Краска для моделей с эффектом ржавчины. Способы тонировки сборных моделей

От редакции RUScmd : сновапредлагаем перевод интереснейшего урока по имитации ржавчины. Автор, Ultrawerke, с Канарских островов (Испания), делится навыками нанесения коррозийного покрытия. Особенность урока - минимальные затраты времени, четыре разных варианта в зависимости от типа ржавчины (лёгкая коррозия, давно нечищеная техника, сильная коррозия, а также глубоко въевшаяся за несколько лет ржа). Автор специально решил отталкиваться от самых простых условий - он принципиально не пользовался в работе аэрографом, использовал доступную химию, и подробно рассказал о возможных ошибках в работе. Выражаем благодарность моделисту Ultrawerke за отличный урок, живой текст и симпатичные фотографии!
На этот раз мы расскажем об эффекте ржавчины на масштабных моделях. Предлагаем познакомиться с техникой имитации ржавчины с использованием пигментов и немного масляных красок.

Ржавчина - важная часть модели, созданной с учётом погодных условий, но, как и в случае с другими погодными техниками, можно запросто перестараться. При нанесении этого эффекта, нужно всегда быть очень осторожным и аккуратным, работать с пониманием причин появления и развития коррозии, при каких условиях она возникает. И всегда следует сверять соответствие работы с эталоном.

В реальных условиях ржавчина появляется в результате реакции металлических элементов машины (к примеру) с кислородом. Эта реакция усиливается при воздействии воды (особенно солёной) или при высокой влажности. Следует иметь в виду, что машина, брошенная на побережье, подвергнется коррозии иначе, чем машина, воюющая в пустыне. Применение этой погодной техники всегда должно соответствовать условиям той окружающей среды, где подразумевается присутствие этой машины.

Мы постараемся вкратце сымитировать четыре типа ржавчины. В наших примерах нанесение коррозии будет очень быстрым и лёгким, поэтому получившиеся результаты превзойти несложно. Но цель урока - познакомиться с некоторыми простыми техниками, которые дают хорошую ржавчину при минимальных усилиях.

Умеренная ржавчина поверх окрашенной поверхности . На краске появятся небольшие ржавые отметины. Такое происходит, когда в царапину попадает вода, в результате чего начинает проявляться ржавчина.

Серьёзная ржавчина поверх окрашенной поверхности . Отметины ржавчины беспрепятственно развивались в течение некоторого времени, в результате на поверхности краски появилось нечто вроде углублений и воронок. Такой тип коррозии характерен для машин, оставленных без присмотра при очень влажных условиях (или для техники, принадлежащей армии без порядка, разумеется...).

Проржавевший металл. Оголённая металлическая поверхность с серьёзным налётом ржавчины.

Крайне ржавая поверхность . Такое случается только в том случае, если машина годами ржавела под открытым небом при очень высокой влажности (скажем, на болоте или побережье).

Хватит теории на данный момент! Давайте поработаем.

Мне под руку подвернулась каучуковая заготовка, которая отлично подходит нашим целям:

Я наскоро загрунтовал поверхность при помощи серых красок от фирмы Vallejo и разделил её на четыре области. Так как мы занимаемся по-настоящему быстрой окраской, то обойдёмся без аэрографа. Чтобы краска высохла побыстрее, я использую фен.

Для эффектов 2 и 4 понадобится кое-какая текстурная основа, поэтому я подготовил немного разжиженного клея ПВА.

Нанесём его поверх области № 4.

А затем посыплем над этой поверхностью немного бикарбоната, счистив его излишки.

Также я наношу клей PVA в области № 2, там, где нам понадобятся "кратеры" ржавчины, пронизывающие краску. В эти углубления я засыпаю больше бикарбоната.

Теперь переходим к покраске. Начнём с коррозийных воронок в области № 2, покроем целиком области №3 и № 4. В этих случаях пригодится краска тёмной ржавчины. В нашем примере я использую продукт Vallejo Panzer Aces 302 "Тёмная ржавчина" (Dark Rust ). Как только она высохнет, грунтовка будет готова.

