Виды утеплителей гаражных ворот. Утепление ворот гаража простыми и доступными способами Чем утеплить щели в гаражных воротах

Сырой и холодный гараж — не самое лучшее место для содержания автомобиля. Владельцу обеспечены проблемы с техническим состоянием всех его узлов. Скапливающийся конденсат испортит не только кузов машины, но и электропроводку.

Через дверной проем теряется основной процент тепла. Распашная конструкция из стали обладает высокой теплопроводностью, поэтому утепление гаражных ворот будет удачным решением. Справиться со стенами и крышей немного легче, чем утеплить гаражные ворота. Чтобы выполнить работы самостоятельно, придется изучить методы и материалы.

Наряду с прямым назначением, гараж используется в качестве мастерской. В холодное время года даже непродолжительное пребывание в гараже потребует большой силы воли. В гараже своими руками удобно выполнять небольшой ремонт, и здесь так обязательна хорошая вентиляция. Подвальный запах, грибок и плесень на стенах — далеко не все неприятности. Пребывание в таком помещении опасно для жизни. Часто проемы для приточной вентиляции оставляют именно в воротах. На тему, чем утеплить ворота в гараже, есть полезное видео в конце нашей статьи.

Важно! В толще утеплителя нужно оставлять вентиляционные проемы.

Покупка готового изделия

Если вы решили установить у себя в гараже конструкцию заводского производства, то проблемы, как утеплить ворота, на этом закончатся. Новые подъемно-повортные и секционные устройства уже имеют слой пенополиуретана. Даже роллетные виды ворот иногда утепленные, но возможность использование их для гаража весьма сомнительна. Узкие алюминиевые ламели не будут надежной защитой от взлома, а высокая теплопроводность делает их непригодными для нашего климата.
При заказе ворот, неплохим вариантом будет распашная система с калиткой. Она позволит значительно снизить процент теплопотерь.

Грамотно выбираем утеплитель

Ассортимент достаточно широк. Из того, чем можно утеплить гаражные ворота, наиболее востребованы:

  • Различные виды пенопластов;
  • Волокнистые утеплители (стекловата, каменная вата, базальтовая вата).

Чтобы сделать выбор, надо учесть все плюсы и минусы материалов.

Утепление ворот пенопластом

Пенопласт — очень экономичный вариант. Класс вспененных полимеров достаточно разнообразен. Они имеют газонаполненную структуру и различны по типу полимера. Рассмотрим виды пенопластов:

  1. Полистирольные — наиболее используемые. Имеют обозначение ПСБ или ПСБ-С. Экструдированный пенополистирол (ЭППС) — обладает маленькой гигроскопичностью и хорошей огнестойкостью. Чтобы провести утепление ворот гаража своими руками — один из лучших вариантов.
  2. Поливинилхлоридные или ПВХ панели. Схожи по характеристикам с ЭПСС. Международная маркировка PVC. Высокая огнестойкость.
  3. Карбамидно-формальдегидный пенопласт (КФП). Используют для пустот и полостей. Жидкий состав КФП не увеличивается в объеме после полного высыхания. Может быть применен и в качестве гаражного утеплителя.
  4. Пенополиуретановый (ППУ). Производится в виде эластичного поролона и монтажной пены. Жесткий ППУ отлично связывается с любой поверхностью. Хороший гидро- и теплоизолятор. Огнестоек. Такая изоляция будет иметь небольшой вес и подойдет под любую отделку. Пенополиуретан отлично справится с теплоизоляцией гаражных ворот. Для нанесения пены применяют распылитель.

Волокнистые материалы

Среди волокнистых утеплителей сразу исключаем каменную вату и шлаковату. Первая чрезвычайно вредна для человека, шлаковата будет окислять металлическую поверхность. Стекловата опасна в работе, но из всех обладает средней гигроскопичностью. Именно это качество, делает использование ваты не удачным для гаражей. Накапливание конденсата в слое материала будет снижать его теплоизоляционные свойства. С пароизоляционной пленкой, можно воспользоваться базальтовым утеплителем.

Процесс утепления гаражного помещения изнутри

Чтобы утеплить ворота гаража потребуются следующие инструменты:

  • Электрическая дрель;
  • Сверла по дереву и металлу;
  • Ножовка или электролобзик по дереву;
  • Металлическая щетка или насадка на дрель (корщетка);
  • Шуруповерт.

