Проказа кто из известных людей ею страдал. Краткие выдержки из истории лепры

Горелова Л.Е.

ММА имени И.М. Сеченова

П роказа, известная человечеству со времен глубокой древности, окутана туманом легенд и страхов. Родиной ее считается юго-восток Азиатского материка (Япония. Китай, Индия), откуда ее занесли на север Африки вавилонские пленники. В свою очередь, финикийские моряки заразились проказой у древних египтян и разнесли ее по всей Европе. В Греции проказу называли «финикийской болезнью» или лепрой .

Из древних египетских папирусов известно, что проказа была распространена и в Египте. Врачи фараона Менептеха, сына Рамзеса II, были по-видимому, одними из первых, кто, изучая эту болезнь, высказал мысль об изоляции прокаженных (на протяжении тысячелетий шла борьба между учеными о причинах заражения проказой ).

Голоав прокаженного (скульптура, найденная в Александрии, Египет)

Об этой странной болезни упоминается и в Ветхом Завете: «Когда у человека появляется на коже опухоль, лишай лил белое пятно, напоминающее проказную язву, его должны привести к первосвященнику Аарону или одному из его сыновей... Первосвященник осмотрит рану. Если волосы на ней побелели и она углубляется под кожу тела, это - проказная язва; священник, производивший осмотр, должен объявить тело человека «нечистым». Иногда пациента закрывали на семь дней, чтобы убедиться, что «язва не изменилась и не расползлась по коже».

Во многих библейских сказаниях содержатся рекомендации. Например, прокаженный, покрытый язвами, должен был носить разорванную одежду, ходить с непокрытой головой, прикрывать голову и кричать: «Нечистый, нечистый, нечистый». В Ветхом Завете рекомендовалось также уничтожать дома прокаженных, чтобы никто не мог больше жить в них, а их одежду и предметы личного пользования сжигать.

Во всех древних рукописях красной нитью проходит мысль о передаче этого грозного недуга через контакты, так что единственным спасением объявлялась изоляция больных. Поэтому многие легенды были связаны с отшельничеством прокаженных. Об этом нам говорят и древнеегипетские книги - «Веды»: «Если прокаженный мужчина вступает в брак с прокаженной женщиной, то у них родится ребенок, больной проказой». И вновь следует логический вывод: прокаженный должен удалиться в джунгли и жить там отшельником, питаясь фруктами и древесными корнями. Только в уединении можно было надеяться на благоприятный исход. Указывалось и средство лечения - плоды дерева калоо. В настоящее время это средство отождествляют с шолмогровым маслом - ценнейшим лекарством. Шолмогровое масло, применявшееся в индийской и китайской медицине еще в X веке, в европейской медицине появилось только в середине XIX столетия. Его аналог - гиднокарповое масло в течение многих веков было единственным лекарством от проказы: оно предотвращало разрушение носовой кости, отпадение ушей, пальцев на руках и ногах.

Однако названные масла были токсичны и вызывали тяжелые поражения почек. Необходимо было искать более эффективные средства борьбы с лепрой . Из древних византийских книг мы узнаем, что Константин Великий, основавший в IV веке будущую столицу Византийской империи и утвердивший христианство в качестве государственной религии, болел проказой. Языческие врачи предложили ему для излечения каждое утро купаться в крови новорожденных детей. Константин отверг этот «метод». По легенде, ему во сне явился св. Сильвестр и в знак благодарности исцелил императора. После этого Константин принял христианство. Где здесь миф, а где реальность - трудно сказать.

Впрочем, даже если оставить в стороне исторические неточности индийской и византийской мифологии, нельзя не напомнить о таком юридическом документе, как законы Ману (правила поведения для населения Древней Индии). Этот кодекс запрещал больным проказой, а также сыновьям и дочерям прокаженных вступать в брак со здоровыми людьми.

Однако требование изоляции больных (так, согласно источникам, считали древние египтяне, евреи, китайцы) приобретает статус государственных мероприятий только в VI в., когда во Франции прокаженных обязали жить в специальных домах - лепрозориях . На основании указа 503 года на протяжении всего периода средневековья составлялись «правила» поведения прокаженного и его родственников. Вот одно их них. «Как только болезнь обнаруживалась, человека отводили в религиозный трибунал, который... осуждал его на смерть» ;. Что это означало? Несчастного отводили в церковь, где все было приготовлено для похорон. Больного клали в гроб, служили заупокойную службу, относили на кладбище, опускали в могилу и сбрасывали на него несколько лопат земли со словами: «Ты не живой, ты мертвый для всех нас».

После этого больного вытаскивали из могилы и отвозили в лепрозорий . Навсегда. Больше он никогда не возвращался домой, в семью. Для всех он был мертв. Если он покидал на какое-то время лепрозорий , он должен был одеть серый плащ с капюшоном, а на шее нести колокольчик, извещающий окружающих о приближении этого «живого мертвеца».

С историей лепрозориев связана и история военно-монашеского ордена, соперничавшего многие десятилетия с другими орденами - тевтонским, тамплиерским. Именно монахи этого ордена св. Лазаря, учрежденного в XII веке, начали ухаживать за больными проказой в лепрозориях. Отсюда и пошло название «лазарет» (пристанище св. Лазаря). Сколько мужества нужно было иметь в те далекие времена (да и сейчас) чтобы решиться работать в лепрозориях! Труд врачей, фельдшеров, медсестер, санитарок и в современных лепрозориях - настоящий подвиг. А он необходим. По данным английских, американских и других лепрологов, на земном шаре к началу XX в. было до 15 млн. больных. По данным Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), к середине XX века насчитывалось 12 млн. больных лепрой. И все они нуждаются в медицинской помощи...

Уход за прокаженными (старинная гравюра)

Неизвестная причина, вызывающая эту болезнь, делала этих людей изгоями в обществе (до сих пор сохранилось выражение «бежать, как от прокаженных»). По существу, на протяжении многих столетий борьба с проказой была историей морального и физического уничтожения больных. Прокаженных живыми закапывали в землю, сжигали на кострах, сбрасывали в ущелья, топили в реках. Так, в 1321 г. во французской провинции Лангедок за один день было сожжено 600 человек, из которых половина были больны проказой. Остальные только подозревались в этой страшной болезни.

Возбудители проказы - бактерии были открыты только в конце XIX в. По имени ученых, впервые описавших этот микроб и разработавших метод окраски его, возбудители получили название бактерий Хансена-Нейсеера. До настоящего времени ученые продолжают изучать вопрос о культивировании лепрозных бактерий на искусственных средах. К сожалению, проказа является печальным уделом только организма человека. Кроме людей, лепрой в природе никто не болеет. Типичную экспериментальную проказу на животных вызвать нельзя (редкие эксперименты проводятся на шимпанзе).

Поэтому трагической страницей в истории медицины стали опыты врачей... на себе. Так поступил Д.К. Даниэльсен, норвежский врач-лепролог, который заражал себя кусочками пораженной кожи больных, пересаживал их себе под кожу, впрыскивал себе кровь прокаженных. У него было много последователей. Но ни один опыт не дал результатов. Одни люди заражались проказой даже при кратковременном контакте с больными, другие, прививая себе эту страшную заразу, оставались здоровыми.

