К активным и интерактивным методам обучения относятся. Активные и интерактивные методы обучения: обзор, классификации и примеры

Материал можно использовать в 3 - 11 классах, всё зависит от выбранной темы предложенных игр..

ПРАВИЛА ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

1. В работу должны быть вовлечены в той или иной мере все участники мероприятия. С этой целью полезно использовать технологии, позволяющие задействовать всех участников в процесс обсуждения.

2. Необходимо позаботится о психологической подготовке участников. Не все пришедшие на урок психологически готовы к непосредственному включению в те или иные формы работы. Сказывается известная закрепощенность, скованность, традиционность поведения. В это связи полезны разминки, постоянные поощрения учеников за активное участие в работе, предоставление возможности для самореализации ученика.

3. Обучающихся в технологии интерактивна не должно быть много. Количество участников и качество обучения могут быть в прямой зависимости. Важно. Чтобы каждый ребенок был услышан, каждой группе предоставлена возможность выступить по проблеме.

4. Отнестись со вниманием к подготовке помещения для работы, с таким расчетом, чтобы участникам было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах.

5. Отнеситесь со вниманием к вопросам процедуры и регламента. Об этом надо договориться в самом начале и постараться не нарушать его.

6. Отнеситесь со вниманием к делению участников мероприятия на отдельные группы. Можно на основе добровольности или случайного выбора.

7. Придерживаться принципа конфиденциальности.

8. Уважать мнение каждого, быть вежливым.

9. Быть доброжелательным по отношению к себе и другим (не критиковать).

ИГРА «ЮРИДИЧЕСКИЙ ХОККЕЙ». Перед проведением игры участники знакомятся с литературой по заданной теме и готовя пять-восемь заданий. Группа распределяется на 2 команды. В них распределяются роли: нападение, защитники, вратарь. Команда нападения, которой выпало выступать первой, ставит вопрос группе защиты второй команды. Если защитники отвечают правильно. Их команда получает право ставить вопрос. Если неправильно. Вопрос переходит к вратарю. Если и тот не знает ответа. Команда получает гол. Обеим командам насчитываются баллы. Набранные во время игры.

МОЗГОВОЙ ШТУРМ . Метод стимулирования идей всех участников относительно определенной темы на протяжении ограниченного периода времени. После презентации темы, понятия, проблемы участникам предлагается выразить свои идеи, ассоциации, комментарии, фразы, связанные с темой.

РАБОТА В МАЛЫХ ГРУППАХ . Обсуждение конкретного вопроса, в котором принимают участие четыре-шесть участников, с целью выработки определенных решений, рекомендаций, советов. Такая форма дает возможность всем участникам принимать активное участие в обсуждении, а также ближе пообщаться. Все наработки малых групп обсуждаются позже всеми участниками мероприятия.

ТРЕНИНГ . Форма организации познавательной деятельности, которая предусматривает спланированную последовательность действий, направленных на то,

Чтобы помочь объекту деятельности научиться эффективно выполнять работу или задание.

Для проведения тренинга необходимо подготовить помещение: расставить стулья по кругу, подготовить достаточное количество бумаги, маркеры, скотч. После каждого упражнения необходимо вывешивать итоговые данные, чтобы участники видели итоговые данные, чтобы участники видели результаты совместной работы. Тренинг лучше всего начинать со знакомства. Следующий этап-ознакомление с темой, планом, целями и заданиями тренинга. Очень важным элементом тренинга является установление правил, благодаря которым работа в команде будет эффективнее, поможет наладить дисциплину. По окончании тренинга необходимо подвести итоги, обобщить полученную информацию.

АУКЦИОН ЗНАНИЙ . Это активная форма проверки знаний. Предлагается вопрос « на продажу», команды называют балы за это вопрос. Если предложений больше от команд не поступает руководитель говорит: «Продано». Зачитывается вопрос, команда «купившая» отвечает, если ответ правильный к начальному капиталу прибавляется то количество балов, которое назвала команда. Если ответ не правильный, от начального капитала отнимается это количество балов и право ответа переходит к другой команде.

РОЛЕВАЯ ИГРА. Учебная игра в ходе которой участники имитируют реальную ситуацию путем выполнения назначенных ролей. Цель проведения ролевой игры заключается в приобретении опыта поведения или обращения, а также определенных навыков. Каждый участник должен знать идею роли и цель ролевой игры вообще. Важно дать группе выйти из роли по окончании игры и каждому - сказать несколько слов о своих чувствах, впечатлениях или мыслях. Ролевую игру используют как наиболее эффективное средство наглядного освещения содержания и сути тематики.

МОДЕЛИРУЮЩАЯ ИГРА . Учебная игра, в ходе которой участники создают определенные модели, алгоритмы действий. В отличие от предыдущего вида, данная игра не требует от участников входа в роль, она требует анализа конкретных жизненных ситуаций или проблемы и определения шагов на пути к их решению.

ОБУЧАЯ - УЧУСЬ . Метод, сущность которого заключается в том, что объект процесса обучения превращается в субъект, выполняя временно его функции и обязанности. Этот метод направлен на получение информации и на ее распространение среди других участников группы. Полученная информация не считывается. А пересказывается. Иногда по несколько раз. Таким образом обеспечивается ее лучшее запоминание.

ПИРАМИДА. Учитель предлагает группе построить пирамиду из знаний по разным темам и положительных впечатлений.

МИКРОФОН . Используя домашнее задание, ученики должны выступить с речью, которая рассчитана на одну минуту. Главное правило - не прекращать речь пока не кончится одна минута.

МОЗАИКА . Участники разбиваются на пары или на малые группы. Парам или группам раздают выдержки с текстом по данной теме, без названия, разрывные части. Задание заключается в том, чтобы сложить выдержки и ответить, например, к какому законодательному акту принадлежит данный текст.

АНАЛИЗ СИТУАЦИИ. Участники делятся на 4 группы. Каждой группе дается ситуация, за ограниченный промежуток времени команды должны проанализировать ситуации и ответь на вопросы, какие права были нарушены или законодательства и др.

ЧЕМОДАН . На плакате перед участниками мероприятия нарисован чемодан, каждая группа по очереди должны рассказать какие знание по рассматриваемой теме они возьму в дорогу или даже ощущения от мероприятия или общения.

1

Анализируются традиционные подходы к подготовке и ведению учебных занятий и нетрадиционные: активные и интерактивные. Определены факторы, способствующие совершенствованию учебно-познавательного процесса в вузе. Рассматриваются определения понятий: «активное обучение», «интерактивное обучение». Приведены примеры классификаций интерактивных методов обучения. Представлены различные интерактивные формы учебно-познавательного процесса. Предложен алгоритм проведения интерактивного занятия, рассмотрены правила, перечень необходимых условий, влияющих на эффективность обучения студентов в вузе. Установлено: интерактивное обучение способствует развитию коммуникативных умений и навыков, помогает установлению эмоциональных контактов между обучающимися, учит работать в команде, расширяет спектр образовательных возможностей.

учебно-познавательный процесс

коммуникативная среда

методы обучения

активизация учебно-познавательной деятельности

интерактивные формы занятий

активные

1. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе: учебное пособие / сост. Т.Г. Мухина. – Н. Новгород: ННГАСУ. – 2013. – 97 с.