Теперь я защищаю очаги ржавчины при помощи влажной маски. Я использовал для этого Vallejo Liquid Mask , но можно применить Maskol или любой подобный продукт.

Лучше наносить маску зубочисткой, потому что этот продукт буквально прилипает к кисточкам, что превращает их в бесполезные. Также я накладываю повсюду по нескольку капель увлажняющей маски для дальнейшей имитации эрозии.

Теперь применим покрытия красок. Я смешал акриловую краску и глянцевый лак в пропорции 50 на 50. Для нашего примера я использовал прозрачную краску Tamiya X 22, а также жёлто-коричневую XF 55.

Зачем нужен глянцевый лак? Он лучше схватывает краску после того, как она высохнет, а попутно ещё и придаёт поверхности глянец, что идеально подходит для дальнейшей имитации атмосферных эффектов. Единственный недостаток в том, что краска покроет меньшую площадь, но, так как обычно мы используем для её нанесения аэрограф, это не столь уж важно. Также нам потребуется более плотный верхний слой для покрытия воронок на области №2.

Так как в приведённом примере мы не пользуемся аэрографом, то я нанёс тонкий слой краски, высушив его феном. При этом проявился неожиданный и интересный эффект: когда смесь краски и лака высыхала в форсированном темпе, то она расширила некоторые царапины (обнажив грунтовку и текстуру). Этот эффект отлично подходит нашим целям! Хотя следует быть с этим очень осторожным при работе с пластиковой моделью - пластик можно буквально расплавить!

Теперь аккуратно удалим слой влажной маски при помощи режущего инструмента и пинцета. Не переживайте, если по краям останутся части влажной маски - именно такого эффекта мы и добиваемся.

Результат перед вами.

Приступим к работе над оголённым металлом в области № 3. Для этого над грунтовкой следует наточить грифель карандаша и отполировать графит пальцем. Также можно добавить немного серебрянки, но в этом нет серьёзной необходимости.

Теперь займёмся старыми добрыми пигментами. Я предпочитаю продукцию фирмы MIG по многим причинам. Правильные цвета, пузырьки небольшого объёма (чтобы потратить их при нормальном использовании, нужны годы), а соотношение цена/качество - лучшее на рынке.

Фирма MIG сейчас производит три вида жидкостей для имитации коррозии (а также медной ржавчины rust ), но для достижения нужного оттенка можно использовать и другие. Обычно я использую "старую ржавчину" P 230 (Old Rust ), "обыкновенную ржавчину" P 025 (Standard Rust ), "лёгкую ржавчину" P 024 (Light Rust ), "тёмную глину" P 033 (Dark Mud ), а также "вьетнамскую почву" P 031 (Vietnam earth ). Впрочем, можно поиграть и с другими оттенками... Никогда не знаешь, что именно получится: а вдруг что-то новое и интересное, как это было в случае с краской и феном.

Применим смывку, смешав её из скипидара без запаха (Talens 089) и немного "тёмной ржавчины" P 230. Вместо скипидара можно замешать спирт, но, так как я не предполагаю дать смеси высохнуть в течение ночи, то использую всё, что может сэкономить нам хотя бы пару секунд. Поэтому в нашем примере лучше ограничиться использованием скипидара.

Я наношу смывку на проржавевшие поверхности, разбавив её ещё больше для получения неровного глазурного покрытия вокруг окрашенных зон.

Дадим поверхности высохнуть и повторим процедуру, используя "обыкновенную ржавчину" P 025, снова просушим поверхность. Затем нанесём "лёгкую ржавчину"P 024. С каждым шагом я разбавлял смывку чуть больше. На фотографии виден результат после этого этапа и окончательной просушки.

Теперь возьмём немного тёмно-коричневой масляной краски (Dark Umber ). Я применяю в работе масляные краски производства компании Van Gogh , но можно использовать любую другую марку. Не следует заменять масляную краску на акрил или гуашь. Смеси на водяной основе не слишком хорошо взаимодействуют с уайт-спиритом, который мы собираемся использовать. Также вода не даёт нужное поверхностное натяжение для создания интересующих нас эффектов (как только мы применили смывку на скипидарной основе, обратного пути нет!).