Большой вклад в изучение природы проказы и борьбы с ней внесли русские ученые. Среди них особое место занимает В.И. Кедровский (1865-1937). Заведуя лепрозным отделением Тропического института, он проводил уникальные исследования по изучению возбудителя болезни и борьбы с ней. В конце XIX - начале ХХ века в России проказа была зарегистрирована в 59 губерниях, болезнь одно время угрожала Петербургу.

Тайну проказы не удалось раскрыть до настоящего времени. Лепра еще ждет своего исследователя-победителя.

24/12/2012

Московский эпидемиолог Игорь Гундаров уверяет, что среди руководителей государств распространяется проказа – и если продолжать «игнорировать эпидемию», то через несколько лет она вырвется из-под контроля.


С лишком близко к Ющенко

Эпидемиолог считает, что лепрой (современное название проказы) болен Виктор Ющенко, от него заразилась Юлия Тимошенко. Признаки болезни профессор обнаружил и у Владимира Путина. Online812 решил разобраться, может ли в этом быть зерно правды.

Невероятную на первый взгляд версию озвучил российским СМИ доктор медицины, московский профессор Игорь Гундаров. По специальности он эпидемиолог, много работал в Азии и Африке, где проказа до сих пор широко распространена. По версии Гундарова, Владимир Путин заразился лепрой от экс-президента Украины Виктора Ющенко, от которого также заразилась и экс-премьер Украины Юлия Тимошенко. Инкубационной период у этой болезни составляет в среднем 10 лет. Поэтому неудивительно, что она начала проявляться у заразившихся совсем недавно.

О том, что у Ющенко лепра, профессор Гундаров говорит уже давно. Официальную версию с диоксиновым отравлением он считает смехотворной, намеренно сфабрикованной Госдепом США в политических целях. По мнению Гундарова, у Ющенко, в буквальном смысле, на лицо все признаки лепроматозной (самой тяжелой и заразной) формы проказы. Те же самые симптомы Гундаров увидел сначала у Юлии Тимошенко, а теперь у президента России.

Во-первых, это синюшные (иногда, наоборот, белесые) пятна на лице и на теле. Они появляются в начальной стадии заболевания.

Во-вторых, пастозность (бледная отечность, одутловатость) лица и век. (Интернет, нашедший эти симптомы у Владимира Путина, приписал их последствиям косметических операций).

В-третьих - симптом, присущий только лепре, - деформация хряща ушной раковины. Некоторые считают, что уши Путина «до» и «после» выглядят по-разному.

В-четвертых, неясные боли в спине. На них жаловалось и Юлия Тимошенко, а то, что президент России страдал от того, что «потянул спину», признано почти официально.

У Ющенко, по мнению Гундарова, болезнь не смогли распознать сразу, запустили, поэтому она приобрела такую уродливую и заметную форму. Врачи остальных VIP-персон спохватились вовремя, и на противолепрозных препаратах состояние заболевших улучшилось. Профессор считает, что если и дальше продолжать «игнорировать эпидемию», то через несколько лет проказа вырвется из-под контроля и возникнет мировая паника.

Обезьяна всех болезней

За комментариями Online812 обратился к директору единственного в России ФГБУ «Научно-исследовательский институт по изучению лепры», расположенному в Астрахани, Виктору Дуйко.

По его словам, проблема лепры сегодня очень актуальна, и до полной победы над болезнью еще далеко. Ежегодно в мире регистрируется до полумиллиона (!) новых случаев. Самые неблагополучные страны по лепре - Индия, Китай, Вьетнам, Бразилия, Шри-Ланка. В Западной Европе состоят на учете порядка пяти тысяч больных, в России - около 400 человек.

Мы - головное учреждение по лепре, всего в России действуют четыре лепрозория. Страна поделена на четыре зоны, и помощь больным оказывается по зональному принципу. Мы курируем Астраханскую и Волгоградскую области. Астраханская область дает около 50% всех состоящих на учете больных, поэтому здесь в 1948 году и был организован институт на базе лепрозория. Далее, основные очаги это - Северный Кавказ, Ставропольский край - там есть Терский лепрозорий. Еще один находится в Краснодарском крае, и под Москвой - Загорская противолепрозная клиника. Она курирует Северо-Запад, центральную часть России, Сибирь и Дальний Восток. У нас все чаще встречаются случаи завозной лепры. Ее распространяют, например, студенты из Азии и с африканского континента. За рубежом - мигранты из стран, где лепра является эндемическим заболеванием, - объясняет Виктор Дуйко.

Врач впрямую не отрицает, что Виктор Ющенко мог заразится лепрой.
- На первый взгляд это так. И нам даже звонили, пытались придать этому политический окрас. Но, во-первых, уважающий себя врач не должен ставить диагноз по телевизору. Во-вторых, несмотря на то что мы живем в XXI веке, а все равно лепрофобия существует. Эту болезнь боятся. И поэтому, чтобы поставить человеку такой диагноз, нужно очень точно провести комплекс обследований. Только при всех положительных тестах плюс клиническая картина можно ставить диагноз «лепра». Заболевание Ющенко немножко на нее похоже, но очень много и похожих на нее хронических кожных заболеваний. Однако и лепра может имитировать другие заболевания, за что ее называют «обезьяна всех болезней». В этом ее коварство, - говорит директор лепрозория.

По его словам, первые симптомы лепры - появление пятен на коже. Если на этой стадии ее не распознать, процесс будет прогрессировать. Появятся высыпания, нарушение чувствительности, отечность. Могут появится боли где угодно, так как палочки лепры развиваются и размножаются в клетках нервной системы. Основной путь передачи заразы - воздушно-капельный.

Чтобы заболеть, нужен контакт с больным и какая-то дыра в иммунитете. Лепра относится к иммунодефицитным заболеваниям. Но она менее опасна и в сто раз менее контагиозна, чем, например, туберкулез. Туберкулезом заразиться гораздо проще, чем лепрой, - уверяет врач.
Недуг относится к хроническим инфекционным заболеваниям. Его можно вылечить, но только на ранних стадиях.

Так называемый, туберкулоидный тип лепры - когда только пятна появляются - полностью излечивается. И даже лечится пациент в амбулаторных условиях, его не надо госпитализировать. Лепроматотзный тип и запущенные случаи - лечатся тяжело и, практически всю жизнь больные должны принимать поддерживающие дозы лекарств. Они проживают в противолепрозных учреждениях, находятся на полном гособеспечении. Там хорошие условия, повышенное питание. Сегодня эти учреждения приближены не к какой-то резервации, а к санаториям. Строгой изоляции больных там нет, - говорит Виктор Дуйко.
Без лепрозориев в России, по его словам, пока не обойтись.

Проказа в Петербурге

В последнее воскресенье января на планете отмечается Всемирный день борьбы с проказой. Начиная с 1948 года ее официально стали называть лепрой или болезнью Хансена, признав, что слово «прокаженный» (имеющееся, кстати, во всех языках) унижает больных.

Петербургские врачи и эпидемиологи признают, что опасность лепры недооценивается.
- Ну, конечно мы с ней встречались в Петербурге! Последний случай регистрировали лет пять назад, и было еще несколько больных, которые ее перенесли в прошлом и наблюдались у нас, - рассказывает заведующая оргметодотделом Петербургского городского КВД Ольга Гайворонская.

По ее словам, заболевший был петербуржцем, часто ездившим по работе в Индию. К сожалению, лепру ему диагностировали поздно. Болезнь зашла далеко. Мужчину отправили в астраханский лепрозорий. Заподозрил редкий диагноз сотрудник Первого мединститута, а уж затем пациента стали прицельно обследовать на лепру.