2. Двуличанская Н. Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетентностей // Электронное научно-техническое издание «Наука и образование». – 2011. - № 4 [Электронный ресурс] http://technomag.edu.ru/doc/172651.html (дата обращения: 28.04.2014).

3. Кругликов В. Н. Активное обучение в техническом вузе: теория, технология, практика. – СПб. : ВИТУ, 1998. – 308 с.

4. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения. – 4-е изд., стер. – М.– 2008. – 176 с.

5. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия». – 2009. – 192 с.

6. Солодухина, О.А. Классификация инновационных процессов в образовании // Среднее профессиональное образование. – 2011. - № 10. – С.12 -13.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) предъявляет среди множества требований к учебному процессу - использование активных и интерактивных форм занятий с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Отмечено, что удельный вес таких занятий определяется содержанием конкретных дисциплин и составляет в целом 20 - 25 процентов аудиторных занятий по многим направлениям подготовки.

Целью данного исследования является определение наиболее эффективных методов обучения, способствующих активизации учебно-познавательных действий студентов вуза. Для начала следует рассмотреть понятия «активные» и «интерактивные» методы обучения.

Учебный процесс с применением активных и интерактивных методов, в отличие от традиционных занятий, где студент является пассивным слушателем, строится на основе включенности в него всех студентов группы без исключения, причем каждый из них вносит свой индивидуальный вклад в решение поставленной задачи с помощью активного обмена знаниями, идеями, способами деятельности. К сожалению, на сегодняшний день не существует четкого разграничения между активными и интерактивными методами обучения, одни и те же виды методов относят как к активным, так и к интерактивным, поэтому нет и четкой классификации интерактивных методов обучения.

По мнению исследователя В.Н. Кругликова, активное обучение представляет собой такую организацию и ведение образовательного процесса, которые направлены на всемерную активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся посредством широкого использования, как дидактических, так и организационно-управленческих средств, и методов активизации .

Исследователь А.П. Панфилова предлагает свою классификацию интерактивных методов обучения :

  1. Радикальные - стремление перестроить учебный процесс на основе использования компьютерных технологий (дистанционное обучение, виртуальные семинары, конференции, игры и пр.).
  2. Комбинаторные - соединение ранее известных элементов (лекция-диалог, лекция в вдвоем и т.д).
  3. Модифицирующие (совершенствующие) - улучшение, дополнение имеющейся методики обучения без существенного ее изменения (например, деловая игра).

Исследователи Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова классифицируют интерактивные методы обучения по трем группам :

  1. Дискуссионные: диалог; групповая дискуссия; разбор ситуаций из практики.
  2. Игровые: дидактические и творческие игры, в том числе деловые и ролевые,организационно-деятельностные игры.
  3. Тренинговые: коммуникативные тренинги; сензитивные тренинги (направлен- ные на формирование образной и логическойсфер сознания).

Внедрение интерактивных форм обучения - одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов в современном вузе, где преподавательпоказывает не только свою компетентность иэрудицию, но и умеетувлечь студентов новыми формами учебно-познавательной деятельности. Для этого организуются индивидуальная, парная и групповая работа, используется проектная деятельность, проводятся ролевые игры, осуществляется работа с документами и различными источниками информации. Преподаватель создает такую среду образовательного общения, которая будет способствовать деловому взаимодействию участников при взаимной оценке и контроля.

Интерактивный («Inter» - взаимный, «act» - действовать) означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом. Преподаватель, как и прежде, разрабатывает план и содержание занятия, используя интерактивные методы с целью представления нового материала в наиболее интересной и эффективной форме .

Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности обучающихся, опоре на групповой опыт и обязательной обратной связи. Преподаватель на таком занятии выполняет роль помощника в исследовательской работе студентов. Активность преподавателя уступает место активности студентов, его задачей становится создание условий для их инициативы. Участники активно вступают в коммуникацию друг с другом, совместно решают поставленные задачи, преодолевают конфликты, находят общие точки соприкосновения, идут на компромиссы. Организация занятия ведется преподавателем заблаговременно, тщательно отбираются задания и вопросы для обсуждения в группах .

Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Главная цель состоит в создании педагогических условий обучения в вузе, при которых студент сможет стать уверенным в своей интеллектуальной состоятельности, что делает продуктивным сам процесс обучения. Другими словами, интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие между студентом и преподавателем, а также между самими обучающимися :

Задачами интерактивных форм обучения являются:

  • пробуждение у студентов интереса к обучению;
  • эффективное усвоение учебного материала;
  • самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);
  • обучение работе в команде: проявление толерантности к различным точкам зрения, уважение прав каждогона свободу слова;
  • формирование у обучающихся собственного мнения, опирающегося на определенные факты;
  • выход на уровень осознанной компетентности студента.

Самыми распространенными среди преподавателей являются следующие интерактивные формы:

  • круглый стол (дискуссия, дебаты);
  • мозговой штурм (брейнсторм, мозговая атака);
  • сase-study (анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ);
  • мастер-классы;
  • работа в малых группах;
  • обучающие игры (ролевые, имитационные, деловые, образовательные и др.);
  • использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, экскурсии);
  • социальные проекты и другие внеаудиторные формы обучения (соревнования, фильмы, спектакли, выставки и др.);
  • интерактивная лекция с применением видео- и аудиоматериалов;
  • сократический диалог;
  • обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем (займи позицию, шкала мнений, ПОПС-формула);
  • «дерево решений», «анализ казусов», «переговоры и медиация», «лестницы и змейки»;
  • тренинги и др. .

Следует обратить внимание на то, что в ходе подготовки занятия на основе интерактивных форм обучения перед преподавателем стоит вопрос не только в выборе наиболее эффективной формы обучения для изучения конкретной темы, но и в возможности сочетанияметодов обучения, что, несомненно, способствует наиболее глубокому осмыслению темы. При этом нужно опираться на следующие методологические принципы:

  • интерактивное занятие - это не лекция, а совместная работа обучающихся по определенной проблеме;
  • все участники учебного процесса равны независимо от возраста, социального статуса, опыта, места работы;
  • каждый участник имеет право на собственное мнение по изучаемому вопросу.
  • критика личности недопустима (подвергнуться критике может только идея или неверная информация).

Алгоритм проведения интерактивного занятия:

1. Подготовка занятия

Ведущий производит подбор темы, ситуации, определение дефиниций. При разработке интерактивного занятия рекомендуем обратить особое внимание на следующие компоненты:

  • возраст участников, их интересы, будущая профессия;
  • временные рамки проведения занятия;
  • заинтересованность группы в данном занятии.

2. Перечень необходимых условий:

  • четкое определение цели занятия;
  • уточнение проблем, которые предстоит решить;
  • подготовка программы занятия;
  • подготовка раздаточного материала;
  • обеспеченность технического оборудования;
  • подбор основных вопросов, определение их последовательности;
  • подбор практических примеров из жизни;
  • использование графиков, иллюстраций, схем, символов;
  • доверительные, позитивные отношения между обучающимися;
  • многообразие форм и методов предоставления информации, форм деятельности обучающихся и др.

