Отличие гж от лвж. Методы тушения гж и лвж

Сжиженный углеводородный газ (СУГ) - технологическая среда, включающая углеводородный газ, который при температуре окружающей среды ниже 20°С, или давлении выше 100 кПа, или при совместном действии этих условий обращается в жидкость.

Сжиженные углеводородные газы (СУГ) - Легкие насыщенные углеводороды (метан, этан, пропан, бутаны) при нормальных условиях – атмосферном давлении и температуре окружающей среды (+20 0 С и выше) находятся в газообразном состоянии. Для перевода их в жидкое состояние необходимо в закрытой системе поднять давление до определенных значений, или охладить до отрицательных температур, или одновременно поднимать давление и снижать температуру газа. Например, для перевода пропана в жидкое состояние необходимо поднять давление до 10 кгс/см 2 при температуре +30 0 С, для бутанов это до 4 кгс/см 2 при температуре +30 0 С.

Отличие СУГ от газообразных:

1. При снижении давления в системе с СУГ, они резко увеличивают объем (т. е. испаряются), при этом понижают температуру (могут до отрицательных температур). Например, при снижении давления в системе с жидким пропаном до атмосферного объем пропана увеличивается в 273 раза (1м 3 жидкого пропана дает 273 м 3 газообразного пропана) и температура понижается до -42 0 С.

2. Отличаются по плотности. Например, пропан газообразный имеет плотность 1,97 кг/м 3 , а жидкий - 505 кг/м 3 .

Легковоспламеняющаяся жидкость (ЛВЖ) - технологическая среда, включающая жидкость, состоящую из смеси углеводородов, способную самостоятельно гореть после удаления источника зажигания и имеющую температуру вспышки не выше 61° С.

Горючая жидкость (ГЖ) - технологическая среда, включающая жидкость, состоящую из смеси углеводородов, способную самостоятельно гореть после удаления источника зажигания и имеющую температуру вспышки выше 61° С.

Сепарация газа.

Сепарация газа от нефти и нефтепродуктов может происходить под влиянием гравитационных, инерционных сил и за счет селективной смачиваемости нефти. В зависимости от этого и различают гравитационную, инерционную и пленочную сепарации, а газосепараторы - гравитационные, гидроциклонные и жалюзийные.

Гравитационная сепарация осуществляется вследствие разности плотностей жидкости и газа, т. е. под действием их силы тяжести. Газосепараторы, работающие на этом принципе, называются гравитационными.

Инерционная сепарация происходит при резких поворотах газонефтяного потока. В результате этого жидкость, как наиболее инерционная, продолжает двигаться по прямой, а газ меняет свое направление. В результате происходит их разделение. На этом принципе построена работа гидроциклонного газосепаратора, осуществляемая подачей газонефтяной смеси в циклонную головку, в которой жидкость отбрасывается к внутренней поверхности и затем стекает вниз в нефтяное пространство газосепаратора, а газ двигается по центру циклона.

Пленочная сепарация основана на явлении селективного смачивания жидкости на металлической поверхности. При прохождении потока газа с некоторым содержанием нефти через жалюзийные насадки (каплеуловители) капли нефти, соприкасаясь с металлической поверхностью, смачивают ее и образуют на ней сплошную жидкостную пленку. Жидкость на этой пленке держится достаточно хорошо и при достижении определенной толщины начинает непрерывно стекать вниз. Это явление называется эффектом пленочной сепарации или адгезией. На этом принципе работают жалюзийные сепараторы.

Поступающий на завод, а также в ходе технологического процесса переработки попутный нефтяной газ проходит сепарацию, то есть отделение от газа влаги, углеводородного конденсата и механических примесей. Вода вместе с механическими примесями (песком и др.) дренируется в канализацию. Выпавший углеводородный конденсат собирается в емкостях склада готовой продукции и подается на переработку на газофракционирующие установки. Отсепарированный газ подается на дальнейшую переработку.

За последнее десятилетие возрос резервуарный парк хранения нефти и нефтепродуктов, построено значитель­ное количество подземных железо­бетонных резервуаров объемом 10, 30 и 50 тыс. м 3 , металлических назем­ных резервуаров объемом 10 и 20 тыс. м 3 , появились конструкции резервуа­ров с понтонами и плавающими кры­шами объемом 50 тыс. м 3 , в Тюмен­ской области построены резервуары объемом 50 тыс. м на свайном осно­вании.