Ему долго не могли поставить диагноз. Думали о другом. Много заболеваний в начальной стадии могут иметь такие же клинические проявления. О лепре просто не вспомнили, - говорит Ольга Гайворонская. - Мы забываем об этом заболевании. И теряем бдительность. Поэтому и выявляются более поздние формы, а не начальные. В принципе, диагностировать ее не сложно. Обычно берем соскоб со слизистой носа. Если этого не достаточно, делаем несколько исследований. Главное, чтобы были специалисты, которые могли провести анализ. Сегодня тех, кто помнит, как он выглядит, осталось не так много.

Комментировать болезнь «Ющенко - Тимошенко - Путина» Ольга Гайворонская отказалась.
- У нас таких официальных сведений нет, что у Ющенко была лепра, - сказала она.

Врач-эпидемиолог клинической инфекционной больницы им. Боткина Олег Парков заявил Online812, что «слышал про Путина и Ющенко», но комментировать также отказался.
- Я это оставлю без комментариев, потому что точных данных у меня нет.

А вообще, такое заражение возможно?
- Вообще, заразиться возможно, лепра достаточно контагиозное заболевание. Но «было» или «не было», я не знаю. Тем более речь идет о первых лицах. Ну что вы, как можно это комментировать!

По словам Олега Паркова, он ни разу за всю свою 30-летнюю практику не встречался с лепрой.

Цифры

Из 228 тыс. зарегистрированных в 2010 году случаев проказы 126 тыс. (около 55%) зафиксированы в Индии. Эта страна занимает первое место по числу заболевших. В 2011 году в мире заговорили об эпидемии лепры в Индии.

В России максимальное количество заболевших - более 2500 человек - было зарегистрировано в начале 1960-х годов. В 2007 году их было около 600. В 2012-м - около 400

От ленивой смерти спасла инквизиция

У лепры много названий: болезнь Хансена, хансеноз, проказа, финикийская болезнь, скорбная болезнь, крымка, ленивая смерть, болезнь Святого Лазаря. Это древнейшее из известных человеку инфекционных заболеваний.

Проказа упоминается в индийской и египетской мифологии, начиная с XV века до н. э. Много сюжетов о ней в Библии. Считается, что первый лепрозорий появился в Европе в 570 году. К XIII веку их насчитывалось уже 19 тысяч. Для прокаженного и его родственников были официально узаконены особые правила. Как только болезнь обнаруживалась, человека отводили в религиозный трибунал, который «осуждал его на смерть». То есть больного отводили в церковь, там клали в гроб, служили заупокойную службу, относили на кладбище, опускали в могилу и сбрасывали на него несколько лопат земли со словами: «Ты не живой, ты мертвый для всех нас». Затем его вытаскивали и отвозили в лепрозорий. Для всех он считался мертвым. Покидать лепрозорий разрешалось только в специальной одежде - сером плаще с капюшоном и колокольчиком на шее.

Некоторые исследователи считают, что обуздать проказу в Европе помогла инквизиция. Основным признаком ведьмы считалась «печать дьявола» - особое пятно на коже, нечувствительное к боли. Это - один из ведущих симптомов проказы.

Возбудитель лепры открыл в 1873 году норвежский ученый Герхард Хансен. Это небольшая бактерия в виде прямой или слегка изогнутой палочки.

Вне организма человека она способна сохранятся до семи дней. Инкубационной период болезни может достигать 20 лет. Она начинается бессимптомно. Со временем у человека выпадают брови, обезображивается лицо. Из-за поражения нервной системы теряется чувствительность. Известны случаи, когда у больных отпадали пальцы, уши, проваливался нос. Причем совершенно без боли.

В Петербурге - Ленинграде до 1941-го был собственный лепрозорий - «Крутые ручьи». В 1893 году он был построен в Ямбургском уезде. По официальной версии, всех пациентов оттуда эвакуировали перед приходом немецких войск. По неофициальной - расстреляли, то ли наши, то ли немцы.

Проказа или Лепра издревне считалась одним из самых страшных и неизлечимых заболеваний человечества. Описания данной болезни можно найти как в китайские трактатах четырехтысячелетней давности, так и в египетских папирусах, написанные за 3,5 тыс. лет до н.э., не говоря уже о научных трудах известных ученых греко-римского периода.

Одни из первых описаний данного недуга можно найти и в Ветхом Завете, в котором людей страдающих от проказы называют "нечистыми" и согласно представлению древних евреев эта "нечистота" ложилась на человека как наказание за нарушение законов Божиих и поэтому самого прокаженного считали проклятым.

В прошлые века, больные проказой лишались абсолютно всех социальных прав, им запрещалось посещать публичные места, такие как церковь, трактир, рынки, ярмарки, мыться в проточной воде и пить ее, есть вместе со здоровыми людьми, прикасаться к чужим вещам и даже говорить со здоровыми людьми. У католиков проказа у одного из супругов считалась законным поводом для развода, церковные браки у которых вообще не расторгались. Мусульмане также изгоняли больных проказой, руководствуясь священными слова пророка Магомета: «Беги от прокаженного, как ото льва». В Индии прокаженных даже скармливали львам.

Заведения, где содержались больные проказой назывались лепрозории и размещались они на окраине города или за городской чертой, чтобы уменьшить контакты прокаженных с горожанами. Огромный страх человечества перед проказой оправдывал жестокие меры по изоляции прокаженных: больные не могли покидать лепрозорий без специального разрешения и для выхода должны были надевать специальные защитные костюмы и обязательно оповещать о своем приближении звуками, чтобы здоровые люди могли уйти с дороги.

В настоящее время, согласно микробиологическим исследованиям, возбудителем заболевания является Mycobacterium leprae - кислотоустойчивой палочковидная бацилла. Входными воротами для инфекции в человеческом организме являются слизистая оболочка верхних дыхательных путей и кожа. Вопреки предрассудкам , проказа не передается при простом прикосновении больного и не всегда смертельна. Лишь от 5- 10% лиц, подвергающихся опасности заражения проказой, действительно заболевают ею. Многие ученые считают, что распространение проказы происходит в результате длительного прямого кожного контакта, в то время как другие уверены, что заражение возможно и при вдыхании бактерий, попадающих в воздух из полости носа или рта больного.

Различают проказу двух видов - туберкулоидную (при которой поражаются нервы и как следствие происходит атрофия мышц, что приводит к потере фаланг, изъязвлению роговой оболочки глаза и контрактурам стопы и кистей) и лепроматозную (при которой возникают многочисленные поражения кожи). Известный британский писатель Джэк Лондон в одной из своих повестей так писал о прокаженных: «Их лица напоминали звериные морды. У одного на месте носа зияла дыра. У другого с плеча свисала култышка - остаток сгнившей руки. Их было тридцать человек, мужчин и женщин, - тридцать отверженных, ибо на них лежала печать зверя. Когда-то они были людьми, но теперь это были чудовища, изувеченные и обезображенные, словно их веками пытали в аду, - страшная карикатура на человека ».

Интересно, что инкубационный период у проказы достаточно длительный и составляет от 3 до 5 лет , однако в истории зарегистрированы случаи, когда период от момента заражения до появления первых признаков был 20 лет. Заболевания развивается медленно и постепенно. Первыми симптомами являются - интоксикация, повышение температуры, головная боль, боль в суставах и слабость. Затем на коже появляются характерные для Лепры
темные или светлые пятна, похожие на крупные гниющие язвы, выпадают брови, западает спинка носа, свисают мочки ушей.