Вступление занятия состоит из сообщения темы и цели занятия. Участники знакомятся с предлагаемой ситуацией, с проблемой, над решением которой им предстоит работать, ставят перед собой цель, определяют задачи. Педагог информирует участников об условиях, дает четкие инструкции о правилах работы в группах. Если есть необходимость, то нужно представить участников (в случае, если занятие межгрупповое, междисциплинарное).

В ходе занятия следует добиваться однозначного семантического понимания терминов, понятий и т. п. Для этого с помощью вопросов и ответов следует уточнить понятийный аппарат, рабочее определение изучаемой темы. Своевременное уточнение понятийного аппарата сформирует у студентов привычку оперировать только хорошо понятными терминами, избегать малознакомых слов или попутно выяснять их значение, систематически пользоваться справочной литературой.

3. Примерные правила работы в группе:

  • быть активным и доброжелательным;
  • не перебивать собеседников, уважать мнение других участников;
  • быть открытым для взаимодействия;
  • стремиться дойти до истины;
  • придерживаться регламента;
  • проявлять креативность и т.д.

Особенности основной части определяются выбранной формой интерактивного занятия. Определение позиций участников следует делать очень корректно. Интерактивное позиционирование участников заключается в осмыслении общего для их позиций содержания, а также в формировании нового набора позиций на основании приведенных фактов и доводов.

4. Рефлексия проводится на эмоциональном аспекте, чувствах, которые испытывали участники в процессе занятия. Обязательным этапом является оценочный, который определяет отношение участников к содержательному аспекту использованных методик, актуальности выбранной темы и др. Рефлексия заканчивается общими выводами, сделанными обучающимися с помощью наводящих вопросов преподавателя.

Примерные вопросы для проведения рефлексии:

  • произвела ли на вас впечатление проведенная дискуссия?
  • была ли ситуация, которая удивила вас в процессе занятия?
  • чем вы руководствовались в процессе принятия решения?
  • учитывалось ли вами мнение других участников группы?
  • как вы оцениваете свои действия и действия группы?
  • что бы вы хотели изменить в организации подобных занятий?

Рассмотрим интерактивные методы обучения, которым отдают предпочтение преподаватели вуза, и отметим некоторые их особенности. Самыми популярными среди педагогов являются такие методы, как:

  • работа в малых группах , дающая возможность всем обучающимся участвовать в работе группы, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения, разрешать возникающие разногласия;
  • ролевая игра , в ходе которой происходит разыгрывание участниками группы сценки с заранее распределенными ролями, отражающими определенные жизненные ситуации;
  • мини-лекция - одна из эффективных форм преподнесения теоретического материала, излагаемого на доступном для обучающихся языке, при этом каждому термину обязательно дается определение со ссылкой на авторитетных авторов и источники. По окончании выступления происходит обсуждениевозникшихвопросов, а также способы использования полученной информацию на практике;
  • разработка проекта позволяет участникам мысленно выйти за пределы аудитории и составить проект действий по обсуждаемому вопросу, главное, чтобы каждыйимел возможность защитить свой проект, доказать его преимущество перед другими;
  • «мозговой штурм», «мозговая атака» (метод «дельфи») - это метод, при котором принимается любой ответ обучающихся на заданный вопрос, при этом оценка высказываемым точкам зрения дается не сразу, а после всех выступлений, главное - это выяснение информированности и/или отношения участников к определенному вопросу;
  • лекция-вдвоем позволяет распределитьучебный материал проблемного содержания в диалогическом общении двух преподавателей, при этом профессиональные дискуссии как бы разворачиваются между разными специалистами, например, теоретиком и практиком, сторонником и противником определённой концепции. Этот вид лекций заставляет студентов активно включаться в мыслительный процесс, сравнивать разные точки зрения и свой выбор;
  • лекция с заранее запланированными ошибками направлена на умение студентов обнаружить ошибки занести их в конспект и вынести на обсуждение. Такая лекция выполняет, как правило, не только стимулирующую функцию, но и контрольную;
  • лекция-визуализация способствует преобразованию устной и письменной информации в визуальную форму при использовании схем, рисунков, чертежей и т.п. Такая лекция способствует успешному решению проблемной ситуации, т.к. активно включается мыслительная деятельность обучающихся при широком использованиинаглядности и т.д.

Исследование, проведенное нами, показало, что в условиях интерактивного обучения у студентов наблюдается повышение точности восприятия, мыслительной работоспособности, происходит интенсивное развитие интеллектуальных и эмоциональных свойств личности: устойчивости внимания, наблюдательности, способности анализировать и подводить итоги. Интерактивное обучение способствует развитию коммуникативных умений и навыковобучающихся, помогает установлению эмоциональных контактов между ними, активизирует работу в команде, расширяет спектр образовательных возможностей.

Рецензенты:

Жуков Г.Н., д.п.н., профессор, директор филиала ФГБОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», г. Кемерово.

Петунин О.В., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой естественнонаучных и математических дисциплин ГОУ ДПО (ПК) «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования», г. Кемерово.

Библиографическая ссылка

Привалова Г.Ф. АКТИВНЫЕ И ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК ФАКТОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=13161 (дата обращения: 05.04.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

В современной педагогике все чаще говорят о необходимости применения новых технологий в обучении. Сегодня школа должна не только давать определенные знания по русскому языку, математике и физике, биологии и химии, географии, но и учить детей адаптироваться к различным обстоятельствам, переменам, развивать творческий потенциал ребенка и его коммуникативные навыки. Помочь с решением перечисленных выше проблем поможет интерактивный урок.

Три модели обучения

В педагогике сегодня выделяют три основные модели обучения:

  • Пассивная модель, которая предполагает, что ученики получают информацию по предмету, беседуя с учителем или же читая учебник. Школьники не получают творческих заданий, не работают в группах или парах, обсуждая тему урока или определенный вопрос. Наиболее простой моделью такого занятия можно считать урок-лекцию.
  • Активная модель предполагает стимулирование самостоятельно познавательной деятельности ребенка. Ученики получают индивидуальные творческие задания, общаются по теме урока с учителем. Но в ходе учебного процесса общение между учениками не происходит.
  • Интерактивная модель стремится к созданию комфортных условий обучения, при которых дети взаимодействуют не только с учителем, но и с другими учениками. При таком обучении происходит моделирование жизненных ситуаций, используются ролевые игры, групповая работа. Структура такого урока значительно отличается от структуры обычного.

Структура урока

В первую очередь педагогу стоит помнить, что интерактивный урок имеет несколько иную структуру, нежели обычный. Это связано с тем, что перед началом работы учеников следует мотивировать на получение результата, дать им стимул для дальнейшей работы.