Я нанёс тёмно-коричневую умбру на окрашенные поверхности.

В теории, для распыления скипидара над масляной поверхностью следует использовать аэрограф на низких значениях psi. Проржавевшие точки получатся менее яркими и более естественными. Но и в этот раз я не собираюсь пользоваться распылителем, а просто разбрызгиваю немного скипидара поверх окрашенных зон при помощи пипетки, а затем очень аккуратно размешиваю капли при помощи точечной кисточки.

Перед вами - результат работы после того, как краска высохла. Не хватает теней и разнообразия - повсюду лишь эффект ржавчины. Лёгкая ржавчина получилась слегка излишней, поэтому стоило бы немного затемнить её при помощи тёмной смывки. Наконец, если бы пятна ржавчины находились на вертикальной поверхности, я бы добавил к ним подтёки вместо того, чтобы позволить пятнам сосредоточиться в одной точке.

Область открытого металла. Ничего добавить не могу, хотя в приведённом примере она выглядит скучновато. Сюда я бы добавил немного пыли и больше оттенков коррозии.

Крайне сильно проржавевшая поверхность - её смоделировать легче всего. Получилось немного однотонно… Наверное, нужно добавить немного светлой смывки, тогда добавятся и другие цвета.

Последнее по порядку, но не последнее по значению… Моя любимая техника. Можно было бы ещё немного затемнить ржавчину, добавить теней и пыли, но если увеличить изображение, то можно заметить: данная техника даёт очень реалистичный текстурный эффект сколотой краски. Здесь не хватает более естественного размещения ржавых вмятин. Немного больше работы, и вид, несомненно, стал бы гораздо более реалистичным.

На этот раз мы расскажем об эффекте ржавчины на масштабных моделях. Предлагаем познакомиться с техникой имитации ржавчины с использованием пигментов и немного масляных красок.

Ржавчина – важная часть модели, созданной с учётом погодных условий, но, как и в случае с другими погодными техниками, можно запросто перестараться. При нанесении этого эффекта, нужно всегда быть очень осторожным и аккуратным, работать с пониманием причин появления и развития коррозии, при каких условиях она возникает. И всегда следует сверять соответствие работы с эталоном.

В реальных условиях ржавчина появляется в результате реакции металлических элементов машины (к примеру) с кислородом. Эта реакция усиливается при воздействии воды (особенно солёной) или при высокой влажности. Следует иметь в виду, что машина, брошенная на побережье, подвергнется коррозии иначе, чем машина, воюющая в пустыне. Применение этой погодной техники всегда должно соответствовать условиям той окружающей среды, где подразумевается присутствие этой машины.

Мы постараемся вкратце сымитировать четыре типа ржавчины. В наших примерах нанесение коррозии будет очень быстрым и лёгким, поэтому получившиеся результаты превзойти несложно. Но цель урока – познакомиться с некоторыми простыми техниками, которые дают хорошую ржавчину при минимальных усилиях.

Умеренная ржавчина поверх окрашенной поверхности. На краске появятся небольшие ржавые отметины. Такое происходит, когда в царапину попадает вода, в результате чего начинает проявляться ржавчина.

Серьёзная ржавчина поверх окрашенной поверхности. Отметины ржавчины беспрепятственно развивались в течение некоторого времени, в результате на поверхности краски появилось нечто вроде углублений и воронок. Такой тип коррозии характерен для машин, оставленных без присмотра при очень влажных условиях (или для техники, принадлежащей армии без порядка, разумеется…).

Проржавевший металл.Оголённая металлическая поверхность с серьёзным налётом ржавчины.

Крайне ржавая поверхность. Такое случается только в том случае, если машина годами ржавела под открытым небом при очень высокой влажности (скажем, на болоте или побережье).

Хватит теории на данный момент! Давайте поработаем.