Согласно официальным данным ВОЗ, в начале 2012 года лепрой было поражено около 182 000 человек, в основном, в Азии и Африке, причем в 2011 году было зарегистрировано примерно 219 000 новых случаев заболевания.

Не смотря на то, что в прошлом болезнь считалась неизлечимой - проказа излечима , и эффективное лечение, проведенное на ранних стадиях, позволяет предотвратить инвалидность. Сегодня коэффициент распространенности болезни составляет менее одного случая на 10 000 человек.

Друзья, держитесь крепче, меня посетила очередная идея, и состоит она в том, чтобы написать цикл постов под общим кодовым названием "История болезни". Как понятно из названия посты выползают из-под куста будут посвящены самым знаменитым болезням и их месту в истории. Посты эти не претендуют ни на что кроме приведения в порядок весьма разрозненных моих знаний и латания некоторых моих же черных дыр в образовании, ну и вам, глядишь, пригодятся. Кстати, не думайте, что я забросила генетику - я даже все ваши вопросы помню, и медленно, но верно пишу удобоваримое по теме.

Что же касается болезней, я предполагаю идти в алфавитном порядке. И самая известная болезнь на букву А... А пусть будет проказа:))

Итак, проказа, она же лепра, она же болезнь Хансена, она же львиная болезнь, она же ленивая смерть, она же крымка, она же финикийская болезнь, она же болезнь св. Лазаря - заболевание, вызываемое Mycobacterium leprae очень похожей на возбудителя туберкулеза. Бактерия эта капризна до такой степени, что плодится только в человеке, в броненосцах и в подушечках мышиных лап - согласитесь, странный и изысканный вкус...

Если честно, то по сей день врачи ломают голову над принципами распространения проказы и причинами ее проявления - одни твердят, что нужен длительный кожный контакт с больным, другие настаивают, что и надышаться этой бактерийкой тоже можно. Доподлинно известно, что у больных она может выделяться как через кожу, так и через слизистые оболочки дыхательных путей, а вот как ее нахватывают окружающие - пока вопрос открытый.

Как и в случаях с остальными инфекционными болезнями, среди врачей нашлись самоотверженные ребята, например, норвежский врач Даниельсен и его коллеги, которые, будучи приверженцами идеи о том, что человеческие болезни надо изучать на человеке, не только пытались привить себе проказу банальными впрыскиваниями крови прокаженных под кожу, но и трансплантировали себе кусочки кожных покровов прокаженных. Из этого ничего не вышло: никто из экспериментаторов не заболел.

В общем, факт остается фактом: микобактерия проказы ленива и неповоротлива и даже размножается очень медленно, это вам не пронырливая бледная спирохета. И мало того, что не всякий контачивший, даже долгое время с больным проказой заболевает (5-10% по статистике), так еще инкубационный период - то есть время от попадания микроба в организм до появления первых признаков болезни - что-то около трех - пяти лет, но может длиться и более десятилетия, если сильно повезет. Объясняют это не только вялостью и низкой иммуногенностью возбудителей проказы, но и тем, что большинство из нас обладает достаточным уровнем иммунитета, чтобы противостоять случайно забредшим в организм отдельным возбудителям лепры, но не всегда достаточным, чтобы полностью их уничтожить.

Кстати, известно, что у кошек, буйволов, крыс и некоторых видов обезьян есть свои возбудители заболевания очень похожего на проказу, но к ним человек не восприимчив.

Оставляя в стороне клинические нюансы, скажу, что при всех формах проказы особенно страдают кожа и нервы. При этом утрачивается чувствительность отдельных областей, и следовательно, повышается травматизм. То есть больной проказой может положить руку на утюг, не очень заметив, что утюг включен в сеть. Сами понимаете, с ножами, неровными лестницами и хождением по стеклам босиком все обстоит еще хуже. Кроме того, из-за повреждения нервов нарушается кровоснабжение кожи и это способствует образованию язв. Плюс кожа уплотняется, на ней появляются пятна, сыпи, места, где пигмент полностью отсутствует, кроме того в коже образуются скопления клеток - лепромы, которые обезображивают конечности и лицо и тоже со временем изъязвляются - именно по этому болезнь носит название "львиной", уж очень похож становится страдающий поздней стадией проказы на человека в маске льва. Со временем происходит отмирание не только кожных покровов, но и разрушение более глубоких тканей, вплоть до костей - тут-то и начинают у больного отпадать пальцы, уши и проваливается нос. Причем совершенно без боли.

Сомнительная честь считаться родиной проказы принадлежит юго-восточной Азии, откуда болезнь была завезена в Индию и Египет, а уж там расстарались пронырливые торговцы и отменные моряки - финикийцы, осчастливив проклятой хворобой Грецию и остальное Средиземноморье, где она так и стала называться - финикийской болезнью.

Заглянув в Индию, обнаруживаем, что там проказа была известна под названием куштха, что означает приблизительно "пожирающая". А одно из первых документальных упоминаний о проказе черным по белому значится в Ведах. Был такой мудрец и целитель-энтузиаст с простеньким именем Яджнавалкья, и поклонялся он Солнцу, которое называл не иначе, как Сурья, и все клянчил у него новые гимны и мантры. И однажды Сурья пожалел прыгающего на солнцепеке старика с бубном, и спустился к нему в образе коня и подарил ему целую антологию "Сурья:The Best" (на самом деле - яджус-мантры, составившие основу книги "Ваджасани" - "извлеченные из конской гривы"). Но это не важно, а важно то, что коллегой этого непроизносимого был зануда и мудрец Дурвасас (вот уже и нормальные имена стали попадаться), который пришел к Кришне как-то с визитом - совместно мантр от Сурьи почитать, чайку попить индийского, со слоном. А заодно и сказал ему, что Солнце доброе-доброе, но в случае чего может и белую проказу наслать. Кришна вежливо покивал, а вот сын его - оболтус и в будущем очень хороший человек - Самба, над стариком откровенно посмеялся. Ну и сам виноват - не успел дойти до фонтана, как уже сделался больным белой проказой.

Неловкость, конечно, ужасная, Кришна долго извинялся, пока наконец Дурвасас не согласился отменить проклятие и излечить болезнь в обмен на клятву - почитать солнце и сделать седьмой день недели священным днем (понятно теперь, как надо бороться за изменения в трудовом законодательстве? куда там профсоюзам с их нудными забастовками). Так что именно этой болезни Индия обязана по меньшей мере одним храмом Солнца (его Самба построил, когда подрос), а также днем отдохновения. А исцелению Самбы от проказы весь мир обязан - сюрприз, сюрприз! - Заратустрой. Потому как именно Самба много лет спустя стал отцом будущего пророка. А не излечился бы - не стал бы, потому как индийские законы в смысле разрешения браков прокаженным были весьма строги - дозволялось заводить семью только с таким же прокаженным, а со здоровым человком - ни-ни. Кроме того, в законах Ману оговаривается, что человек, заболевший проказой, не может претендовать на наследство от любого из своих родственников.