Развиваются и совершенствуются средства и тактика тушения пожаров нефти и нефтепродуктов.

Резервуарные парки разделяются на 2 группы.

Первая - сырьевые парки нефте­перерабатывающих и нефтехимичес­ких заводов; базы нефти и нефтепро­дуктов. Эта группа разделяется на 3 категории в зависимости от вмести­мости парка, тыс. м 3 .

Св. 100............................................ 1

20-100.................................... 2

До 20............................................... 3

Вторая группа - это резервуар­ные парки, которые входят в состав промышленных предприятий, объем которых составляет для подземных резервуаров с ЛВЖ 4000 (2000), для ГЖ 20 000 (10 000) м 3 . В скобках приведены цифры для наземных резер­вуаров.

Классификация резервуаров. По материалу: металлические, железобе­тонные. По расположению: наземные и подземные. По форме: цилиндри­ческие, вертикальные, цилиндрические горизонтальные, шаровые, прямо­угольные. По давлению в резервуаре: при давлении, равном атмосферному, резервуары оборудуют дыхательной аппаратурой, при давлении, выше ат­мосферного, т. е. 0,5 МПа,- предохра­нительными клапанами.

Резервуары в парках могут раз­мещаться группами или отдельно.

Для ДВЖ общая вместимость


группы резервуаров с плавающей крышей или понтонами составляет не более 120, а со стационарными крышами - до 80 тыс. м 3 .

Для ГЖ вместимость группы ре­зервуаров не превышает 120 000 м 3 .

Разрывы между наземными груп­пами - 40 м, подземными - 15 м. Проезды шириной 3,5 м с твердым покрытием.

Противопожарное водоснабжение должно обеспечивать расход воды на охлаждение наземных резервуаров (кроме резервуаров с плавающей крышей) на весь периметр согласно СНиПу.

Запас воды на тушение должен быть на 6 ч для наземных резервуаров и 3 ч для подземных.

Канализация в обваловании рас­считывается на суммарный расход: подтоварной воды, атмосферной воды и 50 % расчетного расхода на охлаж­дение резервуаров.

Особенности развития пожаров. Пожары в резервуарах обычно начи­наются со взрыва паровоздушной сме­си в газовом пространстве резервуа­ра и срыва крыши или вспышки «богатой» смеси без срыва крыши, но с нарушением целостности ее отдельных мест.

Сила взрыва, как правило, боль­шая у тех резервуаров, где имеется большое газовое пространство, запол­ненное смесью паров нефтепродукта с воздухом (низкий уровень жидко­сти).


В зависимости от силы взрыва в вертикальном металлическом резер­вуаре может наблюдаться обста­новка:

крыша срывается полностью, ее отбрасывает в сторону на расстояние 20-30 м. Жидкость горит на всей площади резервуара;

крыша несколько приподнимается, отрывается полностью или частично, затем задерживается в полупогружен­ном состоянии в горящей жидкости (рис. 12.11);

крыша деформируется и образует небольшие щели в местах крепления к стенке резервуара, а также в свар-


ных швах самой крыши. В этом случае горят пары ЛВЖ над образованными щелями. При пожаре в железобетон­ных заглубленных (подземных) ре­зервуарах от взрыва происходит раз­рушение кровли, в которой образу­ются отверстия больших размеров, затем в процессе пожара может про­изойти обрушение покрытия по всей площади резервуара из-за высокой температуры и невозможности охлаж­дения их несущих конструкций.

У цилиндрических горизонтальных, сферических резервуаров при взрыве чаще всего разрушается днище, в ре­зультате чего жидкость разливается на значительную площадь, создается угроза соседним резервуарам и соору­жениям.

Состояние резервуара и его обо­рудования после возникновения по­жара определяет способ тушения и

4.3. Классификация легковоспламеняющихся жидкостей

В соответствии с международной классификацией и ГОСТ 19433-88 к ЛВЖ относятся горючие жидкости с температурой вспышки, не превышающей 61°С при испытании в закрытом тигле.

ЛВЖ представляют 3-й класс опасных грузов и подразделяются на подклассы.

Подкласс 3.1 - Особо опасные ЛВЖ. Это горючие жидкости с температурой вспышки от минус 18°С и ниже в закрытом тигле. Кроме низкой температуры вспышки они могут обладать и другими опасными свойствами: высокой токсичностью и взрываемостью, токсичностью и способностью окисляться на воздухе с образованием взрывчатых веществ, токсичностью, едкими и коррозионными свойствами и другими.

