Как правильно заложить новый сад сорта яблонь. Яблоневый сад: современные технологии

В известняковом карьере

Экологический паспорт

2016 г.

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Страховская средняя общеобразовательная школа

имени В.Д.Поленова» (дошкольные группы)


301003, Тульская область, Заокский район, поселок Ланьшинский, ул.Школьная, д.1 Телефон:8-487-343-38-36

Общее количество детей, посещающих дошкольные группы в 2016 г - 24, по проекту – 42.

Общее количество персонала - 18 человек.

Количество разновозрастных групп - 2.

Кадровый состав дошкольных групп: старший воспитатель, воспитатели - 3 человека, помощники воспитателей - 3 человека, музыкальные работники - 1 человек, инструктор по физкультуре – 1 человек.

    3.3. Кабинет природы

    В школе оформлен центр познавательной деятельности, в котором есть опытнический центр, оборудованный всем необходимым материалом и оборудованием для проведения элементарных экспериментов, опытов по ознакомлению с объектами живой и неживой природы. В нем имеется центр воды и песка. В опытнической зоне располагаются различные материалы: ракушки, камни, семена, кора, листья различных растений, дидактические пособия, природные карты России и мира, глобус, микроскопы, в том числе электронный. Есть все необходимое для разведения комнатных и садовых цветов. Кабинет природы оснащен необходимым оборудованием для ознакомления детей с природой:

    В обеих группах стоят различные комнатные растения, представляющие собой многообразие формы растения, листьев, цветов. Наиболее распространенные растения в группах: фикус Бенджамена и каучуконосный, африканская лилия, сингониум, хойя, лиственные бегонии, плющ, гибискус, традесканция, пеларгония.

    3.4. Историко-краеведческий музей

    Огромным подспорьем в решении экологических задач воспитания является школьный историко-краеведческий музей у чреждения, в котором собраны прекрасные образцы ископаемых организмов, минералов, много фотографий и другого наглядного материала о родном крае и странах мира. Экспонаты музея неизменно вызывают у детей любого возраста большой интерес. Руководитель музея – историк с большим опытом педагогической и краеведческой работы и энтузиаст. Постоянные экспозиции музея:

    • Коллекция палеонтологических окаменелостей

      Коллекция полезных ископаемых

      Историческая флора и фауна Заокского района

      Предметы быта русского народа



    4 . Влияние ДОУ на окружающую среду.

    Коллектив учреждения старается, чтобы не только дети, но и взрослые были экологически грамотными, поэтому все работники детского сада ежемесячно информируются об использовании и экономии воды и электроэнергии. Поддерживая территорию школы и вокруг него в надлежащем порядке, мы тем самым задаем ориентиры всему поселку.

    4.1. Использование воды.

    В школе используется вода из местной скважины, которая расходуется на приготовление пищи и питья, мытье посуды, мытье игрушек, уборку групповых комнат, служебных помещений и коридоров, мытье рук и лица, полоскание рта, полив клумб и огорода. Все водопроводные краны, санузлы работают исправно, в случае поломки сразу же осуществляется ремонт. Для экономии воды при поливе клумб и грядок с помощью родителей поставили под крышей школы бочки для сбора дождевой воды.

    4.2. Использование энергии.

    В школе используются экономлампы и лампы дневного света, лампы для уличного освещения ДРЛ, электроплита. Коллектив следит за экономией электроэнергии в течение всего дня. Экономится электроэнергия и за счет больших пластиковых окон, за счет стеклянных дверей центрального входа.

    4.3. Отопление

    В школе существует собственная модульная котельная, поэтому мы можем регулировать температурный режим по своему усмотрению.

    4.4. Отходы.

    Отходы в школе делятся на: пищевые; упаковочные (банки, коробки, веревки); строительные (обрезки досок, плитка); хозяйственные (лампы накаливания, сантехника); за день выбрасывается до 8 кг отходов. Часть упаковочной тары, стройматериалов идет на вторичную обработку для изготовления реквизита и поделок.

    4.5. Бытовые химические вещества.

    Санитарно-гигиеническая обработка помещений учреждения осуществляется с использованием кальцинированной соды, «Санитарный», «Прогресс», хлоросодержащим дезинфицирующим средством «Жавелар, имеются памятки по использованию данных средств. Также используются стиральные и моющие порошки, туалетное мыло для мытья рук; «Пемолюкс», «Пемоксоль» - для чистки сантехники (раковин, унитазов). Дезинфекция помещения, борьба с грызунами, тараканами и насекомыми производится районной СЭС на договорной основе. Для обеззараживания помещений групп используется облучатель.

    5. Профессиональная и методическая подготовка

    5.1. Программы, методики, дидактические материалы.

    В дошкольных группах работает опытный коллектив воспитателей (бывших педагогов) и специалистов, которые используют в своей работе основную общеобразовательную программу дошкольного образования учреждения, которая построена в соответствии с требованиями ФГОС. Основная общеобразовательная программа: " От рождения до школы" под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. В работе по экологическому воспитанию как вариативной части нашего учебного плана используем программу С.Николаевой «Юный эколог».

      Для реализации задач экологического развития детей в ДОУ имеется необходимое методическое обеспечение. Литература разделена на 3 раздела: методическая литература, литература для детей, литература для родителей. Имеется необходимое количество дидактических пособий для занятий познавательной деятельностью. Методические и дидактические пособия постоянно увеличиваются за счет приобретений воспитателей, подарков родителей и за счет собственноручного изготовления.