Зато в древнеиндийских медицинских трактатах впервые упоминается как средство от лепры чаульмугровое (оно же - шолмогровое) масло или масло Царя Рамы из плодов дерева калоо. По легенде, узнав, что заразился проказой, царь отправился умирать в джунгли, и там на подножном и подручном корму не только не умер, но очень даже излечился. В западной фармакологии это масло стало использоваться только в XX веке, сначала как средство от проказы, а недавно оказалось, что оно еще и жировые клетки уничтожает, так что королевское масло перекочевало в антицеллюлитные крема.

Китайские лекари, которым проказа была известна тысячелетия за три до нашей эры, к слову сказать, для лечения проказы все больше драгоценные камни предпочитали: аметист и лазурит - в профилактических целях, яшму же добавляли в мази, когда уже был поставлен диагноз. Впрочем, не брезговали они и соединениями ртути, которые в последствии стали применяться и для лечения сифилиса. А зато их индийские коллеги знали, что если подарить человеку нечистый алмаз - с вкраплениями или с желтыми пятнами, то проказу на него как раз можно накликать - к бабке не ходи.

Впрочем, надо сказать, что путаница в древних письменных источниках с проказой изрядная: во многих случаях симптомы описаны весьма невразумительно, давая ученым повод утверждать, что в некоторых регионах под проказой понимали не только собственно лепру, но и ряд других заболеваний, сопровождавшихся живописными кожными изменениями, например, псориаз. Есть даже мнение, что в некоторых случаях, например, в Ветхом Завете, пару раз вместо проказы описывается поздняя стадия СПИДа - но это уже, по-моему, версия от лукавого.

В то же приблизительно время, что и законы Хаммурапи, но немного юго-западней - в Египте - появляется одна любопытная тенденция: слово "прокаженный" становится ругательным. Просвещенные египтяне, на которых веке эдак в семнадцатом до нашей эры набежали азиатские захватчики (ну, помните, гиксосы, которые в Нижнем Египте правили чуть больше века, а имена их царей потом оказались таинственным образом стерты почти во всех письменных источниках того времени), от обиды повадились "прокаженными" называть пришельцев, хотя палеопатологи убедительно доказали, что лепрой те страдали не чаще самих египтян.

Традицию египтян продолжили и усугубили авторы и герои Ветхого Завета, которые чуть что, не только ругались словом "прокаженный", но и хватались за проказу,если кого надо было покарать или предать хуле. Но в Ветхом Завете вот какая загогулина вышла с проказой: два слова - цараат и шхин-ро были переведены эллинами одинаково - лепра (при этом в период, на который приходится создание Септуагинты - перевода всех текстов с древнееврейского на греческий, словом lepra греческие врачи называли не только саму проказу, но и псориаз). Авторы синодального перевода, который увидел свет в XIX веке тоже напрягаться с разделением болезней не стали: проказа и проказа. Итак, что мы имеем в Ветхом Завете, если не полагаться на переводы? Во-первых, шхин-ро, которой естествоиспытательно настроенный сатана поразил Иова, чтобы доказать богу, что праведный человек праведен только до определенного момента, а потом идет в разнос, проклиная небо и свалившиеся с него напасти. И если верить талмудистам, симптомы шхин-ро не очень-то походили на настоящую проказу, скорее это была тяжелая форма псориаза с поражением почек и суставов или другая аутоиммунность. Вторая болезнь - цараат, впервые встречается в книге Исхода. Это - так называемая "белая проказа" и симптомы ее вполне себе описаны: появление белых пятен и молочнообразных гнойников на коже, выпадение волос; образование бугров под кожей, которые могут нагнаиваться, ну и так далее. Эту форму проказы быстренько перенес, в порядке демонстрации божественного могущества фараону, Моисей: "Еще сказал ему Господь: положи руку твою к себе в пазуху. И он положил руку свою к себе в пазуху, вынул ее, и вот, рука его побелела от проказы, как снег. [Еще] сказал: положи опять руку твою к себе в пазуху. И он положил руку свою к себе в пазуху; и вынул ее из пазухи своей, и вот, она опять стала такою же, как тело его" (кстати, в Коране тоже есть описание этого события с той лишь разницей, что там проказой Моисей был болен изначально и давно, а не заболел на глазах у фараона). Потом этой "белой" проказой болели все, кому не лень, в основном, конечно, в качестве наказания за ослушание, злословие, неукротимую гордыню и прочее, прочее, мало ли в человеке изъянов. Так, в книге Числа, Мариам, которая высказалась о Моисее без должного почтения получила за это сполна: "И облако отошло от скинии, и вот, Мариам покрылась проказой, как снегом. Аарон взглянул на Мариам, и вот, она в проказе" (но закончилось все хорошо, не волнуйтесь, сам же Моисей за Мариам и заступился). Потом проказой заболел Азария (он же Озия) - десятый царь иудейский, в порядке божественной борьбы с его неумеренной гордыней. Его, кстати, так и не исцелили, и он мало того, что умер в изгнании, но еще и похоронен был отдельно ото всех.

Там же, в Ветхом Завете, появляется устойчивое словосочетание "проказа Нееманова". История сей басни такова: сирийцы взяли в плен в одном из набегов кучу народу, и среди них маленькую израильскую девочку, которая узнав, что предводитель сирийцев - Нееман, болен проказой, поведала, что в земле Израильской царь, как всякий приличный царь, лечит возложением рук еще и не такое. Нееман ничтоже сумняшеся махнул к иудейскому царю. Тот сначала удивился, конечно, потом одежду на себе порвал от расстройства, что хорошего человека разочаровывает, и честно объяснил, что байки все это, что он - в крайнем случае ветрянку может излечить, или грипп, или что там еще через десять дней само проходит. Ну, а пока выпили с горя по чарке, закусили, приходит весть от пророка Елисея из ближайшей пустыни: "Зря хорошую вещь испортил тчк Есть пророк родном отечестве зпт звать мной тчк Нееману десять раз нырнуть Иордан зпт будет как новенький тчк Пророческим приветом Елисей тчк" Нееман немного покапризничал, а потом подумал-подумал, да и нырнул. И оздоровился. Кинулся было к Елисею с дарами, а тот даров не принял - сказал, что нечего благодарить там, где божий промысел. Однако слуга Елисея, раздосадованный отсуствием у своего хозяина деловой хватки при наличии полезного и потенциально прибыльного дарования, тайком догнал Неемана и попросил от имени пророка талант серебра и чего-нибудь из одежды. Нееман, выдал просимое в двойном размере, но вот проказа его на слугу-то и перекинулась. С тех пор и пошло гулять проклятие "да прилепится к тебе проказа Нееманова".

Между прочим, в книге Левит даны довольно подробные инструкции, как отличить проказу от лишая, парши, облысения и прочих недугов, сопровождающихся кожными изменениями. Причем функция санитарно-гигиенического контроля возлагалась на священников, для простых же смертных из пункта в пункт повторяется одна и та же инструкция: увидел белую язву - тащи пострадавшего к священнику, который разберется, что к чему. И если диагностирует проказу, то на больном будет разодрана одежда, он будет объявлен нечистым и изолирован. Но вот тут с "белой" проказой интересная фишка - выясняется, что она может быть не только на человеке, но и на одежде, и даже на на дом небеса могут наслать цараат, и тогда приходится пораженное сжигать, а для исцеления человека и дома необходимо приносить жертвы. То есть болезнь выходит за рамки болезни и становится одним из знаков проклятия, затрагивающего не только собственно согрешившего, но и его имущество.