Мне под руку подвернулась каучуковая заготовка, которая отлично подходит нашим целям:

Я наскоро загрунтовал поверхность при помощи серых красок от фирмы Vallejo и разделил её на четыре области. Так как мы занимаемся по-настоящему быстрой окраской, то обойдёмся без аэрографа. Чтобы краска высохла побыстрее, я использую фен.

Для эффектов 2 и 4 понадобится кое-какая текстурная основа, поэтому я подготовил немного разжиженного клея ПВА.

Нанесём его поверх области № 4.

А затем посыплем над этой поверхностью немного бикарбоната, счистив его излишки.

Также я наношу клей PVA в области № 2, там, где нам понадобятся “кратеры” ржавчины, пронизывающие краску. В эти углубления я засыпаю больше бикарбоната.

Теперь переходим к покраске. Начнём с коррозийных воронок в области № 2, покроем целиком области №3 и № 4. В этих случаях пригодится краска тёмной ржавчины. В нашем примере я использую продукт Vallejo Panzer Aces302 “Тёмная ржавчина” (Dark Rust). Как только она высохнет, грунтовка будет готова.

Теперь я защищаю очаги ржавчины при помощи влажной маски. Я использовал для этого Vallejo Liquid Mask, но можно применить Maskol или любой подобный продукт.

Лучше наносить маску зубочисткой, потому что этот продукт буквально прилипает к кисточкам, что превращает их в бесполезные. Также я накладываю повсюду по нескольку капель увлажняющей маски для дальнейшей имитации эрозии.

Теперь применим покрытия красок. Я смешал акриловую краску и глянцевый лак в пропорции 50 на 50. Для нашего примера я использовал прозрачную краску Tamiya X22, а также жёлто-коричневую XF55.

Зачем нужен глянцевый лак? Он лучше схватывает краску после того, как она высохнет, а попутно ещё и придаёт поверхности глянец, что идеально подходит для дальнейшей имитации атмосферных эффектов. Единственный недостаток в том, что краска покроет меньшую площадь, но, так как обычно мы используем для её нанесения аэрограф, это не столь уж важно. Также нам потребуется более плотный верхний слой для покрытия воронок на области №2.

Так как в приведённом примере мы не пользуемся аэрографом, то я нанёс тонкий слой краски, высушив его феном. При этом проявился неожиданный и интересный эффект: когда смесь краски и лака высыхала в форсированном темпе, то она расширила некоторые царапины (обнажив грунтовку и текстуру). Этот эффект отлично подходит нашим целям! Хотя следует быть с этим очень осторожным при работе с пластиковой моделью – пластик можно буквально расплавить!

Теперь аккуратно удалим слой влажной маски при помощи режущего инструмента и пинцета. Не переживайте, если по краям останутся части влажной маски – именно такого эффекта мы и добиваемся.

Результат перед вами.

Приступим к работе над оголённым металлом в области № 3. Для этого над грунтовкой следует наточить грифель карандаша и отполировать графит пальцем. Также можно добавить немного серебрянки, но в этом нет серьёзной необходимости.

Теперь займёмся старыми добрыми пигментами. Я предпочитаю продукцию фирмы MIG по многим причинам. Правильные цвета, пузырьки небольшого объёма (чтобы потратить их при нормальном использовании, нужны годы), а соотношение цена/качество – лучшее на рынке.
Фирма MIG сейчас производит три вида жидкостей для имитации коррозии (а также медной ржавчины rust), но для достижения нужного оттенка можно использовать и другие. Обычно я использую “старую ржавчину” P230 (OldRust), “обыкновенную ржавчину” P025 (Standard Rust), “лёгкую ржавчину” P024 (Light Rust), “тёмную глину” P033 (Dark Mud), а также “вьетнамскую почву” P031 (Vietnam earth). Впрочем, можно поиграть и с другими оттенками… Никогда не знаешь, что именно получится: а вдруг что-то новое и интересное, как это было в случае с краской и феном.