    5.2. Организация профессиональной и методической подготовки педагогических кадров.

    Педагоги дошкольных групп постоянно повышают свой профессиональный уровень, в том числе по вопросам экологического образования дошкольников.
    Повышение педагогического мастерства в ДОУ проходит в разных формах: через семинары, педсоветы, консультации, дистанционные курсы, сайты интернета, методические пособия. Воспитатели, бывшие учителя общеобразовательной школы, широко образованные сотрудники.

    5.3. Основные направления работы.

    С детьми в течение года проводятся экологические занятия, ежедневные наблюдения на прогулках. Дети ухаживают за растениями, животными (у нас живет виноградная улитка, волнистый попугайчик, водная черепаха, морская свинка, декоративный кролик), весной выращивают рассаду на цветники, сажают лук-репку, семена гороха, высаживают рассаду цветов на клумбы, поливают посадки, собирают на зиму траву питомцам, зимой подкармливают птиц и белок. Некоторые проекты долговременные, длятся весь год (например, проект по выращиванию цветов на клумбах «Цветущая красота своими руками»), тем самым дошкольники всех возрастов принимают посильное участие в создании красивой территории, обучаются приемам работы с землей, семенами и цветами, учатся бережному отношению к живому.

    6. Работа с родителями.

    Родители принимают участие в подготовке праздников и выступают в качестве актеров, участвуют в выставках, изготавливают кормушки для птиц и белки, скворечники, украшают территорию деревянными изделиями. Так, в течение 2014 – 2015 года мы получили в дар 3 кормушки, 5 деревянных грибков и 4 стула, 3 скамейки. В 2015 сотрудниками школы и родителями был построен домик и вывешены 2 скворечника. Есть очень активные родители, постоянно взаимодействующие с воспитателями, которые снабжают группы пособиями, игрушками, посадочным материалом и т.д., тем самым оказывая необходимую материальную помощь. В 2015 году родители приняли участие в проекте «Народный бюджет-2016» по устройству новой дорожки на территории школы.


    7. Выводы.

    Растительный и животный мир территории дошкольных групп и прилегающей территории в поселке Ланьшинском очень разнообразен и используется в целях экологического образования. Необходимо продолжить окультуривание территории школы. важной задачей представляется замена ограждения школы.

[email protected]

МКОУ Половино-Черемховская СОШ им. В. Быбина

Детское общественное объединение «Исайкина заимка»

Проект «Наш яблоневый сад»

и Грибова Елизовета

Руководитель проекта : Чистова

Татьяна Степановна,

учитель русского языка,

руководитель ДОО «Исайкина заимка»

Обоснование проекта.

В МКОУ Половино-Черемховская СОШ Тайшетского района много лет действует детское общественное объединение краеведческой направленности «Исайкина заимка». Сфера деятельности отряда широка. Имеются навыки и экологической работы, и лесоводства. Мы с успехом участвовали в общероссийских, региональных, районных, местных экологических акциях: «Зелёная Россия», «Больше кислорода!», «Будущее Прибайкалья», «Чистое село» и др.

Но основная наша забота – сохранение истории родной школы, села, района. В архиве общественного объединения есть воспоминания учащихся 50-60 годов о работе кружка юных натуралистов, об опытнической работе в школьном саду, цветнике. Замечательный плодовый сад на пришкольном участке помнят многие жители села Половино-Черемхово. До прошлого года жива была одинокая дикая яблоня на месте бывшего сада, но и она засохла: то ли от обиды, то ли от старости…

Мы изучили историю вопроса.

В 50-ые годы в Сибири стали активно разводить сады. Такова была политика партии и правительства. Да и народ после страшной войны стремился жить благополучнее, красивее, богаче. Появились новые районированные сорта плодово-ягодных культур, морозостойких, обильно плодоносящих. Прекрасный сад был заложен и в нашей школе в 1950 году. Биологию преподавала Соломина Надежда Ивановна. Эта неутомимая труженица и энтузиастка сумела сделать своими сподвижниками и директора школы, и школьный коллектив, и комсомольцев села. Дружно трудились над расчисткой участков. Заложили три отдельных сада: с плодовыми деревьями (в основном яблони сибирских сортов), с плодово-ягодными кустарниками (слива, вишня, черешня, черёмуха, смородина, малина) и цветник. Огород жил отдельно. В начале 60-ых годов сад уже хорошо плодоносил. Сад был гордостью школы. Но строительство нового здания школы в 80-ых годах погубило эту красоту: снесли здание старой школы, расчистили огромную строительную площадку, яблони попали под нож бульдозера.

Сад остался только на черно-белых фотографиях из школьного архива. Рассматривая эти фотографии, мы как-то пришли к мысли, что историю ведь можно и возродить!

И мы решили вырастить новый школьный яблоневый сад.

Школьный сад – неотъемлемая часть истории школы, ее наследие. Данный проект позволяет учащимся, педагогам, родителям прикоснуться к историческому прошлому школы, ее настоящему и будущему. Работа в этом проекте дает возможность сформировать и проявить патриотические качества, активную жизненную позицию и развить у ребят способности художников, дизайнеров, садоводов, исследователей.

Проект «Яблоневый сад» направлен на решение экологических, педагогических и социальных проблем. Проект долгосрочный – срок реализации не ограничен временными рамками.