Также не забудьте про рулетку, малярную кисточку, молоток, уголок и линейку, острый ножик, керн, наждачную бумагу и струбцины.
Струбцина — средство для зажима деталей. Ими будет удобно притягивать рейки к раме ворот.

Порядок выполнения работ будет зависеть от утеплителя и типа конструкции.

Подготавливаем створки

1. Очистка

Удалите старую краску, ржавчину и все загрязнения. Удобно и быстро это делается электроинструментом с насадкой.

2. Грунтование

Нанесенный грунт защитит металл от коррозии. Для работы возьмите широкую малярную кисть. Антикоррозийный грунт наносится в два слоя. Один поперек, а другой вдоль поверхности.

3. Устранение щелей между рамой и полотном

Воспользуйтесь резиновым уплотнителем. Он не будет мешать работе механизма и закроет лишние отверстия.
Далее будем рассматривать, как утеплить гаражные ворота изнутри.

Изолируем распашные ворота пенопластом.

Распашные ворота прочны, надежны и удобны в использовании. Система представляет две стальные створки, приваренные на раму из профильной трубы или уголка. Иногда применяется профнастил, но стальной лист толщиной 2-3 мм крепче.

Хорошо, когда утепление распашных ворот производится их изготовителем. В противном случае, гаражные ворота можно утеплить самостоятельно.
После выбора материала следует подсчитать, сколько его требуется. Также необходимо определиться с отделкой поверх утеплителя. Конечный вариант с разными видами обшивки ворот можно посмотреть на видео. Вариантов, чем обшить гаражные ворота множество.

Виды облицовочных материалов:

  • Вагонка;
  • Профнастил;
  • Панели ДВП или МДФ;
  • Водостойкая фанера;
  • Плиты ОСП или OSB.

Как показал опыт, последние более подходящие для обшивки. Плиты ОСП — это пластины из склеенных и прессованных опилок и щепок. Если рассматривать фото изделия, можно заметить его состав из нескольких слоев. Слои имеют различное расположение, что придает листам особую прочность и гибкость. Такая отделка легко обрабатывается, имеет низкую паропроницаемость и очень экономична.

Совет! Для помещения с высокой степенью влажности используйте плиты OSB-3 или OSB-4 шириной 10 мм.

Облицовка будет зафиксирована на деревянный каркас. Обрешетка монтируется по всему периметру и на площади полотна. Для крепления деревянной рамы применяются оцинкованные винты по дереву.
3.5*30 мм — для боковых поверхностей
4.5*70 мм — для торца

Внимание! Если каркас ворот изготовлен из профильных труб, то длина саморезов увеличивается на величину равную сечению трубы.

Для фиксации плит отделки к обрешетке возьмите шурупы с прессшайбой 4.2*32 мм.
Плиты утеплителя прокладываются между обрешеткой. Пенопласт крепится на специальный клей или профессиональную монтажную пену. Если работаете с пеной, после нанесения подождите 5-10 минут, пока состав не увеличится в объеме. Главное, не допустить пустых промежутков. Плиты должны быть плотно уложены между рейками решетки. Малейшие щели обработайте герметиком. Места монтировки замков, задвижек и вентиляции оставляйте свободными.

Прокладываем гидроизолятор

Между металлом и утеплителем монтируем гидроизоляцию. Это может быть битумная мастика, фольга, пароизоляционная мембрана. Не требует гидроизоляции экструдированный пенополистирол.

После монтажа утеплителя приступайте к облицовке. ОСП раскраивается ножовкой по дереву, либо электроинструментом. Шаг крепления — 10-15 см по периметру рамы, и 20-25 см по горизонтальным брусам и в центре. Чтобы деревянные бруски не расщепились, наметьте отверстия тонким сверлом. Для достижения наилучшего прилегания створ или калитки, можно дополнительно уплотнить эти места лентой.
Отделанный таким образом гараж будет иметь весьма аккуратный вид.

Проводим теплоизоляцию минватой

Если вы выбрали этот материал, то слой пароизоляции будет обязателен. Гидроизолятором может быть простая полиэтиленовая пленка. Также необходим каркас, между которым плотно укладывается утеплитель. Фиксируются плиты по бокам с помощью дюбелей. В качестве обшивки ворот можно выбрать вагонку. Закрепите ее на обрешетку конструкции.

Утепление гаража изнутри строительной монтажной пеной

Еще один метод утепления гаражных ворот своими руками — монтажная пена. Из того, чем можно утеплить гаражные ворота своими руками — это наиболее простой способ.