Предлагается построение урока по следующей схеме:

  • Первый этап - мотивация. Он занимает до 5 % от общего времени занятия. Педагог должен заинтриговать учеников, подвести их к теме урока с помощью вопросов, цитат, притч, видеофрагментов и так далее.
  • Второй этап - представление темы, обозначение ожидаемых результатов. Занимает до 5% времени. Ученик должны понять, что им предстоит выучить, разобрать на уроке.
  • Третий этап - подача основной информации. Занимает он около 10% времени. На данном этапе учитель читает мини-лекцию, раздает краткие схемы или таблицы по теме урока. Как вариант, это может быть проверка домашнего задания или же презентация учениками мини-проектов, заданных заранее на дом.
  • Четвертый этап считается основным и занимает 60% всего времени интерактивного урока. Это практическая часть занятия, в ходе которой происходит практическое усвоение основного материала. Учитель заранее подбирает одну или две технологии для работы на уроке, подготавливает небольшой вводный инструктаж и ограничивает время на выполнение задания.

Последний этап - рефлексия и оценивание. Оно может занимать до 20% времени. Важно сравнить полученные результаты с ожидаемыми, озвученными в начале урока. Следует узнать, что дети узнали нового, как именно они работали, что им понравилось в работе.

Методы

Краткий список интерактивных методов урока (технологий) выглядит следующим образом:

  1. Мозговой штурм.
  2. Круглый стол (дискуссия или дебаты)
  3. Кейсы (анализ конкретных ситуаций).
  4. Деловые игры
  5. Ролевые игры.
  6. Мастер-классы.
  7. Работа в группах.
  8. Работа в парах.
  9. Метод карусели
  10. Лекция с проблемным изложением.
  11. Эвристическая беседа.
  12. Урок-семинар.
  13. Конференция.
  14. Метод проектов.
  15. Метод «ПРЕСС».
  16. Микрофон.

Также в качестве одной из новейших методов обучения выделяют урок с интерактивной доской. Но таким оборудованием до сих пор могут похвастаться лишь избранные учебные заведения.

Микрофон

Наиболее простой метод, применяемый как на обычном уроке, так и на интерактивном. Суть его проста. Учитель задает вопрос или просит высказаться по определенной теме и передает «микрофон» ученикам. Каждый ребенок берет его в руки и отвечает. В качестве микрофона может выступать что угодно - линейка, карандаш, ручка, пенал.

Интерактивные уроки в начальной школе могут вполне начинаться с этого метода или же заканчиваться им. С помощью «микрофона» учитель может подготовить детей к более серьезным интерактивным методам, таким как работа в группах.

Работа в малых группах

Еще один простой метод, который можно применять как в начальных классах, так и в старшей школе. В группу могут входить от 2 до 4 человек. Применяется метод для усвоения и закрепления знаний, проверки усвоенного. Каждая группа получает задание - оно может быть как одинаковым для всех учеников, так и отличаться. В ходе работы дети пытаются совместно решить поставленную задачу, вместе ищут ответ на поставленный вопрос, делятся своими идеями. Задания могут быть следующего плана: обсудить ситуацию, взять интервью, проанализировать проблему, протестировать соседа по парте.

Интерактивная игра

Одна из наиболее интересных и продуктивных технологий - игровая. Она позволяет создать максимальные условия для самореализации учеников. Такого рода интерактивные уроки в школе проводятся редко, так как они требуют высокого уровня подготовки как со стороны учителя, так и со стороны учеников.

Цель интерактивной игры - улучшение моделей поведения и их осознанное усвоение.

Игра должна иметь определенное содержание, соответствующее учебным планам; сюжет, развивающийся параллельно основному содержанию обучения; персонажей - активных участников процесса.

В зависимости от правил игры, ученики могут как перемещаться по классу, так и сидеть за своими столами.

Основные требования к игре:

Дидактическая цель ставится в форме игровой задачи.

Интерактивные уроки русского языкаи литературыможно проводить в виде деловой игры - суда. Ученики могут как провести суд на героем литературного произведения, так и осудить те или иные речевые ошибки, грамотность, правила. Тот же принцип можно использовать и на уроках истории.

Метод проектов

Интерактивные технологии на уроке технологии могут базироваться на методе проектов. В зависимости от темы, ученики выполняют как индивидуальные, так и групповые проекты, работая над дизайном помещения, создавая оригинальный подарок, моделируя одежду для последующего пошива.

После выполнения задания группа или ученик должны представить папку для защиты проекта, в котором поэтапно будет расписана выполненная работа, презентация.

Использование метода научит детей мыслить творчески, нестандартно, создавать что-то свое.

Интерактивная доска

Использование интерактивной доски на уроках - один из новейших методов, которым сегодня владеют далеко не все педагоги. Если в больших городах практически каждая школа имеет в своем распоряжении хотя бы несколько таких досок, то в маленьких городках и поселках о таком чуде техники в лучшем случае только читали в журналах и интернете.

Главная цель интерактивной доски - демонстрация во время урока текстовых и графических файлов, видео, разработка электронного протокола занятия.

Выделяют несколько видов досок:

- Активная - которая подключается к источнику питания и компьютеру. Работа с документами осуществляется с помощью стилуса.

- Электромагнитная , работающая с помощью специальных маркеров.

Интерактивная доска на базе технологии инфракрасного сканирования - это дисплей, оборудованный инфракрасными датчиками. Им можно управлять как при помощи стилуса, так и пальцами.

С помощью специального ПО учитель может добавлять пометки поверх изображения на экране, использовать шаблоны уроков, работать с графикой.

Другие методы

Другие интерактивные методы обучения на уроках, о которых стоит знать:

Преимущества интерактивного урока следующие:


Как добиться максимального эффекта

Использование новых методик и технологий обучения - залог успешного учебного процесса, более глубокого усвоения новых знаний, всестороннего развития личности ребенка. Для достижения целей учитель может провести урок с интерактивной доской, деловую или интерактивную игру, использовать метод проектов или ряд других, не менее интересных и действенных методик.

и их преимущества

Интерактивные методы обучения

и их преимущества

Процесс обучения неразрывно связан с таким понятием, как методика обучения.

Методика – это не то, какими книжками или кассетами вы пользуетесь, а то, как организовано ваше обучение. Иными словами методика обучения – это форма взаимодействия учащих-ся и учителя в процессе обучения. Поясним последнее наше определение наглядными примерами. В рамках сложившихся условий обучения процесс обучения рассматривается как процесс взаимодействие между учителем и учениками (урок), целью которого является приобщение последних к тем или иным знаниям, навыкам, умениям и ценностям.

Если брать обобщенно, то с первых дней существования обу-чения, как такового, и до сегодняшнего дня сложились, утверди-лись и получили широкое распространение всего три формы взаимодействия учителей и учащихся, которые приближенно можно представить следующими схемами (стрелки на схемах обозначают направления деятельности).

Из приведенных выше схем видно, что все методические подходы к обучению можно подразделить на три группы:

1. Пассивные методы;
2. Активные методы;
3. Интерактивные методы.

Каждый из приведенных методических подходов имеет свои особенности. Ниже мы рассмотрим каждый из методических подходов, но особо остановимся на интерактивных.

Пассивный методический подход, как видно из схемы 1 – это такая форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель является основной действующей фигурой урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей. Обратная связь в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. Пассивный метод считается самым неэффективным с точки зрения усвоения учащимися учебного материала, но его плюсы – это относительно нетрудоемкая подготовка урока и возможность преподнести сравнительно большое количество учебного матери-ала в ограниченных временных рамках. Учитывая эти плюсы, многие учителя предпочитают его остальным методам. И действи-тельно, в некоторых случаях этот подход успешно работает в ру-ках умелого и опытного учителя, особенно если учащиеся уже имеют четкие цели, направленные на основательное изучение предмета. Самой распространенной формой пассивного урока является лекция. Этот вид урока широко распространен в 10-11 классах, так как старшеклассников можно рассматривать как вполне сформировавшихся людей, имеющих четкие цели глубоко изучать предмет, хотя активные методы дали бы еще более эффективные результаты.

