Спиртовой примус своими руками. Как сделать примус своими руками: подробное описание хода работ

Керосиновый примус «Рекорд» долгое время лежал у меня в садовом домике без дела. Сначала хотел его выбросить, ведь керосин нынче даже в деревне редко сыщешь, но потом передумал, решил перевести на более доступное топливо - на бензин.

Однако просто так заменить керосин бензином нельзя. Первый имеет высокую температуру парообразования, поэтому горелка у «Рекорда» устроена так, что топливо к форсунке подается из бачка не напрямую, а по трубке, проходящей над пламенем примуса. Здесь оно испаряется и, смешавшись с воздухом на выходе из форсунки, воспламеняется.

Бензин же, с его низкой температурой парообразования, в раскаленной трубке мгновенно вскипит, что чревато повышением давления в бачке, взрывом и пожаром.

Чтобы «Рекорд» работал надежно и безопасно, требовалась новая горелка. Ее детали я выточил из стали (но можно и из латуни). Колпачок и отражатель в раструбе корпуса лежат свободно, без крепления; их легко снять, если необходимо прочистить форсунку. Последнюю предохраняет от засорения скрученная в рулончик мелкоячеистая металлическая сетка (крепление - каплей припоя ПОС-60).

Горелка работает примерно так же, как паяльная лампа. Под давлением закачиваемого насосом воздуха бензин поднимается к форсунке и впрыскивается в пространство между колпачком и отражателем. Здесь он испаряется, смешивается с воздухом, нагревается и, выходя через мелкие отверстия отражателя, воспламеняется.

Конструкция горелки:

1 - корпус, 2 - форсунка, 3 - колпачок, 4 - отражатель.

Для эксплуатации примуса на открытом воздухе я изготовил из стального листа толщиной 0,5 мм ветрозащитный кожух, надеваемый поверх горелки. (В крайнем случае можно воспользоваться подходящей консервной банкой, аккуратно вырезав у нее крышку и дно.) Высота кожуха примерно равна высоте корпуса горелки в рабочем положении, диаметр - несколько больше; края перфорированы отверстиями Ø 8 мм с шагом 15 мм.

Прогревают такой примус так же, как и керосиновый, применяя спирт, денатурат, бензин или сухое топливо. В ненастную погоду лучше брать последнее, измельчив и смочив в бензине.

Пламя горелки должно быть бледно-синим. Если оно образует факел, примус немедленно гасят и повторяют прогрев. То же самое делают, когда пламя гудит и накаляет отражатель. Это значит, что детали горелки в раструбе установлены неправильно.

Кроме того, следует дополнить правила техники безопасности, указанные в инструкции по эксплуатации керосинового примуса: не использовать бензин с октановым числом больше 93; не заливать его в неостывший или работающий примус; не смешивать со смазочными маслами - это не снижает его пожароопасность. Наконец, не применять этилированные сорта топлива - они токсичны.

Ю. ШУРЧКОВ

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам.


nik34 прислал:

Давненько мы не вспоминали про такой вид энергии, как тепло. Компенсируем этот пробел - представляем простейший самодельный примус, который может работать практически на любом виде жидкого топлива. А сделать его можно буквально в течение десятка минут.

Итак: когда-то давно, лет так дцать назад, попала мне в руки прелюбопытнейшая статья по изготовлению примуса. Первый опытный образец был изготовлен и подарен соседу по столу во время распития сами знаете чего. Далее было изготовлены другие образцы и тоже подарены или про…, ну вы поняли. Статья взята из журнала «Моделист конструктор» №5 за 1991 год.



Из статьи в журнале почти все понятно. От себя могу добавить то, что длинна медной трубки (я брал и от холодильника, та что теплообменник), и от тракторов (не знаю откуда). Длинна около 40 сантиметров. В нее вставлен асбестовый шнур, с запасом по краям около 10 см. Далее трубку аккуратно огибаем вокруг куска трубы или деревяшки.

Отверстие под форсунку я делал сверлом или тонким шилом. Диаметр на глаз, начиная с маленького подбирается экспериментально. Поддон делал раза два, потом просто немного наклонял примус, обливал змеевик горючим и поджигал.

Заправочную горловину делал сбоку вверху бака - обычная гайка, в нее вкручивается болт с прокладкой из бензостойкой резины или паронита. Во время работы болт чуть ослаблял, вроде как для подсоса воздуха, но работало и без этого. Тушится - гасится пламя и конструкция охлаждается, чтобы прекратить испарение горючки. Выходят из сопла без огня горючие газы и с сигаретой в это время лучше не подходить, пока не остынет, так как были прецеденты. Я обычно тушил в реке или водой (по этой причине последний образец находится на дне реки Десна и показать его вживую не могу, извините).