  • Монтажная пена в баллонах (расход 5 баллонов на 7м2).
  • Распыление пены ровным слоем (срежьте лишний материал после просыхания острым ножом)
  • Декоративная отделка (обшивкой может быть ДСП, вагонка или любой другой материал).

Преимущества утепления гаражных ворот своими руками с помощью пены — проникновение материала даже в небольшие щели. Это еще и укрепит всю конструкцию ворот.

От качества утепления гаражных ворот зависит сохранность вашего помещения и транспортного средства в надлежащем состоянии. А еще сохранность зависит от .

7227 1 0

Утепление ворот гаража простыми и доступными способами

Большинство авто-владельцев которым посчастливилось обзавестись заветным домом для своего четырехколесного друга, довольно быстро начинают понимать, что без достойного утепления это всего лишь навес защищающий машину от дождя. Плюс гараж это не только дом для автомобиля, для нашего мужчины он является мастерской, банкетным залом и клубом по интересам в одном флаконе. Утепление ворот гаража это первое и пожалуй, главное что должно быть сделано для обретения комфорта. Сегодня речь пойдет о том, как утеплить ворота в гараже своими руками доступными способами.

Если обратиться к нормативным документам, в данном случае это СНиП 21.02-99, для того чтобы кузов автомобиля не ржавел, а двигатель мог стартовать без прогрева, достаточно постоянной температуры 5ºС. Следовательно утепление гаражных ворот не требует чрезмерных усилий и фантастических материалов.

Какие существуют ворота

Не секрет, что любые нюансы лучше учитывать еще на стадии возведения помещения. Но большинство хозяев при строительстве или выборе гаража, в первую очередь интересуются надежностью запоров, оставляя утепление на потом. Это не совсем верно.

Для охраны существуют сигнализации и прочие подобные системы. И, в конце концов, каждому известно, если захотят украсть, то украдут. А вот ознакомившись с современными конструкциями ворот можно решить проблему утепления еще до ее возникновения. Причем радикально увеличивать бюджет, как правило, не нужно.

Подъемно-поворотные модели

В нашей стране такая конструкция появилась в девяностые годы и сразу завоевала популярность. Входной проем здесь закрывается одной цельной створкой, которая при помощи механического привода поднимается вверх и мягко съезжает в горизонтальную плоскость параллельно потолку, то есть изменяет свое положение на 90º.

Эта модель выпускается как промышленным способом, так и множеством домашних умельцев. Заводские утепленные подъемные ворота представляют собой цельную сэндвич-панель, сделанную из листовой стали и заполненную пенополиуретаном. Толщина такой створки обычно колеблется в районе 45 мм, что вполне достаточно даже для суровых условий севера.

Кустарные предприятия и домашние умельцы, дабы снизить себестоимость, зачастую не утруждают себя монтажом сэндвич-панели. Как правило, хозяева вынуждены утеплять такие створки своими руками. Сама технология здесь такая же, как и при утеплении распашных вариантов, о ней я расскажу позже.

В первую очередь утепление гаражных ворот являет собой конечно же заботу о своем «четырехколесном друге». Если создать хорошие условия для своего автомобиля, то прослужит он намного дольше. Ведь авто тоже может «простудиться» и «заболеть» от слишком холодного или сырого помещения. А как каждый больной, он потребует лечения, которое стоит немалых денег. Поэтому дешевле заранее предупредить «болезнь» и не допускать ее возникновения.

Гараж может использоваться не только, как стоянка автомобиля, но и как склад старых вещей или даже место личного пространства мужчины. Тут может быть небольшая мастерская с набором различных инструментов для создания разных полезных вещей или ремонта. И даже просто комната отдыха для провождения своего досуга в кругу друзей. Поэтому нужно внимательно отнестись к утеплению этого помещения и гаражных ворот, в частности. Чтобы зимой было тепло, а летом прохладно, то есть создать максимально комфортные условия для нахождения внутри.

По законам термодинамики тепло через ворота гаража будут передаваться двумя путями, о которых мы расскажем ниже:

  • Первый путь — это собственно поверхность самих створок (мы ведь рассматриваем ворота, которые закрываются створками), путем передачи тепла от теплого тела к холодному. Под холодным подразумевается внешняя окружающая среда, а теплым соответственно является поверхность ворот.
  • Второй путь – это конвенция теплого воздуха с холодным, которая происходит путем открывания и закрывания створок. При этом теряется огромное количество тепла. В местах неплотного прилегания створок к проему стены тоже идет значительная потеря теплого воздуха.

