Краткое житие вмч. Житие св


Когда Леонтий отправлялся на родину, он взял с собой плащаницу, обагренную кровью святого, с помощью которой он чудесно перешел через встретившуюся ему на пути волнующуюся и многоводную реку. Вернувшись в Иллирию, Леонтий построил и там храм во имя святого великомученика Димитрия, и там тоже творились чудеса: правитель Иллирии получил исцеление от струпов и гноя, покрывавших его тело, множество бесновавшихся и недужных навсегда исцелились.

В правление императора Маврикия авары, жившие на Дону, осадили город Солунь. Святой Димитрий явился на городской стене и, поразив копьем, сбросил со стены первого из неприятелей, который поднялся на стену. Падая, тот увлек за собой других наступавших, и 100-тысячное войско осаждавших в ужасе обратилось в бегство. Но спустя некоторое время неприятель опомнился и снова осадил город.

В это время некий благочестивый житель Солуни по имени Иллюстрий горячо молился в храме святого великомученика Димитрия об избавления города от врагов. И вдруг он увидел двух ангелов, вошедших в храм и направившихся ко гробу святого. Вышедшему им навстречу великомученику ангелы возвестили Божие повеление оставить город, ибо Богу было угодно предать Солунь в руки врага. Святой Димитрий смиренно ответил, что не покинет родного города, умоляя милосердие Божие пощадить городских жителей, после чего он возвратился в свою гробницу.

Утром Иллюстрий рассказал о видении своим согражданам, чем очень их ободрил и обрадовал. На седьмой день осады враги без всякой видимой причины обратились в бегство, побросав свои палатки и метательные орудия.

Но в результате осады оказались уничтоженными все хлебные запасы и в городе начался голод. Святой несколько раз являлся на кораблях, плававшиих по морю, обходил пристани и острова, повелевая повсюду кораблям с пшеницей плыть в Солунь. Так город был спасен от голода.

Когда благочестивый царь Юстиниан выстроил в Константинополе новый великолепный храм во имя Софии Премудрости Божией на месте сгоревшего старого, он послал в Солунь благочестивых мужей, чтобы они доставили оттуда часть мощей великомученика Димитрия. Когда посланники приблизились к ковчегу, оттуда вырвался столп пламени, и из огня послышался грозный голос, запрещавший прикасаться к мощам.

Однажды юноша по имени Онисифор, исполнявший послушания в солунском храме, по научению дьявола придумал красть свечи, возжигаемые у раки с мощами и вновь продавать их, присваивая вырученные деньги себе. Святой Димитрий явился во сне Онисифору и с величайшим снисхождением обличил его. Это произвело впечатление на юношу, но ненадолго. Вскоре он опять вернулся к прежнему занятию. И вот, когда он в очередной раз протянул руку к свечам, из гроба раздался громогласный голос: "Опять ты делаешь это?!" Юноша упал на землю и лежал, пока его не подняли, после чего он рассказал присутствовавшим о своей греховной страсти и об обличениях святого Димитрия и покаялся.

Житие святого Димитрия повествует также, что он освобождал пленных от ига неверных и помогал им достигнуть Солуни. Так две прекрасные девицы, попав в плен и получив повеление от иноземного князя вышить образ святого Димитрия (князь-язычник много слышал о чудесах святого и хотел поклониться его изображению, словно идолу). Когда утомленные девицы заснули за работой, они были чудесным образом перенесены вместе с вышитым ими образом в солунский храм, где как раз совершалось бдение в честь праздника святого Димитрия. Проснувшиеся девицы прославили Бога, а образ был поставлен над алтарем.

Неоднократно подступавшие к городу славяне-язычники бывали отогнаны от стен Солуни видом грозного светлого юноши, обходившего стены и внушавшего ужас воинам. Может быть, потому имя святого Димитрия Солунского особенно почитаемо в славянских народах после просвещения их светом Евангельской истины. С другой стороны, греки считали святого Димитрия как бы славянским святым по преимуществу.

С именем святого великомученика Димитрия Солунского связаны, по предуказанию Божию, первые же страницы русской летописи. Когда Вещий Олег разгромил греков под Константинополем (907), как сообщает летопись, "убоялись греки и говорили: это не Олег, но святой Димитрий послан на нас от Бога". Русские воины всегда верили, что они находятся под особым покровительством святого великомученика Димитрия. Более того, в старинных русских былинах великомученик Димитрий изображается русским по происхождению - так сливался этот образ с душой русского народа.

Церковное почитание святого великомученика Димитрия в Русской Церкви началось сразу после Крещения Руси. К началу 70-х годов ХI столетия относится основание Димитриевского монастыря в Киеве, известного впоследствии как Михайлов-Златоверхий монастырь. Обитель была построена сыном Ярослава Мудрого, великим князем Изяславом, в Крещении Димитрием († 1078). Мозаичная икона святого Димитрия Солунского из собора Димитриевского монастыря сохранилась до наших дней и находится в Государственной Третьяковской галерее. В 1194-1197 годах великий князь Владимирский Всеволод III Большое Гнездо, в крещении Димитрий, "создал церковь прекрасную на дворе своем, святого мученика Димитрия, и украсил ее дивно иконами и писанием" (т. е. фресками). Димитриевский собор и доныне является украшением древнего Владимира. Чудотворная икона святого Димитрия Солунского из иконостаса собора также ныне находится в Москве в Третьяковской галерее. Она написана на доске от гроба святого великомученика Димитрия, принесенной в 1197 году из Солуни во Владимир. Одно из ценнейших изображений святого - фреска на столпе Владимирского Успенского собора, принадлежащая кисти преподобного инока-иконописца Андрея Рублева. Почитание святого Димитрия продолжалось и в роду святого Александра Невского (память 23 ноября). Святой Александр назвал старшего сына в честь святого великомученика. А младший сын, святой благоверный князь Даниил Московский († 1303; память 4 марта), воздвиг в Москве храм во имя святого великомученика Димитрия в 1280-х годах, который явился первым каменным храмом в Московском Кремле. Позже, в 1326 году, при князе Иоанне Калите, он был разобран, а на его месте воздвигнут Успенский собор.

Память святого Димитрия Солунского издревле связывалась на Руси с воинским подвигом, патриотизмом и защитой Отечества. Святой изображается на иконах в виде воина в пернатых доспехах, с копьем и мечом в руках. На свитке (в более поздних изображениях) писали молитву, с которой святой Димитрий обращался к Богу о спасении родной Солуни: "Господи, не погуби град и людей. Если град спасешь и людей - с ними и я спасен буду, если погубишь - с ними и я погибну".