Активный методический подход, как видно из схемы 2 – это такая форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся теперь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основной действующей фигурой был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах. Если пассивные уроки предполаг-али авторитарный стиль обучения, то активные предполагают демократический стиль. Активный и интерактивный методиче-ские подходы имеют много общего. В общем, интерактивный ме-тод можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов. Просто в отличие от активных методов интер-активные ориентированы на более широкое взаимодействие уче-ников не только с учителем, но и друг с другом и на доминиро-вание активности учащихся в процессе обучения (смотрите схему 3). Ниже мы подробнее рассмотрим именно интерактивные уроки.

Интерактивный методический подход.

Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действо-вать) – означает взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с кем-либо.

Другими словами, интерактивные методики обучения - это специальная форма организации познавательной и коммуни-кативной деятельности, в которой обучающиеся оказываются во-влеченными в процесс познания, имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Место учителя в интерактивных уроках зачастую сводится к направле-нию деятельности учащихся на достижение целей урока. Он же разрабатывает план урока (как правило, это совокупность интер-активных упражнений и заданий, в ходе работы над которыми ученик изучает материал).

Таким образом, основными составляющими интер-активных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися.

Принципиальное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что в ходе их выполнения не только и не столько закрепляется уже изученный материал, сколько изучается новый. И потом интерактивные упражнения и задания рассчитаны на так называемые интерактивные подходы. В современной педагогике накоплен богатейший арсенал интерактивных подходов , среди которых можно выделить следующие:

1. Творческие задания;

2. Работа в малых группах;

3. Обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры и образовательные игры);

4. Использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, экскурсии);

5. Социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения (социальные проекты, соревнования, радио и газеты, фильмы, спектакли, выставки, представ-ления, песни и сказки);

6. Разминки;

7. Изучение и закрепление нового материала (интер-активная лекция, работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами, «ученик в роли учителя», «каждый учит каждого», мозаика (ажурная пила), использование вопросов, Сократический диалог);

8. Обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем («Займи позицию (шкала мнений)», ПОПС-формула, проективные техники, «Один - вдвоем - все вместе», «Смени позицию», «Карусель», «Дискуссия в стиле телевизионного ток-шоу», дебаты, симпозиум);

9. Разрешение проблем («Дерево решений», «Мозговой штурм», «Анализ казусов», «Переговоры и медиация») и так далее

Под творческими заданиями мы будем понимать такие учебные задания, которые требуют от учащихся не простого воспроизводства информации, а творчества, поскольку задания содержат больший или меньший элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько подходов.

Творческое задание составляет содержание, основу любого интерактивного метода. Вокруг него создается атмосфера открытости, поиска. Творческое задание (особенно практическое и близкое к жизни обучающегося) придает смысл обучению, мотивирует учащихся. Неизвестность ответа и возможность найти свое собственное "правильное" решение, основанное на своем персональном опыте и опыте своего коллеги, друга, позволяют создать фундамент для сотрудничества, сообучения, общения всех участников образовательного процесса, включая педагога.

Выбор творческого задания сам по себе является творческим заданием для педагога, поскольку требуется найти такое задание, которое отвечало бы следующим критериям:

    не имеет однозначного и односложного ответа или решения;

    является практическим и полезным для учащихся;
    связано с жизнью учащихся;

    вызывает интерес у учащихся;

    максимально служит целям обучения.

Если учащиеся не привыкли работать творчески, то следует постепенно вводить сначала простые упражнения, а затем все более сложные задания.

Работа в малых группах - это одна из самых популяр-ных стратегий, так как она дает всем учащимся (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия). Все это часто бывает невозможно в большом коллективе. Работа в малой группе - неотъемлемая часть многих интерактивных методов, например таких, как мозаика, дебаты, общественные слушания, почти все виды имитаций и др.

Групповую работу следует использовать, когда нужно решить проблему, которую учащиеся не могут решить самостоя-тельно. Если потраченные усилия и время не гарантируют желаемого результата, лучше выбрать метод "один - вдвоем - все вместе" для быстрого взаимодействия.

Начинать групповую работу следует, не торопясь. Если у вас или у учащихся никогда не было опыта работы в малых группах, можно организовать сначала пары. Уделите особое внимание учащимся, которые с трудом приспосабливаются к работе в небольшой группе. Когда учащиеся научатся работать в паре, переходите к работе в группе, которая состоит из трех учащихся.

Как только вы убедитесь, что эта группа способна функционировать самостоятельно, постепенно добавляйте новых учащихся. Старайтесь не включать в малую группу более пяти человек.

Опытные методисты рекомендуют образовывать группы с разнородным составом учащихся, включая туда сильных, средних и слабых учащихся, юношей и девушек, представителей разных культур, социальных слоев и т.д. В разнородных группах стимулируются творческое мышление и интенсивный обмен идеями. Учащиеся проводят больше времени, представляя свою точку зрения, могут обсудить проблему более детально и учатся рассматривать вопрос с разных сторон. В таких группах строятся более конструктивные взаимоотношения между участниками.

Способы распределения учащихся по группам

Существует множество способов распределения учащихся по учебным группам. Возможно заранее составить список групп и вывесить его, указав место сбора каждой группы. В этом случае вы контролируете состав группы.

Наиболее простой способ произвольного распределения - попросить учащихся рассчитаться "на первый-второй..." по числу групп. После расчета первые номера образуют первую группу, вторые - вторую и так далее. Вместо номеров можно использовать цвета, времена года, страны и т.д.

Еще один способ - по позиции (или желанию) учащихся.
Сохранение стабильного состава группы в течение достаточно до-лгого времени способствует достижению учащимися мастерства в групповой работе. В то же время смена состава группы позволяет всем учащимся поработать с разными людьми и узнать их.

Распределяйте роли внутри групп. При работе в малой группе учащиеся могут выполнять следующие роли:

    фасилитатор (посредник-организатор деятельности группы);

    регистратор (записывает результаты работы);

    докладчик (докладывает результаты работы группы всему классу);

    журналист (задает уточняющие вопросы, которые помогают группе лучше выполнить задание, например те вопросы, которые могла бы задать другая сторона в дискуссии или в судебном слушании);

    активный слушатель (старается пересказать своими словами то, о чем только что говорил кто-либо из членов группы, помогая сформулировать мысль);

    наблюдатель (наблюдатель анализирует эффективность ра-боты группы и может выставлять оценки или баллы каждому участнику группы);

    хронометрист (следит за временем, отпущенным на выполнение задания).

Возможны и другие роли. Распределение ролей позволяет каждому участнику группы активно включиться в работу. Если группа сохраняет стабильный состав на протяжении длительного времени, учащихся следует менять ролями.