Что касается Нового Завета, то там наиболее интересное упоминание о проказе втсречается в связи с Иисусом, который исцелял прокаженных буквально пачками, о чем сказано и в Коране, где, как мы помним, Иисус выступает в качестве пророка Иссы. Кстати, мусульмане проявляли куда меньше осторожности в обращении с прокаженными. Так, известно, что Магомет сиживал с больными проказой за одним столом, да и любимая служанка его жены тоже страдала этим недугом.

А вот любопытная байка из византийских источников: Константин Великий, основавший в IV веке будущую столицу Византийской империи, оказывается, тоже страдал проклятой болезнью. Понятно, что на лечение были брошены все силы, но первую строчку хит-парада оригинальных способов избавления царя от проказы заняла группа жрецов из храма Юпитера Капитолийского, предложившая простенькую косметическую процедуру - каждое утро купаться в крови младенцев. Константин так удивился, что даже не обиделся и от лечения мягко, но твердо отказался. И буквально на следующую ночь ему во сне явился святой Сильвестр с благодарностями, похвалами и благой вестью, что Константин будет исцелен. Именно после этого владыка Византийский и принял христианство (с чем с чем, а с пиаром у ребят-христиан всегда было хорошо) и все государство заодно окрестил, чтобы не путаться.

Впрочем, это не первый и не последний случай лечения проказы кровью, первый описан все в тех же Числах - там в крови младенцев купался прокаженный фараон (тот же самый эпизод описывает в своих трудах и Плиний), а одно из последних упоминаний о крови, как средстве от проказы находим у Теофраста нашего Бомбаста Фон Гогенгейма, в народе известного под именем Парацельс, а это на минуточку, уже шестнадцатый век.

В фольклоре целого ряда европейских стран существует легенда с незамысловатым сюжетом: из двоих друзей один заболевает проказой, и второй, узнав, что единственным средством от этой болезни является детская кровь, убивает собственных детей, чтобы исцелить друга. Разумеется, в конце происходит не только чудесное исцеление, но и не менее чудесное воскрешение детей в награду за верность их отца дружбе.

Если верить палеопатологам, начало последнего всплеска заболеваемости проказой в Европе приходится на V-VII век нашей эры и связано оно со свалившимся из далеких восточных земель Бичом Божьим и его многочисленной родней, устроившей Европе глобальное "понаехали тут", более известное как Великое Переселение Народов. И далее проказа бушует по всей Европе на протяжении целого средневековья, ибо плотность населения растет. Мотание в Палестину и обратно наряду с усилением и усложнением торговых связей только усугубляют ситуацию.

Считается, что самый первый лепрозорий появился в Европе в 570 году, но насчет конкретного места его организации источники молчат. Впрочем, как бы там ни было, а начиная с этого времени лепрозории множатся по Европе, как грибы - практически каждый крупный город за своей чертой имеет какую-нибудь богадельню, где прокаженные вольны жить как им вздумается - их же никто не охраняет, ибо опасаются заразиться.
Существует ряд правил, который прокаженные должны соблюдать, например, им запрещено купаться в проточной воде, разговаривать со здоровым человеком, стоя по ветру, прикасаться к чужим вещам или к товарам при их покупке и т.д. Всякий прокаженный автоматически утрачивает не только все свои гражданские права и обязанности, положение в обществе и родственные связи (факт заболевания был достаточной причиной для развода даже в средневековой Европе. Более того, согласно принятому во Франции в1453 году закону, жена, сожительстующая с больным проказой мужем, несет наказание у позорного столба), прокаженный, по сути дела, считается мертвым. Его отпевают в церкви, уложив в гроб, а затем выдают трещетку или колокольчик и специальную одежду (в каждом регионе она была своя), без которой отныне больной не может появится среди здоровых людей.
Проказа по-прежнему остается болезнью всех слоев общества (хотя, конечно, венценосных прокаженных никуда не изгоняют) и наиболее знаменитым прокаженным Средневековья может по праву считаться король Балдуин IV Прокаженный (неожиданно,да?), чья болезнь повлияла и на политику: именно исходя из факта, что он слаб, болен, протянет недолго, а наследников не оставит, его, тринадцатилетнего, и посадили на Иерусалимский престол. Но - шляпы долой, и склоните головы - этот человек умудрялся успешно сражаться с великим и ужасным Саладином, держать в узде всех претендентов на престол и даже организовал все так, что после него оный престол занял именно тот, кого он выбрал - Балдуин V, сын его сестры. А ведь рядом с настоящим Балдуином Прокаженным не было верного Орландо Блума с бутафорским мечом наперевес, крепким плечом и честными глазами, это ж вам не кино.

Болезнь, свирепствуя, опустошает целые деревни, количество лепрозориев в Европе медленно, но верно достигает 19 тысяч, появляются отдельные заведения, например, для придворных дам и для состоятельных больных. Более того, они начинают богатеть, ибо свои ручонки к созданию лепрозориев прикладывают монашеские ордена - в основном, конечно иоанниты - госпитальеры, чада святого Лазаря и кармелиты.

Волна ужаса захлестывает Европу, колокольцевый звон слышится путнику едва ли не за каждым поворотом, фигуры в черных капюшонах с прорезями для глаз выступают отовсюду и тянут просительно руки, и тошнотворным туманом застилает мозг предательская мысль, а не я ли завтра, спаси и сохрани? И на волне этого ужаса поднимается инквизиция, чья охота на ведьм многими историками сегодня рассматривается как экстренные санитарно-гигиенические мероприятия, поскольку в пособиях по выявлению ведьм первейшим и основным пунктом идет отыскание "печати дьявола", которая являет собой пятно или вырост на коже - внимание! - совершенно нечувствительный к боли, что весьма характерно для проказы (кстати, о том, что Балдуин IV болен его воспитатель в свое время догадался, наблюдая за играми мальчика со сверстниками: будущий король никак не реагировал на весьма болезненные для нормального ребенка щипки и уколы игрушечным мечом). Более того, ни одна ведьма не могла считаться ведьмой, пока на ее теле не была найдена такая печать. Такая постановка вопроса многое объясняет, не так ли? В том числе и спад заболеваемости в Европе, который наступает к семнадцатому веку.

Впрочем, тут есть еще одна деталь: известные своей неукротимой активностью и научной смекалкой британские ученые предположили, что резкий спад заболеваемости лепрой в период Возрождения и далее связан с конкурентным распространением туберкулеза. Правда, БУ (тм) настаивают на конкуренции по типу "туберкулез развивается быстрее, стало быть, убивает раньше", поэтому заболевший проказой имеет весьма скромный шанс от нее умереть, если он к тому же болен туберкулезом. Мне же кажется, что дело тут в том, что бактерии достаточно родственны, чтобы вызывать развитие так называемого перекрестного иммунитета, и клетки, стимулированные занесенной в организм палочкой Коха, вполне способны адекватно отреагировать и на бактерии проказы, буде таковые появятся в поле зрения (по крайней мере, если верить последним исследованиям - тенденция прослеживается четко - больные туберкулезом проказой практически не заражаются). То есть туберкулез - это своего рода прививка от проказы. Более того, вакцинация против туберкулеза это, возможно, и вакцинация против проказы тоже. А учитывая, что в 64 странах прививка от туберкулеза обязательна, а еще в 118 настоятельно рекомендуется и может быть сделана по первому требованию, не удивительно, что современному человеку надо приложить массу усилий, чтобы заболеть, тогда как нашему средневековому прапрапра было достаточно, образно говоря, прогуляться по одной улице с прокаженным.