Типичными представителями особо опасных ЛВЖ являются ацетон, авиабензин Б-70, изопентан, диэтиловый эфир. Характерной особенностью этих веществ является высокое давление насыщенного пара при обычных условиях хранения и перевозки. В обычных условиях, а тем более в жаркую погоду, внутри сосудов, цистерн с такими жидкостями может значительно повыситься давление, что увеличит опасность взрыва или пожара. Кроме того, при нарушении герметичности сосуда и при переливе (перекачке) в другие емкости пары этих жидкостей способны распространяться, не смешиваясь с воздухом, и воспламеняться на значительном расстоянии от сосуда, вызывая пожар. Эти особенности обуславливают дополнительные требования к хранению, погрузке, транспортировке и разгрузке особо опасных легковоспламеняющихся жидкостей.

Подкласс 3.2 - Постоянно опасные ЛВЖ. Это горючие жидкости с температурой вспышки от минус 17 до +23°С в закрытом тигле. Типичными представителями этого подкласса являются бензол, толуол, этиловый спирт, диоксан, этилацетат. Отличительной чертой их является способность паров образовывать с воздухом воспламеняемые смеси уже при комнатной температуре и наличие при этих условиях взрывоопасной среды в паровоздушной фазе в закрытых емкостях и помещениях. В этом отношении ЛВЖ подкласса 3.2 значительно опаснее жидкостей подкласса 3.1. В закрытых емкостях и помещениях при комнатной температуре и атмосферном давлении концентрации паров жидкостей подкласса 3.1 в паровоздушной фазе обычно превышают верхний предел воспламенения; опасность возникает только при понижении температуры, например, на морозе, или при разгерметизации сосудов с такими ЛВЖ.

Подкласс 3.3 - Опасные при повышенной температуре ЛВЖ. Это горючие жидкости с температурой вспышки от +23 до +61°С в закрытом тигле. Типичными представителями этого подкласса являются уайт-спирит, осветительный керосин, хлорбензол, сольвент, скипидар. Концентрации, при которых пары этих жидкостей могут воспламеняться в воздухе, создаются только при повышенной температуре, например, при транспортировке из районов с умеренным климатом в южные районы или если жидкости нагреты. При обычной температуре ЛВЖ подкласса 3.3 воспламеняются только при прямом воздействии источника зажигания. Так, керосин в открытой емкости при обычной температуре не удается зажечь факелом из-за низкой концентрации паров над его поверхностью. Однако, ткань облитая или пропитанная керосином легко загорается от пламени спички. Это явление можно объяснить большой поверхностью волокон, с которой происходит испарение. Как видно из приведенных примеров, опасность ЛВЖ зависит не только от их физико-химических свойств, но и от других факторов. Это обстоятельство необходимо учитывать при работе с различными горючими жидкостями.

Классификация ЛВЖ по дополнительным видам опасности (категориям) и по степени опасности (группам) представлена в табл. 4.2.

Таблица 4.2

Классификационная таблица опасных грузов класса 3 (ЛВЖ)

Классификационный шифр в подклассах

Без дополнительного вида опасности

Ядовитые

Ядовитые и едкие и (или) коррозионные

Едкие и (или) коррозионные

Слабоядовитые

Вязкие ЛВЖ и твердые вещества, разбавленные легковоспламеняющимися жидкостями, можно отнести к веществам с относительно низкой степенью опасности, если выполняются следующие условия:

При испытании на отслоение в течение 24 часов отслаивается не более 3% чистого растворителя;

Смесь содержит не более 5% вещества высокой степени опасности класса 6 (ядовитые вещества) или класса 8 (едкие и коррозионные вещества) либо не более 5% веществ высокой степени опасности класса 3 (ЛВЖ), что требует дополнительного знака опасности;

Вместимость используемой тары не превышает 30 л.

Степень опасности ЛВЖ (группа) определяется по температуре вспышки, температуре кипения и критериям в соответствии с табл. 4.3.

