работы время
  1. Ситуация. Ваше руководство, уточняя цели работы отдела, перед Вами поставило новую, более сложную задачу, которая приведет к модернизации функций отдела. Какие действия вы предпримите в первую очередь?
    1. рассмотреть результаты действий в перспективе
    2. +оптимизировать действия, использовать минимальное количество операций
    3. совершать только результативные действия
    4. оперативно реагировать на установки руководства
    5. обдуманно, рационально и планомерно действовать
  1. Ситуация. Если в рабочей обстановке Вы столкнулись с услугополучателем, который требует особого отношения и внимания к себе, выражает недовольство своей жизнью и обществом в целом. Как Вы себя поведете?
    1. не поддамся эмоциям, буду стабильным и уравновешенным
    2. эмоционально поддержу услугополучателя, успокою его
    3. +продемонстрирую услугополучателю всю свою исполнительность и обязательность
    4. продемонстрирую свою надежность, профессиональную грамотность
    5. вызову у услугополучателя чувство доверия и безопасности
  1. Вопрос. Какую оценку Вашей деятельности считаете наиболее высокой?
    1. +эта работа такая, как нужно отделу
    2. видно, что в эту работу вложена душа
    3. очень довольны результатами работы
    4. претензий нет, все хорошо
    5. работа выполнена добросовестно
  1. Вопрос. В ситуации, кода Вы сталкиваетесь с агрессивным и гневливым человеком, который громко возмущается и не желает понимать вас, то как вы поступаете?
    1. +проявлю самообладание, и не буду давать оценку этому человеку
    2. упрежу конфликт, еще на расстоянии избегу встречи с ним
    3. поступлю так, как советовали другие (родители, друзья)
    4. игнорирую этого человека, сделаю вид, что его нет
    5. расположу к себе этого человека, вызову чувство доверия
  1. Ситуация. Вы владеете конфиденциальной информацией, которая интересует многих людей, близких в том числе. Как Вы поступите?
    1. с близкими необходимо делиться всем
    2. откажу в нарушении конфиденциальности, в том числе близким
    3. + разъясню, что я предупрежден об ответственности, уголовной в том числе
    4. сообщу правоохранительным органам о заинтересованных лицах
    5. избегаю бесед о конфиденциальной информации и работе
  1. Ситуация. Вы заметили, что один из коллег стал часто рассказывать о посещении религиозной организации, более того, он предложил посетить презентацию идей и убеждений этой религиозной организации. Как Вы поступите?
    1. выразите ему отрицательное мнение
    2. с пониманием выслушаете человека
    3. +разъясните ему, что для распространения есть отведенные для этого места
    4. игнорируете человека
    5. возьмете адрес презентации
  1. Ситуация. Руководитель отдела настаивает (и прямо, и косвенно), чтобы Вы пошли на компромисс, нарушив, при этом, этический кодекс. Как Вы поступите?
    1. обсужу с руководством условия компромисса
    2. игнорирую руководителя, провоцирующего ситуацию
    3. для дальнейшей работы пойду на компромисс
    4. +сообщу о действиях руководства коллегам, попрошу поддержки
    5. сообщу о действиях руководства администрации или правоохранительным органам
  1. Вопрос. Что вы можете посоветовать человеку, который переживает тревогу и волнение из-за того, что не знает своих корней. Он не может никому довериться, никому и не чему не верит?
    1. +принимать участие в общественных мероприятиях
    2. жить так, как написано в конституции и священных книгах, которые он может сам выбрать
    3. работать над собой, развивая доверие людям, найти людей, которые его могут поддержать
    4. жить так, как жили и живут люди, окружающие его дома и на работе
    5. посоветовать не раскисать, поставить цель и идти к ней