Цель: заложить и вырастить яблоневый сад на пришкольном участке; создать условия для экологического воспитания и образования, повышения социальной активности учащихся через включение их в практическую деятельность по оформлению пришкольной территории.

Задачи:

Прикоснуться к историческому прошлому школы, ее настоящему и будущему;

Изучить экологию и биологию яблоневых деревьев;

Отработать технологию посадки плодовых деревьев и ухода за ними;

Высадить саженцы районированных сортов;

Высадить дички, выращенные из семян на пришкольном участке, с целью дальнейшего подвоя на них черенков сортовых яблонь;

Запланировать опытническую работу для дальнейших исследований;

Проводить пропагандистскую работу по итогам своей деятельности;

Воспитание чувства прекрасного по отношению к природе родного края, трудолюбия;

Воспитание общей культуры населения, толерантности;

Развитие творческого мышления, навыков исследовательской работы, коммуникативных умений, умения планировать и анализировать свою деятельность, прогнозировать варианты последствия своих действий.

Идея проекта: Закладка школьного яблоневого сада.

Возрождение традиции школьного садоводства.

Основные этапы проекта, механизм реализации:

1 этап (2014-2015 гг.): знакомство с технологией посадки плодовых деревьев и ухода за ними. Выбор участка для посадки сада. Выяснение качеств почвы. Консультация со специалистами и опытными садоводами села.

2 этап (2015-2016 гг.): подготовка участка для яблоневого сада. Уборка мусора. Подготовка посадочных ям. Высаживание саженцев и дичков в грунт и последующий уход за ними. Планирование опытнической работы.

3 этап (2016-2017 гг.): прививка подвоев районированных сортов яблонь различными методами. Уход и наблюдение за ними. Начало опытнической работы по изучению методов прививок.

Подведение промежуточных итогов реализации проекта на каждом этапе.

Методы исследований:

- Метод изучения литературных источников. Чтение и анализ печатных материалов по интересующему вопросу. Использование полученных знаний для планирования собственной исследовательской и практической деятельности. Работа с архивными фондами школы (изучение архивных материалов, официальных документов, статистических данных).

- Метод наблюдения. Проведение фенологических наблюдений, учитывая продуктивность растений, оценивая декоративность растений, определяя устойчивость растений к болезням, неблагоприятным погодным условиям.

- Метод анализа и обобщения. Анализ данных наблюдений и обобщение материала в форме таблиц и схем с тем, чтобы реализовать материалы исследований в практической деятельности.

- Использование материалов поисковой работы в деятельности будущего школьного музея.

Инициативная группа проекта : участники ДОО «Исайкина заимка».

Целевая группа проекта: ученики и учителя МКОУ Половино-Черемховская СОШ.

Социальное партнёрство: МО Половино-Черемховская сельская администрация, Управление образования Тайшетского района (ЦТР и ГО «Радуга» Станция юных натуралистов), ООО «Сибирский садовод»

(с. Малиновка Черемховского района).

План по реализации проекта:

Ответственный

Исполнители

Создание инициативной группы по планированию, подготовке и реализации проекта.

Чистова Т.С. руководитель ДОО

Переговоры с администрацией школы и села по отведению участка земли под сад. Выяснение качеств почвы. Консультация с опытным местным садоводом Калягиной Г. В.

ДОО «Исайкина заимка», учитель биологии

Знакомство с технологией посадки плодовых деревьев и ухода за ними.

Консультации с учителем биологии Севериной А.Л.

ДОО «Исайкина заимка»

Подготовка участка для яблоневого сада: уборка мусора, выравнивание и прикатка почвы

ДОО «Исайкина заимка»

10-11 классы

Закупка саженцев, выращивание из семян дичков.

Чистова Т.С. руководитель ДОО, Северина А.Л., учитель биологии

Учащиеся 5-6 классов

Подготовка посадочных ям. Высаживание саженцев и дичков в грунт и последующий уход за ними.

ДОО «Исайкина заимка»

Учащиеся 7-8 классов

Презентация проекта в сельском доме культуры и на летней оздоровительной площадке.

ДОО «Исайкина заимка»

Введение в систему дополнительного образования школы кружка юных биологов или натуралистов. Оптимизация экологической работы в школе

(план работы см. приложение)

Учитель биологии

5-11 классы

Планирование опытнической работы.

Учитель биологии

6-10 классы

Прививка подвоев районированных сортов яблонь различными методами. Уход и наблюдение за ними. Начало опытнической работы по изучению методов прививок.

Учитель биологии

Кружок биологии

Подведение промежуточных итогов реализации проекта.

На каждом этапе.

Чистова Т.С., руководитель ДОО

ДОО «Исайкина заимка»

Ожидаемый результат.

Теоретическая и практическая значимость данного проекта огромна. Мы считаем, что результаты работы по возрождению традиции школьного садоводства могут быть использованы для решения задач экологического и нравственного воспитания не только детей, но и взрослых.

В результате работы над проектом будет заложен школьный сад, отработана технология посадки яблоневых деревьев, высажены саженцы и дички на пришкольном участке, заложена опытническая работа.

Данная работа имеет благоприятные перспективы, связанные с изменением дизайна школьного двора, возрождением традиций школьного садоводства.

Мы, авторы проекта, уверены, что, овладев методами выращивания яблоневых деревьев, школьники и взрослые, жители сибирского села, не остановятся только на пришкольном участке. Вырастив яблоню в школе, каждому захочется проделать то же самое и у себя дома. Ведь все это можно сделать без особых затрат и приспособлений.