Таблица 4.3

Степень и критерии опасности ЛВЖ

Наименование показания

Критерии степени опасности

высокой - 1

средней – 2

низкой - 3

Температура вспышки в закрытом тигле, °С

Температура кипения, °С

4.4. Самовоспламеняющиеся жидкости

Существуют горючие жидкости, которые способны окисляться на воздухе при обычных температурах (16…20 °С) или при контакте и химическом взаимодействии с другими веществами. При определенных условиях теплота процесса окисления может превысить теплоотдачу от окисляющейся жидкости во внешнюю среду и наступит саморазогревание, ведущее к возникновению горения. Жидкости, имеющие температуру самовоспламенения ниже обычной температуры вспышки, называются самовозгорающимися (самовоспламеняющимися).

Жидкости, способные к самовозгоранию, требуют соблюдения особого режима при храпении и транспортировке и систематического наблюдения. Примером таких жидкостей могут служить растительные масла (льняное, ореховое, кедровое и другие), скипидар, воспламеняющиеся в определенных условиях. Некоторые самовоспламеняющиеся системы приведены в табл. 4.4.

Таблица 4.4

Жидкости, способные к самовоспламенению при контакте

Жидкость

Контактирующее вещество

Скипидар

Азотная кислота

Смесь азотной и серной кислот

Глицерин

Перманганат калия

Этиленгликоль

Пероксид натрия

Перманганат калия

Оксид хрома(VI)

Метиловый спирт

Пероксид натрия

Оксид хрома(VI)

Пероксид натрия

Оксид хрома(VI)

Уксусная кислота

Пероксид натрия

Оксид хрома(VI)

Оксид марганца(VII)

Из приведенных примеров можно сделать вывод, что самовоспламенение жидкостей представляет собой окислительно-восстановительный процесс, в котором ЛВЖ проявляет свойства восстановителя, а контактирующее вещество - свойства окислителя. При этом следует отметить, что окислители обладают большой окислительной способностью, а жидкости, соответственно, большой восстановительной способностью.

4.5. Требования к таре и упаковке ЛВЖ

Жидкости класса 3 упаковываются в герметичную транспортную тару. В зависимости от температуры вспышки ряд ЛВЖ упаковывается в потребительскую тару, которая помещается в наружную упаковку.

Тара для перевозки ЛВЖ должна быть изготовлена и укупорена так, чтобы в обычных условиях перевозки она защищала содержимое от внешних источников воспламенения.

Стеклянные бутыли вместимостью до 60 л должны быть полностью закрыты в деревянном или фибровом барабане, прокладочный материал расположен так, чтобы предотвратить повреждение тары и утечку содержимого. Стеклянная тара емкостью до 5л упаковывается в деревянный ящик с прокладочным и поглощающим материалом горлом вверх. На крышке ящика должна быть надпись «Вверх». Картонные ящики, используемые для упаковки ЛВЖ, должны быть прочными и водоустойчивыми, деревянные обрешетки - прочными, с близко расположенными планками (дощечками), чтобы свести к минимуму опасность прокола потребительской тары.

Объем тары и упаковок ЛВЖ представлены соответственно в табл. 4.5 и 4.6.

Таблица 4.5

Характеристика транспортной тары

Максимальный объем содержимого, м 3

Подкласс

Без ограничений

Бочки металлические цилиндрические, с прокладкой или без прокладки, барабаны металлические
Канистры металлические емкостью 30…60 л

Запрещается

Жесткие прочные канистры из пластмассы емкостью до 30 л

По специальному разрешению

Примечание. Металлические и пластмассовые канистры должны быть упакованы в деревянные обрешетки.

Таблица 4.6

Характеристика упаковок при применении потребительской тары

Потребительская тара Наружная упаковка

Максимальная масса, брутто, кг

Подкласс

Бутыли стеклянные емкостью 10…60л Деревянный ящик или фибровый барабан

Запрещается

Запрещается

Бутыли стеклянные емкостью 1…5л

Деревянный ящик

Картонный ящик

Запрещается

Мелкая стеклянная тара вместимостью не более 1 л Деревянная бочка Картонный ящик

Запрещается

Бочки, бидоны и фляги металлические емкостью до 30л Деревянный ящик Картонный ящик Деревянная обрешетка

Запрещается

Запрещается

Запрещается

Бутыли пластмассовые жесткие Деревянный ящик Картонный ящик Фанерный барабан

Запрещается

Запрещается

Запрещается

По специальному разрешению

4.6. Требования к условиям перевозки ЛВЖ

Общие положения. Запрещена совместная перевозка ЛВЖ со следующими веществами или группами веществ:

Веществами, способными к образованию взрывчатых смесей;

Сжатыми и сжиженными газами;

Самовозгорающимися веществами;

Бромом, азотной и серной кислотами, органическими кислотами (уксусной, хлоруксусной, муравьиной);

Перманганатом калия, хроматами и бихроматами, пероксидами натрия, бензоила и др.