Применим смывку, смешав её из скипидара без запаха (Talens 089) и немного “тёмной ржавчины” P230. Вместо скипидара можно замешать спирт, но, так как я не предполагаю дать смеси высохнуть в течение ночи, то использую всё, что может сэкономить нам хотя бы пару секунд. Поэтому в нашем примере лучше ограничиться использованием скипидара.

Я наношу смывку на проржавевшие поверхности, разбавив её ещё больше для получения неровного глазурного покрытия вокруг окрашенных зон.

Дадим поверхности высохнуть и повторим процедуру, используя “обыкновенную ржавчину” P025, снова просушим поверхность. Затем нанесём “лёгкую ржавчину”P024. С каждым шагом я разбавлял смывку чуть больше. На фотографии виден результат после этого этапа и окончательной просушки.

Теперь возьмём немного тёмно-коричневой масляной краски (Dark Umber). Я применяю в работе масляные краски производства компании Van Gogh, но можно использовать любую другую марку. Не следует заменять масляную краску на акрил или гуашь. Смеси на водяной основе не слишком хорошо взаимодействуют с уайт-спиритом, который мы собираемся использовать. Также вода не даёт нужное поверхностное натяжение для создания интересующих нас эффектов (как только мы применили смывку на скипидарной основе, обратного пути нет!).

Я нанёс тёмно-коричневую умбру на окрашенные поверхности.

В теории, для распыления скипидара над масляной поверхностью следует использовать аэрограф на низких значениях psi. Проржавевшие точки получатся менее яркими и более естественными. Но и в этот раз я не собираюсь пользоваться распылителем, а просто разбрызгиваю немного скипидара поверх окрашенных зон при помощи пипетки, а затем очень аккуратно размешиваю капли при помощи точечной кисточки.

Перед вами – результат работы после того, как краска высохла. Не хватает теней и разнообразия – повсюду лишь эффект ржавчины. Лёгкая ржавчина получилась слегка излишней, поэтому стоило бы немного затемнить её при помощи тёмной смывки. Наконец, если бы пятна ржавчины находились на вертикальной поверхности, я бы добавил к ним подтёки вместо того, чтобы позволить пятнам сосредоточиться в одной точке.

Последнее по порядку, но не последнее по значению… Моя любимая техника. Можно было бы ещё немного затемнить ржавчину, добавить теней и пыли, но если увеличить изображение, то можно заметить: данная техника даёт очень реалистичный текстурный эффект сколотой краски. Здесь не хватает более естественного размещения ржавых вмятин. Немного больше работы, и вид, несомненно, стал бы гораздо более реалистичным.

В последнее годы обретает все большую популярность ржавый цвет. Добиться такой расцветки можно одним из двух способов: имитировать ржавление или же заржавить металл естественным образом. О том, как сделать ржавчину различными способами, пойдет речь ниже.

Натуральная ржавчина

В данной статье не берется в расчет естественное ржавление металла, которое постепенно происходит с ним под действием окружающей среды. Ускорить появление натуральной ржавчины можно путем химической реакции, которая вызовет коррозию металла.

Прежде всего, нужно убедиться, что металл, который нужно заржавить, подвержен коррозии. Ржавлению подвержены металлы с содержанием железа. Однако многие материалы устойчивы к появлению ржавчины, например, нержавейка или хромовые сплавы. Хорошо поддаются коррозии кованое железо и чугун.

Медно-кислотный раствор

Инструкция:


Раствор уксуса и отбеливателя

Данная методика лучше всего подходит для металлов на основе железа или олова. Обязательное условие: поверхность не должна быть прогрунтованной или покрытой герметиком.

Инструкция:

  1. Перемешиваем в емкости часть уксуса с двумя частями хлорной извести.
  2. Размещаем металл в емкости так, чтобы он был полностью погружен. Ждем примерно полчаса. По истечении этого срока на поверхности появится ржавчина.
  3. Обтираем материал тряпкой.
  4. Пока предмет не высохнет полностью, следует избегать прямых контактов с ним, чтобы не повредить кожу хлором.
  5. Закрепляем ржавчину с помощью грунтовки. Проще всего будет применить грунтовочный состав в аэрозольном баллончике.