Хочется надеяться, что проблема по возрождению традиций сибирского садоводства не оставит равнодушными наших земляков. К движению за красоту и богатство родного края присоединятся еще многие школьники и взрослые любители природы, благодаря которым будет расцветать наша благодатная Тайшетская ЗЕМЛЯ!

Возрождая школьный сад, мы возрождаем свою духовность.

Литература: 1. «Азбука садовода»

2. Гончарова Л.А. «Сибирские яблони»

3. Кичина В.В. «Колонновидные яблони»

2. Серова Е.Н. «Яблоня»

Приложение 1. План экологической работы (ежегодный)

п/п

Мероприятие

Сроки

Ответственные

Заседание инициативной группы по планированию, подготовке и реализации проекта

Администрация школы

Операция «Школьный двор». Организация и проведение экологических субботников

Ежегодно

Классные руководители

Экологическая акция «Мы за чистое село»

Ежегодно

Конкурс декоративного творчества из природного материала «Хочу с природою дружить»

Ежегодно, сентябрь, март

Учитель технологии

«Живая природа» - читательская конференция

Ежегодно, октябрь

Библиотекарь

Викторина «Знаешь ли ты землю Тайшетскую?», посвященная Дню Земли

Ежегодно, февраль

Учитель истории

Школьная эколого-краеведческая конференция «Тропинками родного края»

Ежегодно, октябрь

Театрализованное представление «Все живое должно жить» в рамках празднования Дня Земли

Ежегодно, апрель

Зам. директора по ВР

Эколого – биологический эрудит-аукцион «Цветы – земной красы начало»

Ежегодно, июнь

Начальник летней оздоровительной площадки

Конкурс экологической фотографии «Природа глазами детей»

Ежегодно, ноябрь

Старшая вожатая

Высадка саженцев деревьев (любых) выпускниками текущего года

11 и 9 классы

День экологической культуры, посвященный Дню экологического образования

Учитель биологии

Праздник, посвященный Всемирному дню воды:

Вода – удивительное вещество;

Вода – вокруг нас;

Вода – знакомое, загадочное, необъяснимое;

Акция “Голубая струйка” (борьба за экономию пресной воды)

Классные руководители

Проведение экологических акций и операций:

- «Посади дерево»;

- «Река моего детства»;

- «Живи, родник»;

- «Чистые берега»;

- «Клумба нашего двора»;

- «Помоги птицам зимой»

В течение года

Подведение промежуточных итогов реализации проекта

Постоянно

Оргкомитет

Приложение 2. Смета проекта:

Наименование расходов

Источник финансирования

количество

МО Половино-Черемховская сельская администрация

Старое правило: «Величина урожая плодов с дерева напрямую зависит от размеров кроны» уже не работает. Красивые сады с широкими аллеями, по которым так все любят гулять, остаются только в старых усадьбах и в небольших частных хозяйствах. Профессиональное сообщество переходит на более современные технологии.

Типы яблоневых садов

Существует несколько типов яблоневых садов, которые различаются между собой.

По подвоям и по силе роста:

  • сильнорослые (высота более 3,5 м);
  • среднерослые или полукарликовые (высотой 2,5-3,5 м);
  • слаборослые или карликовые (высотой 1,5-2,5 м).

Интенсивный яблоневый сад

По урожайности, продолжительности эксплуатационного периода и уровню рентабельности все сады делятся на:

  • экстенсивные, или классические (срок эксплуатации - до 35 лет);
  • полуинтенсивные (срок эксплуатации - до 25 лет);
  • интенсивные (срок эксплуатации - до 15-20 лет);
  • суперинтенсивные (срок эксплуатации - до 10-15 лет).

Экстенсивные и интенсивные сады. В чем отличие?

Площадь яблоневого сада

Интенсивные технологии позволяют получать максимальный урожай на ограниченной площади. Схема посадки: 2,5-3 м между рядами и 0,5-1 м между деревьями, в классических, экстенсивных садах: 7-8 м х 3-4 м.

Профессионалы считают, что интенсивный сад выгоден при закладке от 30-40 га, то есть примерно на 2-4 кварталах посадок (один квартал для интенсивных и суперинтенсивных садов составляет 8-10 га; для полуинтенсивных (полукарликовых) - 12-15 га). При этом размер одного квартала для экстенсивных сильнорослых садов составляет, как правило, 15-18 га.


Сад интенсивного типа с защитой от града, сорт Голден Делишес

Сроки плодоношения яблоневых садов

В садах интенсивного и суперинтенсивного типа высокий урожай (40-60 т/га) можно получить за короткий период времени.
Привычные нам сильнорослые классические сады вступают в плодоношение на 7-8-й год, раскорчевывают их на 35-й год, в то время как срок жизни садов на полукарликовых и среднерослых - 25 лет, а на карликовых подвоях - всего 10-15 лет.

Полностью все достоинства экстенсивного метода проявляются в больших яблоневых садах, где можно выращивать и получать урожай даже в неблагоприятных условиях, при этом яблони плодоносят только раз в 2-3 года. Требования к условиям выращивания у крупных деревьев яблонь ниже, а выносливость при этом выше. Но за раскидистыми и высокими деревьями сложно ухаживать: опрыскивать, обрезать, собирать урожай.