В духовном опыте Русской Церкви почитание святого великомученика Димитрия Солунского тесно связано с памятью защитника Родины и Церкви, великого князя Московского Димитрия Донского († 1389). "Слово о житии и о преставлении великого князя Димитрия Ивановича, царя русского", написанное в 1393 году, как и другие древние источники, ублажает его как святого. Духовный сын и воспитанник Митрополита Алексия, святителя Московского († 1378; память 12 февраля), ученик и собеседник великих молитвенников Русской земли - преподобных Сергия Радонежского († 1392; память 25 сентября), Димитрия Прилуцкого († 1392; память 11 февраля), святителя Феодора Ростовского († 1394; память 28 ноября), великий князь Димитрий "о церквах Божиих весьма печаловался, а страну земли Русской мужеством своим держал: многих врагов, встающих на нас, победил и славный град свой Москву стенами чудными оградил". Со времен построенного великим князем Димитрием белокаменного Кремля (1366) Москва стала называться Белокаменной. "Процвела земля Русская в лета княжения его",- свидетельствует названное "Слово". Молитвами своего Небесного покровителя, святого воина Димитрия Солунского великий князь Димитрий одержал ряд блестящих военных побед, предопределивших дальнейшее возвышение России: отразил натиск на Москву литовских войск Ольгерда (1368, 1373), разгромил на реке Воже татарское войско Бегича (1378), сокрушил военную мощь всей Золотой Орды в битве на Куликовом поле (8/21 сентября 1380 г. в день празднования Рождества Пресвятой Богородицы) между реками Доном и Непрядвой. Куликовская битва, за которую народ назвал Димитрия Донским, стала первым общерусским национальным подвигом, сплотившим вокруг Москвы духовные силы русского народа. Этому переломному событию русской истории посвящена "Задонщина", вдохновенная героическая поэма, написанная иереем Софонией Рязанцем (1381).

Князь Димитрий Донской был великим почитателем святого великомученика Димитрия. В 1380 году, накануне Куликовской битвы, он торжественно перенес из Владимира в Москву главную святыню Владимирского Димитриевского собора - икону великомученика Димитрия Солунского, написанную на доске гроба святого. В Московском Успенском соборе был устроен придел во имя великомученика Димитрия. В память воинов, павших в Куликовской битве, установлена была для общецерковного поминовения Димитриевская родительская суббота. В первый раз эта панихида была совершена в Троице-Сергиевом монастыре 20 октября 1380 года Преподобным Сергием, игуменом Радонежским, в присутствии самого великого князя Димитрия Донского. С тех пор она ежегодно совершается в обители с торжественным поминанием героев Куликовской битвы, в том числе схимонахов-воинов Александра (Пересвета) и Андрея (Осляби).

День памяти 8 ноября по новому стилю. Краткое житие. Чудеса по молитвам к святому. История города Салоники и храма святого Димитрия. Святые мощи. Почитание великомученика Димитрия на Руси. Празднование памяти святого в Салониках. Обо всем этом наш репортаж из Греции.

Салоники

Северная Греция. Салоники. Тепло южного города особенное. Оно, кажется, обволакивает со всех сторон. Путь от гостиницы, в которой я остановился, до базилики святого Димитрия был недолгим. Всюду древние храмы, временами встречаются руины старого города, тщательно огороженные и бережно охраняемые. Путь к храму святого Димитрия может указать любой житель города. Этот храм — духовное сердце Салоник.

Город был основан в 315 году до н.э. македонским царем Кассандром, назвавшим его именем своей жены Фессалоники. Примерно в 50 году апостол Павел, будучи изгнан из Филипп язычниками, пришел в Фессалоники. Несколько недель фессалоникийцы слушали проникновенные проповеди святого апостола, и множество людей, уверовав, крестились.

Подхожу к храму. Массивные двери, а их несколько с разных сторон, как всегда открыты в теплое время года и… вот это дивное благоухание, которое ни с чем нельзя сравнить. Небесный аромат! Церковь именует великомученика Димитрия — Мироточивым. В 306 году святой Димитрий мученически пострадал за Господа, а мощи его и поныне мироточат. У раки святого многолюдно. Здесь и греки, и множество паломников со всего православного мира. Путь на Святую Гору Афон проходит через Салоники. Поэтому все афонские паломники приходят в храм святого Димитрия поклониться великомученику.

Святой великомученик Димитрий

Будущий святой родился от благочестивой четы тайных христиан. И был долгожданным и вымоленным у Господа ребенком. Его отец был проконсулом Фессалоник. С младенческих лет Димитрий воспитывался в вере Христовой. Юношей он получил хорошее образование и отличался благовоспитанностью. В ту пору шло очередное и очень ожесточенное гонение на христиан (303-311 гг.). В 305 году император Максимиан Галерий, ярый ненавистник христиан, призвал Димитрия к себе и, убедившись в его способностях, назначил вместо отца проконсулом (градоначальником) Фессалоник. Максимиан хотел, чтобы Димитрий гнал христиан. Но произошло обратное: Димитрий стал для Солуни вторым апостолом Павлом. Он повсюду учил жителей христианской вере. Его горячие проповеди и дела милосердия снискали ему искреннюю любовь горожан. Это стало известно Максимиану. Он пришел в ярость. На обратном пути из похода в Причерноморье император решил посетить Солунь и лично во всем убедиться. Димитрий же раздал все имение нищим и, пребывая в пламенной молитве, готовился претерпеть страдания за Господа, Которого так любил и к Которому стремился всей душой.

Исповедник Христов Димитрий встретил правителя мужественно и непоколебимо. Максимиан негодовал. Он приказал немедленно заточить Димитрия в темницу, а сам, утомленный длительным походом, поспешил развлечься на гладиаторских поединках. Один из его любимцев, германец Лий, был настолько могуч и свиреп, что расправлялся со всеми соперниками почти без труда. Особой забавой было для Лия убивать христиан, которых из темниц выводили к нему на расправу. Лий сбрасывал страдальцев на копья под гул и одобрение неистовствующей толпы. Один смелый юноша-христианин по имени Нестор пришел к Димитрию в темницу и просил его благословения сразиться с Лием. Святой осенил крестным знамением чело и грудь Нестора и сказал: «И Лия одолеешь, и за Христа будешь замучен». Нестор вышел на поединок, как Давид на Голиафа, и победил, сбросив Лия на копья. И тут же был обезглавлен по приказу императора (память св. мученика Нестора 9 ноября по новому стилю). В тот же день рассвирепевший Максимиан приказал воинам пронзить копьями и Димитрия.