Другие способы

Выше перечислены наиболее распространенные методы ускорения коррозийных процессов. Однако существуют и другие способы.

Ржавление с помощью перекиси водорода и соли:

  1. Заливаем перекись в емкость. Желательно использовать бутылку с распылителем, так как подобным способом легче всего наносить жидкость на материал.
  2. Хорошо опрыскиваем металл.
  3. Посыпаем мокрую поверхность солью. Металл начнет ржаветь почти сразу. Интенсивность ржавления зависит от количества соли.
  4. Даем высохнуть металлу на свежем воздухе. Поверхность нельзя вытирать до ее высыхания, иначе ржавление будет очень неравномерным. Протереть поверхность можно только после ее полного высыхания.

Ржавление с помощью перекиси водорода и уксуса:

  1. Зачищаем поверхность (в случае надобности).
  2. Распыляем перекись по поверхности из пульверизатора.
  3. Распыляем уксус по металлу.
  4. Ждем несколько часов, пока появится ржавчина.

Ржавление с помощью лимонного сока и соли:

  1. Смешиваем 4 части лимонного сока с 1 частью поваренной соли.
  2. Обрабатываем раствором зачищенную поверхность. Вскоре появятся следы ржавления.

Для того, чтобы получить эффект ржавчины необязательно портить материал. Можно имитировать ржавление. Причем придать заржавленный вид можно как металлу, так и другим материалам, в частности древесине.

Краска под ржавчину

Ржавый оттенок образуется смешением красного, желтого и коричневого пигментов. Также можно добавить немного синего - это позволит придать покрытию яркости и глубины.

Существует природный пигмент, который без всякого дает возможность получить ржавый оттенок. Называется этот пигмент - охра (другое название - сурик железный), которая представляет собой смесь глины и гидрата окиси железа.

Природная охра не является самостоятельным видом красок. Это лишь компонент, который в том или ином количестве добавляется в лакокрасочные материалы (краски, эмали) и грунтовки. Помимо этого компонента, в красках присутствуют и другие вещества.

Пигмент отличается следующими характеристиками:

  • укрывистость - от 60 до 80 граммов на квадратный метр;
  • маслоемкость - от 25 до 35 граммов на 100 граммов вещества;
  • PH водной вытяжки - от 7 до 8.

Охра характеризуется стойкостью к агрессивным химическим веществам (органическим растворителям, кислотам, щелочам), а также устойчивостью к свету и влажности.

Имитирующая пленка

Придать металлу ржавый вид можно с помощью специальной пленки. Ниже приведена инструкция по ее применению:

  1. Обезжириваем поверхность спиртом.
  2. Примеряем элементы пленки к поверхности.
  3. Увлажняем металл из специального пульверизатора. К влажной поверхности пленка приклеится более качественно.
  4. Отрываем пленку от подложки.
  5. Приклеиваем вначале среднюю часть полотна, а затем разравниваем края по поверхности.
  6. Сушим приклеенную пленку феном.

Эффект ржавчины на деревянной мебели

Имитация ржавчины может быть осуществлена не только на металле, но и на дереве.

Необходимые материалы:

  • краска (2 вида);
  • поваренная соль;
  • наждачка;

Одна из красок должна иметь цвет, максимально схожий с ржавчиной. Вторая краска выступает в качестве основной, она должна подходить под мебель и другие аксессуары в помещении.

Прежде чем наносить краску ржавого цвета, зачищаем поверхность древесины от всех дефектов. Можно также отлакировать дерево. Далее окрашиваем мебель краской под ржавчину и дожидаемся, пока поверхность слегка подсохнет. На еще невысохшую поверхность наносим слой поваренной соли.

Когда поверхность с нанесенной на нее солью высохнет, наносим основную краску. Дожидаемся высыхания поверхности. После этого снимаем соль мелкозернистой наждачкой. Если удалить всю соль не получится, образуется эффект легкой шероховатости, который сильнее подчеркнет ржавый цвет. Последний шаг – обработка дерева защитным слоем лака.