Поэтому решение двух этих проблем минимизирует потерю тепла и создадут комфортные условия для пребывания внутри гаража в любое время года. Чтобы решить эту задачу следует поставить надежный барьер между теплом и холодом или наоборот в зависимости от сезона. Строительная норма СНиП 21-02-99 говорит, что в зимний период для оптимального нахождения автомобиля в гараже следует поддерживать температуру на отметке +5 градусов Цельсия. Это позволит без проблем завести автомобиль и в его внутренних полостях не будет конденсироваться влага.

Как лучше утеплить гаражные ворота?

Для качественного утепления гаражных ворот современный рынок материалов для сохранения тепла даст широкое поле для выбора. Лучше всего выбрать традиционные на сегодняшний день утеплители, такие как пенопласт , экструдированный пенополистирол и фольгированный вспененный полиэтилен . Эти три теплоизоляционных материала отлично справятся со своей задачей. Ниже мы рассмотрим каждый вариант в отдельности – свойства и поэтапный процесс укладки теплоизолятора на поверхность ворот.

Некоторые могут удивиться почему не была упомянута минеральная вата . Очень просто, лучше не использовать этот материал для утепления гаражных ворот, хотя многие так делают. Минеральная вата обладает свойством хорошо поглощать влагу. А так как гараж — это место где регулярно уровень влажности будет превышать нормальный показатель, тем самым способствуя ее концентрации в этом утеплителе, который теряет от этого свои свойства.

Утепление гаражных ворот и своевременный их ремонт - насущная необходимость, так как через конструкцию в помещение проходит холодный воздух, а из-за перепада температур начинает появляться конденсат. Это неблагоприятно влияет на техническое состояние авто и микроклимат самого помещения. Большинство работ можно провести своими руками, если в запасе есть базовый комплект инструментов и наличествуют минимальные строительные навыки.

Зачем надо утеплять гаражные ворота

Комфортная температура внутри гаража позволяет пользоваться им в любое время года. Если изначально гаражные ворота не были утеплены, то они становятся источником существенной теплопотери. Именно сквозь них летом в гараж свободно проникает жара, а зимой тепло уходит наружу. Поэтому, если гараж используется как мастерская по ремонту авто или как место для хранения вещей, утепление обеспечит более мягкий температурный режим и спасёт от проникновения конденсата. В таком гараже кузову автомобиля не грозит коррозия, электропроводке - гниение, а стенам конструкции обеспечена защита от грибка и плесени.

Особенно важно утепление встроенного гаража, ведь он обычно подключён к общедомовой системе отопления. Соответственно, в случае потерь тепла расходы на обогрев будут увеличиваться.

Важно! Перед утеплением следует позаботиться об организации системы вентиляции! Она должна быть как приточной, так и вытяжной. Если приточное отверстие находилось в створке, то перекрывать его утеплителем нельзя.

Какие типы конструкций можно утеплить

  1. Секционные ворота обычно уже заполнены вспененным полиуретаном, который и выполняет функцию утеплителя. Но при желании можно оклеить пенопластом ещё и внутреннюю часть секций.
  2. Распашные ворота, особенно из стали, которая обладает высокой теплопроводностью, нужно и можно утеплить любым подходящим материалом.
  3. Подъёмно-поворотные конструкции заводского изготовления, как правило, уже оборудованы теплоизоляцией. Но если механизм ворот самодельный, то утеплить их будет достаточно просто.
  4. А вот конструктивные особенности роллетных ворот, как самоделок, так и автоматических, делают их утепление невозможным.

Выбор материала для проведения работ в гараже

При подборе утеплителя необходимо учесть некоторые нюансы. Например, в качестве изоляционного материала не рекомендуется минеральная вата и прочие пористые материалы, так как в них образуется точка росы (температура, до которой должен охладиться воздух, чтобы содержащийся в нём пар стал конденсироваться в росу). В порах скапливается влага, за счёт чего теплопроводность повышается, и это сводит на нет эффект утепления. Кроме того, стекловата в работе достаточно опасна для здоровья, шлаковате присуща остаточная кислотность, так что наиболее удобоваримым вариантом станет базальтовая вата, но при условии применения пароизоляционной плёнки.

Наиболее предпочтительным материалом для утепления гаражных ворот остаётся пенопласт. Это разновидность синтетических материалов со вспененной структурой, в основе которых присутствует полимер. Классифицируется пенопласт по типу полимера.