Лупп, верный слуга святого Димитрия, после мученической его кончины взял мантию и перстень святого, смочив их кровью Христова страдальца. От этих святынь сразу стали происходить многие чудеса и исцеления. Вскоре и Лупп был схвачен и казнен. Верный слуга вслед за своим господином также сподобился мученической смерти за Господа Иисуса Христа.
При святом равноапостольном Константине над могилой святого Димитрия была воздвигнута церковь, а еще через сто лет при строительстве нового храма на месте обветшавшего были обретены нетленные мощи святого великомученика. Чудес по молитвам Димитрия Солунского невозможно исчесть. Святой многократно защищал родную Солунь от неприятелей, спасал город от голода и разрушений. Известен случай, когда святой Димитрий чудесно освободил пленниц, вышивавших его лик по приказу их хозяина, который желал поглумиться над святым образом. В мгновение ока женщины оказались у раки святого вместе с вышитой ими иконой. В это время в храме служили всенощную в день памяти великомученика Димитрия.

Базилика святого Димитрия

Храм святого Димитрия — внушительных размеров. Он и теперь самый большой в Греции. Длина базилики 43,5 метра, а ширина — 33 метра. Древний храм был построен в V веке на том месте, где пострадал великомученик Димитрий. Чего только не видели эти стены за более чем 1500-летнюю историю храма!
Базилика пострадала от пожара при императоре Ираклии, который правил в 629—634 годах. В 904 году храм был разграблен сарацинами. В 1185 году, когда Салоники были захвачены норманнами (народ северной Европы), храм был разграблен, а гробница святого Димитрия осквернена.

После завоевания Салоник турками в 1430 году храм был на короткое время оставлен христианам. Его передача была закреплена указом султана Мурада II Завоевателя. Он, по словам византийского историка Дуки, принеся в жертву барана, приказал оставить храм в распоряжении христиан, однако все украшения храма и гробницы святого были турками уничтожены. Храм оказался полностью разграбленным. В 1493 году церковь была обращена в мечеть и оставалась ею до 1912 года. В этот период христиане имели лишь доступ к кенотафу святого Димитрия, установленному в небольшом приделе в западной части левого нефа базилики, куда был сделал отдельный вход.

Храм практически полностью выгорел при пожаре 1917 года. Разрушения начали восстанавливать в 1926 году, а полностью завершить реставрационные работы удалось лишь через 12 лет. С этого времени в нем проводятся регулярные богослужения. Красавец храм теперь не только гордость Греции, но и всего христианского мира. В 1988 году храм святого Димитрия Солунского включен в перечень объектов Всемирного наследия в составе раннехристианских и византийских памятников города Салоники.

…Вижу группу людей близ алтаря: лица сосредоточены, задумчивы. Интересуюсь у служителя храма, что это за собрание, и слышу в ответ: «Сейчас начнется исповедь». Подхожу ближе. Вижу маленькую застекленную комнату. Это исповедальня. Исповедь в Греции проходит во внебогослужебное время и не обязательно в канун Причастия. Эти два таинства совершаются раздельно. Желающим причаститься в греческих храмах нужно учесть это обстоятельство. Даже если Вы в совершенстве владеете греческим языком, никто во время службы Вас исповедовать не будет. И еще: записками и свечами в греческих храмах никто не заведует — за свечи можно жертвовать по желанию, а записки на проскомидию (о здравии и об упокоении) люди кладут в специально отведенное для этого место. Слева от Царских врат — ступеньки. Узкий ход ведет к месту страданий великомученика Димитрия. Время от времени здесь в память о тех событиях служат ночью. Это так называемая святая агриппния (в переводе с греческого — бдение). Мне довелось молиться на такой службе в прошлый мой приезд в Салоники.

Душевное состояние во время агриппнии удивительное. Кажется, что именно так проходили службы в раннехристианские времена: ночь, катакомбы, пламенная молитва… И хотя проповедь в конце службы была непонятна, потому что произносилась на греческом, но, кажется, сердце ухватило главный ее смысл: вера, любовь, жертвенность, покаяние.

…Подхожу под благословение к священнику храма и прошу дать мне частичку святого мира от мощей великомученика. И вот пакетик с благоухающей ваткой у меня в руках. Радуюсь и благодарю святого Димитрия! Счастливым возвращаюсь в гостиницу. Святой великомученик Димитрий, моли Бога о нас!

Где еще нужно побывать в Салониках? В кафедральном соборе. Там почивают мощи святого Григория Паламы. Обязательно нужно побывать в церкви святого Георгия. Ее еще называют Ротонда. Это древнейший храм Салоник, и он считается одним из первых в мире христианских храмов (III век). Непременно нужно побывать также в церкви Святой Софии (VIII век) и в церкви Нерукотворного Образа Божией Матери (V век), в церкви святого Пантелеимона (V век). В нескольких метрах от площади Аристотеля находится монастырь святой преподобномученицы Феодоры, где можно поклониться ее мощам, а также мощам преподобного Давида Солунского. Повсюду в Греции встречаются небольшие часовни. Они либо расположены в непосредственной близости к храму, либо стоят отдельно. В часовне всегда поддерживается порядок: горит лампадка, аккуратной горкой лежат свечи. Каждый может зайти, помолиться, поставить свечу. Часовню можно увидеть у автобусной остановки, вдоль оживленной трассы, в парке, у супермаркета — словом, везде.

Мощи святого Димитрия Солунского

С V века святые мощи пребывали в построенном правителем Леонтием храме. Епарх Иллирикона Леонтий в знак любви и благодарности к святому за свое чудесное исцеление воздвиг в 412 году на месте небольшой церкви новый величественный храм. Святой великомученик не позволял разделять свои мощи. Так было отказано императорам Юстиниану и Маврикию, когда они желали приобрести частицы мощей угодника Божия. И сарацины (904г.), и норманны (1185г.) не осмеливались притронуться к святым мощам. Новое бедствие Солуни и храму принесли крестоносцы (1204 — 1223 гг.). В этот период мощи святого великомученика были разделены и перенесены на Запад, а именно в Италию, в аббатство Сан Лоренцо. Более трехсот лет о святых мощах никто ничего не знал. Они были утрачены. Лишь в 1520 году во время реставрационных работ в храме этого аббатства был найден деревянный короб с табличкой: «Здесь покоится тело святого Димитрия». Официальное подтверждение подлинности святых мощей произошло еще почти через 450 лет, в 1968 году. Тогда было официально признано, что мощи принадлежат святому великомученику Димитрию Солунскому. Окончательное подтверждение подлинности святых мощей произошло еще через 10 лет, в 1978 году.