Эффект ржавчины придаст любому изделию совершенно уникальный, неповторимый вид. Причем сделать все это можно своими руками. Главное в процессе работы – соблюдать технологический процесс и придерживаться защитных мер, так как во многих случаях придется работать с небезопасными для здоровья химикатами.

Если Вам необходимо добавить своей модели эффект ржавчины, рекомендуем ознакомиться с этой статьей. Есть много различных методов "старения" модели, ниже рассмотрим из них.

Для создания эффекта ржавого металла существует специальное разработанное средство - RustAll . Это комплект, состоящий из трех жидкостей и имитатора пыли.

Состав:
- жидкость Rustall
- черная жидкость - для эффекта смывки
- матовый лак
- имитация пыли

Рассмотрим пошагово как использовать комплект RustAll

Шаг 1
Поверхность модели (можно без грунтовки) покрывается первым слоем жидкости Rustall. Далее, после полного высыхания, наносится еще один слой. В случае если полученный цвет Вам не подходит, этот процесс можно повторить необходимое количество раз.

Шаг 2
Наносим смывку на модель. Так же с помощью кисти наносим несколько раз, после высыхания излишки стираем с помощью ватной палочки. Делать это нужно аккуратно, т.к. смывка может отойти вместе с предыдущим слоем.

Шаг 3
Покрываем всю поверхность матовым лаком, который идет в комплекте.

Шаг 4
Наносим с помощью кисти содержимое из четвертой баночки (пыль) на подготовленную поверхность. Необходимо дождаться полного высыхания и удалить остатки. Некоторые моделисты этот этап дополняют нанесением на модель Metallic Grey от Tamiya.

По материалам: modelmaster.ru

Для достижения потрясающего уровня реалистичности внешнего вида своих сборных моделей моделисты прибегают к тонировке, то есть к различным способам окрашивания определённых участков или целой модели. Для тонировки в основном используются самые различные краски и пигменты, а также сухая пастель.

Для того, чтобы понять, как тонировать сборную модель, нужно в первую очередь изучить особенности применения её прототипа и узнать, каким погодным неурядицам он подвергался и даже по какой почве перемещался.

Какие есть способы тонировки модели?

Способов тонировки существует огромное количество. Мы остановимся на самых популярных из них.

Блендинг (от слова blend – смешивать) – способ тонировки, при котором достигается эффект плавного перехода одного оттенка в другой без чётких границ. Смешивание осуществляется при помощи воды или специальных разбавителей. Этот способ считается достаточно сложным, требующим определённого опыта.

Цветовые модуляции – метод получения глубоких и реалистичных оттенков. Для достижения такого эффекта используются специальные наборы красок. Модель окрашивается с максимальным вниманием к деталям, продумываются все нюансы – и как должна лечь тень, и где располагаются блики, и как лучше расположить акценты. Таким образом, модель действительно выглядит объёмной и реалистичной. После окраски модели цвета закрепляются при помощи глянцевых или матовых лаков. При необходимости тонировку можно продолжить при помощи других способов.

Dry brushing (сухая кисть) – техника, использующаяся для имитации различных дефектов, сколов и естественных потёртостей на сборной модели. Окраска осуществляется при помощи практически полностью сухой кисти. Сначала необходимо обмакнуть кисть в необходимую краску, после чего тщательно вытереть её о салфетку, избавившись от излишков краски. При окраске этим способом главное – не переборщить. Если краски на кисти оказалось слишком мало, то вы всегда сможете попробовать ещё раз, а вот если её оказалось много – модель, возможно, придётся полностью перекрашивать.

Highlightning – способ тонировки, при котором вы визуально выделяете определённые элементы модели, «подсвечивая» их светлыми оттенками краски. Высветлять необходимо детали плавно, без чётких границ между разными цветами.

Rust All – имитация ржавчины на поверхности сборной модели. Создаётся с использованием специальной жидкости Rust All, которая и дала название этому методу. В комплект входит сама жидкость – «ржавчина», жидкость – «смывка», матовый лак и имитатор пыли. Этот способ позволяет визуально состарить сборную модель и вообще является достаточной интересной техникой, придающей реалистичности моделям. Трудность состоит только в том, чтобы достать сам набор для создания ржавчины – как правило, он продаётся в достаточном ограниченном числе магазинов.