Организуя групповую работу, обращайте внимание на следующие ее аспекты: убедитесь, что учащиеся обладают знани-ями и умениями, необходимыми для выполнения группового задания. Нехватка знаний очень скоро даст о себе знать - учащиеся не станут прилагать усилий для выполнения задания.
Старайтесь сделать свои инструкции максимально четкими. Маловероятно, что группа сможет воспринять более одной или двух, даже очень четких, инструкций за один раз. Запишите инструкции на доске и (или) карточках.

Предоставьте группе достаточно времени на выполнение задания. Придумайте, чем занять группы, которые справятся с заданием раньше остальных.

Групповая работа должна стать правилом, а не радикаль-ным, единичным отступлением от традиционной практики при-менения пассивных методов обучения. В то же время не следует использовать малые группы в тех случаях, когда выполнение задания требует индивидуальной работы.

Подумайте о том, как ваш метод поощрения/оценки влияет на использование групповой работы. Обеспечьте групповые награды за групповые усилия.

Будьте внимательны к вопросам внутригруппового управ-ления. Если один из учащихся должен отчитаться перед классом о работе группы, обеспечьте справедливый выбор докладчика. Старайтесь также обращать внимание на то, как уважаются права каждого члена группы.

Будьте готовы к повышенному рабочему шуму, характер-ному для методов совместного обучения.

В процессе формирования групп остерегайтесь "навешива-ния ярлыков" на учащихся и на группу в целом. Как правило, желательны разнородные группы.

При подготовке задания для работы в малых группах продумайте ожидаемые учебные результаты каждой группы.

1. Как правило, стоит сообщить задание всей аудитории до разделения на группы.

2. Обсудите с учениками, понятно ли им задание.

3. Выработайте (или напомните) правила работы в группах.
Выше Вы ознакомились с характеристикой таких широко распространенных интерактивных подходов, как творческие задания и работа в малых группах. Названия остальных подходов говорят сами за себя.

Ниже примерно приведена одна из самых распростра-ненных структур интерактивного урока , названная схемой Колба:

1. Мотивация и объявление новой темы - 10% времени от общей длительности урока;

2. Закрепление (повторение) пройденного - 20% времени от общей длительности урока;

3. Изучение нового материала - 50% времени от общей длительности урока;

4. Оценивание - 10% времени от общей длительности урока;

5. Подведение итогов урока (дебрифинг, рефлексия) - 10% времени от общей длительности урока.

Временное распределение в данной схеме можно рассматривать условным, учитель может по своему усмотрению и в зависимости от особенностей урока продлевать или укорачивать те или иные этапы урока, однако желательно, чтобы все перечисленные качественные этапы урока сохранялись.
Поясним каждый качественный этап урока более развернуто:

Мотивация - начальный этап урока, призванный сконцентрировать внимание учащихся на изучаемом материале, заинтересовать их, показать необходимость или пользу изучения материала. От мотивации во многом зависит эффективность усвоения учащимися учебного материала.

Закрепление - важный этап урока, не только повышаю-щий эффективность усвоение материала в целом, заинтересо-ванность учащихся, но и формирующий в сознании учащихся последовательную логическую структуру знаний и методов, применяемых в данном предмете, а не разрозненную россыпь сведений.

Изучение основного материала - главный целевой этап урока, на котором учащиеся непосредственно получают новые знания. На этом этапе, как уже было сказано выше, учителем должны быть подобраны задания, при выполнении которых учащиеся получают необходимые знания, навыки и умения. При подборке заданий учителю желательно также помнить китайскую поговорку: "Я слышу и забываю, я вижу и запоминаю, я делаю и понимаю".

Оценивание - важный стимулирующий компонент уро-ка. Оценивание должно быть гибким, наглядным, непредвзятым и справедливым. Только в этом случае оно будет действовать, как стимулятор, в противном случае - оно может послужить основной причиной отторжения от предмета и падения заинтересо-ванности, поэтому здесь надо быть особенно осторожным, приме-нять методы коллективного оценивания, самооценивания, коман-дного оценивания и т. д. Наиболее распространенный способ оценивания на интерактивных уроках - набор баллов и коман-дное оценивание.

Дебрифинг - подведение итогов урока. Заключительный этап урока, на котором обычно учитель спрашивает, что понравилось на уроке, что - нет, собирает пожелания, замечания, и в итоге обобщает пройденное и побуждает к дальнейшему самостоятельному и более глубокому изучению материала.

Классификация методов обучения по уровню активности обучающихся включает следующие группы:

– пассивные;

– активные;

– интерактивные.

В процессе применения пассивных методов обучения обучающийся выступает в роли объекта обучения , он должен усвоить и воспроизвести материал, который передается ему преподавателем  источником знаний. Такие методики называют репродуктивными. Обычно это происходит при использовании лекции-монолога (однонаправленная передача информации от преподавателя к обучающемуся), чтении, демонстрации. Обучающиеся при этом не сотрудничают друг с другом и не выполняют каких-либо проблемных заданий.

При применении активных методов обучения обучающийся становится субъектом учебной деятельности, вступает в диалог с преподавателем, выполняет творческие, проблемные задания. Обучающийся устанавливает индивидуальный контакт с преподавателем, но не с другими членами группы. Такие методики занимают сегодня основное место на семинарских занятиях и в процессе выполнения самостоятельной работы.

С изменением социально-экономических условий трансформируется трудовая деятельность человека, что актуализирует проблему поиска новых подходов к совершенствованию системы образования. Человек должен обладать соответствующими способностями, знаниями и умениями, чтобы осваивать технологические новшества. Современный специалист должен уметь работать в команде, принимать как самостоятельные решения так и согласованные с командой. В связи с этим, для современных методов обучения характерно то, что обучающиеся работают индивидуально и в команде.

Традиционные методы обучения обеспечивают подготовку обучающегося к выполнению тех или иных функций на основе известных алгоритмов (норм) выполнения деятельности. Но для продуктивного выполнения сложных функций в постоянно изменяющихся социально-экономических условиях человеку необходимо применять творческий подход для решения проблем. Поэтому обучающиеся должны не только присваивать знания и умения, но и приобретать опыт творческой деятельности и необходимые качества личности, такие как самостоятельность, коллективизм, ответственность, мобильность, креативность. Важно формирование у обучающихся критического отношения к информации, умений принимать оптимальные решения, воспитание чувств солидарности, общности, сопричастности к общему делу. Для реализации таких целей необходимо выбирать методы, которые основаны на конструктивных, партнерских взаимоотношениях, а формирование знаний и умений происходит в процессе взаимодействия между педагогом и обучающимися как субъектами педагогического процесса.

Вышеперечисленным требованиям удовлетворяют интерактивные методы обучения, которые строятся на организации творческого общения между участниками педагогического процесса.

Особенностью интерактивных методов обучения является то, что общение организуется не только между педагогом и обучающимися, что характерно для традиционных методов обучения, но и между всеми обучающимися.

Основным понятием, которое определяет главную особенность интерактивных методов обучения, является понятие «интерактивный » (от английского interact – взаимодействовать; находиться во взаимодействии, действовать, влиять друг на друга).