Когда все процедурные вопросы остались позади, митрополит Фессалоник Пантелеимон II (†2003) выехал в Италию для перенесения мощей в Грецию. 23 октября 1978 года в Салоники, в храм святого Димитрия прибыла глава великомученика, а 10 апреля 1980 года были перевезены остальные мощи. С тех пор святые мощи пребывают в храме в прекрасной серебряной раке.

Чудеса святого Димитрия

Еще в VI веке архиепископ Фессалоникийский Иоанн издал «Собрание чудес святого Димитрия». В этих чудесах повествуется о той благодатной помощи, которая была явлена горожанам по молитвам святого великомученика Димитрия. Вот одно из чудес святого Димитрия Солунского, описанное в его житии. «В царствование императора Маврикия авары потребовали большой дани от жителей Византии, но Маврикий отказался исполнить их требование. Тогда они собрали громадное войско, в состав которого входили главным образом славяне, и решили взять Солунь, которая славилась обширной торговлей и великими богатствами. Еще дней за десять до прибытия врагов, святой Димитрий явился архиепископу Евсевию и сказал, что городу грозит страшная опасность. Но солуняне думали, что неприятельское войско приблизится к городу еще не скоро. Вдруг, вопреки ожиданию, неприятель показался недалеко от городских стен. Авары могли бы беспрепятственно войти ночью в город, но могущественная десница Всевышнего, по молитвам святого Димитрия, дивным образом остановила страшных врагов недалеко от города. Враги приняли один из укрепленных монастырей, находившихся вне города, за самую Солунь и простояли под ним целую ночь; на утро они заметили свою ошибку и устремились на город.

Неприятельские отряды пошли на приступ, но тут на городской стене на глазах у всех появился святой Димитрий в образе вооруженного воина. Первого же неприятеля, который поднялся на стену, святой поразил копьем и сбросил со стены. Последний, падая, увлек за собою других наступавших — ужас тогда вдруг овладел врагами, — они немедленно отступили. Но осада не окончилась, она только еще начиналась. При виде множества врагов, отчаяние овладело даже самыми храбрыми. Все сначала думали, что гибель города неизбежна. Но потом, видя бегство неприятеля и покровительство дивного заступника, жители ободрились и стали верить, что защитник Солуни, святой Димитрий, не оставит родного города и не допустит, чтобы он достался врагам. А между тем неприятели начали осаждать город, придвинули орудия и стали потрясать основания городских стен; тучи стрел и камней, пущенных из метательных орудий, застилали свет дневной. Вся надежда оставалась на помощь свыше. Толпы народа наполняли храм во имя святого Димитрия. В то время в городе был один богобоязненный и весьма добродетельный человек, по имени Иллюстрий. Придя ночью в церковь святого великомученика Димитрия, он в церковном притворе горячо молился Богу и Его славному угоднику об избавлении города от врагов и вдруг сподобился дивного видения: пред ним предстали два неких светлых юноши, которые были похожи на царских телохранителей. То были ангелы Божии. Двери храма сами распахнулись пред ними, и они вошли внутрь церкви. Иллюстрий последовал за ними, желая посмотреть, что будет потом. Войдя, они громогласно сказали:
— Где находится господин, живущий здесь?
Тогда явился другой юноша, по виду похожий на слугу, и спросил их:
— Для чего он нужен вам?
— Господь послал нас к нему, — отвечали они, — чтобы сказать ему нечто.
Указав на гроб святого, слуга-юноша сказал:
— Вот он!
— Возвести ему о нас, — сказали они.
Тогда юноша поднял завесу, и оттуда навстречу пришедшим вышел святой Димитрий. Видом он был такой, как его изображают на иконах. От него исходил яркий свет, подобный солнечному. От страха и ослепительного блеска Иллюстрий не мог смотреть на святого. Пришедшие юноши приветствовали Димитрия.
— Благодать да будет с вами, — ответствовал святой, — что побудило вас посетить меня?
Они же отвечали ему:
— Владыка послал нас, повелевая тебе оставить город и пойти к Нему, ибо Он хочет предать его в руки врагов.
Услышав сие, святой преклонил голову и молчал, проливая горькие слезы. А юноша-слуга сказал пришедшим:
— Если бы я знал, что пришествие ваше не принесет радости моему господину, не сказал бы ему о вас.
Тогда и святой начал говорить:
— Так ли изволил Господь мой? Такова ли воля Владыки всяческих, чтобы город, искупленный честною кровью, предать в руки врагов, которые не знают Его, не веруют в Него и не чтут Его святого имени?
На сие пришедшие отвечали:
— Если бы не изволил так Владыка наш, не послал бы Он нас к тебе!
Тогда Димитрий сказал:
— Ступайте, братие, скажите Владыке моему, что раб Его Димитрий говорит так: ”Знаю я щедроты Твои, человеколюбивый Владыко Господи: даже беззакония всего мира не могут превзойти милосердия Твоего; ради грешных Ты пролил Свою святую кровь, Ты положил за нас душу Свою. Прояви же ныне милость Свою на сем городе и не повелевай мне оставлять его. Ты Сам поставил меня стражем сего города; позволь мне подражать Тебе, моему Владыке: дай мне положить душу свою за жителей сего города, и если им суждено погибнуть, то погибну и я вместе с ними. Не погуби же, Господи, города, где все взывают к Твоему святому имени. Если люди сии и согрешили, они все-таки не отступили от Тебя: ведь, Ты — Бог кающихся”.
Пришедшие юноши спросили Димитрия:
— Так ли отвечать нам пославшему нас Владыке?
— Да, отвечайте так, — сказал он, — ибо я знаю, что Господь не до конца гневается, и не вовек негодует (Пс.102:9).
Сказав сие, святой вошел в гробницу, и священный ковчег затворился; а беседовавшие с ним ангелы стали невидимы. Вот что сподобился узреть Иллюстрий в чудесном и страшном видении. Наконец, придя в себя, он упал на землю, благодарил святого за попечение о городе, возносил ему хвалу за то, что он молил Владыку не предавать жителей Солуни в руки врагов. Утром Иллюстрий рассказал обо всем виденном горожанам и ободрял их мужественно бороться с неприятелями. Услышав рассказ Иллюстрия, все со слезами просили Господа, чтобы Он ниспослал им милость, и призывали на помощь святого Димитрия. Заступлением святого город остался цел: в скором времени враги отступили от стен с великим стыдом, не имея сил взять город, хранимый славным угодником Божиим. На седьмой день осады враги без всякой видимой причины обратились в беспорядочное бегство, побросав свои палатки и метательные орудия. На следующий день некоторые из врагов вернулись и рассказали:
— С самого первого дня осады мы видели у вас такое множество защитников, что они далеко превосходили наше войско. Мы думали, что воинство ваше скрывается у вас за стенами. Вчера оно вдруг устремилось на нас — и мы побежали.
Тогда изумленные горожане спросили: ” Кто предводительствовал войском?”
— Мы видели, — отвечали возвратившиеся враги, — огненного сияющего мужа на белом коне в белоснежной одежде.
Граждане солунские, слыша сие, поняли, кто обратил врагов в бегство. Так святой Димитрий защитил свой город».