Для промышленного возделывания сильнорослые сады экстенсивного и полуинтенсивного типа с поздними сроками начала плодоношения, медленными темпами созревания урожая, низкой продуктивностью, высокой трудоемкостью возделывания, недостаточным качеством плодов и низкой рентабельностью не имеют серьезных перспектив.

Сад экстенсивного типа

Современное размещение посадок

Квартал - очень важное понятие в профессиональном садоводстве. Разделение территории на кварталы и предпосадочная подготовка занимают в организации садов интенсивного типа довольно высокую статью расходов, так как требуют участия высококвалифицированных специалистов. В одном квартале (на одной выделенной площади сада) размещают сорта одного срока созревания, что облегчает уход за посадками и позволяет проводить уходные технологические мероприятия в одни сроки. Саженцы основного сорта высаживают широкими полосами (несколько рядов), а сорта-опылители - рядами между. Основной сорт занимает 80% площади, сорта-опылители - остальные 20%. При выборе саженцев учитывается все: тип подвоя, сорта, уровень урожайности, время вступления в плодоношение, устойчивость к болезням и вредителям и, конечно, зимостойкость.

В садах интенсивного типа деревья высаживают значительно плотнее, чем в классических: в зависимости от технологии количество саженцев варьирует в широких пределах и доходит до 5,5 тысяч на 1 га. Сады на стадии закладки оборудуются системами фиксации стволов и автоматического полива. Хорошую урожайность беспечивает, в частности, установка оборудования для капельного орошения и фертигации (внесение жидких удобрений либо пестицидов одновременно с орошением). Кронирование и идет непрерывно начиная с первого года после посадки при весенней формирующей обрезке. Затем в течение всего срока эксплуатации сада растения ежегодно обрезают и проводят нормировку. Кроме того, летом прореживают завязи, удаляя лишние, чтобы получить плоды лучшего качества.

Самую большую плотность посадки - до 20 тыс. деревьев на 1 га - имеет колонновидный сад. Расстояние при посадке - 0,4-1,2 х 0,4-1,2 м. Высота яблони в 7-8-летнем возрасте - 1,5 м, максимальная - 2,5 м, урожайность - 100-140 т/га и более! Исследованием и апробацией этого типа сада для промышленного использования занимаются в основном в Англии.

Сад интенсивного типа в период плодоношения

Что такое подвой М-9?

В большинстве европейских стран яблоню выращивают на подвое М-9 (East Malling 9) , но главный недостаток этого подвоя - низкая морозостойкость (-10 °С). В связи с этим в России возможности применения этого подвоя сильно ограничены. Поэтому стоит обратить внимание на более . Посадочный материал лучше подбирать в питомниках, где его выращивают в течение многих лет и зимостойкость которых подтверждена на практике. Сорта яблони, привитые на карликовом подвое, размещаются в саду с расстоянием 1,5 х 2 м.

Преимущества и недостатки садов интенсивного типа

Преимущества:

  • Раннее вступление в плодоношение: сад экстенсивного типа - на 6-8-й год после посадки, интенсивного типа - на 2-3-й год.
  • Удобство для сбора урожая: более низкие деревья с равномерно распределенной кроной.
  • Повышение эффективности обработки за счет плотности посадки и компактности крон.
  • Снижение затрат на обработку удобрениями благодаря наличию микрокапельного орошения.

Недостатки:

  • Закладка сада проводится по специальному проекту, который разрабатывается аккредитованной организацией на основании комплексного изучения участка.
  • Требуется привлечение высококвалифицированных специалистов как на стадии закладки сада, так и для последующего ухода.
  • Покупка специальных саженцев низкорослых яблонь, на которых потом формируются компактные, малогабаритные, хорошо освещенные кроны с низким расположением плодов.
  • Корневая система карликовых подвоев более уязвима к низким температурам.
  • Затраты на техническое оснащение сада: система капельного орошения, система фиксации стволов. При необходимости - противоградовая сетка (в районах с повышенной градоопасностью).
  • Затраты на уход за садом значительно выше, чем при классическом варианте: у таких саженцев повышенные требования к плодородию почв, орошению, защите от вредителей и болезней.
  • Ошибки на стадии закладки сада ведут к серьезным потерям урожайности и увеличению затрат.
  • Более короткий период амортизации (от посадки до раскорчевки сада).


Профессиональные яблоневые сады

Современное промышленное садоводство - это не просто яблоневые сады, а целый огромный комплекс, который включает и всю дополнительную инфраструктуру, в частности собственный автопарк и фруктохранилище.

На юге России, в Кабардино-Балкарии, недалеко от города Нальчик с 2008 года выращивают яблоки в садах интенсивного типа. Благодаря сходству природных условий Нальчинского района с Южным Тиролем (историческая область в восточной части Альпийских гор), стало возможным привнести опыт итальянского садоводства на юг России. Всего в садах выращивают более 14 сортов яблок, но основу составляют: Гала, Голден Делишес, Грени Смит, Рэд Чиф, Рэд Делишес (Эрован).

После уборки урожая все яблоки поступают в специальное фруктохранилище с регулируемой газовой средой, что позволяет хранить яблоки до 12 месяцев. Такое длительное хранение становится возможным благодаря поддержанию в атмосфере камер низкой концентрации кислорода (ULO - Ultra Low Oxygen).