Однако взаимодействие, являясь основополагающим элементом любой образовательной деятельности, в большей или меньшей степени присутствует при использовании практически любого из методов обучения. Тогда в чем заключается особенность интерактивных методов обучения? Для четкого определения данного понятия необходимо обратиться к идеям интеракционизма – теоретико-методологического направления в зарубежной социологии и социальной психологии.

Американский социолог и социальный психолог Джордж Мид, являющийся основоположником интеракционизма, рассматривал развитие общества и социального индивида (социальное «я») в неразрывном единстве. Он считал, что происхождение «я» целиком социально, а главная его характеристика – это способность становиться объектом самонаблюдения, саморефлексии и самоконтроля. Представители более позднего интеракционизма (М. Кун, Т. Шибутани), исследуя природу социальных процессов, видели в их основе выработку и изменение социальных значений, постоянное определение и переопределение ситуаций взаимодействия их участниками.

Под интерактивностью понимается не просто процесс взаимного воздействия, а специально организованная познавательная деятельность, носящая ярко выраженную социальную направленность.

Вывод. К интерактивным методам могут быть отнесены только те методы обучения, которые организуют процесс социального взаимодействия, на основании которого у участников возникает некое «новое» знание, родившееся непосредственно в ходе этого процесса.

Интерактивные методы предполагают совместное обучение (обучение в сотрудничестве), то есть обучающиеся и преподаватель являются субъектами обучения. Все участники образовательного процесса при этом взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия других и собственное поведение. Обучающиеся погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем.

Интерактивные методики позволяют задействовать не только сознание человека, но и его чувства, эмоции, волевые качества. Это позволяет увеличить процент усвоения материала.

К основным преимуществам интерактивных методов обучения относят: высокий уровень усвоения информации через эмоционально-ценностное отношение к деятельности; формирование умений слушать и слышать; обучение через взаимообмен опытом; активизация мышления; личностный рост; формирование умений работы в команде, повышение активности каждого; постановка новых проблем; создание ситуаций неизвестности для участников и др.

К недостаткам относят следующее: есть риск столкновения личных амбиций; требуется высокая компетентность педагога (тренера); большая продолжительность времени и др.

Для интерактивных методов обучения характерны некоторые особенности, связанные с деятельностью педагога и обучающихся.

Самоопределение обучающихся на основе внутренней мотивации. В деятельности внутренняя мотивация определяет целенаправленный характер действий обучающихся и выступает как активный стимул развития и достижения успеха.

Выстраивание стратегии собственной учебной деятельности. Стратегия – это образ организационных действий и управляющих подходов, используемых для осуществления самостоятельной деятельности. В процессе обучения обучающийся выступает как полноценный субъект деятельности и при этом он осуществляет разработку стратегии своей деятельности: прогнозирование, целеполагание, определение краткосрочных и долгосрочных задач и пути их достижения.

Достижение успеха. Важно организовывать позитивный психологический климат, который обеспечивает радость познания в процессе выполнения творческой самостоятельной и коллективной деятельности. Желание обучающихся достичь успеха является важным стимулом к самосовершенствованию и саморазвитию. Известно, что педагогическая ситуация - составная часть процесса обучения, характеризующая его состояние в определенное время и в определенном пространстве. Ситуации всегда конкретны, они создаются или возникают в процессе обучения и, как правило, разрешаются тут же. Ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности человека. Успех – это переживание состояния радости, удовлетворения от того, что результат, к которому стремится личность в своей деятельности, совпал с ее ожиданиями. Успех может быть кратковременным, частым, длительным, сиюминутным, устойчивым, значительным. Ситуации успеха проектируются заранее педагогом или могут создаваться в процессе обучения.

Творческое общение. Творческое общение между обучающимися направлено на создание коллективного продукта (интеллектуального, материального). Творческое общение – это сложный процесс установления и развития контактов между субъектами педагогического процесса, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. В рамках диалога происходит выражение индивидуального мнения по конкретному вопросу и выработка коллективного решения.

Создание проблемных ситуаций. Решение проблемных ситуаций характеризуется наибольшим эмоциональным накалом, спорами, дискуссиями, столкновением различных мнений. Решение проблемных ситуаций возможно, если имеет место опора на индивидуальные особенности обучающихся, их интуицию, фантазию, свободу аргументации. В процессе обсуждения и обоснования выбора решения проблемы обучающиеся приходят к «инсайту».

Организация коллективного и индивидуального самоуправления . Распределение управленческих функций между всеми субъектами процесса обучения. В процессе обучения педагог делегирует некоторые управленческие функции обучающимся, при этом осуществляется коллективное и индивидуальное самоуправление. Создаются эффективные команды, определяется алгоритм их работы, распределяются роли и функции, происходит выбор способов взаимодействия субъектов деятельности.

Осуществление самоконтроля . Осуществление обучающимися самоконтроля в процессе учебной деятельности связано с проявлением активности и самостоятельности. В основе самоконтроля лежит система обратных связей, дающих возможность оценивать и регулировать деятельность. В ходе самоконтроля обучающиеся совершают умственные и практические действия по самооценке, корректированию и совершенствованию выполняемой ими работы.

Позитивное оценивание. Позитивность оценивания – это отсутствие отрицательных оценок. Обучающиеся выявляют и оценивают собственные достижения при выполнении учебных заданий.

Рефлексивное отношение к деятельности. Как отмечают В. И. Слободчиков и Е. И. Исаев, именно рефлексия является «центральным феноменом человеческой субъектности» . Осуществляя рефлексию деятельности, обучающийся выявляет собственные резервы, возможности, движущие силы и противоречия. Обучающийся осмысливает замысел и последствия необходимости изменения действий.

Можно сделать вывод, что особенностью интерактивных методов обучения является то, что усвоение субъектом новой информации, нового опыта, новых качеств личности происходит в режиме индивидуальной и коллективной деятельности, основанной на самоорганизации и самоуправлении.

– выявления, удовлетворения и развития личностно, социально и профессионально значимых потребностей и интересов обучающихся;

– развития способностей обучающихся, их критического мышления, креативности и мобильности;

– позитивного воздействия на эмоциональную, волевую, интеллектуальную сферы личности;

– реализации культурологического, деятельностного, личностно-ориентированного подходов в образовательном процессе;

– формирования гностических, проектно-конструктивных, организаторских, коммуникативных и рефлексивных умений у обучающихся;

– организации творческого общения, так как коммуникация порождает процесс экстериоризации, в котором мысль объективизируется и становится доступной для рефлексии и критики;

– формирования и развития субъектной позиции;

– воспитания ответственного отношения к собственной деятельности на основе рефлексии.

Классификация интерактивных методов обучения

Выделяют следующие группы интерактивных методов обучения:

– неимитационные;

– имитационные (игровые и неигровые имитационные методы обучения).

К н еимитационным методам обучения относят следующие: проблемный семинар, тематическая дискуссия, «мозговой штурм», круглый стол и др.

При применении имитационных методов обучения создается нереальная обстановка или ситуация, что помогает обучающимся адаптироваться к реальной профессиональной среде.

К неигровым имитационным методам обучения относят следующие: решение производственных и ситуационных задач и упражнений, метод кейсов, метод микроситуаций, метод инцидента, игровое проектирование, информационный лабиринт, групповые дискуссии, просмотр видеозаписей игр с разбором и обсуждением, моделирование конкретных проблем и др.