Итак, в семнадцатом веке после резкого сокращения количества инфицированных начинается продолжительная грызня церкви и государства за имущество лепрозориев, включая недвижимость и земли. Буквально целое столетие, особенно во Франции и сопредельных государствах проходит в переделе имущества, издании законов и их отмене, тогда как на несколько тысяч лепрозориев едва ли наберется более полусотни больных. Европа облегченно выдохнула - одним демоном, терзающим ее плоть, стало меньше.

Ну и коротенько пробежимся по современной истории: до двадцатого века во всех европейских странах еще действуют законы предусматривающие принудительное помещение страдающих проказой в лепрозории. В 1948 году на международном конгрессе в Гаване решено, наконец, загладить нетактичность древних египтян и исключить из всех языков мира слово "прокаженный". С 1954 года страдающие лепрой получают в свое рапоряжение целый день - 30 января отныне и впредь считается Международным Днем Помощи Больным Проказой. Сегодня заболеваемость лепрой составляет чуть больше 200 тыс человек в год, и большинство из них приходится на слаборазвитые страны. В Европе и Америке лечение больных осуществляется в основном амбулаторно, хотя последний европейский лепрозорий, который находится в Румынии в местечке Tichilesti, все еще функционирует, поскольку некоторые его обитатели отказываются его покидать.

Маленькая страна

Мы долго едем по высокогорной заснеженной дороге. На километры вокруг - ни одного жилья. Терский лепрозорий затерялся в горах Ставропольского края. Его создал сто семь лет назад местный батюшка, среди прихожан которого было много прокаженных. С тех пор он вырос в целый поселок со своими устоями и традициями.

Лепрозорий делится на три части - жилые застройки, больничный и административный дворы. Именно про него написана знаменитая книга Георгия Шилина "Прокаженные", над которой плакали еще наши бабушки. Вопреки постановлению, запрещавшему контакты здоровых людей с зараженными, автор жил здесь в начале прошлого века. За столетие мало что изменилось: выросли только новые, современные здания с газом и канализацией да появились два памятника Ленину и два - не вернувшимся с войны сотрудникам лепрозория.

Всего в поселке 32 дома - пятиэтажки и больничные корпуса. Здесь же свой детский сад, который посещают тридцать детей. Раньше была и школа, потом закрыли. Теперь на учебу поселковых ребятишек возят в ближайший город - Георгиевск. У тамошних учителей лепрофобии нет - привыкли. Да и неопасны детишки - сейчас в поселке младше сорока лет лепрой никто не болеет.

Есть в поселке и своя психбольница, где содержат шестерых пациентов. На окнах - решетки, дверь заперта. На весь Советский Союз психиатрическое отделение для "проказников" было лишь здесь, и всех везли сюда. После распада страны СНГ затребовали: "Отдавайте наших больных". Отдали, только вот специалисты подобного профиля остались лишь здесь.

Сегодня в Терском лепрозории живут около тысячи человек. Из них страдают от лепры всего сто двадцать. Остальные - врачи, обслуживающий персонал и просто люди, которым больше негде жить. Некоторые из них всю жизнь провели здесь и понятия не имеют о том, что находится дальше границы поселка.

Сами мы из местных

Главврач лепрозория - Михаил Гридасов является одновременно главой администрации, а по сути - "президентом" этой маленькой страны.

У нас своя "скорая помощь", - рассказывает он, - пожарная и газовая служба, осталось только поставить четыре вышки, поднять флаг, придумать гимн - и государство готово. (Кстати, в "Прокаженных" один из больных также озвучил идею создания государства лепробольных. Через какие-то сто лет его задумка практически воплотилась в жизнь.)

Я спрашиваю директора, как он попал сюда, как отважился лишиться полноценной жизни, изолировав себя в поселке прокаженных.

Да я сам из местных, родился здесь и вырос, - улыбаясь, признается Михаил Иванович.

Вы... Ваши родители... болели проказой, - наконец решаюсь я спросить то, о чем думаю.

Нет, - главврач не обижается на вопрос, - мои родители поселились здесь после войны, в 1947 году, отцу предложили работу. Честно говоря, когда учился в Харьковском мединституте, я тщательно скрывал от своих сокурсников то, что вырос и жил на территории лепрозория. Женившись, хотел поселиться в Георгиевске, да здесь жилье дали, я и остался.

Вместе с пациентами - и после смерти

Вместе с Михаилом Ивановичем мы спускаемся на больничный двор, расположенный ниже основной части поселка. Воздух здесь такой чистый, что с непривычки начинает кружиться голова. Сопровождает нас 60-летняя Степанида (имена и фамилии больных изменены по этическим соображениям). По ней и не скажешь, что она - прокаженная. Цветущая моторная бабуля в калошах на босу ногу и распахнутом пальто вслух рассуждает о том, какие стали гадкие мужики и некого теперь найти для души, вот и приходится лечить грусть "горькой". "Но я, честно, завязала", - крестится она, преданно глядя на главврача.

Степанида - хроническая алкоголичка. Под всяческим предлогом ей уже стараются не выдавать пенсию деньгами, потому что все пропивает до копейки, а сразу меняют на продукты в местном магазине.

Четкой границы между административным и больничным двором нет, так же, как и черты, разделяющей здесь здоровых и больных. Мы проходим здание современного кинотеатра. В стороне осталось кладбище. За сто семь лет оно сильно разрослось, хоронили там и здоровых, и больных.

Наши врачи даже после смерти не разлучаются с пациентами, - грустно шутит главврач. - Каждому из них нужно поставить памятник за то, что посвятили свою жизнь этим людям, не побоялись черной ауры, окружающей проказу. Все, с кем им приходится общаться за пределами поселка, услышав о лепрозории, сразу в панике бегут мыть руки. Здесь трудятся одни представители врачебных династий: они сменили на посту своих родителей, дедушек и бабушек. Вот старшая медсестра Мария Ивановна проработала 46 лет. В семье санитарки Галины - четыре поколения медиков: ее бабушка, мать, сама Галина, теперь еще и дочь возвратилась после учебы домой. Всю жизнь - с одними и теми же больными, а ну-ка попробуй вытерпеть все их претензии и капризы! Кстати, у нас самая высокая в России продолжительность жизни лепробольных.

Безрукий художник

Первые застройки лепрозория давно обветшали и теперь служат для хозяйственных нужд. Рядом выросли шесть корпусов современных больничных зданий.

Больничные палаты больше похожи на комнаты в общежитии или обычные квартиры. Люди здесь живут (точнее, доживают) годами, поэтому, как могут, устраивают свой быт. В каждой комнатке телевизор, ковры, портреты и иконки на стенах, опрятные занавески, шкафчики, украшенные фарфоровыми фигурками.

Везде в коридорах висят огромные, великолепно написанные маслом картины. Их создал местный художник. Рисовал кисточками, привязанными к культям рук. Если бы не болезнь, он получил бы достойное своего таланта образование, возможно, стал бы известным художником. Но сейчас его работы, законченные незадолго до смерти, известны лишь в лепрозории, а главные ценители его гения - больные проказой.

Не он один, все здесь - несостоявшиеся в социуме люди. Они не успели раскрыть и применить свои таланты. Тем, кто попал сюда в более преклонном возрасте, остались воспоминания: один был когда-то виртуозным летчиком, другой - журналистом. Как-то лечился негр - известный радиоведущий.