Глазировка – техника, используемая для размытия границ между различными оттенками, тенями и светами. С её помощью контраст между разными цветами сглаживается, а цвета приглушаются. Для того, чтобы это сделать, разбавьте краску очень большим количеством воды (примерно в соотношении 1 к 6) и нанесите её тонким слоем на слой цвета-основы. Полученный полупрозрачный оттенок смягчит переходы между цветами.

Washing (вошинг) в некотором роде похож на глазировку, некоторые даже путают эти две техники. Вошинг – покрытие базового цвета другими, прозрачными оттенками таким образом, чтобы базовый цвет лишь слегка проступал через последующие. При помощи вошинга можно изменить цвет или создать эффект теней и отражений.

Под понятием «вошинг» также понимается смывка краски, благодаря чему создаётся впечатление реалистичности и объёмности сборной модели. При помощи вошинга вы можете визуально подчеркнуть любую деталь, элемент и шов. Существуют различные способы вошинга. Общий, точечный и мягкий вошинг являются самыми популярными среди моделистов, они практически незаменимы при тонировке масштабных моделей. А ещё вошинг применяется при создании эффекта камуфляжа.

Маскирование при помощи соли – метод, позволяющий имитировать ободранную краску на модели с использованием обыкновенной соли, заменяющей более дорогие средства. На окрашенную модель в необходимых местах наносится раствор соли. После его высыхания на его поверхность наносится краска, после чего необходимо удалить соль с модели мягкой тряпкой или салфеткой. На обработанном участке получится эффект ободранной краски.

Прешейдинг – техника тонировки, заключающаяся в нанесении на сборную модель тёмных линий краски ещё до основного окрашивания. Линии коричневых и чёрных тонов наносятся в те места, где предполагается наличие тени. После окрашивания основным цветом эти линии будут слегка проступать сквозь него. Для создания такого эффекта лучше всего воспользоваться акриловыми красками, так как эмалевые отличаются более плотной структурой.

Постшейдинг отличается от прешейдинга последовательностью действий. В постшейдинге, как и следует из названия, тёмные линии наносятся на модель после её полного окрашивания. Эффект тени создаётся при помощи специального серого лака в небольшой концентрации, благодаря чему получается получается полупрозрачный эффект. Постшейдинг отличается достаточно высоким уровнем сложности. Допущенные при нём ошибки намного сложнее исправить, чем при прешейдинге. Однако полученный результат определённо стоит затраченных усилий – тонированные при помощи постшейдинга модели смотрятся очень реалистично и профессионально.

Имитация следов дождя позволяет создать эффект поверхности, пострадавшей от атмосферных осадков. На окрашенную модель наносится тонкий слой специальной краски с помощью аэрографа. Затем необходимо взять круглую мягкую кисть и нанести очень разбавленную краску на поверхность модели вертикальными линиями. После высыхания этот шаг необходимо повторить, добавив новые линии поверх некоторых старых. Таким образом, на поверхности модели будет ряд линий различной толщины и прозрачности. Если вы остались довольны результатом, то необходимо лишь покрыть его специальной краской, распылённой из аэрографа. Эта техника требует опыта, и нет ничего страшного в том, что необходимый вам эффект получится не с первой попытки.

Способов тонировки существует множество. Профессиональные моделисты стараются сочетать несколько из них при работе над масштабными моделями и достигают потрясающего уровня реалистичности, глубины и объёма во внешнем виде моделей. Их сборные танки словно бы действительно побывали в сражениях, успели покрыться не только пылью и грязью, но и вмятинами и царапинам.

Для того, чтобы овладеть той или иной техникой, необходима практика, и чем чаще вы будете пробовать создать необходимый вам эффект, тем лучше это будет у вас получаться. И тогда ваши модели тоже будут выглядеть как настоящие миниатюрные копии своих прототипов.