  1. Полистирольный пенопласт состоит из газонаполненных белых спёкшихся шариков. Это недорогой утеплитель с неплохими характеристиками. Для изоляции ворот подойдёт экструдированный пенополистирол, так как он отличается повышенной прочностью, стойкостью к воспламенению и мизерной впитываемостью влаги.
  2. Поливинилхлоридный пенопласт тоже часто используется для термоизоляции. Панели могут быть не только жёсткие, но и эластичные.
  3. Карбамидно-формальдегидный пенопласт после высыхания немного увеличивается в объёме, поэтому им хорошо заполнять полости между панелями. Он также пригоден для утепления.
  4. Пенополиуретановый пенопласт бывает двух видов. Первый, эластичный - это поролон, а жёсткий - всем известная монтажная пена. Для изоляции ворот больше подойдёт жёсткий, так как он отличается замечательными теплоизолирующими свойствами и превосходной адгезией к любым типам поверхностей. Наносится материал методом распыления, для чего необходимо специальное оборудование.

Таким образом, если устойчивость к повышенной нагрузке не нужна, то лучшим выбором будет пенопласт. Во всех остальных случаях - пенополистирол или пенополиуретан. Экономить на утеплителе не желательно, чтобы эффективность не оказалась минимальной. Толщина слоя во многом зависит от климатических условий. Если температура зимой не падает ниже минус 25 градусов, то толщина утеплителя должна составлять:


Дополнительные расходники и инструментарий

До начала монтажа надо обмерить сами ворота и определить количество дополнительных материалов. В частности, это обрешётка, на которую потом будет крепиться утеплитель и облицовочный материал.

Также для работы потребуется такой набор бытовых инструментов:

  1. Шуруповёрт или отвёртки.
  2. Дрель и свёрла по дереву и металлу.
  3. Электролобзик или ножовка.
  4. Жёсткая щётка по металлу для снятия ржавчины.
  5. Наждачная бумага.
  6. Шурупы и саморезы.
  7. Антикоррозийная грунтовка и антисептик.
  8. Растворитель.
  9. Монтажная пена.

Подготовительные работы

Перед началом работ по утеплению железных ворот их следует тщательно подготовить. Если полотно покрыто ржавчиной, старой краской или грязью, то всё это необходимо отчистить металлической щёткой или насадкой на дрель. После этого поверхность обезжиривается и на неё в два слоя наносится подходящая антикоррозийная грунтовка.

Следующим шагом будет гидроизоляция поверхности створок. Этот этап можно пропустить только в случае утепления воротин экструдированным пенополистиролом. Если же применяется простой пенопласт, то эта операция обязательна. В качестве изоляции можно использовать:

  • Изолон.
  • Мембрану с функцией пароизоляции.
  • Битумную мастику.

Поэтапное изготовление обрешётки

  1. Для любого типа теплоизоляции понадобится обрешётка, ведь на неё крепится не только утеплитель, но и облицовочный материал. Обрешётку можно сделать из деревянных брусков сечением 4 на 4 или 5 на 5 см, которые закрепляются на несущей части по всему периметру и поперёк площади полотна ворот. Бруски должны быть из сухой древесины, и перед монтажом их желательно обработать любым антисептическим составом для предотвращения гниения. Учтите, что они должны хорошо просохнуть.
  2. На силовые конструкции (стальную трубу и уголок) обрешётка закрепляется с помощью шурупов. Для этого в нужных местах размечаются и просверливаются сквозные отверстия нужного диаметра с шагом в 20–25 см. Если надо, чтобы головка шурупа была утоплена внутрь, то можно высверлить небольшие углубления. В брусках отверстия делаются заранее, чтобы шуруп не раскалывал их.
  3. Если в центре полотна бруски крепить не на что, то их можно совместить между собой при помощи уголков. Вентиляционное отверстие обходится ими по периметру, как и замки.
  4. Иногда вместе с воротами облицовываются ещё и стены гаража. Обрешётка для стен делается так же, как и для ворот - из деревянных брусков, на которые потом можно прикрепить вагонку или другую подходящую обшивку. К стене бруски крепятся на дюбеля.