Почитание на Руси

Церковное почитание святого великомученика Димитрия на Руси началось сразу после крещения Руси. В XI веке в Киеве основывается Димитриевский монастырь. Построил его сын Ярослава Мудрого Изяслав, во святом крещении Димитрий. Великий князь Владимирский Всеволод III Большое Гнездо, в крещении также Димитрий, выстроил прекрасную церковь в честь святого великомученика Димитрия Солунского со фресками, как сказано, «на дворе своем».

Святой Великий князь Александр Невский назвал старшего сына в честь славного великомученика — Димитрием. А младший сын святого Александра, благоверный преподобный князь Даниил Московский, выстроил храм Святого Димитрия в Москве. Было это в 1280-х годах. Этот храм был первым в Москве каменным храмом. Через сто лет благоверный князь Димитрий Донской, очень почитавший великомученика, перенес из Владимира в Москву икону святого, написанную на доске от гроба великомученика Димитрия. Глубоко символично и то, что случилось это накануне Куликовской битвы, так как известно, что святой Димитрий Солунский является покровителем воинства. Позже в Московском Успенском соборе, который был воздвигнут на месте того самого первого храма святому Димитрию в Москве (при Иоанне Калите храм разобрали), был устроен придел во имя святого великомученика Димитрия.

Святой Димитрий очень почитаем на Руси и как помощник воинам. Сразу вспоминается чудесная помощь святого при обороне Пскова во время Ливонской войны, чудо Димитрия Солунского в Новгороде в 1627 году и многие другие чудеса. Подмосковный город Дмитров назван в честь славного великомученика. Святой князь Димитрий Донской горячо молился своему Небесному покровителю великомученику Димитрию и, одержав победу над Мамаем на Куликовом поле, установил в память о павших воинах день поминовения усопших. Этот день со временем стал общим для Русской Церкви осенним поминовением всех усопших. Дмитровская суббота — по завету князя, ближайшая ко дню памяти святого Димитрия Солунского, в честь которого был наречен князь.

Фессалоника ликует о памяти твоей

В IV веке в Салониках правил царь Максимиан. Он-то и приказал казнить Димитрия за проповедь христианства, думая, что победит всех, кто «призывает имя Распятого». Что мы видим сегодня? День памяти святого Димитрия в городе начинают праздновать примерно за два месяца до главного торжества, которое приходится на 26 октября. Муниципалитет организует различные концерты, фестивали, ярмарки. Весь город преображается: все чистится и моется, как у нас к Пасхе. Эта традиция уходит вглубь веков. Известно, что ярмарки, которые назывались Димитриана, устраивались в Солуни ко дню святого великомученика еще в XIV веке.

Но особые торжества, конечно, проходят в храме великомученика Димитрия. Они обычно начинаются за две недели до дня его памяти. Об этом можно узнать из расписания праздничных церковных служб, которое висит в каждом храме Салоник, чтобы прихожане смогли принять молитвенное участие в празднике. В храме идут особые богослужения: акафисты, молебны, агриппнии (бдения), обращенные к святому угоднику Божиему Димитрию Солунскому. Это ли не торжество Православия? Вот как проходило чествование святого в 2011 году. 24 октября во время Божественной литургии серебряную раку с мощами святого Димитрия, от которой по всему храму разносилось дивное благоухание, вынесли из мраморной кувуклии в центр храма и установили прямо перед Царскими вратами. Слева от мощей — список с чудотворной афонской иконы Пресвятой Богородицы «Троеручица», подарок Салоникам от святогорцев. Справа — икона великомученика в полный рост.

Мощи святого постоянно пребывают в храме, и тем более удивительно и радостно было видеть, как тысячи людей от мала до велика с утра и до поздней ночи шли поклониться любимому святому. 25 октября после литургии под звон колоколов в сопровождении почетного караула морских пехотинцев и великого множества богомольцев мощи и обе иконы вынесли из храма. Торжественные крестные ходы на день памяти святого известны с глубокой древности: впереди процессии обычно несли сосуд с миром, всегда несли икону Божией Матери и святого Димитрия в образе воина с оружием. Традиция эта, как мы видим, сохранилась и до нашего времени. На улице мощи и иконы ждали три военные машины и тысячи верующих. Под военный марш духового оркестра, с пением тропаря великомученику по центральной улице начался торжественный крестный ход. При жизни великомученик был правителем всей Солунской области. И сегодня он как будто вышел из храма, чтобы посмотреть на свой город и утешить свой народ, сохранивший верность православной вере, за исповедание которой святой великомученик не пожалел своей жизни.

Сейчас в Греции непростая экономическая и политическая ситуация. Но жители Салоник знают, что у них есть Небесный покровитель и заступник, который не один раз помогал им одержать победу над врагами. Спасал великомученик горожан и от голода. «Во время осады враги опустошали хлебные запасы, так что в городе начался великий голод… Видя, что люди гибнут от голода, святой Димитрий несколько раз являлся на кораблях и повелевал корабельщикам плыть с пшеницею в Солунь». Помнят горожане великие чудеса, явленные святым Димитрием Солунским, и сейчас уповают на его заступничество: идут крестным ходом по городу, громко поют величание святому, ставят огромные, почти в человеческий рост, свечи. Удивительно, что в таком массовом шествии совершенно не было давки. Кульминацией праздника стала Божественная литургия 26 октября. Ее служил сонм архиереев, как элладских, так и из других Поместных Православных Церквей. Возглавил службу митрополит Фессалоник Анфим. Храм был переполнен верующими. Надо сказать, что в Салониках день святого Димитрия — официальный выходной.