Требования при перевозке ЛВЖ в крытых вагонах и контейнерах. Грузы класса 3 предъявляются к перевозке на местах необщего пользования. Разрешается в порядке исключения принимать на местах общего пользования грузы подкласса 3.1 и 3.2 только по прямому варианту автомобиль-вагон, а грузы подкласса 3.3 - через склады железной дороги при наличии на станции специальных огнестойких или отдельных помещений на общих складах. На каждое грузовое место отправитель обязан нанести знаки опасности.

Грузы подклассов 3.1 и 3.2 допускаются к перевозке только в крытых вагонах. Грузы подкласса 3.1 перевозятся только повагонными отправками. Для этих грузов грузоотправитель обязан поместить в вагон не менее пяти мест порожней тары на случай повреждений отдельных мест. Грузы подкласса 3.3 в стеклянной таре, металлических и пластмассовых банках и бидонах, упакованные в деревянные или картонные ящики, разрешается перевозить в универсальных контейнерах.

ЛВЖ принимаются к перевозке, как правило, пакетами на универсальных или специализированных поддонах. Укладка поддонов с ЛВЖ в крытых вагонах должна производиться сплошными рядами, исключающими взаимное перемещение грузовых мест, равномерно по всей площади вагона, в несколько ярусов по высоте до полного использования грузоподъемности и вместимости вагона. При погрузке без поддонов между ярусами обязательна укладка настила из досок толщиной не менее 20мм. В каждом ярусе грузовые места укладываются плотно друг к другу без оставления свободного пространства.

Требования при перевозке ЛВЖ в цистернах. Грузы класса 3 перевозятся в специальных цистернах МПС и в специальных цистернах грузоотправителя (грузополучателя). Некоторые грузы класса 3 перевозят в цистернах общего парка МПС. Специальные и специально выделенные цистерны должны удовлетворять установленным требованиям и иметь надпись «Огнеопасно». Для грузов подкласса 3.1 на цистерну наносится полоса красного цвета, для остальных грузов этого класса - полоса желтого цвета.

Уксусный альдегид и этиловый эфир перевозятся в специальных цистернах отправителя, рассчитанных на требуемое давление и имеющих теневую защиту. Эфир этиловый разрешается перевозить также в цистернах, защищенных крытым кузовом. На такие цистерны грузоотправитель обязан нанести необходимые знаки опасности и надпись, соответствующую перевозимому грузу.

Бензол, диметиланилин, дихлорэтан, пиридиновые основания являются высокотоксичными веществами и должны транспортироваться в цистернах, выделенных для перевозки конкретных продуктов. На такие цистерны наносятся постоянные знаки опасности, а вместо предупредительной надписи «Огнеопасно» - наименование груза, для которого данная цистерна выделена. Например, на цистернах для бензола должна быть надпись «Бензол».

Коэффициенты заполнения цистерн, предназначенных для перевозки ЛВЖ, не должны превышать установленных значений.

Наиболее опасными грузами 3 класса, которые перевозятся на особых условиях, являются сероуглерод, метанол, бензин этилированный.

К классу 3 относятся вещества и изделия, содержащие вещества этого класса, которые:

  • являются жидкостями;
  • имеют при температуре 50 °С давление паров не более 300 кПа и не являются полностью газообразными при температуре 20 °С и нормальном давлении 101,3 кПа;
  • имеют температуру вспышки не выше 60 °C.

К классу 3 относятся также:

  • дизельное топливо, топливо печное легкое и газойль с температурой вспышки выше 60 °C, но не выше 100 °С;
  • жидкие вещества и твердые вещества в расплавленном состоянии с температурой вспышки выше 60 °C, которые предъявляются к перевозке или перевозятся в горячем состоянии при температуре, равной их температуре вспышки или превышающей ее;
  • жидкие десенсибилизированные взрывчатые вещества.

ПРИМЕЧАНИЕ 1. Температура вспышки — наиболее низкая температура жидкости, при которой ее пары образуют легковоспламеняющуюся смесь с воздухом.