Клеймо изгоев

Клинические симптомы лепры (в переводе с испанского - проказы) описаны еще в Библии. И тем не менее древнейшая болезнь до сих пор остается одной из самых малоизученных. Говорят, что проказа - возмездие за грехи предков. Учеными же установлено, что палочка Генза - распространитель болезни, передается воздушно-капельным путем при длительном контакте, но только в том случае, если у человека существует генетическая предрасположенность к этому заболеванию. То есть если от нее страдал кто-то из его родственников.

Первые признаки - потеря чувствительности тканей, человек может обвариться кипятком, не почувствовав боли. Затем кожные проявления, трофические язвы, "львиное лицо", потеря конечностей и слепота. Человек как бы отмирает по частям, заживо гниет.

Со времен существования человечества прокаженные подвергались гонениям. Об этом в пятом веке до нашей эры писал еще Геродот. Их жестоко убивали или, снабдив трещотками и колокольчиками, выпроваживали из стана живых на верную смерть.

Даже в советское время лечение в лепрозориях больше напоминало пожизненную изоляцию больных от общества. И в наши дни этой болезни сопутствует древний, генетический страх, который тяжело преодолеть.

Прежде в России было четырнадцать лепрозориев, теперь всего четыре - остальные закрыли за ненадобностью. Половина из них расположена в Южном федеральном округе.

Когда общаешься с лепробольными, возникает смешанное чувство: и любопытно, и жалко, и страшно. Многие из них могли бы жить за пределами Терского лепрозория, но болезнь так просто не отпускает их "на волю". Их боятся, у каждого за плечами негативный опыт свободной жизни, связанный с издевательствами и проклятиями. Не от болезни они прячутся здесь, а от обычных людей.

Им не запрещено иметь детей, никакие контрацептивные меры (как это практикуется в отношении психических больных) к ним не применяются. В подавляющем большинстве случаев дети рождаются здоровыми. Прежде их насильно разлучали с родителями и отправляли в специальный детский дом.

Муж ушел к другой

Большинство жителей лепрозория создают семьи между собой, овдовев, сходятся по новой. Кореец Борис когда-то заразил свою жену, что не помешало наделать им девять детей. Сейчас у него уже четырнадцать внуков. Жену похоронил, теперь живет в лепрозории с другой женщиной, вдовой. Расписываться они не считают нужным, просто коротают старость.

Маргарите Михайловне под 70 лет. Как и у большинства больных, у нее отсутствуют брови и ресницы, на лице застыла "львиная" маска, часть пальцев на руках превратилась в культи.

Тем не менее она вяжет себе теплые вещи, выткала симпатичные коврики, вышила подушечки так, как и здоровый человек не смог бы.

Вся ее жизнь - сплошная трагедия. Когда на теле молодой девушки стали появляться белесые пятна, она была уверена, что это последствия жутких картин войны: на глазах у девочки фашисты убивали людей. Ее долго пытались лечить от малярии, от сифилиса. Когда дознались, что это за болезнь, стала известна и семейная трагедия: в двухлетнем возрасте Риту взяли на воспитание из детдома. Настоящая мама девочки оказалась лепробольной, она умерла сразу после войны.

Десять лет Рита прожила в лепрозории, ее подлечили и выписали. Но жизнь за пределами лепрозория не складывалась: найти работу невозможно, "добросердечные" соседи пытались сжечь ее квартиру, заливали ее дезраствором. А бывало и такое - водитель останавливал автобус, в котором ехала Маргарита, и заявлял: "Все, приехали, выходи", - и выставлял ее, не слушая жалоб.

Так и вернулась Маргарита Михайловна жить в лепрозорий. Здесь второй раз вышла замуж. Но потом муж ушел к другой, тоже лепробольной. Неприятно видеть их каждый день, но и возвращаться в город не хочется: ее преследует постоянный страх того, что кто-то увидит ее ноги, до колен изъеденные лепрой, протезы вместо ступней.

"За что нас ненавидят и боятся? - задает она мне риторический вопрос. - Ведь наша болезнь не от пьянства или наркомании, не от блуда".

Не боятся их только депутаты - прокаженные такой же электорат. Местные политики с удовольствием приезжают на агитацию.

Старожилы

Дольше всех здесь находится баба Маруся. Ей 82 года, из них 65 она живет здесь - с 1939 года. Лепра не пощадила бабушку: она давно, еще четыре десятка лет назад, ослепла, у нее вдавлен нос, чудовищные струпья изуродовали все тело. Но она не унывает: сама себя обслуживает, стирает и убирает.

Алла, живущая в соседней комнатушке, тоже недавно похоронила мужа, но держится молодцом. Она аккуратно подкрашена, пользуется кремами для лица. Женщина с удовольствием фотографируется, кокетливо пряча руки, на которые лепра наложила свой отпечаток. Сразу видно: этот человек - оптимист и никакие жизненные передряги не смогут ввести его в ступор.

В восемь лет Алла обварила ноги, не почувствовав боли. Проказой болела и ее мать, так что диагноз был очевиден. Алла попала в лепрозорий, в стенах которого и выросла. За его пределы она первый раз выехала вместе с мужем уже в зрелом возрасте - проведать сына, жившего в детском доме в Лабинске.

Сын подрос и из единственного света в окошке превратился в постоянный кошмар родителей. Если и приезжал, то чтобы забрать пенсию, а во время своего последнего визита украл деньги. Муж Аллы поругался с сыном и впервые дал ему пощечину, а после этого слег и вскоре умер. Сын даже не приехал на похороны, вообще исчез. Алла волнуется за непутевого ребенка (которому, правда, уже под сорок лет), скучает, в то же время не может простить ему воровства, ставшего причиной смерти мужа.

Родила на свою голову, - вздыхает она. - Никому я теперь не нужна. - Приветливая улыбка на ее лице вдруг сменяется гримасой страдания, из-под очков с большими оптическими линзами ручьем текут слезы. - И сами мы никому не нужны, не живем здесь, а доживаем, мучаемся сами и мучаем других...

Я потрясенно молчу, и медсестра быстро выводит меня из палаты.

Грозит ли нам лепра?

В настоящее время лепра вошла в разряд экзотических болезней - гораздо большую опасность представляют сифилис, СПИД, туберкулез. Тем не менее сегодня в мире, по разным данным, этой болезнью страдают от 3 до 15 миллионов человек.

С недавних пор жителей других государств, въезжающих на ПМЖ в нашу страну, стали проверять на лепру. И это правильно, считают сотрудники лепрозория, нельзя ее выпускать из-под контроля: "Отпустишь лепру, снова появятся колокольчики".

По наблюдениям лепрологов, на ее распространение большое влияние оказывает социально-экономический фактор. Через инкубационный период - в среднем 10 - 15 лет - после войн, различных катаклизмов в масштабах страны отмечался подъем заболевания проказой. В таких традиционно неблагоприятных районах, как Поволжский и Астраханский, новые случаи лепры отмечаются ежегодно. В этом году, после долгого перерыва, проказа зарегистрирована в средней полосе России.

В Ростовской же области в последний раз страшная болезнь проявилась двенадцать лет назад. Однако никто не даст гарантии, что завтра не произойдет новая вспышка проказы, вызванная экономическими потрясениями начала 90-х годов прошлого столетия. Как говорят даже врачи-лепрологи: "Лепра родилась вместе с человечеством и умрет тоже вместе с ним".