В России память великомученика Димитрия Солунского отмечается 8 ноября. Малая вечерня накануне праздника начинается словами стихиры: «Фессалоника ликует о памяти твоей и созывает вся окрестныя грады, Димитрие треблаженне…». Теперь понятно, что это не просто поэтический слог стихиры: Салоники и вправду ликуют — длительно, торжественно, с размахом.

Дмитрий Авдеев

христианский святой, почитаемый в лике великомучеников

Жизнеописание

Согласно житию, Димитрий был сыном римского проконсула в Фессалониках. Его родители были тайными христианами, крестили своего сына в домовой церкви и воспитали в соответствии с христианскими устоями. После смерти отца Димитрий был назначен императором Галерием на его место. Получив назначение, Димитрий проявил себя как открытый христианин, проповедовал в городе и обратил в христианство многих его жителей.

Известия о деятельности Димитрия дошли до императора и, возвращаясь с войны против славянских племён, Максимиан остановился в Салониках. Перед этим Димитрий поручил своему рабу Луппу раздать своё имущество бедным, а сам по словам агиографа: «стал молиться и поститься, готовясь таким образом к венцу мученическому». Приведённый на суд к императору, Димитрий исповедал себя христианином и был заключён в темницу. Спустя несколько дней в городе были устроены бои, в которых императорский любимец боец Лий побеждал многих противников, в том числе городских христиан, которых понуждали к бою с ним. Присутствовавший при этом христианин Нестор по благословению Димитрия вступил в бой и сбросил Лия с помоста на копья. В гневе император приказал тут же казнить Нестора, а следующим утром и Димитрия:

Тело мученика было ночью погребено солунскими христианами, а раб Лупп «благоговейно взял ризу своего господина, орошенную его честною кровью, в которой омочил и перстень. Сею ризою и перстнем он сотворил много чудес».

Версия о паннонском происхождении святого

Древнейшие мартирологи связывают мученическую кончину Димитрия с городом Сирмием (современная Сремска-Митровица в Сербии), тогдашней столицей римской провинции Нижняя Паннония. Так сирийский мартиролог 411 года под 9 апрелем указывает память «в Сирмии Димитрия», а мартирологи Иеронима Стридонского под этой датой указывают память «в Сирмии Димитрия диакона» По этой причине существует гипотеза о сербском происхождении культа святого Димитрия и то, что изначально днём его памяти было 9 апреля, а 26 октября является памятью перенесения его мощей из Сирмия в Салоники. По мнению исследователей, мощи Димитрия могли быть перенесены в Салоники либо после захвата города Аттилой в 441 году, либо аварами в 582 году (последнее предположение было оспорено археологами, производившими раскопки в солунской базилике Святого Димитрия).

История мощей

По житию, после казни Димитрия его тело было брошено на съедение зверям, но те не тронули его и останки были погребены солунскими христианами. В IV веке над могилой святого в Салониках была построена первая церковь в его честь - базилика Святого Димитрия. Спустя сто лет, в 412-413 годах иллирийский вельможа Леонтий в память об избавлении его от паралича построил первую большую церковь между превратившимися в руины античными банями и стадионом. Алтарная часть построенной церкви была расположена над предполагаемым местом захоронения святого, и при её строительстве были обретены мощи святого Димитрия.

Мощи поместили в серебряный киворий. Он имел шестиугольное основание, глухие стены и кровлю, увенчанную крестом. Внутри находилось серебряное ложе с изображением лика святого. Верующие могли заходить внутрь и возжигать перед ним свечи. Описание кивория было сделано фессалоникийским архиепископом Иоанном в середине VII века, также его изображение было на мозаике северной колоннады базилики (известно только по акварелям английского архитектора У. С. Джорджа). Драгоценный киворий был утрачен при пожаре в VII веке.

После этого мощи поместили в мраморную гробницу. Предположительно в конце XII - начале XIII века, возможно, в период существования латинского королевства Фессалоники, они были вывезены из Салоник в Италию . Мощи были обнаружены в 1520 году в аббатстве города Сан-Лоренцо-ин-Кампо и вернулись обратно в Салоники только в XX веке: в 1978 году - честная глава, а в 1980 году - основная часть мощей (в Италии осталось шесть больших частиц).

Великомученик Димитрий Солунский родился в городе Солуни в Греции (иначе – Фессалоники, ныне – Салоники) в правление нечестивых царей-богоборцев Диоклетиана и Максимиана.

Родители его, тайные христиане, долго не имели детей. Они усердно молили Господа о даровании им наследника. Всемилостивый Господь внял их молитвам и даровал им сына, которого они назвали Димитрием. Когда отрок подрос, они, призвав священника, тайно крестили его в своем потаенном домашнем храме и постоянно наставляли в вере.

Отец его, римский проконсул, умер, когда Димитрий Солунский достиг совершеннолетия. Император Максимиан Галерий, вступивший на престол в 305 году, назначил Димитрия на место отца властителем и воеводой Фессалонийской области.

Главной обязанностью Димитрия было защищать свою область от внешних врагов, но император потребовал от него также, чтобы он истреблял христиан. Димитрий вместо этого стал искоренять языческие обычаи, а язычников обращать к Христовой вере.

Конечно, императору вскоре донесли, что проконсул Димитрий Солунский - христианин.

Возвращаясь из похода против сарматов (племен, населявших причерноморские степи), Максимиан остановился в Солуни. Готовясь к смерти, Димитрий Солунский раздал свое имущество бедным, а сам предался молитве и посту. Император заключил проконсула в темницу.

Как в светлом чертоге святой Димитрий Солунский сидел в темнице, хваля и прославляя Бога.

Дьявол, желая устрашить святого, обратился в скорпиона и хотел ужалить его в ногу. Осенив себя крестным знамением, святой безбоязненно растоптал нападавшего. Также он сподобился посещения Ангела Божьего, принесшего ему мир и ободрившего его перед страданиями.

В это время нечестивый Максимиан развлекал себя и жителей Солуни гладиаторскими сражениями в цирке. Христиан разыскивали и тащили на арену. Известный среди гладиаторов гордый и надменный Лий легко одолевал кротких христиан в сражении и, при ликовании озверевшей толпы, сбрасывал их на копья воинов.

Юноша Нестор, из христиан, навестил Димитрия Солунского в темнице, и испросил у него благословения на единоборство с Лием. Укрепляемый Богом, Нестор одолел гордого гладиатора и бросил его на копья воинов.

Гибель Лия сильно опечалила Максимиана, и он тотчас приказал казнить блаженного Нестора. Но эта казнь не утешила злочестивца, а когда он узнал, что святой Нестор поразил злодея Лия по совету и благословению святого Димитрия, он разозлился еще сильнее и возгорелся желанием отомстить за гибель любимого борца.