ПРИМЕЧАНИЕ 2. Жидкие десенсибилизированные взрывчатые вещества — это взрывчатые вещества, растворенные или суспендированные в воде или других жидких веществах для образования однородной жидкой смеси с целью подавления их взрывчатых свойств.

Общим свойством опасных грузов данного класса является их способность образовывать над поверхностью горючую концентрацию паров при любых температурах окружающей среды, превышающих их температуру вспышки. Пары легковоспламеняющихся жидкостей могут легко воспламеняться при кратковременном контакте с источником возгорания, таким как горящая спичка, нагретая поверхность и т.п. Горючая концентрация паров может распространяться от места утечки на большие расстояния.

Кроме этого, насыщенные пары легковоспламеняющихся жидкостей с повышением температуры создают в емкостях значительное давление, способное привести к разгерметизации емкости.

В порожних емкостях с остатками легковоспламеняющихся жидкостей образовывается взрывоопасная концентрация паров с воздухом.

Знаки опасности, указывающие на опасные свойства грузов класса 3, приведены на рис. 1.

Рис. 1. Знаки опасности для опасных грузов 3-го класса

Вещества класса 3 в зависимости от степени опасности, которой они характеризуются во время перевозки, относятся к одной из групп упаковки:

Группа упаковки I: вещества с высокой степенью опасности;

Группа упаковки II: вещества со средней степенью опасности;

Группа упаковки III: вещества с низкой степенью опасности.

Степень опасности (группа упаковки) легковоспламеняющихся жидкостей определяется в соответствии с табл. 1.

Таблица 1

Критерии назначения групп упаковки для
легковоспламеняющихся жидкостей

Примеры 

К опасным грузам класса 3 относятся, например:

№ ООН 1170 Спирта этилового раствор;

№ ООН 1202 Топливо дизельное;

№ ООН 1203 Бензин моторный;

№ ООН 1230 Метанол;

№ ООН 1263 Краска;

№ ООН 1308 Цирконий, суспендированный в легковоспламеняющейся жидкости

Актуальные вопросы

25/11/2019

Международная конференция по вопросам перевозки опасных грузов

13 декабря 2019 года Ассоциация «Всеукраинская лига консультантов по вопросам безопасности перевозки опасных грузов» совместно с Всеукраинской общественной организацией «Общественный комитет транспортной безопасности» проведет международную конференцию на тему: «Современное европейское законодательство в сфере перевозки опасных грузов и его интеграция с законодательством Украины». Международная конференция пройдет в гостинице «Турист» (ул. Р. Окипной, 2, метро "Левобережная"). ...

21/11/2019

Отказ от согласований маршрутов дорожной перевозки опасных грузов: мечта или реальность?

Именно сейчас сложилась ситуация, когда автомобильные перевозчики имеют уникальную возможность воспрепятствовать внесению в Закон Украины «О перевозке опасных грузов» положения об обязательном согласовании маршрутов дорожной перевозки опасных грузов с Государственной службой Украины по безопасности на транспорте или другим компетентным органом Украины. ...

1/10/2019

Ремонт цистерн. Сварочные работы любой сложности

Предлагаем владельцам грузового транспорта услуги по внешнему и внутреннему ремонту и восстановлению автоцистерн из алюминия или нержавеющей стали. Специалисты нашей компании имеют большой опыт работы в этой сфере деятельности, качественно и в срок выполняют все виды сварочных работ любой сложности...

26/09/2019

Перевозка опасных грузов: куда дальше?

Изменения в руководстве страны дают надежду на положительные изменения и в сфере перевозки опасных грузов, которые уже давно назрели. Круг проблем, которые крайне необходимо решить в ближайшее время, довольно широкий. ...

8/09/2019

Изданы «Комментарии к ДОПОГ»

Правила перевозки опасных грузов были разработаны и применяются уже очень давно, и все же снова и снова они нарушаются, выявляются неправильные действия и, как следствие, происходят аварии. Предыдущий опыт и существующая ситуация ясно демонстрируют, что одним только воздействием на автомобильных перевозчиков и водителей невозможно обеспечить выполнение этих правил и существенно повысить безопасность перевозок. ...