Варианты проведения и порядок работ

Утепление пенопластом

  1. После замера необходимого количества материала его необходимо раскроить таким образом, чтобы было минимум стыков. Резать необходимо с запасом, чтобы пенопласт совмещался очень плотно. Удобней всего кроить строительным ножом по линейке.
  2. Приклеиваются пенопластовые части монтажной пеной, подаваемой из пистолета. Она предпочтительна потому, что её объёмное расширение невелико. Для лучшей адгезии пена наносится на края и крест-накрест по центру, после чего лист прижимается брусками или правилом. Некоторое время положение можно корректировать.
  3. После монтажа всего утеплителя полости и стыки тоже заполняются пеной, а излишки срезаются строительным ножом уже после затвердения. Теперь ворота готовы к облицовке.

Сбережения тепла с пенополиуретаном

Для этого вида утепления необходимо профессиональное оборудование и специальные знания. Пенополиуретан распыляется в несколько слоёв при помощи специальной установки. Обрешётка в данном случае тоже нужна, так как на неё потом закрепляется облицовка ворот. У такого метода много преимуществ - отличная адгезия, прекрасная пароизоляция, длительный срок службы и очень хорошие теплоизоляционные свойства. Перед нанесением покрытия замочные конструкции, засовы, петли необходимо прикрыть плёнкой и обклеить малярным скотчем. Все работы проводятся в респираторе, очках и защитной одежде. После высыхания утеплителя излишки срезаются ножом.

Как нужно использовать базальтовую вату

Если выбор пал на минеральную вату, то это должна быть продукция известных изготовителей. Перед укладкой этого утеплителя обязательно нужна гидроизоляция. Следующим шагом будет нарезка ваты такими кусками, чтобы они плотно располагались внутри обрешётки. Сверху над утеплителем натягивается пароизоляционная плёнка и закрепляется степлером. Теперь ворота можно облицевать.

Облицовка изнутри после утепления

Чтобы ворота после утепления выглядели эстетично, а теплоизоляция сохраняла свои свойства как можно дольше, их необходимо облицевать. Материалом для отделки может быть:

  • Вагонка из подходящего материала.
  • ДВП или МДФ.
  • Профнастил.
  • 10-миллиметровые плиты OSB или ОСП, стойкие к повышенной влажности. Стандартный размер таких плит 1250 на 2500 мм, поэтому на стандартные ворота потребуется две.

Облицовку садят на шурупы с использованием шайб.

Дополнительные приёмы для правильной теплоизоляции

Тепло уходит из гаража не только через полотно ворот, но и через щели между створками. Чтобы избежать этого, применяются специальные уплотнители из резины круглого сечения диаметром 20 мм. Крепят их саморезами с помощью стальной перфорированной полосы.

Зазоры под воротами тоже могут пропускать тепло. Их обычно уплотняют щёточными профилями. Монтируются они достаточно просто - прикручиваются саморезами с шагом 20 см к нижней части створок.

Также для сбережения тепла применяется гаражная штора, которую вешают на входе. Лучшим вариантом является водоотталкивающий брезент, хотя можно взять и ткань из ПВХ. Привешивают штору на тросик или на карнизную трубу, для чего в материал вставляют специальные кольца.

Видео о процессе работы с утеплителем

Варианты ремонта и регулировки неисправных конструкций

Факторов, вызывающих деформацию металлических конструкций типа гаражных ворот, довольно много. Это и естественная деформация от капризов погоды, и усталость металла, и просадка проёма, и обычная усадка петель. Для исправления геометрии проёма существуют некоторые способы, которые доступны любому владельцу гаража при условии наличия инструмента и помощника.


Как видите, утеплить ворота своими руками вполне реально, и особых сложностей в этой работе нет. Когда перед вами встанет подобная задача, вы сможете решить её быстро, используя простые способы и инструменты.

Поскольку гараж – не только место жительства любимого авто, но и личная территория его владельца, он должен быть теплым и в меру эстетичным. Тогда находиться здесь будет приятно в любое время года, да и друзей принять не стыдно. Поэтому вопрос чем утеплить гаражные ворота нужно решать ответственно и грамотно.

Виды утеплителя

Рынок предлагает много материалов: и бюджетных, и подороже. Однако для гаража подойдут не все.

Пенопласт

Хорошо знакомый, а главное надежный, дешевый, простой материал. Так же востребован экструдированный пенополистирол, но он значительно дороже. Правда, более прочен и плита толщиной в 3 см способна заменить пенопластовую в 5 см.