После сбора яблоки в специальной камере проходят подготовку к длительному хранению. Постепенно в течение недели понижают собственную температуру плодов с +25...+30 °С, которая у них устанавливается при созревании, до +2...+3 °С. Параллельно в хранилище производят постепенную замену состава основных газов: кислорода, углекислого газа и азота. Количество кислорода и углекислого газа в хранилище снижают до 1-1,5%, взамен повышая содержание азота. Так блокируются процессы старения и разрушения плодов. Во время хранения в помещении поддерживается герметичность среды, автоматика отслеживает состояние атмосферы. После открытия камеры ее проветривают 1-2 дня, калибруют яблоки и отправляют в продажу.

Сады интенсивного типа есть в Кабардино-Балкарии — ООО «Фрукт-трейд», в Тамбовской области — ООО «Биопрогресс», ОАО «Дубовое» и ООО Агрофирма «Мичуринские сады», в Воронежской - ЗАО «Раздолье», в Краснодарском крае - ЗАО «Сад-Гигант», в Волгоградской области - «Сады Придонья», в Белгородской - ООО «Федосеевские сады» и другие.


Современные технологии на дачном участке

Если вы хотите на даче вырастить две-три классические яблони, чтобы сидеть под ними в жаркий солнечный день, то нет проблем - покупайте в любом местном питомнике подходящие саженцы на сильнорослом подвое. А вот со среднерослыми и карликовыми растениями немного сложнее. Но и их можно найти в ассортименте крупных садовых центров, торгующих районированным посадочным материалом.

И несмотря на то, что сады интенсивного типа считаются перспективными только в больших, промышленных масштабах, они представляют немалый интерес для небольших частных участков. Конечно, придется сразу смириться, что вы не добьетесь таких сногсшибательных успехов, потребуется множество специальных знаний по уходу и обрезке. Но вырастить полоску колонновидных яблонь по периметру забора вполне по силам каждому.

Можно попробовать поработать и со слаборослыми зимостойкими саженцами яблонь. Большинство проблем с их выращиванием связано с близким залеганием корневой системы. Поэтому при посадке необходимо сразу обеспечить деревьям опору: ветер и нагрузка урожаем в неблагоприятных условиях могут даже вывернуть растения с корнем. Летом совместите полив деревьев с поливом цветников или огорода, на зиму замульчируйте приствольный круг торфом.

Иллюстрации к материалу: Shutterstock/ТАСС, Ольга Петина

Бизнес на выращивании фруктов начинайте с регистрации садоводческого некоммерческого товарищества (СНТ). Документы подаются в налоговую службу. Регистрация занимает около 8 дней. Обязательна уплата государственной пошлины.

Выращенные вами плоды должны соответствовать таким ГОСТам:

  1. - общие технические условия по сушеным фруктам.
  2. - яблоки свежие, реализуемые в розничной торговой сети. Технические условия.

Новая технология посадки

Большей частью результат яблочного бизнеса зависит от географии и сорта выращиваемых деревьев. Но садоводство совершенствуется каждый год. Новые технологии открывают большие возможности и значительно сокращают сроки выращивания. Придерживайтесь наших рекомендаций и получите следующий результат:

  • спустя 1 год – 15 тонн/га;
  • спустя 4 года – 35 тонн/га;
  • спустя 6 лет – 50 тонн/га.

Успех данных технологий зависит от посадки высокорослых сортов на карликовых подвоях высокой плотности посадки яблонь, правильной обрезки крон. К высокорослым сортам относятся:

  • Голден делишес;
  • Ред делишес;
  • Джонаред;
  • Симоренко;
  • Айдоред;
  • Старкинг;
  • Рояль делишес;
  • Стейман.

Подходящий сорт для вашей местности вы можете подобрать самостоятельно. Необходимую информацию можно найти в интернете.

Бизнес план яблоневого сада рассчитан площадь 1 га. Деревья сажаются по 2 000 – 5 000 яблонь на 1 гектар. Используйте самый популярный карликовый подвой М9. Это международный стандарт. Прививание яблонь к М9 сократит срок плодоношения до 1 года. Единый недостаток – корни находятся в верхних слоях земли. Потому морозостойкость всего -11°С. Для приспособления к низким температурам просыпайте корни деревьев землей.

Как занимается садоводством фермер Валерий Жомер

Необходимая техника

В нынешнее время начальному предпринимателю затратно покупать оборудование. Альтернативным вариантом является покупка техники в или , который заплатите с первых доходов. Более подробную информацию о технике для ухода за садом можно почитать . Для улучшения заработка по выращиванию яблок рекомендуем приобрести следующую технику:

  1. Машина/фургон/трактор с прицепом - для транспортировки плодов;
  2. Бензопила или электропила - для резки отмерших деревьев;
  3. Веткорезы - для удаления сломанных и больных веток;
  4. Установите систему автоматического полива деревьев - это освободит ваше время для других важных дел.

Подготовка к посадке

Первым делом, составьте план правильной посадки яблонь. От этого зависит не только здоровье и качество плодов, а также ваша репутация. Для этого:

  • вспахайте участок;
  • при посадке учитывайте расстояние лунки, которое сопоставляют с диаметром корня саженца;
  • выкопанные лунки залейте водой;
  • поместите подрезанные корни саженцев, чтобы их покрывала земля;
  • подготовьте необходимую почву, формируя место для полива;
  • полейте деревья.