К игровым имитационным методам обучения относят следующие: «разыгрывание» ситуации в ролях, игры-симуляции, ролевые, деловые, организационно-деятельностные, инновационные, поисково-апробационные, проблемно-деловые игры, креативные интерактивные методы (метод синектики, метод ассоциаций, метод Дельфи), компьютерные игровые имитационные методы и др.

Необходимость применения интерактивных методов обучения можно объяснить тем, что при лекционной подаче материала усваивается не более 20 % информации, при дискуссионном обучении – 75 %, а при проведении, например, деловой игры усваивается около 90 % информации.

Модели взаимодействия между участниками

педагогического процесса

Обучение рассматривается как совместная деятельность педагога и обучающихся, то есть обучение как процесс усложняется по сравнению с учением за счет включения деятельности педагога, который осуществляет управление деятельностью учащихся. Управление как процесс информационного воздействия субъекта на объект, направленный на достижение целей субъекта. Субъект управления должен знать состояние объекта, чтобы можно было корректировать управленческое воздействие. В идеальном случае цели субъекта и объекта могут совпадать.

С учетом того, что разные методы обучения основаны на применении разных управленческих моделей взаимодействия педагога и обучающихся, можно рассматривать м етод обучения как систему методических приемов и правил эффективного взаимодействия субъектов педагогического процесса на основе определения их ответственности и усилий по достижению дидактических целей и задач.

Например, модель управления в рамках традиционных методов обучения строится на основе субъект-объектного взаимодействия (рисунок 1).

Рисунок 1 – Типовой контур педагогического управления

в рамках традиционных методов обучения

Такую модель управления можно назвать директивной . Управляет один человек – педагог. Он вырабатывает решения, координирует и контролирует деятельность обучающихся. Но при этом качество обучения будет в основном зависеть от информации, которой обладает педагог, от его способности принимать оптимальные решения в различных педагогических ситуациях. С одной стороны, такая модель управления проста и оперативна, но, с другой – приводит к снижению уровня мотивации и активности обучающихся.

Директивная модель педагогического управления не достаточно эффективна еще и потому, что объектом управления является обучающийся, его учебная деятельность, а это сложный объект, который может находиться в нескольких устойчивых состояниях и переходить из одного состояния в другое.

В процессе обучения обучающийся присваивает новые знания, умения, потребности, нормы, ценности, развивает свои способности. Процесс познания, который лежит в основе учения, относится к процессам с внутренней детерминацией. Поэтому на современном этапе все чаще применяются интерактивные методы обучения, которые позволяют учесть личностно, социально и профессионально значимые потребности и интересы обучающихся, их собственный опыт и творческий потенциал.

Модели управления в рамках интерактивных методов обучения основаны на организации индивидуального и коллективного самоуправления, так как распределение функций управления осуществляется между всеми участниками педагогического процесса. Такую модель управления мы называем кооперативной .

Индивидуальное самоуправление предполагает, что обучающиеся становятся полноценными субъектами учебной деятельности. В процессе самоуправления они осуществляют следующие виды деятельности: прогнозирование результатов своей деятельности; целеполагание (сознательного самоизменения: Я узнаю, Я пойму, Я решу); планирование; самоорганизацию и саморегулирование собственной деятельности; анализ результатов своей деятельности и самоконтроль; оценивание результатов своей деятельности; рефлексию. Необходимо учитывать, что обучающийся станет субъектом учебной деятельности только при наличии внутренних личностно, социально и профессиогнально значимых мотивов и только в том случае, если для него станет ценностью саморазвитие и самовоспитание на основе рефлексивного отношения к своей деятельности. Не вызывает сомнения, что при этом моральное состояние учащихся и степень их удовлетворенности значительно выше, чем в рамках директивной модели управления.

Кроме индивидуального самоуправления, целесообразно выделить также уровень коллективного самоуправления, когда происходит активный обмен информацией и решения принимаются коллегиально. Появляется возможность для всех участия в обсуждении проблем, свободного выражения индивидуального мнения, отражения своей позиции в рамках диалога.

Диалог – (греч. dialogos – беседа) – информативное и экзистенциальное взаимодействие между коммуницирующими сторонами, посредством которого происходит понимание .

Данная модель воплощается в режиме коллективной деятельности, где все функционально связаны друг с другом общим познавательным интересом. Коллектив становится механизмом развития личности. Успех общего поиска определяется интеллектуальными, организаторскими, нравственнымиусилиями каждого.

Управленческим ресурсом в рамках интерактивных методов обучения является интеллектуальный потенциал обучающихся, их потребности и интересы.

Типовой контур педагогического управления в рамках интерактивных методов обучения представлен на рисунке 2.

педагога

Определение

проблемного

Интеллектуальный

ресурс обучающихся,

их профессионально, социально и личностно значимые

потребности и цели

Выработка

общей цели

Организация,

мотивация

деятельности

обучающихся,

педагогическое

наблюдение

Поисково-познавательная

деятельность

(формирование

индивидуальных

творческих

продуктов )

– самоопределение обучающихся, их видение проблемы;

– сбор информации;

– поиск решений, «мозговой штурм»;

– принятие решения

Презентация отчетов

Экспертиза

и рефлексия

Принятие

коллективного

решения

Коллективный интеллектуальный (материальный) продукт,

новые профессионально, социально и личностно значимые

потребности обучающихся и цели

Рисунок 2 – Типовой контур управления в рамках интерактивных

методов обучения

Проблема управления педагогическим процессом определяется тем, что ученический коллектив – это сложная иерархия групп и личностей с присущими им интересами и целями. Цели обучающихся часто противоречат друг другу и являются неустойчивыми. При разрешении проблем в группе возникает дифференциация, обусловленная индивидуальными особенностями каждого члена группы. Одни из них обладают «широкими» знаниями и способны находить аналогии из других проблемных сфер. Другие выполняют определенные роли, например, «критиков», «генераторов идей». Оптимальное решение проблемы, удовлетворяющиее всех членов группы, достигается через конфликт.

В этом случае, целями педагогического управления являются следующие: вовлечение всех обучающихся во внутренне мотивированную целенаправленную учебно-познавательную деятельность и увеличение коммуникативных отношений между обучаемыми, что приведет к возникновению различных мнений и идей, флуктуаций (отклонение от нормы) и повышению эффективности процесса учения.

Основой этой модели является управление процессом усвоения обучающимся культуры, в ходе которого развиваются внутренние потребности, способности, сознание каждого. Цели, содержание, способы деятельности определяются педагогом и обучающимися совместно, с учётом их интересов и способностей. Главной целью педагога является обучение учащегося деятельности. Педагог организует взаимодействие обучаемых в познавательном процессе, сознательно создавая при этом такую социальную инфраструктуру, которая вызывает у них необходимость действовать по нормам общественных отношений.

Равноправное, демократическое взаимодействие в познании стимулирует у каждого желание проявить инициативу и творчество. При этом существенно меняется отношение к другому человеку как к личности: отчуждённость, равнодушие уступают место заинтересованности, взаимопониманию, сопричастности.