Примус небольшой, жрет не много (зависит от сопла, время года и горючки). Если класть в рюкзак просто так, может вонять горючкой. Советую сделать из какой-то банки из жести для него коробку с крышкой. Из топлива - всё кроме дров. На соляре не пробовал.

Видео: пример изготовления подобной горелки

Примусом называют небольшой прибор, использующийся для нагрева маленьких предметов или приготовления еды, который является просто незаменимой вещью на даче. Кстати, изготовленный примус своими руками практически ничем не отличается от своего заводского прототипа – на нем также можно готовить и осуществлять разнообразные процессы накаливания деталей. Зачастую такие самодельные примусы пользуются огромной популярностью среди заядлых рыболовов, которые просто не представляют свою рыбалку без вкусной и ароматной ухи на природе. Также не стоит забывать о любителях туристических походов, для которых данное приспособление является просто незаменимой вещью, помогающей выжить даже в самых экстремальных условиях отдыха. Итак, обзаведясь всем необходимым, можно смело приступать к рабочему процессу по созданию примуса.

Изначально нужно подготовить пивные банки, тщательно обработав их при помощи наждачной бумаги таким образом, чтобы с них сошел весь рисунок и краска. После чего, сделав от края каждой банки отступ в 2 сантиметра, необходимо отрезать донышки. В донышко банки помещают стекловату, а затем накрывают вторым дном банки. Делается это таким образом, чтобы кромки донышка, которое расположится сверху, как можно плотнее поместились внутрь нижнего. Теперь их нужно хорошо сжать между собой. В итоге они должны обязательно очень плотно соединиться. Для дополнительной фиксации можно воспользоваться обычной изолентой. Если изоленты под рукой не окажется, ее можно заменить с помощью скотча. Взяв канцелярскую кнопку, имеющую длинное жало, в средине верхней части получившейся конструкции проделывают пять отверстий. Также дополнительные дырочки делаются по всему периметру круга за ободком, на который обычно ставят пивную банку.

Заранее подготовленный бензин или керосин медленно и осторожно наливают наверх так, чтобы он попал внутрь приспособления через пять проделанных в центре отверстий. В процессе надо следить за струей – она должна быть медленной и равномерной. Кроме того, лить горючее лучше всего в виде небольших порций до тех пор, пока внутри изготовленного прибора не начнет ощущаться болтающаяся жидкость. Из проволоки делается специальная конструкция, на которую потом можно будет ставить, например, подходящий по размерам казан. Для этого на проволоке, имеющей длину около 60 сантиметров, от конца одной и второй стороны делают отметки по 25 сантиметров. После чего ее загибают вниз так, чтобы она напоминала букву «П». Ее переворачивают вниз спинкой и еще раз сгибают вперед, сделав с двух сторон имеющихся изгибов отступы по 10 сантиметров.

Теперь кончики усиков, которые торчат прямо вниз, необходимо опустить, благодаря чему приспособление станет более устойчивым. Использовав зажигалку, рекомендовано обязательно хорошо прогреть донышко прибора. Как правило, делать это лучше всего, когда примус установлен на земле или металлическом листе. Зажигалка подносится сверху, а затем поджигается. Над примусом устанавливается конструкция из проволоки. Для проверки сверху можно, к примеру, поставить кастрюлю с обычной водой и посмотреть, как быстро она закипит. Конечно же, данный примус нуждается в постоянном наличии керосина или бензина, поэтому отправляясь в поход на длительный срок, необходимо позаботиться, чтобы с собой была дополнительная емкость с топливом. В ином случае, выгоревшее топливо может не только оставить всю команду без еды, но и сильно испортить весь боевой настрой.

Кстати, если в хозяйстве нет пивных банок, можно собрать так называемый дровяной примус. Чтобы его сделать, берется большая чурка, в которой проделывается сквозной канал. Для облегчения процесса древесину рекомендовано расколоть на несколько частей. Уже расколотые половинки слаживаются вместе и плотно стягиваются при помощи прочной проволоки. Далее чурка устанавливается на костровище. А вот чтобы обеспечить нормальный поток воздуха, ее необходимо поместить на камни, а под низ настелить солому и ветки. Теперь можно смело разжигать огонь и пользоваться самодельным примусом, который по своей функциональности практически ничем не уступает своей предыдущей самодельной версии, и уж тем более примусу фабричной сборки. Так что, потратив немного времени и сил, можно обзавестись этим нужным для хозяйства и выездов на природу прибором.