Ранним утром 26 октября 306 года в темницу вошли воины. Они застали святого стоящим на молитве и тут же пронзили его копьями. Так исповедник Христов, святой Димитрий, перешел в вечные светлые обители. Тело великомученика Димитрия выбросили на съедение зверям, но солуняне тайно предали его земле.

Слуга Димитрия Солунского Лупп взял кровавую ризу и перстень мученика и начал ими исцелять недужных. Когда слух об этом дошел до Максимиана, император приказал ему тоже отрубить голову.

В правление императора Константина Великого (324-337 гг.) над могилой великомученика Димитрия воздвигли храм, в котором совершалось множество чудес и исцелений. А через сто лет один иллирийский вельможа по имени Леонтий, получив в том храме исцеление от тяжкого, неизлечимого недуга, захотел в знак благодарности построить новый величественный храм.

При разборке старого храма были обретены нетленные мощи. Из них истекало благовонное миро, так что весь город наполнился благоуханием. От прикосновения к мощам и помазания святым миром совершались чудеса и исцеления. Намного позднее, в XIV веке Димитрий Хризолог напишет: миро “по свойству своему не вода, но гуще ее и не похоже ни на одно из известных нам веществ… Оно удивительнее всех благовоний не только искусственных, но и по естеству созданных Богом”. По этой причине великомученика Димитрия наименовали Мироточивым.

Когда Леонтий отправлялся на родину, он взял с собой плащаницу, обагренную кровью святого, с помощью которой он чудесно перешел через встретившуюся ему на пути волнующуюся и многоводную реку.

Вернувшись в Иллирию, Леонтий построил и там храм во имя святого великомученика Димитрия, и там тоже творились чудеса: правитель Иллирии получил исцеление от струпьев и гноя, покрывавших его тело, множество бесновавшихся и недужных навсегда исцелились.


В правление императора Маврикия авары, жившие на Дону, осадили город Солунь. Святой Димитрий явился на городской стене и, поразив копьем, сбросил со стены первого из неприятелей, который поднялся на стену. Падая, тот увлек за собой других наступавших, и 100-тысячное войско осаждавших в ужасе обратилось в бегство. Но спустя некоторое время неприятель опомнился и снова осадил город.

В это время некий благочестивый житель Солуни по имени Иллюстрий горячо молился в храме святого великомученика Димитрия об избавления города от врагов. И вдруг он увидел двух ангелов, вошедших в храм и направившихся ко гробу святого. Вышедшему им навстречу великомученику ангелы возвестили Божие повеление оставить город, ибо Богу было угодно предать Солунь в руки врага. Святой Димитрий смиренно ответил, что не покинет родного города, умоляя милосердие Божие пощадить городских жителей, после чего он возвратился в свою гробницу.

Утром Иллюстрий рассказал о видении своим согражданам, чем очень их ободрил и обрадовал. На седьмой день осады враги без всякой видимой причины обратились в бегство, побросав свои палатки и метательные орудия.

Но в результате осады оказались уничтоженными все хлебные запасы, и в городе начался голод. Святой несколько раз являлся на кораблях, плававших по морю, обходил пристани и острова, повелевая повсюду кораблям с пшеницей плыть в Солунь. Так город был спасен от голода.

Когда благочестивый царь Юстиниан выстроил в Константинополе новый великолепный храм во имя Софии Премудрости Божией на месте сгоревшего старого, он послал в Солунь благочестивых мужей, чтобы они доставили оттуда часть мощей великомученика Димитрия. Когда посланники приблизились к ковчегу, оттуда вырвался столп пламени, и из огня послышался грозный голос, запрещавший прикасаться к мощам.

Однажды юноша по имени Онисифор, исполнявший послушания в солунском храме, по научению дьявола придумал красть свечи, возжигаемые у раки с мощами, и вновь продавать их, присваивая вырученные деньги себе. Святой Димитрий явился во сне Онисифору и с величайшим снисхождением обличил его.

Это произвело впечатление на юношу, но ненадолго. Вскоре он опять вернулся к прежнему занятию. И вот, когда он в очередной раз протянул руку к свечам, из гроба раздался громогласный голос: «Опять ты делаешь это?!» Юноша упал на землю и лежал, пока его не подняли, после чего он рассказал присутствовавшим о своей греховной страсти и об обличениях святого Димитрия и покаялся.

Житие святого Димитрия повествует также, что он освобождал пленных от ига неверных и помогал им достигнуть Солуни.

Так две прекрасные девицы, попав в плен и получив повеление от иноземного князя вышить образ святого Димитрия Солунского (князь-язычник много слышал о чудесах святого и хотел поклониться его изображению, словно идолу). Когда утомленные девицы заснули за работой, они были чудесным образом перенесены вместе с вышитым ими образом в солунский храм, где как раз совершалось бдение в честь праздника святого Димитрия Солунского. Проснувшиеся девицы прославили Бога, а образ был поставлен над алтарем.

Множество чудес совершил святой великомученик Димитрий Солунский и в нашем Отечестве.

По предуказанию Божьему его имя в самых древних русских летописях упомянуто прежде, чем другие имена святых: преподобный Нестор летописец рассказывает, что греки, побежденные великим князем Олегом под Константинополем в 907 г. приписывали свое поражение не храбрости славян, а заступничеству за них их покровителя святого Димитрия.

Об особом почитании святого Димитрия среди славян свидетельствует такой выдающийся факт: первым сочинением на славянском языке после создания ими славянской азбуки был «Канон Димитрию Солунскому».

Этот канон считается отправным местом в рождении великой славянской литературы.

Сербы и болгары с древнейших времен почитают великомученика Димитрия как покровителя славян, называют «отечестволюбцем» славянских народов, связывая это со славянским происхождением святого, а в старинных русских сказаниях святой Димитрий предстает русским по происхождению.

Церковное почитание святого великомученика Димитрия в Русской Церкви началось сразу после Крещения Руси.

Русские издревле старались приобрести хоть малейшие частички от мощей, одежды, миро или даже персти от гроба святого Димитрия. Поэтому во всех древних русских монастырях и храмах среди частиц мощей различных святых почти непременно находится часть мощей или миро от святого великомученика Димитрия.

В начале 70-х годов XI столетия основан Дмитриевский монастырь в Киеве, известный ввпоследствии как Михайлов-Златоверхий монастырь. В XII веке воздвигнут Дмитриевский собор во Владимире, который и доныне является украшением этого древнего города. В 80-х годах XIII столетия воздвиг храм во имя святого великомученика Димитрия, который стал первым каменным храмом Московского Кремля. Позже, в 1326 году, при князе Иоанне Калите, он был разобран, а на его месте был воздвигнут Успенский собор с приделом Димитрия Солунского.