Землю для сада готовьте еще осенью, а саму посадку проводите весной. Деревья не должны затенять друг друга. Потому продумайте посадку сада. А лучше обратитесь к специалисту. Схема посадки яблоневого сада зависит от типа обрезки крон:

Для саженцев подготовьте лунки:

Лунка: на дно опустите 25 кг торфо-перегонной смеси и 40 г фосфорно-калийных удобрений.

Уход за садом

Яблоневый сад как бизнес должен учитывать постоянный уход за садом. Первое – купите . Почву вокруг ствола освобождайте от сорняков. Не обрабатывайте почву механически садовой фрезой. Покрывайте сухими иглами хвойных пород, щепой из коры, обрабатывайте гербицидами. Обработка делается при отсутствии ветра. Для этого подойдут Симазин, Керб, Раундап, Глифосат, Фосулен и другие популярные виды гербицидов.

Обрабатывайте деревья от насекомых. Используйте разные виды инсектицидов, например, Бензофосфат, Олеокуприт. Если этого не делать вредные насекомые существенно сократят ваш урожай или совсем его уничтожат.

Обрезка саженца: оставьте 6 почек от высоты штампа (от 80 см).

В междурядьях скашивайте траву. Если использовать косилку, которая будет измельчать траву, то траву используйте как покрытие почвы. Не измельченную траву убирайте.

Обязательно обеспечьте деревья опорами. Например, бетонные столбы (высота 1 – 2 м), закопанные в землю на расстоянии 25 метров с натянутой проволокой. Или используйте сосновые колы (высота 2 -3 м). Но сначала обработайте их антисептиком. Благодаря опорам дерево будет расти, соблюдая вертикальное положение, а ветки с яблоками не будут ломаться.

Немного фактов:

  • сад плодоносит несколько десятков лет;
  • срок жизни яблони примерно 50 лет;
  • пик наибольшей урожайности припадает на 10-15 год жизни с дальнейшим снижением плодоношения.

Сбор и хранение урожая

Чтобы получить ожидаемый доход, урожай необходимо правильно собирать и хранить. Сбор фруктов обычно приходиться в сентябре.Характерным показателем является приобретение кожуры характерного окраса и дозревания косточки, которая становится коричневым цветом.

У зимних и осенних сортов различают съемную и потребительскую зрелость. Чтобы продукт был пригоден к употреблению, его помещают в хранилище для дальнейшего созревания.

Требования по сбору плодов:

  • сбор проводят вручную при прохладной погоде;
  • обязательно сохранение плодоножки;
  • на поверхности не должно быть повреждений;
  • продукт нельзя пересыпать, только перекладывать;
  • фрукты, упавшие на землю, собирают в отдельную тару;
  • яблоки рекомендуется складывать в деревянные ящики;
  • складывайте фрукты слоями, отделяя от предыдущего листом бумаги, а также покрывайте листом сверху;

Специальное оборудование для хранения яблок вам не понадобиться. Подвальное помещение станет хорошим местом для хранения. Следите за температурой, удерживая ее в пределах 0-2°C. Можно сохранить свежий вид до апреля, собрав осенние и зимние сорта.

Продажа яблок

Выращивание яблок как бизнес предусматривает несколько оптимальных вариантов сбыта продукции:

  • при малых количествах яблок: продажа на рынках города, оптовый сбыт торговцам, поставка яблок в места изготовления выпечки;
  • при больших количествах яблок: сбыт товара крупным супермаркетам, поставка яблок изготовителям вина, сидра, джемов, компотов, повидла, уксуса.

Посадку ориентируйте от покупаемых сортов яблок. Данный фрукт очень ценится среди оптовиков и обычных покупателей. Если территория, а также денежные средства позволяют, соорудите склад для хранения. При продаже яблок зимой прибыль увеличивается на 50%.

Бизнес на выращивании яблок является беспроигрышным вариантом заработка, основанном на домашнем хозяйстве. Даже если вы не полностью реализовали свой товар, дополнительно можно открыть , что не только сохранит ваш товар, но и увеличит прибыль.

Яблоневый сад в цифрах

Использование интенсивных технологий выращивания яблоневого сада подымит ваш бизнес до промышленных высот всего за 3 – 4 года.

Стабильная прибыль каждый год обеспечена.

Стоимость саженцев – от 180 руб./шт.

Затраты на обустройство сада:

Статья затрат Стоимость (руб.)
Регистрация СНТ 12 000
Саженцы 360 000 - 900 000
Проектирование сада 3 000
Подготовка почвы 3 700
Посадка саженцев 300 000
Организация полива 4 000
Установка опор 320 000
Специальная техника 3 080 000
Итого 4 082 700 - 4 622 700

Ежемесячные затраты:

Охрану для сада нанимайте только во время сезона созревания плодов. Сезонные работники необходимы для сбора урожая. В остальное время количество сотрудников должно быть минимальное. Возможно, вы сможете обходиться своими силами или превратите выращивание яблок в семейный бизнес.

Окупаемость бизнеса на яблоках – 3 – 4 года.

Рентабельность достигает 100%.

Во время сезона яблока продаются по цене 50 руб. за 1 кг.

В зимний сезон это цена возрастает в 3-4 раза.

Подпорченные плоды можно сбывать на промпереработку по цене 20 руб. за 1 кг.

В первый год прибыль с урожая составит от 750 000 руб . С каждого дерева вы получите около 8 кг урожая. С каждым годом количество урожая будет увеличиваться.