Монтажная пена

Спорный случай. Одни утверждают, что достаточно купить несколько баллонов пены, из которых легко, надежно заполонить каркас обрешетки. И на полвека можно о проблеме забыть. Другие не столь оптимистичны: на открытом воздухе в условиях вибрации, которая присутствует в гараже, она не прослужит и пяти лет.
Возможно, имеется в виду пена из полиуретана. У нее есть все необходимые свойства гаражного утеплителя:

  • уровень теплопроводности;
  • полная невосприимчивость к влаге;
  • легкость в монтаже: на металл укладывается ровно, плотно, без малейших зазоров, становясь монолитом с основой.

Лучшая рекомендация: именно пенополиуретаном заполняют элитные сэндвич-панели.
Однако самостоятельно провести работы невозможно: необходимо привлечение мастера со спецоборудованием. Поэтому цена для многих запредельна.

«Астратек»

Покрытие в 1 мм этой теплоизоляционной краски, если верить инструкции, заменяет слой ватного утеплителя в пять сантиметров, то есть в 50 раз толще. Однако такая инновация недешева. Наносится обычно валиком или кистью.

Вата

Представлена несколькими модификациями с разным наполнением: стекловата, шлаковата, базальтовая и другие.
Плюсы:

  • низкий уровень теплопроводности;
  • доступная цена.

Минус: высокая гигроскопичность. Вата независимо от вида быстро впитывает влагу, скомкивается, уменьшается в объеме.
Использование возможно при соблюдении технологии монтажа или в условиях сухого климата.

Подготовительный этап

Обязательно проводится перед тем, как утеплить ворота гаража изнутри, поскольку металл хоть и надежен, но требует определенных условий, чтобы оставаться таким долго.
Ворота – конструкция, не рассчитанная на нагрузки, поэтому суперпрочные сорта стали для их производства не используются. В этом есть плюсы: более низкая цена и легкость в работе с таким металлом. Однако на ворота сильно воздействует окружающая среда, поэтому коррозия неизбежна. Чтобы металл не проржавел за каких-нибудь пару лет, используется простейший алгоритм:

  1. Поверхность тщательно зачищается от старой краски, ржавчины и другого мусора. Вместо традиционной наждачной бумаги или ручной щетки по металлу можно работать насадкой с кор-щеткой по металлу.
  2. Зачищенное железо обезжиривается ацетоном или другим спиртосодержащим раствором.
  3. Грунтовка. Лучше купить специальное средство. Самый дешевый, но не лучший способ – покрасить масляной краской.

Качественные прочные лакокрасочные материалы дороги, и знающие люди советуют при нехватке средств применить любой состав на битумной основе. Они не особо эстетичны, но это и не нужно, ведь поверхность впоследствии будет не видна.

Обрешетка

Чтобы утепление гаражных ворот было качественным, а сам утеплитель «сидел» надежно, монтируется каркас из деревянных брусков или тонкого металлического профиля. Он крепится внутри на ребра жесткости или края ворот саморезами по металлу или винтами. Насверливается 4-5 отверстий под саморезы на метр.
Конструкция из ячеек по толщине равна арматурному каркасу или немного больше, по длине и ширине соответствует размерам утеплителя. Перед началом работ древесина капитально обрабатывается антисептиком и другими защитными составами. Дешевый надежный способ – пропитка хорошо разогретой олифой. Это обязательно, чтобы не появился грибок или что-то подобное.
Обрешетка делается также в случае, если запланирована финальная обшивка ворот, которая на ней крепится.

Утепляем ворота

Материалов и способов утеплить гаражные ворота своими руками масса. Они выбираются в зависимости от климата, финансовых возможностей владельца, личных предпочтений.

Пенопласт

Самый простой и бюджетный способ. Необходимы:

  • пенопласт в листах;
  • клей (лучше «жидкие гвозди»);
  • монтажная пена.

Ворота любой конструкции армируются трубой или уголком толщиной 4 – 5 см. Именно под нее подбирается пенопласт. Листы разрезаются и укрепляются на основу.
Если утепление ворот гаража пенопластом производится с помощью клея, пенопласт размещается плотно, без зазоров. Его нужно плотно прижимать к поверхности до полного высыхания клея.
При работе с монтажной пеной порядок работы другой:

  1. Между листами нужно оставить зазор, чтобы туда могло пройти жало монтажного пистолета, то есть примерно полсантиметра.
  2. Полоски пены наносятся в любом порядке равномерным слоем, а пенопласт через несколько секунд прикладывается к основе.
  3. Поскольку пена расширяется, через каждые 15 – 20 минут нужно повторно прижимать лист к основе.
  4. Когда лист надежно приклеился, той же монтажной пеной заделываются все зазоры.
  5. Излишки пены после застывания срезаются.