Предприятия, на которых перерабатываются или используются горючие жидкости, представляют собой большую пожарную опасность. Это объясняется тем, что горючие жидкости легко воспламеняются, интенсивнее горят, образуют взрывоопасные паровоздушные смеси и плохо поддаются тушению водой.
Горение жидкостей происходит только в паровой фазе. Скорость испарения и количество паров жидкости зависят от ее природы и температуры. Количество насыщенных паров над поверхностью жидкости зависит от ее температуры и атмосферного давления. В состоянии насыщения число испаряющихся молекул равно числу конденсирующихся, и концентрация пара остается постоянной. Горение паровоздушных смесей возможно только в определенном диапазоне концентраций, т.е. они характеризуются концентрационными пределами распространения пламени (НКПРП и ВКПРП).
Нижние (верхние) концентрационные пределы распространения пламени – минимальное (максимальное) содержание горючего вещества в однородной смеси с окислительной средой, при котором возможно распространение пламени по смеси на любое расстояние от источника зажигания.
Концентрационные пределы могут быть выражены через температуру (при атмосферном давлении). Значения температуры жидкости, при которых концентрация насыщенных паров в воздухе над жидкостью равна концентрационным пределам распространения пламени, называются температурными пределами распространения пламени (воспламенения) (нижним и верхним соответственно – НТПРП и ВТПРП).
Таким образом, процесс воспламенения и горения жидкостей можно представить следующим образом. Для воспламенения необходимо, чтобы жидкость была нагрета до определенной температуры (не меньше нижнего температурного предела распространения пламени). После воспламенения скорость испарения должна быть достаточной для поддержания постоянного горения. Эти особенности горения жидкостей характеризуются температурами вспышки и воспламенения.
В соответствии с ГОСТ 12.1.044 "Пожаровзрывоопасность веществ и материалов ", температурой вспышки называется наименьшая температура конденсированного вещества, при которой в условиях специальных испытаний над его поверхностью образуются пары, способные вспыхивать в воздухе от источника зажигания; устойчивое горение при этом не возникает. Температура вспышки соответствует нижнему температурному пределу воспламенения.
Температуру вспышки используют для оценки воспламеняемости жидкости, а также при разработке мероприятий для обеспечения пожаро- и взрывобезопасности ведения технологических процессов.
Температурой воспламенения называется наименьшее значение температуры жидкости, при котором интенсивность испарения ее такова, что после зажигания внешним источником возникает самостоятельное пламенное горение.
В зависимости от численного значения температуры вспышки жидкости подразделяются на легковоспламеняющиеся (ЛВЖ) и горючие (ГЖ).
К легковоспламеняющимся жидкостям относятся жидкости с температурой вспышки не более 61 о С в закрытом тигле или 66 о С в открытом тигле.
Для ЛВЖ температура воспламенения обычно на 1-5 о С выше температуры вспышки, а для горючих жидкостей эта разница может достигать 30-35?С.
В соответствии с ГОСТ 12.1.017-80, в зависимости от температуры вспышки ЛВЖ подразделяются на три разряда.
Особо опасные ЛВЖ – с температурой вспышки от -18 о С и ниже в закрытом тигле или от -13 о С и ниже в открытом тигле. К особо опасным ЛВЖ относятся ацетон, диэтиловый спирт, изопентан и др.
Постоянно опасные ЛВЖ – это горючие жидкости с темпе-ратурой вспышки от -18 о С до +23 о С в закрытом тигле или от -13 о С до +27 о С в открытом тигле. К ним относятся бензил, толуол, этило-вый спирт, этилацетат и др.
Опасные при повышенной температуре ЛВЖ – это горючие жидкости с температурой вспышки от 23 о С до 61 о С в закрытом тигле. К ним относятся хлорбензол, скипидар, уайт-спирит и др.
Температура вспышки жидкостей , принадлежащих к одному классу (жидкие углеводороды, спирты и др.), закономерно изменяется в гомологическом ряду, повышаясь с увеличением молекулярной массы, температуры кипения и плотности. Температуру вспышки определяют экспериментальным и расчетным путем.
Экспериментально температуру вспышки определяют в при-борах закрытого и открытого типа:
– в закрытом тигле на приборе Мартенса-Пенского по методике, изложенной в ГОСТ 12.1.044-89, – для нефтепродуктов;
– в открытом тигле на приборе ТВ ВНИИПО по методике, приведенной в ГОСТ 12.1.044-89, – для химических органических продуктов и на приборе Бренкена по методике, изложен-ной в том же ГОСТе, – для нефтепродуктов и масел.