Риски

Перед началом предпринимательской деятельности необходимо проанализировать все возможные риски. У данного бизнеса присущи такие риски и способы их предупреждения:

  • неурожай - рассчитайте собственные расходы для страхования урожая;
  • потеря ликвидности при неравномерных продажах - при привлечении кредита, возврат денежных средств производите платежами в сезонный период с возможностью отсрочки и долгосрочным погашением кредита;
  • снижение цен на продукцию - заранее договоритесь о поставке продукции;
  • несвоевременное проведение технологических операций из-за неопытности - строгое исполнение намеченного плана по технологии выращивания.

Своевременный анализ и выявление рисков поможет вам в будущем избежать возможных ошибок и финансовых потерь.

Дополнительный заработок


Также стабильный заработок можно получить на новом и прибыльном бизнесе по изготовлению и выращиванию карамелизированных яблок. Для этого потребуется:

  • карамелизатор;
  • карамельная смесь, вода, сахар;
  • палочки для насадки;
  • посыпка (шоколад, орехи, пудра, кунжут, сахарная присыпка);
  • яблоки.

Яблоко - 7 руб.

Карамель - 3 руб.

Другие расходы - 3 руб.

Чистая прибыль: 60 – 13 = 47 руб. с одного яблока.

За день в людных местах можно продать 200-300 яблок, а на больших мероприятиях от 500 яблок.

47 х 300 (средний показатель продаж) = 14 100 руб. за одно мероприятие.

Чем еще заняться на свежем воздухе?

1. Урожайная и вкусная ягода может стать залогом успешного бизнеса. Быстрая реализация способствует ежемесячной прибыли в 130 000 руб.

2. . Это самый популярный овощ в сфере сельского хозяйства. Рентабельность бизнеса – больше 150%. Продукт имеет высокую покупаемость, особенно в конце летнего сезона.

3. - частый вопрос жителей сельской местности, имеющих участок и желание заработать на данной бизнес идее. Данный вид бизнеса имеет рентабельность в 35-40%. Минимальная конкуренция и большой спрос на данный продукт дают возможность хорошего заработка.

4. на своем огороде. Облепиха является не только полезным продуктом, но также имеет многофункциональное применение в кулинарии, народной и научной медицине, косметологии, что дает возможность быстро найти точки сбыта продукта.

5. желающим заработать на Ценность этой ягоды не спадает до конца сезона. Доход с легкостью окупает расходы на начальном этапе!

Обоснование проекта.
Проект «Наш школьный яблоневый сад» направлен на решение экологических, педагогических и социальных проблем. Проект долгосрочный – срок реализации не ограничен временными рамками.
Идея проекта:
Закладка школьного яблоневого сада.
Зарождение традиции школьного садоводства.
Основные этапы проекта, механизм реализации:
1 этап (осень 2017г): знакомство с технологией посадки плодовых деревьев и ухода за ними. Выбор участка для посадки сада. Выяснение качеств почвы. Консультация со специалистами и опытными садоводами села.
2 этап (апрель-май 2018г): подготовка участка для яблоневого сада. Уборка мусора. Подготовка посадочных ям. Высаживание саженцев и дичков в грунт и последующий уход за ними. Планирование опытнической работы.
3 этап (май 2018г; далее в течение нескольких лет): прививка подвоев районированных сортов яблонь различными методами. Уход и наблюдение за ними. Начало опытнической работы по изучению методов прививок.
Подведение промежуточных итогов реализации проекта на каждом этапе.

Методы исследований:
- Метод изучения литературных источников. Чтение и анализ печатных материалов по интересующему вопросу. Использование полученных знаний для планирования собственной исследовательской и практической деятельности.
- Метод наблюдения. Проведение фенологических наблюдений, учитывая продуктивность растений, оценивая декоративность растений, определяя устойчивость растений к болезням, неблагоприятным погодным условиям.
- Метод анализа и обобщения. Анализ данных наблюдений и обобщение материала в форме таблиц и схем с тем, чтобы реализовать материалы исследований в практической деятельности.
Инициативная группа проекта: педагоги и работники ОО
Целевая группа проекта: обучающиеся, педагоги и работники ОО
Социальное партнёрство: территориальный отдел Газопроводский администрации г.о.Луховицы
Ожидаемый результат.
Теоретическая и практическая значимость данного проекта огромна. Мы считаем, что результаты работы по зарождению традиции школьного садоводства могут быть использованы для решения задач экологического и нравственного воспитания не только детей, но и взрослых.
В результате работы над проектом будет заложен школьный сад, отработана технология посадки яблоневых деревьев, высажены саженцы и дички на пришкольном участке, заложена опытническая работа.
Данная работа имеет благоприятные перспективы, связанные с изменением дизайна школьного двора, зарождением традиций школьного садоводства.
Мы, авторы проекта, уверены, что, овладев методами выращивания яблоневых деревьев, школьники и взрослые, жители деревни, не остановятся только на пришкольном участке. Вырастив яблоню в школе, каждому захочется проделать то же самое и у себя дома. Ведь все это можно сделать без особых затрат и приспособлений.
Хочется надеяться, что проблема по зарождению традиций садоводства не оставит равнодушными наших земляков. К движению за красоту и богатство родного края присоединятся еще многие школьники и взрослые любители природы, благодаря которым будет расцветать наша благодатная Луховицкая ЗЕМЛЯ!
Зарождая школьный сад, мы возрождаем свою духовность