Пенопласт сам по себе не предназначен быть отделочным материалом, поэтому не особо эстетичен. Для красоты можно использовать, например, изолон. Это покрытый фольгой вспененный полиэтилен с толщиной в полсантиметра. Наклеивается на пенопласт, как обычные обои. Заодно и теплоизоляция увеличивается. Но эта красота довольно хрупкая.

Пенопласт плюс обрешетка

Способ для людей, предпочитающих сразу решать вопрос как утеплить гаражные ворота пенопластом основательно и эстетично.
Если пенопласт по толщине входит в обрешетку плотно, его можно не приклеивать, а просто вставить и обработать стыки пеной. Если он тоньше, тогда клеить обязательно, чтобы не болтался. После этого, при желании, обшить каким-нибудь материалом, например, вагонкой.

Вата

Подготовительный этап такой же, как и у пенопласта: поверхность металла хорошо очищается. Применяя данный утеплитель, следует учитывать один момент. У металла высокая теплопроводность, поэтому внутри ватного слоя образуется конденсат.
Решить проблему способен слой-буфер между металлом и ватным полотном. Покраски, мембраны из тонкой фольги или полиэтилена недостаточно. Идеален более объемный фольгированный изолон.
Им оклеивается внутреннее пространство, после чего в обрешетку вставляются ватные маты. Они фиксируются по бокам дюбелями и изолируются сверху пленкой. Подойдет обычный технический полиэтилен, прикрепляемый к обрешетке степлером.
Чтобы ватные листы сидели в обрешетке плотно, размер деревянных ячеек должен быть на полсантиметра меньше листа.
Финишным слоем может быть фанера или другой подобный материал, прикрепленный к обрешетке саморезами.

Уплотнение по периметру

Не менее важный фактор, без учета которого утепление ворот гаража своими руками окажется бесполезным.

Входная дверь

Выбирая ворота, стоит предпочесть модель и с обычной дверью. Это немного дороже по сравнению с цельным полотном, однако окупается сэкономленными энергоносителями на обогрев гаража.
Очевидно, что многократное открывание габаритной створки унесет намного больше тепла, чем меньшая в разы по размерам дверь.

Щели

Обеспечить абсолютно плотное прилегание створок по всему периметру проема нереально. Материалы, используемые во внутренних помещениях для окон или дверей, изначально не подходят. Для гаражных ворот – солидной металлической конструкции – изготавливаются соответствующие аксессуары. Хорошее решение резиновые шланги, полые или заполненные поролоном или другим подобным материалом. Уплотнитель продается вместе с планкой или, при ее отсутствии, при помощи монтажных планок прикрепляется к основе саморезами. Если щели очень большие, дополнительно используются рейки, а в нижней части размещают щеточные профили.

Штора

Знакомый клиентам автосервиса аксессуар, выполняется в нескольких вариантах.

Тепловая завеса

Действует по принципу тепловентилятора, отсекая холодный воздух прямо на входе. Однако дорог и сам агрегат, и потребляемая им электроэнергия.

Брезент

Та же классическая раздвижная штора, только с водоотталкивающей пропиткой. Монтируется просто: над воротами укрепляется багет или натягивается металлическая струна. На них легко подвесить шторы из брезента.

Ленточная

Делается из вертикально размещенных лент над входом. Плотный технический полиэтилен нарезается на полоски шириной 10 – 15 см. Они закрепляются степлером на деревянной рейке с нахлестом в сантиметр — полтора. Сверху все прижимается такой же рейкой для надежности.
Какой бы ни была штора, она не должна доходить до пола, а быть на пару сантиметров короче.

Финишная отделка

Внутреннее оформление не ограничивается упомянутыми вагонкой, фанерой или изолоном. Не менее популярны следующие варианты:

  • сайдинг;
  • оцинкованное железо;
  • плиты ДСП;
  • панели ПВХ.

Они прикрепляются к обрешетке клеем или саморезами, стыки обрабатываются силиконовым герметиком. Поверхность можно прогрунтовать или покрасить. Решая, чем обшить ворота, нужно учитывать главное требование к материалам – негорючесть.
Утеплить гаражные ворота собственноручно не так уж сложно. Материалы доступны разные по цене и качеству. Если все сделано правильно, здесь будет приятно и безопасно как машине, так и ее владельцу.