В 1197 году была перенесена из Солуни во Владимир великим князем Всеволодом Юрьевичем икона святого великомученика Димитрия, написанная на гробовой доске святого, и это событие было внесено как праздник в древние святцы.

Эта чудотворная икона сначала находилась в Киеве, потом во Владимире, а накануне Куликовской битвы в 1380 году была торжественно перенесена в Москву как великая святыня святым благоверным князем Димитрием Донским и поставлена в Успенском соборе Московского Кремля.

Одним из ценнейших изображений святого Димитрия является также фреска на столпе Успенского собора во Владимире, написанная преподобным Андреем Рублевым.

В древней Руси день святого великомученика Димитрия был в числе больших праздников; службу обыкновенно совершал сам Патриарх в присутствии Государя.

Память святого Димитрия Солунского издревле связывалась на Руси с воинским подвигом, патриотизмом и защитой Отечества. Святой изображается на иконах в воинских доспехах, с копьем и мечем в руках. На свитке писали молитву, с которой святой Димитрий обращался к Богу в видении Иллюстрия: «Господи, не погуби град и людей. Если град спасешь и людей – с ними и я спасен буду, если погубишь – с ними и я погибну».

Об особом почитании на Руси святого Димитрия свидетельствует и традиция русских князей называть своих первенцев его именем. Так было у Ярослава I, Юрия Долгорукого, Александра Невского, Иоанна II, Иоанна Грозного, Алексея Михайловича. Святой благоверный великий князь Димитрий Донской был ревностным почитателем святого Димитрия.

Предстательством святого великомученика Димитрия Солунского Мироточивого и молитвенным ходатайством преподобного чудотворца Сергия Радонежского русскими воинами была одержана важнейшая в истории нашего Отечества победа над иноверной татаро-монгольской ордой и началось собирание Земли Русской.

После победы в Куликовской битве в память о русских воинах, павших в сражении с Мамаем, была установлена для общецерковного поминовения . В первый раз эта панихида была совершена 20 октября 1380 года в Троицком монастыре преподобным Сергием Радонежским в присутствии святого благоверного великого князя Димитрия Донского. Эта церковная традиция жива и по сей день.

Молитвы святому великомученику Димитрию Солунскому

Молитва первая

Святый и славный великомучениче Христов Димитрие, скорый помощниче и теплый заступниче с верою притекающих к тебе! Предстоя со дерзновением Небесному Царю, испроси у Него прощение согрешений наших и о еже избавитися нам от всегубительныя язвы, труса, потопа, огня, меча и вечныя казни. Моли благость Его, еже ущедрити град сей, обитель сию (или храм сей) и всякую страну христианскую. Исходатайствуй у Царя Царствующих на враги победу и одоление, всей державе православной мир, тишину, твердость в вере и преспеяние во благочестии; нам же, чтущим честную память твою, испроси благодатное укрепление на дела благая, да благоугодное Владыце нашему Христу Богу зде творяще, сподобимся молитвами твоими наследовати Царствие Небесное для вечнаго прославления Его со Отцем и Святым Духом. Аминь.

Молитва вторая

Святый великомучениче Христов Димитрие! Предстоя со дерзновением Небесному Царю, испроси у Него прощение согрешений наших и о еже избавитися нам, окаянным (имена) от всегубительныя язвы, огня и вечныя казни. Моли благость Его, еже ущедрити приход (или дом) сей и храм наш. Испроси нам благодатное укрепление на дела благая, да благоугодное Владыце нашему Христу Богу зде творяще, сподобимся молитвами Твоими наследовати Царствие Небесное и тамо прославляти Его, со Отцем и Святым Духом, во веки веков.

Великомученик Димитрий родился в городе Солуни в Греции.

Родители, тайные христиане, крестили его и наставили в вере. Отец его, римский проконсул, умер, когда Димитрий достиг совершеннолетия. Император Максимиан Галерий, вступивший на престол в 305 году, назначил Димитрия на место отца властителем и воеводой Фессалонийской области. Главной обязанностью Димитрия было защищать свою область от внешних врагов, но император потребовал от него также, чтобы он истреблял христиан. Димитрий вместо этого стал искоренять языческие обычаи, а язычников обращать к Христовой вере.

Конечно, императору вскоре донесли, что проконсул Димитрий — христианин. Возвращаясь из похода против сарматов (племен, населявших причерноморские степи), Максимиан остановился в Солуни. Готовясь к смерти, Димитрий раздал свое имущество бедным, а сам предался молитве и посту. Император заключил проконсула в темницу и стал развлекать себя и жителей Солуни гладиаторскими сражениями в цирке. Христиан разыскивали и тащили на арену. Известный среди гладиаторов задорный Лий легко одолевал кротких христиан в сражении и, при ликовании озверевшей толпы, сбрасывал их на копья воинов.

Юноша Нестор, из христиан, навестил Димитрия в темнице, и Димитрий благословил его на единоборство с Лием. Укрепляемый Богом, Нестор одолел гордого гладиатора и бросил его на копья воинов. Нестора должны были наградить, как победителя, но всесто этого его казнили, как христианина.

По приказу императора темничная стража пронзила Димитрия копьями в 306 году. Тело великомученика Димитрия выбросили на съедение зверям, но солуняне тайно предали его земле. Слуга Димитрия Лупп взял кровавую ризу и перстень мученика и начал ими исцелять недужных. Его тоже казнили. В правление императора Константина Великого (324-337 гг.) над могилой великомученика Димитрия воздвигли храм, а через сто лет были обретены его нетленные мощи. При гробе великомученика Димитрия совершались чудеса и исцеления. В правление императора Маврикия авары, жившие на Дону, осадили город Солунь. Святой Димитрий явился на городской стене, и 100-тысячное войско осаждавших обратилось бегство. В другой раз святой спас город от голода. Житие святого Димитрия повествует, что он освобождал пленных от ига неверных и помогал им достигнуть Солуни.

С VII века при раке святого Димитрия начало истекать благовонное и чудотворное миро, о чем писали современники. В XIV веке Димитрий Хризолог писал о нем: миро «по свойству своему не вода, но гуще ее и не похоже ни на одно из известных нам веществ... Оно удивительнее всех благовоний не только искусственных, но и по естеству созданных Богом». По этой причине великомученика Димитрия наименовали Мироточивым.